Недостаточные и изобилующие глаголы в русском языке. Недостаточные и изобилующие глаголы


Подавляющее большинство русских глаголов при спряжении имеет 6 личных форм. Однако существует относительно небольшое число глаголов, у которых этих форм либо больше, либо меньше шести. Это, соответственно, так называемые изобилующие и недостаточные глаголы.
Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица: машет - махает; капает - каплет: движет - двигает. Такие глаголы называются глаголы с изобилующей парадигмой спряжения. Вариантные формы возникают под воздействием глаголов продуктивных классов. Как правило, между возникшими вариантами наблюдаются различия:
  • стилистические: машешь - махаешь (разгов,);
  • смысловые: двигаешь - в значении «перемещать что-либо» и движешь - в значении «содействовать развитию»; метает (копье) - мечет (икру).
Иногда вариантные формы равноправны во всех отношениях: капает - каплет.
В русском языке есть и недостаточные глаголы. Недостаточные глаголы делятся на три группы:
  • глаголы, не имеющие формы 1 лица ед. числа;
  • глаголы, не употребляющиеся в 1-м и 2-м лице ед. и мн. числа.
Первая группа глаголов достаточно немногочисленна - всего несколько
десятков: победить, убедить, очутиться, дудеть, чудить, галдеть, затмить, голосить - отсутствие форм объясняется традиционным представлением о неблагозвучии, либо как у слов бузить, дерзить - совпадением грамматических форм с наиболее употребительными глаголами: Ср. будить, держать.
Вторая группа глаголов - это достаточно многочисленный класс слов - их в языке более полутора тысяч. Формы 1 и 2 лица не имеют фонетических или грамматических ограничений для их образования, однако из-за особенностей семантики реально эти формы в языке не употребляются (за исключением случаев метафоризации). Можно выделить следующие семантические группы глаголов, употребляющихся только в форме 3 лица:
  • глаголы со значением процессов, свойственных животному миру: телиться, доиться, нестись (о птицах);
  • глаголы со значением процессов, протекающих в растительном мире: разрастись, колоситься, куститься,
  • глаголы со значением процессов, происходящих в неживой природе: капать, сквозить, мерцать, впитаться;
  • глаголы со значением процессов, относящихся к конкретным предметам: горчить, рассохнуться;
  • глаголы с абстрактным значением:
заключаться, явствовать.
Некоторые глаголы не употребляются в 1 и 2 лице только в форме единственного числа. Такие глаголы обозначают процессы, которые предполагают нескольких участников: столпиться, заполонить, разбежаться, скопиться.
Безличными называются глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя (субъекта). При таких глаголах употребление подлежащего невозможно: смеркается, рассветает. Безличные глаголы по своему лексическому значению могут выражать:
  • явления природы; морозит, вечереет;
  • физическое и психическое состояния человека: лихорадит, не хочется;
  • модальное значение долженствования: надлежит, следует, подобает;
  • действие неизвестной силы: водит, носит, везет;
  • действие стихийной силы (в сочетании с творительным падежом): Пути забило, наглухо запорошило снегом.
По образованию безличные глаголы могут быть невозвратной и возвратной формы: светает, смеркается. Невозвратная форма безличных глаголов имеет разновидности:
  • собственно-безличные глаголы: И рассветает уж давно;
  • личные глаголы в безличном употреблении; ср.: Там русский дух, там Русью пахнет (П.). - Как сильно пахнет полынь на межах! (Т.). Возвратная форма безличных глаголов в большинстве случаев образуется от личных глаголов (чаще непереходных) посредством аффикса -ся; не спит - не спится.
Выделяются такие разновидности возвратной формы безличных глаголов:
  • глаголы с безличным значением, не имеющие соответствий в группе личных глаголов: Правду сказать, отлично лежалось на этом диване (Т.);
  • безличные глаголы, совпадающие по форме с личными: Одному сбылось (ср. предсказание сбылось), другому грезилось (ср. счастье грезилось).
По сравнению с личными, безличные глаголы не изменяются по лицам и числам, а также по родам. Они употребляются только в форме омонимичной с формой 3-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени и с формой ед.
ч. прошедшего времени среднего рода.
Эти формы безличных глаголов, в отличие от соответствующих личных форм, не обусловлены согласованием с подлежащим, так как употребляются в безличных предложениях. Безличные глаголы имеют форму сослагательного наклонения среднего рода ед. ч. и неопределенную форму; формы повелительного наклонения они не имеют.

Еще по теме Изобилующие и недостаточные глаголы:

  1. 25. Употребление форм лица глагола. Особенности образования личных форм. Изобилующие и недостаточные глаголы.
  2. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола
  3. 11. Глагол как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции глагола. Переносное употребление форм наклонения и времени глагола.

Морфологическая категория лица – это система противопоставленных друг другу рядов форм, выражающих отнесенность или неотнесенность действия к участникам речевого акта. Формы лица выражают отнесенность действия к говорящему (формы 1 лица), к собеседнику (формы 2 лица) или к лицу, которое не является ни говорящим, ни собеседником, а также к неодушевленному предмету (формы 3 лица).

Соответственно в глаголе выделяются значения собственно-личные (это значения 1 и 2 л.) и значение предметно-личное (это значение 3 л.). Формы 1 и 2 л. как выражающие отнесенность действия к участникам речевого акта противопоставлены формам 3 л. как не выражающим такой отнесенности. С этой характеристикой форм 3 л. связана и их способность выражать действие, не отнесенное ни к лицу, ни к предмету (см. § 1520).

Категория лица тесно связана с другими категориями глагола: наклонения, времени и числа. В изъявит. накл. формальное выражение наст. и буд. (простого и сложного) вр. связано с личными формами. Показателем значения 1, 2 или 3 л. служит флексия, одновременно имеющая значение ед. или мн. ч. Повелит. накл. характеризуется системой личных форм, по своей организации отличающейся от системы личных форм изъявит. накл. Сослагат. накл. и прош. вр. изъявит. накл. по отношению к морфологической категории лица характеризуется отрицательно: в этих формах представлены различия не по лицам, а по родам (в ед. ч.).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 36. Категория лица глаголов. Изобилующие и недостаточные глаголы. Безличные глаголы. Употребление личных и безличных форм глаголов.:

  1. 30. содержание и средства выражения категории лица глаголов. Способы выражения лица у глаголов настоящего и прошедшего времени. Особенности употребления личных форм глагола, их роль в создании значений обобщенности и неопределенности.
  2. 31. На основании каких признаков можно выделять безличные глаголы? Классификация безличных глаголов.
  3. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола. Глагол.
  4. 26. Глагол как часть речи, категории и формы глагола. Условия и приемы изучения глагола в начальной школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Учитель как субъект педагогической деятельности.
  5. 37. Категория вида глагола. Образование видовых пар. Одновидовые и двувидовые глаголы. Использование глаголов разных видов Понятие о категории вида
  6. 21. место глагола в системе частей речи сря. Особенности глагола как части речи. Объем глагольной лексемы. Однозначно ли оценивают исследователи парадигму русского глагола?

В данной статье представлена информация о недостаточных глаголах. Интерес представляют разные взгляды на возможность употребления форм 1-го лица единственного числа глаголов настоящего и простого будущего времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕДОСТАТОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Недостаточные глаголы представляют большую проблему как устной, так письменной речи. Наиболее проблемные из них те, которые не имеют форм первого лица единственного числа настоящего и будущего простого времени. Сюда относятся, например, глаголы УБЕДИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ЧУДИТЬ и некоторые другие. Форма 1 лица от таких глаголов не употребляется.

Такую точку зрения излагает А.Ф. Дружинина в своей статье «О недостаточных глаголах». Её поддерживает Розенталь в книге Практическая стилистика» и авторы «Практической стилистики» / т.1, М.1980/: «… такие глаголы, как ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЧУДИТЬ и другие с основами на чередующиеся согласные, образовали бы в 1 лице формы с необычными для нашего слуха и непривычными сочетаниями звуков. Формы «побежу», «убежу», «чужу» и другие не употребляются потому, что возможное в этих случаях чередование Д-Ж не подкрепляется аналогичным сочетанием в родственных (однокоренных) глаголах или других формах тех же глаголов /необычной представляется имеющаяся у Достоевского форма «очучиваюсь» (несовершенный вид от ОЧУТИТЬСЯ), а также» обессмерчиваю» - у Даля (несовершенный вид от ОБЕССМЕРТИТЬ).

Если необходимо употребить названные глаголы в 1-м лице, используют описательную ФОРМУ:

СУМЕЮ /ДОЛЖЕН/ ПОБЕДИТЬ

ХОЧУ /СТРЕМЛЮСЬ/ ОЧУТИТЬСЯ

МОГУ /НАДЕЮСЬ/ УЕДИТЬ

ХОЧУ /ПОПЫТАЮСЬ/ ОЩУТИТЬ

НЕ БУДУ ЧУДИТЬ

Следует избегать такие употребление форм первого лица единственного числа от глаголов ЗАТМИТЬ, СТОНАТЬ »

Однако авторы словаря-справочника «Грамматическая правильность русского языка. Опыты частотно-стилистического словаря вариантов»/М., 1976/: Граудина, Ицкович, Катлинская придерживаются другого мнения, они признают наличие форм первого лица у глаголов ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ :

«Ещё в начале 20 века в стилистической грамматике В.И. Чарнышева признавались нормативными для первого лица единственного лица настоящего времени две вариантные формы/русская и славянская/ у глаголов, имеющих в корне ЖД:

ПОБЕЖДАТЬ/ПОБЕДИТЬ/-

УБЕЖДАТЬ-УБЕЖУ,

УБЕЖДУ,

ПРЕГРАЖДАТЬ - ПРЕГРАЖДУ, ПРЕГРАЖУ,

ПРЕДУПРЕЖДАТЬ - ПРЕДУПРЕЖУ,

ПРЕДУПРЕЖДУ И ДРУГИЕ.

В современном литературном языке закрепились русские формы с Ж, которые теперь признаются единственной нормой для всей этой группы:

ВЫНУДИТЬ - ВЫНУЖУ,

ПРИНУДИТЬ - ПРИНУЖУ,

ЗАГРАДИТЬ - ЗАГРАЖУ

УТВЕРДИТЬ - УТВЕРЖУ,

ВОЗБУДИТЬ - ВОЗБУЖУ,

УЧРЕДИТЬ - УЧРЕЖУ и т.д.

Глаголы ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ (ся), ПЕРЕУБЕДИТЬ могут иметь формы 1 лица по той же модели : ПОБЕЖУ, УБЕЖУ (сь), ПЕРЕУБЕЖУ.

В шутливой разговорной речи можно встретить варианты УБЕДЮ, ПОБЕДЮ, которые нельзя считать литературными:

Лучше дал бы мне пива бадью,

А принцессу мне и даром не надо,

Чуду-Юду я и так победю.

/В. Высоцкий/

Школьная программа не уделяет большого внимания недостаточным глаголам, однако придерживается мнения, что формы первого лица единственного числа глаголы

ПОБЕДИТЬ/ УБЕДИТЬ/ ПЕРЕУБЕДИТЬ и т.п. не имеют

В заключении можно сказать, что вопрос о недостаточных глаголах остается актуальным и в наши дни. Одно то, что существуют разные точки зрения по поводу существования форм первого лица единственного числа в настоящем и будущем простом времени свидетельствует об этом. Очевидно, со временем эти формы глагола станут нормативными. Не исключено, что и некоторые другие недостаточные глаголы пойдут по тому же эволюционному пути. Следовательно, мы можем говорить о стремлении к уменьшению количества недостаточных глаголов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

В.П. МОСКВИН

Волгоград

Недостаточные глаголы в современной русской речи

В работе уточнены причины недостаточности глагольной парадигмы, охарактеризованы стилистически значимые сферы использования проблемных в культурно-речевом отношении форм недостаточных глаголов, проанализированы подходы к их определению.

Ключевые слова: культура речи; недостаточные глаголы; дефектность парадигмы.

Римский грамматик IV в. Сервий Донат определял недостаточные глаголы (verba defectiva) как «те, кои не полностью, т.е. не во всех лицах и наклонениях, поддаются спряжению; познается же сия недостаточность по отсутствию соответственных форм в живой речи, в словесном искусстве, а также у мастеров слова» . В русском языке к числу недостаточных относятся глаголы, вызывающие затруднения при образовании: 1) личных форм, а также форм императива: внять, основать, простереть; 2) формы 1-го лица ед. ч. настоящего или будущего простого времени: бузить, затмить.

Общей особенностью недостаточных глаголов является то, что при спряжении они трансформируют свой звуковой облик. В греческих риториках такие трансформации именовались метаплазмами (т.е. переделками). В анализируемом случае обычно используются два метаплазма: 1) антйстекон (замена звука): бузить - бужу; 2) эпентёза (вставка звука): затмить - затмлю. Ритор Гермоген из Тарса (160-230) не без основания трактовал формы типа бужу и затмлю как произведенные «через порчу» ["Epjoyévow; 1834: 1138].

Москвин Василий Павлович, доктор фи-лол. наук, профессор Волгоградского гос. соц.-пед. ун-та. E-mail: [email protected]

Причинами такой «порчи» словесной формы, ведущей к дефектности глагольной парадигмы, считаются: I) омонимическое совпадение с формой более употребительного глагола: бузить и будить - бужу; 2) неблагозвучие: затмить - затмлю [Грамматика 1970: 412; Русская грамматика 1980: II, 661].

Однако все случаи дефектности к этим двум причинам свести едва ли возможно: так, приводимые в указанных двух грамматиках формы недостаточных глаголов зужу (от зудеть), гужу (от гудеть), дужу (от дудеть) и др. трудно признать неблагозвучными или омонимически совпадающими с формами каких-либо иных слов, т.е. двусмысленными, а значит, семантически аномальными; указание же на то, что недостаточность может быть и «следствием традиции», не обладает объяснительной силой. Отсюда пессимистический вывод о том, что подобные формы, «несмотря на то, что они не проявляют семантической, синтаксической, морфологической и фонологической аномальности», по каким-то причинам не употребляются, образуя "случайные лакуны"» . Между тем теоретическое, а значит, и методическое осмысление данной проблемы будет затруднено без выявления и уточнения всех причин недостаточности, а также без детальной их диф-

ференциации. По нашим наблюдениям, существует не две, а четыре причины глагольной недостаточности.

1. Неблагозвучие. Здесь следует различать: а) столкновение слогов: ощутить - ощущу; б) звуковую тавтологию: обуржуазить - обуржуажу; в) скопление согласных: затмить - затмлю. Британский филолог Алкуин (730-804), распространивший критерий недостаточности на словообразовательное гнездо, пишет, что «ежели захотим от слова cursor "бегун" образовать имя сущ. жен. рода curstrix "бегунья", то будет оно неблагозвучным» .

Омонимия форм не всегда приводит к дефектности парадигмы: так, глаголы водить и возить совпадают в форме 1-го лица ед. ч., однако недостаточными при этом не становятся (см.: [Грамматика 1970: 413; Halle 1973: 8]). Причина состоит в том, что эти глаголы тематически близки, поэтому форма вожу хотя и двусмысленна, тематически чуждых ассоциаций не вызывает.

1 Ср. в некоторых народных поверьях и приметах: женился в мае - всю жизнь маяться будет; видеть во сне вино - быть обвиненным, груши - грустить; в апреле земля преет и др.

ситься - окрышусь (~ крыша), обессмертить - обессмерчу (~ смерч) и др.

В качестве причин появления глагольной недостаточности называют «возможность паронимического и омонимического смешения» [Гурин 2000: 5]. Думается, что недостаточные глаголы никак не связаны с паронимами, т.е. лексемами одного словообразовательного или этимологического гнезда, подвергающимися регулярному смешению в речи (такими, например, как командированный и командировочный, аппендикс и аппендицит); омонимия же, как известно, является основой не «смешения», а двусмысленности (бужу~ бузить? будить?). Глагольная недостаточность здесь связана не со смешением слов (т.е. номинативной недостаточностью, в частности паронимической ошибкой), а с феноменом ассоциативного заражения некоторых форм или отдельной формы слова на основе омонимии или близкозвучия.

4. Неясность. Формы, искаженные чередованием, могут не опознаваться как принадлежащие парадигме данного глагола, при этом чем менее употребителен глагол, чем короче форма, искаженная чередованием, тем менее ясной она становится: бдеть - бжу, дудеть - дужу, рысить - рыщу, шкодить - шкожу, ерундить - ерун-жу, парусить - парушу. Основными признаками слова как языковой единицы считаются непроницаемость, не-двуударность, «цельность и едино-оформленность», изолируемость, «постоянство звучания и значения» и др. [Шанский 2009: 85]. В анализируемом случае чередование приводит к утрате такого критериально важного признака слова, как постоянство звучания (ср. бдить, бдит, но бжу; дудишь, дудит, но дужу), именно поэтому слова типа бжу и дужу «настолько необычны для нашего слуха, что возникают сомнения в возможности использовать эти формы в речи» [Бы-линский, Розенталь 2011: 205]; ср.:

Сижу это я в пещерке, бжу... в смысле, бдю... Тьфу! Занимаюсь бдением? Как правильно? (Ю. Федотова).

Первая причина недостаточности связана с нарушением требования благозвучия, вторая и третья с нарушением однозначности, четвертая - ясности.

Если свести эти причины к одной, анализ утратит точность. Рассмотрим с данной точки зрения следующее определение недостаточных глаголов: «Глаголы, не имеющие формы 1-го лица единственного числа по причинам фонетическим (вследствие появления непривычных звуковых сочетаний). Дерзить, дудеть, ерундить, затмить, окраситься, очутиться, победить, убедить, чудить, шкодить и др.» [Розенталь, Теленкова 1985: 140]. Проблемные формы здесь двусмысленны (держу, побежу, убежу), неясны (дужу, ерунжу, чужу, шкожу), но лишены «непривычных звуковых сочетаний», т.е. благозвучны; форма же окрашусь непривычна, скорее, по семантическим, чем по фонетическим причинам.

Поскольку функционирование анализируемых форм в речи ограничено, иногда довольно жестко, со стороны требований благозвучия, однозначности и ясности, нередко можно встретить квалификацию этих форм как: 1) недопустимых: «Не говорят убежу, очучусь, ощущу, побежу» [Чешко 1990: 305]; 2) несуществующих: «Нет в узусе и таких форм, как побужу (от победить), убежу (от убедить), хотя в системе они, бесспорно, есть и потенциально выводимы по аналогии с такими во всех отношениях безупречными формами, как награжу (от наградить), осажу (от осадить)» [Апресян 2009: 547]. Вместе с тем факты говорят о том, что носители литературного языка регулярно нарушают указанные требования нарочито, в частности в языковой игре:

Ты чего ходишь, бузишь? - Кто, я бужу С [Санников 1999: 73]; Вы думаете, я чужу? <...> Я обезлюжу его королевство! (Крив и н).

Говорящие пренебрегают данными требованиями как эстетически относительными, не вполне существенными; ср.:

Я гнев твой догоню и гордость побежу. (Дм. Кленовский); Я жизнь их не обезопашу. (В. Гете. Фауст, пер. Б. Пастернака).

Такое употребление характерно для разговорной речи, которая более всех иных стилей подчинена закону языковой экономии: «Грамматические формы у определенных лексем, запретные

для других стилей, в разговорном оказываются допустимыми (ср.: Я его убежу)» [Панов 2007: 50], а значит, годятся и для стилизации разговорной речи:

Хозяйка {строго)". Я никогда не ерунжу. (А. Бонди); - А я тебе, чо, после армии куролешу? (Кожевников).

Довольно часто критерий благозвучия зависит от индивидуального эстетического чутья. Так, по мнению Л.А. Бу-лаховского, форма защищу недопустима (см.: [Булаховский 1965: 229]), другие же относятся к ней терпимо: британскому исследователю глагольной недостаточности М. Бэрману данный критерий, за исключением случая «скопления согласных», представляется вовсе незначимым (см.: ). Кроме того, следует принимать во внимание стиль: так, сложно представить себе форму очучусь в лирическом стихотворении, однако А.С. Пушкин в письме к H.H. Пушкиной ее употребляет:

Рифмы и стихи не дают мне покоя в кибитке. Что же будет, когда очучусь дома?

Многие из подобных форм фиксируются в словарях. Однако означает ли это, что данные формы не ограничены узуально? Думается, что нет. Отсюда:

1) колебания в нормативных оценках, ср.:

а) «Пылесосить, 1 л. ед. ч. не употр.» [Резниченко 2003: 856], но: пылесошу [Соловьев 2008: 617];

б) «Угнездиться, 1 л. не употр.», но: угнезжусь [Еськова 2008: 359];

в) «Внять, буд. вр. не употр.» [Соловьев 2008: 111], но: внять - воньму [Орлов 1884: 473] и во

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работыпо теме «Народное образование. Педагогика»

  • А.М. URDZE. IDEOPHONE IN EUROPA: DIE GRAMMATIK DER LETTISCHEN GERAUSCHVERBEN. BOCHUM: UNIVERSITATSVERLAG DR. N. BROCKMEYER. 2010. 463 P

    СТОЙНОВА НАТАЛЬЯ МАРКОВНА - 2011 г.

  • ВИДОВАЯ ПАРНОСТЬ РУССКОГО ГЛАГОЛА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

    ГОРБОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА - 2011 г.

Сегодня мы поговорим об особенностях правописания так называемых избыточных глаголов и попытаемся разобраться, как все-таки правильно: предмет движется или предмет двигается ? Итак, в рамках рубрики «Минутка грамотности » очередная порция нудной, но чрезвычайно полезной теории.

Избыточные глаголы.

Прежде всего, нужно начать с того, что глагол двигаться относится к так называемым избыточным (или изобилующим) глаголам. Эти глаголы отличаются от обычных тем, что имеют параллельные формы в настоящем времени, в повелительном наклонении, а также деепричастные и причастные формы. Естественно нередок тот случай, когда эти параллельные формы различаются стилистически и по смыслу. Например, стилистические отличия отчетливо прослеживаются у следующих избыточных глаголов:

  • Алкать . Алчу, алчешь, алчем, алчете, алчет – поэтическая, книжная форма. (Например: Наследник алчет власти ). Алкаешь – нейтральная форма.
  • Мурлыкать . Мурлычу – нейтральная форма. Мурлыкаю – разговорная.
  • Полоскать(ся) . Полощу(сь) – нейтральная форма. Полоскаю(сь) – разговорная.
  • Прыскать . Прыщу – нейтральная. Прыскаю – разговорная.

По смыслу же различаются такие глаголы как:

  • Брызгать . Брызгает - значит опрыскивает, окропляет, обдает брызгами (ребенок брызгает в прохожих ). Брызжет - имеет два значения: 1) разбрасывать капли, искры, мелкие частицы чего-либо (шампанское брызжет ); 2) ярко обнаруживаться, резко, отчетливо проявляться (радость так и брызжет из глаз ).
  • Метать . Мечет - бросает, разбрасывает (рвет и мечет ). Метает - бросает с размахом, кидает, целясь куда-нибудь (атлет метает молот ).
  • Капать . Капает - падает каплями (вода капает с крыши ). Каплет - протекает, пропускает по каплям влагу (крыша каплет ).

Не стоит забывать, что перечень избыточных глаголов далеко не ограничивается вышеперечисленными примерами. Для более полного ознакомления рекомендую обращаться к специальной литературе.

Движется или двигается.

Интересующие нас формы настоящего времени глагола двигаться (движется и двигается ) различаются по смыслу в зависимости от значений самого глагола.

Итак, двигаться :

  1. находиться в движении, перемещаться, направляться. К столице движется антициклон. Преступник движется по объездной дороге.
  2. трогаться в путь, отправляться. Время двигаться в дорогу .
  3. шевелиться (слегка двигаться), изменять положение тела. Кролик двигается в норе .
  4. обладать способностью движения. Уж и ноги не двигаются.
  5. (перен.) содействовать развитию чего-либо, побуждать, руководить. Куда движется научная мысль?

При употреблении глагола двигаться в 1-м и 3-м значениях возможны обе параллельные формы. Примеры: 1 значение – мы движемся (двигаемся) в ногу со временем ; 3 значение – руки мастера движутся (двигаются) с необычайной быстротой . Вместе с тем форма двигается в современной литературной речи, в целом, является более предпочтительной. Не исключено, что такое предпочтение поддерживается употреблением исключительно этой формы, когда глагол двигаться выступает в 4-м значении (обладать способностью движения): у нового робота даже зрачки и веки двигаются .

Когда глагол двигаться выступает во 2-м значении, используется только форма двигается : поезд двигается с перрона .

В 5-м, переносном, значении чаще всего употребляется форма движет : И слово движет. И земля горит!

Итак, на этом все на сегодня. Запоминаем, что поезд двигается (читай, начинает движение) в путь . В значении «перемещается, передвигается» имеем равноправные варианты употребления: поезд двигается (движется) медленнее автомобиля. Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская»! Любите русский язык! До скорых встреч!