"монгольский арат" - именная эскадрилья ввс ссср. Смотреть что такое "араты" в других словарях

Монголия была первой страной, которая вызвалась помочь Советскому Союзу в борьбе с гитлеровской Германией. Монгольские добровольцы воевали в составе Красной армии, а помощь Монголии товарами была сравнима по объему с ленд-лизом.

Первые союзники

Первыми союзниками Советского Союза в борьбе с гитлеровской Германией стала не Великобритания, и не США. Первыми откликнулись с предложением помощи СССР Тувинская республика и Монголия.

Уже 22 июня 1941 года, в первый день войны, в Монголии прошло объединенное заседание Президиума Центрального Комитета Монгольской народно-революционной партии, Президиума Малого Государственного Хурала МНР и Совета министров МНР.

На нём было решено оказать всесильную помощь Советскому Союзу.

В части дипломатических соглашений это было связано с выполнением обязательств Протокола о взаимной помощи между МНР и СССР, принятом 12 марта 1936 года.

Решение, принятое на высшем уровне, было с энтузиазмом встречено монгольским народом. По стране прошла серия митингов и массовых демонстраций. Монголы признали Великую Отечественную войну как свою, и их вклад в общую Победу был бесценным.

Каждая пятая лошадь

Монгольские лошади, неприхотливые и выносливые, были незаменимы на фронтах войны. Такими ресурсами лошадей, кроме Монголии, обладали только Соединенные штаты, но, по-первых, транспортировка амриканских лошадей была связана с рядом трудностей, во-вторых, закупить их нужное количество у частных собственников в США было просто не по силам Советскому Союзу.

Таким образом, именно Монголия стала главным поставщиком лошадей для Красной армии.

Сегодня, говоря о войне, о лошадях вспоминают редко, однако именно они были главной тягловой силой Красной армии, без них были невозможны передислокации армий. До появления в Красной армии моторизированных частей и соединений, конница была единственным маневренным средством оперативного уровня.

Во второй половине войны квалерия осуществляла прорыв вглубь обороны противника, образовывала внешний фронт окружения. В случае, когда наступление шло по шоссейным дорогам приемлемого качества конница не могла поспеть за моторизированными соединениями, но во время рейдов по грунтовым дорогам и бездорожью кавалерия не отставала от мотопехоты.

Но был у конницы и недостаток: она была живой силой и несла потери.

За первый год войны Советский Союз потерял почти половину своего лошадиного поголовья. В июне 1941 года в распоряжении Красной армии было 17,5 миллионов лошадей, к сентябрю 1942 года их осталось 9 миллионов, и это включая молодняк, то есть лошадей, не способных в силу возраста к «службе».

Поставки лошадей из Монголии начались с самого начала войны, в марте 1942 года монголы начали системную «заготовку» лошадей для нужд фронта. В итоге Советскому Союзу Монголией было поставлено 485 тысяч лошадей, 32 тысячи монгольских лошадей передали СССР в качестве подарков монгольские крестьяне-араты. Таким образом, примерно 500 тысяч «монголок» воевали на фронтах Великой Отечественной. Генерал Исса Плиев писал: «…неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».

По поздним подсчетам, каждая пятая лошадь в Красной армии была монгольской.

Танковая колонна

Монголы «вложились» в дело Победы не только лошадьми, но и помогли Красной армии с техникой. Через полгода после начала войны, 16 января 1942 года в Монголии был объявлен сбор средств с целью приобретения танков для танковой колонны.

Монголы несли в банк буквально все. Из Монголии во Внешторгбанк было перечислено 2,5 млн. тугриков, 100 тыс. долларов США, 300 кг. золотых изделий.

На собранные средства было приобретено 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70.

Сформированную колонну назвали «Революционная Монголия». Передать её частям РККА 12 января 1943 года приехал сам маршал Чойбалсан. Каждый монгольский танк был назван: «Большой хурал», «От Совета министров МНР», «От ЦК МНРП», «Сухэ Батор», «Маршал Чойбалсан», «Хатан-Батор Максаржав», «Монгольский чекист», «Монгольский арат», «От интеллигенции МНР», «От советских граждан в МНР», «От Малого Хурала».

Эскадрилья

Также Монголия помогла Красной армии наверстать дефицит авиации. В 1943 году в Монголии стали собирать средства на приобретение авиационной эскадрильи «Монгольскиий арат».

К июлю 1943 года было собрано 2 миллиона тугриков.

18 августа Иосиф Сталин лично выразил благодарность руководству МНР за оказанную помощь в формировании эскадрильи: «Премьер-министру МНР маршалу Чойбалсану. От имени Советского правительства и своего лично выражаю сердечную благодарность Вам и в Вашем лице правительству и народу Монгольской Народной Республики, собравшим два миллиона тугриков на строительство эскадрильи боевых самолетов «Монгольский арат» для Красной Армии, ведущей героическую борьбу с гитлеровскими захватчиками. Желание трудящихся МНР о постройке эскадрильи боевых самолетов «Монгольский арат» будет исполнено».

Караваны помощи

Помогли монголы Красной армии также продуктами, одеждой, шерстью. Уже в октябре 1941 года из Монголии был отправлен первый эшелон с подарками бойцам Красной армии. Он вез 15000 комплектов зимнего обмундирования, около 3000 индивидуальных подарочных посылок на общую сумму в 1,8 млн. тугриков. Также Госбанк СССР получил 587 тыс. тугриков наличными на расходные нужды.

За первые три года войны из Монголии было отправлено восемь эшелонов.

В книге «Эскадрилья «Монгольский арат», изданной в 1971 году, приводится примерный список того, что монголы отправили на фронт только в одном из эшелонов в ноябре 1942 года: полушубки - 30 115 шт.; валенки - 30 500 пар; меховые варежки - 31 257 пар; меховые жилеты - 31 090 шт.; солдатские ремни - 33 300 шт.; шерстяные фуфайки - 2 290 шт.; меховые одеяла - 2 011 шт.; ягодное варенье - 12 954 кг; туши джейранов - 26 758 шт.; мясо - 316 000 кг; индивидуальные посылки - 22 176 шт.; колбаса - 84 800 кг; масло - 92 000 кг.

Средства, собранные монголами, были по своему объему равны уровню поставок по ленд-лизу, и это лишний раз подтверждает беспримерное самопожертвование монголов. Зимой 1944 года в МНР даже начался голод.

Добровольцы

Точное количество монгольских добровольцев-участников Великой Отечественной войны до сих пор не установлено, однако историки сходятся на том, что на Восточном фронте принимало участие до 500 монголов. Они воевали в кавалерийских и саперных частях, монголы как хорошие охотники были снайперами.
Монгольская армия, за годы войны усиленная и обученная, стала серьезным противовесом Квантунской армии. Благодаря вооруженным силам дружественной Монголии Советский Союза смог передислоцировать на Восточный фронт несколько дивизий с Дальнего Востока

Уже после окончания Великой Отечественной, в августе 1945 года каждый десятый монгол принял участие в Советско-японской войне.

Товарищ Сухов

Одним из многих монголов, сражавшихся в составе Красной армии, был Должинсүрэнгийн Сүхээ. В Советский Союз он приехал ещё до войны, сначала учился в костромском техникуме, был отличником, приехал в Москву повышать квалификацию, потом работал в посольстве МНР, а затем был репрессирован и отправлен на поселение, ходил на судне в Архангельске, а оттуда его мобилизовали на фронт матросом Балтийского флота.

Сложное монгольское имя сократили, и по документам Должинсүрэнгийн Сүхээ стал Суховым.

Он сражался на Ленинградском фронте, многократно перескал линию фронта, брал «языков», ходил в разведку.

В конце ноября 1943 года часть, в которой служил Сүхээ-Сухов была направлена уничтожить вражескую танковую колонну. Морпех Сухов в том бою был тяжело контужен и ранен. Это было 27 ноября 1943 года.

Позже он будет писать на своем дневнике: «Я очень благодарен тем советским людям, кто спас меня, когда я был ранен». Из-за тяжести ранения «товарищ Сухов» был комиссован, хотя и просился обратно на фронт

С 29 января 1944 года он работал ремонтником на пароходе, курсировавшем по реке Мезень, а по возвращении в Монголию участвовал в Советско-япоснкой войне и был награжден орденом «Полярная звезда».

На средства, собранные трудящимися МНР, были изготовлены и переданы Красной Армии танковая бригада "Революционная Монголия" и эскадрилья боевых самолетов "Монгольский арат". Бригада и эскадрилья участвовали во многих сражениях с гитлеровцами и закончили войну под Берлином.

Эскадрилья «Монгольский арат» (монг. «Монгол ард» нисэх онгоцны эскадриль), по официальным документам 2-я истребительная авиационная эскадрилья «Монгольский арат» — именная истребительная эскадрилья ВВС СССР, сформированная в 1943 году на средства жителей Монгольской Народной Республики (МНР), участвовавшая в Великой Отечественной войне.

22 июня 1941 Президиум ЦК МНРП, Совет Министров и Президиум Малого хурала МНР собрались на объединённое заседание, на котором заявили о поддержке СССР в Великой Отечественной войне. Помощь советским бойцам начали оказывать простые жители Монголии и рядовые солдаты Народной армии, прося об отправлении на фронт. Так, до начала контрнаступления под Москвой фронтовики получили огромный запас зимней одежды от МНР: по 15 тысяч полушубков, пар варежек и меховых жилетов на общую сумму более чем 1,8 млн тугриков. В январе 1942 года Малый хурал объявил об образовании танковой колонны «Революционная Монголия» и её передаче РККА. В том же году монголы отправили в феврале и ноябре ещё несколько поездов с продовольствием, зимней одеждой, а также несколько десятков тысяч коней для кавалерии.

Первым командиром эскадрильи стал гвардии капитан Н. П. Пушкин, Герой Советского Союза. В октябре 1943 года 2-й гвардейский авиаполк перебазировался на аэродром Слобода в 8 км к западу от города Демидов, недалеко от линии фронта. Тогда же эскадрилья приняла боевое крещение: первую победу в её составе одержал гвардии старший лейтенант Николай Зенькович, заместитель командира эскадрильи: 17 октября на высоте 8 тысяч метров им был сбит немецкий бомбардировщик-разведчик He-111 в 30 км за линией фронта. В тот же день гвардии лейтенант Тараненко на высоте 7 тысяч метров одержал также свою первую победу, сбив ещё один He-111, а гвардии лейтенант Непряхин от Витебска до Орши преследовал FW-189, где и сбил его. 25 октября 1943 за мужество и героизм, проявленные летчиками, полк был награждён орденом Красного Знамени.

В начале ноября 1943 года войска 1-го Прибалтийского фронта начали развивать Полоцко-Витебскую наступательную операцию. Эскадрилья «Монгольский арат» перебралась на аэродром Переволочье. По причине сильной облачности, туманов и снегопадов вылеты почти не проводились советскими солдатами, а немцы вообще избегали боя, что злило солдат. Тем не менее, 2-й гвардейский авиаполк продолжал выполнять задания, ведя разведку войск немцев и атакуя их колонны. Использовалась любая возможность для тренировки летного состава и боевого сколачивания звеньев. В ноябре 1943 года командир эскадрильи «Монгольский арат» гвардии капитан Н. П. Пушкин назначается заместителем командира полка по летной подготовке.

В декабре 1943 года на 2-ю годовщину образования 2-го гвардейского авиаполка прибыла делегация из МНР, которая встретилась с лётчиками эскадрильи «Монгольский арат». Те, в свою очередь, передали благодарственное письмо жителям МНР от имени гвардии майора А. П. Соболева, рассказав о своих подвигах во время войны. Его подписали Герои Советского Союза: А. П. Соболев, Н. П. Пушкин, А. И. Майоров. 31 декабря 1943 начальником Главного управления ВВС генерал-полковником авиации А. В. Никитиным, начальником штаба ВВС генерал-полковником авиации С. А. Худяковым и членом Военного совета ВВС генерал-лейтенантом авиации Н. С. Шимановым были приняты правительственная делегация МНР, делегации полка и эскадрильи «Монгольский арат»; на приёме орденом Красного знамени были награждены гвардейцы полка Г. Ф. Семикин, Н. П. Пушкин и А. И. Майоров. Также им были переданы ордена МНР для вручения лучшим командирам и лётчикам полка и эскадрильи.

На момент окончания Великой Отечественной войны эскадрилья базировалась на аэродроме Гроссенхайн (Германия), 1 июня 1945 г. перебазировалась на аэродром Кбелы (Чехословакия), а 22 августа 1945 г. — на аэродром Самбатель (Венгрия). 15 декабря 1945 г. в связи с расформированием 322-й истребительной авиадивизии полк вошёл в состав 8-й гвардейской истребительной авиационной Киевской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии и перебазировался на аэродром Дьер (Венгрия), а 21 мая 1946 г. на аэродром Секешфехервар, в мае 1947 г. — на аэродром Кеньери. С июля по ноябрь 1947 г. полк перешёл с Ла-7 на Ла-9, полученные с завода № 21 в Горьком.

С 25 ноября 1947 г. по 10 января 1948 г. полк железнодорожным транспортом перебазировался из Венгрии в Советский Союз на аэродром Пирсагат в Азербайджане. Полк в составе 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизией вошел в состав 5-го истребительного авиакорпуса 7-й воздушной армии Закавказского военного округа. В 1949 году полк был передан из ВВС в ПВО — в составе 174-й гвардейской истребительной авиадивизии 62-го истребительного авиакорпуса 42-й воздушной истребительной армии ПВО Бакинского района ПВО.

В 1950 году полк перешёл на реактивную технику, заменив Ла-9 на МиГ-15. 22 января 1952 г. полк перебазировался на аэродром Кызыл-Агач (Азербайджан), недалеко от иранской границы, и начал переучиваться на МиГ-17. 29 декабря 1967 г. 2-й гвардейский истребительный авиационный полк был переименован во 2-й гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков и передан из Войск ПВО в ВВС в состав 34-й воздушной армии Краснознамённого Закавказского военного округа. На вооружении оставались МиГ-17. Эскадрилья «Монгольский Арат» 3 июля 1968 года была выведена из состава 2-го гвардейского Оршанского авиаполка и под командованием капитана В. Черепанова была передана на аэродром Овруч Житомирской области в состав 266-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка, входившего в состав 121-й Ростовской иад ПВО.

В марте 1968 года 266-й апиб был передан в состав 23-й ВА Забайкальского ВО (с передислокацией на монгольский аэродром Налайх), а 8 мая 1968 года одна авиаэскадрилья убыла в состав 2-го гвардейского апиб 34-й ВА. С прибытием в состав полка авиационной эскадрилья «Монгольский Арат» постановлением Совета Министров СССР 266-му Краснознаменному апиб было присвоено почетное наименование «Имени Монгольской Народной Республики».

21 июля 1968 года, в воскресенье, 266-й ибап перелетел на аэродром Налайх. Первое время полк размещался и жил в палатках. С 1971 года в полк стали поступать МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ, однако МиГ-17 продолжали эксплуатироваться. Затем к МиГ-21ПФМ добавились МиГ-21 БИС.

В 1968—1973 гг. на бортах 2-й эскадрильи «Монгольский арат» красной краской делали надпись «Монгольский арат».

В 1968 году в дни празднования 50-летия Вооруженных Сил СССР на юбилейный вечер дружбы в посольстве МНР в Москве наряду с участниками боев на Халхин-Голе (ветеранами войны с гитлеровской Германией и империалистической Японией) были приглашены бывшие командиры и летчики авиаэскадрильи «Монгольский арат».

В 1976 году полк переименован из 266-й истребительно-бомбардировочного авиационного Краснознаменного имени Монгольской Народной Республики полка в 266-й авиационный полк Краснознаменный истребителей-бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики.

К началу 1980 года 266-й апиб получил первые МиГ-23БМ (МиГ-27) из 236-го апиб (Градчаны). С 1980 года 1-я эскадрилья полка летала на МиГ-23БМ (МиГ-27), 2-я (Монгольский Арат) и 3-я АЭ продолжали летать на МиГ-21. В этом же году в полк прибыла вторая партия МиГ-23БМ (МиГ-27) из Переяславки — 300-го апиб. Эскадрилья «Монгольский Арат» получила новые Миг-27К в 1981—1982 гг. Старую технику в свою очередь передала в 58-й апиб.

В июне 1990 года 266-й апиб передислоцировался на аэродром Степь. На вооружении полка тогда находились, пожалуй, лучшие в мире истребители-бомбардировщики МиГ-27К. 1993 года, осенью того же года 266 апиб «Монгольский Арат» также перешел на Су-25, сохранив именное наименование. В 1995 году 266-й авиаполк был переформирован в отдельный штурмовой авиационный Краснознамённый полк имени Монгольской Народной Республики. С этого момента эмблема эскадрильи — скачущий воин, перекочевала на штурмовики Су-25.

В 1998 году после переучивания личного состава на самолеты Су-25 полк был переформирован из «отдельного» в штурмовой и стал 266-м Краснознамённым штурмовым авиаполком имени Монгольской Народной Республики. В то же время истребтельно-бомбардировоная авиация была ликвидирована, и все апИБы либо расформированы, либо переформированы в штурмовые (шап) или бомбардировочные (бап) полки, в зависимости от поступившей в них техники — Су-25 либо Су-24/Су-24М. 266 штурмовой авиационный полк включен в состав 21 сад 50-го гвардейского отдельного корпуса ВВС и ПВО Забайкальского военного округа. В этом же году 21 иад вошла в состав 14-й Армии ВВС и ПВО Сибирского военного округа.

1 декабря 2010 года на основании указаний Генерального Штаба ВС России от 19 июня 2010 года и Директивы Главного Штаба ВВС от 12 августа 2010 года на Забайкальском военном аэродроме с. Домна была образована 412-я Авиационная база 2-го разряда с подчинением 3-му командованию ВВС и ПВО (штаб в г. Хабаровск). В состав нового формирования вошли личный состав и техника 120-го гвардейского иап, 266-го штурмового ап и 112-го отдельного вп, являвшиеся к тому моменту составными частями 320 АБ. С 1 декабря 2014 года 412-я авиационная база была переформирована в 120-й отдельный смешанный авиационный полк в составе которого и осталась вторая штурмовая эскадрилья, знаменитый «Монгольский Арат», под командованием командира эскадрильи подполковника Дикун Э. В..

Араты ара́ты

в Монголии и районах расселения монголов в Китае трудящиеся-скотоводы, в широком смысле - трудящиеся вообще, народ. В Российской Федерации аратами называются крестьяне Тувы.

АРАТЫ

АРА́ТЫ, в Монголии и районах расселения монголов в Китае трудящиеся-скотоводы, в широком смысле - трудящиеся вообще, народ. В Российской Федерации аратами называются крестьяне Тувы.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "араты" в других словарях:

    АРАТЫ, у монгольских народов крестьяне скотоводы … Современная энциклопедия

    В Монголии и районах расселения монголов в Китае трудящиеся скотоводы, в широком смысле трудящиеся вообще, народ. В Российской Федерации аратами называются крестьяне Тувы … Большой Энциклопедический словарь

    Араты - АРАТЫ, у монгольских народов крестьяне скотоводы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (монг.) трудящиеся скотоводы в МНР и районах расселения монголов в КНР, в более широком смысле трудящиеся вообще, народ. В феодальной Монголии А. представляли собой класс крепостных крестьян скотоводов, прикрепленных к земле (пастбищным… …

    - (от монг. ард трудящийся; народ) трудящиеся крестьяне в Монголии. В феод. Монголии А. представляли собой класс крепостных крестьян, эксплуатируемых феодалами. А. делились на 3 группы (сословия): албату, шабинары, хамджилга. В дореволюц. Монголии… …

    ратай - араты, земляроб … Старабеларускі лексікон

    Монголия в XVI - первой половине XVII в. - В 1368 г. народные массы Китая свергли Юаньскую династию монгольских феодалов и изгнали их из своей земли. Эфемерная военно феодальная империя Чингис хана и его преемников начала распадаться. Полуторавековая завоевательная политика монгольских… …

    Образование монгольской державы и монгольские завоевания - В начале XIII в. в степях Центральной Азии сложилось сильное Монгольское государство, с образованием которого началась полоса монгольских завоеваний. Это повлекло за собой последствия, имевшие всемирно историческое значение. Затронув все страны… … Всемирная история. Энциклопедия

    Албан, повинность, подать в дореволюц. Монголии, одна из форм феод. ренты. Виды А. особенно увеличились в период маньчжурского господства (1691 1911). Араты албату были обязаны отдавать б. ч. продукции своего х ва на содержание князей, чиновников … Советская историческая энциклопедия

    - (Бугд Найрамдах Монгол Ард Улс) МНР (БНМАУ). I. Общие сведения МНР государство в Центральной Азии. Граничит с СССР и КНР. Площадь 1565 тыс. км2. Население 1377,9 тыс. чел. (начало 1974). Столица г. Улан Батор. В … Большая советская энциклопедия

Член монгольской делегации С. Цэгмид передает подарки от монгольского народа советским военнослужащим. 1942 год.
На фотографии изображена 19-летняя жительница из административной единицы (район) Сайхан-Овоо из Дундговь аймака (область) Монголии. Её звали Фронт (от слова фронт) Сүрэнхорлоогийн Цэгмид. Дословно - Цэгмид, дочь Сүрэнхорлоо. Получила имя/прозвище Фронт за выдающиеся заслуги в сборе средств и пожертвований для Красной Армии. Фотография снята на Западном фронте в 1942 году.
Героиня снимка по сей день здравствует и живет в своем родном аймаке. Такие вот простые люди ковали нашу Победу.








Справочно

За первый год войны Советский Союз потерял почти половину своего лошадиного поголовья. В июне 1941 года в распоряжении Красной армии было 17,5 миллионов лошадей, к сентябрю 1942 года их осталось 9 миллионов и это включая молодняк, то есть лошадей, не способных в силу возраста к «службе». Поставки лошадей из Монголии начались с самого начала войны, в марте 1942 года монголы начали системную «заготовку» лошадей для нужд фронта.
В итоге Советскому Союзу Монголией было поставлено 485 тысяч лошадей, 32 тысячи монгольских лошадей передали СССР в качестве подарков монгольские крестьяне-араты. Таким образом, примерно 500 тысяч «монголок» воевали на фронтах Великой Отечественной.
Монголы «вложились» в дело Победы не только лошадьми, но и помогли Красной армии с техникой. Через полгода после начала войны, 16 января 1942 года в Монголии был объявлен сбор средств с целью приобретения танков для танковой колонны.
Монголы несли в банк буквально все. Из Монголии во Внешторгбанк было перечислено 2,5 млн. тугриков, 100 тыс. долларов США, 300 кг. золотых изделий.
На собранные средства было приобретено 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70. Сформированную колонну назвали «Революционная Монголия». Также Монголия помогла Красной армии наверстать дефицит авиации. В 1943 году в Монголии стали собирать средства на приобретение авиационной эскадрильи «Монгольскиий арат». Помогли монголы Красной армии также продуктами, одеждой, шерстью. Уже в октябре 1941 года из Монголии был отправлен первый эшелон с подарками бойцам Красной армии. Он вез 15000 комплектов зимнего обмундирования, около 3000 индивидуальных подарочных посылок на общую сумму в 1,8 млн. тугриков. Также Госбанк СССР получил 587 тыс. тугриков наличными на расходные нужды.
За первые три года войны из Монголии было отправлено восемь эшелонов. В книге «Эскадрилья «Монгольский арат», изданной в 1971 году, приводится примерный список того, что монголы отправили на фронт только в одном из эшелонов в ноябре 1942 года: полушубки — 30 115 шт.; валенки — 30 500 пар; меховые варежки — 31 257 пар; меховые жилеты — 31 090 шт.; солдатские ремни — 33 300 шт.; шерстяные фуфайки — 2 290 шт.; меховые одеяла — 2 011 шт.; ягодное варенье — 12 954 кг; туши джейранов — 26 758 шт.; мясо — 316 000 кг; индивидуальные посылки — 22 176 шт.; колбаса — 84 800 кг; масло — 92 000 кг. Средства, собранные монголами, были по своему объему равны уровню поставок по ленд-лизу, и это лишний раз подтверждает беспримерное самопожертвование монголов.





















































ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ

Авиаэскадрилья «Монгольский арат»
2-ая эскадрилья 266АПИБ

Эскадрилья «Монгольский арат» (монг. «Монгол ард» нисэх онгоцны эскадриль), по документам 2-я истребительная авиационная эскадрилья «Монгольский арат» - истребительная эскадрилья ВВС СССР, образованная в 1943 году на средства жителей Монгольской Народной Республики, участвовавшая в Великой Отечественной войне.

В первые месяцы Великой Отечественной войны смертельная опасность нависла над родиной Великого Октября - Страной Советов. Весь советский народ поднялся на священную борьбу с фашистскими ордами. От исхода невиданной в истории жестокой борьбы на фронтах Великой Отечественной войны зависела судьба эпохи социализма.
Свободолюбивый монгольский народ, завоевавший свободу и независимость вслед за победой Великой Октябрьской социалистической революции и навсегда связавший судьбу своей родины с судьбой Советского Союза нерасторжимыми узами братства и дружбы, воспринял вероломное нападение гитлеровской Германии ни СССР как непосредственную военную акцию против МНР.

22 июня 1941 г. состоялось объединенное заседание Президиума ЦК МНРП, Совета Министров и Президиума Малого хурала МНР, которое ясно и четко определило позицию МНР в войне. Была принята специальная декларация, в которой подчеркивалось, что нападением на Советский Союз германский фашизм бросил вызов всему прогрессивному человечеству. Декларация подтверждала верность правительства МНР обязательствам, принятым на себя по Протоколу от 12 марта 1930 г.

6 марта 1943 года 26-я сессия Малого хурала полностью одобрив мероприятия правительства по оказанию помощи фронту, приняла решение начать сбор средств на приобретение боевых самолетов для Советской Армии и создание авиаэскадрильи «Монгольский арат» (Советско-монгольские отношения, Т.2. С.43; История советско-монгольских отношений, 1981. С. 123). И в этом же году был организован сбор средств на приобретение эскадрильи самолётов «Монгольский арат».

В Архиве Министерства обороны СССР хранится документ, свидетельствующий о финансировании монгольскими трудящимися постройки самолетов для эскадрильи «Монгольский арат».

«Премьер-министру МНР маршалу Чойбалсану
От имени Советского правительства и от себя лично выражаю сердечную благодарность Вам и в Вашем лице правительству и народу Монгольской Народной Республики, собравшим два миллиона тугриков на строительство эскадрильи боевых самолетов «Монгольский арат» для Красной Армии, ведущей героическую борьбу с гитлеровскими захватчиками.
Желание трудящихся МНР о постройке эскадрильи боевых самолетов «Монгольский арат» будет исполнено.

Вслед за этим посол Советского Союза в МНР сообщал маршалу X. Чойбалсану:

«Настоящим имею честь довести до Вашего сведения, что на средства, поступившие от правительства МНР на оборону нашей страны, построена эскадрилья боевых самолетов «Монгольский арат».
Указанная эскадрилья будет передана в соединение генерал-лейтенанта Благовещенского.
От имени Советского правительства выражаю благодарность Вам, правительству МНР и монгольскому народу за оказываемую Советскому Союзу помощь в дни Великой Отечественной войны советского народа с фашистскими захватчиками».

Эскадрилья была построена в короткий срок на одном из советских авиационных заводов. Однако напряженная обстановка на фронте не позволила представителям монгольского народа лично вручить самолеты советским летчикам. По договоренности с правительством МНР вручение боевых машин 2-му гвардейскому истребительному авиационному полку 322-й истребительной авиационной дивизии было поручено командованию 2-го авиационного истребительного корпуса резерва Ставки Верховного Главнокомандования.

Во 2-м гвардейском полку 322-й истребительной авиационной дивизии личный состав пребывал в приподнятом настроении. Было действительно чему радоваться. В Курской битве полк показал себя одним из лучших в советской авиации и выдвинул из своих рядов таких замечательных мастеров воздушного боя, как гвардии капитаны А. П. Соболев, Н. П. Пушкин, гвардии старший лейтенант Ф. М. Косолапов, гвардии лейтенант А. И. Майоров. Теперь Родина и партия оказали большую честь одной из эскадрилий полка носить название «Монгольский арат». Это не могло не тронуть как молодых, так и бывалых солдат.

Полк базировался на полевой аэродром Вязовая на земле Смоленщины. С раннего утра 25 сентября 1943 г. командный, летный и технический состав занялся подготовкой к торжественному событию. На поле появились импровизированная трибуна, гвардейское Знамя полка, флаги, лозунг в честь дружбы советского и монгольского народов. На воинах - чистая выглаженная форма с орденами и медалями.

И вот настал долгожданный час. Из-за леса один за другим вынырнули 12 новеньких боевых самолетов Ла-5 с ярко-красной надписью «Монгольский арат» на фюзеляжах. Сделав парадный круг над аэродромом, машины заруливают на специально выделенную площадку. Возгласы. «Ура, «Монгольский арат»!», «Ура, монгольский народ!» заглушают рокот моторов.

Начинается торжественный митинг. В своем выступлении заместитель командира полка по политической части гвардии майор Г. Ф. Семикин рассказал о традиционной дружбе советского и монгольского народов, их всестороннем братском сотрудничестве и особо подчеркнул, что основы братских равноправных отношений между двумя странами были заложены вождем трудящихся всего мира В. И. Лениным и неустрашимым героем, выдающимся руководителем монгольской Народной революции Сухэ-Батором.

Затем выступили командир 322-й истребительной авиационной дивизии Герой Советского Союза полковник М. П. Нога, командир полка Герой Советского Союза А. П. Соболев, командир 2-й эскадрильи Герой Советского Союза Н. П. Пушкин и другие. Они напомнили о богатых традициях боевого содружества советских и монгольских воинов в борьбе против общего врага, отметили значение чистосердечной интернациональной помощи братского монгольского народа советскому пароду в его борьбе против гитлеровских захватчиков.

Гвардейцы дали священную клятву быть беспредельно верными знамени интернациональной дружбы народов, делу великого Ленина, делу социализма и коммунизма. Они торжественно заверили монгольский народ в том, что летчики оправдают высокое доверие и будут с честью и гордостью сражаться на подаренных боевых машинах.

После митинга состоялась церемония вручения самолетов 2-й эскадрилье. Личный состав ее был выстроен перед боевыми машинами. Командир эскадрильи подает команду «Смирно!». В тишине над аэродромом громко звучит его рапорт представителям высшего командования:

«Выстроен весь личный состав 2-й авиационной истребительной эскадрильи «Монгольский арат». Командный состав: заместитель командира эскадрильи - гвардии старший лейтенант Н. Я. Зенькович, адъютант эскадрильи - гвардии лейтенант М. Г. Руденко, старший техник - гвардии старший техник-лейтенант Ф. И. Глущенко, старший техник по вооружению - гвардии техник-лейтенант Н. И. Кононов, командир звена - гвардии старший лейтенант Г. И. Бессолицын, техник звена - гвардии старший техник-лейтенант Н. И. Калинин, старшие летчики - гвардии младшие лейтенанты А. П. Калинин и М. Е. Рябцев, летчики - А. И. Золотев, Л. М. Майсов, А. В. Давыдов, А. Е. Дмитриевский, М. В. Баранов, А. С. Субботин, В. И. Чумак. Рапортует командир эскадрильи Герой Советского Союза гвардии капитан Н. П. Пушкин».

Обращаясь к гвардейцам, командир дивизии горячо поздравляет их с высоким доверием партии и Родины и желает им больших боевых успехов в выполнении почетного интернационального задания. Перед строем полка под раскатистое «ура!» проносится боевое гвардейское Знамя.

Так родилась авиаэскадрилья «Монгольский арат» , открывшая еще одну замечательную страницу в истории нерушимой дружбы и братства монгольского и советского народов. Самолеты, построенные на средства монгольских трудящихся, были вручены личному составу одной из эскадрилий полка, но весь коллектив гвардейской части понимал, что высокое доверие оказано всему полку. На этом и основывалась в дальнейшем вся идейно-политическая работа. Факт формирования эскадрильи «Монгольский арат» послужил важным стимулом для дальнейшего повышения боеспособности полка, умножения боевых подвигов мастеров воздушного боя.

Ла-5 эскадрильи "монгольский арат" из состава 2-го ГвИАП. //airaces.narod.ru/all3/pushkin1.htm

Указом президиума Малого хурала МНР о награждении орденом Боевого Красного Знамени МНР командира 2-й эскадрильи старшего лейтенанта Н. Я. Зеньковича, командира 3-й эскадрильи старшего лейтенанта Н. М. Резникова, командира звена старшего лейтенанта В. П. Тараненко. Под бурные аплодисменты награжденным ордена вручил командир полка майор А. П. Соболев.

Боевое крещение «араты» получили в небе над Кубанью - здесь проходила так называемая «Голубая линия», где немцы пытались остановить контрнаступление советских войск. До конца 1943 года эскадрилья уничтожила 21 немецкий самолёт.

Потом эскадрилья сражалась на Курской дуге, в небе над Украиной и Польшей, принимала участие в штурме Берлина. После Пушкина, выдвинутого вскоре на должность заместителя командира полка, ею командовал Н. Я. Зенькович , затем Капитан И. Т. Кошелев. За свои боевые подвиги лётчики были награждены не только советскими, но и монгольскими орденами Красного Знамени, которые вручал посол Монгольской Народной Республики в СССР.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года Николаю Петровичу Пушкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина.

Зрелых воздушных бойцов командование выдвигало на высшие должности. И в ноябре 1943 года командир эскадрильи «Монгольский арат» гвардии капитан Н.П. Пушкин назначается заместителем командира своего полка по летной подготовке.

С 4 по 15 января 1944 года полк, в котором находился Н.П. Пушкин, выполнял задания главным образом по штурмовке и бомбардировке войск и транспортных средств противника на дорогах, ведущих к Витебску. При этом для повышения боевой эффективности истребителей возникла необходимость применения одновременно бомбового удара и пушечного огня. Однако такие действия были недостаточно знакомы многим летчикам. Требовалось научить летный состав полка подобной практике. Как нельзя кстати пригодился опыт ветеранов-гвардейцев Н. Пушкина, Л. Майорова и А. Соболева. В июле 1944 года Н.П. Пушкин был назначен заместителем командира полка в 5-м авиационном истребительном корпусе.

После войны 2-ой гвардейский истребительный авиационный полк 322-й истребительной авиационной дивизии вошел в состав войск ПВО и подчинялся Бакинскому округу ПВО, дислоцируясь на аэродроме Кзыл-Агач.

Перед передислокацией в Забайкалье, полк был передан в ВВС и не меняя матчасти (Миг-17) стал истребительно-бомбардировочным. В 1967 году эскадрилья «Монгольский Арат» была выведена из состава 2-го гвардейского Оршанского авиаполка и под командованием капитана В. Черепанова 3 июля 1968 года была переброшена на аэродром Овруч, Житомирской области. Сам полк год спустя перелетел в Забайкалье (аэродром Джида).

В то время на аэродроме Овруч, с 1950 года базировался 266-й иап , входивший в состав 121-й Ростовской ИАД ПВО. 7 февраля 1968 года полк переформирован в 266-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков . В том же месяце за боевые заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50 – летием Советской Армии и ВМФ, Указом Президиума Верховного Совета СССР полк награжден орденом «Красного Знамени» и стал именоваться Краснознаменным апиб.

В марте 1968 года 266-й апиб был передан в состав 23-й ВА Забайкальского ВО (с передислокацией на монгольский аэродром Найлах), и 8 мая того же года одна авиаэскадрилья убыла в состав 2-го гвардейского апиб 34-й ВА. Взамен её из 2-го апиб принята знаменитая авиаэскадрилья «Монгольский Арат» . Благодаря этой рокировке, постановлением Совета Министров СССР 266-му краснознаменному апиб было присвоено почетное наименование «Имени Монгольской Народной Республики».

В 1967-68 году в связи с обострением обстановки на Советско-Китайской границе в Забайкальский военный округ стали перебрасывать из Европы "значительные подкрепления". В числе их были 43-й АПИБ переброшенный из Прибалтийского Тукумса в Чойбалсан и 266-й АПИБ поменявший место прописки - Украинский Овруч на Монгольский Налайх . Матчасть полка на тот момент состояла из различных модификаций Миг-17.

МИГ-17. Музей под открытым небом на территории аэродрома Налайх. Фото М.Иванова, 2012 год.

16 июля 1968 года 266-й авиаполк, в составе которого была 2АЭ "МА", с аэродрома ОВРУЧ вылетел с задачей: посадка на аэродром Налайх (МНР). 21июля 1968 года , в воскресенье, 266-й полк (и в его составе 2АЭ "МА") прилетел на аэродром Налайх. Первое время полк размещался и жил в палатках.

Обеспечением полка занимался 302-й ОБАТО. Радиотехническое обеспечение полетов 1202-й ОБСиРТО. С 1971 года в полк стали поступать Миг-21ПФ и Миг-21ПФМ, однако Миг-17 продолжали эксплуатироваться. Затем к Миг-21ПФМ добавились Миг-21Бис.

МИГ-21 на постаменте около КПП аэродрома Налайх. Фото М.Иванова, 2012 год.

На бортах самолëтов 2АЭ "МА" в 1968 - 1973гг. НАДПИСЬ "МОНГОЛЬСКИЙ АРАТ" была сделана КРАСНОЙ КРАСКОЙ.

В 1968 году в дни празднования 50-летия Вооруженных Сил СССР на юбилейный вечер дружбы в посольстве МНР в Москве наряду с участниками боев на Халхин-Голе (ветеранами войны с гитлеровской Германией и империалистической Японией) были приглашены бывшие командиры и летчики авиаэскадрильи «Монгольский арат».

- Мы, ветераны эскадрильи «Монгольский арат», - говорил на встрече в посольстве первый командир эскадрильи Герой Советского Союза полковник Н.П. Пушкин, - радуемся и гордимся,
что имеем самые близкие связи с братским монгольским народом. Наш 2-й гвардейский истребительный авиаполк в 1942 году воевал на Волховском фронте в составе 215-й дивизии, которой командовал дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Кравченко. В 1943 году наш полк вошел во вновь сформированную 322-ю истребительную дивизию под командованием участника боев на Халхин-Голе Героя Советского Союза М.П. Ноги.

Факт формирования эскадрильи «Монгольский арат» послужил важным стимулом для дальнейшего повышения боеспособности полка, умножения боевых подвигов мастеров воздушного боя. На открытом партийном собрании Н.П. Пушкин заявил: «Большое доверие оказано нам братским монгольским народом. Это значит, что на нас возложена двойная ответственность. За нашей боевой работой будет следить народ, имя которого носит наша эскадрилья. Оправдать высокое доверие - наша боевая задача». Заявление командира было единодушно поддержано гвардейцами, которые за время Великой Отечественной войны подтвердили данное обязательство конкретными боевыми успехами.

К началу 1980 года 266 АПИБ получил свои первые Миг-23БМ (Миг-27) в 236-м АПИБ (Градчаны). С 1980 года 1-я эскадрилья полка летала на Миг-23БМ (Миг-27), 2-я (Монгольский Арат) и 3-я АЭ продолжали летать на Миг-21. В этом же году в полк прибыла вторая партия Миг-23БМ (Миг-27) из Дальневосточной Переяславки - 300 АПИБ.

Первые Миг-27К полк получил в Иркутске (ИАПО) в 1980 (или в 1981 году) причем свои старые («Чертковские») Миг-23БМ (Миг-27) передал в 3-ю АЭ. Полк наконец-то полностью обновил матчасть.

Авиаэскадрилья «Монгольский Арат» получила новенькие Миг-27К в 1981-82 годах. Старую технику в свою очередь передала в 58-й АПИБ. В таком виде полк и пролетал до начала 1990х годов – 1-я и 2-я АЭ на Миг-27К, 3-я «молодежная» АЭ на Миг-23БМ (Миг-27). В середине 1980х годов все Миг-23БМ были доработаны (в Иркутске?) до уровня Миг-27М и получили обозначение Миг-27Д.

Вторая «именная» АЭ получила новенькие Миг-27К в 1981-82 гг. Старую технику в свою очередь передала в 58-й АПИБ (в/ч). В таком виде полк и пролетал до начала 1990х годов – 1-я и 2-я АЭ на Миг-27К, 3-я «молодежная» АЭ на Миг-23БМ (Миг-27). В середине 1980х годов все Миг-23БМ были доработаны (в Иркутске?) до уровня Миг-27М и получили обозначение Миг-27Д.

В восточной части Улан-Батора на перекрестке дорог, установлен памятник авиаэскадрилье "Монгольский Арат" . Построен в 1985 году в честь 40-летия великой победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Проект памятника был выполнен советским архитектором Л.К.Медяновым, а монгольский архитектор Гантумур руководил строительной работой.

В июне 1990 года 266-й апиб передислоцировался на аэродром Степь. На вооружении полка тогда находились, пожалуй, лучшие в мире истребители-бомбардировщики МиГ-27К. 1993 года, осенью того же года 266-й апиб "Монгольский Арат" также перешел на Су-25, сохранив почетное наименование. В 1995 г. 266-й полк был переформирован в отдельный штурмовой авиационный Краснознаменный полк имени Монгольской Народной Республики. С этого момента эмблема эскадрильи - скачущий воин, перекочевала на штурмовики Су-25.

В 1998 году после переучивания личного состава на самолеты Су-25 полк был переформирован из «отдельного» в штурмовой и стал Краснознаменный 266-ой штурмовой авиаполк имени Монгольской народной республики. В то же время истребтельно-бомбардировоная авиация была ликвидирована, и все АПИБы либо расформированы, либо переформированы в штурмовые (шап) или бомбардировочные (бап) полки, в зависимости от поступившей в них техники - Су-25 либо Су-24/Су-24М. 266 штурмовой авиационный полк включен в состав 21-й сад 50 – го гвардейского отдельного корпуса ВВС и ПВО Забайкальского военного округа. В этом же году 21-я иад вошла в состав 14-й Армии ВВС и ПВО Сибирского военного округа.

1 декабря 2010 года на основании указаний Генерального Штаба ВС РФ от 19 июня 2010 года и Директивы Главного Штаба ВВС от 12 августа 2010 года на Забайкальском военном аэродроме с.Домна была образована 412-я Авиационная база 2-го разряда с подчинением 3-му командованию ВВС и ПВО (штаб в г. Хабаровск). В состав нового формирования вошли личный состав и техника 120-го гвардейского иап, 266-го шап и 112-го овп, являвшиеся к тому моменту составными частями 320-й АБ. С 1 декабря 2014 года 412 авиационная база была переформирована в 120 отдельный смешанный авиационный полк в составе которого и осталась вторая штурмовая эскадрилья, знаменитый "Монгольский Арат", под командованием командира эскадрильи подполковника Дикун Э.В.
"Военная литература" .

  • Газета "Новости Монголия"
  • 412-я Авиационная база (ДОМНА) . Антон Павлов Июнь 2011 г.
  • "Восточная окраина". Albert_Motsar (//albert-motsar.livejournal.com/105438.html - ссылка не рабочая)
  • СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
    • Налайх. Жилой городок авиаторов (24 фото, 2008, 2012 годы)
    • Налайх. Бывший Советский военный аэродром. (30 фото, 2008, 2012 годы)