Олимпиада по русскому языку 5 кл.

Всероссийская олимпиада школьников

Русский язык (НШ)

5 класс (школьный уровень)

    Расставьте ударение в словах: алфавит, договор, квартал, каталог, хозяева.(5б)

    Какое из этих сочетаний употребляется реже остальных?

А) черный день Б) белая ночь В) желтый смех Г) зеленая тоска

В) розовые очки (1б)

3. В фильме «Приключения Буратино» лиса Алиса и кот Базилио поют: «Не прячьте ваши________________по банкам и углам». Как правильно пишется пропущенное слово?

А) денешки Б) денюшки В) денижки Г) денюжки Д) денежки(1б)

4. Кто из персонажей наверняка назван по имени-отчеству?

А) Добрыня Никитыч Б) Алеша Попович В) Илья Муромец

Г) Иван-Царевич Д) старик Хоттабыч.(1б)

5. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов.

(Заяц, кот, козел) наплакал;

6. Определите род существительных: фойе, кофе, интервью, жюри, лебедь.(5б)

7. Исправьте ошибки.

Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слизал. Мама отварила дверь.(4б)

8. Подберите к устаревшим словам современные синонимы: ланиты, чело, очи, персты, уста.(5б)

9. Сколько букв стоит в русском алфавите между буквами Е и К?

А) две Б) три В) четыре Г) пять Д) шесть (1б)

10. Найдите «лишнее» слово: коньяк, остряк, моряк.(1б)

Каким словом лучше всего заполнить пропуск?

А) олененку Б) осленку В) львенку Г) жуку (1б)

12) Однажды буква Я, героиня сказки Бориса Заходера, гордо заявила:

Я ведь вам не просто буква,

Я –местоимение. А какая еще буква могла вслед за Я справедливо сказать, что она «не просто буква»? Почему?

А) Р Б)Т В)У Г) Ф Д) Ю (1б)

13. Образуйте сложные существительные из данных словосочетаний:

Качать воду, ходить по Луне, ходить пешком, выжимать сок, ловить змей.(5б)

14. Подберите синонимы к слову красный.(1б за каждый ответ, не менее 5б)

Ответы олимпиады по русскому языку

5 класс

1. алфавИт, договОр, квартАл, каталОг, хозЯева.(5б)

2. В) желтый смех(1б)

3. Д) денежки(1б)

4. А) Добрыня Никитыч (1б)

5. (Заяц, кот, козел) наплакал;

(Медвежья, собачья, волчья) услуга;

Знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела;

Открыть (Африку, Америку, Австралию);

Биться головой об (гол, стену, дверь);(5б)

6. Фойе-с.р., кофе-м.р, интервью-с.р, жюри-с.р, лебедь-м.р.(5б)

7. Мальчик полАскал собаку. Огромные волНы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слЕзал. Мама отвОрила дверь.(4б)

8. Ланиты-щеки, чело-лоб, очи-глаза, персты-пальцы, уста-рот.(5б)

9. Г) пять(1б)

10. коньяк, остряк, моряк.(1б)

11. В) львенку(1б)

12. В)У (предлог)(1б)

13. Качать воду-водокачка, ходить по Луне-луноход, ходить пешком-пешеход, выжимать сок-соковыжималка, ловить змей-змеелов.(5б)

14. Каждый ответ-1балл (5б)

Максимальный балл:41 балл.

Олимпиада по русскому языку

5 класс

Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.

Подберите все возможные антонимы к полученному слову.

  1. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

Полки, окуни, пряди.

  1. Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.

  1. Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Дуня, Вика, Сева.
  1. Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

  1. Замените заимствованные слова русскими.

Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Гроном, пр..зидент, р..п..тиция, д..плом, инж..нер, тр..туар, в..ст..бюль.

  1. Какие слова нужно добавить к слову проще , чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?

Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.

5 класс

(62 балла)

  1. КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, партЕр, шАрфы, красИвее.

(10 баллов)

  1. Тихо: тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.

(3 балла + за каждое слово 1 балл)

  1. Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.

(8 баллов)

  1. Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.), красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.

(5 баллов)

  1. Владимир, Геннадий, Григорий, Евдокия, Всеволод .

(5 баллов)

  1. Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание старик со старухой .

(5 баллов)

  1. Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа .

(5 баллов)

  1. Агроном, президент, репетиция, диплом, инженер, тротуар, вестибюль.

(7 баллов)

  1. Проще пареной репы.

(10 баллов)

Олимпиада по русскому языку

6 класс

  1. Расставьте ударение в словах.

Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.

  1. Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.

Открыта больница

Для птиц и зверей

Идите лечиться

Туда поскорей.

  1. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.

Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.

  1. Объясните разницу в значениях слов.

Абонент – абонемент, глиняный – глинистый, эффектный – эффективный.

  1. В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.

А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.

В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Древн..греческий басн..пис..ц Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему Купи нам всего лу..шего что есть на свете! Пр..шли гос(?) ти – Эзоп под..ёт одни только языки жареные с..лёные.

– Что это значит?

– А разве язык (не)самое лу..шее на свете? … Ничего нет лу..ше языка!

– Ну так на завтра купи нам всего ху..шего что есть на свете

На следу..щий день Эзоп опять под..ёт одни только языки.

– Что это значит?

– А разве язык не самое ху..шее на свете? … Ничего нет хуже языка!

  1. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
  1. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку

6 класс

(51 балл)

  1. КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.

(10 баллов)

  1. Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.

(3 балла)

  1. Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.

(10 баллов)

(6 баллов)

  1. А) Кот наплакал.

Б) Черепашьим шагом.

В) Попасть на седьмое небо.

(6 баллов)

6. Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.

– Что это значит?

– А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!

– Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.

На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.

– Что это значит?

– А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка! (5 баллов)

7. На омонимии.

  1. балл)

8. В оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну»

(10 баллов)


Материалы для проведения школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку для 5-9 классов.

Составитель: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ардатовская средняя школа № 1»

Симанова Наталья Павловна

Олимпиада по русскому языку.

Школьный этап.

    класс

Задание 1 . Расставьте ударения в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивее, хвоя, приговор, завидно, средства, километр.

Задание 2 . В каких словах только твердые согласные звуки?

Поля, солнце, машешь, живой, смех, облака, праздник, колесо, елка, рюкзак.

Задание 3 .Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельня улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы

Задание 4 . Сколько слов из данного списка можно понять и как существительное, и как глагол

Шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил.

Задание 5. Выполните морфемный разбор следующих слов:

подземный, стройка, пришкольный, сумочка, выкупалась .

Задание 6 . Составьте несколько предложений так, чтобы в них слово «ЯЗЫК» употреблялось в разных значениях.

Задание 7 . Подчеркните в предложениях грамматические основы.

Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.

Задание 8. Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений:

Я вылил воду из ведра и обратно налил его водой.

Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки.

Белый мышь умел стоять на задних лапках.

Задание 9. Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому:

адрес -…, волос -…, майка -…, сосна - …

Ключи

5 класс

    По 0,5 балла за каждое слово. Всего 5 баллов.

    солнце, машешь, облака. 3 балла

    По 0, 5 балла за каждое слово. Всего 7 баллов

    Шила, мыла, дела, были, жил.

    По 1 баллу за каждое слово. Всего 5 баллов

    По 1 баллу за каждое предложение.

    Солнце закрыло облако . На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора

    По 1 баллу за каждое предложение. Всего 3 балла

    адрес - среда, волос - слово, майка - кайма, сосна - насос. По 1 баллу за каждое слово. всего 4 балла

общее количество баллов - 35

Олимпиада по русскому языку.

Школьный этап.

6 класс.

Задание1. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука :

Театр, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.

Задание 2. Расставить ударение в словах:

Километр, танцовщица, банты, каталог, творог, столяр, петля, клала, свекла, сироты.

Задание 3. Разделите слова на две группы. На каком основании вы это сделали?

Берёг, берег, приберегать, сберегательная (касса), береговой, оберег, бережливость, побережье, набережная, сбережения.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы в словах:

б..т..рея, ко..екция, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет.

Задание 5. Если бы в русском языке существовало слово КЕЧЬ, какой частью речи оно могло бы быть? Ответ обоснуйте.

Задание 6. Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений:

Старик обратно вернулся домой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. Белый мышь умел стоять на задних лапках.

Задание 7. Подобрать к прилагательным сначала синонимы, а затем антонимы:

Сильный туман

Сильное желание

Чёрный рояль

Чёрные дела

Задание 8. Дополните устойчивые сочетания названиями частей человеческого тела:

в …не клади; …кровью обливается; …не дорос; …развесить; …тонка; в… не дует; за обе …; как свои пять… .

Задание 9. Ученик 6 класса, выписывая из предложения словосочетания, допустил ошибки. Найдите их, объясните, в чём ошибка.

Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев и закружил пыль по дороге.

1) сильный порыв;

2) порыв ветра;

3) порыв вырвался;

4) вырвался из-за вершин;

5) из-за вершин деревьев;

6) из-за вершин;

7) вырвался и закружил;

8) закружил пыль;

9) закружил по дороге.

Задание 10. Закончите предложения

Тёплый дождь пошёл и …

Тёплый дождь пошёл, и …

Ключи

6 класс

1.Театр, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук. 6 баллов

2. по 0,5 балла за слово. Всего 5 баллов

3. Берёг, приберегать, сберегательная (касса), оберег, бережливость, сбережения.

берег, береговой, побережье, набережная .

По 0,5 балла за каждое слово + 2 балла за объяснение. Всего 12 баллов

4. Батарея, коллекция, вермишель, парашютист, профессия, шоколад, винегрет.

По 1 баллу за слово, всего 7 баллов

5. 2 балла за определение частей речи+ 2 балла за объяснение. Всего 4 балла

6. по 1 баллу за каждое предложение, всего 3 балла

7. по 1 баллу за каждое слово всего 8 баллов

8. 8 баллов

9.3) порыв вырвался; 6) из-за вершин; 7) вырвался и закружил; 3 балла + по 1 баллу за объяснение каждого случая. Всего 6 баллов

10. по 1 баллу за предложение + до 2 баллов за объяснение

Общее количество баллов:61балл

Олимпиада по русскому языку

Школьный этап

7 КЛАСС

1 . У некоторых русских слов есть соответствия в старославянском языке, как правило, относящиеся к высокому книжному стилю. Например: берег – брег, борозда – бразда и т.п. Корни в таких парах отличаются так называемым полногласными или неполногласными сочетаниями (-оро - и -ра -; -оло - и -ла -; -ере - и -ре -).

Запишите слова современного русского языка, имеющие старославянские корни с неполногласными сочетаниями.

Берег брег , …

Золото злато , …, …

Холод хлад , …, …

Борода – …

Ворота врата , …

2 .Выполните морфемный разбор всех слов. У подчеркнутых слов выполните словообразовательный разбор:

вешалка, бесконечный , денёчек , приморский, шахматистка

3 . Выполните фонетический разбор слова угасший .

4 .Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее» и почему?

5 . Составьте 2 предложения с союзом или так, чтобы в одном предложении перед союзом стояла запятая, во втором – нет. Объясните пунктуацию в придуманных вами предложениях.

6 . 6.1. Определите разряды местоимений. 1) Весь день лил дождь. 2) Сколько времени? 3) Не знаю, сколько времени. 4) Я давно не видел её. 5) Каждый знает, что нужно уважать не только себя, но и других людей. 6) Самому стало совестно. 7) Это был самый прекрасный день в её жизни .

6.2. Местоимения каких разрядов вам не встретились? Приведите по одному примеру на каждый разряд.

7 . Исправьте в предложениях речевые и грамматические ошибки.

1)Низкий поклон перед теми, кто воевал.

2)Более худшего примера не привести.

3)Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

4)Все были счастливы и весёлые.

5)Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

8 . Напишите небольшую творческую работу (10 предложений) на тему «Русский язык в Интернете».

7 КЛАСС

1 .Берег брег , прибрежный

Золото злато , златотканый, Златовласка, златоглавый

Холод хлад , прохлада, прохладный, охладить и т.д.

Борода – брадобрей

Ворота врата , вратарь

По1 баллу за каждое слово (6 баллов и болеее)

2 . Веш-а-лк-а, бес-конеч-н-ый (от конец при помощи приставки и суффикса), ден-ёч-ек-□ (от денёк при помощи суфф. –ек-), при-мор-ск-ий, шахмат-ист-к-а (от шахматист при помощи суфф. –к-): по 1 баллу за правильный морфемный разбор и по 1 баллу за словообразовательный (всего 8 баллов).

3 . угасший . [угашшый] 3 балла

4 . Лишнее слово свадьба , т.к. в нём не происходит озвончения, как в остальных словах. 1 балл за слово. 1 балл за объяснение. Всего 2 балла

5 . Сложное, состоит из 2-х простых предложений. Простое с однородными членами. По 1 баллу за предложение. 1 балл за объяснение. всего 4 балла

6 . 6.1. Определите разряды местоимений.

1) Весь (определительное) день лил дождь. 2) Сколько (вопросит.) времени? 3) Не знаю, сколько (относительное) времени. 4) Я (личное) давно не видел её (личное). 5) Каждый (определительное) знает, что нужно уважать не только себя (возвратное), но и других (определительное) людей. 6) Самому (определительное) стало совестно. 7) Это (указат.) был самый прекрасный день в её (притяжат.) жизни .

По 1 баллу за каждое слово.Всего 7 баллов

6.2. по 1 баллу за разряд

7 . по 1 баллу за пример. Всего 5 баллов

8 . Напишите небольшую творческую работу (10 предложений) на тему «Русский язык в Паутине». (до 10 баллов)

Общее количество баллов - 50

Олимпиада по русскому языку

Школьный этап

8 КЛАСС

1. .Определите, допущены ли орфографические ошибки в данных парах слов. Объясните значение этих слов:

а)здравица – здравница;

б)равный – ровный;

в)везти – вести;

г)помощь – помочь. .

2. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?

Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.

3. Какое слово «лишнее» в следующем ряду? Аргументируйте свой ответ.

Песенник, подъёмник, спутник, телятник, ударник

4. Найдите словосочетания, в которых прилагательные темный и светлый употребляются как антонимы. Отдельно выпишите сочетания, не входящие в пары, дайте пояснения.

Темные глаза, темная полоса жизни, темный смысл, темное население, темные делишки, светлые волосы, светлый ум, светлое будущее, светлая личность, светлый месяц, светлый ручей.

5. Расставьте ударение в словах:

Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога. партер, столяр, договор, начал, красивее, щавель, начала, медикаменты, процент, статуя

6. Определите, какой частью речи является в предложениях слово тепло и его формы?

1.Наконец-то наступило тепло

2.Помещение тепло и просторно.

3.Его встретили очень тепло.

4.Мне уже тепло .

5. Сегодня на улице теплее .

6.Его руки теплее , чем мои.

7 .Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут вверх.

На ней была одета шляпа немыслимой расцветки.

Четверых девочек из класса попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.

Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.

Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

8. Докажите, что в данном предложении можно употреблять любую из частиц, стоящих в скобках. Как при этом изменяется смысл предложения? Когда к ней (не, ни) придёшь, она недовольна .

9. От слов каких частей речи образовались следующие формулы речевого этикета:

здравствуйте, прощайте, пожалуйста, до свидания, спасибо.

10. Прочитайте предложенный текст и выполните приведенные ниже задания.

Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.

В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.

(Д.С. Лихачев)

Задания

1.Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте свой ответ.

2.Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте ответ.

3. Придумайте заглавие к предложенному тексту.

4. Напишите сочинение-рассуждение (объемом 100-130 слов) на тему «Обида обычно лежит где-то низко» (Д.С.Лихачев ), в котором должно быть представлено ваше понимание смысла вынесенной в заглавие цитаты.

Ключи к вопросам и заданиям 8 класс

1. Орфографических ошибок нет. Слова различаются по значению.

а)Здравица – заздравный текст. Здравница общее название санаториев, домов отдыха.

в)Равный – одинаковый, совершенно сходный. Ровный – гладкий, прямой, не имеющий возвышений, утолщений, изгибов.

г) Везти – перемещать, доставлять куда-нибудь на себе. Вести – помогать идти, сопровождать. (Словарь русского языка.С. И. Ожегов, 1994 г.).

Оценивание. За правильное указание на отсутствие орфографических ошибок – 1 балл. За верную формулировку лексического значения каждого слова – по 0,5 балла.

Максимум 5 баллов.

2. Артиллерия, интеллект, дрожжи.

По 0,5 балла за каждый правильный ответ

3. Лишнее слово подъемник , так как оно является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.. 1 Балл +1 балл за объяснение

4. 1). Темные глаза (‘по цвету близкие черному, не светлые’) – светлые волосы (‘не темного цвета’).

2). Темная полоса жизни (‘тяжелая, мрачная, безрадостная’) – светлое будущее (‘радостное, ничем не омраченное, счастливое’).

3). Темный смысл (‘неясный, смутный, непонятный’) – светлый ум (‘ясный, логичный’).

4). Темные делишки (‘непорядочные, неблаговидные, сомнительные, низкие’) – светлая личность (‘обладающая высокими моральными качествами, благородная, возвышенная’).

Вне антонимических пар:

светлый месяц (‘излучающий яркий свет’; антоним тусклый);

темное население (‘необразованное, невежественное’; антонимы образованный, просвещенный, культурный);

светлый ручей (‘прозрачный, чистый’; антоним мутный).

6 . 1- сущ., 2 – краткое прилагательное, 3 – наречие, 4 – категория состояния, 5 – наречие в сравнительной степени, 6 – прилагательное в сравнительной степени.

По 0,5 балла за каждый пример. Макс. 3 балла.

8. по 0,5 балла за исправление + 0,5 за объяснение

10. Когда к ней не придёшь, она недовольна (девочка недовольна только тогда, когда к ней не приходят). Когда к ней ни придёшь, она недовольна (девочка всегда недовольна): по 1 баллу за каждое предложение и объяснение (всего 2 балла).

11. Здравствуйте – от глагола здравствовать,

прощайте – от глагола прощать;

пожалуйста – на базе словосочетания пожалуй, старая, в которое входил глагол пожаловать и субстантивированное прилагательное старая;

до свидания – на базе предлога до и существительного свидание;

спасибо – на базе словосочетания спаси бог, в которое входил глагол спасти и существительное бог .

Оценивание. За каждый правильный ответ -0,5 балла. Максимум 2,5 балла

Часть П

1. Публицистический стиль. Аргументация должна быть связана с указанием: 1) на его функцию – текст создан с целью воздействия на читателя и приобщения его к позиции автора; 2) на ведущие стилистические особенности языка (оценочная лексика, отвлеченная лексика, прямое обращение к адресату – вы , простота синтаксического строя, вопросно-ответная организация речи). Оценивание . Правильно определен стиль – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу .

2. Тип речи – рассуждение. Его цель – развить и доказать тезис о неконструктивности обиды как помехи для правильного поведения человека.

Яркие приметы рассуждения – отвлеченная лексика, «личное» наблюдение автора (допустим , конечно , вобщем-то ); использование форм настоящего вневременного. Имеется обобщенно-характеризующее положение (Излишняя обидчивость – признак недостатка ума ) и его детализация, развитие. Оценивание. Правильно определен тип речи – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу.

3. Заглавие – важный идейно-тематический и структурно-композиционный компонент текста. Поэтому менее удачными будут заголовки, в которых нет «намека» на идею (например, «Обида», «Обидчивость»); более удачными - заголовки, в которых «сквозит» идея:Когда можно обижаться, Обижаться следует далеко не всегда, Как ответить на обиду с достоинством и т.п. Оценивание. Заглавие приведено – 1 балл, приведено удачное заглавие – 2 балла.

Сочинение конкурсанта должна представлять собой связный, целостный и завершенный текст, определенного жанра (эссе, заметка и др.) (100-130 слов). В нем должно быть представлено понимание учеником позиции академика Д.С.Лихачева, сформулированной в заглавии сочинения (и в данном для анализа тексте).

Оценивание: при соблюдении вышеуказанных требований ─ до 10 баллов ;

Задания для школьного этапа олимпиады школьников по русскому языку

9 КЛАСС

1 . Дайте развёрнутый ответ на вопрос: что в приведённых строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит архаично и не соответствует современным грамматическим нормам?:

Мои богини! Что вы? Где вы?

Внемлите мой печальный глас:

Всё те же ль вы? Другие ль девы,

Сменив, не заменили вас?

2. Энергетики ликвидируют последствия грозы.

Это строчка из ленты сообщений на одном из сайтов Интернета.

Объясните, опираясь на морфологический разбор глагола, почему фраза звучит двусмысленно. Дайте 2 варианта морфологического разбора.

Приведите примеры подобных глаголов.

3. «Внутренняя форма русского термина окончание не вполне соответствует действительности: окончание не всегда находится в конце слова». Примерами каких слов можно проиллюстрировать эту мысль. Перечислите все возможные группы.

4. Что необычно в выражении выйти в Интернет ?

5. Какие из приведённых слов этимологически родственны: проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка. Аргументируйте свой ответ.

6. Изменится ли синтаксический состав предложения «Лунная ночь » при изменении порядка слов? Поясните свой ответ.

7. К какой части речи относится слово караул ?

8 . Какой согласный звук чаще всего повторяется в этом отрывке? С какой целью автор его употребляет? Как называется подобный приём?

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

(М.Ю. Лермонтов)

9. Какие переходы из одного разряда прилагательного в другой вам известны? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

10. Мрак, тьма, мгла, сумрак.

Озеро, болото, река, пруд, лужа, капля, море, океан.

Какие из этих слов могут употребляться переносно в количественном значении? Приведите примеры.

11 . Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда англичане говорят:

1) «Птицы одинакового оперенья держатся вместе»;

2) «Когда море вернёт всех погибших в нём»;

3) «У него ещё за ушами не просохло»;

4) «Для каждой собаки наступит её день»;

5) «Не стоит пороха и дроби»;

6) «Чёрная овца в семье».

12. Закончите рассуждение, подтвердив его примерами.

«Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает 5 место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), однако этот признак не является главным при определении «мирового языка». Для «мирового языка» существенно не само число владеющих им, но …».

ключи

9 КЛАСС

1. в «Внемлите мой печальный глас» - по современным нормам глагол «внимать» употребляется либо без дополнения, либо с дополнением в Д. п.: прямое дополнение при нём грамматически неверно (3 балла ). Устаревшим допустимо считать неполногласное слово «глас», в современном языке – «голос» (1б)

2. ликвидируют- будущее время сов. вид 1 балл

ликвидируют -наст. время несов. вид 1 балл

3. сложные количественные числительные, неопределённые местоимения и др.

1 балл за часть речи + по 0,5 балла за пример

4. войти + в …; выйти + из …1 балл

5. Этимологически родственными являются слова наволочка, проволока и облака (1 балл); все они происходят от глагола «волоку» (1 балл). Облако – то, что обволакивает (0,5 балла); проволока – металлическая нить, созданная путём проволакивания, протягивания металла (0,5 балла); наволочку наволакивают на подушку (0,5 балла); волкодав – от слов волк и давить (0,5 балла); невольно – от воля (0,5 балла); волнушка – от волна (0,5 балла). Всего 5 баллов .

6. Изменится. Лунная ночь (предложение односоставное, назывное; лунная – согласованное определение, ночь – подлежащее). Ночь лунная (предложение двусоставное; ночь – подлежащее; лунная – именная часть СИС). По 1 баллу за каждое доказательство

7. . сущ., междометие 1 балл

8. звук Л для передачи плеска волн.1 балл . Аллитерация 1 балл

9. Относительные и притяжательные в значении качественного прил.; притяжательное и качественное в знач. относительного.

10. Море слёз, капля терпения и т.п. по 1 балл за объяснение

11. 1) «Одного поля ягоды, два сапога пара»;

2) «Когда рак на горе свистнет»;

3) «Молоко на губах не обсохло»;

4) «Будет и на нашей улице праздник»;

5) «Овчинка выделки не стоит, яйца выеденного не стоит»;

6) «В семье не без урода, паршивая овца всё стадо портит». По 1 баллу за каждый пример

12. Ответ может быть оценён от 1 до 10 баллов (по 2 балла за каждое положение)

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

5 - 6 класс

Вопрос № 1 2 балла

Определите, сколько раз встречается звук [т] в следующем предложении:

Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

Вопрос № 2 2 балла

Расставьте ударение в следующих словах:

В каких парах слова не рифмуются? Выберите правильный ответ.

1) повод - газопровод 1) 3, 6

2) живее - красивее 2) 4, 5

3) завидно - обидно 3) 1, 2

4) каталог - некролог 4) 5, 6

5) библиотека - картотека

6) алфавит - позвонит

Вопрос № 3 5 баллов

Сколько пар однокоренных слов в данном списке? Подчеркните и запишите ответ цифрой.

Смешить - смешанный, лев - левша, росток - растени е , холодильник - прохлада, носик - носит, засуха - сушка, сырок - отсыреть, пятиклассник - впятером, ближайший- близорукий.

Вопрос № 4 4 балла

Внесите в первую колонку таблицы следующие слова:

хвастунишка, холодный, похолодело, холодище.

Корень, суффикс, окончание.

Вопрос № 5 5 баллов

В книге К. Чуковского « От двух до пяти» говорится: «Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости «старуха собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка». Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.

Вопрос № 6 6 баллов

Подберите к заимствованным словам из колонки А синонимы из колонки В.

А В

Актуальный Правильно:4

подражание, подделка

Антракт Правильно:6

Ситуация Правильно:2

Лозунг Правильно:5

важный, злободневный

Миссия Правильно:3

Призыв

Имитация Правильно:1

Перерыв

Вопрос № 7 4 балла

Вставьте пропущенные буквы:

Меж…языковый, суб…ект, буль…н, кумач…вый, груш…вый, пр…зидент, ра…чет, акв…м…рин, шепч…тся (3 л., мн.ч), бле…т (3 л., ед.ч), кле…т (3 л., ед.ч).

Выпишите: 1 слово с нулевым окончанием, определите, к какой части речи оно относится;

1 глагол, определите спряжение;

Слова каких частей речи ещё есть в задании? Назовите части речи, приведите пример.

Вопрос № 8 5 баллов

Установите правильное согласование:

По кругу резво катил… коляску маленьк… пони.

Спустил…сь тяжел… жалюзи.

Пари не состоял…сь.

Белоснежн… тюль был… накрахмален…

В магазин привезли тонну красн… помидор…

Вопрос № 9 3 балла

В каких предложениях есть подлежащее и сказуемое? Выберите правильный ответ.

1. Яблочко сочное, спелое. 1) 1, 3, 4

2. Какая красота! 2) 2, 3, 4

3. Янтарём и рубинами загорелись листья. 3) 1, 3, 5

4. Ворон - птица вещая. 4) 2, 3, 5

5. Малыш, оглянись вокруг!

Вопрос № 10 2 балла

Какие словосочетания выписаны из этого предложения неправильно? Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.

1. выпал на рассвете 1) 2, 4

2 . выпал и не таял 2) 3, 5

3. долго не таял 3) 2, 5

4. иней не таял 4) 1, 3

5. не таял на траве

Вопрос № 11 2 балла

В каком словаре можно уточнить происхождение выделенных слов?

Широко бытует представление о малине как о любимой ягоде медведей. В Сибири бурый медведь красную смородину, бруснику или чернику поедает охотнее, чем малину.

1) Грамматический

2) Орфоэпический

3) Этимологический

4) Словообразовательный

Вопрос № 12 4 балла

Прочитайте текст:

И рече ему Буй Туръ Всеволодъ: одинъ братъ, одинъ свiътъ свiътлый ты Игорю, оба есвiъ Святъславлича; сiъдлай брате свои бръзыи комони, а мои ти готови,

осiъдланы у Курьска на переди.

Ответьте на вопрос: кто кого призывает седлать коней? В ответе употребите современные правила образования имён и отчеств, например: Иван Иванович призывает Ивана Никифоровича седлать коней.

Ответы

Холодный, холодище

Корень, суффикс, окончание.

хвастунишка

Корень, суффикс, суффикс, окончание.

похолодело

Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

5. Объяснить значение фразеологизма

Актуальный Правильно:4

подражание, подделка

Антракт Правильно:6

обстановка, обстоятельства, положение

Ситуация Правильно:2

представительство, задание, роль

Лозунг Правильно:5

важный, злободневный

Миссия Правильно:3

Призыв

Имитация Правильно:1

Перерыв

7. субъект, бульон - сущ .

блеет

По кругу резво катил… коляску маленьк… пони (м.р.).

Спустил…сь тяжел… жалюзи (ср.р.).

Пари не состоял…сь.(ср.р)

Белоснежн… тюль был… накрахмален…(м.р)

В магазин привезли тонну красн(ых)… помидор…(ов)

12. Всеволод Святославович призывает Игоря Святославовича седлать коней.

Олимпиадные задания по русскому языку

5 русский класс

1 . Укажите номера «лишних» слов. Образец записи: А1 Б1

А. 1) шинель, 2) академия, 3) гантели, 4) библиотека

Б. 1) мороз, 2) хоровод, 3) варежка, 4) просьба

В. 1) кое-что, 2) что-то, 3) нечто, 4) ничто

Г. 1) да здравствует, 2) нравственный, 3) сочувствие, 4) безмолвствовать

2 . Из двух слов, данных в скобках, выберите подходящее по смыслу. Образец записи: 1б 2а

1. Он поражал (а) жёсткостью, б) жестокостью) черных волос, местами до времени поседевших. 2. Я вспомнил выражение его лица, когда на него находили минуты (а) жёсткости, б) жестокости). 3. (а) костный, б) костяной) панцирь черепахи очень прочен. 4. Мы увидели красивый (а) костный, б) костяной) нож. 5. Эти (а) цветные, б) цветовые) особенности драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. 6. (а) цветные, б) цветовые) лампочки тускло поблескивали в полумраке. 7. На первое подали (а) черепаший, б) черепаховый) суп. 8. (а) черепаший, б) черепаховый) панцирь обладает особой прочностью. 9. Это был почти (а) царский, б) царственный) подарок. 10. Она шла мимо своей (а) царской, б) царственной) походкой.

3 . Отметьте номера слов, являющихся: 1 – синонимами; 2 – антонимами.

Образец записи: 1в г 2бд

    а) мебель – диван; 2. а) ложь - истина;

б) актер - лицедей; б) вставать - ложиться;

в) зарплата - жалование; в) безобразный – некрасивый;

г) ледяной - ледовый; г) прямой – уклончивый (ответ);

д) сгоряча – специально. д) сильный – глупый.

4 . Выпишите предложени я , в которых выделенные слова употреблены в прямом значении.

1) Он человек с головой . 2) Он распустил язык и произвел плохое впечатление на спутников. 3) Ему удалось подобрать ключ к шифру. 4) В его рассуждениях была железная логика. 5) Им предстоял крутой подъем. 6) Шелковая рубашка приятно касалась тела. 7) Часы идут с опережением. 8) Он у нас всему делу голова. 9 ) Стол у него был незатейливый: любил мясо, каши. 10) Железная руда добывается с трудом.

5 . Среди приведенных ниже сочетаний слов выпишите только словосочетания.

1) солнечный день, 2) леса и парки, 3) ребята трудятся, 4) подъехать к станции, 5) после уроков, 6) любимое занятие, 7) были заняты, 8) открывая дверь, 9) выбирать профессию, 10) правильно и аккуратно, 11) урок окончен, 12) стакан молока, 13) более важный, 14) доволен результатами, 15) заняты делом, 16) альбом или тетрадь, 17) книга интересна, 18) ради жизни, 19) слово в слово, 20) упорно учиться.

6 . Выпишите пар ы слов, в которых наблюдается чередование звуков в корне .

1) азбука – азбучный, 2) баран – барашек, 3) бедняга – бедняжка, 4) блюдце – блюдечко, 5) графа – разграфлять, 6) лебедь – лебяжий, 7) владыка – владычица, 8) усыпить – усыплять, 9) сыск – сыщик, 10) список – списочный.

7 . Запишите под буквой А - номера существительных женского рода, под буквой Б - номера существительных мужского рода, под буквой В - номера существительных среднего рода.

1) молодежь, 2) студенчество, 3) невежество, 4) храбрость, 5) дитя, 6) удаль, 7) фойе, 8) рояль, 9) рельс, 10) рябь, 11) лебедь, 12) зайка, 13) тушь, 14) картофель, 15) бандероль, 16) мозоль, 17) тюль, 18) фасоль, 19) шампунь, 20) овощ, 21) туш, 22) вуаль, 23) продавец, 24) повидло

7. Напишите эссе на тему «Мир русской сказки»