Разбери предложение по чл и частям речи. Как разобрать предложение по составу? Что такое синтаксический разбор предложения

Разбор предложения по членам, или синтаксический разбор предложения, - это обязательная часть учебной программы по русскому языку. Тому, кто не справится с этим заданием, не стоит и мечтать об отличных оценках в табеле и/или аттестате. Причем, в отличие от многих новомодных методик, совсем недавно появившихся в учебниках и методических пособиях, синтаксическим разбором предложений и словосочетаний занимались еще наши бабушки и дедушки – и на уроках, и в качестве домашнего задания. Да и контрольные работы по лингвистике не обходятся без этого задания.

Наверняка вы знакомы с ним не понаслышке. Но даже самым смышленым ученикам никогда не мешает закрепить и/или углубить свои знания. Поэтому, независимо от успеваемости в школе, предлагаем вам подробно обсудить и запомнить, как разобрать предложение по членам правильно и без ошибок.

Синтаксический состав предложения. Члены предложения
Начнем с того, что сверим терминологию. Синтаксический разбор и разбор предложения по членам – это равнозначные названия одного и того же процесса, который заключается в анализе состава предложения и определении принадлежности каждого слова к той или иной части речи. Разница между ними заключается только в объеме работы: синтаксический разбор подразумевает более глубокий анализ параметров предложения, а разбор по членам – это, как правило, только часть общего синтаксического анализа. Тем не менее, именно разбор предложения по членам вызывает у большинства школьников основные затруднения. Возможна причина: в вариативности роли слов в предложении. Дело в том, что даже относящиеся к одной части речи слова могут выполнять в предложении разные роли. Причем различаться они будут и в рамках одного, и в нескольких разных предложениях. Фигурально выражаясь, можно было бы назвать каждый член предложения некой должностью, на которой «работает» слово. Перейдя на другое место работы, то есть в другое предложение, оно может сменить свою должность и, соответственно, выполнять уже другие функции. Более того: членом предложения может быть не только одно слово, но и словосочетание.

Именно поэтому многие ученики школ и даже студенты высших учебных заведений порой путаются и неверно идентифицируют члены предложения. Помочь им восстановить понимание можно, если прояснить базовые понятия синтаксического состава предложения. Начать можно с простых упражнений, постепенно усложняя задания и вводя в них новые, сбивающие с толку и тренирующие навыки синтаксического разбора, элементы. Например, для начала следует запомнить, что все члены предложения, даже самого короткого, делятся на:

  1. Главные члены предложения. Их всего два: подлежащее и сказуемое. Вместе они образуют так называемую грамматическую основу предложения. Не в каждом предложении одновременно присутствуют оба главных члена, но один из них необходим всегда.
  2. Второстепенные члены предложения. Их три: определение, дополнение и обстоятельство. Могут наличествовать в предложении в любых сочетаниях и количествах, все вместе или по одному.
И главные, и второстепенные члены предложения имеют собственные, четко определенные характеристики, по которым их и становится возможным определить и отличить друг от друга. Даже опытные филологи иногда ведут споры о том, какую функцию выполняет в предложении то или иное слово, но то касается лишь частных случаев авторского синтаксиса в очень сложных, длинных предложениях художественных и научных текстов. В школах обычно даются задания на основе типичных и наглядных примеров, для анализа которых нужно лишь один раз как следует запомнить те параметры, которые определяют члены предложения. Для успешного выполнения задания достаточно всего двух таких параметров: это вопрос, на который отвечает каждый член предложения, и та часть речи, которая чаще всего выступает в этой роли:
  • Подлежащее обозначает (называет) тот предмет, объект или явление, о котором идет речь в предложении. Соответственно, оно логично становится ответом на вопросы «Кто?» и/или «Что?». В большинстве случаев в роли подлежащего выступает имя существительное или местоимение, а также числительное в сочетании с существительным (напр., «множество вариантов»).
  • Сказуемое рассказывает о том, что делает или что происходит с подлежащим. Чтобы найти в предложении сказуемое, задайте вопрос: «Что делает?» (делал/сделает) объект. Не удивительно, что сказуемым обычно бывает глагол. В отдельных случаях в качестве сказуемого может выступать имя существительное или другие части речи.
  • Определение описывает предмет и сообщает его признаки, поэтому отвечает на вопросы «Какой?» (какая/какое/какие), «Чей?» и т.п. Как правило определениями бывают прилагательные и причастия.
  • Дополнение раскрывает содержание предложения в связи с предметом (подлежащим). Оно может отвечать на любой вопрос косвенных падежей (то есть всех, кроме именительного): «Кого?» («Чего?»), «Кому?», («Чему?»), «Кем?», («Чем?»), «Откуда?» и т.п. Дополнениями бывают как деепричастия, так и другие части речи вместе с предлогами.
  • Обстоятельство раскрывает подробности действия и обозначает его место, время, способ и другие характеристики. В предложении обстоятельство – это тот член, который отвечает на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?», «Где?» и «Как?». Обстоятельствами часто бывают существительные, наречия, реже – другие части речи.
Сам факт наличия в предложении тех или иных членов позволяет говорить о делении предложений еще на две категории. Это может показаться усложнением учебной работы, но на самом деле понимание этой характеристики помогает легче определять актуальную каждого слова в предложении. Поэтому важно запомнить, что по составу предложения делятся на:
  1. Нераспространенные предложения – то есть не имеющие других слов, кроме подлежащего и/или сказуемого (грамматической основы).
  2. Распространенные предложения – то есть включающие в себя, помимо грамматической основы, и второстепенные члены. Их количество не важно: если они есть, то предложение автоматически считается распространенным.
Предложение может быть полным, если в нем присутствуют оба главных члена, или неполным – если один из них отсутствует и угадывается лишь по контексту. Эти параметры обязательно указываются при разборе предложения по членам, в противном случае учитель при проверке задания наверняка снизит оценку. Кроме того, необходимо научиться различать две и большее количество грамматических основ в рамках одного предложения. Такое явление не редко – на практике сложные (содержащие больше одной грамматической основы) предложения встречаются намного чаще, чем простые (включающие только одну грамматическую основу).

Как сделать разбор предложения по членам
Теперь давайте практической работой закрепим теоретические знания о том, как разобрать предложение по членам. Для этого нам понадобится система условных обозначений, с помощью которых маркируются разные члены предложения. Традиционным способом является подчеркивание слов в предложении фигурными линиями в зависимости от синтаксической роли. Эти обозначения общепризнаны и н письме, и в печатном тексте, поэтому запомните их один раз, чтобы впредь всегда использовать при разборе предложения по членам:

  • Подлежащее подчеркивают одной линией.
  • Сказуемое подчеркивают двумя линиями.
  • Определение подчеркивают волнистой линией или горизонтальным зигзагом.
  • Дополнение подчеркивают пунктиром.
  • Обстоятельство подчеркивают пунктиром с точкой.
Для примера возьмем задание средней сложности: простое предложение (одна грамматическая основа), распространенное и полное:

Вечером небо осветила полная луна.


Если вам будет сложно сразу разобрать предложение по членам самостоятельно, сделайте это с помощью пошаговой инструкции:
  1. Вдумчиво прочтите предложение, обращая внимание не только на его содержание, но и на форму: порой именно в ней скрываются каверзные моменты и сложности анализа.
  2. Найдите подлежащее: в данном предложении на вопрос «Что?» отвечает слово «луна». Подчеркните его одной прямой линией.
  3. Найдите сказуемое, отталкиваясь от подлежащего: «Что сделала луна?». Луна осветила (небо). Значит, сказуемое в том предложении: «осветила». Подчеркните этот глагол двумя параллельными прямыми линиями.
  4. Найдите определение (признак подлежащего): «Луна какая?». Луна полная. Слово «полная» - это определение, подчеркните его волнистой линией.
  5. Найдите дополнение: «Что осветила луна?». Луна осветила небо. «Небо» - то дополнение в данном предложении, подчеркните это слово пунктиром.
  6. Найдите обстоятельство: «Когда луна осветила небо?». Луна осветила небо вечером. Соответственно, «вечером» - это определение, которое следует подчеркнуть пунктиром с точкой.
  7. В процессе выполнения задания записывайте вопросы, которые связывают слова в единую по смыслу систему. Пишите их прямо над предложением, сопровождая стрелками от одного слова к другому. Например: Стрелка от слова «луна» к слову «полная» должна быть подписана вопросом «Какая?». Стрелка от слова «осветила» к слову «небо» должна быть подписана вопросом «что?». Это дает возможность преподавателю при проверке задания видеть, каким образом вы его выполняли, и в какой последовательности развивался анализ предложения.
Сложные, неполные предложения требуют еще большей внимательности при синтаксическом разборе. Не забывайте, что одним членом предложения словосочетания могут быть целые словосочетания – и тогда они подчеркиваются именно так, как единый член. Это же правило распространяется на устойчивые выражения и обособленные второстепенные члены предложений. Например, в предложении «Они вернулись, не солоно хлебавши» «они вернулись» – это грамматическая основа, а «не солоно хлебавши» - обстоятельство. Что касается сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, то при их разборе главное – найти и не перепутать каждую из грамматических основ. Для удобства разбора и проверки на письме разделите простые предложения в составе сложного косой чертой – это покажет преподавателю, что вы в совершенстве владеете инструментами синтаксического разбора, и наверняка повысит вашу оценку. Умение правильно разобрать предложение по членам приходит с опытом и практикой, поэтому выполняйте как можно больше подобных заданий самостоятельно, не бойтесь совершать ошибки и учитесь на них. Удачи вам и отличных оценок!

При работе с различными текстами многим требуется разобрать предложение по его составу. Осуществление такого разбора обычно предполагает наличие у человека соответствующих филологических знаний, способных помочь в корректном анализе нужного ему текста. При этом в сети также существуют сервисы, выполняющие операции по синтаксическому разбору предложения онлайн. После досконального изучения правил по разбору разных предложений по составу я решил изложить все свои наработки в данной статье.

В начале отмечу, что выражение «разбор предложения по составу» несколько некорректно, так как по составу обычно разбирают слова, а то, что нас интересует в данном случае, называется «синтаксическим разбором предложения».

При этом указанный синтаксический разбор (в школе его ещё называют «разбор по членам») обычно выполняется следующим образом:

  • Определитесь, какое анализируемое предложение по цели его высказывания (повествовательное, вопросительное или носит побудительный характер);
  • Обозначьте эмоциональную окраску предложения (оно восклицательное или не восклицательное);
  • Отметьте количество грамматических основ в данном предложении (если предложение простое – то одна основа, если сложное – две и более);

Если предложение простое:


Пример простого предложения:

«Это был необыкновенный осенний день!»

Проведя синтаксический анализ мы можем видеть, что это предложение повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, полное, не осложнено.

Если предложение сложное:

  • Определитесь со связью в сложном предложении – союзная или бессоюзная;
  • Обозначьте связь, используемую в предложении – интонация, подчинительная, сочинительная;
  • Укажите на тип сложного предложения — бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое.

Пример сложного предложения:

«В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.»

Проведя синтаксический анализ данного предложения мы можем видеть, что это предложение имеет повествовательный характер, не восклицательное, сложное, обладает союзной связью, сложносочинённое. Первое предложение здесь двусоставное, грамматической основой выступают слова «розы и лилии были», оно распространённое, и осложнено однородными подлежащими.

Второе предложение в этом сложном предложении двухсоставное, его грамматической основой являются слова «тюльпаны нравились», предложение распространённое, и не осложнено.

Сервисы для разбора предложения по составу онлайн

В связи с богатством грамматических конструкций, и сложностью создания мощного сетевого инструмента для синтаксического анализа текста, представленные в сети сервисы (коих немного) имеют довольно слабые возможности для проведения полноценного синтаксического разбора предложений. Тем не менее, я бы выделил следующие ресурсы:

Seosin.ru

Среди русскоязычных ресурсов для проведения семантического анализа онлайн (de facto они практически не представлены) я бы выделил сервис seosin.ru. Он позволяет определять синтаксические и морфологические ошибки, демонстрирует общую ассоциативность текста, выполняет другие виды анализа. К сожалению, сервис не всегда работает стабильно, в его работе часто наблюдаются дисфункции.

  1. Для работы с данным сервисом перейдите на сайт seosin.ru .
  2. Введите в соответствующее окно ваше предложение, и нажмите на «Анализировать».

Lexisrex.com

Любителям английского языка в синтаксическом анализе может помочь мощный лингвистический ресурс lexisrex.com. Его возможности позволяют проводить анализ предложения по его членам. При этом на данном сайте также имеются другие вспомогательные инструменты для осуществления различных видов лингвистического анализа онлайн.

  1. Для работы с данным ресурсом выполните вход на сайт lexisrex.com .
  2. Вставьте ваше предложение в соответствующее окно, и нажмите на кнопку «Analyze».

Форумы лингвистов

В синтаксическом разборе предложения в режиме онлайн можно обратиться к помощи «человеческого фактора», и отправиться на разнообразные форумы лингвистов (уровня gramota.turbotext.ru , rusforus.ru и аналогам). Зарегистрируйтесь там, задайте свой вопрос, и вам обязательно помогут.

Заключение

Сетевые ресурсы, позволяющие выполнить разбор предложений по составу, имеют довольно скудный характер, что связано со сложностями создания подобных ресурсов. Тем не менее, в сети представлены несколько таких инструментов (большинство из них англоязычны), позволяющие легко провести нужный нам анализ текста. Воспользуйтесь функционалом данных сервисов для разбора нужных предложений, и проведения синтаксического анализа онлайн.

Вконтакте

Инструкция

На первом этапе вам нужно разобрать предложение по членам и подчеркнуть их: подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя, – волнистой линией, дополнение – пунктирной, а обстоятельство – чередованием тире и точек. Иногда требуется также указать связи между членами предложения и задать воспросы к каждому из них.

Если предложение простое, укажите тип сказуемого: простое (ПГС), составное глагольное (СГС) или составное именное (СИС). В случае если несколько, укажите тип каждого из них. Если же , пронумеруйте каждую из его частей и составьте схему этого предложения, указав средства связи ( и союзные слова). Кроме того, укажите типы придаточных (определительные, изъяснительные или обстоятельственные: придаточные времени, места, причины, следствия, условия, цели, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени или присоединительные) и типы отношений между ними (последовательные, параллельные или однородные).

Далее опишите предложение, указав его тип по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное), по интонации (восклицательное или невосклицательное) и по количеству (простое или сложное: , сложноподчиненное, бессоюзное). Если предложение простое, продолжайте анализ, указывая тип по количеству главных членов (двусоставное или односоставное: назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное или безличное), по наличию членов (распространенное или нераспространенное), по наличию пропущенных главных членов (полное или ), а также укажите, чем оно осложнено (однородными членами, обособленными членами, вводными или вставными конструкциями, или же не осложнено ничем). Если предложение сложное, продолжайте анализ по той же схеме, но для каждой из его частей в отдельности.

Видео по теме

Связанная статья

Схема предложения - не просто прихоть преподавателей. Она позволяет лучше понять структуру предложения, определить его специфику, наконец, быстрее разобрать. Любая схема - это прежде всего наглядность; согласитесь, что когда имеешь дело, например, с Львом Николаевичем, наглядность для понимания предложения очень нужна.

Инструкция

Начать нужно с определения, какими членами предложения являются слова. Сперва определите подлежащее и сказуемое - грамматическую основу. Так у вас уже будет вполне определённая "печка", от которой можно будет "плясать". Затем распределяем по членам предложения остальные слова, учитывая то, что все они делятся на подлежащего и группу сказуемого. В первую группу , во вторую - дополнение и обстоятельство. Учтите и то, что некоторые слова не являются членами предложения (например, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а и так, что сразу несколько слов все вместе составляют один член предложения (деепричастные и причастные обороты).

Составьте схему предложения , объясните постановку знаков препинания.

Видео по теме

Морфемный разбор слова – разбор по составу, определение и выделение значимых словообразовательных частей слова. Морфемный разбор предшествует словообразовательному – определяющему, каким способом появилось слово.

Инструкция

При синтаксическом разбор е простого предложения выделяется (подлежащее и сказуемое). Затем определяется тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное), его эмоциональная окраска (восклицательное или ). После этого необходимо установить тип предложения по его грамматической основе (односоставное или двусоставное), по членов (распространенное или нераспространенное), по наличию или отсутствию какого-либо члена (полное или неполное). Также простое может быть осложненным (присутствуют однородные или обособленные члены) или неосложненным.

При синтаксическом разбор е сложного предложения помимо определения грамматической основы и типа предложения по цели высказывания необходимо доказать, что оно является сложным и установить вид связи между простыми предложениями (союзная или бессоюзная). Если связь союзная, то определяется тип предложения по характеру союза: сложносочиненное . Если предложение является сложносочиненным, то необходимо выяснить, каким сочинительным союзом связаны части предложения: соединительным, разделительным или противительным. В сложноподчиненном определяется главное и придаточное предложение, средство связи придаточного с главным, вопрос, на который отвечает придаточное, тип . Если сложное предложение является бессоюзным, то определяются смысловые отношения между простыми предложениями и объясняется постановка знака препинания. Также необходимо начертить схему предложения.

Видео по теме

Совет 6: Как определить неопределенно-личное предложение

Предложение выражает сообщение, побуждение или вопрос. Двусоставные предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа односоставного предложения представлена либо подлежащим, либо сказуемым.

Инструкция

Все глагольные односоставные предложения имеют сказуемое, но не имеют подлежащего. Причем в определенно-личном предложении форма глагола и смысл сообщения подсказывают, что действие относится к определенному лицу: «Люблю книги», «Найдите правильное решение», «Береги , а честь смолоду».

Глагол может стоять в форме первого или второго лица единственного или изъявительного или повелительного наклонения. Первое лицо означает, что глагольный вопрос задается от местоимений «я», «мы»; второе лицо – от местоимений «ты», «вы». Повелительное наклонение побуждает к действию, изъявительное просто сообщает информацию.

Ученики средней и старшей школы регулярно сталкиваются с проблемой, как провести анализ в русском литературном языке.

Делается синтаксический разбор в соответствии с определённой схемой. Эта тема в школьном курсе позволяет выявить структуру предложения , охарактеризовать его, что снижает пунктуационную неграмотность.

Вконтакте

Что показывает синтаксический анализ

В существует четыре основных вида разбора: фонетический, морфологический, по составу и синтаксический. Под последним понимают анализ или разбор синтаксических единиц с первостепенным выделением грамматической основы . Выполняется анализ согласно утверждённому алгоритму действий: подчеркнуть члены + охарактеризовать их + нарисовать схему.

Школьники, проучившись одиннадцать классов, иногда не знают, что такое синтаксический разбор предложения. Они говорят об анализе, как о разборе по составу. Это неверно, так как разбирают только отдельно взятые лексемы по составу. Что касается связки слов, выражающих законченную мысль, то в начальной школе процесс именуется, как разбор предложения по членам. При этом в средней и старшей школе он приобретает более глубокий смысл. Исходя из этого, необходимо раз и навсегда запомнить, что разбор предложения по составу на занятиях по русскому языку не выполняется.

Ответ здесь очевиден – всем известные подлежащее, указывающее на предмет или объект, и сказуемое – на действия, выполняемые первым . Чтобы речь была понятнее, а высказывание полным, главные члены дополняются второстепенными, которые имеют набор особенностей.

Второстепенные члены предложения позволяют раскрыть целостную картину происходящих событий. Их цель – пояснить, описать действия основных предшественников .

На следующем этапе придётся разобрать предложение по . Здесь имеется в виду, чем выражены его члены. Каждый имеет несколько вариантов, необходимо выбрать правильный, задав вопрос:

  • подл. – сущ., мест.;
  • сказ. – гл., кр. прил., сущ.;
  • опред. – прил., мест., числ.;
  • доп. – сущ., мест.;
  • обст. – наречие, сущ. с предлогом.

С учетом вышеуказанного вырисовывается более или менее ясное представление о том, что такое синтаксический разбор предложения. Одним словом, это сложный анализ связанных лексем, выражающих законченную мысль.

Характеристика синтаксических единиц

Надо знать критерии, которыми обладает лексема, чтобы осуществить подробное описание. Характеристика предложения в тексте предполагает определённый алгоритм.

Определяем вид:

  • по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
  • по эмоциональной-экспрессивной окраске (по интонации) – восклицательное или невосклицательное.

Находим грамматическую основу.

Рассказываем последовательно о каждом члене предложения, средствах их выражения.

Описываем структуру синтаксической единицы. Для простого предложения:

  • по составу: односоставное (опред.-лич., неопред.-лич., обобщённо-личное, безличное, назывное) или двусоставное;
  • по распространённости: распространённое или нераспространённое;
  • по полноте: полное или неполное.
  • чем осложнено: однородными членами, междометиями, обращением, вводными конструкциями.

Определяем к какому типу относится сложное предложение:

  • сложносочинённые предложения (ССП) – на них указывают простые части, связанные сочинительным союзом;
  • сложноподчинённые предложения (СПП) – устанавливаем главное, а также придаточное слово, опираясь на вопрос и особенность построения (к чему относится, чем прикрепляется придаточное), определяем вид последнего;
  • бессоюзное сложное предложение (БСП) – устанавливаем, из какого числа простых частей состоит синтаксическая единица, определив значение каждого (одновременность, последовательность, противопоставление и др.).

Приводим аргументацию, по какой причине поставили именно эти пунктуационные знаки.

Если задание предполагает составление схемы, то делаем это.

Выполнить синтаксический разбор сложного предложения труднее.

Здесь больше параметров для анализа .

После того, как сложное предложение из примеров разобрано на простые части, приступаем к анализу каждой из них в отдельности.

Следуя алгоритму, проблем с выполнением задания под цифрой 4 у школьника, не возникнет.

Как составить схему

Не всегда достаточно правильно выполнить синтаксический разбор простого предложения, чтобы получить оценку отлично. Ученик также должен уметь составлять схемы описываемых единиц.

  1. Выделите подлежащее, подчеркнув одной линией, а сказуемое – двумя чертами.
  2. Найдите второстепенные члены, подчеркнув их согласно общепринятых правил.
  3. Предложения с оборотом или причастным выделяется следующим образом и указываются в итоговой схеме. Деепричастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, а подчёркивается точка/пунктир. Причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами , а подчёркивается волнистой линией.
  4. В схему сложносочинённого предложения союз не входит, его выносят за рамки основы. А вот сложноподчинённые предложения включают его в придаточную часть. Союзы и союзные слова заключаются в овал.

Важно! Перед тем, как составить схему предложения, надо научиться графически обозначать однородные члены. Их заключают в круг, а обращение, которое не является членом синтаксической единицы, в схеме обозначается буквой «О» и отделяется двумя вертикальными линиями. Аналогичным образом поступают с вводными словами.

Схему предложения с прямой речью составить несложно . Здесь важно отделить одну часть от другой, т.е. слова автора от прямой речи, поставив между ними соответствующие пунктуационные знаки.

Образец разбора простого предложения

Записываем пример и приступаем к анализу.

Я не видел озера великолепнее Байкала.

I этап: разбор предложения по членам:

  • «Я» – подл., выражено лич. мест;
  • «Не видел» – простое гл. сказ., выражено глаг. в форме изъявит. накл. прош. вр.;

II этап: Выясняем, какие же члены предложения составляют грамматическую основу. Здесь это будет — «Я не видел», поэтому имеем дело с простым предложением.

В конкретном примере все второстепенные члены примкнули к сказуемому:

  • не видел (чего?) озера – допол., выражено сущ. в Р.П.;
  • озера (какого?) великолепнее – несогл., опред, выражено прил. в срав. степени;
  • великолепнее (чего?) Байкала – допол., выражено сущ. в Р.П.

III этап: по окончании процесса дают общую характеристику простого предложения в русском языке:

  • по строению – двусоставное, распространённое, полное;
  • по цели высказывания – повествовательное;
  • по интонации – невосклицательное, следовательно, в конце ставится знак препинания – точка.

IV этап: синтаксический разбор простого предложения предполагает схему [- =].

Больше проблем вызывает синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом. Его примеры см. ниже.

Образец: За болотом, полыхая берёзами, виднелась роща.

Характеристика: повест., невоскл., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено обособленным дееп. об.

Схема: [, I дееприч.оборот I, = — ].

Осложнённые однородными членами, оборотами синтаксические единицы разбираются аналогичным образом.

Простые предложения с деепричастным оборотом должны получить объективную оценку. В них указывается, каким членом является весь оборот, затем его части разбираются на слова.

Образец: Месяц только что выбрался из-за бугра и освещал полупрозрачные, маленькие, низкие облака.

Характеристика: повест., невоскл., однородные сказ. соединены неповторяющимся союзом «и», поэтому запятая между ними не ставится, а между определениями надо поставить запятые, они имеют бессоюзную связь, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказ. и опред.

Схема: [- = и = О, О, О].

Разбор сложных предложений

Домашнее упражнение по русскому регулярно содержит обязательное задание под цифрой 4. Здесь встречаются разнохарактерные примеры: ССП, СПП, БСП.

Всегда, делая синтаксический разбор сложного предложения, нужно начинать его с нахождения грамматической основы.

Анализировать сложноподчинённые предложения нужно исходя из определения главного и придаточного.

Разбор синтаксических единиц с несколькими придаточными осуществляется по общему плану, как бы делался разбор предложения по составу , но с указанием вида подчинения и комбинации этих видов. Ниже представлены образцы сложноподчинённых предложений с примерами, со схемами, наглядно демонстрирующие анализ.

Образец СПП с последовательным подчинением: Малыши сообщили, что нарвали тех ромашек, которые любила бабушка.

Характеристика: повест., невоскл., сложное, союзное, его части связаны подчинительной связью с последовательным подчинением, состоит из двух простых.

Схема: [- =], (что = (которые = -).

Образец ССП: Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.

Характеристика: повест., невоскл., сложное предложение, имеет две грамматические основы, союзное, сложносочинённое. Союз «и» выражает одновременность. 2-е простое предложение осложнено однородными обст. состояния.

Схема: [- =], и [=].

Образец БСП : Ветер воет, гром грохочет.

Характеристика: повест., невоскл., сложное бессоюзное.

Схема: [- =], [- =].

Синтаксический разбор простого предложения

Как делать синтаксический разбор

Вывод

Если иметь перед глазами предложения, примеры со схемами, то автоматически срабатывает визуальная память. Это хорошо помогает на контрольных диктантах и самостоятельных. Тем самым можно научиться автоматически и безошибочно делать синтаксический разбор предложения (если примеры будут подобраны грамотно), освещать все критерии, необходимые для анализа.

Часто пользователи ищут в Интернете способ разбора предложения по частям речи онлайн. Это необходимо не только школьникам при подготовке домашнего задания, но и людям, учащимся в университетах филологии и лингвистике. А также всем, кому каждый день приходится работать с текстом. Чтобы сделать синтаксический разбор предложения человек должен обладать необходимыми знаниями в этой области. Чтобы облегчить этот процесс можно обратиться к специальным онлайн сервисам. Ниже мы разберем несколько лучших сайтов по автоматическому разбору предложения на части речи.

Такой разбор в начальных и средних школах принято называть «разбор по членам предложения». Иногда говорят «разбор предложения по составу», но это выражение несколько некорректно, потому как по составу принято разбирать слова.

Чтобы сделать синтаксический разбор предложения:


Наличие синтаксических конструкций предложения, его параметров, а также богатство вариантов конструирования создают для разработчиков приложения большие преграды при создании оналйн сервиса по разбору предложения. Поэтому таких сервисов в сети не так уж и много. Но они все же есть.

Goldlit – сервис морфологического и синтаксического разбора предложения

Очень удобный сервис Goldlit. Простой дизайн и понятный интерфейс делают сайт доступным людям, с разным уровнем знания компьютера. В верхней строчке меню находятся 3 пункта с выпадающим списком.


Онлайн сервис — goldlit.ru
  1. Главное меню – список из главных разделов сайта.
  2. Литература – в выпадающем меню список русской и зарубежной литературы, а также разбор стихотворений – что в них хочет сказать поэт.
  3. Хронология – литература, распложенная по столетиям.

Чтобы воспользоваться разбором предложения по частям речи на сервисе goldlit.ru:

  1. Перейдите на сайт — http://goldlit.ru/ .
  2. Под меню находится строчка, в которую нужно ввести текст для разбора.
  3. Рядом с окном ввода текста находится кнопка «Разбор».

Сразу под строкой ввода текста, в желтом поле идут подряд вниз блоки с разбором. Каждый блок – это одно слово из предложения. Чередуются они в таком же порядке, как и чередуются слова в предложении. Части блока:

  1. Слово, которое стоит в начальной форме.
  2. Второй строкой выступает часть речи, которым является слово.
  3. Грамматика. Пишутся через запятую число, качество, одушевленная форма, род и т.д.
  4. Формы. Все существующие формы слова (с приставками, суффиксами, оконачаниями).

Seosin – сайт, который имеет сервис разбора предложения по частям речи

Один из известных ресурсов в Интернете, который предоставляет инструмент для и морфологического разбора предложения в режиме онлайн. Помимо этого сайт предлагает и другие сервисы по работе с текстом, например – . А также по работе с другими файлами, такими как изображения и фотография. Сайт периодически имеет проблемы с доступом, хотя администратор пишет в объявлениях на сайте, что ситуация с сервером была исправлена.


Чтобы проверить текст в сервисе:

  1. Перейдите по этой ссылке – http://www.seosin.ru/ .
  2. Введите текст для анализа в поле сервиса.
  3. Нажмите кнопку «Анализировать».

Через несколько секунд вам будет предоставлен разбор вашего текста с пояснениями.

Другие сайты и по разбору предложений по частям речи

Помимо автоматических сервисов онлайн существую также специальные сайты, на которых предоставляется вся необходимая информация, которая потребуется для синтаксического и морфологического разбора предложения. Одним из таких сайтов есть – сентябрята.рф. Для школьников он будет незаменим. Что касается русского языка, здесь вы найдете разделы:

  • Слово – основные правописания слов с предлогами, частицами, перенос слов и т.д ().
  • Вместе или раздельно – прилагательных, существительных, союзы, междометия.
  • Безударные частицы «Не» и «Ни»
  • Правила написания согласных – двойных «нн», «жж».
  • Согласные, которые пишутся за шипящими – «ж, ч, ш, щ».
  • Правописание гласных.
  • Безударные главсные.
  • Буквы «ь» и «ъ».
  • Предложение.
  • Аббревиатуры.
  • Прописные буквы.