Морские сражения 12 века. Морские сражения второй мировой войны: Пирл Харбор

Морские сражения второй мировой войны: Пирл Харбор.

В 1939 г. важнейшим нововведением морских сражений стала авиация, которая использовалась не только в разведывательных целях, как в 1916 г., но и в качестве бомбардировщиков и самолетов-торпедоносцев - другими словами, в качестве носителей оружия, использовавшегося для уничтожения про­тивника. В первой мировой войне радиус боевых действий определялся дальнобойностью орудий (18-20 км). Но во время морских сражений второй мировой войны все зависело от дальности полета самолетов, т.е. кораб­ли могли вести бои, не видя друг друга.

Классические примеры новых методов ведения морских боев - британская атака в Таранто 12 ноября 1940 года и японское нападение на Пирл Харбор, где в годы второй мировой войны бази­ровались главные силы Тихоокеанского флота США. Нападением 7 декабря 1941 г. на Пирл Харбор Япония развязала войну на Тихом океа­не. Причинив огромный ущерб флоту США, унич­тожив 8 линкоров, 6 крейсеров, 1 эсминец (3400 человек убито и ранено). Таким образом Япония в первый же день военных действий завоевала господство на море, разгромив главную ВМБ Тихоо­кеанского флота США в центральной части Тихого океана на острове Оаху (Гавайские острова).

Англичане нанесли удар в Таранто с помощью самолетов, которые взлетали с авианосца «Илластриес», находившегося в Адриатическом море в 170 милях от Таранто и 40 милях от Кефали- нии (остров в Ионическом море, самый крупный

из Ионических островов). Японские самолеты, атаковавшие Пирл-Харбор, стартовали с авианос­цев «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю», «Сокаку», и «Дзуйкаку», находившихся в 230 милях от острова Оаху в Тихом океане.

Атаку кораблей с воздуха предпочтительнее производить с наземных баз, чем с авианосцев. Наиболее поразительным и убедительным приме­ ром этого может служить потопление британско­го линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсе­ра «Рипалс» 10 декаб, 1941 г. близ Малайи в результате японской бомбардировки с аэродромов Индокитая. Другим примером может служить на­лет немецкой авиации Люфтваффе с сицилийских аэродромов, в результате которого направлявшиеся на Мальту конвои британских ВМС понесли тяже­лые потери. Особо памятна операция 12-15 ав­густа 1942 г., когда направлявшийся в Мальту конвой сопровождали авианосцы «Викториес», «Индомитебл» и «Игл». «Игл» был потоплен немецкой подводной лодкой «U-73» 11 августа, а вечером 12 августа самолет сицилийской базы разрушил взлет­но-посадочную палубу «Индомитебл».

Наиболее крупные воздушные и морские сражения второй мировой войны происходили в водах Тихого океана между аме­риканскими и японскими отрядами особого на­значения, состав которых все еще определялся большим количеством авианосцев.

Первым морским боем, где корабли не видели друг друга и не вели артобстрела, было сражение в Коралловом море 6-8 мая 1942 г., и во время которого были потоплены американский и японс­кий авианосцы «Лексингтон» и «Сохо». В этом сражении приняли участие японские авианосцы «Сохо», «Сокаку», и «Дзуйкаку» и американские «Иорктаун» и «Лексингтон». Расстояние между враждебными флотами составляло около 200 миль. Наверное самым значительным военно-морским сра­жением в Тихом океане было так называемое Ми- дуэйское сражение 4-5 июня 1942 г. (Мидуэй - атолл в Тихом океане, в северо-западной группе Гавайских островов. Захвачен США в 1867 г., с 1959 г. входит в штат Гавайские острова, занимает выгодное стратегическое положение в северной части Тихого океана). Были потоплены японские авианосцы «Сорю», «Кага», «Акаги» и «Хирю» и

американский «Йорктаун». Японцы также потеряли крейсер «Могами», 4 авианосца, 250 морских само­летов и огромное количество персонала техничес­ких и воздушных групп, что повлекло за собой проблемы с его дополнением. В ходе этого морского сражения второй мировой войны японские авианосцы посылали свои самолеты с расстояния 240 миль от целей на островах Мидуэй, а американские самолеты атаковали япон­ские корабли с расстояния свыше 200 миль.

Война 1939-1945 гг. явилась, главным обра­зом, войной воздушно-морских сил. Но в некото­рых ситуациях корабли действовали самостоятель­но, правда, их действия не имели такого значе­ния, как столкновение целых флотилий (как на­пример возле Ютландии в 1916 г.). Типичным примером может служить преследование герман­ских кораблей «Бисмарк» и «Принц Ойген» бри­танским флотом. Эти суда покинули Гдыню 18 мая 1941 г. Обогнув с севера Исландию, они направлялись в Атлантику. Англичане выслали из Скапа Флоу линейный крейсер «Худ» и лин­кор «Принс оф Уэлс», плюс целый Внутренний флот, включая линейный крейсер «Рипалс». При первом столкновении, произошедшем на одной широте с Исландией, «Бисмарк» потопил «Худ» (6.00 24 мая 1941 г.), ведя огонь с расстояния 18 километров. Вторая орудийная дуэль между «Бисмарком» и линкорами «Кинг Джордж V» и «Родни» состоялась 27 мая в 8.30 с дистанции 15 километров. «Бисмарк», уже имевший повреж­дения в результате атаки самолетов-торпедонос- цев с авианосца «Арк Ройял» вечером 26 мая, был превращен практически в плавучую развали­ну и спустя два часа потоплен торпедами крей­сера «Дорсетшир» (10.36 27 мая 1941 г.). Нес­мотря на то что самолеты использовались в во­енно-морских сражениях лишь для промежуточ­ных атак, опыт войны 1939-1945 гг. доказал бесполезность огромных линкоров и крайнюю не­обходимость в авианосцах. Помимо использова­ния авиации во второй мировой войне стало возможным определять местонахождение против­ника при самой плохой видимости днем и ночью. Использование радара британским флотом пов­лекло за собой гибель трех итальянских крейсе­ров: «Пола», «Зара» и «Фьюме» в ночь на 28 марта 1941 г. «Зара» и «Фьюме» были посланы в помощь «Пола», который пострадал от двух тор­пед во время воздушного налета. Итальянские крейсера оказались неподготовленными к бою, потому что не были оборудованы для ведения огня ночью. Без колебаний они вошли в зону орудийного огня британских линкоров, которые, определив с помощью радара их местонахожде­ние, спокойно поджидали, пока противник достиг­нет позиции, наиболее подходящей для артобстре­ла. Использование радара противниками немцев было одной из причин того, что немецкие под­водные лодки проиграли войну за торговые пути в Атлантике. Между прочим, до введения радара подводные лодки оставались практически невиди­мыми. В течение дня они находились в подвод­ном положении и всплывали только ночью, (что­бы перезарядить электробатареи,) когда челове­ческий глаз был не в состоянии их разглядеть. Напротив, радар мог устанавливать местонахож­дение подводных лодок, что позволяло атаковать их с воздуха, особенно по возвращении - на коротком расстоянии между Атлантикой и побе­режьями Франции и Германии.

Лейте - филиппинский остров, вокруг которого развернулась одна из самых тяжелых и масштабных морских битв.

Американские и австралийские корабли начали бой против японского флота, который находясь в патовой ситуации провел атаку с четырех сторон, используя в своей тактике камикадзе - японские военные шли на самоубийство с целью нанести как можно больший урон противнику. Это последняя крупная операция для японцев, к моменту ее начала уже потерявших стратегическое преимущество. Однако силы союзников все равно одержали победу. Со стороны Японии погибли 10 тысяч человек, однако из-за работы камикадзе серьезные потери понесли и союзники - 3500. Кроме того, Япония потеряла легендарный линкор Musashi и едва не потеряла другой - Yamato. При этом шансы на победу у японцев были. Однако из-за использования плотной дымовой завесы, японские командиры не могли адекватно оценить силы противника и не решились бороться «до последнего бойца», а ретировались.

Сражение в Лейте - одна из самых тяжелых и масштабных морских битв

Переломный момент для американского флота на Тихом океане. Серьезная победа на фоне страшного бедствия начала войны - Перл-Харбора.

Мидуэй находится в тысяче милей от Гавайских островов. Благодаря перехваченным переговорам японцев и разведданным, полученным в результате полетов американской авиации, командование США заранее получило информацию о готовящемся нападении. 4 июня вице-адмирал Нагумо отправил на остров 72 бомбардировщика и 36 истребителей. Эскадренный миноносец американцев поднял сигнал об атаке противника и, выпустив облако черного дыма, атаковал самолеты из зенитных орудий. Битва началась. Авиация США тем временем взяла курс на японские авианосцы, в итоге 4 из них были потоплены. Япония потеряла также 248 самолетов и около 2,5 тысяч человек. Потери американцев скромнее - 1 авианосец, 1 эсминец, 150 самолетов и около 300 человек. Приказ о прекращении операции поступил уже в ночь на 5 июня.

Битва у атолла Мидуэй - переломный момент для американского флота

В результате поражения в кампании 1940 года Франция заключила соглашение с нацистами и стала частью оккупированных территорий Германии с самостоятельным формально, но подконтрольным Берлину вишистским правительством.

Союзники стали опасаться, что французский флот мог перейти Германии и уже через 11 дней после французской капитуляции провели операцию, которая надолго станет проблемой в союзных отношениях Великобритании и той Франции, которая сопротивлялась нацистам. Она получила название «Катапульта». Британцы захватили корабли, стоявшие в британских портах, силой выставив с них французские команды, что не обошлось без столкновений. Разумеется, союзники восприняли это как предательство. Еще страшнее картины разворачивались в Оране, командованию кораблей, стоявших там, был направлен ультиматум - передать их в управление британцам или потопить. В итоге их потопили британцы. Все новейшие линкоры Франции были выведены из строя, погибли более 1000 французов. Правительство Франции порвало с Великобританией дипломатические отношения.

В 1940 году правительство Франции стало подконтрольно Берлину

«Тирпиц» - второй линкор типа «Бисмарк», один из мощнейших и самых устрашающих военных кораблей немецких сил.

С момента его принятия на вооружение британские ВМС начали за ним настоящую охоту. Первый раз линкор был обнаружен в сентябре и в результате атаки британских самолетов превратился в плавучую батарею, лишившись возможности участвовать в морских операциях. 12 ноября скрыть корабль уже не удалось, в корабль попали три бомбы Tallboy, одна из которых привела к взрыву на его пороховом складе. Тирпиц затонул у Тромсё буквально через несколько минут после этой атаки, погибли около тысячи человек. Ликвидация этого линкора означала фактически полную морскую победу союзников над Германией, что позволило высвободить военно-морские силы для использования в Индийском и Тихом океанах. Первый же линкор этого типа «Бисмарк» наделал куда больше бед - в 1941 году он потопил британский флагман и линейный крейсер «Hood» в Датском проливе. В результате трехдневной охоты за новейшим кораблем он также был потоплен.

«Тирпиц» - один из самых устрашающих военных кораблей немецких сил

Морские сражения Второй мировой войны отличаются от предыдущих тем, что они уже не являлись чисто морской битвой.

Каждое из них было комбинированным - при серьезной поддержке авиации. Частью кораблей были авианосцы, позволявшие обеспечить такую поддержку. Нападение на Перл-Харбор на Гавайских островах было совершено с помощью палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Нагумо. Ранним утром 152 самолета атаковали базу ВМС США, застав врасплох ничего не подозревавших военных. В нападении приняли участие и подлодки Японского императорского флота. Потери американцев были колоссальными: около 2,5 тысяч погибших, потеряны 4 линкора, 4 миноносца, уничтожено 188 самолетов. Расчет при столь яростной атаке был на то, что американцы падут духом, а большая часть флота США будет уничтожена. Не случилось ни того, ни другого. Нападение привело к тому, что сомнений для американцев насчет участия во второй мировой не осталось: в этот же день Вашингтон объявил войну Японии, а в ответ Германия, находящаяся с Японией в союзе, объявила войну США.

Морские сражения Второй мировой войны не являлись чисто морской битвой

Ну, как всегда, я опять вспомнил про свой заброшенный ЖЖ спустя полгода. Стать более дисциплинированным - моя важнейшая задача сейчас, и она складывается из таких вот небольших вещей, как ведение ЖЖ. Но, с другой стороны, за эти полгода произошло такое… нет,ТАКОЕ!Впрочем, об этом постараюсь как можно быстрей рассказать в следующем посте. А пока вспомнил про давно отложенные фотографии морских боёв Второй Мировой.

Артиллерийских боёв кораблей в ней было не меньше, чем в Первой, да и техника фотосъёмки к тому времени значительно шагнула вперёд. Но…фотографий боёв по-прежнему мало. Почему? Дело тут, наверно, в том, что сами бои стали более скоротечными и непредсказуемыми, и подготовиться к съёмке было особенно и некогда. В редких случаях, когда к этому специально готовились, результат давно и хорошо известен. Наиболее известный из них - операция «Рейнубюнг», рейд «Бисмарка». Да и то снимки сохранились потому, что материал предусмотрительно переправили на «Принц Ойген», перед тем, как немецкие корабли разделились в океане, чтобы больше не встретиться… Превратности войны. А противоположный случай - гибель архива японского ВМФ в Нагасаки - никто не знает, сколько бесценных материалов сгорело в огне ядерного взрыва! Вообще, по кампании на Тихом океане, как известно, большинство фотографий или сделано с воздуха, или отражают бои кораблей с воздушным противником. И ещё один момент. Многие фотографии это… части киносъёмки. Чаще всего тоже уцелевшей.

Начнем, как говорится, с начала… С Вестерплатте. Первыми залпами войны были залпы старого броненосца «Шлезвиг-Гольштейн» по береговым польским укреплениям. Здесь немцы хорошо подготовились, даже киносъёмка сохранилась. Вид практически мирный, непонятно, что это, стреляют? Впрочем, так оно и было.

Это фото - реальный цвет или покрашенное?

А вот с борта самого линкора:


Итак, война началась. Одной из первых крупных операций флота в ней стала норвежская операция, а одним из самых её драматических эпизодов стал подвиг английского эсминца «Глоуорм», в одиночку схватившегосяс тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» 8 апреля 1940 года. Фото запечатлели последние моменты боя, когда эсминец, прикрываясь дымовой завесой, идет на таран,

И уже тонущий:


Через окуляр дальномера «Хиппера»:


Тем временем в Норвегии разворачивались другие сражения. Из их фотоснимков пока мне известны снимки второго боя за Нарвик 13 апреля, сделанные английской стороной:

«Уорспайт» ведет огонь в Уфут-фьорде:


Бойэсминцев, снято с англ. Самолета (что-то смутное, трудно сказать конкретно)



А эти фото с киносъёмки - потопление английского авианосца «Глориес» немецкими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в Норвежском море 8 июня 1940 года. Разумеется, немецкая кинохроника скромно умолчала о последующей атаке линкоров эсминцами охранения «Ардент» и «Акаста», завершившейся неприятным для немцев попаданием торпеды «Акасты» в кормовую часть «Шарнхорста».



Огонь "Шарнхорста"

И «Гнейзенау»:

Эсминцы прикрывают «Глориес» дымзавесой:

Но это не помогает



"Ардент" потоплен...

А за ним - и сам «Глориес»:


А теперь - атака «Акасты» - её триумф и гибель:

Теперь перенесёмся в Африку - в Алжир. Мерс-эль-Кебир - это название сразу говорит за себя многое для военных историков, любителей военной истории… Большинство снимков этого боя - тоже кадры кинохроники.

Мерс-эль-Кебир под огнем английской эскадры:


Взрыв снаряда у ЛК «Бретань»


Залпы кучно ложатся за кормой «Прованса» и «Страсбурга», который уже дал ход:


«Страсбург» выходит из гавани:


Ещё одно фото выхода «Страсбурга» под огнём:



Выйдя из гавани, линкор развил ход и открыл огонь:

И вслед за ним эсминцы и лидеры идут на прорыв



Эта фотография иногда атрибутируется как «английские линкоры «Худ» и «Вэлиант»под ответным огнем французских кораблей в Мерс-эль-Кебире». На мой взгляд, больше похоже на падение авиабомб. Если кто в курсе, прошу подсказать, что в точности отображает эта фотография:


А спустя 6 дней после Мерс-эль-Кебира состоялось первое боевое столкновение английских и итальянских линейных сил - бой у мыса Пунта-Стило. Сам по себе малопримечательный, он,однако, удостоился запечатления итальянской стороной на кинопленку, что дает нам отличный шанс увидеть бой линейных сил, что называется, изнутри, глазами его участника. Кинокадры разошлись на фотографии, попавшие даже в советские книги по истории Второй Мировой войны.

Пожалуй, самая известная из них - «Конте ди Кавур» ведет огонь. Снято с борта «Джулио Чезаре»:


Ещё раз:


А теперь - наоборот, «Чезаре» с «Кавура»:


И - со стороны, с эсминцев, благоразумно державшихся в стороне от «битвы гигантов»:


Неудача в этомсражении привела к утере итальянцами господства на собственном морском театре и утере флотом самого боевого духа. Посему столь масштабных съёмок морских операций они больше не производили. Но все же снимали. Например, б бою у мыса Теулада 27 ноября 1940 г.

Итальянские тяжелые крейсера под огнем:

Тяжелый крейсер «Фиуме» ведет огонь по английским крейсерам:


«Манчестер» и «Шеффилд» ведут огонь:


«Витторио Венето» и «Джулио Чезаре» в бою у Спартивенто:

Это было одно из сражений с переменным успехом, ограничивающее инициативу английского флота в операциях в проводке конвоев.

Наступил 1941 год, и самым известным из сражений, в том числе в интересующем нас плане, стала операция «Рейнубюнг» - первый и единственный рейд немецкого линкора «Бисмарк». Подготовка к рейду была по-немецки основательной, и на линкор были командированы корреспонденты и кинооператоры. Был отснят фильм, в том числе и в бою в Датском проливе, но… Часть материалов переправили на «Принц Ойген», и он благополучно «довез» их в Брест, благодаря чему мы и можем сейчас их видеть. Киноматериалы же остались на «Бисмарке», и, когда стало ясно, что линкор с выведенными из строя рулями скоро будет настигнут главными силами английского флота, их попытались отправить во Францию на бортовом гидросамолёте. Но катапульта оказалась поврежденной в бою, что сразу не заметили, и «Арадо» упал в море. Данные фотографии, в принципе, уже широко растиражированы. Но постоянно появляется что-то новое.


Снаряды«Принца Уэльского» стали накрывать «Принца Ойгена»:


И тогда «Принц Ойген» уступил место «Бисмарку» впереди:
Английские корабли под огнём (слева «Принц Уэльский, справа - «Худ» под накрытием):
Ключевой момент боя - гибель «Худа»:

Увеличенное фото агонии корабля с указанием деталей:



Поврежденный «Бисмарк» (заметен дифферент на нос) продолжает вести огонь по «Принцу Уэльскому», заставив его выйти из боя:

А 27 мая в 08:00 по поврежденному и почти недвижимому «Бисмарку» открыли огонь английские линейные корабли и крейсера. Фотографии этого боя, ставшего фактически расстрелом немецкого линкора, сделаны уже английской стороной, причем на значительном отдалении, а не с кораблей -участников боя, как было у немцев и итальянцев. Но наверняка и фотографии боев с английских кораблей есть, вряд ли это объясняется особенностями характера или чем-то подобным. По мере нахождения таких снимков постараемся их опубликовать.

Всплески от снарядов «Роднея» и «Кинг Джордж V » ложатся рядом с «Бисмарком»:



Конец боя. «Родней» ведет по «Бисмарку» огонь с дистанции прямого выстрела:

Горящий и тонущий «Бисмарк»:

Фотографий позднейших крупных боев на европейско-атлантическом ТВД я не нашел. Мало снимков артиллерийских боёв и на тихоокеанском ТВД. Эти снимки представлены американской стороной - по понятным причинам. Соответственно, фотографий боёв на первом этапе войны, когда инициативой владели японцы, нет или почти нет. То, что японцы не снимали, сомнительно (вспоминая снимки времен русско-японской войны!) Ну, и сам и морские бои второго этапа войны

(примерно до ноября 1944 года) - были скоротечными и часто неожиданными для обеих сторон, иногда происходили ночью.

Таким был и бой у острова Саво, одного из Восточных Соломоновых островов. В августе 1942 года американцы и их союзники начали высадку на островах, и японцы предприняли меры противодействия. Японское соединение в ночь с 8 на 9 августа вошло в пролив между островами и атаковало соединение прикрытия десанта, в результате потопив 4 тяжелых крейсера и повредив ещё один и два эсминца. На снимке (очень известном) - горящий и погружающийся в воду американский тяжелый крейсер «Куинси», пораженный торпедами и артиллерией японских крейсеров:


А на этом, не менее известном, с крейсера «Тёкаи» - крейсера союзников «Австралия», «Канберра», «Чикаго», освещенные прожекторами японцев и осветительными бомбами, с гидросамолетов. Кстати, вот фото «Тёкаи», ведущего огонь - не в том бою, конечно, а ещё в 1933-м году, просто картинка к месту пришлась:


С 12 по 15 ноября 1942 года у острова Гуадалканал состоялись два решающих морских (именно классических) сражения в этой кампании, после которых перевес в ней окончательно склонился на сторону американцев и их союзников. Оба боя происходили ночью (такова была тактика японцев, стремившихся избегать дневной активности из-за превосходства союзной авиации). Снимков боя практически неизвестно, кроме одного - стрельба лк «Вашингтон» по «Киришиме» во втором бою в ночь с 14 на 15 ноября, в результате которой японский линкор был выведен из строя, и, в дальнейшем, покинут экипажем и затонул.



Ну и, наконец последним крупным (можно даже сказать, самым крупным)морским сражением на сегодняшний день была и остается битва в заливе Лейте. Сама она состояла из нескольких морских боёв, в том числе артиллерийских. Фотографии американские, хотя, на японских кораблях также были те, кто фотографировал. И хотя съемки японцами своих кораблей перед сражением есть, снимков самих боем японцами пока я не видел. Вряд ли, учитывая положение японцев в этом сражении, им было до съёмок.

Ночью 25 октября состоялся бой в проливе Суригао, в результате которого «соединение С» адмирала Нисимуры было полностью уничтожено. Бой происходил ночью и был довольно скоротечным. На фотографиях мало что можно различить, кроме этой:


Правда, этот силуэт больше напоминает не участвовавшие в этом бою линкоры типа «Исе», да и снимок ли это ещё, сложно сказать. Взято из книги Антони Тулли.

А это - подтверждённый снимок. Линкор «Вест Вирджиния» ведёт огонь по японскому соединению:

Огонь американских крейсеров оперативной группы 77.2:

Утром 25 октября в бой вступили главные силы японского флота, во главе с его флагманом - крупнейшим в мире линкором «Ямато». Но целью его стали всего-навсего эскортные авианосцы «Уайт плейнз» и «Сент Лоу». Американские летчики, атакуя «Ямато», сделали снимок ведущего огонь японского флагмана:



Эсминцы прикрытия контратаковали противника, понеся тяжелые потери (на снимке - «Джонстон», «Хоел»,» Хеерман» под огнем:



Тем временем японские крейсера, обойдя американские авианосцы с севера, открыли огонь, потопив «Гамбиер бей» и повредив остальные. Японский крейсер (отмечен кружочком) расстреливает «Гамбиер бей»:



Ещё одно фото:



Слева - «Гамбиер бей», справа - «Киткин бей» под огнем японских крейсеров:

«Гамбиер бей» - совсем близко:

Несчастный «Гамбиер бей» был-таки потоплен, но сопротивление эсминцев и пилотов самолетов с авианосцев привело к отходу главных японских сил. Конечно, причины отхода были не только в этом, но все же это сражение показало и то, что бой авианосцев и артиллерийских кораблей без авиаприкрытия для последних теперь бесперспективен.

Финалом сражения в заливе Лейте стал бой у мыса Энганьо, в котором были уничтожены последние японские авианосцы, находившиеся в строю. Поскольку у американцев было полное превосходство в силах, особенно в воздухе, бой превратился, по сути, в охоту за японскими кораблями соединения Одзавы(не очень удачную, кстати). На снимке: огонь крейсера «Мобиле» по эсминцу «Хатсулзуки»:



А вот линкору «Исе» (на снимке, ведет огонь) удалось вернуться в базу почти невредимым:

На этом эпоха крупных морских артиллерийских боёв закончилась. До конца войны, и после, такие бои ещё происходили. Да и, возможно, в будущем все может быть - ведь артиллерия - неотменный признак сегодняшнего корабля - катера, корвета, фрегата, эсминца, крейсера… И калибр её растет. Самый перспективный на сегодня корабль, находящийся в постройке - американский эсминец «Зумвольт» - оснащён 155-мм артустановкой с управляемыми снарядами. Так что морские артиллерийские бои ещё могут иметь место в будущем. Хотя лучше бы никогда больше их не было. Ни артиллерийских, ни ракетных. Никаких.

В знак памяти трех великих побед российского флота - Гангут, Чесма, Синоп - русские матросы на своих гюйсах* традиционно носят три белые полоски.

*Гюйс - большой синий воротник на форменке - матросской верхней суконной или полотняной рубахе.

ГАНГУТСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

Морское сражение Великой Северной войны 1700-1721гг, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714г. у мыса Гангут (ныне Ханко) между русским флотом под командованием адмирала Ф.М.Апраскина и императора Петра I и шведским флотом вице-адмирала Г.Ватранга. Гангут - первая крупная победа русского флота. Она подняла дух войск, показав, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Захваченные шведские корабли были доставлены в Петербург, где 9 сентября 1714г состоялась торжественная встреча победителей. Победители прошли под триумфальной аркой. Петр I высоко оценил победу у Гангута, приравняв её к Полтавской. 9 августа в честь этого события в России официально установили праздник - День воинской славы.

ЧЕСМЕНСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

Морское сражение в Эгейском море у западных берегов Турции 24-26 июня (5-7 июля) 1770г. между русскими и турецкими флотами завершилась полной победой русского флота над противником, который по численности кораблей вдвое превосходил русскую эскадру, но практически полностью был уничтожен. Победа была достигнута благодаря правильному выбору момента для нанесения решающего удара, внезапности атаки в ночное время, хорошо организованному взаимодействию сил, а также высоким морально-боевым качеством личного состава и флотоводческому искусству адмирала Г.А.Спиридова, который смело отказался от шаблонной линейной тактики, господствующей в то время в западноевропейскоих флотах. Всю Европу потрясла победа россиян, которая была достигнута не числом, а умением. Сегодня в Санкт-Петербурге открыт военно-морской музей, посвященный победе при Чесме.

СИНОПСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

Морское сражение 18 (30) ноября 1853 г. между русской эскадрой под командованием вице-адмирала П.С.Нахимова и турецкой эскадрой под командованием Осман-паши. Турецкая эскадра направлялась к побережью Кавказа дял высадки крупного десанта. По пути она укрылась от непогоды в Синопской бухте. Здесь ее блокировал российский флот. Однако турки и их английские инструкторы не допускали мысли о нападении русских на защищенную сильными береговыми батареями бухту. Однако русские корали столь стремительно вошли в бухту, что береговая артиллерия не успела нанести им существенный урон. В течение четырехчасового боя артиллерия выпустила 18 тыс.снарядов, которые почти полностью уничтожили турецкий флот. Синопская победа стала итогом полтора-вековой истории русского парусного флота, поскольку этот бой стал последним крупным морским сражением эпох парусных кораблей. Своей победой русский флот завоевал полное господство на Черном море и сорвал турецкие планы по высадке десанта на Кавказ.