Мы в социальных сетях. «Поэзия моды» Марии Третьяковой

Мария Третьякова, искусствовед, знаток живописи и русской поэзии, автор книги «Поэзия моды».

Читая огромное количество стихов (поэзия – это моя любовь), я поняла, что поэты отзывались на все социальные явления, события. То есть это зеркало, временами даже граничащее с увеличительным стеклом. И, конечно, больше всего поэты писали о самой жизни. Сначала я начала собирать стильные стихи, то есть стихи, которые конкретно касаются одежды, моды, модных предметов. ХХ век очень трендовый. Вы все специалисты в бизнесе, вы все знаете, что ХХ век – это век менеджмента и маркетинга, кроме всего прочего. Маркетинг – это продажи, и соответственно, всё работало. Появление глянцевых журналов опять же относится к концу XIX, но бурное развитие происходило в ХХ веке. Кино, через которое мода тоже приходит к нам. Поэты где-то были провидцами, опережали время, футуристами, как и писатели, а где-то они совершенно чётко описывали события. Только в ХХ веке могли появиться такие изумительные стихи о телефоне, о мотороллере, об автомобилях, о самолётах. Поэты воспевали женщину всегда. Дело в том, что начало ХХ века примерно до 1915 года – это ещё период снятия корсета. Женщина почти не могла одеться и раздеться сама, поэтому мужчины были крупными специалистами. Это правда, об этом написано во всех книгах об истории и теории моды. Поэтому мужчины в своих стихах: у Блока, у Есенина меньше, у Маяковского, у Северянина особенно (это самый стильный русский поэт ХХ века), у них мы находим целую летопись одежды с перечислением тканей.

После того, как я собрала коллекцию стихов об одежде и моде я стала задумываться: «А что дальше?», а ведь существует мода на поэзию. В начале ХХ века, когда ещё не было поп-звёзд, ещё не было телевидения, ещё так не было развито радио, поэты читали свои стихи в политехническом институте. Северянин был фактически поп-звездой по нашим меркам - за ним бегали толпы поклонниц. При этом они несли разумное, доброе, вечное, как сейчас музыка. Всё-таки всё искусство работает именно на это, на позитив. И я задумалась над тем, может ли поэт быть модным? Может ли он сам создавать тренды? Например, наши поэты шестидесятники: Вознесенский, Белла Ахмадулина - они ведь ещё были иконами стиля. Вспомните Вознесенского с его белым шарфом, без него мы уже его не идентифицируем. То есть они задавали тренды в одежде, в стиле поведения. Белла Ахмадулина была признанной красавицей, до сих пор она считается иконой стиля среди женщин той эпохи. Рима Козакова. Все эти поэты, задавали ещё имиджевый тон: их копировали, на них равнялись.

Написанная книга лежала в столе очень долго. Я очень стеснялась, мне казалось, что это такая узкая тема, которая интересна только искусствоведам, только теоретикам моды и так далее. Но оказалось, что нет. Мой издатель посоветовал мне сделать эту книгу такой красивой и глянцевой для того, чтобы достучаться до самого простого человека, который просто на столе в гостях откроет эту книгу и полистает, поэтому мы приняли решение урезать объём, сделать много красивых картинок, красивую обложку. И самое важное, что под этой красивой обложкой находится моя миссия – это сохранение русской поэзии, популяризация русской поэзии и русского языка.

Всё началось с моего знакомства и дружбы со стилистом Ханна Буиа - это очень известный британский стилист, она работает для «MTV Word», для «Tatler». Недавно она сняла очередной клип для Kanye West. Она работает с Beyonce и Kanye West. Так получилось, что когда я ещё занималась модой, я с ней познакомилась, подружилась. Она очень любит читать. Вообще, Англия – очень читающая страна, это отрадно. Когда я туда попадаю, я всегда это вижу - читает молодёжь, причём, они предпочитают бумажную книгу. И мне очень хочется, чтобы у нас было также, чтобы наши дети, подростки читали, и чтобы все читали и пестовали эти книги, которые мы можем подержать в руках. И она сказала, что будет интересно использовать в работе русскую литературу. Так родился перевод книги. Самое главное, что люди знакомятся с русской поэзией, мы таким образом сохраняем нашу культуру.

Ещё Иосиф Бродский в Нобелевской речи своей сказал ведь великолепные слова о том, что поэзия сохраняет язык. Это такая единица, без которой не будет русского языка, а это один из признаков государства. Поэтому это задача государственной важности. Поэзия мне кажется самой ёмкой формой сейчас. Мы живём в такое быстрое время, согласитесь, что читаем литературу какую-то прикладную, которая нам нужна, без которой мы не можем дальше идти, работать, делать карьеру, получать какие-то оперативные знания. А чтение Пушкина, Достоевского становится роскошью.

Для меня Ахматова – это всегда знак «плюс», это позитив, это всегда эмоции. Даже если стихи грустные, серьёзные, это всегда эмоции очень светлые. Я связываю всё-таки любовь народную к Анне Андреевне с этим. Вообще, Ахматова - удивительная женщина, это тоже икона стиля. Вы знаете, что это единственный поэт в мире, которого так много писали, рисовали, ваяли и делали в мозаике.Вот так она поразила своим стилем. Она над ним работала. Во-первых, ей была дана природой очень интересная внешность, которая вписалась в эпоху. Можно иметь прекрасную внешность, но, если личность не просвечивает, то внешность будет меркнуть и теряться. В Ахматовой всё как-то сложилось. Красота у неё такая футуристическая, ломаная. Все её знаменитые портреты, они такие чуть-чуть угловатые. Она очень-очень вписалась в своё время, такое же изломанное. Существует целая галерея её портретов, даже в мозаике в Лондонской Национальной галерее.

Вы знаете, искусство не имеет границ: ни географических, ни временных, ни социальных. Я недавно узнала, что моя книга продаётся на Украине. Я очень счастлива, потому что, если это поможет каким-то образом стать нам ближе, роднее, то надо это делать. Я специально не двигала эту книгу. Искусство границ не имеет. Я думаю, что если мы все будем так думать, и все читать хорошую литературу, делать совместные выставки, рассказывать о поэтах, то нам будет гораздо легче и отраднее жить.

Мы сделали такой поэтический перформанс на Mercedes-Benz Fashion Week. Это показ, который шёл без музыки, только под стихи. Я сделала сценарий, несколько эскизов костюмов. Замечательно озвучил этот показ Иван Стебунов – партнёр проекта «Поэзия моды». И стихи были подобраны мной таким образом, что выходила модель, например, в белом платье, и стихи шли о белом; выходила в чёрном – о чёрном. То есть мы специально отказались от музыки, и я попросила сшить такие костюмы, которые бы отразили взгляд современного дизайнера на моду прошлого. Потому что всё-таки костюмы – это такое что-то, что можно потрогать, через что можно создать образ разный совершенно, что можно надеть на себя и ведь не поймёшь, кто ты за этим платьем?

Сейчас есть прекрасные поэты. Вы знаете, недавно издательство «АСТ» пригласило меня в жюри конкурса проекта «Быть поэтом». Это был нелёгкий проект, пришлось перечитать колоссальное количество стихов. Проект был посвящён народной поэзии, то есть мы искали народных поэтов, не профессионалов. Были, конечно, совершенно невероятные перлы, есть совершенно бесподобные стихи. Знаете, большая часть стихотворений, которые я отметила, они всё-таки о чувствах. Людей интересуют чувства. Есть очень интересные стихи даже о дружбе народов, так их назовём.

Например, работают у нас трудовые мигранты, и кого-то это вдохновило на создание стихов. Один замечательный народный поэт, который сам вообще строитель, написал стихи о том, что таджики строят русский храм, и они его белят. Они его белят, и он как раз и пишет об этом - о том, что у него лицо в побелке, как у ангела, он поёт про свою маму, про свой аул, и это так прекрасно. Вот это очень цепляет и это, кстати, примета времени, когда меньше материального и больше духовного. Люди уже чем-то напитались и хотят немножко о другом.

30.12.2017 – Мария, как родилась идея объединить под одной обложкой два вида искусства – поэзию и моду?

– Я начну традиционно – спасибо моим родителям. Мама всегда учила меня любить и понимать искусство. Моими настольными книгами в детстве были художественные альбомы, которые она коллекционировала. Даже еще не умея читать, я могла часами рассматривать эти книги. И если обычно дети учатся читать, складывая по слогам «Мама мыла раму», то первым прочтенным мною именем было «Рогир ван дер Вейден». А любовь к поэзии мне прививал папа, и Игорь Северянин был одним из первых поэтов, с творчеством которых я познакомилась. Но к тому, чтобы писать книги (а это моя вторая работа), я шла очень долго. Как мне пришло в голову взглянуть подробнее на материальную сторону поэзии? Очень просто. Я подумала, что поэты, на самом деле, очень много и точно пишут о материальном мире, в частности, об одежде. Вот, например, Ахматова: «Я надела узкую юбку, чтоб казаться еще стройней». Понятно, что ее стихотворение не об одежде, но из него видно, что она думала о том, как одеться! И это стихотворение без описания элементов костюма было бы неполным. А вот строки Северянина из стихотворения «Кензели»: «В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом / По аллее олуненной Вы проходите морево… / Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева, / А дорожка песочная от листвы разузорена – / Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый». Шуршащее платье этой дамы в стихах поэта подчеркивает ее одиночество, а остальные детали ярко показывают читателю элементы известного стиля начала XX века. Не буду раскрывать какого, об этом можно прочитать в книге.

А еще я хочу поблагодарить историка моды Александра Александровича Васильева, на курсе которого я училась, и который на самом деле дал мне путевку в жизнь, ведь именно он повлиял на это мое увлечение. Изучая теорию моды, я столкнулась с интересным фактом – женщина начала ХХ века не могла одеться и раздеться самостоятельно! Даже для того, чтобы просто затянуть корсет, ей требовалась помощь либо горничной, либо близкого мужчины. Вот почему мужчины-поэты той эпохи так хорошо были осведомлены в тонкостях женского туалета. Но не все они оперировали этими знаниями.

Поэзию я, наверное, могла бы сравнить с живописью (и когда-нибудь напишу об этом). Представьте себе, что ваш портрет решили написать разные живописцы. Работы эти получатся абсолютно разными, хоть на них и будет изображен один и тот же человек. То же самое и в поэзии. Все поэты начала XX века писали о России, но описана она по-разному, разными красками, с разными акцентами. И женщины, о которых поэты часто грезили, тоже разные. У Есенина немного трагические (в голубой кофте и с синими глазами), у Маяковского… не будем говорить какие, а у Северянина – поэтические и феерические: в муаровом платье, страусовых перьях, с боа, и леопардовым пледом… Северянин влюблялся во всех своих героинь…

– Почему главным действующим лицом Вашей новой книги стал именно Игорь Северянин?

– Работая над первой книгой, я обратила внимание на то, что Игорь Северянин – это отдельный мир: такого количества стихов, в которых упоминаются элементы моды, стилей, перечисляются фактуры тканей – нет больше ни у кого. В его стихах все – от пуговки до аэроплана. Вот он пишет: «К ее лицу шел черный туалет… / Из палевых тончайшей вязи кружев». И мы видим красоту воспетой дамы. А вот стихотворение «В блесткой тьме», посвященное пустому светскому обществу: «В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи / В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив» (до сих пор, бывает, смотришь светскую хронику и видишь такие же лица). Так что, рассказывая о том, как выглядит человек, Северянин мог и высоко поднять его, и враз опустить…

– И все же его часто называют салонным, второстепенным поэтом…

– Он во многом был заложником своего имиджа, работал для читающей его публики, но в конце жизни (когда жил в Эстонии) стал писать совершенно другие стихи. Это было связано, в том числе и с тем, что общество потеряло к нему интерес… Одно из моих любимых стихотворений этого периода – «Поэза моих наблюдений».

– Ваша книга необыкновенно оформлена…

– Мне показалось, что раз сама книга необычна по своей задумке, то и иллюстрации должны быть ей под стать. Старинные почтовые карточки иллюстрируют совсем другой ритм жизни, отличный от современного, скоростного, но, как нельзя лучше, подходят к красочности поэзии Игоря Северянина. Мы постарались показать читателям и старинные виньетки, и красивые дарственные надписи начала века, сохранившиеся на этих документах эпохи.

– Будет ли продолжение книги?

– У меня изначально была запланирована серия изданий под общим названием «Поэзия моды». В нее должны входить три книги. Первая, которая так и называлась «Поэзия моды», рассказывала обо всей русской поэзии XX века – от Гиппиус до Высоцкого. Сейчас я готовлю эту книгу к переизданию, поскольку у меня накопилось очень много нового материала. Вторая книга – о Северянине – вышла недавно. Третьей я хочу сделать работу об Анне Ахматовой, потому что она для меня – самая яркая фигура русской поэзии ХХ века. Это – наиболее часто изображаемая женщина-поэт за всю историю мировой литературы, причем в разных техниках (она есть даже в мозаике авторства Бориса Анрепа). Я планирую, что книга будет называться «Поэзия моды. А.А.А.» – Анна Андреевна Ахматова.

В завершение хотела бы поблагодарить и весь коллектив «Московского Дома Книги» и лично Надежду Ивановну Михайлову за интерес к моей работе и поддержку проекта. В год 130-летия Игоря Северянина это особенно важно.
Записала Юлия Скляр

– Мария, как родилась идея объединить под одной обложкой два вида искусства – поэзию и моду?

– Я начну традиционно – спасибо моим родителям. Мама всегда учила меня любить и понимать искусство. Моими настольными книгами в детстве были художественные альбомы, которые она коллекционировала. Даже еще не умея читать, я могла часами рассматривать эти книги. И если обычно дети учатся читать, складывая по слогам «Мама мыла раму», то первым прочтенным мною именем было «Рогир ван дер Вейден». А любовь к поэзии мне прививал папа, и Игорь Северянин был одним из первых поэтов, с творчеством которых я познакомилась. Но к тому, чтобы писать книги (а это моя вторая работа), я шла очень долго. Как мне пришло в голову взглянуть подробнее на материальную сторону поэзии? Очень просто. Я подумала, что поэты, на самом деле, очень много и точно пишут о материальном мире, в частности, об одежде. Вот, например, Ахматова: «Я надела узкую юбку, чтоб казаться еще стройней». Понятно, что ее стихотворение не об одежде, но из него видно, что она думала о том, как одеться! И это стихотворение без описания элементов костюма было бы неполным. А вот строки Северянина из стихотворения «Кензели»: « В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом / По аллее олуненной Вы проходите морево… / Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева, / А дорожка песочная от листвы разузорена – / Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый». Шуршащее платье этой дамы в стихах поэта подчеркивает ее одиночество, а остальные детали ярко показывают читателю элементы известного стиля начала XX века. Не буду раскрывать какого, об этом можно прочитать в книге.

А еще я хочу поблагодарить историка моды Александра Александровича Васильева, на курсе которого я училась, и который на самом деле дал мне путевку в жизнь, ведь именно он повлиял на это мое увлечение. Изучая теорию моды, я столкнулась с интересным фактом – женщина начала ХХ века не могла одеться и раздеться самостоятельно! Даже для того, чтобы просто затянуть корсет, ей требовалась помощь либо горничной, либо близкого мужчины. Вот почему мужчины-поэты той эпохи так хорошо были осведомлены в тонкостях женского туалета. Но не все они оперировали этими знаниями.

Поэзию я, наверное, могла бы сравнить с живописью (и когда-нибудь напишу об этом). Представьте себе, что ваш портрет решили написать разные живописцы. Работы эти получатся абсолютно разными, хоть на них и будет изображен один и тот же человек. То же самое и в поэзии. Все поэты начала XX века писали о России, но описана она по-разному, разными красками, с разными акцентами. И женщины, о которых поэты часто грезили, тоже разные. У Есенина немного трагические (в голубой кофте и с синими глазами), у Маяковского… не будем говорить какие, а у Северянина – поэтические и феерические: в муаровом платье, страусовых перьях, с боа, и леопардовым пледом… Северянин влюблялся во всех своих героинь…

– Почему главным действующим лицом Вашей новой книги стал именно Игорь Северянин?

– Работая над первой книгой, я обратила внимание на то, что Игорь Северянин – это отдельный мир: такого количества стихов, в которых упоминаются элементы моды, стилей, перечисляются фактуры тканей – нет больше ни у кого. В его стихах все – от пуговки до аэроплана. Вот он пишет: «К ее лицу шел черный туалет… / Из палевых тончайшей вязи кружев» . И мы видим красоту воспетой дамы. А вот стихотворение «В блесткой тьме», посвященное пустому светскому обществу: « В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи / В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив» (до сих пор, бывает, смотришь светскую хронику и видишь такие же лица). Так что, рассказывая о том, как выглядит человек, Северянин мог и высоко поднять его, и враз опустить…

– И все же его часто называют салонным, второстепенным поэтом…

– Он во многом был заложником своего имиджа, работал для читающей его публики, но в конце жизни (когда жил в Эстонии) стал писать совершенно другие стихи. Это было связано, в том числе и с тем, что общество потеряло к нему интерес… Одно из моих любимых стихотворений этого периода – «Поэза моих наблюдений».

– Ваша книга необыкновенно оформлена…

– Мне показалось, что раз сама книга необычна по своей задумке, то и иллюстрации должны быть ей под стать. Старинные почтовые карточки иллюстрируют совсем другой ритм жизни, отличный от современного, скоростного, но, как нельзя лучше, подходят к красочности поэзии Игоря Северянина. Мы постарались показать читателям и старинные виньетки, и красивые дарственные надписи начала века, сохранившиеся на этих документах эпохи.

– Будет ли продолжение книги?

– У меня изначально была запланирована серия изданий под общим названием «Поэзия моды». В нее должны входить три книги. Первая, которая так и называлась «Поэзия моды», рассказывала обо всей русской поэзии XX века – от Гиппиус до Высоцкого. Сейчас я готовлю эту книгу к переизданию, поскольку у меня накопилось очень много нового материала. Вторая книга – о Северянине – вышла недавно. Третьей я хочу сделать работу об Анне Ахматовой, потому что она для меня – самая яркая фигура русской поэзии ХХ века. Это – наиболее часто изображаемая женщина-поэт за всю историю мировой литературы, причем в разных техниках (она есть даже в мозаике авторства Бориса Анрепа). Я планирую, что книга будет называться «Поэзия моды. А.А.А.» – Анна Андреевна Ахматова.

В завершение хотела бы поблагодарить и весь коллектив «Московского Дома Книги» и лично Надежду Ивановну Михайлову за интерес к моей работе и поддержку проекта. В год 130-летия Игоря Северянина это особенно важно.

М24.ru

Мария Третьякова занимается интересным, но непростым делом. Сводя воедино моду и поэзию, она, с одной стороны, придает интеллектуальный окрас понятию, повышенным интересом к которому, ранее грешили люди, этого окраса, по мнению интеллектуального сообщества – лишенные. С другой – следит за проникновением модных тенденций в изысканный мир поэзии на протяжении веков. С Марией Третьяковой последовательно через эпохи и рифы поэзии проходил обозреватель m24.ru Алексей Певчев. Как можно обозначить то, чем вы занимаетесь? Историков моды у нас все больше, но вот специалисты в области поэзии моды пока редкость. – По образованию я искусствовед и занимаюсь историей материальной культуры, в том числе и моды в контексте поэзии. Я первый специалист, который начал исследовать тему взаимосвязи поэзии и моды.

Тема модной поэзии, которую я начала исследовать в 2006 году, никем не изучена в принципе. Попробую объяснить на примере нескольких стихотворений. Стихотворение Ахматовой "Четки", конечно, не о моде, не об одежде. Тем не менее здесь уже в первом четверостишии фигурируют четки: "На шее мелких четок ряд…". Дальше: "И кажется лицо бледней от лиловеющего шелка..." – цвет шелков, в которые она одета, наверное, призван подчеркнуть бледность ее лица. У великих поэтов нет ни одной случайной детали. В 1913 году, когда было написано это стихотворение, шелк был модной тканью. Цвет эпохи модерна – лиловый. Любой историк моды здесь ищет и найдет четкие приметы времени: и лиловый шелк, и даже бледность, которая потом вообще стала модной-модной. Образ Веры Холодной, начало эпохи немого кинематографа. Еще пример – стихотворение Зинаиды Гиппиус "Электричество". У меня был такой случай, когда молодой человек на книжной ярмарке листал мою книгу, долго стоял, не решался подойти, а потом сказал мне: "Вы знаете, я думал, это стихи об электричестве, а это стихи о любви". С точки зрения физики, но если вдуматься, сколько здесь секса! Просто безумный взрыв! Родилось бы это стихотворение о таких мощных взаимоотношениях мужского и женского, доброго и злого, любви и ненависти, если бы она не увидела лампочку? Вряд ли. Так что спасибо XX веку!
В прошлом году у вас вышла книга "Поэзия моды" о материальной культуре ХХ века, отраженной в стихах великих русских поэтов.

– Вообще рабочее название моей книги было "Материальный мир ХХ века в художественно-поэтическом отображении". В ней я исследую материальную культуру, в том числе и моду, а мода имеет самые разные проявления: мода может быть на одежду, на имена, мода на здоровье, на путешествия. Мода охватывает абсолютно все аспекты нашей жизни. Вот сейчас, например, у нас мода на Серова. Прежде всего меня интересуют те аспекты моды, которые выражают художники и поэты.

Дело в том, что в ХХ веке русская поэзия стилистически пересекалась с изобразительным искусством. Футуризм в поэзии и футуризм в изобразительном искусстве, прослеживались очень четкие тренды. И даже названия стилей поэтических и художественных буквально нераздельно следуют друг за другом и называются, в принципе, одинаково.

Конечно, я исследовала определенные фамилии и имена. И даже мода на поэзию в начале ХХ века и второй ее виток в 60-х годах ХХ века – все это было связано прежде всего с тем, что поэзия давала людям гораздо больше, чем другие сферы культуры и искусства.

– Есть ли в российской поэтической традиции кто-то из поэтов, чьи стихотворения, да и сама личность, на ваш взгляд, воплощение поэзии моды XX века?

– На мой взгляд, Игорь Северянин – самый стильный поэт ХХ века. Поэзия – это увеличительное стекло, и степень увеличения зависит от таланта поэта: чем больше талант, тем все мы видим правильнее глазами этого поэта. Следующая книга "Поэзия моды Игоря Северянина" так или иначе тоже будет о ХХ веке, но о его первой половине.

Итак, я назову Северянина, Маяковского. Кстати, связь моды и поэзии интересна и в том контексте, что все они имели свой уникальный стиль одеваться, преподносить себя. Не могу не упомянуть выдающуюся личность – Анну Ахматову. Человека, который свой оригинальный стиль в поэзии и в жизни, в манере подать себя смог выразить таким образом, что до сих пор остается самой изображаемой женщиной-поэтом за всю историю: более 300 портретов, в том числе в мозаике. Это совершенно уникальное сочетание поэта, модного поэта и модной женщины, которая вот в веках не теряет, в принципе, актуальности и, как бы сейчас сказали историки моды, трендовости своей. Совершенно потрясающее явление!
Если мы говорим о некоем наиболее гармоничном слиянии моды и поэзии, то, вероятно, нельзя обойти вниманием эксцентриков-обэриутов, после которых наметился довольно продолжительный временной провал.

– Если очень кратко охарактеризовать ХХ век – такой короткий и такой длинный одновременно, то сначала у нас были футуристы. Они все разрушили до основания, а потом совершенно потрясающе выстроили свою модель. Потом так исторически сложилось, что они ушли: в вынужденную эмиграцию, по тюрьмам, ушли из жизни, а кому-то и помогли это сделать. Обэриуты, которых вы упомянули, их судьбы – самые страшные! В России это все осложнилось жесточайшим культом личности и всем, что с ним связано. Поэтов уничтожали морально и физически. Даже один из величайших поэтов Борис Леонидович Пастернак находился в вынужденной, как он сам говорил, ссылке в Переделкине. Да, он выжил, его судьба Мандельштама не постигла, но какой ценой, что у него было на душе? Во времена сталинских репрессий в поэзии образовалась абсолютная пустота. Боялись жить, боялись писать стихи.

Никакой моды особой тоже не было. Она была, конечно, но назвать это модой сложно. Да и во времена Второй мировой войны было не до моды. Даже в относительно благополучных странах…

– В тогдашних России и Германии – понятно, но почему это происходило в других странах, не познавших диктатуры и войны?
– Еще Ахматова, побывав в Париже в начале XX века, сказала, что во Франции, и в Париже в частности, поэзия была в упадке, и сборники поэтов покупали только из-за модерновых виньеток, красиво написанных художниками. В России всегда на первом месте было слово, а, например, в той же Франции, к началу XX века больше объективно царствовал рисунок. Во всем мире 1930 – 1940-е годы – это господство тоталитарных режимов, это самая разрушительная по своей силе мировая война. К тому же она была второй за короткое время, и она была самой разрушительной. Вторая мировая война временно остановила развитие моды и поэзии. Да и вообще, развитие всего творческого. Люди были заняты войной, спасением своей жизни и не могли заниматься своим делом. Все работало на оборонную промышленность. В 1940-х годах не проводилось модных показов даже в благополучных странах Европы. Были изготовлены деревянные куклы, они хранятся в одном из музеев моды, на этих маленьких куклах показали тренды. Все это были вариации на тему шинелей и военной формы.

– Ну а потом наступила эпоха шестидесятников. Евтушенко в пиджаках, Вознесенский в шарфах, поколение Политеха, физики и лирики.
– Конечно! Хрущевская оттепель подарила людям надежду. Фестиваль молодежи и студентов в Москве 1957 года немножечко приоткрыл границу. Люди вздохнули свободнее, и поэзия все это подхватила. Мы начали как-то взаимодействовать с Европой и со всем миром. Оттепель наступила и в душах, и в умах людей. Поэты это все подхватили, и у нас пошла вторая волна моды на поэзию.

Поэты в России именно в этот период, именно шестидесятники, дали людям выразить ощущения свободы, передать чувство, что все лучшее впереди. Ощущение того, что двери открылись и сейчас все будет красиво и ярко. Мы будем красиво одеваться. Нас не будут сажать в лагеря. В стране наступят изобилие и долгожданная свобода, и эта эйфория была подхвачена. Поэзия снова стала безумно популярна. На свои выступления на стадион Евтушенко прорывался с конной милицией.
Почему, на ваш взгляд, поэт Владимир Высоцкий при всем своем артистическом даровании никак не ставил на внешний вид, одеваясь нарочито просто?

– Высоцкий – величайший русский поэт XX века, наверное, его социальную значимость и вклад в литературу вполне можно сопоставить с вкладом Александра Сергеевича Пушкина. По влиянию на умы, сердца, души – по всему, в принципе, что и должна поэзия делать. Высоцкий как поэт вырос как раз из того страшного времени, в котором была вынужденная пустота. Что касается его как человека, действительно он не нес в себе внешне никаких признаков богемности и не создавал свой образ. Он не работал над внешними проявлениями своего стиля в одежде, оставаясь человеком, который в последнюю очередь думал о том, какой шарф повязать. Да, он ездил на "мерседесе", который тогда не многие могли себе позволить, и в этом он в какой-то степени с точки зрения стиля был элитой. Но он никогда это не выпячивал. Владимир Высоцкий – огромный пласт нашей культуры.

В моей книге есть несколько стихов Высоцкого, которые мне очень важны как исследователю, например, потому что ни в каком ином периоде не могли появиться стихи о самолетах. Я про "Москву – Одессу». Рядом я поместила стихи Риммы Казаковой "Самолетами", потому что это мужское и женское. Мода у нас тоже мужская и женская. Мне очень интересен взгляд двух серьезных поэтов той эпохи – Казаковой и Высоцкого – на одну и ту же тему. Она, как женщина, пишет, например, "Я сама самолет, самоделочка, самокрылочка, певчая птаха…" А Высоцкий врезает совершенно другие строки в наше сознание. У него все мощно: "В который раз лечу Москва – Одесса, Опять не выпускают самолет…" Абсолютно разная мелодика, ритм и взгляд мужчины и женщины на одну и ту же тему.
Этот этап, начавшийся во времена оттепели, подхватили поэты, ориентированные на запад, где в то время культурный тренд определяли The Beatles, модные хиппи и прочие контркультурщики. Именно на это ориентировались властители дум следующего поколения – Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Майк Науменко.
– Конечно, нужно упомянуть шестидесятые годы, на фоне которых формировалась новая молодежная культура, литература, мода, музыка. В 1970-е годы уже влияние музыки на массовую культуру приблизилось к своему пику. Хиппи и битники, начало джинсовой эры – это все оттуда. Зарождающийся диско-стиль с элементами облика группы "АББА" импонировал благополучной молодежи, а те же, кто протестовал, тяготели к стилю хиппи или панк (с его черной цветовой гаммой, обилием кожи и металла и агрессивными прическами). Советская идеология по-своему отозвалась на западную моду, почитайте стихотворение Сергея Михалкова "Джинсы". Но идеология уже не могла закрыть глаза нашим людям на то, что где-то есть абсолютно другой, отличный от привычного уровень жизни. Из западных стран информация о моде и стиле жизни доходила до русских людей, правда гораздо позже и в своеобразном виде. Умами и сердцами неравнодушной советской молодежи завладели музыканты: Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Майк Науменко. И здесь у нас оказался свой, особый путь. Подхватывая мировые тренды, наши музыканты оставались верны традициям русской поэзии. Та самая сила слова, о которой я говорила в самом начале.

Идеи революционных шестидесятых в 1970-е стали достоянием большей части общества. Сексуальная революция, борьба за равные права женщин и мужчин, проблемы гонки вооружений и экологии, безработицы и инфляции стали волновать всех. В экономически развитых и благополучных странах с высоким уровнем жизни появилась и другая социальная проблема - депрессия. Выходы из нее искали самые разные. В искусстве тогда возникло явление постмодернизма, который предполагает отказ от идеи единства и утверждение идеи множественности, он сознательно ориентируется на эклектичность, микс классики и авангарда, массовости и элитарности. В такой среде в России произошло формирование уникального явления - поэта и музыканта Александра Башлачева. Я приведу целиком одно из его лучших, на мой взгляд, стихотворений, отражающих эпоху:
Красной Жар-птицею, салютуя маузером лающим,
Время жгло страницы, едва касаясь их пером пылающим.
Но годы вывернут карманы – дни, как семечки,
Валятся вкривь да врозь.
А над городом – туман. Xудое времечко
C корочкой запеклось.

Черными датами а ну еще плесни на крышу раскаленную!
Ox, лили ушатами ржавую, кровавую, соленую.
Годы весело гремят пустыми фляжками,
выворачивают кисет.
Сырые дни дымят короткими затяжками
в самокрутках газет.

Под водопадом спасались, как могли, срубили дерево.
Ну плот был что надо, да только не держало на воде его.
Да только кольцами года завиваются
В водоворотах пустых площадей.
Да только ржавая вода разливается
На портретах великих вождей.

Но ветки колючие обернутся острыми рогатками.
Да корни могучие заплетутся грозными загадками.
А пока вода-вода кап-кап-каплею
лупит дробью в мое стекло.
Улететь бы куда белой цаплею!
Обожжено крыло.

Но этот город с кровоточащими жабрами
надо бы переплыть...
А время ловит нас в воде губами жадными.
Время нас учит пить.

– Сегодня можно говорить о возрождении моды на поэзию. Проводятся поэтические баттлы и творческие встречи. На слуху имена Веры Полозковой, Ах Астаховой и многих других. Можно ли всерьез говорить об очередном витке моды на поэзию и интереса к поэзии моды?

– Я бы сказала, что речь идет не о возрождении моды на поэзию, а о возрождении интереса к ней. Что в наше время тоже хорошо. Мода на поэзию в том понимании, о котором я говорила, – как в начале и в середине ХХ века - уже не вернется. Искусство, литература и мода, ищут пути решения новых задач. Время рождает другие формы искусства и других кумиров. Благодаря глобальным информационным сетям становится возможным почти мгновенное распространение информации обо всем, миром правит интернет. Благодаря интернету блогер vero4ka стала известна широкому кругу читателей и выросла в поэта Веру Полозкову. Но прежде всего я назову Бориса Рыжего (к сожалению, рано и трагически ушедшего) и Тимура Кибирова.

Двадцатый век для всего мира ознаменовался множеством, как радостных, так и весьма трагических событий. И в трудную минуту человечество здесь всегда спасала красота и мода. Ведь именно это столетие легко можно охарактеризовать удивительным торжеством моды и стиля. За этот период времени сменилось немало модных направлений и стилей, которые представляют ту или иную эпоху или государство земного шара. Также появилось в эти годы немало модных домов и ярких дизайнеров, ставших впоследствии настоящими легендами. Кроме того, в прошлом веке было создано немало новых и неожиданных модных образов, а также ранее немыслимых вещей, без которых сегодня не представляет своей жизни ни одна модница или модник мира.

Как известно, мода является отражением той эпохи, в которую она создавалась. Поэтому по популярным вещам того или иного времени порой несложно сказать, чем же жило и дышало человечество в тот момент времени. Кроме того, давно все знают, что мода и поэзия - неразделимы. Ведь поэты всех времён и народов всегда восхищались неповторимой красотой женщин и удивительной силой и мужественностью сильного пола, что было бы практически невозможным без определённых вещей и деталей внешнего образа человека.

Соединить вместе поэзию и моду не так давно пришло в голову Марии Баевой - автору книги «Поэзия и мода ». Благодаря её стараниям и работе уникальных и знаменитых российских актёров Дмитрий Харатьяна и Ольги Кабо и появился на свет удивительный спектакль с одноимённым названием. Каждого, кто купит билеты на постановку «Поэзия Моды », ожидают ожившие картинки из прошлого, выраженные в модных вещах той или иной эпохи и великолепных стихах, отражающих данный период времени. Спектакль удивительным образом сочетает в себе актёрскую игру, модное дефиле, танец, музыку и поэзию в исполнении хорошо знакомых и всеми любимых «звёзд» отечественного театра и кино. Кроме того, всё это модно - поэтическое действо дополнено великолепными видеоэффектами, передающими характерные приметы того или иного периода двадцатого века.