Пособие по выживанию 2. Элен уайт - пособие по выживанию

Елена Руденко

ПОСОБИЕ ПО ВЫЖИВАНИЮ

Весь мир - театр, мы все - актеры поневоле…

Пьер де Ронсар

Элли

Элли! Вставай! У нас через пять минут собрание в Главном зале!

Сара! Сдалось мне это собрание! Это полчаса моего законного сна! Тем более что прекрасный принц меня уже почти поцеловал! - проворчала, пытаясь накрыть голову подушкой, чтобы не слышать недовольного бормотания эльфийки.

И не поцелует! Вставай, соня! - в ту же секунду на меня обрушился поток воды, что заставило вскочить с кровати, фыркая и отплевываясь.

Ты мой персональный кошмар, - возмущенно воскликнула я, осознав, что досмотреть сон мне никто не даст.

Вот это, я понимаю, пробуждение! - сказала Сара, прыснув в кулак от моего недовольного вида. - Ты прям как солдат императорской гвардии!

Такая же быстрая? - ворчливо спросила подругу и по совместительству соседку по комнате, думая, что она имеет в виду мой молниеносный подъем.

Нет, ты такая же мокрая, как один гвардеец, который ко мне в окно пытался залезть! - хихикнула девушка, продолжая сборы. Она в отличие от меня успела не только проснуться, но и одеться.

Вот чем чревата жизнь в одной комнате с магом, чья стихия - вода: приятное пробуждение обеспечено! - пробормотала я себе под нос и понеслась умываться.

Зеркало в ванной комнате отразило девушку среднего роста с правильными чертами лица, чуть вздернутым вверх носиком, большими глазами и не меньшими синяками под ними, которые с завидной периодичностью возникали от недосыпа. Увидев, во что превратились за ночь мои длинные каштановые волосы, я схватилась за голову. Этому гнезду из волос и перьев могла позавидовать даже королева Империи орков. Поговаривали, что она тратила несколько часов, чтобы придать своей гриве такой вот видок. Может, пора книгу написать? Даже название есть - «Как сотворить из ничего кошмар, или Секреты по укладке волос». А что? Даже первый совет готов - это здоровый сон. Пять часов в постели - и вуаля!

Все дело в том, что мне часто снятся очень яркие сны, отчего я постоянно ворочаюсь. Как-то раз мы уснули с Сарой на одной кровати, и я наградила ее фингалом под глазом и ударом в солнечное сплетение. После этого случая подруга еще долго смотрела на меня с опаской, а мне пришлось потратиться на мазь от синяков и большую шоколадку.

Расчесавшись и умывшись, я подмигнула своему отражению. День начался не так уж плохо.

Хватит уже торчать перед зеркалом, и так не красавица. Дай дорогу важной персоне, - пробурчал Кузя, запрыгнув на раковину, и принялся умывать мордочку лапкой.

Кузя - наглый кот весом больше десяти кэгэ. Все у меня не как у людей. Если у каждого студента академии заклинание выходит с первого раза, то у меня с первого раза хорошо получается только поджог (спасибо родной стихии). А если каждой нормальной ведьме положено иметь черного и в меру упитанного кота, то мне досталось это чудо. Научить животное говорить - дело не очень сложное: заклинание и капля зелья, а вот заставить замолчать гораздо труднее. Если Кузя решил что-то сказать, то заткнуть его уже невозможно.

Однажды я решила применить заклинание, найденное в большой старой книге. Лучше бы не пыталась - закончилось все моим расцарапанным лицом и шествием Кузи по комнате с лозунгом «Свободу рыжим котам!», написанным моим дорогущим угольным карандашом для глаз на бумаге, которую он тащил за собой в зубах. Пришлось расколдовывать…

Слышь, ты, важная персона, а тебе подушечку под хвост не подложить? - уточнила я, увидев наглую моську кота в зеркале.

Подложишь? - Кот отвлекся и с надеждой заглянул мне в глаза. Увидев мою смеющуюся физию, обиженно засопел и отвернулся.

Эй, ты там утонула или уснула? - послышался голос подруги.

Тут очередь к умывальнику! - решила пошутить я.

Кузя? - сразу поняла соседка по комнате.

Ну а кто ж еще?

Тогда это надолго! Я побежала, займу тебе место.

Угу. - Надев уже привычную форму, я вышла из ванной. Было немного холодно - зима ведь (правда, настоящего, немагического снега мы не видели уже пару столетий), поэтому поверх жилета натянула удлиненный пиджак черного цвета - правилами не запрещено, и то хорошо…

Кот медленно прошел по комнате (ага, если идти быстро, то больше пяти метров ему не пройти - устанет) и запрыгнул на мою кровать.

Некоторые котов колбасой кормят, - протянул он, когда я уже выходила.

Маги часто пользовались телепортами для связи с другими мирами, а мне даже удалось в некоторых побывать. В одном из миров под названием Земля обнаружилась обширная библиотека, куда мы с Кузей иногда заглядывали. Особенно его впечатлила книга про кота Матроскина (научила на свою голову читать этого болтуна!).

А некоторые и мышей едят, - таким же тоном ответила я и захлопнула дверь. Фраза про мышей, видно, настолько впечатлила пушистика, что он упал. Жаль, что пропустила подобный момент! Шум из комнаты донесся такой, будто мешок с картошкой уронили, после чего послышалась отборная брань. Преодолевая желание послушать (и где только такого набрался?), я поспешила на собрание. Интересно, что любимому ректору надо от студентов?

Я шла по длинному коридору старинного замка, где и располагалась Академия магии с примыкающим к ней общежитием. Замок был действительно очень старым - ему насчитывалось больше пары тысячелетий. Возможно, вскоре он разрушился бы от древности, но опытные стихийные маги поддерживали его в «живом» состоянии.

В нашем мире под названием Каммирион есть несколько подобных академий, но центральной и самой престижной является именно эта. Помимо обучения студентов преподаватели занимаются здесь еще и научной деятельностью (я бы сказала «мучительно-научительной»).

Однажды, случайно перепутав координаты телепорта, один из магов открыл пути в другие миры. Все, правда, называют это результатом точных расчетов, но мы-то знаем правду. Тот удачливый маг, потратив вдвое больше энергии (благо потенциал у него был большой), попал к зеленым человечкам. Сначала он решил, что вчерашняя попойка с коллегами даром не прошла, но через некоторое время понял, что открыл проход в другой мир. Там жили диракты - существа, по внешнему виду напоминающие эльфов, но имеющие насыщенный зеленый цвет кожи и волосы, похожие на болотную тину. Эти дети лесов не имели магии и технологий, а по развитию застряли где-то на уровне обычных дикарей. Болезнь у них была синонимом смерти, а гигиена начиналась и заканчивалась в озере - благо жили в тропическом климате.

Маги стали прививать дирактам некоторые основы цивилизации, и сейчас там благополучно развивалась торговля. На одном из Советов Верховных магов, куда входили десять верховных магов государств и империй, постановили назвать этот мир Дирактионом и продолжить поиски других цивилизаций.

Через пару веков после столь знаменитого открытия (имя того непутевого мага увековечили в истории) нашли еще несколько миров. В одном из них под названием Смоланд жили гномы и лепреконы (они не очень дружелюбны, поэтому мы туда редко заходили в гости), еще в одном никаких разумных существ не обнаружили. Также был обнаружен мир, населенный людьми, - Земля.

В Дирактион нас, учеников академии, водили на экскурсию на младших курсах, чтобы показать, какова жизнь древних цивилизаций. «Иллюстрация» получилась удачной - несколько парней схлопотали дубинками по голове за слишком плотоядные взгляды в сторону местных женщин. Также были у нас экскурсии в другие известные нам миры. Особенно мне запомнилась Земля, где люди многого достигли в техническом прогрессе, окупив практически полное отсутствие магии. Почему практически? Все просто: их ученые отвергают магию как элемент жизни, считая ее вымыслом и восполняя пробел созданием машин и механизмов. Магия там не развивается (если не считать так называемых экстрасенсов и черных колдунов), а эльфы, оборотни и вампиры считаются сказкой. Я иногда путешествую в этот мир, разыгрывая из себя обычную девушку. Нередко и Кузьма просится со мной, мотивируя это желанием узнавать новое и «духовно развиваться», но я догадываюсь, в чем дело. Ему просто пришлась по вкусу местная сметана.

Подходите ближе, я раскрою вам рецепт коктейля для потрясающего настроения. Один самовлюбленный Темный Властелин, считающий, что ему досталась недостойная жена. Одна взбалмошная девица, не желающая мириться с авторитарным режимом мужа. Одна свадьба, на которой у молодых не спросили согласия. И рыжий кот. Тоже один. Другого такого Темный Мир просто не выдержит. Перемешайте все это и пейте небольшими глотками, чтобы послевкусие заставляло раз за разом открывать любимую книгу.

Елена Руденко
ПОСОБИЕ ПО ВЫЖИВАНИЮ

Весь мир - театр, мы все - актеры поневоле…

Пьер де Ронсар

ГЛАВА 1

Элли

Элли! Вставай! У нас через пять минут собрание в Главном зале!

Сара! Сдалось мне это собрание! Это полчаса моего законного сна! Тем более что прекрасный принц меня уже почти поцеловал! - проворчала, пытаясь накрыть голову подушкой, чтобы не слышать недовольного бормотания эльфийки.

И не поцелует! Вставай, соня! - в ту же секунду на меня обрушился поток воды, что заставило вскочить с кровати, фыркая и отплевываясь.

Ты мой персональный кошмар, - возмущенно воскликнула я, осознав, что досмотреть сон мне никто не даст.

Вот это, я понимаю, пробуждение! - сказала Сара, прыснув в кулак от моего недовольного вида. - Ты прям как солдат императорской гвардии!

Такая же быстрая? - ворчливо спросила подругу и по совместительству соседку по комнате, думая, что она имеет в виду мой молниеносный подъем.

Нет, ты такая же мокрая, как один гвардеец, который ко мне в окно пытался залезть! - хихикнула девушка, продолжая сборы. Она в отличие от меня успела не только проснуться, но и одеться.

Вот чем чревата жизнь в одной комнате с магом, чья стихия - вода: приятное пробуждение обеспечено! - пробормотала я себе под нос и понеслась умываться.

Зеркало в ванной комнате отразило девушку среднего роста с правильными чертами лица, чуть вздернутым вверх носиком, большими глазами и не меньшими синяками под ними, которые с завидной периодичностью возникали от недосыпа. Увидев, во что превратились за ночь мои длинные каштановые волосы, я схватилась за голову. Этому гнезду из волос и перьев могла позавидовать даже королева Империи орков. Поговаривали, что она тратила несколько часов, чтобы придать своей гриве такой вот видок. Может, пора книгу написать? Даже название есть - "Как сотворить из ничего кошмар, или Секреты по укладке волос". А что? Даже первый совет готов - это здоровый сон. Пять часов в постели - и вуаля!

Все дело в том, что мне часто снятся очень яркие сны, отчего я постоянно ворочаюсь. Как-то раз мы уснули с Сарой на одной кровати, и я наградила ее фингалом под глазом и ударом в солнечное сплетение. После этого случая подруга еще долго смотрела на меня с опаской, а мне пришлось потратиться на мазь от синяков и большую шоколадку.

Расчесавшись и умывшись, я подмигнула своему отражению. День начался не так уж плохо.

Хватит уже торчать перед зеркалом, и так не красавица. Дай дорогу важной персоне, - пробурчал Кузя, запрыгнув на раковину, и принялся умывать мордочку лапкой.

Кузя - наглый кот весом больше десяти кэгэ. Все у меня не как у людей. Если у каждого студента академии заклинание выходит с первого раза, то у меня с первого раза хорошо получается только поджог (спасибо родной стихии). А если каждой нормальной ведьме положено иметь черного и в меру упитанного кота, то мне досталось это чудо. Научить животное говорить - дело не очень сложное: заклинание и капля зелья, а вот заставить замолчать гораздо труднее. Если Кузя решил что-то сказать, то заткнуть его уже невозможно.

Однажды я решила применить заклинание, найденное в большой старой книге. Лучше бы не пыталась - закончилось все моим расцарапанным лицом и шествием Кузи по комнате с лозунгом "Свободу рыжим котам!", написанным моим дорогущим угольным карандашом для глаз на бумаге, которую он тащил за собой в зубах. Пришлось расколдовывать…

Слышь, ты, важная персона, а тебе подушечку под хвост не подложить? - уточнила я, увидев наглую моську кота в зеркале.

Подложишь? - Кот отвлекся и с надеждой заглянул мне в глаза. Увидев мою смеющуюся физию, обиженно засопел и отвернулся.

Эй, ты там утонула или уснула? - послышался голос подруги.

Тут очередь к умывальнику! - решила пошутить я.

Кузя? - сразу поняла соседка по комнате.

Ну а кто ж еще?

Тогда это надолго! Я побежала, займу тебе место.

Угу. - Надев уже привычную форму, я вышла из ванной. Было немного холодно - зима ведь (правда, настоящего, немагического снега мы не видели уже пару столетий), поэтому поверх жилета натянула удлиненный пиджак черного цвета - правилами не запрещено, и то хорошо…

Кот медленно прошел по комнате (ага, если идти быстро, то больше пяти метров ему не пройти - устанет) и запрыгнул на мою кровать.

Некоторые котов колбасой кормят, - протянул он, когда я уже выходила.

Маги часто пользовались телепортами для связи с другими мирами, а мне даже удалось в некоторых побывать. В одном из миров под названием Земля обнаружилась обширная библиотека, куда мы с Кузей иногда заглядывали. Особенно его впечатлила книга про кота Матроскина (научила на свою голову читать этого болтуна!).

А некоторые и мышей едят, - таким же тоном ответила я и захлопнула дверь. Фраза про мышей, видно, настолько впечатлила пушистика, что он упал. Жаль, что пропустила подобный момент! Шум из комнаты донесся такой, будто мешок с картошкой уронили, после чего послышалась отборная брань. Преодолевая желание послушать (и где только такого набрался?), я поспешила на собрание. Интересно, что любимому ректору надо от студентов?

Я шла по длинному коридору старинного замка, где и располагалась Академия магии с примыкающим к ней общежитием. Замок был действительно очень старым - ему насчитывалось больше пары тысячелетий. Возможно, вскоре он разрушился бы от древности, но опытные стихийные маги поддерживали его в "живом" состоянии.

В нашем мире под названием Каммирион есть несколько подобных академий, но центральной и самой престижной является именно эта. Помимо обучения студентов преподаватели занимаются здесь еще и научной деятельностью (я бы сказала "мучительно-научительной").

Однажды, случайно перепутав координаты телепорта, один из магов открыл пути в другие миры. Все, правда, называют это результатом точных расчетов, но мы-то знаем правду. Тот удачливый маг, потратив вдвое больше энергии (благо потенциал у него был большой), попал к зеленым человечкам. Сначала он решил, что вчерашняя попойка с коллегами даром не прошла, но через некоторое время понял, что открыл проход в другой мир. Там жили диракты - существа, по внешнему виду напоминающие эльфов, но имеющие насыщенный зеленый цвет кожи и волосы, похожие на болотную тину. Эти дети лесов не имели магии и технологий, а по развитию застряли где-то на уровне обычных дикарей. Болезнь у них была синонимом смерти, а гигиена начиналась и заканчивалась в озере - благо жили в тропическом климате.

Текст: Олег «Апельсин» Бочаров
Иллюстрации: Сергей Радионов


Представь: самолет упал в джунгли, ты последний выживший пассажир, требуется преодолеть триста непроходимых километров до ближайшего интернет-кафе, чтобы послать твит «Я жив!» и умереть. Хотя нет, авиакатастрофы - редкость, возьмем более реалистичный вариант: твоя яхта разбилась о скалы в пустыне Гоби, а из еды здесь только песок и холерные палочки. Каковы твои шансы выжить? Чак Норрис XXI века - британский путешественник Беар Гриллс уверяет, что велики.

Когда смотришь на Discovery Channel шоу об экстремальном выживании (по-другому это не назвать), Беар Гриллс кажется фокусником. Выглядит это примерно так: «Перед вами труп пингвина, найденный мной в жерле вулкана. Он слегка обгорел, но мех еще красив. Смотрите, всего пара взмахов ножичком - используйте только прокипяченный нож! - и мертвый пингвин превращается в превосходный теплый полушубок на молнии с капюшоном».


Но следует признать, что в основе своей советы Беара просты, а концепция выживания сводится к трем понятным тезисам: защита, обеспечение, спасение.

Реалистичность методик выживания Беар теперь доказывает самым наглядным из возможных способов: вы­искивает реальные истории чудесных спасений и реконструирует их. Да, перед камерой, но честно, без читерства. Если какой-нибудь перуанец, сбежавший из плена, питался лишь яйцами колибри, а ночевал в змеиных норах, будь уверен: в новой программе « Беар Гриллс: выбраться живым » Беар проделает ровно то же самое на протяжении всего пути.

И все же журнал MAXIM существует не для того, чтобы пересказывать телепередачи (их ты сам способен увидеть). Наша миссия - украсть у Гриллса самый ценный опыт и отдать тебе.

Защита

Итак, ты очнулся посреди Сибири, Амазонки или Сахары. Твоя мысль... нет, не «Хочу есть и пить» и не «Заберите меня отсюда». Хочешь жить? Задача номер один - защитить себя от холода, солнца, воды, дикой природы и травм.

Единых рецептов на все случаи атак змей, тигров, скорпионов и акул нет и не может быть. Это плохая новость. Хорошая новость тоже есть. Оказывается, дикие звери почти никогда не залезают в палатки, где живут и спят люди, так что, если у тебя получится соорудить не просто тент, а полноценное укрытие с крышей и стенами, гостей можешь не ждать. Исключение - медведи, которые норовят забраться в палатку, но только если там хранится еда: они издалека учуют обычное яблоко или лукошко с малиной. Поэтому понятно, что пищу следует держать только снаружи, и чем дальше от лагеря, тем лучше.

На рисунке показана схема несложного сооружения шалаша на основе лежащего дерева (мы нашли этот и другие архитектурные проекты в книге Гриллса «Жизнь в дикой природе»). Лишь такой вариант сооружения не требует ни веревок, ни тем более гвоздей, нужен только поваленный ствол, лежащий примерно на высоте одного мет­ра от земли, а также ветви и трава для крыши.


Кстати, чем с большим размахом ты отстроишь свой лагерь, тем больше шансов, что его обнаружат спасатели. Но к этому мы еще вернемся.

Из естественных укрытий от непогоды и животных самые надежные - пещеры и нависающие утесы. Пещеры далеко не так уютны, как нам кажется из мультфильмов о пещерных людях, - в большинстве своем они противно сырые, холодные и темные. Костер там тоже просто так не разведешь: пещеру забьет дымом и соседям придется звонить «01», но будет уже поздно. Беар Гриллс указывает, что особенно опасны пещеры с летучими мышами: их помет заразен и вызывает гистоплазмоз (лихорадка, кашель и смерть-смерть-смерть). Спать под утесом можно относительно спокойно, но сперва пощупай почву: если сухая, то дождь не достанет. Жаль, но именно под такими утесами частенько наблюдается пренеприятный сквозняк (вследствие эффекта Вентури), так что требуется или укутаться, или огородиться стенками.


Когда проснешься утром, хорошенько встряхни одежду, прежде чем продолжить путь: в нее могли заползти змеи или насекомые. К слову, многие мелкие твари на самом деле не желают встречаться с человеком и нападают, только если ты на них наткнулся.


Поэтому в регионах с изобилием змей лучше перемещаться с максимальным шумом, чтобы они успели отползти.

Может, это звучит странно в качестве совета помирающему после крушения туристу, но следует держать себя в чистоте. В грязи на теле, в запотевшей одежде, скап­ливаются бактерии и насекомые, которые зачастую ничуть не лучше авиакатастрофы. Мы не призываем тебя бриться раз в день, но время от времени мыться, стирать белье и чистить обувь - однозначный плюс в карму выживающего.

Eсли обувь натерла мозоль, не сдирай болячку - пусть остается как есть. Но постарайся вообще не допускать мозолей. Если протирать ноги спиртом (от него кожа грубеет) и укладывать мох в обувь, можно предотвратить мо­золь­ную напасть.

Температура внутри твоего тела не должна падать ниже 28,8 °C, и подниматься выше 42,7 °C*, иначе смерть. А смерть - это плохо.

* - Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик:
« Кстати, ты в курсе, откуда человек знает, при какой температуре он умрет, сколько продержится без воды, еды, воздуха? Нет, это не прогноз компь­ютера. В годы Второй мировой войны японцы создали в Маньчжурии сверхсекретный экспериментальный лагерь «Отряда 731», где ставились бесчеловечные эксперименты над пленными китайцами, монголами и русскими. Вот оттуда и взялось большинство такого рода статистики »

Прогноз своими руками

█ Лучшая напасть - предсказанная напасть. Если небо вечером красное - значит, лучи проходят сквозь пыль, поднятую высоким давлением. Высокое давление (теплый сухой воздух) не сулит бури, погода будет хорошая.

█ Но вот если небо красное с утра, то область высокого давления ушла в сторону солнца, к востоку, скоро его сменит пониженное давление, а с ним скорее всего придут дождь, хандра и печаль.

█ Дождь предвещает и ореол вокруг светил (луны и солнца): высокие облака содержат кристаллы льда. Да и перистые облака предвещают то же самое. Удивительно, но радуга тоже может быть полезной: если она с наветренной стороны, то дождь движется в твою сторону.


Заруби себе на лбу: перемещение под ярким солнцем с непокрытой головой - преступление против себя самого, сделай хотя бы панамку из веток. Если солнышко весело улыбается, а ты чувствуешь головокружение, панику, тошноту и потливость - это тепловой удар. Экстренно уходи в тень, смочи одежду водой или укутайся в мокрую ткань и следи за тем, чтобы она не высыхала.

Охлаждение водой понадобится и при ожоге, а также снятие одежды, часов, украшений с поврежденного места. Не отдирай все прилипшее к ожогу, не соскребывай волдыри, не смазывай маслом или салом. Лучшее, что можно сделать, - вскипятить чай или дубовую кору (они содержат таниновую кислоту), пропитать ткань и сделать повязку.

Беар Гриллс напоминает и о распространенных ошибках в случае переохлаждения: каждый норовит погрузить пострадавшего в горячую воду и сделать растирание. Нет! Согретая и холодная кровь в организме одновременно пойдут к органам, только приводя к осложнениям. Интенсивно согревать отмороженные участки тела тоже никуда не годится, так как они после этого могут никогда не восстановиться. Требуется только протирание теплой водой. И уж точно никакого открытого огня!

Отмороженные участки кожи сначала белеют, потом краснеют, сморщиваются и чернеют. В последней стадии врач пропишет ампутацию и будет прав - даже не пытайся с ним спорить. Перед отогреванием отмороженных тканей лучше принять обезболивающее: это очень болезненная процедура.

Если все-таки тебя кто-то укусил или ты нешуточно ранен, то главное - остановить кровотечение. Сперва следует раны промыть. Грязную воду кипяти минуту, а если дело происходит в горах, то добавляй минуту на каждые 300 метров высоты. Не забудь охладить воду перед промыванием раны до комнатной температуры. Потом уже накладывай бинт или сложенную вдвое ткань чистым участком на рану.

Артериальное или венозное кровотечение интенсивнее капиллярного, и тут уже не до роскоши с обработкой: дорога каждая секунда. Клади на рану чистую тряпку и надави на нее рукой. Нет тряпки - зажимай рукой. Не снимай руку с раны, чтобы посмотреть: как она там, кровь, остановилась или нет? Просто держи полчаса и больше.

Если все-таки началось нагноение, продолжай промывать рану. И мы имеем дело с тем редким случаем, когда уринотерапия реально помогает: помочись на рану и живи счастливо. Чем не слоган для национальной рекламной кампании?


Обеспечение

Огонь - важнейший элемент программы выживания. Он требуется во всех трех случаях: и для защиты, и для обеспечения, и для спасения. Но мы отведем ему место здесь.

Вопреки советам Капитана Очевидность, большие костры скорее зло, чем добро. За ними сложнее уследить, они чреваты пожарами, на них трудно готовить пищу, большая часть тепла пропадает втуне. Костер должен быть мал и эффективен, и его никогда нельзя оставлять без присмотра.

Один из лучших природных материалов для разжигания - сосновая смола. Также постарайся настругать тонких, как спички, щепок любого сухого дерева - хорошо горят те ветки, которые хрустят при надломе. Лучшими дровами путешественники считают ветки березы, кедра, ели и лиственницы.

Если ты добыл отличный материал для розжига (будь то смола или завалявшийся в кармане комок ваты), храни его за пазухой или в кармане, тогда после дневного марш-броска он останется сухим. И помни главное: дрова, они как водка. Их всегда требуется в три раза больше, чем казалось изначально.

В отсутствие зажигалки попробуй сфокусировать солнечные лучи донышком от бутылки. Днем это работает, ночью - как повезет.

Над открытым огнем еду в большинстве своем готовить не стоит, лучше делать это над углями. Попробуй, если есть силы и желание, собрать печь бедуинов...


Или очаг из двух камней.


Обычный человек, даже такой умный и красивый, как ты, теряет в сутки более трех литров воды (мочеиспускание, потоотделение и дыхание). Что еще хуже - на холоде вода так же нужна, как в жаркой пустыне: на морозе человек гораздо чаще мочится, так как организму не хочется тратить силы на обогрев лишней жидкости в твоем пузыре. И твой организм в данном случае прав. Беар Гриллс настойчиво твердит всем и каждому: пить надо еще до того, как начал испытывать жажду.

На следующем рисунке показана схема простейшего земляного водо­сборника, диаметром около метра. Яма накрывается пластиковой пленкой (ее прижимаешь к земле камнями), в центр которой кладется груз. Влага, поднимаясь от земли, скапливается снизу на пленке и стекает в услужливо подставленный стакан.


Если тебе повезло и ты нашел природный источник воды, будь предельно осторожен, кипяти ее в любом случае. В книге «Жизнь в дикой природе» Гриллс описывает случай, когда парень испил водицы из кристально чистого горного ручья и стал после этого инвалидом. Он и не догадывался, что в ста метрах выше по течению в этом ручье валялся труп овцы.

Допустим, ты самый невезучий человек в мире и все, что есть в твоем распоряжении, - грязные лужи и козлиные копытца с водой. Но что это? Ты уже не самый невезучий человек в мире, потому что нащупал в кармане старый номер MAXIM и читаешь в нем вот эти строки: «Сооруди импровизированный трехслойный фильтр. Насыпь на дно мешка мелкого песка, сверху положи слой мелких камушков, а на самый верх - крупные камни. Пройдя эти три слоя, фильтрованная вода стечет в подставленную снизу тару. Добавить сироп и газ по вкусу».


Спасение

Спасение подразумевает две цели: движение в верном направлении и подача сигналов бедствия.

Арсенал способов оповещения спасателей скуден и неизменен последние сотни лет. Костры с густым черным дымом, солнечные зайчики, выкладывание надписей и записки в бутылках. Говорят, в хорошую погоду дым от мощного костра может быть виден за 50 километров. Ночной костер виден с воздуха за 20 километ­ров. Вот только известно ли тебе, что официально сигналом бедствия считаются три костра, расположенные треугольником на расстоянии 10–20 мет­ров друг от друга? Так пилот вертолета поймет, что ты действительно терпишь бедствие, а не жаришь весело шашлыки из ягеля в тундре под звуки «Владимирского централа». Держи наготове несколько незажженных костров, а также факел, которым ты их быстро сможешь подпалить.

Выкинь из багажа портативную походную раскладную церковь и возьми десяток компасов. Если таковых не нашлось, вспоминай, где Полярная звезда, указывающая на север, или же, если ты в Южном полушарии, отыщи Южный Крест и мысленно сделай его нижнюю перекладину в шесть раз длиннее - там и будет ориентир на юг.

Последнее, что может тебе пригодиться, - вычисление расстояний. Существует правило Нейсмита: за час человек проходит примерно 5 километров, время будет увеличиваться на 30 минут за каждые 300 метров подъема. Допустим, длина пути 15 километров, 500 метров из них - с подъемом. Значит, в дороге ты проведешь 4 часа.

(Данное пособие составлено на основании практического опыта ученых, спортсменов, путешественников и военных).

1. Человек в условиях автономного существования

1.1. Психологическая подготовка

2. Основные проблемы выживания

4. Питание

4.1.Запас питания

4.2.Добывание растительной пищи

4.3.Добывание животной пищи

4.5.Рыбалка

4.6.Опасные животные

4.7.Приготовление пищи

4.8.Разведение огня

4.9.Питание в радиоактивной зоне

4.10.Способы хранения продуктов

6. Снаряжение

6.1.Личное снаряжение

6.2.Одежда, обувь

7. Первая помощь

8. Лекарственные растения

9. Гигиена

10. Технологии

11. Укрытия и базы

11.1.Выбор места базирования

11.2.Базирование в районах средней полосы

11.3.Базирование в северных и горных районах

11.4.Обеспечение безопасности баз

12. Стихийные бедствия

13. Техногенные факторы

14. Выживание на море

15. Выживание на холодных территориях

16. Выживание в тайге

17. Следопытство

18. Выход с территории противника

ВЫЖИВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

1.ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов пищи и воды, эффективности снаряжения и т.д. Арктика и тропики, горы и пустыни, тайга и океан - каждая из этих природных зон характеризуется своими особенностями, которые обусловливают специфику жизнедеятельности человека (правила поведения, способы добывания воды и пищи, строительство убежища, характер заболеваний и меры их предупреждения, способы передвижения по местности). Чем суровее условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем большего напряжения требует борьба с природой, тем строже должны выполняться правила поведения, тем дороже цена, которой оплачивается каждая ошибка. На жизнедеятельность человека большое влияние оказывают его воля, решительность, собранность, изобретательность, физическая подготовленность, выносливость. Но и этих важных качеств порой недостаточно для спасения. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасительный источник воды, замерзают в тундре, не сумев построить укрытие из снега, погибают от голода в лесу, где много дичи, становятся жертвами ядовитых животных, не зная, как оказать первую медицинскую помощь при укусе.

При нахождении человека на местности любого типа шансы на выживание зависят от следующих факторов:

Желание выжить;

Умение применять имеющиеся знания, строго выполнять требования пребывания в той или иной местности;

Уверенность в знании местности;

Рассудительность и инициативность;

Дисциплинированность и умение действовать по плану;

Способность анализировать и учитывать свои ошибки.

Выжить - это, значит, решить три важнейшие задачи:

1. Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева в зависимости от местности и погодных условий.

2. Сразу установить дневную норму расхода воды, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай. Необходимо также принять меры для нахождения источников воды.

3. Составить пищевой рацион и убедиться, что имеется достаточное количество воды для приготовления и потребления пищи.

1.1.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Не существует четких различий между психически здоровыми людьми и психически больными. К любой из этих групп относите себя с осторожностью. Моралист и максималист может сойти с ума сам по себе - без серьезных потрясений извне. Это иногда случается от самокопания и от столкновения мечты с действительностью. Настоящий интеллектуал (а не просто обладатель диплома) - может тронуться умом только в экстремальной ситуации, когда исчерпываются возможности его сознательно развитых психических защитных механизмов. Эти механизмы таковы: вера в хэппи-энд ("счастливый конец"); небоязнь смерти ("смерть - однократный акт, после которого не будет никаких ощущений"); способность к волевому усилию; уловки для интеллекта при монотонной физической работе ("дорогу осилит идущий"); мечты (основные и запасные); недоверие; цинизм; настроенность на подвиг (не на самопожертвование!); привычка смеяться, в том числе над собой.

1.1.1.АПАТИЯ.

При неожиданной катастрофе, когда гибель представляется неизбежной, единственная стопроцентная опасность состоит в том, что Вы можете впасть в состояние апатии - как заглатываемый удавом кролик. История крупных аварий изобилует примерами, когда люди гибли лишь оттого, что слишком быстро потеряли надежду и ничего не предпринимали для своего спасения. Спасение состоит в том, чтобы заранее настроиться на восприятие критической ситуации как Вашего собственного долгожданного шанса стать героем. Вы должны испытывать душевный подъем. Ведите себя так, чтобы потом не стыдно было вспоминать.

1.1.2.ИЗОЛЯЦИЯ.

Недостаток информации угнетает психику. Одиночная камера - сильнейшее наказание для заключенного. Но ситуация вовсе не безнадежна для интеллектуала. Воспользуйтесь покоем для приведения в порядок знаний, идей, самоорганизации. Займитесь йогой. Если еды хватает - тренируйте мускулы. Заведите себе домашнее животное, например, паука. Наблюдайте за ним, дрессируйте, ставьте эксперименты. Вы откроете для себя кое-что небесполезное. Сознательно раздвоите свою личность, не дожидаясь, пока она раздвоится сама в результате шизофрении. Вариантов много: Я - энтузиаст и Я - циник и т.д. Если скучно - утройтесь, учетверитесь. Сознательно начинайте думать вслух. Это когда-нибудь начнется само собой, но Вы опередите события для профилактики психических нарушений. Невозможность писать - хороший повод начать серьезную тренировку памяти. Потенции у памяти колоссальные. Можно отлично удержать в голове не одну большую теорию.

1.1.3. НЕОБЪЯТНОСТЬ РАБОТЫ.

Интеллектуалы плохо переносят монотонную физическую работу. Предположим, Вам необходимо пройти огромное расстояние или перевернуть лопатой огромное количество земли. Это очень скучное занятие, но оно позволяет думать о постороннем. Займите голову приведением в порядок прошлых впечатлений: вспоминайте приятные эпизоды, фильмы, книги. Анализируйте свою жизнь. Этого развлечения хватит надолго. Еще можно мечтать - о том, как хорошо все когда-нибудь будет. Ищите выгоду в сложившемся положении. Она может состоять, например, в тренировке мускулов, в развитии некоторых психических качеств.

1.1.4.ДЕПРЕССИЯ.

Депрессия наступает в результате большой неудачи или большой потери. К депрессии может привести совокупность мелких неприятностей, отсутствие успеха - когда "все плохо". В таком состоянии может сформироваться суицидальное настроение, то есть навязчивая мысль о самоубийстве. Установите для себя правило: всегда по возможности оттягивать принятие решений. Утро вечера мудренее. Появятся новые идеи, изменятся обстоятельства, придет хороший совет. Учитывайте: любая тяжелая потеря эмоционально переживается только первые три дня. Потом человек ко всему привыкает. Наберитесь сил на 3 дня. Если не хочется жить, проведите ревизию тех радостей, которые для Вас еще доступны. Их может набраться достаточно, чтобы оправдать Ваше существование. Если у Вас есть враги, подумайте, как они будут обрадованы Вашим бездарным концом. Если Вы всю жизнь не отваживались на какой-то решительный поступок, совершите его "под занавес". Это может вернуть Вам волю.

1.1.5.НАРКОТИКИ

Категорически не пробуйте наркотики. Для здоровья не будет вреда от одного раза, но Вы навсегда сломаете в себе барьер, и поддаться соблазну второй раз будет гораздо легче. Вообще, лучший способ уберечься от опасных соблазнов - не пробовать. Личный опыт - чепуховое достижение по сравнению с риском распада личности и разрушением здоровья. Праведность нынче не в моде. Но если Вы - сильная личность, или хотите ей быть, зачем Вам мода слабых заурядных людей? К тому же, волевые качества существенно прибавляют Вам ценность.

1.1.6. ПАНИКА

Паническое бегство возникает тогда, когда путь к спасению представляется доступным, но дефицитным. Нет пути к спасению - нет и паники. Путь есть, но кажется, что поезд уходит, - тут и начинается давка. В панике люди забывают мораль: могут задавить и детей, и старушек. Паника не отключает способность соображать. Найдите сильный довод, и у Вас будет шанс остановить толпу.

1.1.7.ПОВЕДЕНИЕ ПЕРЕД КАТАСТРОФОЙ

Анализ катастроф показывает: медленно нарастающая опасность тревогу не возбуждает. Например, многие люди упрямятся, когда государственные органы выселяют их из опасных районов.

1.1.8. ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ КАТАСТРОФЫ.

Небольшой стресс в критической ситуации помогает соображать, сильный - мешает. Может нарушиться восприятие времени: время как бы растягивается. Может произойти раздвоение личности: одна половина думает и действует, а другая на все это смотрит и ужасается ("глаза боятся - руки делают"). В этой другой половине человек видит себя как бы со стороны, вспоминает картинки из своей жизни. Сильный страх испытывается, когда еще не наступило состояние раздвоения личности и когда оно уже прошло. Раздвоение - это компенсация страха, дистанцирование от него. Срабатывают самые сильные привычки, подавляя все остальные привычки и новоприобретенные знания.

1.1.9. ПОСЛЕДСТВИЯ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Как правило, у людей, переживших катастрофу, начинаются нарушения психики: бессонница, апатия, боязнь, кошмары, потеря аппетита, импотенция. Изменения чаще начинаются не сразу после катастрофы, а через несколько месяцев. Эти нарушения обратимы. Очень помогает общение с людьми, которым можно открыто рассказать о своих переживаниях.

1.1.10. ТРЕНИРОВКА САМООБЛАДАНИЯ

Не проверив свое самообладание хотя бы в тренировках, Вы не можете быть в нем уверены. Страх, гнев, ажиотаж - коварные эмоции. Научитесь распознавать их начало. Мысленно моделируйте ситуации, в которых они могут быть вызваны. Придумывайте себе формулы самовнушения и насыщайте их ассоциациями. Например: "Я не боюсь смерти, потому что после нее не будет ничего" Или: "Мне умирать не страшно, потому что душа все равно бессмертна". Не испытывайте чужие нервы вместо своих: не дожидайтесь поезда, лежа на рельсах. Испытание высотой - другое дело. Попробуйте подойти к краю крыши. Но на всякий случай привяжитесь. Полезно смотреть фильмы ужасов. Иногда устраивайте себе следующую тренировку: переживайте мысленно разные тяжелые ситуации: пожар на самолете, встречу с грабителем, драку в ресторане и пр.

1.1.11. НАДЕЖДА

В трудностях помогает держаться надежда на лучшее. Солдат мечтает о "дембеле", Робинзон - о парусе на горизонте. Имейте запасные мечты на случай провала основной. Не ставьте все на одну карту: двигайтесь в нескольких направлениях (но бойтесь разбрасываться). Немного есть принципов, в которые стоит верить. Верьте в то, что из любого неприятного положения выход существует в принципе. Проблема лишь в том, достаточно ли Вы умны, чтобы отыскать его.

1.1.12. КОНФЛИКТ С МОРАЛЬЮ

Человеческий ум гибок, словарный запас богат, и любой мерзости можно найти оправдание. Не придумывайте себе оправданий. Конфликт с законом - чепуха перед конфликтом с лучшей половиной своего "Я". Подумайте, сколько мучений причинит Вам Ваша небрежность на склоне лет, когда начнете думать о душе. Не изобретайте себе удобной морали. Даже циники соблюдают некоторые правила. Эти правила, составляющие инвариантную основу совести, заложены в наших инстинктах, потому что мы - стадные существа. Смертельно рисковать, чтобы кого-то спасти - это обычно всего лишь глупость или гиперторофированное позерство. А вот давать жить другим - это избавляет от многих беспокойств и к тому же само по себе бывает приятно. Если у Вас нет убедительных доводов не совершать некоторый поступок, сомнительный с позиции Вашей морали, не совершите его просто "на всякий случай". Но если сомнительно и "да" и "нет", решительно делайте то, что выгоднее лично Вам.

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЖИВАНИЯ

Общеизвестно, что для выживания организм требует, прежде всего, воды и пищи, особенно в условиях, когда на счету каждая капля энергии и терпения. Без пищи человек способен прожить больше месяца, но если вы находитесь в чрезвычайных обстоятельствах, нет необходимости отказывать себе в питании. Природа вас спасет при умении пользоваться ее ресурсами. Оказавшись в изоляции, следуйте рекомендациям:

Ищите пищу и воду. Рассчитывайте расстояние и время до места, куда вы направляетесь;

Распределите питание следующим образом: 2/3-на первую, 1/3-на вторую половину вашего пути;

Избегайте употребления сухой пищи и пищи, содержащей много крахмала. Запомните, еда вызывает жажду. Употребление пищи, богатой углеводами, за исключением фруктов, допускается только после кипячения;

Старайтесь свести работу к минимуму. Меньше работы - меньше потребуется питания и воды;

Питайтесь по мере возможности регулярно. Намечайте себе на каждый день хороший обед, который вы должны приготовить. Готовьте его, расходуя разумно продукты, используйте вкусную и легкоусваиваемую пищу. Резервируйте время для подготовки пищи в течение всего периода;

Разжевывайте очень хорошо любую пищу для лучшей усваиваемости организмом и большей пользы.

В мире Наруто незаметно пролетели два года. Бывшие новички пополнили ряды опытных синоби в ранге тюнин и дзёнин. Главные герои не сидели на месте – каждый стал учеником одного из легендарных Саннин – трех великих ниндзя Конохи. Парень в оранжевом продолжил обучение у мудрого, но эксцентричного Дзирайи, постепенно восходя на новую ступень боевого мастерства. Сакура выдвинулась в помощницы и доверенные лица целительницы Цунадэ – нового вождя Деревни Листвы. Ну а Саскэ, чья гордыня привела к изгнанию из Конохи, вступил во временный союз со зловещим Оротимару, причем каждый считает, что лишь использует другого до поры до времени.

Краткая передышка закончилась, и события в очередной раз понеслись с ураганной быстротой. В Конохе вновь прорастают семена старых раздоров, посеянные первыми Хокагэ. Таинственный лидер Акацуки привел в действие план обретения мирового господства. Неспокойно в Деревне Песка и соседних странах, везде всплывают старые тайны, и ясно, что когда-то придется платить по счетам. Долгожданное продолжение манги вдохнуло новую жизнь в сериал и новую надежду в сердца бесчисленных фанатов!

© Hollow, World Art

  • (51373)

    Мечник Тацуми, простой парнишка из сельской местности отправляется в Столицу чтобы заработать денег для своей голодающей деревни.
    А добравшись туда вскоре узнает, что великая и красивая Столица это лишь видимость. Город погряз в коррупции, жестокости и беззаконии которые идут от премьер министра, что правит страной из-за кулис.
    Но как всем известно - "Один в поле не воин" и ничего тут не поделаешь, особенно когда твой враг глава государства или точнее тот, кто им прикрывается.
    Найдет ли Тацуми себе единомышленников и сможет-ли что-то изменить? Смотрите и узнаете сами.

  • (51762)

    Фейри Тейл - знаменитая на весь мир своими безбашенными выходками Гильдия волшебников по найму. Молодая волшебница Люси была уверена, что, став одним из её членов, попала в самую замечательную на свете Гильдию… до тех пор, пока не познакомилась со своими камрадами - взрывным огнедышащим и сметающим всё на своём пути Нацу, летающим говорящим котом Хэппи, эксгибиционистом Греем, занудой-берсерком Эльзой, гламурным и любвеобильным Локи… Вместе им предстоит одолеть немало врагов и пережить множество незабываемых приключений!

  • (46175)

    18-летний Сора и 11-летняя Сиро – сводные брат и сестра, законченные затворники и игроманы. Когда встретились два одиночества, родился несокрушимый союз «Пустое место», наводящий ужас на всех восточных геймеров. Хотя на публике ребят трясет и корежит не по-детски, в Сети малышка Сиро – гений логики, а Сора – монстр психологии, которого нельзя провести. Увы, достойные противники вскоре кончились, потому Сиро так обрадовалась шахматной партии, где с первых ходов был виден почерк мастера. Выиграв на пределе сил, герои получили интересное предложение – переехать в иной мир, где их таланты поймут и оценят!

    А почему бы и нет? В нашем мире Сору и Сиро ничто не держит, а веселым миром Дисборд правят Десять заповедей, суть которых сводится к одному: никакого насилия и жестокости, все разногласия решаются в честной игре. В игровом мире живут 16 рас, из которых человеческая считается самой слабой и бесталантной. Но ведь чудо-ребята уже здесь, в их руках корона Элькии – единственной страны людей, и мы верим, что этим успехи Соры и Сиро не ограничатся. Посланцам Земли надо всего-то объединить все расы Дисборда – и тогда они смогут бросить вызов богу Тету – своему, кстати, старому знакомому. Только, если подумать, стоит ли это делать?

    © Hollow, World Art

  • (46234)

    Фейри Тейл – знаменитая на весь мир своими безбашенными выходками Гильдия волшебников по найму. Молодая волшебница Люси была уверена, что, став одним из её членов, попала в самую замечательную на свете Гильдию… до тех пор, пока не познакомилась со своими камрадами – взрывным огнедышащим и сметающим всё на своём пути Нацу, летающим говорящим котом Хэппи, эксгибиционистом Греем, занудой-берсерком Эльзой, гламурным и любвеобильным Локи… Вместе им предстоит одолеть немало врагов и пережить множество незабываемых приключений!

  • (62544)

    Студент университета Канеки Кен в результате несчастного случая попадает в больницу, где ему по ошибке пересаживают органы одного из гулей - чудовищ, питающихся человеческой плотью. Теперь он сам становится одним из них, а для людей превращается в изгоя, подлежащего уничтожению. Но сможет ли он стать своим для других гулей? Или теперь в мире для него больше нет места? Это аниме расскажет о судьбе Канеки и том, какое влияние он окажет на будущее Токио, где идет непрерывная война между двумя видами.

  • (34919)

    Континент что лежит в центре океана Игнола, это большой центральный и еще четыре - Южный, Северный, Восточный и Западный и сами боги приглядывают за ним, а зовется он Энтэ Исла.
    И есть имя, что ввергает в Ужас любого на Энтэ Исла - Владыка Тьмы Мао.
    Он хозяин потустороннего мира где живут все темные создания.
    Он есть воплощение страха и ужаса.
    Владыка Тьмы Мао объявил войну роду людскому и сеял смерть и разрушения по всему континенту Энтэ Исла.
    Владыке Тьмы служили 4 могущественных генерала.
    Адрамелех, Люцифер, Альсиэль и Малакода.
    Четверо Генералов демонов возглавили атаку на 4 части континента. Однако, явился герой что выступил против армии преисподней. Герой и его товарищи одолели войска Владыки тьмы на западе, далее Адрамелеха на севере и Малакоду на Юге. Герой возглавил объединенную армию рода людского и пошел приступом на центральный континент где стоял замок Владыки Тьмы...

  • (33397)

    Ято – бродячий японский бог в образе худощавого синеглазого юноши в спортивном костюме. В синтоизме сила божества определяется числом верующих, а у нашего героя - ни храма, ни жрецов, все пожертвования умещаются в бутылке из-под сакэ. Парень в шейном платке подрабатывает мастером на все руки, малюя объявления на стенах, но дела идут совсем худо. Даже языкастая Маю, много лет работающая синки – Священным оружием Ято – покинула хозяина. А без оружия младший бог не сильнее обычного смертного мага, приходится (вот позор!) от злых духов прятаться. И кому вообще такой небожитель нужен?

    Однажды симпатичная старшеклассница Хиёри Ики бросилась под грузовик, чтобы спасти какого-то парня в черном. Кончилось это плохо – девушка не погибла, но обрела способность «выходить» из тела и гулять на «той стороне». Встретив там Ято и узнав виновника своих бед, Хиёри убедила бездомного бога исцелить ее, ибо тот сам признал, что долго жить между мирами никто не может. Вот только, познакомившись поближе, Ики поняла, что у нынешнего Ято не хватает сил, чтобы решить ее проблему. Что ж, надо брать дело в свои руки и лично направить бродягу на путь истинный: сначала подыскать непутевому оружие, потом помочь заработать, а там, глядишь, что и получится. Не зря говорят: чего хочет женщина – хочет Бог!

    © Hollow, World Art

  • (33300)

    В старшей школе искусств университета Суймэй есть множество общежитий, а есть доходный дом «Сакура». Если в общежитиях действуют строгие правила, то в «Сакуре» можно все, недаром ее местное прозвище – «сумасшедший дом». Так как в искусстве гений и сумасшествие всегда где-то рядом, то обитатели «вишневого сада» - талантливые и интересные ребята, слишком уж выбивающиеся из «болота». Взять хотя бы шумную Мисаки, что продает мейджор-студиям собственное аниме, ее друга и сценариста плейбоя Дзина или программиста-затворника Рюносукэ, что общается с миром лишь по Сети и телефону. По сравнению с ними главный герой Сората Канда – простак, попавший в «психушку» всего лишь за… любовь к кошкам!

    Поэтому Тихиро-сэнсэй, глава общежития, поручила Сорате, как единственному вменяемому постояльцу, встретить свою двоюродную сестру Масиро, что переводится в их школу из далекой Британии. Хрупкая блондинка показалась Канде настоящим светлым ангелом. Правда, на вечеринке с новыми соседями гостья держалась скованно и говорила мало, но свежеиспеченный поклонник списал все на понятный стресс и усталость с дороги. Только настоящий стресс ждал Сорату утром, когда он пошел будить Масиро. Герой с ужасом понял, что его новая знакомая – великий художник абсолютно не от мира сего, то есть, самостоятельно даже одеться не способна! А коварная Тихиро тут как тут - отныне Канда будет вечно ухаживать за ее сестрой, ведь на кошках парень уже потренировался!

    © Hollow, World Art

  • (33578)

    в XXI мировому сообществу наконец удалось систематизировать искусство магии и поднять его на новый уровень. Способных использовать магию после окончания девяти классов в Японии ныне ждут в школах магии - но только если абитуриенты сдадут экзамен. Квота на поступление в Первую школу (Хатиодзи, Токио) - 200 учеников, сотню лучших зачисляют на первое отделение, остальных - в резерв, на второе, причём учителя положены только первой сотне, "Цветкам". Остальные же, "Сорняки", учатся самостоятельно. При этом в школе постоянно витает атмосфера дискриминации, ведь даже формы у обоих отделений разные.
    Сиба Тацуя и Миюки родились с разницей в 11 месяцев, что позволило им учиться на одном году. При поступлении в Первую школу сестра оказывается среди Цветков, а брат - среди Сорняков: несмотря на превосходные теоретические познания, практическая часть даётся ему нелегко.
    В общем, нас ждёт учёба посредственного брата и примерной сестры, а также их новых друзей - Тибы Эрики, Сайдзё Леонхарта (можно просто Лео) и Сибаты Мидзуки - в школе магии, квантовая физика, Турнир Девяти Школ и многое другое...

    © Sa4ko aka Kiyoso

  • (29570)

    "Семь Смертных Грехов", некогда великие воины, почитаемые Британцами. Но однажды, их обвиняют в попытке свергнуть монархов и убийстве воина из Святых Рыцарей. В дальнейшем Святые Рыцари устраивают государственный переворот, и захватывают власть в свои руки. А "Семь Смертных Грехов", теперь изгои, разбрелись по всему королевству, кто куда. Принцесса Элизабет, смогла сбежать из замка. Она решает отправиться на поиски Мелиодаса, предводителя семерки Грехов. Теперь вся семерка должна объединиться снова, что бы доказать свою невиновность и отомстить за изгнание.

  • (28386)

    2021 год. На землю попал неизвестный вирус "Гастрея" который за считанные дни уничтожил почти все человечество. Но это не просто вирус как какая-то Эбола или Чума. Он не убивает человека. Гастрея - разумная зараза, которая перестраивает ДНК превращая носителя в страшного монстра.
    Началась война и в итоге прошло 10 лет. Люди нашли способ отгородиться от заразы. Единственное, что не переносит Гастрея, это особый металл - Вараниум. Именно из него люди выстроили огромные монолиты и огородили ими Токио. Казалось, теперь немногие выжившие могут жить за монолитами в мире, но увы, угроза никуда не делась. Гастрея все еще ждет удобного момента чтобы проникнуть в Токио и уничтожить немногочисленные остатки человечества. Надежды нет. Истребление людей лишь вопрос времени. Но у страшного вируса оказался и другой эффект. Есть те, кто уже рождается с этим вирусом в крови. Эти дети, "Проклятые дети" (Исключительно девушки) обладают сверхчеловеческой силой и регенерацией. В их телах распространение вируса идет во много крат медленнее чем в теле обычного человека. Только они могут противостоять порождениям "Гастреи" и больше человечеству рассчитывать не на что. Смогут ли наши герои спасти остатки живых людей и найти лекарство от ужасающего вируса? Смотрите и узнаете сами.

  • (27487)

    История в «Steins,Gate» разворачивается спустя год после событий «Chaos,Head».
    Напряженный сюжет игры частью проходит в реалистично воссозданном районе Акахибара, в знаменитом месте шопинга отаку в Токио. Завязка сюжета такова: группа друзей монтируeт в Акихибаре некое устройство для посылки текстовых сообщений в прошлое. Экспериментами героев игры заинтересовывается таинственная организация под именем СЕРН, которая так же занимается собственными исследованиями в области путешествия по времени. И теперь друзьям приходится приложить гигантские усилия для того чтобы не быть захваченными СЕРН.

    © Hollow, World Art


    Добавлена серия 23β, которая является альтернативной концовкой и подведению к продолжению в SG0.
  • (26769)

    Тридцать тысяч игроков из Японии и куда больше со всего мира внезапно оказались заперты в многопользовательской ролевой онлайновой игре «Легенда Древних». С одной стороны, геймеры перенеслись в новый мир физически, иллюзия реальности оказалась почти безупречной. С другой стороны, «попаданцы» сохранили прежние аватары и обретенные навыки, пользовательский интерфейс и систему прокачки, да и смерть в игре вела всего лишь к воскрешению в соборе ближайшего крупного города. Поняв, что великой цели нет, и цену за выход никто не называл, игроки стали сбиваться вместе – одни, чтобы жить и править по закону джунглей, другие – чтобы противостоять беспределу.

    Сироэ и Наоцугу, в миру студент и клерк, в игре - хитроумный маг и могучий воин, давно знали друг друга еще по легендарной гильдии «Безумное чаепитие». Увы, те времена ушли навсегда, но и в новой реальности можно встретить старых знакомых и просто хороших ребят, с которыми не будет скучно. А главное – в мире «Легенды» появилось коренное население, считающее пришельцев великими и бессмертными героями. Поневоле захочется стать этаким рыцарем Круглого Стола, побивающим драконов и спасающим девушек. Что ж, девушек кругом хватает, монстров и разбойников тоже, а для отдыха есть города вроде гостеприимной Акибы. Главное – умирать в игре все же не стоит, гораздо правильней жить по-человечески!

    © Hollow, World Art

  • (27833)

    Раса гулей существует с незапамятных времен. Ее представители вовсе не против людей, они их даже любят – преимущественно в сыром виде. Любители человечины внешне неотличимы от нас, сильны, быстры и живучи – но их мало, потому гули выработали строгие правила охоты и маскировки, а нарушителей наказывают сами или по-тихому сдают борцам с нечистью. В век науки люди знают про гулей, но как говорится, привыкли. Власти не считают людоедов угрозой, более того, рассматривают их как идеальную основу для создания суперсолдат. Эксперименты идут уже давно…

    Главному герою Кэн Канэки предстоит мучительный поиск нового пути, ибо он понял, что люди и гули похожи: просто одни друг друга жрут в прямом смысле, другие – в переносном. Правда жизни жестока, переделать ее нельзя, и силен тот, кто не отворачивается. А дальше уж как-нибудь!

  • (26949)

    В мире Hunter x Hunter существует класс людей называемых Охотниками, которые, используя психические силы и обученные всевозможным видам борьбы, исследуют дикие уголки в основном цивилизованного мира. Главный герой, юноша по имени Гон (Гун), сын самого великого Охотника. Его отец таинственно исчез много лет назад, и теперь, повзрослев, Гон (Гун) решает пойти по его стопам. По пути он находит несколько компаньонов: Леорио, честолюбивый доктор медицинских наук, чья цель - обогащение. Курапика - единственный выживший из своего клана, чья цель - месть. Киллуа - наследник семьи наемных убийц, чья цель - тренировка. Вместе они добиваются цели и становятся Охотниками, но это только первая ступенька на их долгом пути… А впереди история Киллуа и его семьи, история мести Курапики и конечно же обучение, новые задания и приключения! Сериал был остановлен на мести Курапики…Что же ждет нас дальше спустя столько лет?

  • (26535)

    Действие происходит в альтернативной реальности, где давно признано существование демонов; в тихом океане есть даже остров - «Итогамидзима», где демоны являются полноценными гражданами и обладают равными с людьми правами. Однако существуют и люди-маги, которые ведут охоту на них, в частности, на вампиров. Обыкновенный японский школьник по имени Акацуки Кодзё по непонятной причине превратился в «чистокровного вампира», четвёртого по числу. За ним начинает следовать молодая девушка Химэраки Юкина, или «шаман клинка», которая должна следить за Акацуки и убить его в случае, если он выйдет из под контроля.

  • (24849)

    История повествует о юноше по имени Саитама, который живет в мире, иронично похожем на наш. Ему 25, он лыс и прекрасен, к тому же, силен настолько, что с одного удара аннигилирует все опасности для человечества. Он ищет себя на нелегком жизненном пути, попутно раздавая подзатыльники монстрам и злодеям.

  • (22700)

    Сейчас вам предстоит сыграть в игру. Что это будет за игра - решит рулетка. Ставкой в игре будет ваша жизнь. После смерти, люди, погибшие одновременно, попадают в Квин Деким, где им предстоит сыграть в игру. Но на самом деле, то, что с ними здесь происходит, это Суд Небесный.