Публичное выступление: виды, особенности, правила, как научиться. Достижение успеха при публичном выступлении

Я сейчас очень люблю выступать на публике. Ловлю от этого настоящий кайф. Удивительное ощущение, когда ты можешь отдавать энергию и получать ее обратно в виде заинтересованности, вовлеченности, реакции аудитории на то, что ты говоришь. Видеть глаза своих слушателей, которые светятся интересом - дай, дай, дай нам еще! - вот что приносит мне огромное удовлетворение и заряжает энергией.

Но так было не всегда. Я помню, как я волновалась, теряла голос, забывала, что хотела сказать. Однажды во время презентации я так разволновалась, что полностью забыла, что нужно было говорить. Просто стояла и молчала, и смотрела на присутствующих. И единственное что я смогла, так это честно признаться, что совсем ничего не помню. Хорошо, что среди присутствующих оказался человек, который поддержал меня, сказав: «Ну и очень хорошо. Раз вы не знаете, расскажите нам, что в голову приходит». Мне показалось это очень забавным, вывело из состояния оцепенения и я сделала свое выступление.

Знакомо Вам такое? У меня это случалось очень много раз! В какой-то момент мне стало казаться, что я не люблю выступать публично.

Однако, все это поправимо. Искусству выступать публично можно научиться! Конечно, это требует определенной работы над собой и дисциплины.

Для того, чтобы выступать эффективно и эффектно, нужно знать, ЧТО Вы хотите сказать, КОГДА, КАК и ГДЕ Вы будете это говорить. Контент очень важен!

Если с ним все в порядке, тогда нужно представлять, что еще может помочь в выступлениях, а что навредить. Начните с того, чтобы исключить из своих выступлений основные ошибки не только неопытных выступающих, но и спикеров со стажем.

Вот эти ошибки:

  • говорить очень быстро и без пауз, а тем более размахивая при этом руками, - стоять, как вкопанный или сидеть как памятник, да еще вытянув руки по швам,
  • открывать рот раньше того, как начнете говорить.
  • использовать определенные жесты, например, складывать руки на животе, как бы прикрывая пупок, а тем более низ живота, делать руками жест, похожий на то как доят коров, или резко отпускать руки вниз, как будто машете крыльями. Это движение часто встречается и выглядит странно.

Что Вам может помочь?

Настрой и состояние - самое главное

Это очень важные составляющие эффективного публичного выступления. Возможно, у Вас есть свои приемы, как войти в необходимое состояние. Если нет, то можно воспользоваться дыхательными техниками. Они очень эффективны, их суть в том, чтобы изменить ритм дыхания и таким образом быстро настроиться. Мне очень нравятся такие техники, как «дыхание жизни» и «походка силы». Обе они направлены на то, чтобы изменить состояние. В первом случае задействовано изменение ритма дыхания, во втором его изменение достигается через движение и снятия зажимов тела. Я и сама люблю ими пользоваться. Можно также использовать определенные стимулы, так называемые якоря, которые будут вызывать необходимые Вам состояния. Например, уверенность, спокойствие и другие. Затем воспроизвести эти стимулы перед выступлением. Если самим настроиться соответствующим образом не получается, то можно обратиться к специалисту - психологу или коучу.

У меня есть свой маленький секрет. Буквально перед тем как начать свое выступление, я на несколько секунд прерываю контакт с аудиторией, потом его восстанавливаю, мысленно посылаю приветствие своим слушателям, говорю, как я рада видеть их на моем семинаре, выдерживая при этом паузу. Все это длится меньше минуты. А потом я начинаю свою речь. Это позволяет сконцентрироваться, настроиться на позитив и послать позитивный заряд аудитории, а позитивный настрой и доброжелательность моментально считываются аудиторией.

Если не получается справиться с волнением, то лучше честно сказать аудитории об этом. Честность всегда импонирует.

Тело и жесты

Для того чтобы выглядеть уверенно, очень важно стоять или сидеть определенным образом. Если стоите, то стойте центрировано, на двух ногах, равномерно распределив вес. Не нужно качаться, отставлять ногу, все это будет восприниматься как неуверенность. Если сидите, то держите спину прямо, а если при этом нужно говорить что-то серьезное, то лучше не облокачиваться на спинку стула. Сидя за столом, на стол лучше класть только кисти рук, иначе будет сложно жестикулировать, а правильные жесты, особенно усиленные паузами, очень обогатят выступление и подчеркнут профессионализм и интеллект. Важно знать, что поза тела очень влияет на голос, и если хотите усилить голос, то лучше это делать не напрягая его, а изменяя позу тела.

Голос

Очень важно говорить так, чтобы Вас слышали и изменять громкость и скорость речи. Но что делать, если Вы не можете говорить громко, начинаете кашлять, а тем более не можете говорить в разной тональности. Объяснение этому - наличие челюстного или горлового телесного блока. Очень поможет вокальная йога, дыхание с озвучением, массаж челюстной мышцы, зевание с максимальным открытием рта. Еще очень хорошо помогает представление, что вы говорите на гораздо большую аудиторию, чем Ваша. Если к Вам пришли 50 человек - говорите на 150.

Паузы

Паузы это очень важный и очень недооцененный инструмент в публичных выступлениях. Умение правильно использовать паузы поможет правильно расставить акценты, повысит Вашу значимость как спикера. В выступлениях можно использовать как препаузы – то есть паузы, которые используются перед началом фразы, так и постпаузы, которые используются после. Первые привлекают внимание к тому, что Вы говорите и повышают значимость того, о чем Вы говорите. Вторые как бы отправляют, полученную информацию в долговременную память. Поэтому, если хотите, чтобы информация, которую Вы сообщаете запомнилась, используйте постпаузы. Правда, здесь есть один секрет, если во время паузы двигаться или жестикулировать, она скорее всего не произведет того эффекта, на который рассчитывали. Поэтому замрите во время паузы, как бы заморозив движение.

Взгляд

Нужно обязательно помнить про взгляд. Конечно, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией, именно поддерживать, а не скользить взглядом. Это значит, что если смотрите в глаза, то должны сохранять контакт хотя бы несколько секунд, а потом уже переводить взгляд к другому. Опять же, есть маленький секрет. Если Вам приходится говорить неприятную или негативную информацию, то зрительный контакт лучше прервать и перевести его на какой-то предмет. Это может быть какой-то отчет, флипчарт или что-то другое. Таким образом, Вы не будете ассоциироваться напрямую с негативной информацией, а также не навредите людям, которым доносите ее. Еще важно помнить, что взгляд аудитории следует за взглядом выступающего. Не стоит смотреть в одну сторону, а руками указывать в другую.

Зонирование

Впечатление от выступления ухудшается, если выступающий все время стоит на одном месте. Перед выступлением выделите себе несколько зон, в которых Вы будете говорить разные вещи. Для начала трех- четырех будет достаточно, чтобы не запутаться. Где-то будет зона основного выступления, где-то вопросов и ответов, где-то Вы будете рассказывать примеры из жизни, может быть, захотите использовать метафоры, притчи или что-то другое. Конечно важно запомнить, какую зону для чего используете и возвращаться к ним в течение выступления, иначе может сложиться впечатление хаотичного движения.

«Как много всего нужно иметь в виду» - скажете Вы. Да, с одной стороны много, а с другой стороны - нет. Потому что это навыки, которые легко освоить. Лучше тренировать их по отдельности. Где-то одна неделя на навык, где-то больше. Над состоянием, возможно, придется работать дольше и даже воспользоваться услугами специалиста. Если Вы решитесь начать это делать, то будете приятно удивлены, насколько повысится значимость, эффективность и эффектность Ваших публичных выступлений.

Клинический психолог и коуч

Вероятно вы хотите узнать как стабильно зарабатывать в Интернете от 500 рублей в день?
Скачайте мою бесплатную книгу
=>>

Сегодня мы рассмотрим виды публичных выступлений, обсудим почему возникает страх перед публичными выступлениями, а также правила публичных выступлений. Часто у нас возникает вопрос- каким должно быть публичное выступление и как его подготовить?

Не стоит избегать публичных выступлений, представлений и , ведь это важная часть в любом бизнесе, включая и .
Искусство подачи заключается в освоении основных этапов и правил публичного выступления.

Правила публичного выступления

Классификаций публичных выступлений огромное множество. Важно разделить публичные выступления по их функциям, т.е. надо прежде всего определить идею своего публичного выступления.

Выступление- это как маленький спектакль, а значит у каждого из них должен быть свой жанр.

Итак, виды публичных выступлений по цели: протокольно-этикетные, убеждающие, развлекательные, информационные. Однако, цели могут сочетаться и тогда публичное выступление будет смешанного жанра.

Типы публичных выступлений

По форме в риторике бывают следующие типы публичных выступлений: сообщение, доклад, выступление, лекция, беседа.
В достижении успеха, навыки делового общения, совещаний, выступлений перед аудиторией и участия в переговорах, в инфобизнесе и особенно в МЛМ, необходимы и очень важны.

Отметим, что важно не только составить свою речь, но и обращать внимание на такие важные составляющие успешного выступления, как голос и мимика.

Освоение навыков как правильно реагировать на реакцию слушателей, владеть своим телом, важно для успешного выступления и, конечно, приведёт к результату. Итак, давайте рассмотрим как освоить навыки публичных выступлений.

А для того, чтобы уметь и безошибочно применять навыки публичных выступлений, важно практиковаться и ещё раз практиковаться, об этом ещё говорил Наполеон, который считался отличным оратором и ораторская речь которого, заставляла сотни тысяч людей рисковать жизнью, и смогла повести за собой целые народы.

В этом его искусство публичных выступлений.

Страх публичных выступлений

Боязнь публичных выступлений или даже Страх публичных выступлений- это нормальная реакция психики человека на монолог, который нам надо произнести перед, чаще всего, малознакомыми людьми.

Обычно мы общаемся вместе, видим реакцию на свои слова и можем скорректировать сказанное. Однако, при неоднократных тренировках, фобии пропадают. При выступлении у человека возникает ряд новых функций, которых нет при обычном диалоге.

Сначала докладчику надо договорить свою речь до конца, не потеряв внимание и интерес аудитории, донести до слушателей основную мысль и, конечно, получить результат, убедить в своей правоте, привлечь покупателей или партнёров в бизнес.

Ощущение груза ответственности не добавляет оптимизма. Ещё есть ощущение некоторой неуверенности, как слушатели будут воспринимать мою информацию, смогу ли я правильно отреагировать на реакцию аудитории, чтобы получить результат.

И только тренировки, спланированное и тщательно подготовленное сообщение, поможет в преодолении страха публичного выступления и приведёт к результату.

Правила публичного выступления, публичной ораторской речи

Формирование публичного выступления разложим по ступеням (этапы публичного выступления). Соблюдение несложных правил поможет создать вам успешное публичное выступление.

Публичное выступление — подготовительная ступень публичной речи

Подготовительная – первая ступень и один из самых важных этапов. Нужно продумать и время, и место общения, определиться с целями общения. Важно идеально владеть сведениями, о которых планируете сообщить публике, не сомневаться в предоставляемой информацией, ориентироваться в своём материале.

Не надо загружать сообщение несколькими аспектами, лучше рассказать подробно о чём-то одном и упомянуть, что есть и ещё важные аспекты данной темы, о которых вы сообщите при следующей встрече или при личном контакте.

Например, сегодня вы рассказываете подробно о вашей компании, о сетевом маркетинге, о бизнесе МЛМ через Интернет и лишь вскользь упоминаете о продукции.

Вторая ступень публичной речи

Вторая ступень — это налаживание связи с аудиторией. Здесь надо определить настрой слушателей, расположить людей к себе, т.е. здесь и налаживается контакт со слушателями. Не надо торопиться, успокойтесь, выдохните, не суетитесь.

Бесцельные, хаотичные движения отвлекают от выступления. Выходя к слушателям можно улыбнуться, таким образом, вы показываете свой позитивный настрой.

Необходимо окинуть взглядом зал, акцентировать внимание на нескольких людях из зала и во время выступления старайтесь сохранять этот личный контакт.

Этим вы показываете свою заинтересованность в слушателях. Важно, что на вас одето, как держитесь, уверенно и спокойно ли звучит ваш голос.

Одежда должна быть свежей и выглаженной, мятая неопрятная одежда свидетельствует о неуважении к себе и окружающим. Оденьтесь скромно, но со вкусом, элегантно, не нужно много аксессуаров, чтобы слушатели не занимались их разглядыванием.

Не забудьте изучить помещение для выступления заранее, придите туда чуть раньше, когда нет людей и вы сможете представить где лучше встать, освоиться с микрофоном, чтобы не выглядеть смешно, если во время выступления у вас возникнут с ним проблемы, так как за это время вы можете потерять нить сообщения и, ещё хуже, внимание зала.

Центр зала, вот где нужно стремиться расположиться во время доклада, а если это невозможно, сделать своё местоположение центром внимания аудитории с помощью жестов и интонации.

Третья ступень публичной речи

Надо произнести чётко особенно ударную гласную, что оказывает наибольшее влияние на разборчивость речи. Старайтесь избегать грамматических ошибок, используйте литературный язык, чтобы аудитория не потеряла к вам доверие.

Старайтесь не использовать стандартные фразы и выражения. Хорошо было бы поработать над своим словарным запасом, применяйте больше синонимов в своей речи, и выступление будет более привлекательным и красивым.

Четвёртая ступень публичной речи

Четвёртая ступень — это сохранение внимания людей из аудитории. Стоит обратить внимание на вербальные и невербальные составляющие общения. Небрежность в жестах недопустима.

Жесты могут быть приглашающими, отрицающими, вопросительными, они могут подчеркнуть нюансы выступления. Двигайте руками выше талии, т.к. жесты ниже свидетельствуют о неуверенности и растерянности.

Используйте обе руки. Старайтесь не скрещивать и не сжимать руки, поза должна быть открытой. Периодически улыбайтесь.

Тише говорите о нежелательных аспектах и громче о положительных. Лучше воспринимаются короткие предложения, в которых чётко излагается основная мысль без витиеватых оборотов.

Использование графики и диаграмм позволяет не загружать свою речь цифрами, которые плохо воспринимаются на слух. Избегайте казаться более осведомленными в обсуждаемом вопросе, чем аудитория, чтобы слушателям не казалось, что они глупее вас.

Будьте доброжелательными, разбавляйте свое выступление яркими сравнениями или жизненными случаями. Меняйте позу при переходе к следующей части выступления.

Пятая ступень публичной речи

Пятая ступень- это отстаивание своего убеждения, если у слушателя другое мнение по обсуждаемому вопросу. Услышав возражение, сохраняйте спокойствие, не грубите, лучше улыбнитесь, таким образом, показывая уверенность в том, что вы говорите.

Не отвлекайтесь на споры во время основного доклада, для убеждения в своей правоте у вас будет время после основного выступления. О работе с возражениями мы поговорим в одной из следующих статей.

Шестая ступень публичной речи

Шестая ступень — это окончание выступления. Здесь акцент должен быть на дальнейшем продолжении общения, установление более длительных контактов, мотивация на сотрудничество.

В заключении выступления следует чётко и громко повторить основную идею, ради которой и было ваше выступление, обязательно посмотрите в глаза слушателям, показав, что вы удовлетворены общением с ними.

Например, уточните когда будет следующая встреча, на которой вы более подробно остановитесь на тех аспектах, которые в данном докладе были освещены недостаточно.

Теперь остановимся на основных аспектах ораторского искусства, ведь владение ими создаёт неповторимость конкретного выступления.

Последовательность, логичность- важные аспекты каждого сообщения. В начале, говорим о самом главном, второстепенную информацию оставляем на потом, когда внимание аудитории будет уже не таким острым.

Не допускайте повторений, а если они нужны, делайте на них акцент голосом, чтобы слушатели поняли, что они сделаны специально.

Не плохо было бы придумать и использовать интересные, свойственные только вам обороты и жесты, в этом заключается ваша харизма, слушатели больше прислушиваются и доверяют вашей информацией.

Вспомним о харизме топ-лидеров сетевых компаний, известных инфобизнесменов, таких как , Армен Габриелян, Варлам Григорян, , , .

Вот некоторые логические законы публичного выступления

Каждая мысль должна иметь одно и тоже толкование, и неважно с какой стороны вы к ней обращаетесь. Две истины не должно быть в одном и том же выступлении. Истинным является то суждение, которое имеет под собой хорошую доказательную базу.

Важно использовать систему аргументации, о принципах которой мы расскажем в следующей статье. Чтобы не пропустить, подписывайтесь на блога.

Требования к публичному выступлению

Требования к публичному выступлению заключаются не только в стройном его построении и применении законов ораторской речи, но и соблюдении этики ораторской речи и делового общения.

Основным правилом этики делового общения является разделение бизнеса и личной жизни человека, его личностных свойств. Доказывая свою позицию нельзя опускаться до использования личных слабостей оппонента.

Нельзя злоупотреблять чувствами аудитории, например, не стоит использовать в доказательстве своей идеи социальные и этнические предрассудки аудитории. Не злоупотребляйте в доказательствах своей правоты упоминанием о неудачах своих оппонентов.

Публичное выступление. Курсы и тренинги

  • Бесплатный суперкомплект по публичным выступления и переговорам;
  • Тренинг »Мастер публичных выступлений» ;
  • Тренинг в записи »Власть публичных выступлений» ;
  • Видеотренинг»7 уроков ораторского мастерства» ;
  • Публичные выступления. Практика (коучинговая программа);
  • Азамат Ушанов«Бесстрашная публичная речь» .

Публичное выступление. Видео об основах публичных выступлений

У многих боязнь, страх публичных выступлений. Посмотрите видео о страхе публичных выступлений и методах борьбы с этой боязнью.

Я для Вас подготовил подборку уроков известного бизнес тренера и оратора Радислава Гандапаса, в которых он делится секретами публичного выступления. У Радислава Гандапаса можно поучиться навыкам публичной речи, ораторской речи.

Древними греками ораторское мастерство и искусство речи признавалось высочайшим искусством. И слушая Радислава Гандапаса, лучшего оратора среди бизнес тренеров России, убеждаешься, что древние греки были правы, публичное выступление Радислава — это искусство.

Об истории успеха Радислава Гандапаса, читайте в посте . А сейчас смотрите уроки и, главное, внедряйте.

Согласно американским исследованиям, знания, которые в течение 72 часов не применяются, — теряются.

(Обновление 29.08.2015). Видео забанены Радиславом Гандапасом, плюс страйк на канал в Ютубе. Поэтому будьте с добавлением на Ютуб чужих видео аккуратными.

Вовлечение публики и позитивный настрой

И, конечно же, не забываем при публичном выступлении , дарить свою энергию, уверенность, хорошее настроение и позитив!

P.S. Прикладываю скриншот моих заработков в партнёрских программах. И напоминаю, что так зарабатывать может каждый, даже новичок! Главное — правильно это делать, а значит, научиться у тех, кто уже зарабатывает, то есть, у профессионалов Интернет бизнеса.

Вы хотите узнать какие ошибки совершают новички?


99% новичков совершают эти ошибки и терпят фиаско в бизнесе и заработке в интернет! Посмотрите, чтобы не повторить этих ошибок — «3 + 1 ОШИБКИ НОВИЧКА, УБИВАЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТ» .

Если вы решили публично выступить, то с момента принятия такого решения до самого выступления необходимо культивировать полную уверенность в успехе задуманного. Это активизирует всю деятельность, начиная с подготовки речи, построения плана выступления, обработки информации. Из сознания необходимо безжалостно изгнать все мысли о возможном провале, о недостаточности своего ораторского искусства. Созданию такого позитивного настроя существенно может помочь медитация. Выполнение простейших медитативных упражнений при воображении себя опытным оратором, для которого успешные публичные выступления -- обыденное дело, позволит сформулировать глубокую уверенность в успехе намеченного мероприятия; оптимально распределить силы для его реализации.

Четкая конкретизация темы и идеи выступления -- непременное условие, позволяющее осуществить задуманное на высоком уровне. Это придает стержень всей работе оратора, помогает осознать цель и конечный результат, достигаемый в ходе выступления.

Подготовка материала к выступлению -- один из ключевых моментов в работе оратора. Этот процесс состоит из четырех основных этапов, последовательно реализуемых один за другим. Первый этап включает в себя сбор информации по теме предстоящего выступления. Информация должна быть как можно более емкой, но касаться только нужных вопросов. Вас не должно смущать, что собрано значительно больше материала, чем требуется для выступления. В результате его обработки лишнее отбросится, зато оставшаяся часть позволит осветить вопрос многогранно и аргументированно.

Вторым Этапом является обработка информации. Этот процесс предусматривает в первую очередь осведомленность выступающего в данной области знаний, понимание сути предмета. Отобранная для речи информация должна кратко, но ясно освещать предмет, быть подкреплена фактами, содержать свежие сведения, как можно меньше включать в себя незнакомых терминов и понятий.

На третьем этапе выступающий должен выработать свою позицию по отношению к подобранной информации, то есть самостоятельно ее «переварить».

Заключительный, четвертый, этап подготовки к выступлению предусматривает компоновку материала в форму, наиболее наглядную и доступную восприятию слушателей.

Построение ясного плана выступления -- важный аспект в подготовке речи. В зависимости от поставленных целей при публичном выступлении можно ориентироваться на одну из следующих структурных.

I. а) изложение фактов;

  • б) высказывание соображений, вытекающих из них;
  • в) призыв к действиям.

II. а) демонстрация негативных факторов;

  • б) способ их исправления;
  • в) просьба о сотрудничестве.

III. а) достижение заинтересованности и внимания со стороны слушателей;

  • б) завоевание их доверия;
  • в) изложение материала;
  • г) определение доходчивых выводов, побуждающих к действию.

Более подробно остановимся на том, как добиться заинтересованности и внимания слушателей, ибо это -- элемент выступления, ведущий к активному восприятию материала. Для решения этой задачи нужно включать в речь интересные, необычные факты обыденных вещах, по возможности увязывать их с личными потребностями слушателей. Неплохо насыщать речь жизненными сравнениями и знакомыми всем образами. Если это возможно, включать в повествование контрастные идеи.

Следует показывать слушателям, что излагаемые факты, идеи весьма интересны и вам самим. Однако невозможно завоевать интерес слушателей путем механического соблюдения существующих правил. Желательно импровизировать в зависимости от обстоятельств. Очень важным моментом является репетиция выступления, проведенная в максимально приближенной к настоящим условиям обстановке, вплоть до произнесения речи с начала до конца со всеми жестами и артикуляцией. Неоднократное повторение этого процесса выработает некоторый автоматизм, позволит запомнить основную часть материала и отказаться от заглядывания в конспект. Это играет существенную роль, поскольку установлено, что пользование конспектом во время выступления на пятьдесят процентов снижает интерес слушателей

Известен ряд секретов хорошего выступления.

Не следует выступать в состоянии утомления. Нужно отдохнуть, восстановить силы, накопить резерв энергии. Перед выступлением следует ограничить потребление пищи во избежание оттока крови от мозга к пищеварительной системе.

Привлекательный, соответствующий выступлению вид -- одно из слагаемых успеха оратора у публики. Во-первых, осознание того, что ты одет подобающе, вселяет больше уверенности, веры в собственные силы, повышает уважение к самому себе. Во-вторых, приятный внешний вид оказывает аналогичное воздействие на аудиторию. Если волосы не ухожены, одежда мешковата, не выглажена, обувь не в порядке у слушателей создается впечатление, что ум оратора столь же неряшлив, как и его внешность.

Любой оратор стремится к максимальной взаимосвязи co слушателями. Достичь этого можно, выполняя следующие несложные требования: выступление должно быть облечено в форму Интимной, неформальной беседы; неплохо строить свою речь, как бы осуществляя диалог со слушателями, мысленно отвечая на поставленные ими вопросы; расстановка акцентов на важных словах и фразах повысит смысловую нагрузку речи; полезно на протяжении выступления менять тембр голоса с целью дополнительного привлечения внимания слушателей; улучшает восприятие материала смена темпа речи: быстро произносятся слова, не имеющие большого значения, и медленно, с чувством -- те, которые необходимо выделить; обязательно нужно делать небольшие паузы до и после высказывания важных мыслей; целесообразно избегать специальных, малоизвестных терминов; если это возможно, надо использовать визуальные средства (экспонаты, фильмы и диафильмы, иллюстрации, слайды) для разъяснения сути излагаемого материала: это многократно повысит качество восприятия; огромный эффект дает повторение главной мысли, высказанной различными фразами и таким образом, чтобы слушатели этого не заметили; широкое применение примеров, понятных и близких сердцу слушателей, сделает доступными для восприятия даже самые абстрактные идеи:

Особо следует остановиться на том, как начинать выступление. Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и -на него легко произвести впечатление. Хорошее, интересное начало дает позитивный заряд всему выступлению, формирует теплый эмоциональный климат в аудитории.

Вступление должно быть кратким, состоять из нескольких предложений, но таких, которые способны сразу же привлечь интерес слушателей. Оратор может завоевать внимание своей аудитории в начале выступления следующими способами: возбудить любопытство; начать с конкретной, очень яркой иллюстрации; поставить перед аудиторией интересный вопрос, ответа на который она не знает; начать с потрясающего факта или цитаты; показать связь предстоящего выступления с жизненно важными интересами слушателей.

Начало должно быть не формальным, а выглядеть свободным и естественным.

Как лучше заканчивать выступление? Это -вопрос, который не дает покоя многим людям готовящимся к публичному выступлению, поскольку концовка речи является ее самым стратегически важным элементом. Еще до выступления она должна быть тщательно обдумана, неоднократно отрепетирована. Никогда нельзя заканчивать выступление словами типа:«Вот все, что я хотел сказать по этому поводу». Заканчивать речь надо, не говоря о том, что она заканчивается.

Целесообразно использовать, например, такие варианты концовок: призвать аудиторию к действию; сделать слушателям подходящий комплимент; вызвать оживление или даже смех удачной шуткой; использовать подходящую цитату; создать кульминацию.

Очень хорошо, если конец выступления будет увязан с началом.

И всегда нужно заканчивать свое выступление до того, как этого пожелают слушатели.

Вариант 5

1. Развитие памяти как условие успешного публичного выступление 3

2. Межкультурные различия невербального общения 7

3. Понятие «эффективного» руководителя 13

4. Ситуация: Вам предстоят переговоры с Вашим руководителем о повышении Вам заработной платы 15

Список использованной литературы 16

1. Развитие памяти как условие успешного публичного выступление

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Таким образом, память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов. Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Долговременная память. Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память – наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая - несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью – это проблема поиска информации.

В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг. Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием. Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

По механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату - дословное и смысловое.

Сама по себе направленность на запоминание не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, даже если сама по себе эта деятельность и не была направлена на запоминание. И только сочетание этих двух составляющих создает прочную основу максимально успешного заучивания, делает запоминание продуктивным.

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.

В широком смысле опорой запоминания может быть все, с чем мы связываем то, что нами запоминается или что само "всплывает" в нас как связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая точка, т.е. нечто краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающего его собой. Наиболее развернутой формой смысловых опорных пунктов являются тезисы, как краткое выражение основной мысли каждого раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают заглавия разделов.

Материал запоминается лучше и забывается меньше в тех случаях, когда опорные пункты были выделены в процессе запоминания. Сила

Истинно красноречив тот,
кто обыкновенные предметы
выражает просто,
великие – возвышенно,
а средние – с умеренностью.
Цицерон

Искусство или необходимость…

Когда-то красноречие и умение публично выступать воспринималось как искусство, как особенный вид деятельности, которым могут овладеть лишь самые сильные и образованные люди – вожди, полководцы, ораторы, писатели. Уклад современной жизни заставляет каждого из нас примирять эти роли, – когда нужно «зажечь» сотрудников пламенной речью о новом проекте, или защитить диплом, или аргументировано объяснить преимущества своей идеи упрямому начальнику, или правильно подать себя на первом собеседовании. Каждый день мы, как полководцы, «воюем» на работе с конкурентами; как ораторы, пытаемся привлечь к себе внимание коллег по какому-то вопросу; как талантливые писатели, стараемся представить свои идеи в самой лучшей форме. И главный наш помощник в этом, отнюдь не СЛОВО. Чтобы выступление оказалось действительно эффектным и запоминающимся, недостаточно грамотно структурировать информацию. Важно учитывать свой внешний вид, жесты, манеры, голос и много еще каких необходимых компонентов публичного выступления, которым и посвящено данное пособие.
Вспомните, что вы чувствовали, когда вам нужно было произнести праздничный тост, провести совещание, презентацию нового продукта, выступить с докладом на конференции, довести до подчиненных новую информацию? Если вы не владеете технологией публичного выступления, то, скорее всего, вы испытывали тревогу, или даже страх. А после выступления были недовольны собой, потому что не удалось четко и ясно выразить свою мысль, и главное, получить желаемый результат. Этого больше не повторится, потому что вы приступили к изучению данного практического пособия.
Представленный теоретический материал и практические упражнения разовьют умение подготовить речь, свободно держаться перед публикой, владеть голосом, жестами, мимикой, реагировать на поведение аудитории.

В результате, в любой ситуации, будь то проведение совещания, выступление со сцены или просто возможность произнести тост на празднике, вы будете чувствовать себя весьма уверенно, поскольку овладение технологиями публичных выступлений – это самый легкий способ повышения уверенности в себе. Как только вы научитесь великолепно выступать перед группой людей, с отдельными лицами вы также сможете говорить более убедительно и победоносно.

Технология публичного выступления

Для некоторых людей умение публично и искусно выступать является даром свыше, прирожденным талантом, который позволяет безгранично влиять на массы. Это, как правило, харизматичные личности, и таких людей немного.
Однако эффективно проводить совещания, презентацию нового продукта или услуги, выступить на конференции с докладом, довести до подчиненных новую информацию при желании сможет каждый, и кому это уже необходимо, держит в руках это пособие.

На протяжении всех времен человеку, чтобы быть успешным и авторитетным, было важно осваивать технологию публичного выступления. Научившись держать себя перед аудиторией, вы становитесь более уверенными в себе, уходит страх, появляется умение говорить убедительно, точно подбирая слова, что, безусловно, повышает эффективность в общении и с отдельными людьми.

Самое большое препятствие на пути к свободному публичному выступлению – это преодоление страха. Это чувство сформировалось у человека еще в раннем детстве, когда ребенка пугали милиционером или чужим дядей, который должен забрать его; наказанием, которое должен понести ребенок за плохую оценку; угрозой быть отвергнутым за несоответствие требованиям взрослых. С возрастов в человеке развивается зависимость от общественного мнения, и он начинает испытывать социальный страх осуждения, который и мешает ему проявить себя – выступить публично или задать вопрос выступающему. Итак, боязнь публичного выступления относится к самым распространенным страхам.

Есть два разных чувства, которые человек испытывает перед и во время публичного выступления: СТРАХ, парализующий, лишающий способности мыслить, и ВОЛНЕНИЕ – естественная реакция организма на стрессовую ситуацию. Люди, как правило, боятся показаться смешными, выглядеть в глазах других хуже, чем им хотелось бы. Анализируя причины неуспеха в публичных выступлениях, можно сделать вывод, что они находятся внутри самого выступающего, а не в воспринимающей публике.

Причины неудачного публичного выступления

Ожидание от аудитории реакции – заинтересованности, любви, одобрения. И если этого сразу не происходит, то появляется растерянность.
- Расчет на чудо – это когда оратор не готовится к выступлению, а рассчитывает сориентироваться по ходу дела. В результате он сам себя лишает уверенности.
- Излишняя мнительность. Недовольство своей внешностью вызывает ощущение, что все оценивают и думают только о недостатках выступающего.

Подготовка к публичному выступлению

Время подготовки к выступлению делится на две фазы: до коммуникативную – подготовка к выступлению, и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.


До коммуникативная фаза

Сюда входят все этапы подготовки к выступлению с учетом психологических и содержательных эффектов, представленных ниже:

1. Определение темы выступления

В определении темы поможет подсказка У. Шекспира: «Где мало слов, там вес они имеют». Должна быть стержневая идея – основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Точная и понятная идея дает возможность задать определенную тональность выступлению: мажорная, беспечная или юмористическая, шутливая, сердитая или упрекающая, торжественная, просительная.

Сформулируйте основной тезис, то есть ответьте на вопросы:
- зачем говорить? (цель)
- о чем и как говорить? (средства достижения цели).

2. Определение цели выступления
Цель выступления по своей сути должна выходить за рамки выступления. Например, если вы рекламируете какой-либо товар, то целью должно быть не презентация товара, а его продажа.

3. Оценка аудитории и обстановки
Для начала необходимо представить основные характеристики аудитории: возраст, уровень образования, профессия, цель прихода людей на выступление, уровень заинтересованности в теме, уровень осведомленности в данном вопросе. Затем представить своих слушателей и готовить для них речь.

4. Настройка на успех
Представьте свой успех в конце выступления. Перед началом речи пошлите мысленно аудитории слова: «Дорогие слушатели, я вас люблю и благодарен за вашу любовь ко мне!», пошлите также лучик света и тепла. Примите позу уверенного человека: распрямите плечи и опустите их немного вниз, подбородок расположите параллельно полу, обведите взглядом слушателей, мысленно скажите себе «я спокоен» и начните уверенно говорить.

5. Преодоление страха
Одним из эффективных способов преодоления страха и комплекса неполноценности является принуждение себя выступать перед аудиторией. Страхи значительно снижают свою интенсивность или совсем исчезают после осознания причин их возникновения. Поэтому начните с осмысления этих причин.
Все люди, включая опытных ораторов, испытывают страх перед публичным выступлением – это естественный способ подготовки к неожиданным вызовам извне. Страх почти всегда возникает непосредственно перед выступлением и может сохраняться в течение нескольких первых предложений в начале речи.
Страх публичных выступлений – это временное явление, и оно проходит после тренировок. По мере увеличения числа выступлений вы обнаружите, что публичные выступления на самом деле приносят радость.

6. Манера выступления
Вас, как оратора, слушатели будут оценивать по четырем критериям: по делам, по внешнему виду, по содержанию речи, по форме произнесения речи. Поэтому вам необходимо тщательно продумать, как вы представите свои самые значимые деловые результаты. Нужно отлично владеть материалом, в противном случае техники манипулятивного воздействия на публику не будут эффективны. И, наконец, хорошо подготовленную речь нужно произносить живо и искренне.

7. Имидж оратора
Власть оратора над аудиторией зависит от впечатления, которое он производит, и от его привлекательности. Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха.

Большое значение следует уделять одежде выступающего, так как она несет многомерную информацию о своем обладателе: о его финансовых возможностях, об эстетическом вкусе, о принадлежности к определенной социальной группе, профессии, об отношении к окружающим людям. Одежда значительно влияет на успех выступающего за счет так называемого «эффекта ореола».

Подберите одежду, в которой вы будете с одной стороны «своим парнем», а с другой стороны – немного лучше аудитории. Например, если вы выступаете перед банковскими работниками, одежда должна быть классическая: белый верх, черный низ; если же перед студенческой аудиторией – возможны джинсы, но они должны быть фирменные.

Когда вы появитесь перед публикой, то окажитесь в центре пристального внимания. В течение первых нескольких минут люди будут внимательно вас рассматривать, а уж затем вслушиваться в сказанное. Это обычный ориентировочный рефлекс: «Кто это? Какой он?». При выборе имиджа для выступления ответьте себе на вопрос: «Чего я хочу добиться, и как моя внешность может мне в этом помочь?». Если вы хотите понравиться публике - делайте себя привлекательным. Если хотите быть принятым этими людьми, станьте «своим» - оденьтесь так, как им нравится. Хотите удивить, поразить, шокировать - выглядите необычно. Выступая в определенной роли, примите соответствующий облик: бизнес-леди, истинная женщина, успешный предприниматель и т.д. Если вы стремитесь, чтобы внешность не затмевала ваших слов - оденьтесь сдержанно, по-деловому.

Иногда нужно произвести определенное впечатление на аудиторию. Например, в некоторые компании принято являться во фраке, или в дорогих украшениях, или с татуировкой, - иначе с вами просто не будут разговаривать.
Главное: пусть в этой одежде вам будет удобно! И только после того, как вы определитесь с внешним обликом, на который вы сами не будете отвлекаться, – стоит сосредоточиться на том, что говорите. Внешний облик может помочь вам в первые минуты, дальнейший интерес слушателей удержит лишь интересное и занимательное выступление.


Коммуникативная фаза

По сути, это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии. Выступление должно строиться по определенной структуре, подчиняющейся закону композиции: вступление, основная часть, заключение. Примерное распределение времени: вступление – 15%; основная часть – 70%; заключение – 15%.

Вступление.
Основная задача вступления: представиться и поприветствовать аудиторию, установить с ней контакт, присоединиться к слушателям, используя при этом техники присоединения, настроить слушателей на соответствующую волну.

Основная часть.
В основной части излагать суть предложенной темы, обозначить проблему и предложить варианты ее решения. В выступлении должно быть отражено как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.

Заключение.
Главная цель заключения – «продать следующую встречу», то есть вызвать желание у слушателей еще раз вернуться к обсуждаемой теме, вызвать интерес к предмету обсуждения. В заключении имеет смысл повторить ключевую идею и, кроме того, вновь вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление нужно с уверенностью, что контакт с аудиторией будет продолжен.

Эффекты выступления

1. Приветствие и прощание.
Чаще всего используется следующая форма приветствия: «Добрый день! Меня зовут Валентина Михайловна. Я руководитель «Центра элитных знаний»…» Представление может осуществляться без посредника или при помощи него. При прощании нужно поблагодарить собравшуюся аудиторию, послать «лучик света и любви», улыбнуться и выразить желание встретиться вновь.

2. Обращение к аудитории.
Важно создать доверительный контекст выступления. Для этого можно использовать такие выражения: «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные высказывания подсознательно воздействуют на волю и интересы слушателей.
Выступающий показывает, что слушатели ему интересны, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

3. Комплименты.
По своей сути комплимент заключает в себе психологический механизм внушения сказанного, например во фразах: «Видя такие заинтересованные глаза, мне не хочется с вами расставаться», «Приятно общаться с умными и заинтересованными людьми». Стиль комплимента для слушателей зависит от ситуации, предыдущего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории.

4. Фразы.
Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослой аудитории в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало.

5. Паузы.
Известно, что слова звучат убедительнее после паузы. Перед важной фразой, содержащей ключевую информацию, нужно сделать паузу, чтобы слушатели лучше восприняли и запомнили смысл сказанного.

6. Невербальное воздействие.
Установлено, что человек подсознательно доверяет больше не словам, а тому, как они сказаны. Степень доверия человека словам (вербальному общению) составляет всего лишь 20%, тогда как степень доверия к невербальному общению (позе, жестам, взаиморасположению собеседников) - 30%. Не стоит прятаться за трибуной, не стоит бояться передвигаться по сцене. Стоять нужно прямо и перенести центр тяжести с пяток на носки.

7. Бессознательные сигналы.
Больше всего мы доверяем интонации, темпу речи, паузам выступающего. Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду то, что он обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными.
Другими словами, когда «шестое чувство» подсказывает вам, что кто-то сказал неправду, в действительности вы лишь заметили разногласие между языком тела и содержанием его слов.

8. Визуальный контакт .
Для того чтобы удержать интерес зрителей к вашему выступлению, необходимо создавать зрительный контакт с аудиторией. Это вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет вам избежать смущения, которое испытывают многие от упорного взгляда, направляемого на них во время беседы или публичного выступления.

9. Демонстрация цифр и графиков.
Зачитывать цифровые данные не следует, так как это скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес. Их следует демонстрировать посредством таблиц и графиков. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться.

10. Длительность выступления.
Как правило, длительность выступления перед взрослой аудиторией составляет 15-20 минут. Именно столько без перерыва человек может вдумчиво слушать изложение чьих-то мыслей. Затем он начинает отвлекаться - это биологическая норма. Если предмет доклада ему неинтересен, человек теряет нить мыслей докладчика еще раньше.
Удержать интерес слушателей помогают ПРИМЕРЫ, поясняющие излагаемый материал, и вопросы к слушателям - ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Обычно при выступлении рассказчик сначала излагает основной материал, а затем ему задают вопросы. Поэтому не стоит делать выступление долгим.

11. Как говорить.
При чтении информации связь между докладчиком и слушателем обычно пропадает после пяти минут. Поэтому стремитесь рассказывать материал! Некоторые сложные места или цитаты можно зачитывать, но их не должно быть много, так как на слух такие вещи воспринимаются сложно. Хорошо, если выступление выглядит как рассказ.

Говорите просто и ясно, недлинными предложениями, как будто рассказываете. Говорите достаточно громко, чтобы всем было слышно. Можете переспросить, хорошо ли вас слышно, всем ли видны демонстрируемые рисунки или таблицы. В пояснение своих мыслей приводите примеры. Смотрите на людей, улыбайтесь, не бойтесь пошутить или скаламбурить. Не пугайтесь, если вдруг потеряли нить рассуждений или что-то забыли. Это нормальные перерывы в речи человека - вы ведь не по бумажке читаете. Остановитесь, помолчите, соберитесь с мыслями. Пусть пока аудитория осмысливает ваши предыдущие слова - ведь она не настолько хорошо, в отличие от вас, владеет информацией по данному предмету. «Поймав мысль», спокойно продолжайте дальше, - так и выглядит обычный устный рассказ. Помните: слушатели дружественны вам, а не враждебны!

СОВЕТ : Если трудно смотреть на людей в зале, сделай следующее. Выберите среди слушателей симпатичного вам человека и рассказывайте, как будто ему одному. Представьте вас вдвоем вечерком за чашкой чая, интересную беседу о близких вам обоим вещах. Затем вы можете найти в зале еще несколько таких людей и излагать им информацию, как своим друзьям. Такое отношение постепенно может распространиться и на всех слушателей в аудитории. Люди обязательно это почувствуют и будут слушать вас с интересом.

12. Как отвечать на вопросы.
Если ваше выступление нашло отклик в душах и умах слушателей, то вам обязательно будут задавать вопросы. Это проявление интереса к вам и вашему выступлению, желание узнать больше. Вопросы чаще всего свидетельствуют о том, что выступление удалось, было интересным и понятным. Не воспринимайте их как желание поставить вас в глупое положение или обличить ваше незнание предмета.

Если вопрос вам неясен, попросите повторить его, пояснить, переспросите: «Правильно ли я Вас понял, что…?». Иногда вопрос затрагивает область, которую вы еще не изучали, или вы просто не знаете ответа. Внутренне скажите себе: «Я не волшебник - я только учусь». А спрашивающему ответьте: «Это станет предметом моего дальнейшего изучения», «Мне не встречалось в литературе ответа на этот вопрос», «Ваш вопрос меня заинтересовал - я постараюсь найти ответ на него». Иногда вопросы дают неожиданный ход мыслям, представляют предмет в новом свете, подсказывают интересные идеи. Вопросы - это шанс узнать новое. Поблагодарите человека за интересный вопрос: «Благодаря Вашему вопросу, у меня родилась идея…».

13. Как «красиво уйти».
Сделайте небольшую паузу, улыбнитесь и скажите: «Спасибо за внимание. Мне было очень приятно с вами общаться. У вас, конечно, появятся новые вопросы, и я с удовольствием на них отвечу (оставьте свой номер телефона или адрес электронной почты)!».

14. Тренировка.
Большая вероятность выиграть соревнование по бегу у того, кто больше времени посвятит тренировкам. Также как человек, который не упускает возможность выступить перед какой-то аудиторией, обязательно освоит технологию публичного выступления. При этом следует осознавать те ощущения, которые испытываешь до, во время, и после выступления. И у всех людей они приблизительно одни и те же:

За 5 минут до выступления – достаточно сильное волнение;
- во время представления – волнение заметно снижается;
- после первых 5 минут выступления – появляется уверенность;
- непосредственно во время выступления – проявляется активность;
- после выступления – чувство облегчения.

Подготовка к выступлению обязательно должна завершаться репетицией выступления. Для тренировки используйте следующий способ:
Первый раз произнесите текст выступления очень медленно, нараспев.
Второй раз произнесите очень быстро – скороговоркой.
Третий раз – в обычном темпе.
Поблагодарите себя за теоретическую подготовку и переходите к практической части – освоению технологии публичного выступления.

  • Позитивно настраивайтесь на контакт с публикой. Люди, как минимум на 50% лучше и приветливее, чем принято о них думать. Пошлите мысленно любовь в аудиторию: «Дорогие мои, я вас люблю».
  • Обращайтесь к аудитории во втором лице, например: «Я благодарна вам…», вместо: «Я благодарна этой аудитории…».
  • Учитывайте важную особенность психики человека – лучше всего запоминать последнюю озвученную информацию, поэтому оставьте что-то важное на концовку выступления. Например: «Я понимаю ваш интерес к этой теме, у вас много вопросов и вы можете их задать, позвонив по телефону…».
  • Подтолкните людей задать вам вопросы: «Мне кажется, что у вас есть интересный вопрос».
  • Чувствуйте себя «главным», пока вы в роли выступающего и ведите себя соответствующим образом. Позиция выступающего – это позиция мужчины, который дает, аудитория – это позиция женщины, которая берет.
  • Не объясняйте понятное. Помните, что люди как минимум на 25% умнее, чем это вам кажется.
  • Поблагодарите себя за тщательную подготовку и приготовьтесь получить удовольствие от своего выступления.