Молитва матери есенин о стихотворении. «Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою…)» М

Сергей Есенин

« Стихи 19-20 веков»

Сергей Есенин - Молитва матери: Стих

Там перед иконой молится старушка.

Сын в краю далеком родину спасает.

А в глазах усталых расцветают грезы.

Где лежит убитым сын ее героем.

А в руках застывших вражеское знамя.

Голову седую на руки склонила.

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

Лучшие поэты
ТОП-20 стихов

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

© Все анализы стихотворений, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Анализ стихотворения Сергея Есенина “Молитва Матери”. напишите

Там перед иконой молится старушка.

Сын в краю далеком родину спасает.

А в глазах усталых расцветают грезы.

Где лежит убитым сын ее героем.

А в руках застывших вражеское знамя.

Голову седую на руки склонила.

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Marina090119991 13.12.2015

Ответы и объяснения

  • wert6
  • середнячок

В данном стихотворении С. Есенин рисует портрет настоящей матери. Она день и ночь молится за спасение своего сына, который спасает Родину. Но её материнское сердце подсказывает ей, что сын её больше не вернётся домой. В этом стихотворении отражён портрет настоящей матери, которая до последнего вздоха помнит и переживает за своих детей.

Молитва матери

На краю деревни старая избушка,

Там перед иконой молится старушка.

Молитва старушки сына поминает,

Сын в краю далеком родину спасает.

Молится старушка, утирает слезы,

А в глазах усталых расцветают грезы.

Видит она поле, поле перед боем,

Где лежит убитым сын ее героем.

На груди широкой брызжет кровь, что пламя,

А в руках застывших вражеское знамя.

И от счастья с горем вся она застыла,

Голову седую на руки склонила.

И закрыли брови редкие сединки,

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

Нам очень приятно, что Вы зашли на ЛитСайт. Здесь мы опишем немного, для чего мы создали этот сайт

и какие цели преследуем.

В первую очередь наша цель – предоставить для авторов площадку для размещения своих произведений и

для привлечения читателей.

Дополнительная цель – при достижении определенного числа авторов и читателей вплотную заняться

сотрудничеством c издательствами для того, чтобы наши авторы могли бесплатно издать собственные

книги и обрести новое призвание. Для этого мы создали идею интернет-поиска. При этом, не авторы

будут искать издательства, а наоборот. Площадка «ЛитСайт» должна помочь в реализации данной идеи.

Молитва матери – С.Есенин

На краю деревни старая избушка,

Там перед иконой молится старушка.

Молитва старушки сына поминает,

Сын в краю далеком родину спасает.

Молится старушка, утирает слезы,

А в глазах усталых расцветают грезы.

Видит она поле, поле перед боем,

Где лежит убитым сын ее героем.

На груди широкой брызжет кровь, что пламя,

А в руках застывших вражеское знамя.

И от счастья с горем вся она застыла,

Голову седую на руки склонила.

И закрыли брови редкие сединки,

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

"Проект Культура Советской России" 2008-2011 © Все права охраняются законом. При использовании материалов сайта вы обязаны разместить ссылку на нас, контент регулярно отслеживается.

Молитва матери

На краю деревни старая избушка,

Там перед иконой молится старушка.

Молится старушка, сына поминает,

Сын в краю далеком родину спасает.

Молится старушка, утирает слезы,

А в глазах усталых расцветают грезы.

Видит она поле, это поле боя,

Сына видит в поле - павшего героя.

На груди широкой запеклася рана,

Сжали руки знамя вражеского стана.

И от счастья с горем вся она застыла,

Голову седую на руки склонила.

И закрыли брови редкие сединки,

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

Поэтический портал Оллам . Электронная онлайн публикация стихотворений. Права на все произведения принадлежат их авторам © 2017 Россия

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Молитва Матери» напишите На краю деревни старая избушка, Там перед иконой молится старушка Молитва старушки сына поминает, Сын в краю далеком родину спасает Молится старушка, утирает слезы, А в глазах усталых расцветают грезы Видит она поле, поле перед боем, Где лежит убитым сын ее героем На груди широкой брызжет кровь, что пламя, А в руках застывших вражеское знамя И от счастья с горем вся она застыла, Голову седую на руки склонила И закрыли брови редкие сединки, А из глаз, как бисер, сыплются слезинки

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Молитва Матери» напишите

На краю деревни старая избушка,

Там перед иконой молится старушка

Молитва старушки сына поминает,

Сын в краю далеком родину спасает

Молится старушка, утирает слезы,

А в глазах усталых расцветают грезы

Видит она поле, поле перед боем,

Где лежит убитым сын ее героем

На груди широкой брызжет кровь, что пламя,

А в руках застывших вражеское знамя

И от счастья с горем вся она застыла,

Голову седую на руки склонила

И закрыли брови редкие сединки,

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки

  • В данном стихотворении С. Есенин рисует портрет настоящей матери. Она день и ночь молится за спасение своего сына, который спасает Родину. Но е материнское сердце подсказывает ей, что сын е больше не вернтся домой. В этом стихотворении отражн портрет настоящей матери, которая до последнего вздоха помнит и переживает за своих детей.

Сергей Есенин

Там перед иконой молится старушка.

Сын в краю далеком родину спасает.

А в глазах усталых расцветают грезы.

Где лежит убитым сын ее героем.

А в руках застывших вражеское знамя.

Голову седую на руки склонила.

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

Тексты произведений, фотографии, автографы и дополнительная информация к стихам

для нашего «Сборника» , предоставлены литературным порталом « Стихи 19-20 веков»

Сергей Есенин

Там перед иконой молится старушка.

Сын в краю далеком родину спасает.

А в глазах усталых расцветают грезы.

Где лежит убитым сын ее героем.

А в руках застывших вражеское знамя.

Голову седую на руки склонила.

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

Тексты произведений, фотографии, автографы и дополнительная информация к стихам

для нашего «Сборника» , предоставлены литературным порталом « Стихи 19-20 веков»

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Стихотворения Есенина С. А. «Молитва матери», «Молотьба», «Море голосов воробьиных»

Стихотворение Есенина С. А. «Молитва матери»

На краю деревни старая избушка,

Там перед иконой молится старушка.

Сын в краю далеком родину спасает.

А в глазах усталых расцветают грезы.

Где лежит убитым сын ее героем.

А в руках застывших вражеское знамя.

Голову седую на руки склонила.

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

Сергей Есенин - На краю деревни старая избушка (Молитва матери)

На краю деревни старая избушка,

Там перед иконой молится старушка.

Молитва старушки сына поминает,

№ 4 Сын в краю далеком родину спасает.

Молится старушка, утирает слезы,

А в глазах усталых расцветают грезы.

Видит она поле, поле перед боем,

№ 8 Где лежит убитым сын ее героем.

На груди широкой брызжет кровь, что пламя,

А в руках застывших вражеское знамя.

И от счастья с горем вся она застыла,

№ 12 Голову седую на руки склонила.

И закрыли брови редкие сединки,

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

Анализ стихотворения

Количество символов

Количество символов без пробелов

Количество слов

Количество уникальных слов

Количество значимых слов

Количество стоп-слов

Количество строк

Количество строф

Классическая тошнота

Академическая тошнота

Семантическое ядро

Количество

Вам будут начислены 100 рублей. Ими можно оплатить 50% первого задания.

Если у вас есть свой анализ стихотворения Сергея Есенина «На краю деревни старая избушка» (Молитва матери) - оставьте комментарий с вашим вариантом! Нужно определить тему, идею и основную мысль стихотворения, а также описать какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.

Комментарии

Molitva materi

Na krayu derevni staraya izbushka,

Tam pered ikonoy molitsya starushka.

Molitva starushki syna pominayet,

Syn v krayu dalekom rodinu spasayet.

Molitsya starushka, utirayet slezy,

A v glazakh ustalykh rastsvetayut grezy.

Vidit ona pole, pole pered boyem,

Gde lezhit ubitym syn yee geroyem.

Na grudi shirokoy bryzzhet krov, chto plamya,

A v rukakh zastyvshikh vrazheskoye znamya.

I ot schastya s gorem vsya ona zastyla,

Golovu seduyu na ruki sklonila.

I zakryli brovi redkiye sedinki,

A iz glaz, kak biser, syplyutsya slezinki.

Vjkbndf vfnthb

Yf rhf/ lthtdyb cnfhfz bp,eirf,

Nfv gthtl brjyjq vjkbncz cnfheirf/

Vjkbndf cnfheirb csyf gjvbyftn,

Csy d rhf/ lfktrjv hjlbye cgfcftn/

Vjkbncz cnfheirf, enbhftn cktps,

F d ukfpf[ ecnfks[ hfcwdtnf/n uhtps/

Dblbn jyf gjkt, gjkt gthtl ,jtv,

Ult kt;bn e,bnsv csy tt uthjtv/

Yf uhelb ibhjrjq ,hsp;tn rhjdm, xnj gkfvz,

F d herf[ pfcnsdib[ dhf;tcrjt pyfvz/

B jn cxfcnmz c ujhtv dcz jyf pfcnskf,

Ujkjde ctle/ yf herb crkjybkf/

B pfrhskb ,hjdb htlrbt ctlbyrb,

F bp ukfp, rfr ,bcth, csgk/ncz cktpbyrb/

© Анализы стихотворений, 2008–2017

Сборник стихотворений русских поэтов, анализы, комментарии, отзывы.

При использовании материалов этого сайта, ссылка на него обязательна.

Тема САЕсенин Письмо матери История одного стихотворения

Главная > Документы > материал > Тема САЕсенин Письмо матери История одного стихотворения

Тема : С.А.Есенин «Письмо матери». История одного стихотворения.

Цели: 1.Помочь учащимся понять стихотворение.

2.Опираясь на текст стихотворения, проследить, как под пером

Есенина стихи о матери перерастают в молитву сына о матери.

3. Добиться понимания учащимися замысла Есенина, помочь

увидеть художественные детали этого замысла.

4. Воспитывать у учащихся интерес и уважение к русской

Эпиграф: Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

2. Слайд - фильм о Есенине.

4. Песни «Клён ты мой опавший…», «Письмо матери».

1.Сообщение темы и цели урока.

2.Работа по теме урока.

1923 год. Сергей Есенин вернулся на Родину. Брак, заключённый с Айседорой Дункан, распался. В это время трудно было узнать Есенина. Он изменился. Максим Горький, встретивший Есенина за границей, писал: «Я увидел Есенина в Берлине. От кудрявого, игрушечного мальчика остались только очень ясные глаза, да и они как будто выгорели на каком – то слишком ярком солнце. Беспокойный взгляд их скользил по лицам людей изменчиво, то вызывающе и пренебрежительно. То вдруг смущённо и недоверчиво. Мне показалось, что в общем он настроен недружелюбно к людям… И весь он встревожен, рассеян, как человек, который забыл что – то важное и даже неясно помнит – что именно забыто им».

Пой же, пой. На проклятой гитаре

Пальцы пляшут твои в полукруг.

Захлебнуться бы в этом угаре,

Мой последний, единственный друг.

Не гляди на её запястья

И с плечей её льющийся шёлк.

Я искал в этой женщине счастье,

А нечаянно гибель нашёл.

Путь поэта из преисподней приводит его на самое дно, и страдание грешника достигает здесь своего апогея: попрано, растоптано, распято самое высокое чувство, самое великое слово – любовь.

Я не знал, что любовь – зараза,

Я не знал, что любовь – чума.

Наверное, это и есть та самая точка падения, после которой должно начаться восхождение, воскрешение души – вечного начала.

Последняя пора жизни Есенина стала временем подлинного расцвета его лирического дарования. В течение 1924 – 1925 годов им были написаны многие десятки «малых шедевров». И почти на каждом из них лежал отсвет вечной правды и красоты. Именно тогда были созданы те самые прославленные стихотворения поэта, которые русский народ всегда безошибочным в таких случаях чутьём признал своими народными песнями:

«Письмо матери», «Клен ты мой опавший, клён заледенелый…»

(Звучит песня «Клён ты мой опавший…»)

В это время появилось и стихотворение «Письмо матери».

«Мать – это словно бы вся прошлая жизнь, постепенно отделяющаяся от человека, туманная память, золотая дымка, - пишут в своей книге о Есенине Станислав и Сергей Куняевы. – Это кровная связь, ничего не требующая, кроме памяти, начисто лишённая эгоистической энергии». Может быть, поэтому даже самое загрубевшее в жизненных бурях сердце сжимается при воспоминании о матери, при чтении стихов или пении песен о ней, пусть о чужой, но так похожей на его своею любовью, терпением, тревогой. Друг Есенина писатель Иван Евдокимов вспоминает о чтении поэтом «Письма матери»: «Помню, как по спине пошла мелкая холодная оторопь, когда я услышал:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Я искосо взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта…

Я вернусь, когда раскинет ветви

(Учащийся читает наизусть стихотворение «Письмо матери», одновременно идёт показ слайдов.)

Беседа по стихотворению.

Такой пронзительно – волнующий образ матери сложился у Есенина только в конце жизненного пути. Посмотрим на фотографию 1925 года, где у самовара сидят мать и сын, Татьяна Фёдоровна и Сергей. Поэт читает ей свои стихи. Разве похожа Татьяна Фёдоровна на старушку? Нет, перед нами пока ещё крепкая пожилая женщина – крестьянка пятидесяти лет, ни дряхлости, ни морщин на её лице. После этой встречи с Сергеем она прожила ещё долгих 30 лет, полных борьбы за жизнь, за реабилитацию сына. Почему же в стихотворении Есенин называет её старушкой?

Корни этого преображения надо искать в судьбе поэта. В детстве отношения матери и сына не сложились, потому что в силу семейных обстоятельств воспитывала его бабушка – мать Татьяны Фёдоровны. Мать вынуждена была оставить сына на попечение деда с бабкой, чтобы самой зарабатывать деньги на жизнь себе и ребёнку – с родителями мужа да и с ним самим она не ужилась. Бабушка была кроткой и набожной. В памяти поэта сохранились странники, собиравшиеся в доме и певшие духовные стихи, и бабушкины сказки. Бабушка любила своего внука, но рос ребёнок не такой, как все «не от мира сего», без матери и пока неосознанно тосковал по материнской любви. Когда через несколько лет семья вновь объединилась, будущий поэт долго не мог привыкнуть к новому дому, к матери и часто возвращался к любимой бабушке. Отношения с матерью складывались непросто. Поэтому, когда поэт покинул родимый дом, сначала он вспоминал о ней довольно редко, чаще о деде и бабушке. И только в 1917 году Есенин начинает ощущать не только кровное, но и духовное родство с матерью. Именно ей он доверяет свои мечты и надежды на поэтическую славу:

Разбуди меня завтра рано,

Засвети в нашей горнице свет,

Говорят, что я скоро стану

Знаменитый русский поэт.

В первый раз Есенин оценивает материнское чувство, в котором любовь соединилась с вечной заботой о сыне, с жалостью и тревогой за него, оценивает не по – детски категорично, а благодарно. Сердцем взрослого человека. А судьба сына складывалась непросто: бесконечные разочарования в друзьях и любимых, неразбериха с революциями, разочарование в социализме, надрыв, боль, неустроенность, болезнь, крушение надежд. Где же опора и пристанище в этом перевёрнутом с ног на голову мире, если даже поэзия не спасает от тоски. Такой опорой становится мать, та, что не изменит ни в бури, войны, перевороты. Так появляются стихотворения: :Письмо матери», «Письмо от матери», «Ответ», «Снежная заметь дробится и колется».

(Инсценирование стихотворения «Письмо от матери»)

Какой предстаёт перед вами мать поэта в стихотворении?

(Свободные высказывания учащихся)

В стихотворениях Есенина образ матери и бабушки сливаются в один образ. Бабушка дала жизнь матери, а она ему и связь его с ними обеими естественна и нерушима. Для поэта неважны похожесть, точность, ибо поэт творит образ – символ, истоки которого в русской национальной традиции. Мать становится символом детства, родного дома, очага, родной земли. И поэтому она становится похожей на всех матерей Русской земли, терпеливо ожидающих своих сыновей и горюющих об их бедах и неудачах.

Обратим внимание на слова стихотворения, вынесенные в качестве эпиграфа: «Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет».

Сравним эти слова с молитвой: « К кому бо прибегну, повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милостью Твою и щедроты Твоя окриляем? О Владычице небесная! Ты мне упование и прибежище, и заступление и помощь».

Как слова молитвы связаны со стихотворением?

(Свободные высказывания учащихся)

Поэт отказывается от молитвы: «И молиться не учи, не надо!», она невольно приходит на память, когда он думает о матери. И он творит её светлый образ.

Если иконописец, создавая образ Богоматери, величал Матерь Сына, который взял на себя грехи всего человечества, то Есенин, посвящая стихи матери, творил молитву сына о Матери:

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

– Как вы понимаете выражение «несказанный свет»?

(Свободные высказывания учащихся)

И эти слова доходили до сердца, врезывались в память, навсегда становясь народной песней, В.Липатов написал одну единственную мелодию, которую народ принял как свою.

(Звучит песня «Письмо матери»)

– Почему эта песня стала народной?

(Отвечая на этот вопрос, ребята обобщают всё сказанное на уроке)

Давайте начнем с того, что у Лермонтова есть 3 стихотворения под названием «Молитва»: первое было написано им в 15 лет (в 1829 году) и не опубликовано при жизни; второе, то о котором мы сегодня поговорим, создано в 1837 году («Я, матерь божия…»). А третье сочинено позже, в 1839 году («В минуту жизни трудную…»).

Полный текст произведения:


Анализ

Стихотворение «Молитва» М.Ю. Лермонтова относится к зрелой лирике поэта (написано оно было в 1837 году). Оно представляет собой молитву Богородице о счастье любимой. Литературоведы считают, что поэт посвятил его своей соседке по московской квартире — Варваре Лопухиной, глубокое чувство к которой он пронес через всю свою жизнь. Впервые это стихотворение было приложено к письму Марии Лопухиной, другу поэта и сестре его возлюбленной, под названием «Молитва странника». Таким образом, главной темой произведения вполне можно считать тему любви. И это стихотворение заслужено считается одним из лучших в любовной лирике Лермонтова.

Как мы видим, в стихотворении поэт обращается к Божьей матери с просьбой защитить свою любимую, послать ей счастливую жизнь и спокойную смерть, дать самого лучшего ангела-хранителя, окружить ее достойными людьми. Поэтические строки наполнены нежностью и чистотой.

Проблемы, отраженные в стихотворении

Стоит отметить, что в произведении затрагивается также и несколько других проблем — нравственная, философско-религиозная, онтологическая.

Давайте раскроем суть некоторых из них: онтологическая проблема, на мой взгляд, выражается здесь в том, что лирический герой обращается к высшим силам с просьбой о «душе достойной». Так как не чувствует себя способным защитить близкого человека, дать ему счастье и наполненную жизнь.

Философско-религиозная же тема раскрывается в том, что Лермонтов видит духовную силу, способную помочь и спасти, лишь в божественном мире. Мир же людей представляется поэту «холодным», то есть равнодушным, мрачным местом. Стоит полагать, что помимо названных в стихотворении присутствует еще и философско-онтологическая проблема (проблема одиночества лирического героя и его души).

Через молитву лирического героя читатель может уловить конфликт между человеком и толпой, его окружением. Лирический герой предстает перед читателем отшельником, одиноким, непонятым обществом и отвергнутым им. Однако в стихотворении присутствует хронотоп церковного таинства и интонационно произведение имеет ритм молитвы. Все это помогает настроить читателя на восприятие стихотворения, погружая его в чувства поэта целиком.

Также в стихотворении присутствует противопоставление. Это антитеза чистоты, «теплой заступницы» и холодного окружающего мира. Лирический герой, будто бы забывая о самом себе, молится совсем не о собственных печалях, а о счастье для любимой.

Анализ структуры стихотворения «Молитва»

Анализируя метрическое строение стиха, можно отметить, что он написан четырехстопным дактилем в сочетании с большим количеством сверхсхемных ударений и с некоторым числом пропущенных ударений в ряде сильных мест. Все это придало произведению оригинальный мелодический рисунок.

Композиционно же это стихотворение можно разделить на две части: первая – обращение поэта к Божьей матери, а вторая – исповедь лирического героя, раскрытие собственной души перед высшими силами, просьбы о сохранении души «невинной девы».

Важно также отметить, что стихотворение построено в виде монолога, философского размышления, но помимо лирического героя в стихотворении присутствуют образы его любимой и «матери божьей.» То есть явно различимы три образа – лирический герой, его возлюбленная и божественный образ, представленный Богородицей. Причем образ возлюбленной в этом стихотворении выходит на первый план и даже несколько вытесняет образ лирического героя. Поэт рисует ее как нежную и чистую девушку, светлое и духовное существо с благородным сердцем. Мы видим это из таких эпитетов, как «дева невинная», «душа прекрасная и достойная», «сердце незлобное».

В произведении присутствуют ряды однородных членов, разнообразные средства художественной выразительности (в особенности эпитеты, погружающие читателя в ту таинственную атмосферу, которую пытался передать М.Ю. Лермонтов). Также присутствует инверсия, придающая герою спокойствие, антитеза («мир холодный»– «теплая заступница», «молодость светлая»– «старость покойная»).

Лирический герой возвышает свою любимую до образа божественного, а себя же со своей «пустынной» душой относит к «темному миру». Это помогает читателю разглядеть христианскую мифологию, которая пронизывает практически все стихотворение. Ну а еще такое противопоставление указывает на невозможность поэта быть вместе с возлюбленной, которое вынуждает героя к одиночеству и говорит о неразделенной любви.

В последнем абзаце поэт обращается к матери Божьей с просьбой послать к «ложу печальному душу прекрасную», что, на мой взгляд, является важным уточнением, так как в своем раннем творчестве поэт приравнивает образ лирического героя к образу демона, что впоследствии (уже в более поздней лирике) исчезает. На смену прошлым представлениям приходит спокойствие, смирение, истинная вера в Бога. Можно предположить, что по этой причине для словосочетания «прекрасная душа» используется определение «лучшей», то есть более возвышенной души, ведь демон – воплощение злых сил, но ради счастья любимой готовый полностью отказаться от своих убеждений, поверить в Бога, вверив ему свою судьбу.

Статья предоставлена Киндеевой Маргаритой (с небольшими дополнениями главного редактора).

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва матери анализ крупин на сайте: сайт - для наших многоуважаемых читателей.

“Материнская молитва со дна моря достанет” - эту пословицу, конечно, знают все. Но многие ли верят, что пословица эта сказана не для красного словца, а совершенно истинно, и за многие века подтверждена бесчисленными примерами.

А я очень торопился, - сказал отец Павел, - и в тот день не успел. Да, признаться, и адрес забыл. А еще через день рано утром она мне снова встретилась, очень взволнованная, и настоятельно просила, прямо умоляла пойти к сыну. Почему-то я даже не спросил, почему она со мной не шла. Я поднялся по лестнице, позвонил. Открыл мужчина. Очень неопрятный, молодой, видно сразу, что сильно пьющий. Смотрел на меня дерзко, я был в облачении. Я поздоровался, говорю: ваша мама просила меня к вам зайти. Он вскинулся: “Ладно врать, у меня мать пять лет как умерла”. А на стене ее фотография среди других. Я показываю на фото, говорю: “Вот именно эта женщина просила вас навестить”. Он с таким вызовом: “Значит, вы с того света за мной пришли?” - “Нет, - говорю, пока с этого. А вот то, что я тебе

скажу, ты выполни: завтра с утра приходи в храм.” - “А если не приду?” - “Придешь: мать просит. Это грех - родительские слова не исполнять».

И он пришел. И на исповеди его прямо трясло от рыданий, говорил, что он мать выгнал из дому. Она жила по чужим людям и вскоре умерла Он даже и узнал-то потом, даже не хоронил.

А вечером я в последний раз встретил его мать. Она была очень радостная. Платок на ней был белый, а до этого темный. Очень благодарила и сказала, что сын ее прощен, так как раскаялся и исповедался и что она уже с ним виделась. Тут я уже сам, с утра, пошел по его адресу. Соседи сказали, что вчера он умер, увезли в морг.

Молитва матери анализ крупин

Форма входа

Главное меню

Изложения (тренинги)

Сейчас на сайте

Сейчас 6342 гостей и 11 зарегистрированных пользователей на сайте

Новости сайта

16,09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

25.12.2016 Вниманию старшеклассников! Один из авторов нашего сайта, Мищенко Светлана Николаевна , ждет учеников для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по литературе и русскому языку. Светлана Николаевна – Почётный работник общего образования Российской Федерации, имеет высшую категорию, звание «Учитель-методист», прекрасно готовит учеников к экзаменам. Жителей города Петразоводска она готовит к испытанию на дому, может заниматься с ребятами и по скайпу. Найти учителя можно так: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. // mishenko1950-50 – Skyp //9215276135.

30.10.2016 – Книжная полка сайта «спешит на помощь” тем, кто не прочел когда-то «Войну и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Обломов» И.А.Гончарова. У нас на КНИЖНОЙ ПОЛКЕ стоят небольшие произведения прозаиков, в которых поднимаются вопросы, заложенные в направления ВЫПУСКНОГО сочинения. Материал >>

16.04.2016 – За последние 3 недели мы обновили нашу книжную полку новыми произведениями. Посмотрите >>

22.02.2016 – На Форуме сайта проводится мастер-класс “Особенности написания комментария в сочинении на ЕГЭ 2016 года”. Более 1300 посетителей приняли участие в работе мастер-класса. Ссылка >>

КНИЖНАЯ ПОЛКА ДЛЯ СДАЮЩИХ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Проанализировав ваши вопросы и сочинения, делаю вывод, что самым трудным для вас является подбор аргументов из литературных произведений. Причина в том, что вы мало читаете. Не буду говорить лишних слов в назидание, а порекомендую НЕБОЛЬШИЕ произведения, которые вы прочтете за несколько минут или за час. Уверена, что вы в этих рассказах и повестях откроете для себя не только новые аргументы, но и новую литературу.

Крупин Владимир "Молитва матери"

«Материнская молитва со дна моря достанет» - эту пословицу, конечно, знают все. Но многие ли верят, что пословица эта сказана не для красного словца, а совершенно истинно, и за многие века подтверждена бесчисленными примерами?

Отец Павел, монах, рассказал мне случай, происшедший с ним недавно. Он рассказал его, как будто все так и должно было быть. Меня же этот случай поразил, и я его перескажу, думаю, что он удивителен не только для меня.

На улице к отцу Павлу подошла женщина и попросила его сходить к ее сыну. Исповедать. Назвала адрес.

– А я очень торопился, – сказал отец Павел, – и в тот день не успел. Да, признаться, и адрес забыл. А еще через день рано утром она мне снова встретилась, очень взволнованная, и настоятельно просила, прямо умоляла пойти к сыну. Почему-то я даже не спросил, почему она со мной не шла. Я поднялся по лестнице, позвонил. Открыл мужчина. Очень неопрятный, молодой, видно сразу, что сильно пьющий. Смотрел на меня дерзко: я был в облачении. Я поздоровался, говорю: ваша мама просила меня к вам зайти. Он вскинулся: «Ладно врать, у меня мать пять лет как умерла». А на стене ее фотография среди других. Я показываю на фото, говорю: «Вот именно эта женщина просила вас навестить». Он с таким вызовом: «Значит, вы с того света за мной пришли?» - «Нет, - говорю, - пока с этого. А вот то, что я тебе скажу, ты выполни:

завтра с утра приходи в храм». – «А если не приду?» – «Придешь: мать просит. Это грех – родительские слова не исполнять».

И он пришел. И на исповеди его прямо трясло от рыданий, говорил, что он мать выгнал из дому. Она жила по чужим людям и вскоре умерла. Он даже и узнал-то потом, даже не хоронил.

– А вечером я в последний раз встретил его мать. Она была очень радостная. Платок на ней был белый, а до этого темный. Очень благодарила и сказала, что сын ее прощен, так как раскаялся и исповедался, и что она уже с ним виделась. Тут я уже сам, с утра, пошел по его адресу. Соседи сказали, что вчера он умер, увезли в морг.

Вот такой рассказ отца Павла. Я же, грешный, думаю: значит, матери было дано видеть своего сына с того места, где она была после своей земной кончины, значит, ей было

дано знать время смерти сына. Значит, и там ее молитвы были так горячи, что ей было дано воплотиться и попросить священника исповедать и причастить несчастного раба Божия. Ведь это же так страшно – умереть без покаяния, без причастия. И главное: значит, она любила его, любила своего сына, даже такого, пьяного, изгнавшего родную мать. Значит, она не сердилась, жалела и, уже зная больше всех нас об участи грешников, сделала все, чтобы участь эта миновала сына. Она достала его со дна греховного. Именно она, и только она силой своей любви и молитвы.

Материнская молитва (Владимир Крупин)

«Материнская молитва со дна моря достанет» - эту пословицу, конечно, знают все. Но многие ли верят, что пословица эта сказана не только для красного словца, а совершенно истинна и за многие века подтверждена бесчисленными примерами.

Отец Павел, монах, рассказал мне случай, происшедший с ним. Он рассказал его, как будто все так и должно было быть. Меня же этот случай поразил, и я его перескажу, думаю, что он удивителен не только для меня.

На улице к отцу Павлу подошла женщина и попросила его сходить к ее сыну. Исповедать. Назвала адрес.

А я очень торопился, - сказал отец Павел, - и в тот день не успел. Да, признаться, и адрес забыл. А еще через день рано утром она мне снова встретилась, очень взволнованная, и настоятельно просила, прямо умоляла пойти к сыну. Почему-то я даже не спросил, почему она со мной не шла. Я поднялся по лестнице, позвонил. Открыл мужчина. Очень неопрятный, молодой, видно сразу, что сильно пьющий. Смотрел на меня дерзко, я был в облачении. Я поздоровался, говорю: ваша мама просила меня к вам зайти. Он вскинулся: «Ладно врать, у меня мать пять лет как умерла». А на стене ее фотография, среди других. Я показываю на фото, говорю: «Вот именно эта женщина просила вас навестить». Он с таким вызовом: «Значит, вы с того света за мной пришли?» - «Нет, - говорю, - пока с этого. А вот то, что я тебе скажу, ты выполни: завтра с утра приходи в храм» - «А если не приду?» - «Придешь: мать просит. Это грех - родительские слова не исполнять». И он пришел. И на исповеди его прямо трясло от рыданий, говорил, что он мать выгнал из дому. Она жила по чужим людям и вскоре умерла. Он даже и узнал-то потом, даже не хоронил.

Он пришел в тот день. А вечером я последний раз встретил его мать. Она была очень радостная. Платок на ней был белый, а до этого темный. Очень благодарила и сказала, что сын ее прощен, так как раскаялся и исповедался, и что она уже с ним виделась. Тут я уже сам, с утра, пошел по его адресу. Соседи сказали, что вчера он умер, увезли в морг.

Вот такой рассказ отца Павла. Я же, грешный, думаю: значит, матери было дано видеть своего сына с того места, где она была после своей земной кончины, значит, ей было дано знать время смерти сына. Значит, и там ее молитвы были так горячи, что ей было дано воплотиться и попросить священника исповедать и причастить несчастного раба Божия. Ведь это же так страшно - умереть без покаяния, без причастия.

И главное: значит, она любила его, любила своего сына, даже такого, пьяного, изгнавшего родную мать. Значит, она не сердилась, жалела и, уже зная больше всех нас об участи грешников, сделала все, чтобы участь эта миновала сына. Она достала его со дна греховного. Именно она, и только она силой своей любви и молитвы.

Дорогие друзья, наш проект существует исключительно благодаря вашей поддержке.

Поиск на сайте

Как помочь проекту?

Вы можете поддержать наш проект, перечислив доступную вам сумму на

Кроме того, вы можете разместить на своём сайте наш баннер.

Правила для посетителей сайта

православных литераторов «Омилия»

Вход для авторов

Вопрос священнику

Вопрос психологу

Ответы православных психологов:

Мы в социальных сетях

Купить наши книги

Купить книгу у автора

Случайная цитата

Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума.

Активисты клуба

Все авторы

Новые материалы

Новые комментарии

Новые интервью

Новые статьи

Новое в Читальном зале

Новое в медиагалерее

Рубрики

Материалы пока без комментариев

© А. Ковтун 2008–2017 МЕЖДУНАРОДНЫЙ КЛУБ ПРАВОСЛАВНЫХ ЛИТЕРАТОРОВ «ОМИЛИЯ»

Руководитель проекта - Светлана Анатольевна Коппел-Ковтун.

При использования материалов сайта, активная ссылка на Клуб православных литераторов «ОМИЛИЯ» обязательна.

При необходимости коммерческого использования текстов обязательно свяжитесь с администрацией.

Публикуемые материалы не всегда совпадают с точкой зрения редакции.

Приглашаем к сотрудничеству православных авторов. Пишите нам по адресу

Разработка, создание и поддержка сайта: А. Ковтун, С. Коппел-Ковтун

Учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему:

Методическая разработка урока Образ матери в русской литературе

Образ матери в русской литературе рассматривается на примере произведений Паустовского “Телеграмма”, В.Н.Крупина “Молитва матери” и Д.Кедрина “Мать”

Предварительный просмотр:

Урок литературы 8 класс

Тема урока: «Образ матери в произведениях русской литературы»

  • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери
  • воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет
  • развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание

… без солнца не цветут цветы, без любви нет

счастья, без женщины нет любви, без Матери

* Прочитайте эпиграф. Что вы чувствуете, что видите, что слышите, когда произносите слово «мама»?(составляем кластер)

Все эти прекрасные слова ассоциируются со словом «мать».

По словам Н.Островского « есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы в неоплатном долгу. Это – мать.» Для каждого человека мать – самый родной человек на свете. Она подарила нам жизнь, всё лучшее в каждом из нас исходит от матери.

2. Велика и разнообразна русская литература, но есть в ней одна святая страница, дорогая и близкая любому человеку, – это произведения о матери.

* Какие произведения вы прочитали?

(К.Паустовский «Телеграмма» – 1946г.

В.Н.Крупин «Молитва матери» – 2009г.

Д.Кедрин «Мать» – 1944г.

И.Панькин «Легенда о матерях»)

* Что роднит эти произведения?

* Какие чувства вы испытывали, когда читали?

* Перечитайте указанные отрывки.

* Какими кажутся эти женщины на первый взгляд?(старыми, слабыми, беспомощными)

* Какие поступки совершают матери ради своих детей?

Одинокая и больная Екатерина Ивановна («Телеграмма») ни в чём не винит свою дочь Настю, оправдывая её отсутствие большой занятостью. Даже перед смертью она не хочет причинять дочери боль и тихо уходит из жизни

  • Как повлияла смерть матери на Настю?
  • Прочитайте концовку рассказа. Как вы думаете, простила ли Екатерина Ивановна дочь?

В «легенде о матерях» матери моряков, желая спасти своих детей от гибели, отдают им свою силу, красоту, зрение. «Матери отдали им всё лучшее, что имели».

В рассказе В.Н.Крупина молитва матери спасает сына от вечных мучений. Даже с того света мать приходит на помощь сыну.

«И главное: значит, она любила его, любила своего сына, даже такого, пьяного, изгнавшего родную мать. Значит, она не сердилась, жалела, и, уже зная больше всех нас об участи грешников, сделала всё, чтобы участь эта миновала сына. Она достала его со дна греховного. Именно она, и только она, силой своей любви и молитвы».

В стихотворении Д.Кедрина «Мать» даже смерть отступает перед силой материнской любви.

  • Можно ли после этого назвать этих женщин слабыми?
  • Что даёт силы матерям?
  • Что объединяет героинь? (самоотверженность, любовь к детям, умение прощать, желание защитить своих детей, отвести от них беду)

3.Обратите внимание на даты написания произведений. Все они написаны в разное время.

* Меняется ли с годами образ матери в литературе?

Идут годы, сменяются поколения, а матери остаются по – прежнему любящими, нежными, самоотверженными.

(Любить своих родителей, заботиться

о них, почаще навещать, не забывать в разлуке. Это святая обязанность каждого человека перед теми, кто дал нам жизнь)

Поют гитар походных струны

В тайге, в горах, среди морей…

О, сколько вас сегодня, юных,

Живёт вдали от матерей!

Вы, вечно юные, в дороге –

То там объявитесь, то тут…

А ваши матери в тревоге

Вестей от вас всё ждут и ждут.

Они считают дни, недели,

Слова роняя невпопад…

Коль рано матери седеют –

Не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом

Или скитаясь по морям,

Почаще всё – таки, ребята,

Пишите письма матерям!

Домашнее задание (дифференцированное):

  1. подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения или прозы о матери
  2. сочинение «Я хочу рассказать Вам о маме…»
  3. сочинение – эссе «Легко ли быть матерью?»

«Молитва» Михаил Лермонтов

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.

Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.

Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять . Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.

В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния . Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.

Молитва для верующего человека – возможность обратиться к Господу или святому. Канонические тексты молитв создавали служители церкви, подвижники христианства. Однако молитва может быть просьбой обычного человека. Желание обрести защиту и помощь у высших сил заставляет порой даже неверующих произносить слова «Отче наш» - самой известной молитвы.

Нередко молитва становится произведением искусства – стихотворением или музыкальной пьесой. Именно поэтому в литературе появился жанр молитвы, и многие поэты XIX и ХХ веков использовали его в своем творчестве. Не стал исключением и Михаил Юрьевич Лермонтов , написавший не одну молитву. Данный анализ будет посвящен «Молитве» 1837 года, но известны также еще две «Молитвы» - 1829 и 1839 годов. Стихотворение 1837 года отличается не только годом создания – оно отличается адресатом.

Читая молитву, каждый человек обращается к своему святому: кто-то к Николаю Чудотворцу, кто-то к Сыну Божьему. Но чаще прибегают к помощи Божьей Матери, называя ее «Матушкой-заступницей». Так же поступает и герой стихотворения, но сразу поясняет, что обращается за помощью к ней и молится «не о спасении, не перед битвою, не с благодарностью иль покаянием», ведь именно эти мотивы становятся главными при обращении к святым.

Считая себя недостойным и называя свою душу «пустынной» , герой просит за «деву невинную» . Исследователи творчества Лермонтова уверены, что поэт имеет в виду Вареньку Лопухину – любовь всей его жизни. Влюбленный в нее когда-то, юный Лермонтов собирался жениться, но жизненные обстоятельства разлучили молодых людей.

По настоянию родителей, девушка вышла замуж за человека, который намного был ее старше: ей 20 лет, ему – 37. Известие об этом Лермонтов пережил очень тяжело, по свидетельству современников, возненавидел Бахметьева, Вариного мужа, высмеивая его во многих своих произведениях, а впоследствии засыпал письмами старшую сестру Марию, хотя адресованы они были Варе. Это стихотворение поэт ввел в письмо от 15 февраля 1838 года под названием «Молитва странника», объясняя, что оно якобы затерялось в ворохе путевых бумаг, и поэт о нем забыл.

Начинается послание с просьбы о молитве не «за душу странника в мире безродного» , а за «деву невинную» , которую герой хотел бы вручить «теплой заступнице мира холодного» . Так на первый план стихотворения выступает образ героини с ее беззащитностью перед жестоким миром, а образ героя обретает новые черты: перед нами человек, способный проявить глубокое участие в судьбе другого.

Молитва содержит просьбу «окружить счастием» достойную душу героини, герой просит о том, чтобы у его возлюбленной была «светлая молодость» и «старость покойная» , ведь ее «незлобное сердце» достойно упования, то есть надежды.

В последнем четверостишии герой вдруг начинает рассуждать о прощальном сроке, к которому приблизится столь юная пока дева. Именно тогда Матерь Божия должна послать лучшего ангела, чтобы он принял к себе «душу прекрасную» .

Если вспомнить дальнейшие обстоятельства жизни Лопухиной и Михаила Юрьевича, можно в очередной раз подивиться прозорливости русских поэтов. Так случилось, что жизнь и поэта, и его возлюбленной была недолгой. Неполных 28 лет поэт был сражен на дуэли, а Варвара Александровна в замужестве прожила 16 лет, но почти все годы болела, страдала нервными расстройствами. Еще больше ее здоровье было подорвано известием о гибели Лермонтова. В последние годы она отказывалась даже ездить лечиться «на воды» , оставаясь, по воспоминаниям сестры Марии, больной, слабой, что явно было вызвано «смертью Мишеля».

Стихотворение «Молитва» проникнуто настроением просветленной грусти, что характерно для поэзии XIX века. Такое отношение напоминает чувство благоговейного трепета, которое обычные люди испытывают к высшим силам, в том числе и к Божьей Матери.

Примечательно, что эта лирическая молитва написана четырехстопным дактилем, так же, как и знаменитые «Тучки небесные» . Но «Тучки» полны грусти и отчаяния, а «Молитва», адресованная «теплой заступнице» , звучит размеренно, благоговейно, величественно, как и должно звучать обращение к небесной покровительнице.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова