Обучающая программа по информатике. Обзор обучающих программ по информатике для старшей школы

Введение

Глава I. Использование обучающих программ для формирования знаний и умений по информатике

1 Понятие об обучающей программе

2 Преимущества и недостатки обучающих программ

3 Типы обучающих программ

1.4 Обучающие программы в среде программирования Delphi

1.4.2 Окно дерева объектов

4.3 Окно кода программы

Глава II. Обучающая программа "Информатика в играх и загадках"

2.1 Требования к оборудованию

2 Описание обучающей программы "Информатика в играх и загадках"

Заключение

Список использованных источников

Приложение

обучающий программа информатика delphi

Введение

В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания.

Применение мультимедиа в сфере образования ряда развитых западных стран уже идет достаточно успешно и имеет следующие направления: видео энциклопедии; интерактивные путеводители; тренажеры; ситуационно-ролевые игры; электронные лектории; персональные интеллектуальные гиды по различным научным дисциплинам, являющиеся обучающими системами с использованием искусственного интеллекта; исследовательское обучение при моделировании изучаемого процесса в аналоговой или абстрактной форме; системы самотестирования знаний обучающегося; моделирование ситуации до уровня полного погружения - виртуальная реальность (для изучения языка - моделирование деловых переговоров на иностранном языке, моделирование положения на бирже при изучения экономических вопросов и т.д.);

Конечно, обучающая программа не может заменить человека-преподавателя, но она не только может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, а в некоторых областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление, она сыграет уникальную роль, которую мы сейчас не можем еще осознать в полной мере.

Подводя итоги вышеизложенного можно отметить: проблема создания обучающих программ или курсов является актуальной. Объектом нашего исследования будет обучающая программа, а предметом - методика разработки сценария обучающей программы.

ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ

1.1 Понятие об обучающей программе

Необходимо заметить, что до сих пор не существует четкого определения обучающей программы или электронного учебника, равно как и нет общепринятого названия для компьютерных обучающих систем. В литературе встречаются самые разнообразные варианты названия и соответствующие им определения.

Т.С. Буторин дает следующее определение: "Электронный учебник представляет собой сложный объект дидактического проектирования с использованием новых информационно-педагогических технологий".

И.А. Калинин определяет электронное средство обучения как программное средство, содержащее некоторый материал по учебной теме или курсу и средства для проверки его усвоения. При этом изначально предполагается, что средство будет использоваться либо как дополнение к существующему учебнику (и проводимому бучению), либо выполняет задачи "репетитора".

Н.И. Пак: "Электронный учебник - в большей степени инструмент обучения и познания, и его структура и содержание зависят от целей его использования Он и репетитор, и тренажер, и самоучитель". Особую значимость он приобретает при использовании в нелинейных технологиях и коммуникационных системах.

С.А. Христочевский "Электронный учебник - программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя освоения учебного курса или его большого раздела именно с помощью компьютера. ЭУ или курс обычно содержит три компонента: презентационную составляющую, в которой излагается основная информационная часть курса; упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащихся" А.В. Хуторской: "Электронный учебник - это такой учебник, который выполняется в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты".

Таким образом, электронное средство обучения - это обучающая программная система комплексного назначения, которая обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, обеспечивает тренировочную учебную деятельность, осуществляет контроль уровня знаний, а также обеспечивает информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные услуги при условии интерактивной обратной связи.

1.2 Преимущества и недостатки обучающих программ

В основе учебных пособий часто лежит методика программированного обучения, что налагает определённые требования на структуру и методику обучения с использованием этих средств. С технической точки зрения, такие учебные средства часто имеют характер презентаций и строятся как наборы слайдов.

Такой подход не отвечает традиционному понятию учебника - основного средства обучения. В нём из поля зрения пользователя практически полностью выпадают возможности, касающиеся поиска и анализа информации, не формируются навыки самостоятельной исследовательской работы, затруднена возможность варьирования содержания обучения. Построенные таким образом средства тяжело вносить в учебный процесс.

Несмотря на неоспоримые достоинства, применение электронных обучающих средств не лишено определенных недостатков. В их числе недостатки, вызванные специфическими особенностями работы с информацией на электронных носителях (чтение с экрана менее удобно, чем с листа бумаги, вызывает повышенную утомляемость органов зрения, требует наличия соответствующих технических средств и т.д.). Гораздо более существенны недостатки, вызванные погрешностями в написании электронных учебников. Это выражается в отсутствии:

учета психолого-педагогических требований; адресности (учета индивидуальных особенностей обучающегося, состояния его здоровья (например, инвалидности), профессиональной направленности в обучении и т.д.); унификации в использовании терминологии и обозначений; междисциплинарных связей и недостаточной преемственности материала; единого подхода к подбору иллюстративного материала.

Такая ситуация возникла вследствие того, что процесс интенсивного создания электронных учебников начался сравнительно недавно, и во многом он протекает стихийно, поэтому в коллектив разработчиков программных продуктов учебного назначения не всегда входят специалисты в области педагогики и психологии, эргономики, медицины и т.д.

Для устранения этих недостатков предлагается другой подход к построению электронных учебников, основанный на понимании электронного учебника как открытой информационной системы. При этом подходе основу учебника составляет собственно информационное наполнение.

Информационные системы - это совокупность тем или иным способом структурированных данных (базы данных) и комплекса аппаратно-программных средств для хранения данных и манипулирования ими.

В обучающей системе должны быть предусмотрены следующие типы модулей учебного материала: Текстовые. Основу в таких модулях составляет текст с гиперссылками на другие модули.

Статические иллюстрации в различных графических форматах.

Видео и аудио фрагменты.

Программные модули расширения, (в виде стандартных библиотек DLL).

Для выполнения задач поиска в системе предусмотрен механизм полнотекстового поиска, что позволяет искать нужный материал по ключевым словам или содержанию.

Система спроектированная с учетом вышеизложенных критериев позволяет реализовывать как традиционную схему построения учебных программных средств, так и практически любую другую. Она позволяет хранить и обрабатывать значительно больший массив информации, за счёт средств редактирования и индексации, работающих с тем же материалом, что и средства просмотра.

На этапах разработки и внедрения обучающей программы возникает вопрос о целесообразности применения этого средства обучения, а, следовательно, необходимость выявления преимуществ компьютерных обучающих технологий перед традиционными средствами обучения, которые успели зарекомендовать себя с лучшей стороны за долгие годы использования.

Традиционные способы обучения, такие как чтение научной литературы, прослушивание лекций, посещение семинаров, просмотр учебных видеофильмов, издавна зарекомендовали себя как эффективные средства получения знаний, на которых выросло не одно поколение школьников и студентов.

Каждое из перечисленных средств имеет ряд недостатков: информация представляется, как правило, только в одной форме, а отсюда - недостаточная иллюстративность классических учебников или, в случае видео- и аудиокассет, необходимость использования дополнительных носителей информации в виде пояснительных брошюр; поиск информации в любом из перечисленных видов обучения - длительный и трудоемкий процесс; отсутствие эффективных способов проверки знаний обучающегося приводит к тому, что контроль над процессом усвоения материала может осуществляться только преподавателем.

Объединить все лучшее, что существует в традиционных способах обучения и устранить отмеченные недостатки можно, используя возможности электронной формы представления информации.

Таким образом, обучающие программы обладают следующими основными преимуществами: интерактивность, бесценная для образовательного процесса, позволяющая без усилий выполнять рутинные операции (поиск, вычисления) и индивидуализировать получение и усвоение информации; долговременная актуальность. Электронные издания практически вечны: основные затраты приходятся на разработку первой версии, а текущие изменения, дополнения требуют сравнительно малых затрат.

Изучив различные средства обучения, можно сказать, что электронные средства обучения значительно превосходят традиционные средства по возможностям поиска и навигации, а также по наглядности, в то время как контроль знаний и обратная связь с преподавателем оставляют желать лучшего, представляя обширную область для дальнейших исследований и разработках.

1.3 Типы обучающих программ

Основанием для классификации служат обычно особенности учебной деятельности обучаемых при работе с программами. Многие авторы выделяют четыре типа обучающих программ:

тренировочные и контролирующие;

наставнические;

имитационные и моделирующие;

развивающие игры.

Программы 1-го типа (тренировочные) предназначены для закрепления умений и навыков. Предполагается, что теоретический материал уже изучен. Эти программы в случайной последовательности предлагают учащемуся вопросы и задачи и подсчитывают количество правильно и неправильно решенных задач (в случае правильного ответа может выдаваться поощряющая ученика реплика). При неправильном ответе ученик может получить помощь в виде подсказки.

Программы 2-го типа (наставнические) предлагают ученикам теоретический материал для изучения. Задачи и вопросы служат в этих программах для организации человеко-машинного диалога, для управления ходом обучения. Так если ответы, даваемые учеником, неверны, программа может "откатиться назад" для повторного изучения теоретического материала.

Программы 3-го типа (моделирующие) основаны на графически-иллюстративных возможностях компьютера, с одной стороны, и вычислительных, с другой, и позволяют осуществлять компьютерный эксперимент. Такие программы предоставляют ученику возможность наблюдать на экране дисплея некоторый процесс, влияя на его ход подачей команды с клавиатуры, меняющей значения параметров.

Программы 4-го типа (игры) предоставляют в распоряжение ученика некоторую воображаемую среду, существующий только в компьютере мир, набор каких-то возможностей и средств их реализации. Использование предоставляемых программой средств для реализации возможностей, связанных с изучением мира игры и деятельностью в этом мире. приводит к развитию обучаемого, формированию у него познавательных навыков, самостоятельному открытию им закономерностей, отношений объектов действительности, имеющих всеобщее значение.

Наибольшее распространение получили обучающие программы первых двух типов в связи с их относительно невысокой сложностью, возможностью унификации при разработке многих блоков программ. Если программы 3-го и 4-го типов требуют большой работы программистов, психологов, специалистов в области изучаемого предмета, педагогов-методистов, то технология создания программ 1-го и 2-го типов ныне сильно упростилась с появлением инструментальных средств или наполняемых автоматизированных обучающих систем (АОС).

Основные действия, выполняемые программами первых двух типов: предъявление кадра с текстом и графическим изображением; предъявление вопроса и меню вариантов ответа (или ожидание ввода открытого ответа); анализ и оценка ответа; предоставление кадра помощи при нажатии специальной клавиши.

Они могут быть легко и унифицировано запрограммированы, так что разработчику обучающей программы остается ввести в компьютер только соответствующий текст, варианты ответов, нарисовать на экране с помощью манипулятора "мышь" картинки. Создание обучающей программы в этом случае выполняется совершенно без программирования, не требует серьезных компьютерных познаний и по силам любому педагогу-предметнику средней школы. Названия наиболее известных отечественных АОС: "Урок", "Адонис", "Магистр", "Stratum". Используются в России и зарубежные системы: "Linkway", "TeachCad" и др. Многие из этих систем имеют хорошие графические подсистемы и позволяют создавать не только статические картинки, но и динамические графические фрагменты в духе "мультимедиа".

1.4 Обучающие программы в среде программирования DELPHI

1.4.1 Среда программирования Delphi. Главное окно

Главное окно осуществляет основные функции управления проектом создаваемой программы. Это окно всегда присутствует на экране и упрямо занимает его самую верхнюю часть. Даже в максимизированном состоянии его размеры и положение практически не отличаются от обычных.

Связано это с функциональностью главного окна: с одной стороны, оно несет в себе элементы, которые всегда должны быть под рукой у программиста, с другой - окно не должно отнимать у остальных окон Delphi значительного пространства экрана. Минимизация главного окна приводит к исчезновению с экрана других окон Delphi. Эти окна появятся, как только будут восстановлены размеры главного окна, а его закрытие означает окончание работы программиста с системой программирования.

В главном окне располагается главное меню Delphi, набор пиктографических командных кнопок и палитра компонентов.

Главное меню. Помимо главного меню в Delphi широко используется система вспомогательных меню, доступ к которым осуществляется правой кнопкой мыши и содержит все необходимые средства для управления проектом. Все опции главного меню представляют собой опции-заголовки, открывающие доступ к выпадающим меню второго уровня. Для начального знакомства с Delphi можно вполне обойтись пиктографическими кнопками, и не понадобится обращаться к главному меню.

Все элементы главного окна располагаются на специальных панельках, в левой части которых имеются кнопки управления, позволяющие с помощью мыши перетаскивать панельки с помещенными на них элементами. Любую панельку (кроме главного меню) можно убрать из окна (сделать ее невидимой) или "пустить плавать" по экрану в отдельном окне. Для этого нужно лишь "стащить" панельку с помощью мыши за кнопку из пределов главного окна.


Рис. 1,2.

Окно формы представляет собой проект Windows-окна будущей программы. Вначале это окно пусто. Точнее, оно содержит стандартные для Windows интерфейсные элементы - кнопки вызова системного меню, максимизации, минимизации и закрытия окна, полосу заголовка и очерчивающую рамку. Вся рабочая область окна обычно заполнена точками координатной сетки, служащей для упорядочения размещаемых на форме компонентов (вы можете убрать эти точки, вызвав с помощью меню Tools Environment options соответствующее окно настроек и убрав флажок в переключателе Display Grid на окне, связанном с закладкой Preferences).

Значительную часть времени программист занят увлекательным занятием, напоминающим работу с набором деталей он "достает" из палитры компонентов, как из коробки с деталями, нужный компонент и размещает его на "наборном поле" окна формы, постепенно заполняя форму интерфейсными элементами. Собственно, именно в этом процессе наполнения формы и заключается главная изюминка визуального программирования. Программист в любой момент времени контролирует содержание окна создаваемой программы и может внести в него необходимые изменения.

1.4.2 Окно дерева объектов

Это окно появилось в версии 6 и предназначено для наглядного отображения связей между отдельными компонентами, размещенными на активной форме или в активном модуле данных. Щелчок по любому компоненту в этом окне активизирует соответствующий компонент в окне формы и отображает свойства этого компонента в окне Инспектора объектов. Двойной щелчок приводит к срабатыванию механизма Code Insight, который вставляет в окно кода заготовку для обработчика события OnClick. Наконец, компонент можно "перетащить" в окне и таким образом поменять его владельца (свойство parent). В предыдущих версиях такую замену можно было сделать только с помощью межпрограммного буфера обмена Clipboard.

4.3 Окно кода программы

Окно кода предназначено для создания и редактирования текста программы. Этот текст составляется по специальным правилам и описывает алгоритм работы программы. Совокупность правил записи текста называется языком программирования. В системе Delphi используется язык программирования Object Pascal, который представляет собой расширенную и усовершенствованную версию широко распространенного языка Паскаль, впервые предложенного швейцарским ученым Н. Виртом еще в 1970 г. и усовершенствованного сотрудниками корпорации Borland (созданные ими языки назывались Turbo Pascal, Borland Pascal и Object Pascal). Несмотря на то, что визуальная среда Delphi берет на себя многие рутинные аспекты программирования, знание языка Object Pascal является непременным условием для любого программиста, работающего в этой среде.

Первоначально окно кода содержит минимальный исходный текст, обеспечивающий нормальное функционирование пустой формы в качестве полноценного Windows-окна. В ходе работы над проектом программист вносит в него необходимые дополнения, чтобы придать программе нужную функциональность. Поскольку для создания даже простых программ вам понадобится создавать и изменять (редактировать) код программы.

Сразу после открытия нового проекта в нем будут такие строки:

Unit1;, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Frms, Dialogs;= class (TForm) private

{Private declarations} public

{Public declarations} end;: TForm1;

{SR *.DFM}.

Эти строки Delphi автоматически вставляет в окно кода для новой формы. Как уже говорилось, окно кода определяет поведенческую сторону окна программы (т. е. окна, появляющегося после начала работы программы), а окно формы - его внешние проявления. Оба окна тесно связаны друг с другом, причем Delphi "хозяйничает" в его верхней части, вставляя необходимые строки между

{$R-*.DFM}.

в нижней части окна.

Чтобы вставить в окно новую строку, нужно сначала, с помощью клавиш курсора или щелкнув по окну мышью, поставить текстовый указатель (мигающую вертикальную черту) на нужное место, а затем с помощью клавиатуры ввести текст. Обычно текст кода программы располагается в нескольких строках. Для перехода на новую строку используйте клавишу Enter. Если в процессе ввода вы ошиблись и тут же заметили свою ошибку, удалите ошибочный символ клавишей Backspace (продолговатая серая клавиша в правом верхнем углу зоны алфавитно-цифровых клавиш или расположенная там же клавиша с левой стрелкой). Клавиша Backspace удаляет символ слева от мигающего указателя, а клавиша Delete - справа от него. Если понадобится удалить сразу всю строку текста, нужно поставить в любое место строки мигающий указатель, нажать клавишу Ctrl и, не отпуская ее, клавишу с латинской буквой Y. Такое совместное нажатие клавиш в дальнейшем будем обозначать символом "+": Ctrl+Y. Чтобы отменить последнее изменение текста, необходимо нажать Ctrl+Z или выбрать

Пункт меню Edit Undo.

Текстовый редактор версий Delphi 4, 5 имеет расширенные "интеллектуальные" возможности Code Insight связанные с контролем текста по мере его ввода программистом. К сожалению, этот контроль отнимает у компьютера определенные ресурсы. Чтобы избавиться от раздражающих пауз в момент набора кода, особенно заметных на ПК с памятью менее 32 Мб, оснащенных процессорами с тактовой частотой 100 и менее МГц, нужно раскрыть список опции Tools главного меню, щелкнуть по опции Editor Options (для версии 4-на опции Environment options) и на странице, связанной с закладкой code insight, уберать флажки в переключателях Code Completion, Code Parameters, Tooltip Symbol Insight. Переключатель Tooltip Expression Evaluation разрешает, запрещает вычисление и показ значения переменной в режиме отладки, когда на переменной останавливается указатель мыши. Убирать флажок в этом переключателе не имеет смысла, т. к. на этапе ввода текста программы этот, сервис среды заблокирован и активизируется лишь после перехода к режиму отладки).

Вместе с окном кода обычно активизируется браузера Code Explorer, облегчающее поиск нужных элементов в случае, когда в окне набрано много строк кода (рис. 5).

Двойной щелчок мышью на элементе в окне браузера приводит к позиционированию текстового указателя в окне кода на описание соответствующего объекта или его первое упоминание. При разработке несложных учебных программ можно закрыть окно браузера маленькой кнопкой в его верхнем правом углу. Восстановить закрытое окно можно после щелчка правой кнопкой мыши по окну кода и выбора опции view Explorer. Окно браузера располагается на вспомогательной панели и имеет управляющую полосу в верхней части рамки. "Схватив" ее мышью, можно перетащить окно на любое свободное место экрана или "причалить" его к окну Инспектора объектов. В версии 6 на нижней кромке окна кода располагаются две закладки - Сode и Diagram. Щелчок по последней активизирует страницу диаграмм (рис.6). Первоначально эта страница пуста. Чтобы наполнить ее, нужно "перетащить" мышью два и более компонента из окна инспектора компонентных связей. На рис. 6 это окно пристыковано к верхней части окна браузера. Чтобы перетащить компоненты в поле диаграмм, нужно нажать и удерживать клавишу Shift, после чего щелкнуть по компонентам и, продолжая удерживать Shift, переместить указатель мыши в поле диаграмм и щелкнуть по нему левой кнопкой.

Для сложных форм с множеством компонентов можно подготовить несколько диаграмм. Дав каждой диаграмме уникальное имя, можно в любой момент с помощью выпадающего списка выбрать нужную. Страницу диаграмм можно напечатать.

ГЛАВА 2. ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАГАДКАХ"

2.1 Требования к оборудованию

Для работы с обучающей программой "Информатика в играх и загадках" требуется компьютер с установленной ОС Windows и характеристиками не ниже:

Pentium 1.0 GHz;

не менее 100 Mb свободного дискового пространства.

2.2 Описание обучающей программы "Информатика в играх и загадках"

При запуске обучающей программы на экране появляется основное окно программы (рис. 7).

По умолчанию при запуске программы отображается информация о назначении основных функциональных элементов программы. Позднее, при необходимости вывести данную информацию на экран, достаточно щелкнуть по кнопке "Меню".

Кнопка "2 класс" (рис. 8) выводит на экран содержание электронного учебника (рис. 9).

Кнопка "3 класс" (рис. 8) выводит на экран содержание электронного учебника (рис. 10).

Рис. 10

Для того чтобы перейти к следующей странице электронного учебника, нужно нажать кнопку "вперед", если нужно перейти к предыдущей странице, нажать кнопку "назад". Для того чтобы выйти из электронного учебника в основное меню нужно нажать "выход".

Кнопка "Контроль знаний" (рис. 2) позволяет перейти к выполнению контрольного теста, перед началом теста нужно ввести имя, нажать кнопку "Начать тестирование " (рис. 11).

Рис. 11

Контрольный тест содержит 10 вопросов, но в каждый момент времени на экран выводится только 1 вопрос. После ответа на вопрос к нему нельзя будет возвратиться. При оценке контрольного теста используются следующие критерии:

0% - 50% - не удовлетворительно;

51% - 65% - удовлетворительно;

66% - 89% - хорошо;

90% - 100% - отлично.

Кнопка "О программе" выводит дополнительную информацию о программе и ее авторе (рис. 12).

Рис. 12

Для того чтобы выйти в основное меню, нужно нажать кнопку "Ok".

Заключение

В данной курсовой работе достигнута поставленная цель: об обучающих программах в среде Delphi. Были рассмотрены компоненты языка, описание процедур и функций, среда программирования Delphi.

Можно сделать общий вывод: данный язык программирования уникален. Он имеет множество достоинств перед другими языками программирования. Delphi один из самых распространённых языков.

Сейчас никого не удивляет тот факт, что не только профессиональные программисты, но даже студенты могут овладеть данным языком. Удивление или, по крайней мере, вопросы может вызывать лишь внешний вид языка. Ответ на вопрос, какой язык программирования на сегодня является более перспективным можно сказать, что это Delphi .

На сегодняшний день существует достаточно большое количество языков программирования. Каждый из них имеет ряд преимуществ и недостатков, но можно с уверенностью сказать, что Delphi является лидером в среде программирования и ещё пройдет немало времени, прежде чем появится язык совершенней Delphi.

Список используемых источников

1.#"justify">Приложение 1

Основное меню.

unit Unit1;, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Menus, StdCtrls;= class(TForm): TLabel;: TMainMenu;: TMenuItem;: TMenuItem;: TMenuItem;: TMenuItem;: TMenuItem;: TMenuItem;: TMenuItem;New1Click(Sender: TObject);N21Click(Sender: TObject);Exit1Click(Sender: TObject);Help1Click(Sender: TObject);FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);About1Click(Sender: TObject);

{ Public declarations };: TForm1;Unit7, Unit9, Unit8;

{$R *.dfm}TForm1.New1Click(Sender: TObject);.show;.Hide;;TForm1.N21Click(Sender: TObject);.show;.Hide;;TForm1.Exit1Click(Sender: TObject);.Terminate;;TForm1.Help1Click(Sender: TObject);.show;.Hide;;TForm1.FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);.Terminate;;TForm1.About1Click(Sender: TObject);("тестуля.exe", SW_SHOW);;

Приложение 2

Окно 2 класс.

unit Unit7;, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, StdCtrls, ExtCtrls, OleCtrls, SHDocVw;= class(TForm): TPanel;: TButton;: TButton;: TButton;: TLabel;: TWebBrowser;FormCreate(Sender: TObject);Button3Click(Sender: TObject);Button2Click(Sender: TObject);Button1Click(Sender: TObject);FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);

{ Private declarations }

{ Public declarations };: TForm7;:integer;Unit1;

{$R *.dfm}TForm7.FormCreate(Sender: TObject);.Navigate(getcurrentdir+"\html2\1.htm");.Enabled:=false;.Caption:="1 страница из 65";:=1;;TForm7.Button3Click(Sender: TObject);button2.Enabled:=true;(i);.Caption:=inttostr(i)+" страница из 64";.Navigate(getcurrentdir+"\html2\"+inttostr(i)+".htm");i=1 then button3.Enabled:=false;;TForm7.Button2Click(Sender: TObject);.Enabled:=true;(i);.Caption:=inttostr(i)+" страница из 64";.Navigate(getcurrentdir+"\html2\"+inttostr(i)+".htm");i=64 then button2.Enabled:=false;;TForm7.Button1Click(Sender: TObject);.Show;.Hide;.Navigate(getcurrentdir+"\html2\1.htm");.Enabled:=false;.Caption:="1 страница из 64";:=1;.Visible:=false;.Visible:=true;;TForm7.FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);.Show;;.

Приложение 3

Окно 3 класс.Unit8;, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, OleCtrls, SHDocVw, StdCtrls, ExtCtrls, FileCtrl;= class(TForm): TPanel;: TButton;: TButton;: TButton;: TLabel;: TWebBrowser;: TImage;FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);FormCreate(Sender: TObject);Button1Click(Sender: TObject);Button2Click(Sender: TObject);Button3Click(Sender: TObject);Image1Click(Sender: TObject);

{ Private declarations }

{ Public declarations };: TForm8;:integer;Unit1;

{$R *.dfm}TForm8.FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);.show;;TForm8.FormCreate(Sender: TObject);.Navigate(getcurrentdir+"\html3\1001.htm");.Enabled:=false;.Caption:="1 страница из 63";:=1;;TForm8.Button1Click(Sender: TObject);button2.Enabled:=true;(i);.Caption:=inttostr(i)+" страница из 63";.Navigate(getcurrentdir+"\html3\"+inttostr(i)+".htm");i=1 then button1.Enabled:=false;;TForm8.Button2Click(Sender: TObject);.Enabled:=true;(i);.Caption:=inttostr(i)+" страница из 63";.Navigate(getcurrentdir+"\html3\"+inttostr(i)+".htm");i=63 then button2.Enabled:=false;;TForm8.Button3Click(Sender: TObject);.Show;.Hide;.Navigate(getcurrentdir+"\html3\1064.htm");.Enabled:=false;.Caption:="1 страница из 63";:=1;.Visible:=true;.Visible:=false;;TForm8.Image1Click(Sender: TObject);.FieldAddress(getcurrentdir+"\html3\1001.htm");.Enabled:=false;.Caption:="1 страница из 63";

Приложение 4

О программе.

unit Unit9;, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, StdCtrls, ExtCtrls, jpeg;= class(TForm): TImage;: TButton;: TLabel;: TLabel;: TImage;: TLabel;: TLabel;: TLabel;FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);Button1Click(Sender: TObject);

{ Private declarations }

{ Public declarations };: TForm9;Unit1;

{$R *.dfm}TForm9.FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);.show;;TForm9.Button1Click(Sender: TObject);.Hide;.show;

Курс является вводным для студентов, обучающихся по специальностям, связанным с информационными технологиями. Материалы данного курса содержат всю необходимую информацию о базовых принципах устройства и работы ЭВМ. Большое внимание уделено актуальным технологиям в информационной и компьютерной сфере.

О курсе

Курс посвящен большому числу аспектов информатики и вычислительной техники.

Цель курса – заинтересовать старшеклассников и студентов младших курсов современными информационными технологиями, содействовать развитию системного мышления.

В ходе обучения будет сформировано осознание социальной значимости своей будущей профессии и высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности. Кроме того, слушатели получат полезные навыки по подготовке презентаций, научно-технических отчетов о результатах выполненной работы, в оформлении результатов исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях. Также они освоят методики использования программных средств для решения практических задач.

Обучение на курсе позволит сформировать общее представление о существующем многообразии современных информационных технологий и выбрать для себя наиболее интересную сферу для дальнейшего совершенствования. После успешного завершения курса слушатели смогут уверенно смотреть в будущее и добиваться поставленных целей при движении по пути профессионального и карьерного роста. Per aspera ad astra!

Формат

В состав курса входят видеолекции, опросы, короткие задачи, методическое пособие, лабораторные работы и итоговый экзаменационный тест. Длительность курса составляет 10 недель. Трудоемкость курса – 3 зачетные единицы. Средняя недельная нагрузка на слушателя – 10 часов.

Информационные ресурсы

1. Информатика. Базовый курс: рек. Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших технических учебных заведений / под ред. С. В. Симоновича. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 639 с.
2. Кириллов В.В., Информатика. Учебное-методической пособие / В.В. Кириллов. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2011. – 23 с.
3. Орлов, С.А. Организация ЭВМ и систем. Серия: Учебник для вузов / С. А. Орлов, Б. Я. Цилькер. – СПБ.: Питер, 2011. – 688 с.
4. Информатика, учебник: рек. М-вом образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по естественно-научным направл. и спец-стям / В. А. Каймин. – 6-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 285 с. ил.

Требования

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание математики, информатики и русского языка на уровне школьной программы, английского языка на уровне понимания справочной системы, правил поведения в вузе, умения работать самостоятельно, воспринимать информацию от преподавателя, пользоваться литературой и Интернетом для получения необходимой информации, владение компьютером на уровне пользователя.

В процессе обучения активно используются:
1. Консольный файловый менеджер для операционных систем семейства Windows Far Manager в качестве альтернативы командной строки
2. Офисные пакеты:
● MS Office . Платное ПО
● Open Office . Свободно распространяемое ПО
● Libre Office . Свободно распространяемое ПО
● Calligra Suite . Свободно распространяемое ПО
3. Инструментарий для вёрстки документов:
● MikTeX . Свободно распространяемое ПО для ОС семейства Windows
● TeXLive . Свободно распространяемое ПО для ОС семейства UNIX
● ShareLaTeX
● OverLeaf . Свободно распространяемое ПО (он-лайн)
4. Система тестирование eTest . Бесплатно для учебных целей

Программа курса

В курсе рассматриваются следующие темы:

1. Введение в информатику. Основы теории информации.
2. Системы счисления. Особенности округления чисел.
3. Представление чисел в ЭВМ. Арифметика в ограниченной разрядной сетке.
4. Основы сжатия информации. Основы помехоустойчивого кодирования.
5. Основы дискретной математики для ЭВМ.
6. Структура и принципы функционирования ЭВМ. Организация хранения данных в ЭВМ.
7. Передача данных в компьютерных сетях.
8. Офисное программное обеспечение.
9. Вспомогательное программное обеспечение для программирования. Вебинары. Лицензии в сфере программных продуктов.
10. Система вёрстки TeX.

Каждая тема изучается в течение одной недели.

В курсе имеется два типа дедлайна (предельного срока выполнения оценивающих мероприятий):
– мягкий дедлайн, при котором необходимо выполнить все оценивающие мероприятия текущей недели до ее завершения;
– жесткий дедлайн, при котором на выполнение оценивающих мероприятий после мягкого дедлайна дополнительно выделяется еще две недели, по окончании которых доступ к соответствующим мероприятиям закрывается.

Результаты обучения

Знание способов представления информации, принципов построения технических средств хранения и обработки информации в современных ЭВМ (РО-1).
Умение теоретически и практически осуществлять перевод и производить вычисления в различных системах счисления, включая иррациональные (РО-2).
Умение осуществлять основные действия при работе с современными офисными пакетами, верстать научно-технические статьи, отчёты и курсовые проекты с помощью современных компьютерных средств вёрстки (РО-3).
Владение базовыми принципами и концепциями методологии разработки программного обеспечения (РО-4).

Формируемые компетенции

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

  • ОПК-1. Способностью инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем
  • ОПК-2. Способностью осваивать методики использования программных средств для решения практических задач
  • ОПК-5. Способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

09.03.04 Программная инженерия

  • ОК-2. Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
  • ОК-7. Способность к самоорганизации и самообразованию
  • ОПК-1. Владение основными концепциями, принципами, теориями и фактами, связанными с информатикой
  • ОПК-4. Способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий
  • ПК-21. Владение навыками чтения, понимания и выделения главной идеи прочитанного исходного кода, документации

Подробней познакомиться с их основными возможностями вы можете пройдя по указанным выше ссылкам.

Test4 - программа предназначена для тестового компьютерного контроля знаний в учебных заведениях. Разработана преподавателем информатики Саратовского областного базового медицинского колледжа Семеновым Виктором Владимировичем.

Вопросы теста могут быть двух типов:
1. Текстовые (Один правильный ответ из четырех вариантов. В вопросе варианты ответов всегда даются в случайном порядке. Текстовый вопрос может сопровождаться рисунком.)
2. Графические (Нужно на рисунке мышью указать место правильного ответа).
Имеется возможность предъявления вопросов (всех или выборки) в случайном порядке. При наличии локальной сети результаты можно сохранять в единые базы каждого теста. Имеется возможность автоматической подготовки нужного количества случайных вариантов тестовых заданий для печати на принтере.
Скачать в архиве RAR (174Кб).

Имитатор поисковой машины . Если в вашей школе есть проблемы с выходом в Интернет (увы, но это беда многих школ России), то данная программа позволит решить эту проблему создав поисковую машину на локальном компьютере. К тому же, будет исключена возможность получить учащимися "нежелательной" информации. Вы можете скачать эту программу пройдя по этой ссылке .

Qbasic. Если вы остановили свой выбор на языке программирования Бейсик , то можете скачать Qbasic с русским интерфейсом в zip. архиве (295кб).

P.S. Е стественно, проще использовать принтер позволяющий распечатывать текстовую информацию в виде книги.

Клавиатурный тренажер "Keyboard simulator" - лучший тренажер для старта. Если вы решили освоить десятипальцевый ("слепой") метод печати, или решили обучить ему своих учеников, то клавиатурный тренажер "Keyboard simulator"- это то, что вам нужно. Клавиатурных тренажеров много, но для быстрого и качественного старта, этот подходит лучше всего. Скачайте клавиатурный тренажер "Keyboard simulator" в архиве RAR (1,3 Мб) и убедитесь сами.

P.S. 28 ноября 2005 получено разрешение от автора программы "Keyboard simulator" на размещение на этом сайте ключей для ее регистрации (login - keybsiml, code - 71660 ). Регистрация снимает все ограничения на функциональность программы. Если Вы хотите познакомиться с новой версией клавиатурного тренажера "Keyboard simulator" - посетите сайт разработчика www.stelife.com .

Клавиатурный тренажер "Stamina". Это бесплатная программа без каких-либо функциональных ограничений. В программе применены забавные звуковые эффекты, есть подробная справка на русском языке. Автор Алексей Казанцев.

Учебная программа по информатике для специальностей 15.02.01. «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (промышленность)»; 11.02.02. «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной аппаратуры (по отраслям)»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

  • « Рекомендаций по реализации образовательной программы (среднего) полного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базовым учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
  • Примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобреной ФГУ «Фиро» 10.04.2008 г. Минобрнауки России. Авторы: Башмаков М. И., академик РАО, доктор физ – мат. Педагогических наук, профессор; Луканкин А. Г., кандидат физико – математических наук, доцент.
  • Федерального государственного образовательного стандарта по специальности: 15.02.01. «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (промышленность)»; 11.02.02. «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной аппаратуры (по отраслям)»

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский колледж электронного и промышленного оборудования»

Составитель: Булатова З. Я., преподаватель второй категории, ГБПОУ РК «СК ЭПО»

Рассмотрена

На заседании предметной (цикловой) комиссии

Естественно-математических дисциплин

Протокол от «_________» 2015 г. №____

Председатель ПЦК

Э.Л. Ислямова

«______» _____________2015 года

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « Информатика»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Информатика относится к естественному научному циклу

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ.
  • Основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации.
  • Методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
  • Общий состав и структуру персональных электронно- вычислительных машин и вычислительных систем.
  • Основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ.
  • Использовать сеть интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией.
  • Использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах.
  • Обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники.
  • Получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях.
  • Применять графические редакторы для создания и редактирования изображений.
  • Применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций
  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 72 часа, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
  • обязательной аудиторной лабораторной работы обучающегося 40 часов;
  • самостоятельной работы студента 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Практическая работа №20

Практическая работа №20 Использование поисковых серверов. Особенности поиска по группе слов.

Итоговая контрольная работа

Всего:

72 часа

3. Условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование учебного кабинета:

1. посадочные места по количеству обучающихся;

2. рабочее место преподавателя;

3. комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;

4. аудиторная доска для письма;

5. компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;

6. вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.

Технические средства обучения:

1. мультимедиа проектор; интерактивная доска;

2. персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

3. лазерный принтер;

6. устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники .

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Для обучающихся

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2007.
  2. Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2001.
  3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник 11 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  4. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  5. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  6. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М: Academia 2009.
  7. Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  8. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  9. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник 10 кл. – М.: БИНОМ.. Лаборатория знаний, 2010.
  10. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М: Academia 2005.

Для преподавателей

  1. Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  3. Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
  4. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
  5. Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2003.
  6. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009

Дополнительные источники:

  1. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 10 класс, Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008.
  2. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 11 класс, Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008.
  3. Могилев А. В., Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов – М.: Издательский центр "Академия", 2009.
  4. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира – СПб.: Питер, 2009.
  5. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий – СПб.: Питер, 2009.
  6. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий – СПб.: Питер, 2009.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Информатика» обучающийся должен:

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

2. Текущий контроль в форме:

Защиты практических занятий;

Контрольных работ по темам разделов дисциплины;

Тестирования;

Домашней работы;

Отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение).

3. Итоговая аттестация в форме зачета.


Разработчик «1С»

Образовательный комплекс построен с учетом различных профилей обучения. Рекомендуется для самостоятельной работы старшеклассников и абитуриентов, для использования на уроке в качестве дополнительного демонстрационного материала, для оценки и закрепления знаний учащихся, для методической помощи учителю. Образовательный комплекс представляет собой элективный мультимедиа-курс, состоящий из уроков по вычислительной математике и алгоритмике, средам программирования Visual Basic .NET, Turbo Pascal, Borland Delphi, по системе программ «1C:Предприятие». По каждому из разделов этого учебного пособия имеется набор тестовых заданий. По алгоритмике и средам программирования предусмотрены практикумы. В каждом из выделенных профилей: гуманитарном, социально-экономическом, естественно-математическом, информационно-технологическом – два уровня сложности. Чтобы обеспечить возможность широкого варьирования профиля, образовательный комплекс имеет блочно-модульную структуру, которая настраивается на определенный учебный план, на заданную индивидуальную образовательную траекторию.

    Вычислительная математика

    Алгоритмика

    Программирование на языке Turbo Pascal

    Программирование в среде Borland Delphi

    Программирование на платформе «1С:Предприятие»

    Программирование в среде Visual Basic .NET

Отдельно выпущена книга для учителя, использующего образовательный комплекс «1С:Школа. Вычислительная математика и программирование, 10–11 кл.» в учебном процессе.

1С:Школа. Информатика, 10 кл. (2-е изд., исправ. и доп.)

Разработчик «1С»

Образовательный комплекс (ОК) «1С:Школа. Информатика, 10 кл.» (2-е изд., исправ. и доп.) содержит 65 параграфов ко всем темам курса информатики 10-го класса и соответствует структуре курса информатики, реализованного в учебнике Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ, 10 класс» (профильный уровень, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»). В составе ОК следующие разделы:

    Компьютер и программное обеспечение

    Информация. Представление различных видов информации в компьютере

    Основы алгебры логики. Логические элементы компьютера

    Основы алгоритмизации. Технологии программирования

    Компьютерные сети. Интернет

    Информатизация общества

ОК включает теоретический материал, обучающие интерактивные задания, проверочные тематические контрольные тесты, а также обучающие интерактивные задания с решениями и контрольные задания для подготовки к ЕГЭ. Теоретический материал ОК проиллюстрирован анимационными и другими мультимедийными объектами.

Учебное пособие выполнено на программной платформе «1С:Образование 4. Дом», основное назначение которой – создание удобной и понятной обучающей среды, позволяющей работать с образовательными комплексами, которые уже разработаны и будут разрабатываться фирмой «1C» в дальнейшем.

1С:Мир компьютера. СОЛО на клавиатуре 9

Нескольким сотням тысяч пользователей компьютера хорошо известна восьмая версия программы «СОЛО на клавиатуре», по которой многие научились набирать тексты слепым десятипальцевым методом. Продукт направлен на то, чтобы ребята за относительно короткий срок овладели слепым десятипальцевым методом набора на русском и английском языке и в значительной степени развивали лучшие черты своего характера: целеустремленность, выносливость, настойчивость, выдержку.Касаемо в частности уроков информатики - продукт позволяет ускорить процесс обучения, посредством быстрого набора текста на клавиатуре. Новый интерфейс программы; другой, по сравнению с восьмой и предыдущими версиями, подход к обучению; больше юмора и приближение к игровой форме обучения.

Диск содержит:

    игры, развивающие навыки набора текстов;

    книги В. В. Шахиджаняна «Учимся говорить публично», «1001 вопрос про ЭТО» и «КомпьютЕрики шутят».

1С:Мир компьютера. TeachPro Adobe Photoshop CS

Разработчик «МультиМедиа Технологии и Дистанционное Обучение» Комплектация: 2 компакт-диска в дабл-кейсе.

Курс позволяет ознакомиться с основами растровой компьютерной графики, принципами рисования в графическом редакторе Adobe Photoshop CS, поможет освоить ретушь, цветокоррекцию фотографий, различные визуальные эффекты. Автор курса – Г.С. Гринберг.

Учебный материал представлен в виде интерактивных видеолекций общей длительностью 23 часа 24 минуты. Процесс обучения предельно прост и приближен к занятиям с преподавателем. Ученик слышит голос преподавателя, читающего лекцию, и видит на экране его действия, совершаемые в процессе рассказа. Такая форма обучения позволяет пользователю в короткие сроки освоить понятия изучаемого курса, ознакомиться с инструментальными средствами изучаемых программ.

Курс включает следующие разделы:

    Основные понятия (7 уроков)

    Цветовые каналы (14 уроков)

    Рисование (25 уроков)

    Художественные фильтры и эффекты (1 урок)

    Цветокоррекция (43 урока)

    Смешивание цветов (28 уроков)

    Резкость (20 уроков)

    Стратегия ретуширования (9 уроков)

    Создание лица из фруктов и овощей – фотомонтаж (10 уроков)

    Работа с текстом (7 уроков)

    Очистка изображений (11 уроков)

Система TeachPro позволяет вести статистику работы нескольких пользователей на одном компьютере: статистику по лекциям, процент усвоенного материала, созданные пользователем закладки, дату прошлого запуска системы, общее время работы с программой.

Teach Pro. Информатика 7-11 класс

Производитель: Равновесие медиа

Обучающие курсы серии «Ваш репетитор» (Teach Pro) максимально приближены к реальным занятиям с опытным репитором. 36 часов озвученного интерактивного видеоматериала помогут Вам в изучении курса «Информатика» (7-11 класс): системы счисления, логика, алгоритмы, аппаратное обеспечение компьютера. Одна из глав включает в себя лекции по операцинной системе Windows 2000, приложениям MS Office 2000 (Word, Excel, Access, Outlook), Internet, утилитам Windows. Также рассмотрены основные приемы работы в издательской серии Adobe PageMaker 7.0. Современная технология обучения, система текстовых и контрольных вопросов позволят Вам в короткие сроки освоить курс информатики. В процессе обучения Ваш компьютер превращается в репетитора, который подробно объясняет учебный материал, сопровождая речь наглядными иллюстрациями, рисует схемы, разбирает задачи, задает вопросы и даже помогает на них ответить. Все лекции читают преподователи московских ВУЗов. Предусмотрено 3 режима проведения занятий: непрерывный, пошаговый и контрольный. Разделы, пройденные каждым учеником, фиксируются в протоколе статистики. Для школьника курс «Ваш репетитор. Информатика» (Teach Pro) послужит отличным пособием, которое заменит любой справочник или репетитора, а абитуриенту поможет в подготовке к посткплению в ВУЗ.