Сергей лисицын русский робинзон. Русский «Робинзон», дворянин Сергей Лисицин

Выбор рамы для велосипеда - это самое главное при покупке транспортного средства. Ведь это каркас, на котором все держится. Перед покупкой стоит обратить внимание на материал, геометрию и соответствие стилю езды. Эти факторы и помогут определиться с тем, какая рама лучше для велосипеда.

Материал изготовления

Первое, на что нужно обратить внимание - материал рамы велосипеда. Что лучше сказать достаточно сложно, ведь изделие подбирается в зависимости от типа транспортного средства и того, какой у вас бюджет.

Используются такие материалы рам для велосипеда:

  • углеродистая сталь. Самый дешевый и низкокачественный вариант;
  • хромомолибденовая сталь. Используется для простых дорожных велосипедов. Это металл с хорошим накатом, он смягчает удары, достаточно прочный и надежный. Недостатков несколько - большой вес и низкая устойчивость к коррозии;
  • алюминиевые сплавы. Материалы велосипедных рам такого типа стоят недорого и весят мало. Устойчивые к коррозии, позволяют быстро разогнаться, способны выдержать значительный вес. Минус в том, что не поддаются ремонту;
  • титановые сплавы. Такие рамы мягкие, хорошо гасят вибрации, мало весят, очень прочные и прослужат не один десяток лет. Но недостаток в том, что стоимость достаточно высокая;
  • карбон. Рама велосипеда, материал для которой - углепластик, лучше всего подходит для спортсменов. Она прочная, весит около килограмма, бывает разной жесткости и формы. Но заплатить придется немало. К тому же, карбоновые изделия не ремонтируются.

Остается вопрос, с какого материала лучше рама велосипеда. Если планируете просто ездить по городу или бездорожью - остановитесь на алюминиевых сплавах. Для профессиональных занятий спортом подойдет титан и карбон. А вот сталь - не лучший вариант, поскольку прослужит недолго.

Геометрия велорамы

Выбор велосипедной рамы основывается не только на материале. Под каждый тип транспортного средства подбирается своя конструкция.

Для внедорожных велосипедов используются такие рамы:

  • хардтейл. Это типичная модель без заднего амортизатора. На раму можно установить багажник и дисковой тормоз;
  • софтлейн. Отличный вариант для поездок по бездорожью. За счет того, что задние крылья упругие, происходит амортизация. Такая модель хорошо справляется с неровными дорогами, но не подойдет для прыжков;
  • двухподвес. Это модель с задним амортизатором;
  • тандем. Рама рассчитана на то, что будет устанавливаться передняя амортизационная вилка и колеса с широкой резиной.

Выбирая раму туристического велосипеда, необходимо понимать, что рама отлично подходящая на определённый тур не обязательно подойдёт другому велосипедисту на его тур. Возможности разных рам сильно отличаются. На что обратить внимание при выборе велосипедной рамы?

Материал рамы.

Современные рамы для велосипедов производятся из высокоэластичных хромо-молибденовой стали, алюминия, титана или из карбонового композитного материала. В недалёком прошлом практически все туристические велосипеды собирались с использованием высокоэластичной хромо-молибденовой стали. Даже сегодня мелкие и средние производители создают свои дорогие из различных сплавов высокоэластичной хромо-молибденовой стали. Сейчас практически все производители выпускают очень лёгкие, прочные и недорогие алюминиевые велосипедные рамы. В туристических велосипедах на смену такому старому материалу как сталь пришли алюминий или титан.

Стальные рамы.

Все распространённые стальные сплавы имеют приблизительно одинаковые жесткость и вес. При производстве велосипедных труб для усиления их прочности добавляют хром и молибден. Эта добавка позволяет произволить трубы, утончённые посередине и утолщённые по концам, что делает раму легче. У стальных рам обычно трубы тоньше по сравнению с алюминиевыми.

Использование более тонких труб делает раму эластичней за алюминиевую. Эта гибкость увеличивает комфорт при езде и отпадает необходимость в карбоновой вилке, в подседельном штыре или карбоновой раме. И чем гибче рама — тем дольше она прослужит.

Рамы из стальных сплавов прочные, жесткие, комфортные, лёгкие, недорогие и ремонтопригодные. Рама из высококачественного стального сплава — хороший выбор для туристического велосипеда.

Велосипеды с алюминиевой рамой.

На настоящий момент алюминий самый распространённых материал для качественных массовых велосипедов. Алюминиевая рама лёгкая, отзывчивая, коррозиоустойчивая и недорогая. По сравнению со стальной рамой у неё лучше жесткость и вес.

Алюминий менее плотный за сталь. Получается жесткая, но лёгкая рама. При той же толщине стенки у алюминевой рамы диаметр больше. По сравнению со сталью увеличенние размера трубы приводит к облегчению рамы, но вместе с тем и к ужесточению. На самом деле ощутить эту жесткость смогут только немногие велотуристы. Для некоторого ослабления жесткости можно установить карбоновые вилки и подседельные штыри.

Титановые рамы.

Исходя из своей прочности и лёгкости титан прекрасный строительный материал для рам. Но из-за стоимости самого титана и стоимости создания рамы он очень дорогой. Прочность титановой рамы сравнима со стальной, но у титановой трубы диаметр больше, чем у стальной трубы с такой же жесткостью. В сравнении со сплавами стали у титана два главных преимущества: лёгкость и сопротивление коррозии. Непомерная цена ограничивает его доступность в туристических велосипедах.

Геометрия велосипедной рамы.

Геометрия рамы классического туристического велосипеда рассчитана на длительную езду по шоссе. Но туристическая рама отличается от других рам (например, шоссейных, спортивных, и гибридных) некоторыми особенностями, которые позволяют комфортно и устойчиво ехать с тяжёлым багажом. Управление должно быть менее чувствительным, центр тяжести находится ниже, а положение тела быть более вертикальным. Факторы, определяюющие эти преимущества показаны на рисунке ниже.

  • Приведённые здесь размеры основаны на размере рамы 54 см (подседельной трубы) и могут значительно различаться в зависимости от геометрии рамы.
  • Сильнее отведенная назад головная труба «A» с углом около 71°, приближает ближе к велосипедисту для более вертикального положения (при использовании выноса правильного размера).
  • Более длинные нижние перья заднего треугольника «D» обеспечивают больший просвет между и пятками. Что также смещает велобаул дальше от каретки, чтобы вес лучше распределялся между обоими колёсами. Длина нижнего пера заднего треугольника больше 450 мм — эмпирическое правило.
  • Высота каретки «E» над землёй около 270 мм, что позволяет удержать центр тяжести низко. Это дополнительная помощь для устойчивости велосипеда при тяжёлой загрузке.
  • Длинная колёсная база «G» приблизительно 1055 мм с целью лучшего управления и устойчивости при тяжёлой загрузке.
  • Крепления для крыльев
  • Минимум 2 (3 фляги лучше)
  • Крепления для
  • Передний и задний просвет колёс, расчитаный минимум на 38 мм с учётом крыльев
  • Колёса 700c или 26"
  • Крепления для кантиливерного тормоза или V-brake
  • В последнее время на туристических велосипедах выского класса используются дисковые тормоза. Их мощность торможения определённо выше, чем у других тормозов (особенно во влажных и грязных условиях); обычно они избыточны для большинства путешествий. Но для тяжело нагруженого похода и тандема, дисковые тормоза нуждаются в усилении мощности торможения.

В 1847 году 24-летний дерзкий столичный хлыщ, потомственный дворянин, отставной гусар Сергей Лисицын ступил на палубу корабля под Андреевским флагом, стремясь попасть в Америку.

Был принят в офицерской кают-компании дружелюбно, но в пьяном виде наговорил дерзостей командиру корабля и стал подбивать матросов на мятеж. Капитан приказал скрутить подстрекателя, завязать глаза и высадить на пустынный берег, с запиской…

Когда арестант освободился от пут и сорвал повязку с глаз, на горизонте он увидел уходящий корабль. Благородный капитан оставил ему чемодан с одеждой, три пары сапог, тулуп (Охотское море – не тропический океан), пару пистолетов, шашку, кинжал, запас сахара и чая, золотые карманные часы, складной нож, пуд сухарей, две фляги с водкой, чистые записные книжки, бритвенный прибор, огниво, запас спичек и даже 200 гаванских сигар.

Ко всему этому прилагались отличное ружьё с 26 зарядами и записка командира корабля: «Любезный Сергей Петрович! По Морскому уставу вас следовало бы осудить на смерть. Но ради вашей молодости и ваших замечательных талантов, а главное, подмеченного мною доброго сердца я дарю вам жизнь…Душевно желаю, чтобы уединение и нужда исправили ваш несчастный характер. Время и размышления научат вас оценить мою снисходительность, и если судьба когда-нибудь сведёт нас снова, чего я душевно желаю, то мы не встретимся врагами. А. М.».

Дворянин Лисицын сроду ничего не делал своими руками: в имении его обслуживали крепостные, в полку опекал денщик. Зная, что корабль шёл по Охотскому морю, он надеялся, что его оставили на одном из клочков суши гряды Алеутских или Курильских островов. Но вскоре убедился, что его положение хуже некуда. Он был зажат судьбой в клещи двух морей. Перед ним плескалось холодное Охотское море, а за спиной шумело дремучее «зелёное море тайги». А в ней – медведи, волки, рыси, ядовитые змеи…

За неделю «русский Робинзон» устроил себе дом с печью, смастерил мебель. Сделал пращу, лук и стрелы (благоразумно решив беречь патроны к ружью). И правильно – зимой в его дом рвалась голодная волчья стая – убил из ружья 8 хищников в упор. А перед этим подстрелил медведя, обеспечив себя тёплой шубой и запасом медвежатины. Ловил рыбу, собирал и сушил грибы.

12 апреля Сергей Лисицын прогуливался по берегу, оценивая последствия весенних штормов, и увидел лежащего ничком человека. Без сил и чувств. Выяснилось, что Василий, так звали несчастного, – с транспорта, шедшего в Русскую Америку. Судно дало течь, все с него сбежали, а его с сыном забыли. Корабль нашли неподалёку. Помимо 16-летнего паренька на нём оказались две овчарки, коты, 8 холмогорских коров, бык, 16 волов, 26 овец, запасы продуктов, инструменты, семена ячменя и ржи, а ещё оружие, телескоп, две подзорные трубы, самовар, строительный и огородный инструмент.

Семь месяцев одиночества напрочь выветрили у «барина» всю дворянскую спесь. С таким хозяйством и ещё с двумя парами крепких и умелых рук они за лето не только обновили дом и баню, но и научились делать масло, сметану, сыр и творог. Вспахали поле и собрали урожай ячменя и ржи. Организовали обильный лов морской и речной рыбы. Начали сбор и переработку грибов, ягод и лесных трав. Словом, зажили трудовой коммуной.

….В 1857 г. писатель Александр Сибиряков встречался с гостеприимным хозяином медных и золотых приисков в Приамурье Сергеем Лисицыным. Залежи медной руды и золота тот когда-то нашёл, будучи в одиночестве. Он был назначен правительством ещё и управляющим этими землями. Василий «Пятница» был при нём. Его сын учился в Московском университете.

А в Петербургском университете за счёт Лисицына учились оба сына командира корабля, который когда-то высадил смутьяна-гусара на пустынный берег. Став богатым человеком, Сергей Лисицын нашёл старика, проводил его в последний путь и взял на себя все заботы о его детях.

Когда мы говорим о Робинзоне, на ум сразу же приходит роман Даниеля Дефо. Однако судьба этого вымышленного героя повторялась в реальности, и не раз. Так, в 1847 году в положении Робинзона очутился Сергей Лисицын. С одной только разницей: он оказался не в тропиках, а на безлюдном берегу посреди холодного Охотского моря. О его приключениях - после встречи с русским робинзоном - поведал миру писатель Николай Сибиряков.

Русский Робинзон

Гусар всегда гусар

Отец Сергея Лисицына - русский офицер - погиб во время Русско-турецкой войны. Мать умерла. Потому воспитанием мальчика занималась тётка, жившая в именном поместье в Курской губернии. Это благодаря её стараниям он, окончив университет, получил диплом кандидата математических наук. Сокурсники уважали Лисицына за способности, хорошую физическую подготовку, а ещё им импонировала дерзость, которую он позволял в отношении преподавателей и начальства.
Научная деятельность не привлекала молодого человека, и он, выбрав военную карьеру, поступил на службу в гусарский полк. Возможно, жизнь Лисицына сложилась бы иначе, не стань он инициатором дуэли с полковым адъютантом. Обошлось без членовредительства, но из армии скандалиста выгнали. Быть канцелярской крысой бравый гусар не хотел. И тут очень кстати какой-то дальний родственник Лисицыных, служивший на Аляске, пригласил Сергея к себе, обещая составить протекцию.
Конечно, 24-летний отставной гусар с восторгом принял приглашение. Так в 1847 году он оказался на корабле, плывущем к Аляске. Поначалу команда и пассажиры-офицеры с теплом приняли молодого человека. Но вскоре тот по-гусарски выпил лишнего и стал дерзить капитану корабля и призывать матросов к мятежу. Лисицына заперли в его собственной каюте, и тогда он принялся подстрекать конвоиров к непослушанию. Терпение капитана лопнуло, и он приказал высадить наглеца на безлюдный берег с повязкой на глазах и связанными руками.

Дарю вам жизнь

На берегу Лисицыну удалось избавиться от верёвок. Когда же он снял с глаз повязку, то увидел корабль, уже почти скрывшийся за горизонтом. Осмотревшись, он обнаружил, что капитан позаботился о нём, оставив два больших чемодана, доверху набитых необходимыми для выживания вещами. Там были бельё, постельное и исподнее, два одеяла, три смены одежды и обуви, тёплая дублёнка, два дуэльных пистолета (капитану было не чуждо чувство юмора), коробка с пистонами, кинжал, приспособления для письма и рисования, бумага, бритвенные принадлежности, серебряные столовые и чайные приборы и 200 гаванских сигар. Кроме того, ружьё с 24 патронами, пуд сухарей, спички, водка во флягах, около 3000 рублей, золотые часы и складной нож. И конечно же, прощальное письмо от капитана: «Любезный Сергей Петрович! По Морскому уставу вас следовало бы осудить на смерть. Но ради вашей молодости и ваших замечательных талантов, а главное, подмеченного мною доброго сердца я дарю вам жизнь… Душевно желаю, чтобы уединение и нужда исправили ваш несчастный характер. Время и размышления научат вас оценить мою снисходительность, и если судьба когда-нибудь сведёт нас снова, чего я душевно желаю, то мы не встретимся врагами. А.М.».

От теории к практике

Лисицын понял, что попал в безвыходное положение. Перед ним бушевали ледяные волны Охотского моря, а за ним простиралась дремучая тайга с её непроходимыми лесами и хищными животными.
Его познания о быте носили сугубо теоретический характер. У тётушки работы выполняли крепостные, а в полку его обслуживал денщик. Но настало время применить теорию на практике. Нужно было позаботиться о крыше над головой. И Лисицын принялся строить дом. Выбрав место повыше, он начертил на нём квадрат - по 6 аршин каждая сторона. Потом с помощью морской раковины выкопал по этим линиям узкий ров, в который вбил колья и сделал по ним плетень. Второй плетень поставил внутри первого на небольшом расстоянии, а пространство между ними заполнил глиной. Крышу он сделал из валежника, мха и глины. Пришлось, правда, обойтись без окон и дверей, так как капитан не оставил ему плотницких инструментов. Кроме того, Лисицын сплел что-то наподобие кровати и накрыл её мхом. Подушки тоже были набиты мхом, благо наволочки имелись. На возведение дома кандидату математических наук потребовалось более 2 месяцев. Попутно он соорудил печь и глиняную посуду, смастерил лук и стрелы, дабы даром не тратить боеприпасы. И, как показало время, правильно сделал. Зимой к его дому пришли восемь голодных волков, тут и пригодилось ружьё с патронами. Кроме того, он добыл медведя, тем самым обеспечив себя и запасом мяса, и тёплой медвежьей шубой, а ещё научился ловить рыбу, собирать ягоды и грибы.

Обретение Пятницы

12 апреля 1848 года, после 7 месяцев одиночества, Лисицын по обыкновению прогуливался по берегу в надежде, что море принесёт что-нибудь полезное для хозяйства. И вдруг увидел человека, лежащего лицом вниз. Когда тот пришёл в себя, то рассказал, что корабль, на котором он с сыном направлялся в Русскую Америку, получил пробоину.
В тот момент, когда команда и пассажиры спасались на ботах, Василий - так звали мужчину - работал в трюме, пытаясь заделать течь. А его 16-летний сын Пётр лежал в каюте с высокой температурой. Что случилось с людьми на ботах, неизвестно, скорее всего, учитывая бурю, они погибли, а сам корабль волны прибили к берегу. Так робинзон обзавёлся «пятницей», и даже не одним. Обследовав судно, Сергей и Василий нашли Петра. Кроме того, они обнаружили на борту двух собак, корабельного кота, коров, быка, волов и овец. А ещё множество всяких продуктов, семена злаков, оружие и различный инвентарь. С таким хозяйством да с рукастыми помощниками дела пошли на лад. Робинзон и «пятницы» стали делать масло, сметану, сыр и творог. Засеяли и собрали урожай ячменя, и в их рационе появился хлеб. Вместе усовершенствовали дом, построили баню…
О гусарских замашках Лисицын забыл раз и навсегда. Утро троица начинала с молитвы, день проходил в трудах, причём Сергей всерьёз занялся геологоразведкой. А вечерами вчерашний выпускник университета учил своих «пятниц» астрономии.

Спасибо за науку

Какой робинзон без пиратов? Слухи о новом поселении на необитаемой земле разнеслись быстро. На хозяйство робинзонов то и дело посягали китайцы-контрабандисты. Но у поселенцев, к счастью, для обороны была в арсенале корабельная пушка, снятая с затонувшего судна.
Через год вынужденной изоляции, устав от постоянных стычек с китайцами, Лисицын со товарищи решили оставить своё налаженное хозяйство и пробиваться к верховьям реки Амур - искать своих. Впрочем, для этого у Сергея была ещё одна, пока тайная причина. По дороге к ним прибилось ещё несколько охотников. Вместе они вышли к Приамурью, где обнаружили большое поселение русских. Оттуда Сергей отправил письма родным - уведомить, что с ним все в порядке. Отдельной депешей полетело послание в Русское географическое общество: Лисицын докладывал, что обнаружил в пустынных землях на берегах Охотского моря залежи золота и меди. Он потому так и рвался на Большую землю, что хотел сообщить о своём открытии.
Когда спустя 10 лет после описываемых событий писатель Николай Сибиряков встретился с Лисицыным в Приамурье, тот уже был богатейшим человеком. Правительство назначило его управляющим найденных им же медных и золотых приисков. Его «пятница» Василий находился при нём правой рукой, а выросший Пётр учился в Московском университете. Всё сложилось хорошо. В том числе и для того капитана, что некогда высадил неуёмного гусара посреди Охотского моря. Лисицын разыскал его и щедро отблагодарил за науку: оплатил обучение обоих сыновей капитана в Петербургском университете…


Несчастный Робинзон Крузо после кораблекрушения у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, был выброшен на необитаемый остров, который назвал островом Отчаяния. Двадцать восемь лет он обживал свой крохотный остров, приспосабливаясь к природе и во всем уповая на Бога...

Почти два века спустя военный корабль, шедший в Охотском море, бросил якорь в версте от скалистого берега. Сергей Петрович Лисицын, нарушитель дисциплины и бунтовщик, был снят с корабля и высажен на необитаемый берег. Тринадцать лет провел он на далеком Востоке, обустраивая и защищая свой остров Приют...

Если мы зададимся вопросом, насколько реальны эти события, должны будем согласиться, что в художественных произведениях правда жизни и вымысел всегда тесно переплетены. Однако эта новая, во многом вымышленная реальность настолько ярка, подробности столь достоверны, психология героев так понятна читателю, что робинзонада, ставшая популярной с давнего семнадцатого столетия, продолжает волновать молодые сердца.

Хотя от событий и героев книги Николая Сибирякова нас отделяют полтора века, можно с достаточной точностью определиться во времени и пространстве, поискать прототипы и аналогии.

Сергей Петрович Лисицын - если таковой существовал - начинал как небезызвестный граф Федор Толстой по прозванию Американец - игрок, дуэлянт, скандалист, человек образованный, но совершенно безнравственный. Как-то рассказывал он, что был высажен с военного корабля чуть ли не на необитаемый остров. Конечно, граф был большой выдумщик, любил изрядно приврать. Иван Федорович Крузенштерн, а именно на находившемся под его командованием шлюпе «Надежда» путешествовал Федор Толстой, в своих записках упоминает, что граф и еще несколько человек покинули своих соплавателей в Петропавловске, откуда отправились в Петербург сухим путем. Злоключения Робинзона Крузо графу не угрожали, но, согласитесь, наш Дальний Восток и Сибирь - не берег Южной Америки в десяти градусах от экватора...

Еще одна историческая привязка. Именно в 1845 году в Охотском море находился военный транспорт «Иртыш» под командованием капитана 1 ранга И.В. Вонлярлярского, завершавший переход с Балтики на Дальний Восток. А вот встретиться с командиром «Иртыша» после своих странствий главный герой книги, увы, не смог бы. После непродолжительного пребывания в должности командира Охотского флотского экипажа и капитана над Охотским портом Вонлярлярский вернулся в Европейскую Россию, был произведен в контр- адмиралы, командовал Астраханским портом и скончался в 1853 году, то есть тогда, когда Лисицын и его спутники еще находились в приамурской тайге.

Долго вглядываюсь в географическую карту. Побережье Охотского моря. Где мог быть высажен Лисицын? Нет, не у Сахалина. Да и от Охот-ска подальше. Охотск - важнейшая военно-морская база русских на Тихоокеанском побережье. Скорее всего, у Шантарских островов. Здесь и береговая черта соответствует описанию, и путь к Амуру - на юг, через горы и реки до многоводной Алмазной. Так, какая же река названа в книге Алмазной? Вероятно, Урми или Кур. Для нас важно, что бассейн этих рек изобилует озерами и островками. Там могут быть и Архипелажное озеро, и Глубокое, там высится и наш Приют. Есть водный путь к Амуру. Вверх по Амуру можно добраться до Нерчинска - это давно обжитые, хорошо укрепленные русскими места, туда стремятся наши герои.

Поднимется Лисицын с сотоварищи и по Бурее, преодолеет четыреста верст (соответствует расстоянию по карте) по тайге, возвратясь на Приют, будет сплавляться по Амгуни, пока не достигнет устья Амура, а там (запасись только терпением) и дом родной не за горами - за волнами морскими.

Вот он каков - наш необитаемый остров. Огромная территория, благодатный, но суровый край - Даурия. Необитаемый? Скорее безлюдный. Потерпевшие крушение переселенцы, беглые каторжники, заблудившаяся в тайге партия казаков - это все товарищи русского ро-бинзона.

Долго» время бассейну Амура в России не уделяли должного внимания. Русские землепроходцы семнадцатого века точных карт не составляли. Их донесения зачастую не доходили до Москвы. Поэтому сведения о первых плаваниях русских по Амуру, о выходах из амурского устья казались в веке восемнадцатом и начавшемся девятнадцатом не слишком достоверными.

В 1846 году, то есть в интересующее нас время, к устью Амура был послан бриг Российско-Американской компании «Константин» под командованием поручика корпуса флотских штурманов Гаврилова. Он обследовал часть западного побережья Сахалина и наметил проходящий вдоль него глубоководный фарватер, со шлюпок осуществил промеры в лимане и устье Амура, но определенных выводов о доступности Амура со стороны моря не сделал.

Правитель Российско-Американской компании контр-адмирал Врангель донес министру иностранных дел Нессельроде, что вход в Амур со стороны моря доступен лишь для мелкосидящих судов. Тот, в свою очередь, доложил Николаю I о недостаточных для мореплавания глубинах Амурского лимана. На этом докладе император наложил резолюцию: «Весьма сожалею. Вопрос об Амуре, как о реке бесполезной, оставить».

Однако два года спустя из Кронштадта в Петропавловск вышел военный транспорт «Байкал» под командованием капитан-лейтенанта Геннадия Ивановича Невельского. Увлекшись изучением Дальнего Востока, Невельской добился назначения на «Байкал», чтобы проверить, неужели Амур - одна из величайших рек мира - в нижнем своем течении может быть несудоходным?

Официально исследование берегов Приморья в его задачу не входило. Невельской решил ускорить переход и за счет сэкономленного времени обследовать устье Амура. «Байкал» действительно совершил рекордный переход, затратив на него на месяц-полтора меньше, чем обычно. Сдав грузы в Петропавловске, Невельской направился не в Охотск, как ему предписывалось, а к Сахалину, где приступил к описи побережья и промерам.

Пусть читатель представит, в каких условиях производились работы - ветры, туманы, сильные течения, неизвестные мели, предельно ограниченное время. Геннадий Иванович прекрасно понимал всю тяжесть ответственности. Даже при благополучном исходе дела ему грозили неприятные объяснения с начальством о причинах нарушения инструкций, а в случае чрезвычайного происшествия на корабле - исключение из службы, разжалование в матросы или даже каторга. Невельской поставил на карту все. Перед началом работ он собрал всю команду и откровенно рассказал о всех сложностях ситуации, но и о том, какое значение для России будут их труды иметь.

В результате точных промеров было установлено, что устье Амура су-доходно. Кроме того, выяснилось, что по берегам нет китайских укреплений, в чем почему- то было уверено российское Министерство иностранных дел. Попадались лишь редкие гиляцкие стойбища.

С донесением о своих открытиях Невельской в начале 1850 года прибыл из Охотска в Петербург. Особый комитет, собранный Николаем I для решения амурского вопроса, после бурных прений высказался за продолжение исследований. И теперь уже приходилось торопиться.

В Охотском море стали появляться суда западных держав. Они вели китобойный промысел, осматривали побережье. В 1848 году из Охотского моря с огромной добычей вернулся американский китобой «Ройс». На следующий год в Охотское и Берингово моря вышли более ста пятидесяти американских и английских промысловых судов. Можно было ожидать, что в скором времени в этом районе западные промышленники организуют свои базы, после чего утверждение России в Приморье станет проблематичным.

Обеспокоен этой ситуацией и Николай Сибиряков. Герои его книги, увидев дым за поворотом реки, поначалу решают: это английский пароход. Вдумаемся. Английский пароход на Амуре! Вот с чем реально могла столкнуться Россия в середине девятнадцатого века.