Мифы о микенах. Троя и троянская война

Пора заканчивать рассказы о других путешествиях, начатые еще в прошлом году... О Греции осталось рассказать не так уж и много - о древних укреплениях в Микенах и итоговый пост. О Микенах можно рассказывать много и долго, это любимейшее для меня место в Греции, именно здесь, а не на Акрополе, не в Эпидавре, чувствовалась чудовищная пропасть времен. Более трех с половиной тысяч лет назад это место уже существовало. Мир еще не знал о многом, но это место уже БЫЛО. Вот так оно выглядело одиннадцать лет назад, это любимая фотография, снятая мной в Греции - склон горы и акрополь на ней (вид от ):

Развалины одного из древнейших городов мира находятся в 32 км к северу от залива Арголикос, вблизи крохотной деревни, сохраняющей название древнего города. Располагались на скалистом хребте, нависая с востока над проходом, по которому можно попасть из Пелопоннеса на север.

Вид сверху:

Микены (Mykenai), древний город в Арголиде, в северо-восточном Пелопоннесе (юж. Греция). Первые поселения на этом холме датируются эпохой неолита (4 тысячелетие до н.э.). В 3-м тысячелетии до н.э. Микены были еще небольшим поселением. Стали крупным центром в поздний период бронзового века (1350-1200 г. до н.э.). С 17 в. до н.э. - столица одного из раннеклассовых государств ахейцев. Около 1200 г. до н.э. Микены погибли от пожара. В последующие столетия город был восстановлен, но значительной роли уже не играл. Придя в упадок, город продолжал существование вплоть до 468 года до н.э., когда он был завоеван новой великой державой в Арголидской долине, городом Аргос. Последние сведения о населении, проживающем в этом городе, нам дает римский путешественник Павсаний во 2 веке нашей эры. В эпоху поздней античности Микены фактически прекращают свое существование. Археологические раскопки Микен ведутся с перерывами с 1876 г. (немецким археологом Г. Шлиманом, в 1920-1923 гг. под руководством А. Уэйса для Британской школы в Афинах, греческими учеными Хрестносом Цунтасом, Г. Милонасом и др.)

Микены - пожалуй, самый известный город Греции, царство Агамемнона, предводителя похода ахейцев на Трою, город, 400 лет доминировавший в греческой истории, акрополь, давший Шлиману золотую маску, учебникам истории и архитектуры - мегарон, Львиные ворота, литературы - гомеровских персонажей. Расположенные меж двух приземистых гор руины Микен выглядят едва ли менее величественно, чем в пору своего расцвета.

В III-II тысячелетиях до н.э., в эпоху древнейших культур Египта, Месопотамии, Ирана, Индии, Китая, на островах и побережьях Эгейского моря существовала своеобразная эгейская культура, предшественница древнегре­ческой. Здесь в ту эпоху получили высокое развитие ремесла и торговля, а общественное устройство не характеризовалось крайними формами деспотии, вследствие чего образы искусства были более гуманистичны, в нем впервые в древнем мире проявилось внимание к человеку, его чувствам, повседневной жизни .
Ареал распространения крито-микенской культуры:

Жители Микен и Трои были потомками племен, некогда пришедших, как и потом доряне, с севера. Однозначного вывода о том, откуда взялись истоки их культуры, нет. Есть разные версии – степи Северного Причерноморья, Анатолия, Центральная Европа, поскольку имеющийся археологический материал все-таки признается слишком разнородным. До 1953 г. высказывались сомнения, насколько микенская цивилизация является греческой, до тех пор, пока не был расшифрован первый греческий алфавит, который показал, что язык микенян был первичной формой греческого языка.

От древних Микен сохранились развалины крепостных сооружений го­рода, в том числе его кремля - акрополя.

Начало собственно микенской цивилизации обычно связывают с XVI веком до н.э. Эта цивилизация появилась на исторической сцене после довольно продолжительной паузы – культурного упадка периода XXII-XVII вв. до н.э. или раннеэладского III и среднеэлладского периодов. Сама великая микенская цивилизация представляет собой результат сложного культурного синтеза, объединившего разнородные этнические элементы и индоевропейского (ахейского или эллинского) и неиндоевропейского (эгейского, пеласгического и минойского) происхождения. И об этом хорошо бы помнить тем, кто в угоду своим националистическим взглядам отрицает положительное влияние разных культур на культуру его народа, считая их "чуждыми". Только в синтезе может родиться хорошее, в самоизоляции же только вырождение. Но я отвлеклась...

Микены – типичный пример характерного для этого времени типа укрепленного поселения на вершине холма – дворец-цитадель или городок-акрополь. Этот тип восходит к традиции первых индо-европейских пришельцев, обосновавшихся на территории Балканского полуострова в конце эпохи ранней бронзы. Хотя пришельцы обосновались в стране, идеально приспособленной для занятий мореплаванием и торговлей, они вначале создавали свои укрепленные цитадели вдали от побережья, на местах, выгодных с точки зрения обороны от противника. Таким идеальным местом явился и холм, на котором расположились Микены. Город был сооружен на скалистом холме (280 м над уровнем моря), в северной части плодородной аргосской равнины, в 15 км от берега моря. С севера Микены защищены от холодных ветров горой св. Ильи. Территория микенского акрополя составляет 30 000 кв. м, периметр стены – 900 м.

В связи с важной ролью, которую город играл в доисторическую эпоху, «микенским» нередко называют последний период доисторической цивилизации в Греции, именуемый еще III позднеэлладским (ок. 1400-1100 до н.э.). Иногда термин «микенский» применяют ко всей позднеэлладской цивилизации (1600-1100 до н.э.). Из этой диаграммы видно, что по отношению к "золотому веку" греческой античной цивилизации Микенская отстоит примерно настолько же, насколько времена короля Артура от нашей (наводит на определенные размышления, не так ли?):

Основные относящиеся к Микенам мифы повествуют о том, что город построил умертвитель медузы Горгоны Персей, сын Зевса и орошенной золотым дождем Данаи ("бойтесь данайцев, дары приносящих"). Династию потомков Персеевых сменил род Пелопса, проклятый малоизвестным возницей за всякие подлости и жадность. Древние греки как раз циклопам или киклопам, роду великанов приписывали возведение микенских стен высотой 13 и шириной 7 метров. Поэтому любую кладку из грубо вытесанных глыб огромного размера принято называть циклопической. Древним грекам было трудно поверить, что такие гигантские глыбы (тяжесть некоторых доходит до 100 тонн), могли быть построены людьми. Впрочем, даже стены не уберегли Микены от расплаты за грехи Пелопса, героя, давшего имя Пелопоннесу.

Значение Микен подчеркивается в греческой мифологии, т.к. по мифам поход греков на древнюю Трою возглавлял мифический царь Микен Агамемнон. Участники троянских событий в интерпретации художника нашего времени:

Более всего Микены известны как резиденция Пелопидов, царя Атрея и его сына Агамемнона, жены Агамемнона Клитемнестры и их детей - Ореста и Электры. Изображения Ореста в античном искусстве:

Именно в Микенах находился "Дворец Агамемнона" где, по мифам, жена великого Агамемнона Клитемнестра убила вождя всех греков, вернувшегося из Трои.

Сохранилась ванная комната, в которой Клитемнестра со любовником прирезали ее мужа Агамемнона, привезшего из Трои не только доставшееся Шлиману золото, но и возлюбленную Аполлона, прорицательницу Кассандру. Деяние ревнивой царицы, не смущавшейся, кстати, любовником, было отмщено сыном ее, Орестом. Орест и Электра у могилы Агамемнона:

Ворота, через которые он убежал из Микен, убив мать, и поныне там.
Electra and Orestes killing Aegisthus in the presence of their mother, Clytemnestra; detail of a Greek vase, 5th century BC

Эриннии, богини мщения, преследуют Ореста:

Родословная микенских Атридов:

О судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма «Возвращения» (7 в. до н.э.) и «Орестея» Стесихора. Из драматических произведений античности, посвящённых убийству Агамемнона, сохранились трагедии «Агамемнон» Эсхила (первая часть трилогии «Орестея») и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 в. Интерес к мифу пробудился вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «А.» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.).

На фото - постановка истории Агамемнона в 1886 г. в Сиднее (Австралия):

Хотя реальные Львиные ворота выглядят вот так:

В 19-20 вв. сюжет лёг в основу около 30 трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана («Ифигения в Дельфах», «Ифигения в Авлиде», «Смерть Агамемнона», «Электра»).

В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти Агамемнона лёг в основу либретто ряда опер 18- 20 вв. («Клитеместра» Н. Пиччини; «Клитеместра» Н. Цингарелли; «А.» Д. Тревеса; оперная трилогия «Орестея» С. И. Танеева; «Орестея» Ф. Вейнгартнера; «Орестея» Д. Мийо; «Клитеместра» Р. Прохазки; «А.» Д. Куклина; «Клитеместра» И. Пиццетти и др.) и кантат («Клитеместра» Л. Керубини и др.).

Сохранившийся ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон» показывает, что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу.

С Атреем связано выражение, существующее в современном лексиконе "Атреев пир". Согласно легенде, за трон в Микенах боролись братья Атрей и Фиест. Первому удалось захватить трон, но Фиест постоянно пытался его отвоевать. По другому варианту причиной разногласий была жена Атрея. Атрей решил раз и навсегда решить эту проблему и задумал одно их самых ужасных преступлений в греческой мифологии. Он притворился, что хочет примириться со своим братом, и пригласил его в Микены на трапезу, которая символизировала бы их примирение.

Фиест, ничего не подозревая, в сопровождении только лишь своей семьи, приехал в Микены. Там слуги Атрея выкрали детей, играющих в городе, убили их и приготовили из них блюдо. Фиест спохватился своих детей только во время трапезы и спросил у своего брата: "A где мои дети?" и Атрей ответил: "Они похоронены в тебе самом", одновременно показав ему их головы. Бедный Фиест, потрясенный, сошел с ума. Боги же вознегодовали на Атрея за невиданное злодейство и прокляли его и весь его род. Тема проклятия Атридов неоднократно обыгрывалась в мировом искусстве и даже стала лейтмотивом фантастического цикла Френка Херберта "Дюна".

Существовали ли Атрей и Агамемнон, но доказано, что в древности Микены были царской резиденцией, их власть распространялась на территорию, которая, вероятно, намного превосходила все подобные государственные образования той эпохи в данном регионе и охватывала, быть может, всю северную часть Пелопоннеса.

Впоследствии Микены постепенно утратили свое значение, хотя во время греко-персидских войн они посылали воинов к Фермопилам и Платеям. Микены были почти полностью уничтожены Аргосом в 468 до н.э., однако немногочисленные обитатели сохранялись здесь на всем протяжении эллинистического периода. Ко 2 в. н.э. город был покинут. И теперь лишь многочисленные туристы тревожат покой тысячелетних развалин...

А некогда, многие и многие столетия назад город с его мощными укреплениями выглядел примерно так:

В следующий раз мы подробнее пройдемся по всем помещениям микенского акрополя, увидим знаменитое золото Шлимана, старинные фото и гравюры этих мест и т.д.

Они песком мои забили вены
И суховеем закоптили губы —
Циклопами поставленные кубы,
Исхоженные сонные Микены.

Все помнят скалы — как попеременно
Сигнальщики годами ночевали
У сложенных костров, как чутко ждали
Заветной вести: близок Агамемнон!

Здесь оказавшись, сожалеть не надо,
Что замолчало время на запястье,
Что скорпионом спит в камнях опасность,
Тоскливо блеет брошенное стадо,

Печален звук овечьей погремушки.
Из жидкой тени листьев олеандра
Взгляни же, обреченная Кассандра,
На бледные славянские веснушки.

О вещая, мой незатейлив эпос,
Он исказит твои черты зевотой,
Но, знаешь ли, с великою охотой
Я джинсы поменяла бы на пеплос.

Глухих веков победы и измены
В уверенном гекзаметре очнулись,
Не я пришла, а вы ко мне вернулись,
Растерянные старые Микены.
Хельга Харен

В 3 тысячелетии до нашей эры существовало три крупных центра человеческой цивилизации: Месопотамия, Египет и Хеттская империя. Родоначальником всех империй была Месопотамия, происхождение которой покрыто историческим туманом.
Однажды огромная Хеттская империя рухнула. Обломки ее полетели во все стороны, рождая гражданскую войну, разруху, голод и братоубийственные стычки. В те времена не было строго охраняемых границ - ни своих, ни сопредельных стран, поэтому разные группки - фактически даже вполне самостоятельные народы брызнули в разные стороны.
Хеттская империя располагалась на территории Албании, Хорватии, Сербии, Македонии. Те народы, которые ушли от войны и разрухи на запад, в конечном итоге попали на Аппенинский полуостров, став этрусками, сабинянами, латинами. Другая, самая большая группа народов двинулась на юг, в сторону будущей Эллады. Это были пеласги, ахейцы, дорийцы, ионийцы, лелеги, карийцы.
Придя на территорию будущей материковой Греции они населили ее, вытеснив или частично ассимилировав существовавшую там загадочную минойскую цивилизацию. А на островах заменили кикладской культурой критскую и протоэгейскую. В результате этого сплава и произошла так называемая эгейская или микенская цивилизация. Расцвета культура достигла с 1500 г. по 1050 г. до н.э. Затем она потихоньку превращается в классическую Элладу.
Резкий скачок культуры Греции произошел около 1700 года до н.э. В это время начинает сходить на нет крито-минойская культура, но влияние ее остается.
Генрих Шлиман, немецкий археолог любитель, в свое время богатый купец, наживший свое состояние, работая в Санкт Петербурге, затем дополнил его финансовыми операциями в Америке, подарил Греции еще одно тысячелетие истории. Добился он этого, опираясь на мифологические предания Гомера.
Гробница Атрея, которую он исследовал в 1879 г. - самая большая купольная гробница в микенской культуре.

Доподлинно узнать микенскую культуру до мелочей невозможно. До сих пор остаются тайной некоторые архитектурные ходы. Остается опираться на археологические сведения, мифы древней Греции и на сведения тех народов, которые вступали с ними в контакт.
С 1700 по 1500 г. до н.э. в микенской культуре использовались глубокие шахтные гробницы, выстланные каменными плитами, землей, хворостом или травой на дне. Царская гробница 1450 г. до н.э. выглядела так: длинный проход начинался на склоне холма, с боков он был отделан камнями и заканчивался перед дверью, закрывавшей вход в гробницу. Деревянные двери были обиты бронзой. Фасад был украшен 2 колоннами высотой 10,5 м. В треугольном проеме над входом некогда стояла скульптура точно так же, как и на Львиных воротах, о которых я расскажу далее.

Через проход можно было попасть прямо под свод купола.

Диаметр помещения 14 м 25 см, высота 12,5 м. Начиная с 3 ряда, кладка образует свод.

Вес балки над входом 120 тонн.

Маленький вход ведет в помещение, где находились покойник и приношения, которые сопровождали его в загробный мир.

Камни не очень плотно подогнаны друг к другу, поэтому между вертикальными швами имеются пустоты, которые облюбовали пчелы, они беспрепятственно летают летом взад и вперед через вход в гробницу.

Это, возможно, одна из достопримечательностей, о которой нужно помнить, отправляясь в Грецию, - громадный свод гробницы, напоминающей с виду средневековый собор, солнечный свет у входа, переходящий далее в полумрак, и жужжание пчел, отдаленно напоминающее звучание органа.

Кроме ключ-камня, который закрывает гробницу сверху, это оригинальное гениальное сооружение.

Длина наклонного коридора-дромоса, который ведет в гробницу 36 м, ширина 6 м.

Каменоломня, откуда брали блоки, находилась в 15 км от Микен.
На всей территории Арголиды можно видеть остатки мостов микенской эпохи. Между городами существовала разветвленная сеть дорог. Правил городом царь, который обладал полной властью во время войны. В мирное время в основном принимало решение местное аристократическое собрание.
Акрополь - возвышенная укрепленная территория на холме, это изобретение древних микенцев. Внутри акрополя обязательно был родник. В центре города всегда был Дворец - центр культурной и политической жизни. Следы микенской культуры распространяются до Балтики.
С 3000 г. до н.э. здесь уже были поселения. Микены существовали и в классическую эпоху, успев принять участие в событиях Греко - персидских войн, однако в 468 году до н.э. город был разорен арголянами. С тех пор Микены стали одним из многочисленных придатков могущественного Аргоса. Постепенно жизнь на этой территории замерла.
Высота горы, на которой находился город Микены 254 м над уровнем моря.

Расцвет Микен наблюдался в 18-12 веке до н.э. Во 2 веке до н.э. все жители покинули город.
Укрепления вокруг центра Микен были возведены около 1350 г. до н.э. Вторая линия укреплений появилась в 1250 г. до н.э. Тогда же построили «Львиные Ворота».

Вторая линия фортификации Микен возникает в связи с нашествием дорийцев и других северо-западных греческих племен. Львиные Ворота венчают главный вход в город.

Кладка сделана из конгломерата, похожего на скалы Метеор.

Две львицы, которые поддерживают колонну с жертвенником, сделаны из другого камня.

Головы львиц из золота были повернуты к человеку, который входил в город, но они, естественно, до наших дней не сохранились. Каждая из трех балок, которые предваряют вход, весит более 20 тонн.
Жизнь в Микенах кипела до конца 11 века до н.э. Трудно представить, что камни в основании этой стены лежат здесь уже 3250 лет!
Слева от входа в стене находилось маленькое святилище.

На этой территории раскопали 19 шахтных захоронений, из них 6 наиболее богатые, где обнаружена большая часть золота Шлимана.

Он считал, что открыл гробницу Агамемнона и его отца, царя Атрея - золотая маска, одна из найденных им в погребениях, прямо была названа «маской Агамемнона». Позднее, исследователями было установлено, что все-таки маску изготовили задолго до правления Агамемнона, в 16 веке до нашей эры. Этот экспонат является шедевром микенского искусства, и заодно самой знаменитой ошибкой в истории археологии.

Вывод о том, что была найдена посмертная маска царя Агамемнона, Генрих Шлиман сделал, основываясь на описание Троянской войны в эпосе Гомера «Илиада» и на труды Павсания, древнегреческого географа, жившего во 2 веке до н.э. Павсаний в своих трудах описывал, что Агамемнона похоронили внутри города, а его жену Клитемнестру и ее любовника Эгисфа, похоронили за пределами городской стены, как недостойных людей. Начиная раскопки в Микенах, Генрих Шлиман руководствовался именно трудами древнегреческих писателей. Археолог был уверен, что внутри городских стен он обязательно найдет останки микенских героев, о которых писали Гомер и Павсаний.
В древнегреческом эпосе, написанном Гомером, знаменитой «Илиаде», Агамемнон - один из главных героев, он отличался храбростью и прославился многими подвигами. Троянская война началась с того, что Парис похитил прекрасную Елену, жену царя Менелая, брата Агамемнона. Менелай вместе с Агамемноном убедили греческих правителей участвовать в военном походе против троянцев. Агамемнон возглавил греческое войско. Греческое войско разгромило троянскую армию, но судьба отвернулась от Агамемнона. Его супруга Клитемнестра, изменив ему с его двоюродным братом Эгисфом, задумала убить Агамемнона. Клитемнестра и Эгисф выполнили задуманное и убили Агамемнона вместе с его любовницей Кассандрой. Печальная судьба микенского царя послужила сюжетом для многих древнегреческих трагедий.
В этих шахтовых гробницах были обнаружены: у мужчин золотые маски, нагрудники и поножи, мечи и кинжалы; у женщин - золотые диадемы; у тех и других - сосуды из золота, серебра и электра, священные чаши для ритуального питья в виде голов животных (так называемые ритоны). Умершие были покрыты плащами, украшенными золочеными бляшками с изображением символов бессмертия - пчел, спиралей, звезд и т.п. Общий вес золотых сокровищ составил 15 килограмм.
Лица мужчин, как правило, не закрыты масками. То, что они - мужчины, и воины, определяется присутствием оружия в их могилах, а количество золота и тщательность работ, указывают на честь, богатство и статус.
Все эти сокровища микенских царей были сосредоточены в шахтовых гробницах круга А и Б, тогда как великолепные микенские толосы - грандиозные круглые гробницы - оказались совершенно пустыми, их разграбили задолго до исследования.
Частично золото Микен находится в афинском археологическом музее, а большая часть, найденная и в Трое и в Микенах - в музее Пушкина в Москве, попав в СССР после Второй Мировой войны как трофей, взятый в Берлине.
Могильный круг Альфа был образован в 1600 - 1700 г. до н.э. В 13 веке захоронения были окружены каменной оградой, полой изнутри. Никто не знает, для чего это было сделано. Предполагают, что эти захоронения являлись священными захоронениями людей, которые играли какую-то роль в местном религиозном культе или основателями Микен.
Более того, около 1250 г. до н.э возвели еще один уровень стены.

За Кругом А находился религиозный центр. Далее развалины зернохранилища, жилые кварталы.

В период расцвета здесь проживало около 2000 человек. По тем временам это был многолюдный город, недаром Гомер в своих произведениях называл его «Златообильные Микены».
Дома жителей Микен характерны тем, что единственный вход вел через мужскую половину дома в женскую.
Главным центром политической и духовной жизни Микен был Дворец, который располагался на вершине холма. На входе находились пропилеи, которые поддерживали две колонны. Помещения дворца были раскрашены цветной штукатуркой, которую в изобилие нашли при раскопках. Около 13 века до н.э. во дворце был сильный пожар. Не думаю, что ландшафт сильно изменился с тех пор.

В музее Микен можно увидеть то, что обнаружили при раскопках частично.

Троя (тур. Truva), второе название - Илион, древний город на северо-западе Малой Азии, у побережья Эгейского моря. Была известна благодаря древнегреческим эпосам, обнаружена в 1870 гг. при раскопках Г.Шлиманом холма Гиссарлык. Особую известность город приобрел, благодаря мифам о Троянской войне и событиям, описанным в поэме Гомера "Илиада", согласно которым 10 летняя война коалиции ахейских царей во главе с Агамемноном - царем Микен против Трои закончилась падением города - крепости. Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами.

Троя - мифический город. В течение многих веков реальность существования Трои ставилась под сомнение - она существовала, как город из легенды. Но всегда находились люди, ищущие в событиях "Илиады" отражение реальной истории. Однако серьезные попытки поиска древнего города были предприняты лишь в XIX веке. В 1870 году Генрих Шлиман во время раскопок горного селения Гиссрлык на турецком побережье, наткнулся на руины древнего города. Продолжив раскопки на глубину 15 метров, он раскопал сокровища, относившиеся к древней и высокоразвитой цивилизации. Это и были руины знаменитой гомеровской Трои. Стоит отметить, что Шлиман раскопал город, который был построен раньше (за 1000 лет до троянской войны), дальнейшие исследования показали, что он просто прошел Трою насквозь, так как она был воздвигнута на руинах найденного им древнего города.

Троя и Атлантида - одно и то же. В 1992 году Эберхардом Цангером было выдвинуто предположение, что Троя и Атлантида - это один и тот же город. Он строил теорию на сходстве описания городов в древних легендах. Однако распространения и научной основы у этого предположения не было. Широкой поддержки данная гипотеза не получила.

Троянская война разгорелась из-за женщины. Согласно греческой легенде, Троянская война вспыхнула из за того, что один из 50 сыновей царя Приама - Парис, похитил прекрасную Елену - жену спартанского царя Менелая. Греки выслали войска именно для того, чтобы забрать Елену. Однако, по мнению некоторых историков, это, скорее всего, только вершина конфликта, то есть та последняя капля, которая дала предпосылку войне. До этого, предположительно, было множество торговых войн между греками и троянцами, которые контролировали торговлю на всем побережье в районе пролива Дарданеллы.

Троя продержалась 10 лет благодаря помощи из вне. Согласно имеющимся источникам, войско Агамемнона расположилось лагерем перед городом на берегу моря, не осадив крепость со всех сторон. Этим воспользовался царь Трои Приам, установивший тесные связи с Карией, Лидией и другими районами Малой Азии, которые в течение войны оказывали ему помощь. В результате война оказалась очень затяжной.

Троянский конь существовал на самом деле. Это один из немногих эпизодов той войны, который так и не нашел своего археологического и исторического подтверждения. Более того, в Илиаде о коне нет ни слова, зато Гомер его подробно описывает в своей "Одиссее". А все события, связанные с троянским конем и их подробности были описаны римским поэтом Вергилием в "Энеиде", 1 в. до н.э., т.е. почти 1200 лет спустя. Некоторые историки предполагают, что под троянским конем понималось какое-либо оружие, например, таран. Другие утверждают, что так Гомер назвал греческие морские суда. Возможно, что коня вовсе не было, а Гомер использовал его в своей поэме, как символ гибели доверчивых троянцев.

Троянский конь попал в город благодаря хитрой уловке греков. По легенде греки распространили слух, будто существует пророчество, что если деревянный конь будет стоять в стенах Трои, он сможет вечно защищать город от греческих набегов. Большинство жителей города склонялось к тому, что коня надо ввести в город. Однако были и противники. Жрец Лаокоон предлагал сжечь коня или сбросить его со скалы. Он даже метнул в коня копьем, и все услышали, что конь внутри пуст. Вскоре был пленен грек по имени Синон, рассказавший Приаму, что греки выстроили коня в честь богини Афины, чтобы искупить многолетнее кровопролитие. За этим последовали трагические события: во время жертвоприношения богу моря Посейдону из воды выплыли два огромных змея, которые задушили жреца и его сыновей. Увидев в этом предзнаменование свыше, троянцы решили вкатить коня в город. Он был так огромен, что не пролез в ворота и пришлось разобрать часть стены.

Троянский конь стал причиной падения Трои. По легенде, в ночь после того, как конь попал в город, Синон выпустил из его чрева прятавшихся внутри воинов, которые быстро перебили стражу и распахнули городские ворота. Уснувший после буйных празднеств город, даже не оказал сильного сопротивления. Несколько троянских воинов во главе с Энеем пытались спасти дворец и царя. По древнегреческим мифам, дворец пал благодаря великану Неоптолему, сыну Ахилла, который разбил парадную дверь своим топором и убил царя Приама.

Генрих Шлиман, нашедший Трою и скопивший за жизнь огромное состояние, родился в бедной семье. Он родился в 1822 году в семье сельского пастора. Его родина - небольшая немецкая деревушка возле польской границы. Мать умерла, когда ему было 9 лет. Отец был суровым, непредсказуемым и эгоцентричным человеком, очень любившим женщин (за что и лишился должности). В 14 лет Генриха разлучили с его первой любовью - девочкой Минной. Когда Генриху было 25 лет и он уже становился знаменитым бизнесменом, он, наконец, в письме попросил руки Минны у ее отца. В ответе было сказано, что Минна вышла замуж за фермера. Это сообщение окончательно разбило его сердце. Страсть к Древней Греции появилась в душе мальчика благодаря отцу, который читал "Илиаду" детям по вечерам, а после подарил сыну книгу по мировой истории с иллюстрациями. В 1840 году, после долгой и изнурительной работы в бакалейной лавке едва не стоившей ему жизни, Генрих садится на корабль отправляющийся в Венесуэлу. 12 декабря 1841 года корабль попал в шторм и Шлиман был выброшен в ледяное море, от гибели его спас бочонок, за который он держался до тех пор, пока его не спасли. За свою жизнь он выучил 17 языков и сколотил крупное состояние. Однако пиком его карьеры были раскопки великой Трои.

Раскопки Трои Генрих Шлиман предпринял из-за неустроенности в личной жизни. Это не исключено. В 1852 году Генрих Шлиман, имевший много дел в Санкт-Петербурге женился на Екатерине Лыжиной. Этот брак длился 17 лет и оказался для него абсолютно пусты. Будучи человеком страстным по натуре, он взял в жены здравомыслящую женщину, которая была к нему холодна. В результате, он чуть ни оказался на грани безумия. Несчастливая пара имела троих детей, но Шлиману это не принесло счастья. От отчаяния он сколотил еще одно состояние, продавая краску индиго. Кроме того, он вплотную занялся греческим языком. В нем появлялась неумолимая тяга к путешествиям. В 1868 году он решил поехать на Итаку и организовать свою первую экспедицию. Далее он отправился в сторону Константинополя, в те места, где по "Илиаде" находилась Троя и начал раскопки на холме Гиссарлык. Это был его первый шаг на пути в великую Трою.

Украшения Елены троянской Шлиман примерял своей второй жене. Со второй женой Генриха познакомил его старый друг, это была 17-летняя гречанка София Энгастроменос. По некоторым источникам, когда в 1873 году Шлиман нашел знаменитые сокровища Трои (10000 золотых предметов), он перенес их наверх с помощью своей второй жены, которую безмерно любил. Среди них были две роскошные диадемы. Надев одну из них на голову Софии, Генрих произнес: "Драгоценность, которую носила Елена Троянская, теперь украшает мою жену". На одной из фотографий она действительно изображена в великолепных украшениях древности.

Троянские сокровища были утеряны. В этом есть доля правды. Шлиманы передали 12000 предметов в Берлинский музей. Во время Второй мировой войны, этот бесценный клад был перенесен в бункер из которого исчез в 1945 году. Часть сокровищницы неожиданно объявилась в 1993 году в Москве. До сих пор нет ответа на вопрос: "Действительно ли это было золото Трои?".

При раскопках на Гиссарлыке было обнаружено несколько слоев-городов различных времен. Архиологи определили 9 слоев, которые относятся к различным годам. Их все называют Троей. От Трои I сохранилось лишь две башни. Трою II исследовал Шлиман, считая ее истинной Троей царя Приама. Троя VI была высшей точкой развития города, ее жители выгодно торговали с греками, однако этот город, похоже, был сильно разрушен землетрясением. Современные ученые считают, что найденная Троя VII и есть истинный город Гомеровской "Илиады". По утверждению историков, город пал в 1184 г. до н.э., будучи сожженным греками. Троя VIII восстановлена греческими колонистами, они же поставили здесь храм Афины. Троя IX принадлежит уже Римской империи. Хочется отметить, что раскопки показали, что Гомеровские описания очень точно описывают город.

Микены – древний город, упомянутый во многих греческих легендах. Он был родиной знаменитого Агамемнона, одержавшего победу над неприступной Троей. Здесь же жили многочисленные персонажи произведений античных поэтов и мифические герои. Город являлся крупнейшим культурным центром. Он даже дал название целой эпохе, названной «микенской цивилизацией». Микены отличались огромным богатством, следы которого были обнаружены при археологических раскопках несколько веков спустя.

Микены в мифологии

Согласно мифам Древней Греции, город построил сын Данаи и Зевса Персей. Именно ему принадлежит победа над ужасной Медузой Горгоной. Для защиты города могучие циклопы установили крепостную стену длиной 900 м. Она изготовлена из огромных каменных плит. Их высота местами достигает 7,5 м, а вес равен 10 тоннам. Никакому человеку не под силу выполнить такую работу.

Управление Микенами от Персея перешло к его потомкам, которые несколько поколений поддерживали процветание города. Постепенно власть перешла к династии Атрея, что не приуменьшило влияния города.

Схема древнего города

Агамемнон – достойный правитель и наследник династии – сумел собрать войско и в длительной борьбе победил Трою. Однако в это время произошли трагические события, имевшие влияние на всю его жизнь. Они описаны в мифах и произведениях поэтов.

Во время похода попутные ветры прекратились и дальнейшее продвижение было под вопросом. По велению Оракула, Агамемнон принес в жертву богам собственную дочь. Жертва была не напрасной, боги помогли Агамемнону одержать победу, но разбили сердце матери девушки и жене царя. Вернувшись домой лишь через 10 лет, царь застал свою жену Климнестру убитой горем. Она не простила мужа и вступив в сговор со своим любовником, убила его в ванной. Спустя почти три тысячелетия греки продолжают называть женщин-мужеубийц именем древней царицы.

Микены в истории Греции

Микены являлись крупнейшим городом всего Эгейского побережья и древней Эллады. К сожалению, сохранилось очень мало документальных подтверждений с того периода. Большинство информации приходится черпать из археологических находок и поэтических работ Гомера, Эсхила, Софокла, Эврипида и других.

Историки предполагают, что основан город был в 2000 г. до н.э. За свою историю ему пришлось дважды пережить расцвет и упадок. Первый период приходится на доантичную эпоху и завершается во время извержения вулкана на острове Санторини.












Во второй расцвет Микены стали наибольшим городом нынешней Европы, которому принадлежали практически все земли Пелопоннеса. Здесь же располагалась резиденция правителей. К началу христианской эпохи роль Микен значительно уменьшилась, а полное запустение настигло его ко II в. уже нашей эры.

Описание и достопримечательности

Благодаря работе археологов XIX в. удалось обнаружить древний город и изучить его историю. Настоящую революцию в изучении Микен совершил Генрих Шлиман – бизнесмен и археолог-любитель, одержимый идеей найти великую Трою. Во время раскопок было обнаружено множество предметов быта и глиняных табличек, а также драгоценностей, включая золотую маску Агамемнона.

Внутри крепостных стен, местами достигавших 17 м в толщину, обустраивали галереи и казематы. От основания холма к крепости проходили многочисленные тропинки для жителей окрестностей. Знатные особы добирались в город по мощеной дороге. Главными воротами города были Львиные ворота, сделанные из трех обтесанных глыб и украшенные фигурами львиц.

В центральной части Микен находились помещения для царя и царицы (мегароны). Это просторные залы с троном для владыки. На полу и стенах до наших дней сохранились элементы прекрасных фресок и остатки очага в центральной части. Здесь проходили все важные собрания и суды. Среди других помещений уцелел красноватый пол ванной комнаты, где и был убит знаменитый Агамемнон.

Для хранения праха венценосных особ использовались усыпальницы в виде шахт. Наибольший интерес представляет сокровищница Атрея, к которой ведет коридор длиной 36 м. Сама же сокровищница имеет цилиндрическую форму и накрыта огромной монолитной плитой. Ученым до сих пор не понятно, как древние строители смогли установить плиту весом более 120 тонн.

Недалеко от гробниц можно увидеть остатки других строений, таких как дома Сфинкса, торговца маслом или виноторговца. Также на территории работает музей, в котором представлены ценные археологические находки.

Как добраться?

Чтобы добраться к руинам древнего города, следует приехать в небольшую деревушку Микинес, которая находится в 90 км от Афин. Экскурсионные автобусы регулярно отправляются в Микены со столичного терминала КТЕЛ Афинон. Посетить развалины можно самостоятельно, купив билет за 8 евро, но больше впечатлений оставит экскурсия в компании опытного гида, который поделится массой полезных и интересных фактов.

Сотни лет назад человек, входивший в греческие Микены, столбенел при виде главных городских ворот: на него сверху смотрели два огромных льва, символизируя мощь и отвагу жителей.

И сейчас туристы на несколько секунд изумленно останавливаются перед этим входом в центральную часть города, пораженные его величественностью и монументальностью. Львиные ворота в Микенах – памятник, оставшийся в наследство нашей цивилизации от некогда богатейшего города и продолжающий вызывать споры среди ученых.

История Микен

План древних Микен

Город, пребывающий сейчас в руинах, некогда славился на всю Элладу. Во-первых, согласно преданиям, его основал Персей – сын Зевса, герой, одержавший победу над Медузой Горгоной (по версии официальной науки, было это примерно в XVI в. до н. э). Мощную городскую стену возвели циклопы – огромные одноглазые существа. С тех пор кладку стен, выполненную при помощи больших необработанных каменных глыб, называют циклопической.

Во-вторых, город дважды переживал расцвет и упадок. В доантичную эпоху Микены (Мекены) были одним из крупнейших городов Эгейской цивилизации, пока она не погибла при извержении вулкана Санторин. Затем, в мекенскую эпоху, в городе располагалась резиденция царя, а подчинялись ему земли чуть не всего северного Пелопоннеса. Но потом влияние города уменьшалось, а сам он постепенно опустел. Считается, что последние жители покинули Микены во IIв. н. э.

Золотая посмертная маска Агамемнона

Но самый известный факт о Микенах состоит в том, что именно здесь жил великий греческий герой Агамемнон, предводитель всего эллинского войска в войне с Троей.

В «Илиаде» Гомер называл жителей Микены ахейцами – храбрым и отчаянным народом, сыгравшим главную роль в Троянской войне.

Трагична судьба Агамемнона: после возвращения с победой в родной город он был убит своей женой Клименестрой и ее любовником Эгисфом.

Но слава его жила, и на протяжении многих веков знатные семьи Микен считали героя своим предком.

Генрих Шлиман

Археолог Шлиман на раскопках Микен

Возможно, ничего этого мы не узнали, если бы не одержимый Грецией и «Илиадой» немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман. Из сына сельского священника, не получившего даже среднего образования, Шлиман превратился в миллионера-полиглота, и к 50 годам смог воплотить в жизнь свою детскую мечту.

Шлиман мечтал найти легендарную Трою, и в 1870 году он ее нашел. Научное сообщество, правда, не приняло открытие археолога-самоучки всерьез, многие насмехались над уверенностью Шлимана в том, следуя поэмам Гомера, он раскопал именно Трою.

Золото Микен

Однако его последующие находки уже в Микенах невозможно было игнорировать: здесь он обнаружил захоронения древних людей, в которых было огромное количество уникальных артефактов – от золотых посмертных масок на некоторых из умерших до оружия с изображением животных.

Шлиман был уверен, что нашел останки Агамемнона и его воинов. Впрочем, археологи эту точки зрения не разделяют, соглашаясь только с тем, что в найденных могилах были похоронены представители царской семьи. Кроме того, Шлиман в своих записях воссоздал градостроительную схему древних Микен, описал уникальный способ возведения городской стены и ту самую циклопическую кладку. Благодаря написанным по итогам раскопок работам весь мир узнал об уникальных Львиных воротах города Микены.

Львиные ворота: факты и цифры

Город Микены состоял из двух частей, как и большинство городов древности.

Дворцы, дома знати, храмы и прочие важные здания стояли на холме и были окружены неприступной стеной, которая в некоторых местах достигала толщины в 8 метров, а в высоту — 12.

Перед этой стеной, в «нижнем городе», жили простолюдины, торговцы и прочие горожане.

Попасть за стену можно было только через огромные тяжелые ворота, над которыми возвышалось изображение львов.

И возвышается до сих пор.

Ворота эти выстроены из огромных известняковых плит и представляют собой абсолютно правильный квадрат со стороной около 3 метров.

Две плиты стоят вертикально, третья лежит на них сверху горизонтально. Ученые подсчитали, что одна только притолока весит около 20 тонн. Сверху над проемом лежат шесть глыб поменьше – по три с каждой стороны, причем уложены они чуть скошено, чтобы их тяжесть приходилась на боковые стены. Образовавшееся пространство заложено треугольной каменной плитой с изображением двух львиц, стоящих передними лапами на алтаре.

Скульптуры без головы

Во-первых, то, что это именно львицы, стало понятно только после проведения раскопок и обнаружения похожих изображений. Ведь фигуры животных на воротах лишились голов ещё в древности. Предполагается, что головы львиц были сделаны из золота и украдены в период упадка Микен. Есть и другое мнение: что эта часть тела животных была выполнена из какого-то другого материала, который постепенно разрушился под влиянием естественных природных процессов.

Во-вторых, до сих пор нет единого мнения о том, что же символизируют эти горделивые животные над входом в священную часть города.

О чем молчат львицы?

Версия №1

Самое простое объяснение изображения этих животных на воротах состоит в устрашении путников, которые должны были ощущать трепет при входе в «верхний город». Считается, что головы львиц были направлены в сторону дороги, значит, грозным взглядом они смотрели прямо на человека. Входящий в ворота должен был помнить, что он ничтожен по сравнению с людьми, живущими за городской стеной.

Версия №2

Некоторые ученые считают, что львицы, охраняющие алтарь, были прообразом современного герба, несли в себе геральдическую функцию. Олицетворение силы и святости города одновременно – вот что должны были видеть жители и гости Микен ежедневно.

Версия №3

Несколько российских ученых пишут о том, что изображение на Львиных воротах глубоко символично и нуждается в развернутой трактовке. Колонна, обозначающая алтарь, на самом деле является олицетворением, скорее всего, Великой минойской богини.

Стоящие по обе стороны от божества львицы – это одновременно и его защитницы, и служители. Богиня – покровительница Микен, поэтому её изображение над входом в святая святых города было призвано показать: он находится под божественной защитой. Возможно, Львиные ворота выступали и как оберег, способный отвести от храмов, дворцов и усыпальниц зло и несчастья.