Папы. Павел IV

Кардинал Джованни Пиетро Караффа (1476-1559), ставший впоследствии Папой Павлом IV (1555-1559) – персонаж из книги Светланы Левашовой – жил в нашей реальности, как монстр инквизиции римской католической . Во время его правления бурная деятельность по уничтожению еретиков, ведьм, а также выявлению инакомыслящих дала ошеломляющие результаты.

Но для начала надо подчеркнуть, что средневековый устав Римской Католической Церкви не давал права главе церкви или Папе Римскому высказываться и вмешиваться в дела церкви по своей личной инициативе и со своими идеями, без единогласной поддержки всех кардиналов и всего императорского духовенства, иначе все решения будут расцениваться, как не принадлежащие Римской Католической Церкви. Поэтому все те, кто становился главой церкви или , давали (как церемониальную формулу) клятву о том, что будут править РКЦ только вместе с кардиналами, которые обязывались включать в свои декреты кляузу «de Consilio assensum Venera bilium Fratrum S.R.E Cardinalium» . Всё это было узаконено и включено в папскую буллу папы Леона X против Лютера, и папскую буллу папы Павла IV .

Но при дальнейшем правлении Папы Караффы эта церемониальная клятва не соблюдалась. Папа Джан Пиетро Караффа успел за свой короткий период правления разорвать мирные отношения с испанским королём Карло V из-за личной старой обиды на него, развязав тяжёлую и никому не нужную войну с обеих сторон. Всё потому, что министры Карло V постоянно ему (Караффе) мешали и советовали королю отталкивать его от важных постов папства ещё в начале церковной карьеры Караффы. Также Папа ему мстил за поддержку протестантов и за господство над королевством , откуда родом был сам Караффа. Чтоб выиграть войну, Папа Караффа создал альянс с французским королём и даже призвал на помощь турок, но это не дало желаемой победы, и был подписан унизительный мирный договор в 1557г., который впоследствии не был признан Папой Караффой.

Как дипломат, он сделал непоправимые ошибки, которые долгое время сказывались на тогдашних итальянских государствах. Пиком его крушительной внешней стала так же папская булла «Bolla Cumexapostolatusofficio» , где сообщено папское господство над всеми народами и королями, имея якобы священное право править над всеми. Фанатичность этого папы проявилась в Контрреформации церкви под его личным и прямым руководством, без Вселенского Тридентского собора, как было указано с 1542 года. Было потрачено немало средств организационных и финансовых. Караффа назначил на высокие должности своих прямых родственников, своего брата и племянников (непоты – один из них, Карло Караффа, был назначен на должность главного секретаря , другой непот – Антонио Карафа, стал маркизом и владельцем флорентийского замка Монтбелло), которые не только впервые в истории разорили казну Палаты Святого Престола, но грабили всё, что могли.

Слабым местом Караффы была его семья, он слепо верил, что кто-то пойдёт по его стопам, унаследовав престол, но всех ждал плачевный исход после смерти папы. Папа Павел IV аннулировал все планируемые браки дворян и даже принцесс без его согласия, и даже уже состоявшиеся браки (французской принцессы) что для того времени было просто трагическим обстоятельством. Елизавета I, когда претендовала на английскую корону, так как Папа был против и не одобрил её выбор, отказалась выйти замуж навсегда и стала служить своему государству и английской церкви. Также он приказал передать инквизиции и костру её легата и представителя – епископа Реджинальда Поула в 1556 году, чему, естественно, королева воспротивилась.

По мнению итальянских историков, Караффа имел очень строгий, резкий и импульсивный характер, его дух гонителя изменил ход римского суда, который проявился во всю в трибунале святой инквизиции через указ Bolla «Provotantibus» (29 апреля 1557), который впервые позволял пытки, истязания до смерти, без цензуры и оправдания. Потом последовал всем известный список или индекс запрещённых книг «index librorum prohibitorum» 30 декабря 1558 года и папская булла «Cumsecundum Apostolum» (16 февраля 1558 г.), официально опубликованная в в 1559 г. Все католики должны были строго соблюдать указ, который состоял из трёх разделов:

2-й – только некоторые книги незапрещённых авторов,

3-й – 332 анонимные произведения. Сюда входили также 45 запрещённых изданий Библии. Также было запрещено всё производство 61-й типографии, что составляло огромное количество в то время. Думаю, запрет книг по астрологии и магии комментировать не надо.

Интересно, что читать перевод Библии с так называемого вульгарного языка, а также « » могли только те, кто знал латинский язык, то есть духовенство в основном, и то при наличии специальной папской лицензии. Читать Библию женщине было строго запрещено! Конечно тех, кто этот индекс не соблюдал, ждали полное разорение и пламя костра инквизиции, если могли выдержать зверские пытки, конечно, которые устраивали палачи в Замке Святого Ангела или Castel Sant Angelo . Этот замок был не только составляющей частью папской резиденции, но и тюрьмой и замком инквизиции «высокого класса» для политзаключённых, бывших дворян, духовенства, писателей, учёных. Здесь были заключёнными Караффы такие знаменитости того периода как Джованни Джироламо Мороне, кардинал и епископ римской католической церкви, и епископ Виторио Соранцо.

Епископ Мороне был первым в списке императорского духовенства на папский престол до Караффы, очень образованный человек и уравновешенный, а не импульсивный и жестокий, каким описывают Караффу. Кто знает, что бы случилось с римской католической церковью, если бы Мороне действительно стал , возможно, так сильно раздражающие Караффу запрещённые книги и произведения изменили бы тот нелёгкий период, и людей не пытали бы смертельными пытками. Непонятно, каким образом епископ Мороне выжил после двухлетнего содержания в карцере тюрьмы инквизиции, после сильных пыток, если, конечно, ему не помогли какие-то сверхчеловеческие силы…

Факт странный, на первый взгляд, и даже удивительный, но только для тех, кто не читал книгу Светланы Левашовой . Мороне спасся из этой тюрьмы только после смерти Папы Павла IV (август 1559 г.).

Интересные факты есть и про смерть Папы Павла IV. В некоторых источниках написано, что он умер в сильном агонистическом состоянии, а в то же время его кардиналы и прислуга, немалое количество среди них были его родственниками, грабили дворцовые папские апартаменты. С момента оповещения о смерти Папы, почти во всех источниках написано про народное восстание или бунт, который длился две недели. Жители Рима, уставшие от жесткого режима этого страшного Папы, ворвались в замок инквизиции, уничтожая и сжигая всё, что смогли, даже документы папской инквизиции, не говоря уже про редкие культурные ценности. Были открыты все тюрьмы

Годы жизни: 28 июня 1476 - 18 августа 1559.
Понтификат: 23 мая 1555 - 18 августа 1559

Джанпьетро Караффа родился в знатном неаполитанском семействе Карафа и своей карьерой был обязан влиянию своего дядюшки, кардинала Оливьеро Карафа. Кардинал представил племянника папскому двору, а позже уступил ему епархию Кьети. Папа Лев Х послал Караффу в Англию в качестве своего легата.

Папа не оставлял своим вниманием кардинала Караффа, и вскоре назначил его апостольским нунцием при испанском дворе. Но, не прослужив на престижном месте десяти лет, аскетичный священник неожиданно попросил Климента VII освободить его от всех должностей, и вместе со святым Каэтаном основал конгрегацию театинов, сторонников преобразования церкви. Конгрегация сильно пострадала во время Римского погрома, немногие оставшиеся в живых члены бежали в Венецию, но мудрый Павел III, осознавая необходимость реформ, вернул театинов в Рим. Также в один день с будущим папой Юлием III, Караффа был назначен кардиналом и председателем Священной канцелярии - римского аналога инквизиции.

Инквизитор Караффа

Будучи великим инквизитором Неаполя, он содействовал созданию светским папой Павлом III Фарнезе, который прославился преступлениями и похождениями в своей бурной молодости, центрального инквизиционного трибунала при новоиспечённом ордене Иисуса Сладчайшего (иезуиты). Караффа стал первым подлинным основателем папской инквизиции, воссоединив средневековую доминиканскую инквизицию с испанской государственной.

Кардинал Караффа и его родственник Карло - будущий непот


Он воспринял от них страшные методы бесчеловечных пыток и ещё более страшные психологические методы убийства человеческой души. Караффа был мрачным вершителем «правосудия», строгим и безжалостным в выносимых им приговорах, непреклонным в своих поступках и суждениях.

Папская инквизиция Караффы могла судить каждого, невзирая на ранг и происхождение, вынося смертные приговоры, помилование по которым осуществлял только Папа. Однако, Павел III не особенно придерживал своего любимца - только один раз он воспользовался этим правом, чтобы замять дело брата очередной своей любовницы, что впрочем не помешало Караффе добраться до него при новом понтифике - Марцелле II. После смерти же последнего в 1555 году Караффа, к ужасу римлян, взошёл на папский престол, приняв имя Павла IV.

Непрекращающиеся столкновения с испанией

Павел IV был самым пожилым на момент избрания папой XVI столетия. На папский трон он сел, когда ему было уже 79 лет, но он был полон энергии. Четыре года его понтификата вошли в историю как пример крайнего интегризма и абсолютизма. Его советниками были театины и иезуиты.

Герб Павла IV


В международной политике Павел IV выступал против императора Карла V и не признал мира, заключенного с протестантами в Аугсбурге. Само его избрание было встречено Габсбургами с неодобрением. Понтифик не остался в долгу и отвечал им достаточно жестко. Тех, кто поддерживал испанцев, папа изгнал из Рима, а их имения раздал своим родственникам.

Неприязнь к Испании была столь сильной, что Папа выступил даже против преемника Карла на испанском троне - Филиппа II, призывая на помощь не только Францию, но даже протестантов и турок. Но, как выяснилось, воителем он не был: когда испанские войска приблизились к Риму, Павел IV перепугался и запросил мира, отказываясь от союза с Францией.

Всех разогнать!

Несгибаемый поборник христианской морали, папа, однако, протежировал своим непотам. Среди возвышенных непотов был племянник Карло, известный кутила, получивший шапку кардинала и высокую должность в курии. Вместе с тем, Павел при помощи иезуитов и театинов начал твердой рукой наводить порядок в Риме, не брезгуя самыми жесткими мерами.

Папа Павел IV на портретах и гравюрах


Он прогнал епископов, незаконно оставивших свои епархии и подвизавшихся при дворе, выдворил из Рима шутов, комедиантов, проституток и монахов, покинувших свои обители. Евреи были переселены в гетто и были обязанны носить отличительные знаки в виде головных уборов желтого цвета. Кардинал Мороне, заподозренный в сочувствии Реформации, был арестован как еретик. Под конец понтификата Павел изгнал даже собственных племянников, в которых был жестоко разочарован.

Кровавый Папа-инквизитор

Развивая жуткую деятельность по истреблению еретиков, Папа сделал инквизиционную машину своим безотказным оружием. Епископам было предписано безотлагательно начать кампанию террора, в результате которой аутодафе запылали с новой, поистине дьявольской силой. Епископ Женевы за три месяца отправил на костёр 500 человек, епископ Бамбарга 600, а епископ Вюрцбурга 900.

Павел IV не только жег людей: он встречался с Микельанджело и поиогал ордену иезуитов


Каждую неделю Павел IV сам председательствовал на заседаниях римского инквизиционного трибунала, загубив множество жизней; даже такие авторитетные личности как кардиналы Джованни Мороне и Уго Пооле не спаслись от его когтей. Своей суровостью и своими жуткими распоряжениями Папа способствовал не укреплению и возрастанию авторитета Папства, а усилению страха и ненависти.

Понтификат, закончившийся в огне

Умер Джанпьетро Караффа во время казни «Венецианской ведьмы». Это нашумевшее дело о женщине, которая считалась самой красивой в Европе. Смерть настигла его в момент, когда он обращался к своему окружению с призывом бороться с ересью.

Гробница Павла IV


Его смерть заставила примириться многовековых врагов Орсини и Колонна, которые взбудоражили ликующую толпу, и низвергнутую статую Караффы разбили на куски и протащили по улицам Рима. После смерти папы римский люд уничтожил все его скульптурные изображения и поджёг здание Священной канцелярии. Какой-то шутник, повторяя случай произошедший после смерти Папы Адриана VI, написал на двери папского врача «Спаситель Отечества».

Каждый знал теперь, чему должен веровать, и если это новое изложение церковного учения было связано со всеобъемлющей церковной дисциплиной, которой подчинялись все верующие, в особенности же клир, то, с другой стороны, это самое законоучение подавляло всякую свободу, следовательно перекрывало, если не уничтожало совсем, источник всего доброго и возвышенного, всякое стремление к истине и познанию.

Прежде всего была восстановлена инквизиция, это страшное судилище всяких отклонений от того, что было признано как истинное верование. При Павле III была издана соответствующая булла (1542 г.) и исполнение ее было поручено самому ревностному и строгому из кардиналов, Иоанну-Петру Караффе. В ней значилось: быстрое формирование дела при малейшем подозрении, не взирая на личности, снисхождение допустимо лишь при сознании и раскаянии в вине, никакого помилования еретикам, запрещение печатать или продавать книги без разрешения инквизиции. Эти постановления особенно строго применялись в Италии, находя активную опору во взаимной враждебности партий и сообществ, которые были рады вредить друг другу, и самым распространенным средством были доносы инквизиции.

Новый создатель ее, основатель театинского ордена, кардинал Караффа, был избран в папы несколько месяцев спустя после заключения религиозного мира. Он принял имя Павла IV (1555-1559 гг.). Это был уже 80-летний старец, но в глазах которого блистал еще юношеский огонь.

Папа Павел IV, Караффа. Гравюра на меди работы Николая Беатризе

Его отношение к тому, что он называл церковной реформой, было похоже на болезненную страсть. Павел IV гордился тем, что не пропустил ни одного дня, не сделав какого-либо распоряжения на пользу восстановления Церкви. Особенно заботился он об инквизиции, предоставив ей право применять пытку для допроса лиц, причастных к делам тех, которые обвинялись в ереси.

Такое направление церковной политики оставалось господствующим в течение долгого периода времени. Даже кроткие и благородные люди, занимавшие после него папский престол, разделяли этот взгляд. Если они и не были согласны с таким положением вещей, изменить его были бессильны. Ближайшими преемниками Караффы был Пий IV (1559-1565 гг.), человек мягкого и веселого характера. При нем собор завершил свое мудреное дело. Затем Пий V (1572 г.), возведенный на папский престол строгой партией. Даже став папой, он продолжал вести монашеский образ жизни, проникнутый сознанием своего высокого призвания и считал своей обязанностью не щадить ни себя, ни других. Вместе с тем он неумолимо преследовал еретиков, так как вырос в атмосфере жесточайших воззрений инквизиции и оставаясь верен им до конца своих дней. Его преемником стал Григорий XIII (1585 г.), получивший в молодости юридическое образование, имевший сына и по-своему покровительствовавший науке. Он был последним папой, которому наука должна быть благодарна и которому она обязана исправленным календарем, носящим его имя (1582г.).

Но самым замечательных в этом ряду пап был Сикст V (1585-1590 гг.), человек, сам проложивший себе дорогу в жизни, в полном смысле этого слова. Он происходил из беднейшей семьи и с величайшим трудом добился первоначального образования, рано вступил в францисканский орден и выдвинулся как член самой строгой партии. Даровитый, образованный, наделенный громадной трудоспособностью и энергией, он безраздельно верил своей звезде и своему Богу, возведшим его, простого пастуха, в высший духовный сан в христианстве на шестьдесят четвертом году жизни, следовательно, сравнительно рано. Он оказался превосходным правителем. Благодаря своей беспощадной решимости, он сумел пресечь страшные бесчинства бандитов, хотя пали головы не одних только виновных. Помимо этого, Сикст V сумел навести порядок в области, составлявшей наследственное достояние Церкви, упорядочил ее управление, помог развитию промышленности и земледелия, насаждению тутовых деревьев, построил водопровод, Aqua Felice, носивший его имя и обеспечивавший Рим водой для питья. Помимо этого, он пополнил истощенную папскую казну, отчасти благодаря своей врожденной бережливости, а отчасти с помощью менее популярных финансовых мер, которые издавна были здесь в ходу. Ему удалось скопить большие суммы, разумеется не при помощи сбережении, а займов, проценты по которым выплачивались из средств от продажи вновь учреждаемых должностей и из вновь вводимых налогов.

Папа Сикст V предписывает построить Ватиканскую библиотеку. Безымянная гравюра

В числе случаев, при которых эти суммы могли быть затронуты, значился следующий: если католическому христианству будет угрожать настоятельная опасность утратить какую-либо область. Подобная опасность существовала постоянно, вплоть до 1618 и даже 1648 года потому, что церковные и политические интересы тесно повсюду сплетались и папский престол постоянно вмешивался в решение важнейших европейских вопросов, о которых речь пойдет ниже. Таковы были вопросы: восточный, англо-шотландский, французский, испанско-нидерландский, а также сложности, возникавшие в государстве германском вследствие его неопределенного политического строя, на почве которого вспыхнула великая «мировая» война по поводу важнейшего из всех вопросов – быть ли одному католицизму или же еще и другим, равноправным с ним Церквам?

100 великих людей Харт Майкл Х

6. АПОСТОЛ ПАВЕЛ (4-64 н. э.)

6. АПОСТОЛ ПАВЕЛ (4-64 н. э.)

Апостол Павел, который был младшим современником Иисуса, стал самым выдающимся проповедником новой религии - христианства. По сравнению со всеми другими христианскими писателями и мыслителями его влияние на христианскую теологию было самым долговременным и эффективным.

Павел, известный также как Савл, родился в городе Тарсусе в Силиции (современная Турция) через несколько лет после начала христианской эры. Хотя он был римским гражданином, он был урожденным евреем, в юности он изучал иврит и получил настоящее еврейское образование.

Хотя Павел был в Иерусалиме в то же время, что и Иисус, я полагаю, маловероятно, чтобы эти два человека когда-нибудь встречались. После смерти Иисуса на первых христиан смотрели как на еретиков и подвергали их преследованиям. Какое-то время Павел сам принимал участие в этих преследованиях. Однако во время его путешествия в Дамаск у него было видение, в котором с ним говорил Иисус, и тогда он принял новую веру.

Это был поворотный момент в его жизни. Бывший какое-то время противником христианства, он становится самым страстным и самым влиятельным пропагандистом новой религии. Павел провел остаток жизни в раздумьях, в написании трудов о христианстве, в стараниях по приобщению к новой религии, новых приверженцев.

Во время своей миссионерской деятельности он много путешествовал по Малой Азии, Греции, Сирии и Палестине. Павел не был так удачлив в своих проповедях, с которыми он обращался к евреям, как другие ранние христиане, его манеры часто вызывали раздражение у соплеменников, и несколько раз его жизнь находилась под угрозой. Когда он проповедовал не перед евреями, он, напротив, добивался таких выдающихся успехов, что часто его так и называли «Апостол неевреев». Никто иной не сыграл такой значительной роли в пропаганде христианства.

После трех долгих путешествий в восточную часть Римской империи Павел вернулся в Иерусалим. Там он был арестован и в конце концов отправлен в Рим, где должен был предстать перед судом. Точно не известно, как закончился этот судебный процесс и покидал ли Павел когда-нибудь Рим. Однако в конце концов (вероятнее всего, это произошло около 64 года н. э.) его казнили в предместьях Рима.

Огромное влияние Павла на развитие христианства можно объяснить следующими тремя моментами: 1) его огромным успехом в миссионерской деятельности; 2) его «Посланиями», которые составляют значительную часть Нового Завета; 3) его ролью в развитии христианской теологии. Из двадцать семи книг Нового Завета Павлу приписывают авторство не менее чем 14 книг. Хотя современные ученые полагают, что четыре или пять из этих книг были действительно написаны другими людьми, вполне ясно, что Павла можно считать основным автором Нового Завета.

Влияние Павла на христианскую теологию невозможно переоценить. Ему принадлежат следующие постулаты: Иисус был не только вдохновенным пророком, он был Сыном Божьим. Христос умер за наши грехи, и его страдания могут спасти нас. Для того чтобы обрести спасение, человеку недостаточно просто следовать библейским предписаниям, он должен принять Христа. И тогда, если он принимает Христа, его грехи будут прощены. Павел также сформулировал концепцию первородного греха (Послание к Римлянам, 5:12–19). Поскольку одна только законопослушность не может обеспечить спасение, Павел указывал, что нет необходимости обращаться в христианство для того, чтобы принимать еврейские ограничения в пище, исполнять ритуалы Моисеева кодекса или даже чтобы совершить обрезание.

Некоторые из ранних христианских лидеров были не согласны с Павлом по этому вопросу, и если бы их точка зрения превалировала, маловероятно, чтобы христианство так быстро распространилось по всей Римской империи. Павел никогда не был женат, и хотя это вряд ли доказуемо, он, видимо, никогда не имел сексуальных контактов с женщинами. Его взгляды на секс и женщин, включенные в Священное писание, оказали заметное влияние на отношение к этим проблемам в более поздние времена. Его самое известное изречение по этому поводу гласит (Первое послание к Коринфянам, 7:8–9): «Безбрачным же и вдовам говорю, хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться».

У Павла были довольно строгие представления о положении, которое должны занимать женщины. «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева». (Первое послание к Тимофею, 2:11–15). Подобные же идеи, но высказанные, пожалуй, даже в более резкой форме, содержатся в Первом послании к Коринфянам (11:7–9). Маловероятно, что в этих отрывках Павел выражал точку зрения большинства своих современников. Следует заметить, что не было случая, чтобы евреи выступали с подобными заявлениями. Павлу более чем кому-либо другому, принадлежит заслуга в том, что христианство из еврейской секты превратилось в мировую религию. Его центральная идея о божественном начале Христа и о спасении посредством веры оставались основой христианства во все последующие века.

Все последующие христианские теологи, включая Блаженного Августина, Фому Аквинского, Лютера и Кальвина, находились под большим влиянием его Посланий. И действительно, влияние идей Павла было настолько велико, что некоторые ученые утверждают, что скорее его, а не Иисуса нужно считать главным основателем христианской религии. Как мне представляется, выступать с подобными заявлениями - значит впадать в крайность. Тем не менее, если даже влияние Павла не равносильно влиянию Иисуса, то все равно он в этом превзошел любого другого христианского мыслителя.

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Апостол Апостол, по всей вероятности, должен был войти в переводные славянские книги уже на первых порах при Кирилле и Мефодии, но, подобно Евангелию, из А. начали сперва делать выдержки, и сборники таких выдержек назывались праксапостолами. Только потом стали пополняться

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АП) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Пётр (апостол) Пётр (греч. P?tros, буквально - камень, скала; прозвище) (настоящее имя Симон), в новозаветной мифологии апостол, один из ближайших учеников Христа. Согласно евангелиям, сын Ионы из Бетсаида, рыбак. Образ П. в евангелиях противоречив: по Евангелию от Матфея П.

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

АПОСТОЛ Фамилия молдавского происхождения. Павел Апостол, из молдавских бояр, поселился на Украине при Богдане Хмельницком. Потомки его занимали важные должности. Известная фамилия декабриста Муравьева-Апостола в определенной степени искусственная: так именоваться,

автора Авадяева Елена Николаевна

АПОСТОЛ ПЕТР Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить. 1 Пет 5 Если у некоторых исследователей-материалистов когда-то возникали сомнения относительно существования самой личности Иисуса Христа, то сомнений в

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Как скоро предсказывал апостол Павел второе пришествие Христа? Первое поколение христиан жило в уверенности, скорее в ожидании, что наступит конец света, который последует за возвращением Христа, причем настолько скоро, что они еще будут живы. По свидетельству

Из книги автора

АПОСТОЛ ПЕТР Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить. 1 Пет. 5 Апостол Петр был реальной исторической личностью и сделал для проповеди христианства более, чем кто-либо иной, исключая, разумеется самого Христа.

Из книги автора

Апостол (Der Apostel) Пьеса (1901)Время и место действия драматургом не определены, но по всем признакам события во всех трех актах происходят в современную автору эпоху.Дом министра. Голь, делая упор на своих правах давнего друга семьи, настоятельно требует от супруги хозяина

Из книги автора

Павел (Paulus) Апостол (первоначальное имя Савл или Саул) (ум. 66/67) христианский проповедник. Проповедуя среди язычников, стремился преодолеть национальную разобщенность и традиционалистские предрассудки людей, трансформировать христианство в мировую религию. П. всемерно