Этимологическое гнездо слова шейное украшение. Об использовании этимологии на уроках русского языка

Гнездо́ . Общеславянское слово, восходящее к nizdos, имеющему индоевропейскую природу и образованному путем сложения основ ni - «внизу» (см. низ ) и sed (та же основа, что в седло , сесть ), видоизмененном в zd . Исходное значение - «место для отдыха, для сидения внизу».

гнездо́ укр. гнiздо́, ст.-слав. гнѣздо, болг. гнездо́, сербохорв. гниjѐздо, словен. gnė́zdo, чеш. hnízdo, слвц. hniezdo, польск. gniazdo, в.-луж. hnězdo, н.-луж. gnězdo. Родство с синонимичными др.-инд. nīḍás, nīḍám «место отдыха, стоянка, сеть», арм. nist «положение, сидение», лат. nīdus, ирл. net, д.-в.-н., ср.-в.-н. nest очевидно; ср. Мейе, MSL 14, стр. 337. Эти слова происходят из и.-е. *ni-zdos «сидение». Но слав. ě и g остаются при этом необъясненными. Младенов (Baudouinowi de Courtenay 23) пытается связать слав. gnězdo (с первонач. знач. «сидение в навозе») с гной и s(e)d-. Вайан (RES 15, 155; 18, 253) допускает влияние формы *gnьs- «марать» и пытается связать ě с gnězditi. Бернекер (1, 313) предполагает исходное *nē(i)zdos, первую часть которого он относит к греч. νη- «внизу, вниз», νηδύ̄ς «живот, чрево», νήιστα ̇ ἔσχατα, κατώτατα (Гесихий), а g- объясняет влиянием gnetǫ; см. также Неринг, IF 4, 398. Сомнительно, как и мысль о влиянии нов.-в.-н. Geniste (Вальде, KZ 33, 58); см. также Хюбшман 478; М. - Э. 2, 476; Торп 297. Неясна природа gn- также для Педерсена (Kelt. Gr. 1, 88).

Гнездо́ . Общеслав. Объясняется как переоформление индоевроп. сложения *nisdos (ni «внизу» и sdos «сидение»), родственное др.-в.-нем. nest «гнездо», арм. nist «сидение» и т. д. Исходное значение - «место внизу, на земле, для сидения». Начальный звук г , возможно, возник под воздействием слова гной «помет, навоз» у нашего слова в значении «птичье гнездо» (ср. его диалектные значения «берлога», «впадина» и др.), поскольку ярким признаком гнезд (птичьих) является загаженность. См.

2. По мнению известного лингвиста Елены Андреевны Земской, следует различать неологизмы и потенциальные слова . Потенциальные слова – это слова, которые могут быть произведены по образцу слов высокопродуктивных словообразовательных типов при помощи морфем , часто использующихся в языке при образовании новых слов. Например, от слова кит может быть образовано потенциальное слово китиха по существующей в языке модели словообразования морж – моржиха, слон– слониха .

В таблице представлены существующие в языке производные от слов сайгак, олимпиада (2-ой столбец). Какие потенциальные слова (не более 2-х для каждого слова), при помощи каких морфем могут быть образованы непосредственно от этих существительных (запишите в 3-ий столбец, выделите словообразовательные морфемы)?

3. Современные цветообозначения по смысловому признаку можно разделить на три группы: 1. называющие цвет любого предмета (собственно цветообозначения) (желтый, черный ); 2. называющие окраску частей тела человека (бледный, русый ); 3. названия масти животных (гнедой, каурый ).

1) Распределите прилагательные сивый, вороной, сизый на данные три группы, поставив галочку в соответствующей графе (графах) таблицы.

2) От каких прилагательных графы 1 образуются производные существительные, обозначающие животных? Напишите эти существительные________________________

4. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы:

1) В каком падеже стоят выделенные существительные в 1-м столбце таблицы?_____________________________________________________________

2) В каком падеже стоят выделенные существительные во 2-м столбце таблицы?_____________________________________________________________

3) Чем можно объяснить различие между формами выделенных существительных в 1-м и во 2-м столбце каждой строки?________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Заполните своим примером пропуск во 2-м столбце таблицы.

5. Восстановите этимологическое гнездо по значениям, приводимым во втором столбце таблицы:

Примечание: этимологическое гнездо – группа слов, которые исторически связаны между собой словообразовательными отношениями. Смысловые связи слов, входящих в этимологическое гнездо, могут не осознаваться говорящими, например: начало – конец – чадо .

6. Рассмотрите схемы сложных предложений. Какого типа сложноподчиненные предложения (СПП) будут соответствовать данной схеме? Приведите по одному своему примеру для каждой схемы.

7. Найдите в приведенных фрагментах малоупотребительные в современном языке местоимения (или их формы).

1) Приведите начальную форму этих местоимений. 2) Дайте синонимичное в современном языке местоимение (или форму местоимения). 3) В каких устойчивых выражениях используются данные малоупотребительные формы? Приведите по одному примеру для каждого местоимения.

1. «Тому свидетельство языческий сенат, - сии дела не умирают!» (В. Маяковский). 2. Мой бедный Ленский, сердцем он для оной жизни был рождён . (А. Пушкин). 3. Это ни в коей мере не отменяет нежности, сострадательности, мучительности набоковских книг (Д. Быков).

Примечание: окказионализм – это слово, отсутствующее в словаре, употребленное к случаю.

1) А если испытываешь десконфорт?

2) Тогда я решил координально изменить свою жизнь .

3) Словосочетание «свободная вакансия » – это пример туфтологии .

9. Даны ряды слов, объединенные по определенному грамматическому признаку.

1) Определите этот признак.

2) Найдите и подчеркните «третье лишнее» в каждом ряду.

1) бежать – бегать, плыть – плавать, прийти – приходить .

2) село – сёла, масло – масла, озеро – озёра .

3) закрытый, испечённый, сделавший .

4) галдеть, сбегаться, смотреть .

1)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

а) В присутствии зрительской аудитории летальный исход приобретает положительный эстетический момент .

б) Представители малоимущего класса склонны к проявлению нестандартного мышления .

в) Полное завершение жизненного цикла человеческого индивидуума не идентично пересечению участка вспаханной земли с помощью нижних конечностей .

1) Определите, какой это стиль? Какие особенности научного стиля были использованы в предложении в)? Покажите на конкретных примерах из этого предложения (не более 4-х особенностей).

2) Запишите пословицы.

1)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

а)_________________________________________________________________________

б)_________________________________________________________________________

ГОРЬКИЙ-ОГНЕННЫЙ

Вода давала жизнь. Но жизнь невозможна и без огня, без света и тепла. «Вода» и «Огонь» – важнейшие понятия в сознании древнего человека. Они породили множество мифов, сказок, легенд. Они же породили и множество слов. Выдающийся языковед А.А. Потебня записал однажды: «Если бы мы не знали, что божества огня и света занимали важное место в языческих верованиях славян, то могли бы убедиться в этом из обилия слов, имеющих в основании представления огня и света».

Связано, например, согнем слово горе – то, что горит в душе человека. Постоянный эпитет этого слова – горький: горе горькое, слезы горькие , но можно сказать и слезы горючие – те слезы, которые жгут. Горький в старину значило «огненный». Нечего и говорить, что тот же корень и в словах: гореть, греть, горн, гончар и др. Синоним слова горе существительное печаль тоже связано с огнем: то, что печет. Слово печаль образовано от слова печь.

В мифологии славян важное место занимал Ярило – бог весны, солнца, плодородия. Весенние праздники в честь Ярилы, сопровождающиеся плясками, хороводами, устраивались в некоторых районах России еще в начале ХХ века. Отсюда и многие слова у нас с корнем яр-: яровой «весенний, посеянный весной», ярка «молодая овца», ярые пчелы «молодой, сегодняшний рой». Что значит весенний? Это солнечный, сияющий, ясный. Это также теплый, горячий, возбужденный, гневный. Отсюда у нас слова: яркий, ярый, ярость, яростный.

Герой Анатоля Франса из книги «Книги моего друга» говорит: «Все первобытные языки были очень образны и одушевляли всякий предмет, который называли. Они наделяли человеческими чувствами небесные светила, облака – небесных коров , свет, ветры, зарю. Из этой образной речи родился миф, а сказка вышла из мифа».

Знание обычаев, нравов древних народов, знание их мифологии, их представлений о мире помогает понять первоначальный смысл многих слов. Но справедливо и обратное: анализ слова помогает понять и образ жизни, и взгляды наших далеких предков.

Из журнала «Наука и жизнь»

3) Выявите семантические признаки, которые объединяют данные слова в синонимические ряды. Определите тип синонимов, объясните различия между словами в синонимических рядах:

1) сияние, ореол, нимб;

2) влачиться, брести, плестись, тащиться;

3) ерунда, вздор, чепуха, галиматья;

4) глаза, очи, гляделки, зенки, шары, лупы.

Составьте тексты-миниатюры, в которых приведенные ниже слова выступали бы как эмоционально окрашенные: шляпа, звезда, клянусь, шпилька, переваривать, лопух, дойти.

5) Отметьте признаки старославянизмов в данных словах, подберите исконные синонимы, объясните разницу в их значениях и употреблении: бремя, возлагать, жребий, устранить, ограда, властитель, главенство, вращавший, освещение, странствие, жизнь.

6) Подберите синонимы (слова и фразеологические обороты) к фразеологизмам : отдать богу душу, кот наплакал, тертый калач.

7) В какой профессиональной среде могли возникнуть данные фразеологизмы, объясните их значения : белыми нитками шито, сесть на мель, путеводный маяк, перемена декораций, абсолютный нуль, удельный вес, топорная работа, отделать под орех.

8) Определите, каким русским фразеологизмам соответствуют приведенные ниже фразеологизмы из других языков. Объясните значения указанных вами русских фразеологизмов : записать за ушами (чешск.), делать из иглы вилы (польск.), как козел в колодец (польск.).

9) Определите, по какому признаку получили свое название ягоды и укажите производящую основу (другими словами, определите внутреннюю форму этих слов): земляника, голубика, костяника, клубника, черника, ежевика, смородина, вишня, клюква.

10) Назовите современные слова, образованные от данных ниже слов, которые существовали в древнерусском языке и сейчас не употребляются или имеют ограниченное употребление: шелом, перст, велий.

11) Найдите и вычеркните «четвертое лишнее», объясните свой выбор :

Носок, мозоль, георгин, помидор.

Бабочки, воробей, стул, мельница.

Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.

Озимь, цитадель, фланель, панцирь.

Обезьяна, зайчиха, актриса, японка.

А Васька слушает да ест;

А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь;

А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!

А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!

А судьи кто?

Ах, злые языки страшнее пистолета;

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

Бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они;

В мои лета не должно сметь своё суждение иметь;

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли;

Всё пройдет, как с белых яблонь дым;

Гений чистой красоты;

Глаголом жги сердца людей;

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой;

Дома новы, но предрассудки стары;

На деревню дедушке;

Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок;

Пришли, понюхали и пошли прочь;

Рождённый ползать летать не может;

С чувством, с толком, с расстановкой;

Счастливые часов не наблюдают;

Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!

Чисто как в трамвае.

Типы словарей

энциклопедии:

1) общие – Большая советская энциклопедия

Малая советская энциклопедия

Советский энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь и др.

2) специальные – Большая медицинская энциклопедия

Малая медицинская энциклопедия

Энциклопедия «Русский язык» и др.

3) популярные – Популярная медицинская энциклопедия

Популярная техническая энциклопедия и др.

4) детские – Детская энциклопедия

Энциклопедия школьника

Энциклопедический словарь юного филолога

Энциклопедический словарь юного физика и др.

справочно-учебные:

Словарь лингвистических терминов

Школьный толковый словарь

Школьный орфографический словарь и др.

лингвистические (языковые):

исторические

этимологические

диалектных слов (говоров)

лексические – антонимов

синонимов

омонимов

паронимов

иностранных слов

словообразовательные

орфографические

орфоэпические

ударений

фразеологические

грамматические

синтаксические

сочетаемости

обратные

языка писателя

2) двуязычные / многоязычные (переводные) – русско-немецкий

немецко- русский и др.

Список словарей

Энциклопедии

Общие

1. Большая советская энциклопедия: В 50-ти т. / Гл. ред. С.И. Вавилов. М.: Изд-во БСЭ, 1950 – 1960.

2. Всемирный биографический энциклопедический словарь / Ред. кол.: В.И. Бородулин, Н.М. Кузнецов, Н.М. Ланда и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

3. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. кол.: В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.М. Ланда и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.

4. Малый энциклопедический словарь: В 4-х т. / Издатели: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. М.: ТЕРРА, 1997. Репринт издания 1907 г.

5. Россия: Энциклопедический словарь / Издатели: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Л.: Лениздат, 1991. Репринт издания 1989 г.

6. Энциклопедический справочник / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1979.

Специальные

1. Библейская энциклопедия. М.: Российское Библейское общество, 1996.

2. Большая литературная энциклопедия / Красовский В.Е. и др. М.: Филол. об-во «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС: Образование, 2003.

3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия славянской мифологии. М.: Астрель, 1996.

4. Колесникова В.С. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002.

5. Культурология. ХХ век. Энциклопедия: в 2-х т. СПб.: Университетская книга, 1998.

6. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1991.

7. Народы мира: Историко-этнографический справочник / Гл. ред. Ю.В. Бромлей. М.: Советская энциклопедия, 1988.

8. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1991.

9. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997.

10. Театр: Энциклопедия / Сост. О.Н. Дубровская. М.: ОЛМА-ПРЕСС: Образование, 2002.

11. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

12. Хроника человечества / Сост. Бодо Харенберг. М.: Большая энциклопедия, 1996.

13. Энциклопедический словарь живописи: Западная живопись от средних веков до наших дней / Пер. с фр. М.: ТЕРРА, 1997.

14. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / Сост. Т.Г. Петровец. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

15. Юдакин А.П. Ведущие языковеды мира: Энциклопедия. М.: Советский писатель, 2000.

16. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

Детские

1. Открытие мира юношеством: Энциклопедия: В 24-х т. / Директор издания Пьер Маршан: Пер. с фр. М.: ТЕРРА, 1994.

2. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. М.: Педагогика, 1984.

3. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство: в 3-х ч. / Гл. ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта+, 1997.

4. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / Гл. ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта+, 1998.

Писательские

1. Амиров Г. Словарь языка Тукая. М.: Наука, 1971.

2. Лермонтовская энциклопедия / Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Гл. ред. В.А. Мануйлов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

3. Пушкинская энциклопедия. 1799 – 1999 / Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

4. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М.: Локид; Миф, 1996.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ

Осипова Н. В., учитель русского языка и литературы
Сампурского филиала МБОУ «Сатинская СОШ»,
Сампурский район, Тамбовская обл.
Фрагменты уроков и дидактический материал
для этимологического анализа на уроках русского
языка при повторении орфографии
Повторение правописания непроверяемых
безударных гласных в корне слова (5 класс)
Урок начинается с орфографической разминки. Дети записывают
словарные слова на букву «к»:
Календарь, конфета, корабль, кабинет, конверт, капитан, карнавал,
костюм, корзина, комиссия, колонна, каталог, кошелек.
Далее словарная работа, связанная с этимологией одного из записанных
слов – КОРАБЛЬ. (Запись ведется на специально отведенных страницах
словариков).
­ Почему морское судно назвали словом КОРАБЛЬ? (Дети высказывают
свои предположения).
­ Исконно­русское слово КОРАБЛЬ было образовано от той же основы,
что и КОРА (ср. лат. Conium – «толстая кожа, шкура»), КОРОБ, КОРЫТО.
Что общего у всех этих слов? И корабль, и короб, и корыто первоначально
представляли собой сделанную из коры посудину.
­ Если слова КОРАБЛЬ и КОРА в давние времена были когда­то
родственными, то как можно проверить орфограмму О в слове корабль?
Подбираются слова­подсказки, которые записываются в словарик.
Получается следующая запись:
кОрабль, кОрыто, кОроб, кОра – этимологические родственники.
КОрабль – кОрка, кОрочка.
­ А теперь подберем родственные слова к слову КОРАБЛЬ и также
запишем их в словарики.
­ Как называется маленький корабль? (Кораблик).
­ Как называют людей,
строящих корабли?
(Корабелы,
кораблестроители).
Найдем общий корень во всех этих словах, сделаем вывод.
1

­ Итак, в древние времена слова КОРАБЛЬ, КОРКА, КОРЫТО,
КОРОБ были родственниками,
поскольку имеют единый
исторический корень ­кор­. Сейчас у этих слов разное значение и
разные корни.
Запись получается такой:
Корабль
Кораблик
Корабел
Корабеловый
Кораблестроитель
В качестве домашнего задания
ученикам предлагается
самостоятельно выяснить этимологию слов, которые были записаны на уроке,
попытаться подобрать слова­подсказки.
I ряду для работы предлагаются слова: календарь, костюм, конверт;
II ряду – карнавал, корзина, каталог; III ряду – капитан, кошелек,
колонна.
И еще один пример словарной этимологической работы при повторении
орфографии, но уже в 6 классе.
При анализе текста встретились слова колесо и колея, с которыми и
была связана работа на уроке.
Осень в таежный край пришла как­то неожиданно. Сразу
захолодало. Зачастили затяжные дожди. Единственную дорогу,
ведущую к маленькому поселку строителей, размыло водой. Машины
буксовали, оставляя колесами глубокие колеи…
Сначала выясняется лексическое значение слов КОЛЕСО и КОЛЕЯ.
Колесо – диск или обод со спицами, вращающийся на оси или
укрепленный на вращающемся валу и служащий для приведения в движение
повозки, механизма, вообще устройство такой формы.
Колея – глубокий след от колеса.
2

Далее обращаемся к этимологическому словарю, выясняем, каково
происхождение этих слов.
В процессе работы обнаруживается, что у этих слов есть
этимологические родственники. Составляем этимологическое гнездо из этих
слов. Получается такая запись:
Коло (круг)
Колесо, колея
Коляска, колесница
Кольцо, кольчуга
Около, околыш, околица, окольный, околоток
Колобок
Общим во всех этих словах является древнерусская часть КОЛО,
что означает «круг».
По возможности дается лексическое толкование каждого слова,
составляющее этимологическое гнездо.
Коляска – 1) рессорный четырехколесный экипаж с откидным верхом;
2) маленькая ручная повозка для катания детей;
3) небольшая тележка специального назначения.

Колесница – древняя большая колесная повозка.
Кольчуга – старинная воинская защитная одежда в виде рубахи из
металлических колец.
Кольцо – 1) предмет в виде окружности, обода из твердого материала;
2) то, что имеет форму окружности, обода.
Околица – изгородь вокруг деревни или у края деревни.
Околоток – окружающая местность, окрестность.
Околыш – часть головного убора, плотный ободок, облегающий голову.
Окольный – о пути, дороге: расположенный в стороне от кратчайшего
пути, направления, кружный.
Колобок – небольшой круглый хлебец.
В качестве домашнего дается следующее задание: выучить состав
этимологического гнезда, выявленного на уроке, уметь объяснить, что
объединяет все эти слова по смыслу и написанию.
Ниже приведены небольшие тексты, использованные на уроках для
проведения словарно­этимологической работы.
Тема: «Сравнительная степень
прилагательных» (6 класс)
3

В реках Бразилии живет крупная ч…р…паха­матамата. Вокруг
рта и под шеей у нее распол…жены красные нити различной т…
лщины, более толстыми черепаха может управлять, более тонкие
шевелятся течением. Изв…вающийся клубок «червей» пр…влекает к
зат…ившейся ч…р…пахе различных рыб и л…гушек.
Черепаха – медленно двигающееся на коротких конечностях
пресмыкающееся, покрытое (исключая кожистую черепаху) костным
панцирем.
В этимологическом словаре выясняем, что свое название черепаха
получила по твердому, как череп, панцирю. Первоначально слово череп
значило «глиняный осколок», черепок». Значение «костяная оболочка
головы» появилось позже и было явно ироничным. В данное этимологическое
гнездо входит еще и слово ЧЕРЕПИЦА («кровельный материал»,
первоначально делалась из глины, по форме напоминает черепок.
Таким образом, запись на доске, в словарях должна быть такой:
Череп – черепаха, черепица, черепок.
Вместе с детьми делаем вывод: проверочным словом для черепахи, а
также черепицы и черепка является слово череп.
Тема: «Описательный оборот» (6 класс)

Передвигаются они стаями, охотятся сообща.
Волки – животные общественные и чрезвычайно умные4.
Стаей волки могут загнать не только косулю или оленя, но и
могучего лося. Чаще всего лесной великан становится добычей волков,
если снег покрыт настом, который держит волка, а под тяжестью
лося проваливается. Тогда сохатый не может далеко убежать –
острая ледяная корочка до крови режет ему ноги, и даже крупный
рогач вынужден вскоре остановиться. И тут разгорается бой не на
жизнь, а на смерть. Часто не один волк гибнет под копытами лося,
но, в конце концов, дружная стая почти всегда выходит победителем.
Волочат волки свою добычу по снегу, а иногда расправляются с нею на
месте.
После того, как на уроке выяснили, что такое описательный оборот,
нашли примеры в данном тексте, составили свои собственные, началась
4

работа со словами: волочат и волк, в процессе которой выясняется, что слова
эти являются этимологическими родственниками.
Волк получил такое имя потому, что он свою жертву волочит, т.е.
тянет, тащит по земле. А волоками в старину называли участки суши между
двумя судоходными реками или мелководья, через которые корабли надо
было медленно, с трудом волочить.
­ Вспомним, как называется недобросовестное затягивание дела и
человек, который это дело делает?
Волокита и волокитчик.
­ А как иначе называется слово промедление, задержка?
Проволочка.
Общий этимологический корень в словах наволочка (буквально: то, что
натягивают на подушку) и проволока (названа по способу производства:
т.е. протягивают через
нагретую металлическую заготовку,
отверстие с целью уменьшить ее поперечные размеры.
волочат,
Таким образом, запись на доске и в словарях будет такой:
ВОЛК,
ВОЛОКИТА,
ВОЛОЧИТЬ,
ВОЛОК,
ВОЛОКИТЧИК,
ПРОВОЛОКА, ПРОВОЛОЧКА, НАВОЛОЧКА.
(Во всех этих словах наблюдается чередование согласных к/ч).
Тема: «Имя числительное» (6 класс)
В Южной Америке водятся крошечные лягушки­древолазы. Вес
самой маленькой из них едва превышает один грамм; длиной это
крошечное существо не более двух сантиметров. Самая маленькая
лягушка нашей страны – квакша.
Крупнейшая из лягушек России – озерная; она достигает в длину
17 сантиметров. Лягушка­бык, которая водится в Северной Америке,
достигает в длину 20 сантиметров, а
вес ее более чем
полкилограмма. Эта лягушка­хищница, она нападает даже на мелких
птиц и грызунов.
Еще крупнее жаба­ага. Ее родина Центральная Америка. Сейчас
эту огромную жабу завезли во многие страны для борьбы с вредными
насекомыми. Длина жабы – аж 25 сантиметров, а вес около
килограмма.
Крупнейшая в мире – африканская лягушка­голиаф. В Камеруне
был пойман экземпляр весом 3,5 килограмма! Встречается эта
гигантская лягушка редко, и жизнь ее почти не изучена.
5

Лягушка – бесхвостое земноводное с длинными задними ногами,
приспособленными для прыганья.
Получила свое название от слова ЛЯГА – «нога, бедро».
Этимологические родственники
Ляга («нога, бедро»), лягать, ляжка (г/ж), лягушка.
Таким образом, проверочным словом для слова лягушка являются
слова ляга, ляжка.
Тема: «Повелительное наклонение глагола». (6 класс)
Вариант I
В…н…грет.
Для приготовления в…н…грета нареж(?)те2 кубиками 200
граммов отварного мяса, 150 граммов варе…ого к…ртофеля, 100
граммов испече…ой свеклы, 150 граммов соле…ых огурцов. Все
продукты перемешайте и заправьте смесью из майонеза с
растительным маслом, посолите и поперчите. Добав(?)те в заправку
50 граммов острого томатного соуса. Вылож…те в…н…грет в
с...латник, украс(?)те кусочками мяса и кружочками варе…ых овощей.
Винегрет – холодное кушанье из мелко нарезанных овощей.
Слово заимствовано из французского языка в XVIII веке, буквально
переводится как «соус из уксуса и масла» ­ суффиксальное производное от
venaigre «уксус», сложения vin – «вино» и aigre – «кислый». (Винегрет в
значении «мешанина» появится во II половине XIX века).
Вино – общеслав., заимствовано из латинского языка vinum,
этимологически связано со словами вить, ветвь. Первоначальное значение
«виноград».
­ Подбираем родственные слова, даем им толкование.
Виноград – южное лиановое растение со сладкими ягодами, а так же
ягоды, идущие в пищу, на приготовление вина.
Виноградина – ягода винограда.
Виноградарь ­ человек, занимающийся виноградарством.
Виноградарство – разведение винограда как отрасль растениеводства.
Виноградник – участок, засаженный виноградом.
Винодел – специалист по виноделию.
Виноделие – производство виноградных и плодово­ягодных вин.
6

Винокур – (устар.) Человек, занимающийся винокурением.
Винокурение – (устар.). Производство спирта, водки из сахарных и
крахмалистых продуктов (хлебных злаков, картофеля, свеклы).
Винотека – собрание коллекционных вин.
Виночерпии – в Русском государстве до XVIII в. должностное лицо,
ведающее винными погребами, разливающее и подносящее напитки на пиру.
Виньетка – украшение в виде рисунка, орнамента в начале или в конце
книги, главы, в переводе с французского языка буквально значит «украшение
из веток и листьев винограда».

Вино
Виноград, виноградник, виноградарь
Винегрет
Виньетка
Проверочные словом для всех этих слов будет слово ВИНО,
употребленное в форме мн. числа – ВИНА.
Б…сквит по­домашнему
Для теста воз(?)мите3 два ст…кана муки, полтора ст…кана
Вариант II
см…таны, шесть яиц, 1 ст…кан сахара.
Охл…жденные белки взбейте2 в пену, ж…лтки разотрите2 с
сахаром, добав(?)те см…тану, муку, а затем соед…ните со взбитыми
белками, осторожно перемешайте2 и вылейте в форму, смазанную
маслом.
Постав(?)те в (не)жаркую духовку на 20­25 минут. Готовый б…
сквит вылож…те на блюдо, покрытое с..лфеткой, посып(?)те
сахарной пудрой. Разреж(?)те б…сквит на два пласта и промаж(?)те
вареньем или джемом.
Составляем этимологическое гнездо.
Бис – от латинского bis «два раза»
Бисквит – от латинского bis cocktum «дважды испеченное»
Бинокль – от латинского bini «двое» и oculus «глаз»
Биссектриса – от латинского bissectrex ­ «надвое рассекающаяся»: bis ­
«дважды» sectnix «рассекающаяся»
Бинарный – латинский binaries «двойной, состоящий из двух частей».
7

Таким образом, для всех слов, входящих в этимологическое гнездо,
проверочным будет слово бис (букв. «два раза»).
Тема: «Происхождение слов русского языка» (10 класс)
Лев, несмотря на то, что его называют «царем зверей»,
Лев
значительно меньше уссурийского тигра.
Лишь в редких случаях самцы достигают веса 200 килограммов.
Тем не менее это очень сильный и мощный зверь – ударом лапы он
может свалить с ног быка. На домашний скот, тем более на человека,
львы нападают редко. Судьба у львов сложилась удачно: в Африке
много национальных парков, где звери живут на свободе и на их жизнь
никто не покушается.
Леопард
Крупные хищники – леопарды. Самый крупный подвид обитает на
Кавказе в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Он достигает веса
150 килограммов.
Голос леопарда может звучать по­разному: издаваемые им звуки
описывались как глухое рычание, хриплые вопли и нервное
покашливание, означающее, что леопард готов броситься на жертву.
Но, несмотря на такие разнообразные голосовые возможности,
леопард обычно предпочитает хранить молчание и стоически не
издает ни звука, даже раненый, угодивший в ловушку или под градом
камней, лишь бы не выдать себя.
Выслеживая добычу, леопард обычно крадется сквозь заросли
совершенно бесшумно и ничем не выдает своего присутствия до
заключительного броска. Затем, кашляя в предвкушении верного
успеха, он стремительной молнией кидается на жертву.
Хамелеон
Некоторые животные могут в зависимости от обстановки
изменять свою окраску. Это, пожалуй, самый совершенный
камуфляж. Мгновенно меняет цвет хамелеон. Не случайно это слово
стало нарицательным. Когда хамелеон охотится за насекомыми,
притаившись где­нибудь на ветке дерева,
он окрашен
8

покровительственно. Цвет может быть зеленым, желтым,
коричневым с крапинками и полосками; это зависит от вида
хамелеона и фона, на котором он скрывается. Заметить
неподвижного хамелеона очень трудно. По испанской поговорке,
«замеченный хамелеон – погибший хамелеон». Но это не совсем так.
Он может принимать отпугивающую окраску и становиться то
небесно­голубым, то красно­бурым, то угольно­черным. Смена цветов
происходит очень быстро, буквально на глазах.
­ Что же общего у всех трех слов, вынесенных в заглавия текстов?
(Эти слова являются этимологическими родственниками).
Леопард – крупное хищное животное семейства кошачьих с пятнистой
шерстью.
Слово это образовано сложением лат. leo («лев») и pardus («тигр»).
Наши предки ошибочно считали, что леопард – сын льва и тигрицы.
Хамелеон – ящерица, меняющая свою окраску, при изменениях в
окружающей среде.
Слово буквально означает «земляной лев».
Таким образом, проверочным для слов хамелеон, леопард будет слово
лев.
Этимологические задачи, которые можно использовать на
уроках русского языка
а) Кольцо, окно, горчица, канарейка, карандаш, подушка, подошва,
Почему так названы?
голубец, перчатки, белок, береза, варенье, вертолет, веснушки.
б) Аквариум, автомобиль, колбаса, черепаха, черновик, каникулы,
бездна, корабль, капуста, бинокль, боярин.
в) Аккордеон, акварель, фасад, береста, блокнот, браслет, ветчина,
проволока, скорлупа, околыш, баллон, скафандр.
С какими существительными этимологически родственны
следующие прилагательные?
а) Коричневый, голубой, оранжевый, богатый, коренастый.
б) Подлинный, баснословный, берестяной, перловый.
9

Подберите для каждого слова проверочное
а) в…тамин, в…нтовка, ог…род, уг…стить, д…ревья, од…леть, изв…
ржение, к…морока, к…бинет.
б) Гр…ндиозный, уд…лить, соед…нить, ид…ал, к…нцелярия, нег…
довать.
в) М…ршировать, м…ститый, перс…наж, м…рионетка, м…нерал, п…
ломник, упр…зднять, из…щренный, оч…видный.
Что связывает слова, объединенные в группы? Как эта связь
отразилась на их современном правописании?
а) Ветеран, ветеринар, ветхий, ветчина.
б) Генерал, гений, инженер.
в) Перстень, перчатка.
г) Печаль, печать, печка, пещера.
д) Солдат, солидный, солидарный.
е) Шероховатый, шерсть, шершавый.
ж) Количество, сколько.
з) Оскорбить, скорбь.
и) Косметика, космонавт, космополит.
к) Натощак, тоска, тощий.
л) Встрепенуться, трепет.
м) Источать, расточительный, точить.
н) Портфель, фельетон.
Третье лишнее
В каждой тройке одно из слов не является этимологическим
родственником. Какое именно?
а) Бог, богатырь, обожать.
б) Ветер, ветеран, ветеринар.
в) Каблук, кабак, кабина.
г) Кора, корабль, коридор.
д) Павлин, Павел, павильон.
е) Макароны, Макар, макака.
ж) Кочевать, кочка, окоченеть.
з) Баранке, баран, варить.
Найдите в следующих группах слов этимологические приставки
а) Довольный, дозор, доказать, достать, дотла, недосягаемый.
10

б) Заглавие, заказать, замечательный, запад, запасти, застенчивый,
затылок.
в) Катакомбы, каталог, катапульта.
г) Компас, комбинация, компания, композитор, компот, компресс,
компромисс.
д) Конвой, консерватор, консервировать, консервы, концерт, конкурент.
е) Контрабанда, контраст, контрразведка.
Творческие задания:
а) Сочините рассказ об этимологии понравившегося вам слова.
б) Сочините рассказ о самом интересном, на ваш взгляд,
этимологическом гнезде.
Использованная литература
1. Ковалев В. И. Словарь этимологически проверяемых слов русского
языка. Луганск: Янтарь, 2002.
2. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. М.: Русское
слово, 2000.
3. Лебедев Н. М. Турниры знатоков русского языка: Дидактические
материалы. – М.: Вербум­М, 2006.
4. Пасхалов А. П. Удивительная этимология. М. – ЭНАС, 2008.
5. Шанский Н. М.Жизнь русского языка: Книга для старшеклассников. – М.:
Вербум­М, 2006.
6. Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка.
Пособие для учителей. Москва «Просвещение», 1975.
7. Патралова и др. Краткий этимолого­орфографический словарь. – Саратов:
«Лицей», 2002.
8. Зарецкий А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка.
М: Учпедгиз, 1961.
11

В Москве начался период муниципальных этапов Всероссийской олимпиады школьников. Скоро очередь дойдет до олимпиады по русскому языку. Редакция нашего сайта получила письмо, в котором разбираются задания предыдущего, школьного этапа этой олимпиады.

Их составляют специалисты, работающие в московском Центре педагогического мастерства (ЦПМ). От качества заданий именно школьного, самого массового этапа зависит и отношение учеников к олимпиаде, и состав участников муниципального этапа.

Судя по разбору заданий, без поисковых систем - или заранее известных ответов - олимпиаду было не решить. Впрочем, и в ответах составителей хватает ошибок и неточностей...

«Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному. Укажите имя - общий предок и раскройте его внутреннюю форму в языке-источнике.

По-португальски Жоао, а по-русски …

По-испански Яго, а по-русски …

По-венгерски Дьёрдь, а по-русски …

По-датски Нильс, а по-русски …»

Это задание школьного этапа всероссийской олимпиады по русскому языку, которое московские одиннадцатиклассники получили в этом сентябре. По мысли автора, школьники должны были написать следующее: что Жоао — это русский Иван , и что оба имени восходят к древнееврейскому Йоханан , и что Йоханан значит по-древнееврейски ‘Бог милует’. А Яго — это Яков , древнееврейское Яакоб, которое будто бы значит ‘держащийся за пятку’. А десятиклассники того же Якова должны были распознать в португальском Жайми , а Ивана — в ирландском Шоне .

Как же, не зная заранее, понять, что Жайми — это Яков (а не, скажем, Еремей — тоже ведь похоже), а Шон — это Иван (а, например, не Иона )? Видимо, никак.

Что же получается: эти соответствия нужно знать?

И кому: обычным десятиклассникам и одиннадцатиклассникам, которые только начинают восхождение по олимпиадной лестнице? Какое отношение имеет к русскому языку клочок португальской исторической фонетики и клочок ирландской? Ответ в духе того, что это-де элементы общего языкознания, не принимается: в общем языкознании есть много тем и сюжетов, гораздо более интересных, чем звуковые переходы при заимствовании личных имён. Зато нагуглить такие ответы — проще простого.

А древнееврейские имена? а их этимологии? И добро бы они ещё были правильно даны в ответах. «Йоханан», то есть, наверное, y ôḥānān — это уже сокращённая форма этого имени, а исходная выглядела как y əhôḥānān. Но варианта, скажем, «Йехоханан» в критериях нет… А толкование имени Иаков как «держащийся за пятку» — это народная этимология (см. хотя бы Hebräisches und Aramäiches Handwörterbuch über das alte Testament Вильгельма Гезениуса, т. 2, стр. 447). По-видимому, на самом деле оно связано с прасемитским корнем ‘QB ‘защищать’. Да, она приводится в книге Бытия — но неужели языкознание со времён книги Бытия не сделало ни шагу вперёд? Нормальному школьник таких вещей, конечно, знать не положено, но — вдруг его зовут Ваня или Яша и он сам интересовался этимологией своего имени? Так вот, если он случайно знает правильный ответ, то олимпиады ему не выиграть.

Идём дальше.

«Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки - очи ; фАльцет - фальшь (итал. falsetto , от falso - ложный)). Объясните выбор проверочного слова».

Слова даны такие: «брОшюра, доскОнальный, кАдриль, лЯгушка».

А вот ответ:

«брОшюра - брошь (оба слова восходят к французскому brocher - «накалывать», «скреплять»);

доскОнальный - окончить (оба слова находятся в одном этимологическом гнезде со словом конец);

кАдриль - кадр, эскадра (кадриль восходит к латинскому quadrum - площадь (кадриль - танец на площади), а quadrum - к латинскому quadro - четыре). Кадр - (изначально) четырёхугольная рамка, эскадра - четырёхугольный боевой строй.

лЯгушка - ляжка (оба слова в одном этимологическом гнезде с лягать ).

Для выполнения этого задания нужно знать французский.

Иначе сопоставление брошюры и броши будет лежать за пределами науки: это же шизофрения, достойная академика Фоменко — умение видеть у любой пары слов сходства в звучании и значении, достаточные для того, чтобы объявить их родственными. Помните, как у него было: ТюРки — то же самое, что и ТаТаРы, что и ФР-анки: ТР-ТР-ФР… На каких основаниях должен школьник связать лягушку , ляжку и лягать ? А увидеть в кадрили что-то площадное или четвероугольное опять же гораздо легче тем, кто знает, что она по-французски quadrille … Кстати, четыре по-латински не quadro , а quattuor ; форма quadro - появляется только в сложных словах — вроде элемента четырёх - в русском четырёхэтажный . И почему не указано, что слово доскональный — тоже заимствование, на этот раз из польского языка? Если у решателя есть минимальное диахроническое чутьё, он должен это опознать (абсолютное большинство русских основ с исходом на -альн - заимствованные) и отказаться от идеи искать родственные слова в русском языке. Одиннадцатиклассники должны были сделать такие же чудесные сопоставления: ливрея и верлибр (или либеро); кастаньеты и каштан

Как это сделать?

Очень просто : достаточно только включить под партой телефон и отыскать в Гугле этимологический словарь Фасмера.

И это касается не только этого этапа: почему вообще почти на всех олимпиадах по русскому языку столько заданий на этимологию? Этимологи — в каком-то смысле «штучный товар», для того чтобы стать этимологом, надо освоить много сложных методов и техник — да и просто знаний об исторической грамматике разных языков. Абсолютному большинству теоретических лингвистов работать в области этимологии не приходится.

Зачем же у школьников, начиная с самых первых этапов олимпиады, столь настойчиво развивают этимологическое псевдочутьё?

Далее одиннадцатиклассников просят определить значение слова сударь в следующих предложениях. 3) Сударь иже бѣ на главѣ его. 4) Как измолвить дьяконъ Съ страхомъ Божьим и съ вѣрою приступите, тогды бы приходили къ царским дверемъ да причащалися предъ царьскими дверми, а руки положа къ перьсемъ крестообразно, а к сударю бы не прикасались . В (3) правильный ответ — ‘платок’. Как это следует из предложения? Или от школьника требуется знать близко к тексту Евангелие от Иоанна, из которого взят этот фрагмент? Как внутренняя форма слова сударь указывает на то, что это платок, а не шлем, не венец, не что-нибудь ещё? Но самое интересное впереди. Каким образом в (4) сударь оказывается не платком, не куском ткани, а… чашей? Во время причащения верующих в православной традиции церковнослужители держат перед чашей платок, чтобы частицы Даров не упали на пол - почему это не этот самый платок?

Как чашу слово сударь в этом фрагменте толковал И. И. Срезневский в «Материалах для словаря древнерусского языка». Третий том «Материалов…» Срезневского вышел в свет в 1912 году; а в 28-м выпуске «Словаря древнерусского языка XI—XVII веков» (изданном почти на век позже) у слова сударь значение ‘чаша’ отсутствует, а пример (4) получает намного более логичное толкование: ‘священный плат’. Но какое отношение к этому всему имеет олимпиада по русскому языку: это же не кружок любителей Измаила Срезневского?

А что делать тем школьникам, которые незнакомы с тем, как технически организовано причащение? Но они, судя по всему, не справились бы и с заданием (3): они же не зубрят наизусть евангелиста Иоанна. По-видимому, одной из главных компетенций, которую развивает эта олимпиада, является благочестие.

Заданий, требующих от решателя точного знания, много — и чаще всего они связаны с историей русского языка.

Восьмиклассникам предлагается выполнить следующее задание:

«Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам.

1) В очи хвала, что по заочью хула.

2) В очью назло делает: пальцем тычет, словом притыкает.

Модель ответа и критерии. Слово очию (очью ) - это этимологический предложный падеж (1 балл) двойственного числа (1 балл) от слова око (1 балл). Современное - воочию (1 балл). Всего 4 балла.

Здесь прекрасно всё. Во-первых, идея о том, что восьмиклассники должны опознавать древнерусский предложный падеж двойственного числа — на каких же тринадцатилетних титанов и гениев исторической грамматики рассчитана эта олимпиада! Здесь должны облегчённо вздохнуть вузовские преподаватели этой дисциплины: скольких трудов обычно стоит заставить вторкурсников филфака запомнить парадигму двойственного числа — а оказывается, что московская филологическая молодёжь, воспитанная на олимпиадах, которые составляет Городская предметно-методическая комиссия, на лету распознаёт эту форму уже в восьмом классе! То-то легко будет преподавать историческую грамматику лет через пять… Во-вторых, в (1) требуется дать комментарий к выражению (по) заочью; это тоже предложный падеж? а что такое за -, предлог? Прекрасный предложный падеж, перед которым стоит целых два предлога. И что это такое современное , которым является слово воочию? Какое таинственное слово среднего рода здесь опущено? Как школьник должен догадаться, что от него ждут этого самого современного? И наконец: почему лексико-грамматический комментарий на самом деле превращается в этимологический? — ведь, по идее, такой комментарий должен включать в себя лексическое значение и грамматические свойства слова, и не те свойства, которые были когда-то давно, а те свойства, которые наблюдаются у интересующего нас слова на синхронном срезе (то есть в этих конкретных поговорках).

Однако и на титанов палеославистики бывает проруха.

Коварные составители из Городской предметно-методической комиссии приготовили им западню в заданиях 11 класса. Там есть отрывок из «Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку»: Радуєт сѧ купець прикупъ сътворивъ, и кормьчии въ ωтишьє приставъ . Требуется, кроме прочего, определить часть речи слова кормьчии . Как обычно, в ответе написано больше, чем требуется в вопросе: «Кормьчии по морфологическим признакам является именем прилагательным (как рабочий) (1 балл), а по синтаксическому употреблению — существительным (как рабочий) (1 балл)». Получается, полностью верный ответ «существительное» оценивается не полным баллом. Но это ещё не вся беда.

Дело в том, что в старославянском языке и в древних славянских памятниках, которые ориентировались на старославянскую норму, кормьчии — никакое не прилагательное. Этимологически , как любят выражаться авторы олимпиады, оно принадлежит к тому узкому кругу имён мужского рода с окончанием -и , которые принадлежали к склонению на *-a (то есть к тому же, что и слова жена, слуга, раба , которые теперь принадлежат к I склонению). Кръмчи ѭ оубишѧ, например. Тут-то и вывалят радостные наши титаны всё, что знают про эти слова! И окажутся неправы: за все эти их знания составители приуготовили им жирный ноль. В «Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку» слово кормьчии по морфологическим признакам является прилагательным!

А как вы узнали? А вот так.

И последнее (хотя остановиться трудно). В десятом классе одно из заданий по синтаксису посвящено инверсии в количественных конструкциях со значением приблизительности. Оно основано на том, что, по мысли авторов, словосочетание три рыбака невозможно превратить в рыбака три : они ставят перед ним звёздочку, знак грамматической неприемлемости. (Этим оно отличается, сообщают нам авторы, от три человека ~ человека три, человек -де существительное более абстрактное, а рыбак — более конкретное). Что же, пусть читатель судит сам, насколько плохо звучит по-русски следующее предложение: Когда мы утром шли мимо пруда, на нём полдеревни, наверное, ловило рыбу, а сейчас там рыбака три, не больше.

… В 2011 году профессор филологического факультета МГУ В. И. Беликов написал письмо с разгромной и очень едкой критикой заданий муниципального этапа всероссийской олимпиады: он нашёл в ней огромное количество некорректных формулировок. Надо сказать, что задания 2017 года всё же лучше, чем задания года 2011: смотреть на те было совсем печально. Но тенденция сохраняется: по-прежнему много этимологии, по-прежнему много заданий, которые нельзя решить, не зная ответ заранее. Всё так же начальные этапы олимпиады по русскому языку в Москве ориентированы, во-первых, на гениальных тринадцатилетних историков языка, а во-вторых, на в меру уверенных пользователей Яндекса и Гугла.

Валентина Лискина, кандидат филологических наук

В современной практике РПЦ им, правда, ещё отирают губы причастникам; это расходится с указанием, приведённым в (4) — но сразу после этого причастники целуют чашу. Так что на этом основании отсечь неправильный вариант не получается — в итоге причастники касаются и платка, и чаши.