Практическая грамматика испанского языка шмидт.

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
1 Электронная версия книги
Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || [email protected]
|| [email protected]
|| http://yanko.lib.ru
|| Icq# 75088656 || Библиотека http://yanko.lib.ru/gum.html
|| Номера страниц - внизу update
05.04.07
Кравченко АИ. Культурология Учебное пособие для вузов - е изд - М Академический Проект
УДК 0 08 ББК 71 К 78
Кравченко А. ИК 78 Культурология Учебное пособие для вузов - е изд - М Академический Проект,
«Gaudeamus»
ISBN 5-8291-0290-0
ISBN В учебнике рассматриваются предмет метод и функции культуры основные школы культурологии освещаются проблемы структуры и динамики культуры межкультурного общения развития и формирования субкультур виды и формы культуры (народная массовая элитарная) Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней Для специалистов в области культурологии преподавателей и студентов непрофильных вузов
УДК 0.08 ББК 71
ISBN 5 8291-0290-0 ISBN 5-902358-01-9
© АИ Кравченко 2001 © В К Петров главы 1 3 Раздела I 2001
© Академический Проект оригинал-макет оформление 2003 © Трикста 2003
Трикста, 2003 - 496 с - (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
2 Электронное оглавление Электронное оглавление........................................................................................................... 2 Предисловие. 7 РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ................................................................. 8 Глава 1. НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ * ........................................................ 8
§ 1. Дискуссии о предмете культурологии. 8
§ 2. Определение культуры. 9
§ 3. Структура культуры....................................................................................................................................................... 12
§ 4. Основные функции культуры. 13 4.1. Защитная функция. 13 4.2. Креативная функция. 13 4.3. Коммуникативная функция..................................................................................................................................... 13 4.4. Сигнификативная функция. 13 4.5. Нормативная функция. Рис. 1. Континуум культурных норм. 14 4.6. Релаксационная функция. 15 4.7. Единство функций. 16
§ 5. Черты культуры.............................................................................................................................................................. 16 5.1. Универсальные черты культуры............................................................................................................................. 17 5.2. Общие черты культуры. 17 5.3. Уникальные черты культуры. 17 5.4. Культурное своеобразие.......................................................................................................................................... 18
§ 6. Культурные универсалии. 18
§ 7. Культурный комплекс. 19
§ 8. Агенты и институты культуры...................................................................................................................................... 20
§ 9. Цивилизация и культура................................................................................................................................................ 21
§ 10. Культура и этнос. 22
§ 11. Межкультурное общение. 24
§ 12. Культурные конвенции................................................................................................................................................ 25 12.1. Пространственные конвенции. 25 12.2. Культурные дистанции.......................................................................................................................................... 26 12.3. Временные конвенции........................................................................................................................................... 27
NB ........................................................................................................................................................................................... Глава 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР................................................................................................................. 29
§ 1. Основание типологии культуры. 29
§ 2. Отрасли культуры. 29 2.1. Экономическая культура......................................................................................................................................... 29 2.2. Политическая культура. 30 2.3. Профессиональная культура................................................................................................................................... 30 2.4. Педагогическая культура. 30
§ 3. Виды культуры............................................................................................................................................................... 31 3.1. Доминирующая культура........................................................................................................................................ Этническая культура.............................................................................................................................................. 31 3.2. Субкультура и контркультура................................................................................................................................. Субкультура............................................................................................................................................................ 32
Контркультур.......................................................................................................................................................... 32 3.3. Сельская культура.................................................................................................................................................... 33 3.4. Городская культура.................................................................................................................................................. 34 3.5. Обыденная и специализированная культура. 35
§ 4. Формы культуры. 37 4.1. Высокая культура..................................................................................................................................................... 37 4.2. Народная культура................................................................................................................................................... 38 4.3. Массовая культура................................................................................................................................................... 38
§ 5. Комплексные виды культуры........................................................................................................................................ 39 5.1. Художественная культура....................................................................................................................................... Рис. 3. Соотношение художественной культуры и искусства. 39 5.2. Физическая культура. Рис. 4. Взаимосвязь любительских и профессиональных занятий в физической культуре. 41
§ 6. Типы культуры............................................................................................................................................................... Локальные группы. Община. Урбанизация. Рис. 5. Типы культуры в исторической преемственности (источник Hees В.В. et al. Sociology. N.Y..,
1991. P. 53) .......................................................................................................................................................... 44
NB ........................................................................................................................................................................................... Глава 3. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ.................................................................................................................. 46
§ 1. Культурные нормы и их соблюдение........................................................................................................................... 46
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов - е изд - М Академический Проект,
Трикста, 2003 - 496 с - (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
3
§ 2. Функции культурных норм. 46
§ 3. Классификация норм. Рис. 6. Типология культурных норм. 48
§ 4. Основные виды культурных норм................................................................................................................................ 48 4.1. Привычки и манеры................................................................................................................................................. 48 4.2. Этикет. Рис. 7. Соотношение объемов понятий этикет и общение. 49 4.3. Обычаи, традиции и обряды. Обычай.................................................................................................................................................................... Традиция................................................................................................................................................................. Обряд....................................................................................................................................................................... 51 4.4. Церемония и ритуал................................................................................................................................................. Церемония. Ритуал...................................................................................................................................................................... 51 4.5. Нравы и запреты. Нравы. Табу. 52 4.6. Закон и право............................................................................................................................................................ 52 4.7. Мода и увлечения. 53 4.8. Ценности................................................................................................................................................................... 53 4.9. Верования, знания и мифы...................................................................................................................................... Знания. Миф. 54
§ 5. Нормативная система культуры.................................................................................................................................... 54
§ 6. Нормативные конфликты. 56
§ 7. Аномия............................................................................................................................................................................ 57
NB ........................................................................................................................................................................................... Глава 4. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ.................................................... 60
§ 1. Социализация и воспитание.......................................................................................................................................... 60 1.1. Составные части и разновидности социализации. 60 1.2. Процесс социализации............................................................................................................................................. 61 1.3. Агенты и институты социализации........................................................................................................................ Агенты первичной социализации. Первичная среда..................................................................................................................................................... Агенты вторичной социализации. Первичная и вторичная социализация.................................................................................................................. 62 1.4. Первичная социализация......................................................................................................................................... 62 1.5. Функции родительства............................................................................................................................................. 63 1.6. Культурные различия в воспитании детей. 64 1.7. Институт воспитательства....................................................................................................................................... 65 1.8. Институты вторичной социализации школа......................................................................................................... Школа...................................................................................................................................................................... 66
§ 2. Адаптация....................................................................................................................................................................... 66
§ 3. Инкультурация................................................................................................................................................................ Социализация. 67
Инкультурация (enculturation) ............................................................................................................................... Риса. Инкультурация достигает своего максимума в старости. Рис. б. Социализация достигает своего максимума в молодости и зрелости, а затем чаще уменьшается, реже - остается на том же уровне. Рис. 9. Континуум социализация - инкультурация». Среднее значение на континууме имеют интернатские дети. 69
§ 4. Десоциализация и ресоциализация............................................................................................................................... 70
§ 5. Аккультурация. 70
§ 6. Ассимиляция. 71
§ 7. Культурное обновление................................................................................................................................................. 72
NB ........................................................................................................................................................................................... Глава 5. КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА. 74
§ 1. Зарождение культуры. 74
§ 2. Открытия и изобретения. 74
§ 3. Формы распространения культуры. 75 3.1. Культурные заимствования..................................................................................................................................... 75 3.2. Культурная диффузия.............................................................................................................................................. Рис. 10. Культурная диффузия - двусторонний процесс высокая культура проникает из высших страт в низшие, массовая культура распространяется в обратном направлении...................................................... 77 3.3. Континуум форм распространения культуры. Рис. II. Континуум форм распространения культуры................................................................................... 78
§ 4. Культурные реформы и революции. 79
§ 5. Культурный лаг. 79
§ 6. Культурная трансмиссия. 80
§ 7. Культурная аккумуляция............................................................................................................................................... 80
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов - е изд - М Академический Проект,
Трикста, 2003 - 496 с - (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
4 7.1. Музеи. 81 7.2. Библиотеки. 81
§ 8. Интеграция и диверсификация. 82
§ 9. Культурная экспансия.................................................................................................................................................... 82
§ 10. Модернизация культуры. 83
§ 11. Глобализация культуры............................................................................................................................................... 84
NB ........................................................................................................................................................................................... РАЗДЕЛ II. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.......................................... 87 Глава 1. Сущность и функции искусства. 87
§ 1. Художественная культура и искусство. 87 1.1. Проблема определения............................................................................................................................................ 87 1.2. Субъекты художественной культуры..................................................................................................................... Искусство................................................................................................................................................................ 87 1.3. Структура художественной культуры.................................................................................................................... Рис. 12. Расположение трех форм культуры по отношению к ядру и периферии. 88
§ 2. Основные виды и жанры искусства.............................................................................................................................. Термином свободные искусства. Эстетика.................................................................................................................................................................. 91
§ 3. Классификация видов искусства................................................................................................................................... Искусство и подражание. Живопись................................................................................................................................................................ Литература.............................................................................................................................................................. 92
NB ........................................................................................................................................................................................... Глава 2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА......................................................................................................... 95
§ 1. Предпосылки возникновения........................................................................................................................................ Под первобытной культурой................................................................................................................................. Первобытное искусство......................................................................................................................................... 95
§ 2. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура. Звериный стиль. Культ матери. 96
§ 3. Геометрический орнамент............................................................................................................................................. 97
§ 4. Неолитическая революция. 98
§ 5. Зарождение архитектуры............................................................................................................................................... 98
§ 6. Погребения. Курганы................................................................................................................................................................... 99
Мегалиты................................................................................................................................................................. 99
§ 7. Матриархат и патриархат. 99
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. 102
§ 1. Признаки высокой культуры и цивилизации............................................................................................................. Цивилизация характеризуется следующими признаками. 102
§ 2. Культура Древнего Египта.......................................................................................................................................... 102 2.1. Сакрализация царской власти............................................................................................................................... Сакрализация........................................................................................................................................................ 103 2.2. Письменность и писцы. Пиктографическое письмо. Иероглифы............................................................................................................................................................ 103
Демотика............................................................................................................................................................... 103 2.3. Пирамиды - шедевры египетской культовой архитектуры. 104 2.4. Скульптура и живопись......................................................................................................................................... 104
§ 3. Культура Месопотамии. 105 3.1. Культура Шумера и Аккада................................................................................................................................... 106 3.2. Вавилонская культура. 108 3.3. Ассирийская культура. 108
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА............................................................................................... 111
§ 1. Культура Древней Греции........................................................................................................................................... 111 1.1. Доклассический период......................................................................................................................................... Критская культура.................................................................................................................................................... 111
Микенская культура................................................................................................................................................. Культура архаической эпохи................................................................................................................................... 113 1.2. Классический период............................................................................................................................................. 115 1.3. Эллинистический период. 118
§ 2. Культура Древнего Рима. Историю Древнего Рима принято делить натри основных периода.............................................................. Просвещение и наука........................................................................................................................................... Литература............................................................................................................................................................ Скульптура. Живопись.............................................................................................................................................................. Меценаты и завоеватели...................................................................................................................................... 124
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов - е изд - М Академический Проект,
Трикста, 2003 - 496 с - (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
5 Религия.................................................................................................................................................................. Значение античной культуры.............................................................................................................................. 125
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ......................................................... 127
§ 1. Византийская культура................................................................................................................................................ 127
§ 2. Каролингское возрождение......................................................................................................................................... Термин «Каролингское возрождение. 129
§ 3. Классическое средневековье....................................................................................................................................... Появление университетов. Романский стиль. Придворная литература. 134
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 6. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕНЕССАНС.................................................................................................... 136
§ 1. Ренессанс в Италии...................................................................................................................................................... 136
§ 2. Северное Возрождение................................................................................................................................................ Реформация........................................................................................................................................................... 140
§ 3. Франко фламандская живопись XIV-XV1I веков. 141
§ 4. Ренессанс во Франции. 145
§ 5. Возрождение в Испании.............................................................................................................................................. 146
§ 6. Барокко. Барокко. 148
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 7. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ................................................................................................ 149
§ 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения. 149
§ 2. Художественные стили эпохи Просвещения............................................................................................................. 153 2.1. Классицизм............................................................................................................................................................. 153 2.2. Искусство рококо................................................................................................................................................... 155
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 8. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XIX ВЕКА. 157
§ 1. Классицизм................................................................................................................................................................... 157
§ 2. Романтизм..................................................................................................................................................................... 159
§ 3. Реализм. 162
§4. Новые направления в искусстве. Постимпрессионизм............................................................................................................................................. 166
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА..................................................................................... 170
§ 1. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу............................................................................ 170
§ 2. Модернизм и постмодернизм...................................................................................................................................... Постмодернизм. 170 2.1. Модернизм. Модерн. 171 2.2. Фовизм.................................................................................................................................................................... 171 2.3. Экспрессионизм. 172 2.4. Кубизм. 172 2.5. Абстракционизм..................................................................................................................................................... 173 2.6. Футуризм. 173 2.7. Дадаизм................................................................................................................................................................... 174 2.8. Сюрреализм............................................................................................................................................................ 174
§ 3. Литература.................................................................................................................................................................... 175 3.1. Экзистенциализм. 176
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА........................................................... 179
§ 1. Периодизация русской культуры................................................................................................................................ 179
§ 2. Дохристианская культура славян. 179
§ 3. Культура Киевской Руси. 181 3.1. Византийское наследие. 181 3.2. ПИСЬМЕННОСТЬ И литература................................................................................................................................. 182 3.3. Роль Церкви............................................................................................................................................................ 184 3.4. Культовая архитектура.......................................................................................................................................... 184 3.5. Монументальная живопись................................................................................................................................... 186
§ 4. Культура Московской Руси......................................................................................................................................... 186 4.1. Местные художественные школы. 186
Владимиро-суздальская школа. Новгородская школа. Новгородские фрески. Московская школа. 188
Татаро-монгольское нашествие. Строгановская школа........................................................................................................................................... 190 4.2. Развитие литературы и науки. Литература............................................................................................................................................................ 190
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов - е изд - М Академический Проект,
Трикста, 2003 - 496 с - (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
6 Научные знания.................................................................................................................................................... 192
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 11. РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. 194
§ 1. Русская культура XVII века. 194
§ 2. Русская культура XVIII века. 195
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 12. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА............................................................................................. 201
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 13. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОМ ИСКУССТВЕ. 208
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 14. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ......................................................................................... 212
§ 1. Новая культурная политика. 212
§ 2. Новая культура быта.................................................................................................................................................... 214
§ 3. Советская литература первой половины XX века..................................................................................................... 215
§ 4. Авангардизм в живописи............................................................................................................................................. Производственное искусство. 220
§ 5. Русское зарубежье........................................................................................................................................................ Первая волна русской эмиграции. От серебряного века к бронзовому. Социалистический реализм................................................................................................................................. 225
§ 6. Советская литература второй половины XX века..................................................................................................... 225
§ 7. Культура в постсоветский период. В......................................................................................................................................................................................... СОДЕРЖАНИЕ....................................................................................................................... 229
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов - е изд - М Академический Проект,
Трикста, 2003 - 496 с - (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
7
Предисловие
Автор настоящего учебного пособия не ставил перед собой задачи дать исчерпывающее знание обо всех сторонах культуры , те написать книгу, которая была бы единственным руководством по культурологии Подобная задача не только невыполнима, но и бесполезна В школьном курсе образовательных дисциплин по каждому предмету должен быть один учебник, нов цикле университетских знаний никогда нельзя полагаться на одну книгу По любому предмету необходимо предоставить студенту и преподавателю право выбора нескольких работ, с разных позиций освещающих проблему К счастью, у нас в стране опубликовано достаточно много учебников и пособий, освещающих историю искусства, философские проблемы культуры, антропологические аспекты и т д
Свобода мнений и широта дискуссий, обязательные и непременные атрибуты университетского знания , предполагают, что обучающиеся и обучающие станут пользоваться многими пособиями, высказывая и защищая различные точки зрения Фундаментальная особенность изучения культуры предполагает многообразие видения мира, возможность иначе и по-своему взглянуть на знакомый предмет Однако многообразие подходов должно иметь какую то руководящую нить Иными словами, для того чтобы не запутаться в различии позиций и видений, необходимо иметь учебное пособие, дающее систематический взгляд на вещи.
Автор поставил перед собой именно эту, как ему кажется, наиболее актуальную задачу - попытаться изложить систему знаний о культуре, свести к общему знаменателю накопленные сведения, не претендуя на исчерпывающее изложение каждого отдельного вопроса.
Согласно замыслу, целостность при изложении культуры достигается при , культуру необходимо давать не только в статике, но ив динамике, поэтому в работе можно найти освещение тех и других вопросов Во вторых классифицируя культуру на высокую (элитарную, народную и массовую (популярную, автор старался не выделять одну из них за счет других, полагая, что учебное пособие не должно быть посвящено исключительно истории мировой художественной культуре, те. по существу сводиться к изложению высокой культуры. Раздел по мировой художественной культуре получился более обширным только потому, что здесь наукой накоплено больше материалов, чем по другим областям. И тем не менее он не охватывает всех форм и эпох, в частности, в книге почти ничего не говорится о китайской, латиноамериканской, индийской и североамериканской культурах. Упущение умышленное автор стремился показать, прежде всего, то, что сыграло определяющую роль в становлении европейской культуры , а через нее - в российской. На русскую культуру, очевидно, оказали большее влияние византийская и раннехристианская, нежели древнекитайская или латиноамериканская культуры. Культура Северной Америки, несомненно, повлиявшая на развитие советской культуры, отчасти рассматривается в разделе европейской культуры, в русле которой она, как ее ответвление, формировалась.
Другой причиной, продиктовавший такой методологический выбор, служит понимание культуры, прежде всего, как образа жизни людей, который раскрывается через совокупность традиций , обычаев, верований, ценностей и норм поведения.
Учебник - лишь один из элементов стройной системы учебных пособий. Всего их три Учебное пособие, Хрестоматия и Словарь. И все они посвящены культурологии. Все они с разных сторон, в разной форме и манере говорят об одном. Но при этом никто не повторяется.
Базовым выступает Учебное пособие, которое кратко и систематично излагает основные сведения о культуре. Хрестоматия дает более широкий материал. В ней вы найдете статьи и главы из книг серьезных ученых, рассуждающих о тех или иных сторонах культуры, полемизирующих между собой, предлагающих воззрения, отличные от тех, которые можно встретить в Учебном пособии. Но все это направлено на расширение кругозора читателя и формирование вариативного мышления, способного видеть предмет с разных точек зрения.
Напротив, Словарь никуда в сторону вас не уведет. У него очень прагматическая функция. Словарь послужит прекрасной шпаргалкой в случае, если вы, осваивая новую главу , забыли термины из старой. Да и вообще, если забыли...
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов - е изд - М Академический Проект,
Трикста, 2003 - 496 с - (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
8 РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ Глава 1. НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ
*

Грамматика испанского языка. Практический курс. Виноградов В.С.

4-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 432 с.

Учебник для институтов и факультетов иностранных языков.

Учебник содержит основные нормативные сведения о грамматическом строе испанского языка. В него включены разделы морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации. Особое внимание уделено описанию грамматических явлений, не имеющих аналогов в русском языке. В качестве иллюстративного материала в большинстве случаев использованы примеры из художественных произведений испанских и латиноамериканских авторов.

Формат: doc / zip

Размер: 2 ,44 Мб

/ Download файл

Содержание
ОТ АВТОРА 3
МОРФОЛОГИЯ 3
ЧАСТИ РЕЧИ 3
§ 1. Общие сведения о частях речи 3
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И АРТИКЛЬ 3
АРТИКЛЬ 4
§ 2. Общие сведения об артикле и его основные функции 4
§ 3. Виды и формы артикля 4
§ 4. Употребление неопределенного артикля 6
§ 5. Употребление определенного артикля 7
§ 6. Употребление артикля перед именами собственными и прозвищами 10
§ 7. Так называемый артикль среднего рода и его употребление 12
§ 8.Oпущение артиклей 13
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 18
§ 9. Род существительных. Существительные мужского и женского рода 18
§ 10. Существительные общего рода 19
§ 11. Существительные, имеющие оба рода 20
§12. Имена существительные, имеющие парные соответствия в мужском и женском роде 22
§ 13. Число существительных 23
§ 14. О падежных отношениях существительных в испанском языке 28
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 28
§ 15. Прилагательные качественные и относительные 28
§ 16. Род прилагательных 29
§ 17. Число прилагательных 31
§ 18. Усеченная форма некоторых прилагательных 32
§ 19. Особенности употребления прилагательных 32
§ 20. Случаи согласования прилагательных с существительными 34
§ 21. Степени сравнения качественных прилагательных 35
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ 39
§ 22. Количественные числительные 39
§ 23. Особенности употребления количественных числительных 41
§ 24. Порядковые числительные 44
§ 25. Особенности употребления порядковых числительных 45
§ 26. Дробные числительные 46
§ 27. Множительные (кратные) числительные 48
МЕСТОИМЕНИЯ 49
§ 28. Личные местоимения 49
§ 29. Личные местоимения в функции дополнений 50
§ 30. Особенности употребления беспредложной формы личных местоимений 53
§ 31. Особенности употребления предложной формы личных местоимений 55
§ 32. Возвратные местоимения 56
§ 33. Значения возвратного местоимения se 56
§ 34. Притяжательные местоимения 57
§ 35. Указательные местоимения 61
§ 36. Вопросительные местоимения 62
§ 37. Использование вопросительных местоимений - в восклицательных предложениях 64
§ 38. Относительные местоимения 64
§ 39. Неопределенные местоимения 67
§ 40. Отрицательные местоимения 70
ГЛАГОЛ 72
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 72
§ 41. Краткое сравнение глагольной системы в испанском и русском языках 72
§ 42. Классификация глаголов 73
§ 43. Грамматические категории глагола 74
Неличные формы глагола 74
§ 44. Простой инфинитив как исходная глагольная форма 74
§ 45. Образование причастия 75
§ 46. Образование сложного инфинитива 77
§ 47. Образование простого и сложного герундия……..77
Образование глагольных времен и наклонений 77
§ 48. Типы глагольных спряжений 78
§ 49. Система времен и наклонений испанского глагола78
Действительный залог 78
§ 50. Образование простых времен изъявительного наклонения действительного залога глаголов обычного спряжения 79
§ 51. Вспомогательный глагол haber 81
§ 52. Образование сложных времен изъявительного наклонения действительного залога глаголов обычного спряжения 81
§ 53. Образование простых времен сослагательного наклонения действительного залога глаголов обычного спряжения 83
§ 54. Вспомогательный глагол haber 84
§ 55. Образование сложных времен сослагательного наклонения действительного залога глаголов обычного спряжения 85
56. Образование Potencial imperfecto (о simple) глаголов обычного спряжения 87
§ 57. Вспомогательный глагол haber 87
§ 58. Образование Potencial perfecto (o compuesto) глаголов обычного спряжения 87
§ 59. Образование повелительного наклонения глаголов обычного спряжения 88
§ 60. Орфографические особенности некоторых глаголов обычного спряжения 88
§ 62. Глаголы индивидуального спряжения 95
§ 63. Местоименные глаголы 95
§ 64. Недостаточные глаголы 97
§ 65. Безличные глаголы 98
§ 66. Вспомогательные глаголы haber, ser и estar…..99
Страдательный (пассивный) залог 99
§ 67. Причастная форма страдательного залога 102
§ 68. Возвратная (местоименная) форма страдательного залога 104
Б. ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ 104
§ 69. Общие замечания 104
§ 70. Значение и употребление времен изъявительного наклонения 107
I. Простые времена 107
II. Сложные времена 111
§ 71. Значение и употребление сослагательного наклонения 114
1. Употребление subjuntivo в придаточных предложениях 114
II. Употребление subjuntivo в самостоятельных предложениях 122
§ 72. Употребление времен сослагательного наклонения 124
I. Простые времена 124
II. Сложные времена 126
§ 73. Значение и употребление условного наклонения 127
§ 74. Значение и употребление повелительного наклонения 129
§ 75. Значение и употребление страдательного (пассивного) залога 129
§ 76. Согласование глагольных времен 131
§ 77. Значение и употребление неличных форм глагола 132
I. Инфинитив 132
II. Причастие 138
III. Герундий 142
§ 78. Глагольные конструкции 146
НАРЕЧИЕ 154
§ 79. Общая характеристика наречий 154
§ 80. Качественные наречия 154
§ 81. Обстоятельственные наречия 156
§ 82. Модальные наречия 157
§ 83. Наречия в вопросительных и восклицательных предложениях 157
§ 84. Образование наречий 158
§ 85. Образование степеней сравнения качественных наречий 158
§ 86. Особенности употребления некоторых наречий 160
ПРЕДЛОГ 164
§ 87. Простые предлоги и их употребление 165
§ 88. Предложные обороты 177
СОЮЗ 178
§ 89. Разряды и виды союзов 179
§ 90. Сочинительные союзы 179
§ 91. Подчинительные союзы 182
§ 92. Союзные (относительные) слова 184
ЧАСТИЦЫ 185
§ 93. Общая характеристика частиц 185
§ 94. Утвердительная частица si 185
§ 95. Отрицательные частицы nо и ni 186
МЕЖДОМЕТИЕ 188
§ 96. Виды и группы междометий 188
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 189
§ 97. Деривация 190
I. Суффиксация 190
II. Префиксация 196
§ 98. Словосложение 200
СИНТАКСИС 202
§ 99. Типы предложении 203
§ 100. Главные и второстепенные члены предложения 204
§ 101. Порядок слов в предложении 211
§ 102. Согласование подлежащего и сказуемого 212
§ 103. Простое предложение и его виды……….215
I.Двусоставные и односоставные предложения…….215
II. Распространенные и нераспространенные предложения.216
III. Неполные предложения 216
§ 104. Сложное предложение 217
§ 105. Сложносочиненное предложение.217
I Союзное сочинение………….218
II Бессоюзное сочинение 219
§ 106. Сложноподчиненное предложение….220
I Придаточные подлежащные предложения…220
II Придаточные сказуемые предложения…221
III Придаточные дополнительные предложения…. 221
ОРФОГРАФИЯ 236
§ 107. Правописание согласных 236
§ 108. Употребление acento 242
§ 109. Прописные буквы 245
§ 110. Правила переносов 245
ПУНКТУАЦИЯ 246
§ 111. Употребление точки 246
§ 112. Употребление вопросительного знака 246
§ 113. Употребление восклицательного знака 247
§ 114. Употребление запятой 247
§ 115. Употребление точки с запятой 249
§ 116. Употребление двоеточия 250
§ 117. Употребление многоточия 250
§ 118. Употребление скобок 251
§ 119. Употребление кавычек 251
§ 120. Употребление тире 251
§ 121. Знаки препинания при передаче прямой речи 251
ПРИЛОЖЕНИЕ 253
1.Глаголы индивидуального спряжения 253
II. Употребление предлогов с глаголами 263
III. Употребление предлогов с прилагательными 287

В.С.Виноградов

Грамматика

испанского

языка

Практический курс

общего и профессионального

образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

институтов и факультетов иностранных языков

Университет

Книжный дом

Москва 2000

ББК 81.47.21-922.2

Рецензент:

кафедра испанской филологии

Киевского педагогического института иностранных языков

(зав. кафедрой М. М. Воронина)

Виноградов В. С.

В49 Грамматика испанского языка: Практический курс: Учебник для институтов

и факультетов иностранных языков. - 4-е изд. - М.: Книжный дом «Университет»,

ISBN 5-8013-0018-Х

Учебник содержит основные нормативные сведения о грамматическом строе испанского языка. В него включены разделы морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации. Особое внимание уделено описанию грамматических явлений, не имеющих аналогов в русском языке. В качестве иллюстративного материала в большинстве случаев использо­ваны примеры из художественных произведений испанских и латиноамериканских авторов.

ББК 81.47.21-922.2

ISBN 5-8013-0018-Х © В. С. Виноградов, 2000

С момента третьего издания этой книги прошло почти десять лет. Од­нако цели и назначение учебника остались прежними. Книга предназначена для студентов отделений испанского языка различных университетов, специализированных гимназий, лицеев и может быть использована лицами, самостоятельно изучающими испанский язык, и служить граммати­ческим справочником. Это практический курс испанской грамматики, соответствующий программе обучения испанскому языку для вузов. В нем сообщаются все основные нормативные сведения о грамматическом строе испанского языка, без которых нельзя овладеть навыками устной речи, письма и перевода. Хотя в грамматиках подобного рода описываются одни и те же языковые явления, факты и категории, все же их классификация и трактовка могут быть разными. Поэтому, во всех необходимых случаях, различные точки зрения специально оговариваются. Автор стремился к простоте и ясности изложения и избегал теоретизирования, отвлекающего от поставленных практических целей. Вместе с тем он боялся теоретических упрощений и постоянно сверял определения и описания языковых фактов с выводами современной теоретической грамматики.

Учебник содержит главы о морфологии, синтаксисе, орфографии и пунктуации.

Большое внимание уделяется описанию тех грамматических явлений испанского языка, которые не находят прямых соответствий в русском. В свою очередь некоторым категориям и фактам испанской грамматики, имеющим русские аналоги, не дается определений, так как предполагается, что учащиеся уже знают их общие характеристики. Главы об испанской орфографии и пунктуации написаны с учетом орфографических правил принятых Испанской Академией. Автор пытался сделать так, чтобы во всех необходимых случаях языковые примеры были документированными и с наибольшей полнотой и наглядностью иллюстрировали особенности грамматической категории, грамматического правила, конструкции, модели.

В испанском языке, как и в русском, все слова распределяются по разрядам, которые называются частями речи. Каждая из частей речи имеет свое особое значение, свои характерные грамматические категории и специфические функции. Все части речи подразделяют на два больших класса:

1. Знаменательные части речи (или иначе самосто­ятельные), которые обладают лексическим значением (т.е. назы­вают какие-либо предметы, явления, действия и т.п.) и выполняют в предложении роль его членов. В испанском языке к знаменатель­ным частям речи относятся: имя существительное, имя прилага­тельное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

1. Служебные части речи, которые являются выразителями различных грамматических отношений и, как правило, не выступа­ют в качестве, членов предложения. Названные отношения могут отражать различные связи как между объектами и явлениями внеш­него мира, так и внутри самого языка. К служебным словам в ис­панском языке относятся: предлог, союз, частицы, артикль.

Ни к одному из названных классов не причисляются междоме­тия, занимающие в языке особое положение. Эти слова воспроиз­водят эмоционально-волевые восклицания. Они не называют ка­ких-либо чувств, а лишь выражают их.

В испанском языке с именем существительным тесно связано особое служебное слово - артикль, которое в речи предшествует ему. Поэтому изучение испанских существительных представляется целесообразным начать с характеристики особенностей названного служебного слова.

Terminologia

§ 2. Общие сведения об артикле и его основные функции

Артикль - служебное слово, которое придает существительным значение определенности (конкретизации выражаемого словом понятия) или неопределенности (отсутствия такой конкретизации) и выражает его грамматические категории.

Артикль ставится перед существительным и согласуется с ним в роде и числе (если же перед существительным имеется одно или несколько прилагательных или причастий, относящихся к нему, то артикль помещается перед ними).

Артикль служит:

а) для выражения семантической (смысловой) категории определенности и неопределенности имени существительного. С помощью этой категории уточняется, о каком предмете данного рода идет речь, что способствует лучшему взаимопониманию в момент общения. Именно эта функция артикля является для него основной;

б) для выражения грамматических категорий существительного (рода и числа);

в) для субстантивации других частей речи.

Следует отметить, что в речи грамматические и семантические функции артикля тесно переплетаются друг с другом и поэтому выделение их весьма условно и необходимо лишь для удобства изучения особенностей употребления артикля.

1. Артикль бывает двух видов: определенный и нео­пределенный. Артикли имеют форму числа и рода.

Эта таблица нуждается, по крайней мере, в двух комментариях:

а) Многие грамматисты придерживаются традиционной точки зрения, изложенной в грамматике Испанской Академии, и считают, что в испанском языке есть неопределенный артикль множествен­ного числа: unos , unas . Немало испанистов отстаивают другую точку зрения и доказывают, что формы unos , unas - это неопределенные местоимения, соответствующие русским местоимениям некоторые, некие, какие-нибудь, кое-какие и т.п. Наконец, есть ученые, которые полагают, что в испанском языке вообще имеются только формы определенного артикля.

б) В большинстве нормативных грамматик указывается третий определенный артикль lo . Его считают артиклем среднего рода. Подробнее о нем пойдет речь в § 7.

2. Определенный артикль мужского рода единственного числа совмещается с предлогами de и а , образуя следующие слитные формы:

de+el=del

Leo el artículo del amigo. - Я читаю статью друга.

а + el = al

Voy al cine. - Я иду в кино.

Примечание . Слияния не происходит, когда артикль стоит перед заглавиями книг, наименованиями газет, журналов и т.п.:

Saludo al redactor de "El Popular". Я здороваюсь с редактором (газеты) «Эль Популар».

Regresamos de El Ferrol. Мы возвращаемся из Эль-Ферроля.

Vео a "El Gitano". Я вижу «Цыгана».

Однако это правило обычно сохраняется в официальном и литературно-нормированном языке. В современной разговорной речи часто пренебрегают академи­ческими предписаниями и вместо, например, Vamos a El Escorial говорят Vamos al f.tscorial, равно как Veo al Gitano. Ср.:

Al Rulo le gustó la calle Florida... «Вихрастому» понравилась улица

(R. Larra) Флорида...

¿Quién discute la autoridad del Diente? Кто оспаривает власть «Зуба»? Он

Es е1 геу у señor de la calle. (R. LARRA) король и господин улицы.

¿Y si se marchase al Uruguay, a Montevideo? А если бы он уехал в Уругвай, в

(R.LARRA) Монтевидео?

3. Если существительное женского рода начинается на а и ha ударные, то в единственном числе непосредственно перед суще­ствительными ставятся артикли е l и un вместо l а и una , хотя род существительных от этого не меняется. Например: el (un) a cta, el (un) a ula, el (un) ha cha, el (un) ha da, el (un) ha ba.

- Практический курс - Виноградов В.С. - 2000.

Учебник содержит основные нормативные сведения о грамматическом строе испанского языка. В него включены разделы морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации. Особое внимание уделено описанию грамматических явлений, не имеющих аналогов в русском языке. В качестве иллюстративного материала в большинстве случаев использованы примеры из художественных произведений испанских и латиноамериканских авторов.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И АРТИКЛЬ
АРТИКЛЬ
Общие сведения об артикле и его основные функции
Виды и формы артикля
Употребление неопределенного артикля
Употребление определенного артикля
Употребление артикля перед именами собственными и прозвищами
Так называемый артикль среднего рода и его употребление
Oпущение артиклей

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Род существительных. Существительные мужского и женского рода
Существительные общего рода
Существительные, имеющие оба рода
Имена существительные, имеющие парные соответствия в мужском и женском роде
Число существительных
О падежных отношениях существительных в испанском языке

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Прилагательные качественные и относительные
Род прилагательных
Число прилагательных
Усеченная форма некоторых прилагательных
Особенности употребления прилагательных
Случаи согласования прилагательных с существительными
Степени сравнения качественных прилагательных

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Количественные числительные
Особенности употребления количественных числительных
Порядковые числительные
Особенности употребления порядковых числительных
Дробные числительные
Множительные (кратные) числительные

МЕСТОИМЕНИЯ
Личные местоимения
Личные местоимения в функции дополнений
Особенности употребления беспредложной формы личных местоимений
Особенности употребления предложной формы личных местоимений
Возвратные местоимения
Значения возвратного местоимения se
Притяжательные местоимения
Указательные местоимения
Вопросительные местоимения
Использование вопросительных местоимений - в восклицательных предложениях
Относительные местоимения
Неопределенные местоимения
Отрицательные местоимения

ГЛАГОЛ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Краткое сравнение глагольной системы в испанском и русском языках
Классификация глаголов
Грамматические категории глагола
Неличные формы глагола
Простой инфинитив как исходная глагольная форма
Образование причастия
Образование сложного инфинитива
Образование простого и сложного герундия
Образование глагольных времен и наклонений
Типы глагольных спряжений
Система времен и наклонений испанского глагола
Действительный залог
Образование простых времен изъявительного наклонения действительного залога глаголов обычного спряжения
Образование сложных времен изъявительного наклонения действительного залога глаголов обычного спряжения
Образование простых времен сослагательного наклонения действительного залога глаголов обычного спряжения
Вспомогательный глагол haber
Образование сложных времен сослагательного наклонения действительного залога глаголов обычного спряжения
Образование Potencial imperfecto (о simple) глаголов обычного спряжения
Вспомогательный глагол haber
Образование Potencial perfecto (o compuesto) глаголов обычного спряжения
Образование повелительного наклонения глаголов обычного спряжения
Орфографические особенности некоторых глаголов обычного спряжения
Глаголы индивидуального спряжения
Местоименные глаголы
Недостаточные глаголы
Безличные глаголы
Вспомогательные глаголы haber, ser и estar
Страдательный (пассивный) залог
Причастная форма страдательного залога
Возвратная (местоименная) форма страдательного залога

ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
Общие замечания
Значение и употребление времен изъявительного наклонения
I. Простые времена
II. Сложные времена
Значение и употребление сослагательного наклонения
Употребление subjuntivo в придаточных предложениях
II. Употребление subjuntivo в самостоятельных предложениях
Употребление времен сослагательного наклонения
I. Простые времена
II. Сложные времена
Значение и употребление условного наклонения
Значение и употребление повелительного наклонения
Значение и употребление страдательного (пассивного) залога
Согласование глагольных времен
Значение и употребление неличных форм глагола
I. Инфинитив
II. Причастие
III. Герундий
Глагольные конструкции

НАРЕЧИЕ
Общая характеристика наречий
Качественные наречия
Обстоятельственные наречия
Модальные наречия
Наречия в вопросительных и восклицательных предложениях
Образование наречий
Образование степеней сравнения качественных наречий
Особенности употребления некоторых наречий

ПРЕДЛОГ
Простые предлоги и их употребление
Предложные обороты

СОЮЗ
Разряды и виды союзов
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы
Союзные (относительные) слова

ЧАСТИЦЫ
Общая характеристика частиц
Утвердительная частица si
Отрицательные частицы nо и ni

МЕЖДОМЕТИЕ
Виды и группы междометий

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Деривация
I. Суффиксация
II. Префиксация
Словосложение

СИНТАКСИС
Типы предложении
Главные и второстепенные члены предложения
Порядок слов в предложении
Согласование подлежащего и сказуемого
Простое предложение и его виды
I.Двусоставные и односоставные предложения
II. Распространенные и нераспространенные предложения
III. Неполные предложения
Сложное предложение
Сложносочиненное предложение
I Союзное сочинение
II Бессоюзное сочинение
Сложноподчиненное предложение
I Придаточные подлежащные предложения
II Придаточные сказуемые предложения
III Придаточные дополнительные предложения

ОРФОГРАФИЯ
Правописание согласных
Употребление acento
Прописные буквы
Правила переносов

ПУНКТУАЦИЯ
Употребление точки
Употребление вопросительного знака
Употребление восклицательного знака
Употребление запятой
Употребление точки с запятой
Употребление двоеточия
Употребление многоточия
Употребление скобок
Употребление кавычек
Употребление тире
Знаки препинания при передаче прямой речи
ПРИЛОЖЕНИЕ
I.Глаголы индивидуального спряжения
II. Употребление предлогов с глаголами
III. Употребление предлогов с прилагательными

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Грамматика испанского языка - Практический курс - Виноградов В.С. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.