Организация и методология научных исследований учебное пособие. Понятие метода и методологии научных исследований

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Крившенко Л.П.,

Вайндорф-Сысоева М.Е., Юркина Л.В.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МОСКВА 2007

Методология и методы научного исследования

Учебное пособие

Рецензент: д.п.н, проф. Лямзин М.А.

Аннотация

Пособие рассказывает о методологии и методах организации научного исследования для решения задач активизации обучения школьников и учащихся начального и среднего профессионального образования. Методы исследования, эксперименты, чаще всего, у неподготовленной аудитории ассоциируются с техническими и естественными науками, и в этих областях действительно существуют теоретические и методические рекомендации. Данное пособие раскрывает специфику экспериментальной деятельности в гуманитарной сфере, обращая особое внимание на психологию и педагогику – как основной инструментарий преподавателя – руководителя эксперимента. В приложении даны методики исследования личности. Пособие может быть интересно как преподавателям, так и учащимся и родителям.

Тема 1. Наука как система познания действительности. 4

Тема 2. Понятие о научном исследовании 10

Тема 3. Методология научного исследования 25

Тема 4. Особенности научного исследования в психологии и педагогике 38

Тема 5. Психология в системе научного познания 53

Тема 6. Методы исследования в психологии 59

Тема 7. Педагогика в системе научного познания 68

Тема 8. Методы исследования в педагогике 75

Тема 1. Наука как система познания действительности.

    Принципы научности

    Формирование научного познания

    Система научного познания

    Наука как социальный институт

Чтобы умно доказывать что-либо, одного ума недостаточно.

Ф. Честерфилд

Издревле человечество стремилось выявить закономерности функционирования окружающей реальности и на их основе воспроизвести картину мира. Запросы общества диктовали получение новых знаний и использование их с целью коррекции действительности. Чтобы соответствовать этим запросам, представления о мире должны были соответствовать нескольким требованиям: объективность, обобщенность, надежность и возможность трансляции знания. На протяжении всего пути развития цивилизации формировались социальные институты, способствовавшие получению и транслированию представлений о мире, но они далеко не сразу вышли на научный уровень. В различные эпохи социальными институтами производства, сохранения и транслирования знаний служили религиозные институты, философские и медицинские школы. Одновременно с ними существовала система донаучного и обыденного познания, в рамках которых и начали зарождаться различные системы научного познания мира.

Самой первой наукой, еще во времена античности, стала философия, правда, понимание ее тогда значительно отличалось от современного – философия считалась всеобъемлющей мудростью, которая объединяла все известные конкретной эпохе знания о мире. Затем по мере расширения познания из философии постепенно стали выделяться отдельные научные системы.

В ХУ11-ХУ111 вв. началось формирование науки как социального института – специально предназначенного для получения надежных и достоверных представлений о мире. В этот период были созданы университеты, национальные академии, а также научные периодические журналы, что обеспечило открытый характер научного знания, в отличие от оккультного, характерного для предыдущих эпох.

С чего начиналась любая наука – с того, что какой-то мудрец увидел проблему для исследования и познания. Проблемой традиционно считается столкновение знания и незнания. Если речь идет о столкновении личного знания и незнания – это учебная проблема, т.е. проблема для отдельного человека или группы людей, но не для человечества в целом. А если, всеобщее знание сталкивается с всеобщим незнанием, то можно говорить о

научной проблеме. Схема 1 демонстрирует уровень проблемности.

Однако само выделение проблемной области из массы философского знания еще не говорит о появлении науки. Если исследователи превращают определенный пласт явлений в предмет научного познания, включающий описание фактов и их возможное объяснение, это еще не дает статус науки. А что же его дает? В науке нет места субъективному знанию, бытовым знаниям и не только. Известно, что ремесло, хотя обучение ему и требует тяжкого труда, времени, учебы, а иногда и таланта, не является наукой, так как представляет собой навыки без теоретической базы. Но и религия, имеющая теоретические схемы, также не является наукой, так как ее рассуждения никогда не проверялись практикой, и тем более не подтверждались ею. Что же включает в себя научное исследование? Как ни странно, наука начинается с описательной стадии, но на ней она еще наукой не является. На этой стадии описываются факты, затем они систематизируются и объясняются. На этой основе возникает теоретическая база – система достоверных знаний о действительности (вот где фигурирует проверка практикой). Теоретическая база будет несовершенной, если она не позволяет вывести определенные законы – устойчивые, повторяющиеся связи явлений. Очень важной для статуса науки является прогностическая функция, без нее наука также несостоятельна. Сказанное можно обобщить схемой 2.

Ученые по-разному определяют понятие закона и закономерности. Нам ближе представление о том, что закон – это безусловная, повторяющаяся, устойчивая связь явлений и событий. Естественно любой закон имеет определенные рамки применения, в которых он работает. Разговоры о всеобщих законах достаточно условны. Кроме того, о законах чаще всего говорят в системе естественных, точных наук, в системе же гуманитарного знания – принято говорить о закономерностях – повторяющихся, устойчивых, но условных связях явлений и событий. Эта условность определяется, прежде всего, многообразием и сложностью – человека – области исследования.

Схема 2.

На сегодняшний день наука определяется как сфера человеческой деятельности, функциями которой являются: выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; использование теоретических разработок на практике; возможность прогнозирования развития исследований и их результатов. Возможность осуществления этих функций существует благодаря многоаспектности научного феномена:

    наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений и вспомогательных структур);

    наука как результат – научные знания, система представлений о мире;

    наука как процесс – непосредственно научные исследования, процесс получения обобщенной, достоверной, объективной и транслируемой информации;

Формирование науки как социального института. Важнейшая цель науки - приобретение нового знания в соответствии как с уже сформулированными, так и лишь возможными в будущем запросами общества. Чтобы соответствовать этим запросам, знание должно обладать такими свойствами, как обобщенность, надежность, сообщаемость, объективность.

На протяжении всей истории человеческого общества формировались социальные институты, обеспечивающие эти свойства знания. Социальный институт - понятие, обозначающее устойчиво воспроизводящуюся систему ценностей, норм, правил (фор-мальных и неформальных), принципов; начало, организующее членов общества в систему отношений, ролей и статусов. Социальные институты следует отличать от конкретных организаций. Однако наука как социальный институт объединяет конкретные организации, ведущие исследовательскую работу – это, в первую очередь, высшие учебные заведения (академии, университеты, институты), отраслевые институты, институты повышения ква-лификации и т.д.

Никакая научная работа невозможна без соответствующей инфраструктуры. Это так называемые органы и организации научного обслуживания: научные издательства, научные журналы, научное приборостроение и т.д., - которые явля-ются как бы подотраслями науки как социального института.

Наука как социальный институт может функциониро-вать лишь при наличии специально подготовленных ква-лифицированных научных кадров. Подготовка научных кадров осуществляется через ас-пирантуру или соискательство на уровне ученой степени кандидата наук. Из числа кандидатов наук через докторантуру или со-искательство готовятся научные кадры высшей квалификации - на уровне ученой степени доктора наук. На уровне мирового научного сообщества ученой степени кандидата наук соответствует степень доктора философии, а ученой степени доктора наук – доктор профессор техники или философии, соответственно в технических или гуманитарных науках.

Наряду с учеными степенями преподавателям высших учебных заведений, институтов повышения квалификации присваиваются ученые звания как ступени их педагогиче-ской квалификации: доцента по кафедре (в основном из числа канди-датов наук, при наличии стажа преподавательской работы в вузе и опубликованных научных трудов) и профессора (в основном из числа докторов наук при наличии крупных научных работ - учебников, монографий и т.д.). В отраслевых научных институтах званию доцента по кафедре соответствует – звание старшего научного сотрудника или доцента по специальности, а званию профессора по кафедре – профессор по специальности.

В настоящее время многие средние учебные заведения при-глашают научно-педагогические кадры из ВУЗов или научных организаций. Эта тенденция чрезвычайно перспективна, так же как и подготовка научно-педагогических кадров из числа руководителей и педагогов самих учебных заведений. Тот факт, что в общеобразовательных школах, гимназиях, в учеб-ных заведениях начального и среднего профессионального об-разования работает все больше кандидатов и докторов наук, говорит о том, что и эти учебные заведения будут все больше вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность.

Тема 2. Понятие о научном исследовании

    представление о научном исследовании

    требования к научному исследованию

    терминология научного исследования

«Все существующее имеет достаточное

основание для своего существования»

Г. Лейбниц

Специфика научного исследования во многом зависит от области науки, в которой оно проводится. Но есть общие черты, позволяющие понять, что это именно научное исследование. Научное исследование связано, прежде всего, с самостоятельным творческим поиском исследователя. Однако, этот творческий поиск основан на детальном и доскональном изучении прошлого научного опыта. Как уже говорилось ниже, важно понимать уровень проблемности научного исследования. Если поставить проблему без изучения предыдущих достижений науки, то может получиться учебная задача, проще говоря -изобретение велосипеда. Необходима преемственность в развитии научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания. Каждая бо-лее высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с сохранением всего ценного, что было накоплено раньше.

Однако наука развивается различными путями, преемственность не является обязательным, непременным вариантом развития. В развитии науки можно выделить периоды относитель-но спокойного (эволюционного) развития и бурной (ре-волюционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений. Эволюционное развитие на-уки - процесс постепенного накопления новых фактов, экспериментальных данных в рамках существующих тео-ретических воззрений, в связи с чем, идет расширение, уточнение и доработка уже принятых ранее теорий, поня-тий, принципов. Революции в науке наступают, когда на-чинается коренная ломка и перестройка ранее установив-шихся воззрений, пересмотр фундаментальных положе-ний, законов и принципов в результате накопления новых данных, открытия новых явлений, не укладывающихся в рамки прежних воззрений. Но ломке и отбрасыванию под-вергается при этом не само содержание прежних знаний, а их неверное истолкование, например, неправильная уни-версализация законов и принципов, имеющих в действи-тельности лишь относительный, ограниченный характер.

Кроме того, знания должны быть истинными. Для научного знания свойственно то, что не просто со-общается об истинности того или иного содержания, но приводятся основания, по которым это содержание истин-но (например, результаты эксперимента, доказательство теоремы, логический вывод и т.д.). Поэтому в качестве признака, характеризующего истинность научного зна-ния, указывают на требование его достаточной обоснован-ности. Таким образом, можно дифференцировать научные и религиозные системы – предположив, что это два различных способа познания мира. Один – наука – основан на доказательстве истинности, а другой – религия – на вере в истинность, которая и не требует доказательств по определению. Между этими полюсами находится еще одна система познания мира, прежде всего духовного, чувственного мира человека – это искусство. Искусство, как нам представляется, является своеобразным стыком доказанности и веры в истинность определенных представлений о человеке. Сказанное можно проиллюстрировать схемой.

Схема 3. Способы получения представлений о действительности

Естественно нужно представлять, что компоненты этой схемы не являются взаимоисключающими – это различные взгляды на мир и человека, а любому человеку, сталкивавшемуся с исследовательской деятельностью, ясно – что возможность оценить один и тот же предмет разными глазами и с различных ракурсов – делает картину более достоверной. Данная схема говорит лишь о том, что наука не может опираться на слепую веру или преклонение перед авторитетами, а для религии именно это – норма.

Обусловленность развития науки потребностями об-щественно-исторической практики диктует основные направления научных исследований. Это главная движущая сила, или источник развития науки. При этом подчер-кнем, что обусловлена она не просто потребностями прак-тики, например педагогической, образовательной, а имен-но - общественно-исторической практики. Каждое конк-ретное исследование может и не обусловливаться конкретными запросами практики, а вытекать из логики развития самой науки или, к примеру, определяться лич-ными интересами ученого. Однако не нужно излишне упрощать картину. Научные исследования могут быть рассчитаны как на ближайшую (прикладные), так, и, на отдаленную перспективу (фундаментальные). Вопрос о их первичности является неразрешимым, каждая из областей является необходимой. Научная компетентность ученого во многом зависит от его способности увидеть неочевидную для неподготовленного зрителя пользу исследования. Здесь проявляется относительная самостоятельность развития науки. Какие бы конкретные задачи ни ставила практика перед наукой, решение этих задач может быть осуществлено лишь по достижении наукой определенного соответствую-щего уровня, определенных ступеней развития самого процесса познания действительности. При этом от ученого нередко требуется определенное мужество, когда его на-учные взгляды, его научные построения идут вразрез с ус-тоявшимися традициями, с установками.

В научном исследовании нужно обратить внимание на взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки, в результате чего предмет одной отрасли науки мо-жет и должен исследоваться приемами и методами другой науки. В результате этого создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности и за-конов качественно различных явлений.

Непременным условием научного исследования является свобода критики, беспрепятственное обсуждение воп-росов науки, открытое и свободное выражение различных мнений. Поскольку диалектически противоречивый харак-тер явлений и процессов в природе, в обществе и человеке раскрывается в науке не сразу и не прямо, в борющихся мне-ниях и воззрениях отражаются лишь отдельные противоре-чивые стороны изучаемых процессов. В результате такой борьбы преодолевается первоначальная неизбежная одно-сторонность различных взглядов на объект исследования и вырабатывается единое воззрение, на сегодняшний день на-иболее адекватное отражение самой действительности.

Наконец, начинающему исследователю необходимо обратить внимание на язык науки. Многие термины понимаются нами на бытовом уровне иначе, чем в научном знании. Рассмотрим основные из них.

Факт (синоним: событие, результат). К научному факту относятся лишь такие события, явления, их свойст-ва, связи и отношения, которые определенным образом за-фиксированы, зарегистрированы. Факты составляют фун-дамент науки. Без определенной совокупности фактов не-возможно построить эффективную научную теорию. Известно высказывание И.П. Павлова о том, что факты - это воздух ученого. Факт как научная категория отлича-ется от явления. Явление - объективная реальность, от-дельное событие, а факт - собрание многих явлений и свя-зей, их обобщение. Факт в значительной мере есть резуль-тат обобщения всех аналогичных явлений, сведения их в некоторый определенный класс явлений;

Положение - научное утверждение, сформулиро-ванная мысль;

П онятие - мысль, отражающая в обобщенной и аб-страгированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических при-знаков - свойств предметов и явлений. Например, поня-тие «обучающиеся» включает в себя учащихся общеобра-зовательных школ и учреждений профессионального об-разования - студентов, курсантов, слушателей и т.д.

В науке часто говорят о развивающемся понятии, под-разумевая, что содержание понятия по мере накопления научных данных и развития научных теорий обрастает все новыми и новыми признаками и свойствами. Так, напри-мер, понятие «педагогический процесс» в последнее время дополнилось новым содержанием - педагогические тех-нологии, диагностика, тестирование и т.п. Понятие необ-ходимо отличать от термина, который является лишь но-сителем, способом обозначения понятия. Например, тер-мин «педагогический процесс». Понятие же «педагогический процесс» - это все, что известно педаго-гической науке о целях, содержании, формах, методах и средствах обучения и воспитания учащихся и т.д.

Понятие среди других форм организации научного зна-ния занимает особое место, поскольку факты, положения, принципы, законы, теории выражаются через слова-поня-тия и связи между ними, поскольку высшей формой чело-веческого мышления является понятийное, словесно-ло-гическое мышление. (А.М. Новиков 2006). Как писал Г. Гегель, понять - значит выразить в форме понятий.

Термин «доказательство» может употребляться в несколь-ких значениях. Во-первых, под доказательством понимают фак-ты, с помощью которых обосновывается истинность или лож-ность того или иного суждения.

Во-вторых, доказательство означает источники сведений

о фактах: летописи, рассказы свидетелей, мемуары, доку-менты и т.д. В-третьих, доказательство - это процесс мыш-ления. В логике данный термин употребляется именно в этом значении.

Итак, доказательство - это логическое рассуждение, в процессе которого обосновывается истинность или ложность какой-либо мысли с помощью других положений, проверен-ных наукой и конкретной практикой.

Доказательство связано с убеждением, но не тождественно ему: доказательство должно основываться на данных науки и конкретной практики Убеждения же могут быть основаны, например на вере, на предрассудках, на неосведомленности людей в определенных вопросах, на различного рода логических ошибках.

Доказательство как особый логический способ обоснова-ния истины имеет свое строение. Всякое доказательство вклю-чает тезис, аргументы, демонстрацию. Каждый из этих элемен-тов в логической структуре доказательства выполняет свои особые функции, поэтому ни один из них нельзя игнориро-вать при построении логически правильного доказательства.

Дадим логическую характеристику каждому из указанных элементов.

Тезисом доказательства называется то положение, истин-ность или ложность которого требуется доказать. Если нет тезиса, то и доказывать нечего. Поэтому все доказательное рассуждение целиком подчинено тезису и служит для его под-тверждения (или опровержения). В до-казательстве: главная цель всех рассуждений - тезис, его под-тверждение или опровержение.

Тезис может быть сформулирован как в начале доказатель-ства, так и в любой другой его момент. Тезис часто высказыва-ется в форме категорического суждения, например: «Положе-ние, которое я доказываю, состоит в следующем», «Вот мой тезис», «Передо мной стоит задача доказать», «Вот мое поло-жение», «Я глубоко убежден, что...» и т.п. Нередко тезис фор-мулируют и в форме вопроса.

Доказательства бывают простые и сложные. Главное их различие состоит в том, что в сложном доказательстве имеет-ся основной тезис и частные тезисы.

Основной тезис - это положение, которому подчинено обоснование ряда других положений. Частный тезис - это та-кое положение, которое становится тезисом лишь потому, что с его помощью доказывается основной тезис. Частный тезис, будучи доказанным, сам становится затем аргументом для обо-снования основного тезиса.

Аргументами (или основаниями) доказательства называют-ся те суждения, которые приводятся для подтверждения или опровержения тезиса. Доказать тезис - значит привести та-кие суждения, которые были бы достаточными для обоснова-ния истинности или ложности выдвинутого тезиса.

В качестве аргументов при доказательстве тезиса может быть приведена любая истинная мысль, если только она свя-зана с тезисом, обосновывает его. Основными видами аргумен-тов являются факты, законы, аксиомы, определения, докумен-тальные свидетельства и т.п.

В качестве оснований доказательства используются так-же аксиомы. Аксиома - это положение, не требующее доказа-тельства. Истинность аксиом, лежащих в основе доказатель-ства, не удостоверяется в каждом отдельном случае потому, что проверка этой истинности многократно проводилась ранее, подтверждена практикой. Аксиомы довольно широко исполь-зуются в качестве оснований в юриспруденции. Роль аксиом здесь выполняют презумпции.

Презумпция - это положение, считающееся установлен-ным и не нуждающимся в доказательстве. Она - не очевидна и принимается за истину не потому, что ее правильность пред-ставляется бесспорной и вытекает из самого положения, со-ставляющего содержание презумпции. Презумпция - это по-ложение, формулирующее какое-либо наиболее обычное, наи-более часто встречающееся отношение.

Демонстрацией (или формой доказательства) называется способ логической связи тезиса с аргументами. Тезис и аргу-менты доказательства являются по своей логической форме суждениями. Выраженные в грамматических предложениях, они воспринимаются нами непосредственно: тезис и аргумен-ты можно увидеть, если они написаны; услышать, если они произнесены.

Интернет справочник

Макроуровне и метод идентификации социальных страт на основе расходной стратегии. В научных исследованиях Т.П.Притворовой развит... . - Алматы: Ғылым, 2004. - 216 с. 2. Методология и методика научного исследования . - Алматы: Ғылым, 2005. - 353 с. 3. ...

2.1. Общенаучные методы 5

2.2. Методы эмпирического и теоретического познания. 7

  1. Список литературы. 12

1. Понятие методологии и метода.

Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:

1)совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);

2)учение о научном методе познания.

Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта.

Методы научного познания включают так называемые всеобщие методы, т.е. общечеловеческие приемы мышления, общенаучные методы и методы конкретных наук. Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпирического знания (т.е. знания полученного в результате опыта, опытного знания) и знания теоретического, суть которого - познание сущности явлений, их внутренних связей. Классификация методов научного познания представлена на рис. 1,2.

Каждая отрасль применяет свои конкретно-научные, специальные методы, обусловленные сущностью объекта исследования. Однако зачастую методы, характерные для какой-либо конкретной науки применяются и в других науках. Это происходит потому, что объекты исследования этих наук подчиняются также и законам данной науки. Например, физические и химические методы исследования применяются в биологии на том основании, что объекты биологического исследования включают в себя в том или ином виде физические и химические формы движения материи и, следовательно, подчиняются физическим и химическим законам.

Всеобщих методов в истории познания - два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы.

Диалектический метод - это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии.

Метафизический метод - метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.

С середины 19-го века метафизический метод все больше и больше вытеснялся из естествознания диалектическим методом.

2. Методы научного познания

2.1. Общенаучные методы

Соотношение общенаучных методов также можно представить в виде схемы (рис.2).


Краткая характеристика данных методов.

Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.

Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения: «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».

Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Пример такой идеализации в механике - материальная точка, т.е. точка, обладающая массой, но лишенная всяких размеров. Таким же абстрактным (идеальным) объектом является абсолютно твердое тело.

Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование, называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. Это рискованный, но творческий метод. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение. По словам известного французского физика Луи де Бройля, научная индукция является истинным источником действительно научного прогресса.

Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то метом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Эти общие положения применяются к решению частных, конкретных задач.

Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий, фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики. В этом случае мы имеем математическую модель. Обычно это система уравнений, описывающая взаимосвязи в изучаемой системе.

Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного, т.е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.

Классификация - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

2. 2 Методы эмпирического и теоретического познания.

Методы эмпирического и теоретического познания схематично представлены на рис.3.

Наблюдение.

Наблюдение есть чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. Это – исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.

Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей:

· целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования);

· планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);

· активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении).

Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания. Последнее необходимо для фиксирования технических свойств, сторон изучаемого объекта, которые составляют предмет исследования. Описания результатов наблюдений образуют эмпирический базис науки, опираясь на который исследователи создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты по тем или иным параметрам, проводят классификацию их по каким-то свойствам, характеристикам, выясняют последовательность этапов их становления и развития.

По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными.

При непосредственном наблюдении те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека. В настоящее время непосредственное визуальное наблюдение широко используется в космических исследованиях как важный метод научного познания. Визуальные наблюдения с борта пилотируемой орбитальной станции – наиболее простой и весьма эффективный метод исследования параметров атмосферы, поверхности суши и океана из космоса в видимом диапазоне. С орбиты искусственного спутника Земли глаз человека может уверенно определить границы облачного покрова, типы облаков, границы выноса мутных речных вод в море т.п.

Однако чаще всего наблюдение бывает опосредованным, то есть проводится с использованием тех или иных технических средств. Если, например, до начала XVII века астрономы наблюдали за небесными телами невооруженным глазом, то изобретение Галилеем в 1608 году оптического телескопа подняло астрономические наблюдения на новую, гораздо более высокую ступень.

Наблюдения могут нередко играть важную эвристическую роль в научном познании. В процессе наблюдений могут быть открыты совершенно новые явления, позволяющие обосновать ту или иную научную гипотезу. Из всего вышесказанного следует, что наблюдения являются весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире.

Изложены основы методологии научного исследования, рассмотрены различные уровни научного познания. Освещены этапы проведения научно-исследовательских работ, включая выбор направления исследования, постановку научно-технической проблемы, проведение теоретических и экспериментальных исследований, рекомендации по оформлению результатов научной работы. Также рассмотрены основы изобретательского творчества, патентный поиск и примерный план магистерской диссертации.
Соответствует требованиям ФГОС ВПО направления подготовки 270800.68 - «Строительство» магистерская программа «Подземное и городское строительство». Соответствует содержанию дисциплины «Методология научных исследований».
Предназначено для систематизации и углубления знаний студентов в ходе подготовки к зачету.

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ .
1.1. Определение науки
Наука - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука является важнейшей составляющей духовной культуры. Она характеризуется следующими взаимосвязанными признаками:
- совокупность объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе;
- деятельность, направленная на получение новых достоверных знаний;
- совокупность социальных институтов, обеспечивающих существование, функционирование и развитие познания и знания.
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных областей научного познания: математики, физики, биологии и т.д.
Целью науки является получение знаний о субъективном и объективном мире.
Задачами науки являются:
- собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
- обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;
- систематизация полученных знаний;

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Глава 1. Методологические основы научного знания.
1.1. Определение науки.
1.2. Наука и другие формы освоения действительности.
1.3. Основные этапы развития науки.
1.4. Понятие о научном знании.
1.5. Методы научного познания.
1.6. Этические и эстетические основания методологии.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 2. Выбор направления научного исследования.
Постановка научно-технической проблемы и этапы научно-исследовательской работы.
2.1. Методы выбора и цели направления научного исследования.
2.2. Постановка научно-технической проблемы. Этапы научно-исследовательской работы.
2.3. Актуальность и научная новизна исследования.
2.4. Выдвижение рабочей гипотезы. Вопросы для самоконтроля.
Глава 3. Поиск, накопление и обработка научной информации.
3.1. Документальные источники информации.
3.2. Анализ документов.
3.3. Поиск и накопление научной информации.
3.4. Электронные формы информационных ресурсов.
3.5. Обработка научной информации, её фиксация и хранение. Вопросы для самоконтроля.
Глава 4. Теоретические и экспериментальные исследования.
4.1. Методы и особенности теоретических исследований.
4.2. Структура и модели теоретического исследования.
4.3. Общие сведения об экспериментальных исследованиях.
4.4. Методика и планирование эксперимента.
4.5. Метрологическое обеспечение экспериментальных исследований.
4.6. Организация рабочего места экспериментатора.
4.7. Влияние психологических факторов на ход и качество эксперимента.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 5. Обработка результатов экспериментальных исследований.
5.1. Основы теории случайных ошибок и методов оценки случайных погрешностей в измерениях.
5.2. Интервальная оценка измерений с помощью доверительной вероятности.
5.3. Методы графической обработки результатов измерений.
5.4. Оформление результатов научного исследования.
5.5. Устное представление информации.
5.6. Изложение и аргументация выводов научной работы.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 6. Понятие и структура магистерской диссертации.
6.1. Понятие и признаки магистерской диссертации.
6.2. Структура магистерской диссертации.
6.3. Формулирование цели и задач исследования.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 7. Основы изобретательского творчества.
7.1. Общие сведения.
7.2. Объекты изобретения.
7.3. Условия патентоспособности изобретения.
7.4. Условия патентоспособности полезной модели.
7.5. Условия патентоспособности промышленного образца.
7.6. Патентный поиск.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 8. Организация научного коллектива. Особенности научной деятельности.
8.1. Структурная организация научного коллектива и методы управления научными исследованиями.
8.2. Основные принципы организации деятельности научного коллектива.
8.3. Методы сплочения научного коллектива.
8.4. Психологические аспекты взаимоотношений руководителя и подчиненного.
8.5. Особенности научной деятельности.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 9. Роль науки в современном обществе.
9.1. Социальные функции науки.
9.2. Наука и нравственность.
9.3. Противоречия в науке и в практике.
Вопросы для самоконтроля.
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методология научных исследований, учебное пособие, Пономарев А.Б., Пикулева Э.А., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

ÁÁÊ 72â6ÿ73

Рецензенты: Г. А. Дмитренко, ä-ð экон. наук, проф. Н. П. Лукашевич, ä-ð филос. наук, проф. В. И. Судаков, ä-ð социол. наук, проф.

Одобрено Ученым советом Межрегиональной Академии управления персоналом (протокол ¹ 9 от 28.10.03)

Баскаков А. Я., Туленков Н. В.

Б27 Методология научного исследования: Учеб. пособие. - 2-å изд., испр. - К.: МАУП, 2004. - 216 с.: ил. - Библиогр.: с. 208–212.

ISBN 966-608-441-4

В пособии рассматривается актуальная, сложная и недостаточно разработанная проблема методологии научно-исследовательской деятельности по организации и изучению явлений и процессов реальной действительности. Анализируются проблемы логики и методологии научного исследования, вопросы типологии методов научного познания, диалектика процесса науч- ного исследования, основные методы, способы и приемы эмпирического и теоретического уровней познания, а также методика и технология их практического использования в научно-исследовательской и практической деятельности.

Для аспирантов, преподавателей и студентов, специализирующихся в области экономики, менеджмента, социологии, социальной работы, психологии, политологии, правоведения и культурологии, а также для всех, кто интересуется актуальными вопросами современной логики и методологии научного исследования.

ÁÁÊ 72â6ÿ73

ISBN 966-608-441-4

© А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков, 2002

© А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков, 2004, испр.

© Межрегиональная Академия управления персоналом (МАУП), 2004

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в эпоху коренных преобразований, меняющих социальную картину мира, движущие силы развития общественного производства. Существенную роль в этих процессах играет наука. За минувшее столетие ее значение в жизни общества неизмеримо возросло. Она превратилась в непосредственную производительную силу общества, в важный элемент социально-экономического и технического прогресса, в важнейшее средство социального управления. Применение достижений науки позволило человечеству ускоренными темпами развивать материальное и духовное производство, создавать материальные и духовные ценности. Сама же наука при этом превратилась в огромный и сложный социальный организм. В этих условиях вопросы дальнейшего развития науки, упорядочения системы научных знаний, повышения эффективности научных исследований приобрели принципиально новое значение с позиций не только самой науки, но и общественной практики.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих ускорение науч- ных исследований, является дальнейшая разработка теории и методологии научного познания и исследования, что объясняется, с одной стороны, потребностями современного научно-технического и социального прогресса общества, а с другой - усложнением самого процесса научного познания и исследования и, кроме этого, дальнейшей дифференциацией и интеграцией научного знания.

Эти существенные изменения ведут к возрастанию научной роли философии как общемировоззренческой, общетеоретической и общеметодологической научной дисциплины. Вместе с тем опыт современного развития науки показывает, что философия только собственными силами не в состоянии выполнить сложные задачи синтеза и методологической обработки всей системы научного знания. Наблюдается заметное усложнение и расширение исследования проблем методологии научного познания. С одной стороны, сейчас каждая научная дисциплина осуществляет первичный синтез специаль-

ных знаний, осмысливает ее взаимодействие со смежными дисциплинами, участвует в разработке общих проблем теории и методологии научного исследования. С другой стороны, в рамках философии наряду с разработкой общей теории диалектики, логики и методологии научного познания все интенсивнее исследуются теоретико-методо- логические проблемы естествознания, техники, обществоведения.

Разработка проблем методологии научного познания осуществляется в двух основных направлениях - субъективной и объективной диалектики. В первом случае исследуются всеобщие теоретические и логико-гносеологические основы методологии научного исследования. Во втором случае объектом изучения являются предметы и явления реальной действительности и логика познания в этом отношении должна определяться исходя из специфики объекта и задач его исследования.

Исходя из данных положений, в пособии в обобщенном виде анализируются общетеоретические, логико-гносеологические и логикометодологические основы научного исследования, а также определяются логика, технология и методика процесса научного познания, основные уровни и методы научного исследования.

При изложении конкретного учебного материала авторы опирались на опубликованные в последние годы работы отечественных и зарубежных исследователей.

Главы 1–7 написаны А. Я. Баскаковым, главы 11–17 Н. В. Туленковым, а главы 8–10, введение и заключение - совместно.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ

МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 1. СУЩНОСТЬ ОБЫДЕННОГО И НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Приступая к рассмотрению философских основ методологии науч- ного исследования, необходимо прежде всего уточнить, что же следует понимать под обыденным и научным познанием окружающей нас объективной реальности.

Существует многообразие как способов, так и форм познавательной деятельности человека, благодаря которым окружающий нас природный и социальный мир можно воспринимать по-разному: не только глазами и умом ученого или сердцем верующего человека, но и чувствами или слухом музыканта. Его можно еще воспринимать и глазами художника или скульптора, да и просто с позиций рядового человека.

В настоящее время основной формой познания реальной или окружающей нас действительности является, как правило, научное познание. Однако кроме научного - есть и обыденное познание.

Следует заметить, что обыденное познание, которое иногда называют еще “повседневным” или “житейским”, доступно всякому нормальному современному человеку. Все дело в том, что в обыденном познании находят отражение как ближайшие, так и непосредственные условия существования людей - природная среда, быт, экономические, политические, социальные и иные явления и процессы, в которые каждый современный человек включен каждодневно и непосредственно. Ядром такого обыденного познания является прежде всего здравый смысл, включающий элементарные и “верные” сведе-

ния или знания о реальном природном или социальном мире. Кроме того, обыденное познание включает в себя и элементы общественной психологии, а также опытные и производственные знания людей. Эти знания приобретаются человеком, как правило, в ходе повседневной жизни и служат целям более эффективной ориентации в мире

è практической деятельности. Например, каждому человеку необходимо знать, что вода при нагревании до 100° С закипает, а к оголенному электропроводу притрагиваться опасно.

Таким образом, обыденное познание позволяет современному че- ловеку не только приобретать простейшие знания о реальном мире, но и вырабатывать убеждения, идеалы. Оно как бы “схватывает” простейшие, лежащие на поверхности связи и отношения реальной действительности. Например, если птицы летают низко над землей - к дождю, если в лесу много красной рябины - к холодной зиме. В рамках повседневного познания люди в состоянии приходить

è к более глубоким обобщениям и выводам, касающимся их отношения к другим людям, социальным группам, политическому строю, государству и т. д. При этом обыденное познание, особенно современного человека, может содержать и элементы научных знаний. И тем не менее, обыденное познание развивается и функционирует стихийно.

 отличие от обыденного научное познание протекает в основном не стихийно, а целенаправленно и по сути представляет собой науч- ное исследование, имеющее определенную природу, структуру и особенности. Научное познание или исследование, таким образом, позволяет человеку приобретать истинные знания о наиболее важных аспектах изучаемых объектов, явлений или процессов, а также о существенных признаках, свойствах, связях и отношениях предметов и явлений действительности. Его результаты выступают, как правило, в виде системы понятий, категорий, законов или теорий .

Одним словом, научное познание нацелено прежде всего на полу- чение объективного и истинного знания об изучаемом объекте, явлении или процессе и не допускает пристрастного и тенденциозного отношения к ним. Для научного познания окружающий мир предстает как реальность, данная человеку в его чувственных и логических образах. Основная задача научного познания состоит в выявлении объективных законов окружающей действительности - природных, социальных, а также законов самого познания и мышления. Этим

è обусловливается ориентация исследователя главным образом на

общие, существенные свойства предметов и явлений и выражение их в системе абстракций. Иначе придется констатировать фактическое отсутствие науки, ибо само понятие научности предполагает прежде всего открытие законов, а также углубление в сущность изучаемых явлений.

Главной целью и высшей ценностью научного познания является открытие объективной истины, которая достигается преимущественно с помощью рациональных средств и методов, конечно, не без активного участия живого созерцания. Отсюда характерной чертой научного познания по содержанию является его объективность, предполагающая устранение по возможности всех субъективных аспектов. Вместе с тем надо иметь в виду и то, что активность субъекта познания, его конструктивно-критическое отношение к действительности - важнейшее условие и предпосылка научного познания.

Наряду с этим основной функцией научного познания или исследования является прежде всего обслуживание нужд и потребностей практики. Ведь наука в значительно большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, или, другими словами, быть “руководством к действию” по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен следующей формулой: “Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать практически” не только в настоящем, но и в будущем. Например, постановка научных проблем и их решение в рамках фундаментальных исследований теоретической физики способствовали открытию законов электромагнитного поля и предсказанию электромагнитных волн, открытию законов деления атомных ядер и квантовых законов изучения атомов при переходе электронов из одного энергетического уровня на другой. Эти важные теоретические достижения заложили концептуальную основу для будущих прикладных инженерно-технических исследований и разработок, внедрение в производство которых, в свою очередь, значительно революционизировало технику и технологию, т. е. способствовало созданию современной радиоэлектронной аппаратуры, атомных электростанций и лазерных установок.

Кроме того, в гносеологическом плане научное познание или исследование выступает еще и как сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих стройную систему идеальных форм и логических образов, закрепленных прежде всего в языке -

естественном или - что более характерно - искусственном (например, в виде математических символов, химических формул и т. д.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но и непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, т. е. формирует в соответствии со своими нормами и принципами. Такой процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала - это не только процесс ее развития, но еще и важный показатель научности познания.

Вместе с тем научное познание всегда осуществляется с помощью различных методов исследования, представляющих собой определенные способы, приемы и процедуры, которыми должен владеть и уметь пользоваться субъект познания в процессе научного исследования. В процессе научного познания применяются также различные приборы, инструменты и другое “научное оборудование”, зачастую достаточно сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелефоны, ракетно-космическая техника и многое другое). Кроме того, для науки в значительно большей мере, чем для других форм познания характерно использование и таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, методы математического, диалектического, системного и кибернетического анализа, а также другие общенаучные приемы и методы, о которых речь пойдет дальше.

Научное познание всегда носит системный характер. Дело в том, что наука не только добывает знания и регистрирует их с помощью различных методов, но и стремится объяснить их посредством существующих гипотез, законов и теорий. Эта отличительная особенность научного познания или исследования позволяет лучше понять систематический, последовательный и контролируемый характер научного знания, которому присущи строгая доказательность и обоснованность полученных результатов, а также достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений и вероятностных суждений. В этой связи важнейшее значение приобретают логикометодологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование ими своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В современной научной методологии выделяют различные критерии научности. Кроме названных, к ним можно отнести такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечи- вость и опытная проверяемость, воспроизводимость и открытость

для критики, свобода от предвзятости и др. Научное познание как любое иное социальное явление имеет свою определенную и достаточно сложную структуру, которая выражается в диалектическом единстве устойчивых взаимосвязей составляющих ее элементов. К основным структурным элементам научного познания относятся субъект познания, объект научного исследования, средства и методы научного познания. При ином срезе научного познания можно выделить и такие его структурные элементы, как эмпирический и теорети- ческий уровни научного исследования, постановка научных проблем

è гипотез, а также формулировки различных научных законов, принципов и теорий.

Научное познание имеет также свои идеалы и нормы, которые выступают как совокупность определенных ценностей, концептуальных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основное предназначение - организация и регуляция процесса научного исследования, а также ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической науки к неклассической) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в первую очередь объемом познания, его спецификой, а их содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте. Целостное единство норм и идеалов научного познания, доминирующих на определенном этапе развития науки, выражает, таким образом, понятие “стиль мышления”. Он выполняет в научном познании регулятивную функцию и всегда носит многослойный, ценностный характер. Выражая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-истори- ческой форме. Чаще всего различают классический, неоклассический

è постнеоклассический (современный) стили научного мышления. Наконец, научное познание требует особой подготовки субъекта

познания, в ходе которой он осваивает основные средства научного исследования, обучается приемам и методам их применения. Включе- ние субъекта познания в научную деятельность предполагает и усвоение определенной системы ценностных ориентаций и целевых установок. Одной из основных целевых установок научной деятельности является ориентация ученого (исследователя) на поиск прежде всего объективной истины, которая воспринимается последним как самая

высшая ценность науки. Эта установка воплощается в ряде идеалов и нормативов научного познания. Не менее важную роль в научном познании и исследовании играет также установка на постоянный рост научного знания и получение нового знания, выражающаяся в системе нормативных требований к научному творчеству, которые и направлены на формирование ученых и специалистов. В свою оче- редь, потребность в качественной подготовке субъектов познания обусловливает создание особых специализированных научно-обра- зовательных организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных научных кадров.

Таким образом, характеризуя природу научного познания, можно выделить следующие его основные признаки: предметность, объективность, системность и истинность научного знания; выход научного познания за рамки обыденного опыта и изучение им объектов с целью необходимости практического применения полученных знаний, так как наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на практику и практическую деятельность людей.

Глава 2. ПОНЯТИЕ О МЕТОДЕ И МЕТОДОЛОГИИ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

По мере увеличения объема и масштабов научных знаний, а также углубления научного познания в раскрытии законов и закономерностей функционирования реального природного и социального мира все очевиднее становится стремление ученых проанализировать приемы и способы, с помощью которых приобретаются знания. На заре античной культуры монополия на исследование проблем познания вообще и научного познания в частности всецело принадлежала философии. И это не случайно, ибо в то время наука еще в значительной мере не отделяла себя от философии. Даже на рубеже ÕVI–XVII вв., когда сформировалось экспериментальное естествознание, исследованием различных проблем методологии познания занимались в основном философы, хотя наибольший вклад в этот период был сделан теми из них, которые одновременно с философией занимались и другими специальными отраслями научного знания (Галилей, Декарт, Ньютон, Лейбниц и др.).

1. Понятие методологии и методики научных исследований.

2. Методология теоретических исследований.

3. Основы методологии исследований эмпирического уровня.

4. Познавательные приемы и формы научных исследований.

1. Понятие методологии и методики научных исследований

Процесс познания, как основа любого научного исследования, является сложным и требует концептуального подхода на основе определенной методологии.

Методология происходит от греческого слова menthoges - познание и logos - учение. Итак, это учения об исследовательских приемах, о правилах мышления при создании теории науки. Понятие методологии является сложным и в разных литературных источниках поясняется по-разному. В многих зарубежных литературных источниках понятия методологии и исследовательских приемов не разграничиваются. Отечественные научные работники методологию рассматривают как учение о научных методах познания и как систему научных принципов, на основе которых базируется исследование и проводится выбор познавательных средств, методов и приемов исследования. Наиболее целесообразным является определение методологии как теории исследовательских приемов, создание научных концепций, как системы знаний о теории науки или системы исследовательских приемов. По определению авторов учебника "Организация и методика научно-исследовательской деятельности" В.Шейко и Н.Кушнаренко, методология - это концептуальное изложение цели, содержания, исследовательских приемов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях. Итак, в этом определении точно сформулированные основные функции методологии, которые сводятся к следующего:

Определение способов получения научных знаний, которые отображают динамические процессы и явления;

Определение определенного пути, на котором достигается научно-исследовательская цель;

Обеспечение всестороннего получения информации относительно процесса или явления, которое изучается;

Введение новой информации к фонду теории науки;

Уточнение, обогащение, систематизация сроков и понятий в науке;

Создание системы научной информации, которая базируется на объективных фактах, и логико-аналитического инструмента научного познания.

Методология - это наука о структуре, логическую организацию, средства и методы деятельности вообще. Обычно под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, которая представляет собой совокупность теоретических положений о принципах построения, формы и способы научно-познавательной деятельности.

Методологию можно рассматривать и как определенную систему основоположных идей.

Совокупность методов, которые применяются при проведении научных исследований в границах той или другой науки, составляют ее методологию. Это понятие имеет два значения: во-первых, методология - это совокупность средств, методов, приемов, которые применяют в определенной науке, во-вторых, это область знаний, которая изучает средства, принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности человека.

Итак, методология - философское учение о методах познания и преобразование действительности, использование принципов мировоззрения в процессе познания и практики.

Развитие методологии - одна с сторон развития науки в целом. Любое научное открытие имеет не только предметный, а и методологическое содержание, поскольку это связан с критическим переосмыслением существующего аппарата понятий, предпосылок и подходов к интерпретации объекта, явления, которое изучается.

Методология - это совокупность правил определения понятий, вывод одних знаний из других, методов, приемов, операций научного исследования во всех областях науки и на всех этапах исследования.

Ныне методология выступает как отдельная научная дисциплина, которая изучает технологию проведения научных исследований; описание и анализ этапов исследований и ряд других проблем.

Методология - это учения о системе научных принципов и способов исследовательской деятельности. Она включает фундаментальные, общенаучные принципы, которые служит ее основой, конкретно научные принципы, которые лежат в основе теории той или другой дисциплины или научной области, и систему конкретных методов и техник, которые применяются для решения специальных исследовательских задач.

Главная цель методологии науки - изучение и анализ методов, средств, приемов, с помощью которых получают новые знания в науке как на эмпирическому, так и теоретическому уровнях познание. Методология - это схема, план решения поставленных задач научного исследования.

Методология научного исследования рассматривает наиболее существенные особенности и признаки исследовательских приемов, раскрывает их за общностью и глубиной анализа. Например, изучая конкретные способы проведения эксперимента, наблюдений, измерение, методология науки выделяет те признаки, которые присущий любому эксперименту.

Наиболее важным для методологии науки является определение проблемы, построение предмета исследования и научной теории, проверки истинности результатов.

Осмыслением методов научного познания, разработкой его методологии занимались выдающиеся ученые как минувшего, так и настоящего времени: Аристотель, Ф. Бекон, Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Лейбниц, М. Ломоносов, Ч. Дарвин, Д. Менделеев, И. Павлов, А. Ейнштейн, Н. Бор, Ю. Дрогобыч и прочие.

В период античной культуры появились первые ростки методологии получение новых знаний. Так, старинные греки наиболее целесообразным способом открытия новых истин признавали дискуссии, в результате которых обнаруживались противоречие о предмете обсуждения, противоречивость трактований, которые разрешало отстаивать ненадежные и маловероятные догадки.

Формирование основных идей методологии науки началось в эпоху Возрождения, чему в значительной мере оказывали содействие успехи в природоведении и начало размежевания философии и специальных наук - как фундаментальных и прикладных. В связи с этим особого значения приобрели исследовательские приемы, которые являются составной частью познавательного процесса и сыграют важную роль в науке.

В структуре науки все научные дисциплины, которые образовывают систему наук, делятся натры основные группы: естественные, гуманитарные и технические науки.

Разные научные дисциплины отличаются одна от одной не только характером и содержанием объекта изучения, а и специфическими, так называемыми конкретными научными методами. В науке от категории, исследовательских приемов и обобщения часто зависят конечные результаты исследования в целом.

Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой научной проблемы требует определенной методики исследования. Методика - это учения об особенностях применения отдельного метода или системы методов. Методика является системной совокупностью приемов исследования, это система правил использования методов, приемов и техники исследования. Если эта совокупность строго последовательная от начала исследования и к получению результатов, то это называется алгоритмом. Выбор конкретных исследовательских приемов диктуется характером материала, условиями и целью конкретного исследования. Методы - это благоустроенная система, в которой определяется их место соответственно конкретному этапу исследования, использование технических приемов и проведения операций с теоретическим и практическим материалом в определенной последовательности.

Создание научной методологии и методики исследований является большой победой человеческого ума.