Надежда Баглей: Зелёный щит  —  от кого защищаемся? «Зеленый щит» вокруг города.

В Ставрополе в здании недавно открывшегося музейно-выставочного комплекса «Моя страна. Моя история» состоялись публичные слушания по поводу создания «Зеленого щита» вокруг краевого центра и других городов края, организованные Общественной палатой Ставрополья.

Закон о «зеленом щите», одним из авторов которого стала заместитель председателя Государственной Думы, сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта Ольга Тимофеева, вступил в силу еще 1 января нынешнего года. Идея его создания возникла в связи с почти бесконтрольной вырубкой деревьев во многих регионах нашей страны.

«Сегодня многие лесные территории не стоят на кадастровом учете, никак не учтены и, соответственно, не защищены, потому что у них нет правового статуса, - рассказала Ольга Тимофеева. - Понятно, что это лакомые кусочки для бизнеса, для застройки, как жилой, так и коммерческой. Очень важно их сохранить, иначе в скором времени нам просто нечем будет дышать».

Авторы нового закона отталкивались от практики советского времени, когда вокруг Москвы был создан 70-километровый зеленый пояс, на территории которого были запрещены вырубка и застройка. В процессе обсуждения нового законопроекта в течение всего лишь одного месяца было собрано более ста тысяч подписей в его поддержку, люди не просто согласны с созданием «зеленых щитов», они этого буквально требуют, отметила вице-спикер Госдумы.

Новый закон, как и в советское время, полностью запрещает вырубку лесных насаждений, включенных в границы «зеленого щита», и застройку на его территории. Предполагается всего лишь одно исключение — строительство в социальных целях, например, больницы или спортивного комплекса, но при условии полной компенсации.

Ольга Тимофеева рассказала, что во многих регионах страны закон встречает серьезное сопротивление со стороны бизнеса, заинтересованного в новых площадках под строительство. Предприниматели не хотят расставаться со своими планами на участки, которые засажены деревьями, особенно если они находятся в частной собственности.

В четырех субъектах «зеленые щиты» уже созданы: это Воронежская, Смоленская, Кировская и Ярославская области. Еще примерно в 50 регионах, в том числе на Ставрополье, процесс на стадии обсуждения. Предложения Общероссийского народного фронта были переданы в Общественную палату края для проведения публичных слушаний.

«Одна из причин ухудшения экологии сегодня — антропогенный фактор, - отметил председатель Общественной палаты Ставрополья Николай Кашурин. - Численность населения растет, растет промышленность, а количество зеленых насаждений только уменьшается, и в результате экосистема теряет способность самовосстанавливаться. «Зеленый пояс» вокруг городов определяет особый режим природопользования. После проведения публичных слушаний Общественная палата передаст все материалы в Ставропольскую краевую Думу, которая и примет решение по определению границ этого пояса».

Николай Кашурин отметил, что после принятия решения можно будет вносить изменения — но только в сторону увеличения охраняемых территорий. Сегодня предполагается, что в «зеленый щит» Ставрополя может быть включено около четырех тысяч гектаров зеленых участков, городских лесов и парков.

На публичные слушания пришли неравнодушные ставропольцы, представители общественных организаций, эксперты в области экологии и природопользования, сотрудники природоохранной прокуратуры, депутаты краевой и городской Думы. Так, председатель городской Думы Георгий Колягин отметил, что депутаты всецело поддерживают все, что связано с защитой зеленых насаждений. При этом в краевом центре на каждого жителя приходится 108 квадратных метров «зелени» - это в четыре раза больше положенной нормы. В настоящее время в Ставрополе, даже если принимается решение о вырубке какого-либо участка, компенсационные высадки деревьев происходят в соотношении не один к одному, а один к четырем-пяти, то есть вместо одного срубленного дерева высаживают 4-5 новых.

«Хочется отметить: не должно в результате принятия нового закона получиться так, что у городских лесов появились новые хозяева», - сказал Георгий Колягин.


На самом деле, сегодня в краевом центре посчитано и поставлено на учет буквально каждое дерево, каждый сквер. Имеют свой особый статус и территории заказников, например, Вишневая поляна, Приозерный заказник, Русский лес. Именно это вызвало опасения и у межрайонного природоохранного прокурора Сергея Белевцева: эти территории уже охраняются законом, причем их статус значительно более строгий, нежели у «зеленого щита», там не разрешено никакое строительство, даже в социальных целях. Включение территорий в «зеленый щит» неминуемо приведет к путанице в статусе. Сергей Белевцев предложил включать в «щит» только лесные территории вокруг города, а не в его границах, точнее, те леса, которые сегодня еще не поставлены на учет и не охраняются законом.

О сложности работы на стыке двух законов говорила и представитель министерства охраны окружающей среды Татьяна Омелина: поддерживая инициативу в целом, министерство опасается, что строгий статус заказников будет смягчен в результате их включения в «зеленый щит».

На оба возражения ответил председатель Общественной палаты края Николай Кашурин: «Закон о «зеленом щите» предполагает, что в случае включения в его границы территории с более строгим статусом этот статус для нее сохраняется. Таким образом, никакой путаницы и никаких смягчений режима природопользования не произойдет».

В целом собравшиеся всецело поддержали закон о «зеленом щите». Так, директор Ставропольского ботанического сада Владимир Кожевников заострил внимание на лесополосах, которые в свое время высаживали для защиты от ветров и пыльных бурь. Сегодня эти территории превратились в саморегулируемые и способные к самовоспроизведению полноценные полосы леса, которые, к сожалению, тоже требуют защиты, поскольку в большинстве своем не имеют никакого правового статуса.

Заместитель председателя регионального отделения партии «Зеленые» Василий Авдеев предложил при принятии перспективных планов по развитию территорий во главу угла ставить именно экологическую экспертизу.

О важной роли воспитания подрастающего поколения говорил председатель фонда «Экологическое развитие» Юрий Никулин: сотрудники фонда регулярно проводят с детьми акции по высадке деревьев, цветов, прививая школьникам любовь и уважение к природе.

Собравшиеся жители краевого центра предложили включить в границы «зеленого щита» несколько участков, не заявленных ранее, вдоль русла реки Ташла, в том числе с находящимся там мостом Туапсинской железной дороги, а также участок, расположенный вдоль территории дачного товарищества «Водник».

Депутат краевой Думы Виктор Надеин по результатам слушаний отметил, что будет создана рабочая группа, в которую войдут не только депутаты, но и общественники, эксперты в области экологии и природопользования. «Уже в результате сегодняшнего обсуждения видно, что необходимы будут изменения и дополнения. Мы сумеем обеспечить высокий уровень работы над проектом и, думаю, на выходе получим хороший закон, способный защитить «легкие» Ставрополя».

А в перспективе за краевым центром последуют и другие города, в первую очередь, регион Кавказских Минеральных Вод. Именно он, как курортная зона, нуждается в особой защите, чтобы сохранить свои особые природные ресурсы, делающие его таким привлекательным для туристов.

,

Годом экологии станет для России 2017 год. На мероприятия по сохранению природы будет направлено почти 240 млрд рублей. Одно из важных событий года - вступление в силу с 1 января закона о "зеленом щите". Рассказываем, кто это придумал и что это изменит.

Что такое лесопарковый зеленый пояс ("зеленый щит")?

Лесопарковый зеленый пояс - это зона с ограниченным режимом природопользования или иной хозяйственной деятельности. Это территории, на которых расположены леса, территории зеленого фонда в границах городского (именно так прописано в законе) населенного пункта, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему. Иными словами, это леса в городах и вокруг городов.

Зачем их будут создавать?

Разработчиками закона является группа депутатов от Общероссийского народного фронта. Объяснил необходимость создания таких зон один из авторов, депутат Госдумы и представитель ОНФ Владимир Гутенев.

Главная причина - остановить вырубку лесов вокруг населенных пунктов. Особенно остро эта проблема стоит в Москве и Подмосковье, где на месте леса часто появляются промышленные объекты, коттеджные поселки.

Поможет ли новый закон?

В Гринпис России отрицательно высказались по поводу нового статуса для лесов. По мнению экологов организации, это "не повышает охранный статус лесов и в перспективе может легализовать воровство лесных земель".

"С точки зрения сохранения лесов и других природных территорий, окружающих крупные города, закон представляет собой бессмысленную пустышку. Он вообще никак не повышает охранный статус этих лесов, если не считать увеличения некоторых штрафов. Но он может облегчить вывод лесных участков из государственной собственности и из общего пользования граждан под различные цели, не связанные с существованием леса", - еще летом заявил руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко.

Тема для России очень важная. И не только для Москвы и Санкт-Петербурга, но и для Алтайского края. Однако тут есть два момента.

Во-первых, почти все ценные с точки зрения экологии лесные территории уже имеют статус, который подразумевает особое отношение. Во всяком случае, в Алтайском крае. Это зеленые зоны, лесопарковые зоны. Другое дело, что этот статус им не особенно помогает. В таких лесах ведется заготовка древесины, часто под видом санитарных рубок и рубок ухода.

По словам известного эколога, координатора группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса реготделения ОНФ Алексея Грибкова, в регионе пока нет необходимости придавать какой-то территории статус "зеленого щита", ибо новая норма в законе не будет строже, чем есть сейчас.

"Законодательство в таком варианте пока не позволяет защитить леса. Необходимо устранить пробелы в законе, прежде всего, относительно существующих зеленых и лесопарковых зон", – сказал он в беседе с корреспондентом .

Во-вторых, сама идея о "зеленом щите" пока проработана не до конца. Например, в законе прописано, что на этой территории "запрещено создавать объекты капитального строительства (кроме объектов здравоохранения, образования, туризма, рекреации и спорта)". То есть и кафе, и сауна появиться там могут? А в чем тогда смысл беречь леса, если разрешать там строительство подобных объектов?

Кроме того, закон допускает изъятие участков земель со статусом "зеленый щит", но при условии, что территория будет компенсирована другим участком. Но механизм подробно не прописан. То есть не запрещено, скажем, изъять под какие-то хознужды кусочек ленточного бора, компенсировав его кусочком поля без единого деревца.

Чего нельзя делать на таких территориях?

Самое главное - здесь запрещены сплошные рубки.

Также по закону в таких зонах запрещено:

  • использовать токсичные химические препараты,
  • размещать отходы производства и потребления первого-третьего классов,
  • размещать негативно влияющие на природу объекты,
  • создавать объекты, не связанные с лесной инфраструктурой,
  • вести разработку месторождений полезных ископаемых (кроме минеральных вод, лечебной грязи),
  • создавать объекты капитального строительства (кроме гидротехнических сооружений, линий связи и электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, объектов здравоохранения, образования, туризма, рекреации и спорта),
  • строить животноводческие и птицеводческие комплексы,
  • размещать скотомогильники, склады ядохимикатов и минеральных удобрений.

Какие участки не могут стать "зелеными щитами"?

  • Загрязненные, имеющие места размещения отходов производства и потребления;
  • Имеющие земельные участки под капитальное строительство либо на которых уже ведется такое строительство, кроме объектов здравоохранения, образования, туризма и рекреации;
  • Зарезервированные под государственные и муниципальные нужды;
  • Если в отношении них заключен договор о развитии застроенной территории;
  • Если территория по документам территориального планирования предназначена для размещения объектов федерального, краевого или местного значения;
  • Иные условия, прописанные в законе.

Кто может инициировать придание территории такого статуса?

Это могут делать некоммерческие организации, органы госвласти или органы местного самоуправления. Для этого им необходимо обратиться с мотивированным ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса в общественную палату соответствующего региона.

ОП имеет 30 дней на проведение слушаний. Если на них инициатива будет одобрена, она уйдет в законодательный орган власти соответствующего региона. Если парламент примет такое решение, у чиновников будет 180 дней на установку границы лесопарковой зоны.

В 11 регионах власти не планируют создавать зеленые щиты вокруг городов. Об этом министр природы Сергей Донской доложил правительству РФ. Региональные чиновники считают, что лесопарковые пояса затормозят развитие населенных пунктов. Эксперты уверены, что проблема - в конфликте финансовых и экологических интересов. Минприроды настаивает на создании зеленых щитов вокруг каждого промышленного центра страны, поскольку это запас экологической прочности на будущее. Однако субъекты в основном готовы создавать защитные пояса только вокруг своих столиц.

11 регионов считают нецелесообразным создание вокруг крупных городов защитных лесопарковых поясов. Это Липецкая и Астраханская области, республики Марий Эл, Коми, Саха (Якутия), Хакасия, Камчатский и Забайкальский края, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский АО. Такие данные приводятся в докладе Минприроды в правительство (документ есть в распоряжении «Известий»).

Законодательная возможность создавать зеленые щиты появилась с 1 января 2017 года. Региональные власти могут утвердить на территории крупных городов и вокруг них лесные зоны с ограниченным режимом хозяйственной деятельности. В пределах зеленых щитов запрещены капитальное строительство (кроме турбаз и санаториев), размещение опасных объектов, разработка месторождений и прочая хозяйственная деятельность.

Согласно докладу Минприроды, причиной отказа от защитных поясов регионы называют возможные ограничения экономического развития населенных пунктов. Так, министерство лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл сообщило ведомству (ответ есть в распоряжении «Известий»), что введение зеленых щитов негативно повлияет на социально-экономическую обстановку и повлечет неблагоприятные последствия для хозяйствующих субъектов. В регионе отсутствует тяжелое промышленное производство, а экологическая обстановка контролируется в достаточной мере.

О том, что у них всё благополучно с экологией и без зеленых щитов, заявили власти республик Саха, Коми и Астраханской области.

Администрация Липецкой области сообщила Минприроды, что не видит смысла оформлять городские леса как зеленые щиты - у них и так строгий режим использования.

Создание защитных лесопарковых поясов близко к завершению пока лишь в 20 регионах, сообщили «Известиям» в Минприроды. В 41 регионе, по данным ведомства, работают над формированием зеленых щитов. Стадии самые разные - от процесса создания соответствующей рабочей группы до рассмотрения вопроса в законодательном органе. От остальных субъектов ведомство не получило информацию и будет дополнительно уточнять стадию создания зеленых щитов.

В послании Федеральному собранию президент заявлял об экологическом неблагополучии некоторых российских городов, в том числе Нижнего Тагила Свердловской области, Череповца Вологодской области, Новокузнецка Кемеровской области. В этих регионах зеленые щиты создаются, но только в столицах - Екатеринбурге, Вологде и Кемерово.

По данным Минприроды, в 2016 году в 20 городах России уровень загрязнения воздуха оценивался как очень высокий. Из них только Красноярск в ближайшее время получит защитный лесопарковый пояс.

В Минприроды считают, что зеленый щит должен появиться в каждом промышленном центре страны и в большинстве городов с населением свыше 300 тыс. человек.

Несмотря на то что создание защитных лесных поясов не является обязательством регионов, оно добровольно, мы будем настаивать на этом для целого ряда городов, - заявил «Известиям» министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. - Прежде всего для промышленных центров, население которых испытывает существенное воздействие от выбросов предприятий (так называемые территории особого внимания). В их числе Челябинск, Магнитогорск, Норильск, Омск, Красноярск, Липецк, Череповец, Асбест, Нижний Тагил, Дзержинск и др. С точки зрения Минприроды, создание зеленого пояса - это запас экологической прочности на будущее.

С регионами, которые заявили об отказе от зеленых щитов, будут вести работу чиновники и «Общероссийский народный фронт». Экологи ОНФ придерживаются мнения, что зеленый щит в каждом регионе должен быть один, но он может защищать несколько городов. В субъектах, где отказались от создания зеленых щитов, сильное лобби застройщиков, полагает координатор Центра общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса ОНФ Дмитрий Миронов.

Главная сложность при создании зеленых щитов - это конфликт долгосрочных экологических и сиюминутных финансовых интересов, уверен председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. При этом инициаторами создания защитных поясов часто становятся местные жители, беспокоящиеся не только о себе, но и о своих детях и внуках.

В регионе займутся разработкой закона, регулирующего создание лесопарковых зеленых поясов вокруг городских населенных пунктов.

На базе постоянного комитета по аграрной политике и природопользованию Законодательного Собрания Тверской области состоялось рабочее совещание по вопросам законодательного регулирования создания лесопарковых зеленых поясов городских населенных пунктов.

Идея создания вокруг городов дополнительного «зеленого щита» принадлежит Общероссийскому народному фронту. Инициатива, призванная улучшить экологическую обстановку, усилить контроль за состоянием лесных насаждений была поддержана Президентом страны, лидером ОНФ Владимиром Путиным. В июне 2016 года были приняты соответствующие изменения в федеральный закон «Об охране окружающей среды» и ряд других законодательных актов. Лесопарковый зеленый пояс может включать в себя леса и территории зеленого фонда в границах городов, прилегающих к ним или составляющих с ними единую экосистему. На такой территории вводится ограниченный режим природопользования и хозяйственной деятельности, запрещается проведение сплошных рубок и иных работ.

Как отметила на совещании глава регионального исполкома Общероссийского народного фронта в Тверской области Татьяна Ульянова, в настоящее время идея создания зеленых поясов уже реализуется в 60-ти субъектах Российской Федерации: с широким привлечением общественности ведется разработка региональной нормативно-правовой базы. В Воронежской области закон о лесопарковых зеленых поясах городских населенных пунктов уже принят.

По мнению заместителя председателя постоянного комитета по аграрной политике и природопользованию Александра Кушнарева, подготовка регионального нормативно-правового акта, регулирующего вопросы создания зеленых поясов, потребует большой подготовительной работы и для хорошего старта законотворчества необходимо выслушать и обобщить предложения всех заинтересованных ведомств.

В обсуждении приняли участие заместитель председателя Правительства области - министр сельского хозяйства Павел Мигулев, министр лесного хозяйства Валерий Барышков, представители руководства министерства природных ресурсов и экологии, Общественной палаты Тверской области, Верхневолжской природоохранной прокуратуры, территориального управления Росприроднадзора, администраций города Твери и Калининского района. Участники совещания сошлись во мнении о необходимости тщательной проработки правовых деталей будущего законопроекта с учетом специфики Тверской области, более 60 процентов площади которой занимают леса и выделено 992 особо охраняемых природных территории.

Итог дискуссии подвел председатель Законодательного Собрания Сергей Голубев.

Мы должны предложения федерального законодательства реализовать, внести изменения в региональную нормативную базу. Но прежде необходимо четко определиться с юридической терминологией. А также провести мониторинг, какие конкретные территории вокруг Твери, Ржева и других наших городов могут войти в лесопарковые зеленые пояса, - подчеркнул спикер областного парламента. - Главная роль должна принадлежать общественности, ей предоставлены широкие возможности. Со стороны Законодательного Собрания мы готовы помогать и поддерживать ее работу.

По итогам заседания признано целесообразным предложение о создании на базе Общественной палаты Тверской области рабочей группы, которая займется разработкой концепции проекта областного закона, регулирующего создание лесопарковых зеленых поясов вокруг городских населенных пунктов. Планируется, что в состав группы наряду с представителями общественных организаций войдут юристы, специалисты лесного хозяйства и природоохранных ведомств. По проекту будущего закона предстоит провести общественные слушания.

Пресс-служба Законодательного Собрания Тверской области
Подписывайтесь на наши новости в Telegram

2017-06-24

В региональном отделении Общероссийского народного фронта в Карачаево-Черкесии состоялся «круглый стол», посвященный созданию лесопаркового защитного пояса вокруг г. Черкесска. Эксперты ОНФ обсудили механизмы реализации этого вопроса с представителями республиканского Парламента, прокуратуры, региональных Управлений Росприроднадзора, охраны окружающей среды и водных ресурсов, Управления лесами республики, региональной Кадастровой палаты и представителями муниципального органа и Думы г. Черкесска.
«По итогам обсуждения нами было предложено сформировать экспертную рабочую группу по установлению лесопаркового защитного пояса. Также присутствовавшие признали необходимым внесение инициативы о принятии нормативно-правовых актов о защите зеленых насаждений в регионе. Для этого новосозданной экспертной рабочей группе по установлению лесопаркового защитного пояса в городе Черкесске предложено провести экспертную оценку проектов нормативно-правовых актов для их внесения на рассмотрение Правительства республики», – отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ в Карачаево-Черкесии Геннадий Жданов.
Присутствовавшие отметили, что бесконтрольное выделение, перевод земель лесного фонда под строительство дачных поселков и коттеджей ухудшило ситуацию с лесными участками, многие природные территории оказались вырубленными. Активисты регионального отделения ОНФ совместно с представителями СМИ в течение прошлого года совершили ряд выездов по жалобам жителей на неправомерную вырубку деревьев на окраине города.
По словам жителей, в земельных участках, где располагаются зеленые лесонасаждения, особенно заинтересованы частные застройщики.
«Для сохранения лесов Черкесска и других городов республики необходимо их скорое включение в состав лесопаркового зеленого пояса.
По результатам работы экспертной группы мы рассчитываем, что этот процесс не заставит себя ждать: силами активистов и экспертов Народный фронт приступит к созданию «зеленого щита» вокруг столицы региона», – резюмировал координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» в Карачаево-Черкесии Азамат Ужахов.
Также он напомнил, что в августе прошлого года активисты Общероссийского народного фронта в КЧР заявили о необходимости ввести мораторий на перевод земель городских парков, скверов, бульваров в населенных пунктах в другие функциональные зоны. Было принято решение, что до установления «зеленых поясов» городов региона в установленном федеральным законодательством порядке региональное отделение ОНФ будет держать на контроле правомерность вырубок леса в черте городов.
Кроме того, в начале этого года во все муниципальные образования республики региональным отделением ОНФ в КЧР были сделаны запросы о предоставлении информации по наличию рекреационных зон, нанесенных на генеральный план города или районного центра муниципального образования, а также о зеленых зонах, которые фактически являются рекреационными, но имеют иной вид разрешенного использования.
Напомним, федеральный закон о лесопарковых защитных поясах, разработанный и инициированный Центром общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, был принят Госдумой и с 1 января 2017 г. начал действовать на территории всей России.