Проявил всю силу своей фантазии. Сила воображения и расширение сознания

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Образы воображения не являются чем-то особенным, присущим только искусству или творческому процессу, это часть нашей повседневности.

Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются необходимейшей способностью человека. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы , в отличие от галлюцинаций,- это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта - важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.

Образы воображения имеют различные аспекты, которые важны для нас:

Первый аспект - все люди обладают силой воображения. Представленные человеком образы не приходят откуда-то, они - побуждение, движение человеческого тела, естественное проявление жизни.

Способность человека творить образы воображения таит в себе шанс создавать во время терапии картины о самом себе, образы своих проблем, своих размышлений, своих чувств, своего тела, социальных взаимоотношений, своих страхов и желаний, а также изменять уже существующие картины. Вы можете представить процессы, происходящие в Вашем организме, его мощь и ресурсы, способность к восстановлению (например, хорошее кровоснабжение больного места). , Вы можете представить свою боль, ее форму, цвет, активность. Изменяя этот образ, Вы можете изменить интенсивность болевых ощущений и на время (возможно и надолго) успокоить боль.

Второй аспект заключается в том, что воображение имеет дело как с прошлым, так и с настоящим и будущим. Люди вспоминают историю своей жизни, глядя внутренним взором на всплывающие из прошлого картины.

Это картины необъективны - люди творят, продуцируют их как из своих воспоминаний, из мыслей, знаний о том, что произошло в прошлом, так из своей эмоциональной памяти, из памяти тела и воспоминаний о социальных контактах. «Память — это сложная вещь, родственница правды, но не ее близнец.»

Тот факт, что образы воображения относятся к настоящему - само собой разумеющийся повседневный опыт. Мы видим вещи собственными глазами, но также видим вещи и нашим внутренним взором, мы можем представить себе, например, образ нашего сердца, даже если мы никогда его не видели собственными глазами.

Человек может представить себе также и картину своего будущего. Может создать в воображении образ своих стремлений и желаний, своего профессионального будущего, следующего отпуска… Мы можем представить себе картину будущего, и эта картина может помочь нам решить, могу ли я вообще держать курс на это будущее, подходит ли оно мне, станет оно для меня реальностью или нет. Сначала у человека возникает образ, а потом он воплощает его в жизнь. И это третий аспект воображения.

«Я не спешу приступать к практической работе. Когда у меня рождается идея, я сразу в воображении начинаю строить прибор. Я изменяю конструкцию, произвожу усовершенствования и у себя в мозгу привожу в действие этот прибор. И мне абсолютно безразлично, запускаю ли я свою турбину у себя в мыслях или испытываю в моей мастерской. Я даже могу заметить, что нарушилась ее балансировка. При этом не существует никакой разницы в результатах. Таким образом я быстро развиваю новую концепцию и могу усовершенствовать ее, ни до чего при этом не дотрагиваясь. И как только я дойду до такой стадии, когда произведу в изобретении все возможные улучшения, которые я мог придумать, и когда больше не увижу нигде никаких недостатков, только тогда я воплощаю в конкретной форме продукт своего воображения.» Никола Тесла

Стратегия Тесла имеет поразительное сходство со стратегией, описанной Моцартом, утверждавшим, что сначала он сочинял музыку в голове, а затем, когда она была готова, просто “переписывал” ее на бумагу (см. “Стратегии гениев”, том 1). Моцарт писал, что видел музыку мысленным взором таким образом, что она была “почти полностью завершенной и законченной в моем мозгу, так что я мог ее рассматривать, как прекрасную картину или статую… Поэтому перенесение на бумагу происходит достаточно быстро, поскольку, как я уже сказал, к этому моменту все уже закончено; и то, что написано на бумаге, очень редко отличается от того, что находилось в моем воображении”. (Е. Холмс. Жизнь Моцарта, включая его переписку).

Однако наше речевое общение - и это четвертый аспект воображения - всегда наполнено образами, бесчисленным множеством образов.

Хорошая литература отличается тем, что, когда мы читаем роман, талантливое стихотворение или слушаем какой-нибудь интересный рассказ, в нас возникают образы. И это не те образы, которые были придуманы авторами, а это наши собственные образы. Например, ели два человека ведут разговор о море, то у обоих возникнет образ того или иного конкретного моря, а не слово «море» из четырех букв.

Каждые человек создает свой собственный образ моря. Это делает общение возможным и одновременно его усложняет, запутывает. Когда во время терапии супруги беседуют о любви и делятся своими представлениями о совместной жизни, о доверии, о своих волнениях, сильных желаниях, о сексуальности, то оба часто используют одни и те же слова, однако образы, стоящие у каждого за этими словами, различны… каждый находится в каком-то другом «фильме».

Одна из задач терапии - попытаться передать другому человеку свои образы - представления, научиться переводить их на язык собеседника.

Плоды воображения повсюду, они неотъемлемая часть нашего мира. Они - часть нашего бытия.

Воображению, его продуктам необходимо предоставить место, их надо воспринимать всерьез и уважать. То, каким образом выражает человек свои образы в данный момент: в словах, в рисунке, в скульптуре из глины или в танце, - имеет второстепенное значение.

Главное, чтобы эти образы нашли свое выражение. Воображение и его творческое выражение - не только средство для достижения цели, но и сами по себе цель.

Если клиенты выражают образы своего воображения, плоды своих фантазий и относятся к ним серьезно, это значит, что они воспринимают всерьез самих себя.

Когда человек оформляет свои фантазии в рисунке, картине или другом объекте, он уделяет свое внимание тому, что раньше находилось лишь на краю его внимания, может наблюдать за этим, занимать по отношению к этому определенную позицию и изменять ее.

Альберт Эйнштейн сказал, что воображение является величайшей творческой силой. Взгляните на эти слова снова: «большая творческая сила». Воображение! Не образование! Ни деньги! Не удача!

Наполеон Хилл, автор книги «Думай и богатей», говорит, что фантазия является самой удивительной, чудотворной, непостижимо мощной силой в мире. Перед тем, как отбросить эту мысль как сумасшедшую, следует знать, что г-н Хилл был советником двух американских президентов, получил заказ от богача Эндрю Карнеги, о том, чтобы научить людей осуществлять свои мечты, и получил множество благодарностей от величайших людей во всём мире, которым он помог добиться успеха.

Воображение является силой, которая приведёт вас к местам, где вас никогда не было.

Генри Форд полагался на воображение и веру. Уолт Дисней сказал, что если бы он не видел Диснейленд в своём разуме, остальной мир не увидел бы его на Земле. Бил Гейтс представил себе его продукцию, прежде чем она стала настоящим программным обеспечением, на котором мы работаем. Следует помнить, что многие из великих людей в мире начали с нуля и построили империи. Они мечтали. И вселенная воплощала опыт из их воображения. Вселенная всегда создаёт настоящий опыт из воображения, чем бы это ни было.

Иногда приходят на терапию люди, чьи плоды воображения слабы и нежизнеспособны. Те, многочисленные люди, которые опасаются или даже бояться выражать свои фантазии и делиться ими с другими людьми. У некоторых клиентов не развита способность к созданию внутренних образов, не развита способность что-то представлять. Она проявляется у них, только в ночных снах в виде фрагментарных картинок. Иногда у них временами появляются спонтанные образы-фантомы, которые неуловимы и скоротечны. Клиенты очень расстраиваются, когда замечают в себе это процесс затухания воображения.

Источники подобных угасаний различны. Но если он (клиент) готов исследовать вместе с терапевтом новые пути-дороги и двигаться вперед, то можно - зачастую очень медленно и постепенно - снова взрастить в нем эту способность творить.

Как же развивать и поддерживать у себя воображение?

Леонардо замечал, что “дар воображения является одновременно рулем и уздой для чувств” (Фольи Б. Том 2. Записные книжки Леонардо) и приводил упражнения, специально разработанные для того, чтобы стимулировать и мобилизовать внутренние когнитивные процессы в отношении зрительных впечатлений. Давайте для примера рассмотрим следующее упражнение, приведенное в его трактате о живописи:

Способ побуждения ума к разнообразным изобретениям

“Я не удержусь и представлю на ваше рассмотрение новый способ, который, хотя и может показаться тривиальным и почти смехотворным, все же весьма полезен для побуждения ума к разнообразным изобретениям.

Он заключается в следующем: если вы посмотрите на стены, покрытые разными пятнами или сделанные из смеси разных видов камней, и если вы захотите придумать некоторую сцену, вы сможете увидеть на этой стене сходство с разными ландшафтами, украшенными горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и группами разнообразных холмов. Вы также сможете разглядеть разные битвы и фигуры, находящиеся в быстром движении, и странное выражение лиц, и костюмы из дальних стран, и бесконечное множество вещей, которые вы затем можете свести к отдельным и хорошо различимым формам. При рассматривании таких стен и смеси разных камней происходит то же, что и при слушании колоколов: в их звоне вы можете услышать любое воображаемое имя и любое слово”.

(MS. 2038 Bib.Nat.22 v)

Как указывал сам Леонардо, подобное кажущееся тривиальным или бессмысленным умственное упражнение может оказаться очень важным.

Как сделать так, чтобы воображаемое животное казалось реальным

“Вы знаете, что не можете создать животное без того, чтобы у него не было [черт или] частей, которые бы не несли сходства с чертами других животных. Поэтому, если вы хотите, чтобы какое-то из придуманных вами животных казалось реальным, — предположим, что это дракон, — возьмите голову мастифа или сеттера, глаза кошки, уши дикобраза, нос гончей, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи.

В таком случае Леонардо явным образом использует стратегию идентификации, интернализации и комбинирования ключевых черт для того, чтобы в своем воображении сконструировать нечто; этот процесс противоположен процессу создания карт информации, поступающей из сенсорных ощущений. Леонардо использует стратегию, весьма сходную с исследованиями человеческого лица в своих гротескных рисунках; он вырезает, вставляет и склеивает разные элементы, взятые из своей памяти и воображения с тем, чтобы создать мозаику черт, которая выглядела бы как реальная.

“По-видимому, это была стратегия, которую Леонардо успешно применял в течение своей карьеры художника.

Вазари (1550), например, упоминает, что когда Леонардо был еще молодым учеником (в мастерской знаменитого мастера Вероккио), его отцу, сэру Пьеро, дали щит, сделанный одним из его крестьян. Сэр Пьеро отвез его Леонардо во Флоренцию и попросил нарисовать на нем что-нибудь. Леонардо “начал думать о том, что он мог бы нарисовать на нем такого, что напугало бы врага, подобно голове Медузы. Для этой цели Леонардо принес в комнату, в которую никто, кроме него, не входил, ящериц, тритонов, сверчков, змей, бабочек, кузнечиков, летучих мышей и других странных животных; из них он сформировал уродливое чудовище, ужасное и пугающее, которое испускало ядовитое дыхание и превращало воздух в пламя…” Когда его отец приехал забрать щит, Леонардо “показал щит на мольберте, открыл окно, чтобы яркий свет упал на него, и затем подвел к нему отца. Сэр Пьеро был весьма поражен и от неожиданности отшатнулся, не поняв сразу, что видит перед собой щит или даже просто нарисованную форму; Леонардо, поддержал отца сказав: “Эта работа служит той цели, ради которой она была задумана; возьмите ее и заберите с собой; она оказывает именно то воздействие, которое и должна оказывать”. Все это показалось сэру Пьеро похожим на чудо, и он превознес Леонардо за необычайную изобретательность”.

(Андре Частел. Гений Леонардо да Винчи. Нью-Йорк, 1961)

Если начать с одного образа, даже с очень простого, “размытого и плохо различимого”, можно в конце концов зафиксировать его таким образом, чтобы он “не уплывал”. Например, закройте глаза и посмотрите на те образы, которые возникают сами по себе. Может быть, вам будет легче вспомнить лица любимых людей, любимого героя кино, эмоционально нагруженные переживания прошлого, особое место отдыха, закат, вашу машину или просто предмет домашнего обихода. Если вы получите такую картинку, даже если сначала она будет весьма неясной и нечеткой, продолжайте к ней возвращаться и пробуйте добавить больше глубины, деталей и цвета.

Я работала со многими людьми, вначале утверждавшими, что они не могут визуализировать. Один из первых вопросов, который я задавала им, звучал так: “Если бы вы могли визуализировать, то что бы вы увидели?” Например: “Если бы вы могли визуализировать большой шар, висящий перед вами, то как бы он выглядел, если бы вы могли его увидеть?” Большинство людей при этом начинают отвечать: “Ну, он был бы красный и круглый, примерно вот на таком расстоянии от меня…” и так далее.

Иногда, помогая человеку научиться визуализировать, я говорю: “Давайте начнем с чего-нибудь простого, а затем будем “укрупнять”. Давайте создадим образ шарика”. После того, как он представит шарик или какой-либо другой простой предмет, мы добавляем другой шарик, а затем еще один — до тех пор пока человек не сможет создать образ гирлянды шариков в форме пирамиды или какой-либо другой составной образ. В иных случаях я могу попросить человека начать с неясного размытого образа или контура человека, а затем прошу его смотреть на детали, например, на пуговицы на рубашке.

Затем усложняем сами детали, либо добавляя детали к образу. Можно сказать: “Хорошо, если бы вы видели перед собой этот шарик, то где была бы тень? Где бы находился источник света?” Для того, чтобы что-то видеть во внешней реальности, необходим свет. Тот же самый принцип действенен и для наших внутренних образов. Когда они находят тень, им становится намного легче увидеть и сам объект.

Ниже следует запись медитации, которая поможет людям применять стратегии Тесла при визуализации и создании новых видений будущего.

Расположите ваше тело удобно и расслабленно. Сядьте в такой позе, которая действительно поможет вам мечтать. Если бы ваше тело могло погрузить вас в состояние, в котором вы могли бы по-настоящему дать свободу своему мечтателю, как бы вы тогда сели? Куда бы была наклонена ваша голова? Как бы вы дышали? Где бы в своем теле вы почувствовали напряжение мышц?

Если бы вы могли мечтать по-настоящему, как бы зазвучал ваш внутренний голос? Был бы он возбужден или шептал? Или им оказался бы просто какой-то звук? Может быть, он бы вас подбадривал или задавал вам вопросы? Или, может быть, звучал очень уверенно? Настройте ваш внутренний голос на тот тон, который поможет вам мечтать, поведет вас к мечтам.

А затем начните визуализировать мечту определенного рода. Мечту всей планеты. Если бы вы могли придумать прекрасную мечту всей планеты, то чем бы это было? А поскольку это просто мечта, вам не надо беспокоиться о том, возможна ли она, осуществима ли. Мечтайте свободно. Если бы вы смогли выдумать собственную версию утопии, то что бы вы увидели? Как могла бы технология вписаться в эту глобальную мечту всей планеты? А как быть с войной? Как бы учили детей? Как бы тогда люди разных частей света разговаривали друг с другом? Как бы мы использовали те инструменты, которые у нас есть, экологическим и творческим способом на пользу всей планете и живущим на ней людям?

Позвольте вашей мечте повести вас в будущее. На что была бы похожа медицина? Будут ли люди обращаться к врачам, как мы это делаем сейчас? Будут ли еще больницы? Если бы вы могли изменить мир через простую мечту, путем визуализации, как бы вы преобразовали больницы, школы и компании? Как будет выглядеть офис будущего? Будут ли вообще офисы? Или каждый будет связан с другими прямо у себя дома? Как будут люди путешествовать в будущем? Нет нужды ограничивать себя сегодняшней технологией. Представьте, что вы живете на планете, где все, чтобы вы можете себе вообразить, автоматически становится реальностью. Единственным ограничением станут границы вашего воображения.

Как в будущем мы будем обращаться с животными и растениями? Будут ли нужны нам юристы и психотерапевты? Какая работа в будущем будет самой важной?

Какую музыку будут слушать в будущем? Какие будут музеи? Если бы вы пошли в музей, где были бы представлены предметы сегодняшнего дня, то какой из них был бы наиболее забавным для людей будущего?

Что вы могли бы выдумать такого, что изменило бы мир в наибольшей степени? Какие части наших жизней имеют больше простора для изменений?

Представьте, что вы можете изменить мир через нечто такое, что сделали сами. Помечтайте о том, чтоґ бы вы могли сделать такого и как это могло бы изменить мир.

Позвольте вашему бессознательному продолжать развивать эту мечту таким образом, чтобы она стала для вас наиболее подходящей и чтобы этот процесс приносил бы вам внутреннее ощущение удовольствия, радости и надежды.

Затем на минуту позвольте вашему уму переместиться из будущего в прошлое. Подумайте о своей жизни и отыщите момент, когда мечта стала для вас реальностью. Вспомните нечто, что прежде было для вас просто мечтой, а позже вы обнаружили, что это стало реальностью.

Возможно, у каждого из вас есть мечты, которые сбылись. И, возможно, если вы найдете одну такую мечту, вы начнете понимать: “Да, есть еще одна!” Может быть, существуют даже такие мечты, о которых вы забыли, что они когда-то были мечтами, потому что сегодня они представляют собой нормальную реальность, просто еще один паршивый день в раю.

Когда вы смотрите на мир, окружающий вас, обратите внимание, что многие вещи, которые вы видите вокруг, — это на самом деле мечты, ставшие реальностью; комната, в которой вы сидите, электрический свет, при котором читаете, стул, на котором отдыхаете, книга, которую держите в руке. Все эти вещи были когда-то мечтами, но теперь они стали реальностью.

Мы живем в мире мечтаний, которые сбываются. Возможно, вы сами помогли другим сделать их мечты реальностью. Может быть, вы сами — это чья-то мечта, ставшая реальностью. Возможно, ваши родители мечтали о вас еще до вашего рождения. Возможно, вы вошли в чью-то жизнь в тот самый момент, когда нужно было, чтобы появился кто-нибудь такой, как вы.

Поэтому берегите ваши мечты. Берегите мечты, ставшие реальностью. И, вернувшись в настоящее с той скоростью, которая для вас наиболее удобна, может быть, вы сами почувствуете, что находитесь в замечательном положении — на пороге новой мечты. Позади вас — мечты, которые сбылись. Впереди — новые мечты, которые придают смысл всей вашей жизни.

МЕДИТАЦИИ-ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Ниже приведем несколько описаний медитаций-визуализаций. Подробно приведем тексты погружения в релаксационное состояние и выхода из него только в первом описании. В других случаях они аналогичны.

Судно, на котором и плыву

Приводимая ниже психотехника имеет отчасти диагностический характер. Образ судна, рожденный у участников (тяжелый крейсер, летящая бригантина, утлая лодчонка или скользкий неустойчивый плот), плавание, совершаемое на этом судне, можно считать метафорическим отражением представлений человека о самом себе и о своем жизненном пути. Эти образы могут говорить об актуальном физическом и психическом состоянии, о восприятии человеком условии своей жизнедеятельности и способах преодоления им возникающих трудностей и препятствий (согласитесь, есть разница между видением яхты с пробоиной ниже ватерлинии в самый разгар свирепого шторма или стремительно скользящей но волнам каравеллы в лучах восходящего солнца). Однако не стоит говорить участникам о таком толковании визуализаций, тем более что его нельзя считать более чем вероятностной гипотезой.

— Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь.

Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Копчики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и подымается вверх по руке... До локтя... Еще выше... Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется... По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.

Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца .

Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствует приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам... Напряжение исчезает... И вот уже мышцы ног расслабляются - от кончиков пальцев до бедра... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...

Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он - в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать... Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди... По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха... Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка... Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает... Уходит... Если вы лежите, то ваша спина ощущает добрую силу земли через поверхность, на которой вы лежите... Эта сила позволяет вам расслабиться и вливает в ваше расслабленное тело новую, свежую энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица... Уходит напряжение из скул... Из челюстей... Губы становятся мягкими и податливыми... Разглаживаются морщинки на лбу... Веки перестают подрагивать... Они просто сомкнуты и неподвижны... Все мышцы лица расслаблены... Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо... Он приятен и добр- этот воздушный поцелуй... Воздух несет вам свою целебную энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...

Все ваше тело наслаждается полным покоем... Напряжение спадает, растворяется, уходит... Усталость улетучивается... Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя... Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией...

Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то - это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то просто полянка в летнем лесу, где можно валяться в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну... Побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого дорогого для вас места...

А теперь пойдем дальше... Вы не торопясь идете по дороге и вот уже слышите шум моря - волны накатываются на берег и снова отбегают. И этот звук нельзя спутать ни с чем. Еще поворот, и перед вами во всю ширь, в полмира - вечно подвижная поверхность моря. Звук прибоя здесь слышен гораздо отчетливей, вы чувствуете на губах соленый привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов здесь нет! Смешались времена и страны в этом волшебном порту. Тут и огромные современные океанские лайнеры, и индейские челноки, выдолбленные из ствола дерева, и древнегреческие пироги, и галеоны испанских конкистадоров, и пиратские шхуны, и катера, и яхты, и рыбацкие баркасы, и изящные бригантины, и плоскодонки, и катамараны. Вплоть до атомоходов, авианосцев и "Наутилуса" капитана Немо...

Вы идете вдоль пирсов и любуетесь всем этим разнообразием форм, красок, оснасток. Знайте, что любое из этих судов может стать вашим. Выберите себе то, что наиболее подходит вам, что нравится вам, что отвечает вашим потребностям и представлениям о нужном именно вам судне... Осмотрите внимательно то, что вы выбрали. Это громадный фрегат или обычная парусная лодка? А может быть, легкий моторный катер? Какова форма этого судна? Обтекаемая, устремленная вперед, рассчитанная на скорость? Или это тяжеловесная, но прочная конструкция, способная выдержать любой шторм? В какой цвет окрашены борта вашего судна? Есть ли у него якорь? А может быть, он вам совсем не нужен? Прочитайте надпись на борту корабля. Каково его название? Какими буквами написано это название?

Взойдите на ваше судно. Кто встречает вас там? Или на борту никого нет? Как выглядит встречающий? Прислушайтесь: он что-то говорит вам... Осмотрите судно изнутри. Если это достаточно большой корабль, не торопясь обойдите его. Загляните в каюты и в рубку... Подымитесь на капитанский мостик... Прогуляйтесь по палубам, спуститесь в трюм... Что вы увидели во всех этих частях своего судна? Зайдите в каюту, которую будете занимать вы. Или просто определите какое-то место для себя на своем судне. Посмотрите - здесь лежит сложенный в несколько раз лист бумаги. Разверните его. Это карта. На ней обозначена цель вашего первого плавания. Что это за цель? Есть ли название пункта назначения?

Отправляйтесь в свое плавание. Ваше судно покидает порт... Все дальше и дальше берег... Вот уже и скрылись за горизонтом верхушки самых высоких мачт кораблей, оставшихся в порту. Вы в море на своем судне, вы сами выбрали свои путь в этом безбрежном морском пространстве... Вы двигаетесь к своей цели... Далеко ли она? Что вас ждет на пути? Не знаю... Сейчас вы увидите продолжение своего фильма о собственном плавании. Смотрите...

Ведущий замолкает. Пусть воображение участников поработает без всяких подсказок в течение одной-двух минут .

Но пора сделать остановку в нашем плавании. Направьте свое судно в ближайшую гавань... Вот и завершается на сегодня ваше путешествие. Вы спускаетесь по трапу. Прежде чем уйти, оглянитесь, посмотрите еще раз на свое судно, запомните, каким вы оставляете его сегодня. Наверное, вы еще не раз будете возвращаться на него, чтобы продолжать и дальше свое плавание. Помните, что оно будет всегда ждать вас у пирса... Вы уходите дальше и дальше от своего судна... И вновь переноситесь сюда, в эту комнату, начинаете ощущать свое тело...

Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше выходить из состояния расслабленности - вплоть до того момента, когда я назову цифру "один" и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.

Итак, семь... Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела... Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть... Ваши мышцы наполняются силой и энергией... Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться... Пять... Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать... Расслабленность заменяется собранностью... Четыре. Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. Два. Не открывая глаз, поворочайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверены в себе. Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.

При обсуждении эффектов упражнения, помимо рефлексии состояния, хорошо получить ответы на такие вопросы:

Какое судно вы выбрали для своего плавания? Опишите его.

В какой цвет оно оказалось окрашенным?

Как оно называется?

Встретил ли вас кто-либо на борту судна?

Что сказал вам встречающий?

Что любопытного обнаружили вы при осмотре судна?

Какова цель вашего плавания, зафиксированная на карте?

Увидели ли вы название конечного пункта?

Какая стояла погода при вашем выходе из порта? Что произошло с вами во время плавания?

Рассказы участников могут оказаться очень интересными, насыщенными неожиданными деталями и яркими подробностями. Почти наверняка на ведущего обрушатся вопросы типа: "А что означают слова капитана судна? А почему мой корабль назывался именно так? В чем смысл событий, произошедших со мной в плавании?". Нам представляется, что ведущему лучше воздержаться от оценок и интерпретаций, посоветовав участникам самим поразмышлять о символике образов, подаренных им подсознанием.

Мудрец из храма

Психотерапевты часто используют в медитативных техниках архетипические образы древнего старца-мудреца, храма, пламени свечи и тому подобные (см. например, Дж. Рейнуотер, (1992), поскольку они позволяют человеку получить доступ к ресурсам собственного подсознания. В описываемой ниже психотехнике применяются все перечисленные архетипы.

— Представьте себя стоящем на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузне

Альберт Эйнштейн сказал, что воображение является величайшей творческой силой. Почему бы такому великому человек говорить то, что звучит так глупо и тривиально? Взгляните на эти слова снова: «большая творческая сила». Воображение? Не образование? Ни деньги? Не удача?

Наполеон Хилл, автор книги «Думай и богатей», говорит, что фантазия является самой удивительной, чудотворной, непостижимо мощной силой в мире. Перед тем, как отбросить эту мысль как сумасшедшую, следует знать, что г-н Хилл был советником двух американских президентов, получил заказ от богача Эндрю Карнеги, о том, чтобы научить людей осуществлять свои мечты, и получил множество благодарностей от величайших людей во всём мире, которым он помог добиться успеха.

Воображение является силой, которая приведёт вас к местам, где вас никогда не было.

Генри Форд полагался на воображение и веру. Уолт Дисней сказал, что если бы он не видел Диснейленд в своём разуме, остальной мир не увидел бы его на Земле. Бил Гейтс представил себе его продукцию, прежде чем она стала настоящим программным обеспечением, на котором мы работаем. Следует помнить, что многие из великих людей в мире начали с нуля и построили империи. Они мечтали. И вселенная воплощала опыт из их воображения. Вселенная всегда создаёт настоящий опыт из воображения, чем бы это ни было.

Библия говорит, «Как человек думает, тем он и станет». В ней же говорится, «Без видения мы погибнем».

Изображения в вашем разуме – буквально план создания мира.

Ваш разум бесконечен. Есть ли в вас пределы? Что ограничено, а что реально? Почему двое разных людей имеют разные пределы?

Жизнь – выражение картинок в вашем разуме. Что означает, что источником вашей жизни являются ваши мысли, ваши психические образы. Жизнь использует их в качестве инструкций, с помощью которых можно создать реальность в материальном мире. Сила жизни узнаёт ваши мысли, создавая из них реальный опыт и предметы, в физическом мире. Вы первый, через кого проходят ваши мысли и ментальные образы, и вы можете знать, какие из них подходят, а какие нет. Так, вы знаете, какой опыт вы приобретаете, и как вы «растёте».

Жизнь не выбирает, какие из ваших образов следует воплощать, а какие нет. Она воплощает все мысли в той степени, в какой они есть у вас, и насколько вы верите в них. Не зависимо от того, полезны они или нет, жизнь не фильтрует ваши мысли. Она создаёт реальность не зависимо от времени и места, это происходит постоянно.

Ваши идеи, взгляды и чаяния, какими бы они ни были, являются предсказаниями того, что будет совершено. Можно предсказать вашу жизнь завтра, глядя на то, что происходит в вашем разуме сегодня. Вы можете изменить своё завтра, изменяя свой разум сегодня.

Что вы думаете, то вы и получаете. Вы привлекаете людей, мысли которых находятся в соответствии с вашими мыслями, и отталкиваете тех, кто не думает, так как вы. То же самое можно сказать о местах, условиях и ситуациях.

Многие вещи влияют на ваше воображение – прошлые страхи, желания, плохое психическое состояние, отсутствие знаний, отсутствие цели. Но, всё, что влияет на ваше воображение, находится под вашим контролем. Вы можете остановить его, просто зная о нём, и освобождая его. Это осознание становится ключом к очистке вашего разума от мусора, который приносит вам страдания и саботирует ваш успех.

В принципе, человек может изменить окружающую реальность двумя способами: физическим и метафизическим, но все они требуют действий.

В схеме энергоинформационного взаимодействия я выделил «слово» и «действие», как факторы напрямую воздействующие на внешний мир. И если «действие» (поступок) можно отнести к физическому способу, предусматривающему воздействие на материю, материальным же предметом путем непосредственного контакта, позволяющим изменить местоположение объекта воздействия в пространстве и (или) его внешний вид. То «слово», можно назвать «переходным» способом, ибо словом мы так же можем изменить окружающую реальность. Пример? Пожалуйста!

В магазине Вы просите продавца подать Вам «вон тот кусочек колбасы и порезать его». Вашу просьбу выполняют. Материальный предмет (колбаса) изменил свое местоположение в пространстве? Да! Предмет изменил свой внешний вид? Да. Реальность изменилась? Да! Но самое интересное в том, что для этого Вам не пришлось вступать в прямой физический контакт с предметом.

В окружающей действительности произошли изменения благодаря Вашей просьбе обращенной к другому человеку, выраженной в словесной формулировке, а точнее за счет направленной энергии, побуждающей к определенным действиям.

Слово - есть озвученная мысль, одна из форм ее материализации, обладающее определенным энергетическим потенциалом и воздействующее на духовном уровне, выражаясь на физическом плане в виде звуков, составляющих словесную формулу.

«Действием» здесь является само произношение слова - внешнее проявление направленной мысли.

Метафизический способ воздействия на окружающую действительность можно в свою очередь разделить на два: магический и естественный.

«Магический» - обращение за помощью к сверхъестественным силам, мы рассматривать не будем, обратим наше внимание, на способ «естественный», на возможности, данные Богом человеку с рождения.

Может ли человек изменить реальность напрямую, мысленно, не выражая свои идеи в словах и поступках? Может! Вспомним факты зарегистрированные, но необъясняемые официальной наукой, такие как:

  • телепатия (перенос мыслей на расстояние);
  • телекинез (перемещение предметов мыслью);
  • экстериоризация (отделение мысли).

Но это опять таки из области мистики и наблюдаются подобные явления довольно редко, у людей одаренных свыше, специально развивших в себе такие способности, либо они возникают на короткое время при особых, под час угрожающих жизни ситуациях, порождающих так же и другие феномены человеческого существа. Мы же обратимся к естественному процессу, протекающему в сознании каждого человека и до того привычному, что на него мало кто обращает внимание. Это процесс построения мысленных образов, сопровождающих возникновение любых идей, их внутреннее видеовоспроизведение, называемый воображением.

Присмотритесь повнимательнее к своим мыслям. Подумайте или скажите про себя, например, «арбуз» - и сразу перед глазами встанет зеленый бок полосатого красавца с вырезанным аппетитным ломтем алой сочной мякоти. Можете даже почувствовать его вкус и запах. Или «рыбалка», и сразу поплывут картины озера-реки, удочки, поплавки, котелок с ухой над костерком, комары, «Русская особая», копченная колбаса и прочие атрибуты активного отдыха.

«Воображение представляет собой специфическую форму духовной активности субъекта в познании и творчестве, связанную с воспроизведением прошлого опыта (репродуктивное воображение) и конструктивно- творческим созданием нового наглядного или наглядно-понятийного образа, ситуации потребного будущего (продуктивное воображение)». (Спиркин А.Г. «Основы философии, М., 1988 с.285).

Воображение - это творческая сила, воплощающая в жизнь всевозможные идеи; этап, стадия материализации мысли.

Как мысль, сама по себе -ничто, ее следует принять, дабы она стала действенной, так и сопровождающая её воображаемая картинка - ничто, пока не будет принята (вместе с мыслью) к действию и не начнет развиваться вместе с нею.

Пример. Возникла мысль: «лимонад», сопровождаемая картинкой бокала с пузырящимся напитком, запотевшей бутылки из холодильника, или, на худой конец, «полторашки» с дешёвым пойлом. И все! Мысль и образ просто констатируют факт.

А вот принятая мысль-идея: «хочу лимонад», сопровождаемая теми же изображениями, развиваясь, может выглядеть следующим образом: видами магазина с витринами прохладительных напитков; киоска с фасадом, заставленным пыльными бутылками; образ телефона с номером службы доставки и прочее. То есть, началась творческая работа воображения по удовлетворению вашего желания.

Давайте рассмотрим весь путь материализации мысли, от возникшей идеи до физического предмета, воплощенного в окружающей реальности. «Подопытным» предметом пусть будет «скворечник». Да, да, обычный деревянный домик для перелетных птиц, которые в былые времена сотнями изготавливались пионерами и школьниками.

Итак, в голове некоего человека появилась мысль-идея: «сделать скворечник». Она пришлась ему «по душе», «по сердцу» и он принимает идею полный радостно-возбужденных чувств, сопровождающих желание.

Перед мысленным взором предстает сначала хрестоматийный облик «летней резиденции» скворцов затем воображение начинает рисовать её «чертеж»: задняя стенка, передняя, крыша, дно, леток… и т.д. и т.п. Тут же рассматриваются варианты используемого материала из которого надлежит соорудить данный «памятник деревянного зодчества», от ливанского кедра, до сосны обыкновенной, оригинальный стиль постройки (например, в виде готической башни или имитация под деревенскую рубленную избу); декоративная отделка… и т.п.

После этого, мысленно сработанное изделие, мысленно же, «прибивается» на облюбованном дереве перед домом, причем с «видеоперечислением» инструментов, требуемых для данного процесса: лестница, молоток, гвозди…и прочее.

И вот, в итоге, сознание наблюдает такую картину: в зелени кроны уютно спрятался скворечник, к которому поочередно подлетают счастливые родители-скворцы, таща в клюве добычу, предназначенную для птенцов, встречающих папу с мамой радостным писком.

Все, запланированное уже существует, правда пока в воображении.

Его материализация в реальности, напрямую зависит от человека и может быть воплощено, хоть через час, если он будет соответствовать своему желанию (иметь нужные материалы и инструменты) и приступит к действиям, ведущим к исполнению желания, которые можно разделить на две группы.

Первая: действия, непосредственно ведущие к исполнению желания, к ним можно отнести сам процесс изготовления скворечника.

Вторая: заключительные действия по реализации своей цели. Цель данного человека скворечник, полностью пригодный для заселения птицами, то есть- закрепленный на дереве. Так вот «действием», относящимся ко второй группе, как раз и будет укрепление его на выбранном дереве, как заключительный этап воплощения желаемого в окружающей реальности.

Ну, с этой функцией воображения, делающей «чертеж» задуманного ясно. Этим пользуются все люди постоянно, а некоторые избрали своей профессией (инженеры, конструкторы, архитекторы), переносящие образы, возникающие у них в воображении на бумагу и строящие масштабные модели своих идей. По сути, любой предмет, созданный руками человека, является его материализованной мыслью-идеей.

Вы наверное очень удивитесь, узнав, что квантовая физика в содружестве с космологией выдвинула теорию о вселенной -мысли: вселенная родилась из единой мысли, является мыслью, а все окружающее (материальное),-есть уплотненная мысль».

«Концепция Вселенной как мира чистой мысли проливает новый свет на многие проблемы, с которыми мы столкнулись, в совеременных исследованиях в области физики». (Сэр Джеймс Джинс, физик, математик, астроном).

Эта концепция очень близка к философскому течению энергетизма, утверждающему, что во Вселенной существует лишь энергия, во всех своих многообразных проявлениях, вплоть до материи. Все физические предметы-материализованная энергия.

Итак: Вселенная-мысль (энергия), энергия нашего сознания- мысли, предметы, созданные руками человека- его материализованная мысль (энергия)-все очень тесно взаимосвязано. Процесс же создания мысленной модели нужного ситуативного пространства с помощью творческой силы воображения, напрямую воздействует на энергоинформационное поле окружающей реальности, создавая в нем её ещё не материализованную конструкцию. «Действием» здесь будут специальные способы, позволяющие сделать это.

Если процесс воображения во всех других случаях предваряет слова и поступки, то здесь он является самостоятельным фактором воздействия на реальность, став таким за счет волевого усилия, облеченного в желание и соответствующие эмоции, отличающие творческое воображение от бесплодной фантазии.

Таким образом, в схему энергоинформационного взаимодействия, можно внести третий фактор активного воздействия на окружающую действительность - «воображение». Относительно него и составим План исполнения желаемого, хотя он справедлив так же для действий физического уровня. Лишь четвертый его пункт составлен с учетом специфики воображения.

  • Первое, что потребуется для его исполнения- наличие желания; четко поставленной и определенной цели.
  • Второе - соответствовать своим желаниям.
  • Третье - выполнять действия, ведущие к исполнению желаемого.
  • Четвертое- чувствовать и вести себя в повседневной жизни так, как чувствовали бы себя и вели, при условии уже исполненного желания.

Потому, что Ваше желание уже существует. Оно обрело метафизическую форму в ту долю секунды, когда Вы приняли данную мысль (идею).

Смоделированная воображением мысленная конструкция, воплотится в реальность путем череды событий, исполняющих задуманное. «Как», «когда» и «каким образом» желаемое материализуется в действительности, знать не обязательно, да и попросту невозможно. Человек должен, лишь стремится к исполнению своего желания, работая над соответствием и непосредственным его воплощением в реальности.

Ну, а сейчас, давайте детально разберем все пункты плана и рассмотрим сопутствующие ему вспомогательные техники.

«Воображение это все. Оно способно показать нам заранее, как будут развиваться события. Воображение важнее знания».

Альберт Эйнштейн

Воображение есть могучий источник истинного познания Бытия.

О, как велика ценность удивительных таинств воображения и мечтаний!

Постигая всё подряд, человек разрушает воображение.

Больше пользуйтесь воображением. Это очень важно для того, чтобы ваше психическое состояние приобретало наибольшую уравновешенность.

Умение творить красивое — очень важное качество. Ибо любые линии, которые вы наблюдаете, накладывают по-своему отпечаток в вашем внутреннем мире, хотите вы того или нет. Каждая линия несёт свою вибрацию и, естественно, воздействует на психику человека. (Последний завет.Часть7. Глава5:26)

Я предлагаю вам возможность ускоренно менять себя. Ваше воображение будет играть очень важную роль. Не бойтесь создавать сложные ситуации внутри себя, тем более те, о которых вы знаете заранее, что они будут вызывать у вас отрицательную реакцию. Попробуйте создавать эти ситуации мягко, потихонечку, чтобы внутри вас не возникло сразу бурной отрицательной реакции. Ибо чем подробней вы начнёте вспоминать такую ситуацию, тем больше воспоминание начнёт захватывать вас, и негодование начнёт источаться из вас.

Начинайте трогать ситуацию слегка, более размытыми образами; и как только начинает появляться отрицательная реакция — сразу ловите себя, ловите и по-матерински отогревайте то, что становится колючкой в вашем сердце.

Превратите эту ситуацию в образ колючки, где в то же время помните саму ситуацию. Но больше сосредоточьтесь на том, что это — ледяная колючка, которая сейчас должна растаять. Её надо растопить, превратить в водичку, и она потечёт, зажурчит капельками. Учитесь разными образами с помощью своего воображения растапливать, согревать то, что приносит боль, учитесь побеждать.

Учитесь, чтобы эта работа была постоянной, ибо экзамены вас ждут неожиданные. Они ждут вас там, где вы вовсе не готовы встретить их, и, как правило, в тот момент, когда вы наиболее слабы, когда по различным энергетическим характеристикам у вас наибольший упадок сил, когда вы болеете. И тут вас начнут ловить, создавая ситуацию, которая вас нервирует, раздражает, вызывает больные воспоминания, присущие вам. (Последний завет.Часть 7. Глава 5:34)

Воображение развивать нужно. Создавая добрые образы, вы уже позволяете этим образам жить. Создавая добрые образы, вы можете сами от них насыщаться. Когда вы видите добрую картину, вами созданную, вы можете ощутить на душе облегчение. Это — важный момент, и бояться его ни в коем случае нельзя. (Последний завет.Часть7. Глава8:81)

Воображение моделирование

Так вот, сумейте правильно назвать тот порок, который внутри вас. Разберитесь в нём, найдите его особенность — не обобщённую особенность, а как можно конкретней доходите до её истока. Тогда вам легче понять, что это такое, откуда идёт неприятное ощущение. И тогда в ваших руках ваше воображение сделает всё необходимое. Вы, не выходя из дома, можете уже сделать себя предрасположенным к тому, чтобы правильно отреагировать в дальнейшем на ту же самую ситуацию.

Ибо как только вы добьётесь положительного отклика внутри на эту ситуацию, вы можете даже не вспоминать об этой информации. В необходимую минуту вы правильно отреагируете на происходящее. Когда вы правильно выстраиваете внутренние образы, вы отреагируете правильно; и если даже неправильно, то с большим отклонением в сторону правильного будет сделан ваш шаг. Это будет ваша победа.

Если же вы только послушаете информацию, что надо воспринимать своего ближнего хорошо, — это будет для вас непосильное. Понятное, но непосильное. Вы будете ломаться на одном и том же, вам трудно будет преодолеть эту преграду. А ведь всего лишь следовало разобраться, что именно вызывает у вас это неприятное ощущение.

Заповедь «любите врагов своих» и многие такие простые заповеди становятся непосильными. Потому что никто не рассматривает их в корне, никто не рассматривает их детально: что именно вы не можете полюбить, что именно в своём враге вы не можете полюбить. И когда вы находите тот источник, который препятствует у вас внутри и создаёт нагромождение льдин, этот источник вы должны удалить. А удалить у вас будет возможность, когда вы правильно научитесь реагировать на эту ситуацию, и эти образы вы должны создавать своим воображением.

Так вот, учитесь. Последнее время Я всё больше делаю ударение на ваше воображение, оно должно развиваться. Вам предстоит учиться читать книги, учиться смотреть и читать без отрицательных образов. Читать, скачать (Последний завет. Часть 7. Глава 25:60)

Воображение Голос души

Можно ли отличить веление души от информации, которую тебе дают? Как не перепутать чувство, от души идущее, с информацией, идущей от кого-нибудь?”

Вот сейчас в этих словах скрыто буквальное понимание этой разницы. Чувства информацию не дают. Ваше сердце либо притягивается к чему-то, либо отталкивает, не принимает. Но оно не говорит, оно не выдаёт каких-то образов, какой-то словесной информации, какой-то речи.

Оно только либо воспринимает, чувствует что-то дорогое, либо чувствует какую-то опасность, чувствует что-то не своё. Это главная реакция, по которой надо определять выбор.

Он только таким бывает в голосе сердца. Если это вы пропустите, в голове начнёт появляться информация, которая, как правило, вам будет доказывать, что этот внутренний толчок не верен, что сделать надо совсем по-другому…” “Должно чувство радости возникать и какое-то подобное чувство? Значит, тогда от души идёт?” - спросил человек. “Да. Если вы испытываете такое ощущение - это правильно; если что-то не так - тут надо быть осторожным. (Последний завет.Часть8.Глава30:41)

Воображение – реинкарнация

Уйдёшь ты от рассмотрения этого — оно не исчезнет, оно так и останется. А раз останется, то в целом будет влиять на все остальные твои усилия. Конечно же, попробовать широко просмотреть эти обстоятельства внутри себя — это позволить себе очень активно видоизменяться.

Ведь у каждого из вас в естественных условиях, допустим, приготовлена какая-то одна-две ситуации, вами не желаемых. С этим связанные другого рода ситуации приготовлены для другой вашей сестры; третьей другие условия созданы. Они могут внешне несколько разнообразными быть, но, в зависимости от качества той или иной женщины, от её усилий, от её внутреннего мира, созданы определённые условия для постижения её каких-то важных сторон.

Но в естественных условиях эти упражнения расставлены на определённых расстояниях, длительности во времени, и вы за какой-то промежуток времени — десятки лет — узнаёте каких-то несколько небольших сторон, а может быть, даже и вообще одну-две. И тогда воображение ваше позволяет вам много жизней прожить. Уже одним воображением вы способны прожить много жизней.

А в естественных условиях если вы тронете какие-то ситуации и сделаете какие-то победы, вам даёт очередную серию испытаний, опять же также растянутых по времени; потом следующие испытания, опять растянутые по времени. И, получается, определённый объём нужно постичь, который в целом позволит правильно видоизмениться, серьёзно видоизмениться. Но этот объём получается растянутым на две-три жизни.

А вы имеете способность в себе, активизируя качества своего воображения, это всё пройти, хотя бы на уровне сознания уже научившись правильно внутренне реагировать на всё это. За краткий период времени вы очень обильно это способны в себе проявить, и это серьёзная возможность создать благоприятные условия для дальнейшего практического яркого видоизменения своего внутреннего мира.

Потому что уровень воображения подготавливает почву, он не меняет ярко ваше существо, но очень серьёзно подготавливает вас к тому, чтобы вы изменились. И дальше какими-то обстоятельствами вы уже начнёте резко себя менять.

Но эта предрасположенность уже к наиболее точному, более правильному шагу внутри готовится вашим воображением часто. И тем более, что-то пытаясь воскресить в голове, пробуя что-то выстроить, вы можете по тем ощущениям, которые возникают, болевым ощущениям, сразу просмотреть эти места: что это такое, с чем это может быть связано. И тут уже насколько глубоко это у вас удастся. . (Вад. Часть 9.глава 55:167-170)

Воображение Страхи

«А как быть со страхом? Возникает большое количество страхов, например, страх темноты. Как себя тут лучше вести? Провести для себя как бы шоковую терапию, то есть идти в эту темноту, или можно каким-то другим путём воспользоваться? Как лучше избавиться от страха?»

Не придумывать страшных образов. Человек боится не темноты, а страшные образы, которые он придумывает в этой темноте. Но если в этот момент, посмотрев в темноту, вспомните, что вы там видели днём, у вас страх исчезнет. Надо удерживать эти правильные образы в себе в этот момент.

Человек вообще, по сути, очень сильно наполнен разнообразными . И конечно же, соблазн додумать что-то негативное там, где он не знает, что на самом деле существует, очень большой. Поэтому будьте внимательны со своим воображением. Если вы будете подниматься ночью по лестнице и тут же представлять, как выходит какая-то рука из-под лестницы и хочет ухватить вас за ногу, вы тут же вскрикнете и начнёте бежать, хотя там никого нет. Такова сила воображения. Но вы не придумывайте этих образов».

«Это означает, что за собой нужно внимательно наблюдать?»

Конечно же. Надо наблюдать за каждым своим шагом. Я даже могу сказать прямо: почти все шаги, которые вы предпринимаете сейчас по жизни, неправильные. Не случайно говорилось, что в конце времён наступит период, когда человеку надо будет переродиться. Не когда к тому, что он имеет, что-то прибавится и он будет нормальный, а именно переродиться, воскреснуть из мёртвых и стать живым. Потому что жить в теле — это ещё не значит быть живым.

Несколько поколений пройдёт, и на Земле останется единое человечество как Единая Семья. Не в одно мгновение переродитесь, но потребуется несколько поколений, всего лишь несколько. (Вад.Ч10.40:87-90)

Человек Творец Воображение

Земля, Вселенная — это Дом человека. И человек рождён, чтобы этот Дом заполнить и облагородить его своей любовью. И не надо ему будет куда-то возвращаться, соединяться с каким-то универсумом и так далее. Эти рассуждения совершенно неуместны. Это неверное понимание своей души, своего предначертания быть творцами.

Вера Воображение

Ваша суть заключена в стремлении верить, а не знать. Именно верить. Это очень важное качество для чувственного мира человека, где вера ваша предполагает именно обилие светлых, удивительных образов, рождать которые должны помогать вам фантазия, ваша мечта, воображение.

И вот умение воспользоваться этими удивительными дарами очень важно для того, чтобы чувственный мир необыкновенно красиво мог проявиться во Вселенной, чего никогда ещё не происходило ни у какого мира, который до сих пор, до появления человека, существовал. Хотя с появлением человека пока ещё немногое проявилось из того, что должно было бы быть.

Но слово последнее человеком ещё не высказано, поэтому надо будет обязательно понять своё истинное предначертание, надо будет обязательно приложить правильные усилия. Вот тогда и будет Мир Вселенной преисполнен чудесной улыбкой. Но этот труд сейчас вам предстоит сделать. А сначала надо пробовать понять то, с чего надо начинать. Вот поэтому учитесь быть добрыми в полном смысле этого слова. (Вад.Часть11.Глава6:48-51)

Произведения искусства. Воображение

То есть ваше воображение играет эту роль. В зависимости от того, насколько вы развиты, вы можете сами себе дополнительно рисовать какие-то внутри себя картины, вдохновляя себя, радуясь дополнительно какой-то иллюзии, которую вы создали. И немножко через это вы даже отдохнули, создав ее, посмеявшись над этой иллюзией, над картинами, которые вы внутри себя создаете.

Но на данный момент вы находитесь в состоянии, когда воображение, чувственный мир ваш, фантазия находятся настолько в закрытом состоянии, настолько в примитивном состоянии. Когда вы начинаете очень нуждаться в образах, которые способен явить тот, кто действительно имеет такие возможности явить образы, призванные вам помочь, призванные повести вас, облагородить ваш чувственный мир, дать вам почувствовать что-то особенное, через что вы начинаете испытывать дополнительное вдохновение к труду, к творчеству.

Когда, соприкоснувшись с произведениями тех или иных мастеров, вы начинаете испытывать, что вы отдыхаете, что как будто бы что-то незримое наполняет вас, и вам становится светло, легко, снимается какая-то тяжесть психологическая, возникающая у вас к этому моменту.

У вас возникает воспитание видения какого-то, которое до сих пор вы не имели, а тут вы удивились и обрели это видение. Вы стали по-другому смотреть на что-то, чего раньше не замечали.

Вы испытываете именно вдохновение, когда, посмотрев что-то, соприкоснувшись с каким-то произведением искусства, испытываете сильнейшую жажду тут же бежать в свою мастерскую и начинать творить что-то прекрасное. Это очень важный момент, вдохновляющий вашу жизнь, ваши жизненные проявления. Поэтому произведения искусства играют большую роль, очень большую. (Вад.Часть12.Глава8:317-322)

Молитва Помощь Воображение

Надо в этом случае задавать с другой стороны вопрос: можно ли в принципе молиться за того, кто видится вами как нуждающийся в вашей помощи? Конечно же, можно. О ком угодно можно молиться. И если видите нужным, то, исполнив молитву, выразите свои добрые-добрые пожелания, пожелайте здоровья, крепости.

Почувствуйте, представьте, как человек расцветает, как он наполняется силой. Потому что сила вашего воображения уникальна, ее надо развивать дальше.

И очень жалко, что в обществе формируется так среда общения, когда именно у детей воображение очень велико, а дальше по мере взросления человек старается избегать этих особенностей. Оно, конечно же, начинает быстро скудеть и сводится к каким-то примитивным реалиям, окружающим человека.

Надо учиться воображать. Это уникальное, замечательное качество, присущее именно человеку. Животное так не может действовать, а человек может. И это нельзя утрачивать. Когда вы начинаете выражать фантазии, вы можете рисовать замечательные внутренние образы, накладывая их на ближнего. Это немаловажно, тем более когда вы прежде стараетесь желать здоровья, крепости, радости. Вот это важно.

Нельзя другие образы накладывать, допустим, чтобы ваш сын был музыкантом, если он того не хочет, и представлять его упорно музыкантом нельзя. Вот это уже будет вмешательство в его судьбу неверное, а ваша сила мысли в этом случае может здорово начать ему мешать.

Но желать здоровья и крепости всегда можно. Всегда! Это нормальное воздействие на ближнего с вашей стороны. Тем более, когда вы любите окружающих, все больше стараетесь чувствовать их родными, вы всегда будете торопиться при любой возможности желать им здоровья. Это нормальное общение человека с человеком. (Вад.Часть13.Глава9:32-36)

Страх Воображение

Ведь боящийся человек характерен тем, что он постоянно присматривается к окружающему пространству в поисках, а не опасно ли вон это, вон то, а вот там что-то шевелится: «Ох, а вдруг там сейчас что-то?» А там просто травка шевелится такая хорошая, красивая, но он присматривается и уже боится, он вибрирует в страхе. Но ведь там опасности нет.

То есть вы своим воображением, о котором мы уже говорили сегодня, можете создать очень серьезное переживание внутри себя, которое совершенно не имеет никакого отношения к реальности. Вы просто создали иллюзию и очень ее боитесь. Так зачем же вы ее создаете? Учитесь жить уверенней, и все у вас будет замечательно.

Будьте открытыми, не пытайтесь защищаться и строить баррикады. Чем больше вы защищаетесь, тем больше вы будете уязвимы. Запомните это! Поэтому не учитесь защищаться. Чем более будете открытыми, тем сложнее вам будет навредить. (Вад.Часть13.Глава9:127-129)

Форум Последний Завет (скачать программу Цитата из Библии 4.0)

posledniizavet.forum24.ru/?1-13-0-00000007-000-0-0-1426872099

В одной из можно встретить интересное изречение: «когда природа фантазирует, она создает мир». Так и воображение человека помогает ему до некоторой степени творить собственную реальность.

В детстве способность к фантазии проявляется особенно сильно - мир кажется ребенку ярким и подвижным, загадочным. К сожалению, вырастая, многие из нас утрачивают эту способность, забывают о том, как прекрасна сила воображения. Возможно, настало время ее вернуть.

Вы спросите, зачем практичному и прагматичному человеку предаваться пустым мечтаниям? Да именно затем, чтобы стать творцом собственной жизни. Сила воображения помогает спортсмену ставить новые рекорды, художнику или музыканту она помогает создавать истинные шедевры.

Магу сила воображения позволяет добиваться задуманного. Вы можете изучить Гримуары, прочитать Некрономикон, ознакомиться с трудами Папюса, и прочих мистиков, но это не сделает вас магом. Только воображение человека позволяет ему достигать того, что казалось невозможным.

Применение силы воображения

Для начала следует познакомить вас с некоторыми утверждениями:

    Мысль реальна и она способна оказывать воздействие на материю (посредством астральной и эфирной энергии)

    Мысль способна принимать устойчивую форму (т.н. элементальная сущность)

    Элементальная сущность может нести заряд положительной или отрицательной энергии

    Элементальная сущность подчиняется воле мага, создавшего ее силой воображения

Энергетическое нападение (). Я никоим образом не призываю читателя пользоваться этой методикой, чтобы отомстить своему врагу, но и скрывать информацию не вижу причин. Колдун готовится к ритуалу - он подготавливает все необходимые ингредиенты (соль, земля с кладбища, гвозди и прочее) в соответствии с тем, каких результатов он хочет достичь. Фактически в это время он концентрируется на объекте своего воздействия, изливает на него негативную энергию.

Чем ярче предстанет в его воображении человек, которому следует навредить, тем сильнее будет воздействие. Решающее значение играет сила воображения, а не слова заговора и ритуальные действия. Затем колдун «отпускает» сформированный элементал - он должен полностью выкинуть из головы образ своего врага и послать к нему негативную мыслеформу. Иначе последует обратный удар - элементал вернется к магу.

Привлечь удачу . Здесь все гораздо сложнее, ибо фортуна - материя тонкая. С уверенностью можно сказать одно, если в своем воображении человек постоянно создает картины проблем и неприятностей (трудности на работе, семейные неурядицы и прочее), то он получит их в избыточном количестве. Поэтому учитесь переключаться на позитив, и жить сразу станет легче. Итак, если вы читаете , то не просто произносите слова, а формируйте в это время яркий образ успеха (я сдала экзамены, я получил хорошую работу и т.п.).

Победить болезнь . Даже в этом деле воображение человека может оказать неоценимую помощь. Вам знакомо понятие «плацебо»? Этим термином называют лекарство, оказывающее исключительно психологическое воздействие на пациента. Иными словами, пациенту дают таблетку, изготовленную из мела или иного вещества, не обладающего особыми свойствами, ему говорят, что это лекарство и больной выздоравливает! Ему помогает сила воображения.

Опередить соперника . Кто выказал слабость, кто испугался своего соперника, тот уже проиграл. Это правило действует не только в боксе, но и в жизни. Очень часто люди упускают благоприятную возможность просто потому, что считают себя недостойными. Если воображение человека нарисует ему « , то шансов на успех практически нет. Подумайте, часто ли вы говорите себе: «я не справлюсь», «это не для меня»? Если так, то пора срочно менять свое мировосприятие.

Умеете ли вы мечтать?

Упражнение, которое я хочу вам предложить, это не секретная оккультная техника, но скорее игра. Однако такая игра обладает не меньшим энергетическим потенциалом, чем все техники, когда-либо разработанные египетскими жрецами, и прочими представителями оккультного сообщества.

Итак, вам следует остаться в одиночестве, идеальное время для проведения упражнения ранние сумерки. Устройтесь поудобнее, дышите ровно и глубоко. Ваша задача - очистить свой разум от посторонних мыслей. Считайте каждый выдох, пока не дойдете до сотни. Затем представьте себя в дремучем лесу: вас окружают вековые деревья, их кроны смыкаются над головой.

Задействуйте силу воображения настолько, насколько это возможно. Необходимо проникнуться атмосферой покоя и умиротворения. Мысленно обнимите любое дерево и попросите его дать вам силу. Со временем вы научитесь чувствовать энергию, которую дает вам сама вселенная.

Далее снова очистите свое сознание. Представьте себе то, чего хотите добиться больше всего на свете. Желательно использовать конкретные образы, воображать, что вы уже обладаете объектом своего желания. Если вы хотите переехать в более просторный дом, то побродите мысленно по его комнатам, мечтаете о машине - представьте себя за рулем.

Сила воображения не действует сиюминутно, чем сложнее задача, тем дольше придется ждать отклика. Тем не менее, мечтайте, задействуйте свою фантазию - и возможно результат превзойдет все ваши ожидания!