Притчи о словах и их значениях. Притча о Пророке

Притча о слове и смысле.
Всем, всем, всем, здравствуйте.
Это слово «Здравствуйте», обычно воспринимается, как просто вежливая форма приветствия при встрече. Сегодня, как правило, обращаясь с этим приветствием друг к другу, не задумываются о смысле произнесённого, но лишь исполняют принятую официальную традицию вежливого общения. Просто так принято в русском языке начинать свою речь при формальной встрече. Но стоит лишь просто обратить внимание на смысл этого приветствия и он сразу становиться понимаем, ведь он прямо читается в этом слове. Здравствуйте - это ведь, очевидно, ничто иное, как пожелание здравствовать, то есть быть в первую очередь здоровым, а значит и успешным в своих устремлениях – ведь ни одно, без другого не бывает. Не успешен больной, не здоров не успешный – болезни разные бывают. Но я сейчас не про болезни говорю. Я надеюсь обратить внимание на существование определённого смысла во всём происходящем. Смысла, о котором мы просто не хотим задумываться, смысла, который забывается за формой повседневного существования, смысла, познание которого возможно в переосмыслении в соответствии с уровнем наших знаний и глубине наших стремлений к пониманию мироустроения и через это, к пониманию самих себя и своего места и предназначения в нашем Мире. Но что это может нам дать, для чего надо отвлекаться от повседневных своих дел на не практичные размышления. Есть удобная форма существования - и достаточно. А так-ли это? Когда – то люди считали, что земля плоская, а солнце движется по небесному своду, восходя на Востоке и закатываясь на Западе. Но поиск смысла событий привёл к пониманию, что Земля шарообразная и вращается, и от того сменяются день и ночь, и от того видим движение Солнца по небу. И что Солнце вовсе и не на небе нашем, а очень далеко, и что есть ещё и другие планеты. Однако, что изменилось для большинства людей от этих истин. Поначалу – ничего. Но затем, зная что земля шар, отправились люди искать удобные морские торговые пути в кругосветных путешествиях и открыли новые земли, и продвинулись в развитии своём. От открытия других планет и по сей день не ощущаем мы прямых бытовых благ, но познания наши стали глубже, что повлияло на общее развитие человечества и, как следствие, всё равно отразилось на повседневные дела наши. Всё в Мире взаимосвязано и это очевидно, потому что подтверждено нам, хотя и подтверждено лишь нами же. Но никто не откроет для нас того, что может быть нами понято, кроме нас самих. Значит и нужно это нам самим. Но мы все, не что иное как часть Всего. Не в этом –ли причина побуждающая к поиску смысла нашего во Всём? Вот и всё, что сказано для начала, и сказано всем и самому себе. И если сказанное показалось интересным, то продолжение в беседах и для Вас тоже. Присоединяйтесь и скажите своё слово в притчах о Сущем в беседах с самим собой и со всеми.

О чём же это и для кого? О чём? Ответ в названии: « О Сущем». А Сущее – это всё что существует, включая и нас самих. Для кого? Для тех, кто ощущает потребность понять причины происходящего с нами и понять самих себя. Но что бы понимать себя правильнее, надо постараться понимать и других. Понимание же ищется именно в беседах.
Что бы беседы были обстоятельнее, следует каждый раз определять предмет обсуждения.
Вот и будем здесь задавать вопросы для обсуждения. Вопросы, как и ответы, должны быть просты и понятны, но нести в себе потаённый смысл как притчи. Таково объяснение для всего здесь изложенного.

Притча - фантазия в четырёх частях.

Притча часть первая. Ехала машина.

Ехала машина, а в ней водитель и пассажиры. Нет таких людей в реальной жизни, но есть такие люди в этой притче. Итак, что же случилось? Обычное дело - сломалась машина и остановилась. Так вот, нереальные люди пустились в рассуждения о причинах остановки. Почему машина остановилась? Высказал один своё суждение: « Машина потому больше не едет, что колёса перестали крутиться» Кому-то покажется смешным такое заключение. Но разве это не есть факт? Калёса не подвижны и машина стоит. Неподвижные колёса и есть основная причина остановки. И стали все, и водитель и пассажиры выяснять от чего колёса перестали вращаться. Кто-то заметил, что во время движения, как то странно подёргивало машину, должно быть от того, что колёса не синхронно вращались и от того, в конце концов, сломались и остановились. Кто-то обратил внимание на неравномерный износ шин и заключил, что из-за этого колёса вращаться перестали. Кто-то обнаружил, что на колёсах много грязи налипло и стал доказывать, что в этом причина остановки.
Что же было общего в рассуждениях всех этих не реальных людей? А общее было то, что пытались они найти причину поломки по видимым признакам, не вникая в сущность устройства машины. Но разве не точно так же, многие находят объяснение происходящего в нашем Мире лишь по внешним признакам доступным всеобщему обозрению и без понимания сути событий? Так может быть не следует нам брать пример с этих нереальных людей, а всегда стараться искать настоящую причину событий. Ведь машина мироустроения нашего, в которой сегодня мы все едем, уже начала давать сбои и колёса могут скоро перестать вращаться.

Притча часть вторая. Диагностика и ремонт машины.

Сломалась машина нереальных людей. Не смогли понять они, что случилось с колёсами, отчего перестали они вращаться. Ведь из-за этого машина не едет и, как следствие, мотор не гудит, и фары не горят. Решили обратиться нереальные люди к специалистам по ремонту машин. Знаем мы, что разные специалисты бывают. Есть такие, кто помощь добросовестно окажут и советы добрые дадут. Стало быть у таких специалистов совесть есть и от них добро нам. Есть совсем другие, которые всё запутают, что бы побольше денег с нас получить да ещё и работу свою плохо сделают. В народе про таких говорят, что совести у них нет и одно зло от них. Не повезло нереальным людям, попали они к специалистам бессовестным. Да и как могло быть иначе, если такие всё нынче вокруг захватили - грабят и умножаются. И когда прояснилось, что нереальные люди в машинах ничего не понимают, налетели бессовестные ремонтники со страшными результатами диагностики и такой дорогой ремонт организовали, что совсем обеднели нереальные люди и машину свою от того разлюбили. Они бы и ездить на этой машине совсем перестали да случайно повстречали ремонтника совестливого, который и машину в порядок привёл и всё им правильно объяснил. А плату за всё разумную взял, так что нереальные люди в добро поверили. И что нам до этого. Мы же ни эти нереальные люди, в устройстве машин хоть немного каждый понимает, хотя бы благодаря школьному образованию. Но всё-ли в жизни нам так понятно. Не попали-ли мы в руки бессовестных ремонтников, которые из корысти своей нас запутали и грабят да запугивают страшилками ими же придуманными. И как нам найти помощника добросовестного, если не будем мы знать, что именно не так для нас делается, как должно быть для блага нашего. Но коль мы все есть часть Сущего, искать нам путь правильный следует через поиск гармонии с самими собой, с миром своим естественным, который этим Сущем в нас и заложен. Но как приблизиться к пониманию этой гармонии? Да так же, как постигаем мы устройство машины - через обучение. Главное, что бы учитель был правильный. Как найти такого учителя, чтобы помог он понять в чём суть гармоничного существования? Не объяснить того в коротком повествовании. А для того и задуманы беседы долгие, каждого с собой и всех со всеми, что бы искать и приблизиться к ответу. Так станем же все учителями для всех и все учениками для всех и так обретём наш путь к познанию. Будем же критичны к поучающим, что бы не попасть в служение к лжеучительствующим, которые подобны корыстным ремонтникам машины нереальных людей. Мы же все люди реальные и через такие ошибки можем попасть в реальную беду. И беда та придёт не в притче, а в жизни. И не исправишь тогда беду, просто притчу переписав. Будем же осторожны и внимательны ко всякому поучению. Постораемся понимать цели проповедующих. Но не станем просто всё отвергать, с чем не можем сегодня согласиться, а будем вместе искать общий путь к гармонии с Сущем. Пусть каждый, кто готов присоединиться к нашим поискам гармоничного справедливого существования, примет на себя, перед собой и перед всеми, обязательство следовать нашему общему принципу, дающему каждому свободу в выборе его суждения, в праве учиться и учить самому, по своему личному разумению. Значит каждый должен сказать себе:
«Я ученик пред теми кто учителя мои.
Я учитель тем, кто ученики мои.»
А если сказано, то надлежит следовать сказанному, держа слово перед собой и другими.Не будем откладывать начатое. Ведь, везущая нас всех машина, не долго продержится после дорогих плохих ремонтов. Надо бы поскорее подключать к ремонту мастеров добросовестных. Но не сможем мы таких найти быстро, не поняв какими они быть должны, по каким признакам их определить. Начнём же наш поиск через путь к познанию Сущего, не забывая о предостережениях. Тот, кто готов по правде искать пути исправления нашего лжесущего существования – лучший наш помощник в ремонте нашего машинного устроения общества. Так чем же заканчивается эта притча? Просто заканчивается. Починили машину нереальных людей. А как починили: хорошо-ли, плохо-ли, дорого-ли, дёшево-ли? Кто это знает? Не нашли свою истину не реальную люди нереальные.

Притча часть третья. Машина и глубины познания: достаточность и бесконечность.

Ехала машина. Сломалась машина. Отремонтировали машину.Так следовали события одно за другим. И что же поняли нереальные люди? А каждый всё мог понять по-своему. Каждый понимал настолько, насколько подготовлен был к пониманию. Кто-то понял, что машина перестаёт ехать по причине более глубоко скрытой, чем видимое прекращение вращения колёс, но в причину эту вникнуть не смог. Кто-то понял техническую суть поломки. Кто-то первоочерёдно понял, что ремонтники бывают разные и расценки на работу сильно различаться могут. А кто-то попытался всё свести к общей картине произошедшего и даже смог прогнозировать будущее, на понимаемом им или просто интересующем его уровне. Все разные и всё понимают по разному эти нереальные люди. Но не хотят знать некоторые из нереальных людей всё о своей машине- ни к чему, нет пользы от лишних знаний, считают они. Многие реальные люди тоже к глубине познаний не стремятся, считая бесполезным постигать то, что не связано с их практической деятельностью, забывая что всё происходящее связано с их реальной жизнью и, даже более того с прекращением видимой и не видимой составляющих этой самой жизни. Но задумываемся-ли мы в действительности, к каким познаниям следует стремиться нам для успешной жизни нашей. А ведь на самом деле, если бы стали эти нереальные люди стараться всё глубже познать, да познания использовать для улучшения конструкции машин, то поняли бы они, что и мехханизмы улучшить можно, а копни глубже, так ясно станет, что и материалы можно лучшие использовать. И топливо может лучше быть. Поняли бы люди нереальные, что чем глубже постигнешь процессы, связанные с производством машин, тем лучшие машины делать можно. А чем лучше машина, тем удобнее водителю и пассажирам. То есть, чем лучше мы познаем суть используемого предмета, тем более правильно научимся его производить и эксплуатировать. Но мало знать сам предмет, надо ещё понимать все условия в которых он будет работать. И опять, это требует новые и более глубокие познания. А ещё, в добавление ко всем этим знаниям, надо понимать состояние водителя да и пассажиров, чтобы понимать, чего от них ожидать можно. А это уже более сложная форма познания, сложнее чем мехханические и физические составляющие машины. Разве это не очевидно? Нереальные люди – они понятное дело не реальны и им можно любые характеристики приписать. Но от чего мы, реальные люди, часто не желаем понять Мир глубже, чем нам надо лишь для решения наших видимых сегодняшних практических задач. И действительно-ли нет стремления лично нашего к познанию или мы это стремление сознательно подавляем, ограничивая естественное побуждение к постижению Сущего?

Притча часть четвёртая. Машины в машине.

Едут нереальные люди в своей отремонтированной машине, едут и рассуждают. Теперь они много больше узнали про машину свою. Узнали, что не проста машина эта. Поняли, что возможно постоянно усовершенствовать род машинный, во след за углублением знаний человеческих. Едут они по дороге реальной, а на дороге выбоины да колдобины. Бьётся машина о плохую дорогу – портится. После всего пройденного да обговоренного, дорога стала им машина эта. Можно сказать, чувственно переживают они за каждый удар колёс по неровностям. И вдруг, как бахнет машина о большую яму - да потом ещё и на колдобину налетела. Аж застонали бедные нереальные люди от переживаний за своё имущество. Остановились, вышли, осмотрели машину: всё-ли в порядке, ни поломалось-ли чего? А один вдруг засмеялся и говорит, что так мол они реально переживали да в голос мучались за машину свою, что если кто рядом стоял с их путём, мог бы подумать будто это машина сама от боли стонет, как живая. «А ведь и то верно» - заметил другой: «Так мы с машиной нашей свыклись да сроднились, что словно боль её научились воспринимать, хоть и не чувствует сама машина боли, так мы за неё чувствуем и страдаем, как от боли тела своего. А ещё один заметил: «Можно сказать, мы душой машины стали. Вот вышли мы сейчас из машины, рядом стоим да за неё переживаем, а машина стоит, как бы спит. А как сядем в машину да поедем дальше, опять будем стараться оберегать её от повреждений все чувства свои подключая. И если смотреть на машину, когда мы в ней, она вроде на живую похожа становиться, так же ведь на всё реагирует – только чувствуем за неё мы.» «А ещё верно» - ещё один в разговор включился: « Что когда машина наша отслужит нам свой век, навсегда мы её оставим, хоть и грустно будет нам. И без нас будет мертва машина, словно как тело без души. Значит мы сейчас – это душа машины. Да, действительно можно сказать, что многое подобно по форме организации своей.» Сказал так и вдруг словно чего-то испугался. И повторил в задумчивости:« Многое подобно, многое подобно, многое подобно..., странные мысли порой в голову приходят.»

Рецензии

Притча пятая. едут в машине автослесарь, новый русский и программист. Машина, ясен пень, останавливается и заводиться отказывается.
Слесарь кричит: "Гно вопрос! щас инструменты достанем, быстренько починим, и - в путь!"
Новый русский: "Вот на фига эти макли? Вызовем, эвакуатор, такси. Пока в мотеле пооткисаем - машину починят и привезут."
Программер: "Не спешите, друзья. Давайте посидим-покурим и попробуем завести ещё раз."

Продолжение конечно занятное, но не для той аудитории на которую предыдущие притчи ориентированы. Я просил прочитать только ту, что вверху списка и такая длиннючая, так как из нескольких, озаглавленных знамениями, состоит. Если сказка про Колобка, то вроде как бы для детей, хоть и взрослый смысл угадывается. Но взрослым на сказки время тратить не обязательно. Мне хотелось бы коментов по поводу именно той, что озаглавлена Притчи о Сущем в беседах с самим собой и со всеми, а не про все, что в папке с таким же названием. Это я так для удобства своего распихал по папкам, чтобы потом компоновать, как потребуется по плану проекта, а многое вообще в проект не попадёт. Мусора у меня всякого много накрапано.

Кстати, притчу Обратился я с вопросом к маске вообще читать не надо было. Там полный бред, я хотел было стереть, но последовавшая переписка мне как-то интересна показалась и потому оставил, так сказать в комплекте странностей.

Нну... понял, не дурак. Шутками не отделаешься. Мужик сказал - мужик сделал. Пишу рецу. Пишу и читаю, читаю и пишу. С черновиком, между прочим.

Пишу рецензию, потому как в комментах я бываю весьма невоздержан. Всё серьезно!))) Торжественно обещаю не хамить, а Вы - обещайте не обижаться.

Я, вообще-то, не тореадор, а ты, увы, не бык. так что не по-адресу. вот черновик рецы, дальше которого я не продвинулся.
Ну что Вам сказать?
Начну с комплиментов: все три Знамения, т. е. беллетристическая часть произведения, написаны замечательно, эмоции переданы очень живо и заставляют сопереживать герою, порой до слёз. Природу Вы описывете прекрасно, зримо, метафоры используете в меру. Стиль повествования, напевный, молитвенно-проповедующий, выглядит вполне уместно.

Ну, и пару ложек дёгтя, куда ж без них: философское вступление подкачало, запятых втрое больше чем надо. Через них трудно продраться к смыслу. Местами неправильное употребление слов и понятий. Не смотря на трудности, я к смыслу продрался, и он мне кажется небесспорным. Но в философский диспут вступать - боже упаси. И вообще, вот что зависит от настроения, так это наши философские взгляды. Не от того, о котором Вы писали, типа, «настроился» и попёр свершать, а такое настроение, чисто внешними материальными воздействиями и прочей физиологией обусловленное: погода плохая, голова болит, или наоборот, мороз и солнце, а ты на лыжах в тихом лесу...
Вот Вам обратный пример: материальное на духовное тоже воздействует! :)

Есть ещё пара опечаток... и везде Вы используете частицы «не» и «ни» ровно наоборот, чем следует! :) но это уже дело редактора, а не рецензента.

Что касаемо собственно "Знамений" и моего по этому поводу мнения... Я думаю, что это не важно и, по-любому, Вам не поможет никак.
Совет же могу дать, легко, у меня их как грязи. Если не "воцерковлённый! - то воцерковляйтесь. т.е. - пост, покаяние, отпущение грехов... сам не практикую, но знающие говорят - очень помогает. и дешевле, чем психоаналитик. Что касаемо меня, который даёт такие советы - нет, не поп, и даже не "воце.." как его там. Ой, начинаю хамить(((
А возбудитель Вашей философии: когнитивный диссонанас. Чо,реально вас там в "заграницах ближних" так чморят? попандос. Миша с Бесом - те сразу отскочили, один с хохляндии другой с молдавии... евреи - им проще.

Даже два! два совета могу. второй - перечитайте первоисточник. Ветхий Завет - Новый Завет. три раза, типа ептимьи. знающие люди говорят - помогает.

Огромное спасибо за рецензию. По поводу грамотности письма, так это моя беда, я в школе диктанты на двойки и единицы писал. Сейчас редактор в компьютере как-то помогает. Попробую найти грамотного помощника за редактора помочь. Пересмотрю ещё раз вступление, второпях писалось к основному тексту и постараюсь подправить. Кстати уже один раз подправлял, а то было ещё хуже. Эти, так называемые ложки дёгтя, на самом деле тексты отбеливают от пятен несуразицы. Очень порадовало, что текст трогает за живое. Не будучи писателем, всё же что-то смог по задуманному, а может быть так получилось, потому как по правде. Насчёт философии скажу, что идеей пришедшей в саморассуждения одержим и буду стараться довести в понимаемой форме. К воцерквлению не приду, слепо верить не умею, а иначе бы не философствовал. Так первое, что хотелось написать в благодарность, заканчиваю. Буду ещё перечитывать рецензию. Что-нибудь ещё спрошу наверняка, но надоедать сильно не хочется. Ещё раз спасибо. Всего доброго.

Отвлекусь на политику - это я относительно чморят. По мне так чморят не более, чем советский народ чморили советские люди. Соусы разные а свинина всё одна. Вопрос борьбы за место у кормушки. В люди же возможно выбиться, если принять условия официальных игрищ. Сейчас от простейших инстинктов пляска идёт - сохранение национальности и соответственно доминирование языка этой национальности, титульной стороной превозносится до божественных высот, так и хранители того, себя высшим жречеством почитают. С другой стороны те кому этот язык знать не очень хочется и учить лень. Я лично, право народа на сохранение культуры своей традиционной уважаю, хотя на подсознательном уровне их страхи прочувствовать не могу. Наверное от того, что не из вымирающих народов объявился. Народа, да, но не людей, которые и своих соплеменников вполне успешно чморят и умело дурят.
Но для смышлёных из народа, то не проблема вовсе, особенно для молодёжи. И между собой они дружны, безотносительно к национальным особенностям. Всё решают особенности материальные и возможности добиваться желаемого. А здесь, благодаря трудовой открытости для наших граждан экономически развитых стран, полная свобода выбора. И поскольку, молодёжь, что не ленится, сейчас весьма грамотна, то и трудится на достойных должностях. Есть кто конечно послабее в мозговой деятельности, так можно и по рабочей сетке за лучшие чем на родной земле деньги попахать. Так что народца у нас в государстве маловато осталось, полагаю не более одного миллиона, хоть по официальной переписи где-то ещё дополнительный резерв в триста с лишним тысяч сокрыт. Молодёжь уезжает. Многие сначала учиться, а потом остаются работать и уже не возвращаются. Есть кто здесь выучился, и тоже уехали. У большей половины моих знакомых и у тех про кого слышать приходилось дети по разным странам разъехались и там хорошо устроились. Гражданство для этого менять не обязательно. Вот за возможности с этим гражданством я, конечно, благодарность к ходу нынешней истории обязан ощущать. Мои сыновья, а у меня их двое, на той же волне. Младший, уже скоро год как в Париже, а старший опять в Лондон собирается, пока здесь трудится в международной фирме. У жены тоже бизнес международный - туризм, всё по заграницам болтается. Один я довольно оседлый, строительное образование и здесь позволяет кормиться. А на бытовом уровне проблем не много, редко сталкиваюсь с полными идиотами. Общаемся, дружим, лечат, работаем, отдыхаем... . Главное друг другу не надоедать своей правдой и стараться понять. Так и живём. Так что на философию тянет не от ущемлённости бытовой. Есть значит другие побуждения. Это всё по поводу "чмурят" от меня. Есть и много других мнений, всё от личной мотивации зависит. Ситуации тоже случаются весьма поганые, но то всегда и везде встречается в независимости от национальности, а вот националистическим фоном, порой то усиливается не заслуженно.

Теперь, относительно влияния материального на духовное. Разумеется, есть такое влияние, а иначе какой смысл в материальном воплощении Сущего для процессов в самом же Сущем происходящих. О том много разных рассуждений философских "всех времён и народов", как говорится. И очень узнаваемым должно быть суждение Гегеля на сей счёт, так как именно его философию нас обязывали постигать, как величайшую мудрость про диалектику вообще. Ведь САМИ СОЗДАТЕЛИ великого учения Марксизма - Ленинизма то позаимствовали. Так как не имеем мы мощи мыслить надприродно, то и не можем сомневаться в правильности природных процессов, как данности в нашем природном мировосприятии. Вот эту данность я условно и нарёк "познанием". Я не идеалист, в философском смысле, и не материалист, и не дуалист, однако всё признающий, как части единого целого, соответствующие постигаемому моменту в изменениях Сущего. Я уже тут на Прозе Ру намекал на возможность относительности в категорических суждениях, вопрошая: "Материя духовна или же Дух материален? А смысл философствования изложил стихотворно:
Я Вечность, что живёт лишь миг
В земной телесной оболочке
Как Вечности духовный блик
Во времени условной точке
Как способ Вечности самой
В себе ж найти восстановленье
Из разделённой в смысл иной
До единения мгновенья
Как кладезь знаний обо всём
Что Вечность с ВЕЧНОСТЬЮ равняет
Понять, в себе прочтя о том
Меня ведь Вечность побуждает
Ни для того ль, что б сбылся смысл
Всей сущности круговорота
В стих этот обратилась мысль
Что б посетить ещё кого - то
Что бы могли мы обсудить
Суть смысла тайны Мирозданья
Найти связующую нить
Что Вечность свяжет и Познанье.
Но окончание стихотворного размышления пока не публикую. Слишком странными выводы показаться могут. Вот и надеюсь, системными публикациями различного стиля, пробудить интерес к своим размышлениям на всё эту же тему. А для чего? Так там и про то будет. Вот нашёл перед кем исповедаться. Уж извини, не поп не батюшка.

Про смышлёных - базара нет. тем везде хорошо. мои в россии - на фиг никуда ехать не надо. я им по старой памяти, из 90-х, советовал - валите в Европу, там весь цимус. А они мне:"папан, на ФИГ, нам и здесь хорошо."
И вот реально смотрю - хорошо! Всяко лучше, чем мне. Я ГКП в ВПК, а Ленин - чиф сомелье в сочах. Младший - тоже в порядке, и на Европу им - насрать. хотя по-аглицки свободно говорят оба, могли бы... Чего они там в парижах не видали?
Негров, срущих на ступени Собора Парижской Богоматери?

Да так и надо, кому где интереснее по жизни. Мой младшОй потому в Париже, что работа у него с модельным бизнесом связана, это я про фотомоделей всяких и манекенщиц. Фирма, где он работает, моделей разыскивает, контракты с ними заключает, раскручивает и продвигает их в модельном бизнесе и для них контракты с заказчиками разными организует. Штаб квартира фирмы в Париже, а в командировки он по всему Миру мотается и в России уже два раза побывал, аж до Красноярска и озера Байкал добрался. А заказчики у них серьёзные, все организаторы мировых показов моды, известные журналы мод да бренды всякие солидные. В общем в малиннике крутится, боюсь только, что семьёй скоро не обзаведётся. Вот потому он и в Париже, там же один из центров моды, а он себе такой бизнес избрал и совершенно сам без всяких родительских советов. А старшОй по образованию экономику и организацию бизнеса изучал да по жизни бестолочь. Бизнес-это не его, но аккуратный исполнитель, так что может в бухгалтерии преуспеть. Уже умудрился жениться и развестись, слава богу детьми обзавестись не успели. Ищут свой путь дети, родителей не спрашивают. За границу не рвались бы, да здесь на местах перспективы никакие. Дети аборигенов наших титульных тоже разбегаются ищут где интереснее и полнее себя проявить возможно. А то у нас тут менталитет деревенский, а точнее хуторской преобладает. Я бы тоже разбежался, да возраст не тот и медицинская страховка от государства удерживает - лечиться то всё чаще да дольше приходится. Хотя ещё жизненная энергия не иссякла.

Мои тоже размножаться не спешат. (а про философии всякие - мне тоже иногда хочется пофилософствовать. и я тогда открываю Библию и перечитываю Еклизиаста. "Суета сует, и нет ничего нового под солнцем... Всему своё время..." и пр.
Помогает!

Времена меняются, знания меняются и всё от того по новому объясняется. Конечно, информация обо всём в нашем естестве присутствует, то что мне вздумалось обозвать "познанием", а иначе нас просто быть не может. Оно, кстати, не только человеку присуще но и... , в дебри рассуждений лесть не буду. В том, что копаясь в своём познании, мы оттуда информацию выдёргиваем я для себя заметил, через догадки естественно, от того для не согласных не факт. Информация об одном и том же в разные времена по уровню развития технологий и соответствующих им знаний понималась. Почему я должен постигать эту информацию в рассуждениях древних, в их видении и понимании "познания". Полезно конечно, что бы увидеть сходство в основных подобиях в рассуждениях. Но я все подобия увидеть пытаюсь.
информацию о портале и связаться с администрацией .

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Притча про свободу: «Тень». На древней земле, в старом роду-племени, в семье земледельца, жил да был парень один. С детских лет был он не такой... родную. И затосковал парень, вспомнил о прежнем бытии своём… Да стало жалко ему родичей своих бросать. С кем ему потом поговорить, от кого услышать доброе слово и похвалу, если в столь далёкий путь лететь не в одну человечью жизнь длиной. Да и кто, если не я родичам да людям рода своего поможет хлебом? И решил пока...

https://www..html

Притча о рыбке. Разговор рыбки с БогомЖила-была рыбка. И жила она в озере, наполненном пресной водой. Жизнь рыбки складывалась по-разному, принося ей (рыбке) то радости, то... , где будет пресная вода, и я смогу продолжить свою жизнь и свое развитие", - говорит рыбка. "А вообще-то, не нужно меня запугивать, потому что подобные слова я слышала от окружающих рыбок уже не один раз, находясь в разных водоемах. И каждый раз, после таких предупреждений, я, удивительным образом, оказывалась в новом водоеме...

https://www.сайт/journal/147489

Слово данное держи
С ранних ты пелёнок.
Не сдержал- подобно лжи,
Знай, учти, ребёнок.

С детства должен ты понять-
Важность обещанья.
Всё, что молвил-исполнять,
Проявлять старанья.

Ты, ведь, вежливый, малыш,
И не птица -слово.
Что в...

https://www.сайт/poetry/1151043

Притча о Пророке

... ?», «Как богатство мне не потерять и преумножить?», «Как мне деву приворожить - и в жёны взять?»… И молчал Пророк. И слова , которые Он хотел поведать людям, жгли уста Его. И Любовь Божия переполняла сердце Его. И молчал Он десять лет… И молва... однажды пришёл к нему юноша, который никакой выгоды от ответа на вопрос свой получить не хотел. И спросил юноша: «Какое слово скрываешь Ты за молчанием Своим?» И сказал тогда Пророк: «Очиститесь!» И стали приходить к Нему люди, чтобы очиститься от грехов...

https://www..html

Притча о голосе сердца

Раз совета у сердца духовного спрашивать - прежде, чем поступок совершать, прежде, чем слово молвить… А каждое утро отец старый человека сего - говорил ему слова неласковые, ворчал да бранился. Говорил ему отец, что никуда не годен сын его... получишь! Счастье себе ты за деньги не купишь!» И горит сердце всё ярче, всё сильнее любовью пылает! И преображает оно - и слова человека, и поступки его! И во времени скором женился сей человек на женщине этой. И любовь их взаимная сердечная - стала всю жизнь...

https://www..html

Притча о Мастере

Бог? Где Он? В чьём храме нам Его искать? Чему нам верить, как молиться, какие жертвы Богу предлагать?» И Мастер повторил слова простые, которые из века в век вещают Мастера, чтобы услышать и понять смогли бы люди: «Бог есть Любовь! И учит Он... слепо верить Мне или другому, иль поклоняться книге, что Знание содержит, - а не Богу! Опыту своемý должны вы доверять! Слова ж - останутся словами … Вот - в тёмной комнате сидит лишённый света. И сколь бы ни верил он в света бытие, - светлей ему не станет...

https://www..html

Притча о Великом Аптекаре и философском камне

Минералах, и об органах тела, и о процессах, происходящих в организме в целом. А многое о душе и о Боге ты можешь узнать из слов Иисуса Христа». «Но ведь тем, кто не имеют сана священника, запрещено читать Библию?» - спросил Генрих. «Не бойся! Ибо страх - плохой учитель... предназначено! Он всю жизнь свою способен сделать адом! И он же умоляет Создателя: "Спаси!" Не абсурд ли это? Я притчу расскажу тебе о том, как два человека пришли к древу познания добра и зла. Придя, они сорвали по яблоку. Один...

СЛОВА-ХАМЕЛЕОНЫ

Слова - хамелеоны,

Они живут спеша.

У них свои законы,

Особая душа.

Они спешат меняться,

Являя все цвета,

Поблекнут, обновятся,

И в том их красота.

Все радужные краски,

Все, что чарует взгляд,

Желая вечной сказки,

Они в себе таят.

И сказка длится, длится,

И нарушает плен.

Как сладко измениться,

Живите для измен!

Константин Дмитриевич Бальмонт

СЛОВА

Много слов на земле. Есть дневные слова -В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днемВспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить,Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть:Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу,-Как знамена в чехле, их в душе берегу. Кто их часто твердит - я не верю тому,Позабудет о них он в огне и дыму. Он не вспомнит о них на горящем мосту,Их забудет иной на высоком посту. Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,Оскорбляет героев бесчисленный прах, Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,Не твердя этих слов, умирали за них. Пусть разменной монетой не служат они,-Золотым эталоном их в сердце храни! И не делай их слугами в мелком быту -Береги изначальную их чистоту. Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,Только эти слова тебе могут помочь!

Вадим Шефнер

Иван Бунин

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

Москва, 1915

И. А. Реформатский (сын А. А. Реформатского)

Слово о слове

Слово о слове

совсем не ново,

И всё же я снова

Восславлю слово.

Всей нашей жизни

Невозможно

Без слова.

Всему голова.

Слово - целитель

И слово - предатель.

Слово - и клятва,

И проклятие.

Слово - по случаю,

Слово - к дате,

Слово - удар

И слово - объятие.

Это Трибуна оружие.

Это влюблённого вздох.

Слово - воин,

Слово - труженик.

И дьявол,

Эдуард Асадов.

Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем себе сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"

5. Притчи о Слове.

Притча о слове

Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой. Но не каждый верил Мастеру. Одни искали подтверждения среди друзей, другие снисходительно улыбались, третьи раздумывали, как бы проверить эту теорию…

Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:
Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: "Бог, Бог, Бог"? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: "Грех, Грех, Грех"? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!
Сядь на место, глупец! - отрезал Мастер. Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум.
Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:
Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя . Ученик тут же успокоился.
Вот всем вам и ответ, - подытожил Мастер. - От одного слова человек пришел в ярость, от другого - успокоился.

Буддийская притча о слове

Жил в одной деревне старик. Был он очень беден, но даже императоры завидовали ему, потому что у него был прекрасный белый конь. Никто никогда ранее не встречал подобного восхитительного коня, отличавшегося красотой, статью, силой... Хозяину предлагали за коня всё, что только бы он пожелал.

Но старик всегда возражал: «Этот конь для меня не конь, он - друг. Как же можно продать друга?» И, хотя он был очень беден, а соблазнов продать коня было немыслимое количество, он не делал этого.

И вот однажды утром, зайдя в стойло, старик не обнаружил там коня. И собралась вся деревня, и все до единого говорили: «Вот ты и остался ни с чем. И так было понятно, что в один прекрасный день этого коня украдут. Лучше бы продал его, ведь мог получить любые деньги, какие бы ни запросил. Теперь у тебя ни коня, ни денег. Какое несчастье!»

Старик же сказал; «Хватит языки чесать! Скажите просто, что коня нет в стойле. Это - факт, всё же остальное - досужие разговоры. Счастье, несчастье... Откуда вам это знать?»

Люди сказали: «Не дури нам головы! Мы, конечно, не философы. Но и не настолько дураки, чтобы не видеть простейшего. Такой конь пропал! Конечно же, это несчастье!»

Старик ответил: «Думайте что угодно. Я буду придерживаться лишь факта, что раз стойло пусто, то коня там нет. И не буду судить, счастье это или несчастье. Сейчас коня нет в стойле. А кто знает, что будет потом?»

Люди решили, что старик от несчастья просто рехнулся. Они всегда подозревали, что он чудной: другой бы давно продал коня и жил в достатке, а он и в старости оставался беден. Был дровосеком: ходил в лес, рубил дрова, собирал хворост, продавал его и едва сводил концы с концами. Ну а теперь стало очевидным, что он - сумасшедший.

Но через пятнадцать дней конь неожиданно вернулся. И вернулся не один, но привёл с собой дюжину красивых диких лошадей. И снова собрались люди и сказали: «Удивительно! Ты был прав, конь принёс тебе счастье. Это мы сами остались в дураках. Прости нас.»

Старик ответил: «Вы опять пустословите. Конь вернулся. Привел лошадей. Но кто из вас знает, что будет дальше, счастье ли, несчастье ли? Вы прочли лишь одну страницу книги, разве можно судить обо всей книге? Прочитав одно только строчку, как узнать, что ещё написано? Да даже и одного слова нету у вас! Жизнь необъятна, как океан. А вы судите о нём по одной капле. Успокойтесь сами и дайте мне отдохнуть.»

И снова люди не смогли возразить старику. А про себя всё же думали, что удача так улыбнулась старику: двенадцать отличных лошадей пришли с конём! Если пожелать, они то за них можно получить очень много денег.

Но потом единственный молодой сын старика начал объезжать диких лошадей. Не прошло и недели, как он упал с лошади и сломал себе ногу. И снова собрались люди, а люди не меняются, и сказали: «Да, старик, ты снова прав, несчастье это! Единственный сын стал калекой. Хоть одна была бы тебе опора в старости. А теперь ещё больше обеднеешь.»

А старик ответил: «И охота вам языки чесать? Скажите просто: сын сломал ногу. Счастье, несчастье - кто знает? Жизнь видите отрывочно, а думаете, что знаете всё целиком».

И так случилось, что спустя всего несколько дней началась война, и всех молодых и здоровых людей из деревни забрали в армию. И только сына старика не взяли на службу, поскольку он не мог ходить. И снова собрались люди, горевали и плакали. Из каждого дома ушёл сын или несколько сыновей, и надежды на то, что они вернутся, не было никакой, потому что напавшая страна была огромной и битва заранее была проигранной.

А потом люди вспомнили про слова старика и сказали ему: «Прости нас, старик! Ты снова прав. Падение твоего сына с лошади было на счастье твоё. Хоть и покалечен сын, но жив и с тобой! Наших же детей мы, наверное, совсем потеряли.»

Старик на это: «Ну вы опять за своё! Продолжаете снова и снова думать, прикидывать, рассуждать! Да кто же знает, чем всё кончится? Ваших детей увели в армию, а мой сын остался со мной. Но никто из вас не скажет заранее, что это всё значит. Будет ли благословение или несчастье? Ну вот и скажите, была ли польза от ваших пустых разговоров?»

Дорогие мои читатели!

Я предлагаю Вам два варианта "Притчи о Силе Слова".

Буду очень признательна, если Вы в своих откликах напишете, какой из вариантов

Вам понравился больше.
*
С признательностью к своим старым и новым читателям Вероника Фабиан
*
Вдохновение: Притча о силе слова (текст притчи ниже)

***
Пред нами старый Мастер с чёрной и густою бородой.
Глаголет он ученикам о силе, магнетизме слова.
В согласии они, притихшие, кивают головой.
Довольные, что понимают объясненья с полуслова.

Но тут внезапно раздается громкий, возмущенный крик:
«Ведь ты несешь сплошную чепуху, о, благородный Мастер!»
Был брошен взгляд на этого юнца, а класс притих на миг.
Как мог он поперек сказать тому, кто выгнать его властен?

«Ну, разве можно стать святым, лишь повторяя слово «Бог"?
Не встретишь ведь такого на земле, хоть мир весь обойди!»
И. гордо посмотрев вокруг, продолжил важно диалог:
«И грешника, кто повторяет слово «грех», вам не найти!»

В немом молчании весь класс затих. Он ожидал развязки...
«Молчать, ублюдок!" - Голос Мастера взорвался в тишине.
«Как можешь ты перечить мне, Учителю? Желаешь встряски?»
И тот замолк, сконфузился и жалко так приник к стене.

Потом от возмущения взорвался, сильно стал кричать.
А Мастер нежно приобнял его, раскаянно сказал:
«Прости! Я был не прав. Не стоило мне голос повышать».
И вмиг притих юнец. Так Мастер мудро прекратил скандал.

И он сказал: «Ну, вот, тебе ответ о силе слова, сын мой!
Ведь был ты в ярости, когда тебе так сильно я грубил.
Но ласковое слово сотворило чудо, дорогой!
"Благодарю тебя! Я навсегда урок свой получил!"
***
О, сколько в мире сложено уже о силе слов стихов!
И их воздействия на всех людей не оценить нельзя!
И каждый магнетизму, силе их внимать всегда готов!
Без этих слов любая мудрая ведь мысль была б мертва!

Пред нами Мастер с бородой.
Глаголет он о силе слова.
Внимают все ученики,
И понимают с полуслова.

Но тут раздался громкий крик:
"Все это чепуха, о, Мастер!"
Взгляд на юнца - а класс затих.
Ведь Мастер его выгнать властен!

"Ты свят, лишь повторяя "Бог"?
Ведь нет таких людей нигде!"
Юнец продолжил диалог:
"А если слово "грех" везде?"

Все терпеливо ждут развязки...
"Молчать!" - взорвалось в тишине.
"Перечить мне? Ты жаждешь встряски?"
Юнец замолк, приник к стене.

Потом он сильно стал орать.
И тут Учитель вдруг сказал:
"Прости! Не стоило кричать».
Так Мастер прекратил скандал.

"Вот и ответ о силе слова!
Был груб - ты вышел из себя.
А вежлив - ты спокоен снова!"
"Это урок был для меня!"
***
Сколь есть стихов о силе слов!
Без слов ведь просто жить нельзя!
И слово славить я готов!
Без слов и мысль даже мертва!

***
Маленькая притча от Энтони де Мелло:

Однажды Мастер рассказывал о гипнотической силе слов. Кто-то из задних рядов выкрикнул: - Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: «Бог, Бог, Бог»? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: «Грех, Грех, Грех»? - Сядь на место, ублюдок! - отрезал Мастер. Человека охватила ярость. Он разразился нецензурной бранью, и понадобилось немало времени, прежде чем он пришел в себя. С видом раскаяния Мастер сказал: - Простите меня… я погорячился. Искренне прошу прощения за свой непростительный выпад. Ученик тут же успокоился. - Вот тебе и ответ, - подытожил Мастер. - От одного слова ты пришел в ярость, от другого - успокоился.

Злое слово - бьёт нещадно.
Слово доброе - ласкает.
Утихает мат площадный.
Там, где кротость пребывает.

***
Фото из интернета (коллаж мой)
Спасибо авторам