Н. А

  • Упрямых мужиков.
  • Мужикам, исконным труженикам, получившим скатерть-самобранку, даже мысль не приходит о даровом богатстве, и выговаривают они у волшебной птахи лишь свой мужицкий, скромный «прожиточный минимум»: хлеб, квас, огурчики. И лишь для того, чтобы доведаться до смысла жизни, до сути человеческого счастья. Ведь заспорившие и, заговорившись, отошедшие «верст тридцать» от места встречи (а от своих деревень – еще дальше) мужики хотели лишь «до солнца отдохнуть» в лесу, а затем вернуться к трудам и заботам домашним. Скатерть самобраная – оправдание и объяснение их странствий, не отвлекаемых житейскими заботами о хлебе насущном. У них появилась возможность отправиться на поиски счастливого, а интерес и желание, причем недюжинные, были с самого начала – об этом недвусмысленно заявлено уже в самом начале «Пролога».

  • Царю! – направо слышится,
  • Реальные мужики, сложившиеся на водку, начинают пьяную драку. А разрастается она в грандиозное побоище, потрясающее целый лес, взывающее к силам самой природы:

  • Не выбьешь: упираются,
  • Проснулось эхо гулкое,
  • На столбовой дороженьке
  • Нельзя поймать-обнять!
  • Вас только, тени черные,
  • Попу! попу! попу!
  • Автор сообщает, что русский мужик упрям и упорен в достижении цели, причем не практической, а именно «блажи», мечты, фантазии, поиске истины и красоты. При этом говорится, что спорщики были заняты обычными своими делами: один из них шел в кузницу, другой «соты медовые нес на базар», третьи «ловили коня упрямого» и т. д. Но все привычные будничные занятия оставлены – так сильна охватившая крестьян общая забота найти, «кому живется весело, вольготно на Руси».

  • Кого не перегоните?
  • В какой земле – угадывай,
  • Знобишина, Горелова, Неелова,
  • Описание «разгула» эха интересно не только положенной в его основу гиперболой-олицетворением, но и близостью повествователя к миру природы. Описывая разбуженный лес, Некрасов использовал слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («зайка», «галчата», «пеночка», «птенчик», «гнездышко»), метафоры («плачет пеночка», «кукушка старая… надумала», филины «любуются побоищем»), своеобразно построенное сравнение «А их глазищи желтые

  • Весь лес переполошился,
  • Заплатова, Дырявила, Разутова,
  • Пошло кричать-покрикивать,
  • В «Прологе» читатель встречается с крестьянами-правдоискателями. Индивидуальных характеристик каждого из семи мужиков либо вовсе нет, либо они очень лаконичны: медлительный Пахом, которому необходимо «потужиться», прежде чем вымолвить слово; «угрюмый» Пров, «охочие до водки» братья Губины… Однако здесь можно найти первую развернутую характеристику крестьянства в целом:

  • Как будто подзадоривать
  • Этой авторской характеристикой крестьянства и спорщиков, кстати, неоднократно повторяющейся и в следующих главах поэмы, читатель психологически подготавливается к восприятию многочисленных картин жизни и судеб людей, которые составят своеобразные «за» и «против» в развернувшемся споре.

  • Горят, как воску ярого
  • «Пролог» – термин, обозначающий вступление к произведению, ту его часть, которая знакомит читателя или с общим замыслом художника, или с фактами, предшествующими событиям, описанным в произведении. «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» в основном соответствует традиционному представлению о введении к литературному произведению. Но он включает в себя не только экспозиционные элементы, но и уже начавшееся действие – спор и странствие. Именно в «Прологе» появился рефрен – «кому живется весело, вольготно на Руси», который пройдет через всю поэму.

  • Колом ее оттудова
  • Так, открывающие «Пролог» семь мужиков уже к концу его становятся семью странниками-правдоискателями. Некрасов подметил в этой готовности вот так сняться с места и уйти на поиски самую суть внутренне свободного духа русской жизни. Ведь странники обычно не просто странствующие, но и странные (необычные) люди. Однако двинувшиеся в путь некрасовские странники – не традиционные странники-богомольцы (такие в поэме тоже появятся), но обычные крестьяне, вцепившиеся в чудной вопрос: кому на Руси жить хорошо?

  • И стон, и рев, и гул!
  • Налево отзывается:
  • Разговор Пахома с птенцом готовит к восприятию целого ряда чудес: появляется говорящая птица, которая в качестве выкупа за птенца обещает мужикам волшебную скатерть-самобранку. Так Некрасов включил в «Пролог» сразу три сказочных мотива: говорящей птицы, выкупа и скатерти-самобранки, – широко распространенные в русских народных сказках. С ними связаны и другие: спрятанная в тайном месте «волшебная коробка», где хранилась скатерть-самобранка, условная формула: «Эй, скатерть самобраная, попотчуй мужиков!» – традиционные для сказок взаимоотношения между мужиками и птицей («По вашему хотению,

  • С летающими птицами,
  • Зверями быстроногими
  • По моему велению,

  • В каком году – рассчитывай,
  • Ой, тени! Тени черные!
  • Сошлись семь мужиков…
  • Все явится тотчас»); фантастические «две дюжие руки», которые ставят ведро водки, кладут хлеб и исчезают. Традиционный мотив волшебной сказки у Некрасова важен для уяснения социального и нравственного смысла крестьянской жизни.

    Употребление «говорящих» названий не случайно, они фиксируют внимание читателя на трудном, подчас бедственном положении крестьян. Известно, что часть вымышленных названий писатель создавал по образцу существующих. Сочетание вымышленного и реального начал свойственно всей поэме, постоянно идет «перебивка» этих двух планов.

  • Кого вы не нагоните,
  • Четырнадцать свечей»
  • Пошло гулять-погуливать,
  • Всяк на своем стоит!
  • Неурожайка тож.
  • И гадами ползучими.
  • С самого начала мы ощущаем особый, почти былинный тон повествования. И первые же слова звучат почти как знаменитое сказочное вступление «В некотором царстве, в некотором государстве» . Нет необходимости «угадывать», о какой именно земле идет речь, – ясно, что рассказ пойдет о Руси. Такой зачин означает, что поэт стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом – во всем ее историческом значении и географической необъятности». А названия губернии, волостей, деревень, откуда сошлись мужики, – это опять же слова-символы:

  • Мужик что бык: втемяшится
  • В башку какая блажь –
  • Эта впечатляющая картина включает в себя и мягкий юмор, и гиперболу, и просторечные обороты речи («забрало пуще прежнего», «ругательски ругаются», «вцепятся друг другу в волоса»). Этот фрагмент, как и все обстоятельное повествование «Пролога», позволяет судить об авторской позиции (выбор героев и темы спора, характеристика предшествовавших спору крестьянских забот и дел) и о некоторых средствах ее выражения, которым Некрасов отдал предпочтение:

    С прологом из поэмы, в сущности, уйдет сказка. Мы входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввел нас в этот мир больших измерений – времени и пространства, человеческих судеб и народной судьбы – эпос.

    Спустя два года после введения новых реформ Николай Некрасов начал работу над произведением, ставшим вершиной его творчества. Долгие годы он работал над текстом, и в результате была создана поэма, в которой автор не только смог изобразить народное горе, а вместе со своими героями стремился ответить на следующие вопросы: «В чем счастье народа?», «Как его достигнуть?», «Может ли отдельный человек быть счастлив среди всеобщего горя?» Анализ «Кому на Руси жить хорошо» необходим для того, чтобы выяснит, какие образы и помогли Некрасову ответить на эти непростые вопросы.

    Замысел

    Начиная произведение, автор едва ли сам знал ответ на эти тревожные вопросы. Это были сложные времена в истории русского народа. Отмена крепостничества не облегчила жизнь крестьянства. Первоначальный замысел Некрасова заключался в том, что мужики-странники после напрасных поисков возвращались домой. В процессе работы сюжетная линия несколько менялась. События в поэме находились под влиянием важных общественных процессов. Подобно персонажам своего стремится ответить на вопрос: «Хорошо ли жить на Руси?» И если на первом этапе работы над поэмой автор не находит основания для положительного ответа, то позднее в обществе появляются представители молодежи, которые действительно находят свое счастье в хождении «в народ».

    Ярким примером стала некая учительница, сообщившая в письме Некрасову о том, что испытывает настоящие приливы счастья в своей работе в народе. Поэт планировал использовать образ этой девушки в развитии сюжетной линии. Но не успел. Он умер, не завершив работы над своим произведением. Поэму «Кому н Руси жить хорошо» Некрасов писал до последних дней своей жизни, но она так и осталась неоконченной.

    Художественный стиль

    Анализ «Кому на Руси жить хорошо» выявляет основную художественную особенность произведения. Поскольку книга Некрасова о народе, и прежде всего для него, в ней он использовал народную речь во всем ее разнообразии. Эта поэма представляет собой эпос, одной из целей которого было изобразить жизнь такой, какой она есть. Существенную роль в повествовании играют сказочные мотивы.

    Фольклорная основа

    Многое позаимствовал Некрасов из народного творчества. Анализ «Кому на Руси жить хорошо» позволил критикам выявить былины, сказания и пословицы, которые автор активно использовал в тексте. Уже в прологе встречаются яркие фольклорные мотивы. Здесь появляется и пеночка, и скатерть-самобранка, и многие анималистические образы русской народной сказки. Да и сами мужики-странники напоминают героев былин и сказок. В прологе также присутствуют числа, имеющие сакральное значение: семь и три.

    Сюжет

    Мужики поспорили о том, кому на Руси жить хорошо. Некрасов, используя этот прием, раскрывает главную тему поэмы. Герои предлагают несколько вариантов «счастливцев». Среди них пять представителей различных слоев социального общества и сам царь. Для того чтобы ответить на столь тревожный вопрос, странники отправляются в долгий путь. Но успевают расспросить о счастье лишь попа и помещика. По ходу поэмы общие вопросы меняются на более конкретные. Мужиков уже больше интересует счастье трудового народа. Да и замысел повествования сложно было бы осуществить, если бы простые мужики отважились наведаться к самому царю со своими философскими проблемами.

    Крестьянские образы

    В поэме присутствует множество крестьянских образов. Некоторым автор уделяет пристальное внимание, о других говорит лишь мимоходом. Самым типичным является портрет Якима Нагого. Внешний облик этого персонажа символизирует каторжное существование, которое свойственно крестьянской жизни на Руси. Но несмотря на непосильный труд, Яким не очерствел душой. Анализ «Кому на Руси жить хорошо» дает четкое представление о том, каким видел или хотел видеть Некрасов представителей трудового народа. Яким, несмотря на нечеловеческие условия, в которых он вынужден существовать, не ожесточился. Он собирает всю жизнь для сына картинки, любуясь и развешивая их по стенам. И во время пожара он бросается в огонь, чтобы спасти прежде всего любимые изображения. Но образ Якима отличается от более достоверных персонажей. Смысл его жизни не сводится к труду и выпивке. Большое значение для него имеет и созерцание прекрасного.

    Художественные приемы

    В поэме Некрасов уже с первых страниц использует символичность. Сами за себя говорят названия деревень. Заплатово, Разутово, Дырявино - символы образа жизни их обитателей. Правдоискатели встречаются во время своего странствия с разными людьми, но вопрос о том, какому на Руси жить хорошо, так и остается открытым. Бедствия простого русского люда открываются перед читателем. Дабы придать живости и убедительности повествованию, автор вводит прямую речь. Поп, помещик, каменщик Трофим, Матрена Тимофеевна - все эти персонажи рассказывают о своей жизни, и из их историй складывается общая безрадостная картина русской народной жизни.

    Поскольку жизнь крестьянина неотрывно связана с природой, ее описание гармонично вплетается в поэму. Из множества деталей создается типичная бытовая картина.

    Образ помещиков

    Помещик, несомненно, является главным врагом крестьянина. Первый представитель этого социального слоя, встретившийся странникам, на их вопрос дает вполне развернутый ответ. Повествуя о богатой помещичьей жизни в прошлом, он утверждает, что сам всегда по-доброму относился к крестьянам. И все были довольны, и никто не испытывал горя. Теперь же все переменилось. Поля в запустении, мужик совсем отбился от рук. Всему виной - реформа 1861 года. Но следующий живой пример «благородного сословия», появляющийся на пути мужиков, имеет образ угнетателя, мучителя и стяжателя. Ведет он жизнь вольготную, трудиться ему не приходится. Все за него выполняют крестьяне, находящиеся в зависимости. Даже отмена крепостничества не сказалась на его праздной жизни.

    Гриша Добросклонов

    Вопрос, поставленный Некрасовым, так и остается открытым. Крестьянину жилось тяжело, и он мечтал о переменах к лучшему. Ни один из тех, кто встречается на пути странников, не являет собой человека счастливого. Крепостное право отменено, но все же не решен окончательно. Сильным ударом реформы стали как для помещичьего сословия, так и для трудового народа. Однако, сами того не подозревая, мужики нашли то, что искали, в образе Гриши Добросклонова.

    Почему на Руси жить хорошо может только негодяй и стяжатель, становится ясным при появлении в поэме этого персонажа. Судьба его непроста, как и судьбы других представителей трудового класса. Но, в отличие от прочих персонажей в произведении Некрасова, Грише не свойственна покорность сложившимся обстоятельствам.

    Олицетворяет революционные настроения, которые стали появляться в обществе во второй половине XIX века. В финале поэмы, пусть и незавершенной, Некрасов не дает ответа на вопрос, в поисках которого скитались так долго странники-правдоискатели, но дает понять, что счастье народное все же возможно. И не последнюю роль в нем сыграют идеи Гриши Добросклонова.

    История создания поэмы

    К работе над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов приступил в середине 1860-х годов и продолжал писать ее до конца жизни. Произведение осталось незавершенным. До сих пор остается спорным вопрос о последовательности частей поэмы. Как правило, части поэмы публикуются в порядке создания их автором: «Часть первая», «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».

    Тематика. Россия в исторической перспективе

    В «Кому на Руси жить хорошо» нашла отражение жизнь таких сословий и социальных групп, как крестьянство ,дворянство , духовенство, разночинская интеллигенция (Савва и Гриша Добросклоновы). Важное место в произведении занимают такженародное творчество, картины природы и сельского труда .

    В поэме Некрасова отразилась жизнь пореформенной России , отчасти – жизнь России до реформы 1861 года. Некрасов изобразил российскую действительностьв исторической перспективе. Поэт пишет отяжелом наследии крепостничества , осовременном кризисе , который переживает крестьянство и другие сословия после реформы. Некрасов задумывается также обудущем России и ее народа.

    Поэт воссоздал в своем произведении глубокий кризис , который переживают после реформы 1861 года все сословия, не только крестьянство. Рушатся былые устои жизни помещиков и духовенства (главы «Поп» и «Помещик»). Особенно тяжелой реформа оказалась для крестьянства.

    Добра ты, царска грамота,

    Да не при нас ты писана, –

    говорят мужики о реформе.

    Рассказывая о кризисных явлениях российской действительности в современную ему эпоху, Некрасов выявляет не только противоречия между сословиями (прежде всего между помещиками и крестьянами), но инестроения в самой народной жизни ,противоречия в сознании народа . Народ в поэме выступает каквеликий труженик и одновременно какпьяная, невежественная толпа . В то же время крестьянство, по мысли Некрасова, несмотря на своюнеграмотность , являетсяносителем высоких духовных ценностей ,богатейшей культуры . Наконец, поэтвоспевает силу народную, бунтарский дух народа и одновременноскорбит о холопстве крестьян, об их смирении перед угнетателями.

    В поэме воплотились революционно-демократические идеи Некрасова – прежде всего в образе Гриши Добросклонова, в его песнях, но также и в словах самого автора-повествователя. Лучшее будущее народа поэт связывает сприобщением крестьян к прогрессивной литературе и общественной мысли. Особенно ярко такая точка зрения проявляется вавторском отступлении о народных заступниках:

    Эх! Эх! Придет ли времечко,

    Когда (приди, желанное!)

    Дадут понять крестьянину,

    Что розь портрет портретику,

    Что книга книге розь?

    Когда мужик не Блюхера

    И не милорда глупого –

    Белинского и Гоголя

    С базара понесет?

    Ой, люди, люди русские!

    Крестьяне православные!

    Слыхали ли когда-нибудь

    Вы эти имена?

    То имена великие,

    Носили их, прославили

    Заступники народные!

    Вот вам бы их портретики

    Повесить в ваших горенках,

    Основные мотивы

    Назовем основные мотивы произведения. Это народные страдания инародное счастье ,правда-матушка ;крестьянский труд ;суровая женская доля ;богатырство идолготерпение ,бунтарство ихолопство . Звучат в произведении исатирические мотивы : поэт обличает помещиков, их произвол в отношении народа, а также крестьян-холопов, заискивающих перед угнетателями.

    Центральный мотив произведения – этонародное счастье . Он начинает звучать в устах семерых мужиков-странников, затем подхватывается другими персонажами произведения:

    Кому живется весело,

    Вольготно на Руси?

    Извечный вопрос о правде и неправде, о горе и счастьеимеет в поэме Некрасоваконкретно-историческое преломление . Действие поэмы происходит в пореформенной России, и речь в ней идет о жизни народа после реформы.

    Персонажи

    Сюжетообразующую роль в поэме играет собирательный образсеми мужиков-странников .Этот образстановитсясимволом русского крестьянства, ожидающего перемен в своей жизни. В поэме, по замечанию Н.Н.Скатова, подчеркнутоэпическое единство семи стран­ников . В изображении путешествующих мужиков, по существу, нет индивидуальных характеристик. В нем отраженыобщие черты народного сознания :

    В каком году – рассчитывай,

    В какой земле – угадывай,

    На столбовой дороженьке

    Сошлись семь мужиков:

    Семь временнообязанных,

    Подтянутой губернии,

    Уезда Терпигорева,

    Пустопорожней волости,

    Из смежных деревень:

    Заплатова, Дырявина,

    Разутова, Знобишина,

    Горелова, Неелова –

    Неурожайка тож,

    Сошлися и заспорили:

    Кому живется весело,

    Вольготно на Руси?

    Семь крестьян из поэмы «Кому на Руси...» напоминают нам странников-правдоискателей из стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Оба образа отражают представления поэта о чаяниях всего русского крестьянства.

    Вместе с тем в произведении выделяются и индивидуально очерченные фигуры крестьян.

    Назовем прежде всего Якима Нагого . Еговнешность напоминает нам крестьянина-белоруса из «Железной дороги»:

    Грудь впалая; как вдавленный

    Живот; у глаз, у рта

    Излучины, как трещины

    На высохшей земле...

    Персонаж соединяет в себе такие черты, как огромное трудолюбие и беспробудноепьянство :

    В деревне Босове

    Яким Нагой живет;

    Он до смерти работает,

    До полусмерти пьет.

    Некрасов отмечает также любовь Якимак эстетической стороне жизни : во время пожара герой вместо денег стал спасать картинки.

    Ермил Гирин (он жеЕрмила ,Ермило ) – это народныйправдолюбец . В его образе воплощена крестьянскаямечта о справедливости, о правде-матушке ,о праведном «крестьянском» царе . Особенно явственно правдолюбие Ермила раскрывается в рассказе о том, как он стал бурмистром в поместье князя:

    Пошел Ермило царствовать

    Над всей княжою вотчиной,

    И царствовал же он!

    В семь лет мирской копеечки

    Под ноготь не зажал,

    В семь лет не тронул правого,

    Не попустил виновному,

    Душой не покривил.

    Ярко характеризует Ермила также сцена торгов , схватка героя с купцом Алтынниковым. Ермил черпает силу в народной поддержке: как известно, выстоять Ермил смог благодаря тому, что крестьяне одолжили ему денег – как говорится, «с миру по нитке».

    Как и всякий народный герой, Ермил не без греха . «Не согрешишь – не покаешься», – гласит народная пословица. И действительно, вместо своего брата Митрия Ермил отправляет в рекруты сына бедной вдовы. Однако вскоре геройраскаивается в своем поступке, и справедливость торжествует.

    Твердость нравственной позиции Ермила проявляется во время крестьянского бунта . Рассказчик намекает на то, что герой отказался, по-видимому, умиротворять взбунтовавшихся крестьян и поэтому попал в острог.

    Пожалуй, наиболее яркий образ в поэме – это Матрена Тимофеевна Корчагина . Поэт отмечаеткрасоту ивеличие героини:

    Матрена Тимофеевна –

    Осанистая женщина,

    Широкая и плотная,

    Лет тридцати осьми.

    Красива; волос с проседью,

    Глаза большие, строгие,

    Ресницы богатейшие,

    Сурова и смугла.

    Жизнь Матрены Тимофеевны неотделима от жизни природы . Не случайно мужики-странники встречают ее в самую благодатную пору – во время уборки урожая:

    Уж налились колосики.

    Стоят столбы точеные,

    Головки золоченые

    Задумчиво и ласково

    Шумят. Пора чудесная!

    Нет веселей, наряднее,

    Богаче нет поры!

    Повествование о ней в части «Крестьянка» ведется преимущественно от первого лица: героиня сама рассказывает о собственной жизни, которая поистине трагична. И в самом деле, ей выпала горькая доля . Погиб её сын Дёмушка. На глазах всего мира Матрёну высекли за проступок сына Федотушки. Героиня претерпела голод, пожары, другие бедствия. Ее мужа Филиппа едва не забрали в рекруты. Поэтому неутешительны слова Матрены Тимофеевны, обращенные к странникам:

    А то, что вы затеяли

    Не дело – между бабами

    Счастливую искать!

    Образно звучат в конце «Крестьянки» слова странницы-богомол­ки о женском счастье:

    Ключи от счастья женского,

    От нашей вольной волюшки

    Заброшены, потеряны

    У Бога самого.

    Следует также отметить, что часть «Крестьянка» почти полностью построена на фольклорных образах и мотивах. Поэт стремится подчеркнуть неразрывнуюсвязь героини с народно-поэтической стихией.

    Савелий – крестьянин-бунтарь . Внушителенвнешний облик героя, напоминающего медведя:

    С большущей сивой гривою,

    Чай двадцать лет не стриженной,

    С большущей бородой,

    Дед на медведя смахивал,

    Особенно как из лесу

    Согнувшись выходил.

    Бунтарское начало в характерегероя наиболее ярко проявляется в истории с убийством немца-управляющего, которого Савелий «живого закопал» в землю.

    Герой наделен богатырской силой . В то же время это ибогатырь духа , по замечанию Н.Н.Скатова. Под конец жизни Савелий уходит в Песочный монастырь молиться за все русское крестьянство.

    Среди эпизодических лиц поэмы выделяются фигуры праведников . Назовём среди них богомольцаФомушку и посадскую вдовуЕвфросиньюшку , которая заботилась о страждущих в холерные годы.

    В своей поэме Некрасов изобразил не только тех представителей народа, которые вызывают симпатию читателя. Поэт показал и холопство , и другие негативные черты народной жизни.

    Клим Лавин из части «Последыш» –ленивый идвуличный мужик, который хочет и господам угодить, и доверие односельчан не потерять:

    Что ни на есть отчаянный

    Был Клим мужик: и пьяница,

    И на руку нечист.

    Холоп князя Переметьева , облизывая господские тарелки и допивая вино из рюмок, «заработал» «барскую болезнь» – подагру. Он похваляется перед крестьянами:

    С французским лучшим трюфелем

    Тарелки я лизал,

    Напитки иностранные

    Из рюмок допивал…

    Читатель узнает о Сидоре , который, находясь в тюрьме, посылал барину оброк. Дворовый человекИпат и после реформы продолжает считать себя холопом князя Утятина.

    Ипат сказал: «Балуйтесь вы!

    А я князей Утятиных

    Холоп – и весь тут сказ!»

    Любовь к князю он не потерял даже после того, как хозяин искупал его в проруби и переехал санями, сделав в итоге инвалидом.

    В поэме рассказывается о предательстве Глеба , который назван Иудой. По вине Глеба его собратья-крестьяне оставались долгие годы в крепостной зависимости («Крестьянский грех»).

    Поистине трагична судьба Якова Верного – холопа примерного, который повесился в присутствии собственного барина.

    В своей поэме Некрасов показал жизнь не только крестьянства, но и других сословий России – духовенства (в главе «Поп»),помещиков (Оболта-Оболдуева из главы «Помещик» и князя Утятина из части «Последыш»).

    В главе «Поп» сельский священник рассказывает о своеймноготрудной жизни. В прежние времена, когда богатые помещики жили в своих вотчинах, они щедрыми пожертвованиями поддерживали деревенских батюшек. Теперь же, после реформы, одни помещики разорились, другие уехали в Петербург или за границу. Поместья в запустении, народ обнищал, и с нищих крестьян священнику неловко даже брать «за требу воздаяние»:

    Деревни наши бедные,

    А в них крестьяне хворые

    Да женщины печальницы,

    Кормилицы, поилицы,

    Рабыни, богомолицы

    И труженицы вечные,

    Господь прибавь им сил!

    С таких трудов копейками

    Живиться тяжело!

    Священник напоминает странниками и о злых шутках крестьян в адрес попа, попадьи, поповской дочки. Из рассказа батюшки становится ясно, что после реформы 1861 года духовное сословие переживает нелегкие времена.

    Глава «Помещик» повествует обо всём российском барстве, хотя рассказ ведет конкретный помещик – Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев .

    Внешний вид помещикаважный ,солидный . Однако, несмотря на почтенные лета героя, в его облике чувствуется имолодцеватость :

    Помещик был румяненький,

    Осанистый, присадистый,

    Шестидесяти лет;

    Усы седые, длинные,

    Ухватки молодецкие,

    Венгерка с бранденбурами,

    Широкие штаны.

    Герой характеризует барскую жизнь и в прошлом, и в настоящем. Он повествует о былой идиллии дворянских усадеб: тут ипсовая охота , ироскошные пиры на праздники.

    В настоящем же помещичье сословие тоже переживает кризис . Осознает это и Оболт-Оболдуев. Не случайно он так тоскует по прежним временам.

    Помещик выступает в этом рассказе и как крепостник-деспот , не изменивший своих привычек и после реформы 1861 года. Он восклицает:

    Закон – мое желание!

    Кулак – моя полиция!

    Удар искросыпительный,

    Удар зубодробительный,

    Удар скуловорррот!

    Образ князя Утятина в части «Последыш» – олицетворениеупадка ,вырождения помещиков.

    Своим внешним видом герой напоминает сказочное, диковинное существо :

    Нос клювом, как у ястреба,

    Усы седые, длинные

    И разные глаза:

    Один, здоровый, светится,

    А левый – мутный, пасмурный,

    Как оловянный грош!

    Князь Утятин никак не может поверить в то, что крепостное право уже отменили , и ведет себя так, как будто ничего не произошло. Самое печальное заключается в том, что крестьяне-вахлаки, одураченные посулами наследников князя, готовы играть «камедь» (комедию), изображая себя крепостными.

    Наследники Утятина – его сыновья-гвардейцы и их жены , невестки князя, с нетерпением ожидающие смерти выжившего из ума старика, – тоже изображены в сатирических тонах.

    Не менее яркие характеристики дает Некрасов и другим помещикам. Среди них Шалашников , жестоко поровший своих крепостных за неуплату оброка; господинПоливанов , который купил за взятки деревеньку и там «вольничал, бражничал, горькую пил», чинил насилие и произвол, отдал в рекруты племянника своего преданного слуги Якова Верного и довел самого Якова до самоубийства. Среди помещиков-самодуров особой жестокостью отличается душегубпан Глуховский («О двух великих грешниках»).

    Впрочем, среди лиц дворянского сословия, описанных в некрасовской поэме, встречаются и достойные, добродетельные люди. Это, например, Павлуша Веретенников, собиратель фольклора , выручивший старика Вавилу и купивший его внучке ботиночки;адмирал-вдовец («аммирал-вдовец»), совершивший геройские подвиги в битвах с врагом и великодушно отпустивший на волю своих крепостных («Крестьянский грех»). Это, наконец,губернаторша Елена Александровна , с сердечной теплотой пришедшая на помощь Матрене Тимофеевне.

    В образе Гриши Добросклонова и его братаСаввы Некрасов показал читателюразночинцев народных заступников. Фамилия «Добросклонов» напоминала современникам Некрасова о рано ушедшем из жизни революционном демократе Н.А.Добролюбове, друге и соратнике поэта. Наиболее ярко мировоззрение Гриши раскрывается в егопеснях , которые герой поет односельчанам. В качестве примера приведем песню «Русь»:

    Ты и убогая,

    Ты и обильная,

    Ты и забитая,

    Ты и всесильная,

    Матушка Русь!

    Создавая образ Гриши, Некрасов обращался к юным читателям, призывая их посвятить себя делу освобождения народа.

    Природа. Народный календарь

    В поэме «Кому на Руси...» мы находим замечательные картины русской природы ; представлены разныевремена года .

    Повествование начинается весной :

    Леса, луга поемные,

    Ручьи и реки русские

    Весною хороши.

    С Матрёной Тимофеевной странники встречаются в благодатную пору – летом , во время уборки зерновых: «Уж налились колосики...» (см. выше). Показаны в поэме и другие времена года –осень ,зима .

    Важно, что в произведении Некрасова природа показанав крестьянском восприятии. В поэме отраженнародный календарь . События, различные явления в жизни природы и человека соотносятся сциклом сельскохозяйственных работ , а также сцерковными праздниками инародными поверьями .

    Например, в главе «Сельская ярмонка» Некрасов, рисуя картину весенней природы , вспоминает опразднике святителя Николая Чудотворца, особенно почитаемого на Руси:

    Недаром наши странники

    Поругивали мокрую,

    Холодную весну…

    Лишь на Николу вешнего

    Погода поуставилась,

    Зеленой свежей травушкой

    Полакомился скот.

    Время колошения хлебов отмечено следующей народнойприметой :

    Кукуй, кукуй, кукушечка!

    Заколосится хлеб,

    Подавишься ты колосом –

    Не будешь куковать!

    В части «Последыш» период сенокоса связывается со временемПетровского поста :

    Петровки. Время жаркое.

    В разгаре сенокос.

    В день Симеона Летопроводца Матрена Тимофеевна вышла из младенчества:

    В день Симеона батюшка

    Сажал меня на бурушку

    И вывел из младенчества

    По пятому годку.

    В соответствии с народным календарем день памяти святой великомученицы Екатерины отмечаетсяпервым катанием на санях :

    Зимой пришел Филиппушка,

    Привез платочек шелковый

    Да прокатил на саночках

    В Екатеринин день.

    Церковными праздниками отмечены день расставания Матрены Тимофеевны с мужем и день рождения сына:

    Филипп на Благовещенье

    Ушел, а на Казанскую

    Я сына родила.

    После гибели Дёмушка Матрёна, в соответствии с народным обычаем, не берет «в рот яблока до Спаса», то есть доПреображения .

    Жанровые и сюжетно-композиционные особенности поэмы. Художественные средства и приёмы

    Некрасов обращается к жанру эпической поэмы , жанру древнему, который не был широко распространен в современной поэту литературе.

    В эпической поэме, или эпопее, на первом плане жизнь не отдельной личности, а целого народа. В поэме Некрасова воссоздана судьба русского народа после реформы, а также народное сознание, крестьянский взгляд на мир.

    Характерным для эпической поэмы элементом является пролог , где особую роль играютсказочно-фантастические образы . Это, например, волшебная птичка, скатерть самобранная, а также семь филинов, ворон, ведьма Дурандиха. Эти образы имеют символическое значение. Например, скатерть-самобранка – символ благополучия, земного счастья.

    Кроме того, в своем произведении Некрасов использует различные жанры народного творчества . Этоволшебная сказка (о скатерти-самобранке – в прологе),песня (особенно много их в частях «Крестьянка» и «Пир на весь мир»),былина (например, рассказ о Савелии),плач (плач Матрены Тимофеевны по Дёмушке),легенда («О двух великих грешниках»),загадка (о снеге, о топоре, о замке, об эхе).

    Рассмотрим некоторые сюжетно-композиционные особенности поэмы. Некрасов написал свое произведение в формепутешествия , что характерно для народного эпоса. Кому на Руси...» открывает образстолбовой дороженьки , на которой сошлись семь мужиков-странников.

    Поэму отличает полифонизм . Она включает в себямножество сюжетных линий . В ней звучат самые разные голоса . Следует особо подчеркнуть рольмногоголосия в главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые», в части «Пир на весь мир». Перед читателем предстает вся крестьянская Россия.

    Поэт использует в своем произведении такие художественные средства и приёмы , какобразный параллелизм ,олицетворения ,сравнения , постоянные эпитеты ,и другие художественные приёмы.

    Приведем примеры. Прибегая к образному параллелизму , Некрасов уподобляет смерть младенца гибели соловьиного гнезда, рассказ о котором открывает главу «Дёмушка»:

    Зажгло грозою дерево,

    А было соловьиное

    На дереве гнездо...

    Ещё одна параллель трагическому событию – рассказ о ласточке, которая вьёт гнездо под берегом:

    Ой, ласточка! Ой, глупая!

    Не вей гнезда под берегом,

    Под берегом крутым!..

    Прибегает Некрасов и к такому приёму, как отрицательный параллелизм :

    Не ветры веют буйные,

    Не мать-земля колышется –

    Шумит, поет, ругается,

    Качается, валяется,

    Дерется и целуется

    У праздника народ!

    Рисуя солнце после дождя, Некрасов прибегает к олицетворению : «Смеется солнце красное...»

    Поэт использует в своем произведении многочисленные сравнения . Например, ночь уподобляется грамоте, которую Господь пишет червонным золотом на небесах:

    Ночь тихая спускается,

    Уж вышла в небо темное

    Луна, уж пишет грамоту

    Господь червонным золотом

    По синему по бархату...

    Народная молва уподобляется синему морю; «облака дождливые» сравниваются с «дойными коровушками».

    В поэме встречаются постоянные эпитеты : «ветры буйные», «столбовая дороженька», «солнце красное», «море синее».

    В поэме нередки слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами : «дороженька», «птенчики», «матушка», «молодушка», «липочка».

    Все эти средства придают «Кому на Руси...» черты, сближающие поэму Некрасовас произведениями народного творчества.

    Вопросы и задания

    1. Расскажите об истории создания поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Когда поэт начал работать над этим произведением? Завершил ли он его? Какие части поэмы дошли до нас?

    2. Какая эпоха нашла отражение в поэме Некрасова? Жизнь каких сословий и социальных групп отразил поэт? Почему мы можем сказать, что жизнь России показана в «Кому на Руси...» в исторической перспективе?

    3. Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси...»? Какова авторская позиция в поэме?

    4. Назовите основные мотивы некрасовской поэмы и кратко прокомментируйте их. Какой из мотивов является центральным, сюжетообразующим?

    5. Определите идейно-композиционное значение семи мужиков-странников. Процитируйте начало поэмы – отрывок, характеризующий этот собирательный образ.

    6. Расскажите о Якиме Нагом. Как поэт описывает внешность Якима? Какие противоположные черты соединяются в этом герое?

    7. Почему Ермила Гирина мы можем назвать правдолюбцем? Прокомментируйте основные эпизоды, раскрывающие духовный облик этого персонажа.

    8. Какие черты Матрены Тимофеевны Корчагиной свидетельствуют о том, что в ее образе Некрасов воплотил свои идеальные представления о женщине-крестьянке? Перечислите и кратко прокомментируйте факты из жизни Матрены, свидетельствующие о трагизме ее судьбы; приведите примеры из текста поэмы. Какие художественные средства использует Некрасов при создании образа героини? Процитируйте высказывания странницы-богомолки и самой Матрены о женском счастье.

    9. Почему деда Савелия Некрасов называет «богатырем святорусским»? В чем проявилось богатырство героя? Почему Савелия можно назвать и богатырем духа?

    10. Назовите и кратко охарактеризуйте крестьян-холопов. В чем именно проявляется их холопство? Верно ли утверждать, что среди холопов, изображенных в поэме, только комические фигуры?

    11. Охарактеризуйте образ попа. Можно ли сказать, что деревенский священник изображен Некрасовым с сочувствием? Аргументируйте свою точку зрения примерами из текста.

    12. Какие черты русского дворянства и дворянской жизни в целом отразились в образе Оболта-Оболдуева? Какие художественные приемы использует Некрасов при создании его образа?

    13. Почему князя Утятина крестьяне прозвали «последышем»? Как поэт описывает внешность героя? В чем проявляются «чудачества» князя? Какими чертами характера Некрасов наделяет наследников Утятина?

    14. Каких еще помещиков изобразил Некрасов в своем произведении? Есть ли среди дворян, описанных в поэме, добродетельные люди, сострадающие народу?

    15. Какова роль в «Кому на Руси...» образов Саввы и Гриши Добросклоновых? Кто из реальных лиц, близких друзей поэта, стал прототипом Гриши Добросклонова? В какой форме Гриша выражает свои идеи? К кому обращается автор вместе со своим юным героем?

    16. Расскажите о народном календаре, воссозданном Некрасовым в «Кому на Руси...» Как картины природы соотносятся с церковными праздниками и народными приметами? Приведите примеры из текста.

    17. Охарактеризуйте жанр «Кому на Руси...» Был ли жанр эпической поэмы широко распространен во времена Некрасова? Какие цели преследовал поэт, обращаясь к этому жанру? Какой элемент «Кому на Руси...» является характерным для эпической поэмы? Какие жанры народного творчества использовал Некрасов в своем произведении?

    18. Охарактеризуйте сюжетно-композиционные особенности «Кому на Руси...» Что лежит в основе сюжета произведения? В чем проявляется полифонизм поэмы?

    19. Какие художественные средства и приемы использует Некрасов в «Кому на Руси...»? Перечислите их и приведите примеры из текста поэмы.

    20. Составьте развернутый план-конспект на тему: «Образы помещиков и крестьян в поэме “Кому на Руси жить хорошо”».

    21. Напишите сочинение на тему: «Традиции народного творчества в поэме “Кому на Руси жить хорошо”».

    В январе 1866 года в Петербурге вышел очередной номер журнала «Современник». Он открывался строками, которые теперь знакомы каждому:

    В каком году – рассчитывай,

    В какой земле – угадывай…

    Эти слова как бы обещали ввести читателя в занимательно‑сказочный мир, где появятся птица‑пеночка, говорящая человечьим языком, и волшебная скатерть‑самобранка… Так с лукавой улыбкой и непринужденностью начинал Н. А. Некрасов свой рассказ о похождениях семерых мужиков, заспоривших о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».

    Уже в «Прологе» виднелась картина мужицкой Руси, вставала фигура главного героя произведения – русского крестьянина, каким он был в действительности: в лаптях, онучах, армяке, несытый, натерпевшийся горя.

    Через три года возобновилась публикация поэмы, но каждая часть встречала жестокие гонения со стороны царской цензуры, которая считала, что поэма «отличается крайним безобразием содержания». Особенно острым нападкам подверглась последняя из написанных глав – «Пир – на весь мир». К сожалению, Некрасову не суждено было увидеть ни публикации «Пира», ни отдельного издания поэмы. Без сокращений и искажений поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана только после Октябрьской революции.

    Поэма занимает центральное место в поэзии Некрасова, является ее идейной и художественной вершиной, итогом раздумий писателя о судьбе народа, о его счастье и путях, которые ведут к нему. Эти думы волновали поэта на протяжении всей жизни, прошли красной нитью через все его поэтическое творчество.

    К 1860‑м годам русский крестьянин становится основным героем поэзии Некрасова. «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Железная дорога», «Мороз, Красный нос» – важнейшие произведения поэта на пути к поэме «Кому на Руси жить хорошо».

    Работе над поэмой, которую поэт называл своим «любимым детищем», он отдал многие годы. Он ставил перед собой цель написать «народную книгу», полезную, понятную народу и правдивую. «Я задумал, – говорил Некрасов, – изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея крестьянской жизни». Но смерть прервала этот гигантский труд, произведение так и осталось незаконченным. Однако, несмотря на это, оно сохраняет идейную и художественную целостность.

    Некрасов возродил в поэзии жанр народной эпопеи. «Кому на Руси жить хорошо» – подлинно народное произведение: и по своему идейному звучанию, и по масштабности эпического изображения современной народной жизни, постановке коренных вопросов времени, и по героическому пафосу, и по широкому использованию поэтических традиций устного народного творчества, близости поэтического языка к живым речевым обиходно‑бытовым формам и песенному лиризму.

    Вместе с тем поэме Некрасова присущи черты, характерные именно для критического реализма. Вместо одного центрального героя в поэме изображается прежде всего народная среда в целом, обстановка жизни разных общественных кругов. Народная точка зрения на действительность выражена в поэме уже в самой разработке темы, в том, что вся Русь, все события показаны через восприятие странствующих крестьян, представлены читателю как бы в их видении.

    События поэмы развертываются в первые годы после реформы 1861 года и освобождения крестьян. Народ, крестьянство – подлинный положительный герой поэмы. С ним связывал Некрасов свои надежды на будущее, хотя и сознавал слабость сил крестьянского протеста, незрелость масс для революционных действий.

    В поэме автор создал образ крестьянина Савелия, «богатыря святорусского», «богатыря сермяжного», который олицетворяет исполинскую силу и стойкость народа. Савелий наделен чертами легендарных героев народного эпоса. Образ этот связывается Некрасовым с центральной темой поэмы – поисками путей к народному счастью. Не случайно Матрена Тимофеевна говорит о Савелии странникам: «Счастливец тоже был». Счастье Савелия в вольнолюбии, в понимании необходимости активной борьбы народа, который только таким путем может добиться «вольготной» жизни.

    В поэме много запоминающихся образов крестьян. Здесь и умный старик бурмистр Влас, немало перевидавший на своем веку, и Яким Нагой, характерный представитель трудового земледельческого крестьянства. Однако Яким Нагой рисуется поэтом совсем не похожим на забитого, темного крестьянина патриархальной деревни. С глубоким сознанием своего достоинства он горячо защищает народную честь, произносит в защиту народа пламенную речь.

    Важную роль в поэме занимает образ Ермила Гирина – чистого и неподкупного «заступника народного», который становится на сторону восставших крестьян и попадает в острог.

    В прекрасном женском образе Матрены Тимофеевны поэт рисует типические черты русской крестьянки. О суровой «долюшке женской» Некрасов написал немало волнующих стихотворений, но так полно, с такой теплотой и любовью, с какими обрисована в поэме Матренушка, о крестьянской женщине он еще не писал.

    Наряду с крестьянскими персонажами поэмы, вызывающими к себе любовь и участие, Некрасов рисует и другие типы крестьян, по преимуществу дворовых, – барских прихлебателей, подхалимов, покорных рабов и прямых предателей. Эти образы рисуются поэтом в тонах сатирического обличения. Чем яснее он видел протест крестьянства, чем больше верил в возможность его освобождения, тем непримиримее осуждал рабскую приниженность, угодливость и холопство. Таковы в поэме «холоп примерный» Яков, который в конце концов сознает унизительность своего положения и прибегает к жалкой и беспомощной, но в его рабском сознании страшной мести – самоубийству на глазах своего мучителя; «чувствительный холуй» Ипат, рассказывающий о своих унижениях с отвратительным смакованием; доносчик, «шпион из своих» Егорка Шутов; староста Глеб, прельстившийся посулами наследника и согласившийся уничтожить завещание умершего помещика об освобождении на волю восьми тысяч крестьян («Крестьянский грех»).

    Показывая невежество, грубость, суеверие, отсталость русской деревни того времени, Некрасов подчеркивает временный, исторически преходящий характер темных сторон крестьянского быта.

    Поэтически воссозданный в поэме мир – мир резких социальных контрастов, столкновений, острых жизненных противоречий.

    В повстречавшемся странникам «кругленьком», «румяненьком», «пузатеньком», «усатеньком» помещике Оболте‑Оболдуеве поэт обнажает пустоту и легкомыслие человека, не привыкшего серьезно задумываться над жизнью. За личиной добряка, за любезной обходительностью и показным радушием Оболта‑Оболдуева читатель видит высокомерие и злобу помещика, едва сдерживаемое отвращение и ненависть к «мужичью», к крестьянам.

    Сатирой и гротеском отмечен образ помещика‑самодура князя Утятина, прозванного крестьянами Последышем. Хищный взгляд, «нос клювом, как у ястреба», алкоголизм и сластолюбие дополняют отвратительный облик типичного представителя помещичьей среды, заядлого крепостника и деспота.

    На первый взгляд, развитие сюжета поэмы должно заключаться в разрешении спора мужиков: кто из названных ими лиц живет счастливее – помещик, чиновник, поп, купец, министр или царь. Однако, развивая действие поэмы, Некрасов выходит за сюжетные рамки, поставленные завязкой произведения. Семеро крестьян ищут счастливого уже не только среди представителей господствующих сословий. Отправляясь на ярмарку, в гущу народа, они ставят перед собой вопрос: «Не там ли он скрывается, кто счастливо живет?» В «Последыше» они прямо говорят, что целью их путешествия являются поиски народного счастья, лучшей крестьянской доли:

    Мы ищем, дядя Влас,

    Непоротой губернии,

    Непотрошеной волости,

    Избыткова села!..

    Начав повествование в полусказочном шутливом тоне, поэт постепенно углубляет смысл вопроса о счастье, придает ему все более острое социальное звучание. Наиболее зримо замыслы автора проявляются в запрещенной цензурой части поэмы – «Пир – на весь мир». Начатый здесь рассказ о Грише Добросклонове должен был занять центральное место в развертывании темы счастья‑борьбы. Здесь поэт прямо говорит о том пути, о той «дороженьке», которая ведет к воплощению народного счастья. Счастье Гриши – в сознательной борьбе за счастливое будущее народа, за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно‑весело на всей святой Руси».

    Образ Гриши – завершающий в ряду «народных заступников», изображенных в поэзии Некрасова. Автор подчеркивает в Грише его непосредственную близость к народу, живое общение с крестьянами, в которых он находит полное понимание и поддержку; Гриша изображен вдохновенным мечтателем‑поэтом, слагающим для народа свои «добрые песни».

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – высший образец народного стиля некрасовской поэзии. Народно‑песенная и сказочная стихия поэмы придает ей яркий национальный колорит и прямо связана с верой Некрасова в великое будущее народа. Основная тема поэмы – поиски счастья – восходит к народным сказкам, песням и другим фольклорным источникам, в которых говорилось о поисках счастливой земли, правды, богатства, клада и т. д. Тема эта выражала самую заветную думу народных масс, их стремление к счастью, вековую мечту народа о справедливом общественном строе.

    Некрасов использовал в поэме почти все жанровое многообразие русского народно‑поэтического творчества: сказки, былины, легенды, загадки, пословицы, поговорки, песни семейно‑бытовые, любовные, свадебные, исторические. Народная поэзия давала поэту богатейший материал для суждения о крестьянской жизни, быте, нравах деревни.

    Стилю поэмы свойственно богатство эмоциональных звучаний, разнообразие поэтической интонации: лукавая улыбка и неторопливость повествования в «Прологе» сменяется в последующих сценах звонким многоголосием бурлящей ярмарочной толпы, в «Последыше» – сатирической насмешкой, в «Крестьянке» – глубоким драматизмом и лирической взволнованностью, а в «Пире – на весь мир» – героическим напряжением и революционной патетикой.

    Поэт тонко чувствует и любит красоту родной русской природы северной полосы. Пейзаж используется поэтом и для создания эмоционального тона, для более полной и яркой характеристики душевного состояния персонажа.

    Поэме «Кому на Руси жить хорошо» принадлежит видное место в русской поэзии. В ней бесстрашная правда картин народной жизни предстает в ореоле поэтической сказочности и красоты народного творчества, а крик протеста и сатира сливались с героикой революционной борьбы.

    Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова‑Щедрина

    I. «Это был писатель‑боец, стоявший на юру» (И. С. Тургенев).

    II. Мастер социально‑политической сатиры.

    1. «Я вырос на лоне крепостного права. Я видел царство испуга».

    2. Переосмысление сказочно‑фольклорных образов и сюжетов.

    3. Салтыков‑Щедрин – «представитель партии коренного переворота» (А. Герцен), борец «против произвола, двоедушия, лганья, шкурничества, предательства, пустомыслия» (С. Щедрин).

    4. «Везде победоносное хрюканье, везде кого‑нибудь чавкают» (С. Щедрин).

    б) «Беда народа в том, что он беден сознанием своей бедности» (С. Щедрин).

    в) Народ и «пустоплясы».

    III. Мастерство сатирического разоблачения: от иронии до язвительного сарказма. Гипербола и гротеск, фантастический элемент как новаторские средства политической сказки‑сатиры.

    Быкова Н. Г

    Сказки Салтыкова‑Щедрина

    Сказки Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из тридцати двух сказок двадцать девять были написаны в последнее десятилетие его жизни (большинство с 1882 по 1886 годы), и лишь три сказки были созданы в 1869 году. Сказки как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя.

    К сказочному жанру Щедрин прибегал в своем творчестве часто. Элементы сказочной фантастики есть и в «Истории одного города», а в сатирический роман «Современная идиллия» и хронику «За рубежом» включены законченные сказки. Не случайно расцвет этого жанра приходится у Щедрина на 80‑е годы. Именно в этот период разгула политической реакции в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому читателю.

    Создавая свои сказки, Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни великого Крылова, на традиции западноевропейской сказки. Он создал новый, оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика с реальностью.

    Как и во всем творчестве Щедрина, в сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры – в образах хищников. Символом крестьянской России, замученной эксплуататорами, является образ Коняги из одноименной сказки. Коняга – крестьянин, труженик, источник жизни для всех. Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел – вечный каторжный груд. «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования…» – восклицает сатирик.

    Обобщенный образ труженика – кормильца России, которого мучают угнетатели, есть и в самых ранних сказках Щедрина: «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Показывая каторжную жизнь трудящихся, Щедрин скорбит о покорности народа, о его смирении перед угнетателями. Он горько смеется над тем, как мужик по приказу генералов сам вьет веревку, которой они его затем связывают.

    Почти во всех сказках образ народа‑мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан‑море». И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем другие краски. Они «ничего не понимают», они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. А между тем они мнят себя людьми благородными, помыкают мужиком: «Спишь, лежебок!.. Сейчас марш работать!» Спасшись от смерти и разбогатев благодаря мужику, генералы высылают ему на кухню жалкую подачку: «…рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Сатирик подчеркивает, что ждать народу от эксплуататоров лучшей жизни бесполезно. Счастье свое народ может добыть, только сбросив его тунеядцев.

    В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли об освобождении крестьян. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян‑крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства:

    Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: моя вода! курица за околицу выбредет – помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух – все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу:

    Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться.

    Этот помещик, как и генералы из другой сказки, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное. Он становится лесным хищником. Внешний человеческий облик дикий помещик, как и генералы, приобретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. Ругая дикого помещика за глупость, исправник говорит ему, что без мужицких податей и повинностей государство существовать не может, что без мужиков все умрут с голоду, «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», да и денег у господ не будет. Народ – создатель богатства, а правящие классы лишь потребители этого богатства.

    Над вопросом о путях изменения общественного строя России тщетно бьются сезонные рабочие из «Путем‑дорогою», ворон‑челобитчик из одноименной сказки, карась‑идеалист, мальчик Сережа из «Рождественской сказки» и многие другие.

    Героями сказок «Самоотверженный заяц» и «Здравомысленный заяц» выступают обыватели‑трусы, надеющиеся на доброту хищников. Зайцы не сомневаются в праве волка и лисицы лишить их жизни, они считают вполне естественным, что сильный поедает слабого, но надеются растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью. «А может быть, волк меня… ха‑ха… и помилует!» Хищники остаются хищниками. Зайцев не спасает, что они «революций не пущали, с оружием в руках не выходили».

    Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь – герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого «просвещенного, умеренно‑либерального» труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы. Поэтому пескарь прожил до глубокой старости невредимым. Но жизнь эта была унизительна. Она состояла из непрерывного дрожания за свою шкуру. «Он жил и дрожал – только и всего».

    Наиболее резко и открыто сарказм Щедрина проявился в сказках, изображающих бюрократический аппарат самодержавия и правящие верхи вплоть до царя. В сказках «Игрушечного дела людишки», «Недреманное око», «Праздный разговор» предстают образы чиновников, грабящих народ.

    В сказке «Орел‑меценат» дана уничтожающая пародия на царя и правящие классы. Орел – враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества. Он уничтожил соловья за его вольные песни, грамотея дятла «нарядил… в кандалы и заточил в дупло навечно», разорил ворон‑мужиков. Кончилось тем, что вороны взбунтовались, «снялись всем стадом с места и полетели», оставив орла умирать голодной смертью. «Сие да послужит орлам уроком!» – многозначительно заключает сказку сатирик.

    С необычайной смелостью и прямотой о гибели самодержавия говорится в сказке «Богатырь». В ней автор высмеивает веру в «гнилого» Богатыря, отдавшего на разгром и издевательство свою многострадальную страну. Иванушка‑дурачок «перешиб дупло кулаком», где спал Богатырь, и показал всем, что он давно сгнил, что помощи от Богатыря ждать нельзя.

    Маски животного мира не могли скрыть политическое содержание сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.

    Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует традиционные сказочные приемы, образы, пословицы, поговорки, присказки.

    В сказке‑элегии герой изливает свою душу, упрекает себя в отрыве от активного действия. Это мысли самого Щедрина.

    Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия.

    «Господа Головлевы»

    Среди произведений М. Е. Салтыкова‑Щедрина выдающееся место принадлежит социально‑психологическому роману «Господа Головлевы» (1875–1880).

    Основой сюжета этого романа является трагическая история помещичьего головлевского рода. Перед читателями проходят три поколения Головлевых. В жизни каждого из них Щедрин видит «три характеристические черты»: «праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой. Первые две приводили за собой пустословие, тугомыслие, пустоутробие, последний являлся как бы обязательным заключением общей жизненной неурядицы».

    Открывается роман главой «Семейный суд». В ней – завязка всего романа. Здесь еще заметна жизнь, живые страсти и стремления, энергия. Центром этой главы является грозная для всех окружающих Арина Петровна Головлева, умная помещица‑крепостница, самодержица в семье и в хозяйстве, физически и нравственно целиком поглощенная энергичной, настойчивой борьбой за преумножение богатства. Порфирий здесь еще не «выморочный» человек. Его лицемерие и пустословие прикрывают определенную практическую цель – лишить брата Степана права на долю в наследстве.

    Сильным укором головлевщине является Степан, его драматическая смерть, которой завершается первая глава романа. Из молодых Головлевых он самый даровитый, впечатлительный и умный человек, получивший университетское образование. Но он с детских лет испытывал постоянное притеснение со стороны матери, слыл постылым сыном‑шутом, «Степкой‑балбесом». В результате из него получился человек с рабским характером, способный быть кем угодно: пропойцей, даже преступником.

    В следующей главе – «По‑родственному» – действие происходит десять лет спустя после событий, описанных в первой главе. Но как изменились лица и отношения между ними! Властная глава семьи, Арина Петровна, превратилась в скромную и бесправную приживалку в доме младшего сына Павла Владимировича в Дубравине. Головлевским имением завладел Иудушка – Порфирий. Он теперь становится почти главной фигурой повествования. Как и в первой главе, здесь тоже речь идет о смерти другого представителя молодых Головлевых – Павла Владимировича.

    Последующие главы романа повествуют о духовном распаде личности и семейных связей, об «умертвиях». Третья глава – «Семейные итоги» – включает сообщение о смерти сына Порфирия Головлева – Владимира. В этой же главе показана причина наступившей позже смерти и другого сына Иудушки – Петра. Рассказано в ней о духовном и физическом увядании Арины Петровны, об одичании самого Иудушки.

    В четвертой главе – «Племяннушка» – умирают Арина Петровна и Петр, сын Иудушки. В пятой главе – «Недозволенные семейные радости» – нет физической смерти, но Иудушка убивает материнское чувство в Евпраксеюшке.

    В кульминационной шестой главе – «Выморочный» – речь идет о духовной смерти Иудушки, а в седьмой наступает его физическая смерть (здесь же говорится о самоубийстве Любиньки, о предсмертной агонии Анниньки).

    Особенно кратковременной оказалась жизнь самого младшего, третьего поколения Головлевых. Показательна судьба сестер Любиньки и Анниньки. Они вырвались из проклятого родного гнезда, мечтая о служении высокому искусству. Но сестры не были подготовлены для суровой жизненной борьбы ради высоких целей. Отвратительная, циничная провинциальная среда поглотила и погубила их.

    Наиболее живучим среди Головлевых оказывается самый отвратительный, самый бесчеловечный из них – Иудушка, «набожный пакостник», «язва смердящая», «кровопивушка».

    Щедрин не только предрекает смерть Иудушки, он видит и его силу, источник его живучести. Иудушка – ничтожество, но этот пустоутробный человек гнетет, терзает и мучит, убивает, обездоливает, разрушает. Именно он является прямой или косвенной причиной бесконечных «умертвий» в головлевском доме.

    В первых главах романа Иудушка находится в состоянии запоя лицемерного празднословия. Оно является характернейшей чертой натуры Порфирия. Своими елейными, лживыми словами он терзает жертву, глумится над человеческой личностью, над религией и моралью, святостью семейных уз.

    В следующих главах Иудушка приобретает новые черты. Он погружается в опустошающий душу мир пустяков, мелочей. Но вот все вымерло около Иудушки. Он остался один и замолчал. Пустословие и празднословие потеряли свой смысл: некого было усыплять и обманывать, тиранить и убивать. И у Иудушки возникает запой одинокого праздномыслия, человеконенавистнических помещичьих мечтаний. В своей бредовой фантазии он любил «вымучить, разорить, обездолить, пососать кровь».

    Герой приходит к разрыву с действительностью, с реальной жизнью. Иудушка становится выморочным человеком, страшным прахом, живым мертвецом. Но ему хотелось полного оглушения, которое окончательно упразднило бы всякое представление о жизни и выбросило бы его в пустоту. Здесь и возникает потребность в пьяном запое. Но в заключительной главе Щедрин показывает, как в Иудушке проснулась одичалая, загнанная и позабытая совесть. Она осветила ему весь ужас его предательской жизни, всю безвыходность, обреченность его положения. Наступила агония раскаяния, душевная смута, возникло острое чувство своей виновности перед людьми, появилось ощущение, что все окружающее враждебно противостоит ему, а потом созрела и идея о необходимости «насильственного саморазрушения», самоубийства.

    В трагической развязке романа наиболее отчетливо обнаружился щедринский гуманизм в понимании общественной природы человека, выразилась уверенность в том, что даже в самом отвратительном и опустившемся человеке возможно пробуждение совести и стыда, осознание пустоты, несправедливости и бесплодности своей жизни.

    М. Е. Салтыков‑Щедрин великолепно знал Россию. Правда его могучего слова пробуждала и формировала самосознание читателей, звала их на борьбу. Писателю не были известны реальные пути к счастью народа. Но его напряженные искания подготавливали почву для будущего.

    «История одного города»

    Знаменитый сатирический роман‑обозрение «История одного города» был написан М. Е. Салтыковым‑Щедриным в 1869–1870 годах.

    Свое произведение автор выдал за найденные в архиве тетради летописца, будто бы жившего в XVIII веке, а себе отвел лишь скромную роль «издателя» его записок; царей и царских министров представил в образах градоначальников, а установленный ими государственный режим – в образе города Глупова.

    В этом романе использованы все художественные приемы щедринской сатиры – сатирическая фантастика, гротеск, беспощадная ирония и веселый, торжествующий юмор. Фантастика эта в сущности своей правдива, реалистична, нереальны лишь внешние черты образов и событий. «Говорят о карикатуре и преувеличениях, но нужно только осмотреться кругом, чтоб обвинение это упало само собой… Кто же пишет эту карикатуру? Не сама ли действительность? Не она ли на каждом шагу обличает самое себя в преувеличении?» – писал Салтыков‑Щедрин.

    Брудастый‑Органчик, несмотря на всю фантастичность своей внешности (вместо мозга у него вставлен примитивный механизм – органчик), совершает поступки, ничем не отличающиеся от поступков реально существующих правителей. При въезде в губернию он порет ямщиков, затем день и ночь пишет «все новые и новые понуждения». По его приказам «хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают». Такое управление было испытано веками, и чтобы так управлять, достаточно было иметь «пустую посудину» вместо головы. Недаром смотритель народного училища на вопрос глуповцев: «Бывали ли в истории примеры, чтобы люди распоряжались, вели войны и заключали трактаты, имея на плечах порожний сосуд?» – отвечает, что подобное вполне возможно, что некий правитель «Карл Простодушный… имел на плечах хотя и не порожний, но все равно как бы порожний сосуд, а войны вел и трактаты заключал».

    Кроме «разорю!» и «не потерплю!», Органчику других слов и не требовалось по роду его деятельности. «Есть люди, – пишет Щедрин, – которых все существование исчерпывается этими двумя романсами». В образе Органчика до предела заострены черты автоматизма и бездушия правителей.

    Градоначальник Василиск Бородавкин, знаменитый «войнами за просвещение», за внедрение в быт глуповцев горчицы и персидской ромашки, предстает тоже злобной, бездушной куклой и свои дикие войны ведет при содействии оловянных солдатиков. Но поступки Бородавкина отнюдь не более фантастичны, чем поступки любого правителя‑самодура. Бородавкин «спалил тридцать три деревни и с помощью сих мер взыскал недоимок два рубля с полтиной».

    В произведениях, предшествующих «Истории одного города», Щедрин писал о том, что на «физиономии общества» вскакивают гнусные прыщи, свидетельствующие о его гнилости, внутренней болезни. Именно таким олицетворением болезни эксплуататорского строя и является градоначальник Прыщ. Основная черта градоначальника Прыща (он же Фаршированная голова) – животность. Прыщ неизменно возбуждает аппетит у предводителя дворянства – его голова, начиненная трюфелями, распространяет соблазнительный запах. В эпизоде, где предводитель дворянства съедает голову градоначальника, Прыщ окончательно лишается человеческого облика: «Градоначальник вдруг вскочил и стал обтирать лапками те места своего тела, которые предводитель полил уксусом. Потом он закрутился на одном месте и вдруг всем корпусом грохнулся на пол».

    Даже образ Угрюм‑Бурчеева – этот символ угнетения и произвола – вобрал в себя многие конкретные черты антинародных правителей России. Образы градоначальников лишены психологической глубины. И это не случайно. Угрюм‑Бурчеевым чужды чувства горя, радости, сомнения. Они не люди, а механические куклы. Они – полная противоположность живым людям, страдающим и мыслящим. Градоначальников Щедрин рисует в резко саркастической и гротесковой манере, но иногда он пользуется и иронией, и даже веселым юмором.

    Щедрин всей душой любил угнетенный народ России, но это не мешало ему осуждать его невежество, покорность. Когда Щедрина обвиняли в том, что он глумится над народом, писатель отвечал: «Мне кажется, что в слове «народ» надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собою идею демократизма. Первому, выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т. п., я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал, и все мои сочинения полны этим сочувствием».

    В «Истории одного города» Щедрин предсказал гибель самодержавия. Униженные, доведенные до отчаяния глуповцы в конце концов начинают понимать невозможность своего существования в условиях деспотического режима Угрюм‑Бурчеева. Писатель ощутимо передает нарастание гнева народа, атмосферу, предшествующую взрыву. Картиной этого мощного взрыва, потрясшего город, Щедрин заканчивает свою хронику. Угрюм‑Бурчеев исчез, «словно растаяв в воздухе», и «история прекратила течение свое», история мрачного города, его забитых и покорных обитателей, безумных правителей. В жизни освобожденного народа начинается новый период. Подлинная история человечества бесконечна, она подобна горной реке, остановить могучее движение которой оказался бессилен Угрюм‑Бурчеев. «Река не унималась. По‑прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась; по‑прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее время водой». С предчувствием великих исторических перемен в Глупове связан светлый взгляд Щедрина на будущее, ярко воплотившийся в его книге.

    Хроника написана красочным, весьма сложным по составу языком. В нем широко использованы и высокий слог старинной речи – например, в обращении архивариуса‑летописца к читателю, – и народные изречения и пословицы, и тяжелый, неудобочитаемый слог канцелярских бумаг в пародийном переложениии (так называемые «Оправдательные документы», приложенные к хронике), и публицистический стиль современной Щедрину журналистики. Сочетание сказовой манеры «летописца» с авторским переложением его записей позволяло Щедрину то придавать рассказу несколько архаический характер исторического свидетельства, то вновь вносить в него явные отзвуки современности.

    Сатира Щедрина всегда была на стороне тех, кто боролся за торжество справедливости и правды. Писатель верил в крушение глуповского строя жизни на земле, в победу бессмертных идей демократии и прогресса.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-04-04

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» произведение о народе, его жизни, труде и борьбе, поэмы Г. И. Успенскому Некрасов говорил, что он хотел
    «Кому на Руси создать книгу «полезную, понятную народу и жить хорошо» правдивую». Такой поэма и получилась. Это произведение о народе и для народа. Стремясь создать произведение, понятное и близкое народу, поэт обратился к духовным сокровищам, созданным самим народом. Таким сокровищем явилось для поэта устное народное творчество. В нём, как в зеркале, отражается духовная жизнь народа, его мысли, надежды, быт. Некрасов называл народную поэзию «хранилищем русской народности». К художественному творчеству народа поэт обращался в течение всей жизни. Об этом красноречиво говорят хотя бы такие его произведения, как «Мороз — Красный нос», «Коробейники», «Зелёный шум» и др.

    Особенно высоко поэт ценил те произведения устного народного творчества, в которых звучали гнев, ненависть и протест крестьянства против векового угнетения и бесправия. Некрасов воспользовался народной поэзией не только для того, чтобы сделать свои произведения доступными народу, но и для того, чтобы показать необыкновенную талантливость народа, его духовную мощь, воздействовать на народ в демократическом духе.

    Сам поэт был глубоким знатоком народного творчества. Много поэтических материалов хранилось в его записях, ещё большее богатство хранил он в своей удивительной памяти. Кроме того, Некрасов воспользовался сборниками народных сказок, песен, причитаний, загадок, пословиц и поговорок, собранных крупными учёными его времени: Рыбниковым, Барсовым, Далем, Афанасьевым и др.

    В поэме мужики так говорят о себе и господах:
    В кромешный ад провалимся.
    Так ждёт и там крестьянина
    Работа на господ!
    Что ж там-то будет, Климушка?
    А будет, что назначено: Они в котле кипеть,
    А мы дрова подкладывать!
    Связь с народным творчеством

    Проявилась, как уже было сказано, и в сюжете поэмы, отмеченном печатью сказочности. Сказочными являются и такие персонажи, как чудесная птичка, говорящая человеческим голосом, и скатерть-самобранка, облегчившая странникам поиски счастливого. Элементы сказочной фантастики, имеющиеся в поэме, не помешали ей остаться реалистическим произведением, правдиво и полно показывающим все стороны современной Некрасову действительности. Поэт использует приём народного творчества в зачине поэмы. Для усиления впечатления от него Некрасов прибегает к приёму многократного повтора. При встрече с каждым новым лицом странники повторяют, кто они, отка родом и о чём поспорили. Повторяют они и рассказ о той «заботушке», которая «повыжила» их из домов, «раздружила» с работой, «отбила от еды», и своё решение:
    В домишки не ворочаться.
    Не видеться ни с жёнами,
    Ни с малыми ребятами.
    Ни с стариками старыми.
    Покуда спору нашему
    Решенья не найдём.
    Покуда не доведаем.
    Как ни на есть,— доподлинно
    Кому жить весело,
    Вольготно на Руси.

    Рассказывая о горькой доле русской крестьянки, Некрасов особенно часто обращался к книге Барсова «Причитания Северного края». Эта книга представляла собой записи «плачей» талантливейшей сказительницы Ирины Федосовой, неграмотной крестьянки, обладавшей большим поэтическим даром и редкостной памятью: она помнила наизусть около тридцати тысяч стихов. Гневные, протестующие песни Федосовой были близки и дороги Некрасову, потому что в них воплотились муки, горе и ненависть народа к угнетателям. «Плачи» и «причитания» Федосовой легли, в частности, в основу главы «Дёмушка».

    В поэме использовано большое количество народных загадок. Таковы загадки про эхо, снег, мельницу, замок, топор, звёздное небо, вечерние тени, колосья и т. д. Чаще всего Некрасов даёт их вместе с отгадкой:
    Проснулось эхо гулкое
    Пришла весна — сказался
    снег!
    Никто его не видывал,
    Он смирен до поры:
    А слышать всякий слыхивал,
    Летит — молчит, лежит —
    Без тела — а живёт оно,
    молчит,
    Без языка — кричит.
    Когда умрёт, тогда ревёт.

    Поэма, главным героем которой является народ, и не могла быть написана иным языком. Некрасов восхищался силой, красотой и сочностью народного слова, «какого не придумаешь, хоть проглоти перо». Народный язык, которым написана поэма, свидетельствовал о поэтической одарённости русского крестьянства, духовном величии народа — творца этого изумительного языка.

    Народность поэмы сказалась на всех её изобразительных средствах, в частности — в сравнениях. На жизнь Некрасов смотрел глазами народа, события, людей и поступки расценивал с народной точки зрения, и поэтому сравнения, вошедшие в авторский язык поэмы, по своему характеру не отличаются от сравнений, которыми пользуются пахари — герои поэмы. Так, рисуя портрет Якима Нагого, портрет, приобретающий значение обобщающего символа, поэт пишет:

    У глаз, у рта Излучины, как трещины
    На высохшей земле;
    И сам на землю-матушку
    Похож он: шея бурая.
    Как пласт,
    сохой отоезанный.
    Кирпичное лицо. Рука — кора древесная,
    А волосы — песок.

    Многие сравнения замечательны не только своей поэтической красотой, но и силой крестьянского гнева и горя, которые запечатлены в„них:
    Как рожь под ветром стелется, По сердцу по крестьянскому Идёт огнёмтоской.
    Брань господская. Что жало комариное. Мужицкая — обух.
    У каждого крестьянина Душа, что туча чёрная,— Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям...

    Песня складная Широко, вольно катится,
    . Каждый из героев поэмы говорит своим особым языком. Речь крестьян отличается простотой и сочностью. Правдиво передавая речь народа, Некрасов, когда это диктуется поэтической необходимостью, прибегает к вульгаризмам:
    Мужик, что бык: втемяшится В "башку какая блажь, Колом её оттудова Не выбьешь...
    Чего орал, куражился? На драку лез, анафема?.. Иди скорей да хрюкалом В канаву ляг, воды испей, Авось, соскочит дурь!

    Иной кажется речь попа или дьячка, пересыпанная такими словами, как пажити, благодушество, вертоград христов, аминь, роптать на бога грех и т. д.
    197Речь героев поэмы является прекрасным средством их характеристики. Так, например, степенная речь старосты Власа, любимого мужиками, резко отличается от речи подставного бурмистра Климки Лавина, который «какихто слов особенных наслушался: атечество, Москва первопрестольная, душа великорусская; я — русский мужичок!»
    По своему характеру стихи некрасовской поэмы примыкают к народным стихам. Некрасов воспользовался всеми приёмами устной народной поэзии: п о с го я нн ы мй"эпитетами (сыра земля, ярый воск/чёрны вороны, ветры буйные и т. д.), отрицательными сравнениями (не ветры воют буйные, не матьземля колышется...), зачинами, повторами, гиперболами и т. д.

    Творчество Некрасова формировалось под сильнейшим влиянием Белинского и Чернышевского. Эстетическая теория Чернышевского нашла блестящее воплощение в поэзии Некрасова. Его стихи правдиво воспроизводили жизнь во всей её сложности и полноте, объясняли жизнь и учили произносить приговор над жизнью. Некрасовская поэзия ставила и помогала разрешать крупнейшие общественные вопросы. Он старался писать так, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно»; обращаясь к соратникам по творчеству, говорил:
    Форме дай щедрую дань
    Временем: важен в поэме