Чтобы удержать революцию нам нужна. Маленькая победоносная война

Слова российского министра внутренних дел Вячеслава Константиновича Плеве не теряют своей актуальности, как и последствия этих слов. История повторяется, причем в России она повторяется с завидной регулярностью. В январе 2014 года был, кстати, 110-летний юбилей этого высказывания.

Вячеслав Константинович был уверен в победе над Японией - страной, совсем недавно вышедшей из средневековой дикости. А Россия уже давно была Великой Державой с мощной армией и флотом! Но и у России были уже тогда маленькие проблемы - кризис власти и назревающая революция. Плеве решил, что взрыв «патриотизма» и шовинистический угар заставит народ забыть о своих насущных проблемах и с восторгом вернуться под сень Государя Императора.

Война с Японией закончилась позорным поражением на всех фронтах и это при том, что японская сухопутная армия была действительно отсталой в начале войны. Но апофеозом национального позора была конечно Цусима - сражение русского флота с японским. Очень рекомендую почитать второй том книги «Цусима» Новикова-Прибоя - её писал не просто исследователь события, а его непосредственный участник.

Новейшие броненосцы не помогли выиграть битву. Не помогли и Духовные Скрепы - на каждом броненосце была бортовая церковь и штатный поп, команды всех кораблей знали наизусть все необходимые молитвы и ежедневно их исполняли коллективно. Однако в реальном бою выяснилось, что этого недостаточно. Оказывается русские моряки не умели наводить орудия и вдвое дольше японцев их заряжали. Русские офицеры были беспомощны в управлении стрельбой на дистанции реального боя, а адмиралы были неспособны руководить эскадрой. Командующий - адмирал Рожественский явно полагался в бою на Волю Божью - т.е. сам адмирал не принял ни одного решения. А Господь отвернулся тогда от православных.

Артиллерийская дуэль двух эскадр превратилась в форменный расстрел русских японцами, мало того японцы расстреливали русских совершенно безнаказанно - русские снаряды не попадали в японские корабли. А когда команды потопленных кораблей оказались в воде, выяснилось что неумеющие в большинстве своём плавать русские моряки(70% не умели плавать) ещё и не умели пользоваться спасательными средствами - отцы-командиры заставляли матросов молиться, но забыли научить одевать спасательный пояс, да и сами вряд ли умели. В результате матросы подвязывали пояс слишком низко и тело в воде переворачивало вверх ногами. Задранные в небо дрыгающиеся ноги в свете японских прожекторов это очень кинематографично. Сцена из «Титаника» отдыхает. Можно снять замечательный блокбастер «Цусима», заменив линию любви линией героизма русских моряков. Про героизм говорю совершенно без иронии - героизм был. Толку от героизма не было.

«Маленькая победоносная война» завершилась позором и революцией, которую удалось победить лишь расстрелами и столыпинскими галстуками. Правда сам Вячеслав Константинович Плеве не дожил - через полгода после произнесения им слов про «победоносную войну» его разорвало бомбой революционера-террориста. Интересно, что руководил революционерами-террористами высокооплачиваемый агент царской охранки Евно Азеф.

Через десять лет после первой случилась вторая «маленькая победоносная война», более известная ныне, как Первая Мировая. Тогда тоже был взрыв «патриотизма» и национального шовинизма. Российское общество в едином порыве приветствовало войну. Спасём братьев-сербов! - И русская армия перешла границы Германии и Австро-Венгрии. И тогда была уверенность в скорой победе. У Алексея Толстого в «Хождении по мукам» описана сцена: к генералу вбегает журналист с криком: «Ну, что, ваше превосходительство, через месяц будем в Берлине?»

И на этот раз не получилось. Вторая «маленькая победоносная война» Российской Империи закончилась теперь уже крахом правящего режима.

Третьей «маленькой победоносной войной» была «война малой кровью и на чужой территории». Не только Сталин, но и всё его окружение вполне серьёзно так считало - тому просто есть документальные подтверждения. Я полагаю, что после известия о нападении Германии Сталин был конечно сильно раздосадован (он не ожидал, что Гитлер совершит такую глупость), но при этом свято верил, что доблестная Красная Армия сразу отбросит врага от границ и далее, как запланировано - «война малой кровью и на чужой территории». Днём 22 июня 1941 г. мальчишки спорили между собой: «Взяли наши Варшаву или немцы Варшаву ещё держат?» - это есть в воспоминаниях одного из этих мальчишек. Мальчишка многое пережил, вырос и написал воспоминания.

Четвертая «маленькая победоносная война» это Крымская война Путина. Это уже совсем по Плеве:«Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война». Путинская экономика в жопе, но это тщательно скрывается от народа, поэтому Путин и устроил «патриотическое» шоу с присоединением Крыма. И опять взрыв «патриотизма» и национального шовинизма...

А всё кончится, как всегда - великими потрясениями для России. История учит тому..., что она ничему не учит дураков.


В январе 1904 г. Россия и Япония заканчивали приготовления к войне за господство на Дальнем Востоке. Военным министром был тогда Куропаткин, а министром внутренних дел и шефом Корпуса жандармов - Вячеслав Плеве. Перед самым началом войны Куропаткин будто бы обвинил Плеве в том, что тот потакал ее зачинщикам «и примкнул к банде политических аферистов». Плеве ответил: «Алексей Николаевич, вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война».

Так пишут в исторических учебниках. Но откуда известен этот диалог? Из «Воспоминаний» Сергея Юльевича Витте, законченных в 1912 г. и опубликованных десятилетием позже, уже после смерти автора. Плеве, напомним, был убит эсерами в июле 1905-го и ни подтвердить, ни опровергнуть сообщения Витте не мог.

Но вот Владимир Гурко, видный сотрудник Министерства внутренних дел, в своей книге «Черты и силуэты прошлого» утверждал, что Плеве «войны этой (...) определенно не желал». К его свидетельству следует отнестись со всей серьезностью. В дореволюционной России жандармское ведомство, как правило, менее всего было склонно к шапкозакидательству - как раз потому, что было лучше знакомо с внутренним положением страны,

Формула «маленькой победоносной войны» появилась не на пустом месте. К началу XX века самым свежим примером такой войны была испано-американская война 1898 г. Война была объявлена 25 апреля; 22 июня американцы высадились на Кубе (которая тогда принадлежала Испании), 3 июля пала столица Кубы Сантьяго, 12 августа был заключен мирный договор. Куба стала американским протекторатом; сверх того, Америка получила базу в Гуантанамо, Филиппины, Пуэрто-Рико и Гуам, а заодно аннексировала Гавайи - то есть стала преобладающей силой на Тихом океане. В бою и от ран погибло всего ок. 1 тыс. американцев, еще 4,5 тыс. умерли от тропических болезней.

Больше других отличился Первый полк волонтеров кавалерии, набранный, по инициативе Теодора Рузвельта, из ковбоев, спортсменов и полицейских. Рузвельт стал заместителем командира полка. Вопреки своему названию, полк сражался в пешем строю: лошадей перебросить на Кубу не удалось. 27 июля 1898 г., когда исход войны был уже ясен, посол США в Лондоне Джон Хей писал Рузвельту: «Это была блестящая маленькая война». В том же году Рузвельт, герой «блестящей маленькой войны», стал губернатором штата Нью-Йорк, два года спустя - вице-президентом, а еще через год, после убийства президента Маккинли, - президентом. В 1900 г. вышла его книга «Описание испано американской войны»; здесь-то и было напечатано письмо Хея.

Как известно, мирный договор России с Японией был заключен в Портсмуте (США) усилиями Витте и при посредничестве Теодора Рузвельта. Вполне возможно, что «маленькая победоносная война» в «Воспоминаниях» Витте была просто «переводом на русский» «блестящей маленькой войны». Однако у формулы Витте могли быть и другие источники.

В годы Первой мировой войны (т.е. до публикации «Воспоминаний» Витте) в американской и французской печати встречалось выражение «короткая победоносная война». Так задним числом оценивались намерения германских стратегов в 1914 г. В одной из книг, вышедших в 1918 г., говорилось: «Кайзер хотел не этой войны, а веселенькой, короткой, победоносной войны».

Патент на «веселенькую войну» принадлежит немцам. В середине XIX в. историк и публицист Генрих Лео издавал «Народную газету для города и деревни». В 1853 г. на страницах этой газеты он заявил: «Избави нас, Боже, от гнили европейских народов, и даруй нам свежую, радостную войну, которая встряхнет Европу». Шесть лет спустя он повторил это выражение в той же газете. В «Крылатых словах» С. Займовского (1930) этот оборот переведен как «свеженькая, веселенькая война». А в 1913 г. германский кронпринц Фридрих-Вильгельм в предисловии к сборнику «Германия под оружием» заявил: «Следует возродить свежий и радостный дух предков». Чем это кончилось, знает каждый.

Между тем герцог Веллингтон, победитель при Ватерлоо, говорил: «Для великой нации не бывает маленьких войн» (речь в Палате лордов 16 янв. 1838 г.). Как ни странно, почти то же самое говорил Джордж Буш-старший 18 января 1991 г., в день начала операции «Буря в пустыне»: «Не бывает дешевой или легкой войны».

Закончу анекдотом, который появился в Рунете три года назад:
«Владислав Сурков читает лекции в Академии Генштаба. Ему задают вопрос:
- Какие рода войск нужны, чтобы получить маленькую победоносную войну?
- РТР, НТВ, ТВЦ...
- А «Первый»?
- Ну, мы же не звери!»

Константин Душенко.

    Сущ., кол во синонимов: 1 мем (77) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Маленькая победоносная война выражение, использованное в январе 1904 года Вячеславом Константиновичем Плеве, российским министром внутренних дел и шефом жандармов по отношению к надвигавшейся войне с Японией: «Чтобы удержать революцию, нам… … Википедия

    Война - (War) Определение войны, причины возникновений войн, классификация войн Информация об определении войны, причины возникновений войн, классификация войн Содержание Содержание Определение в истории человечества Причины возникновения боевых действий … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Война (значения) … Википедия

    Война … Википедия

    Воротников, Олег - Лидер арт группы Война Лидер арт группы Война со времени ее создания в 2007 году. Осенью 2010 года в связи с одной из акций группы против него было возбуждено уголовное дело по статье хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия

    Географическая энциклопедия

    Россия Российская Федерация РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

    Российская объединённая демократическая партия «Яблоко» … Википедия

Книги

  • На пути к краху. Русско-японская война 1904 - 1905 гг. Военно-политическая история , Айрапетов Олег Рудольфович. Руководству Российской империи нужна была `маленькая победоносная война` для укрепления авторитета государственной власти. Это должна была быть победа над дикимиазиатами. Однако на самом деле…
  • На пути к краху. Русско-японская война 1904-1905 гг. Военно-политическая история , Олег Айрапетов. Руководству Российской империи нужна была «маленькая победоносная война» для укрепления авторитета государственной власти. Это должна была быть победа над дикими азиатами. Однако на самом…

— 05.06.2015

Нарушение перемирия и массированный обстрел ДНР украинскими военными напомнили известное выражение министра внутренних дел Российской Империи В.К. Плеве (см. заголовок). Фраза была сказана по отношении к надвигающейся Русско-японской войне. Есть здесь нечто похожее с происходящими сейчас на Украине событиями.


Российская Империя уже трещала по швам. Не решаемые проблемы и противоречия, революционные идеи, витающие воздухе. Ход мыслей Плеве можно понять. Маленькая война не потребует больших трат. Ликования, эйфория и чествование победителей переключат внимание и сменят царящие в обществе настроения. Хотя бы на время.

Непосредственным началом самой войны стало нападение японского флота на русские корабли, стоявшие на рейде в Порт-Артуре (8 февраля 1904 года). Но причиной войны стала внешнеполитическая политика Николая 2, выражавшаяся в экспансии Российской Империи на восток. В частности, аннексия Ляодунского полуострова, ранее захваченного Японией.

Царь и его окружение прекрасно понимали, что проводимая политика ведет к войне. И вообщем-то начало войны не только не пытались оттянуть, а наоборот подталкивали. В частности, известная фраза Плеве «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война» была произнесена за месяц до начала войны, в январе 1904 года.

Но острые внутренне политические проблемы, неспособность ни подготовить армию к войне, ни своевременно принять нужные решения привел к известному результату. Российская Империя с треском проиграла «маленькую победоносную войну» и получила в 1905 году первую русскую революцию.

А что происходит на Украине?

Острый экономический кризис. Страна практически объявила дефолт;

Социальный кризис. Цены и коммунальные платежи растут, доходы падают;

Развивающийся политический и управленческий кризис;

Растущие протестные настроения (пока немного, но люди выходят на митинги);

Имеющиеся в проблемы в стране не только не решаются, а ещё и создаются новые.

Возникает стойкое ощущение, что в украинских правящих кругах витает фраза: «Чтобы избежать государственного краха, нам нужна маленькая победоносная война». Правда под крики о войне с Россией, воюют они с населением Юго-востока собственной страны.
Провокации 3 июня стали воплощением этой политики.

Сохранено

Нарушение перемирия и массированный обстрел ДНР украинскими военными напомнили известное выражение министра внутренних дел Российской Империи В.К. Плеве (см. заголовок). Фраза была сказана по отношении к надвигающейся Русско-японской войне. Есть здесь нечто похожее с происходящими сейч...

"/>

Фернандо Вальехо «Богоматерь убийц»
Быстротечность человеческой жизни не беспокоит меня, меня беспокоит быстротечность человеческой смерти: спешка, которой мы предаемся, чтобы скорее забыть. Самая громкая смерть исчезает из памяти после очередного матча. Именно так, от матча к матчу, стираются воспоминания о некоем кандидате в президенты, либерале, очень перспективном, который побывал в Медельине и был застрелен наемниками откуда-то сверху, из окна, на закате, под драматическими огнями, в присутствии двадцати тысяч соратников по партии, вышедших на улицу с красными флагами. В тот день страна испустила вопль, обращенный к небу, и разодрала на себе одежды. А назавтра – гооол! Крики «гол!» сотрясали медельинское небо, взрывались петарды, ракеты, хлопушки, и никто не знал, что это: развлечение или те самые ночные пули. В темноте там и сям слышатся выстрелы, и прежде чем лечь спать, люди задаются вопросом: «Кого там уволокли с праздника жизни?» Затем вы отдаетесь альфа-, бета- и гамма-лучам сновидений, убаюканные стрельбой. Лучше спать под звуки перестрелки, чем под шум ливня…

«Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война»
Слова российского министра внутренних дел (с 1902) и шефа жандармов Вячеслава Константиновича Плеве (1846-1904) в беседе (январь 1904) с генералом Алексеем Куропаткиным. В. К. Плеве имел в виду надвигавшуюся войну с Японией.
Бывший председатель российского правительства Сергей Витте так описывает этот диалог в своих мемуарах (С. Ю. Витте, «Воспоминания», Издательство социально-экономической литературы, М., 1960, т. 2):
«Когда Куропаткин покинул пост военного министра и поручение ему командования армией еще не было решено, он упрекал Плеве, что он, Плеве, был только один из министров, который эту войну желал и примкнул к банде политических аферистов. Плеве, уходя, сказал ему:
- Алексей Николаевич, вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война.
Вот вам государственный ум и проницательность...»
Возможно, В. К. Плеве просто повторил выражение государственного секретаря США Джона Хея: «Это должна быть блестящая маленькая война» (a splendid little war). Эту фразу из письма Джона Хея президенту США Теодору Рузвельту (от 27 июля 1898 г.) Рузвельт позднее опубликовал в своей книге «Описание испано-американской войны» (1900). Возможно, говоря о «маленькой победоносной войне», В. К. Плеве просто воспользовался уже известным в то время выражением.
Цитируется как иронический комментарий к политике правительства, которое хочет путем развязывания «маленькой победоносной войны» отвлечь внимание населения страны от провала своей внутренней политики.
http://bibliotekar.ru/encSlov/12/5.htm

[Плеве Вячеслав Константинович (1846 - 1904) - министр внутренних дел и шеф жандармов в России. С 1881 г. - директор департамента полиции, в 1884 - 1894 гг. - сенатор, с 1902 г. - министр внутренних дел. Широко применял полицейский террор, расстрелы демонстраций, карательные экспедиции в районы крестьянских волнений, поощрял еврейские погромы. Убит бомбой эсером Е. С. Сазоновым в 1905 году.]
http://www.hrono.ru/biograf/pleve.html

Идея "маленькой победоносной войны" стара, как наш лицемерный мир. Возьмем, к примеру, передовой опыт Запада. В 1982 г. кабинет Маргарет Тетчер висел на волоске. Но тут аргентинцы удачно захватили Фолклендские острова. Не прошло и года, как на волне ура-патриотических настроений "железная леди" была переизбрана.
http://www.duel.ru/200030/?30_1_3

Циники, сатирики и “мистики” (контуры 5-8) сто раз говорили нам, что “разум - это продажная девка”, т. е. что семантический контур открыт для манипуляций со стороны более древних, более примитивных контуров. Как бы упорно Рационалист ни отрицал это утверждение, в ближней перспективе оно всегда оказывается истинным - то есть, пользуясь одним из излюбленных слов Рационалиста, оно всегда прагматически истинно. Тот, кому удастся в достаточной мере напугать людей (вызвать биовыживательное беспокойство), сможет быстро навязать им любую вербальную карту, которая, на их взгляд, принесет им облегчение, т. е. избавит от беспокойства. Пугая людей Адом и затем обещая им Спасение, самые невежественные и извращенные индивиды могут навязать им целую философскую систему, которая не выдержала бы и двух минут рационального анализа. А любой альфа-самец одомашненных приматов, как бы он ни был жесток или испорчен, может повести за собой всю стаю приматов, закричав, что альфа-самец соперничающей стаи собирается напасть на их территорию. Эти два рефлекса млекопитающих известны соответственно как Религия и Патриотизм. Они срабатывают у одомашненных приматов точно так же, как у диких, так как являются Относительными Эволюционными Достижениями (на определенном этапе).

Эмоционально-территориальный, или “патриотический”, контур также содержит программы статуса, или иерархии стаи. Действуя в тандеме с биовыживательным беспокойством первого контура, он всегда способен извратить функционирование семантического рационального контура. Все, что может привести к потере статуса, и все, что вторгается в “пространство” индивида (включая идеологическое “пространство”), представляет угрозу для среднего одомашненного примата. Если, например, какой-то бедняга привык к определенному жизненному статусу - “Я белый, а не какой-то там чертов ниггер” или “Я нормальный, а не какой-то там педик” и т.п., - любая попытка проповедовать терпимость, гуманизм, релятивизм и т. п. будет обрабатываться в нем не семантическим, а эмоциональным контуром и расцениваться как атака на статус (эго, социальную роль).
RAW
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000775/st002.shtml

и еще:
В. Р. Дольник "Homo militaris"
http://macroevolution.narod.ru/dolnik03.htm

Конрад Лоренц – Агрессия (так называемое `зло`)
http://www.ethology.ru/library/?id=39

шоу-власть
Англ. SHOW POWER. Термин Ги Дебора, который в книге «Общество спектакля», впервые вышедшей еще в 1967 г. (Debord:1992), назвав современное общество «обществом спектакля», где истина, подлинность и реальность больше не существуют, а вместо них господствуют шоу-политика и шоу-правосудие. В 1967г. Дебор различал две формы «шоу-власти»: концентрированную и диффузную. «Обе они,-писал он в «Комментариях к «Обществу спектакля», работе, вышедшей в конце 80-х годов, - витают над реальным обществом и как его цель, и как его ложь. Первая форма, благоприятствуя идеологии, концентрирующейся вокруг диктаторской личности, выполняет задачи тоталитарной контрреволюции, как фашистского, так и сталинского типа. Вторая, побуждая лица наемного труда пользоваться своей свободой выбора для потребления широкого массива предлагаемых услуг, представляет собой американизацию мира, процесс, который в некоторых отношениях пугал, но также и успешно соблазнял те страны, где было возможным поддерживать традиционные формы буржуазной демократии» (Debord:1992, с. 8). В 80-е годы возникла третья форма, являющаяся комбинацией первых двух и названная Дебором «интегрированным спектаклем». Россию и Германию Дебор считал показательными примерами первого типа, США - второго, а Францию и Италию - третьего. «Общество спектакля», столь характерное для идеологического климата 80-х годов, существует в условиях барочного калейдоскопа явлений жизни, превратившихся в сознании людей в чистую символику без какого-либо признака на содержательный акцент, в шоу-мир вездесущей рекламы товаров потребления и театральной рекламности политики. Это приводит к тому, что для подростков 80-х годов имя Рембо звучит как Рэмбо, а Маркс как название шоколадного батона. Дебор отмечает, что заветным желанием шоу-культуры является устранение исторического сознания: «С блестящим мастерством спектакль организует неведение того, что должно случиться, и тут же после этого забвение того, что было тем не менее понято» (там же. с. 14). Как только спектакль перестает о чем-то говорить, то «этого как бы и не существует» (там же, с. 20). Как пишет Кармен Видаль, перенося культурологические идеи Дебора на политическую атмосферу минувшего десятилетия, «контраст между ревущими 20-ми годами и Черным понедельником Уолл-стрита 1929 г. показал миру в начале века, что экономика и политика стали просто спектаклем. В 80-х годах нам напомнили об этом безумной атмосферой фильмов вроде «Уолл-стрит» или игрой око за око (или скорее, танк за танк), типичной для холодной войны, сменившейся в начале 90-х священной войной в Персидском заливе. Столь сурово осуждаемая Берлинская стена, принесшая столько смертей, также оказалась одной видимостью, когда как по волшебству она внезапно рухнула и ее обломки превратились в предмет торговли! 80-е годы стали свидетелями краха тоталитарного режима в Восточной Европе и триумфа того, что Тоффлер назвал «третьей волной». Не только Америка, но и весь мир в конце концов превратился в один огромный Диснейленд» (Vidal:1993, с. 172)
http://mirslovarei.com/content_fil/SHOU-VLAST-11923.html

чтобы перестать замечать «социальную действительность»,
нужна маленькая победоносная самоидентификация

футбольная победа для подданных шоу-власти – это победа нации над экономическим отставанием, разрухой, тленом и смертью, над другим чуждым темным полюсом мира, это событие космической важности

или это рессентиментная перестановка ценностей –
те, в которых не преуспели, назначим неважными, а еще лучше – злом
(проиграли? – зато мы «духовны»… или «расово чисты».
претенциозное быдло? – зато «я вас сильнее»)

да и какие вообще из ценностей – ценные? Если «моральное небо над головой» свернулось, как свиток, "Gott ist tot" и все ценности назначены биологическими и культурными кодами… или теми, кто эти культурные коды пишет… под диктовку своих кодов

хотя… Конрад Лоренц говорил о невозможности предотвращения человеческой внутривидовой агрессии избавлением от раздражающих ситуаций и морально-мотивированными запретами (и не советует направленную евгенику в направлении ограничения агрессии),
но в качестве возможного способа «обезвредить» агрессию рассматривал возможность переориентировать и сублимировать её (в числе прочих способов – «Агрессия», гл. 14) в спортивных соревнованиях как культурно-ритуализированной форме борьбы,
которая учит людей сознательному контролю, ответственной власти над своими инстинктивными боевыми реакциями.

дискордианский закон вселенской беззаконности как всегда оставляет вопрос без ответа…