Кто круче чеченцы или черкесы. Адыги и чеченцы

От редакции. "Русский журнал" публикует вторую часть беседы с писателем Германом Садулаевым . На этот раз мы поговорили с Германом Умаралиевичем о проблемах чеченцев, живущих внутри России.

Русский журнал: Вам принадлежит фраза «трудно быть чеченцем». Что значит быть чеченцем за пределами Чечни? Ведь, с одной стороны, СМИ постоянно ретранслируют информацию об участии молодых чеченцев в хулиганских конфликтах или криминальных преступлениях (от драки в лагере «Дон» до убийства А. Политковской), а с другой, многие крупные российские бизнесмены и федеральные политики подчеркивают свое чеченское происхождение.

Герман Садулаев: Прежде всего, уже по традиции хочу отметить, что я не чеченец. Это официально установлено и публично заявлено высшим должностным лицом соответствующего национально-государственного образования. Поэтому я не могу знать, что значит быть чеченцем – ни в самой Чечне, ни за её пределами. Действительно, большую часть сознательной жизни я провёл в духовно родном и близком мне городе Санкт-Петербурге, от чеченской идентичности во мне остались разве что некоторые атавизмы и лёгкий акцент. Книгу с провокационным названием «Я – чеченец!» мы с издателем, покойным Ильёй Кормильцевым, выпускали когда определение «чеченец» ещё звучало как приговор, и многие крупные российские бизнесмены и федеральные политики тщательно скрывали своё чеченское происхождение, даже меняли имена, фамилии и паспорта. В то время я называл себя чеченцем и отстаивал честь и достоинство этой народности перед стереотипными обвинениями в дикости, варварстве, врождённой склонности к преступлениям и прочей чуши. Теперь называться «чеченцем» - как бы привилегия, и многие крупные российские бизнесмены и федеральные чиновники вспомнили о своём чеченском происхождении. Я же со спокойным сердцем отказываюсь от этого высокого звания. Я человек левых убеждений, социалист, а потому противник всех и всяческих привилегий.

РЖ: Какую «чеченскую идентичность» пытается выстроить руководство Чеченской республики или чеченское общество, если можно так назвать ревнителей шариата? Учитывая негласное табу на межнациональные браки (в отличие от советского периода), мононациональность республики и высокий уровень исламизации? К чему приведет то, что Вы назвали модернизацией через архаизацию? Возможна ли в Чечне исламская демократия?

Г.С.: Исламская демократия в принципе возможна везде, в том числе и в Чечне, но дело в том, что такого вопроса в политической повестке дня для чеченского общества не стоит. Государственная форма, которая де-факто принята чеченским обществом – это национально-религиозная монархия. Видимо такая форма отвечает реальному уровню социально-политического развития этой народности. Вопрос о демократии если и будет включён в повестку дня, то очень и очень не скоро. Любых более или менее демократических правителей чеченское общество воспринимает как «слабых» и реагирует на демократизацию единственным способом – полным игнорированием государственной власти, дезорганизацией и самоуправством. Это печальный факт. Та чеченская идентичность, которую я знал и к которой имел отношение, была в большой степени советской или советизированной национальной идентичностью. В новой идентичности я ничего не понимаю. Это именно результат модернизации через архаизацию: причудливое смешение традиционных моделей поведения с радикальной трансформацией индивида и общества.

РЖ: В своей книге «Шалинский рейд» Вы пишете о том, что молодой человек, закончив университет, особенно в крупном городе, столице, возвращался в родные места и сразу получал высокий социальный статус, хорошую работу. Так ли это в современной Чечне, какие ценности прививает чеченское общество своей молодежи?

Г.С.: Это, конечно, не так. И не только в современной Чечне, но и во всей современной России. Ценность образования вообще и высшего образования в частности стремительно девальвировала. Никакой диплом не является больше гарантией никакого статуса. Мы поняли это ещё в 1991 году, я тогда был на 2-м курсе юрфака ЛГУ. Год назад будущее виделось определённым и обеспеченным, год спустя оказалось, что никакие дипломы не имеют никакого значения, значение имеют только одни бумажки – деньги – при этом не имеет никакого значения, как они получены. В современной Чечне чудовищная безработица. Найти работу по специальности выпускнику ВУЗа проблематично. Вопросы трудоустройства решаются не средним баллом в дипломе, а связями и деньгами. Ценности молодёжи прививаются очень хорошие: патриотизм, религиозность, следование законам государства, нравственность, трудолюбие, скромность. По местным телеканалам часами идут религиозные и нравственные проповеди. И в мечетях, и в школах, и на собраниях учат только хорошему. Да только дети, они не слушают, что говорят им взрослые, они смотрят, что эти взрослые делают, как старшие сами живут. И когда видят все эти дворцы и кавалькады из порше, когда видят, что взяточники и лжецы процветают, а честные люди живут в нищете, то делают выводы. Немногие, самые радикально настроенные, выбирают самый радикальный – и тупиковый – путь борьбы с окружающим лицемерием: становятся жертвами другой лжи, уходят «в лес». Большинство – приспосабливается к тому обществу, которое есть.

РЖ: Какие они – молодые чеченцы? В своих интервью Вы четко разводите молодых «беспредельщиков» - детей авторитетных родителей, которые «беспределят» (например, выезжая на автомобиле к Вечному огню) осознавая возможности родителей, и рядовых чеченских ребят, которые не имеют возможности выехать в другие регионы. Но если вспомнить ситуацию в лагере «Дон», в которой участвовала обычная чеченская молодежь, возникает ощущение, что молодые чеченцы в принципе являются носителями повышенного заряда агрессии и поклонниками «культа силы». Это отражение воинственного менталитета или результат милитаризации современной Чечни?

Г.С.: Я, знаете ли, не верю в «генетическую предрасположенность» к нравственному или безнравственному поведению. Байки об этом в лучшем случае – ненаучный бред, в худшем – расизм. Некоторым породам собак поколение за поколением отрезают хвосты, но щенки всё равно рождаются с хвостами. Приобретённые признаки не наследуются – это постулат науки. Чезаре Ломброзо больше века назад пытался доказать, что есть некий тип «врождённого преступника», которого можно определить по антропологическим признакам. Его теория не подтвердилась. Чеченцы, или аварцы, в силу «происхождения» не являются ни более, ни менее «агрессивными», или «свободолюбивыми», или «нравственными», или, наоборот, «распущенными», чем русские или осетины. Все подобные внешние социальные признаки приобретаются в процессе воспитания. Я полагаю, что современная чеченская молодёжь слишком часто ведёт себя за пределами республики недостойно. И причина этого – в плохом воспитании. То есть, на словах детям всё объясняют правильно, вот только собственным положительным примером нравоучения не подкрепляют. Молодёжь видит коррупцию, безнаказанность, безнравственность, вседозволенность властей и угнетение слабых, на молодёжь сильно действуют образцы поведения, транслируемые через современные средства массовой информации – спутниковое телевидение, интернет – основанные на культе силы и наслаждения; всё это входит в системное противоречие со строгой моралью традиционного общества и порождает «вывихи» сознания, а вслед за ними – неадекватность поведения. Я резко критиковал чеченское общество именно за такие «вывихи». Конечно же, «вывихнутое» сознание отреагировало на мою критику по собственной логике – была поднята масштабная кампания по очернению и дискредитации скромного меня. Какую только ложь ни громоздили, какие только обвинения не придумывали! Специально обученный андроид Нухажиев написал целый трактат «молот Садулаева». Даже удивительно, что столько внимания было уделено моей незначительной персоне. А потом была «Манежка», и официальным лицам пришлось публично признать, что проблемы есть, и их надо решать. И совсем недавно премьер-министр Путин на встрече с молодёжью в Кисловодске сказал практически то же самое, что год назад говорил я о недостатках нашего поведения. Но андроиды теперь почему-то молчат. Не возражают.

РЖ: Как вы относитесь к росту в последнее время внимания к «черкесскому вопросу»? Не напоминает ли усиленное внимание к Кавказской войне, поиск виноватых и жертв при одновременном признании «геноцида черкесов» Грузией возгонки националистических настроений в Чечне начала 1990-х гг.?

Г.С.: О, с черкесами отдельная длинная и интересная история. Я против определения царской российской политики на Кавказе как «геноцида черкесов». Вообще, так всё что угодно можно назвать геноцидом. Войны, как правило, велись на уничтожение, война сама по себе есть преступление против человечности, и никаких дополнительных ярлыков вроде «геноцида» не требуется. Есть понятие «этнической чистки» - она может быть и не связанной с войной. Но давайте тогда сначала определимся с ближайшими к нам событиями. В Чечне в 1991-94 проходила масштабная этническая чистка, уничтожение и изгнание русскоязычного населения. Исход продолжился и после. Не само собой получилось так, что из около 300 000 русскоязычных к настоящему времени в Чечне остались 3 000. Минус 99%. Где остальные? Власти говорят «они уехали». Конечно, русские уехали, подводная лодка «Курск» утонула. Всё случилось само собой. Около 297000 русских жили в Чечне, а сейчас они там не живут. По гораздо менее значимым поводам НАТО объявляет об этнических чистках и вводит войска. Так что давайте разберёмся, что это было, как, куда и почему «уехали» 297000 русских. Это было недавно. Это можно расследовать. Можно расследовать историю каждой семьи, почему она «уехала», и сколько русских «уехало» из Чечни сразу на тот свет. Вот что актуально по поводу этнических чисток на Кавказе. Актуальнее, чем ворошить дела прошлых веков, где мало было правды, мало гуманности, много зла и насилия – это понятно. Только не надо винить во всём «Россию» и тем более русских.

И ещё, кстати, вы, наверное, заметили, что большинство стереотипов, которые теперь российское сознание (и сами чеченцы, некоторые, недалёкие) приписывают чеченскому обществу (у каждого в подвале пара русских рабов, работать не умеют – только воевать, и т.д.) полностью основаны на достоверных исторических реалиях – только на реалиях из жизни не чеченского, а черкесского народа, и не в 20-21, а в 17-19 веках. А сами чеченцы в это время были в большинстве своём тихими забитыми тружениками, пахарями, кузнецами, скотоводами. Гнули спину на черкесских феодалов на равнине. Или страдали от скудости в «свободных», но голых и бедных горах. Только постепенно (и с помощью «проклятых русских») стали избавляться от черкесского ига, и – вот причуды истории – видимо, в виде психологической компенсации за века рабства и унижения, приписали себе качества и признаки своих бывших поработителей, а скоро и сами поверили в то, что никаких черкесов и не было, что они сами всегда были вот такими гордыми и свободными воинами-разбойниками, а ещё быстрее в это поверили русские, которые вообще не очень хорошо отличали черкесов от чеченов и прочих диких горцев.

Так что эта возгонка черкесского национализма сейчас бессмысленна и бесполезна. Великому адыгскому народу стоит заниматься культурным объединением всех своих ветвей, сохранением и развитием своей великой национальной культуры, а не расчёсывать исторические обиды. Иначе можно дойти и до «справедливого» требования вернуть черкесам их феодальные владения и рабов из всех окрестных народов.


«Мне, русской, начхать на вашу историю»

Сплетения «кавказского узла» третьей части цикла: 1. Грузия и горцы Кавказа: преданная любовь. 2. «Русский взгляд: Вашим народам просто не повезло оказаться в соседстве с Россией » ; 3.»Евреи здесь не живут? Непорядок, значит, скоро будут жить! Черкесы, русские и избранный народ»; 4. «Абхазы и чеченцы против русских? Абхазо-чечено-черкесо-русский клубок»;

Грузия и горцы Кавказа: преданная любовь.

Черкес:
Аджарии независимость! Армянскую автономию в Грузии! Менглелы не грузины. Независимую Менгрелию!

Черкес - Грузину:
То, что я сейчас напишу, читай очень внимательно! Когда восстановим Черкессию, мы вас уродов обязательно сотрём с лица земли. Ни одной мрази грузинской не оставим и нам без разницы, с кем вы будете и в состав какого военного блока. Вы мрази и есть причина русско-черкесской войны, и мы этого не забыли и никогда не забудем.

Черкес для Черкеса:
Мы это никогда не забудем. Но коллективной ответственности не бывает. Как в Библии сказано, кто старое вспомнит тому глаз вон. А кто забудет тому два.

Черкес для Черкеса и Грузина:
Тыл всегда должен быть защищённым и потому в первую очередь мы позаботимся о безопасности своего тыла а это значит что вас грузинских шалав за нашими спинами не должно быть.... Мы вас вырезать и убивать не будем, мы вас обратно в Персию отгоним как баранов и пусть ваши братья персы с вами разбираются

Черкес:
Грузинская армия сдалась в ЮО на 3-й день. Интересно сколько героических художественных фильмов снимут грузины по этой теме. Фильмы они умеют снимать это факт.

Мегрел - Черкесам:
Чтобы воровать, надо мозги и талант иметь, а вы только сухой кусок сулугуна занюхивать умеете, около дуба, бездари. во что превратили цветущий край. Бездельники, наркуши. представляю как русских тошнит от ваших рож, ничего, недолго осталось ждать и вас они порешат как ваших братков бульдыгов, правильно и сделают, флаг им в руки.

Черкес:
Сулугуни это бледная тень черкесского сыра.

Черкес для Грузина:
Абхазский и Осетинский проекты состоялись очередь за Мингрельским и Аджарским. Так что встретимся в Зугдиди и Батуми. Тем более в Батуми я 2 года прожил. Люди там хорошие, ненавидели вас, тбилисских. Мы им поможем.

Черкес - для Черкеса:
Грузия серьезно больна нацизмом весь XX в, просто максимум его внешних проявлений пришлись на 1990-2000-е гг. Ты им ничего не докажешь, ничего не объяснишь. По истории - у них до сих пор официально не разоблачена концепция Ингороквы. (Павле Ингороква (1893-1983) - выдающийся грузинский литературовед, историк и этнограф, внес огромный вклад в формирование современной грузинской государственности. Именно он сформулировал господствующую в грузинской мысли теорию грузинской нации и концепцию исторических границ Грузии. Признан в Грузии как один из лучших специалистов по классической грузинской литературе (в частности, расшифровал значение древне-грузинских певческих знаков) и истории грузинского средневековья. По некоторым сведениям - абазин по национальности. Входил в состав «Комиссии по установлению границ между Грузией и Абхазией» (в ее состав вошли К. Церетели, Д. Ониашвили, П. Ингороква и генерал Одишелидзе), созданной в июне 1918 г. в рамках « Договора между правительством Грузинской Демократической Республики и Абхазским Народным Советом». Сформулировал концепцию, согласно которой абхазы происходят от одного из грузинских племен, абхазы мигрировали на территорию Абхазии только в XVII веке, «спустившись с гор Северного Кавказа», а Абхазия - это исконно грузинская земля. Впервые его концепция была оглашена22 июня 1917 г. в докладе Павле Ингороква «О территории Грузии» на учредительном съезде Национально-демократической партии Грузии. На основании доклада Съезд постановил, что «территорию Грузии составляют провинции Картли, Кахети, Самцхе-Саатабаго, Имерети, Гурия, Менгрелия, Сванетия и Абхазия, составляющие объединенную многовековыми государственными, культурными и экономическими отношениями единицу». Эта формула являлась и является определяющей для руководства Грузии во все периоды ее государственности: при меньшевистском правительстве, в Советский период и после восстановления независимости. В законченном виде в приложении к Абхазии изложена в напечатанном в 1954-м г. на грузинском языке фундаментальном исследовании «Гиорги Мерчуле» (издание книги не разрешалось долгие годы). Выход книги вызвал в Абхазии массовые выступления протеста. С конца 1988 г. лидеры тогдашней грузинской оппозиции З. Гамсахурдиа, М. Костава, А. Бакрадзе на митингах и в периодической печати активно пропагандировали эту теорию, сделав ее обоснованием идеи «Грузия для грузин», с обретением независимости концепции Ингороквы стали идеологическим обоснованием вооруженных действий правительств Грузии против Абхазии. Идеи П. Ингороквы ныне широко распространены среди грузинской интеллигенции, ученых-историков и всего населения Грузии, их, так или иначе, разделяют сегодня почти все ведущие медиевисты Грузии. Похоронен в пантеоне выдающихся общественных деятелей в Дидубе, в Тбилиси. - Авраам Шмулевич). Нормальные грузины (а таких не мало, Слава Богу) конечно, признают, что так, как «школа Ингороквы», никто грузинскую историческую школу не скомпрометировал, но это практически официальная грузинская доктрина и 99% грузин будут с пеной у рта нести бред про «абхазов не абхазов» - не могут простить абхазам Абхазское царство и основание Кутатиса (Кутаиси). Когда грузины перестанут домогаться абхазов - тогда черкесы им будут лучшие братья, как и было не раз в истории. Но абхазов мы не сдадим никогда , как не сдали тогда, когда Россия вам, грузинам, летом и осенью 1992 г помогала по полной программе (о чем грузины предпочитают не вспоминать). У абхазов из родни есть только черкесы, а у черкесов только абхазы. Поэтому ради аутсайдеров типа грузин , даже когда-то любимых , мы кровную родню не предадим никогда.

Черкес для Грузина:
Зачем нам Тбилиси? Задай себе вопрос. Зачем? Если бы вы не начали войну в 1992, Кавказ был бы другим. Вы ответственны за все. Вы разрушили Кавказское единство и ввергли регион в геополитические игры. Здесь уже кто с кем. От ситуации зависит.

Горец для Черкеса:
Абсолютно точно - все народы Кавказа смотрели в 1980-е гг на Тбилиси как на символ Кавказской Мечты. А на рубеже 1980/90-х гг грузины своими руками уничтожили Кавказскую Мечту, сделав ставку на Грузинский нацизм. Теперь обратной дороги нет.

Черкес - Грузину:
На самом деле сегодня, когда два больных зуба у Грузии вырвали, дела должны пойти к лучшему. Все авантюры вылетят из головы. Российские пограничники обеспечат это безусловно. И власть в Тбилиси со скрипом, но займется проблемами страны. Главное, не упустить время. Пока еще есть интерес великих держав. Но я не уверен в адекватности власти в Тбилиси. Хотя в России все отмечают успешную борьбу с коррупцией. Думаю, если об этом говорят в России, видимо успехи впечатляющие.

Черкес:
Пусть Грузия осудит геноцид черкесов. Если Грузия признает независимость Абхазии и осудит геноцид и депортацию черкесов она откроит новую страницу во взаимоотношениях абхазо-черкесского и грузинского народов. Но, боюсь, нынешние грузинские власти не доросли до уровня Ильи Чавчавадзе осудившего геноцид и депортацию еще в 19 веке.

Грузин - Черкесу:
Абхазию не признает. Геноцид - обязательно и, наверное, в скором будущем.

Черкес - Мегрелу:
Если Грузия признает независимость Абхазии и осудит геноцид черкесов и вайнахов, на Кавказе произойдут глобальные перемены. Это откроет путь к подлинному примирению и решению всех проблем.

Мегрел:
Абрек, ты вообще историю Абхазии знаешь? Эгрисские земли это где? до Сухуми это апсуйцы, далее что не ваше видно и сейчас. поезжай и посмотри сам. только знай, пока твои продажные соплеменники у власти, а других они с русскими будут истреблять (как это делалось в войну 93-го), все пустая болтовня. А могли бы свою часть Абхазии заселить черкесами и мы признали бы. Что и предлагала Грузия все последнее время.

Абхаз - Мегрельцу:
Слущай дарагой, Грузия так долго пользовалась не принадлежащими ей землями от Сухуми до Псоу, так можно мы теперь попользуемся немношка эгрисскими землями, ну немножко, чут-чут, лет 200-300, а потом обратно отдадим.

Русский взгляд: Вашим народам просто не повезло оказаться в соседстве с Россией.

Русский:
Поговорим о черкесах. Вы огреблись по полной в Кавказскую войну, еще хотите? Тогда вас мало рассеяли, вы опять мутите? Так вот, бараны, мы всегда били всех, кто на русских нападал, побьем и в этот раз. Не проблема.

Русский:
Да скорей бы уже этот Кавказ потерять! Со всеми кавказцами! Сколько можно платить русской кровью и русскими деньгами...

Русский:
Да задолбал ты, Шмулевич, завтраками кормить. Когда же, наконец, КОГДА Россия потеряет Кавказ? Форсируйте события. Зае»али горногоблины со своими комплексами. Пшли нах из России!

Русский:
Разве это потеря?

Русский - Русскому:

«Разве это потеря?» Извините, если иметь в виду Сочи и Красную Поляну, то да.

Русский:
Эх, дал бы Бог, Россия взяла бы и потеряла Кавказ на самом деле.

Русский:
Как вы уже все надоели со своим геноцидом, русские были сильнее и умнее поэтому и завоевали от Балтики до Тихого океана, так же вели себя и англичане, испанцы - поэтому и создали великую белую цивилизацию - плодами которой сейчас все пользуются. Рано или поздно вы получите свою свободу как весь Кавказ - дальше что вы же не на что не способны, будете ходить с протянутой рукой по всему миру как бывшие республики СССР, и кроме как мытье туалетов больше ничего не умеете.

Русский - Чеченцу:

Если потребуется, и в Грозный приеду снова - это один из городов Федерации, рядовой городишко, основанный русскими. А еще лучше, если мы туда придем вновь с «миротворческой миссией») Блин, ну хоть бы Рамзан скорее мятеж начал! Надеюсь, впрочем (надежда умирает последней), что до мятежа дело не доведут и «бравых ичкерийцев» подрежут заранее. Почему надеюсь - ведут слишком нагло себя даже по отношению к «элите», а этого Кремль не прощает. За себя то они побеспокоятся всегда) Поэтому гонки в центре Москвы со стрельбой или зарубежный расстрел противников Кадырова могут быть восприняты как посягательство на святое))) Перебор. Пронина разве из-за Евсюкова сняли? Скорее повод, а причина - именно безнаказанность вайнахского автопробега в центре столицы, когда участников, попрессовав, отпустили. Теперь начнут ограничивать. Главное - чтобы жестко, иначе не понимают.

Русская:
Читала я эти ваши мужские споры, и так смешно стало. Я понимаю, что русские тут просто стебутся и прикалываются. Понимаете, вы, адыги, чеченцы, черкесы и прочие - малые народы. Мне, русской, начхать на вашу историю, на ваши потери, на якобы геноцид, потому что мы победили. И если надо, опять победим и устроим еще один геноцид. Вашим народам просто не повезло оказаться в соседстве с Россией . Пока Россия стоит вам ничего не светит. А Россия вечна, непоколебима, незыблема. Сильна ли Русь? Война, и мор, И бунт, и внешних бурь напор Ее, беснуясь, потрясали - Смотрите ж: все стоит она! А вкруг ее волненья пали - И Польши участь решена...

Интернационалист до 1991 г.:
Потомки разбойников и работорговцев хотят снова разбойничать и торговать рабами! Если Россия пойдёт на уступки, то потеряет не только Кавказ, но и сама потеряется. Поэтому никаких уступок. Ни шагу назад!

21 мая 1864 г. - это тоже наш День Победы. Отметим его, как подобает: помянём тех русских героев, которые отвоевали для России эти благодатные места, очистив их от дикарей. Слава России!

Русский:
Поговорим о недоумках-черкесах. Вы огреблись по полной в Кавказскую войну, еще хотите? Тогда вас мало рассеяли, вы опять мутите? Так вот, бараны, мы всегда били всех, кто на русских нападал, побьем и в этот раз. Не проблема. Хотите, чтобы и последние ошметки ваши исчезли? Тогда мутите под предводительством «добрых» евреев, они вас заведут куда надо. Это такие братцы. Вы, черкесы, живете, как хотите, никто не щимит вас, вы рубите лес, сколько вам влезет, продаете, обогащаетесь, никто вас ничего не говорит, но эта лавочка может легко быть прикрыта. Как только немного наши хлопцы врубятся, что этот лес и они могут так же продавать себе в прибыток. Да и луга ништяк, скот там хорошо пасти. Хотите всего этого халявного преимущества лишиться - тогда побольше пойте под еврейскую дудочку.

«Евреи здесь не живут? Непорядок, значит, скоро будут жить!»

Черкесы, русские и избранный народ.

Антисемитизм в русском интернет-пространстве зашкаливает. Авторы-русские интернет-форумов умудряются связать с евреями, конечно в отрицательном контексте, любую обсуждаемую тему: от полетов на Луну до ловли пескарей в реках Грузии. Ситуация в кавказском интернет-пространстве, в том числе и в «адыгнете», несколько иная. Накал страха иудейска среди народов Кавказа сильно отличается от русских (включая русские кавказские субэтносы - терских и кубанских казаков). Антисемитизм существенно заметен лишь у чеченцев. Среди черкесов антиизраильские и вообще антисемитские позиции занимают исламисты. Но антисемитизм, ненависть к Израилю становится общим, объединяющим дискурсом среди мирового исламизма, как бы отличительным признаком «вахаба».

Черкес:
Русский, в черкесском вопросе нет еврейского заговора и давайте прекращать постоянно везде виновными выставлять евреев. Ты считаешь, что евреи искусственно пытаются объединить адыгейцев черкесов и кабардинцев в нацию адыги? Если ты так считаешь, то ты ничего не соображаешь в черкесском вопросе... Между прочем своими публикациями Авраам Шмулевич вам русским даёт ценный совет не пытаться спрятать проблему, а решить побыстрей пока вы русские полностью и окончательно не потеряли весь Кавказ.

Черкес:
А можно огласить весь список кабмина в изгнании? А то не понятно кто есть кто. Я уверен что половина из них это родня шмуля!

Черкес - Черкесу:
Ты че антисемит что-ли? Это редкий зверь среди черкесов, не «вымирающий», а даже не «родившийся»)))))))) Я за всю жизнь третьего только встречаю - тебя))))))))

Черкес:
Правда мы здесь думаем что целесообразней будет возвратить Крым Одесу Херсон Поволжье и Астрахань с прилигающими территориями Еврейскому народу. Нам гораздо желаней иметь соседями евреский народ чем вас оккупантов и тем более ненадо будет от кого то огорожатся калючей проволкой и китайскими стенами

Мы уже жили по соседству с Хазарами и наши предки расказывают что это были спокойные и очень мирные времена и наши народы процветали:)

Казак из Сочи:
Всегда плохо пахнет, когда проблемную ситуацию между двумя народами пытается разруливать представитель третьего народа. Какое отношение жид Шмулевич имеет к русско-черкесским отношениям?

Черкес:
Мы, черкессы диаспоры, считаем что евреям на Ближнем Востоке не будет спокойствия, потому целесообразней им переселится с Израиля в Крым и образовать на этих территориях, которых я привёл, землю обетованную. Тем более что их в Одессе и Херсоне и в окрестностях живёт несколько миллионов. Если тебе известно то когда задумывали образовать Израиль, то рассматривали два варианта и одним из них был Крым и как я слышал Американцы уже проплачивали Совку большие деньги за Крымский полуостров но евреи выбрали Ближний Восток.

Русский - Черкесу:
Не живут в Одессе и Херсоне миллионы евреев, не пизди... Посмотри данные последней всеукраинской переписи, сколько на Хохляндии всего жидочков. Так что все еврейцы идут в Эфиопию, а лучше на Марс!

Черкес:
Не живут говоришь евреи миллионами в Одесе и Херсоне? Непорядок, значит, скоро будут жить!

Абхазы против Русских? Абхазо-чечено-черкесо-русский клубок.

Абхаз: Грузины, такие же, как русаки, на наши земли зарятся .

Абхаз - для Чеченца:
Ты меня войной не удивишь, мы тоже 15 лет воюем, и конца не видно, от кикелов еле отмахались, щас русаки на голову садятся. Во-вторых, ты нормально, без русских матов говорить не можешь, что ли? И что за чушь ты несешь про восточных кавказцев, которые воинственнее западных, вас просто в пять раз больше. Сравни: абхазов сто тысяч, а чеченцев сам знаешь сколько. Так что придет время, и мы все увидим, кто че стоит. Насчет не помогли чеченцам в войну: знаешь, абхазы до сих пор по этому поводу комплексуют. Но у нас свои причины были, мы сами воевали, и нас очень мало, все на счету. Будущее у нас будет, если мы будем действовать согласованно.

Чеченец - для Абхаза:
Ваша так называемая война была просто бандитской перестрелкой по сравнению с нашей, ето во 1х, во 2х нас тоже всего 1млн против всей рашки, 143млн, к тому же оружия у русаков помощнее чем у грузинов, на нас испробовали все оружие кроме ядерного. Ну а против вайнахов тут печатают ваши адыги, обвиняя нас в нелояльности к русакам, вот какие видите ли вайнахи, толко последнее чмо могло такое написать, с какого перепоя мы должны быть лояльны к русакам? или вы? за геноциды? или за неповторение етих геноцидов? Только у последнего ган..на будут такие мысли в голове, ну а воинственными западно-кавказцев не назовешь никак, единственно вы посмели выебнутся на грузин заранее спрятавшись за русаков, я не считаю ето воинственностью, когда вижу так называемого президента Абхазии и Кокойты, то невольно вспоминаю шакала из Маугли, который тоже на север уходил с Шерханом

Абхаз - Чеченцу:
Про президентов я на вашем месте с вашим Кадыровым молчал бы. А я могу сказать, и ты своими сообщениями подтвердишь, что основная масса восточных кавказцев непроходима тупа.

Абхаз - Абхазу:
Почему я должен все русакам простить и любить их. Нет, я их ненавижу так же как, кикелов, и желаю им всего плохого.

Абхаз - Русскому:
Вы все мясо пушечное и никто больше. Тут мне один парень со смехом рассказывал, как недавно сбил русских солдат, два трупа, двое калеки без ног. Так вот его наши менты приняли и сразу отпустили что за скот людей сажать. а солдаты эти раненые валялись в больнице безхозные для части своей они уже списанный материал. Держи! www.rg.ru/2009/04/29/reg-jugrossii/mirot vorcy-anons.html Вот скот. там еще сгладили не написано что пацана отпустили а че эму за скот сидеть.

Авраам Шмулевич - Очень характерна реакция русских, которые вдруг стали всячески пытаться выгородить абхазов. Еще интересная черточка: для абхаза естественно, что сельский парень ездит на своём мерсе, хоть мерс этот и «не ахти».

С моей же еврейской точки зрения наибольшего внимания и возмущения заслуживает то, что родственники убийцы «договорились» с командиром русских солдат, и тот не только не стал преследовать убийцу, но и просто бросил своих искалеченных солдат на произвол судьбы. У русских-националистов же этот факт не вызвал вообще никакой реакции, и не помешал им предаваться мечтаниям про «нормального командира», который должен «найти и похоронить».

Русский:
Все верно: Совок везде Совок, а номенклатура в Совке - везде номенклатура. В Абхазии просто у местных есть роды, да еще это воевавшие, вооруженные люди-победители - с такими лучше не беспредельничать властям открыто, и это единственный ограничитель, которого в других регионах Совка в основном нет.

Русский - Абахзу:
Вопрос не национальный, а социальный. Такого дерьма на «Мерсах» хватает по всей стране... «реальные пацаны», хозяева жизни. Таких бесполезно учить. Если в части был командир нормальный, единственный выход - самим найти и похоронить.

Абхаз - Русскому:
Как раз национальный. Если бы он абхазов сбил, ему был пиздец в прямом смысле. А так его привезли в отдел, приехали его родственники, договорились с командирами солдат . И пацана отпустили. А мерс у него тоже не ахти, и парень он сельский . Просто, когда вы сами к себе как к скоту относитесь все вокруг также и к вам относятся .

Статья "Чеченцы" (пер. Б. Скилотти) представляет из себя перевод с немецкого языка статьи путешественника по Кавказу М. Вагнера. М. Вагнер был напуган рассказами о чеченцах, и эта боязнь чеченцев наложила свой неприятный отпечаток на его статью. Ему мерещилось во взгляде чеченцев "неверность и стремление к убийству", он "по приглашению чеченцев в аул бы не последовал". Несмотря на все это, "Чеченцы" представляют историю. Ценность, тем более, что литературы о Чечне до сих пор почти никакой не было. "Чеченцы", написанные почти 80 лет тому назад, интересны для современного читателя, хотя в статье и имеются некоторые неправильные положения и ошибочные выводы, совершенно очевидные для советского человека. И только потому, что интересно почитать статью о Чечне и чеченцах иностранца- современника кавказской войны, настоящая статья помещена в предлагаемом сборнике. "Чеченцы" помещены в немецком сборнике "Кавказ и земля казаков с 1843 по 1846 ", Лейпциг, 1848 г

Как черкесы составляют на Западном Кавказе главное ядро русских врагов, вокруг которых группируются разные роды других мелких народностей- абхазцев, абихов, чигетов, эльбрусских татар (карачаевцев) и кабардинцев, так среди горских народностей Восточного Кавказа чеченцы стоят во главе сопротивляющихся нашествию северных завоевателей. Название "чеченцы" относится, собственно, к одному небольшому роду этого народа, который, однако, так выделился своей храбростью и энергией, что русские этим именем обозначают все народности, говорящие на одном наречии, которых, включая кистинцев и ингушей, насчитывается до 150 тысяч душ. Черкесы, татары и лезгины называют этот народ "мизчеги" (с. 187). Чрезвычайно суровое наречие чеченцев не имеет ничего общего с языком черкесов, лезгин, татар или осетин, хотя отдельные слова из разных горских наречий перешли и в чеченский язык. Клапрот раскрывает этот язык вследствие его строения, как совершено самостоятельный, но говорит вместе с тем, что чеченцы взяли много слов у соседей своих - аварцев. Относительно происхождения чеченцев еще существует самая глубокая тьма. Их считают древнейшими обитателями кавказского полуострова, которые сохранили первобытные обычаи и воинственный дух древних, и еще теперь, как во времена Эсхила, они "дикие толпы, страшные в шуме своих бряцающих мечей". Немецкому ученому, который в своей книге "Россия и черкесы" очень мало ценил силу сопротивления горских народов русскому мечу и скипетру, чеченцы дали блестящее опровержение. Наш знаменитый и обладающий проницательным взглядом географ Риттер оказался более правым, говоря: "Войны Тимура, Петра Великого и Надир-Шаха против народов восточного Кавказа показали, что области Дагестана и Лезгистана принадлежат к мировым изолированным крепостям, которые дают возможность их обитателям и защитникам противостоять самым знаменитым завоевателям". Чеченцы населяют прекрасную горную страну между высокой Кавказской альпийской цепью и Тереком; на востоке их область ограничена Койсу, а на западе перевалом, идущим из Владикавказа в Закавказье. Эта горная площадь богата прекрасными лесами и лугами, но земледелие дает в высоко лежащих долинах Чечни лишь небольшие урожаи; но все-таки время созревания хлебов самое важное для горных жителей, которые тогда обыкновенно держатся спокойно, пока хлеб не будет убран в безопасное место. Когда поздней осенью снопы с полей исчезли и быстрые воды Терека и Сунжи пали, тогда в казачьей линии все знают, что воинственный крик чеченцев недолго заставит себя ждать. Все пункты, лежащие в долине Терека от Владикавказа до Внезапной, подвергаются нападениям чеченцев. Владикавказ, Грозная, Гизель- Аул и Темир-хан-Шура являются в настоящее время главными операционными пунктами русских против чеченцев. В этих крепостях можно ежедневно встретить большое количество этих стройных дикарей. Как и черкесы, они посещают русские крепости большей частью для провождения времени, и русские, ожидающие от этих оживленных сношений со своими врагами хорошие результаты, позволяют им беспрепятственно посещать свои укрепленные места. Во Владикавказе - большом и важном пункте на Тереке - я в первый раз увидел большое количество чеченцев и, т.к. я только приехал с Кубани, где видел черкесов, то естественно, я сравнивал внешнее впечатление и вид, которые оба эти народа призвели на меня. Они играют на Кавказе одинаковую роль, но по языку и происхождению отличаются и до недавнего времени не имели сношений между собой. "Чеченцы, - писал я в своем дневнике во Владикавказе, - мне нравятся менее черкесов, с которыми они имеют общую стройность, смелую выдержку и орлиный нос, но не общее выражение физиономии. В лицах черкесских узденей господствует свободное, открытое, любознательное и немного дикое выражение, их поведение настолько рыцарское, что к ним нельзя относиться без симпатии. В более темноокрашенном лице чеченца существует, вместе с выражением большой энергии, какая-то угрюмая, неприятная черта: я видел здесь людей, во взгляде которых блестели неверность и стремление к убийству, которые меня пугали. Гостеприимство черкесского узденя я бы доверчиво принял, по приглашению чеченца в аул я бы не последовал. Лицо чеченцев немного длиннее и худее, нежели лицо черкесов, и борода у них менее обильна, нежели у других восточных народностей, например, турок и арабов. Одежда, кажется, у большинства кавказских народностей одинакова: узкие коричневые штаны и коричневое пальто с кожаным поясом и с разноцветными, пришитыми с обеих сторон груди, кусками материи для хранения патронов. Голову украшает кавказский тюрбан - большая шапка с разноцветным верхом и широким околышем из взлохмаченной длиной овчины, которая, падая на лоб, еще более увеличивает дикий и суровый вид горных жителей. Все носят длинный кинжал на поясе и длинное ружье, крепко прилегающее к спине. Некоторые молодые люди более богато одеты: они носят пальто, вытканное серебром, и великолепные кинжалы и шашки с серебряными рукоятками. Смотр войскам, который производил во Владикавказе генерал Балдинин, чеченцы, кабардинцы и осетины смотрели с большим интересом, так же, как и я рассматривал художественные фигуры кавказцев". Я привел этот отрывок из моей записной книжки неизменным, но согласен, что слышанные мною раньше рассказы русских военных о поступках и чертах черкесов и чеченцев, может быть, не остались без влияния на эту сравнительную оценку двух народов. Отзывы русских более благоприятны для жителей Западного Кавказа, нежели для жителей восточной горной полосы. Верность данному слову у них встречается реже, суровость с военнопленными больше и, кроме того, они воодушевлены таким религиозным фанатизмом, которого черкес не знает. Последняя черта особенно отличает западного кавказца от восточного горца. Если черкесы в последнее время немного больше о Коране думают, то это больше для того, чтобы увеличить ненависть и нелюбовь к христианам-русским, нежели из внутренних духовных побуждений... ... В то время, как у черкесов врожденная любовь к свободе и самостоятельности и, вместе с тем, некоторая надежда на грабеж и добычу составляют основную причину их сопротивления России, у чеченцев ненависть к русскому господству мотивируется больше их пылким религиозным фанатизмом. Все выдающиеся предводители чеченцев от шейха Мансура, который знал наизусть 20.000 религиозных стихов, до теперешнего главаря чеченцев-Шамиля, играющего роль пророка, чувствовали необходимость обосновать свою светскую власть на религиозном фанатизме, так же, как это делал марабут Абд- Эль-Кадер в Алжире. Этот религиозный фанатизм на Восточном Кавказе облегчает объединение различных по языку народностей под одним руководством и затрудняет ведение войны многочисленным русским войскам, войны, которая, благодаря геройской храбрости жителей и естественным условиям страны - "Мировая крепость народностей", еще нескоро закончится. Во время моего пребывания на берегах Терека и в высоких горах Кавказа я получил много интересных сведений о жизни и обычаях чеченцев. Особенно меня привлекали простые рассказы одного польского солдата, который больше года пробыл в плену среди чеченцев и почти в непосредственной близости от Шамиля, которому он служил рабом. Он не смог вынести жизнь в горах - суровый климат, плохое питание, - и воспользовался удобным случаем, чтобы бежать под знамена двуглавого орла, как ни мало симпатии, как поляк, он к ним ни чувствовал. Хотя он, по его уверениям, был взят в плен во время экспедиции генерала Граббе, но он рисковал получить наказание в 3.000 розог, - обыкновенное наказание для всех русских дезертиров на Кавказе - наказание равносильное мученической смерти, если кому-нибудь из более человечных офицеров не удавалось как-нибудь смягчить наказание. Только с большим трудом удалось бедному поляку избежать ужасной смерти, которая, по словам русских же офицеров, часто постигала невинных. По рассказам этого поляка и других спасшихся и обмененных пленных, описания жилья, обычаев и занятий черкесов, данные мною выше, можно почти полностью отнести к чеченцам. Но это совпадение не дает еще права заключить о родовом родстве, потому что образ жизни и занятий первобытных народов зависит от природы и климата их страны, а эти совпадают в этих двух странах вполне. Положение женщины у чеченцев и черкесов почти одинаково, но у первых продажи женщин в чужие страны не существует. Достойные доверия лица мне передавали, что чеченские женщины относятся благосклонно к иностранцу и они выказывают к пленным много жалости, насколько это позволяет ревность и недоверчивость их мужей. Не один русский пленный бежал из плена благодаря чеченкам, и вместе со своими освободительницами они приходили в русский лагерь. После всего узнанного мною о кавказской женщине, я могу сказать, что в них, помимо воинственного духа амазонки живет искра нежности и женственности. Возвращающихся победителей женщины и девушки встречают радостными выкликами и объятиями, о раненых заботятся с бескорыстной преданностью, и даже бедный военнопленный, благодаря добросердечному отношению со стороны женщины, находит утешение в своей несчастной судьбе. Поэт Пушкин в своем "Кавказском пленнике" верно схватил этот характер чеченской девушки, которая как голос "доброго гения" звучит над потоком и предупреждает казачьих девушек. Очень трудно для путешественника, даже если он собрал много фактов и выслушал много мнений, высказаться о судьбе народа, если он не изучит его при многолетнем пребывании среди него. Русские военные также не способны к верному суждению, потому что их наблюдения не обновляются постоянными новыми наблюдениями, а их ненависть к народу, защищающему так беззаветно и отчаянно свою свободу, - общеизвестна. С другой стороны, иностранцы, охваченные ненавистью к России и восхищением всей Европы перед храбростью и воинственностью русских врагов на Кавказе, еще менее способны к верному суждению... Чеченцы храбрый варварский народ, но заслуживают еще меньше, чем черкесы, того преувеличенного восхищения, с которым к ним относятся в некоторых странах Европы. Фанатизм, неверность, суровость не есть черты культурного народа. Другой вопрос: неужели восхищение лично народом - это симпатии к его делу? Можно решительно отвергнуть дикость какого-нибудь народа, но все-таки нужно спросить: "Но какое право имеют другие огнем и мечом этот свободный народ себе подчинять?" Кто знает судьбу армян в Турции или духоборов в России, тому не нужно других мотивов, чтобы объяснить заявление шейха Мансура англичанину Беллю: "Если Англия и Турция нас оставят, если все другие средства сопротивления будут истощены, тогда мы дома наши и имущество сожжем, наших жен и детей удушим и, отступая на наши скалы, умрем до последнего человека" (с. 193)

(В кн.: «О ТЕХ, КОГО НАЗЫВАЛИ АБРЕКАМИ». Сборник рассказов, повестей, легенд, сказок, стихотворений и социально-экономических очерков о Чечне и чеченцах. Грозный, 1927)

Конфликты как в Пугачеве происходят на юге России давно

События в Пугачёве вызывали в социальных сетях и блогосфере дискуссии на тему о том, что соседство с чеченцами головная боль не только для русских, но и для других коренных народов Северного Кавказа. И конфликты как в Пугачеве происходят на юге России давно.

Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин прокомментировал агентству межнациональное противостояние в Нальчике в 2005-м году и роль черкесов на Северном Кавказе.

Эта информация, - крайне неординарная, - многое разъясняет. А потому, на мой взгляд, крайне полезна для понимания реальных раскладов на российском Кавказе. Тем паче, что линк на этот материал прислал мне и подтвердил своим словом (дескать, своими глазами наблюдал) давний и очень уважаемый читатель-кабардинец, то есть, черкес, - чье ручательство значит для меня более чем много. Так что, безо всяких сомнений рекомендую, а заодно, пользуясь случаем, хочу кое-что уточнить.

На самом деле, мне следовало, конечно, больше уделять внимание и народам Кавказа в своих комментариях. Хотя бы ради того, чтобы мои читатели были в курсе той простой истины, что все эти многочисленные народы вовсе не ЛКН (лица кавказской национальности) на одно лицо, но очень и очень разные. По всем параметрам. И различие между некоторыми не то даже, что между баварцем и пруссаком или испанцем и каталонцем, а не меньшие, нежели, скажем, между баском и вьетом. В том числе, и в смысле отношения к России и с Россией. Если та же Чечня комплиментарна русским и России не была никогда (есть на то разные причины), то уже народы Дагестана восприняли приход новых соседей на свою землю очень по-разному, а про осетин и говорить нечего.

С черкесами же (или, как сами они обобщенно говорят, "адыгэ") и вовсе интересно. Этот многочисленный (а когда-то и очень многочисленный) и социально развитый (степень формализации феодализма и его этики сложнее японской, на которую весьма похож) народ кооперировался с русскими с незапамятных времен. Как минимум, с тех (хотя, скорее, еще раньше), когда князь Мстислав, победив касожского рикса Рэдэда , включил его дружину в свою и отвоевал у братоубийцы Ярослава вотчину, включая Чернигов, в награду выделив кавказским витязям, - родоначальникам множества знатных русских фамилий, - земли под поселение (кстати, в частности, и там где нынче стоят Черкассы). И потом кооперация не прекращалась. Настолько, что для православных князей (а потом и царей), считавших западных монархов себе не ровней, браки с черкешенками считались равнородными (вспомним хоть царицу Марию Темрюковну, во девичестве - кабардинскую княжну Кученей). И знатные черкесы, выселившись в Москву, органично вливались в московскую элиту, получая титулы и честно, не на жизнь, а на смерть служа России в самых разных ведомствах, с самого же начала воспринимаясь не как "понаехавшие", но как свои.

Эта схема сбоев не давала. Ни разу. Даже когда черкесы приняли ислам и связи ослабли. Сложности начались только под конец XVIII века, когда Стамбул реализовал масштабный проект массовой исламизации Северо-Западного Кавказа, а затем в Большую Игру включились, -раз , два , - "тихие англичане". Да и объективные причины, именуемые плодородными землями, имели место. Так что, война, начавшись, вышла жестокой и завершилась эмиграцией тех кланов и племен, вожди которых сочли, что в Турции, куда активно зазывали, им будет лучше. Лучше, однако, карта легла как раз у тех, кто остался в России, и (в отличие от той же Чечни) после заключения мира черкесы служили Империи, - благо, та договоры соблюдала, - верой и правдой (кстати, посмотрите на картинку, где этот факт отражен и обратите внимание: всадники хоть и мусульмане, но на знамени их - православный крест). И даже много позже, когда "индейцам" пришлось ответить по-крупному, к черкесам у Иосифа Виссарионовича претензий не было.

Так вот, мой читатель-кабардинец, о котором сказано выше, будучи человеком, помимо всего прочего, ироничным, обожает изредка подразнить "хватиткормителей", - не всех, конечно, а из числа тех, у кого, в рамках пунктика, извилины кипят, - разъясняя им, что следует разбираться в реалиях Кавказа хоть сколько-то. Потому что, не разбираясь вовсе, можно допрыгаться до потери Краснодара (с краем), Ставрополя (тоже с краем), еще чего-то и сосать лапу, окопавшись в Таганроге с Азовом. В ответ же на немедленно вспыхивающие заполошные вопли про "всех под корень", "рррраздавим-сокрррушим" и насчет белого фосфора мягко и ненавязчиво разъясняет некоторые элементарные вещи.

Например, что ежели к власти таки придут придурки, которым окажется по силам сделать черкесов не комплиментарными России (а это очень трудно, но можно, потому что людям не нравится, когда зверьки считают их зверьками), последствия будут такими, каких оппоненты, о войне знающие только по веселым картинкам, даже представить не могут. А стоило бы. По той простой причине, что, в отличие от тех же вайнахов и некоторых народов Дагестана, разборки с которыми, как бы жестока ни была и как бы ни помогали всяческим "имаратам" шейхи залива, не может подняться выше уровня "индейских войн", черкесов в мире очень много : до 9 миллионов, включая утративших язык, традиции и даже религию, но не самосознание. И более того, они не далеко "дети подземелья": счет офицерам всех рангов разных армий, министров, мультимиллионеров, журналистов англо-, франко- и туркоязычных, модных интеллектуалов и так далее счет идет на многие тысячи.

Так что, ежели придурки своего добьются, столкнуться придется не с "трактористами", еле-еле спустившимися с гор, а с (диаспора отреагирует мгновенно) сотнями "инструкторов", имеющих дипломы Вест-Пойнта, Сен-Сира и Академии Ататюрка, практически неисчерпаемым потоком добровольцев с опытом службы в регулярных армиях и отлаженным, прижившимся в самых верхах лобби самых разных стран на всех пяти континентах. Не говоря уж о том, что ни в финансовой подпитке, ни в поставках самого вкусного оружия нужды не будет, а вспышка в черкесских регионах взорвет Кавказа (а вслед за тем, по принципу домино, и не только Кавказа, куда круче, чем любые события в Чечне или Дагестане, ибо чеченцев недолюбливают и побаиваются, голос малых народов Дагестана не очень слышат, зато мнение черкесов чтут.

В общем, все проще некуда. Пока черкесы традиционно лояльны России и русским, Кавказ не превратится в язву, которую нельзя залечить. Это, кстати, прекрасно понимают и в Лондоне, и в Вашингтоне, в Анкаре, где проект "Великая Черкесия" раскручивается уже давно, умело и очень, очень целенаправленно , но, по счастью, до сих пор безо всякого реального успеха. Благо, подавляющее большинство черкесов не идиоты, сознают, во что их хотят втравить и активно (как бы кто ни пытался) не втравливаются. Думаю, тем, кто об этом не знает, следует знать, тем, кто знает, но не думает, - если еще способен, - думать, а тем, кто думать не способен вовсе, по крайней мере, зарубить на своих истинно арийских носах. Мне же, наверное, все-таки стоит, пересилив себя, вновь пойти в народ с ликбезами. Ибо ученье свет, знание сила, а мы в ответе за тех, кого приручили...