Нормы фз об образовании. V

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

В новом законе «Об образовании» прописаны гарантии государства по "обязательности дошкольного образования". П. 3. Статьи 5 Главы 1 трактует: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования… » и т. д.

Это не обязательность для всех детей ходить в д/с, а гарантии государства, что оно берет на себя обязательства и официально фиксирует это в законе - обеспечить всех полноценным дошкольным образованием". Родитель сам будет решать, куда отдавать ему ребенка - в д/с, семейную группу, негосударственное учреждение или будет его

воспитывать самостоятельно. Дошкольное образование может осуществляться как в дошкольном учреждении, так и в форме семейного образования. В соответствии с п. 3 Статьи 64 Главы 1 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно новому Закону «Об образовании» ДО отделено от присмотра и ухода за детьми. Присмотр и уход за детьми могут осуществлять не только образовательные организации, но и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность. Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Дошкольное образование бесплатное, а присмотр и уход за детьми становится платным. Сумма будет зависеть от учредителя садика. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается. При этом сохраняются нормы компенсации части родительской платы: не менее 20% среднего размера родительской платы - на первого ребенка, не менее 50% - на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Вступление нового Закона в силу вызвало появление еще одного нормативного документа: в соответствии с частью 2 статьи 13 Министерством образования РФ опубликован «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования». Данный нормативный акт устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности как для дошкольных организации, так и для иных организаций, реализующих программы дошкольного образования или осуществляющих присмотр и уход за детьми.

Итак, уважаемые коллеги, мы вступаем в новый учебный год с новым Законом. Поздравляю Вас с началом учебного года и желаю творческих, плодотворных успехов в реализации Закона на благо подрастающего поколения!

www.maam.ru

Родительское собрание «Новый закон «Об образовании». Изменения в законодательной базе дошкольного учреждения»

Родительское собрание Новый закон об образовании. Изменения в законодательную базу дошкольного учреждения

С 1 января 2014 года вступают в силу пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, а также пункт 1 части 1 статьи 9.

Уровни образования

дошкольное образование

начальное общее образование

основное общее образование

среднее общее образование

Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, должно теперь работать в соответствии со стандартом. (ст. 10, ч. 4).

Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех уровней общего образования (ст. 5, ч. 3, в том числе для дошкольного.

Образование

Воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства

(ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», 1992, 1996)

Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобрет аемых знаний, умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

(НОВЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», 2013, ГЛ. 1, СТ. 2)

1. В Российской федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в РФ гарантируется НЕЗАВИСИМО от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (гл. 1 ст. 5 пункт 1, 2)

В новом законе «Об образовании» прописаны гарантии государства по "обязательности дошкольного образования". П. 3. Статьи 5 Главы 1 трактует: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования… » и т. д

Это не обязательность для всех детей ходить в д/с, а гарантии государства, что оно берет на себя обязательства и официально фиксирует это в законе - обеспечить всех полноценным дошкольным образованием". Родитель сам будет решать, куда отдавать ему ребенка - в д/с, семейную группу, негосударственное учреждение или будет его воспитывать самостоятельно.

Дошкольное образование может осуществляться как в дошкольном учреждении, так и в форме семейного образования.

В соответствии с п. 3 Статьи 64 Главы 7 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно новому Закону «Об образовании» ДО отделено от присмотра и ухода за детьми. Присмотр и уход за детьми могут осуществлять не только образовательные организации, но и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность. Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Дошкольное образование бесплатное, а присмотр и уход за детьми становится платным. Сумма будет зависеть от учредителя садика. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается. При этом сохраняются нормы компенсации части родительской платы: не менее 20% среднего размера родительской платы - на первого ребенка, не менее 50% - на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей

Федеральный государственный образовательный стандарт

28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .

Зачем нужен стандарт

Это требование закона об "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу 1 сентября 2013 года. Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, должно теперь работать в соответствии со стандартом. ФГТ предъявляли требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы, ФГОС ДО предъявляют также требования к результатам освоения основной образовательной программы, и это принципиальное новшество. Одно из требований стандарта - уход от академической системы. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки - поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования -положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

Стандарт преследует следующие цели

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

На основе стандартов разрабатывается основная образовательная Программа дошкольного образования ООП ДО, которая определят комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров (а не ЗУНов или интегративных качеств) дошкольного образования, организационно-педагогические условия педагогического процесса. Программа утверждается организацией самостоятельно (ст. 12.6 Закона "Об образовании в РФ").

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения

Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

Конвенция о правах ребенка (статья 18)

«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

(статья 44, часть1)

«Органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

(статья 44, часть2)

За неиспонение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответсвенности:

Административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних») ;

Гражданско-правовой (статьи 1073 – 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации) ;

Семейно – правовой (статьи 69 «Лишение родительских прав», статьи 73 «Ограничение родительских прав» Семейного кодекса Российской Федерации) ;

Уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»)

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим ФЗ и иными ФЗ, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность предусмотренную законодательством Российской Федерации. (Закон «Об образовании» гл. 4 ст. 44)

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет,

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

И счастливо жить одному невозможно!

за внимание!

Прикреплённые файлы:

roditelskoe-sobranie_8jlcc.ppt | 2129,5 Кб | Скачан: 599

www.maam.ru

Августовская конференция

«Изменения в деятельности дошкольной образовательной организации в рамках нового закона «Об образовании Российской Федерации»

Иванова О. Г., заведующий МАДОУ №2

Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня в связи с принятием нового закона об образовании Российской федерации» перед нами стоит не простая задача, определить перспективы развития дошкольного образовательного учреждения.

Закон является нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования системы образования и за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Федеральным законом закреплена новая классификация образовательных учреждений и до 1 января 2016 года дошкольные учреждения должны быть переименованы в дошкольные организации, основная цель деятельности которых – реализация образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Наиболее существенным изменение касающимся дошкольного образования является то, что оно становится первой ступенью общего образования. Соответственно к нему будут измененные требования, кусающие качества и доступности дошкольного образования, которые нашли свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах и не сопровождаются промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся.

Понимая всю важность предстоящей работы и сжатые сроки, в которые необходимо произвести изменения, наш педагогический коллектив уже разработал основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которая построена на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы » под редакцией Веракс Н. Е, Комаровой Т. С. и Васильевой М. А. В программе учтены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы принятые Министерством образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. Программа имеет рецензию НМЦ и внесена в лицензию на образовательную деятельность.

На новый учебный год мы ставим перед собой задачу модернизации имеющейся программы с учетом федеральных государственных образовательных стандартов и в соответствии с перечнем примерных основных образовательных программ, включенных в единый реестр государственной информационной системы.

Согласно статьи 91 нового закона об образовании все образовательные организации осуществляют свою деятельность на основании лицензии. На сегодняшний день мы, как и все дошкольные организации города, имеем лицензию на образовательную и медико-формацевтическую деятельность, но с целью соблюдения закона об образовании необходимо до 1 января 2016 года переоформить эти лицензии и внести новое название организаций.

В статье 20 четко прописаны формы, порядок и условия инновационной и экспериментальной детальности в сфере образования. На базе нашего детского сада создано две экспериментальны площадки:

1. Областная площадка по теме «Формирование физической культуры и культуры ЗОЖ у воспитанников в условиях сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений»

2. городская площадка по теме «Детская журналистика, как средство повышения познавательно-речевого развития дошкольников»

Согласно статьи 54 нового закона об образовании организации вправе оказывать платные дополнительные услуги. Наш детский сад имеет опыт работы в данном направлении. Все услуги внесены в устав учреждения, на них установлены цены постановлением администрации города и услуги оказываются на основании договоров с родителями (законными представителями) воспитанников.

Еще одним способом привлечения внебюджетных средств для нас является участие в грантах, проектах и конкурсах. В течение года наш педагогический коллектив участвовал в

  • областном конкурсе здоровьесберегающих программ и методических разработок «Школа здоровья»
  • во всероссийском конкурсе «Дни защиты от экологической опасности»
  • в областном конкурсе «Новая волна» и многие другие
  • детский сад вошел в социальную программу фонда «Новая Евразия» и фонда «СУЭК- регионам».

Победа в этих конкурсах поможет повысить качество образовательного процесса за счет внедрения новых методик и технологий.

В новом законе об образовании большое внимание уделяется правам и обязанностям педагогических работников. Повышается ответственность педагогов за конечный результат образовательного процесса, для решения этой задачи им придется активнее работать с родителями по решению проблемы посещаемости детского сада, так как эта проблема актуальна для большинства дошкольных организаций.

Согласно 99 статье заработная плата педагогических работников должна соответствовать средней заработной плате в субъекте РФ. С января 2013 года было произведено увеличение заработной платы педагогов, которая на сегодняшний день составляет 21701 руб., и можно сказать, что эта статья закона выполняется полностью.

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольной организации осуществляется на основе Федерального законодательства, однако порядок и содержание этих локальных актов не регулировался. В соответствии со статьей 26 и 30 нового закона об образовании будут установлены четкие требования к содержанию и порядку принятия локальных актов образовательной организации. Что повлечет за собой необходимость их изменений.

Большое внимание уделяется органам общественного контроля, которые активно участвуют в управлении организации. В нашем детском саду им является наблюдательный совет, деятельность которого регулируется уставом и положением.

В состав наблюдательного совета входят представители педагогического коллектива, общественности, управления образования и родители. Заседания проходят ежеквартально, где представляется отчет о деятельности учреждения, утверждаются цены на платные услуги и решаются вопросы финансирования и финансово-хозяйственной деятельности. В компетенцию наблюдательного совета так же входит оценка качества работы педагогического коллектива.

Согласно статье 29 закона «Об образовании» мы размещаем всю информацию о своей деятельности на сайте, где за этот учебный год было опубликовано более 80 сталей и документов в соответствии с Правилам размещения информации на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Для дошкольных образовательных организаций значительно изменится система финансирования. Сейчас четко разграничено финансирование по направлениям: образовательная деятельность и присмотр и уход. Дошкольное образование финансируется по аналогии со школьным – органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ. За присмотр и уход оплачивают родители.

На сегодняшний день родители оплачивают только расход на питание своих детей в то же время согласно статьи 65 получают компенсацию части родительской плат в зависимости от количества детей в семье, а с 1 января 2014 года в родительскую плату будут включены расходы на содержание детей в дошкольной организации.

Согласно статьи 8 закона об образовании предоставляется большая финансовая поддержка частным дошкольным образовательным организациям с выделением им субсидии на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение пособий и т.д. В связи с этим необходимо усилить работу по расширению перечня альтернативных форм дошкольного образования.

Уважаемые коллеги! Законодателем четко установлен сроки реализации положений нового федерального закона, что является для нас планом действий по соблюдению законодательства в сфере образования, нам предстоит:

1. Внести изменения в наименование и Уставы образовательных организаций не позднее 1 января 2016 года.

2. Внести соответствующие изменения в лицензии на образовательную и медико-фармацевтическую деятельность до 1 января 2016 года.

Не смотря на то, что организационные мероприятия в связи с принятием нового закона об образовании в Российской Федерации» по возможности сведены к минимуму, необходимо уже сегодня начинать работу по изменениям в соответствии с законодательством.

В заключение хотелось бы поздравить всех с новым учебным годом, желаю всем нам умных детей, понимающих родители и творческих педагогов.

Спасибо за внимание.

Материал nsportal.ru

Статья 23 Закон об Образовании в РФ (Новый!) . Типы образовательных организаций

Статья 23. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся) , а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции) .

Подробней www.zakonrf.info

Об изменениях в новом законе об образовании

Закон «Об образовании в Российской Федерации» объединил два действующих закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании», а также целый ряд действующих нормативных правовых актов в сфере образования. Новое в этом законе коснулось всех уровней.В понятийном аппарате

Введено ряд новых понятий: образовательная организация, организация, осуществляющая обучение, организации, осуществляющие образовательную деятельность; отношения в сфере образования, участники образовательных отношений, участники отношений в сфере образования; конфликт интересов педагогического работника; и другие.

В дошкольном образовании

Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами.Оно отделяется от «присмотра и ухода» за детьми, т.е. учить ребенка в детском саду станут бесплатно, а за присмотр и уход нужно будет платить. Плата определяется учредителем.

Малообеспеченные родители по решению учредителя могут платить меньше или не платить вообще. От платы освобождаются дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом.

В сфере общего среднего образования

Перераспределяются полномочия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Закрытие сельской школы может произойти только с одобрения сельского схода.

Изменяются наименования типов и видов образовательных организаций. О гимназиях и лицеях в законе речи не идет. Специализация образовательного учреждения может быть указана в его названии.

Право преимущественной записи в первые кассы получают те, кто проживает на территории, к которой прикреплена школа.

В школы с углубленным изучением каких-либо предметов прием будет производиться индивидуально в средних и старших классах.

Определены особенности получения образования иностранцами и лицами без гражданства, осужденными.

Отдельно прописано право ребенка на качественное инклюзивное образование по адаптированным программам. Школы, которые будут вводить инклюзивные программы, обязаны создать детям с ограниченными возможностями здоровья условия для получения качественного образования без дискриминации.

Введено понятие «безопасность школьной среды», что упрощает предъявление претензий к школе по причине несчастного случая с обучающимся.

Более подробно говорится о мерах дисциплинарных взысканий. К учащимся будут применяться более строгие требования по вопросу дисциплины и успеваемости, вплоть до исключения из школы, в т.ч. и в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Даны понятия сетевого и электронного обучения, которые могут быть использованы на всех уровнях образования.

Результаты ЕГЭ будут действительны на протяжении 4 лет.

В законе закреплен принцип светского характера образования в государственной школе и практика преподавания ОРКСЭ. Религиозные организации получили право проверять программу курса на соответствие вероучению, а также рекомендовать для работы в школах своих педагогов.

Отдельные статьи посвящены статусу учителя и руководителя. Также более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов.

Что касается оплаты труда учителей, то согласно закону она не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе. Курсовую переподготовку учитель обязан проходить через каждые 3 года, а не раз в 5 лет.

В среднем профессиональном образовании

Профтехучилища, предлагающие программы начального профобразования, будут закрыты.

Учебные заведения получили право вводить интегрированные образовательные программы и давать одновременно и школьное, и профессиональное образование.

Разрешено производить отбор учащихся в творческие учебные заведения по способностям сразу после окончания ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования.

В сфере высшего образования

Согласно новому закону об образовании студентов-бюджетников должно быть не менее 800 на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет.

Сокращаются льготы для поступления в вуз, а вместо этого отдельным категориям льготников предоставляется возможность бесплатного обучения на подготовительных курсах. Получают право на бесплатное обучение на подготовительных курсах (только один раз) дети-инвалиды, не попавшие в квоту, а также сироты, инвалиды I и II групп, молодые люди до 20 лет, имеющие единственного родителя-инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других силовых ведомств.

Поступить в вуз можно будет только по результатам ЕГЭ, за исключением МГУ, СПБГУ (а также нескольких других федеральных вузов) , где придется сдавать дополнительные экзамены.

Без вступительных испытаний поступать в вуз предоставлено право победителям и призерам олимпиад. Для поступления «на бюджет» вне конкурса для детей-инвалидов установлена квота -10% от общего количества бюджетных мест по конкретному направлению (специализации) , при условии успешного прохождения ими вступительных испытаний.

Льготникам также предоставляются в первоочередном порядке жилые помещения в студенческом общежитии, и они освобождаются от платы за проживание. В отношении остальных студентов образовательная организация сама принимает решение об установлении платы. В военные вузы преимущественное право поступления при прочих равных условиях предоставляется «детям граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более».

Закон обязывает все вузы участвовать в мониторинге Минобрнауки.

С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый закон об образовании в России Консультант Плюс

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации) . Вводится еще один уровень высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.

Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа "необразовательных" организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

Законом теперь также регулируется стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования.

В Законе выделены отдельные нормы, посвященные:

Кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;

Сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;

Использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;

Обучению по интегрированным образовательным программам;

Образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и др.

Регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Кроме того, обновлены модели экономической деятельности в сфере образования.

Со дня вступления в силу нового Закона Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" признаются утратившими силу. Для отдельных положений нового Закона установлены иные сроки вступления их в силу.

Одновременно со вступлением в силу нового Закона вступает в силу ряд подзаконных актов, принятых в соответствии с ним. Среди них, в частности:

Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";

Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 N 370 "Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы";

Постановление Правительства РФ от 24.05.2013 N 438 "О государственной информационной системе "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";

Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";

Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 N 611 "Об утверждении Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации";

Постановление Правительства РФ от 25.07.2013 N 627 "Об утверждении требований к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну";

Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций";

Приказ Минобрнауки России от 06.03.2013 N 160 "Об утверждении Порядка создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность";

Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 N 185 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания";

Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения";

Приказ Минобрнауки России от 06.06.2013 N 443 "Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное";

Приказ Минобрнауки России от 13.06.2013 N 455 "Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся";

Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";

Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" и др.

Дата публикации на сайте: 04.01.2013

Закон об образовании: особенности регулирования дошкольного образования | Статьи | Справочник руководителя дошкольного учреждения

В конце 2012 г. был принят новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", вступающий в силу в сентябре 2013 г. В чем его отличие от действующего сейчас нормативного акта? Что нового в регулировании дошкольного образования?

Новый закон об образовании весьма существенно отличается от старого. Положения закона РФ "Об образовании" касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам) , а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

В соответствии с новым законом образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя:

  • дошкольное образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Читайте статью и подписывайтесь на

Источник www.resobr.ru

Закон об образовании в РФ - 273 ФЗ, принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, он полностью регулирует сферу образования в нашей стране. Для руководителей этот документ является настольной книгой, своего рода Библией, которую они обязаны знать и неукоснительно соблюдать все положения. Желательно, чтобы и родители, и учащиеся различных образовательных учреждений также познакомились с основными положениями Закона.

К сожалению, в рамках одной статьи невозможно разобрать подробно весь Закон, каждый его пункт. Мы разберем ключевые, самые важные положения, которые могут помочь многим потребителям образовательных услуг, т. к. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» применяется в детских садах, школах, колледжах, университетах и др.

Основные понятия

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения личности, совокупность приобретаемых знаний, умений, опыта, нравственных ценностей, установок. Цель - формирование всесторонне развитого гражданина, имеющего высокое интеллектуальное, физическое, культурное, духовно-нравственное развитие.

Ошибочно полагать, что образование заключается только в получении информации. Здесь мы неверно оперируем терминами.

Обучение - целенаправленное приобретение знаний, умений, навыков.

Воспитание - процесс, направленный на духовно-нравственное развитие личности, в результате которого должно произойти освоение общепринятых правил и норм.

Образование включает в себя обучение (приобретение знаний и умений), воспитание (освоение общепринятых норм), физическое развитие.

требование к образованию

Педагогический работник - это лицо, которое осуществляет образовательный процесс. Он состоит в трудовых отношениях с образовательной организацией, выполняет определенные должностные обязанности, получая за это заработную плату. До того как ФЗ Закон «Об образовании в РФ» был принят, не было на законодательном уровне каких-либо ограничений для принятия на должность учителя в школе, воспитателя в детском саду. В школе вполне нормально было увидеть учителем человека, который сам с трудом ее закончил в свое время. При отсутствии профессиональных кадров, при низкой оплате труда учителей мало кто шел в педагогические вузы. Проблему усугубляет очень низкий процент выпускников, решивших связать свою жизнь с образовательными учреждениями.

Сегодня ситуация иная: закон «Об образовании в РФ» устанавливает запрет заниматься педагогической деятельностью лицам, не имеющим соответствующей квалификации. В ст. 46 Закона прямо установлено, что право быть работником образования имеет лицо, которое закончило или высшее учебное заведение. Одного образования недостаточно. Необходимо еще будет пройти дополнительную специализацию «Педагогика», если вуз или ссуз претендента не педагогический.

Документ об образовании

Закон «Об образовании в РФ» предполагает выдачу подтверждающих документов (аттестат, диплом) за прохождение следующих ступеней образования:

  1. Основное общее.
  2. Среднее общее.
  3. Начальное профессиональное.
  4. Средее профессиональное.
  5. Высшее образование - бакалавриат.
  6. Высшее образование - специалитет.
  7. Высшее образование - магистратура.

Система образования

Закон «Об образовании РФ» (последняя редакция) содержит иерархию основных компонентов в единой системе образования:

  1. и инструкции - это нормативные документы, по которым обязаны осуществлять образовательную деятельность школы, институты, колледжи и др. Не имеет значение статус образовательной организации: коммерческая, бюджетная, казенная - если она имеет лицензию на выдачу соответствующих документов, то обязана осуществлять обучение на основе стандартов.
  2. Непосредственная реализация обучения: образовательные организации, педагогические сотрудники, обучающиеся, законные представители.
  3. Федеральные государственные органы, органы власти субъектов, осуществляющих контроль. Главная роль принадлежит Федеральной государственной службе по надзору в сфере образования (Рособрнадзор). В регионах эту функцию выполняют министерства образования регионов. Они следят за выполнением государственных стандартов в образовательных учреждениях.
  4. Организации, обеспечивающие образовательную деятельность. В районах финансированием бюджетных школ занимаются районные комитеты по образованию. Также они проводят оценочную деятельность на подконтрольной территории всех школ.
  5. Объединения физических или юридических лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Ярким примером служит профсоюз педагогических работников.

Цели федеральных государственных стандартов

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» ключевое место отводит федеральным государственным стандартам. Они выполняют следующие задачи:

  1. Единство образования. Из этого следует, что на территории всей страны учащиеся получают идентичный уровень образования, что означает равенство возможностей.
  2. Преемственность. Несмотря на динамичное развитие и реформирование системы образования, введение новых стандартов и требований, ключевая задача - сохранить преемственность. Нельзя каждый год полностью уничтожать всю систему в угоду сиюминутной политической или экономической выгоде.
  3. Вариативность. Несмотря на единство образования в целом, закон об образовании в РФ исключает жесткие тоталитарные рамки единства при его получении. В зависимости от способностей, желания, времени создаются различные варианты достижения тех или иных задач.
  4. Гарантия. Следует, что государство контролирует единство образования на всей территории страны.

Учиться можно дома! Формы обучения

Это трудно представить советскому человеку, но Федеральный Закон «Об образовании в РФ» предусматривает обучение не только в образовательных учреждениях. Статья 17 перечисляет допустимые формы обучения:

  1. В традиционной форме - в специализированных образовательных учреждениях.
  2. В альтернативной форме - вне специализированных образовательных учреждений.

Традиционная форма подразделяется на:

  1. Очную.
  2. Заочную.
  3. Очно-заочную.

Дистанционное обучение набирает популярность в наше время. В век информационных технологий стало реальностью посещение музеев, театров, редких выставок на другом конце планеты, не выходя из дома. Информационно-коммуникационные технологии проникли и в обучение.

Закон «Об образовании РФ» - новый закон. Однако он не выделяет дистанционное образование в отдельную категорию. Ученик находится дома, готовится по индивидуальному графику, прослушивает лекции дистанционно, при помощи коммуникационных каналов связи. Следовательно, дистанционное образование относится к категории заочного обучения.

Альтернативная форма

Ребенка необязательно посылать сегодня в школу для получения Закон «Об образовании в РФ» допускает такую возможность. Кроме того, государство выделяет деньги на альтернативные формы обучения на каждого ребенка.

Виды

Получение аттестата вне школы подразделяется на два вида:

  1. Семейное образование.
  2. Самообразование.

Семейное образование предполагает переложение функции обучения на семью. Именно за подобную форму государство выплачивает компенсацию. Конечно, школы очень болезненно на это реагируют. Это и понятно: никто не хочет оставаться без зарплаты. Судебная практика показывает, что суды полностью на стороне родителей. Средняя компенсация за ученика среднего и старшего звена составляет около 10 тыс. рублей.

Проблема привлечения детского труда в качестве уборщиков

Дежурство по школе - традиция, которая досталась нам из советского прошлого. Многие родители до сих пор не видят проблемы в мытье полов детьми в рамках дежурства по школе. Однако 34 статья Закона прямо предусматривает согласие родителей на подобное привлечение ребенка к труду. Обязательными являются занятия по технологии и трудовому обучению. Именно на них учеников на законных основаниях, в соответствии с федеральными государственными программами, обязаны привлекать к труду: шитье, готовка, обработка древесины. Все остальное - только по желанию родителей.

Итоги

Итак, основной закон, который регламентирует сферу образования, - Федеральный Закон «Об образовании РФ». Статьи его содержат описание организации образовательного процесса, компетенций местных органов власти, форм и видов образования, правил итоговых аттестаций и др. Наиболее интересные моменты данного Закона мы разобрали в статье.

  • Глава 7. Общее образование
  • Глава 8. Профессиональное образование
  • Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
  • Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования
  • новый базовый закон об образовании в России

    Федеральный закон от 29.12.2012 n 273-фз "Об образовании в Российской Федерации"

    Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

    Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

    Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.

    Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа "необразовательных" организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

    Законом теперь также регулируется стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования.

    В законе выделены отдельные нормы, посвященные:

    Кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;

    Сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;

    Использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;

    Обучению по интегрированным образовательным программам;

    Образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и другим.

    Регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Кроме того, обновлены модели экономической деятельности в сфере образования.

    Со дня вступления в силу данного закона Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" признаются утратившими силу.

    Российская федерация

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Государственной Думой

    Советом Федерации

    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

    1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

    2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

    Для родителей с маленьким ребенком вопрос поступления в детский сад и получения дошкольного образования - актуальный. В детском саду ребенок получает начальный базовый уровень знаний, социализируется и подготавливается к последующему обучению в школе.

    Существует список категорий учреждений для дошкольного образования:

    • Общеобразовательное учебное заведение;
    • Заведение для коррекции развития детей с отклонениями;
    • Комбинированное учебное заведение;
    • Специальный центр для усиленного развития;
    • Детский сад с присмотром и оздоровлением ребенка.

    Следует помнить, что количество мест в таких учреждениях ограничено и отдать ребенка в младшую группу можно с двух месяцев, а в первый класс с 7 лет.

    Общие положения

    Отдельно закона о приеме детей в детский сад не существует, однако информация об этой области оформлена в Федеральном законе об образовании. ФЗ 273 был принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, а одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Последние изменения в него были внесены 29 декабря 2017 года. Дошкольное образование оформлено в главе номер 7, статье 64.

    О федеральном законе №152 читайте

    Согласно 64 статье описываемого закона дошкольное образование - это лишь начальная ступень в развитии личности. Во время проведения обучения при дошкольном образовании формируется культурная, личностная, физическая, эстетическая, нравственная и интеллектуальная составляющая личности. Воспитатели в детском саду подготавливают несовершеннолетних к будущему обучению в школе и других учебных заведениях, помогают укрепить здоровье ребенка и всесторонне его развить.

    Специально составленные программы помогают индивидуально подойти к обучению каждого ребенка, учитывая особенности его характера, помогая сформировать новые качества или изменить дурные привычки или черты. Дошкольное образование помогает подготовить несовершеннолетнего к достижению соответствующего уровня знаний и умений, чтобы при определенном возрасте он мог пойти в первый класс. Для развития и поддержки детей в настоящем законе сформирован список деятельности, которая считается приемлемой для проведения занятий в детских садах. В детских садах и дошкольных учреждениях не проводятся тесты, экзамены или контрольные.

    Мать, отец или другие официальные представители несовершеннолетнего имеют право получить бесплатную помощь и поддержку в сферах воспитания, диагностики, психологии и педагогики, а также получить консультации по методикам воспитания. Консультации предоставляются родителям только в случаях, когда в детском саду существуют соответствующие законодательным нормам консультационные центры. Перечисленные виды помощи предоставляются только сотрудниками гос. органов власти России.

    Для бюджетных учреждений дошкольного образования государство выделяет средства на покупку:

    • Игрушек, подходящих к возрасту каждой группы сада;
    • Развивающих книг, журналов и других печатных объектов;
    • Мебели, соответствующей нормам законодательства и санитарным нормам;
    • Продукты, по составленному гос. органами рациону, помогающему детям получать все необходимые для роста и развития элементы и т. д.

    Несовершеннолетний бесплатно зачисляется в детский сад, согласно законам России дополнительная оплата за счет родителей не осуществляется. Составляется, оформляется и подписывается специальный контракт о зачислении ребенка в детский сад.

    Чтобы записать ребенка в детский сад, родителю необходимо составить заявление и подать его по месту жительства в специальную комиссию по комплектованию общеобразовательных учреждений. В заявлении представитель несовершеннолетнего прописывает предпочтительные учебные заведения и комиссия ставит ребенка на учет в очередь для получения места. Следует помнить, что время подачи заявления ограничено определенным периодом, который каждый год формируется государством и публикуется на официальных сайтах Правительства.

    Согласно законодательству РФ, малыша можно отдать в самую младшую группу начиная с 2 месяцев, но врачи не рекомендуют этого делать, так как у него еще не окреп иммунитет. Рекомендации врачей сводятся к тому, что лучше всего будет отдать ребенка в сад начиная с двух лет. Ни одна организация не имеет права отказать родителям в предоставлении места без особых причин, а уважительная причина может быть только одна - отсутствие свободных мест.

    Также существует электронная очередь, которой могут воспользоваться родители. Согласно законодательству РФ, подать заявку в электронную очередь необходимо не позже июля.

    Определена очередность категорий граждан для поступления в детские сады при помощи электронных очередей:

    • Дети, поступающие вне очереди;
    • Категория детей, по закону поступающие первые по очереди;
    • Если семья сменила место жительства или был произведен перевод с места работы одного из родителей;
    • Категория граждан, дети которых поступают в учреждение по месту жительства;
    • По желанию.

    При подаче заявки в электронную очередь требуются электронные документы или сканы бумаг. На официальных сайтах гос. услуг в сети Интернет оформлена информация о том, как можно записаться в электронную очередь или проверить собственное место в этой очереди.

    Последние изменения, внесенные в закон о детских садах в РФ

    Последние изменения в информацию о дошкольном образовании Федерального закона номер 273 были внесены 29 декабря 2015 года.

    Изменения произошли в статье номер 65, пункте 5. Согласно этим изменениям, если родители отдают ребенка в учреждение дошкольного образования, то им положена соответствующая поддержка в виде компенсации. Денежная сумма устанавливается законодательством РФ и постановлениями Правительства России. Выплата не должна превышать 20% от всей суммы оплаты родителей за уход за несовершеннолетним. Выплата также составляет 50% от суммы, если у семьи это второй ребенок и 70% от всей денежной суммы, если третий и т. д. Средний размер выплат за уход за ребенком устанавливается местными органами исполн. власти субъектов РФ.

    Получить компенсацию имеют право:

    • Мать или отец ребенка;
    • Близкий родственник по доверенности от родителей;
    • Законный представитель несовершеннолетнего;
    • Сотрудник органов опеки и попечительства, за которым ребенок закреплен (для трат на нужды малыша).

    Читайте ФЗ об опекунах в последней редакции

    Сотрудники органов имеют право самостоятельно решать и вычислять критерий нуждаемости семьи. В случае, если решение было положительным, органами был оформлен документ с информацией о том, что семья нуждается в средствах, родители могут прийти с заявлением на просьбу о выплате компенсации в центр местного самоуправления.

    Скачать закон о детских садах в новой редакции

    Закон о предоставлении детского сада не существует, но необходимая для семей информация оформлена в Федеральном законе об образовании. Этой части посвящена отдельная глава, в которой подробно описана информация о способах и процессах зачисления ребенка в детский сад. По статистике почти в каждой семье есть один или два ребенка, поэтому информация является актуальной и рекомендуется ознакомиться с текстом описываемого закона. Для избежания конфликтных ситуаций, которые сейчас встречаются все чаще, между родителями и работниками образовательных и дошкольных учреждений, рекомендуется придерживаться положений ФЗ 273.

    Образование является одной из главных и наиболее проблемных областей государственного управления. Особенно это касается дошкольной сферы. Нормой, регламентирующей такую деятельность в Российской Федерации, выступает ФЗ «Об образовании»273 от 29.12.2012. За последние годы закон о дошкольном образовании претерпел немало изменений, в том числе были внесены поправки и в регулирование дошкольной системы.

    Общие положения

    В статье 64. ФЗ «Об образовании», указано, что дошкольное образование должно быть направлено на создание условий для развития культурного, физического, интеллектуального, нравственного, эстетического и личностного потенциала любого ребенка, а также укрепление и поддержание его здоровья. Предусмотренные законом программы предполагают учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, применение методов и форм, характерных для детей дошкольного периода.

    Для данной формы обучения никакие промежуточные и итоговые методы контроля успеваемости и аттестации не предусмотрены. Законные представители (родители) имеют право на осуществление для своего ребенка так называемой формы семейного образования. Такая организация, при соблюдении всех установленных законом о дошкольном образовании требований, имеет право на бесплатную государственную поддержку в виде методических, психолого-педагогических, консультативных ресурсов.

    Основы моменты в законодательстве

    После того как был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общей системы. Этот факт оказал решающее влияние на концепцию, серьезно повлиял на организацию дошкольного образования.

    Нововведения призваны обеспечить большую доступность в получении необходимых услуг. Знание основных особенностей нормативного документа, вступивших в силу, позволит многим родителям правильно сориентироваться, опираясь на действующий закон о дошкольном образовании.

    Изменения в Федеральном законе затрагивают важные вопросы:

    • особенности приема детей в детские сады;
    • порядок предоставление образовательных услуг;
    • льготы;
    • режим работы дошкольных учреждений;
    • образовательные программы.

    Детский сад как первая ступень

    Перед большинством родителей (даже перед теми, у которых недавно родился ребенок или еще совсем малыш на руках) рано или поздно встает вопрос о детском садике. Дошкольное образование, являясь первым этапом общей образовательной системы, на сегодняшний день не имеет достаточных ресурсов для обеспечения всех маленьких граждан РФ положенным им местом в дошкольном учреждении.

    Доступность дошкольного образования для многих семей так и остается главной нерешенной проблемой. Принятый федеральный закон о дошкольном образовании в определенной степени регламентирует данные вопросы и призван уменьшить процент детей, непосещающих детский сад. Хорошо это или плохо – каждый решает для себя сам.

    Согласно новому закону о дошкольном образовании, каждый ребенок, независимо от места проживания или регистрации в РФ, имеет право на получение бесплатного дошкольного образования. В настоящее время родители могут определить своего малыша в ясельную группу, начиная с 2 месяцев. Решается вопрос с ясельными группами от 1,5 лет на платной основе. В садик ребенка обязаны взять по достижению им трехлетнего возраста. Ни одно учебное заведение ни вправе отказать родителям (законным представителям) в принятии, при условии наличия свободных мест.

    Поправки

    Внесенные поправки в федеральный закон о дошкольном образовании (изменения внесены в 2017 году) предполагают регулировку ряда моментов в системе дошкольного образования:

    1. Постепенное снижение (более чем в 1,5 раза) количества групп постоянного пребывания в детском учреждении.
    2. Предоставление права ребенку получать бесплатное обучение в случае, если родители выбрали группу, действующую только на образовательной базе.
    3. Появление специализированных консультационных центров, где родителям и ребенку оказывается психолого-педагогическая и консультативная поддержка.
    4. Дошкольным учреждениям предоставляется право (не обязанность) осуществлять уход и присмотр за ребенком в стенах заведения, а также реализовывать воспитательную функцию.
    5. Предусматривается наличие компенсационных выплат за оплату.
    6. При отсутствии мест за дошкольным учреждением оставляется право в отказе от принятия ребенка от полутора-трех лет и старше.
    7. Законные представители (родители) несовершеннолетнего получают право направлять заявление на предоставление места в ином детском саду, где имеются на то возможности.

    Правила оформления ребенка в дошкольное учреждение

    В первую очередь необходимо направить заявление по месту проживания в специальный отдел по комплектованию дошкольных учреждений. В таком бланке указывается наиболее подходящее для ребенка образовательное заведение. После этого представители комиссии вносят заявление в базу, а несовершеннолетнего оформляют в очередь на получение места в указанном саду. Необходимо учитывать, что на официальном административном портале зачастую указываются конкретные сроки и форма подачи заявления.

    Возможности электронной подачи заявления в детский сад

    Для удобства граждан при работе с государственными органами существует так называемая электронная очередь. Данным видом услуги может воспользоваться законный представитель ребенка. Сроки подачи также строго прописаны на портале.

    Для осуществления электронной заявки требуется наличие всех необходимых документов в электронном виде. Правила и особенности онлайн-записи размещены на официальных страницах Департамента образования в специальных разделах. Также здесь можно не только оформить запись, но и проверить свою очередь.

    Условия льготного обучения в дошкольном заведении

    Изменения в последней редакции закона о дошкольном образовании касаются предоставления мест в дошкольных учреждениях без очереди определенным категориям лиц.

    • дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, опекаемые, усыновленные;
    • несовершеннолетние, родители которых являются пострадавшими при ликвидации аварии на ЧАЭС;
    • дети, имеющие родителей-сирот (либо оставшиеся без попечения), возраст которых составляет от 18-23 лет;
    • дети представителей прокуратуры, следственного комитета, правоохранительных органов;
    • несовершеннолетние, имеющие родителей-инвалидов, матерей-одиночек, из многодетных семей;
    • дети специалистов, работающих в дошкольных заведениях, а также те, у кого в данном учреждении обучается брат, сестра;
    • несовершеннолетние, родители которых находятся на службе в Вооруженных силах РФ.

    Порядок действий в случае отсутствия места в саду

    Закон о дошкольном образовании РФ в последней редакции содержит правки, которые предоставляют право родителям написать дополнительную заявку для перевода ребенка в другое учреждение.

    В случае, когда родителям отказано в зачислении без имеющихся нормативных оснований, указанных в ФЗ, они имеют право обратиться с жалобой в администрацию города. Полученное обращение должно быть в обязательном порядке рассмотрено, в соответствующие с установленными законодательством сроками должно быть вынесено решение.

    При отказе в принятии заявления либо при принятом решении не в пользу ребенка, родители имеют право направиться в прокуратуру либо в иные вышестоящие органы в целях разрешения подобной ситуации.

    Государственная компенсация на оплату дошкольного учреждения

    Согласно поправкам к ст. 65, в пункте 5 дошкольное образование разделено на:

    • образование, реализуемое в рамках ФГОС, предоставляемое бесплатно;
    • услуги относительно ухода и присмотра за малышами, которые родители должны оплачивать.

    По закону, родители имеют право при оформлении ребенка в садик получить материальную поддержку со стороны государства или компенсацию на оплату данных услуг. Сумма выплат регулируется законодательными актами и решением Правительства РФ.

    За первого ребенка компенсация не может превышать 20 %, 50 % – за второго, 70 % – за третьего и последующих. Фиксированная плата регламентируется в зависимости от рыночных условий на конкретный период.

    Лица, имеющие право на получение государственной поддержки, строго определены рамками действующего законодательства. К их числу относятся:

    • родители несовершеннолетнего (мать, отец);
    • родственники, на чье имя оформлена доверенность со стороны родителей;
    • законные представители ребенка;
    • специалисты органов опеки и попечительства, закрепленные за воспитанниками.

    Освобождение родителей от оплаты

    На основании поправок к статье 65, в пункте 3 закона о дошкольном образовании РФ регламентированы льготы либо полное освобождение от взносов за дошкольное обучение для некоторой категории воспитанников. Каких именно, будет рассмотрено на примере далее.

    Так, согласно законам Российской Федерации о дошкольном образовании, плата в госучреждениях, реализующих дошкольные образовательные стандарты, не должна взиматься за осуществление присмотра и ухода за воспитанниками.

    Такая мера действует в отношении родителей детей-инвалидов, детей с туберкулезной интоксикацией, несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот.

    Данное решение направлено на обеспечение прав и осуществление поддержки уязвимых и социально незащищенных слоев населения, решением проблем которых уделяется особое место на государственном уровне.

    Возможности для развития коммерческих садов

    Изменения закона о дошкольном образовании напрямую оказывают влияние на формирование системы частной образовательной практики. Данные возможности гарантированы в законе путем снятия определенных ограничительных мер, регулирующих право на оказание услуг в сфере образования.

    Увеличение числа негосударственных учреждений, не находящихся под госопекой, позволит в некоторой степени снизить очередность в государственные заведения.

    Обеспечение качественного предоставления образовательных услуг в соответствии с требованиями и нормами закона об образовании дошкольных учреждений как со стороны муниципальных заведений, так и со стороны частных садов, обеспечит удовлетворение потребностей детей дошкольного возраста.

    Реализация поставленных задач позволит многим родителям своевременно включаться в социальные процессы в обществе, выходить на прежнее место работы либо получать новые знания, переквалифицироваться на более востребованную специальность.

    Поправки, касающиеся финансового обеспечения

    Финансовые вопросы, касающиеся затрат на основные дошкольные образовательные программы с 01.01.2014 года, перешли на уровень субъектов Российской Федерации (как система школьного образования).

    На основании ст. 65, п. 4 ФЗ, для муниципальных госучреждений существует ряд правил относительно финансового обеспечения:

    • Запрещается включение в родительский взнос расходов на основную образовательную программу либо на содержание и имущественные нужды учреждения.
    • Оплата за предоставление услуг, направленных на присмотр и уход за детьми, не должна превышать максимальной величины, установленной в рамках нормативных актов субъектов РФ и зависит от качества и особенностей предоставляемого сервиса.

    Коммерческим детским садам, осуществляющим основные дошкольные образовательные программы по ФГОС, предоставляется право на получение финансирования их деятельности из бюджета в виде субсидирования.

    Новая редакция закона

    За период с 2012 по 2018 годы главный образовательный документ претерпел немало преобразований и под влиянием критиков не раз подвергался реформированию. Данные обстоятельства указывают, насколько остро стоят перед государством проблемы образования, в том числе в дошкольной сфере.

    Последняя редакция закона о дошкольном образовании от 14.08.2018 года максимально емко и четко формулирует решение многих ранее не охваченных вопросов. При этом предоставляются гарантии со стороны государства по эффективному изменению системы образования в целом.

    В обновленной версии ФЗ «Об образовании» от 01.01.2019 года, который еще не вступил в силу, изменений, касающихся основных законов дошкольного образования, не имеется.