Михальчик поток психология оптимального переживания. SmartReading: Михай Чиксентмихайи «Поток

Михай Чиксентмихайи

Поток. Психология оптимального переживания

Перевод с английского Елены Перовой

Научное редактирование и предисловие Дмитрия Леонтьева

Москва 2011

Посвящается Изабелле, Марку и Кристоферу

Как ковать счастье: секреты мастерства (предисловие редактора русского издания)

Он по-настоящему мудрый человек. Медлительный, хотя иногда решительный. Погруженный в себя, хотя периодически расцветающий лучезарной улыбкой. Взвешивающий слова и избегающий категоричных суждений, однако высказывающийся и пишущий удивительно ясно и прозрачно. Интересующийся больше другими, чем собой, однако любящий жизнь в самых разных её проявлениях.

Сегодня он входит в число наиболее авторитетных и уважаемых психологов. Его знают и ценят во всём мире, причём далеко не только коллеги. Несколько лет назад в США вышла популярная антология «Как сделать жизнь», предлагающая уроки мудрости на примере жизни выдающихся мыслителей и писателей прошлого и настоящего, начиная с Платона и Аристотеля. Чиксентмихайи вошёл в число героев этой книги, расположившись между Сэлинджером и Диснеем. бизнес-сообщество относится к нему с огромным вниманием и уважением; его основное место работы сейчас - школа управления Питера Друкера в Клермонтском университете, Калифорния. На рубеже веков Чиксентмихайи, вместе со своим коллегой Мартином Селигманом, стал основателем позитивной психологии - нового течения в психологии, которое направлено на изучение закономерностей хорошей, осмысленной и достойной жизни.

Михай Чиксентмихайи родился в 1934 г. на берегах Адриатики, на территории, которая тогда принадлежала Италии, а сейчас это часть Хорватии. Его отец был венгерским консулом, после крушения фашизма стал послом в Италии, а когда захватившие власть в Венгрии в 1948 г. коммунисты отправили его в отставку, решил остаться с семьёй в Италии, где Михай и провёл детство и школьные годы. Заинтересовавшись психологией и не найдя в Италии подходящего университета, он перелетел океан, чтобы получить психологическое образование в США, и после окончания Чикагского университета остался жить и работать в этой стране, где и прошла вся его профессиональная карьера. Он автор полутора десятков книг, в числе которых: «Смысл вещей: домашние символы нашего Я», «Творческое видение: психология эстетического отношения», «Личность в эволюции», «Быть подростком», «Стать взрослым», «Творчество» и др.

Однако самая главная книга, принёсшая ему всемирную известность, - это именно «Поток». Через некоторое время после её выхода в 1990 году ей сделали блестящую рекламу такие впечатлённые ею читатели, как президент США Билл Клинтон, спикер Конгресса Ньют Гингрич и британский премьер Тони Блэр. Её включают в перечни типа «100 лучших бизнес-книг всех времён». Она относится к редкой категории «долгоиграющих» бестселлеров. Завоевав популярность среди массовой аудитории сразу после её выхода, она продолжает переиздаваться чуть ли не ежегодно и переведена уже на 30 языков.

Это удивительная книга. До того, как я взялся редактировать её перевод, я читал её по меньшей мере дважды, пользовался ею в лекциях и публикациях, безусловно ценил её, чему способствовало и личное знакомство с автором и совместная с ним работа. Но только теперь, медленно и кропотливо перебирая слово за словом, я испытал подлинное, мало с чем сравнимое наслаждение от того, как она написана, - в ней нет зазоров между мыслью и словом, каждое слово пригнано к соседнему, каждая фраза стоит на своём месте, и в этом тексте нет ни одной щёлочки, куда можно было бы просунуть лезвие ножа. Это признак той редкой книги, слова которой не играют в свою игру, ведя весёлый хоровод или, напротив, складываясь в железобетонную конструкцию, а прямо и точно выражают ясную и хорошо продуманную картину мира. Каждое слово неслучайно, в нём биение пульса живой мысли, и поэтому вся эта книга - как живой организм: в ней есть структура, порядок, непредсказуемость, напряжённость, тонус и жизнь.

О чём она? О многом. Если подходить формально - о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны - благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъёма, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишённого многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Счастье и удовольствие - это разные вещи, и в этом Чиксентмихайи повторяет откровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом. Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтверждённую теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попросту говоря, переживаний потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии… Чиксентмихайи обнаружил его в своих исследованиях творческих личностей, но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Вот уже три десятилетия продолжаются исследования и дискуссии вокруг этого явления, выходят всё новые книги, но одно ясно: состояние потока - одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И самое важное - в отличие от других похожих состояний, которые время от времени попадали в фокус внимания психологов (например, пиковые переживания, счастье, субъективное благополучие), - поток не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нём удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Поэтому поток напрямую связан с характеристиками личности, уровнем её развития и зрелости. Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребёнком, он оказался в эмиграции, в то время как в его родной Венгрии всё рушилось, один строй и уклад жизни сменялся другим. По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в начале своей жизни был довольно комфортабельно укоренён. И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присутствие духа, лишившись той социальной поддержки, которая у них была в старом стабильном мире. Лишённые работы, денег, статуса, они превращались буквально в какие-то пустые оболочки. Но были и люди, которые сохраняли свою цельность, целенаправленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и другим не терять надежду. И самое интересное, что это были не те мужчины и женщины, от которых этого можно было ожидать. Невозможно было предсказать, какие люди в этой сложной ситуации сохранят себя. Это не были ни наиболее уважаемые, ни наиболее образованные, ни наиболее опытные члены общества. С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказываются устойчивыми в этом хаосе. Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском ответа на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зависящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощённых и ограниченных по своему подходу психологических исследованиях. Это были люди, которые сохраняли свою устойчивость и достоинство в бурях Второй мировой войны, которые сделали что-то невозможное, и в этом можно было найти ключ к тому, на что способен человек в своих лучших проявлениях.

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход ко многим проблемам общей психологии, прежде всего к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Ни к чему пересказывать содержание книги, которая находится в ваших руках, но отмечу главное, на мой взгляд. Чиксентмихайи с убедительным историческим и экспериментальнопсихологическим материалом в руках методично, шаг за шагом опровергает мифы массовой потребительской культуры и её ответвления в более высокой ценовой категории - гламура. Эти мифы известны: не надо грузиться, не надо париться, все главные ответы на жизненные задачи просты, чтобы быть счастливым, надо не думать о сложностях и неприятностях и иметь побольше денег, чтобы ни в чём себе не отказывать.

Книга Чиксентмихайи, как и другие его работы, не оставляет камня на камне от этой сладкой лжи. Он утверждает: человечество развивается. Мир, в котором мы живём, становится всё сложнее, и человеческий ответ на этот вызов сложности - не прятать голову в песок, а самим становиться всё более сложными, более уникальными и одновременно всё более связанными с другими людьми, идеями, ценностями и социальными группами. Радость потока - это высшая награда, которой может одарить нас природа за стремление к решению всё более и более сложных осмысленных задач, и которую другим способом получить невозможно. В отличие от уровня жизни, качество переживаний можно повысить, заплатив только одной валютой - вложением внимания и организованных усилий; другая валюта в царстве потока не имеет цены. «Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя, таким образом, радость в окружающей нас повседневности».

Текущая страница: 1 (всего у книги 31 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Михай Чиксентмихайи
Поток: Психология оптимального переживания

Научный редактор Дмитрий Леонтьев

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректор М. Миловидова

Верстальщик Е. Сенцова

Дизайнер обложки Ю. Буга

© Mihaly Csikszentmihalyi, 1990

© Перевод, предисловие. ООО «Научно-производственная фирма «Смысл», 2011

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2011

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Посвящается Изабелле, Марку и Кристоферу

Как ковать счастье: секреты мастерства
(предисловие редактора русского издания)

Он по-настоящему мудрый человек. Медлительный, хотя иногда решительный. Погруженный в себя, хотя периодически расцветающий лучезарной улыбкой. Взвешивающий слова и избегающий категоричных суждений, однако высказывающийся и пишущий удивительно ясно и прозрачно. Интересующийся больше другими, чем собой, однако любящий жизнь в самых разных ее проявлениях.

Сегодня он входит в число наиболее авторитетных и уважаемых психологов. Его знают и ценят во всем мире, причем далеко не только коллеги. Несколько лет назад в США вышла популярная антология «Как сделать жизнь», предлагающая уроки мудрости на примере жизни выдающихся мыслителей и писателей прошлого и настоящего, начиная с Платона и Аристотеля. Чиксентмихайи вошел в число героев этой книги, расположившись между Сэлинджером и Диснеем. Бизнес-сообщество относится к нему с огромным вниманием и уважением; его основное место работы сейчас – школа управления Питера Друкера в Клермонтском университете, Калифорния. На рубеже веков Чиксентмихайи, вместе со своим коллегой Мартином Селигманом, стал основателем позитивной психологии – нового течения в психологии, которое направлено на изучение закономерностей хорошей, осмысленной и достойной жизни.

Михай Чиксентмихайи родился в 1934 г. на берегах Адриатики, на территории, которая тогда принадлежала Италии, а сейчас это часть Хорватии. Его отец был венгерским консулом, после крушения фашизма стал послом в Италии, а когда захватившие власть в Венгрии в 1948 г. коммунисты отправили его в отставку, решил остаться с семьей в Италии, где Михай и провел детство и школьные годы. Заинтересовавшись психологией и не найдя в Италии подходящего университета, он перелетел океан, чтобы получить психологическое образование в США, и после окончания Чикагского университета остался жить и работать в этой стране, где и прошла вся его профессиональная карьера. Он автор полутора десятков книг, в числе которых: «Смысл вещей: домашние символы нашего Я », «Творческое видение: психология эстетического отношения», «Личность в эволюции», «Быть подростком», «Стать взрослым», «Творчество» и др.

Однако самая главная книга, принесшая ему всемирную известность, – это именно «Поток». Через некоторое время после ее выхода в 1990 году ей сделали блестящую рекламу такие впечатленные ею читатели, как президент США Билл Клинтон, спикер Конгресса Ньют Гингрич и британский премьер Тони Блэр. Ее включают в перечни типа «100 лучших бизнес-книг всех времен». Она относится к редкой категории «долгоиграющих» бестселлеров. Завоевав популярность среди массовой аудитории сразу после ее выхода, она продолжает переиздаваться чуть ли не ежегодно и переведена уже на 30 языков.

Это удивительная книга. До того, как я взялся редактировать ее перевод, я читал ее по меньшей мере дважды, пользовался ею в лекциях и публикациях, безусловно ценил ее, чему способствовало и личное знакомство с автором и совместная с ним работа. Но только теперь, медленно и кропотливо перебирая слово за словом, я испытал подлинное, мало с чем сравнимое наслаждение от того, как она написана, – в ней нет зазоров между мыслью и словом, каждое слово пригнано к соседнему, каждая фраза стоит на своем месте, и в этом тексте нет ни одной щелочки, куда можно было бы просунуть лезвие ножа. Это признак той редкой книги, слова которой не играют в свою игру, ведя веселый хоровод или, напротив, складываясь в железобетонную конструкцию, а прямо и точно выражают ясную и хорошо продуманную картину мира. Каждое слово неслучайно, в нем биение пульса живой мысли, и поэтому вся эта книга – как живой организм: в ней есть структура, порядок, непредсказуемость, напряженность, тонус и жизнь.

О чем она? О многом. Если подходить формально – о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны – благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъема, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишенного многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Счастье и удовольствие – это разные вещи, и в этом Чиксентмихайи повторяет откровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом. Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попросту говоря, переживаний потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии… Чиксентмихайи обнаружил его в своих исследованиях творческих личностей, но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Вот уже три десятилетия продолжаются исследования и дискуссии вокруг этого явления, выходят все новые книги, но одно ясно: состояние потока – одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И самое важное – в отличие от других похожих состояний, которые время от времени попадали в фокус внимания психологов (например, пиковые переживания, счастье, субъективное благополучие), – поток не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Поэтому поток напрямую связан с характеристиками личности, уровнем ее развития и зрелости. Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребенком, он оказался в эмиграции, в то время как в его родной Венгрии все рушилось, один строй и уклад жизни сменялся другим. По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в начале своей жизни был довольно комфортабельно укоренен. И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присутствие духа, лишившись той социальной поддержки, которая у них была в старом стабильном мире. Лишенные работы, денег, статуса, они превращались буквально в какие-то пустые оболочки. Но были и люди, которые сохраняли свою цельность, целенаправленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и другим не терять надежду. И самое интересное, что это были не те мужчины и женщины, от которых этого можно было ожидать. Невозможно было предсказать, какие люди в этой сложной ситуации сохранят себя. Это не были ни наиболее уважаемые, ни наиболее образованные, ни наиболее опытные члены общества. С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказываются устойчивыми в этом хаосе. Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском ответа на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зависящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощенных и ограниченных по своему подходу психологических исследованиях. Это были люди, которые сохраняли свою устойчивость и достоинство в бурях Второй мировой войны, которые сделали что-то невозможное, и в этом можно было найти ключ к тому, на что способен человек в своих лучших проявлениях.

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход ко многим проблемам общей психологии, прежде всего к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Ни к чему пересказывать содержание книги, которая находится в ваших руках, но отмечу главное, на мой взгляд. Чиксентмихайи с убедительным историческим и экспериментально-психологическим материалом в руках методично, шаг за шагом опровергает мифы массовой потребительской культуры и ее ответвления в более высокой ценовой категории – гламура. Эти мифы известны: не надо грузиться, не надо париться, все главные ответы на жизненные задачи просты, чтобы быть счастливым, надо не думать о сложностях и неприятностях и иметь побольше денег, чтобы ни в чем себе не отказывать.

Книга Чиксентмихайи, как и другие его работы, не оставляет камня на камне от этой сладкой лжи. Он утверждает: человечество развивается. Мир, в котором мы живем, становится все сложнее, и человеческий ответ на этот вызов сложности – не прятать голову в песок, а самим становиться все более сложными, более уникальными и одновременно все более связанными с другими людьми, идеями, ценностями и социальными группами. Радость потока – это высшая награда, которой может одарить нас природа за стремление к решению все более и более сложных осмысленных задач, и которую другим способом получить невозможно. В отличие от уровня жизни, качество переживаний можно повысить, заплатив только одной валютой – вложением внимания и организованных усилий; другая валюта в царстве потока не имеет цены. «Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя, таким образом, радость в окружающей нас повседневности».

Мы часто повторяем старую поговорку: «Каждый человек – кузнец своего счастья», обычно забывая при этом, насколько сложно и трудоемко кузнечное ремесло. Полвека назад Эрих Фромм в своем философско-психологическом супербестселлере «Искусство любить» сумел убедить нас, что любовь – не просто пассивное переживание, которое «нечаянно нагрянет», а активное отношение – не существительное, а глагол. Чиксентмихайи в некотором смысле повторяет его путь применительно к другому столь же важному явлению нашей жизни – счастью. Он напоминает: счастье – это не то, что просто случается с нами (happiness is not something that just happens), это и искусство, и наука, это то, что требует и усилий, и своеобразной квалификации. Зрелая, сложная личность не счастливее незрелой, но счастье у нее другого качества. Масштаб личности не связан с шансами на счастье, но связан с масштабом этого счастья. Бывает счастье попроще, более доступное, штампованное, одноразовое, а бывает сложное, неповторимое, ручной ковки. И все, в конечном счете, зависит от нас. Об этом рассказывает эта, не побоюсь этого слова, великая книга – о жизни в ее полной, не открывающейся недостаточно внимательному взгляду глубине и перспективе.

Дмитрий Леонтьев,

доктор психологических наук,

профессор МГУ имени М.В. Ломоносова,

зав. лабораторией позитивной психологии и качества жизни НИУ-ВШЭ

Предисловие автора к русскому изданию

«Поток» был впервые опубликован в США в 1990 году, и с тех пор его перевели на 30 языков, в том числе на такие, о существовании которых я даже не подозревал. Причина популярности этой книги проста: в ней говорится о важном явлении, знакомом практически любому читателю, однако на тот момент обойденном вниманием психологов.

Когда я начинал писать о состоянии потока, в психологии господствовал бихевиоризм, утверждавший, что люди, как и крысы, и обезьяны, расходуют энергию только при условии уверенности в том, что их поведение будет вознаграждено какими-нибудь внешними изменениями: уменьшением боли, появлением еды или еще каким-нибудь желательным результатом.

Мне казалось, что эта теория – вполне полезная в общем смысле – игнорирует некоторые из важнейших мотивов человеческого поведения. Глядя на то, как сторонники бихевиоризма или психоанализа пытаются объяснить, почему люди прилагают столько усилий, чтобы сочинять стихи, музыку, зачем они танцуют, зачем с риском для жизни покоряют горные вершины или в одиночку переплывают океан в маленькой лодке, я видел, что их теоретические построения становятся все более запутанными и невероятными, и они начинали напоминать мне астрономов, пытавшихся объяснить движение планет в рамках системы Птолемея.

Проблема заключалась в том, что психологи, применяя научный подход к человеческому поведению, увлеклись существующими механистическими объяснениями и упустили из виду, что поведение человека представляет собой совершенно особый феномен, процесс, эволюционировавший в сторону большей автономии, большей произвольности и ориентации на развитие, чем все материальные процессы, изучавшиеся учеными ранее. Пытаясь придерживаться научных принципов, психологи парадоксальным образом забыли самое первое правило чистой науки: подход к пониманию любого явления должен соответствовать природе наблюдаемых феноменов.

В этом отношении гуманитарные науки оказались значительно более пригодными для исследования сути человеческой природы, чем научная психология. Поэты, писатели, философы и некоторые психологи, как, например, Абрахам Маслоу, уже давно заметили, что, если человек занимается деятельностью, в которой он добился совершенства, такое занятие становится вознаграждением само по себе. Почти 600 лет назад Данте Алигьери написал в своем политическом трактате «О монархии» (De Monarchia):

…В каждом действии… главное намерение совершающего его есть выражение своего собственного образа; поэтому любой делающий, что бы он ни делал, наслаждается своим действием. Поскольку все сущее стремится к существованию и через действие делающий раскрывает свое бытие, то действие несет наслаждение по своей природе…

Состояние потока возникает, когда мы делаем что-то, в чем выражается наша сущность. Именно это Толстой описывает на страницах «Анны Карениной», когда Константин Левин с завистью наблюдает за своими крестьянами, ритмично и слаженно машущими косами между рядами пшеницы. Именно это чувствуют музыканты, с головой погружающиеся в исполняемое ими произведение; спортсмены, приближающиеся к пределу своих возможностей; любой работник, если он сознает, что отлично справляется со своим делом. Этот опыт представляет собой не какой-то странный побочный продукт деятельности человеческой психики. Скорее, можно утверждать, что это эмоциональная составляющая реализации человеком своих возможностей, передний край эволюции. Потоковые переживания заставляют нас идти дальше, достигать новых уровней сложности, искать новые знания, совершенствовать свои умения. Во многом это именно тот двигатель, благодаря которому произошел переход от гоминид, озабоченных лишь своим выживанием, к homo sapiens sapiens , который не боится рисковать и, чтобы чувствовать себя лучше, должен больше уметь .

За двадцать лет, прошедших со дня первого издания этой книги, понятие потока использовалось самым разным, порой довольно неожиданным образом. Например, в январском выпуске журнала New Scientist написано, что все дизайнеры видеоигр стремятся вызывать у пользователей своей продукции состояние потока, и это преподносится как общеизвестный факт. Терапевты рекомендуют переживание потока в качестве лечения хронических болей при ревматическом артрите. Это понятие используется при подготовке спортсменов-олимпийцев, в проектах новых школ и музеев.

Но в конечном счете эта книга – всего лишь попытка понять, что делает нашу жизнь более радостной и достойной того, чтобы жить. Она была написана не для профессиональных психологов, но для каждого, кто хочет наполнить свою жизнь смыслом. То есть для вас.

Клермонт, Калифорния. Январь 2011 г.

Предисловие 1990 г.

Эта книга обобщает результаты многолетних исследований, посвященных позитивным аспектам человеческого опыта – радости, творчеству, полной поглощенности жизнью, которую я называю потоком . Она написана для широкой аудитории. Такой шаг таит в себе некоторую опасность, поскольку выход за рамки академической прозы может повлечь за собой небрежность или излишний энтузиазм. Однако книга, которую вы держите в руках, не относится к популярной литературе, дающей читателям советы, как стать счастливым. Это было бы заведомо невозможно, потому что счастливая жизнь – всегда результат творчества конкретного человека, она не может быть воссоздана по рецепту. Вместо этого я попытался сформулировать общие принципы и проиллюстрировать их примерами того, как некоторые люди с помощью этих принципов смогли превратить скучную и бессмысленную жизнь в жизнь, полную радости.

На этих страницах не обещается простых и коротких путей. Но заинтересованные читатели смогут найти достаточно информации, которая поможет им перейти от теории к практике.

Чтобы книга была как можно более доступной и простой для восприятия, я старался избегать примечаний, сносок и других средств, которые обычно используются учеными в своих работах. Я попытался представить результаты психологических исследований и идеи, основанные на интерпретации этих результатов, в такой форме, чтобы любой образованный читатель смог оценить их и применить к собственной жизни, независимо от того, есть ли у него специализированные знания по этому предмету.

Для тех, кто заинтересуется научными источниками, на которых основаны мои выводы, я написал довольно обширные примечания в конце книги. Они не привязаны к какой-то конкретной сноске, но соотносятся со страницей, где обсуждается та или иная проблема. К примеру, на самой первой странице упоминается счастье. Читатель, которому станет интересно, на чьих работах основаны мои умозаключения, может обратиться к примечаниям, начинающимся на странице 359, и, посмотрев на ссылку к странице 1, найти краткие сведения о взглядах на счастье Аристотеля, а также о современных исследованиях данной темы, с соответствующими цитатами. Примечания можно читать как вторую, очень сжатую и наполненную техническими подробностями версию изначального текста.

В начале любой книги принято выражать свою благодарность тем, кто способствовал ее созданию. В данном случае это невозможно, поскольку список имен был бы почти такого же размера, как и сама книга. Однако некоторым людям я особенно благодарен и хочу воспользоваться возможностью выразить свои чувства. Прежде всего, это Изабелла, которая как жена и как друг делает мою жизнь богаче вот уже двадцать пять лет, а ее редакторские советы помогли улучшить эту книгу по форме. Марк и Кристофер, наши сыновья, от которых я научился, наверно, столь же многому, как и они – от меня. Джейкоб Гетцельс, мой постоянный учитель. Среди коллег и друзей я хотел бы особенно отметить Дональда Кэмпбелла, Ховарда Гарднера, Джин Хамилтон, Филиппа Хефнера, Хироаки Имамуру, Дэвида Киппера, Дуга Кляйбера, Джорджа Кляйна, Фаусто Массимини, Элизабет Ноэль-Нойман, Джерома Сингера, Джеймса Стиглера и Брайана Саттон-Смита – все они так или иначе помогали мне, вдохновляли и поддерживали.

Хочется также назвать имена моих бывших студентов и сотрудников, которые внесли особенно значительный вклад в исследования, лежащие в основе идей, развиваемых на этих страницах. Это Рональд Грэф, Роберт Кьюби, Рид Ларсон, Джин Накамура, Кевин Рэтхунде, Рик Робертсон, Икуйя Сато, Сэм Уэлен и Мария Вонг. Джон Брокман и Ричард Кот оказывали профессиональную поддержку этому проекту и помогали мне с самого начала и до конца. И наконец, я должен поблагодарить Фонд Спенсера, щедро поддерживающий наши исследования на протяжении десяти лет. Я особенно благодарен бывшему президенту Фонда Х. Джеймсу и нынешнему его президенту – Л. Кримину, а также Мэрион Фэлдет, вице-президенту. Разумеется, никто из вышеупомянутых людей не отвечает за те недостатки, которые, возможно, встретятся вам в книге, – это исключительно моя ответственность.

Чикаго. Март 1990 г.

1. Новый взгляд на счастье

Введение

Еще 2300 лет назад древнегреческий философ Аристотель пришел к заключению, что более всего на свете человек желает счастья. Только к счастью мы стремимся ради него самого, а любые другие цели – здоровье, богатство, красота или власть – важны для нас только в той мере, в какой мы ждем, что они сделают нас счастливыми. Многое изменилось с тех пор. Накопленные нами знания о звездах и об атомах неимоверно увеличились. Древнегреческие боги выглядели бы беспомощными детьми по сравнению с современным человечеством и силами, которыми оно овладело. И все же в вопросах счастья мало что изменилось с тех пор. Мы не лучше, чем Аристотель, знаем, что такое счастье, а в том, что касается его достижения, прогресса не заметно вовсе.

Несмотря на то что мы теперь стали здоровее и живем дольше, на то, что даже наименее обеспеченные в нашем обществе окружены сегодня такими материальными благами, которые и не снились нашим предкам несколько десятилетий назад (во дворце Людовика XIV было лишь несколько туалетов, стулья были редкостью в самых богатых домах средневековья, и ни один римский император не мог спастись от скуки, включив телевизор), несмотря на все наши потрясающие научные достижения, люди часто приходят к ощущению, что их жизнь потрачена впустую, и, вместо того чтобы быть наполненными счастьем, годы прошли в тревоге и скуке.

Потому ли это, что истинный удел сынов человеческих – вечно оставаться неудовлетворенными, ибо каждый желает больше, чем в состоянии получить? Или наши даже самые яркие мгновения отравляет чувство, что мы ищем счастья не там, где нужно? Эта книга, опираясь на средства современной психологии, исследует эту древнюю проблему: что нужно человеку, чтобы чувствовать себя счастливым? Если мы сможем приблизиться к ответу на этот вопрос, возможно, нам удастся так построить нашу жизнь, чтобы в ней стало больше счастья.

За двадцать пять лет до начала моей работы над этой книгой я сделал одно маленькое открытие и все эти годы пытался осознать, что же я открыл. Строго говоря, назвать открытием то, что пришло мне в голову, было бы неправильно – люди знали это с незапамятных времен. Но тем не менее это слово вполне уместно, поскольку то, что я обнаружил, не было описано и теоретически объяснено соответствующей областью науки – в данном случае психологией. Исследованиям этого неуловимого феномена я посвятил последующую четверть века.

Я «открыл», что счастье – это вовсе не то, что с нами случается. Это не результат везения или счастливой случайности. Его нельзя купить за деньги или добиться силой. Оно зависит не от происходящих вокруг событий, а от нашей их интерпретации. Счастье – это состояние, к которому каждый должен готовиться, растить его и хранить внутри себя. Люди, научившиеся контролировать свои переживания, смогут сами влиять на качество своей жизни. Только так каждый из нас может приблизиться к тому, чтобы быть счастливым.

Счастье нельзя обрести, сознательно задавшись такой целью. «Спросите себя, счастливы ли Вы, и в ту же минуту счастье ускользнет от Вас», – говорил Дж. Милль. Мы находим счастье, только полностью погрузившись в те мелочи, из которых состоит наша жизнь, хорошие и плохие, но не пытаясь искать его напрямую. Известный австрийский психолог Виктор Франкл в предисловии к своей книге «Человек в поисках смысла» блестяще выразил эту мысль: «Не стремитесь к успеху любой ценой – чем больше вы фиксированы на нем, тем труднее его достичь. Успеха, как и счастья, нельзя достичь, они приходят сами собой <…> как побочный эффект направленности человека на что-то большее, чем он сам».

Так как же приблизиться к этим ускользающим от нас целям, к которым нет прямой дороги? Мои двадцатипятилетние исследования убедили меня, что способ есть. Эта извилистая тропка начинается с обретения контроля над содержанием нашего сознания.

Наше восприятие жизни есть результат действия различных сил, придающих форму нашим переживаниям, влияющих на то, хорошо нам или плохо. Большинство этих сил – вне нашего контроля. Мы мало что можем сделать в плане изменения нашей внешности, темперамента или телосложения. Мы не можем, по крайней мере сейчас, определять, насколько высокими или умными мы вырастем. Мы не можем выбирать родителей, место рождения; не в нашей власти решать, будет ли война или экономический кризис. Инструкции, заложенные в наших генах, сила тяготения, пыльца в воздухе, исторический период, когда мы родились, – эти и бесчисленные другие события определяют то, что мы видим, чувствуем и делаем. Неудивительно, что мы верим, что наша судьба полностью определяется чем-то вне нас.

Но всем нам приходилось испытывать мгновения, когда мы ощущали не удары безымянных сил, а контроль над своими действиями, господство над собственной судьбой. В эти редкие минуты мы чувствуем воодушевление, особую радость. Эти чувства надолго остаются в нашем сердце и служат ориентиром в нашей жизни.

Это мы и называем оптимальным переживанием . Когда моряк, держащий верный курс, чувствует, как ветер свистит в ушах, парусник скользит над волной и паруса, борта, ветер и волны сливаются в гармонию, которая вибрирует в жилах морехода. Когда художник чувствует, что краски на холсте, ожив, притягиваются друг к другу, и новая живая форма вдруг рождается на глазах у изумленного мастера. Когда отец видит, как его ребенок в первый раз улыбается в ответ на его улыбку. Это, однако, происходит не только тогда, когда внешние обстоятельства благоприятны. Те, кто пережил концентрационные лагеря или сталкивался со смертельной опасностью, говорят, что часто, несмотря на серьезность положения, они как-то особенно полно и ярко воспринимали обыкновенные события, например, пение птицы в лесу, завершение тяжелой работы или вкус разделенной с товарищем краюхи хлеба.

Вопреки распространенному мнению такие моменты – по сути, лучшие моменты нашей жизни – приходят к нам не в состоянии расслабленности или пассивного созерцания. Конечно, и расслабленность может доставлять удовольствие, например, после тяжелой работы. Но наилучшие моменты обычно случаются, когда тело и разум напряжены до предела в стремлении добиться чего-то трудного и ценного. Мы сами порождаем оптимальное переживание – когда ребенок дрожащими пальцами ставит последний кубик на вершину самой высокой башни, которую он когда-либо строил, когда пловец делает последнее усилие, чтобы побить свой рекорд, когда скрипач справляется со сложнейшим музыкальным пассажем. Для каждого из нас существуют тысячи возможностей, задач, чтобы через них раскрыть себя.

Непосредственные ощущения, испытываемые в эти моменты, не обязательно должны быть приятными. Во время решающего заплыва мышцы спортсмена могут болеть от напряжения, а легкие – разрываться от недостатка воздуха, он может терять сознание от усталости – и тем не менее это будут лучшие моменты его жизни. Обретение контроля над собственной жизнью – нелегкое дело, иногда сопряженное с болью. Однако в конечном счете оптимальные переживания складываются в ощущение овладения собственной жизнью, вернее даже, в ощущение причастности к определению содержания своей жизни. Это переживание наиболее близко к тому, что мы обычно называем «счастьем».

В ходе моих исследований я пытался как можно точнее выяснить, что же испытывают люди в минуты наивысшей радости, упоения жизнью, и почему это происходит. Мои первые исследования охватывали несколько сотен «экспертов» – художников, спортсменов, музыкантов, шахматистов, хирургов – тех, кто очевидно тратил время на те занятия, которые им нравились. На основании их рассказов о том, что они ощущают, занимаясь любимым делом, я разработал теорию оптимального переживания. Эта теория основывалась на понятии потока – состояния полной поглощенности деятельностью, когда все остальное отступает на задний план, а удовольствие от самого процесса настолько велико, что люди будут готовы платить только за то, чтобы заниматься этим.

Руководствуясь этой теоретической моделью, участники моей исследовательской группы в Чикагском университете, а позже и мои коллеги в разных странах мира, опросили тысячи людей самых различных занятий и профессий. В результате выяснилось, что оптимальные переживания описываются людьми одинаково вне зависимости от возраста, пола или принадлежности к той или иной культуре. Переживание потока не было привилегией членов элитарных индустриальных обществ. Оно описывалось, по сути, теми же словами и пожилыми кореянками, и жителями Таиланда и Индии, и подростками из Токио, и пастухами индейского племени навахо, и фермерами из итальянских Альп, и рабочими сборочных конвейеров в Чикаго.

Вначале наши данные сводились к интервью и опросникам. Чтобы добиться более высокой точности регистрации субъективных переживаний, мы постепенно разработали новый метод, который назвали «метод выборки переживаний» (Experience Sampling Method). В ходе исследования по этому методу испытуемый должен в течение недели всюду носить с собой специальный пейджер. На пейджер с помощью радио в случайное время суток, примерно восемь раз в день, посылались сигналы. Получив сигнал, испытуемый должен был записать, как он себя чувствовал и о чем он думал в этот момент. В конце недели мы получали «нарезку» фрагментов жизни каждого испытуемого, составленную из случайно выбранных кусочков. В результате были накоплены сотни тысяч подобных «срезов переживаний», сделанных в различных частях света, на которых и основаны выводы этой книги.

Исследования состояния потока, начатые мною в Чикагском университете, распространились сегодня по всему миру: ими занимаются в Канаде, Германии, Италии, Японии и Австралии. Наиболее обширный на сегодня банк данных за пределами Чикаго собран в Италии, в Психологическом институте медицинского факультета Миланского университета. Понятие потока признают полезным психологи, занимающиеся изучением счастья, удовлетворенности жизнью и внутренней мотивации, социологи, видящие в нем противоположность аномии и отчуждению, и антропологи, изучающие ритуалы и состояния коллективной эйфории.

Но поток – это не только объект академических исследований. Уже через несколько лет после первой публикации теорию потока стали активно применять в ряде прикладных областей. Теория потока может указать путь там, где ставится целью повышение качества жизни. Она стимулировала разработку экспериментальных программ в общеобразовательных школах, бизнес-тренингов, создание товаров для досуга и развлечения. Теория потока также используется для поиска новых идей и практик в клинической психотерапии, в перевоспитании малолетних преступников, в организации досуга в домах престарелых, в проектировании музейных выставок, в трудотерапии инвалидов. Все это появилось в течение двенадцати лет после выхода первых статей о потоке в научных журналах. Сегодня есть основания полагать, что влияние этой теории будет в ближайшие годы продолжать расти.


Несмотря на многочисленные статьи и книги о потоке для специалистов, эта книга представляет собой первую попытку представить её массовому читателю, обсудив следствия для жизни каждого, вытекающие из этих исследований. Тем не менее она не относится к разряду публикаций на тему «сделай сам». Тысячи такого рода изданий заполняют сегодня полки книжных магазинов, объясняя, как стать богатым, найти любовь или похудеть. Эти книги, подобно кулинарным руководствам, рассказывают вам, как решить отдельно взятую узкую проблему. Даже если приведённые там рецепты работают, что будет с человеком, которому невероятным образом удалось похудеть, разбогатеть и стать привлекательным? Обычно он обнаруживает себя опять на стартовой позиции с новым списком желаний, сталь же неудовлетворённым. Ни потерянный вес, ни приобретённые богатства не приведут к удовлетворению — проблема в общем отношении к своей жизни. В поисках счастья частичные решения не приносят успеха.

Строго говоря, книги, с какими бы благими намерениями они ни писались, не способны дать нам рецептов счастья. Поскольку важнейшим условием оптимального переживания является способность постоянно, в каждый момент времени контролировать происходящее в сознании, этого можно достичь лишь путём личных усилий и творчества. Книга, однако (и данная книга к этому стремится), может дать лишь вписанные в теорию примеры того, как сделать жизнь более радостной, помочь читателям поразмыслить над сказанным и сделать свои выводы.

Эта книга — не список инструкций, а путешествие в царство разума, непростое, как любые увлекательные приключения. Без некоторых умственных усилий, без готовности размышлять и ломать голову над собственным опытом она вряд ли окажется полезной. Понятие потока будет сопровождать нас через всю книгу, через весь долгий процесс постепенного обретения контроля над своей собственной жизнью. Сначала мы выясним, как работает сознание и каковы возможности его контроля (глава 2). Это важно, потому что, если мы поймём, каким образом формируется то или иное состояние нашего сознания, мы сделаем первый шаг к тому, чтобы управлять им. Всё, что мы переживаем, — радость, увлечённость, удовольствие, боль, тоска, скука — представлено в нашем сознании в виде информации. Если мы научимся определять эту информацию, то получим возможность самостоятельно решать, какой будет наша жизнь.

Оптимальное состояние сознания — это внутренняя упорядоченность. Такое состояние наступает, когда наша психическая энергия (внимание) направлена на решение конкретной реалистичной задачи и когда наши умения соответствуют требованиям, предъявляемым к нам этой задачей. Процесс достижения цели упорядочивает сознание, поскольку человек вынужден концентрировать своё внимание на выполнении текущей задачи, отсекая всё не относящееся к делу. Моменты преодоления сложностей и борьбы с ними порождают переживания, доставляющие человеку наибольшую радость (глава 3). Достигнув контроля над своей психической энергией, расходуя её на выполнение осознанно выбранных целей, человек становится более сложной, более многогранной личностью. Совершенствуя свои навыки, бросая вызов всё более сложным задачам, он непрерывно развивается.

Чтобы понять, почему одни наши занятия доставляют нам больше радости, чем другие, мы более подробно рассмотрим условия, необходимые для возникновения состояния потока (глава 4). Люди, испытывающие поток, описывают его как особое состояние души, когда в сознании воцаряется внутренняя гармония, когда то или иное занятие становится интересным и значимым само по себе, вне зависимости от важности стоящего где-то в конце результата. Чтобы понять, что именно даёт людям ощущение счастья, необходимо рассмотреть некоторые виды человеческой деятельности, часто вызывающие состояние потока, — такие как спорт, игры, искусство, различные хобби. Однако, посвящая всё своё время исключительно играм или искусству, человек не может рассчитывать на серьёзное улучшение качества своей жизни.

Умение контролировать собственное сознание можно развивать за счёт совершенствования как физических и сенсорных навыков — атлетика, музыка, йога (глава 5), так и способности оперировать символами, лежащей в основе таких сфер деятельности, как поэзия, философия или, например, математика (глава 6). Человек проводит большую часть жизни, работая или общаясь с друзьями, коллегами, или в кругу семьи. Поэтому умение испытывать состояние потока в профессиональной деятельности (глава 7) и в отношениях с родителями, супругами, детьми и друзьями (глава 8) становится крайне важной способностью, определяющей качество жизни.

Жизнь человека не застрахована от трагических событий. Даже те, кто производит впечатление людей счастливых и довольных жизнью, часто сталкиваются с серьёзными проблемами. Тем не менее сами по себе удары судьбы не лишают человека возможности быть счастливым. Сможет ли человек в конце концов извлечь пользу из своего положения или будет раздавлен неудачей, зависит от его реакции на них. В главе 9 описано, как человек может наслаждаться жизнью, невзирая на удары судьбы.

Наконец, в заключении будет рассказано, как человек может объединить все виды переживаний в одну осмысленную картину (глава 10). Человек, которому это удалось, начинает чуствовать себя подлинным хозяином своей жизни. Отныне неважно, что он небогат, не обладает властью и имеет лишний вес. Ожидания и неудовлетворённые потребности больше не тревожат его, и даже самые скучные занятия начинают приносить удовольствие.

В этой книге исследуется вопрос, что нуж- но для достижения этой цели. Как контролировать сознание, как упорядочивать его, чтобы получать радость? Как стать более сложной личностью? И наконец, как наполнить жизнь смыслом? Ответы на эти вопросы выглядят простыми в теории, но воплотить их в жизнь нелегко. Руководство к действию понятно и доступно любому, но на пути стоит множество препятствий, как внутренних, так и внешних. Этот путь несколько похож на борьбу с лишним весом: все знают, как это сделать, все этого хотят, но достигает результата далеко не каждый. Цели, о которых говорим мы, конечно же, более значимы. Речь не о том, чтобы сбросить несколько лишних килограммов, а о том, чтобы не упустить шанс прожить стоящую жизнь.

Прежде чем перейти к описанию путей обретения состояния потока, коротко коснёмся некоторых трудностей, в частности тех, которые берут своё начало в особенностях человеческой натуры. В старых сказках на пути к вечному счастью и бессмертию герой должен отправиться в поход и победить огнедышащих змеев и злых волшебников. Эта метафора вполне применима к исследованию психики. Я полагаю, что счастье столь труднодостижимо, в первую очередь, потому, что вопреки придуманному человечеством мифу Вселенная была создана вовсе не для того, чтобы удовлетворять наши нужды. Фрустрация есть неотъемлемая составляющая жизни. Как только нам удаётся выполнить некоторые свои желания, мы немедленно начинаем хотеть большего. Хроническая неудовлетворённость есть второе препятствие на пути к самодостаточности и счастью.

Для преодоления этих препятствий каждая культура со временем вырабатывает определённые механизмы, защищающие человека от хаоса. К ним относятся религия, искусство, философия и бытовой комфорт. Они помогают нам поверить, что мы контролируем происходящее, и дают основания быть довольными своим жребием. Но эти защиты срабатывают лишь на время: через несколько веков, а иногда уже через несколько десятилетий, религия или убеждения утрачивают своё влияние и уже не дают прежней духовной поддержки. Не находя опоры в вере, люди, как правило, ищут счастье во всевозможных удовольствиях, представление о которых может быть заложено на генетическом уровне или определяться обществом. Богатство, власть и секс становятся основными целями на их жизненном пути. Однако качество жизни нельзя улучшить таким способом. Только непосредственный контроль над своим опытом и способность получать радость от всего, что мы делаем, могут преодолеть препятствия, мешающие обретению удовлетворения.

Я, наконец, дозрел до того, что бы делать конспекты прочитанного. Как раз закончил читать давно ждавший меня Поток . Важнейшая книга, особенно для тех, кто переживает кризис среднего возраста или просто несчастлив. По степени воздействия могу ее сравнить только с Семь навыков высокоэффективных людей , которую я обязательно тоже законспектирую.

Таким образом, открываю новую рубрику в моем ЖЖ: книги.

Основной жизненный вопрос после удовлетворения элементарных потребностей - "и что, это всё?". Это экзистенциальный кризис. Кризис среднего возраста.

Причина неудовлетворенности, беспокойства - отсутствие упорядоченности, понимания что делается и зачем. Культура и религия - лишь суррогаты, призванные дать шаблоны упорядоченности, которые далеко не факт что подходят каждому. И далеко не факт что хороши в каждой отдельно взятой ситуации.

Сознание - это целесообразно упорядоченная информация. Намерения (интенции) - упорядочивают информацию в сознании. Это факт желания, без пояснения причины желания.

«Я» - это иерархия мотивов, по сути, набор приоритетов, через которые фильтруется входящая информация. «Я» является совокупностью сознания, т.е. сознание определяет «Я» и наоборот, это система с положительной обратной связью.

Удовольствие - это удовлетворенное намерение, желание.

Радость содержит в себе что-то новое, некоторый рост, открытие. Радость возникает только как результат концентрации внимания, развития. Радость развивает «Я» и, таким образом, сознание.

Радость возникает в результате работы в состоянии «потока». Как результат личностного роста.

Что бы быть счастливым нужно научиться всё время быть в состоянии потока, при любых занятиях.

Признаки состояния потока потока:
- сложная деятельность, требующая умения
- полная концентрация, потеря осознания себя (Я) в процессе, «поток»
- отсутствие вопроса "зачем я это делаю?"
- отсутствие рефлексии, изменение чувства времени
- ясные цели и обратная связь
- ощущение контроля над ситуацией
- смысл занятия в самом занятии (аутотеличность)

Типы потоковых занятий:
- соревнования
- альтернативная реальность (театр и прочее)
- случайные игры (азарт)
- изменение сознания (аттракционы, прыжки с парашютом)

Аутотелическая личность
Аутотелическая личность это личность чьи цели находятся в ней самой.

Она ставит конкретные и выполнимые цели и декомпозирует их на задачи.
- она сосредоточена на действии, на процессе выполнения задач, полностью погружается в процесс
- она уделяет внимание происходящему вокруг и является частью мира, жизни, вкладывает силы в систему, в которую включена, ради процесса, а не ради результата. Открыта для внешнего, а не сконцентрирована на себе
- умеет радоваться сиюминутным переживаниям

Нельзя быть слишком эгоцентричным (сосредоточенным на своих личных целях) или застенчивым (погруженным в себя), нужно уметь отдаться делу целиком, слиться с окружающей реальностью.

Но и плохо когда нет правил, принципов, не понятно как поступать (что хорошо а что плохо), плохо когда возникает отчуждение, когда принуждают слишком много заниматься бессмысленным. Оно же - нарушение внимания (фрагментирование внимания, отсутствие цели) и излишнее сосредоточение на себе. Оно же причина тревоги и скуки.

Семья
Семья требует переосмысления целей и приоритетов, смены целей, прежде всего от мужчины. Семья, как и дружба - требуют постоянного вложения психических сил и энергии. Дружба обычно характеризуется общими интересами, исследованиями, тогда как семья предоставляет эмоциональный базис и защиту. Хотя могут быть и совмещены.

Семейные порядки, которые воспитывают умение быть счастливым

Ясность в отношениях и четкая обратная связь
- интерес родителя к ребенку и его текущему состоянию (а не будущему)
- возможность выбора у ребенка, поступать, так как он хочет, и отвечать за последствия
- общность и доверие в семье, что бы ребенок не тратил время на защиту
- наличие посильных задач для ребенка возрастающей сложности для постоянного личностного роста

Тело и поток
Йога и восточные единоборства как экстрим контроля тела и потока. Нирвана, потеря собственного «Я» - лишь далекая цель, возможно нереальная, а остальные стадии полностью соответствуют определению потока. Спорт, простое движение, еда, секс, музыка, созерцание - все это можно переживать как поток (а можно и не переживать) и совершенствовать. Важно не скатиться в простое вожделение простых удовольствий (прелюбодеяние и чревоугодие), а пытаться всё время открывать новое и воспринимать это занятие как искусство.

Мозг и поток
Тренировка памяти важна, т.к. только человек с хорошей памятью может быть самодостаточным и находить источники потока внутри себя. Другим требуются внешние стимулы: пустое общение, телевизор, чтение, наркотики. Развить память очень просто - надо выбрать интересную область и начать запоминать ключевые интересующие моменты.

Искусство говорить и общаться как поток. Сочинять и творить.

Потоку в работе чаще всего мешают: однообразие задач, конфликты с подчиненными, перегрузка.

Стресс
Иногда всё равно приходится тяжело, плохие вещи случаются. Как бороться со стрессом?

Неэгоистичная самоуверенность, уверенность, что всё будет хорошо: «что бы не делалось, то к лучшему»
- сконцентрированность на внешнем мире, а не на себе и не на проблеме: что мне мешает, и какие могут быть решения. Без паники.
- умение открывать новые решения, открытость к своим реальным ощущениям, а не навязанным стереотипам

Смысл жизни
Даже если человек умеет входить в поток в работе и с друзьями и с семьей это не значит что он хороший или даже просто целостный.

В конце концов, работа, друзья, всё это может внезапно закончиться и что тогда? Нужна общая цель, смысл жизни. Такая, из которой можно делать конкретные осмысленные шаги. Смысл жизни в том, что бы придать ей смысл.

Цели могут быть принятыми (из вне) или открытыми. И то и то может быть хорошо, но принятое рискует быть плохим, если система, которая его породила (например общество) само больно. Возьмем фашистов, которые в состоянии потока убивали людей в лагерях. А открытые цели могут сильно противоречить обществу и даже быть опасными, казаться всем ненормальными.

Свобода - это выбор. Наша культура дает нам свободу выбора, которая позволяет нам увидеть множество возможностей и захотеть их. Поэтому требуется прикладывать усилия к постановке целей и самопознанию. Свобода - это вызов. Мы уже откусили от плода познания и животное счастье в неведении нам недоступно.

Единственный способ преодолеть внутренний конфликт множества целей и желаний - упорядочить их, расставить приоритеты. Сделать это можно двумя способами - действиями и размышлениями (рефлексией). Действие позволяет упорядочить сознание не смотря ни на что, но есть опасность в какой-то момент осознать, что поставленной цели недостаточно, что бы придать смысл всей жизни. А рефлексия без действия бессильна. Опять же, нужен баланс.

Культуры можно разделить на три грубых типа: чувственные (простые удовольствия, общество потребления), идеалистические (идея: фашизм, коммунизм) и идеациональные (правильный баланс). Так и личность ищет баланс между дифференциацией и интеграцией.

В простейшей модели личность проходит три этапа развития: достижение минимального необходимого личного физического комфорта, интеграция с обществом (семья, компания, государство), осознание своих границ и интеграция с общей идеей, идеалом, философией.

Не все проходят все этапы и не обязательно в этом порядке, есть модели, где этапов больше. Большинство останавливается на втором, после интеграции. Немногие доходят до конца третьего.

Жизнь это игра с собственными целями и правилами, достижение независимости, уверенности в собственных силах, осознание своей уникальности и ограниченности своих возможностей, понимание и приспособление к силам за пределом нашей индивидуальности. Это - путь контроля над сознанием. Никто не заставляет этим заниматься, но если этого не делать, мы можем упустить свой шанс и в конце горько об этом пожалеть, поняв, что жизнь прожита зря.

Создать максимум возможностей для счастья - вот главная задача современного государства. И в мировые лидеры выйдут те страны, которым это удастся, считает психолог Михай Чиксентмихайи. Он знает, о чем говорит: ведь он открыл «поток» - вероятно, самую доступную и самую полезную форму счастья.

Михай Чиксентмихайи спускается в холл отеля ровно в назначенное для интервью время - как раз в момент, когда портье уверяет меня, что гостя с такой фамилией нет. «Это нормально, - улыбается Чиксентмихайи. - Я давно привык, что ни выговорить, ни записать мое имя никто не в состоянии. Вот и решил спуститься, чтобы вам не пришлось искать меня весь день».

Пожалуй, он немного преувеличивает. Имя Михая Чиксентмихайи - одно из самых известных в сегодняшней науке. Его без запинки выговаривают студенты и преподаватели факультетов психологии всего мира, на него ссылаются в сотнях современных психологических исследований. Газета New York Times назвала его «ученым, который одержим счастьем». Точнее, пожалуй, не скажешь.

Psychologies:

Изменились ли за прошедшие десятилетия ваши представления о потоке?

Михай Чиксентмихайи:

Идеи потока зажили уже отдельной от меня жизнью, но я продолжаю следить за тем, что происходит в этой области. Недавно выяснилось, что точка равновесия между навыками и усилиями, когда мы максимально вовлечены и погружены в то, что делаем, на самом деле сдвинута в сторону сложности, в сторону вызова. Мне кажется, это важная находка.

Мы предпочитаем находиться в ситуации, когда нужно напрягаться немного больше, чем нам под силу, чтобы обрести умения, необходимые для решения задачи. Конечно, на работе мы скорее предпочтем находиться в зоне контроля - так спокойнее, - но в спорте, например, наша природа стремится преодолевать сложности, превзойти себя. В этом, возможно, ключ ко многим проблемам нашей взрослой жизни. Мы все время нуждаемся в том, чтобы у нас были новые вызовы, новые сложные задачи.

Спорт располагает к потоку. А как еще можно достичь этого состояния?

Это может показаться странным, но работа, которую мы привыкли считать трудной, но необходимой обязанностью, во многом организована по тем же законам, что и игра. Есть цель, есть сроки, и есть необходимость проявить себя с самой лучшей стороны. В таких условиях состояние потока очень даже достижимо. А вот, например, в семейной жизни достичь его гораздо труднее. Тут всего слишком много, все слишком хаотично, задачи наползают одна на другую, четких сроков и ясных целей нет.

Меня часто спрашивают: «Что делать? Мне хочется чаще испытывать состояние потока, но мне стыдно тратить время на себя, потому что есть много важных вещей, которыми нужно заниматься». Об этом обычно говорят женщины. На них лежит больше забот: и семья, и дети, и дом, и работа.

Да, быть счастливым в семье, выполняя свой долг или делая свою работу, трудно

В такой ситуации вероятность конфликта интересов, конечно, выше. Если состояние потока, например, приносит вязание на спицах, то, садясь за вязание, когда дети ходят на головах, квартира не убрана, ужин не приготовлен, счета не оплачены, женщина, конечно, нарушает баланс между различными сторонами жизни.

Наша задача - научиться быть счастливыми, делая то, что не входит в круг наших естественных потребностей, создавая нечто за пределами того, что нам дала природа. Платон еще две тысячи лет назад говорил, что главное - научить молодежь быть счастливой, делая то, что нужно. Да, быть счастливым в семье, выполняя свой долг или делая свою работу, трудно. Но если мы несчастливы в этом, то мы вообще не будем счастливы. Значит, мы должны научиться получать это удовольствие, понять, как это делать.

Вам удалось научить этому ваших детей?

Для начала нужно увлечь их, пробудить интерес, показать, что усилия могут приносить радость. У нас с женой два сына. Когда они были маленькими, мы часто ходили в зоопарк. И каждый раз у детей была задача: найти зверя с самыми большими рогами, например. Или с самым длинным хвостом. Этой игры хватило на пару лет увлекательных семейных уик-эндов.

Но потом дети подросли - и заявили, что им жалко животных в клетках. Игра закончилась, пришлось изобретать что-то новое. Когда мы отправлялись в долгие поездки на машине, дети выступали штурманами. Составляли заранее карту маршрута, выясняли, какие интересные места или здания можно увидеть по дороге. Естественно, это требовало от них усилий, подготовки. Но они были счастливы, им это очень нравилось!

И что еще очень важно - они ощущали свою причастность к жизни семьи, свою ответственность за подготовку общего путешествия. А это, может быть, главное, чего не хватает современным детям для счастья. Чувство важной роли в жизни - вот чего не хватает детям, когда все достается им упакованным и готовым к употреблению.

Вернемся к потоку. Всегда ли позитивно это состояние?

Стоит отличать поток от состояний, которые могут быть на него очень похожи, но им не являются. Возьмите футбол. Когда мальчишки часами гоняют мяч во дворе, не замечая разбитых коленей и жажды, - это, конечно, поток. Но чем выше уровень игры, тем меньше шансов его достичь. Появляются соображения денег, престижа, боязнь ошибки, которая дорого обойдется, - и поток уходит. Остается его имитация. Знаете, чем это кончается?

То же и с музыкантами. В свое время Ассоциация симфонических оркестров США пригласила меня разобраться, почему многие музыканты - настоящие мастера! - со временем не только не совершенствуются, но начинают играть даже хуже. И знаете что я выяснил? Что эти музыканты легко достигают состояния потока - например, когда вечером собираются с друзьями на импровизированный джазовый джем-сейшн.

Если работа жестко контролируется, даже занятия, которые могут приносить состояние потока, становятся работой из-под палки

Это не значит, что они любят джаз и не любят Баха или Бетховена, нет-нет. Они очень любят классику. Чего они не любят - так это отсутствия выбора. Когда дирижер требует играть так, а не иначе, когда репертуар, график выступлений и репетиций расписаны на год вперед - уходит свобода. А с ней и возможность раствориться в том, что мы делаем.

Если наша работа жестко контролируется, если есть стандарты, которым всегда необходимо соответствовать, - даже занятия, которые могут и должны приносить состояние потока, становятся работой из-под палки.

И все же, если мы говорим об истинном, настоящем потоке: всегда ли он позитивен?

Нет. Например, вы и сами наверняка знаете, как много людей, участвовавших в боевых действиях, не могут найти себя, возвращаясь из армии. В бою они пережили состояние потока - такое часто случается. И повторить его в мирной жизни они не могут. Да, эти люди могли сражаться за высшие идеалы и защищать родину, но это не отменяет того факта, что они пережили состояние потока, стреляя в других людей.

Когда человек не способен достичь потока в повседневной жизни, это очень опасно. Он может начать искать другие способы. И найти свой поток в грабеже или убийстве - к несчастью, это возможно. Дети рождаются с биологической потребностью получать удовольствие.

Главная задача - понять, как можно привнести больше потока в школьное обучение и в семейную жизнь

И испытывают его не только от чтения стихов, но и от драки во дворе тоже. Очень важно научить их получать удовольствие, если хотите - достигать потока - в действиях полезных, а не опасных для них и для окружающих.

Пожалуй, для меня лично в этом и состоит главная задача. Понять, как можно привнести больше потока в школьное обучение и в семейную жизнь.

Вы, так много узнав о счастье и способах достижения потока, можете назвать себя счастливым человеком?

Думаю, что по большей части да. Хотя точно могу сказать, что состояния потока в моей жизни было гораздо больше до того момента, как я начал его изучать. Мне звонят и пишут женщины, отчаявшиеся победить наркоманию своих детей. У меня спрашивают дети, можно ли побороть болезнь Альцгеймера у их родителей... Многие люди обращаются ко мне с вопросами, которые вне моей компетенции. Я просто не знаю, что им сказать, но чувствую себя обязанным сказать хоть что-то. Я все меньше принадлежу себе. Но с другой стороны, это ведь и свидетельство того, что мои идеи кому-то нужны. В общем, наверное, я все-таки счастлив.

Усилиями позитивных психологов счастье из абстрактного идеала превратилось в объект изучения. Выходят десятки книг о том, как его достичь. Они действительно полезны?

Понимаю ваш скепсис. Книг о том, как снизить вес, в Америке выходит еще больше, а результаты - сами знаете... Но дело тут не в книгах, а в нас самих. Мы должны пытаться изменить себя, должны формировать новые привычки и расставаться со старыми, мы должны действовать. Иначе ничего не выйдет.

Знать, что делать, - одно, а уметь это сделать - совсем другое

Это ведь очень просто: возьмите самую лучшую поваренную книгу и прочтите ее хоть десяток раз. И что, у вас на столе образуется французский петух в вине или русский бефстроганов? Да нет же, конечно, - до тех пор, пока вы их не приготовите!

Причем начать придется с азов: выбрать продукты, разделать мясо или птицу, почистить овощи. Информация должна быть преобразована в действие. Знать, что делать, - одно, а уметь это сделать - совсем другое. И некоторым из нас может не хватать ловкости, координации движений, да мало ли чего еще.

Значит ли это, что некоторые из нас так и не смогут стать счастливыми людьми, никогда этому не научатся?

Достичь счастья - это вопрос именно действия. Мои исследования, например, показали, что людям, которые испытали жестокое обращение в детстве или страдали от недостатка любви, может быть сложнее достичь состояния потока. Однако это не значит, что не нужно пытаться.

Мне было 10 лет, когда закончилась Вторая мировая война, и я видел, как мало людей смогли психологически пережить потери, хаос, как они были ранимы перед лицом внешних сил. Но сегодня есть чрезвычайно интересные работы, в которых психологи брали интервью у тех, кто лишился зрения либо оказался парализован. И представьте, эти люди очень часто говорили, что чувствуют себя счастливыми.

Это звучит невероятно, но у меня есть простое объяснение. Потеряв зрение или возможность ходить, человек оказывается вынужден снова учиться жить, искать совсем новые стратегии и модели поведения. Все приходится открывать заново. И в процессе этого открытия часто формируются навыки и привычки, которые позволяют достичь счастья.

Кто-то может сказать, что нельзя сравнивать счастье слепого и зрячего человека. Разумеется, нельзя, но счастье вообще нельзя сравнивать. Оно свое для каждого, и если человек, лишившись зрения, может ощущать себя счастливым, то, значит, так оно и есть. Конечно, отсюда не следует, что ради достижения счастья всем нам придется ослепнуть. Следует отсюда лишь то, что мы в силах вырабатывать нужные модели поведения. И значит - учиться быть счастливыми.

Найти соразмерность

«Поток» - особое состояние оптимального переживания, которое достигается через полное слияние человека с его деятельностью, когда вместо усталости он чувствует прилив энергии. В состоянии потока мы не замечаем времени, забываем о голоде и жажде, не помним о социальных ролях, растворяясь в действии, которое кажется нам важным и интересным. Теория потока возникла в 1990 году и стала результатом многолетних наблюдений Михая Чиксентмихайи за людьми творческих профессий, однако это состояние доступно отнюдь не только творцам. В потоке бывают математики и мясники, альпинисты и торговцы рыбой. Главное условие - соразмерность сложности задачи и уровня наших умений. Если умений недостаточно, восторг быстро сменяется чувством бессилия. Если задача слишком проста, приходит скука. Если же оптимальный баланс достигнут, то удовольствие, усилия и смысл вместе приносят нам активное состояние радости.