Мусоргский хованщина история создания. Культурная революция

Сюжет «Хованщины» по историческим событиям 1682 года был предложен композитору его близким другом – знаменитым критиком Стасовым. Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов». Он усиленно изучал исторические материалы, обдумывал детали либретто, отдельные музыкальные эпизоды. Мусоргский был увлечен богатством собранных материалов, музыкальные и поэтические образы возникали в его фантазии в неразрывном единстве.

Начиная с 1873 года в письмах Мусоргского все чаще встречаются упоминания о «Хованщине», в которой он хотел сочетать верность характеров действующих лиц и драматургию народных сцен, к чему был уже подготовлен работой над «Борисом Годуновым». Упорно добиваясь выпуклости драматургического развития, сочиняя текст и музыку, он постоянно советуется со Стасовым, которому посвятил свой творческий труд. Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»».

Постепенно, один за другим, складывались номера новой оперы. В августе 1875 года композитор закончил первое действие. Однако в дальнейшем работа шла с перерывами, вплоть до последних дней жизни Мусоргского. 22 августа 1880 года он сообщал Стасову, что «Хованщина» готова, «кроме маленького кусочка в заключительной сцене самосожжения». Впереди предстояла громадная работа по оркестровке, но композитору оставалось уже меньше года жизни. После его кончины Римский-Корсаков закончил, отредактировал и оркестровал оперу, и в этом виде она стала известна всему миру. В советское время Шостакович заново оркестровал «Хованщину» по авторскому клавиру.

«Хованщина» — народная музыкальная драма, повествующая о событиях конца 17 века, о борьбе старой и новой Руси, о заговоре начальника стрелецкого войска князя Ивана Хованского. Композитор вольно отнесся к хронологии, соединив события, разделенные промежутком в шестнадцать лет, однако это не помешало ему написать правдивую картину русской жизни.

Образы оперы

Так же, как и в «Борисе Годунове», действие «Хованщины» развертывается в двух плоскостях: с одной стороны князья Хованские, Голицын, раскольничий вождь Досифей. С другой – народ: стрельцы, раскольники. На первый план здесь выступают то власный старик Иван Хованский, не знающий предела в упрямстве и своеволии, то Досифей. Досифей не только фанатик-старообрядец, но и человек большого сердца, в чьей душе находят отклик страдания народа. Рядом с ним Марфа-раскольница, с ее глубоким душевным чувством, непреклонной честностью и непримиримостью ко лжи и обману, один из самых поэтических образов Мусоргского. Все они раскрыты во всей полноте своих жизненных проявлений с той удивительной правдивостью, которая так свойственна Мусоргскому.

Хованский и Досифей – разные люди. Но их объединяет приверженность к «святой старине», враждебность к новому, что несут России петровские реформы. Пользуясь своим влиянием на стрельцов и раскольников, они пытаются задержать шествие нового. Однако «хованщина» (так назван в опере стрелецкий мятеж) находит свой бесславный конец, в горящем скиту гибнут Досифей и верные ему раскольники. Над русской землей всходит заря новой жизни, символически воплощенная в музыке знаменитого вступления к опере «Рассвет на Москве-реке».

Конечно, содержание «Хованщины» шире и многообразнее этого схематического изложения. В ней рассказано о душевной драме Марфы, обманувшейся в своей любви к князю Андрею Хованскому, о сложных дворцовых интригах, в которых замешан князь Голицын, при всем своем «западничестве» также являющийся приверженцем старого. Самое же главное высказано композитором в замечательных народных сценах.

Они поражают богатством и жизненностью зарисовок, правдой раскрытия народных характеров. Здесь с особенной силой раскрывается дар композитора-психолога, воплощающего в своей музыке тончайшие черты и широкие движения народных масс. Мусоргский глубоко и тонко сумел показать трагедию обманутого в своих надеждах народа. Один из главных узлов драматургического конфликта находится во втором действии, где в начале слышится архаическая песня раскольников. Они являются, по замыслу Мусоргского, символом косного, отжившего и реакционного, отступающего перед восходом нового.

Во втором действии мы слышим и арию Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо», звучащую как проникновенное раздумье о судьбах родины. Много раз высказывались критические замечания по поводу того, что она вложена композитором в уста Шакловитого – лица далеко не положительного, замешанного в различных темных интригах. Но как бы то ни было, ария занимает одно из центральных мест в музыкальной драматургии оперы. Горестное предчувствие надвигающейся беды нарастает в заключительной сцене «Стрелецкой слободы», где появляется скорбная мелодия хора «Батя, батя, выйди к нам». Отсюда композитор ведет к развязке трагедии – гибели самого князя Хованского и концу его буйного войска: стрельцы идут по Красной площади к месту казни.

В этой сцене, так же как и в финале оперы (самосожжение раскольников), Мусоргский достигает вершин своего трагического искусства, оживляющего страницы далекого прошлого во всей их жизненной реальности и в верности передачи каждой черты характера, каждого переживания.

Мусоргский ввел в партитуру оперы несколько подлинных народных песен – «Исходила младешенька», «Возле речки на лужочке», «Поздно вечером сидела», «Плывет лебедушка». Они еще больше подчеркивают русский колорит музыки, соответствующий сюжету и образам оперы. В ней много речитативно-декламационных эпизодов, но они неизменно мелодически насыщены. Напевность была осознанной целью композитора: «Работою над говором человеческим, — писал он Стасову, — я добрел… до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною, оправданною мелодией». Действительно, свободно льющийся напев становится в «Хованщине» основным средством драматургической характеристики. Это относится и к инструментальным эпизодам, среди которых замечательны «Рассвет на Москве-реке», с его почти зримой образностью, и «Пляска персидок», с ее истомно-знойной медленной темой, сменяющейся затем вихревым танцем. «Пляска персидок» — одна из лучших восточных страниц русской классической музыки.

Как и «Борис Годунов», «Хованщина» произведение глубоко трагическое, повествующее о трудных временах, принесших народу неисчислимые страдания. В обеих операх на первый план выступает протест против сил социального угнетения. Никто из композиторов не создавал до Мусоргского опер, с такой могучей силой раскрывавших эту тему. Он задумывал возвратиться к ней еще раз – в третьей опере, посвященной пугачевскому восстанию. Таким образом, его замысел охватывал более чем полуторавековой период русской истории: смутные годы царствования Бориса Годунова, борьбу старого и нового в петровскую эпоху и стихийное крестьянское движение, покачнувшее устои дворянской монархии. Такой замысел сам по сее свидетельствует о необыкновенной широте творческого кругозора композитора.

В одном из своих писем Мусоргский писал о том, что им владеет одна дума: «сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое и во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово скромного музыканта, но бойца за правую мысль искусства». Он сказал это слово в своих гениальных произведениях, одно из первых мест в ряду которых занимает народная музыкальная драма «Хованщина».

Модест Мусоргский "Хованщина" (народная музыкальная драма)

Либретто - Модеста Мусоргского

Историческая основа сюжета

Хованщина - события 1682 г., короткий период всевластия в Москве князя Ивана Хованского, назначенного царевной Софьей после стрелецкого бунта начальником стрелецкого приказа. Хованский пользовался огромной популярностью, стрельцы даже называли его «батей». Лето 1682 г. было отмечено активизацией старообрядцев, надеявшихся при помощи Хованского одолеть официальную церковь, поддерживаемую Софьей, и вернуть Русь к «старой вере». Кульминацией стал диспут о вере в Грановитой палате Московского кремля (5 июля 1682 г.), который свёлся к взаимным обвинениям сторон в ереси и невежестве. Однако старообрядцы, покинув Кремль, всенародно объявили на Красной площади о своей полной победе. Эта история окончательно развела Софью с её выдвиженцем Хованским. Не прошло и трёх месяцев, как правительница нашла способ расправиться с вожаком стрельцов: 17 сентября 1682 г. Иван Хованский и его сын Андрей были арестованы сторонниками Софьи и в тот же день без суда казнены. Новым начальником стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый.

Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра. 7 августа 1689 год Софья велела Шакловитому снарядить побольше стрельцов в Кремль, будто бы для сопровождения её в Донской монастырь на богомолье. Распространился слух, что на самом деле стрелецкие полки готовят к походу на Преображенское, чтобы побить всех сторонников Петра. Получив известие об этом, Пётр с небольшой свитой укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. 8 августа сюда пришли «потешные» полки с артиллерией. Через несколько дней Пётр приказал идти к Троице всем другим находившимся в Москве полкам. Большая часть войск повиновалось законному царю. Лишившаяся власти царевна Софья вскоре была заключена в Новодевичий монастырь, а её фаворит князь Василий Голицын отправлен в ссылку. Фёдор Шакловитый был казнён.

Драматургия и музыка

В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. Однако Мусоргский хотел показать переход власти из рук царевны Софьи в руки Петра. Поэтому в либретто его оперы причудливо смешаны события 1682 и 1689 годов. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским; князя Голицына, фаворита Софьи; старообрядцев во главе с Досифеем (реальный Игумен Досифей (1690 ум.)). Если князь Хованский, потакая во всём стрельцам, стремится к царской власти, то сами стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы представлены как мужественные люди, идущие на самосожжение ради веры.

Огромная роль в развитии действия принадлежит народу - ещё в большей степени, чем в «Борисе Годунове». Хоры очень разнообразны. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного и самовластного Хованского; лукавого и самовлюблённого Голицына; величественного Досифея; сильной, порывистой, страстной, готовой на подвиг Марфы; мятущегося и слабого Андрея Хованского; патриотически настроенного и на всё способного ради спасения Руси Шакловитого; весёлого и бесшабашного молодого стрельца Кузьки; трусливого и корыстолюбивого подьячего.

Из музыки «Хованщины» наиболее известны: вступление («Рассвет на Москве-реке»); сцена гадания Марфы из 2-го действия («Силы потайные, силы великие»); ария Шакловитого из 3-го действия («Спит стрелецкое гнездо»); антракт к 4-му действию («Поезд Голицына»); «Пляски персидок» из 4-го действия.

История создания и варианты оркестровки

«Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её (с перерывами) до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия (рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…») и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился. Бо́льшая часть музыки, которая была записана композитором в виде клавира, не была оркестрована. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» (3-е действие) и Песня Марфы.

Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков, предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г.

В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом (1932), сделал новую оркестровку. Именно этот вариант был использован в фильме-опере «Хованщина» (1959 г., режиссёр Вера Строева, сценарист и композитор Д. Д. Шостакович). В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском (Мариинском) театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году.

Собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжение раскольников) написал И. Ф. Стравинский, совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С. Дягилева. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении (в отдельных случаях - реконструкции) и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова.

Первые постановки

При жизни Мусоргского опера не исполнялась.

Первые постановки :

1. в Петербурге: силами Музыкально-драматического кружка любителей, в зале И. А. Кононова, 9 февраля 1886 года, дирижировал Э. Ю. Гольдштейн.

3. в Москве: Русская частная опера С. И. Мамонтова, в помещении театра Г. Г. Солодовникова, 12 ноября 1897 года. Дирижёр Е. Д. Эспозито, Досифей - Ф. И. Шаляпин, художники А. М. Васнецов, К. А. Коровин и С. В. Малютин.

Краткое содержание оперы М. Мусоргского "Хованщина"

Действие происходит в 1682 году.

Действие первое

Москва. Красная площадь на рассвете. Слышится утренний благовест. У каменного столба спит стрелец Кузька, вокруг него товарищи. Входит боярин Шакловитый и диктует подьячему анонимный донос, адресованный царям Ивану и Петру (оба они - в малолетнем возрасте и находятся под опекой сестры, царевны Софьи): князь Иван Хованский, глава стрельцов, разжигает мятеж и задумал при помощи раскольников посадить на трон своего сына Андрея. Народ и стрельцы приветствуют Ивана Хованского («Белому лебедю путь просторен»). Князь обращается к народу: его долг - защищать малолетних царей от мятежных бояр. На сцене появляется Эмма, девушка из немецкой слободы, преследуемая Андреем (дуэт «Пустите, пустите, оставьте меня!»). На помощь Эмме приходит Марфа, она упрекает князя за то, что он покинул ее, тот пытается ударить ее ножом, но она в свою очередь тоже заносит нож (терцет «Так, так, княже!»). Марфа пророчествует ему, что не такой смертью должен он умереть. Андрей презрительно называет ее бесноватой. Иван Хованский, пораженный красотой Эммы, приказывает отвести девушку в свои палаты. Но Андрей готов лучше убить ее, чем уступить отцу. Досифей, глава раскольников, вовремя останавливает Андрея. Он призывает православных бороться за истинную веру (с хором «Боже, отжени»).

Действие второе

Кабинет князя Голицына. Поздний вечер. Голицын читает любовное письмо от царевны Софьи. Его мучает тревога. Входит Марфа под видом гадалки. Она предсказывает Голицыну, что его ждут опала, ссылка и нищета («Силы потайные»). Князь приказывает утопить ее, но Марфа все слышит и вовремя скрывается. Неожиданно появляется Иван Хованский. Князья спорят о политике, обвиняя друг друга (дуэт «А мы без докладу, князь: вот как»). Досифей прерывает их спор (терцет «Князья, смири ваш гнев»). В глубине сцены проходят раскольники, воспевая победу над еретиками. Вбегает Марфа: слуга Голицына хотел утопить ее, но петровцы пришли ей на помощь. Князья поражены, что войска царя находятся так близко. Шакловитый объявляет им, что их заговор раскрыт, Петр назвал его «хованщиной» и «велел сыскать».

Действие третье

Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Марфа вспоминает свою несчастную любовь и предсказывает, что она и Андрей умрут вместе, в пламени («Исходила младешенька»). Досифей утешает ее (дуэт «Ах ты, моя касатка»). Шакловитый оплакивает участь Руси («Спит стрелецкое гнездо»). Из слободы доносится шум драки. Внезапно вбегает подьячий: войска Петра побивают стрельцов. Кузька предлагает звать на помощь Ивана Хованского («Батя, батя, выйди к нам»). Но князь велит стрельцам разойтись по домам и ждать приговора.

Действие четвертое

Палаты Ивана Хованского. Князь сидит за столом, а девушки развлекают его песнями («Возле речки, на лужочке», «Про гайдучка»). Варсонофьев, посланный Голицыным, предупреждает Ивана о том, что его жизнь в опасности. Князь возмущен. Спустя некоторое время Шакловитый приносит приказ царевны Софьи, зовущей его ко двору. Князь велит принести парадные одежды и требует, чтобы девушки спели в его честь («Плывет, плывет лебедушка»). Едва дойдя до порога, он с криком падает, пораженный убийцей.

Действие оперы происходит в Москве в 1682 году. В начале оперы боярин доносит Петру о случае, недавно произошедшем в городе: начальник стрельцов Иван Хованский метит на престол Петра, причем на престол он хочет посадить своего сына. Его не устраивают новые порядки законы Петра, которые, по его мнению, приведут к разрухе и беспорядку.

Далее автор описывает чествование Ивана Хованского другими стрельцами за такой решительный и смелый шаг. Параллельно появляется любовная линия: Андрей влюбляется в Эмму, но самое интересное, что и отец неровно дышит к девушке из немецкой слободы. Происходит потасовка, но в результате прихода Досифея, главы раскольников, все разрешается довольно благоприятно.

Далее мы наблюдаем сцену, в которой находится князь Голицын. Он чем-то обеспокоен, накануне Марфа, представившись гадалкой, напророчила беду. Он не хочет в это верить и приказывает утопить девушку, но благодаря обстоятельствам, ей удается бежать. После случается ужасное, заговорщики узнают о том, что все проделки и планы давно известны царю и стоит ожидать расправы.

Хованский спрятался в имении, считая, что там он будет в абсолютной безопасности. Его убеждения в том, что беспокоится не из-за чего, не оправдались. К нему приезжает Хованский, якобы для того, чтобы дать приглашение, но как только он выходит, его поражает удар кинжала.

Также Петр убивает и князя Голицына. В живых остается лишь Андрей Хованский, Сжалившись над ним, Петр приказал помиловать молодого человека.

В следующей сцене изображена поляна в бору. Досифей просит сжечь его на костре за его деяния, он винит себя в смертях своих товарищей, также он понимает неизбежность и крах всех планов. Помимо этого, он призывает и всех последовать его примеру. На поляну проникают солдаты Петра и видят, как все объято пламенем.

Данная опера весьма реалистично показала неизбежность изменить уклад царя. Всех выступающих против реформ Петра постигла смерть. Изначально было понятно, что петровские реформы не принесут плодов, но не стоило подвергать за свои идеи человеческую жизнь.

Картинка или рисунок Мусоргский - Хованщина

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Обещание на рассвете Гари
  • Краткое содержание Вересаев Состязание

    В городе было объявлено соревнование, надо было нарисовать женщину неземной красоты, достойной всеобщего поклонения. Победитель состязания будет увенчан тремя лавровыми венками, и получит высочайшее звание

  • Краткое содержание Кот в сапогах Шарль Перро

    Действие происходит во Франции, в 17 веке. После смерти мельника его трое сыновей получили небольшое наследство, которое же сами и поделили:

  • Краткое содержание Гольдони Слуга двух господ

    Труфальдино, бесшабашный пройдоха и плут, находящийся в услужении у жителя Турина Федериго Распони, появляется в венецианском доме, где празднуют помолвку красавицы Клариче и Сильвио Ломбарди

  • Краткое содержание Человек с рассечённой губой Дойла

    У молодой женщины, живущей недалеко от столичного города, при странных обстоятельствах исчезает муж. Обеспокоенная женщина просит помощи у знаменитого детектива, Шерлока Холмса.

Заинтересовался в 1870 году, а двумя годами позже В. Стасов посоветовал ему сделать их основой оперы. Так родился замысел произведения, получившего название «Хованщина». В отличие от , литературного первоисточника у этой оперы не было – композитор, самостоятельно создавая либретто, опирался только на документы эпохи и исторические исследования.

В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти. Наряду с реально существовавшими историческими личностями в опере действуют вымышленные персонажи (например, Марфа), имеются и отступления от исторических фактов: исторический Иван Хованский был казнен вместе со своим сыном – в опере он погибает от руки убийцы в своей вотчине, а его сын совершает самосожжение вместе с раскольниками.

Музыкальный стиль оперы «Хованщина» яснее всего охарактеризован словами самого М. П. Мусоргского: «Работою над говором человеческим я добрел до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною/оправданною мелодией». В опере множество песенных мелодий, близких русскому музыкальному фольклору, цитирует композитор и подлинные народные мелодии (песня Марфы «Исходила младёшенька», раскольничий гимн «Враг человеков»), но и речитативы основываются на тех же интонациях. По словам Б. Асафьева, «музыку Мусоргского надо петь, непременно петь, по-русски распевно, и по-русски же „говорком“, чтобы ощущение пения не пропадало».

Как и в «Борисе Годунове», в опере «Хованщина» колоссальную роль играет хор. В хоровых сценах показан не некий абстрактный «народ», а множество социальных групп: стрельцы и стрелецкие жены, московский люд, раскольники. Их музыкальные характеристики, которые так же различны, как и «портреты» персонажей: упругие ритмы в духе плясовых и солдатских песен у стрельцов, интонации причитания у стрелецких жен, черты древнерусских песнопений у раскольников. С этими «коллективными» музыкальными сферами связаны и характеристики действующих лиц: Досифей и раскольники, Иван Хованский и стрельцы.

Персонажи оперы «Хованщина» в основном отрицательные, по-настоящему обаятельными предстают только два действующих лица: Досифей и, в особенности, раскольница Марфа – единственный значительный женский образ в опере (появившаяся мимоходом девушка Эмма из немецкой слободы играет роль второго плана). Современному человеку поведение Марфы может показаться эгоистичным – она приводит к смерти неверного возлюбленного, но с позиции ее веры (старообрядчества) все выглядит совершенно иначе: бросив Марфу ради «лютерки» Эммы, Андрей не просто предает женщину, он отпадает от истинной веры, и только «в огне и пламени» он может найти спасение души (не говоря уже о том, что самосожжение спасает его от более страшной участи) – Марфа спасает Андрея несмотря на то, что он разбил ее сердце, ее любовь не мстительна, а жертвенна. Этот образ обрисован композитором с большой теплотой, в ее музыкальной речи немало прекрасных кантиленных мелодий.

Опера «Хованщина» – произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Например, почему в уста коварного Шакловитого композитор вкладывает проникновенную арию («Спит стрелецкое гнездо…»), исполненную тревоги и печали о судьбе Руси? Что это – тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению? А может, сам автор «берет слово» – задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»?

Еще более загадочным представляется оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке». Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М. П. Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а . Настоящая же их музыкальная характеристика – «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого. Так на кого же возлагает композитор надежды, с каким из образов оперы связан «Рассвет»? В том-то и дело, что ни с каким – ни одна из музыкальных характеристик (ни личных, ни «групповых») теме «Рассвета» не родственна. Так может быть, «Рассвет на Москва-реке» – это надежда вопреки всему?

Работая над оперой «Хованщина» до самой смерти, М. П. Мусоргский так и не завершил ее. После смерти композитора оперу закончил Н. А. Римский-Корсаков в 1883 году, но добиться постановки оперы с таким вызывающе-политическим сюжетом было не так-то просто. Лишь три года спустя опера была поставлена в Петербурге силами Музыкально-драматического кружка любителей. Но подлинным «сценическим рождением» оперы «Хованщина» стала премьера в Московской частной опере в 1897 году, с в партии Досифея.

Музыкальные сезоны

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Утро после стрелецкого мятежа

Москва затихла после стрелецкого бунта, во время которого было пролито немало крови.

Донос

Шакловитый диктует подьячему донос, в котором называет зачинщиками смуты отца и сына Хованских.

Списки на столбе

Подьячий читает пришлым людям выбитые на столбе имена убитых и сосланных в результате мятежа.

"Большой идет!"

Появляется князь Иван Хованский, командующий стрельцами. Он ведет свои отряды в обход по Москве.

Андрей и Эмма

Сын Ивана Хованского Андрей преследует приглянувшуюся ему жительницу Немецкой слободы Эмму. Девушку защищает Марфа – бывшая возлюбленная Андрея Хованского.

"Почто беснуетесь?..
"
Возвращается Иван Хованский. Увидев красавицу-немку, он велит стрельцам отвести ее к себе. Андрей не хочет уступить девушку отцу. Готовую начаться схватку останавливает предводитель раскольников Досифей. Он призывает забыть распри и объединиться перед лицом надвигающейся беды.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Гадание

Марфа, приглашенная к князю Голицыну, предсказывает всесильному фавориту царевны Софьи скорую опалу и ссылку. Напуганный Голицын отдает приказ утопить Марфу на Болоте.

Заговор князей

К Голицыну приходит князь Иван Хованский. Следом появляется Досифей, в мирском прошлом князь Мышецкий. Каждый из князей претендует на власть, и они не в силах договориться о совместных действиях. Вернувшаяся Марфа рассказывает, что ее спасли петровские солдаты. Шакловитый приносит пугающую новость: юный царь Петр получил донос на Хованских.

АНТРАКТ

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

"Страшная пытка любовь моя..."

Раскольница Сусанна упрекает Марфу в том, что она уступает греховному искушению. Марфу защищает Досифей.

"Спит стрелецкое гнездо..."

Пришедший в Стрелецкую слободу Шакловитый мечтает о сильной руке, которая спасет Русь от врагов.

"Батя, батя, выди к нам..."

Просыпаются стрельцы. Подьячий приносит им весть о том, что войска Петра уже невдалеке.

Стрельцы зовут Ивана Хованского, чтобы выслушать его приказ. Но Хованский отказывается вести стрельцов на бой и приказывает разойтись по домам.

ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ
Расправа

На душе у Ивана Хованского неспокойно, хотя он чувствует себя в безопасности в собственном доме. Хованский отмахивается от предостережения, которое передает ему клеврет князя Голицына, и падает жертвой подосланных Шакловитым убийц. Опального князя Голицына увозят в ссылку. Стрельцов, уже положивших головы на плахи, милует царь Петр.

ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ

Скит

Досифей призывает раскольников к мученической смерти.
Собравшись вместе, они совершают самосожжение.

Показать краткое содержание