Работоспособность в начале учебного дня бывает. Работоспособность, физическое развитие и успеваемость учащихся

При составлении расписания уроков следует учитывать динамику работоспособности учащихся в течение учебного дня и недели.

Под работоспособностью понимается способность человека развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной и физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности.

Для работы коры головного мозга, как и для других функций организма, характерен суточный биологический ритм. Биоритмальная кривая возбудимости коры головного мозга и связанная с этим работоспособность учащихся характеризуется их нарастанием с момента пробуждения до 11-12 часов, а затем снижением к 14 - 15 часам, второй подъем работоспособности отмечается с 16 до 18 часов.

Работоспособность учащихся всех классов характеризуется относительно невысоким уровнем на первом уроке, в течение которого происходит "врабатывание" организма в учебный процесс - это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок, то есть точность) показателей работы то синхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума.

За фазой врабатывания следует фаза высокой (оптимальной) работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 2-м уроке; на 3-м и особенно на 4-м уроках она уменьшается. У учащихся старших и средних классов повышение работоспособности наблюдается на 2-м и 3-м уроках, на 4-м она снижается, на 5-м, благодаря включению компенсаторных механизмов, наблюдается временное улучшение работоспособности с резким падением ее на 6-м уроке. Утомительность и малая эффективность 6-го урока подтверждается многочисленными исследованиями. Динамика дневной работоспособности учащихся 11-го класса отличается отсутствием периода повышенной работоспособности на 5-м уроке.

Итак, после фазы оптимальной работоспособности начинает развиваться утомление, что определяет третью фазу работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем резком снижении эффективности работы. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению.

Падение работоспособности на первом этапе выражается также в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность - низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя.

Динамика работоспособности учащихся в течение недели также имеет свои характерные особенности. В понедельник работоспособность учащихся относительно невысока, что связано с врабатыванием после воскресного дня. Во вторник и среду работоспособность наибольшая, в четверг она несколько снижается, достигает минимума в пятницу. В субботу у учащихся средних и старших классов (за исключением 11-х) работоспособность несколько повышается, что объясняется эмоциональным подъемом в связи с предстоящим отдыхом.

Еще по теме Динамика работоспособности и ее учет при составлении расписания уроков:

  1. Средства и методы повышения работоспособности врача-стоматолога в динамике рабочего дня
  2. Утомление, его биологическое значение. Возрастные показатели умственной работоспособности. Периодичность работоспособности
  3. Особенности и профилактика утомления при умственной деятельности школьника и студента. Оптимизация умственной работоспособности
  4. ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ ГРАЖДАНЕ ЖЕНСКОГО ПОЛА ПОДЛЕЖАТ ПОСТАНОВКЕ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ
  5. Учет параметров выбросов вредных веществ и их характеристик при расчетах загрязнения атмосферы
  6. ХАРАКТЕР И ЕГО ВОСПИТАНИЕ. УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ПРИ РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ

Вы не когда не задумывались о том, что такое работоспособность и от чего она зависит? Что заставляет некоторых людей трудится непокладая рук, а других при первой же возможности всячески избегать работы, чтобы лишний раз дать своему организму передохнуть? Людей, которые быстро устают, мы зачастую несправедливо называем «лентяями», других же с насмешкой – «трудоголиками». В чем кроется причина

столь разного отношения к работе? В этом случае мы не можем утверждать, что это зависит только от личных качеств, силы воли, физических возможностей или какой-либо совокупности определенных качеств.

Работоспособность – это некое функциональное состояние нашего организма, или другими словами – физиологическое состояние организма и его систем. Из данного определения можно сделать вывод, что работоспособность зависит от множества факторов, так как очевидно, что состояние организма и его систем – не одно и то же. Ведь одно дело говорить о функциональном состоянии ЦНС или состоянии зрительной, двигательной или прочих систем, а другое – о функциональном состоянии человека как целостной его характеристике. Задачей своей контрольной работы я вижу раскрыть тему «Работоспособность учащихся профессиональных образовательных учреждений и приёмы её активизации»

Поставленную мною задачу я попытаюсь решить в данной контрольной работе при помощи всевозможных статей, учебников и другой научной литературы, которая может дать нам определенные ответы, на интересующие нас вопросы.

Работоспособность учащихся профессиональных образовательных учреждений и приемы её активизации

Отчего одним интересно учиться, а другим – нет? Почему одни активно работают на уроке, а другие – нет? Что необходимо сделать, чтобы побудить учащегося к учению, его стремлению, желанию владеть знаниями и способами познавательной деятельности? Мотивы учения являются причиной определенного отношения к учению. Слово «мотив» означает «двигаю», она выражает направленность активность человека. В психологии термин «мотив» означает осознанное побуждение человека к деятельности. Однако в основе активного отношения к учению лежат не только положительные мотивы учения. Мотивы связаны с совокупностью важнейших целей, которые ставит человек в жизни. Чем цели значительнее, чем глубже в них воплощается смысл жизни, тем в большей степени они определяют направленность мотивов. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Плодотворная учебная деятельность всегда целенаправленна, поэтому у учащихся должны быть сформированы не только мотивы учения, но и умения самостоятельно ставить цели учения, стремление к достижению своих целей. Следовательно, плодотворная активная деятельность учащихся предполагает наличие у них и целей, и мотивов учения.

Но будет ли учащийся ставить цели, что-то делать, к чему-то стремиться, не испытывать при этом нужды в знаниях? Нет. Чтобы учащийся активно приступил к работе, к выполнению учебного задания, он должен осознать значение предстоящей деятельности как необходимой, нужной для него. Точнее говоря, он должен испытывать потребность к ней.

Можно сказать, что активным в учении будет тот учащийся, который осознает потребность в знаниях, у которого сформированы мотивы учебной деятельности, развито умение ставить цели и стремление добиваться их. Все это составляет рабочую учебную деятельность учащихся, которая представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, побуждающих человека овладевать знаниями. Эта деятельность – основная для учащегося.

Вторым ведущим видом деятельности в ПТУ является труд. Работоспособность труда представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека совершенствовать свои профессиональные знания и мастерство, сознательно относиться к труду и его результатам, быть активным в трудовой деятельности. В труде выражается степень связи интересов личности с интересами общества. Это система – основная для работающего человека.

Что же представляет собой рабочая деятельность учащегося профтехучилища? По своему социальному статусу он уже не школьник, но ещё и не рабочий. В отличии от школьника (ведущая деятельность - учебная) и рабочего (ведущая деятельность - труд) у него две взаимосвязанные ведущие деятельности: учение и производительный труд. Назначение учебной деятельности – обеспечить эффективную профессиональную подготовку и общее развитие учащегося. Главное же назначение производительного труда в профтехучилищах не только в получении материального продукта труда, но и в том, чтобы в процессе труда учащийся формировал новые и развивал имеющиеся профессиональные способности, качества личности, присущие производству. Эти две деятельности объективно слиты в едином учебно-воспитательном процессе профтехучилища. Субъективно, в сознании учащегося, отношение к ним отражается в рабочей учебно-трудовой деятельности.

Работоспособность учащегося ПТУ – это качественно иной тип работоспособности обеспечивающий такое единство целей, потребностей и мотивов учебной и трудовой деятельности, которая побуждает учащегося активно овладевать общим и профессиональным образованием, стремиться как к общему, так и к профессиональному совершенствованию. Учащийся с высокоразвитой работоспособностью проявляет интерес как к учебной, так и трудовой деятельности.

На практике распространено мнение, что интерес к учению и другие мотивы учебной деятельности должны формировать преподаватели, а мастера производственного обучения формируют профессиональные знания и навыки. Социальная роль труда порой выпадает из поле зрения как тех, так и других. Взаимосвязь общего и профессионального образования и производительного труда остаётся в этом случае декларацией. Для подготовки современного квалифицированного рабочего необходимо, чтобы постоянно уделяли внимание формированию работоспособности учебной и трудовой деятельности и преподаватели, и мастера производственного обучения. Только при этом условии сформированные мотивы труда будут важным фактором развития работоспособности учебной деятельности как в теоретическом обучении, так и в производственном. Тесная связь преподавания общеобразовательных предметов обучения, но и воспитания у учащихся социально значимых черт личности.

Итак, сущность работоспособности заключена прежде всего в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. У одних учащихся цели учения в профтехучилище состоят в том, чтобы быстрее стать самостоятельными, получить профессию, другие стремятся быстрее овладеть специальностью и получить при этом среднее образование, третьи не стремятся учиться, но они вынуждены это делать, чтобы избежать порицания своих родителей, преподавателей, мастера, четвертые, наоборот, увлечены учением, стремятся стать квалифицированными рабочими. Таким образом, характер работоспособности зависит от сознательно поставленной учащимися цели.

Физическая работоспособность. Утомление, его физиологические основы и профилактика переутомления.

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности.

Понятие об утомлении . После длительной, чрезмерной, а также во время монотонной или напряженной работы наступает утомление. Характерным проявлением утомления является снижение работоспособности. Развитие утомления связано прежде всего с изменениями, происходящими в центральной нервной системе, нарушением проведения нервных импульсов в синапсах.
Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Неинтересная работа быстрее вызывает наступление утомления. Дети утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности.
После отдыха, работоспособность не только восстанавливается, но и часто превышает исходный уровень. И. М. Сеченов впервые показал, что восстановление работоспособности при наступившем утомлении происходит значительно быстрее,не при полном покое и отдыхе, а при активном отдыхе, когда происходит переключение на другой вид деятельности.
Биологическое значение утомления, развивающегося у детей и подростков в процессе учебной и трудовой деятельности, двояко: это охранительная, защитная реакция организма от чрезмерного истощения функционального потенциала и в то же время стимулятор последующего роста работоспособности. Поэтому требования гигиены к организации учебно-трудовой деятельности детей и подростков направлены не на то, чтобы исключить появление у школьников утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление- оградить организм от отрицательного влияния чрезмерного утомления, сделать отдых более эффективным.
Утомлению предшествует субъективное ощущение усталости, потребность в отдыхе. В случае недостаточного отдыха утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению организма.
Переутомление организма проявляется в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, снижении памяти и внимания. Резко сниженная при этом умственная работоспособность организма отражается на успеваемости детей. Длительное переутомление ослабляет сопротивляемость организма к различным неблагоприятным влияниям, в том числе и к заболеваниям.
Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно организованной учебной и внеклассной работы, трудовой деятельности, сокращения продолжительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания.

Умственная работоспособность. Гигиена умственного труда школьников

Все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма

Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.
У здоровых детей 6 - 7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полугодия.

Гигиена умственного труда школьников. Дети более подвержены умственному переутомлению в связи с недостаточной зрелостью нервной системы. Переутомление характеризуется головной болью, головокружением, быстро наступающей слабостью, покраснением конъюнктивы глаз и ушных раковин ("уши горят"), понижением аппетита, нарушением сна, повышением температуры тела, ухудшением памяти, рассеянностью, раздражительностью, плаксивостью. Если у школьника наступило переутомление, его нужно обязательно показать врачу, так как такое состояние может предшествовать развитию нервно-психического заболевания.

Суммарная дневная нагрузка учащихся не должна превышать 7-8 ч в сутки.

Гиподинамией (или "двигательным голодом") страдает большинство школьников. До 82-85 % дневного времени учащиеся находятся без движения (сидят). При сложившейся ситуации уроки физкультуры компенсируют около 11 % необходимого суточного движения школьников. Гигиеническая гимнастика дома и в школе перед началом занятий, физкультпаузы на уроках, высокая активность на уроках физкультуры, подвижные игры на переменах, 10-15 минутные перерывы для физических упражнений при выполнении домашних заданий помогут школьнику преодолеть недостаток в движении.

Возрастные особенности детей и динамику их работоспособности нужно учитывать при составлении расписания уроков. Наиболее высокая работоспособность у школьников младших классов на 1-2-м уроках, у средних и старших - на 2-3-м уроках. Поэтому учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, и контрольные работы следует планировать на эти часы. Работоспособность учащихся понижается в последующие часы, особенно если уроки сдваиваются.

Следует учитывать и тот факт, что в субботу и понедельник работоспособность обычно ниже, чем в другие дни.

Правильно организованный с психофизиологических позиций урок также влияет на состояние умственной работоспособности учащихся.

Если при входе в класс учитель улыбается, оптимистически настроен, у него четкий и достаточно громкий голос, он эмоционален при изложении нового материала, чередует виды деятельности учащихся, учитывает их индивидуальные особенности, последние сохраняют во время урока хорошую работоспособность. Однообразные многочисленные замечания, призывающие школьников к тишине, раздражение учителя, окрики утомляют учеников и вызывают нежелание заниматься.

Недопустима практика увеличения объема домашних заданий на понедельник, так как она исключает необходимый отдых, в котором так нуждаются школьники к концу недели.

В поддержании достаточной умственной работоспособности велика роль гигиенического состояния учебных помещений: температурный режим и чистота воздуха (классы должны на переменах проветриваться, во время уроков - открываться окна и форточки-фрамуги в коридорах), уровень освещенности и оптимальное сочетание цвета помещения и мебели.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12

При подготовке к уроку следует учитывать работоспособность учащихся. Приведем таблицу, отражающую динамику недельной работо­способности учащихся средних классов.

недели

1 урок

2 урок

3 урок

4 урок

5 урок

6 урок

7 урок

Понедельник

Н

Н

Вторник

Н

Н

Среда

Н

Н

Четверг

Н

Н

Пятница

Н

Н

Н

Н

Здесь В означает высокую работоспособность детей, это - благоприят­ная зона, С - среднюю работоспособность, удовлетворительную зону, Н - низкую работоспособность, неудовлетворительную зону.

При сниженной работоспособности происходит снижение психичес­ких функций ученика - восприятия, внимания, памяти, интереса, воли и т. д. При этом нарушаются и физиологические функции - изменяется частота пульса, повышается кровяное давление, увеличивается часто­та дыхания, температура тела, потовыделение и т. д.

Важнейшим фактором повышения эффективности урока является под­держание на высоком уровне работоспособности учащихся. Каковы же способы повышения работоспособности детей в удовлетворительной и даже в неудовлетворительной зонах? Представим себе, как происхо­дит утомление. Каждый вид деятельности управляется определенным участком коры головного мозга. Длительное занятие однородной дея­тельностью вызывает в соответствующем участке торможение, которое захватывает соседние участки. Возникает защитное, или запредельное, торможение нервных клеток, прекращается их функционирование, то есть способность отвечать на раздражители. Утомление вызывает и лёгкая, однообразная, длительная работа. Быстро наступает утомление при выполнении неинтересной работы.

Если разумно переключить учащихся с одного вида деятельности на другой, то на шестом уроке их работоспособность может даже по­выситься. Так, рекомендуется в зоне В проводить смену видов дея­тельности до 3-5 раз, в зоне С - до 5-7 раз, в зоне Н - до 9 раз.

Как может происходить эта смена? Рассказ учиминут), сопровождающийся, по возможности, демонстрацией наглядности, сме­няется работой учащихся с книгой (чтение текста, работа со спра­вочным материалом, с рисунками, ответы на вопросы в конце параграфа и пр.), составлением задач, решением их, подбором примеров и т. п.

Следует избегать таких ситуаций, когда учитель меняет ме­тоды обучения, а деятельность учеников однотипна. В средних клас­сах длительность непрерывного говорения учителя не должна превы­шать 10-15 минут.

Нужно продумать место и продолжительность самостоятельной работы учащихся на уроке. Если в начале урока дать самостоятель­ную работу на 18-20 минут, то это неблагоприятно влияет на рабо­тоспособность детей: им трудно сосредоточиться на изучении ново­го материала.

Введение………………………………………… …………………………………..3

    Понятие об утомлении……………………………………………….5
    Работоспособность………………………………… ………………......7
    Фазы работоспособности и ее дневная периодичность......... .............................. .............................. ..........................9
    Недельная динамика работоспособности………………12

Заключение ……………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………….. …………16

Введение

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворение этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.
При выполнении конкретной работы работоспособность имеет определенные закономерные изменения. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается, но возможны некоторые колебания при перегрузке организма, которые парой бывают непредсказуемыми и вызывают в след за собой серьезные психические расстройства, особенно у неустойчивого детского организма.
Актуальность данной темы заключается в том, что человек находится в постоянном движении, пусть это будет работа или учеба, танцы или спорт, и чрезмерная активность может вызвать негативные последствия. На протяжении многих лет ученые пытались узнать секрет золотой середины – как сохранить высокую работоспособность, отодвигая утомление и исключая переутомления человека в его деятельности. При помощи такого термина как работоспособность нам предстоит разобраться почему происходит утомление и какова работоспособность человека в течении недели.
Следовательно, целью нашего реферата является изучение работоспособности как таковой и определение дневной и недельной динамики работоспособности учащихся.
Поэтому перед нами встают такие задачи как:

    Дать понятие утомлению
    Определить, что такое работоспособность
    Выявить фазы работоспособности
    Определить недельную динамику работоспособности ребенка
В ходе работы был произведен анализ необходимой литературы и источников. Таким образом, для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта zdorove.ru и серия учебных пособий для педагогических институтов под редакцией А. Г. Хрипковой. А так же некоторая информация была взята из других учебников таких авторов как Смирнова В. М., Березовский В. А. и Косилов С.А.
    Понятие об утомлении
После длительной, чрезмерной, а также во время монотонной или напряженной работы наступает утомление. Характерным проявлением утомления является снижение работоспособности. Развитие утомления связано прежде всего с изменениями, происходящими в центральной нервной системе, нарушением проведения нервных импульсов в синапсах.
Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Неинтересная работа быстрее вызывает наступление утомления. Дети утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности.
После отдыха работоспособность не только восстанавливается, но и часто превышает исходный уровень. И. М. Сеченов впервые показал, что восстановление работоспособности при наступившем утомлении происходит значительно быстрее не при полном покое и отдыхе, а при активном отдыхе, когда происходит переключение на другой вид деятельности.
Биологическое значение утомления, развивающегося у детей и подростков в процессе учебной и трудовой деятельности, двояко: это охранительная, защитная реакция организма от чрезмерного истощения функционального потенциала и в то же время стимулятор последующего роста работоспособности. Поэтому требования гигиены к организации учебно-трудовой деятельности детей и подростков направлены не на то, чтобы исключить появление у школьников утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление, оградить организм от отрицательного влияния чрезмерного утомления, сделать отдых более эффективным.
Утомлению предшествует субъективное ощущение усталости, потребность в отдыхе. В случае недостаточного отдыха утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению организма.
Переутомление организма проявляется в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, снижении памяти и внимания. Резко сниженная при этом умственная работоспособность организма отражается на успеваемости детей. Длительное переутомление ослабляет сопротивляемость организма к различным неблагоприятным влияниям, а том числе и к заболеваниям.
Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно организованной учебной и внеклассной работы, трудовой деятельности, сокращения продолжительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания.
    Работоспособность
Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6-8 лет могут выполнить 39-53% объема заданий, выполняемых 15-17-летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45-64% ниже, чем у вторых.

Возраст (лет)
Рис. 1. Развитие умственной работоспособности с возрастом: / - скорость работы; 2 - точность работы. За 0% приняты величины показателей работоспособности семилетних детей
Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма (рис. 1),
Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.
Скорость и продуктивность работы за первые три года обучения нарастают одинаково на 37-42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период от 10-11 до 12-13 лет продуктивность работы увеличивается на 63%, а качество - точность ее лишь на 9%. В 11-12 лет (V-VI классы) наблюдается не только минимальный теми прироста качественного показателя (2%), но и ухудшение его в значительном числе случаев по сравнению с предыдущими возрастами. В 13-14 (девочки) и 14-15 лет (мальчики) темп нарастания скорости и продуктивности работы снижается и не превышает 6%, в то время как прирост качества работы возрастает до 12%. В 15-16 и 16-17 лет (IX-X классы) продуктивность и точность работы возрастают на 14-26%.
Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.
У здоровых детей 6-7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полугодия.
    Фазы работоспособности и ее дневная периодичность
1 фаза Во всякую работу, в том числе и в умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу, или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок - точность) показатели работы часто то асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания - поиск организмом наиболее экономичного для работы (умственной деятельности) уровня - проявление саморегулирующейся системы.
2 фаза За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.
3 фаза Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6-10 лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление и проявляется третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Падение работоспособности на первом ее этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность - низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением.
На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в неадекватном поведении.
Развивающееся утомление - естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников.
В период организованного активного отдыха восстановительные процессы не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному - дорабочему уровню, но могут поднять ее выше этого уровня. Вместе с тем тренированность возникает тогда, когда очередная нагрузка следует за восстановлением и упрочением показателей после предыдущей работы, хроническое же истощение - когда очередная нагрузка следует до того, как восстановление работоспособности достигло своего исходного уровня. Чередование умственной работы с физической, переключение с одного вида деятельности на другой, прекращение умственной работы детей и подростков в момент начавшегося резкого снижения работоспособности (недалеко еще зашедшей стадии утомления) и последующая организация активного отдыха способствуют восстановлению функционального состояния центральной нервной системы.
Систематическим выполнением работы (учебных занятий, трудовой деятельности) в пределах возрастных нормативных границ продолжительности достигается совершенствование умственной работоспособности.
У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях.
Суточная периодика физиологических функций, умственной и мышечной работоспособности имеет постоянный характер. Однако под влиянием режима учебной и трудовой деятельности изменения функционального состояния организма, прежде всего ЦНС, могут вызвать повышение или понижение уровня, на котором развертывается суточная динамика работоспособности и вегетативных показателей.
Большая учебная нагрузка, нерациональный режим учебной и трудовой деятельности или неправильное их чередование в течение дня и недели вызывают резко выраженное утомление организма. На фоне этого утомления возникают отклонения в закономерной суточной периодике физиологических функций. Так, в случаях чрезмерной производственной и учебной нагрузки почти у половины учащихся профессионально-технических училищ были диагностированы не только отклонения в дневной динамике работоспособности, но также беспорядочный характер изменения температуры тела и ритма сердечных сокращений. Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21-22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80% представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний.
и т.д.................