Новый английский авианосец. Эксперты оценили неполадки в новейшем авианосце вмф великобритании

Авианосец Queen Elizabeth наконец-то вышел в море из дока в Шотландии, . Над крупнейшим в истории английского флота кораблем поднят флаг Великобритании, но окончательно в состав ВМС он войдет лишь в конце нынешнего года, после длительных ходовых испытаний, которые продлятся более двух месяцев.Решение о строительстве авианосцев в Лондоне приняли еще во время войны за Фолклендские острова, когда стало понятно, что без крупной авианосной ударной группы успешно вести боевые действия вдали метрополии достаточно сложно. Наличие трех малых авианосцев в составе Королевского флота показалось недостаточным, хотя англичанам тогда, в 1982 году, удалось отвоевать у Аргентины Фолклендские (Мальвинские) острова, в том числе благодаря своему флоту. Свои тяжелые авианосцы англичане стали строить лишь в 2007 году, и только теперь первый из них вышел в первую учебную «автономку», которая подразумевает поход через Атлантику к берегам США. Судьба брата-близнеца - аналогичного по классу авианосца Prince of Wales, который был заложен, но так и не спущен на воду, пока не известна. Его хотят продать какой-либо из стран НАТО, но из-за дороговизны потенциальных покупателей пока не найдено.Королевский флот Великобритании, в отличие от US NAVY, ставку на авианосцы никогда не делал и довольствовался небольшим количеством этих кораблей. Лондон опирался на возможности своего американского союзника по Североатлантическому альянсу, у которого на сегодняшний день в строю 11 авианосцев (в основном проекта Nimitz, одного действующего и одного строящегося Ford). Тем не менее в Лондоне приняли решение о создании собственных авианосных ударных групп, которые смогут автономно действовать в любых регионах Мирового океана. Пока успешно заканчивается лишь проект с авианосцем Queen Elizabeth, но и его появление в составе британского флота существенно усилит боевой потенциал последнего.

«Любой авианосец сам по себе - груда дорогого плавающего металла с многотонным водоизмещением, - считает эксперт капитан 1-го ранга Виктор Макаров. - По сути, это плавающий аэродром, внушительный по размерам, но в боевом плане не представляющий особой опасности. Вооружение авианосца - это лишь системы ПВО, радиус действия которых незначительный, по крайней мере, на американских кораблях и, как видно из характеристик, на английском тоже. Другое дело - его авиакрыло, которое состоит из 30-40 истребителей, легких транспортных самолетов, вертолетов. Собственно, они и являются главной ударной силой, которую можно по морю доставить практически в любую точку планеты.

При этом каждый авианосец должен иметь солидную «свиту в своем сопровождении, входящую в авианосную ударную группу». «А это как минимум крейсер, подводная лодка и не менее четырех эсминцев и фрегатов, а также кораблей снабжения, в составе которых и танкер, и медицинское судно. В данном случае Королевский флот едва ли не половиной своего состава будет сопровождать новый авианосец. Если появится второй, то в случае выхода в море обоих берега Великобритании прикрыть будет некому. Тем более если принять во внимание сообщения самих английских СМИ, которые пишут о бедственном состоянии своей эскадры, когда большая часть боевых кораблей и субмарин не может выйти в море. Возможно, что англичанам придется использовать свой авианосец в составе американской корабельной группы, но тогда сам принцип создания подобной посудины не совсем понятен, а экономически так и вовсе не оправдан», - добавляет Макаров.

Тем не менее Queen Elizabeth производит впечатление даже на людей, которые видели ее лишь на фотографиях: 284 м в длину и 70 м в высоту (если мерить от киля). Это как три футбольных поля, как любят для образности сравнивать эксперты. Ну а дальше уже идут технические параметры, которые также поражают своими размерами и характеристиками, среди которых, скажем, гурманов поразит наличие четырех столовых (камбузов), способных прокормить полторы тысячи человек.Водоизмещение этого авианосца составляет 70 600 тонн. Он оборудован палубой с трамплином и двумя самолетоподъемниками, которые способны поднимать из девяти ангарных палуб по одному самолету в минуту, которых на борту может разместиться до 50 единиц. Основная боевая авиационная единица - истребитель F-35B Lightning, предпочтение которому было отдано перед легкими самолетами английского производства. Отказавшись от ядерной энергетической установки из-за ее высокой стоимости, на авианосце установили две газотурбинные установки общей мощностью 48 000 л. с. и четыре дизель-генератора, вырабатывающие общее количество энергии до 20 МВт (27000 л. с.), способные разогнать авианосец до 25 морских узлов. Дальность плавания при этом составляет 10 тысяч морских миль.Специалисты утверждают, что при строительстве этого английского авианосца использовались самые передовые технологии, в том числе с использованием энергоемкости. Экипаж Queen Elizabeth составляет 670 человек, что существенно меньше, чем на американских авианосцах. Сокращено время подачи как самих самолетов и вертолетов на палубу, так и боеприпасов из погребов. Отмечается, что даже обеспечение личного состава едой значительно ускорено - обед укладывается в 30 минут для всего экипажа. Про комфорт тоже не забыли: для матросов и офицеров предусмотрены удобные кубрики и каюты, есть три спортзала, медицинский пункт с хирургическим и стоматологическим кабинетами.

«Применение нового английского авианосца, скорее всего, будет приемлемо в ближайшие годы разве что в Средиземном море, - считает Виктор Макаров. - Север не подходит, равно как и Тихий океан, куда не потащишь эскадру сопровождения, да и до берегов Индии далековато. Остается Атлантика с африканскими берегами, Красное море для контроля над Суэцким каналом. Возможно, что англичане будут его заводить и в Черное море. Но это ловушка - тут его изрешетит Черноморский флот корабельными и береговыми комплексами. Queen Elizabeth - скорее корабль престижа для Великобритании, которая подспудно страдает от потери своего статуса "владычицы морей" и пытается показать свою роль в мировом господстве».

Авианосец носит самолеты. И для Queen Elizabeth ударная мощь - это именно истребители-бомбардировщики F-35B, которые идеально подходят для палубного базирования. Подобных самолетов в Великобритании на сегодняшний момент насчитывается лишь десяток, и, значит, предстоят новые закупки, учитывая, что авианосец вместит от 40 до 50 воздушных машин. Но и к ним уже сейчас есть масса нареканий, в том числе по системе невидимости «стелс», которая оказалась не столь эффективной. По крайней мере, российские и китайские средства ПВО этот самолет очень даже хорошо видят.

Можно внести легкую долю иронии в оценку Queen Elizabeth: авианосец модный, современный, «на полном фарше», но какой-то бесполезный. По крайней мере, в короне Королевского флота он будет смотреться одиноко и нелепо.

МОСКВА, 29 июн — РИА Новости. В Минобороны посмеялись над словами британского министра обороны Майкла Фэллона о том, что Россия будет завидовать новому авианосцу ВМС Великобритании "Королева Елизавета". По словам представителя военного ведомства Игоря Конашенкова, корабль представляет собой лишь "удобную морскую мишень".

В понедельник новейший британский авианосец отправился в свое первое плавание. Корабль не покидал док с 2009 года, когда началось строительство.

"Королева Елизавета" — крупнейший корабль в истории военно-морских сил Великобритании. Водоизмещение авианосца составляет 65 тысяч тонн, а стоимость, по некоторым данным, достигает 3,5 миллиарда фунтов стерлингов.

Авианосец назван в честь королевы Елизаветы I, которая правила с 1558 по 1603 год.

Восторги Фэллона

Во вторник британский министр дал интервью The Telegraph , в котором не скрывал гордости за новый корабль.

Фэллон сравнил "Королеву Елизавету" с "Адмиралом Кузнецовым". При этом чиновник назвал российский авианосец "обветшавшим".

"Я думаю, русские будут смотреть на этот корабль с долей зависти", — заявил министр журналистам.

Глава оборонного ведомства добавил, что российские военные намерены "следить" за "Королевой Елизаветой". Руководство королевских ВМС уже пообещало использовать фрегат или эсминец в качестве эскорта для авианосца, а также поднимать с береговых баз вертолеты для поиска субмарин.

Ответ Минобороны

Игорь Конашенков, отвечая на слова британского министра, обвинил его в некомпетентности.

"Заявления главы британского военного ведомства Майкла Фэллона относительно превосходства внешней красоты нового авианосца над российским авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов" демонстрируют откровенное незнание им военно-морской науки. И прежде всего сути отличий "авиаматки", которым де-факто является британский авианосец, от авианесущего крейсера проекта 1143.5 "Адмирал Кузнецов", — отметил российский генерал.

По его словам, британский авианосец способен лишь выпускать самолеты, находясь в окружении боевых кораблей, судов обеспечения и подводных лодок.

"Поэтому, в отличие от авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", оснащенного зенитным, противолодочным и, самое главное, противокорабельным ракетным вооружением "Гранит", британский авианосец — всего лишь удобная крупногабаритная морская цель", — подчеркнул представитель Минобороны.

Нельзя сравнивать

Эксперт Центра стратегической конъюнктуры Олег Пономаренко заявил, что сравнивать российский "Адмирал Кузнецов" с "Королевой Елизаветой" некорректно.

"Это чисто политический момент: Великобритания построила новый корабль. Но прямое сравнение этих двух кораблей некорректно — не выходят они никогда один на один. Поэтому сталкивать их лбами, с военной точки зрения, неправильно", — сказал Пономаренко в эфире радио Sputnik.

Политолог также призвал британского министра говорить не о "красоте" кораблей, а об их боевых качествах.

"Наш крейсер обладает большей независимостью и на порядок лучше защищен в случае, если по какой-то причине эскортные корабли не смогут выполнять свои задачи: порядка 200 ракет размещено на "Адмирале Кузнецове" и еще 200 ракет ближнего действия — на комплексе "Кортик", плюс 12 ударных ракет — на случай, если понадобятся. Это очень серьезное вооружение. У "Королевы Елизаветы" есть подобные комплексы, но запас ракет несущественный. Это корабль для локальных конфликтов", — подчеркнул Пономаренко.

Проблемы "Королевы Елизаветы"

Эксперт: в заявлениях НАТО о России появилась новая тенденция Невозможно отрицать значительный прогресс, которого добилась РФ в военной сфере, заявил глава военного комитета НАТО Петр Павел. Эксперт Игорь Николайчук в эфире радио Sputnik расценил это заявление как миролюбивое признание.

The Telegraph выяснила, что у "гордости" британского флота хватает технических проблем. Особую тревогу у журналистов вызвала устаревшее программное обеспечение, которое используют моряки.

Издание пишет, что в диспетчерской комнате корабля на компьютерах установлена операционная система Windows XP. При этом корпорация Microsoft уже прекратила поддержку этой ОС: во время атаки вируса-шифровальщика Wannacry больше других пострадали именно пользователи Windows XP.

Перспективы "Адмирала Кузнецова"

Накануне заместитель главкома ВМФ России по вооружению Виктор Бурсук рассказал, что единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов" пройдет модернизацию, работы начнутся в 2018 году.

По словам вице-президента Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игоря Пономарева, предприятия ОСК готовы выполнить необходимую модернизацию.

"На ремонт ТАВКР (тяжелого авианесущего крейсера. — Прим. ред.) "Адмирал Кузнецов" контракта у нас пока нет. Есть представление по объему работ, и наши предприятия к ним готовы. После обновления крейсер может прослужить еще не менее 20 лет", — заявил он во время международного Военно-морского салона (МВМС-2017).

Авианосцы типа «Куин Элизабет»
Queen Elizabeth class aircraft carriers

«Куин Элизабет»

Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Предшествующий тип "Инвинсибл "
Годы постройки 07.07.2009
Запланировано 2
Строится 2
Основные характеристики
Водоизмещение 70,600 т (полное)
Длина 284 м
Ширина 73 м (макс.)
39 м (ватерлиния)
Высота 56 м
Осадка 11 м
Двигатели 2 газовые турбины Rolls Royce MT30
Мощность 2X53 000 л. с. (2X39 МВт)
Скорость хода 25 узлов (макс.)
15 узлов (эконом.)
Дальность плавания 10 000 морских миль на скорости 15 узлов
Экипаж 600 человек,
900 человек авиагруппы
Вооружение
Авиационная группа 40 самолётов и вертолётов:
36 F-35C
вертолёты ДРЛО
Изображения на Викискладе

Авианосцы типа «Куин Элизабет» , также «Королева Елизавета» (англ. Queen Elizabeth class carriers ) - английские авианосцы , известные также под кодовым названием CVF (Future Aircraft Carrier, «Будущий авианосец»), строящиеся на замену ныне исключённым лёгким авианосцам типа «Инвинсибл» . В настоящее время в постройке находятся два авианосца (HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales).

В мае 2011 года появилась информация о возможном переименовании второго корабля этого класса, «Принс оф Уэльс», в «Арк Роял». Учитывая, что данное имя необычайно дорого для Королевского флота Великобритании (в разное время, с конца XVI века, его несли 5 кораблей , четыре из которых были авианосцами) это весьма вероятно, хотя и практика менять имя уже построенному кораблю «неслыханна» .

Эти корабли должны стать крупнейшими кораблями, когда-либо построенными для Королевского флота.

Подрядчики

В январе 2003 года Министерство обороны Великобритании объявило, что главным подрядчиком строительства авианосцев выступит английская компания BAE Systems , а ключевым поставщиком - французская Thales UK , которые заключили между собой партнёрское соглашение, известное как Future Carrier Alliance .

В феврале 2005 года в альянс вошла компания Kellogg, Brown & Root UK (KBR), которая выполняет функции интегратора и отвечает за оптимальную стратегию производства. В том же году в альянс вошли компании VT Group и Babcock.

В декабре 2005 года Министерство обороны одобрило финансирование первого этапа строительства, который включает разработку детального проекта. В 2006 году проект получил одобрение Были распределены производственные мощности, участвующие в постройке: 60 % работы выполнят 4 английские верфи - верфь Говэн компании BAE Systems (секция корпуса № 4); верфь Бэрроу той же компании (секция № 3); BVT Portsmouth (секция № 2); Babcock Appledore and Rosyth (носовая секция № 1). Компания Babcock отвечает за окончательную сборку секций.

В апреле 2006 года были заключены контракты с членами альянса: KBR, BAE Systems Naval Ships, Thales UK, VT Group, Babcock и BAE Systems.

В июле 2007 года Министерство обороны одобрило финансирование второго этапа строительства в объёме более 3 млрд фунтов. В это же время BAE Systems and VT Group объявило о предстоящем создании 1 июля 2008 года совместного предприятия BVT Surface Fleet Ltd., которому предстояло выполнить роль главного подрядчика. 3 июля 2008 года Министерство обороны подписало контракт с BVT и другими членами альянса на строительство двух авианосцев. Первые технологические операции были произведены на верфи Babcock Rosyth в 2009 году. Производственная программа была распределена следующим образом: 60 % работы выполняют 4 английские верфи - верфь Говэн компании BAE Systems (секция корпуса № 4); верфь Бэрроу той же компании (секция № 3); BVT Portsmouth (секция № 2); Babcock Appledore and Rosyth (носовая секция № 1). Компания Babcock отвечает за окончательную сборку секций.

Остальные 40 % производственной программы были распределены между мелкими подрядчиками. Компания BAE Systems Insyte (в прошлом - Alenia Marconi Systems) отвечает за поставку БИУС системы C4IS; BMT Defence Systems - корабельные устройства; EDS - системная интеграция, системы жизнеобеспечения; Lockheed Martin - программный менеджмент, оборудование; QinetiQ - компьютерное моделирование и тестирование; Rolls-Royce - двигательная установка; Strachan & Henshaw - системы утилизации, складирование боеприпасов; Swan Hunter - монтаж; VT Group - корабельные устройства, монтаж, системы жизнеобеспечения. Компания Brand-Rex Limited of Scotland получила контракт на производство волоконной оптики. Управление проектом было поручено компании Alfred-McAlpine - IT Services, Fluid Transfer International - производство топливных систем, Salt Separation Services - осмотические опреснительные установки на 500 т воды в сутки. В январе 2008 года компания Babcoc получила 35 млн фунтов на модернизацию верфи. Был приобретён самый крупный в Великобритании мостовой кран «Голиаф».

Компания KBR, завершив своё участие в проекте на этапе проектирования, объявила о выходе из альянса.

В декабре 2008 года министерство обороны объявило, что планируемые сроки вступления в строй двух авианосцев (2014 и 2016 годы соответственно) будут отодвинуты на два года (2016 и 2018), чтобы увязать их со сроками поставки самолётов F-35B .

В январе 2009 года компания VT Group объявила о продаже доли в компании BVT Surface Fleet своему партнёру BAE Systems, с согласия Министерства обороны. 2 марта 2009 года производственная программа была перераспределена. Монтаж нижних блоков секций 3 и 4 был передан верфи BVT Clyde, а спонсоны - верфи Babcock Marine.

В декабре 2005 года Франция предложила Великобритании участвовать в разработке перспективного французского авианосца PA2 на базе проекта «Куин Элизабет». По договорённости с Великобританией, Франция оплачивала треть расходов этапа проектирования. Меморандум о намерениях был подписан в марте 2006 года. Решение о строительстве нового французского авианосца будет принято не ранее 2011 года.

В октябре 2010 года опубликована Стратегия национальной обороны и безопасности Великобритании согласно которой «Куин Элизабет» будет введен в состав флота в 2016 году на три года и будет использоваться как вертолетоносец. По окончании этого срока, корабль будет законсервирован или продан, так как был рассчитан на эксплуатацию СВВП F-35B от покупки которых Великобритания отказалась в октябре 2010 года в пользу модификации F-35C . Второй авианосец - «Принс оф Уэльс», оснащенный катапультой для старта самолетов F-35C - вступит в строй в 2018 году и два года, до получения Великобританией истребителей в 2020 году, не будет иметь собственной авиагруппы и будет принимать на борт самолеты американских и французских ВМС.

В настоящее время, в связи с решением Великобритании о покупке самолетов F-35B , ранее высказанные планы о продаже «Куин Элизабет» потеряли актуальность и оба корабля будут введены в строй как авианосцы с трамплинами.

Корпус

Разработка механических конструкций корабля была полностью автоматизирована. Средства компьютерного моделирования были разработаны компанией QinetiQ . Проектирование корпуса исходило из требуемого 50-летнего срока службы корабля. Особенностью корпуса было наличие трамплина, используемого для самолётов с укороченным взлётом. Поскольку срок службы самолётов F-35 составляет 20 лет, было решено оставить возможности для конверсии авианосца в гладкопалубный, рассчитанный на самолёты горизонтального взлёта. Корпус имеет девять палуб, не считая полётной. 85 000 т стали стоимостью 65 млн фунтов, необходимой для постройки двух авианосцев, поставляет компания Corus.

Предложения по мерам защиты (бортовая броня и бронированные переборки) были отклонены из-за недостатка средств.

Авиагруппа

Штатным самолётом «Куин Элизабет» будет истребитель 5-го поколения Lockheed Martin F-35C. Стандартная авиагруппа будет состоять из 40 машин, включая самолёты F-35C, вертолёты EH101 Merlin и вертолёты ДРЛО .

Авианосец рассчитан на 420 самолёто-вылетов в течение 5 дней с возможностью ночных операций. Максимальная интенсивность вылетов - 110 в течение 24 часов. Максимальная интенсивность взлёта самолётов составляет 24 самолёта за 15 минут, посадки - 24 самолёта за 24 минуты.

В настоящее время в качестве основной машины ДРЛО в ВМС Великобритании используется вертолёт the Sea King ASaC mk7. Применение самолётов ДРЛО на авианосце «Куин Элизабет» не предполагается. Контракты на проработку различных вариантов вертолётов ДРЛО получили в мае 2006 года компании Lockheed Martin UK (модернизация вертолёта EH101 Merlin), AgustaWestland (продление срока службы вертолётов the Sea King ASaC mk7) и Thales UK (разработка нового вертолёта ДРЛО на основе Sea King ASaC mk7). Наиболее вероятно, что будут использованы вертолёты Sea King с продлением их срока службы с 2017 до 2022 года.

Ангар размером 155 х 33,5×6,7 м будет вмещать до 20 самолётов и вертолётов.

Надстройки

В отличие от традиционных авианосцев, на «Куин Элизабет» предполагается установить две малых надстройки. В передней надстройке будут располагаться службы управления кораблём, на задней - управление полётами .

Преимущество архитектуры с двумя надстройками состоит в увеличении площади палубы, уменьшении турбулентных потоков воздуха, более гибкое распределение пространства на нижних палубах. Расположение служб управления полётами в задней части палубы предпочтительно, так как позволяет более полно контролировать такие критические фазы полёта, как заход на посадку и собственно посадка.

Электронное оборудование

На передней надстройке расположена трёхкоординатная РЛС дальнего воздушного обзора S1850M , а на задней -радар средней дальности нового поколения ARTISAN 3D диапазона E/F, разработанным компанией BAE Systems Insyte совместно с QinetiQ и предназначенным для замены радара типа 996 .

Системы опознавания «свой-чужой» заказаны компании Selex Communications в октябре 2007 года.

Палуба

Палуба авианосца обеспечивает одновременный взлёт и посадку самолётов . В передней части палубы расположен трамплин с углом возвышения 13°.

Использование катапульт и аэрофинишёров в первоначальном проекте не предполагалась, однако, в связи с решением предпочесть модификацию F-35 с горизонтальным взлетом и посадкой второй корабль этого класса «Принс оф Уэльс» будет оснащен катапультой и гидравлическим аэрофинишёром.

Палуба имеет три взлётные дорожки: две коротких длиной 160 м для взлёта F-35 и длинную (около 260 м) для тяжёлых самолётов. Площадь палубы составляет 13 000 м². В кормовой части палубы предусматривалась одна или две точки для вертикальной посадки F-35. Газоотбойники устанавливаются в начале каждой из двух коротких взлётных дорожек и, возможно, у стенки передней надстройки. Из ангара на полётную палубу и обратно самолёты перемещаются двумя 70-тонными бортовыми элеваторами компании McTaggart Scott. Один из них расположен между надстройками, второй - в корму от задней надстройки.

Компания QinetiQ совместно с ВМФ США проводит исследовательские работы по созданию электромагнитной катапульты для новой серии американских авианосцев типа «Джеральд Форд ». Ожидается, что эксплуатация 90-метровой катапульты потребует линейного электродвигателя мощностью 90 МВт. Выбор типа катапульты для возможной модернизации авианосца отложен до демонстрации прототипа.

В 2012 году по экономическим соображениям было решено вернуться к закупкам самолётов F-35B, отказавшись от идеи катапультного старта. Причиной была высокая стоимость электромагнитной катапульты.

Вооружение

В первоначальном проекте не предусматривается установка вооружения, в том числе средств ПВО самообороны, однако зарезервировано место под две 16-контейнерные установки вертикального пуска зенитных ракет «Астер» .

Двигательная установка

По решению министерства обороны на авианосце решено не использовать атомную двигательную установку ввиду её значительной стоимости. В качестве основного двигателя используется интегрированная электрическая двигательная система (Integrated Electric Propulsion, IEP) компании Роллс-Ройс. Контракт на поставку системы был заключён в октябре 2008 года .

Установка будет состоять из двух газовых турбин Rolls-Royce Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая и четырёх дизелей суммарной мощностью 40 МВт. Двигатели работают на генераторы, которые дают электроэнергию в общую низковольтную сеть корабля и питают два электродвигателя, которые вращают два гребных вала с винтами фиксированного шага. Дизели типа Wärtsilä 38 (по два 12-цилиндровых и два 16-цилиндровых для каждого корабля) заказаны в компании Wärtsilä Defence в декабре 2007 года.

Компания L-3 Communications поставляет интегрированную систему управления электроснабжением, Converteam - высоковольтную систему, преобразователи напряжения и электромоторы.

На авианосце будут установлены два 33-тонных бронзовых винта диаметром 6,7 м. Якоря имеют высоту 3,1 м и весят 13 т.

Топливные баки вмещают 8600 т горючего для двигательной установки и топлива для самолётов.

Примечания

  1. Progress being made but uncertainties remain rina.org.uk Aug 2013

Ударный авианосец "Гермес»












Легкий авианосец "Инвинсибл»


1*



Легкий авианосец -Арк Ройал»



Авианосец "Гермес»


Легкий авианосец «Арк Ройал»


Легкий авианосец «Инвинсибл»


Примечания:

АВИАНОСЦЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Гордая Британия закончила вторую мировую войну в ранге державы-победительницы, но победа была пирровой. Распад британской империи был неминуем, экономика страны подорвана, а роль лидера «свободного» мира уверенно занял заокеанский дядюшка Сэм. Отныне англичане уже не могли проводить полностью независимую политику, а строительство национальных вооруженных сил, как известно, непосредственно связано с политическим курсом государства. Теперь в вопросах военного строительства британцы ориентировались на США. Основой своих вооруженных сил в послевоенные годы в Великобритании посчитали стратегическую авиацию, но если в США все же поддерживали и развивали и другие рода вооруженных сил, то в Англии денег на все не хватало.


Ударный авианосец "Гермес»



Ударный авианосец «Викториес» в период боевых действий против Ирака в 1961 году



Ударный авианосец "Викториес», 1960 год


Морская нация была далека от недооценки роли авианосцев. К примеру, первый лорд Адмиралтейства Томас заявил, что «тяжелые авианосцы составят кулак флота и придадут ему необычную силу»; он имел ввиду именно Royal Navy, а вовсе не ВМС США. Тем не менее, после войны англичане не построили с нуля ни одного авианосца, было достроено лишь два тяжелых («Арк Ройал» и «Игл») и семь легких (три типа «Колоссус» – «Тезеус», «Триумф», «Уорриор»; четыре типа «Гермес» – «Гермес», Альбион», «Булварк» и «Центавр»). В тоже время ослабленная экономика не позволяла содержать и такого количества авианосцев. В составе флота были оставлены только семь кораблей: четыре ударных авианосца («Арк Ройал», «Викториес», «Гермес» и «Игл») и три легких («Альбион», «Булварк», «Центавр»).

В годы второй мировой войны в Англии по усовершенствованному проекту авианосца «Илластриес» были заложены четыре корабля «Одейшиос», «Африка», «Игл II» и «Иррезистебл». От прототипа они отличались большим водоизмещением, большим числом принимаемых на борт самолетов и лучшим бронированием. В строй вошли только два корабля. «Одейшиос» заложен в 1942 г., спущен на воду в 1946 г. и вошел в строй в 1951 г. под названием «Игл». «Иррезистебл» был заложен в 1943 г., спущен на воду в 1950г., в состав ВМС вошел в 1955г. под названием «Арк Ройал». Это были самые крупные надводные боевые корабли, построенные в Великобритании (водоизмещение 46 450 т). Достраивались они уже по модернизированному проекту: также как и на американских кораблях военных проектов, вступивших в строй после окончания войны, на них устанавливались угловые полетные палубы, автоматические системы посадки, паровые катапульты и современная радиоэлектроника. В годы войны были заложены и более крупные авианосцы водоизмещением 57 700 т, эквивалентные американским кораблям типа «Мидуэй», «Гибралтар», «Мальта» и «Новая Зеландия», одна ко работы по ним прекратились.

Американцы по-новому взглянули на роль авианосцев в современной войне после корейского опыта; у англичан тоже была своя «Корея» – военный конфликт с Египтом из-за Суэцкого канала.


Ударный авианосец «Арк Ройал», 1960 год



Ударный авианосец «Арк Ройал» после модернизации (1967-1970 гг.)


Пришедший к власти президент Египта Насер в 1956 г. принял решение национализировать стратегический объект, который приносил своим владельцам немалые деньги. Великобритания и Франция резко воспротивились подобному решению – большая часть акций канала принадлежала английским и французским компаниям. Разразилась война. В восточный угол Средиземного моря направились английские авианосцы «Игл», «Альбион» и «Булварк», на борту которых находились самолеты «Вайверн», «Си Веном» и «Си Хоук». Вместе с палубной авиацией позиции египтян бомбили и сухопутные самолеты с авиабаз на о. Кипр. Неизвестно, чем бы закончился этот вооруженный конфликт, если бы не вмешательство «третьей» силы – Советского Союза.

События 1957 г. сыграли заметную роль в пересмотре английской военной доктрины. Ответить на ядерный шантаж Хроущева англичанам было нечем: своего атомного оружия они еще не имели, а американцы в те годы не очень-то интересовались Суэцем и поэтому не спешили помогать своим союзникам по НАТО. Британцы на основе египетского опыта пришли к выводу, что надо развивать амфибийные силы, даже в ущерб ударным авианосцам; задачи же нанесения ядерного удара по территории противника возложить на стратегическую авиацию. В 1960 г. в десантный вертолетоносец был переоборудован «Булварк», а в 1962 г. – «Альбион». После модернизации эти корабли смогли принимать по 16 вертолетов и по 1200 морских пехотинцев. В противолодочный авианосец был трансформирован «Центавр». В результате к 1959 г. в составе ВМС Великобритании осталось лишь четыре ударных авианосца: «Арк Ройал», «Игл», «Гермес» и вошедший в строй еще в 1941 году «Викториес» (модернизирован в 1957г.).

В начале 60-х годов англичане были озабочены не столько событиями в Европе, сколько стремлением сохранить расползающуюся колониальную империю. Как следствие – появилась доктрина, согласно которой предполагалось, что военно-политические усилия Британии должны быть направлены прежде всего на районы, расположенные к востоку от Суэца. Важнейшее место в этой доктрине отводилось «дипломатии» авианосцев. Правительство страны приняло десятилетнюю программу развития ВМС, предусматривающую постройку к 1970 г. одного нового и переоборудование имеющихся кораблей. В 1963 г. началось проектирование авианосца «Фьюриес» водоизмещением 53 000 т. Поначалу доктрина вроде бы себя оправдывала. Так, англичанам удалось провести успешную операцию по изгнанию вооруженных сил Ирака из Кувейта (да-да, читатель, в 1961г., а не в 1990 г.

Тогдашний Саддам Хуссейн – генерал Кассем вторгся в Кувейт и англичанам пришлось восстанавливать статус-кво). В боевых действиях принимали участие авианосец «Викториес» и десантный авианосец «Булварк». Однако никакие авианосцы уже не могли остановить распад империи; доктрина «к востоку от Суэца» быстро сошла на нет, поэтому в 1965 г. программу строительства ударного авианесущего корабля аннулировали. Великобритания из мировой державы окончательно перешла в разряд европейских, что кардинальным образом отразилось на судьбе английских авианосцев. Другая причина отказа от строительства большого авианосца, способного, кстати, нести и самолеты с ядерным оружием, заключалась в намерении закупить в США 50 ударных самолетов F- 111К.

В 1967 г. был разоружен «Сентаур», в 1969 г. пошел на слом «Викториес». К 1970 г. в составе ВМС числилось гри ударных авианосца: «Арк Ройал», «Игл» и «Гермес». Деятели из правящей тогда партии лейбористов планировали исключить из списков флота к 1971 г. и их. Еще совсем недавно моряки предполагали, что в строю останутся хотя бы эти авианосцы. «Арк Ройал» в 1967-1970 гг. прошел модернизацию с целью обеспечения базирования на его борту «Фантомов» и ударных самолетов «Буканир», способных нести ядерное оружие; планировалось «посадить» «Фантомы» и на «Игл». Меньший но размерам «Гермес» приспособить к базированию тяжелых всепогодных истребителей-бомбардировщиков не представлялось возможным; ирония заключается в том, что именно этот корабль был выведен из состава ВМС последним. После закулисной борьбы ВМС удалось оставить в строю «Арк Ройал» и «Гермес», причем последний в 1971 -1973 гг. переоборудовали в противолодочный вертолетоносец (с него сняли аэрофинишеры и катапульты). «Арк Ройал» вывели из боевого состава флота в 1979г., для его замены в начале 70-х начали строить совсем другие корабли.



Легкий авианосец «Илластриес»



Легкий авианосец "Инвинсибл»


В США на смену старым авианосцам приходили новые, всегда превосходившие предшественников по размерам и, само-собой, по стоимости. Великобритания не могла позволить себе роскошь строить «супер Арк Ройал». На рубеже 60-70-х годов в военно-политических кругах страны развернулась дискуссия о будущем корабельной авиации ВМС. Чаша весов склонялась к полному отказу от палубных самолетов и замены их вертолетами Уэстленд/Сикорский «Си Кинг» с базированием их на кораблях класса эсминец. Программа разработки самолета вертикального взлета и посадки «Кестрел»/«Харриер» многим представлялась чересчур рискованной. Заложенный 20 июля 1973 г. на верфи фирмы Виккерс в Бэрроу легкий авианесущий корабль «Инвинсибл» стандартным водоизмещением 19 500 т, первоначально (на стадии проекта) предполагалось вооружить вертолетами, но еще до его закладки, в 1972 г., в состав палубной авиагруппы было решено ввести палубный вариант СВВП Хоукер Сиддли «Харриер».

Испытательные полеты СВВП с различных кораблей проводились с 1963 г., когда опытный «Кестрел» совершал полеты с палубы авианосца «Арк Ройал». В мае 1971 г. на нем в рамках программы летных испытаний базировались уже четыре «Харриера».

«Инвинсибл» сошел на воду в мае 1977 г., в июле 1980 г. вступил в строй. В процессе постройки проект неоднократно подвергался корректировкам. При вертикальном взлете самолет несет очень небольшую полезную нагрузку; чтобы ее увеличить, англичане изучали возможность взлета с коротким разбегом, а капитан- лейтенант Тейлор в 1972 г. предложил идею взлета с использованием трамплина. Проверка и отработка взлета СВВП с использованием трамплина проводились в 1977-1979 гг. Реализация идей Тейлора позволила увеличить боевую нагрузку «Харриера» на 800 кг. По результатам испытаний «Инвинсибл» был оборудован трамплином с углом установки 7°. Пока авианесущий крейсер достраивался, морской этап испытаний проводили на авианосце «Гермес», для чего его оснастили 12-градусным трамплином с обтекателем на лобовой стенке.

Всего построили три легких авианосца: R04 «Инвинсибл», R06 «Илла- стриес» (заложен на верфи фирмы Сван Хантер в Уэллсенде в октябре 1976 г., спущен на воду в декабре 1978 г., вошел в строй в июне 1982 г.) и R07 «Арк Ройал» (заложен в Уэллсенде в декабре 1978 г., спущен на воду в июне 1981 г., вошел в строй в ноябре 1985 г.). Основным назначением этих кораблей должна была стать охота за подводными лодками.

«Инвинсибл» положил начало новому классу авианесущих кораблей – носителей СВВП. По вступлении в строй он не произвел особого впечатления на военно-морские круги мира: и сам авианосец, что называется, и близко не смотрелся рядом с плавучими аэродромами США, и самолеты, базировавшиеся на нем, вызывали, мягко говоря, неоднозначные оценки. Проект «Инвинсибла» был результатом компромисса очень различных точек зрения. Точку над «і» поставили военные действия в Южной Атлантике во время англо-аргентинского конфликта 1982 г. «Инвинсибл» и ветеран «Гермес» составили ядро английской эскадры, посланной отвоевывать Фолклендские острова. Хотя типовой состав авиакрыла «Инвинсибла» включал пять самолетов и девять вертолетов, во время боевых действий на его борту базировалось десять «Харриеров» и девять вертолетов. Еще восемнадцать СВВП находилось на авианосце «Гермес». Палубные самолеты смогли завоевать и удержать господство в воздухе в районе боевых действий. По английским данным, в воздушных боях «Си Харриеры» сбили 23 аргентинских самолета и собственных боевых потерь не имели. Впрочем, по различным небоевым причинам было потеряно 8 самолетов. Привлекались самолеты и для нанесения ударов по позициям аргентинских войск на островах. Всего за время боевых действий палубные СВВП совершили более 1600 боевых вылетов, в основном, в неблагоприятных погодных условиях; боеготовность самолетов превысила 90%.

1* СВВП самолет вертикального взлета и посадки



Легкий авианосец -Арк Ройал»



Авианосец "Гермес»


Третий корабль типа «Инвинсибл» – «Арк Ройал» достраивался с некоторыми изменениеями, в частности, трамплин в носовой части полетной палубы был установлен под углом 12° вместо 7° у первых двух кораблей. В боевом составе ВМС Великобритании одновременно находятся два легких авианесущих корабля, третий отстаивается в порту базирования или выводится в резерв, или проходит модернизацию. В 1987 г. модернизацию проходил «Инвинсибл», в 1991 г. – «Илластриес», который прошел вторую модернизацию в 1997 г. В 1998 г. выведен в резерв «Арк Ройал», его модернизация запланирована на начало следующего века. Все три корабля останутся в строю до 2010-2015 гг. На легких авианосцах после доработок смогут базироваться усовершенствованные СВВП «Си Харриер» FA.2 и новейшие противолодочные вертолеты ЕН.101.

Наиболее полно опыт фолклендского конфликта воплотился в проекте десантного вертолетоносца «Оушн». Корабль полным водоизмещением 20 500 т был заложен в 1994г., спущен на воду в 1996 г., ввод в строй намечен в 1998 г. Формально его назначение – переброска в любую точку Мирового океана батальона морской пехоты. Корабль рассчитан на базирование 12 вертолетов «Си Кинг» НС Мк.4. Однако радиоэлектронное оборудование вертолетоносца позволяет использовать его в качестве флагмана соединения, а конструкция позволяет принимать на борт СВВП, то есть корабль, по сути, является многоцелевым авианосцем.

Ввод в боевой состав ВМС десантного корабля «Оушн» не закрывает проблему предстоящей в первой четверти XXI века замены легких авианосцев типа «Инвинсибл». В настоящее время командование Royal Nevy рассматривает авианесущие корабли (наряду с подводными лодками и амфибийными силами) как основу морской мощи страны. В последнее время значительно активизировались работы по формированию концепции нового авианесущего корабля CV(F) (Carrier Vessel Future – авианосец будущего) – преемника «Инвинсиблов». Три легких авианосца британского флота предназначались, в первую очередь, для поиска и уничтожения советских субмарин в Северной Атлантике. После окончания холодной войны и распада СССР угроза морским коммуникациям Англии в Атлантики резко уменьшилась, и новые авианесущие корабли предполагается оптимизировать для решения задач ПВО и нанесения ударов по береговым целям.


Легкий авианосец «Арк Ройал»


Легкий авианосец «Инвинсибл»


ВМС рассмотрели большое число различных предварительных проектов, включая модернизацию существующих авианосцев путем удлинения их корпусов, переоборудование коммерческих судов-контейнеровозов и строительство нового корабля- носителя самолетов вертикального взлета и посадки. Изучалась также возможность применения на перспективном авианосце «российской» концепции сочетания укороченного трамплинного взлета с обычной посадкой с использованием аэрофинишеров. Различные проекты предусматривали размещение на авианосце 20, 26, 30 и 40 летательных аппаратов корабельного базирования (самолетов и вертолетов). Водоизмещение самого большого корабля оценивается в 46 000 т. Исходя из финансовых соображений, наиболее перспективными являются авианосец-носитель СВВП и авианосец, использующий «российскую» концепцию. По утверждению руководителей британской судостроительной промышленности, постройка корабля водоизмещением более 27 000 т может стать серьезной проблемой для верфей страны.

Видимо, перспективный авианосец будет иметь «гибкое» авиакрыло, состав которого может изменяться в зависимости от стоящих перед ним задач. Один из проектов авианосца, представленных на конференции, посвященной будущему британской морской авиации и проводившейся Центром обороны и международной безопасности университета в Ланкастере, рассчитан на размещение 21 перспективного самолета JSF и 12 вертолетов ЕН-101. Еще один вариант авианесущего корабля рассчитан на 12 самолетов JSF и два вертолета EH -101. Американский проект самолета JSF отвечает английским требованиям к авианосному самолету будущего FCBA (Future Carrier Borne Aircraft), но не исключается и возможность создания корабля под палубный вариант «европейского» истребителя Еврофайтер EF2000.

Великобритания является единственной в мире страной, в составе ВМС которой находится специализированный учебный авианосец. В 1987г. английским ВМС был передан учебный авианесущий корабль «Аргус», переоборудованный из контейнеровоза «Котендер Безант» итальянской постройки 1981 г. С началом фолклендского конфликта контейнеровоз был временно зафрахтован министерством обороны Великобритании, судно совершило два рейса в Южную Атлантику и доставило в район боевых действий девять вертолетов «Чинук» и четыре СВВП «Харриер». После окончания военных действий контейнеровоз вернули владельцу- компании «Сикс Ятгейнерз», но в 1984г. ВМС приняли решение выкупить «Котендер Безант» и переоборудовать его в учебный авианосец. Реконструкция проходила с 1984 по 1987 гг. в Белфасте на верфи фирмы «Харланд энд Вульф». Носовая надстройка была дополнена большим блоком, в котором расположены оперативный пост, посты связи и управления полетами, помещения для предполетной подготовки, жилые помещения. Контейнеровоз имел две дымовые трубы, установленные по- бортно на небольших надстройках в кормовой части; в ходе модернизации надстройка левого борта вместе с трубой была демонтирована, а надстройка правою борта передвинута ближе к середине корпуса. Обычно на корабле базируется шесть вертолетов «Си Кинг», однако возможно применение учебного авианосца в качестве легкого ударного авианесущего корабля. В этом случае на нем могут разместиться до 12 СВВП «Харриер».

Правообладатель иллюстрации John Linton/BAE Systems/PA

Крупнейший корабль Королевского военно-морского флота Великобритании, авианосец "Куин Элизабет" (Queen Elizabeth), в понедельник покидает док на восточном побережье Шотландии и отправляется в испытательное плавание.

Столь огромного корабля у Королевского ВМФ никогда не было. Размеры палубы нового авианосца соответствуют трем футбольным полям. Его строительство обошлось больше чем в 6 млрд фунтов (более 7,6 млрд долларов).

Для того чтобы выйти из бухты, кораблю понадобятся 11 буксирных катеров. Они будут сначала ожидать прилива - чтобы выйти из бухты, а затем отлива, чтобы корабль смог пройти под мостом через залив Ферт-оф-Форт и выйти в Северное море.

Для того чтобы пройти под мостом Форт-Бридж, "Куин Элизабет" придется понизить свою мачту.

  • Почему авиастроительные корпорации делают одинаковые самолеты?
  • Вызвавшее насмешки видео с "ударами по ИГ" Путину передал Шойгу
  • Один день из жизни королевы Елизаветы II: привычки, пристрастия и хобби

Когда "Куин Элизабет" войдет в строй?

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Размеры палубы авианосца соответствуют трем футбольным полям

"Куин Элизабет" будет проходить испытания в течение нескольких лет и войдет в строй в 2021 году, когда этот авианосец примет участие в учениях у восточного побережья США.

Экипаж авианосца изначально будет составлять около 700 человек. Затем на его борт прибудут 40 боевых самолетов со своими экипажами.

Ожидается, что авианосец будет находиться в распоряжении Королевского военно-морского флота около 50 лет.

"Куин Элизабет" в цифрах

  • На строительство авианосцев "Куин Элизабет" и "Принс оф Уэльс" уйдет более 6 млрд фунтов стерлингов (7,6 млрд долларов)
  • Авианосец может достигать скорости в 25 узлов, его водоизмещение - 65 тысяч тонн
  • Длина полетной палубы - 280 метров, а ширина 70 метров
  • Это второй корабль ВМФ Великобритании, получивший название "Куин Элизабет"
  • Экипаж авианосца изначально будет составлять около 700 человек. После того как на него прибудут самолеты F-35B и вертолеты Crowsnest, численность экипажа достигнет 1600 человек
  • Общая длинна канализационных и всех других труб на борту достигает 364 тысяч метров
  • На борту обоих авианосцев будут храниться запасы продовольствия на 45 дней
  • Для того, чтобы накормить весь экипаж, потребуется 90 минут (45 минут, если корабль находится на боевом посту
  • При выходе из порта Росайт между килем корабля и морским дном будет всего 50 сантиметров


Media playback is unsupported on your device

Крупнейший британский авианосец выходит на испытания в море

Сколько авианосцев у ВМФ Британии?

Правообладатель иллюстрации PA Image caption Выйти из дока "Куин Элизабет" помогут 11 буксиров

На данный момент ни одного. Авианосец "Куин Элизабет" сейчас лишь проходит испытания. В декабре 2016 года последний остававшийся на ходу британский авианосец "Илластриес" отправился из Плимута в свое заключительное плавание. Он был продан перерабатывающей турецкой компании.

Сейчас в доке в шотландском порту Росайт, где был построен 65000-тонный "Куин Элизабет", строится еще один авианосец того же класса. Он будет называться "Принс оф Уэльс".

Зачем Британии нужны авианосцы?

Правообладатель иллюстрации PA Image caption Экипаж авианосца изначально будет около 700 человек

Капитан "Куин Элизабет" Джерри Кидд говорит, что авианосец важен для поддержания репутации Великобритании как морской державы.

"По-моему, нет ничего более символичного в военном отношении - ни в одной стране, чем возможность применить авианосную авиацию, - сказал он. - Подводные лодки сложно увидеть, а авианосцы - хорошо заметный символ мощи и демонстрации военной силы".

Какие самолеты будут на борту нового авианосца?

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В 2014 году королева Елизавета II лично окрестила авианосец

На палубе "Куин Элизабет" будут британские и американские боевые самолеты.

С британской и американской сторон в 2018 году на борт авианосца будут отправлены истребители-бомбардировщики F35 Lightning II, которые производит американская компания Lockheed Martin.

На нем будут размещены самолеты F35 серии "B", разработанные для авиации корпуса морской пехоты.

Британский министр обороны Майкл Фаллон заявил, что так как США - "основной оперативный партнер Великобритании, в том числе и в борьбе с ДАИШ [группировкой "Исламское государство"], оперативная совместимость британских и американских сил чрезвычайно важна".

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Как и положено, экипаж драит палубу