Михаил лунин где похоронен. Лунин михаил сергеевич

Михаил Сергеевич Лунин

Автолитография П.Ф. Соколова.
1822 год. С.-Петербург.

Михаил Лунин (1788-1845) - участник войны в чине штаб-ротмистра; декабрист: состоял в "Северном обществе", масон; на 14 декабря 1825 года имел чин подполковника. По приговору суда лишен чинов и дворянства, отбывал наказание в крепости - 20 лет каторги; с декабря 1835 г. на поселении. Затем вновь арестован и отправлен в Акатуй, где и умер.

Портрет М.С. Лунина прислал
Владимир Леонидович Чернышев, доцент НТУ «ХПИ», г. Харьков.

Лунин Михаил Сергеевич (1787, Петербург - 1845, Акатуйский рудник, Нерчинский горный округ Иркутской губ.) - декабрист. Происходил из дворян. Получил домашнее образование. Поступил на военную службу в 1803 в лейб-гвардии Егерский полк, в 1805 перешел в кавалергарды и сражался при Аустерлице против Наполеона . В 1812 участвовал во всех главных сражениях Отечественной войны, получив три ордена и золотую Шпагу "За храбрость". Во время заграничного похода русской армии в 1813-1814 Лунин дошел до Парижа. В 1815 вышел в отставку и был членом первого общества декабристов - "Союза спасения", где, обсуждая будущее общественное устройство России, выдвинул первым среди декабристов проект цареубийства. В 1816-1817 жил в Париже, где познакомился с Анри де Сем-Симоном . В 1817, после смерти отца, Лунин вернулся в Россию и получил богатое наследство. В 1818-1821 участвовал в декабристском "Союзе благоденствия" как член-учредитель и член Коренной думы. Он приобрел литографический станок для нужд тайного общества и был одним из основателей Сев. общества. Лунин был решителен и бесстрашен, пользовался большим влиянием и требовал активных действий. "Непостоянный и безуспешный ход занятий общества" привел Лунина к мысли отойти от революционных дел. В 1822 Лунин вернулся на службу. В 1824-1825 Лунин служил в Варшаве командиром эскадрона Гродненского гусарского полка и одновременно адъютантом наместника Польши великого князя Константина Павловича. Несмотря на покровительство великого князя, Лунин в 1826 был арестован и привезен в Петербург. Во время следствия и суда держался независимо с чувством собственного достоинства, был осужден по второму разряду на 15 лет каторжных работ. В 1826-1827 Лунин сидел в сырой камере Свеаборгской крепости. В 1828 был отправлен на каторжные работы в Петровский Завод. После каторги, сокращенной до 10 лет, отправлен на поселение в с. Урик, ок. Иркутска. С 1836 Лунин стал писать сестре Е.С. Уваровой письма, предназначенные для распространения и носящие характер блестящих публицистических статей на актуальные политические темы (см. Лунин М.С. Письма из Сибири . М., 1987), за что был лишен права переписки на год. Через год в 1839 письма возобновились. В 1841 по приказу Николая I Лунин был арестован и отправлен в Акатуевскую тюрьму - местность с убийственным климатом, где содержались уголовники-рецидивисты. Здесь Лунин скоропостижно скончался при загадочных обстоятельствах.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Лунин Михаил Сергеевич (29.12.1787 - 3.12.1845). Подполковник л.-гв. Гродненского гусарского полка.

Родился в Петербурге, раннее детство провел в Тамбовской губернии. Православного вероисповедания, впоследствии перешел в католичество. Отец - действительный статский советник Сергей Михайлович Лунин (ум. в феврале 1817), мать - Феодосия Никитична Муравьева (ум. 1792). Воспитывался дома, учителя - англичанин Форстер, французы Бюте, Картье, аббат Вовилье (воспитывавший его в духе католичества), швейцарец Малерб, швед Кирулф. За Луниным в с. Сергиевском (Инжавино тож) и Никитском Кирсановского уездов Тамбовской губернии, с. Аннино Вольского уезда Саратовской губернии всего 929 душ.
В службу вступил юнкером в л.-гв. Егерского полка - сентябрь 1803, портупей-юнкер - январь 1805, переведен в л.-гв. Кавалергардский полк, эстандарт-юнкером - 1805, корнет - 8.10.1805, участник войны 1805-1807 (Аустерлиц, Гельзборг - награжден орденом Анны 4 ст., Фридланд), поручик - 26.12.1807, штабс-ротмистр - 28.9.1810, участник Отечественной войны 1812 (Смоленск, Бородино, Тарутино, Малоярославец, Красное), ротмистр - 14.1.1813, участник заграничных походов (Люцен, Бауцен, Дрезден, Кульм, Лейпциг, Фер-Шампенуаз, Париж), вернулся с полком в Петербург - 18.10.1814, уволен в отставку 6.10.1815 в результате представления рапорта об отпуске. Уехал в Париж 10.9.1816, вернулся в первой половине 1817, вступил снова в службу ротмистром Польского уланского полка (местечко Ружены, г. Слуцк) - 20.1.1822, переведен в Варшаву в л.-гв. Гродненский гусарский полк с назначением состоять при вел. кн. Константине Павловиче - 26.3.1824, назначен командиром 4 эскадрона - 5.5.1824. Масон, член ложи «Трех добродетелей».

Член Союза спасения (1816), Союза благоденствия (член Коренного совета, участник «Московского заговора» 1817 и петербургских совещаний 1820) и Северного общества.

Первоначальные показания в ответ на вопросные пункты Следственного комитета дал в Варшаве 24.3.1826, арестован 9.4.1826 в Варшаве, доставлен в Петербург на главную гауптвахту - 15.4, переведен в Петропавловскую крепость в особый арестантский покой - 16.4, в мае показан в № 8 Кронверкской куртины.

Осужден по II разряду (В биографическом справочнике ошибочно по I - С.А. ) и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу на 20 лет, срок сокращен до 15 лет - 22.8.1826. Отправлен в Свеаборг - 21.10.1826 (приметы: рост 2 аршина 8 5/8 вершков, «лицо белое, продолговатое, глаза карие, нос средний, волосы на голове и бровях темнорусые»), прибыл туда - 25.10.1826, переведен в Выборгскую крепость - 4.10.1827, отправлен в Сибирь - 24.4.1828, прибыл в Иркутск - 18.6.1828, доставлен в Читинский острог - конец июня 1828, прибыл в Петровский завод в сентябре 1830, срок каторги сокращен до 10 лет - 8.11.1832. По указу 14.12.1835 обращен на поселение в с. Урик Иркутского округа (прибыл в Иркутск 16.6.1836), поселился в выстроенном себе доме - ноябрь 1836. За «Письма из Сибири», пересылавшиеся Луниным сестре, запрещена переписка на год - 5.8.1838, разрешено возобновить переписку - 28.10.1839. В результате доноса иркутского чиновника Успенского, доставившего генерал-губернатору Восточной Сибири В.Я. Руперту сочинение Лунина «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год», высочайше повелено 24.2.1841 сделать обыск в доме Лунина, бумаги представить в III отделение, Лунина отправить в Нерчинск, подвергнув строгому заключению. Арестован в ночь на 27.3.1841, дал письменные показания в Иркутске - 27.3.1841, отправлен в Акатуевский тюремный замок при Нерчинских горных заводах - 9.4.1841, прибыл в Акатуй - 12.4. На докладе Бенкендорфа царю 23.2.1842 об итогах расследования дела о распространении сочинений Лунина резолюция: «оставить в строгом заключении». Умер (скоропостижно - С.А. ) в Акатуе в ночь на 3.12.1845.

Брат - Никита (1789 - 1805); сестра - Екатерина, в замужестве Уварова (8.3.1791 - 22.12.1868); племянники - Сергей Федорович Уваров (5.10.1820 - 1896), историк; Александр Федорович Уваров (11.1.1816 - 30.3.1869), полковник гусарского вел. кн. Константина Николаевича полка. Муж сестры знаменит тем, что вопреки духовному завещанию Лунина пытался отсудить в свою пользу Лунинский майорат. Умер сравнительно молодым, ходили слухи, что не умер, а просто ушел и старец Федор Кузьмич - это раскаявшийся Уваров.

ВД, III, 111-130; ГАРФ, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 61.

Использованы материалы с сайта Анны Самаль "Виртуальная энциклопедия декабристов" - http://decemb.hobby.ru/

Необузданные протесты Лунина

Лунин был гвардейским офицером и стоял летом с своим полком около Петергофа; лето было жаркое, и офицеры и солдаты в свободное время с великим наслаждением освежались купаньем в заливе; начальствовавший генерал-немец неожиданно приказом запретил, под строгим наказанием, купаться впредь на том основании, что купанья эти происходят вблизи проезжей дороги и тем оскорбляют приличие; тогда Лунин, зная, когда генерал будет проезжать по дороге, за несколько минут перед этим залез в воду в полной формe, в кивере, мундире и ботфортах, так что генерал еще издали мог увидать странное зрелище барахтающегося в воде офицера, а когда поравнялся, Лунин быстро вскочил на ноги, тут же в воде вытянулся и почтительно отдал ему честь. Озадаченный генерал подозвал офицера к себе, узнал в нем Лунина, любимца великих князей и одного из блестящих гвардейцев, и с удивлением спросил: «Что вы это тут делаете?» - «Купаюсь,- ответил Лунин, - а чтобы не нарушить предписание вашего превосходительства, стараюсь делать это в самой приличной форме».

Декабрист Михаил Лунин

Кто вы, Лунин? - спросили его как-то в дни мятежной юности. - Если бы я только знал... Если бы мы знали...

Гусарская молодость была наполнена подвигами, о которых позднее с большой охотой вспоминают мемуаристы, но умалчивает сам Лунин.

Вот он стреляется на очередной дуэли. Дважды палит он в воздух, а его противник, будущий шеф жандармов Алексей Орлов, в бешенстве целит ему в голову и... простреливает шляпу. А Лунин хладнокровно командует: “Выше, ниже”.

Вот он пугает медведем и собаками мирных жителей, имевших несчастье поселиться с ним по соседству на Черной речке в Петербурге.

Вот он с группой таких же удальцов подплывает на шлюпке к императорскому дворцу и под окнами самой императрицы распевает серенаду.

Вот он, единственный из офицеров, кавалергардского полка, которых оскорбил великий князь Константин, осмеливается принять его вызов. Дело замяли, и дуэль не состоялась. Друзья считали, что в опасностях разного рода Лунин находил наслаждение и полагал безопасность более для себя гибельной.

Вот он предлагает себя в убийцы Наполеона, планируя всадить кинжал в бок французского императора при передаче ему дипломатических бумаг. И хотя предложение было отвергнуто, Лунин долго хранил у себя кинжал.

Вот он, штабс-ротмистр Лунин, 26 августа 1812 года участвует в сражении под Бородином сначала у Багратионовских флешей, а затем в контратаке у батареи Раевского. Под ним убита лошадь, но сам он цел и невредим и награжден золотой шпагой с надписью “За храбрость”.

Прервем этот перечень и начнем другой. Он был одним из основателей декабристского движения. Он участвовал в собраниях Союза благоденствия, обсуждал порядок приема туда новых членов, устав и проект конституции общества. Ему принадлежал первый в этом тайном союзе проект цареубийства.

В Париже он, возможно, впервые задумался над вопросами религии и ее влияния на жизнь общества. Беседуя с французским мыслителем Сен-Симоном, обдумывал, насколько применимы его идеи христианства и социальной справедливости для России.

В Варшаве к нему пришла возвышенная и романтическая любовь. Арест отдалил от него любимую, 17-летнюю красавицу из королевского рода Наталью Потоцкую.

“Он был поэт и музыкант и в то же время реформатор, политико-эконом, государственный человек, изучивший социальные вопросы”, - писал о Лунине в своих воспоминаниях француз Ипполит Оже.

Противоречивы сведения о жизни Лунина. Мы найдем в них даже разные даты его рождения. Неясны причины его смерти. Неоднозначны оценки его поступков современниками.

Биографию Лунина писать трудно. Из всей многочисленной плеяды историков и литературоведов выберем в помощники исследователя его жизни и работ Натана Эйдельмана и самого Лунина. Попытаемся ответить на вопрос, кто же он - Лунин.

Михаил Лунин родился 29 декабря 1787 года в Петербурге (дата рождения установлена не так давно). В сентябре следующего года родители увезли младенца в родовое имение - село Георгиевское Тамбовской губернии. Его отец, крупный помещик Сергей Михайлович Лунин, мягко говоря, человек не очень щедрый, не жалел средств на воспитание и обучение своих троих детей. Михаил был старше на два года брата Никиты и на четыре - сестры Екатерины. Мать Федосья Никитична умерла рано, когда старшему шел седьмой год. В Петербурге дети воспитывались в римско-католической вере, их образованием занимались швейцарец Малерб, директор католического пансиона, и аббат Вовилье. В обучении ребят принимал

участие и их дядя Михаил Муравьев - писатель, историк, общественный деятель. В 1803 году мальчики по ступают в егерский полк. Много лет спустя в письме к сестре из Сибири Михаил описал смерть брата: “У него была мысль уйти в монастырь, и это желание чудесным образом исполнилось, так как он был унесен с поля битвы, истекающий кровью, прямо в монастырь, где он умер, как младенец, засыпающий на груди матери”. А старший брат продолжает службу в кавалергардском полку, пройдя путь от юнкера до штабс-ротмистра; с 1812 по 1814 год участвует почти во всех крупных сражениях с Наполеоном - от Смоленска до Парижа - и оканчивает войну гвардейским ротмистром с тремя орденами.

Отставка Михаила Лунина всех удивила. Сам ли он решил уйти, или Александр

I решил избавиться от строптивого офицера... Однако в записях Ипполита Оже запечатлены лунинские высказывания на этот счет: “Избыток сил задушит меня. ...мне нужна свобода мысли, свобода воли, свобода действий. Прочь обязательная служба!”

В 1816 году юные друзья и родственники Лунина создают Союз спасения, куда вскоре принимают его и еще нескольких человек. При обсуждении государственных реформ Пестель предложил не присягать новому царю до тех пор, пока тот не согласится на принятие конституции и отмену крепостного права. Лунин разработал план, как ускорить этот момент: группа людей в масках встречает Александра

I на царскосельской дороге и убивает его. Лунина тогда не поддержали, но в будущем этот эпизод решительно повлияет на его судьбу, подтвердив предсказание парижской гадалки - “быть повешенным”.

Итак, став свободным человеком, Лунин вместе с другом Оже отправляется в Париж. На палубе корабля делится с ним сокровенными мыслями: “...только одно честолюбие может возвысить человека над животною жизнью. Давая волю своему воображению, своим желаниям, стремясь стать выше других, он выходит из своего ничтожества. ...весь мир принадлежит человеку дела, для него дом - только временная станция, где можно отдохнуть телом и душой, чтобы пуститься в путь...”. В этом рассуждении как бы весь лунинский характер. Жизненный путь определен. Мысли о смирении придут к нему позже.

В Париже Лунин вскоре остается без средств к существованию. Случайные заработки в качестве преподавателя математики, музыки, английского и французского языков, составителя прошений и сочинителя любовных писем ничуть не кажутся ему унизительными. Заинтересовавшись эпохой междуцарствия и фигурой Лжедмитрия, Лунин намеревался писать роман на французском языке. К сожалению, кроме заглавия, от задуманной книги ничего не сохранилось. Возможно, от работы над романом его отвлекла тогда политика. Беседы со знакомым по Петербургу иезуитом Гривелем не привели Лунина к вступлению в монашеский орден, нуждающийся, как и карбонарии, в таких людях. Друг Оже стал необщителен, не вводил его в новый круг своих знакомых, а 10 лет спустя от одного из карбонариев Оже узнал, что в их совещаниях участвовал русский. Если бы не внезапная смерть отца, Лунин, возможно,

уехал бы в революционную Испанию к Риего. Но здесь трудно отделить правду от вымысла. Более достоверно свидетельство, что Сен-Симон с сожалением расставался с умным собеседником.

В Россию Лунин возвращается в 1818 году уже помещиком, владельцем крестьян. В его тамбовских и саратовских деревнях вводятся пенсии для престарелых, появляются школы. Реформы, проводимые Луниным, соответствуют трем направлениям программы, разработанной Союзом благоденствия, - человеколюбие, образование, общественное хозяйство. Реформаторская деятельность Союза повлияла и на некоторых высокопоставленных лиц, которым становится стыдно оставаться в стороне от благотворительных дел. Лучшие литераторы начинают писать в духе этого общества, формально не являясь его членами. А новый Союз надеется мирно овладеть всеми основными отраслями государственной и общественной жизни и постепенно улучшить ее. Лунин принят в Коренной союз общества, куда входят 25 его руководителей. Как и большинство из них, он высказывается за конституционную республику во главе с монархом или президентом, имеющим ограниченную власть. В 1820 году, после внезапного бунта петербургского Семеновского полка, Союз благоденствия пришлось фиктивно распустить. При обсуждении дальнейших действий общество раскололось. Лунин был настроен решительно, ему чужда была осторожность, он не любил пустословия. Революционные события в Испании и Португалии, волнения семеновцев пробудили интерес к армии. Михаил Лунин и Никита Муравьев подают прошения о поступлении на службу. Сначала Лунин направлен под Полоцк, в 1822 году - в Слуцк, а через два года в чине полковника он прибывает в Варшаву. Он назначен командиром эскадрона лейб-гвардии Гродненского гусарского полка и адъютантом великого князя Константина.

По прибытии в Польшу Лунин быстро разобрался в сложившейся там обстановке, далеко опередив в оценке происходящего и поляков, и своих соотечественников, чем вызвал непонимание тех и других.

В варшавский период Лунин отдаляется от деятельности тайного общества. О событиях 14 декабря на Сенатской площади в Петербурге, о восстаниях Северного и Южного обществ он узнает с опозданием в несколько дней. На всякий случай не берет взаймы денег. И действительно, в начале апреля 1826 года тучи над ним сгущаются. До сих пор великому князю Константину удавалось уберечь от ареста своего адъютанта. Но показания Пестеля на судебном процессе в Петербурге дали повод вывести декабриста Лунина из-под опеки цесаревича. В его же ответах на письменные вопросы следователей, полученные из Петербурга, - ни одного имени: “Я никем не был принят в число членов Тайного общества, но сам присоединился к оному, пользуясь общим ко мне доверием членов, тогда в малом числе состоящих”. Когда нет возможности не заметить требования выдачи имен, он пишет: “...не могу назвать, ибо это против моей совести и правил”-. Накануне ареста великий князь отпускает своего адъютанта поохотиться на силезской границе в тайной надежде на его побег, но Лунин не желает уронить честь офицера и, разумеется, возвращается.

В Страстную Пятницу 16 апреля 1826 года Лунина привозят в столицу. В этот же день он был допрошен Чернышевым, бывшим однополчанином, сообщником в кутежах, а теперь генералом, рьяным следователем по делу декабристов. Лунину предъявляется одно из самых серьезных обвинений - намеренное цареубийство, но даже в таком положении он отстаивает право на независимое суждение по совести. При вынесении приговора Лунин попал в преступники второго разряда. Ему вспомнили еще и принятие новых членов в тайное общество, и приобретение литографского станка Возможно, если бы подсудимый раскаялся, с ним бы обошлись помягче

. Но крестный путь предопределен: одиночное заключение в Свеаборгской, а затем Выборгской крепостях, каторжные работы в Чите и в Петровском заводе, ссылка в Урик вблизи Иркутска, второй арест и тюремное заключение в Акатуе, куда попадали самые опасные преступники, и, наконец, загадочная смерть.

О первых двадцати месяцах тюремного заключения свидетельствуют лишь документы, запрещающие передачи и письма и сообщающие о визите к Лунину по служебной обязанности генерал-губернатора Закревского. В мемуарах декабриста Свистунова есть фраза: “Пребывание в Выборге считает он самою счастливою эпохою в жизни”.

В 1828 году в числе нескольких декабристов Лунин доставлен в читинский острог. Он живет отдельно от всех товарищей, в избушке на территории тюрьмы. Воспоминания о нем собратий по каторге разноречивы: “человек очень замечательный и приятный” (Басаргин), “несмотря на его благодушие, редко кому случалось заметить в нем проявление сердечного движения или душевного настроения. Он не выказывал ни печали, ни гнева, ни любви...” (Свистунов), “не хотел никогда иметь ничего общего с товарищами своего заключения и жил всегда особняком” (Трубецкой). И в то же время Лунин жалеет человека, которого все сторонятся как патологического доносчика, беседует с ним. Он не участвует в благотворительной артели под председательством Ивана Пущина, но, по свидетельству Свистунова, щедро помогает ближнему, только на свой лад. Нуждающемуся в пособии он передает деньги через близко знакомого человека “с непременным условием никому о том не говорить”. А многие уверены, что он никогда никому не помогает. Лунина не беспокоит, что он кажется хуже и суше, чем есть на самом деле. Только

близкие угадывают в нем внутреннюю энергию.

В первые читинские месяцы декабристы разрабатывают план побега: спуститься по сибирским рекам к Сахалину и затем перебраться в Японию. Здесь снова могла бы проявиться былая удаль Лунина, но от побега приходится отказаться. Заговорщики понимают, что в любом случае - удачи или неудачи - они несут ответственность

перед остальными товарищами по каторге за новые испытания и усиленный надзор. Летом 1830 года декабристов удаляют от искусительной границы и переводят в Петровский завод.

По свидетельству П. Свистунова, “в тюрьме кроме католических книг духовного содержания он [Лунин] ничего не читал, ни газет, ни журналов, ни вновь появившихся сочинений; но постоянно осведомлялся о новостях политических и литературных”. Близко к сердцу принимает Лунин польские события: 29 ноября 1830 года в Варшаве вспыхнуло восстание. Константин Павлович еле спасся. В конце августа 1831 года армия Паскевича входит в Варшаву. Конституция ликвидирована, повстанцы отправлены в Сибирь, Мицкевич и Шопен эмигрируют. Сбылось печальное предвидение Лунина.

За все время тюрем и ссылок Лунин ни разу не обращается к властям с просьбами, а сестре приходится хлопотать за него часто. В 1836 году, когда окончился срок каторжных работ для ссыльных второго разряда, Катерина Сергеевна пробует добиться разрешения у Бенкендорфа на поселение брата близ Иркутска, о чем и уведомляет его. Лунин отвечает: “...место поселения для меня безразлично, потому что с Божией помощью человеку одинаково хорошо везде. Будьте спокойны относительно меня и особенно не хлопочите больше”. Возможно, хлопоты помогли. В селе Урик, в 18 километрах от Иркутска, поселяются Никита и Александр Муравьевы, Волконские, доктор Вольф и Лунин. Все они имеют право на 15-десятинный земельный надел.

За восемь месяцев поселения Лунин многого добивается в своих аграрных занятиях, главным препятствием для которых являются занятия учебные (“Платон и Геродот не ладят с сохой и бороной”, - пишет он сестре). И тем не менее болотная, тернистая, необработанная земля осушена, огорожена и обращена в луга и пашни. Разбит английский садик с песчаными дорожками, беседкой и множеством цветов, сооружен уютный домик с пристройками, “где запоздалый путник находит убежище, бедный - кусок хлеба, разбойник - отпор”. Брат делится с сестрой своим сожалением о том, что ему неведомы чувства супруга и отца, но истинное счастье он находит в познании и любви к истине.

Лунин очень

любил детей. Ребятишки целыми днями играют у него во дворе, и, отрываясь от занятий и чтения богословских книг, он с удовольствием возится с ними, учит их грамоте. Лунин опекает и обучает английскому языку 11-летнего сына Сергея Волконского. “И наставник, и ученик были друг другом довольны, а это редко случается”, - замечает отец мальчика.

Лунин остается Луниным. Все это время он мостит себе путь в Акатуй, последнюю свою тюрьму. В письмах сестре, которые обязательно проходили цензуру, он дразнит чиновников, достается в них и министру почт А. Голицыну за разбитые и испорченные посылки, а армейским чинам - за злоупотребление палочными наказаниями. Он одобряет или порицает законы и царедворцев, военные кампании и мирные преобразования. На год строптивого ссыльного лишают переписки. В день ее возобновления он отправляет своей сестре, Е. Уваровой, сразу три письма, в одном из которых появляется следующее откровение: “Оставшись

один на свете, я претерпел всякого рода неудачи, и я счастлив. То, что Бог посылает мне в ссылке, превосходит все, о чем я просил и мечтал в течение моего десятилетнего заключения в тюрьме. Судите о дереве по его плодам”. Лунин пишет труды, которые хочет тайно распространить. Два из них окажутся для него роковыми - это “Взгляд на русское тайное общество” и “Разбор донесения тайной следственной комиссии”, в котором есть пророческие слова: “От людей можно отделаться, но от их идей нельзя”. По мере распространения лунинских рукописей увеличивается опасность ареста. Лунин готовится к этому вполне осознанно: все, что имел, раздает товарищам, а все атрибуты молельни жертвует иркутскому католическому храму.

Арестован Лунин вновь на Страстной неделе, ночью 27 марта 1841 года. Непрошеных гостей он встречает хладнокровно, просит дать ему выспаться после охоты, а уж потом увозить. Утром Лунина доставляют на допрос к генералу Копылову. Арестованный отвечает на вопросы по-французски, поняв, что генерал в нем слаб. Воспоминания родственника Лунина, посетившего его в Сибири, запечатлели

1 трогательное прощание с ним жителей Урика, план М. Волконской передать арестанту деньги, зашитые в шубу, последнюю встречу с друзьями в 30 верстах от села.

В самых бесчеловечных

условиях акатуйской тюрьмы Лунин не теряет присутствия духа и чувства юмора. Приехавшему с ревизией в Восточную Сибирь сенатору И. Толстому заключенный говорит по-французски: “Позвольте мне вас принять в моем гробу”. Без пессимизма пишет он Марии Волконской о мучительных испытаниях: “Я погружен во мрак, лишен воздуха, пространства и пищи, окружен разбойниками, убийцами и фальшивомонетчиками. Мое единственное развлечение заключается в присутствии при наказании кнутом во дворе тюрьмы. Перед лицом этого драматического действия, рассчитанного на то, чтобы сократить мои дни, здоровье мое находится в поразительном состоянии и силы мои далеко не убывают, а наоборот, кажется, увеличиваются. Я поднимаю без усилий девять пудов одной рукой. Все это меня совершенно убедило в том, что можно быть счастливым во всех жизненных положениях и что в этом мире несчастливы только глупцы и скоты . В самых стесненных обстоятельствах Лунин не пассивен. Он беспокоится о своем любимце Мише Волконском, в письмах к его отцу дает советы, как лучше обучать мальчика; ничего не просит для себя, лишь лекарства для товарищей по заключению. Ревизовавшему сибирские тюрьмы Н.И. Пущину, младшему брату декабриста, советует позаботиться “о прикованных к стене: их положение только ожесточает, а не дает возможности нравственного улучшения”. Он совершенствуется в греческом, изучает религиозные верования по произведениям Гомера .

Смерть Лунина 3 декабря 1845 года была внезапной и странной. По официальной версии он умер от “кровяно-нервного удара”. Через 24 года о смерти декабриста поползли противоречивые слухи: по одним - он был убит, по другим - умер от угара. Участник польского восстания 1863 года Владислав Чап-лицкий, сосланный в Акатуй, со слов польских ссыльных сообщает, что тайный приказ об убийстве Лунина пришел из Петербурга от царя и исполнил его офицер Григорьев. Может быть, не были шуткой оброненные Михаилом Сергеевичем слова: “...если только не вздумают меня повесить или расстрелять”. Чем он мог так разозлить сильных мира сего? Разгадка ушла вместе с ним.

Очень сложно ответить на вопрос, когда и почему Лунин стал католиком. По-видимому, не так важно, когда: в детстве, позднее, в Париже, или в Варшаве. Не будучи религиозным в молодости, он не вдруг осознал смысл своей жизни, но, вероятно, в какой-то момент созрел для веры.

О религиозных взглядах Лунина мы узнаем

из воспоминаний декабристов. Дмитрий Завалишин считает, что Михаил Сергеевич перешел в католичество в Париже и укрепился в.вере в Варшаве. По мнению Петра Свистунова, на обращение Лунина в католичество повлияли иезуиты Розавен и Гривель, с которыми оба декабриста были знакомы еще в Петербурге. “В душе его, пресытившейся суетностью, возникли неизбежные вопросы о призвании человека и о загробной жизни, - пишет Свистунов. - Доверившись этим иезуитам, ...он, должно быть, заранее решился положиться на них безусловно”. Вряд ли к Лунину подходит объяснение Д. Завалишина, что от православия его оттолкнули пьянством и корыстью монахи. Записи Лунина касаются более серьезных обстоятельств: “В Российской империи, как издревле в Византии, религия, отвлекаясь от ее Божественного происхождения, есть одно из тех установлений, посредством которых управляют народом...”. Вряд ли Лунин не был знаком с отнюдь не бескровной историей Католической Церкви, но и здесь он находит объяснение: “Католическая Церковь непогрешима; люди, к ней принадлежащие, грешны. Эти истины противоположны, но друг друга не исключают”. Именно деятельная сторона Римско-Католической Церкви, с начала XIX века принимающей участие в обновлении мира, принцип “свободы воли”, разработанный римскими теоретиками-богословами, по-видимому, привлекают декабриста.

Лишь в католической религии находит Лунин совершенство и внутреннее, и внешнее: “Католическая вера как бы зримо воплощается в женщинах. ...католичку можно сразу узнать среди тысяч женщин по ее осанке, речи, взгляду. Последуйте за нею в готический храм, куда она идет молиться: преклонив колени пред алтарем, погруженная в полумрак, овеянная гармоническими звуками, она подобна тем посланникам небес, которые явились на землю, дабы открыть человеку его высокое предназначение”.

Итак, с момента ареста начался крестный путь Лунина.

В каторге он видит вовсе не кару Божию, а, напротив, особое избранничество - своим мученичеством и проповедью пробудить званых к истинной вере, разбить всеобщую апатию. Он готов принимать любые лишения, полагаясь во всем на своего ангела-хранителя: “Кто следовал за мной в глубину казематов? Кто облегчал тягость цепей моих и врачевал их язвы? Невидимый хранитель судьбы моей. Он не может явиться мне прежде смерти моей, но окружает меня свидетельством своего присутствия... Теперь верно знаю, что Господь послал ангела своего и избавил меня от руки Ирода...”.

Не страшась физической смерти, Михаил Лунин пишет, что примет ее с радостью, Как “сильнейшее доказательство о любви” - “Нет больше сей любви” (Ин И. 24,25).

Письмо сестре заканчивается словами: “Мое земное послание исполнилось”.

Татьяна Гамазкова

Журнал “Истина и Жизнь” № 7-8 за 1992 год

С. Лунин - участник войны с Наполеоном, член тайных обществ, декабрист.

Начало службы

М. С. Лунин - коренной петербуржец - родился 29.12.1787 в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, после чего решил связать свою судьбу с военной службой в лейб-гвардии егерском полку (1803), но уже вскоре (1805) перевелся в кавалергарды.

Участие в войнах

В период наполеоновских войн Лунин участвовал в сражениях с французскими войсками в составе русско-австрийской армии, в частности, в знаменитом Аустерлицком сражении (1805), где армия Наполеона разбила русско-австрийские войска под командованием . Затем последовал Прусский поход (1807) и . на территории России, которая положила конец наполеоновскому нашествию.

В Бородинском сражении Михаил Лунин за отвагу и героизм получил золотую шпагу с гравировкой «За храбрость». После участия в нескольких заграничных походах (1813 - 1814) Лунин ушел в отставку.

Тайные общества

Как известно, героизм русского народа в освободительной войне против Наполеона пробудил национальное самосознание, а в дворянской среде офицеров после этой войны зародилась идеология декабристов. Этому предшествовали различные тайные организации, в которых формировалась эта идеология. В 1816 г. М. Лунин стал одним из учредителей и активных участников первой тайной организации «Союз спасения». Будущие декабристы ставили целью свержение крепостного права и в результате военного переворота - установление конституционной монархии.

Лунин, как и все декабристы, мечтал о справедливом устройстве для любимой России. Он уехал в Париж (1816), где общался с известным мыслителем, социалистом-утопистом Сен-Симоном, чьи идеи оказались близкими Лунину. Смерть отца вынудила Лунина вернуться в Россию (1817). Там на базе распавшегося «Союза спасения» в Москве возникла новая политическая тайная организация - «Союз благоденствия», где Лунин снова стал учредителем и активистом. Будучи сторонником республики, он первым выступил с планом цареубийства.

После распада «Союза благоденствия» Лунин стал одним из инициаторов и руководителей новой тайной политической организации - «Северное общество», которое вместе с «Южным обществом» готовило восстание.

Декабрьское восстание

В 1824 - 25 гг. Михаил Лунин, вернувшись к военной службе, находился в Варшаве, в Гроднинском гусарском полку, где командовал эскадроном. После его как активного члена тайных политических организаций в Варшаве взяли под строгий надзор, а вскоре и арестовали. В апреле 1826 г. он был доставлен в Петербург и осужден на вечную каторгу, впоследствии замененную на 10-летний срок.

Сначала - Свеаборгская крепость (1826 - 27 гг.), затем - Выборгский замок (1827 - 28 гг.), после чего был отправлен на каторжные работы в Читу (1828 - 30 гг.) и на Петровский завод (1830 - 36 гг.). потом каторга сменилась поселением в с. Урик под Иркутском. Лунин никогда не отрекался от своих идей. В его письмах звучала резкая критика русских порядков. В результате обыска была найдена его рукопись «Взгляд на тайное общество в России (1816 - 1826)». Это произошло в 1841 г. Лунина вновь арестовали (27.03.1841). До суда он находился в Акатуйской тюрьме, а потом был отправлен на Акатуйский рудник (территория нынешней Читинской области). Умер Михаил Лунин на каторжных работах в Акатуйском руднике 15.12.1845.

. Дво-ря-нин . По-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние. В дет-ст-ве на-хо-дился под влия-ни-ем вос-пи-та-те-ля аб-ба-та Во-ви-лье. Слу-жил в лейб-гвардейском Егер-ском ба-тальо-не (1803-1805), лейб-гвардейском Ка-ва-лер-гард-ском пол-ку (1805-1815; в 1808-1812 годы вхо-дил в пол-ко-вой кру-жок, от-ли-чав-ший-ся кри-тическим на-прав-ле-ни-ем мыс-ли). Участ-ник русско-ав-стро-французской вой-ны 1805 года и русско-прусско- французской вой-ны 1806-1807 годов (от-ли-чил-ся в Аус-тер-лиц-ком сра-же-нии 1805 года, Гельс-берг-ском и Фрид-ланд-ском сра-же-ни-ях 1807 года), Отечественной вой-ны 1812 года(за от-ли-чи-е в Бо-ро-дин-ском сра-же-нии на-граж-дён зо-ло-той шпа-гой с над-пи-сью «За храб-рость»), за-гра-нич-ных по-хо-дов российской ар-мии 1813-1814. В 1816-1817 годы жил в Па-ри-же, ин-те-ре-со-вал-ся дея-тель-но-стью кар-бо-на-ри-ев, уто-пическим со-циа-лиз-мом (поз-на-ко-мил-ся с К. А. де Рув-руа Сен-Си-мо-ном), об-щал-ся с Ж. М. де Мест-ром . Вновь на во-енной служ-бе: в лейб-гвардейском Улан-ском пол-ку (1822-1824), лейб-гвардейском Грод-нен-ском гу-сар-ском пол-ку (1824-1826; был адъ-ю-тан-том великого князя Кон-стан-ти-на Пав-ло-ви-ча , поль-зо-вал-ся его по-кро-ви-тель-ст-вом).

Член тай-ных де-ка-брист-ских об-ществ - Сою-за спа-се-ния (1816-1818), Сою-за бла-го-ден-ст-вия (1818-1821; член Ко-рен-но-го со-ве-та Сою-за), Северного общества (1821-1822). Вы-сту-пал за кон-сти-туционное прав-ле-ние с ог-ра-ни-чен-ной ис-пол-нительной вла-стью «при мо-нар-хе или пре-зи-ден-те». Сто-рон-ник от-ме-ны кре-пост-но-го пра-ва (уна-сле-до-вав в 1817 году пос-ле смер-ти от-ца зна-чительное со-стоя-ние, Лунин улуч-шил по-ло-же-ние сво-их дво-ро-вых, а так-же кре-пост-ных кре-стьян, пла-ни-ро-вал по за-ве-ща-нию дать им лич-ную сво-бо-ду, но без зем-ли). Ав-тор про-ек-та убий-ст-ва императора Алек-санд-ра I «пар-ти-ей» в мас-ках («об-ре-чён-ным от-ря-дом») (в даль-ней-шем главный пункт в об-ви-не-нии и при-го-во-ре Лунина). В Вар-ша-ве сбли-зил-ся с чле-на-ми Па-трио-ти-чес-ко-го об-щест-ва.

9(21).04.1826 года аре-сто-ван по де-лу де-ка-бри-стов, до-став-лен в Санкт-Пе-тер-бург и за-клю-чён в Пе-тро-пав-лов-скую кре-пость. На след-ст-вии от-ка-зал-ся вы-да-вать участ-ни-ков тай-ных об-ществ. Вер-хов-ным уго-лов-ным су-дом при-го-во-рён к веч-ной ка-тор-ге (за-ме-не-на императором Ни-ко-ла-ем I на 20-лет-нюю, вско-ре на 15-лет-нюю, а в 1832 - на 10-лет-нюю). Со-дер-жал-ся в за-клю-че-нии в Свеа-борг-ской и Вы-борг-ской кре-по-стях (1826-1828), от-бы-вал на-ка-за-ние в Си-би-ри - в Чи-тин-ском се-ле-нии (ны-не город Чи-та; 1828-1830), поселок Пет-ров-ский За-вод Верх-не-удин-ского округа Ир-кут-ской губернии (ны-не город Пет-ровск-За-бай-каль-ский; 1830-1836), за-тем - на по-се-ле-нии в селе Урик Ир-кут-ско-го округа Ир-кут-ской губернии (ны-не Ир-кут-ско-го района Ир-кут-ской области). В 1841 году за сочинение «Взгляд на рус-ское тай-ное об-щест-во с 1816 до 1826 го-да» (1838) вновь аре-сто-ван и по-ме-щён в Ака-туй-скую ка-торж-ную тюрь-му. Скон-чал-ся при не-вы-яс-нен-ных об-стоя-тель-ст-вах, по-ро-див-ших слу-хи о его на-сильственной ги-бе-ли.

В го-ды ссыл-ки Лунин ак-тив-но за-ни-мал-ся пуб-ли-ци-стической дея-тель-но-стью. Кри-ти-че-ски оце-ни-вал внутреннюю по-ли-ти-ку императора Ни-ко-лая I, про-ти-во-по-став-лял её ре-фор-ма-тор-ской дея-тель-но-сти императора Алек-санд-ра I («Об-щест-вен-ное дви-же-ние в Рос-сии в ны-неш-нее царст-во-ва-ние», 1840). Счи-тал не-нуж-ным Поль-ское вос-ста-ние 1830-1831 годов, по-сколь-ку на-ли-чие в Цар-ст-ве Поль-ском пред-ста-вительского прав-ле-ния, с точ-ки зре-ния Лунина, от-кры-ва-ло по-ля-кам до-ро-гу к пар-ла-мент-ско-му спо-со-бу ре-ше-ния с российским пра-ви-тель-ст-вом спор-ных воп-ро-сов («Взгляд на поль-ские де-ла», 1840). Ис-по-ве-до-вал ка-то-ли-цизм. Счи-тал его во-пло-ще-ни-ем ре-лигиозной и гражданской сво-бо-ды, на-ча-лом един-ст-ва и ра-вен-ст-ва лю-дей, оди-на-ко-во под-хо-дя-щим и «вы-со-ким», и «зау-ряд-ным» умам, в то вре-мя как про-те-стан-тизм - «ре-ли-ги-ей ог-ра-ни-чен-ных умов», а пра-во-сла-вие - «ору-ди-ем по-ли-ти-чес-кой вла-сти». По мне-нию Лунина, лю-бой по-ли-тической пе-ре-ме-не дол-жна пред-шест-во-вать «ду-хов-ная ре-во-лю-ция», воз-мож-ная толь-ко в ло-не ка-то-ли-циз-ма, яв-ляю-ще-го-ся в по-ли-тическом от-но-ше-нии «ис-точ-ни-ком кон-сти-ту-ци-он-ных прин-ци-пов». Пе-ре-во-дил со-чи-не-ния Ав-гу-сти-на на русский язык. Ав-тор ря-да очер-ков по ис-то-рии дви-же-ния де-каб-ри-стов: «Раз-бор До-не-се-ния тай-ной след-ст-вен-ной ко-мис-сии...» (1838-1839; совместно с Н. М. Му-ра-вьё-вым) и др. В Си-би-ри со-чи-не-ния Лунина рас-про-стра-ня-лись в спис-ках, впер-вые опуб-ли-ко-ва-ны А. И. Гер-це-ном в альманахе «По-ляр-ная звез-да» (1859, 1861), в Рос-сии - в 1905 году.

В ссыл-ке бла-го-да-ря сво-ей се-стре Лунин соб-рал уни-каль-ную биб-лио-те-ку, ко-то-рая со-дер-жа-ла около 400 книг, в част-но-сти «Acta Sanctorum» - кор-пус жи-тий свя-тых, из-да-вав-ший-ся бол-лан-ди-ста-ми (1643-1793), 2-е издание «Цер-ков-ной ис-то-рии» аб-ба-та Фле-ри в 84 то-мах (1768-1798), «Об ис-ти-не хри-сти-ан-ской ре-ли-гии» Гро-ция (1726), со-чи-не-ния греческих и римских ис-то-ри-ков и мы-сли-те-лей (Ге-ро-до-та, Та-ци-та, Пли-ния Стар-ше-го и др.), Свод за-ко-нов Российской им-пе-рии и прочее (ны-не часть книг хра-нит-ся в от-де-ле ред-ких книг на-учной библиотеки Ир-кут-ско-го государственного университета).

Име-нем Лунина на-зва-на ули-ца в Вы-бор-ге (с 1988 года).

Ис-точники:

Де-ло М. С. Лу-ни-на // Вос-ста-ние декаб-ри-стов. Ма-те-риа-лы. М., 1927. Т. 3. С. 111-130.

Сочинения:

Пись-ма из Си-би-ри. М., 1987;

Со-чи-не-ния, пись-ма, до-ку-мен-ты. Ир-кутск, 1988.

Подполковник л.-гв. Гродненского полка, декабрист; род. в 1783 г. Происходил из богатой дворянской семьи, получил воспитание по своему времени блестящее, но солидного общего образования не имел. Молодость Лунина прошла бурно: в нем сказывалась общая молодым людям того времени страсть к молодечеству, желание обратить на себя внимание; в то время в Петербурге почти не было поединка, в котором бы он не принимал участия, несколько раз он сам стрелялся и был ранен. Лунин начал службу в Кавалергардском полку, участвовал в сражении под Аустерлицем, был ординарцем имп. Александра I в достопамятную ночь после переправы через Неман; одно время носился с мыслью убить Наполеона и этим избавить Россию от опасности.

Во время заграничного похода у Лунина произошел известный инцидент с цесаревичем Константином Павловичем.

Все офицеры командуемого им корпуса сочли себя оскорбленными цесаревичем и подали в отставку.

Когда цесаревич после этого на одной из дневок на смотре заявил, что отставки приняты быть не могут, но что он, сознавая неправоту свою, извиняется, а кому этого мало, тому готов дать личное удовлетворение, то все признали себя удовлетворенными, но Лунин сказал: "Ваше Высочество изволили сейчас предложить личное удовлетворение, позвольте же мне воспользоваться такой честью". - "Ну, брат, для этого ты еще слишком молод!" - ответил цесаревич.

Впоследствии Константин Павлович очень благоволил к Лунину.

По возвращении гвардии в Петербург Лунин ожидал производства в полковники, но, узнав что император недоволен его поведением и производить его не желает, как не желает производить и младших офицеров, Лунин, чтобы не вредить товарищам, вышел в отставку.

Оставив службу, Лунин отправился за границу с перешедшим в русскую гвардию французом Ипполитом Оже, с которым очень сдружился.

Во время пребывания в Париже в эту поездку Лунин познакомился с Сен-Симоном, который заинтересовался Луниным;

Лунин задумывал писать роман из эпохи самозванцев, затем оставил эту мысль, увлекся тайными обществами Франции и перешел в католицизм.

Неожиданная смерть отца, оставившего ему большое состояние, заставила Лунина вернуться в Россию.

По возвращении Лунина в Петербург его вскоре захватало начинавшееся в то время общественное брожение; он был в числе лиц, положивших начало "Союзу Благоденствия", а может быть и "Союзу Спасения", во всяком случае, в "Союз Спасения" он входил, как член. Роль, которую играл в деятельности "Союза Спасения" Лунин, довольно трудно установить.

Несомненно только, что он был одним из деятельных членов его; если верить Гречу, он громогласно проповедовал революцию и мятежи.

Во всяком случае, своей решительностью и энергичностью он приобрел большое влияние, а резкостью суждений и крайностью выводов, перед которыми он не останавливался, толкал остальных товарищей (в это время он вернулся на военную службу) на путь политической борьбы.

На одном из собраний "Общества Спасения" еще в 1817 г., по показанию Пестеля, Лунин, при обсуждении вопроса об открытии действий, высказал, что если общество решится убить императора, то можно будет для сего вызвать на Царскосельскую дорогу несколько лиц в масках.

Лунин признал, что он "между прочим говорил это". Решительный характер Лунина был хорошо, конечно, известен его товарищам, и когда, позднее, Пестель хотел набрать из молодых отчаянных людей так называемую cohorte perdue, то начальство над этим отрядом думал возложить на Лунина.

Когда "Союз Спасения" был переименован в "Союз Благоденствия", Лунин входил в число членов учредителей; когда же "Союз Благоденствия" был распущен и часть членов его образовали "Северное общество", Лунин был в числе членов нового общества.

Но участия в событии 14-го декабря Лунину не пришлось принять; он был адъютантом при вел. кн. Константине Павловиче в Варшаве.

Здесь Лунин перешел в "Южное Общество". Когда после 14 декабря стали раскрываться сети заговора декабристов, Лунина хотели арестовать; в. кн. Константин Павлович взял его под свою защиту и писал о нем в Петербург следующее: "Статься могло, что он (Лунин), находясь в неудовольствии противу правительства, мог что-либо насчет оного говорить, как сие случается не с одним им; даже его Императорское Величество изволит припомнить, что мы иногда сами между собой, сгоряча, не одумавшись, бывали в подобных случаях не всегда в речах умеренными, но это еще не означает какого-либо вредного намерения.

Винить его в том, что он знал о тайном обществе и не донес тогда правительству, хотя можно, но должно принять в соображение и то, что в оное, как теперь открылось, столько входило двоюродных и троюродных братьев и других родственников его". Вместе с тем Константин Павлович уведомил Лунина, что из Петербурга пришло приказание его арестовать.

Лунин воспользовался этим и сжег все компрометирующие его бумаги, между прочим расписку одного из членов общества, сделавшегося уже важным лицом, уведомив его об этом через свою сестру.

Лунину представлялась полная возможность бежать за границу и, таким образом, избегнуть ожидавшего его возмездия, но он сам отправился в Петербург и явился в следственную комиссию, где вел себя очень вызывающе и обратил на себя внимание своими резкими ответами.

Верховным уголовным судом Лунин был отнесен ко второму разряду государственных преступников и приговорен к политической смерти.

Указом Николая І от 10 июля 1826 г. этот приговор, как и для остальных декабристов, был смягчен.

В Сибирь Лунин попал позднее других; в Читу его привезли в конце 1829 года. Как и другие декабристы, он был первоначально помещен на Нерчинских заводах, а потом переведен на Петровский завод. Срок каторжных работ Лунину истек в конце 1835 г., и в июле 1836 г. Лунин вместе с 9 товарищами был водворен в слободе Урике, в 18 верстах от Иркутска по Ангарскому тракту.

Здесь он жил в собственном доме, устроенном довольно оригинально.

Дом стоял посреди двора, обнесенного высоким забором.

Одна половина дома была жилая, а в другой помещалась католическая молельня.

Живя на поселении, Лунин продолжал интересоваться русской и западноевропейской литературой; с последнею он мог знакомиться в подлиннике почти на всех европейских языках; наконец, занятия Лунина за это время относятся и к религиозным предметам.

Он продолжал оставаться ревностным католиком, в своей молельне самым аккуратным образом прочитывал ежедневно свой требник, а раз в неделю из Иркутска приезжал к нему капеллан исполнять церковную службу.

Благодаря заботам сестры за все время пребывания в Сибири, Лунин никогда не нуждался в деньгах.

С сестрой Лунин поддерживал постоянные сношения; его письма были постоянно резки, исполнены нападок на правительство; письма эти тайно расходились по Петербургу.

Также резки были и его письма к его товарищам-декабристам; зная, что письма должны пройти через "III Отделение", Лунин не останавливался перед этим; ему нравилось, как он выражался, "дразнить медведя"; за несколько неприличные остроты по адресу Государя, Лунину запрещено было писать в течение года письма.

Не прошло и года со времени запрещения переписки, как над Луниным разразилась новая гроза. Он написал критику на донесение следственной комиссии по делу декабристов.

В ней он утверждал, что правительство ограничилось только одним следствием, что суда вовсе не было, выставил в неблаговидном свете действия отдельных членов да и само следствие обрисовывал пристрастным и недобросовестным.

Рукопись эта была написана на английском языке, которым Лунин владел в совершенстве; он переслал ее в Петербург сестре, затем она попала в Лондон и была отпечатана.

В начале 1841 г. Лунин был вывезен в Акатуевский рудник; возникло дело, к которому привлекаемы были и некоторые другие декабристы, жившие на поселении.

Акатуй, куда был сослан Лунин, был один из самых отдаленных рудников Нерчинских заводов.

Этот рудник стоял в чрезвычайно нездоровой местности.

Но Лунин и среди самой печальной обстановки умел жить не унывая.

Только за год до смерти он сразу как-то изменился, сделался молчалив и стал скучать; он ожидал, что его расстреляют, и эта мысль не давала ему покоя. Лунин умер скоропостижно 8 декабря 1845 г. и был погребен на Акатуевском кладбище. "Исторический Вестник", 1880 г., т. І, стр. 139-149; 1891 г., т. 45, стр. 65, 66; 1902 г., т. 87, стр. 246. - "Русский Архив", 1870 г., стр. 1582, 1606, 1631, 1650-1661; 1874 г., т. II, стр. 702; 1877 г., т. І, стр. 51, 240, 519; т. II, стр. 55 (записки Ипполита Оже); 1879 г., І., стр. 516; 1881 г., II, стр. 282, 334 (Донесение следственной комиссии); 1882 г., І, стр. 231, 459; 1885 г., І, стр. 359-365 (Из воспоминаний Л. Ф. Львова); III, стр. 225-227, 230, 234, 555, 560-661 (Записки Н. Н. Муравьева). - "Русская Старина", 1870 г., II, стр. 183, 184; 1877 г., III, стр. 83; 1878 г., I, стр. 3; 1881 г., І, стр. 820, IV, стр. 654; 1882 г., I, стр. 65, 160; II, стр. 711; 1886 г., IV, стр. 235; 1888 г., II, стр. 371; 1891 г., V, стр. 89; 1892 г., III, стр. 171; 1898 г., ноябрь, стр. 344; 1899 г., ноябрь, стр. 329, 331; 1900 г., февр., стр. 279, 280, май, стр. 364; 1901 г., янв., стр. 192, февр., стр. 438. - "Отечественные Записки", 1869 г., № 10, стр. 231, 556, 559. - "Девятнадцатый век", М. 1872 г., ч. І, стр. 111, 145, 173 (Записки Н. В. Басаргина). - Головачев, "Декабристы", 86 портретов... Изд. М. М. Зензинова, М., 1906 г., стр. 129-138. - Бар. Розен, "Записки декабриста", СПб., 1907 г., стр. 3, 30, 48, 54, 97, 106, 109, 126, 129, 132, 154, 161, 162, 171, 176, 274, 303. - "Декабристы и тайные общества в России". Изд. В. М. Саблина, М., 1906 г., стр. 86. - Словарь Брокгауза и Ефрона. - Греч, "Заговор декабристов", СПб., 1886 г., стр. 428, 429. - "К биографии декабриста М. С. Лунина" ("Русская Старина", 1914 г., кн. III). В. Строев. {Половцов} Лунин, Михаил Сергеевич - декабрист.

Служа в гвардии, в кавалергардском полку, Л., оскорбленный тем, что его обошли при производстве, самовольно бросил службу и уехал за границу.

Возвратясь в Россию, Л. служил при великом князе Константине Павловиче в Польше.

Он участвовал в заговоре декабристов, принадлежа к Северному обществу, но расположенный к нему великий князь Константин Павлович долго не хотел выдавать его властям и даже предлагал Л. устроить его бегство за границу.

Л. сам явился в СПб., в верховный уголовный суд, где ухудшил свою судьбу смелыми ответами.

Он был осужден на каторгу по 2-му разряду и отправлен в Читу, откуда потом переведен в Петровский завод. По отбытии каторжных работ Л., находясь на поселении в Сибири, за свои весьма резкие, направленные против правительства и администрации письма, напечатанные затем в Англии, был вновь заключен в тюрьму, где скоро умер. См. статью Д. И. Завалишина в "Историческом Вестнике", 1880, № 1. {Брокгауз} Лунин, Михаил Сергеевич (29.12.1787-3.12.1845). - Подполковник л.-гв. Гродненского гусарского полка. Род. в Петербурге, раннее детство провел в Тамбовской губ. Православного вероисповедания, впоследствии перешел в католичество.

Отец - действ. стат. сов. Сергей Мих. Лунин (ум. в февр. 1817), мать - Феодосия Никитична Муравьева (ум. 1792). Воспитывался дома, учителя - англичанин Форстер, французы Бюте, Картье, аббат Вовилье (воспитывавший его в духе католичества), швейцарец Малерб, швед Кирулф.

За Луниным в с. Сергиевском (Инжавино тож) и Никитском Кирсановского уезда Тамбовской губ., с. Аннино Вольского уезда Саратовской губ. всего 929 душ. В службу вступил юнкером в л.-гв. Егер. полк - сент. 1803, портупей-юнкер - янв. 1805, переведен в л.-гв. Кавалергардский полк эстандарт-юнкером - 1805, корнет - 8.10.1805, участник войны 1805-1807 (Аустерлиц, Гельзборг - награжден орденом Анны 4 ст., Фридланд), поручик - 26.12.1807, штабс-ротмистр - 28.9.1810, участник Отечественной войны 1812 (Смоленск, Бородино, Тарутино, Малоярославец, Красное), ротмистр - 14.1.1813, участник заграничных походов (Люцен, Бауцен, Дрезден, Кульм, Лейпциг, Фер-Шампенуаз, Париж), вернулся с полком в Петербург - 18.10.1814, уволен в отставку 6.10.1815 в результате представления рапорта об отпуске.

Уехал в Париж 10.9.1816, вернулся в первой половине 1817, вступил снова в службу ротмистром Польского улан. полка (м. Ружены, г. Слуцк) - 20.1.1822, переведен в Варшаву в л.-гв. Гродненский гусар. полк с назначением состоять при вел. кн. Константине Павловиче - 26.3.1824, назначен командиром 4 эскадрона - 5.5.1824. Масон, член ложи "Трех добродетелей". Член Союза спасения (1816), Союза благоденствия (член Коренного совета, участник "Московского заговора" 1817 и петербургских совещаний 1820) и Северного общества.

Первоначальные показания в ответ на вопросные пункты Следственного комитета дал в Варшаве 24.3.1826, арестован 9.4.1826 в Варшаве, доставлен в Петербург на гл. гауптвахту - 15.4, переведен в Петропавловскую крепость в особый арест. покой - 16.4, в мае показан в № 8 Кронверкской куртины.

Осужден по I разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу на 20 лет, срок сокращен до 15 лет - 22.8.1826. Отправлен в Свеаборг - 21.10.1826 (приметы: рост 2 арш. 8? верш., "лицо белое, продолговатое, глаза карие, нос средний, волосы на голове и бровях темно-русые"), прибыл туда - 25.10.1826, переведен в Выборгскую крепость - 4.10.1827, отправлен в Сибирь - 24.4.1828, прибыл в Иркутск - 18.6.1828, доставлен в Читинский острог - конец июня 1828, прибыл в Петровский завод в сент. 1830, срок каторги сокращен до 10 лет - 8.11.1832. По указу 14.12. 1835 обращен на поселение в с. Урик Иркутского округа (прибыл в Иркутск 16.6.1836), поселился в выстроенном себе доме - ноябрь 1836. За "Письма из Сибири", пересылавшиеся Луниным сестре, запрещена переписка на год - 5.8. 1838, разрешено возобновить переписку - 28.10.1839. В результате доноса иркутского чиновника Успенского, доставившего ген.-губ. Вост. Сибири В. Я. Руперту сочинение Лунина "Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год", Высоч. повелено 24.2.1841 сделать обыск в доме Лунина, бумаги представить в III отделение, Лунина отправить в Нерчинск, подвергнув строгому заключению.

Арестован в ночь на 27.3.1841, дал письменные показания в Иркутске - 27.3. 1841, отправлен в Акатуевский тюремный замок при Нерчинских горных заводах - 9.4.1841, прибыл в Акатуй - 12.4. На докладе Бенкендорфа царю 23.2.1842 об итогах расследования дела о распространении сочинений Лунина резолюция: "оставить в строгом заключении". Умер в Акатуе в ночь на 3.12.1845. Брат - Никита (1789-1805); сестра - Екатерина, в замужестве Уварова (8.3.1791-22.12.1868); племянники - Серг. Фед. Уваров (5.10.1820-1896), историк;

Александр Фед. Уваров (11.1.1816-30. 3.1869), полковник гусар. вел. кн. Константина Николаевича полка. ВД, III, 111-130; ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., 1826 г.. д. 61. ч. 61. Лунин, Михаил Сергеевич полковник Гроднен. гусарского полка, писатель при Никол. I. {Половцов}