Мониторинг профессионально общественной аккредитации. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ: СПО, ВО, ДПО

В рамках XI Международного конгресса – выставке «Global Education - Образование без границ – 2017» состоялась экспертная дискуссия «От профессионального стандарта до профессионального экзамена», организованная Национальным агентством развития квалификаций. Участники - представители отраслевых объединений работодателей, руководители образовательных организаций, исследователи образования -обсудили различные аспекты взаимодействия Национальной системы квалификаций и системы образования.

Открывая экспертную дискуссию, ее модератор - первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова напомнила, что приказами Минтруда России утверждены более 1 тысячи 100 профессиональных стандартов, более 1 тысячи квалификаций, оценка квалификаций идет в 150 центрах.

Система образования, наряду с другими отраслями, должна научиться применять профессиональные стандарты, причем не только стандарты, описывающие собственно педагогическую деятельность, но и, как это называется в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», деятельность «иных работников» образовательных организаций. В качестве примера Юлия Смирнова привела систему здравоохранения, в которой наряду с 20 профессиональными стандартами, непосредственно связанными с оказанием медпомощи населению и обращением лекарственных средств, применяются 67 других стандартов (сварщик, повар, бухгалтер, специалист по управлению персоналом и т.д.).

Ценность и востребованность образования в глазах людей высока, и это подтверждается социологическими опросами. Однако более половины опрошенных считают, что прямой корреляции между уровнем образования и профессиональными достижениями, материальным благополучия человека нет, рассказал руководитель отдела мониторинговых исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб. При этом почти каждый третий работодатель считает, что современное образование не соответствует запросам рынка труда.

Выпускник вуза не готов в полной мере к трудовым действиям, отметила заместитель проректора по непрерывному образованию Финансового университета при Правительстве России и одновременно генеральный директор Ассоциации «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка» Диана Маштакаева. Но это не означает, что его подготовить нельзя. Студенты бакалавриата и магистратуры могли бы осваивать дисциплины дополнительного профессионального образования: им бы их зачитывали в рамках соответствующих программ. А затем, на этапе промежуточной аттестации или государственной итоговой аттестации, проходили бы независимую оценку квалификации.

«Университет готовит специалиста для рынка труда, а рынок труда присваивает ему квалификацию по окончании образовательной программы. Такой подход уже используется в Финансовом университете», - подчеркнула Диана Маштакаева.

Первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова рассказала о подходах к оценке работодателями образовательных программ. Статья 96 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает три вида аккредитации – международную, общественную и профессионально-общественную, причем последняя должна проводиться работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями.

На данный момент профессионально-общественную аккредитацию могут проводить 76 организаций – именно столько Минобрнауки России включило в перечень аккредитаторов. При этом никто не проверил, представляют ли они работодателей, сказала Юлия Смирнова.

По ее словам, уже подготовлены изменения в статью 96, чтобы четко зафиксировать статус советов по профессиональным квалификациям как организаторов профессионально-общественной аккредитации, эта функций определена им Указом Президента Российской Федерации. Советы по профессиональным квалификациям должны сами отбирать аккредитаторов по видам профессиональной деятельности, закрепленных за советами, проверяя наличие у потенциальных аккредитаторов необходимого экспертного потенциала. Важно, чтобы аккредитация проходила по единым требованиям, установленным Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Такие требования были утверждены 3 июля текущего года.

Потенциал процедуры профессионально-общественной аккредитации очень высок, констатировала Юлия Смирнова. Она уже сегодня учитывается при распределении контрольных цифр приема в вузы, в ряде субъектов это учитывается и при распределении КЦП для СПО. Эта аккредитация важна для работодателей как показатель качества образовательных организаций, куда они могли бы направлять своих работников для повышения квалификации или профессиональной переподготовки. В свою очередь для образовательной организации наличие такой аккредитации – показатель ее успешности.

«Одно из условий получения профессионально-общественной аккредитации - успешность прохождения выпускниками программы процедуры независимой оценки квалификации, и этот подход уже начал применяться на практике», - подчеркнула в завершение Юлия Смирнова.

Мария Иванова, заместитель председателя СПК химического и биотехнологического комплекса, генеральный директор Российского союза химиков, отметила, что СПК формулируют запрос системе образования от имени работодателей, что особенно важно для малого и среднего бизнеса. «Не раз приходилось слышать вопрос: зачем вы проводите независимую оценку квалификаций, если существует государственная итоговая аттестация? Но у этих форм оценки разные задачи. ГИА оценивает весь процесс обучения, а НОК – конкретную квалификацию. При этом один сотрудник может обладать целым набором различных квалификаций», - подчеркнула она. Национальная система квалификаций в нашей стране находится в процессе становления, она создается совместными усилиями разных стейкхолдеров, так что работодатели, система образования и профсоюзы должны слышать друг друга и говорить на одном языке.

Надежда Прокофьева, ответственный секретарь СПК в строительстве, директор Департамента профессионального образования Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) отметила, что Национальная система квалификаций приходит на смену прежней консервативной системе, выстроенной на основе квалификационных справочников. Между потребностями работодателя и квалификацией кадров в строительстве на сегодняшний день имеется существенный разрыв, и его необходимо преодолевать.

Независимая оценка проводится на соответствие не профессиональному стандарту в целом, а конкретным квалификациям. Например, в 2014 году появился профессиональный стандарт «Штукатур», из него было выделено несколько квалификаций, в том числе «Специалист по устройству наливных полов», который также считается штукатуром. Оценочные средства разработаны специально для каждой квалификации. Важно, что на специалиста по устройству наливных полов нигде не учат, но если человек владеет этой квалификацией, он может пойти в центр оценки квалификации, подтвердить ее и попасть в государственный реестр. Квалификация и специальность, записанная в дипломе об образовании, - это тоже разные понятия. Непонятно, что умеет делать выпускник профессионального колледжа с дипломом мастера сухого строительства, а вот если у него есть конкретная квалификация, работодатель сразу понимает, где и кем он может работать.

По мнению Надежды Прокофьевой, образовательные учреждения могут быть партнерами центров независимой оценки квалификации – в частности, предоставляя им площадки для проведения экзаменов. Особенно это актуально для рабочих профессий – например, для оценки квалификации штукатуров нужны полигоны, которые есть в соответствующих профессиональных колледжах.

По мнению Федора Дудырева, директора Центра исследования среднего профессионального образования НИУ ВШЭ, за последние пять лет выстроена система, которая позволяет отражать изменения профессиональных стандартов в образовательных стандартах СПО. Однако развитие системы СПО в соответствии с требованиями рынка труда осложняется тем, что она недостаточно финансируется. С 2013 года объемы финансирования в расчете на одного студента падают, а вложения семей в этот сектор образования (платное обучение) в 3 раза превышают вложения со стороны бизнеса. В этих условиях сложно отвечать на все более комплексные и изменяющиеся «квалификационные вызовы».

Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций, отметила, что профессиональные стандарты как основной элемент Национальной системы квалификаций активно влияют на систему образования, и это закономерно. Особенность российских профессиональных стандартов в том, что они одновременно применяются в системе образования и действуют на рынке труда. А за рубежом профессиональные стандарты обязательны лишь для системы образования.

По мнению Ольги Клинк, путь от создания профессионального стандарта до его применения в образовательной организации можно сократить, используя профессиональные стандарты непосредственно при разработке образовательных программ. Наряду с ФГОС, профессиональные стандарты должны применяться при разработке и примерной образовательной программы и основной образовательной программы образовательной организации. Соответствующие предложения уже подготовлены в рамках работы экспертного совета по среднему профессиональному образованию Комитета по образованию и науке Госдумы, и они будут рассмотрены в декабре.

Ольга Клинк отметила, что внедрение профессиональных стандартов требует серьезного кадрового обеспечения – прежде всего, повышения квалификации педагогических работников СПО и ДПО. Национальным агентством развития квалификаций была разработана и согласована с Минтрудом России 21 программа для преподавателей организаций СПО, мастеров производственного обучения и наставников на производстве. Каждая программа включает в себя три модуля – методический, связанный с внедрением профстандартов, технологический и обучение работе в цифровой образовательной среде. В перспективе состав модулей будет расширяться. Обучение по этим программам уже прошли 630 педагогов.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является одним из новых направлений независимой оценки качества образования в Российской Федерации. Ее правовые основы определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В статье 96 данного закона впервые регулируются вопросы проведения профессионально-общественной аккредитации.

Согласно новым законодательным нормам, профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретном учебном заведении.

Профессионально-общественную аккредитацию могут проводить работодатели и объединения работодателей соответствующих специфике образовательной программы отраслей. При проведении такой аккредитации оценивается не качество образовательного процесса как такового, а именно качество образования, то есть профессиональные качества выпускников учебного заведения.

Порядок профессионально-общественной аккредитации, ее формы и методы оценки устанавливаются проводящими эту процедуру работодателями или уполномоченной ими организацией. При этом проведение профессионально-общественной аккредитации должно носить открытый характер, должна быть доступна информация о порядке ее проведения.

Сведения о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы рассматриваются при проведении государственной аккредитации образовательных организаций.

ЧТО НЕОБХОДИМО ОЦЕНИВАТЬ в ходе профессионально-общественной аккредитации?

Во-первых, как компоненты программы - ее содержание, дизайн, технологии - влияют на формирование тех или иных профессиональных компетенций.

А также могут оцениваться такие группы показателей как:

    признание компетентностной модели выпускника рынком труда;

    удовлетворенность результатами обучения работодателей и выпускников;

    востребованность выпускников региональным (и/или федеральным) рынком труда;

    стратегия развития программы, соответствие структуры и содержания программы потребностям рынка труда;

    соответствие документов, регламентирующих организацию и проведение образовательной программы, компетентностной модели выпускника;

    учебно-методические материалы, технологии и методики образовательной деятельности, кадровые, материально-технические, финансовые и информационные ресурсы программы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ профессионально-общественной аккредитации:

Дать независимую объективную оценку качеству подготовки выпускников по аккредитуемой образовательной программе на основании показателей, не учитывающихся при государственной аккредитации, и основывающихся на анализе востребованности выпускников рынком труда, соответствия их квалификации требованиям работодателей, профессиональным стандартам, а также выявлении лучших практик и значительных достижений учебного заведения.

ОСОБЕННОСТИ профессионально-общественной аккредитации:

Добровольность участия. Образовательная организация вправе самостоятельно определять как целесообразность прохождения профессионально-общественной аккредитации, так и перечень заявляемых на аккредитацию программ.

Многосубъектность проведения оценки. В состав аккредитационной комиссии и экспертного совета по профессионально-общественной аккредитации включаются представители работодателей, научных кругов, общественные деятели.

Ориентированность на образовательные программы. Профессионально-общественная аккредитация направлена, в первую очередь, на оценку профессиональным сообществом качества отдельных программ.

ПРЕИМУЩЕСТВА профессионально-общественной аккредитации:

Образовательная организация, реализующая образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, получит право:

    размещать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте, на информационных стендах при объявлении информации о реализуемых образовательных программах, в том числе о приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам;

    использовать результаты профессионально-общественной аккредитации как конкурентное преимущество;

    предъявлять результаты профессионально-общественной аккредитации в органы государственной власти и управления образованием при прохождении государственных аккредитационных процедур.

Работодатели получают возможность:

    экономить средства на подготовку и переподготовку кадров;

  • формировать компетентностую модель выпускника образовательного учреждения в соответствии с потребностями бизнеса;
  • способствовать ликвидации дефицита кадров;

    формировать заказ на подготовку специалистов, обладающими необходимыми бизнесу квалификациями.

СРОКИ И СТОИМОСТЬ проведения аккредитации

Процедура профессионально-общественной аккредитации проводится в течение 8-9 недель и включает:

ознакомление организации, осуществляющей образовательную деятельность, с документами, регламентирующими порядок проведение аккредитации (за 1-2 недели) до начала процедуры;

    самообследование профессиональной образовательной программы (до 21 рабочего дня);

    очный аудит профессиональной образовательной программы членами экспертной комиссии на площадке образовательного учреждения, встреча членов экспертной комиссии с выпускниками, работодателями, преподавателями и студентами образовательной организации (до 3 дней);

    подготовка заключения экспертной комиссии (3 недели);

    рассмотрение заключения экспертной комиссии образовательной организацией, при необходимости направление возражений, уточнений (1 неделя);

    анализ заключения экспертной комиссии и принятие решения Аккредитационным советом (20 дней).

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.

2. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

3. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов , требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ организациями, которые проводили такую аккредитацию, могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении, правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в организацию, проводящую указанную аккредитацию, с целью ее получить, срок, на который аккредитуются такие образовательные программы, основания лишения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются организацией, которая проводит указанную аккредитацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о проведении соответствующей аккредитации и ее результатах, в том числе посредством размещения указанной информации на своих официальных сайтах в сети "Интернет".

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является одним из новых направлений независимой оценки качества образования в Российской Федерации. Её правовые основы определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В статье 96 данного закона впервые регулируются вопросы проведения профессионально-общественной аккредитации.
Согласно новым законодательным нормам, профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретном учебном заведении. Профессионально-общественную аккредитацию могут проводить работодатели и объединения работодателей соответствующих специфике образовательной программы отраслей. При проведении такой аккредитации оценивается качество образования, а именно профессиональные качества выпускников учебного заведения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ профессионально-общ ественной аккредитации образовательных программ:

1. Независимая оценка и подтверждение качества образовательных программ со стороны профессиональных объединений и сообществ.

2. Повышение качества образования и качества подготовки выпускников, компетенции которых соответствуют требованиям рынка труда.

3. Укрепление конкурентоспособности аккредитованных программ.

ОСОБЕННОСТИ профессионально-общественной аккредитации образовательных программ:

1. Добровольность участия. Образовательная организация вправе самостоятельно определять, как целесообразность прохождения профессионально-общественной аккредитации, так и перечень заявляемых на аккредитацию программ.

2. Многосубъектность проведения оценки. В состав Аккредитационного совета и Экспертной комиссии по профессионально-общественной аккредитации включаются представители работодателей, научных кругов, общественные деятели.

3. Ориентированность на образовательные программы. Профессионально-общественная аккредитация направлена, в первую очередь, на оценку профессиональным сообществом качества отдельных программ.

ПРЕИМУЩЕСТВА профессионально-общественной аккредитации образовательных программ:

Образовательная организация, реализующая образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, получит право:

1. Размещать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте, на информационных стендах при объявлении информации о реализуемых образовательных программах, в том числе, о приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам.

2. Использовать результаты профессионально-общественной аккредитации как конкурентное преимущество.

3. Предъявлять результаты профессионально-общественной аккредитации в органы государственной власти и управления образованием при прохождении государственных аккредитационных процедур.

Работодатели получают возможность:

1. Формировать компетентностную модель выпускника образовательного учреждения в соответствии с потребностями бизнеса.

2. Экономить средства на подготовку и переподготовку кадров.

3. Способствовать ликвидации дефицита кадров.

4. Формировать заказ на подготовку специалистов, обладающими необходимыми бизнесу квалификациями.

ПРОЦЕДУРА:

Процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ проводится в течение 3-4 недель и включает:

1. Подача Заявки на прохождение процедуры общественно-профессиональной аккредитации и заключениеДоговора .

2. Формирование отчета по самообследованию профессиональной образовательной программы.

3. Независимая оценка качества образования Экспертной комиссией.

4. Представление результатов независимой оценки качества образования - экспертных отчетов по каждой образовательной программе - в Аккредитационный совет.

5. Принятие аккредитационного решения членами Аккредитационного совета.

6. Выдача образовательному учреждению свидетельств об аккредитации в случае принятия членами Аккредитационного совета положительных решений об аккредитации.

АККРЕДИТАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

АККРЕДИТАЦИОННЫЙ СОВЕТ

ДОКУМЕНТЫ: