Роман мечеть парижской богоматери. «Большая игра в поддавки»

«Мечеть Парижской Богоматери»: антиутопия? скандал? предупреждение?

События, описанные в книге Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» происходят в Париже в 2048 году. Ислам стал религией всей Западной Европы. Неисламское меньшинство загнано в гетто. Христиане снова в катакомбах. Евросоюз называется Евроисламом. Узнав о готовящейся ликвидации гетто, горстка христиан объединяются с деятелями национального сопротивления, чтобы вернуть Парижу его святыню, чтобы снова превратить мечеть «Аль-Франкони» в собор Парижской Богоматери. Отслужив первую мессу в заново освящённом храме, его взрывают.

Позволю себе привести цитату из авторского послесловия к книге. Это, разумеется, будет неполиткорректно, но это позиция автора, о книге которого мы собираемся поговорить сегодня… А бывают ли вообще на свете политкорректные писатели? Ну, из тех, которые -настоящие?

Е. Чудинова:

«Эта книга - книга христианки, христианки, быть может, плохой, но, во всяком случае, не полностью безграмотной. Этим и объясняется та жесткость позиции, за которую я еще, несомненно, услышу немало упреков. Спешу переадресовать часть их к Священному Писанию: именно там сказано решительно и четко: христианство - единственная истинная религия... Спаситель вообще сформулировал предельно четко: кто не со Мною, тот против Меня. Европа, в которой происходит действие моего романа, в минувшем столетии позволила себе хорошо поспорить со Священным Писанием и с Отцами Церкви, сказав, что все религии - сестры, все ведут ко спасению, но каждая - своей дорогой».

Время подкорректировало список вопросов, приготовленный для Елены Чудиновой, самым неожиданным образом ответив, какой вариант развития событий возможен - уже не на страницах книги, а в жизни. Оказалось, что опасности, на которые указывает в своей книге Елена Петровна достаточно серьезны, чтобы к ним повнимательней присмотреться.

- Как родился, с чего начался замысел «Мечети Парижской Богоматери»?

- Я из поколения, на глазах которого прошли афганская война и чеченские кампании, и я, конечно, не могла не задумываться о… некоторых особенностях ислама. Тенденции развития европейского общества в последние несколько десятилетий поставили ребром вопрос о перспективах, которые могут нас на этом пути ожидать. Уже горят христианские храмы, но европейцы молчат о том, что это все делают мусульмане.

О. Андрей Кураев в своей книге говорил: «Не инопланетяне же, в конце концов, взрывают наши самолеты и школы! С этим «политкорректным» тезисом можно было бы согласиться, если бы верующие каждой мировой религии по очереди устраивали теракты. То буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей… То даосы взорвут самолет… То христиане подорвут кинотеатр…Может быть, терроризм - это следствие искаженного понимания Корана. Но ведь именно Корана, а не книги о Винни-Пухе»

У меня был разговор с одним мусульманским деятелем, он пытался параллели проводить - у нас, мусульман - ваххабиты, а у вас, у христиан - пятидесятники, например, есть. Да, есть. Только вот пятидесятники, слава Богу, ни одного теракта не совершили.

- Почему действие Вашей книги происходит именно во Франции?

Потому что именно Франция со своим либерализмом и политкорректностью много лет подряд подготавливала все именно к таким вариантам развития событий. Власти - с одной стороны и Католическая Церковь - с другой. Скажем, закон о хиджабе фактически стал во Франции законом о рясе и законом о сутане. Католический священник в соответствующей сану одежде не может войти в общественное учреждение. Католическая Церковь на II Ватиканском соборе (Второй Ватиканский собор проходил в 1962-1965 гг. Он был созван папой Иоанном XXIII и продолжен его преемником Павлом VI .Собор провозгласил идею «aggiornamento» - «осовременивания», «обновления» Церкви, признав фактическое равенство католицизма с другими христианскими течениями, (что означало практическое отрицание истинности самой Католической Церкви); объявив достойными уважения и содержащими элементы святости и истины нехристианские религии) допустила роковую для себя ошибку, растеряв большую часть своей паствы. Результат - пустые храмы в традиционно католических странах Западной Европы. Прибавьте к этому пресловутый европейский комплекс вины… Комплекс вины вообще интересная вещь. Он как-то успешно заменил собой то, что Киплинг называл «бременем белого человека». Комплекс вины воспринимается противной стороной как слабость. А слабых - бьют. Для немцев, успевших побывать хотя бы в гитлерюгенд, покаяние было необходимо и спасительно. Но когда чувствует себя виноватым немец, фашизма не видевший, родившийся много после…Вот это уже комплекс вины, это, немецкий народ очень ослабило. Тезис о «коллективной вине» нации работает только для виноватого поколения. Народ, не сумевший этого понять вовремя, разрушает себя изнутри. Причина нынешнего европейского кризиса - комплекс вины, пресловутая политкорректность и слабость католической церкви. Свято место пусто не бывает, его тут же заняли исламские радикалы.

- Чем, же, по-вашему ислам завоевывает сегодня сердца людей?

Людям, испытывающим духовный голод, мало указать общее направление. Они нуждаются в конкретных инструкциях. Католичество с его одним постным днем в году их не дает. Человек приходит в католический собор во Франции и что он видит? Старинный резной конфессионал (кабинка для исповеди) выброшен за ненадобностью, вместо него современная пластиковая кабинка вроде телефонной с загорающейся надписью «занято - свободно». Внутри сидит священник, который пытается копировать стиль поведения платных психоаналитиков, стремится облегчить «чувство вины» и «снять комплексы». В стремлении стать мягче и ближе к людям католическая церковь растеряла значительную часть своей паствы. Православная церковь почти не занимается проповедью в Европе. Что остается людям? Ислам. Эта религия строго регламентирует жизнь, а люди устали от вседозволенности, они хотят правил, неважно каких, лишь бы религиозных.Церкви в Европе действительно превращаются в мечети. Причем пока безо всякой революции, тихо-мирно. Нынешний, современный ислам тяготеет к интернациональной сети. Это, строго говоря, уже не вопрос религии, а вопрос политики. Не обращать на него внимания преступно.

- Одно из Ваших интервью называется «Я не хочу жить в Московском халифате» Как же не нарушая прав других наций и ничего не пропагандируя, сохранить свои национальные особенности? Что делать, нам, русским, в нашем многонациональном государстве? Что, по-вашему нужно, чтобы в России такой вариант развития событий, равно трагичный и для мусульман, и для христиан, стал невозможен?

Ну насчет равного трагизма… Что-то не видела я мусульман особо удрученных событиями во Франции, не встретились они мне, не повезло. Почему - не пропагандируя? В сущности, кто запрещает нам, русским, у себя дома, в России, ввести в школах основы православной культуры? Проповедь христианства, в том числе и у себя и за рубежом. Спрашивают, а хорошо ли я знаю Коран, а читала ли я таких-то их богословов... Я отвечаю: извините, я плохо знаю Коран. Я вот как раз и борюсь за право, живя в России Коран не знать. Да, к нам приезжают беженцы из других республик, но кто мешает их детям стать православными, понять и полюбить наши обычаи и культуру, воспринять ее и обогатить? А то каждый остается при своем, их здесь все больше и мы ничего не делаем для того, чтобы они поняли нас и полюбили. А я считаю, что мы должны бороться за их детей.

- Россия - для тех, кто любит Россию?

Нет, еще неполиткорректней. Россия для тех, кто любит Христа.

- Так и напрашивается неполиткорректный заголовок «Елена Чудинова - мать православного экстремизма»

Нет такого понятия, «христианский экстремизм» и не будет его никогда. Хотя, конечно героев моего романа кучкой террористов называли. Но это клевета на них. Человек, борющийся с оккупантами, не является террористом. У них нет другого выбора, у них вообще никакого выбора нет. Это абсолютный конец, абсолютное отчаяние.

- Вам конечно не раз этот вопрос задавали, но без него - никак не обойтись.О чем Ваш роман?

В этот раз я отвечу так. Это роман об отчаянии, роман о безнадежности. Собор Парижской Богоматери взлетает в финале на воздух. Так же как былинный град Китеж уходит под воду. К Богу он уходит. Это единственный вариант развязки. Для него нет больше места на земле. И для христиан его больше нет.

«Отцу Лотару казалось, что это во сне он идет по огромному храму, пронизанному мечами солнечных лучей, похожему на корабль мачтами колонн, сужением алтарной части, прямизною предела, чем-то еще, не поймешь, чем. Хоругви должны висеть здесь, как паруса. Корабль, символическая основа храмовой архитектуры…Корабль, отходящий в Вечность»

Самые радикальные и неоднозначные высказывания в книге Вы вложили в уста маленькой героини по имени Валери, расскажите о ней.

- Валерии ­- юродивая, но она ребенок. Ей необходимо привлечь внимание взрослых к тому, что происходит, к тому, что Дом Богоматери захватили чужие, она в отчаянии, и она ругается, она произносит худшее слово из всех, которые ей известны. Вот и всё.

В связи с книгой часто упоминают имя итальянской журналистки Орианы Фаллачи, статья которой «Гнев и гордость» посвященная столкновению европейца с исламской культурой наделала много шума в Европе.

Ориана Фаллачи, отчасти стала прототипом моей героини Софии. Ориана Фаллачи одной из первых увидела пределы, до которых может довести политкорректность и толерантность. «Защита собственной культуры стала в Италии моральным грехом. И учитывая это, запуганный неуместной кличкой «расист» каждый замолкает, как кролик»

- В чем обвиняли «Мечеть Парижской Богоматери»?

В чем только не обвиняли. В неполиткорректности, разумеется. В оскорблении неокатоличества. В православном экстремизме. В сионизме даже. Но все декларациями и ограничивается, по сути-то ничего не говорят. Было несколько провокаций, например когда пытались приписать известному религиозному деятелю, духовному лицу, резко критические высказывания о моей книге. По счастью, провокаторов покуда удается выводить на чистую воду.

Ваши, книги выпускаются издательством «Лепта», в связи с этим хочется спросить, как Вы относитесь к книгам другого автора этого издательства, Юлии Вознесенской? Нужны ли они православному читателю?

Это хорошая конкуренция Гарри Поттеру. Именно из книг Юлии Вознесенской обычный средний подросток, «купившись» на авантюрный сюжет, может узнать о таких вещах, о которых ему нигде больше не скажут. И вполне возможно, что в своем желании узнать больше он дойдет все же до церкви. Там-то ему и объяснят, в чем разница между православным фэнтези и православной духовной литературой. Но в качестве той самой пусковой пружины книги Вознесенской незаменимы.

- Если бы Вы писали свою книгу сейчас, после известных событий, что Вы написали бы по-другому?

Да нечего мне уже к ней добавить. Эта книга меня сама нашла, я-то роман о шуанах писала. Пришлось прерваться, некоторые книги разрешения не спрашивают. Я теперь совершенно от книги свободна, она больше мне не принадлежит.

Беседовала Алиса Орлова


16 / 11 / 2005

Читаю сейчас книгу Елены Чудиновой "Мечеть Парижской Богоматери ". Это что-то! Я давно не читал таких кинг! Книг, которые полностью тебя захватывают и не отпускают. Вот некоторые рецензии на нее:

«Мечеть Аль-Франкони (бывший собор Нотр-Дам-де-Пари) в столице магометанской Франции - каков сюжет, а каков финал! И поразительное знание и чувствование исламских реалий, да еще и поистине пророческий взгляд в наше политкорректное будущее. Это потрясающе смелая книга, и она, несомненно, вызовет взрыв как на Востоке, так и на Западе. Восхищаюсь смелостью Елены Чудиновой. Но, кроме всего, „Мечеть“ - еще и просто увлекательнейший приключенческий роман, прочитанный мною на одном дыхании».

«Эта книга откровенно не политкорректна, какой только и может быть настоящая антиутопия. Книга, написанная человеком, для которого Вера свята и Церковь не этнокультурный антураж, а Тело Христово. Эта книга наверняка покажется для многих обидной, подозреваю - даже оскорбительной. На самом деле все, что написано в романе - это правда. А на правду ополчаются только дураки и злодеи».

"- Кади, которого я давеча подорвал, верил, что тут же после смерти займется сексом с семьюдесятью двумя гуриями.
- Не могу поручиться, но, скорее всего, его ожидания сбылись.
Эжен-Оливье засмеялся.
- Ты напрасно полагаешь, что я шучу, - по голосу священника Эжен-Оливье понял вдруг, что тот, в самом деле, говорит без тени улыбки. - Ты знаешь, что такое гурии?
- Сногсшибательные красотки, на которых не ложится пыль и грязь.
- Добавь, не имеющие женских месячных отправлений, не стареющие и не беременеющие. Ни в одном из авторитетных исламских источников не сказано, что гурии - это то, во что превратятся после смерти правоверные женщины. Некоторые исламские богословы поздних времен пытались под такое пригнуть, но это чистой воды натяжки. Гурии изначально созданы гуриями. Добавь к этому неустанную способность к сексу.
- Грязные бредовые сказки, только и всего.
- Средневековье, плохо знакомое с исламом, оставило нам довольно детальные описания демонов, называющихся суккуб и инкуб. Инкуб нас, благодарение Богу, сейчас не интересует. А вот суккуб нам весьма интересен. Это демон в женском обличье, ищущий половой связи с мужчинами. Скажу еще раз - демон в женском обличье, а не женщина. И такая вот половая связь с демоном всегда выходит смертному боком… когда одна черноокая красотка ухватит и пойдет ублажать так, что мало не покажется, а потом перекинет другой, а если не достанет силы развлекаться, придется есть особое мясо тамошних быков, весьма умножающее мужскую силу, да жевать побыстрее, потому что третья красавица уже тянет руки… И так - вечно, постоянное, непрестанное, жуткое совокупление с нечеловеческими существами, хоть умоляй, хоть кричи, ты ведь этого хотел? Ты считал это наградой? Ты пытался ее заслужить? Так получай, получай сполна!"

Я сейчас напишу не о романе. Во всяком случае, обсуждать его не буду. Он попал в точку и все. А вот что меня зацепило намного раньше. Я неоднократно бывал в Париже. С 1977 года по 1995, и я видел как менялся его состав. В 77 году Монмартр, бульвары - Пигаль, Блан, улица Сен-Дени - там не было черных. Сейчас там нет белых... как это случилось? Как сами парижане допустили, что древнейшие культурные центры столицы Франции оказались оккупированы выходцами из Африки и ближнего востока? Если в Сакр-Кер в 77, 78, 79 - шли службы и там было не протолкнуться - сейчас там пусто. На площади Мадлен илиБобур - вы не встретите светлокожих. Зато там весьма реально быть обобранным или даже изнасилованным прям среди бела дня. В окружившей толпе чернокожих. Это было уже в середине 80-х, а сейчас парижане опасаются выходить в темное время на улицу. На площади Трокадеро и в Булонском лесу дежурят автобусы со спецназом. Вот такие дела. А на площади художников и на набережной Сены и в Люксембургском саду еще можно посидеть и выпить кофе - но только днем.

Оценка: 9

Роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» должен был быть мной прочитан довольно давно. Но как-то все не срасталось у меня: то со временем, то с желанием. И вот, наконец, чтение закончено. И я считаю, что это сделано вовремя. Именно сейчас, а не в момент написания (в 2004 г) этот роман стал актуален. Настолько актуален, что становится страшно, насколько пророческими оказались некоторые вещи. Потому что после последних вооруженных беспорядков в Париже воспринимать «Мечеть», как фантастику и антиутопию практически невозможно. В 2010 году то, о чем пишет Чудинова, стало практически реальностью.

Воспринимать данное произведение, как чисто художественное – невозможно. Слишком много в нем от публицистики. Сам сюжет по сути своей – второсортный боевичок, каких много, и не более того. Но.. Есть одно большое, просто огромное НО. Это экскурсы в историю ислама и католицизма. Причем иногда с весьма необычных и нетривиальных сторон. К примеру: традиционное описание исламского рая со страстными черноокими гуриями с точки зрения христианства выглядит как ад, с иссушающим тело и душу бесконечным сексом с суккубами (демонами-женщинами). И кто скажет – чья точка зрения здесь правильна?

«Мечеть Парижской Богоматери» - описание эпохи победившего радикального ислама. Христиане согнаны в гетто, их насильно обращают, проверяя новообращенных кровью тех членов семьи, которые захотели остаться в своей вере. Эпохи, когда в Европе (Еврабии по Чудиновой) совершенно серьезно обсуждается необходимость повсеместного введения «фараонова обрезания» для женщин, где за занятия музыкой можно умереть, так же как и за торговлю книгами. Времени, когда во всем Париже останется один единственный христианский священник. Времени последних дней современной, нашей с вами, цивилизации. Времени, когда в соборе Нотр-Дам будут стоять ванны для омовения ног. Того времени, когда будет отслужена последняя месса. Отслужена ценой многих жизней.

Герои романа – вот они удались. Это живые люди. Не герои. Это – заложники обстоятельств и политики веротерпимости, потомки тех, кто до последнего верил в некие демократические ценности и не замечал угрозы у самого порога. София Севазмиу – русская, побывавшая в детстве заложницей у чеченцев, агент Слободан – серб, переживший бойню в Боснии, отец Лотар – последний священник Парижа, Жанна и Левек – представители юного поколения, дети гетто. И Валери – маленькая юродивая святая со стигматами. Это – основные действующие лица, но так же хороши и многие проходные герои – портретная галерея нового времени.

Заранее хочу сказать, что людям терпимым не стоит читать роман Чудиновой. Тем, кто не верит в угрозу терроризма, он также строго противопоказан. Кто-то даже сможет упрекнуть автора в разжигании межэтнической розни и будет даже в чем-то прав. Позиция автора к тому, что происходит в современном мире, действительно непримирима. Но и правдива. Дважды, трижды, жестоко правдива. Автор, как хороший журналист, просто собрала в своем произведении все виденные образы: ребенка-заложника, продажных политиков и правозащитников, прибалтийской снайперши, серба-сепаратиста и многих других. Она собрала их и показала нам. Без прикрас показала нам нас самих и то, к чему мы идем. И призвала задуматься. Выводы у каждого будут свои, но мне стало страшно. Очень.

Оценка: 10

Ну, как оценивать-то будем?

Как прогностическую публицистику или как литературное произведение?

Я вообще-то и не собирался читать это произведение. Ну, слышал где-то что-то. Ну а мало ли таких страшилок о будущем существует? Но как-то раз смотрел по телеку репортаж из Франции, там было интервью с каким-то парижанином. И из уст этого француза чётко донеслось «Мечеть Парижской Богоматери» русской писательницы Чудиновой. «Ну, раз уж до Парижа дошло,- подумал я - то надо хотя бы «по диагонали» просмотреть».

Но с первых же страниц понял, что по верхам с романом не получится ознакомиться. Стал читать более-менее вдумчиво. Увлёкся. Вжился.Ужаснулся.

Понравилось в целом. Притянуло полное отсутствие политкорректности, которая надоела хуже горькой редьки. Наконец-то нашёлся автор, который не боится называть вещи своими именами. Достаточно убедительно показано, чего нужно остерегаться нынешнему поколению, чтобы не построить «светлое будущее» описанное автором.

Конечно, по сюжету и событиям разбираемый роман - натуральный триллер. Но мир (прописанный детально и подробно) в котором происходят описанные события показан так, что «мама не грюй». Не хочу, чтобы мои потомки так жили. Слава Богу(нашему Богу), что по Чудиновой как раз Россия остаётся последним оплотом христианства.

И ещё. Нынешняя дешёвая политкорректность и толерантность (с... в глаза - всё Божья роса) приводит героев романа к тому, против чего нынче борется прогрессивное человечество - к терроризму. Добро должно быть с кулаками - к такому выводу приходят антиисламисты. Только не поздно ли? Не лучше ли заняться наведением порядка сейчас. И «малой кровью».

Оценка: 9

Честно говоря, даже и не знаю, как это произведение можно было назвать антиутопией? Третьесортный боевик, с бессмысленным сюжетом и абсолютно «мертвыми» персонажами. О каком предостережении идет речь? Неужели автор думает, что исламский мир состоит исключительно из террористов? Тысячи людей в Европе нашли себя в спорте, культуре, науке. Конечно, как и в любой замкнутой среде, особенно в бедных странах, процветают радикальные идеи, но это применительно не только к исламу.

О сюжете говорить даже и не буду, это полнейшая чушь. Настолько все нелогичное, бессмысленное, ни на чем не основанное, постоянные отсылки к церкви и к католической, и к РПЦ. Особенно меня порадовало течение мыслей автора, в котором она возмущена негативной оценкой нынешних правителей церкви по отношению к Крестовым походам. Оказывается, это был поход за Веру и Бога, а не жажда убийства и наживы. Это до чего нужно скатиться, чтобы говорить о пользе этих бессмысленных и жестоких попыток изменить существовавший миропорядок. Особенно «успешным», наверное, был поход, в котором разграбили Константинополь и убили тысячи горожан-христиан.

Автор не просто расист, она разжигает межнациональную ненависть, пытается идти таким же путем, как и радикалы в исламе. Вообще, поражает ненависть ко всем окружающим и к Украине, и к Прибалтике, которые обязательно сгинут без России и станут бандитскими анклавами, а вот Беларусь спасется, так как она в союзе и будет защищена. Польша тоже будет спасена, ведь на ее границе будет стоять российская армия и поляки будут в восторге от этого. Вызывает вопрос, автор хоть в чем-то разбирается?

Бессмысленное, неинтересное, не имеющее никакой связи с реальностью, основанное на новостях «России 24», такое же правдоподобное, как и все, что там показывают. После прочтения хочется тщательно вымыть руки с мылом и никогда больше не брать в руки книги Чудиновой.

Оценка: 1

Когда я узнал об этом романе, то сразу заинтересовался. «Мечеть...» была заявлена как остросоциальная антиутопия, затрагивающая одну из из самых серьёзных проблем западной цивилизации - угрозу исламского радикализма, а также излишнего потакания мусульманским общинам в странах Европы. Мне, как человеку с гуманистическими проевропейскими взглядами, стороннику классического капитализма и западной демократии, а также консервативных европейских ценностей, такая проблематика идеологически близка.

Сказать, что я был разочарован - значит, ничего не сказать. Я прочитал не антиутопию, а примитивный боевик в надуманном антураже, пронизанный духом казарменного патриотизма и истеричной церковной пропаганды, к тому же написанный топорным, примитивным языком. Ближайшее по духу произведение - печально известные «Дети против волшебников», только там Матушке Святой Руси угрожают нехоррошие жидомасонские маги, а здесь - карикатурные мусульмане.

Претензиям несть числа, и я даже не знаю, с чего начать...

Во-первых, мир. О нелогичности оного уже говорилось в предыдущих отзывах. Я же добавлю от себя ещё кое-что:

1) В описаниях геополитической ситуации прямо-таки изо всех щелей сквозит коньюктурный, «кремлёвский» патриотизм автора - Украина и Прибалтика плохие, не хотят одно место России лизать - будут страдать под пятой евроислама; Беларусь хорошая, там наш друг Батька сидит - значит, будет им dolce vita в союзе с Россией.

2) Автор, по-моему, забыла, что одной Европой, Россией и Ближним Востоком мир не ограничивается, на дворе у нас не XIV век. О Канаде, Китае, Африке, Латинской Америке в книге ни слова; умилила фраза про то, что Польша осталась последним католическим государством на планете. А как же Латинская Америка, католическая до мозга костей? Мусульман там почти нет, превратить костелы в мечети некому, а традиции церкви сильны. Что ж вы так, автор, взяли да полмиллиарда человек со счетов сбросили? С каких это пор Турция стала единственной светской мусульманской страной? Огромной и достаточно развитой Индонезией уже можно пренебречь? Когда ко власти в Иране успели прийти ваххабиты, и, главное, кто их поддержал в стране с подавляющим шиитским большинством? Как Израиль умудрился «невероятно усилиться» без европейских и американских субсидий? Зачем российским мусульманам устраивать теракты против своей власти, если им так хорошо живётся в светской стране без шариата и благочестивой стражи, а многие из них вообще эмигрировали в Россию подальше от евроисламского тоталитаризма? Нет ответа.

Во-вторых, герои и сюжет. Это ниже всякой критики. Ненавидящий европейцев агент-серб, погибающий за идеи католического подполья, восемнадцатилетний юноша, оценивающий привлекательность девушек по целомудрию их облика, французская мусульманка, принимающая в своём доме девочку из Сопротивления - все эти необычайно «логичные» персонажи составят вам поистине незабываемую компанию. Ну, а сюжет - просто шитый белыми нитками незатейливый боевичок, серый, невыразительный и предсказуемый.

В-третьих, язык. Ничего не буду говорить, просто позволю себе несколько цитат:

«А над Парижем стоял сплошной, идущий отовсюду молитвенный призыв муэдзинов, пронзительный, монотонно вибрирующий, словно кто-то резал исполинского поросенка в вертящемся барабане стиральной машины.»- метафора, достойная Cannibal Corpse.

«Не было больше нужды обсуждать то, как телеэкраны понесут по всему миру кадры, запечатлевшие, стотысячекратно множащие то, как избитый, пропитанный ужасом человек, между истерзанным трупом одного ребенка и еще живым другим, задыхаясь, выплевывает, как в астматическом приступе «ашхаду… алля… иляхаилляллах…» а затем, сопровождаемый одобрительным гоготом, подталкиваемый прикладами, уже сам идет в чужой дом – «свидетельствовать кровью» – и будет влечься своими мучителями от порога к порогу до тех пор, покуда не сыщется горло для вложенного в его руку ножа.» - вы ещё ругаете Перумова за длинные, неуклюжие предложения? Тогда мы идём к Вам!

Подводя итог, могу сказать, что написание качественного произведения, раскрывающего потенциальную опасность политкорректных перегибов - дело будущего. «Мечети...» я ставлю вполне заслуженную 3\10, хотя, пожалуй, накину балл за злободневость. Пусть будет 4\10.

Оценка: 4

Глупо обвинять героев в неадекватности, раз весь мир в произведении автора неадекватен. Но всё же меня во время прочтения книги удивило поведение главного героя – российского разведчика, серба по происхождению, и его желание сложить голову в бессмысленном теракте в сердце Парижа вместе с горсткой партизан. Поведение французов понятно – их страна погибла, их нация без боя сдалась захватчикам и процесс ассимиляции зашёл уже слишком далеко. Так что «зажечь на последок» и погибнуть вместе с собором Парижской Богоматери – вполне естественно. Но принесение самого себя в жертву со стороны Слободана попахивает мазохизмом, ибо пользу Родине эта жертва совершенна не принесла. Настоящий Штирлиц должен был пожелать террористам счастливого пути на тот свет, посмотреть кровавый спектакль, который развернулся в центре Парижа, а потом продолжить работу на благо России в частности и всего православного мира (точнее того, что от него осталось) в целом.

Да, и автор, и те, кто высказывались ранее, правы: слишком часто европейские власти ведут себя неадекватно мягко по отношению к мусульманским диаспорам, слишком часто потакают тем во многих их требованиях. Но это вовсе не значит, что европейцы так уж и без боя (как это показано в книге) отдадут свои страны, свои жизни и своё имущество арабским варварам. Это в отношении других стран (например, к России) европейцы готовы применять самые жёсткие этические стандарты, но когда дело доходит до них самих их мораль становится удивительно эластичной. В этой эластичности морали (кто-то назовёт это двойными стандартами, кто-то просто подлостью) я вижу залог выживания Европы. В конце-концов это когда жизнь сыта и безопасна можно быть беззаботным эльфом, пекущимся о защите пингвинов и правах лабораторных хомячков, зато когда твоей жизни угрожает опасность все эти принципы вроде прав человека, мультикультурности и прочего становятся тем, что они есть на самом деле – обычной словесной шелухой.

Опять же, автор выставляет арабов как единую силу, что мягко говоря не совсем так. Различий и вражды между мусульманами в европейских диаспорах хватает. Тем более, что многие мусульмане вполне удачно вписались в европейские реалии и по сути, в грядущем гипотетическом конфликте, скорее станут на сторону европейцев, чем на сторону «братьев-мусульман». В этом свете показательна история с карикатурным скандалом. Помните, как полтора года назад весь мусульманский мир дружно митинговал выражал своё возмущение против карикатур опубликованных в датских газетах? Много тогда было сделано и сказано глупого (одно только негативное высказывание Путина о подобных публикациях чего стоило. Как будто нам есть большое дело до датской прессы), в том числе о возрастающей силе исламского мира и его нетерпимости к инакомыслию. Но вот многие чего не заметили, так это предыстории этого скандала. Карикатуры хоть и были датские, но первые митинги против них прошли в Секторе Газа. Причём здесь Газа, где датских газет до этого дня в глаза не видели? А дело в том, что как ни старались датские имамы поднять свою паству на митинги протеста против карикатур в самой Дании им этого не удалось. Тамошние правоверные оказались настолько поражены «скверной», что не увидели ничего такого в изображениях Мухаммеда. И пришлось неудачливым муллам ехать в нищую и живущую на международные подачки Газу и уже там поднимать на акции протеста профессиональных демонстрантов. А уже после Сектора Газа демонстрации прошли по другим странам мусульманского мира. А потом – и не мусульманского. В самом конце этой мировой эстафеты демонстрации прошли и в самой Дании – тихо, мирно и довольно вяло. Видимо всё равно не горели желанием тамошние мусульмане выражать протест против глупых карикатур в частности и свободы слова вообще. Но после ТАКИХ акции протеста не выйти на унылый митинг они уже просто не могли…

Так что не всё так ладно в мусульманских общинах, как рисует это Чудинова. И если Европа в нынешнем состоянии (и с нынешней политикой) сможет продержаться лет тридцать-пятьдесят, то, скорее всего никакого европейского халифата там не случится.

В итоге имеем следующее: недостоверный мир, слабо мотивированные поступки главного героя, довольно посредственный язык произведения, попытки наезда на гораздо более успешного автора, выступившего когда-то с противоположными идеями (если кто не понял, то в послесловии Чудинова говорила о Ю. Никитине и его серии «Ярость»). Единственный плюс – некоторая злободневность романа. Но ИМХО, лучше уж никак не писать, чем писать вот так (скучно и серо). Всем интересующимся подобной темой рекомендую читать Ориелу Фалаччи. Ну и соответственно, оценка романа получается вполне заслуженная.

Оценка: 4

Все отзывы на эту книгу довольно объемны. Я решил написать краткий. Как то я слушал интервью Чудиновой по радио. Вот несколько ее высказываний: «Живущий в России обязан любить Христа», и «Я борюсь за то, чтобы живя в России не знать Коран». Вот, примерно, и книга об этом.

Я не считаю, что пророчества Чудиновой возможны к реализации, но, просто, политкорректность надоела выше крыши, поэтому книга понравилась.

Оценка: 9

Да, в данном романе есть недостатки, можете не рассказывать, читала кучу отзывов. Да, мусульмане изображены карикатурно, как фашисты на советских военных плакатах, есть и другие «ляпы». Тем не менее - 9. Почему? Потому что (ИМХО) это талантливая и очень актуальная публицистика. Когда мусульманская община в Италии требует уничтожения фресок с сюжетами из «Божественной Комедии», когда на европейском телевидении нельзя будет увидеть мультфильм про Пятачка - такой роман ОЧЕНЬ нужен! И к чёрту политкорректность в её современном понимании!

Кстати, многие эпизоды романа вызвали сильную эмоциональную реакцию (сочувственную). А если автор достигла цели - значит, роман получился.

Оценка: 9

Рассуждать о романе Чудиновой как об исключительно литературном явлении сложно, да и, пожалуй, просто невозможно. Постоянно будешь соскальзывать на весьма зыбкую почву рассуждений о противостоянии цивилизаций, религий, культур. «Мечеть Парижской Богоматери» откровенно памфлетна и плакатна. Даже, я сказал бы, кричаще плакатна. Иногда до безвкусия. Чудинова взялась за осмысление слишком острой, актуальная, и, главное, архисложной темы (Актуальной - ввиду повторяющихся с печальной регулярностью парижских погромов и признания ведущими странами ЕС «независимого» Косово). Ждать от политического памфлета высокого уровня художественности не стоит. Роман Чудиновой указал на болевую точку, действительно (на короткий срок) взбудоражил общественное мнение. Чудинова пишет о вторжении «чужих» на территорию европейской цивилизации, культуры. О том, как эта цивилизация постепенно сдает свои позиции, утрачивает базовые ценности и, в результате, уходит в небытие. Нет больше «старой доброй Европы», «прекрасной Франции». Европейцы превратились в этнияеское меньшинство, загнанное в резервации. Выживают только те, кто добровольно соглашается на утрату национальной, культурной, религиозной идентичности.

Смог ли роман изменить что-нибудь в общественном сознании? Если исходить из последних политических событий - сильно сомневаюсь. «Процесс пошел». Европейцы в ускоренном темпе продолжают копать себе одну, гигантскую могилу. Enciso , 28 апреля 2013 г.

Книга – конечно, более идеологическое, чем литературное произведение и призвана показать, что между восточным и западным христианством куда меньше противоречий, чем между цивилизацией Запада и варварством Востока. Именно варварством, поскольку мусульманские народы даже с реактивной авиацией и ядерным реактором остаются дикарями в глазах людей, усвоивших ценности Просвещения.

Расхожая мысль, что мусульмане, изучив язык, наевшись досыта, получив в свое распоряжение блага технического прогресса, интегрируются и потихоньку дорастут в культурном плане до настоящих людей, также развенчивается Чудиновой. Возможно, эта схема и действует, когда на 100 европейцев приходится один азиат, при этом отношение к чужакам практикуется крайне жесткое и ему приходится ассимилироваться, чтобы хотя бы его дети не были изгоями. Но если заданных условий не наблюдается – в итоге муслиманские гламурные кисы будут тусовать на раутах и показах мод, а в перерывах – побивать неверных камнями и вопить «Аляху-улю-лю», или какие там утробные звуки они издают…

Из минусов – пожалуй, чрезмерный акцент на христианском фундаментализме. Конечно, не бывает атеистов в окопах под огнем. Конечно, в экстремальных ситуация даже архаичные концепты вновь становятся актуальными (как, к примеру, при красной тирании миллионы людей сохраняли верность православию – и тут же отшатнулись от него как только оно стало едва ли не государственной религией), но тут уж через край. Равно как и оправдание «явочным порядком» терроризма. Не очень приятно выглядит логическая цепочка «у нас разведчики – у них шпионы»: исламисты-подрывники – плохие (спору нет), но зачем делать «хороших» из уподобившихся им европейцев? Терроризм – занятие презренное, и даже если взрывают муслимских эсэсовцев, ему нет оправдания.

Слишком вольное обращение с историческими фактами – «Гитлер, свергнув серба Петра II, швырнул Косово, как подачку, албанцу Зогу I». Но албанский король Зог был свергнут итальянцами еще в 1939 году, а разгром Югославии произошел в 1941-м…

Я даже не беру в расчет крайне невнятный рассказ о приходе ваххабитских нацистов к власти. На мой взгляд, это настолько неправдоподобно, что автор сама это понимает, поэтому решила преподнести сложившуюся ситуацию как данность, без особого углубления в предысторию.

Продолжаем череду постов, посвященных самому известному роману французского писателя Виктора Гюго. Сегодня уйдём в сторону от бесед о классике и поговорим о современной литературе, а именно о книге Елены Чудиновой "Мечеть Парижской богоматери".

Скажу на берегу - эта книга не для тех, кто надеется прочесть осовремененную версию истории о несчастной любви горбуна Квазимодо к красавице Эсмеральде. Роман увидел свет в 2005 году и вызвал крупный резонанс в обществе, став бестселлером. "Мечеть Парижской богоматери" не о любви и страсти. Он о борьбе, ненависти и религии. Роман скандален, неполиткорректен, имеет ярко выраженную антиисламскую направленность, но вместе с тем высказывает и достаточно здравые мысли относительно истории, нашего настоящего и будущего. Давать оценку "Мечети Парижской Богоматери" я не буду по понятным причинам. Уж слишком тонка грань между событиями, описанными в книге, и тем, что происходит в мире сейчас.

Сюжет

Не думаю, что "Мечеть Парижской Богоматери" является широко известным романом, поэтому будет кстати хоть немного обрисовать разворачивающиеся перед читателем события. Итак, недалекое будущее, Франция, 2048 год. Страна входит в объединенное государство под названием Еврабия, узаконенной формой правления в которой является шариат. Общество делится на мусульман и немусульман, причем вторые согнаны в гетто, они бесправны и презираемы. Главный герой книги - француз Эжен-Оливье, сын последнего служителя Нотр-Дам де Пари - состоит в так называемом Сопротивлении, сражающемся против имеющейся власти. Совершив теракт (взрыв автомобиля мусульманского судьи) герой скрывается в катакомбах, где встречает католиков - последователей запрещеной в Еврабии религии. Разговорившись с падре, Эжен-Оливье узнает, что тот регулярно проводит тайные службы для оставшихся католиков. По мнению отца Лотара, Европа сама довела себя до такой ситуации, забыв истинную веру и уступив приверженцам ислама ключевые позиции в устройстве государства.

Вскоре в руки объединённых сил католиков и Сопротивления поступает информация о том, что власти, желая избавиться от ненужных и опасных людей, собираются уничтожить все гетто Парижа. В ответ такой жестокости руководители оппозиции решают провести опережающий акт устрашения: захватить собор Нотр-Дам, отслужить в нем последнюю мессу и взорвать здание. Обитателей гетто собираются вывести из города по подземным коммуникациям. Удастся ли привести этот смелый план в исполнение - вопрос. Скажу одно: вопреки жанровой принадлежности, роман оставляет надежду на светлое будущее, вдохновлят на борьбу за него.

Антиутопичность

Во-первых, о принадлежности к жанру антиутопии свидетельствует время, описанное в романе. Это традиционно недалекое будущее - 2048 год. В ранних изданиях "Мечети Парижской богоматери" эта дата даже печаталась на обложке, как бы отсылая к оруэлловскому "1984". Во-вторых, конечно, единое государство, язык и иже с ними. Огромная Еврабия, где правят радикальные исламисты, лингва-евро, на котором говорят жители страны, запреты на художественные книги, кино и музеи (по сути, уничтожение культуры), интернет-фильтры и цензура в СМИ, сцена публичной казни у Триумфальной арки (символ триумфа, победы ислама над христианством?), подозрительно смахивающая на пятиминутку ненависти, - все это только укрепляет уверенность в антиутопичности романа. У меня есть ещё свой собственный критерий (являющийся, наверное, общепринятым): произведение подходит под жанр антиутопии, если описанное в нем является вымыслом, но при этом к тебе как к читателю подкрадывается опасение или даже страх. Ты боишься, что события, о которых говорится в книге, имеют все шансы на воплощение в реальности, потому что своими глазами видишь, как какая-то их часть уже происходит в настоящем. Так вот: "Мечеть Парижской Богоматери" критерию соответствует. Уже сейчас, спустя всего десять лет со дня публикации романа мы наблюдаем за хлынувшей в Европу волной беженцев со Средней Азии, которые понемногу обосновываются в странах Евросоюза и начинают отстаивать свои права, выдвигая те или иные требования. Хочется верить, что к 2048 году эта ситуация не выйдет из-под контроля настолько, что роман Е. Чудиновой окажется пророческим.

Связь с романом Гюго

Повторюсь, что сюжетная связь отсутствует напрочь. Единственный персонаж, фигурирующий в обоих романах - это Нотр-Дам де Пари, ставший в книге Е. Чудиновой мечетью Аль-Франкони. В другом произведения разнятся, и остается искать сходства только на уровне истории и культурной памяти. И они находятся, но и тут никуда не уйти от Собора Парижской Богоматери. В романе Гюго он был героем повествования и местом, где происходили события; играл роль вершителя судеб. С ним были связаны праздники и казни, у него можно было попросить убежища. В книге же Чудиновой Нотр-Дам словно утратил эти свойства. Герои хотят вновь вознести его, делают собор символом своей религии и борьбы с властью. Они переосвящают и взрывают этот памятник архитектуры, делая его памятником неповиновения, символом борьбы и христианства.

Говоря об исторической памяти, нельзя не проговорить некоторые вещи из слова автора, приведенного в конце романа. Елена Чудинова, сознавая жесткость своих позиций, помимо всего прочего пишет довольно правильные вещи. К примеру, об отношении к собору: "Когда человек начинает относиться к собору как к архитектурному памятнику – он перестает быть готовым за него умереть. И, в конце концов, он теряет тогда и памятник архитектуры" или о том, что Европа стала забывать что вся её культура зиждется на христианстве. Забыть об истинном предназначении собора, превратив его просто в красивое здание - ослабить веру. Отсечь европейскую цивилизацию от христианских корней, позволить ей забыть о религии - значит убить её саму заодно с культурой.

«Мечеть Аль Франкони (бывший собор Нотр Дам де Пари) в столице магометанской Франции — каков сюжет, а каков финал! И поразительное знание и чувствование исламских реалий, да еще и поистине пророческий взгляд в наше политкорректное будущее. Это потрясающе смелая книга, и она, несомненно, вызовет взрыв как на Востоке, так и на Западе. Восхищаюсь смелостью Елены Чудиновой. Но, кроме всего, „Мечеть“ — еще и просто увлекательнейший приключенческий роман, прочитанный мною на одном дыхании».

«Эта книга откровенно не политкорректна, какой только и может быть настоящая антиутопия. Книга, написанная человеком, для которого Вера свята и Церковь не этнокультурный антураж, а Тело Христово. Эта книга наверняка покажется для многих обидной, подозреваю — даже оскорбительной. На самом деле все, что написано в романе — это правда. А на правду ополчаются только дураки и злодеи».

ПРОЛОГ.
ЗА СОРОК ШЕСТЬ ЛЕТ ДО

До двенадцати лет Соня любила Англию, чьих булыжников касаются сейчас подошвы ее кроссовок. С двенадцати по тринадцать она не любила ничего и никого — даже папу, который оказался никудышным волшебником — она плакала, кричала, звала, а он все не шел, все не спешил подхватить ее на руки, унести прочь, домой, жестоко наказать их. Прежде он мог все, он заваливал ее комнату одетыми в самые разные наряды клонами Барби, которых она терпеть не могла, покупал средневековую серию «Лего», которую она обожала; он обещал отвезти ее в Англию на каникулы, он спасал от школьных неурядиц и сновиденных кошмаров — а когда начался кошмар наяву, он оказался возмутительно не всемогущ. Еще год понадобился на то, чтобы простить папу и полюбить снова. Для этого ей пришлось стать взрослой, совсем взрослой, самой загасить последние отблески детской теплой реальности, в которой папа был больше и сильнее всех. Простить его иначе не получилось бы никак, ее ни в чем не виноватого отца, так отчаянно быстро переставшего быть и молодым и красивым.
Отец стоял в толпе рядом с Соней, обнимая ее за плечи, для чего приходилось изрядно наклоняться вправо. За последние три года Соня почти не выросла. К двенадцати годам она дотянулась до метра сорока восьми сантиметров и обещала тянуться дальше, пусть не до топ модели, но несомненно до метра шестидесяти пяти, как была ее мама. Сейчас, в пятнадцать, в ней был метр пятьдесят. Витаминные упаковки всех цветов радуги не слишком помогали. Отец смотрел, как Соня, припрыгивая, вытягивается на носках, чтобы не упустить из за спин шумных и веселых людей с видео и фотокамерами, глянцево благополучных людей с черными шарами микрофонов, момента, когда двери на широкую лестницу растворятся. Ведь Соню не пустили внутрь.
Как он хотел бы увести ее прочь, с этой жемчужно серой, обернутой зеленым бархатом газонов, грациозно старинной площади, когда то украшавшей страницы первых Сониных учебников английского языка. Он сам занимался с ней английским, отрывал по получасику, не от бизнеса, конечно, но хотя бы ото сна. Знать язык научит и дорогой репетитор, но вот любить, хвататься за грамматику самой — ну нет, такое репетитору слабо. Их черед второй, шлифовать, углублять. Конечно, дочь должна выучить язык лучше, чем знает он, его то родители подумать не могли, что их ребенок увидит Англию. А он совершенно уверен, Соня не только увидит веселую страну много раз, но сможет, если захочет, иметь в ней старинный дом, увитый плющом, в тюдоровских крестах балок или с респектабельным георгианским фасадом — уж как ей захочется. Для кого ж он сам не успевает и замечать тех радостей, что способны дать в жизни деньги. Но теперь Соня не станет жить в Англии, едва ли она даже захочет побывать здесь еще.