Ответственность в реальной жизни. Сочинения по русскому языку и литературе

«Мы совершаем поступки, потом живем с их последствиями.

прожить жизнь, не совершив ни одного поступка».

Олег Рой «Фантомная боль»

Жизнь удивительно устроена. Что бы ни происходило, что бы мы не делали, мы всегда сталкиваемся с последствиями наших действий. Последствия могут нам нравится, а возможно и нет. Но они остаются с нами, и эти разноцветные бусинки – наши последствия, нанизаны на золотую нить, название которой ответственность.

Все когда-либо в своей жизни сталкивались с ответственностью. Даже с самых малых лет, когда случайно разбитая мамина ваза становилась тем самым последствием нашей веселой игры, за которую приходилось нести ответственность. Но частота встреч с той самой ответственностью – далеко не гарантия того, что она у нас приживется. Что встречи с ней будут радостными и желанными, и что никогда не захочется перебросить ее как мяч, кому-нибудь другому. Чем старше мы становимся, тем чаще встречаемся с этой ответственностью. И что бы мы не делали, родители, учителя, общество будут говорить нам, что мы за все в ответе. За все то, что делаем мы и за все те многочисленные бусинки-последствия, которых с возрастом мы будем все больше копить. И если мы примем правила этой игры, то будем носить гордое звание ОТВЕТСТВЕННОГО человека. А если же нет, то слава безответственного, а вдобавок наверняка ненадежного и необязательного человека, нам обеспечена.

Но все ли люди, принявшие правила этой игры действительно являются ответственными, и действительно ли ответственность это так обреченно? Что есть подлинная ответственность, откуда она берется, и насколько счастливо живут безответственные люди?

В толковом словаре русского языка написано: Ответственность – возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-либо своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Звучит немного обреченно, особенно словосочетание «принять на себя вину». Но, тем не менее, данное определение имеет право на существование. А что думают и говорят об ответственности люди, не имеющие под рукой словаря? Схожи ли их представления об с вышеуказанным определением?

Ответственность – черта человека, которая проявляется в том, что человек совершает поступки и не боится за них отвечать;

Ответственность – это когда человек должен выполнять обязательства и ответить за качество их выполнения;

Ответственность – это то, что есть у каждого человека перед другими людьми.

Читая эти определения, слово «ответственность» воссоздается картинкой, состоящей из следующих паззлов: чувство вины, отсутствие страха, долженствование, обреченность.
То есть ответственным можно назвать человека, который испытывает чувство вины, чувство долженствования, обреченности и при этом не испытывает страха, отвечая за свои поступки. Есть ли в действительности такие люди? И как они живут с таким набором паззлов?

Вы знаете, если бы детям в детском саду воспитатели в своих рассказах упоминали именно эти характеристики «ответственного человека», то готова поспорить, что никто бы из детей не захотел бы быть в будущем таким человеком. А ведь именно с детства ответственность, как черта личности, начинает свое формирование и продолжает себя в процессе активной деятельности и социализации. Впоследствии ответственность становится результатом интериоризации социальных ценностей, норм и правил.

Понятие «ответственность» тесно перекликается с понятием локуса контроля. Термин «локус контроля» был введен Дж. Роттером в 1954 году, и подразумевает под собой определенное свойство индивида, объяснять свои удачи или неудачи в деятельности внешними обстоятельствами (экстернальный локус контроля), либо внутренними факторами (интернальный локус контроля).

- «Начальник просто встал сегодня не с той ноги, поэтому накричал на меня за ошибки в отчете»
- «Сегодня я всюду опаздывал и понял, что это знак и мне стоит отменить вечером встречу, иначе я и туда опоздаю»

- «Я мало уделил внимания 3 и 4 пункту в своем проекте, поэтому он не выдержал такой критики»

- «Мне следует уделить внимание самообразованию, чтобы достичь больших успехов в работе».

Вот таковы примеры эктернального и интернального локуса контроля. Отсюда можно сделать вывод и практически наглядно представить себе этих разных людей. Люди, обладающие интернальным локусом, настойчивы в достижении поставленной цели, более уверенны, целеустремлены. Их уверенности в себе хватает, чтобы ответить за свои поступки и критично увидеть причину последствий в себе. Склонность к эктернальному локусу контроля, напротив, проявляется в незрелости, неуверенности и тревожности. Таким людям сложно стоять на своем и проще отдать «бразды правления» своей жизни кому-то или чему-то другому. Так называемых «чистых» интерналов или экстерналов не существует. Но привычка приписывать ответственность за свои действия и последствия себе или другим – во многом определяет качество жизни человека. Локус контроля не является врожденной характеристикой и окончательно образуется в процессе социализации. Также как и чувство ответственности.

Нравится статья?


«Слово «случайность» придумано, чтобы избежать ответственности» (Эриант Шульц)

Объясняя свои действия, их последствия и всю свою жизнь «случайностями» не дает нам ощущения свободы и личностной зрелости. Ведь только ощущая свободу внутри себя, можно по своему желанию распоряжаться своей жизнью, понимая и принимая как положительные, так и отрицательные исходы. Делать выводы, превращать их в опыт и стремиться к лучшему. Всему этому важно и нужно учиться еще с детства. Благодаря правильному (с точки зрения воспитания ответственности) воспитанию азы ответственности будут закладываться, и развиваться в маленькой личности. Искренне полагаю, что успешный результат воспитания и развития ответственности не связан с полом и очередностью рождения ребенка. Личность в этом ракурсе андрогинна по отношению к ответственности. А старшие сиблинги, сталкиваясь с вынужденной ответственность за младших, могут и не стать в итоге ответственным взрослым. Эта тонкая золотая нить ответственности – ювелирная работа наших родителей, которые своим неравнодушием и участием могут творить шедевры. С самого детства важно брать за правило доводить начатое дело до конца, не взирая на возможность неудачи. Учиться анализировать ситуацию и просчитывать возможные последствия своих действий. Чтобы точно знать, что ты делаешь и как потом обходиться и отвечать за свои поступки. Не стоит бояться неудачи, страхи лишь парализуют нас, закрывая для нас новые возможности. Дорога к достижению поставленной и желанной цели не бывает гладкой, а неудача – показатель того, что мы пытались осилить ее. И должны пытаться дальше. И это касается не только сверхважных рабочих проектов, например, и всего того, с чем мы встречаемся в нашей взрослой жизни. С достижениями и неудачами мы начинаем знакомиться с самого детства. И роль родителя, как важного примера для ребенка – неоспорима, пример заразителен.

Однако отводить единственную роль развитию ответственности только родителям все же не стоит. Работа над собой, совершенствование – вот что дает нам силу в полной мере называть себя ответственными людьми. Соблазнов в жизни много, когда вдруг появляется кто-то или что-то, куда можно переложить ответственность за свои поступки. Простой пример из собственного опыта: технический прогресс не прекращает свое движение и появление на телефонах функции автоматического исправления грамматических ошибок в словах, которые ты печатаешь – очень удобная вещь. Ты перестаешь заморачиваться, ту ли букву ты напечатал, в правильном ли падеже ты написал слово – все исправляет техника в мгновение. И чувствуешь ты себя при этом ну очень грамотным человеком. Но стоит поменять формат письма и вернуться к ручке с бумагой, так вдруг оказывается, что и правильное написание слов ты забыл, и буквы пропускаешь. Но винить себя в безграмотности не хочется, и ты приписываешь данный факт ошибок – техника. «Какая удобная, но вредная эта программа автоматического исправления слов!» И совершенно забываешь (а вернее было бы сказать хочешь забыть) о том, что причина безграмотности не в технике, не в программе и даже не в учителе русского языка, который плохо учил тебя в школе, а просто в тебе. Все так просто оказывается. Так вот это надо замечать, с такими случаями в жизни надо бороться, быть критичным к себе и работать над собой неустанно. Именно так мы становимся действительно свободными и ответственными людьми.

Ответственность является чертой характера, которую родители обязательно хотят видеть в своих детях. Ребенок должен отвечать за свои поступки, слова, ответственно относиться к учебе, к личным вещам и семейному имуществу. Кроме названного, еще многое другое входит в сферу ответственности, которую родители делегируют ребенку.

Воспитание ответственности

Ответственность относится к тем личностным образованиям, которые характеризуют зрелого человека . Согласитесь, что ответственным человек может быть только осознанно. Каким же образом может быть ответственным подросток, который только ищет себя, пытается уловить какой-то смысл в жизни. А что же тогда говорить о дошкольниках? Стоит только улыбнуться, когда слышишь от родителей пятилетки: «Ну какой ты безответственный!»

Что же делать родителям, которые все-таки хотят в будущем видеть ребенка ответственным взрослым человеком? Создавать предпосылки, то есть условия, в которых ответственность будет формироваться.

Во-первых, это . Как ни крути, но на примере безответственного поведения родителей ответственного ребенка не получится. Чтобы дети понимали смысл ответствености, нужно комментировать свои действия: «Я обещал бабушке, что в воскресенье помогу ей на даче. Раз обещал, значит сделаю»; «Мне нужно на работу прийти вовремя. Нельзя опаздывать, это безответственно» и т.д.

Во-вторых, по мере взросления ребенка, нужно расширять зону ответственности . Объясняя это ребенку, нужно показать, что все в семье за что-то отвечают. Каждый несет ответственность за свои личные вещи, у каждого члена семьи есть обязанности. Постепенно ребенок осознает и свое участие в общих делах семьи, берет ответственность за определенный участок.
Здесь есть очень тонкая грань, которую не все родители выдерживают, когда дети ее переступают. Я говорю о постоянстве и о единых требованиях родителей. Если сегодня я должен мыть посуду, а завтра об этом никто не вспомнил, то почему я послезавтра ее должен мыть. Справились же без меня. А еще, если мама требует одно, папа другое, а бабушка тайком «помогает» избавиться от поручений родителей, то какая же тут ответственность?

Следующий этап – осознание необходимости слова «Надо» . В жизни бывают не только сладкие дни. Ребенок должен это понимать с детства. Проблема многих семей сегодня – «тепличное» . Окружить ребенка заботой – это очень хорошо, но подготовить его – еще лучше. Многие дети сегодня пребывают в состоянии стресса, потому что при первых столкновениях с действительностью не могут найти в себе силы к преодолению трудных обстоятельств. А силы появляются тогда, когда ребенка с детства приучали к терпению, к семейным правилам, к семейным обязательствам. Если надо — значит надо.

Кто-то, может быть, упрекнет меня в излишней требовательности. Безусловно, все требования должны соответствовать возрасту и физическому состоянию ребенка , предъявляться последовательно, быть едиными. Хорошо продуманная система разумных требований сыграет роль той самой платформы, на которой строится воспитание ответственности.

Поговорим об ответственности

Форма проведения: час общения

Цель: развитие у воспитанников чувства ответственности.

Задачи:

Содействовать формированию умений анализировать свои поступки и черты характера; -прогнозировать последствия своих действий.

Оборудование: на стенде пословицы: «Задним умом дела не поправишь», «После дела за советом не ходят», высказывания об ответственности, бланки с вопросами для предварительного ознакомления и оформления ответов на них, памятки «Как развить в себе ответственность».

План проведения

II . Основная часть

2.1. Вопросы для обсуждения.

2.2. Задания по карточкам.

2.3. Обсуждение пословицы

III . Заключительная часть

3.1. «Сокровища сердца»

I . Введение в тему, постановка цели.

Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами в очередной раз собрались для откровенного разговора. Наше мероприятие будет проходить в форме часа общения. О чём это говорит? Правильно, каждый из вас имеет право на собственное мнение, которое может высказать. Но, с одной оговоркой – ваши высказывания не должны задевать достоинство других членов группы. Итак, посмотрите на стенд. Как называется наш час общения. Ключевое слово здесь…(ответы). Правильно, ответственность, а что такое ответственность? Ответственность - это надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков, и есть следствие твоих поступков (действий). Ответственность - это не вина, это уверенность. Ответственность включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих в рамках системы или аппарата системы. Итак, давайте попробуем поставить цель нашего мероприятия. О чём мы с вами сегодня поговорим? А для чего нам нужно обсуждать эту тему? Правильно, чтобы уметь анализировать свои поступки и избежать многих ошибок в жизни и понимать, что за все свои поступки человек несёт ответственность.

II . Основная часть

2.1. Вопросы для обсуждения

1. Когда возникает чувство ответственности?

2. Какие поступки можно считать непоправимыми? Последствия каких действий можно исправить? (Жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно. К непоправимым поступкам относятся: убийство, казнь, предательство, неверное лечение и др. К поступкам, последствия которых можно исправить, относятся некоторые житейские поступки: опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-то и др.

3. Почему ответить на вопрос легче, чем за поступок? (речь идёт о чувстве стыда, страхе перед наказанием, боязни унижения, опасения, что люди не смогут понять провинившегося.

почти любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать, но вспоминать и говорить о нем неприятно)

4. Какие черты характера приводят к неправильным поступкам? (излишнюю доверчивость, например, героиня басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»; легкомыслие (сказку о Царевне- лягушке для примера)

5. Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?

Воспитатель, подводя итог, делает акцент на то, что неприятные последствия можно было предвидеть.

2.2. Задания по карточкам

Затем каждая группа учащихся получает от воспитателя карточку с заданием, выполнение которого предполагает коллективное обсуждение и поиск ответа на один из

1. Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)

2. Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Из-за непослушания.)

3. Что заставило царя в сказке «Конек-горбунок» прыгнуть в кипящий котел? (Зависть красоте и молодости Ивана.)

4. Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке «Красная Шапочка» (Болтливость.)

5. Из-за чего заяц лишился лубяной избушки? (Из-за доверчивости.)

6.Из-за чего Стрекоза из басни И.А. Крылова осталась без тепла и крова? (Из-за легкомысленности.)

7. Из-за чего Буратино из сказки А.Н. Толстого остался без золотых монет? (Из-за глупости.)

2.3. Обсуждение пословицы

А сейчас, ребята, обратите внимание на стенд. Прочтите пословицу. (Не ошибается тот, кто ничего не делает)

Как вы понимаете эту пословицу?

Реально ли избежать ошибок в жизни?

Что хуже: безделье или ошибка?

Совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях - даже уважать. Например, Буратино, который по глупости поверил коту Базилио и зарыл денежки на Поле чудес. Его подтолкнула к неверным действиям не жадность, а желание купить папе Карло новую куртку. Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки? (в ходе рассуждения приходят к выводу, что для признания ошибки требуется мужество, что такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения) Кто когда-либо признавал свои ошибки? Какие это были ошибки? Трудно ли вам это было сделать? Какие чувства вы испытывали? (Дети высказывают свое мнение.)

* * *

Признать ошибку потрудитесь

И перед другом извинитесь.

Ваш вовсе не сойдет на нет.

Ф. Гинзбург

Вывод

Ошибки бывают полезны, если вы на них учитесь.

Вы должны сами отвечать за свои ошибки.

Вы всегда можете пробовать, главное - действовать.

У вас всегда есть выход из ситуации.

У вас есть выбор.

2.4. Преимущества ответственности

Ответственность даёт человеку определённые преимущества.

    Ответственность даёт уверенность – в себе и своих силах.

    Ответственность даёт уважение – как самоуважение, так и уважение со стороны окружающих.

    Ответственность даёт возможности – для самоконтроля и контроля над внешней ситуацией.

    Ответственность даёт свободу – от мизантропии; ответственный человек не осуждает ошибок и не впадает в депрессию при виде неадекватного поведения кого-либо; он просто констатирует, что на данного человека в данной ситуации полагаться не рационально.

2.5. Проявления ответственности в повседневной жизни.

Давайте рассмотрим примеры ответственности в повседневной жизни.

    Родительство. Родители всегда ответственны за своих детей.

    Трудовая деятельность. В трудовых коллективах начальники всегда несут ответственность за своих подчиненных. От ответственности руководства зависит атмосфера в рабочем коллективе, результат его работы. Потому, что ответственный человек приложит все усилия для того, чтобы в срок закончить обязательства. Он при возникновении в коллективе конфликтов принимает остаточное решение за всех его участников и контролирует ситуацию. Чем более ответственным человеком является руководитель, тем более работоспособный и дружный коллектив способен создать.

    Конфликтные ситуации. Ответственный человек при возникновении конфликтных ситуаций способен самостоятельно (ответственно) принять решение за всех участников ситуации и, тем самым, поставить ситуацию под контроль.

    Военная служба. Командир воинского подразделения всегда отвечает за жизнь и поступки подчинённых.

    Выполнение обязательств. Ответственный человек любое дело старается закончить точно в срок и наилучшим образом.

А какие примеры ответственности можете привести вы?

III . Заключительная часть

3.1. «Сокровища сердца»

Итак, давайте подведём итог сегодняшней встречи. О чём мы с вами говорили. Что нового вы сегодня узнали. А какая часть мероприятия вам запомнилась больше всего? Что-то из нашего разговора было полезным для вас? Спасибо вам, ребята, за вашу работу на мероприятии.

У нас есть вот такое большое сердце. Давайте впишем в него все качества человека, которые делают его добрым, ответственным, волевым. А на память о нашей встрече я хочу подарить вам небольшие памятки

3.2. Памятка «Как развить в себе ответственность»

. Что такое ответственность каждый человек должен осознать в жизни сам. Он должен стремиться стать ответственным, своим примером показывать другим, что у него есть чувство долга. Каждый из нас должен воспитывать в себе те качества, которые помогут нам реализовать свою ответственность перед семьей и обществом . А на память о нашей встрече я хочу подарить вам небольшие памятки.

Как развить в себе ответственность

    Самоконтроль и работа над собой. Внимательное отношение к себе, к своим словам, обещаниям и поступкам помогают человеку стать более ответственным. Главное – не отступать, видя, что не всё удается сразу, так как работа над собой – процесс длительный.

    Письменные «поручения» самому себе. Один из вариантов, психологически помогающих нести ответственность за свои обещания и всегда выполнять их – записывать на листе бумаги задачу, которую ставит человек перед собой, и сроки её выполнения.

  1. (53 слова) Примечательным примером является всем знакомая история Маленького Принца, написанная Антуаном де Сент-Экзюпери. То, как герой тщательно ухаживает за своей планетой, как он бережет свою розу – это и есть ответственное отношение к окружающему миру. Без него бы все погибло, каждое растение на планете в нем нуждается и зависит от его внимания и любви.
  2. (43 слова) Мы несем ответственность за каждый наш поступок, и об этом всегда следует помнить. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ярко иллюстрирует нам последствия безответственных поступков. Совершив хладнокровное убийство, Родион Раскольников расплачивается каторгой и тюрьмой, а самое главное — бесконечным мучением совестью.
  3. (56 слов) Вспоминая образ Андрея Соколова в рассказе М. Шолохова «Судьба человека», можно выделить важный вид ответственности — ответственность за судьбу Отечества. Он чувствует, что ему необходимо быть там, где он особенно нужен, там, где решается судьба русской земли. Несмотря на то, что никогда не был военным, герой берет в руки оружие и до последнего обороняет страну.
  4. (48 слов) Ярким примером того, как пустые слова и безответственные поступки могут причинить боль, является произведение Н. И. Карамзина «Бедная Лиза». Играя с чувствами молодой девушки, Эраст обманул и предал ее. Оставшись наедине со своим горем, Лиза совершает самоубийство. Потом ее возлюбленный мучился всю жизнь, что доказывает необходимость ответственности.
  5. (50 слов) Вмешиваясь в природу, человек обязан полностью отвечать за содеянное. Научное достижение профессора Преображенского из рассказа «Собачье сердце» М. А. Булгакова подтверждает то, что порой сами ученые могут стать жертвами своих же экспериментов. Понимая, что Шариков угрожает ему и всем окружающим, герой губит карьеру, но исправляет ошибку, уничтожая свое открытие.
  6. (40 слов) Прекрасный пример ответственности за своих родных мы видим в произведении Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей». Потерпев ужасную катастрофу, герой переживает за близких, которые так сильно нуждаются в нем и тревожно ждут его дома, а не о своем личном спасении.
  7. (47 слов) Мы несем ответственность за свои обещания, за каждое слово. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна, несмотря на не прошедшую любовь, не переступает через свои нравственные устои. Она остаётся верна своему супружескому долгу, потому что раз и навсегда взяла на себя ответственность перед своим мужем.
  8. (53 слова) В рассказе Куприна «Куст сирени» главная героиня взяла на себя ответственность за семейное будущее. Ее супруг поставил на чертеж кляксу, но объявил профессору, что это куст. Провалив экзамен, Николай опускает руки, но Вера не сдается и сажает сирень на указанном месте. Так, женщина помогла мужу пройти через испытание, ответственно подойдя к решению проблемы.
  9. (44 слова) В произведении «Слово о полку Игореве» безымянного автора читатель проникается важностью понимания своего общественного долга. Ответственность за судьбу Родины, патриотизм - это неизменные ценности любого народа во все времена, о которых нам непременно нужно помнить. Именно этому учит «Золотое слово» Святослава, напутствующего других князей.
  10. (48 слов) В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова мы встречаем олицетворение трусости в персонаже прокуратора Иудея Понтия Пилата. Не желая участи философа, он отправляет на страшную казнь невинного Иешуа. Он забыл о том, что несет ответственность за совершенные ошибки. Из-за этого он был обречен на вечную пытку.

Примеры из жизни, кино и СМИ

  1. (56 слов) Приведу пример из личной жизни. Работая на высоких должностях, моя бабушка была в делах с утра и до поздней ночи. В ответ на постоянные вопросы о том, как она все успевала, она отвечает очень кратко: «Просто есть слово надо». Если человек за что-то берется, то это надо выполнить, как положено – таков закон всех успешных людей.
  2. (54 слова) В одной газете я прочитал, как человек работает на Беломорканале. Там тяжелые условия, маленькая зарплата, нет даже магазина поблизости, но, тем не менее, он следит за состоянием своего поста и обеспечивает функционирование канала. Журналистам он объяснил, что просто чувствует ответственность за все это, а потому не уезжает оттуда и не бросает свое ремесло.
  3. (79 слов) Основанный на реальных событиях фильм «По соображениям совести» Мела Гибсона презентует легендарную историю героя войны Десмонда Досса. Совершенно без оружия, санитар Десмонд, снова и снова подвергая себя смертельной опасности, разыскивал тех, кому нужна его помощь. Несмотря на многочисленные ранения, он эвакуировал всех раненных с линии огня. И в итоге, проявив несказанную отвагу и ответственность, Десмонд спас 75 человек. В фильме также прозвучала документальная вставка его слов: «Тогда я молил Бога только об одном. Спасти хотя бы ещё одного!»
  4. (73 слова) Брайони Таллис, героиня замечательного фильма Джо Райта «Искупление», обвиняет молодого человека своей сестры в ужасном преступлении, к которому он не имел никакого отношения. Данное заявление полностью изменило судьбу влюбленных, и в конечном итоге они оба погибают от рук Второй мировой войны. Брайони на протяжении всей жизни будет нести этот тяжелый груз ответственности и, став писательницей, она напишет роман «Искупление», в котором она подарит счастье, а самое главное — время, для двух разлученных судеб.
  5. (52 слова) Как-то раз мой приятель приютил котенка на даче. Он спас его из воды и выкормил с ложечки, и в конце лета тот вырос красивым и пушистым котом. Однако у его мамы была аллергия, и родители не разрешили взять питомца. Тогда он потратил кучу времени, чтобы устроить животное. Это и есть ответственность.
  6. (54 слова) Одними из самых ответственных людей в мире являются врачи. Их ответственность заключается в каждом движении руки, в профессионализме и чёткости верных действий. Таков был и тот медик, который спас жизнь моему другу, попавшему в автокатастрофу. Теперь семья мальчика каждый год поздравляет врача и приглашает в гости, ведь он стал для ребенка вторым отцом.
  7. (48 слов) Каждый из нас в ответе за экологию планеты. Мы обязаны нести ответственность за природные ресурсы, которые мы используем, за мусор, который производим каждый день, и, конечно, за животных. Мои родители, например, каждую зиму кормят птиц в парке, а еще участвуют в субботнике. Я тоже буду так делать.
  8. (49 слов) Мы в ответе за каждое произнесенное нами слово. Сказав что-то и не обдумав, мы можем причинить боль людям. Однажды я нагрубил бабушке, после чего впервые увидел, как она плачет. Меня потрясло это, и с тех пор я стараюсь взвешивать каждую реплику, ведь осознал ответственность за то, что произношу.
  9. (44 слова) Когда человек находится в команде, спортивной или любой другой, перед ним стоит ответственность не за одного себя, а за всю команду, за общую цель и победу. Например, наши выдающиеся хоккеисты во всех интервью говорят, что без коллективной ответственности они бы ничего не добились.
  10. (41 слово) Для того чтобы понять насколько безответственны бывают люди, достаточно узнать, насколько часто они оставляют своих домашних животных. Брошенные собаки на дачах, переполненные приюты, отлов бездомных животных — это все результат отсутствия в некоторых людях таких качеств как обязательность и гуманность.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!