МАДОУ «Детский сад № 405 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»
Ново-Савиновского района г. Казани
« Индивидуальный план по самообразованию
Воспитателя»
Мусиной Алсу Юсуповны
2012-2017гг
Тема самообразования:
«Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»
Цели и задачи : Сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребёнок талантлив изначально, театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться. Изучение теоретического и практического опыта по данной теме. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды). Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства. Работа над культурой и техникой речи детей. Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей. Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе. Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста). Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
Актуальность моих исследований в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Этапы работы по самообразованию
|
Литература по теме самообразования
1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2013.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 2011
4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2007.
5. Жданова В. А. Театрализованная деятельность в детском саду. // Воспитатель №6, 2009.
6. Журнал «Театр и дети» Буренина А. И. СПб., 2008.
7.Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.
8.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
9. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2009.
10.Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–2010
11. Фурмина Л. Театр-дома// Дошкольное воспитание №12, 2009.
План по теме самообразования
Этапы работы. Сроки. | Направления работы | Способы достижения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 этап Сентябрь Май | Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов. Изучение методической литературы. | Знакомство и анализ документации. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь | Планирование работы с детьми на новый учебный год. Организация кружка «Театр начинается с…детского сада». | Подбор материала. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планирование работы взаимодействия с родителями по теме «Театр начинается с детского…сада». | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап Сентябрь Май | Работа кружка «Театр начинается с…детского сада» по плану. | Взаимодействие педагога с детьми, родителями, коллегами. Подбор материала. Создание предметно-развивающей среды в группе. Пополнение дидактическим материалом, художественной литературой. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап Ноябрь Май | Самореализация. Формы подведения итогов: участие в праздниках и развлечениях постановка спектакля ко дню Матери; показ спектаклей для детей младшего дошкольного возраста, родителей. | Участие в музыкальном празднике «Золотая осень». Участие в музыкальном празднике «Новогодний бал». Показ спектакля «Теремок» родителям на тематическом вечере «День Матери». Показ сказки «Заюшкина избушка» детям младших групп. Инсценировка сценки «Весна пришла», драматизация сказки «Заюшкина избушка», показ спектакля «Репка» на совместном с родителями вечере «В мире кукол». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовить доклад для воспитателей на педагогический совет «Развитие творческой личности дошкольника посредствам театрализованной деятельности. Современные подходы» | Выступление на педсовете. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческий отчет по театрализованной в форме презентации на педагогическом совете. | План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности» Цель: духовно- нравственное воспитание,развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности. Задачи: 1. Воспитание гуманных чувств детей: формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки; развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. 2. Воспитание коллективизма: Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива; закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей; развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников; поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Актуальность: «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания». Александр Владимирович Запорожец. В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально - волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания. Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками. Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение. Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания отождествления. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли. Все произведения, предлагаемые для игр-драматизаций, можно разделить: 1. Произведения, в которых герои проявляют умение дружить (“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”). 2. Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям (“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”). 3. Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло (“Морозко”, “Колобок”). 4. Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого (“Заюшкина избушка”, “Айболит”). 5. Формирование обобщенного положительного образа человека. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты (“Заяц-хваста”, “Маша и медведь”) Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.
Литература: Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г. Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002. Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г. А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г. Мигунова Е.В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Великий Новгород, 2006.. Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г. О.И.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г. Работа с родителями
« ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Белоусовой Ольги Ивановны Воспитатель Дата предполагаемой аттестации 201 5 -201 6 учебный год Средняя группа Дата начала работы над темой: сентябрь 2015 года Предполагаемая дата окончания работы: май 2016 года Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет (средняя группа) Цели и задачи работы:1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.). Совершенствовать коммуникативные качества личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения. 2. Развитие речевой активности дошкольников. Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов. Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Пополнять словарный запас. Учить строить диалог. Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. 3. Обеспечить взаимосвязь с разнообразными видами деятельности: изобразительную деятельность, музыку, физкультуру, художественную литературу, конструирование… 4. Приобщить детей к театрально – исполнительской деятельности.Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека. 5. Воспитание доверительных взаимоотношений друг к другу. 6. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами - Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу; Систиматизировать изученную литературу. Времяпроведения Мероприятия Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями Сентябрь 1.Организация работы. Изготовление картотеки театрализованных игр. 2. Показ детям сказки «Колобок» Консультация для родителей: « Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста». Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи Октябрь 1. Театрализованная игра «Зверята». 2. Показ детям сказки «Заяц и лиса» Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр. Консультация для воспитателей: « Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Ноябрь 1. Театрализованная игра «Прятки». 2. Показ детям сказки «Репка». Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров. Декабрь 1. Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…». 2. Организация праздника к Новому году. Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике. Январь 1. Народная театрализованная игра «Король». 2. Показ детям сказки «Теремок» Просмотр разных видов театра дома с детьми Февраль 1. Театрализованная игра «Бабушка- Маланья» 2. Показ детям сказки «Рукавичка» Консультация для родителей; «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству». Консультация для воспитателей «Использование театра в работе с неуверенными детьми» Март 1. Театрализованная игра «Мое настроение» 2. Организация праздника для мам. Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру» Привлечение в организации праздника для мам Апрель 1.Театрализованная игра с воображаемым объектом (Котенок, собачка итд). 2. Показ детям сказки «Маша и медведь» Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети» Консультация для воспитателей «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности.» Май 1.Театрализованная игра «День рождения» 2. Организация праздника «Лето к нам спешит» Привлечение родителей к участию на празднике: «Лето к нам спешит» Пожалуйста, подождите Используемая литература: Алябьева Е.А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005 Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1990. Белоусова Л. «Развиваем умение интонировать» Журнал «Дошкольное воспитание» №6 2007 Борисенко М.Г., И.А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2002 Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. Доронова Т.Н., Е.Г.Доронова «Развитие детей в театрализованной деятельности»; Москва -1997.; Доронова Т.Н.«Играем в театр»; Москва «Просвещение» 2004. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994. Заворыгина Е Особенности воображения детей в игре//Дошк. восп.–1986. -№12. Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера»2010. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000.. Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи», СПб «Литера», 2004. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2003 Дата публикации: 11.09.17 Индивидуальный план работы по самообразованию. Ф.И.О. педагога _Маслова Надежда Геннадьевна Образование _высшее Специальность _воспитатель Стаж педагогической работы _12лет Курсы повышения квалификации ________________________________________________________________________ Тема: Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность Дата начала работы над темой 2017г. Предполагаемая дата окончания работы 2018г . Цель: создание условий для успешногоразвития речи детей через театрализованную деятельность. _______________________________________________________________________________________________________ Задачи: выявить пути и охарактеризовать условия развития связной речи дошкольников в театрализованных играх - развитие свободного общения со взрослыми; Совершенствовать диалогическую форму речи; Развивать монологическую форму речи; Повысить собственный уровень знаний Дошкольное образовательное учреждение первое исамое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению. Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источникразвития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Были использованы следующие формы и методы работы с детьми и родителями: - занятия; - экскурсии; - беседы; - игры – инсценировки; - досуговые игры; - подвижные игры; - музыкально-хороводные игры; - наглядно – информационный метод; - анкетирование родителей; - проведение родительских собраний; - оформление уголка «Для Вас, родители»; - участие родителей в подготовке к проведению праздников и развлечений. Практические выходы : 1. Просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: Показ сказки «Колобок» детям младшей группы. 2. Оформление папки-передвижки. Тема: - «Развитие речевого дыхания». - «Связная речь». - «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?». - «Как избежать школьных неудач» . Оформить центр речевого развития детей. 3. Выставка работ. Тема: _ Конкурс чтецов. 4. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Мы и родители 5. Проект. Тема: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир театра» 6. Отчёт о проделанной работе за учебный год. Выход:Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей. «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Воспитатель первой квалификационной категории Зеренкова Ирина Андреевна г. Кемерово МАДОУ №219 "Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по - настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”. К.С.Станиславский Актуальность. Цель - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: Ожидаемый результат: Формы работы с детьми: Используемая литература при работе над данной темой: Месяц Тема, занятие Методические рекомендации Цели и задачи Одну простую сказку хотим мы…. Рассказываем про любимые игры и сказки Театральные игры «Что изменилось?» Подготовительный Изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов «Зазеркалье» Передать эмоциональное состояние другого человека |