Публикационный стиль речи примеры. Публицистический стиль это

Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств". К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать.

Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты постепенно оттеснялась другой - агитационно-пропагандистской - или иначе - воздействующей. "Чистая" информативность оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в газетной речи.

Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.

Богата публицистика и выразительными ресурсами. Как и художественная литература, она обладает значительной силой воздействия, использует самые разнообразные тропы, риторические фигуры, многообразные лексические и грамматические средства.

Другой основной стилевой чертой публицистической речи является наличие стандарта.

Следует учитывать, что газета (отчасти и другие виды публицистики) отличается существенным своеобразием условий языкового творчества: она создается в кратчайшие сроки, порой не дающие возможности довести до идеала обработку языкового материала. В то же время она создается не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы часто в отрыве один от другого.

Основной стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи. Конечно, в известном смысле сопряжение экспрессии и стандарта (в тех или иных "дозах") свойственно всякой речи вообще. Однако важно, что именно в газетной публицистике, в отличие от других речевых разновидностей, это единство становится стилистическим принципом организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность концепции В.Г. Костомарова. Между тем, приоритет в этом единстве имеет все же первый компонент.

На стилистику публицистической, прежде всего газетной, речи сильное влияние оказывает массовый характер коммуникации. Газета - одно из наиболее типичных средств массовой информации и пропаганды. Здесь массовым оказывается и адресат, и автор. Собственно, газета и конкретный корреспондент выступают не от имени какого-то одного лица или узкой группы лиц, но, как правило, выражают позицию миллионов единомышленников. В связи с этим одной из характерных стилистических черт публицистической, особенно газетной, речи является своеобразная собирательность, находящая свое выражение в особенностях значений и функционировании языковых единиц. Собирательность как лингвистический признак газетного стиля находит воплощение и в своеобразии категории лица (использование 1-го и 3-го лица в обобщенном значении), и в сравнительно повышенной частотности местоимений мы, вы, наш, ваш и в особенностях их употребления.

Другая сторона указанного выше стилеобразующего единства - информационная функция - воплощается в таких особенностях публицистического стиля, которые связаны с проявлением интеллектуальности речи. Такими стилевыми чертами являются:

1) документализм, проявляющийся в объективности и проверенной фактологичности изложения, что в терминах стилистики можно определить как подчеркнутую документально-фактологическую точность выражения; документально-фактологическая точность проявляется в терминированности речи, ограниченности метафоризации терминов (кроме общепринятой), широком употреблении профессионализмов;

2) сдержанность, официальность, подчеркивающие значимость фактов, информации; эти черты реализуются в именном характере речи, своеобразии фразеологии (клише) и т. д.;

3) известная обобщенность, абстрагированность и понятийность изложения как итог аналитичности и фактографичное (нередко в единстве с образной конкретностью выражения).

Для газеты характерны также поиски хлестких и метких оценок, требующих необычных лексических сочетаний, особенно при полемике: гигантский трест обмана; заподозрили в любви к свободе.

Свойственно публицистике и образное употребление слов: метафоры, метонимии, особенно олицетворения. Вот пример метафоры: «И вдруг грохот орудий расколол тишину, забушевала палата лордов»; олицетворения: «Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку»; «Новости спешат, набегая друг на друга». Для публицистической речи характерно метафорическое использование терминологии: атмосфера, климат, пульс (времени), ритм (времени), диалог и т. д.

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино. В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название "публицистический стиль" представляется более точным, поскольку иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название "газетный стиль" объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях, и прежде всего в газетах.

Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать "телевизионным" стилем. Другое название - общественно-политический стиль - точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и др.). Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.

Публицистика - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определенным классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста - вся современная жизнь в ее величии и малости, частная и общественная, реальная или отраженная в прессе, искусстве, документе. Такое определение дано в "Краткой литературной энциклопедии" . Если опустить упоминание о классовом интересе, то данное определение довольно точно отражает место и роль публицистики среди произведений литературы и журналистики, а также позволит нам в дальнейшем понять стилистические особенности публицистических произведений.

В другом энциклопедическом издании мы находим следующее определение. Публицистика - род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации. Публицистика существует в следующих формах:

Ш в словесной (письменной и устной),

Ш графически изобразительной (плакат, карикатура),

Ш фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),

Ш театрально-драматургической,

Ш словесно-музыкальной.

Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях. Понятия публицистики и публицистического стиля, как видно из этих определений, совпадают не полностью. Публицистика - это род литературы, публицистический стиль - функциональная разновидность языка. Произведения иных стилей могут отличаться публицистической направленностью, например научные статьи, посвященные актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера или неактуальности обсуждаемых проблем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Лингвистическая характеристика публицистического стиля речи, его функций, жанров, языковых особенностей. Обзор методов и приемов освоения публицистического стиля в школе. Анализ влияния массового характера коммуникации на стилистику публицистической речи.

    дипломная работа , добавлен 21.08.2011

    Сущность понятий "стиль речи", "тема текста", "основная мысль". Особенности публицистического стиля речи, его отличия от художественного и научного стилей. Средства связи предложений в тексте. Применение сочетания книжных и разговорных слов и инверсии.

    презентация , добавлен 30.09.2013

    Понятие функциональных стилей речи. Морфологические признаки и синтаксические особенности научного стиля. Признаки публицистического и официально-делового стиля. Характерные особенности разговорного стиля, роль прагматического фактора в общении.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Многообразие функциональных стилей русского языка. Использование языковых стереотипов при написании официальных бумаг. Функции научного стиля. Особенности морфологии разговорной речи. Эмоциональность как характерная черта публицистического стиля.

    реферат , добавлен 26.09.2013

    Особенности изучения публицистического стиля речи. Основные функции публицистического стиля: информационная и воздействующая. Политико-идеологический, политико-агитационный и собственно публицистический подстили публицистического стиля и его приемы.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Понятие и форма реализации научного стиля, его специфические особенности. Отличительные характеристики публицистического стиля как стиля общественно-политической сферы коммуникации. Морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2011

    Функциональный стиль текста. Публицистический и официально-деловой стили, их основные функции. Аналитическая статья как жанр публицистического стиля. Лексика, морфология и синтаксис. Неоправданное употребление заимствованных слов, стилистические недочеты.

    Публицистический стиль

    (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный) – один из функц. стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П. с. используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) – газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. В качестве синонимов термина П. с. употребляются приведенные в заголовке наименования: наиболее распространенное газетно-публицистический характеризует наличие в П. с. двух подстилей – газетно-информационного и собственно публицистического; газетный и газетно-журнальный выделяют главную сферу применения П. с. – периодическую печать в указанной сфере общения; политический подчеркивает важную роль политического аспекта в подходе к действительности.

    Тематический диапазон П. с. практически неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события (не случайно публицистику называют "летописью современности"), рассматриваемые, однако, сквозь призму определенных политико-идеологических установок.

    Главные задачи П. с. – сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий. П. с. реализует две функции языка – воздействующую и информативную. Взаимодействие этих функций и составляет языковую специфику П. с. Информативная функция ведет к формированию нейтрального слоя словаря, речевых стандартов, строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений. Воздействующая функция обусловливает наличие и формирование оценочной лексики – прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической (концептуальные слова, как правило, оценочны). Это наиболее важный разряд П. с., ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публиц. текста. Воздействующая функция формирует и большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики.

    Благодаря взаимодействию информативной и воздействующей функций, а также в результате условий создания газетного текста (оперативность) последнему свойственно сочетание экспрессии и стандарта (В.Г. Костомаров ), поиски новых, необычных выразительных средств, переходящих нередко в стандарт, .

    Таким образом, организацию языковых средств П. с. определяют его главные функции – информативная и воздействующая. Использование языковых средств обусловливается во многом их социально-оценочными качествами и возможностями с точки зрения эффективного воздействия на аудиторию. Материалом для формирования газетно-публиц. лексики выступает вся общелитературная лексика. В результате газетно-публиц. специализации разнородная по составу, тематике, языковым качествам общелитературная лексика трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публиц. (газетной) лексики. Напр., основной путь формирования публиц. лексики из специальной – переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония, артерия, раковая опухоль ).

    Социальная оценочность – одна из главных особенностей языка газеты (публицистики), нуждающейся не только в номинации явлений, фактов, событий, но и в их социальной оценке, интерпретации. Социальная оценочность определяет главные языковые процессы, происходящие в недрах П. с. Так, для периода 70–80-х гг. ХХ в. было характерно обусловленное идеологическими причинами резкое разграничение языковых средств на позитивно- и негативно-оценочные (ср., с одной стороны, веха, форум, свершения и, с другой – злодеяния, клика, клеймить ). В 90-е годы действие социальной оценочности сохраняется, но она принимает более тонкие формы: исчезает резкое разделение языковых средств на положительные и отрицательные, многие слова меняют знак оценки на противоположный (бизнес, бизнесмен, ВПК ) или нейтрализуются (элита ). Широкое распространение получает ирония как средство непрямой оценки, позволяющая в условиях отсутствия в обществе четких идеологических ориентиров избегать выражения собственных позиций.

    Действие социальной оценочности проявляется и на уровне речи, прежде всего в ее структуре. Специфика публиц. речи определяется во многом характером публиц. субъекта – автора. В отличие от худож. литературы автор публиц. текста – конкретная личность, подлинный, реальный, "частный" человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публиц. речи. Другая сторона личности автора публиц. текста – человек социальный, что обусловливает социально-политический, социально-оценочный подход к явлениям действительности, т.е. широкое привлечение приемов риторики, теории аргументации, полемики, методов социального, политического анализа и т.д. Взаимодействие двух сторон категории автора публиц. произведения (человек частный – человек социальный) определяет широкий спектр публиц. произведений – от сдержанных, трезво-аналитических до эмоциональных, личностных, пристрастных. Последнее особенно характерно для современной газеты; автор же советской газеты до середины 80-х гг. выступал как обобщенное лицо, как рупор партии и издающего органа.

    Таким образом, структура понятия "автор" определяет во многом стиль публицистики того или иного периода. Так, авторское "я" в современной публицистике приобретает черты мягкости, человечности, раскованности. Автор не человек, вершащий суд, расставляющий безапелляционные оценки, но размышляющий, наблюдающий, выражающий свои чувства и мысли. Авторское "я" стало богаче, разнообразнее, конкретнее, сменив прежнее безликое, обобщенное и унифицированное "мы". Изменились и взаимоотношения автора и читателей: речь из преимущественно однонаправленной становится более диалогичной (отсюда увеличение доли интервью).

    С точки зрения структуры, публиц. речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, оживляемым диалогами и редкими вкраплениями несобственно-прямой речи (в очерке, фельетоне, репортаже). Однако однослойность публицистической речи не недостаток, но признак ее специфики, силы и выразительности. Она позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. К этому средству нередко прибегают и писатели, когда испытывают необходимость в непосредственном обращении к читателю (публиц. отступления). В документальности (подлинности), персонализованности (личностности и эмоциональности) и заключается специфика и выразительность публиц. речи.

    Естественная форма бытования П. с. – письменная. Но он реализуется и в устной форме – доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях и т.д.

    П. с. занимает ведущее место в стилистической структуре рус. литер. языка. По силе и масштабу влияния на развитие лит. языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит худож. речь. Особенно велика роль в этих процессах СМИ. Многие новые средства лит. выражения рождаются и проходят апробацию сначала в П. с. Однако следует иметь в виду и возможность отрицательного влияния СМИ на лит. язык (злоупотребление заимствованиями, жаргонами, вульгаризмами, нарушение языковых норм и т.д.).

    Лит. : Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971; Его же: Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медия. – М., 1994; Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. – Л., 1975; Светана С.В. Телевизионная речь. – М., 1976; Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. – М., 1978; Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / Под редакцией Д.Э. Розенталя. – М., 1980; Его же: Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. – М., 2000; Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. – Л., 1981; Ее же: Тип газеты и стиль публикации. Опыт социолингвистического исследования. – Л., 1989; Солганик Г.Я. Лексика газеты. Функциональный аспект. – М., 1981; Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. – М., 1982; Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. – Екатеринбург, 1987; Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики теста / Под редакцией А. Н. Кожина. – М., 1987; Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. – Сегед, 1990; Аргументация в публицистическом тексте. – Свердловск, 1992; Вещикова И.А. Публицистический стиль как единица в системе функциональных разновидностей языка. – Вестник Моск. ун-та. Сер. IХ. Филология. – 1992. – №1; Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике: Автореф. дис. … д-ра. филол. наук. – М., 1992; Какорина Е.В. Стилистические изменения в языке газеты новейшего времени: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1992; Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – 3-е изд. – М., 1993; Кожина М.Н., Дускаева Л.Р. Лингвостилистические изменения в русской газете последнего десятилетия, "Stylistyka-II". – Opole, 1993; Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. – Екатеринбург, 1993; Дускаева Л.Р. Диалогичность газетных текстов 1980–1990-х гг.: Автореф. дис. … канд. филол. наук, 1994; Русский язык / Под редакцией E. Širjaev. – Opole, 1997; Виноградова В.Н. О некоторых изменениях в стилистике русского языка, "Stylistyka-VII". – Opole, 1998.

    Г.Я. Солганик


    Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

    Смотреть что такое "Публицистический стиль" в других словарях:

      Публицистический стиль - Основная статья: Функциональные стили речи Публицистический стиль функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь. Публицистический стиль служит для воздействия на… … Википедия

      ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ (от лат. publicus – общественный) СТИЛЬ. См. функциональные стили …

      публицистический стиль Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      Публицистический стиль - (газетно публицистический, газетный, политический, газетно журнальный) Один из функциональных стилей, обслуживающий сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П.с. используется в политической… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

      публицистический стиль - см. стиль языка + публицистика … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

      публицистический стиль - разновидность литературного языка: один книжных стилей речи, использующийся в сфере политики, общественной, экономической и культурной жизни общества, в средствах массовой информации. См. также публицистика … Словарь литературоведческих терминов

      СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ - СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ. См. публицистический стиль … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      стиль - [манера] сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? стиля, чему? стилю, (вижу) что? стиль, чем? стилем, о чём? о стиле; мн. что? стили, (нет) чего? стилей, чему? стилям, (вижу) что? стили, чем? стилями, о чём? о стилях 1. Стилем называют… … Толковый словарь Дмитриева

      стиль речи - ▲ стиль излагать стиль речи характер изложения. разговорный стиль. книжный стиль. художественный стиль. публицистический стиль. научный стиль. наукообразный. официально деловой стиль. канцелярский стиль [язык]. протокольный стиль. протоколизм.… … Идеографический словарь русского языка

      СТИЛЬ В ЯЗЫКОЗНАНИИ - СТИЛЬ В ЯЗЫКОЗНАНИИ, объединенная определённым функциональным назначением система языковых элементов, способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения, функциональная разновидность литературного языка. Композиционно речевая… … Литературный энциклопедический словарь

    Книги

    • Контрастивная стилистика. Газетно-публицистический стиль в английском и русском языках , А. Д. Швейцер. В предлагаемой читателю книге известного отечественного лингвиста А. Д. Швейцера определяется предмет контрастивной стилистики, намечаются принципы контрастивно-стилистического анализа,…

    13 неделя. Тема: «Публицистический стиль и его признаки. Функции публицистического стиля. Стилеобразующие черты. Языковые средства, формирующие публицистический стиль».

    Цель: Формирование у студентов понятия о публицистическом стиле речи.

    По завершению урока студент должен уметь:

    1. разграничивать литературные и нелитературные стили речи;

    2. выделять тексы публицистического стиля по характерным признакам;

    3. выделять языковые средства, характерные для публицистического стиля;

    4. использовать публицистические тексты в соответствии с коммуникативной ситуацией;

    5. использовать слова глоссария в процессе профессиональной коммуникации.

    Слово публицистика произошло от лат. publicus – общественный.

    Основная цель публицистического стиля – информирование, передача общественно значимой информации, воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то, внушение ему определенных идей, побуждение его к определенным действиям. Обслуживает широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных, повседневного быта, используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио - и телепередачах, документальном кино, некоторых видах ораторской речи (например, в политическом красноречии).

    Задание 1 . Составьте как можно больше словосочетаний со словами «публичный» и «публика».

    Пример : публичная речь, публичная библиотека, благодарная публика.

    Функции публицистического стиля

    - Информационная . Основная задача публицистического текста – сообщить новую, актуальную информацию.

    - Экспрессивная . Большинство жанров публицистического стиля имеют цель воздействовать на слушателя или читателя.

    Задание 2. Прочитайте текст. Определите, какая функция публицистического стиля нашла в нем отражение. Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами из текста.

    Собачка - друг Интернета

    Сегодня почта ассоциируется не с конвертами и марками, а с собачкой и точкой. Символ используется в адресе электронной почты как разделитель между именем пользователей и именем хоста (компьютерами, на которых находятся их почтовые ящики).

    Современное название символа – «коммерческое at». Оно произошло от записи расчетов. Например, «7 widgets @ $2 each = $14», что переводится как «7 штук по $2 = $14». Этот символ использовался в деловых бумагах, он был на пишущих машинках, а затем был перенесен на клавиатуру компьютера.

    Когда создателя электронной почты Томлинсона спросили, почему он выбрал символ @ , тот объяснил это просто: «Я искал на клавиатуре знак, который не мог встретиться ни в одном имени и вызвать путаницу». Первым сетевым адресом стал tomlinson@bbn-tenexa.

    Почему русскоязычные пользователи чаще всего называют символ @ именно «собака»? Во-первых, значок действительно похож на свернувшуюся калачиком собачку. Во-вторых, отрывистое звучание английского «at» немного напоминает собачий лай. Ещё это символ называют также лягушкой, плюшкой, ухом, бараном...

    В Германии и Польше знак @ – это «обезьяний хвост», «обезьянье ухо», «скрепка», «обезьяна», в Америке и Финляндии – «кошка», в Китае и на Тайване - «мышонок», в Турции – «розочка», в Сербии – «чокнутая А», во Вьетнаме – «скрюченная А». А вот дисциплинированные японцы используют английское «attomark». (По И. Риневу)

    Задание 3 . Обратите внимание на слова «ассоциироваться», «коммерческий», «электронный», «русскоязычный», «дисциплинированный». Объясните, почему в них пишется удвоенная согласная.

    Задание 4 . Поисковая работа. Найдите информацию о других используемых в интернете знаках и символах (амперсанд, октоторп и т. д.). Подготовьте небольшое выступление в публицистическом стиле об этих знаках.

    Для публицистического стиля характерны следующие черты :

    O Точность и достоверность

    O Конкретность

    O Страстность, призывность

    O Общедоступность

    O Образность

    O Эмоциональность

    Задание 5. Объясните, как проявляется каждая черта в публицистическом тексте. Для примера возьмите журнальную статью на интересующую вас тему.

    Языковые особенности публицистического стиля речи

    Лексические средства

    O Общественно-политическая лексика: демократия, избирательная кампания, митинг, прогрессивный, политическая партия

    O Термины (науки, искусства, спорта, военного дела): арена политической борьбы, информационные технологии , диалог между странами , инновационные открытия

    O Речевые стереотипы (клише): по данным из информированных источников, век развития коммуникаций, эра Интернета.

    O Неологизмы: модифицированный, планшет, гаджет, ньюсмейкер .

    Морфологические и словообразовательные средства

    Активное использование интернациональных приставок: анти-, контр-, нео-, псевд-, ультра - и т. п.: ультрасовременный, антиглобалист, псевдоискусство.

    Слова с суффиксами -ость , -ств, - ени, интернациональными суффиксами - ци(я), изацш(я), - ист, - изм, - ант: гуманизм, информатизация, модернизация.

    Существительные, имеющие собирательное значение: человечество, студенчество.

    Императивные формы глаголов, выражающие призыв к совместному действию: должны начать, обновляйте, будем продолжать.

    Синтаксические средства

    O Риторические вопросы: Кто такой герой нашего времени? С этим вопросом мы обратились к нашим зрителям.

    O Повторы: Мы часто даже не знаем всех возможностей наших гаджетов, не знаем и не хотим узнавать.

    O Восклицательные предложения: Какой удивительный мир открывается перед человеком, впервые «познавшим» Интернет!

    O Обращения: Уважаемые слушатели! Сегодня мы поговорим о новинках в сфере IT-технологий.

    Задание 6 . Прочитайте текст. Отметьте черты, характерные для публицистического стиля. Найдите все языковые средства, характерные для публицистического стиля.

    Составьте вопросы к тексту. При составлении вопросов особое внимание обратите на неологизмы , связанные с технологиями.

    Перепишите текст так, чтобы он имел форму интервью (или нескольких интервью с разными людьми). Вы можете добавлять дополнительную информацию или использовать только то, что дано в тексте.

    ИнтерДа или ИнтерНЕТ?

    Первая в истории человечества премия под названием «Технология тысячелетия» была присуждена Тиму Бернерсу Ли – изобретателю Интернета.

    Работая в 80-е годы XX века в Европейском центре ядерных исследований, Бернерс Ли придумал и внедрил метод, названный гипертекстом. Этот метод и лёг в основу передачи информации по компьютерной сети.

    Осенью 1990 года появился первый в мире интернет-сервер и интернет-браузер – так родилась «документированная вселенная», о которой мечтали многие ученые XX века.

    К сожалению, всемирная паутина давно превратилась в глобальную помойку. Здесь можно найти всё – порносайты, информацию о наркотиках и взрывных устройствах и т. д. Можно на странице интернет-форума оскорбить как угодно кого угодно и не понести за это никакой ответственности. Здесь уже нельзя отличить правду от лжи. «Сейчас анонимность Интернета граничит с хаосом, – говорит разработчик антивирусных программ Евгений Касперский. – Отсутствие правил поведения, наблюдательных органов напоминает ситуацию на дорогах, где нет правил, знаков, водительских прав , номеров. Причем даже если 99% пользователей будут вести себя корректно, 1% хулиганов сможет нарушить работу всей Сети».

    Выход можно найти или в модернизации Интернета, или в создании Интернета-2, параллельного и надежно защищенного. Ведь это большое заблуждение, что Всемирная паутина анонимна. Человек выходит в Сеть – и все его передвижения фиксируются у провайдера. Значит, эту информацию можно использовать для организации новой Всемирной паутины, для определения каждого пользователя (что-то наподобие водительских прав).

    Впрочем, по мнению Касперского, Интернет – в том виде, в каком существует сейчас, – доживает свои последние годы. Уже сейчас есть вирусы , способные за считанные часы «убить» его. Просто их до поры до времени не выпускали за пределы узкого круга специалистов.

    Если же хакеры совершат глобальную атаку на Сеть и выведут
    из строя несколько суперсерверов (это основа Интернета – их всего чуть больше десяти), то Всемирная паутина окажется разорванной на части. И пользователи из разных регионов просто не смогут связаться друг с другом. И тогда мы вернёмся к старым средствам
    связи – почте, телефону и телеграфу. Наверное, и о книгах на полках вспомним... Неужели такое возможно? (По Д. Писаренко)

    Глоссарий

    Гипертекст

    Провайдер

    Задание 7. Выберите из газеты 20 слов, характерных для публицистического стиля. Десять слов должны иметь положительно-оценочную окрашенность, остальные – отрицательно-оценочную. Слова должны быть даны в составе предложений.

    Например : Благодаря компактным размерам и питанию от аккумулятора цифровое перо – превосходный спутник для художника-графика или дизайнера, для всех, кто любит чертить и рисовать в свободное время .

    Задание 8. Выберите из газетно-журнальных текстов не менее 10 публицистических устойчивых словосочетаний. Покажите на их примере положительно-оценочную и отрицательно-оценочную окрашенность в публицистических контекстах.

    Например:

    Словосочетания, имеющие положительно-оценочную окрашенность: Мир цифровых технологий энергично развивается в различных направлениях: компьютерном, цифровом, бытовом. Словосочетания, имеющие отрицательно-оценочную окрашенность: Сегодня интернет-провайдеры не пытаются вставлять друг другу палки в колеса , так как этот рынок практически свободен.

    Задание 9 . Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Особое внимание обращайте на предложения с прямой речью. Подчеркните в тексте слова, называющие общественные процессы и явления; объясните значение этих слов. Выпишите из текста аббревиатуры и расшифруйте их значение.

    На состоявшемся в Алматы VII Евразийском медиафоруме на сессии «Роль СМИ в условиях билингвизма и мультикультурного общества» один из спикеров – бывший министр культуры и информации Казахстана – Ермухамет Ертысбаев отметил В том что Казахстан в итоге стал одним из лидеров СНГ в социально-экономической рыночной политической модернизации – серьезную роль сыграл именно билингвизм. Сейчас в Казахстане выходит 463 газеты на казахском языке, 874 на русском – значительно больше. Русский язык доминирует потому что он один из шести мировых языков и никто не ставит в Казахстане задачу ущемить и сократить его влияние... Казахстан кстати является единственной, по-моему, страной в мире где из госбюджета мы финансируем газеты выходящие на немецком, корейском, украинском и уйгурском языках.

    Радик Ватыршин, председатель ТРК «Мир» сказал В странах бывшего Советского Союза есть общий рынок СМИ... Единый русский язык в нашем общем информационном пространстве – это не недостаток а конкурентное преимущество.

    Еще одна объединяющая бывшие советские республики проблема – борьба с экстремизмом терроризмом трансграничной преступностью наркотрафиком. добавил Это противостояние мировому злу – один из реально действующих механизмов. И если бы не было инструмента СНГ и целой серии подписанных соглашений о борьбе с терроризмом многие вопросы решались бы гораздо сложнее уверен министр иностранных дел.

    Валерий Рузин вице-президент Евразийской Академии телевидения и радио сказал Медиа-форум – явление знаковое. Он превратился для многих журналистов не только российских но и из стран дальнего зарубежья в визитную карточку Казахстана. Потому что здесь обсуждаются как правило актуальные интересные спорные вопросы и в борьбе мнений, очень интересно сталкиваются точки зрения.

    (По материалам ТРК «Хабар»)