Мать вакулы. Солоха - мать кузнеца вакулы

Музыка: Все девушки с хохотом убегают.

Вакула: Смейся, смейся! Я сам смеюсь над собой. Будто на всем свете одна Оксана.. Да на селе много дивчат хороших. Что Оксана? Она никогда не будет хорошей хозяйкой! Только красоваться перед зеркалом мастерица! Куда только ум мой подевался… (уходит) (Затемнение)

Музыка. Свет. Хата Солохи, матери кузнеца Вакулы.

Черт: Солохушка, голубушка, как хороша!

Солоха: Не подлизывайся, проказник!

Черт: Я тебе подарочек принес, ягодка моя.

Солоха: Ну, показывай, что там такое красивое?

Черт: Смотри! (достает месяц)

Солоха: Ого! Похоже на электричество!

Черт: А что это такое? Електричество?

Солоха: Эх ты, темнота необразованная! А еще темной силой называешься… И чему вас только в аду учат?

Черт: Ой, Солошенька, ничему не учат. Я даже в школу не ходил, представляешь?

Черт: Не-еа-а! (утирает глаза хвостиком, всхлипывает)

Солоха: Бедненький! Дай за ушком почешу. (чешет)

Черт: Одна ты меня понимаешь… (стук в дверь) Ой! Кто это к тебе в такую погоду?

Солоха: И то верно. (вглядывается в кулису) Да это Вакула, сынок мой.

Черт (бьется в конвульсиях): Оё-ё-ё-ёй! Конец мне настал, горемычному. Кузнец еще в прошлый раз обещал оторвать мне хвост. (мечется)

Солоха: За что же? Трусохвостик ты мой…

Черт: Да так. Было дело. После расскажу, если захочешь… (крутится вокруг своей оси) У тебя нет шапки-невидимки? Как же я без хвоста-то? Нет-нет, только не это!

Солоха: Лезь в мешок, скорее. Если Вакула тебя увидит – тебе не сдобровать!

Черт: Где? Куда? Солошечка, спаси! (лезет в мешок и прячется)

Солоха: Сиди тихо! (Входят Вакула и Пацюк)

Пацюк: Здоровеньки булы, Солоха!

Солоха: И тебе не болеть! Зачем пожаловал, Пацюк?

Вакула: У нас дела. Собери-ка нам поесть чего-нибудь.

Солоха: Вареники со сметаной будете?

Пацюк и Вакула (хором): Будем! (Солоха уходит)

Вакула: Пацюк, я знаю, что ты про разную нечистую силу ведаешь. Помоги мне черта сыскать, чтобы он меня в Петербург к царице отнес.

Пацюк: А зачем тебе в Петербург?

Вакула: Черевики мне царицыны надобны. Такая у меня невеста, другие надевать отказывается.

Пацюк: Бывает… (поглаживает усы)

Вакула: С другой стороны, оно, конечно, э-э… Но и жениться-то хочется, аж спасу нет!

Пацюк: Женись, бедолага: попадется хорошая жена – будешь счастливым, попадется… (кивает куда ушла Солоха) не очень – станешь философом! (хлопает Вакулу по плечу)

Вакула: Помоги мне, а? Как мне быть?

Пацюк: А ты в тот мешок-то загляни… Удачного полета! (уходит)

Вакула (открывает мешок и достает за ухо Черта): Ага! Вот ты где! Попался!

Черт: Вот это я, называется, в гости зашел… (пятится) Полегче на поворотах, любезный!

Вакула: Я тебе сейчас покажу любезного! (наступает)

Черт: Вишь, какой шутник! Ну, полно, довольно уже шалить!

Вакула: А я с тобой и не думал шутить. Вези меня в Петербург к царице во дворец. А не то… (хватает Черта за хвост) хуже будет!

Черт: Я понял, понял. Глаза только закрой, а то голова закружится.

Вакула: Я тебе закрою (грозит кулаком) Меня не обманешь!

Черт: Помилуй, Вакула! Все, что хочешь, для тебя сделаю. Только за хвост не дергай. Чертей и кошек за хвост дергать нельзя, ты в курсе? (невинно моргает глазками)

Вакула: Все сказал? Отвезешь меня к царице, останется твой хвост в целости-сохранности.

Черт (вздыхает): Ну, надо так надо! Тогда держись! Полетели! (летят по сцене: световые эффекты) (Затемнение)

4. Затемнение. Огоньки, вьюга. Музыка. Запорожцы спят. Сидор падает со стула, резко просыпается.Свет.

Запорожец Сидор: Батько! (встает) Гляди, черт по небу летит! Гы-ы! (показывает пальцем)

Запорожец Мыкола (с иронией): И гроб с покойничком летает, а вдоль дороги мертвые с косами стоять... (зевает) И тишина…

Сидор: Да я серьезно! Вон и парубок у него на плечах сидит…

Мыкола: У кого сидит? (почесывается)

Сидор: Ну, у черта сидит, да ты сам посмотри, Мыкола!

Мыкола: Брехня! Кто ж его посадит? (поднимает голову) Померещилось тебе, Сидор!

Сидор: Можа, и померещилось. (садится рядом с Мыколой)

Входит Вакула: Здоровеньки булы!

Мыкола: Здравствуй, добрый человек! Издалече, видать? Куда путь держишь?

Вакула: Сам я из деревни Диканьки, а надобно мне к царице…

Мыкола: Так уж и к царице? Экий ты прыткий! (поглаживает усы)

Сидор: А зачем тебе к царице? Дело какое государственное?

Вакула: Да нет, дело личное. Но для меня – это дело жизни и смерти!

Мыкола: Ну, коли так, можешь пойти с нами. Мы как раз к царице пришли говорить про дела наши скорбные… (оба встают со скамьи и подходят к Вакуле)

Сидор: Запорожцы мы, с незалежной родины приехали.

Вакула: Понятно… Земляки, значит… Тогда я с вами.

Мыкола: Тише! Царица идет. (все трое пятятся)

Музыка: Входят Екатерина II, Потемкин и свита. Екатерина II садится на трон.

Потемкин (подойдя к запорожцам): Что робеете, хлопцы? Подойдите поближе.

Вакула (Мыколе): Это кто, царь?

Мыкола: Куда тебе царь! (значительно) Это сам Потемкин! (Вакула пугается)

Екатерина II: Светлейший обещал меня познакомить сегодня с моим народом, которого я до сих пор не видела. Хорошо ли вы живете?

Мыкола: Та спасибо, мамо! Почему ж не жить как-нибудь? (скромно)

Екатерина II (с удивлением): Чего же вы хотите? (Вакула кидается к ногам Екатерины II)

Вакула: Ваше царское величество, не прикажите казнить, прикажите миловать. Из чего, не во гнев будь сказано вашей царской милости, сделаны черевички, что на ногах ваших? (хватает туфлю)

Екатерина II: (вскакивает с трона и одергивает ногу) Ха-а-а-а. Право, мне очень нравится это простодушие. (отмахивается веером) Подойди, голубчик. Тебе так понравились мои туфельки?

Вакула: Вот если бы моя жинка могла надеть такие черевики! (в восхищении)

Екатерина II: Тебе хочется иметь такие туфли? (улыбается) Это нетрудно устроить. (обратившись к Потемкину) Распорядитесь, мой друг. (уходит)

Потемкин: Принесите ему сей же час самые дорогие башмаки с золотом!

Мыкола (Сидору): Мыкола, ты чув, як москали на черевики кажуть?

Сидор: Як?

Мыкола: Тю-юфли! Повбывав бы… (Слуга вносит туфли на яркой подушке)

Вакула: Лепота! (Все ахают от восхищения)

Сидор (Мыколе): Ух, и хват же оказался наш земляк!

Мыкола: Да-а, казачок-то засланный. (запорожцы уходят)

Потемкин (Вакуле): Если у вас всё, милейший, то может быть вам пора? (уходит гордо)

Вакула (вытаскивает Черта из-за кулисы): А ну, вези меня черт домой к Оксане, да поживей!

Черт (с обидой): За хвост не дергай, оторвешь! (летят по сцене) (Затемнение)

5. Затемнение. Огоньки кружат, вьюга. Музыка. Свет. Улица в селе .

Черт: Всё, теперь пусти меня, я же выполнил наш уговор!

Вакула: Смотри, если еще про какое твоё озорство узнаю, хвост откручу! (черт взвизгивает и прячет хвост) Впредь мне под руку не попадайся! (уходит)

Черт: Ну, кузнец! (грозит кулаком) Что-то я устал сегодня мотаться по свету. (озирается) Темно-то как! А-а, это ведь я сам месяц Солохе подарил! Пойду-ка я к ней. Только она меня понимает.

Входит Солоха: Где же это Вакулу черт носит?

Черт: Солоханька, дорогая моя! Ты как в воду глядишь! (воровато оглядывается)

Солоха: Ах, ты чертеняка хвостателький! Куда убежал давеча?

Черт: Носила меня нелегкая аж в Петербург к царице! Поистрепался весь (всхлипывает)

Солоха: Кто же тебя так загонял?

Черт: Солохушка, ты не поверишь… (плачет, утираясь хвостиком)

Солоха: Да ладно, говори уж, кто тебя обидел, маленький?

Черт: Ва-а-а-ку-у-у-ла-а-а! (плачет, трет кулачками глазки)

Солоха: Ну ты, озорник! Небось, опять что-нибудь удумал?

Черт: Солохочка! А где месяц, что я тебе подарил вчера?

Солоха: В горнице весит, да сверкает!

Черт: Солошенька, отдай ты мне месяц, я его назад на небо верну. А то меня кузнец совсем со свету сживет…

Солоха: Боишься?

Черт: Боюсь, аж зубки сводит! (стучит зубами) Да и к хвосту своему я привык…

Солоха: Ну, хорошо. Пойдем, хороняка, заодно чайку попьем.

Черт: Ага! С вареньем ма-а-али-и-иновым… (уходят) (Затемнение)

Самые известные оперы мира. Оригинальное название, автор и краткое описание.

Черевички, П. И. Чайковский

2-я редакция оперы «Кузнец Вакула».
Комико-фантастическая опера в четырех действиях (восьми картинах); либретто Я. П. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Действующие лица:
Вакула, кузнец (тенор), Солоха, мать Вакулы, ведьма (меццо-сопрано), Бес из пекла, фантастическое лицо (баритон), Чуб, пожилой казак (бас), Оксана, дочь Чуба (сопрано), Пан Голова, кум Чуба (бас), Панас, кум Чуба (тенор), Школьный учитель, из бурсаков (тенор), Светлейший (баритон), Церемониймейстер (бас), Дежурный (тенор), Старый запорожец (бас), Леший (баритон). Парубки, девчата, старики и старухи, гусляры, русалки, эхо, духи, придворные дамы и кавалеры, запорожцы и другие.

Действие происходит в Диканьке на Украине и в Петербурге в конце XVIII века.

Первое действие, картина первая.

Зимняя Диканька в лунную ночь. Слывущая ведьмой Солоха охотно принимает ухаживания Беса, с которым они договариваются полетать на помеле. Бес жаждет отомстить Вакуле, сыну Солохи, за то, что тот его намалевал так, что «инда черти хохочут сдуру». Вот он и решил нагнать бурю и тем самым задержать в доме Чуба, отца Оксаны, девушки, к которой Вакула неравнодушен, чтобы молодые не могли побыть в одиночестве. «Гей вы, ветры буйные, — заклинает Бес… С цепи морозной сорвитеся, по степи к морю неситеся!» Он мчится за оседлавшей помело Солохой и крадет месяц на небе. Однако никакая мгла не может остановить Чуба и его кума Панаса, задумавших посетить Дьяка и попробовать его знатной варенухи.

Вторая картина.
Оксана любуется своим отражением в зеркальце. На все горячие признания пришедшего Вакулы капризная красавица отвечает насмешками. Вакула по недоразумению выпроваживает сбившегося с дороги Чуба из собственной избы, после чего Оксана и его гонит прочь, хотя ей и жаль его, «и разбирает смех».

Второе действие.
В избе Солохи с ней любезничает Бес, они танцуют гопака под музыку бесенят, вылезших из щелей в облике сверчков и тараканов. Танец прерывается стуком в дверь. Входит Голова, и Бес вынужден спрятаться в мешок из-под угля. Потом та же ситуация повторяется с Дьяком, Чубом. последним входит Вакула. Не замечая тяжести мешков с незадачливыми поклонниками, он взваливает их на плечи и уносит в кузницу.

Вторая картина.
Колядование молодежи в рождественскую ночь. Оксана при всех объявляет Вакуле, что пойдет за него замуж лишь в том случае, если он достанет ей такие сапожки, которые носит сама императрица. Вакула не в силах больше терпеть уколы любимой и решает утопиться. Он уносит с собой маленький мешок, в котором притаился Бес. Веселящаяся молодежь открывает оставшиеся мешки и с удивлением, с хохотом обнаруживают в них Голову, Чуба и Дьяка.

Третье действие, первая картина.
Глухое место близ реки. Русалки подо льдом жалуются на холод. Вакула в тяжелом раздумьи. Неожиданно из принесенного им мешка выскакивает черт и требует, чтобы парубок отдал ему душу за Оксану. Но Вакула, изловчившись, оседлал черта и потребовал вести его в Петербург к царице за черевичками.

Вторая картина.
Приемная во дворце. Вакула присоединяется к запорожцам, которые в этот день должны предстать перед царскими очами.

Третья картина.
В дворцовой зале звучит торжественный полонез. Светлейший объявляет о победе русских войск. Вакула, пользуясь случаем, выпрашивает себе царицыны черевички. После русской пляски и гопака гости удаляются смотреть придворную комедию. Вакула же верхом на черте устремляется в обратный путь.

Четвертая картина.
Утро Рождества. Благовест. Солоха с Оксаной оплакивают пропавшего Вакулу. Неожиданно появившийся Вакула, поддерживаемый молодежью, просит у Чуба руки дочери и на сей раз получает согласие. Оксана готова уже принять его и без привезенных черевичек. Все славят жениха и невесту.

Мысль написать эту оперу возникла у Чайковского в связи с объявленным Русским музыкальным обществом конкурсом на сочинение оперы по повести Гоголя «Ночь перед рождеством» по готовому либретто Я.П.Полонского. Оно было написано для А.Н.Серова, но, в связи со смертью последнего, осталось невостребованным. Чайковский увлекся работой и любил это свое детище всю жизнь. Партитура Чайковского была представлена на конкурс под девизом «Ars longa, vita brevis» («Искусство вечно, жизнь коротка»). Она была признана авторитетным жюри лучшей и получила первую премию в 1500 руб. В1885 г. Чайковский переделал оперу, 2-я редакция получила название «Черевички».

Песня Солохи «Ой, как светит месяц» построена на украинской лирической песне. В «Русской пляске» цитируются две русские народные песни: свадебная «Не летай же ты сокол» и хороводная «Зеленое мое ты виноградье».
Опера примечательна тем, что открыла лирико-комический жанр в русской классике. Нет в оперном творчестве Чайковского более светлого оперного произведения. Поэтизация народной жизни в ее лирике и быту, в ее реальности и фантастике, предлагаемые Гоголем, оказались близки и Чайковскому. Привлекла и возможность отразить украинский колорит, неповторимость природы Украины, ее песенности, традиций, говора, обычаев. Целую россыпь народных жанров использует композитор в опере. Тут и задушевное ариозо — песня Оксаны «Цвела яблонька в садочке, цвела, да повяла», украинская дума — ария Вакулы «Слышит ли девица сердце твое…» из 1 к. III д. Картина вьюги с ее впечатляющей звукописью — свидетельство развернувшегося неистощимой выдумкой оркестрового мастерства композитора. Не менее ярко, чем быт украинской деревни, запечатлен в опере быт екатерининского Петербурга. Присуждение Чайковскому премии за «Кузнеца Вакулу» не приблизило постановку, которая состоялась лишь год спустя после этого события.

Состав исполнителей был неравноценным. По мнению рецензентов, артисты В.И.Рааб и Ф.П.Комиссаржевский, певшие Оксану и Вакулу, выступили неудачно, так как им оказалась далека жизнь украинской деревни. Хвалили А.А.Батурину — Солоху и особенно исполнителей характерных ролей И.А.Мельникова (Бес), О.А.Петрова (Голова) и Н.Г.Дервиза (псевдоним Энде) в роли Школьного учителя. Хотя сам Чайковский считал, что опера «торжественно провалилась», на самом деле она имела несомненный успех. Отзывы, правда, были самыми противоречивыми. Критик К.Геллер писал: «Вакула-кузнец» не более как попытка согласить симфонические требования с требованиями оперы, к бытовой картине Гоголя приноровить схоластические притязания ученого симфониста» («Биржевые ведомости», 29 ноября1876 г.). С одной стороны, Чайковского упрекали в том, что в музыке преобладает меланхолический характер, что, написав комическую оперу, Чайковский взялся не за свое дело. С другой стороны, В.В.Стасов вообще отказывал Чайковскому в таланте оперного композитора, считая его областью симфонический жанр. Г.А.Ларош отмечал «прекрасные мелодии, полные настроения и благородного изящества», но аккомпанемент счел слишком изощренным в гармоническом отношении («Голос», 2 декабря1876 г.). Это совпало с мнением самого Чайковского, который писал фон Мекк: «Я утомлял слушателя излишним обилием деталей, сложностью гармонии и отсутствием чувства меры в оркестровых эпизодах. Кроме того, я не умел дать отдохнуть слушателю: я давал ему сразу слишком много пряной музыкальной пищи… Стиль Вакулы не оперный, а симфонический и даже камерный».

Сценическая история «Вакулы» непродолжительна — в течение нескольких сезонов опера прошла в Мариинском театре 18 раз. На других сценах Чайковский ставить ее не разрешал.

Названная во второй редакции «Черевичками», опера «Кузнец Вакула» осталась прежней по основному тематическому материалу. Переделка была вызвана стремлением вызволить оперу «из реки забвения» (письмо 4 марта 1885 года). Опыт Чайковского, накопленный на протяжении десятилетия, разделявшего первую и вторую редакции, отразился в переделках. В основном редакция свелась к упрощению различных элементов музыкальной ткани. Лирическую сферу оперы углубляет введение так называемой вставной арии Вакулы «Слышит ли девица». А добавление песенки «Школьного учителя» и куплетов Светлейшего обогащают жанровую часть оперы.

Весьма заметны и изменения в хоровых эпизодах «Черевичек». Например, в хоровой колядке (№ 13) расширен по сравнению с первой редакцией состав хора. Здесь Чайковским использован опыт народно-обрядовых хоров опер Римского-Корсакова.

Приступая к переработке «Кузнеца Вакулы», Чайковский надеялся на скорую постановку. Однако намерение ее осуществить по разным причинам откладывалось, несмотря на твердые намерения директора императорских театров И.А.Всеволожского. В итоге были заказаны пышные декорации для петербургских сцен, новые — для деревенских. Спектакль был замыслен в духе grand opera. Сам композитор провел первые три премьерных спектакля в Большом театре (сезон 1886/87). Затем спектакль был передан дирижеру И.К.Альтани. Премьера вызвала противоречивые отклики. Чайковский как дирижер был признан «одушевлявшим исполнение одинаково на сцене и в оркестре». Примечательно, что почти все номера, вновь введенные композитором в «Черевички», имели успех у публики. Вместе с тем, сценическая судьба оперы сложилась не очень благоприятно. После первых спектаклей был перерыв в течение года. 15 февраля 1888 года «Черевички» были даны с участием знаменитых артистов Мариинского театра, супругов Фигнер (Медеи и Николая), гастролировавших в Москве, что придало спектаклю особый вес и принесло успех. Однако 6 марта 1888 года «Черевички» в утреннем спектакле прошли в последний раз на московской сцене. В Мариинском театре постановка оперы состоялась уже после смерти композитора в 1906 году.

Именно с премьеры оперы «Черевички » началась регулярная и систематическая деятельность Чайковского в качестве дирижера. А на память о его дебюте как оперного дирижера у него сохранился замечательный сувенир — серебряные туфельки — башмачки — черевички. На них выгравированы основные музыкальные темы главных действующих лиц оперы. Неизвестно, кем был преподнесен этот сувенир, но совершенно очевидно, что, хотя это и было сделано в день именин Чайковского, но было связано именно с премьерой оперы «Черевички». В настоящее время эти туфельки хранятся в Клинском музее, в кабинете-гостиной композитора.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1870 году дирекция Петербургского русского музыкального общества заказала А. Н. Серову оперу на сюжет «Ночи перед рождеством» Гоголя. Ввиду внезапной смерти композитора (1871) был объявлен конкурс имени Серова на сочинение названной оперы на либретто известного поэта Я. П. Полонского (1819-1898). Чайковский принял в конкурсе участие. Опера под названием «Кузнец Вакула» писалась с увлечением и через три месяца была закончена. В 1874 году жюри в составе крупнейших композиторов и авторитетных музыкантов - Н. А. Римского-Корсакова, Э. Ф. Направника, А. Г. Рубинштейна единогласно решило присудить Чайковскому сразу две премии - первую и вторую. Поставленная на сцене петербургского Мариинского театра 24 ноября (6 декабря) 1876 года, опера была тепло принята публикой. Однако требовательный к себе композитор спустя десять лет переработал ее и переименовал в «Черевички». Вторая редакция была дополнена новыми сценами, более развитыми стали музыкальные характеристики героев. Премьера, состоявшаяся в московском Большом театре 19 (31) января 1887 года, упрочила успех произведения. Дирижировал «Черевичками» автор, впервые вставший за дирижерский пульт. Интерес к произведениям Гоголя Чайковский испытывал на протяжении всей своей жизни, однако «Черевички» остались единственной его «гоголевской» оперой. На основе повести, поэтично рисующей жизнь украинского народа («Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в свет в 1831-1832 годах), Полонский написал удачное, по словам композитора, либретто, в котором значительно усилил лирическую линию, связанную с Оксаной и Вакулой, развил сцены Солохи с Бесом, местами же сохранил подлинный гоголевский текст.

МУЗЫКА

«Черевички» носят подзаголовок - «комико-фантастическая опера». На фоне красочных образов украинской природы и народного быта в ней развертывается трогательная история Оксаны и Вакулы. Эта история рассказана композитором с задушевным лиризмом и тонким юмором. «Черевички» - одна из немногих опер Чайковского, главные герои которой простые люди из народа и где большое место отведено бытовым сценам.

В увертюре даны музыкальные характеристики представителей реального и фантастического мира.

Первая картина первого акт а открывается песней Солохи «Ой, как светит месяц», в которой лирическое созерцание сменяется оживленной, бойкой пляской. Искрящаяся юмором сцена сговора Солохи с Бесом пронизана острыми танцевальными ритмами; ее вершиной является дуэт Солохи и Беса «Оседлаю помело», выдержанный в движении неистового галопа. Ария Беса «Гей вы, ветры буйные» напоминает таинственные древние заклинания. Картина завершается симфоническим эпизодом бури.

Задумчивое ариозо Оксаны в начале второй картины «Цвела яблонька в садочке» (подлинная народная украинская мелодия) передает изменчивые настроения девушки: задушевное обращение к портрету покойной матери сменяется лукавым кокетством. Признание Вакулы «О, что мне мать, что мне отец», полное любви и нежности, говорит о его решительности. Дуэт - ссора Оксаны и Вакулы - развертывается на фоне хора колядующих.

В первой картине второго акта в сцене Солохи с поклонниками каждый получает рельефную музыкальную характеристику (гопак у Беса, важные и степенные мелодии у Головы, церковные напевы у Школьного учителя, любовные мелодии у Солохи и Чуба). Нарочитая серьезность квинтета перепуганных гостей усиливает комизм положения. Контрастно звучит горестно тоскливое ариозо Вакулы «Ах, мне опостыл и дом родимый».

Сочной народной сценой начинается вторая картина . В основе хора - народная обрядовая песня-колядка; в средней части хора - лирическая песня, протяжная и задумчивая, контрастирующая с веселой пляской. Оркестр имитирует наигрыши народных инструментов. Песня Оксаны «Черевички невелички» проникнута задором и юношеским огнем. Картина завершается острой комедийной сценой (появление Головы, Школьного учителя и Чуба из мешков).

Оркестровое вступление к первой картине третьего акта рисует поэтичный зимний пейзаж. Ария-песня Вакулы «Слышит ли, девица, сердце твое» - трогательная, полная глубокого чувства дума. Музыка полета Вакулы и Беса использует мотив дуэта Беса и Солохи «Оседлаю помело» из первого акта.

В центре второй картины - хор запорожцев.

В третьей картине блестящий полонез и изящный менуэт в духе музыки XVIII века воссоздает обстановку придворного бала. Венчают картину русский танец и пляска запорожцев, напоминающая украинский казачок.

Четвертый акт начинается горестным плачем Солохи и Оксаны, близким к народным причитаниям. Жизнерадостный заключительный хор написан в характере светлой народной песни.

Комико-фантастическая опера в 4 действиях. Либретто по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» написано Я. Полонским.
Первое представление оперы (под названием «Кузнец Вакула») состоялось 24 ноября 1876 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. После переработки исполнена под новым названием «Черевички» 19 января 1887 года в Москве на сцене Большого театра; дирижер П. И. Чайковский.

Действующие лица:

  • Вакула, кузнец (тенор)
  • Солоха, мать Вакулы, ведьма (меццо-сопрано)
  • Бес из пекла, фантастическое лицо (баритон)
  • Чуб, пожилой казак (бас)
  • Оксана, дочь Чуба (сопрано)
  • Пан Голова, кум Чуба (бас)
  • Панас, кум Чуба (тенор)
  • Школьный учитель, из бурсаков (тенор)
  • Светлейший (баритон)
  • Церемониймейстер (бас)
  • Дежурный (тенор)
  • Старый запорожец (бас)
  • Леший (баритон)
  • Парубки, девчата, старики и старухи, гусляры, русалки, эхо, духи, придворные дамы и кавалеры, запорожцы и другие

Действие происходит в Диканьке на Украине и в Петербурге в конце XVIII века.

Первое действие

Первая картина. Канун рождества. В ясный зимний вечер вышла на пустынную улицу Диканьки мать кузнеца Вакулы - Солоха. По дородной вдове уже давно вздыхают богатый казак Чуб, Школьный учитель, Голова. Но на этот раз у Солохи не совсем обычное свидание: за ней ухаживает не кто иной, как Бес из пекла. Дело быстро идет на лад, и друзья сговариваются вместе прогулять ночку. У Беса - свои счеты с Вакулой: кузнец намалевал его в церкви в самом неприглядном виде. Догадливый Бес поднимает вьюгу, чтобы помешать встрече Вакулы с дочкой Чуба, пригожей Оксаной. Следуя за летящей верхом на помеле Солохой, Бес крадет по дороге месяц. Во внезапной тьме, среди крутящихся снежных вихрей появляются Чуб с приятелем. Они безуспешно ищут дорогу и направляются, наконец, на огонек щинка.

Вторая картина. Оксана у себя в хате наряжается, ожидая подруг. Входит Вакула. Неласково встречает его капризная красавица. Ей весело испытывать свою власть над статным кузнецом, доводить его до отчаяния и вдруг утешить словно невзначай кинутым ласковым словом. Для Вакулы же Оксана - самое дорогое существо на свете, за нее ему и жизнь отдать не жаль. Оксана не хочет слушать признания кузнеца. Чтобы подразнить его, девушка убегает. Только скрылась она в другой комнате, как является сильно подвыпивший Чуб. Не узнав хозяина дома, кузнец выгоняет его, и растерявшийся Чуб уходит, решив, что спьяна попал не в свою хату. Возвращается Оксана. Еще никогда не шутила она с Вакулой так зло. Только приход колядующих девушек и парубков прерывает ее недобрую игру. Но стоило Вакуле уйти, как жалость и невольный страх потерять его берут верх в душе Оксаны. И девушка сама не понимает себя: «люблю его, а мучу...»

Второе действие

Первая картина. Длится все та же ночь перед рождеством. Один за другим являются к Солохе ее поклонники - Бес, Голова, Школьный учитель из бурсаков и, наконец, Чуб. Каждый раз объяснение в любви прерывается появлением нового гостя, и Солоха вынуждена прятать незадачливых поклонников в мешки. Входит Вакула. Горько пожаловавшись на свою участь, он перекидывает мешки через плечо и рассеянно выносит их из хаты.

Вторая картина. Девушки и парни колядуют на улице. Среди них и Оксана. Веселье, шутки, смех. Появляется Вакула с мешками. Шаловливая Оксана при всех обещает выйти за кузнеца замуж, если он подарит ей такие же черевички, какие носит сама царица. Потрясенный насмешкой, Вакула кладет наземь тяжелые мешки и убегает, чтобы никогда больше не возвращаться. Из мешков, к общему изумлению, вылезают один за другим поклонники Солохи, полные негодования на коварную вдову.

Третье действие

Первая картина. Берег занесенной снегом речки, куда пришел топиться в проруби кузнец. Из последнего мешка, захваченного им с собою, выскальзывает Бес, решивший, что теперь Вакула в его руках. Но сметливый кузнец одерживает верх над недалеким Бесом. Оседлав его, он приказывает везти себя в Петербург, за царицыными черевичками.

Оркестровый эпизод между первой и второй картинами рисует фантастическую воздушную скачку Вакулы верхом на Бесе.

Вторая картина. Приемная во дворце. При содействии Беса Вакуле удается войти в доверие к посланцам от запорожского войска, ожидающим приема у Светлейшего (князя Потемкина). Они берут Вакулу с собой.

Третья картина. Пышный дворцовый зал. Торжественное шествие. Светлейший возвещает о новой славной победе русского оружия. На радостях Вакула выпрашивает для своей жинки черевички, какие носит сама царица, и пускается в обратный путь.

Четвертое действие

Утро в Диканьке. Народ толпится у опустелой кузницы. Плачут-причитают Солоха и Оксана по сыне и милом дружке, безвестно сгинувшем в эту ночь. Оксана всей душой полюбила кузнеца. Неожиданное появление Вакулы делает ее счастливой. И без черевичек готова она выйти за него замуж.

Чуб принимает сватовство кузнеца и мирится с ним. Народ славит Вакулу с Оксаной и желает им счастья на долгие годы.

История создания

В 1870 году дирекция Петербургского русского музыкального общества заказала А. Н. Серову оперу на сюжет «Ночи перед рождеством» Гоголя. Ввиду внезапной смерти композитора (1871) был объявлен конкурс имени Серова на сочинение названной оперы на либретто известного поэта Я. П. Полонского (1819-1898). Чайковский принял в конкурсе участие. Опера под названием «Кузнец Вакула» писалась с увлечением и через три месяца была закончена. В 1874 году жюри в составе крупнейших композиторов и авторитетных музыкантов - Н. А. Римского-Корсакова, Э. Ф. Направника, А. Г. Рубинштейна единогласно решило присудить Чайковскому сразу две премии - первую и вторую. Поставленная на сцене петербургского Мариинского театра 24 ноября (6 декабря) 1876 года, опера была тепло принята публикой. Однако требовательный к себе композитор спустя десять лет переработал ее и переименовал в «Черевички». Вторая редакция была дополнена новыми сценами, более развитыми стали музыкальные характеристики героев. Премьера, состоявшаяся в московском Большом театре 19 (31) января 1887 года, упрочила успех произведения. Дирижировал «Черевичками» автор, впервые вставший за дирижерский пульт. Интерес к произведениям Гоголя Чайковский испытывал на протяжении всей своей жизни, однако «Черевички» остались единственной его «гоголевской» оперой. На основе повести, поэтично рисующей жизнь украинского народа («Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в свет в 1831-1832 годах), Полонский написал удачное, по словам композитора, либретто, в котором значительно усилил лирическую линию, связанную с Оксаной и Вакулой, развил сцены Солохи с Бесом, местами же сохранил подлинный гоголевский текст.

Музыка

«Черевички» носят подзаголовок - «комико-фантастическая опера». На фоне красочных образов украинской природы и народного быта в ней развертывается трогательная история Оксаны и Вакулы. Эта история рассказана композитором с задушевным лиризмом и тонким юмором. «Черевички» - одна из немногих опер Чайковского, главные герои которой простые люди из народа и где большое место отведено бытовым сценам.

В увертюре даны музыкальные характеристики представителей реального и фантастического мира.

Первая картина первого акта открывается песней Солохи «Ой, как светит месяц», в которой лирическое созерцание сменяется оживленной, бойкой пляской. Искрящаяся юмором сцена сговора Солохи с Бесом пронизана острыми танцевальными ритмами; ее вершиной является дуэт Солохи и Беса «Оседлаю помело», выдержанный в движении неистового галопа. Ария Беса «Гей вы, ветры буйные» напоминает таинственные древние заклинания. Картина завершается симфоническим эпизодом бури.

Задумчивое ариозо Оксаны в начале второй картины «Цвела яблонька в садочке» (подлинная народная украинская мелодия) передает изменчивые настроения девушки: задушевное обращение к портрету покойной матери сменяется лукавым кокетством. Признание Вакулы «О, что мне мать, что мне отец», полное любви и нежности, говорит о его решительности. Дуэт - ссора Оксаны и Вакулы - развертывается на фоне хора колядующих.

В первой картине второго акта в сцене Солохи с поклонниками каждый получает рельефную музыкальную характеристику (гопак у Беса, важные и степенные мелодии у Головы, церковные напевы у Школьного учителя, любовные мелодии у Солохи и Чуба). Нарочитая серьезность квинтета перепуганных гостей усиливает комизм положения. Контрастно звучит горестно тоскливое ариозо Вакулы «Ах, мне опостыл и дом родимый».

Сочной народной сценой начинается вторая картина. В основе хора - народная обрядовая песня-колядка; в средней части хора - лирическая песня, протяжная и задумчивая, контрастирующая с веселой пляской. Оркестр имитирует наигрыши народных инструментов. Песня Оксаны «Черевички невелички» проникнута задором и юношеским огнем. Картина завершается острой комедийной сценой (появление Головы, Школьного учителя и Чуба из мешков).

Оркестровое вступление к первой картине третьего акта рисует поэтичный зимний пейзаж. Ария-песня Вакулы «Слышит ли, девица, сердце твое» - трогательная, полная глубокого чувства дума. Музыка полета Вакулы и Беса использует мотив дуэта Беса и Солохи «Оседлаю помело» из первого акта.

В центре второй картины - хор запорожцев.

В третьей картине блестящий полонез и изящный менуэт в духе музыки XVIII века воссоздает обстановку придворного бала. Венчают картину русский танец и пляска запорожцев, напоминающая украинский казачок.

Четвертый акт начинается горестным плачем Солохи и Оксаны, близким к народным причитаниям. Жизнерадостный заключительный хор написан в характере светлой народной песни.

М. Друскин

Еще до постановки «Опричника» композитор начинает думать о следующей опере - «Кузнец Вакула» по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (либретто Я. П. Полонского) (Как известно, либретто предназначалось первоначально для А. Н. Серова. В начале 1874 года РМО объявило конкурс на написание оперы на этот текст. Первая и единственная премия была присуждена Чайковскому.) , увлекшей его поэтичностью изображения народного быта, мягким незлобивым юмором в обрисовке простых людей из народа, сочетанием яркого жанрового колорита с наивной простодушной фантастикой, наконец, тем полным светлого воодушевления «лирическим разгулом», который находил в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Белинский. Написанная с необычайной быстротой, «на одном дыхании» (июнь - август 1874 года), опера оставалась всегда одним из любимейших автором произведений.

Для Чайковского, часто бывавшего на Украине, хорошо знавшего и любившего ее природу, быт, народные песни и игры, привлекательной была возможность широкого использования в опере элементов украинского фольклора. Музыка «Кузнеца Вакулы» насыщена песенными интонациями и ритмами народных плясок, нередко вызывая прямые непосредственные ассоциации с теми или иными образцами народного украинского творчества. Таковы и большие красочные народные картины (среди которых особенно выделяются сцена колядования и веселых игр молодежи во второй картине второго действия, а также хор кобзарей, славящих жениха и невесту, в финале оперы), и многие моменты в партиях отдельных действующих лиц. Вместе с тем Чайковский редко прибегает к «цитатному» использованию фольклорных образцов. Украинский исследователь отмечает только два таких примера: песня Солохи «Ой, как светит месяц ясный», основанная на лирической женской песне «Ой, колись були ярii пшениченьм, а тепер облоги» в городском варианте и заключительный славильный хор, в основу которого положена мелодия свадебной песни «Та не бiйся матiнко». Однако композитор не придерживается строго народного образца и свободно обращается с заимствованными мелодиями, внося в них мелодические и ритмические коррективы, порой довольно существенно изменяющие характер оригинала. Так, задушевно-лирическая мелодия свадебной песни в финальном хоре приобретает благодаря подобной «ретуши» торжественное эпическое звучание.

Чайковскому было чуждо всякое стилизаторство: слышанное и усвоенное становилось его личным творческим достоянием. Характерные народные обороты настолько органично входят в интонационный строй оперы, что выделить их из общего комплекса элементов, формирующих индивидуально своеобразную манеру высказывания композитора, бывает затруднительно. С этой точки зрения «Кузнец Вакула» значительно зрелее и стилистически выдержаннее «Воеводы» и «Опричника», в которых порой ощущается известная языковая разнородность.

Автора «Вакулы» упрекали в том, что он излишне «осерьезил» музыку оперы и придал веселому комическому сюжету элегически «ноющий» (За исключением Солохи и Беса все ноют: и Оксана, и Вакула, и Чуб, и Голова, и Дьяк.) характер. Ларош, высоко оценивший богатство оркестровых красок, мелодическую красоту и изящество вокальных партий в «Кузнеце Вакуле», вместе с тем находил, что композитор «слишком принял к сердцу судьбы и чувства действующих лиц», что его безудержный «лирический энтузиазм» «мешает зрителю смеяться над забавными фигурами, изображенными на сцене».

Упреки в отсутствии комизма и веселости в музыке «Кузнеца Вакулы» вряд ли можно считать справедливыми. Опера содержит ряд метко и удачно обрисованных комических эпизодов: например, сцены Солохи и ее неудачливых поклонников в первой картине второго действия (Римский-Корсаков в письме к Чайковскому отмечал эту сцену как одну из наиболее удачных в опере.) . Каждый из них получает образную музыкальную характеристику: важный, степенный Голова обрисован с помощью медлительно развертывающейся иронически-торжественной темы в октавном движении кларнетов и фаготов, в теме Дьяка (по требованию цензуры переименованного в Школьного учителя) остроумно пародируется гнусавое клиросное чтение. Комедийный элемент ярко выражен и в партиях Солохи и Беса с их бойкими плясовыми мелодиями народного склада.

Но особенно любовно и тщательно выписаны Чайковским образы двух молодых героев Оксаны и Вакулы, судьба которых искренно волновала композитора и принималась им близко к сердцу. Партии этих главных действующих лиц, насыщенные широким лирическим мелодизмом, содержат ряд выразительных эпизодов песенно-ариозного типа, в которых слышатся обороты, близкие украинской народной песенности. Оксана наиболее полно охарактеризована в большой арии из второй картины первого действия. Контраст двух разделов арии - задумчивого Andante sostenuto («Цвела яблонька в садочке...») с его мягкой ладовой переливчатостью, тонкими сменами мажорной и минорной окраски, и светлого радостного Allegro giusto («Нет, нет, нет, люди правду говорят...») - передает быструю и легкую смену настроения у юной своевольной красавицы. Дальнейшее развитие образа дано в диалогических сценах с Вакулой и в картине предрождественского гулянья, где Оксана запевает веселую задорную песню о черевичках, подхватываемую хором. Мелодика лирического песенного характера преобладает и в партии Вакулы.

Особый колорит опере Чайковского придает именно тесное переплетение серьезного и смешного, комического и трогательного, реального бытового и фантастического. Порой грань между этими элементами почти исчезает. Солоха - ведьма, общающаяся с нечистой силой, и в то же время простая деревенская баба, бойкая, разбитная, но не лишенная доброго материнского чувства. В начале последней картины она вместе с Оксаной причитает по исчезнувшему Вакуле, которого считает погибшим. Такая же обыденная фигура и Бес, в котором нет ничего сатанинского или демонического: «скорее, - замечает Асафьев, - он веселая маска из народной импровизированной комедии, „влюбленный скоморох“, которому не везет в его похождениях». Поэтому в его партии вполне уместны и буффонная скороговорка, и народные плясовые ритмы в духе гопака. Римского-Корсакова не удовлетворила сцена полета Беса с Солохой, музыка которой основана на теме подобного рода. Но в данном случае Чайковский остается верен Гоголю, который в веселом шутливом тоне описывает, как Бес хватает месяц и прячет его в карман, продолжая нашептывать своей спутнице «то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду».

Действие оперы развертывается на фоне ярких картин зимней природы. С замечательным оркестрово-колористическим мастерством написана симфоническая картина метели, основанная на широкой эпической теме заклинания Беса («Гей вы, ветры буйные»). Ларош отмечал «поэтическое искусство», с которым композитор передает ощущение стужи в сцене на берегу Днепра, куда приходит Вакула, отчаявшись завоевать сердце гордой дивчины. Уныло однообразные причитальные интонации хора русалок, сопровождаемые холодным звучанием деревянных духовых, вызывают ощущение жуткой мертвенной застылости (Этой картиной либреттист Я. П. Полонский заменил комическую сцену встречи Вакулы с Пацюком.).

Вопреки ожиданиям композитора постановка «Кузнеца Вакулы» в Мариинском театре в 1875 году успеха не имела. Размышляя о причинах холодного приема оперы публикой, Чайковский писал Танееву: «...в неуспехе оперы виноват я. Она слишком загружена подробностями, слишком густо инструментована, слишком бедна голосовыми эффектами». В письме к другому адресату он замечает, что недостаточно учитывал «условия сценичности и декоративности , свойственной оперному стилю»: «Опера вся сплошь страдает нагромождением, избытком деталей, утомительной хроматичностью гармоний, недостатком округленности и законченности отдельных номеров».

В 1885 году Чайковский вернулся к «Кузнецу Вакуле», подвергнув всю партитуру тщательному пересмотру. Внесенные композитором изменения сводились главным образом к облегчению оркестровой фактуры, особенно в речитативных эпизодах, и обогащению вокальных партий несколькими новыми номерами. Среди последних - песня-ариозо Вакулы в первой картине третьего действия «Слышит ли, девица, сердце твое», основанная на народной украинской мелодии, и комическая песенка Школьного учителя, в которой напускное удальство и залихватство соединяются с типично дьячковским унылым однообразием интонаций. В этом обновленном виде опера Чайковского, получившая новое название «Черевички», сохраняется в репертуаре музыкальных театров до наших дней.

Ю. Келдыш

Дискография:

Грампластинка - Мелодия. Дир. Мелик-Пашаев, Вакула (Нэлепп), Солоха (Антонова), Чуб (М. Михайлов), Оксана (Кругликова), Голова (Красовский), Бес (Ал. Иванов), Школьный учитель (Перегудов), Светлейший (Ан. Иванов).

2-я редакция оперы "Кузнец Вакула".
Комико-фантастическая опера в 4-х д. 8 к. Либретто Я.П.Полонского по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством".

Первое исполнение: 19 янв. 1887, Москва, Большой театр. Дирижер П.И.Чайковский. Режиссер А.И.Барцал. Художник К.Ф.Вальц. Действующие лица и исполнители: Вакула, кузнец - Д.А.Усатов; Солоха, мать Вакулы (ведьма) - А.В.Святловская; Бес из пекла, фантастическое лицо - Б.Б.Корсов; Чуб, пожилой казак - И.В.Матчинский; Оксана, дочь Чуба - М.Н.Климентова; Пан Голова, кум Чуба - В.С.Стрелецкий; Панас, кум Чуба - П.Н.Григорьев; Школьный учитель из бурсаков - А.М.Додонов; Светлейший - П.А.Хохлов; Церемониймейстер - Р.В.Василевский.

Для вставной арии Вакулы "Слышит ли, девица" взята первая половина украинской лирической песни "Ой, не пугай, пугаченьку".

Первая редакция оперы - "Кузнец Вакула".
Комическая опера в 3-х д. 8 к.

Либретто Я.П.Полонского по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством", op.14. Посвящена памяти великой княгини Елены Павловны.

Действие происходит в Диканьке на Украине и в Петербурге в конце XVIII века.
Создана Низы - июнь 1874, Москва - август 1874.

Первое исполнение фрагментов:

22 нояб. 1874, Москва, 2-е собрание РМО. Дирижер Н.Г.Рубинштейн. Увертюра; 20 ноября 1876 Петербург, 2-е собрание РМО. Дирижер Э.Ф.Направник. Танцы из д. III. Премьера оперы - 24 ноября 1876, Петербург, Мариинский театр. Дирижер Э.Ф.Направник. Режиссер Г.П.Кондратьев. Художники М.И.Бочаров, М.А.Шишков.

Действующие лица и исполнители: Вакула, кузнец - Ф.П.Комиссаржевский; Солоха - А.П.Бичурина; Чуб - И.В.Матчинский; Оксана - В.И.Рааб; Бес - И.А.Мельников; Школьный учитель - Н.Г.фон Дервиз; Голова - О.А.Петров; Панас - В.М.Васильев 2-й; Светлейший -Ф.И.Стравинский; Дежурный - П.Н.Дюжиков.

I д. 1 к.
Зимняя Диканька в лунную ночь. Слывущая ведьмой Солоха охотно принимает ухаживания Беса, с которым они договариваются полетать на помеле. Бес жаждет отомстить Вакуле, сыну Солохи, за то, что тот его намалевал так, что "инда черти хохочут сдуру". Вот он и решил нагнать бурю и тем самым задержать в доме Чуба, отца Оксаны, девушки, к которой Вакула неравнодушен, чтобы молодые не могли побыть в одиночестве. "Гей вы, ветры буйные, - заклинает Бес... С цепи морозной сорвитеся, по степи к морю неситеся!" Он мчится за оседлавшей помело Солохой и крадет месяц на небе. Однако никакая мгла не может остановить Чуба и его кума Панаса, задумавших посетить Дьяка и попробовать его знатной варенухи.

2 к.
Оксана любуется своим отражением в зеркальце. На все горячие признания пришедшего Вакулы капризная красавица отвечает насмешками. Вакула по недоразумению выпроваживает сбившегося с дороги Чуба из собственной избы, после чего Оксана и его гонит прочь, хотя ей и жаль его, "и разбирает смех".

II д.
В избе Солохи с ней любезничает Бес, они танцуют гопака под музыку бесенят, вылезших из щелей в облике сверчков и тараканов. Танец прерывается стуком в дверь. Входит Голова, и Бес вынужден спрятаться в мешок из-под угля. Потом та же ситуация повторяется с Дьяком, Чубом. последним входит Вакула. Не замечая тяжести мешков с незадачливыми поклонниками, он взваливает их на плечи и уносит в кузницу.

2 к.
Колядование молодежи в рождественскую ночь. Оксана при всех объявляет Вакуле, что пойдет за него замуж лишь в том случае, если он достанет ей такие сапожки, которые носит сама императрица. Вакула не в силах больше терпеть уколы любимой и решает утопиться. Он уносит с собой маленький мешок, в котором притаился Бес. Веселящаяся молодежь открывает оставшиеся мешки и с удивлением, с хохотом обнаруживают в них Голову, Чуба и Дьяка.

III д. 1 к.
Глухое место близ реки. Русалки подо льдом жалуются на холод. Вакула в тяжелом раздумьи. Неожиданно из принесенного им мешка выскакивает черт и требует, чтобы парубок отдал ему душу за Оксану. Но Вакула, изловчившись, оседлал черта и потребовал вести его в Петербург к царице за черевичками.

2 к.
Приемная во дворце. Вакула присоединяется к запорожцам, которые в этот день должны предстать перед царскими очами.

3 к.
В дворцовой зале звучит торжественный полонез. Светлейший объявляет о победе русских войск. Вакула, пользуясь случаем, выпрашивает себе царицыны черевички. После русской пляски и гопака гости удаляются смотреть придворную комедию. Вакула же верхом на черте устремляется в обратный путь.

4 к.
Утро Рождества. Благовест. Солоха с Оксаной оплакивают пропавшего Вакулу. Неожиданно появившийся Вакула, поддерживаемый молодежью, просит у Чуба руки дочери и на сей раз получает согласие. Оксана готова уже принять его и без привезенных черевичек. Все славят жениха и невесту.

Мысль написать эту оперу возникла у Чайковского в связи с объявленным Русским музыкальным обществом конкурсом на сочинение оперы по повести Гоголя "Ночь перед рождеством" по готовому либретто Я.П.Полонского. Оно было написано для А.Н.Серова, но, в связи со смертью последнего, осталось невостребованным. Чайковский увлекся работой и любил это свое детище всю жизнь. Партитура Чайковского была представлена на конкурс под девизом "Ars longa, vita brevis" ("Искусство вечно, жизнь коротка"). Она была признана авторитетным жюри лучшей и получила первую премию в 1500 руб. В 1885 г. Чайковский переделал оперу, 2-я редакция получила название "Черевички".

Песня Солохи "Ой, как светит месяц" построена на украинской лирической песне. В "Русской пляске" цитируются две русские народные песни: свадебная "Не летай же ты сокол" и хороводная "Зеленое мое ты виноградье".

Опера примечательна тем, что открыла лирико-комический жанр в русской классике. Нет в оперном творчестве Чайковского более светлого оперного произведения. Поэтизация народной жизни в ее лирике и быту, в ее реальности и фантастике, предлагаемые Гоголем, оказались близки и Чайковскому. Привлекла и возможность отразить украинский колорит, неповторимость природы Украины, ее песенности, традиций, говора, обычаев. Целую россыпь народных жанров использует композитор в опере. Тут и задушевное ариозо - песня Оксаны "Цвела яблонька в садочке, цвела, да повяла", украинская дума - ария Вакулы "Слышит ли девица сердце твое..." из 1 к. III д. Картина вьюги с ее впечатляющей звукописью - свидетельство развернувшегося неистощимой выдумкой оркестрового мастерства композитора. Не менее ярко, чем быт украинской деревни, запечатлен в опере быт екатерининского Петербурга. Присуждение Чайковскому премии за "Кузнеца Вакулу" не приблизило постановку, которая состоялась лишь год спустя после этого события.

Состав исполнителей был неравноценным. По мнению рецензентов, артисты В.И.Рааб и Ф.П.Комиссаржевский, певшие Оксану и Вакулу, выступили неудачно, так как им оказалась далека жизнь украинской деревни. Хвалили А.А.Батурину - Солоху и особенно исполнителей характерных ролей И.А.Мельникова (Бес), О.А.Петрова (Голова) и Н.Г.Дервиза (псевдоним Энде) в роли Школьного учителя. Хотя сам Чайковский считал, что опера "торжественно провалилась", на самом деле она имела несомненный успех. Отзывы, правда, были самыми противоречивыми. Критик К.Геллер писал: "Вакула-кузнец" не более как попытка согласить симфонические требования с требованиями оперы, к бытовой картине Гоголя приноровить схоластические притязания ученого симфониста" ("Биржевые ведомости", 29 ноября 1876 г.). С одной стороны, Чайковского упрекали в том, что в музыке преобладает меланхолический характер, что, написав комическую оперу, Чайковский взялся не за свое дело. С другой стороны, В.В.Стасов вообще отказывал Чайковскому в таланте оперного композитора, считая его областью симфонический жанр. Г.А.Ларош отмечал "прекрасные мелодии, полные настроения и благородного изящества", но аккомпанемент счел слишком изощренным в гармоническом отношении ("Голос", 2 декабря 1876 г.). Это совпало с мнением самого Чайковского, который писал фон Мекк : "Я утомлял слушателя излишним обилием деталей, сложностью гармонии и отсутствием чувства меры в оркестровых эпизодах. Кроме того, я не умел дать отдохнуть слушателю: я давал ему сразу слишком много пряной музыкальной пищи... Стиль Вакулы не оперный, а симфонический и даже камерный".

Сценическая история "Вакулы" непродолжительна - в течение нескольких сезонов опера прошла в Мариинском театре 18 раз. На других сценах Чайковский ставить ее не разрешал.

Названная во второй редакции "Черевичками", опера "Кузнец Вакула" осталась прежней по основному тематическому материалу. Переделка была вызвана стремлением вызволить оперу "из реки забвения" (письмо 4 марта 1885 года). Опыт Чайковского, накопленный на протяжении десятилетия, разделявшего первую и вторую редакции, отразился в переделках. В основном редакция свелась к упрощению различных элементов музыкальной ткани. Лирическую сферу оперы углубляет введение так называемой вставной арии Вакулы "Слышит ли девица". А добавление песенки "Школьного учителя" и куплетов Светлейшего обогащают жанровую часть оперы.

Весьма заметны и изменения в хоровых эпизодах "Черевичек". Например, в хоровой колядке (№ 13) расширен по сравнению с первой редакцией состав хора. Здесь Чайковским использован опыт народно-обрядовых хоров опер Римского-Корсакова .

Приступая к переработке "Кузнеца Вакулы", Чайковский надеялся на скорую постановку. Однако намерение ее осуществить по разным причинам откладывалось, несмотря на твердые намерения директора императорских театров И.А.Всеволожского. В итоге были заказаны пышные декорации для петербургских сцен, новые - для деревенских. Спектакль был замыслен в духе grand opera. Сам композитор провел первые три премьерных спектакля в Большом театре (сезон 1886/87). Затем спектакль был передан дирижеру И.К.Альтани. Премьера вызвала противоречивые отклики. Чайковский как дирижер был признан "одушевлявшим исполнение одинаково на сцене и в оркестре". Примечательно, что почти все номера, вновь введенные композитором в "Черевички", имели успех у публики. Вместе с тем, сценическая судьба оперы сложилась не очень благоприятно. После первых спектаклей был перерыв в течение года. 15 февраля 1888 года "Черевички" были даны с участием знаменитых артистов Мариинского театра, супругов Фигнер (Медеи и Николая), гастролировавших в Москве, что придало спектаклю особый вес и принесло успех. Однако 6 марта 1888 года "Черевички" в утреннем спектакле прошли в последний раз на московской сцене. В Мариинском театре постановка оперы состоялась уже после смерти композитора в 1906 году.

Именно с премьеры оперы "Черевички " началась регулярная и систематическая деятельность Чайковского в качестве дирижера. А на память о его дебюте как оперного дирижера у него сохранился замечательный сувенир - серебряные туфельки - башмачки - черевички. На них выгравированы основные музыкальные темы главных действующих лиц оперы. Неизвестно, кем был преподнесен этот сувенир, но совершенно очевидно, что, хотя это и было сделано в день именин Чайковского, но было связано именно с премьерой оперы "Черевички". В настоящее время эти туфельки хранятся в Клинском музее, в кабинете-гостиной композитора.

ЧЕРЕВИЧКИ

Опера в четырех актах (восьми картинах)

Либретто Я. П. Полонского

Действующие лица:

Вакула, кузнец

Солоха, мать Вакулы, ведьма

Бес из пекла, фантастическое лицо

Чуб, пожилой казак

Оксана, дочь Чуба

тенор

меццо‑сопрано

баритон

бас

сопрано

Панас

Пан Голова

кумовья Чуба

бас

тенор

Школьный учитель из бурсаков

Светлейший

Церемониймейстер

Дежурный

Старый запорожец

тенор

баритон

бас

тенор

бас

Парубки, дивчата, старики и старухи, гусляры, русалки, леший, эхо, духи, придворные дамы и кавалеры, запорожцы и др.

Действие происходит в Диканьке на Украине и в Петербурге в конце XVIII века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1870 году дирекция Петербургского русского музыкального общества заказала А. Н. Серову оперу на сюжет «Ночи перед рождеством» Гоголя. Ввиду внезапной смерти композитора (1871) был объявлен конкурс имени Серова на сочинение названной оперы на либретто известного поэта Я. П. Полонского (1819-1898). Чайковский принял в конкурсе участие. Опера под названием «Кузнец Вакула» писалась с увлечением и через три месяца была закончена. В 1874 году жюри в составе крупнейших композиторов и авторитетных музыкантов - Н. А. Римского-Корсакова , Э. Ф. Направника , А. Г. Рубинштейна единогласно решило присудить Чайковскому сразу две премии - первую и вторую. Поставленная на сцене петербургского Мариинского театра 24 ноября (6 декабря) 1876 года, опера была тепло принята публикой. Однако требовательный к себе композитор спустя десять лет переработал ее и переименовал в «Черевички». Вторая редакция была дополнена новыми сценами, более развитыми стали музыкальные характеристики героев. Премьера, состоявшаяся в московском Большом театре 19 (31) января 1887 года, упрочила успех произведения. Дирижировал «Черевичками» автор, впервые вставший за дирижерский пульт. Интерес к произведениям Гоголя Чайковский испытывал на протяжении всей своей жизни, однако «Черевички» остались единственной его «гоголевской» оперой. На основе повести, поэтично рисующей жизнь украинского народа («Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в свет в 1831-1832 годах), Полонский написал удачное, по словам композитора, либретто, в котором значительно усилил лирическую линию, связанную с Оксаной и Вакулой, развил сцены Солохи с Бесом, местами же сохранил подлинный гоголевский текст.

СЮЖЕТ

Кокетливая молодящаяся Солоха, слывущая в округе ведьмой, непрочь погулять в новогоднюю ночь. Своими желаниями она делится с ясным месяцем. Неожиданно подкрадывается ухаживающий за ней Бес. Он хочет отомстить кузнецу Вакуле, сыну Солохи, который в церкви так размалевал его фигуру, что даже черти смеялись в аду. Сегодня для мести представляется удобный случай. Вакула пойдет в новогодний вечер к своей возлюбленной Оксане, отец которой, Чуб, приглашен к дьяку на варенуху. А Бес тем временем похитит месяц и раздует вьюгу. Тогда Чуб останется дома и встретит Вакулу такими крепкими тумаками, что кузнец не напрасно помянет черта. Поднимается вьюга, меркнут звезды. Верхом на помеле вылетает из трубы Солоха, вслед за нею спешит Бес. А на земле в это время жизнь идет своим чередом: Панас и Чуб направляются в гости к дьяку, но, застигнутые врасплох метелью, решают отыскать шинок. Расчеты Беса не оправдались.

Празднично одетая Оксана кокетливо охорашивается перед зеркалом, любуясь своей красотой. Незаметно вошедший Вакула останавливается в восхищении. Не так просто завладеть ее сердцем. Тем временем Чуб, успевший посетить шинок, навеселе возвращается домой. Сделав вид, что в темноте не узнал Чуба, Вакула выпроваживает его за дверь. Оксана упрекает незадачливого кузнеца. Чтобы досадить Вакуле, она говорит, будто у нее есть другой возлюбленный. Удрученный кузнец уходит. Оксана сожалеет, что так жестоко дразнила Вакулу. Ее думы рассеивают веселые подруги и парубки, идущие колядовать, но она отказывается идти с ними. Оставшись одна, Оксана признается себе, что любит Вакулу.

Солоха и Бес вернулись из полета. Чтобы развлечься, они решают сплясать гопака. Пляс прерывается громким стуком в дверь. Солоха прячет Беса в мешок. Входит пан Голова, один из ее многочисленных поклонников. Беседа вновь прерывается стуком в дверь. Солоха прячет Голову в другой мешок и впускает Школьного учителя. Его назойливые ухаживания не имеют успеха; даже песенка, специально сочиненная для Солохи, не смягчает ее сердца. Но опять стучатся; гость в смятении. Солоха прячет Школьного учителя в последний свободный мешок. В хату входит Чуб. Ласково встречает Солоха желанного гостя. Однако неожиданно возвращается домой сын, Вакула. Не на шутку перепуганная Солоха предлагает Чубу влезть в тот самый мешок, где притаился Школьный учитель. Вошедшему Вакуле Солоха советует переночевать в кузнице. Тот соглашается, но хочет забрать с собой мешки, хотя поднять их не в силах. А ведь совсем недавно он гнул пятаки, ломал подковы руками; видно, тоска и безответная любовь вконец иссушили молодца. Упрямый кузнец не желает поддаваться кручине и вытаскивает мешки.

Молодежь колядует под окнами, звенит весельем рождественская ночь. К колядующим присоединяется Оксана. Проходит Вакула, нагруженный тяжелыми мешками. Смех и веселье усиливаются. У подруги Одарки Оксана замечает чудесные черевички. Вакула обещает ей достать такие же. Но Оксане этого недостаточно: она торжественно объявляет, что выйдет за него замуж не раньше, чем получит черевички - те, что носит сама царица. Вконец расстроенный Вакула уходит с маленьким заплечным мешком, в котором спрятался Бес. Остальные мешки остаются лежать у дороги, и молодежь устремляется к ним. Ко всеобщему удивлению, из мешков вылезают Чуб, Голова и Школьный учитель. «А славную сыграл я с вами шутку?» - говорит не растерявшийся Чуб под общий смех.

Зимняя ночь. Близ мельницы река, залитая лунным светом. Сюда забрел охваченный мрачными думами Вакула. Решив покончить с собой, он мысленно прощается с Оксаной. Внезапно из мешка выскакивает Бес и, оседлав Вакулу, требует, чтобы он отдал ему душу за Оксану. Но кузнецу удается перехитрить Беса. Сделав вид, что он расписывается кровью, Вакула хватает Беса за хвост и, в свою очередь, садится ему на спину. Напрасно Бес просит отпустить его. Вакула приказывает тотчас же лететь в Петербург к царице за черевичками.

Роскошная приемная в царском дворце. Появляются Вакула и Бес. Вакула присоединяется к запорожцам, ожидающим приема. Присутствующих приглашают в залу.

Дворцовый зал заполнен гостями. В танцах кружатся лары. Среди гостей - запорожцы и Вакула. Кузнец выпрашивает у царицы черевички, которые та милостиво дарит ему. Радость Вакулы безмерна.

Яркое солнце освещает площадь в Диканьке. Солоха и Оксана горько оплакивают Вакулу, исчезнувшего неизвестно куда. Его неожиданное появление вызывает всеобщую радость. Вакула при всем народе просит у Чуба прощения. Растроганный Чуб согласен выдать за него дочь. Девушка бросается к Вакуле, он преподносит ей черевички. «Не надо, не хочу, я и без них!» - говорит счастливая Оксана. Народ славит жениха и невесту.