Мазанова е в коррекция акустической дисграфии. Коррекция акустической дисграфии

Пособие

Для стропальщиков

по безопасному производству

работ грузоподъемными машинами

Введение

Квалификационная характеристика

Основные сведения о грузоподъемных кранах

Область распространения Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

Классификация грузоподъемных кранов

Индексация грузоподъемных кранов

Основные параметры грузоподъемных кранов

Приборы и устройства безопасности

Грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и тара

Канаты

Способы крепления концов стальных канатов.

Общие сведения о грузозахватных приспособлениях

Требования безопасности

Эксплуатация

Осмотр и браковка приспособлений и тары

Организация работ по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

Производство работ грузоподъемными кранами

Классификация грузов и способы строповки грузов

Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов

Требования к местам производства работ кранами

Строительно-монтажные работы

Основные сведения о проектах производства работ кранами и технологических картах

Безопасность труда

Безопасность труда при производстве работ

Раздел 1. Введение.

Квалификационная характеристика

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СТРОПАЛЬЩИКОВ

ТИ Р М-007-2000

УТВЕРЖДЕНА Заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Настоящая Инструкция предназначена для стропальщиков всех видов грузоподъемных кранов, грузоподъемностью до 10 т, управляемых с пола, которые не подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора, и при работе с автопогрузчиками.

1.2. Выполнение требований настоящей Инструкции является необходимым условием безопасности стропальщиков.

1.3. Стропальщиками назначаются работники не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр, обученные по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией и получившие соответствующее удостоверение на право производства работ.

1.4. В том случае, когда обязанности стропальщика возлагаются на рабочих других профессий, они должны пройти медицинский осмотр и быть предварительно обучены и аттестованы в порядке, установленном п.1.3 настоящей Инструкции.

1.5. Аттестованному стропальщику выдается удостоверение за подписью председателя квалификационной комиссии. Данное удостоверение стропальщик должен иметь при себе и предъявлять по требованию лиц, ответственных по надзору и за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, а также по требованию крановщика.

1.6. Допуск к работе аттестованных стропальщиков, имеющих удостоверения, оформляется приказом по предприятию.

1.7. В соответствии с требованиями действующих "#M12291 1200006349Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов#S" повторная проверка знаний стропальщиков должна проводиться квалифицированной комиссией предприятия:

периодически - не реже одного раза в 12 месяцев;

при переходе указанных лиц с одного предприятия на другое;

при перерыве в работе по специальности более 6 месяцев;

по требованию инженерно-технического работника по надзору за грузоподъемными машинами или инспекторов Госгортехнадзора.

Результаты проверки знаний стропальщика оформляются протоколом, номер которого проставляется в удостоверении и подтверждается печатью предприятия.

1.8. Число стропальщиков, обслуживающих один кран, должно определяться администрацией предприятия. При работе двух и более стропальщиков, один из них назначается старшим.

1.9. В процессе работы на стропальщика возможно воздействие следующих опасных и производственных факторов:

движущиеся машины и механизмы;

перемещаемые и складируемые грузы;

повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

режущие и колющие предметы (выступающие гвозди, обрывки металлической ленты или проволоки и т.п.).

1.10. Стропальщики (в зависимости от условий работы) должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты:

комбинезоном хлопчатобумажным,

рукавицами комбинированными,

каской защитной.

При занятости на горячих участках работ дополнительно:

ботинками кожаными с металлическим носком.

На наружных работах зимой дополнительно:

курткой на утепляющей прокладке;

брюками на утепляющей прокладке;

валенками.

1.11. Стропальщики, обслуживающие грузоподъемные краны и имеющие удостоверения об аттестации, должны:

знать установленный порядок обмена сигналами с крановщиком;

знать безопасные способы строповки или зацепки грузов;

уметь определять пригодность к работе канатов, крюка, грузозахватных приспособлений и тары;

знать правила безопасного перемещения грузов кранами;

знать приемы освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи;

иметь понятие об устройстве обслуживаемого крана и знать его грузоподъемность;

уметь подбирать необходимые для работы стропы (по грузоподъемности, числу ветвей, длине и углу наклона ветвей стропа к вертикали) и другие грузозахватные приспособления в зависимости от массы и характера перемещаемого груза;

уметь производить правильную обвязку и обладать навыками по правильной подвеске тары на крюк;

знать нормы заполнения тары;

знать порядок складирования грузов;

знать порядок безопасной работы грузоподъемных кранов вблизи линии электропередач.

1.12. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ стропальщик должен строго придерживаться принятой технологии переработки груза. Не допускается применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, ведущих к нарушению требований безопасности.

1.13. При возникновении в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, стропальщик должен немедленно обращаться к лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

1.14. В случае нарушения Инструкции другими рабочими стропальщик должен предупредить рабочего или сообщить лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

1.15. Перед использованием чалочного приспособления стропальщику необходимо убедиться в его исправности. Запрещается использовать неисправные чалочные приспособления.

1.16. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметься схемы правильной обвязки и строповки типовых грузов, не имеющих специальных устройств (петли, цапфы, рамы). В случае отсутствия данных схем стропальщик обязан потребовать наличия их у работника, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

1.17. Грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, цепи, клещи и т.д.), поступившие на предприятие из ремонта, могут использоваться стропальщиками только после предварительного осмотра. Запрещается использовать грузозахватные приспособления, не прошедшие испытания.

1.18. В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара должны подвергаться периодическому осмотру в установленные сроки, но не реже чем:

траверсы - через каждые 6 месяцев;

стропы и тара - через каждые 10 дней;

клещи и другие захваты - через 1 месяц.

Результаты осмотра и испытаний съемных грузозахватных приспособлений и тары должны заноситься в журнал учета и осмотра их.

1.19. Стропальщик должен подчиняться лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

1.20. Во время работы стропальщики должны быть внимательны, не отвлекаться на посторонние дела и не отвлекать других лиц.

1.21. Стропальщики должны работать в плотно прилегающей спецодежде и в рукавицах. Обувь не должна иметь скользкую подошву и должна соответствовать требованиям системы стандартов по безопасности труда.

1.22. При несчастном случае стропальщик должен немедленно обратиться за медицинской помощью и сообщить о происшедшем лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

1.23. Стропальщикам запрещается привлекать к строповке грузов грузополучателей и других посторонних лиц.

1.24. При наличии у грузозахватных приспособлений (канатов, стропов) поверхностного износа проволок или оборванных прядей стропальщик должен предупредить лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, или лицо, ответственное за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, крановщика и получить разрешение на пользование данным захватным приспособлением или на его выбраковку.

1.26. Стропальщик должен знать место расположения рубильника, подающего напряжение на главные троллейные провода или гибкий кабель электрического крана, и в необходимых случаях уметь отключать кран от сети.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы стропальщик должен:

привести в порядок рабочую одежду;

застегнуть или обвязать манжеты рукавов;

заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов;

надеть облегающий головной убор и убрать под него волосы;

получить инструктаж о правилах, порядке, месте и габаритах складирования грузов;

произвести приемку грузозахватных приспособлений, убедившись в их исправности, наличии на них клейм или бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности;

проверить исправность тары и наличие на ней надписи о ее назначении, номера, собственной массы и предельной массы груза, для транспортировки которого она предназначена;

произвести внешний осмотр канатов, строп, траверс и убедиться в их исправности;

подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие их массе и характеру поднимаемого груза (тарно-штучного, крупногабаритного, сельхозмашин и др.). Грузоподъемность стропа должна соответствовать усилию от веса поднимаемого груза, числа ветвей и угла их наклона; угол между ветвями стропа не должен превышать 90°;

проверить освещенность рабочей площадки в зоне действия крана. При недостаточном освещении следует сообщить об этом работнику, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

2.2. Стропальщик должен проверить места и габариты складирования грузов, подъездные пути, ограждения, наличие проходов между краном и выступающими частями наземных построек, штабелями груза и т.д. Согласно "Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора России, расстояние по горизонтали между выступающими частями крана и штабелями грузов или строениями, расположенными на высоте 2 м от уровня рабочей площадки, должно быть не менее 700 мм, а на высоте более 2 м - не менее 400 мм. Расстояния по вертикали от консоли до площадок, на которых могут находиться люди, должны быть не менее 2 м.

2.3. При необходимости использования лестниц, подставок для выполнения работ, перед началом работы следует убедиться в их исправности.

2.4. Стропальщик должен убедиться, на каком расстоянии от зоны работы крана расположены линии электропередачи. Запрещается производить погрузочно-разгрузочные работы вблизи линий электропередачи (ближе 30 м от крайнего провода) без письменного разрешения главного инженера предприятия (наряда-допуска) и без присутствия работника, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Приступать к работе стропальщик должен только после получения инструктажа от работника, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

3.2. Стропальщик должен помнить, что он несет полную ответственность за несчастные случаи или повреждения, происшедшие вследствие подачи им неправильного сигнала машинисту или неверной строповки перемещаемых грузов.

3.3. При обвязке и зацепке грузов стропальщик должен руководствоваться следующими указаниями:

обвязку или зацепку грузов следует производить в соответствии со схемами строповки грузов;

строповку редко перемещаемых грузов, на которые не разработаны схемы их строповки, производить под руководством работника, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами;

в качестве строп могут применяться: проволока, канаты, цепи и другие приспособления;

проверить массу груза, предназначенного к перемещению краном, по списку грузов или по маркировке на грузе;

если стропальщик не имеет возможности определить массу груза, то он должен узнать ее у работника, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами;

при обвязке груза канаты и цепи накладывать на основной массив его без углов, перекруток и петель; под ребра грузов следует подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений;

обвязывать груз надлежит таким образом, чтобы во время его перемещения исключалась возможность выпадения груза или части его и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов должна производиться не менее чем в двух местах;

строповку железобетонных и бетонных изделий, а также других грузов, имеющих петли, цапфы, производить за все предусмотренные для подъема в соответствующем положении петли, цапфы;

при подвешивании груза на двурогие крюки чалочные канаты и цепи накладывать так, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно;

не использованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа укрепить так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы;

при подъеме груза двумя кранами обвязка и подвешивание его должны производиться под непосредственным руководством работника, ответственного за безопасное производство по перемещению грузов кранами;

убедиться, что предназначенный к подъему груз ничем не укреплен, не защемлен, не завален и не примерз к земле;

заполнение тары производить так, чтобы исключалась возможность выпадания груза из тары, для этого ее заполнять не выше установленной нормы;

следить за тем, чтобы перед подъемом груза грузовые канаты крана находились в вертикальном положении.

3.4. При обвязке и зацепке груза стропальщику запрещается:

производить зацепку железобетонных и бетонных изделий за поврежденные петли;

подводить руки под груз при его обвязке;

забивать штырь (крюк) стропа в монтажные петли железобетонных изделий;

поправлять ветви стропов на весу ударами молотка, ломами или другими предметами;

использовать при зацепке и обвязке крупногабаритных грузов приставные лестницы, в таких случаях должны применяться приставные площадки;

производить строповку груза, засыпанного землей, примерзшего к земле, заложенного грузами, залитого бетоном и т.д.;

производить зацепку груза в таре, заполненной выше установленной нормы.

3.5. Перед каждой операцией по подъему, перемещению и опусканию груза стропальщик должен подавать соответствующий сигнал крановщику, а при обслуживании одного крана несколькими стропальщиками сигнал должен подавать старший из них.

3.6. Перед подачей сигнала о подъеме груза стропальщик должен убедиться:

в отсутствии людей в зоне производства погрузочно-разгрузочных работ;

в надежности закрепления груза при подъеме и отсутствии препятствий, за которые груз может зацепиться;

в отсутствии на грузе посторонних предметов (инструмента);

в полной отцепке груза от транспортных средств.

3.7. При подъеме и перемещении груза стропальщику необходимо:

предварительно подать сигнал для подъема груза, масса которого близка к предельной грузоподъемности крана, на высоту 200-300 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, равномерности натяжения строп, исправности действия тормозов крана и после этого подать сигнал о подъеме груза;

при горизонтальном перемещении груза убедиться, что груз поднят на высоту выше встречающихся на пути препятствий не менее чем на 0,5 м;

при перемещении груза краном следить, чтобы он не располагался над людьми и выступающие части его не приближались к элементам конструкции крана ближе чем на 1 м; если груз при перемещении выходит из поля зрения стропальщика, то за положением относительно элементов крана должен следить крановщик;

следить, чтобы подъем груза при снятии с анкерных болтов производился с наименьшей скоростью, без перекосов, заеданий и горизонтального перемещения до полного снятия его с болтов;

следить, чтобы подъем мелких, штучных, а также сыпучих грузов производился в специальной инвентарной таре, испытанной на прочность;

следить, чтобы при подъеме груза исключалось косое положение грузового каната;

во время подъема и перемещения длинномерных или крупногабаритных грузов для предупреждения их от раскачивания применять оттяжки из пенькового каната диаметром не менее 25 мм или тонкого стального троса;

при подъеме груза в виде пакетов применять приспособления, исключающие выпадение отдельных элементов из пакета;

производить погрузочно-разгрузочные работы в темное время суток только при хорошем освещении;

при необходимости во время работы переноски гибкого кабеля, питающего самоходный грузоподъемный кран, предупредить крановщика о том, чтобы он не поворачивал в это время кран;

немедленно подать сигнал крановщику о прекращении подъема (перемещения) груза в случае замеченных неисправностей крана или подкранового пути и сообщить о неисправности крановщику;

немедленно подать сигнал крановщику о прекращении подъема и перемещения груза краном в случае появления в зоне работы крана посторонних лиц;

подъем машин и оборудования в собранном виде производить только в том случае, если строповка произведена за все места или устройства, предназначенные для строповки, окрашенные краской отличного от общего цвета и обозначенные знаком строповки;

при погрузке сельскохозяйственных машин, тракторов и крупных агрегатов, не имеющих обозначенных мест для строповки, на автотранспорт или разгрузке их на открытые площадки сначала подать сигнал о подъеме груза на небольшую высоту, чтобы правильно определить выбор мест присоединения строп и расположения центра тяжести, а затем подать сигнал о погрузке (разгрузке) на места хранения.

3.8. При опускании груза стропальщик обязан:

осмотреть место, на которое груз должен быть уложен, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания груза;

на место разгрузки предварительно уложить прочные подкладки, чтобы чалочные канаты или цепи могли быть легко и без повреждений извлечены из-под груза;

укладку груза производить равномерно, без нарушения установленных для складирования грузов габаритов, исключение может быть сделано при погрузке лесоматериалов, когда чалочные приспособления не должны иметь деталей крепления, препятствующих вытаскиванию чалок;

укладку груза в транспортное средство, вагоны, платформы и т.д., а также снятие его производить, не нарушая равновесия указанных транспортных средств;

снимать стропы с груза или крюка после того, как груз будет надежно установлен или уложен на место;

после отцепки груза чалочные приспособления подвесить к крюку крана и подать сигнал о подтягивании чалочных приспособлений на безопасную высоту.

3.9. При подъеме, перемещении и опускании груза стропальщикам запрещается:

перемещать груз волоком;

освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы и т.д.);

поднимать груз, неправильно обвязанный, находящийся в неустойчивом положении;

поднимать и перемещать груз краном, если имеется опасность задеть людей, находящихся в зоне работы крана;

оттягивать (подтягивать) груз во время его подъема, перемещения и отпускания при косом направлении грузовых канатов;

поднимать неправильно застропованный груз или с ненадежными грузозахватными приспособлениями;

находиться на грузе во время его подъема или перемещения, а также допускать подъем или перемещение груза, если на нем находятся посторонние люди;

находиться самому под поднятым грузом;

производить погрузку и разгрузку груза в автотранспорте, при нахождении шофера или других работников в кабине;

для стропальщика по безопасному производству работ грузоподъемными машинами . 2-е изд., испр. и доп. В Памятке: Основные...

  • Цена 1 экз указана без учета НДС по состоянию на 01

    Документ

    215.00 2.20 Пособие для лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными кранами (второе, ... для стропальщика по безопасному производству работ грузоподъемными машинами . (53 стр.) 55.00 17.116 Памятка для машиниста по безопасной ...

  • 1. Рабочие, допускаемые к обвязке и зацепке грузов.

    2.Организация работ бригадой стропальщиков.

    3.Обязанности стропальщика перед началом работы.

    4.Какие работы должны выполняться по руководством лица ответственного за безопасное производство работ кранами.

    1. Понятие о техническом надзоре за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.

    2. Основные узлы и механизмы козловых кранов.

    3. Общие понятия о грузозахватных приспособлениях.

    4. Основные средства индивидуальной и коллективной защиты работающих.

    5.Меры безопасности при строповке и перемещении длинномерных грузов.

    1.Порядок назначения и допуска стропальщика к работе.

    2.Случаи, при которых работа грузоподъемных машин запрещается.

    3.Обязанности стропальщика при обвязке и зацепке груза.

    4. Меры безопасности при погрузо-разгрузочных работах с помощью грузоподъемных машин.

    5. Требования, предъявляемые к удостоверению стропальщика.

    1.Сроки проведения повторной проверки знаний стропальщиков.

    2.Конструктивные особенности грузозахватных приспособлений (стропов, траверс, захватов и др.).

    3.Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза.

    4.Выбор стропов для подъема листового металла.

    5.Меры безопасности при укладке и расстроповке груза

    1. Порядок аттестации стропальщиков.

    2.Схемы строповки грузов (труб, строительных деталей и конструкций).

    3.Меры пожарной безопасности и средства тушения пожаров.

    4.Порядок складирования грузов на открытых площадках баз и складов.

    5. Классификация грузов.

    1.Объем знаний аттестованного стропальщика.

    2.Порядок складирования грузов.

    3. Порядок осмотра канатных и цепных стропов и нормы их браковки.

    4.Основные причины несчастных случаев при работе грузоподъемных машин.

    5. Меры безопасности при строповке (отцепке) грузов в стесненных условиях (вблизи стен, колонн, станков и т.п.).

    1.Конструктивные особенности захватов, порядок их осмотра и нормы браковки.

    2.Меры безопасности при выполнении строительно-монтажных работ.

    3.Основные требования по охране труда на участке работ грузоподъемными машинами.

    4.Правила подбора строп.

    5.Устройство блочной подвески.

    1.Основные требования производственной инструкции для стропальщика.

    2.Конструктивные особенности траверс, порядок их осмотра и нормы браковки.

    3.Первая помощь при ушибах.

    4.Действия стропальщика при возникновении аварийных ситуаций при работе грузоподъемной машины.

    5.Обязанности стропальщика при обвязке и подвеске груза.

    1.Меры безопасности при подъеме и перемещении груза двумя кранами.

    2.Что должен знать и уметь стропальщик?

    3.Первая помощь при термических ожогах.

    4.Классификация грузоподъемных машин.

    5.В каких случаях бракуется тара?

    1.Основные требования безопасности, изложенные в проектах производства работ кранами.

    2.Основные узлы и механизмы автомобильных, гусеничных кранов.

    3.Меры безопасности перемещения кирпича на поддонах без ограждения.

    4.Порядок оповещения о несчастном случае на производстве.

    5.Конструкция стальных канатов.

    1.Понятие о параметрах грузоподъемной машины (грузоподъемность, вылет).

    2.Основные меры безопасности, изложенные в технологических картах.

    3.Меры безопасности при подъеме и перемещении технологического оборудования.

    4.Меры и средства защиты от поражения электрическим током.

    5.Требования безопасности пр работе магнитными и грейферными кранами.

    1.Порядок проведения инструктажа по безопасности для стропальщиков.

    2.Основные узлы и механизмы кранов-манипуляторов.

    3.Правила складирования грузов на строительной площадке.

    4. Меры безопасности, изложенные в наряде-допуске, при производстве работ стреловыми самоходными кранами вблизи линии электропередачи.

    5.Оказание первой помощи пострадавшему от электротока.

    1.Обязанности стропальщика после окончания работы

    2.Правила установки грузоподъемных машин вблизи сооружений, откосов, котлованов и т.п.

    3. Основные конструктивные элементы грузозахватных приспособлений (коуши, крюки, карабины)

    4. Меры безопасности при выполнении операций по строповке грузов при сильном ветре, тумане, в ненастную погоду.

    5.Правила безопасной работы с электрифицированным оборудованием

    1.Назначение и порядок применения знаковой сигнализации при перемещении грузов кранами

    2.Выбор грузозахватных приспособлений для строповки грузов

    3.Допустимые габариты штабелей, проходов и проездов между штабелями при работе кранов.

    4.Значение ограждений, предохранительных устройств, приспособлений и предупредительных надписей на участках производства,

    5. Меры безопасности при строповке и перемещении сыпучих и кусковых грузов.

    1.Порядок назначения сигнальщика при производстве работ кранами

    2.Основные узлы и механизмы подъемников (вышек)

    3.Меры безопасности при подъеме и перемещении кранами расплавленного металла и взрывоопасных грузов

    4.Порядок расследования несчастных случаев на производстве

    5.Что необходимо выполнить при вынужденной остановке крана с поднятым грузом

    1.Порядок обучения и аттестации стропальщиков на производстве.

    2.Основные узлы и механизмы башенных кранов.

    3.Организация погрузо-разгрузочных работ кранами.

    4.Основные опасные, вредные производственные факторы, и причины несчастных случаев на производстве.

    5.Меры безопасности при строповке и перемещении строительных деталей и конструкций.

    1.Осуществление государственного надзора за соблюдением требований безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин.

    2.Меры безопасности при строповке (расстроповке) грузов на высоте.

    3.Меры безопасности при погрузке труб на автомашины.

    4.Порядок подъема груза предельного веса.

    5.Оказание первой помощи при переломах.

    1.Обязанности стропальщика при производстве работ грузоподъемными машинами.

    2.Меры безопасности при погрузке (разгрузке) железнодорожных полувагонов (платформ) грузоподъемными машинами.

    3.Оказание первой помощи пострадавшему при ожогах.

    4.В чем должен убедиться стропальщик перед подачей сигнала «поднять груз».

    5.Способы кантовки грузов. Меры безопасности при выполнении работы.

    1.Взаимодействие стропальщиков и крановщиков с лицами, ответственными за безопасное производство работ кранами.

    2.Конструктивные особенности кранов мостового типа.

    3.Способы хранения и поддержания в работоспособном состоянии грузозахватных приспособлений.

    4.Меры безопасности при строповке труб и других длинномерных грузов.

    5.Оказание первой помощи пострадавшему при ушибах.

    1.Организация рабочего места стропальщика.

    2.Порядок применения траверс для подъема кранами крупногабаритных и длинномерных грузов.

    3.Меры безопасности при перемещении грузов кранами над перекрытиями помещений, где находятся люди.

    4.Правила поведения на территории предприятия.

    5.Меры безопасности при опускании груза в траншею (яму, котлован).

    1

    p. 2

    2

    p. 3

    Содержание Пояснительная записка………………………………………………………….. 1. Типовая инструкция для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными кранами………………………………………… 2. 3. 4. 5. 6. 7. Элементы стропов………………………………………………………….. Виды стропов……………………………………………………………….. Маркировка и типы стропов………………………………………………. Нормы браковки строп…………………………………………………….. Виды концевых креплений каната………………………………………… Грузоподъемное оборудование и тара……………………………………. 4 5 15 20 23 26 32 35 38 45 46 48 50 51 52 54 56 58 61 63 65 68 69 70 73 76 77 78 7.1. Тара и вспомогательные приспособления………………………………… 7.2. Эксцентриковые захваты…………………………………………………… 7.3. Клещевые захваты………………………………………………………….. 8. Строповка грузов…………………………………………………………… 8.1. Общие правила строповки…………………………………………………. 8.2. Выбор грузозахватного приспособления…………………………………. 8.3. Схемы строповки…………………………………………………………… 8.4. Строповка балок……………………………………………………………. 8.5. Строповка труб……………………………………………………………… 8.6. Строповка металлопроката………………………………………………… 8.7. Строповка фермы…………………………………………………………… 8.8. Строповка оборудования…………………………………………………… 9. Складирование груза……………………………………………………….. 9.1. Требования к складированию……………………………………………… 9.2. Складирование железобетонных конструкций…………………………… 9.3. Складирование металлопроката…………………………………………… 9.4 Складирование труб………………………………………………………… 10. Подъем груза………………………………………………………………... 11. Знаковая сигнализация……………………………………………………... Список литературы……………………………………………………………….. Пояснительная записка 3

    p. 4

    Учебное пособие по стропальному делу разработано для изучения МДК02.02 Слесарное дело и стропальное дело в рамках ПМ 02. Ремонтно - профилактическое обслуживание кранов металлургического производства. Содержание пособия составленного путем обобщения и систематизации из различных современных источников. Пособие предназначено для студентов среднего профессионального образования в качестве дополнительного материала. Пособие можно использовать, как отдельными блоками, так и все сразу, при изучении нового материала и при его повторении. Пособие не заменяет учебника, а служит путеводителем при изучении междисциплинарного курса стропального дела. Сложно работать с учебником студенту, пропустившему несколько уроков или решившему самостоятельно изучить тот или иной материал. Пособие состоит из тем-блоков. Охватывает основные темы стропального дела по ПМ 02. Ремонтно-профилактическое обслуживание кранов металлургического производства. Дидактические материалы содержат рисунки, схемы, определения и таблицы по сторопальному делу и предназначены для демонстрации преподавателем на лекциях. Рассматриваются грузозахватными виды строповки грузов, браковки грузозахватных техника безопасности пособие при работе с студентам, Настоящее адресовано приспособлений и тары, а также устройствами. обучающимся по профессии Машинист крана металлургического производства и преподавателям специальных дисциплин. Типовая инструкция для стропальщиков по безопасному производству 4

    p. 5

    работ грузоподъемными машинами 1. Общие требования 1.1. Руководство предприятия (производитель работ грузоподъемными машинами) для обвязки, зацепки, закрепления груза и подвешивания его на крюк крана при помощи стропов или специальных грузозахватных приспособлений или тары должно назначить (приказом или распоряжением) обученных и аттестованных стропальщиков. 1.2. К строповке грузов могут допускаться рабочие смежных профессий (такелажники, монтажники, слесари и т.п.), обученные по профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение работ по строповке грузов. В удостоверениях таких рабочих должна быть запись о присвоении им квалификации стропальщика. Если груз подвешивается на крюк крана без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или захватывается полуавтоматическими захватами, к выполнению обязанностей стропальщиков могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные по сокращенной программе, согласованной с органами Ростехнадзора. Обучение стропальщиков должно проводиться в профессиональнотехнических учебных заведениях или на курсах, создаваемых на предприятиях, имеющих на это разрешение (лицензию) органов Ростехнадзора. 1.3. Рабочему, аттестованному по профессии стропальщика, выдается соответствующее удостоверение за подписью председателя квалификационной комиссии. Во время работы стропальщик должен иметь это удостоверение при себе и предъявлять его по требованию инспектора Ростехнадзора, инженернотехнического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, а также по требованию крановщика. 1.4. На основании настоящей Типовой инструкции руководство предприятия (производитель работ грузоподъемными машинами) должно разработать производственную инструкцию для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами с учетом конструктивных особенностей машин и 5

    p. 6

    грузозахватных приспособлений, а также местных условий их безопасной эксплуатации. Производственная инструкция вводится в действие приказом по предприятию и выдается стропальщику; при этом он должен расписаться в журнале проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные машины. 1.5. Повторная проверка знаний стропальщиков проводится комиссией предприятия: - периодически (не реже одного раза в 12 мес.); - при переходе с одного предприятия на другое; - по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора Ростехнадзора. Повторная проверка знаний проводится в объеме производственной инструкции и оформляется протоколом с отметкой в удостоверении. 1.6. Рабочие основных профессий (станочник, технологический рабочий, монтажник и т.п.) допускаются к зацепке грузов на крюк грузоподъемной машины, управляемой с пола или со стационарного пульта, после соответствующего инструктажа и проверки навыков по строповке грузов в установленном Правилами порядке. Число стропальщиков, обслуживающих один кран, определяется лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами. При работе двух и более стропальщиков один из них назначается старшим с отметкой в журнале инструктажа. В тех случаях, когда зона, обслуживаемая краном, из кабины крановщика (машиниста) не видна полностью, для передачи сигналов стропальщика крановщику лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно выделить сигнальщика из числа опытных стропальщиков. Стропальщик в своей работе подчиняется лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами. 1.7. Допущенный к самостоятельной работе стропальщик должен иметь общее представление об устройстве обслуживаемой им машины. 1.8. Обученный и имеющий на руках удостоверение стропальщик должен знать: 1) установленный на предприятии порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком; 6

    p. 7

    2) производственную инструкцию для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами; 3) назначение и конструктивные особенности грузозахватных приспособлений и тары; 4) схемы строповки или кантовки грузов; 5) способы визуального определения массы груза; 6) порядок осмотра и нормы браковки грузозахватных приспособлений, канатов и тары; 7) нормы заполнения тары; 8) грузоподъемность стропов; 9) предельную длину и диаметр стропов; 11) порядок и габариты складирования грузов; 12) назначение и порядок применения стропов, цепей, канатов и других грузозахватных приспособлений; 13) меры безопасности и условия производства работ кранами на участке или в цехе; 14) технические характеристики обслуживаемых стропальщиком кранов; 15) основные требования безопасности при работе стреловых кранов вблизи линии электропередачи; 16) меры предупреждения воздействия опасных и вредных производственных факторов; 17) способы оказания первой помощи пострадавшим на производстве; 18) средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения; 19) расположение рубильника, подающего напряжение на кран с электроприводом. 1.9. Стропальщик должен уметь: 1) определять по указателю грузоподъемность стрелового крана в зависимости от вылета и положения выносных опор; 2) выполнять обвязку и зацепку различных грузов для их подъема и перемещения; 7

    p. 8

    3) выполнять укладку (установку) груза в проектное положение и снятие грузозахватных приспособлений (расстроповку); 4) выбирать стропы в соответствии с массой и размерами перемещаемого груза; 5) определять пригодность грузозахватных приспособлений и тары и правильно их применять; 6) правильно подавать сигналы крановщику; 7) пользоваться при необходимости средствами пожаротушения на рабочем месте; 8) оказывать первую помощь пострадавшим на производстве; 9) отключать краны от электрической сети в аварийных случаях. 2. Обязанности стропальщика перед началом работы 2.1. Перед началом работ по подъему и перемещению грузов стропальщик обязан: 1) получить задание на определенный вид работы от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами; 2) при выполнении строительно-монтажных работ ознакомиться с проектом производства работ краном и поставить в проекте свою подпись; 3) при выполнении погрузочно-разгрузочных работ ознакомиться (под роспись) с технологическими картами; 4) при выполнении работ стреловыми кранами вблизи воздушной линии электропередачи ознакомиться (под роспись) с мерами безопасности, указанными в наряде-допуске; 5) проверить исправность грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности; 6) проверить исправность тары и наличие на ней маркировки о ее назначении, номере, собственной массе и предельной массе груза; 7) проверить наличие и исправность вспомогательных инвентарных приспособлений (оттяжек, багров, крюков, лестниц, площадок, подкладок и прокладок), необходимых для выполнения работ, в соответствии с проектом производства работ или технологической картой; 8

    p. 9

    8) подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза. Следует подбирать стропы (с учетом числа ветвей) такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90°; 9) проверить освещенность рабочего места. При недостаточной освещенности стропальщик, не приступая к работе, обязан доложить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами. 2.2. Стропальщику не разрешается устанавливать самостоятельно стреловые краны на выносные (дополнительные) опоры, а также снимать (укладывать) грузозахватные приспособления с неповоротной части (ходовой рамы) крана при нахождении крановщика в кабине крана. 3. Обязанности стропальщика при обвязке и зацепке груза 3.1. Стропальщик может приступить к выполнению работ по обвязке и зацепке груза для подъема его грузоподъемными машинами только после ознакомления со схемами строповки, технологическими картами или проектом производства работ. 3.2. Работы по строповке грузов для погрузки их (разгрузки) в полувагоны, трюмы, для подъема груза несколькими кранами, вблизи линии электропередачи, для перемещения груза, на который не разработаны схемы строповки, а также для перемещения груза над перекрытиями помещений, в которых могут находиться люди, должны выполняться стропальщиком под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. 3.3. При обвязке и зацепке груза стропальщик должен: 1) производить обвязку и зацепку грузов в соответствии со схемами строповки или кантовки грузов; 2) проверить массу груза по списку масс грузов или маркировке на грузе (если стропальщик не может определить массу груза, он должен поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами); 3) канаты, цепи накладывать на основной массив груза (раму, каркас, корпус, станину) без узлов, перекруток и петель, под острие ребра грузов подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений; 4) обвязывать груз таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей (доски, бревна, прутки, трубы и т.п.) и 9

    p. 10

    обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении. Строповку длинномерных грузов следует производить не менее чем в двух местах; 5) зацепку железобетонных и бетонных изделий, а также других грузов, снабженных петлями, рымами, цапфами, производить за все предусмотренные для подъема в соответствующем положении петли, рымы, цапфы; 6) при подвешивании груза на двурогие крюки накладывать стропы таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно; 7) не использованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа крепить так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность их задевания за встречающиеся на пути предметы; 8) убедиться в том, что предназначенный к подъему груз ничем не укреплен, не защемлен, не завален и не примерз к земле. 3.4. При обвязке и зацепке грузов стропальщику запрещается: 1) производить строповку грузов, масса которых неизвестна или превышает грузоподъемность крана; 2) пользоваться поврежденными или немаркированными грузозахватными приспособлениями и тарой, соединять звенья разорванных цепей болтами или проволокой, связывать канаты; 3) производить обвязку и зацепку груза способами, не указанными на схемах строповки; 4) применять для обвязки и зацепки грузов не предусмотренные схемами строповки приспособления (ломы, штыри, проволоку и др.); 5) производить зацепку поддонов с кирпичом без ограждения (за исключением разгрузки на землю с автомашин); 6) производить зацепку бетонных и железобетонных изделий за поврежденные петли; 7) подвешивать груз на один рог двурогого крюка; 8) забивать крюки стропов в монтажные петли железобетонных изделий или других грузов; 9) поправлять грузозахватные приспособления на поднимаемом грузе ударами молотка, кувалды, лома и т.п.; 10

    p. 11

    10) использовать при обвязке крупных стеновых блоков и других высоких грузов приставные лестницы; в этих случаях следует применять переносные площадки; 11) использовать грейфер для подъема грузов, подвешенных при помощи стропов за челюсти грейфера, а также для выполнения других работ, для которых грейфер не предназначен; 12) производить строповку груза, находящегося в неустойчивом положении. 4. Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза 4.1. Перед каждой операцией по подъему и перемещению груза стропальщик должен подавать соответствующий сигнал крановщику или сигнальщику. При обслуживании одного крана несколькими стропальщиками сигнал должен подавать старший стропальщик. 4.2. Перед подачей сигнала о подъеме груза стропальщик должен: 1) проверить, нет ли на грузе незакрепленных деталей и инструментов; перед подъемом труб большого диаметра следует проверить, чтобы в них не было земли, льда или предметов, которые могут выпасть при подъеме; 2) убедиться в том, что во время подъема груз не может ни за что зацепиться; 3) убедиться в отсутствии людей возле груза, между поднимаемым грузом и стенами, колоннами, штабелями, станками и другим оборудованием. Перед подъемом груза стреловым краном стропальщик должен проверить отсутствие людей возле крана, на его поворотной платформе и в зоне опускания стрелы и груза, а затем выйти из опасной зоны. 4.3. При подъеме и перемещении груза стропальщик должен: 1) подать сигнал для подъема груза на высоту 200-300 мм, затем проверить правильность строповки, равномерность натяжения стропов, устойчивость крана, действие тормозов и только после этого подать сигнал о подъеме груза на необходимую высоту; при необходимости перестроповки груз должен быть опущен; 2) при снятии груза с фундаментных болтов следить, чтобы подъем производился с минимальной скоростью, без перекосов, заеданий, с обеспечением горизонтального перемещения груза до полного снятия его с болтов; 11

    p. 12

    3) перед подъемом груза стреловыми кранами убедиться (по указателю грузоподъемности) в том, что установленный крановщиком вылет соответствует массе поднимаемого груза; 4) перед горизонтальным перемещением груза или грузозахватных приспособлений убедиться в том, что они подняты не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути предметов; 5) сопровождать при перемещении груз и следить за тем, чтобы он не перемещался над людьми и не мог ни за что зацепиться. Если сопровождать груз не представляется возможным, то за его перемещением должен следить крановщик, второй стропальщик или сигнальщик; 6) для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения применять специальные оттяжки или багры; 7) укладку груза производить равномерно, не нарушая установленные для складирования габариты и не загромождая проходы и проезды (расстояние от выступающих элементов поворотной части стрелового крана до строений, штабелей груза и других сооружений должно быть не менее 1000 мм, от выступающих элементов башенного, портального и козлового кранов - не менее 700 мм при высоте до 2 м и 400 мм при высоте более 2 м); 8) укладку груза в вагонетки, полувагоны и на платформы, а также снятие его производить, не нарушая равновесия транспортных средств. Сами транспортные средства при этом должны быть укреплены во избежание их произвольного перемещения; 9) подъем сыпучих и мелкоштучных грузов производить в специальной таре; при этом не допускается заполнять тару свыше установленной нормы; 10) кантовку грузов кранами производить на специально отведенных местах (площадках) по технологии, предусматривающей порядок и последовательность выполнения операций, способы строповки груза и указания по безопасному выполнению такой работы. 5.4. При подъеме и перемещении грузов стропальщику запрещается: 1) находиться под поднятым грузом или допускать нахождение под ним людей (стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, 12

    p. 13

    если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки, на которой он находится); 2) допускать подъем или перемещение груза, если на нем находятся люди; 3) освобождать при помощи крана зажатые грузом стропы; 4) подавать (поправлять) груз в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок или приспособлений; 5) находиться и допускать нахождение людей в полувагоне, на платформе или в автомашине при подъеме или опускании груза. 4.5. При работе стреловых кранов вблизи линии электропередачи во избежание поражения электрическим током стропальщик перед каждой операцией, связанной с необходимостью соприкосновения с грузом, стропами, крюком или элементами крана, должен убедиться в том, что стрела крана или канаты находятся на безопасном расстоянии (в соответствии с нарядом-допуском) от проводов линии электропередачи. При производстве работ кранами необходимо соблюдать меры безопасности. 4.6. При работе стреловых и башенных кранов во избежание зажатия между поворотной и неповоротной частями крана стропальщик не должен находиться в зонах вращающихся частей крана (противовеса, поворотной платформы). 4.7. Если во время подъема или перемещения груза стропальщик заметит неисправность крана или кранового пути, он обязан немедленно подать сигнал о прекращении перемещения груза и сообщить о неисправности крановщику. 5. Обязанности стропальщика при опускании груза 5.1. Перед опусканием груза стропальщик обязан: 1) предварительно осмотреть место, на которое необходимо опустить груз, и убедиться в невозможности его падения, опрокидывания или сползания; 2) на место установки груза в случае необходимости предварительно уложить прочные подкладки для удобства извлечения стропов из-под груза; 3) снимать стропы с груза или крюка лишь после того, как груз будет надежно установлен, а при необходимости и закреплен. 5.2. Стропальщику запрещается устанавливать груз на временные перекрытия, трубы, кабели и в другие места, не предназначенные для укладки груза. 13

    p. 14

    5.3. Стропальщик не должен устанавливать грузы наклонно к стенам зданий, заборам и т.п. 6. Обязанности стропальщика в аварийных ситуациях 6.1. При возникновении на участке работ аварийной ситуации (проседание опор стрелового крана, разрушение (проседание) кранового пути, появление стука в механизмах машины, разрушение канатов, поломка грузозахватных органов и тары и т.п.) стропальщик должен немедленно подать сигнал крановщику на остановку грузоподъемной машины и предупредить всех работающих. 6.2. Если грузоподъемная машина оказалась под напряжением, стропальщик должен принять меры личной безопасности, предусмотренные производственной инструкцией. 6.3. При возникновении стихийных природных явлений (сильный ветер, гроза, туман, ураган, землетрясение и т.п.) стропальщик должен прекратить работу, предупредить крановщика и других работающих об опасности. 6.4. При возникновении на грузоподъемной машине пожара стропальщик должен отключить источник электропитания, вызвать пожарную охрану и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися средствами пожаротушения. 6.5. Если во время работы грузоподъемной машины произошли авария или несчастный случай, стропальщик должен немедленно поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, оказать первую помощь пострадавшему и вместе с крановщиком обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведет к осложнению аварийной обстановки. 7. Ответственность Стропальщики, ими нарушения обслуживающие грузоподъемные машины, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные производственных инструкций, требований безопасности, изложенных в проектах производства работ, технологических регламентах, нарядахдопусках и других документах по безопасному производству работ кранами. Элементы стропов 14

    p. 15

    Звено – используется при изготовлении строп для соединения ветвей. Звено непосредственно навешивается на грузонесущий орган подъемных машин (крановый крюк и прочее). Такелажные скобы – приспособления, предназначенные для связки стальных канатов, тросов и прочих такелажных устройств. Для задач краткосрочных или постоянного значения используются: такелажная скоба с винтовыми штифтами или такелажная скоба с предохранительным контрящим болтом. Проверка такелажных скоб, проведенная перед их использованием, направлена на выявление: - на наличие маркировки; - на отсутствие на зажимах заусенцев, борозд, трещин; - на соответствие размера зажима. Канатные зажимы используются на соединениях типа проушина-петля или полная петля, на межконцевых соединениях, где сращивание (заделка) муфтой или сплеснивание невозможно, или требуется временное стыкование. Особенности использования канатных зажимов: Запрещается использовать канатные зажимы: - в качестве подъемных тросов в шахтах; - в качестве канатных передач кранов на прокатных станах; - для постоянного крепления для других канатных приводов. Рис.1-Канатные зажимы Необходимо, чтобы зажим канатный винтовой проходил регулярную проверку на соответствие нормам безопасности, возникающим в результате износа, неправильного обращения, перегрузок и др. Проверки необходимо проводить раз в полгода, если они используются в тяжелых рабочих условиях - чаще. (рис.1) Крюк является элементом съемных грузозахватных приспособлений и применяется для захвата груза. Крюки производят ковкой или штамповкой из малоуглеродистой стали 20, что гарантирует от внезапного разрушения изделия. Крюк укрепляют к подвеске с помощью резьбового соединения. Если он, подвешивается к одному канату, то он имеет стержень с петлей. 15

    Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда­ции с конспектами фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различ­ных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.

    Комплект пособий адресован логопедам массовых и кор­рекционных школ, студентам дефектологических факульте­тов, педагогам коррекционных классов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Е.В. МАЗАНОВА

    КОРРЕКЦИЯ

    АГРАММАТИЧЕСКОЙ

    ДИСГРАФИИ

    Конспекты занятий для логопеда

    Москва 2006

    ББК 74.3 М12

    Мазанова Е.В. М12 КОРРЕКЦИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.

    Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.

    18ВЫ 5-296-00684-4

    Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.

    Комплект пособий адресован логопедам массовых и коррекционных школ, студентам дефектологических факультетов, педагогам коррекционных классов.

    ББК 74.3

    Мазанова Е.В., 2006
    181ИЧ 5-296-00684-4 Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006

    ВВЕДЕНИЕ

    Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

    Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи (ОНР). Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизм, который проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова (префиксов, флексий), в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии отмечаются также сложности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

    Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Формирование морфологической структуры языка (навыков словообразования и словоизменения) и структуры предложения ведется параллельно и в тесной связи с развитием словаря, фонематического анализа и синтеза.

    Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для коррекции аграмматической дисграфии у детей. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различных заданий ребенком. Пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.

    ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ

    Информированность грамматических обобщений у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) проявляется в виде аграмматической формы дислексии и дисграфии. У детей с аграмматической дисграфией наблюдается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетической, так и лексико-грамматической сторон речи (Р.Е. Левина, И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова).

    Даже там, где нет сомнений в написании слова, где соблюдается фонетический принцип письма, они пишут с ошибками, так как неверно ставят ударение и неверно оформляют высказывание в устной речи.

    Среди ошибок на безударные гласные чаще всего встречается неправильное употребление корневой гласной. Отмечается множество подобных ошибок и в тех случаях, когда правило правописания безударных гласных уже пройдено детьми. Это объясняется тем, что для применения данного правила ребенок должен оказаться способным подобрать однокоренное слово, в котором сомнительная гласная стоит под ударением. Однако ограниченный словарный запас, несформированность семантической стороны речи, отсутствие четких звуковых представлений о слове затрудняют нахождение необходимых для проверки сомнительного гласного родственных слов.

    Встречаются ошибки на безударные гласные в окончаниях слов, в приставках и суффиксах.

    Также при аграмматической дисграфии распространены следующие типы ошибок на письме:

    Неправильное употребление падежных окончаний; ошибки бывают не только в трудных, особых случаях склонения существительных, но и в простых падежных формах так как процесс дифференциации окончаний существительных в зависимости от типа склонения задержан и I моменту школьного обучения, как правило, оказывается незавершенным;

    Особенности письма и чтения детей... 5

    • неверное употребление числа имен существительных (вместо единственного числа в письме часто встречаются употребления множественного и наоборот);
    • трудности при согласовании имен существительных с прилагательными (наблюдаются ошибки согласования в роде, падеже, числе);
    • в письменных работах распространены ошибки, вызывающие нарушения связей в словосочетаниях (ошибки управления, согласования);
    • трудности грамматического выражения отношений между предметами и процессами окружающей действительности: пропуски и замены предлогов вызывают нарушение связей в словосочетаниях и влекут за собой ошибки морфологического характера.

    Бедный словарь, незнание точных значений отдельных слов приводят к использованию в письменной речи детей крайне бедных описательных средств и пропуску как главных, так и второстепенных членов предложения. Пропуск слов нарушает синтаксическую структуру предложения и логику повествования.

    Значительные трудности у детей наблюдаются при употреблении сложных конструкций. Распространенным на письме является отделение в сложноподчиненном предложении придаточного предложения от главного. Это нарушение касается оформления предложения и не отражается на его содержании. Однако встречаются случаи, когда придаточное предложение на письме употребляется не только рядом с главным как самостоятельное, но и вообще без главного. А иногда главное предложение сохраняется лишь частично (Ж.Т. Рахимова).

    Нарушение письма часто сопровождается недостатками чтения, которые также обусловлены отклонениями в развитии устной речи. Нарушение чтения у детей распространяется как на способы овладения чтением, так и на темп чтения и понимание прочитанного (Р.И. Лалаева, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова и др.).

    Нарушения чтения, возникающие в результате недоразвития грамматического строя речи, называют аграмматической дислексией. При чтении у детей наблюдается аграмматизм, связанный с трудностями восприятия тонких грамматических значений слов, обусловленных морфологической структурой слова.

    Недостаточно полное понимание смысла предложения приводит ребенка к отрывистому чтению с паузами между словами. Пауза делается нередко после чтения каждого слова. Недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание прочитанного, так как звуковой образ слова у ребенка в процессе чтения плохо усваивается и связь со значением не устанавливается. Для понимания содержания прочитанного нужен определенный запас слов, знание их значений, а словарный запас у детей с недоразвитием речи весьма ограничен.

    Понимание прочитанного зависит не только от степени и характера овладения значением слова, но и от понимания связи слов, связи предложений. Большие затруднения в понимании читаемого текста вызывает наличие относительных и указательных слов (местоимений, предлогов, союзов). Особенно трудны для понимания метафоры и сравнения.

    Указанные нарушения письма и чтения могут встречаться и у детей с нормальным речевым развитием в виде единичных трудностей и ошибок, но их совокупность и составляет картину, характерную для аграмматической дисграфии и дислексии. При этом ошибки грамматического оформления устного и письменного высказывания следует считать диагностическими.

    РАБОТЫ

    Коррекционная работа традиционно проводится с учетом нескольких направлений, рекомендованных Р.И. Лалаевой:

    • дифференциация речевых единиц (форм слова, структуры предложения в речи);
    • автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи;
    • закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.

    Коррекционная работа осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза в развитии лексической, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе работы происходит постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала. Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее - в связной речи. На начальном этапе работы проводится формирование навыка словоизменения в устной речи, а в дальнейшем - закрепление навыка словоизменения в письменной речи.

    I этап

    1. Обучение связности высказывания:

    • соблюдение порядка слов в предложениях;
    • овладение навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений и т.д.
    • построение высказывания без пропуска членов предложения и излишних повторений;
    • составление высказывания из 2-3 фраз, соединенных между собой цепным способом с использованием в качестве «скрепов» лексических повторов, личных местоимений, наречий (раньше, потом, там).
    1. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей:
    • образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-;
    • образование и дифференциация возвратных и невозвратных глаголов;
    • образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

    3. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм:

    • дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа имен существительных;
    • отработка беспредложных конструкций существительных единственного числа;
    • согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

    II этап

    1. Усвоение языковых средств межфразовой связи:

    2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделеи:

    • уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк-, -енък-, -ышк-;
    • -ниц-;
    • образование существительных с суффиксом -инк-, с суффиксом -ин-;
    • образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;
    • -и-, без чередования;
    • -н-, -ан-,

    "ЯН", -ИНН"»

    3. Формирование наиболее сложных и менее продуктивных форм словоизменения:

    Понимание и употребление предложно-падежных конструкций с именами существительными в косвенных падежах;

    • закрепление беспредложных форм существительных множественного числа;
    • дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;
    • согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде;
    • согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

    III этап

    1. Овладение более сложными видами средств межфразовой связи:

    Закрепление системы языковых средств, реализующих связность речи.

    2. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей:

    • образование названий животных;
    • притяжательные прилагательные с суффиксом -и- с чередованием;
    • относительные прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-,

    3. Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению менее продуктивных форм словоизменения:

    • закрепление навыка употребления предложно-падежных конструкций с именами существительными в косвенных падежах;
    • согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах;
    • согласование местоимений с существительными.

    Аграмматическая дислексия и дисграфия связаны с недоразвитием грамматического строя речи. Поэтому большое внимание в коррекционной работе уделяется упорядочиванию грамматического строя речи учащихся. Для этого необходимо сформировать систему взаимосвязанных действий и операций с грамматическими элементами языка, научить правильно отражать и дифференцировать в речи наиболее важные связи и отношения между словами, выражающиеся в грамматических категориях рода, числа, падежа, времени и т.д.

    Овладение грамматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими его элементами ведется в практическом плане, без излишнего употребления грамматических терминов. Это достигается не путем механической тренировки в употреблении тех или иных форм, а путем сознательного различения, выделения и обобщения морфологических элементов слова, синтаксических конструкций, на которые направляется внимание детей. Выделяя ту или иную грамматическую категорию, форму или конструкцию предложения, учащихся подводят к определенным грамматическим обобщениям.

    Обучение осуществляется на основе речевых образцов, по аналогии с которыми в дальнейшем составляются другие предложения. Применение метода моделирования позволяет уточнить представление учащихся о способах составления словосочетаний и предложений. Для этого можно использовать упражнения, предназначенные для формирования грамматических навыков на знакомом детям лексическом материале. Так, для того чтобы научить детей правильно выражать форму прямого дополнения, необходимо подвести их к определенным обобщениям.

    Дифференциация каждой грамматической формы предполагает следующую последовательность.

    1. Сравнение предметов, признаков, действий по картинкам, в реальной ситуации и выделение различий.
    2. Выделение общего грамматического значения ряда словоформ.
    3. Соотнесение выделенного значения с флексией.
    4. Фонематический анализ выделенной флексии.
    5. Письменное обозначение флексии.
    6. Закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях.
    7. Закрепление форм словоизменения в предложениях и связной речи.

    При определении последовательности работы над каждой грамматической формой учитывается комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании.

    В процессе формирования навыков словообразования у школьников с аграмматической формой дислексии и дисграфии основное внимание уделяется организации прежде всего системы продуктивных моделей. Детей учат образовывать новые слова от заданных, группировать слова по общему признаку и тем самым приобщают их к анализу морфологической структуры слова. Развивающий эффект таких занятий достигается в результате того, что логопед обращает внимание на одну морфему до тех пор, пока дети не научатся ее выделять. Это достигается путем сопоставления анализируемого слова с производящим и со словами, подобранными по той же модели.

    На начальном этапе работы отрабатываются формы с продуктивными флексиями под ударением, без изменений звуко-слоговой структуры основы слова при формообразовании.

    Работа над словами, образованными от глаголов посредством приставок, включает в себя следующие этапы:

    • уяснение лексического значения глагола, от которого образуется новое слово с приставкой (лететь);
    • сопоставление этого глагола и глагола с приставкой (лететь - прилететь);
    • сопоставление нескольких глаголов с разными приставками и одним корнем (прилететь - улететь);
    • выделение общего элемента в глаголах с одинаковой приставкой и разными корнями (слететь, спрыгнуть, сбежать);
    • усвоение соотношения приставок и предлогов (подошел к; перепрыгнул через; отъехал от).

    Учащимся предлагают образовывать новые слова с одними и теми же приставками. Например, из данных слов выбрать и записать в один столбик слова, обозначающие приближение, а в другой - удаление (убежать, прибежать, подъехать, отъехать, отойти, угнать, пригнать, подойти, прилететь и т.д.); выделить приставки; образовать с помощью этих приставок новые слова и объяснить их значение.

    В процессе выполнения этих заданий дети должны усвоить значение наиболее употребительных приставок: с пространственным (в-, под-, над-, от-, у-, про-, пере) и с временным (за-, по) значением.

    При отрабатывании употребления глаголов с приставками уделяется внимание составлению предложений с однокоренными глаголами, имеющими различные приставки. В процессе коррекционной работы проводим морфологический анализ глаголов, а также выявляем роль приставки при изменении смысла предложения.

    Для уяснения разницы в употреблении предлогов и приставок детям могут быть предложены такие задания:

    • подсчитать, сколько слов с предлогами и сколько с приставками содержится в тексте;.
    • записать без скобок сочетания слов: (за) шла (за) товарищем, (вы) пилил (из) дерева, (с) шила (из) шерсти, (за) писала (в) дневнике, (в) ложил (в) коробку;
    • подобрать три слова с предлогом в и три слова с приставкой в:

    В процессе работы по обучению детей образованию слов с помощью суффиксов внимание уделяется уточнению значений слов, образованных посредством суффиксов с оттенком уменьшительности, ласкательности, увеличения (к-, -ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ичк- и др. Л Затем отрабатываются слова, содержащие суффиксы, при помощи которых образуются различные части речи (ян-, -ск-, -лив, -ое- и др) При этом следует соблюдать следующую последовательность: сначала проводится работа с производящими и производным слонами (дом - домик; рука - ручка}, сопоставляются слова и уточняется разница в их значении; затем внимание детей привлекается к суффиксам. Далее ученики образуют новые слова по аналогии с образцом. Отработка умения образовывать слова с помощью суффиксов завершается упражнениями на самостоятельное образование слова с данным суффиксом. При этом детям нужно уточнить значение вновь образованных слов.

    Лексический и демонстрационный материал пособий подобран с учетом принципа доступности. На занятиях дети знакомятся со свойствами предметов, пополняют словарный запас различными частями речи. Также проводится работа по дифференциации предлогов и приставок между собой. На всех занятиях уделяется внимание работе над семантикой слов.

    Предлагаемый лексический материал (предложения, тексты) сопровождается заданиями на словотворчество, на развитие воображения, что повышает эмоциональный уровень развития детей, вносит дополнительный стимул.

    Таким образом, в ходе коррекционной работы учащиеся должны накопить опыт различения и выделения морфологических частей слова, расширить запас однокоренных слов. Вся работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие навыков словообразования различных частей речи происходит параллельно.

    Ниже приводится план работы учителя-логопеда по каждому периоду обучения при коррекции аграмматической дисграфии.

    План работы учителя-логопеда 15

    ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

    ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА

    Темы занятий

    Часы

    1 Слово. Словосочетание. Предложение

    А Развитие навыков словообразования

    1. Родственные слова

    Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря. Подготовка к словообразованию

    2. Корень слова

    Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов. Правописание родственных и однокоренных слов

    3. Приставка

    Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Пра-^ вописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Словообразование при помощи приставок. Работа с антонимами

    4. Суффикс

    Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, существительные с уменьшительно-ласкательным значением и так далее. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов

    5. Морфологический состав слова

    Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов

    Темы занятий

    Часы

    6. Предлоги

    Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога

    Б. Развитие навыков словоизменения

    7. Слова-предметы

    Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря

    8. Практическоеу потребление существительных

    Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Тренировка в словоизменении существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного)

    9. Практическоеупо-гребление существительных разного рода

    Знакомство с понятием рода. Соотнесение существительного определенного рода с реальным предметом. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в составлении схемы. Обогащение словаря. Развитие логического мышления

    10. Употребление существительных в косвенных падежах

    Знакомство с падежами существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи

    В. Развитие навыков согласования

    11. Слова-признаки

    Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие умений постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой.

    Преодоление аграмматической дисграфии

    Темы занятий

    Часы

    12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

    Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами

    13. Согласование прилагательных с существительными в падеже

    Согласование существительных с прилагательным в роде. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи

    14. Слова-действия

    Знакомство с действиями предметов. Обогащение словаря действий. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с

    графической схемой

    15. Согласование глагола с существительным в числе

    Работа по словоизменению. Соотнесение числа существительного с числом глагола. Обогащение словаря действий. Преодоление устного аграмматизма. Развитие внимания, мышления и восприятия

    16. Согласование глагола с существительным в роде

    Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, сино-

    нимами

    17. Согласование глагола с существительным во времени

    Знакомство с тремя временами глагола. Развитие умений постановки вопроса к словам, обозначающим действия предмета. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений. Дифференциация родовых

    и временных понятии

    План работы учителя-логопеда

    Темы занятий

    Часы

    18. Имя числительное

    Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи

    II. Предложение

    1. Предложение

    Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Объяснение связей в предложении. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст

    7. Состав предложения

    Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости от перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями

    III. ТЕКСТ

    1. Работа над текс-

    К)М

    Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
    2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
    3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
    4. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994.
    5. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.
    6. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
    7. КорневА.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.; ИДУМиМ, 1997.
    8. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: СОЮЗ, 1998.
    9. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СОЮЗ, 2001.
    1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: СОЮЗ, 1999.
    2. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. -М., 1961.
    3. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №4. - М.: ООО «АКВАРИУМ БУК»; Киев: ФГУИППВ, 2004.
    4. Матвеева А.Н. Русский язык. Контрольные работы в начальной школе. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 1995.
    1. Нефедова ЕЛ., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. - М.: Аквариум, 1996. - (Уроки русского языка).
    2. Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей: Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
    3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. -М., 1961.
    4. Переслини Л.И., Фотекова ТЛ. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Дефектология. 1993.

    №4.

    1. Программы образовательных учреждений. Начальные классы (1-4). - М.: Просвещение, 1994.
    2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.
    3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1996.
    4. Ткаченко ТЛ. В первый класс без дефектов речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
    5. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Гном-Пресс, 1999.
    6. Фотекова ТЛ. Тестовая методика диагностики устной речи дошкольников. - М.: АРКТИ, 2000.
    7. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: АРКТИ, 1997.

    Особенности письма и чтения детей

    при аграмматической форме дисграфии 4

    План работы учителя-логопеда

    по преодолению нарушений письма

    при аграмматической форме дисграфии 14

    Конспекты занятий по преодолению
    аграмматической формы дисграфии 18

    ЗАНЯТИЕ 1

    Слово. Однокоренные слова 18

    ЗАНЯТИЕ 2

    Родственные слова.. 20

    ЗАНЯТИЕ3

    Корень слова . 23

    ЗАНЯТИЕ 4

    Словообразование. Образование слов

    при помощи приставок 27

    ЗАНЯТИЕ 5

    Образование слов при помощи приставок 30

    ЗАНЯТИЕ 6

    ЗАНЯТИЕ 7

    Образование слов при помощи суффиксов 35

    ЗАНЯТИЕ 8

    Состав слова 39

    ЗАНЯТИЕ 9

    Морфологический состав слова 43

    ЗАНЯТИЕ 10

    Знакомство с предлогами 45

    ЗАНЯТИЕ 11

    Предлоги В - НА 49

    ЗАНЯТИЕ 12

    Предлоги В - НА 51

    ЗАНЯТИЕ 13
    Предлоги НА - НАД 53

    ЗАНЯТИЕ 14

    Предлоги К - ОТ 55

    ЗАНЯТИЕ 15

    Предлоги В - ИЗ 55

    ЗАНЯТИЕ 16

    Предлоги ОТ - ИЗ 60

    ЗАНЯТИЕ 17

    Предлоги С - СО 63

    ЗАНЯТИЕ 18

    Предлоги В-У 65

    ЗАНЯТИЕ 19

    Образование множественного числа

    существительных. Практическое употребление

    существительных в форме именительного

    падежа множественного числа 69

    ЗАНЯТИЕ 20

    Род имени существительного. Дифференциация

    существительных разного рода 71

    ЗАНЯТИЕ 21

    и множественного числа именительного падежа .. 74

    ЗАНЯТИЕ 22

    Предложение. Практическое употребление

    существительных в форме единственного

    и множественного числа именительного

    и винительного падежей « 77

    ЗАНЯТИЕ 23

    в форме единственного и множественного числа

    винительного и родительного падежей... 80

    ЗАНЯТИЕ 24

    Практическое употребление существительных

    в форме единственного и множественного числа

    дательного падежа 83

    ЗАНЯТИЕ 25

    Практическое употребление существительных

    в форме единственного и множественного числа

    творительного падежа без предлога 85

    ЗАНЯТИЕ 26

    Практическое употребление существительных

    в форме единственного и множественного числа

    предложного падежа , 89

    ЗАНЯТИЕ 27

    Практическое употребление существительных

    в различных косвенных падежах 92

    ЗАДАНИЕ 28

    В гостях у царицы Грамматики

    (итоговое занятие по существительному) 94

    ЗАНЯТИЕ29

    Слова, обозначающие признаки предмета 96

    ЗАНЯТИЕ 30

    Согласование прилагательных

    с существительными в числе 99

    ЗАНЯТИЕ 31

    Согласование прилагательных

    с существительными 101

    ЗАНЯТИЕ 32

    Словоизменение прилагательных.