Крест с перевернутым полумесяцем. Полумесяц на православном кресте: объяснение символа

Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 6 класс. История Средних веков. § 10

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

Из речи папы римского Урбана II на Клермонском соборе 1095 года

«Иерусалим есть пуп (центр) Земли!.. Реки там текут молоком и мёдом, это край плодороднейший – второй рай… Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите её себе<...> спасите братьев, проживающих на востоке!.. Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат!.. Тому, кто положит свою жизнь в битве, будут отпущены все грехи!»

Есть ли в тексте фразы, которые говорят об освободительных целях крестоносцев?

О захватнических целях?

Слайд 3

  • КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ – ЭТО ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЛИ ЗАВОЕВАНИЕ?
  • ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!
  • Слайд 4

    ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

    Необходимый уровень. Подпиши названия цивилизаций под их символами. Укажи (номерами) принадлежность достижения.

    1. _____________________

    2._____________________

    Слайд 5

    • Необходимый уровень.С помощью стрелок соедини понятия с их определениями.
    • Повышенный уровень. Впиши в первую колонку недостающее понятие.
  • Слайд 6

    ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

    1. «Освободить Гроб Господень!»

    2. Крест против полумесяца!

    3. Финал Крестовых походов

    Слайд 7

    «ОСВОБОДИТЬ ГРОБ ГОСПОДЕНЬ!»

    Повышенный уровень. Используя карту и текст учебника, заполни таблицу «Крестовые походы».

    Слайд 8

    Необходимый уровень. Какие причины, на твой взгляд, побуждали европейцев идти в Крестовые походы?

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    Слайд 9

    КРЕСТ ПРОТИВ ПОЛУМЕСЯЦА!

    Повышенный уровень. Проанализируй высказывания крестоносцев и арабов (с.128), объясни, чем они могли быть вызваны.

    • Рыцарь-тамплиер (слева) и рыцарь-госпитальер (справа)
    • Войско Саладина
  • Слайд 10

    • Как ты думаешь, почему первым крестоносцам удалось достичь своих целей?
    • На твой взгляд, какие христианские заповеди нарушали сами крестоносцы?
  • Слайд 11

    ФИНАЛ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

    Максимальный уровень. Какие причины, на твой взгляд, не позволили крестоносцам удержать за собой Святую землю?

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    Слайд 12

    Сравни результаты Первого и Четвёртого крестовых походов.

    Тема урока: «Полумесяц против креста »

    1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии.

    2. Возникновение Османской державы.

    3. Византия в поисках союзников. Церковная уния.

    4. Падение Константинополя. «Византия после Византии».

    1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии. Вспомните, какие завоеватели в ХI в. напали с востока на Византийскую империю, отвоевав у нее Малую Азию. Как отразились на судьбе Византии Крестовые походы? Византия возродилась как государство в 1261 году, но теперь она и не могла мечтать о своём былом могуществе. Империя Палеологов, управлявших Византией на протяжении последних двух столетий её существования, безвозвратно уступила гегемонию на Балканах Сербии и Болгарии.

    Усиление соседних славянских государств ослабляли империю ромеев. Эпидемия чумы уничтожила в Византии треть населения, страна была ослаблена народными восстаниями, междоусобицами, борьбой за престол. В то же время на востоке усиливались турки-османы.

    2. Возникновение Османской державы. В конце XIII в. в Малой Азии зародилось государство, заселённое турками. Первым его правителем был Осман. Именно поэтому народ этого государства получил наименование турок-османов. Впоследствии правитель Османского государства назывался султаном. Турки вели успешные войны против слабеющей Византии. Им удалось создать сильную конницу и артиллерию. С покорённых христиан, помимо подушной подати, османы собирали своего рода «живой налог». Здоровых и сильных мальчиков отнимали у родителей, распределяли по турецким семьям и воспитывали в духе ненависти к христианству, фанатичной преданности исламу и лично султану. Самые способные из них становились чиновниками, а остальные – янычарами (от турецких слов «ени чери» — новое войско); они составляли наиболее боеспособную часть османского войска. Такая практика позволяла османам постоянно увеличивать свои силы за счёт покорённых народов. В результате их войско обычно имело значительное численное преимущество (нередко в 2-3 раза). К концу XIV в. они покорили всю Болгарию, а в 1389 году разгромили Сербию на Косовом поле и присоединили к своим владениям.

    Почему Османское государство, сначала маленькое и ограниченное в своих ресурсах, быстро усиливалось? Противоречия между его врагами. Очень хорошо продуманной организации армии и государства.

    Что могла предпринять Европа для того, чтобы обезопасить себя от возможного турецкого вторжения? (Начать крестовый поход.) В 1396 году папа провозгласил крестовый поход на турок.

    Крестовый поход потерпел неудачу. Рыцари были разгромлены в битве при Никополе. Однако турецкое продвижение на Запад было остановлено восточным завоевателем Тамерланом. Он в 1402 году разгромил турецкого султана Баязида I. Это заставило османов отложить свои завоевательные походы на 50 лет. В это время Византия пыталась найти соглашение с католическим миром.

    3. Византия в поисках союзников. Церковная уния. Василевсы пытались добиться от Западной Европы более существенной помощи. Ради этого они даже готовы были согласиться на церковную унию (то есть объединение) с католиками. Унию приняли на соборе, проходившем в 1438-1439 годах в итальянских городах Феррара и Флоренция. Почти все разногласия были решены в пользу Рима, поэтому бо льшая часть православных в Византии и за её пределами не приняла унии. Вражда сторонников и противников унии ещё более ослабила Византию. А военная помощь Запада оказалась очень ограниченной. Очередное войско крестоносцев было разбито в 1444 году под Варной, после чего Византия осталась с Османской империей один на один.

    Помогло или помешало Византии заключение унии? Уния, не обеспечив Византии реальной помощи Запада, в то же время расколола византийское общество и тем самым ослабила его возможность сопротивляться туркам.

    Да и кто в Европе мог бы в тот момент прийти на помощь Византии? Папа римский? Но он почти не имел собственных войск и мог выступить лишь организатором. Короли Англии и Франции? Но оба государства были истощены Столетней войной. Германский император? Но, несмотря на громкий титул, его ресурсы были слишком ограничены, чтобы собрать необходимое войско. Пиренейские государи были заняты внутренними распрями и (в случае с Кастилией) борьбой с Гранадским эмиратом. Венецианцы и генуэзцы, располагавшие сильным флотом и деньгами, не хотели ссориться с султаном, рассчитывая вести в его владениях выгодную торговлю. Византия и не могла получить значительной помощи.

    4. Падение Константинополя. «Византия после Византии». Султан Мехмед II Завоеватель, только вступив на престол, немедленно начал подготовку к завоеванию Константинополя. В апреле 1453 года огромное турецкое войско, насчитывавшее около 150 000 человек, начало осаду Константинополя. С моря город был блокирован сильным флотом. Константинополь считался неприступным, и на Западе, узнав об осаде, не торопились с помощью, рассчитывая, что город продержится много месяцев. Однако оскудевшая Византия в решающий момент не смогла собрать большого войска.

    Осаждённые мужественно защищались, но их силы таяли. Султан постоянно бросал в бой свежие войска, а немногочисленные защитники не могли отдохнуть ни днём, ни ночью. 29 мая начался решающий штурм. Дважды осаждённые из последних сил отбивали атаки врага, но на третий раз турки всё же ворвались в город. Василевс Константин XI погиб с оружием в руках. К вечеру султан вступил в покорённый и уже разграбленный город. Отныне он мог считать себя не только султаном, но и наследником и правителем древней Римской империи. Константинополь, переименованный в Стамбул, вскоре стал столицей Османской империи. Многие защитники города и мирные жители погибли, ещё больше было продано в рабство. Собор Святой Софии стал мечетью. Полумесяц, символ ислама, возобладал над христианским крестом.

    Падение Византии и отсутствие помощи Запада предрешили судьбу тех частей Балканского полуострова, которые ещё сохраняли независимость: не прошло и 15 лет, как все они попали под власть турок.

    Падение тысячелетней Византийской империи произвело ошеломляющее впечатление на современников. Не случайно некоторые историки считают 1453 год концом эпохи Средневековья. С их точки зрения, Средневековье началось с падения Западной Римской империи, а закончилось падением Восточной Римской империи.

    Давайте почитаем отрывки из воспоминаний современников.

    У историков даже есть понятие: «Византия после Византии». Как вы думаете, что это значит? Многие греки должны были покинуть родину и переехать в другие христианские страны, причем как в православные, так и в католические, и что их деятельность на новых местах должна была сыграть немаловажную роль.

    Многие греки поселились в Италии, внеся немалую лепту в расцвет итальянской культуры того времени. А другие перебрались в Россию, где их таланты обогатили русскую культуру.

    После гибели Византии Россия осталась единственным крупным православным государством, наследницей Византии. Символическим воплощением этой преемственности стал брак русского государя Ивана III и племянницы последнего императора – Зои Палеолог (на Руси её называли Софьей). Герб Палеологов – двуглавый орёл – стал российским гербом.

    Христианство вело крестовые походы против мавров в Испании и мусульман в Сицилии незадолго до начала крестовых походов в Святую Землю. Западные крестовые походы ставили целью изгнать мусульман с территории, захваченной ими в Западной Европе. Крестовые походы в Палестину - восточная и самая большая составляющая в движении крестоносцев против мусульман - имели целью вновь взять власть над Палестиной и освободить ее от жестокого владычества мусульманских турок-сельджуков. Все движение можно охарактеризовать как священную войну духовных сил западной части христианства против врагов креста. Уже в 1074 году Григорий VII призвал к крестовому походу против мусульман в Палестине, которые угрожали Византийской империи и расправлялись с паломниками, однако борьба с Генрихом IV против светской инвеституры не дала Григорию возможности положить начало крестовым походам.

    1.1. Причины крестовых походов

    Следует постоянно помнить, что, хотя крестовые походы и преследовали экономический или политический интерес, самое главное побуждение к ним было религиозное. Турки-сельджуки, которые сменили арабов, были еще более фанатичными и жестокими, и европейские паломники подвергались преследованиям, когда приходили в Палестину. Более того, Алексей, император Константинопольский, просил западноевропейских христиан о помощи против мусульманских захватчиков из Азии, которые угрожали безопасности империи. Религиозная мотивация придала крестовым походам характер массового паломничества в Палестину. Движение людей можно было сравнить по своим масштабам лишь с вторжением варваров в Римскую империю незадолго до ее падения. Предполагается, что только с I Крестовым походом связано примерно миллион человек. Движение было еще попыткой разрешить проблему власти на Ближнем Востоке, проблему, которая и до настоящего времени продолжает беспокоить Европу.

    Экономические соображения побудили многих стать крестоносцами. Голод был обычным явлением в Западной Европе в век, предшествовавший крестовым походам. Венецианцы хотели улучшить торговлю с Ближним Востоком. Норманны, что совершенно очевидно, были заинтересованы не только в спасении священных мест от мусульман, но и в грабежах, и в основании феодальных поместий.

    Тяга к военным приключениям, которые были освящены Римской церковью, также охватила большую часть феодальной знати и рыцарей и объединила их в армии крестоносцев, а некоторые взяли крест, чтобы избежать семейных неурядиц или наказания за преступление.

    1.2. Крестовые походы

    Прямой причиной I Крестового похода была проповедь выступления против мусульман Урбаном II на соборе в Клермонте в ноябре 1095 года. Он призывал к крестовому походу в ответ на призыв Алексея о помощи, но в сознании Урбана над помощью Византийской империи возобладала более величественная цель - избавление священных мест от мусульманского владычества. Присутствовавшие на соборе, в основном французы, ответили с энтузиазмом «Deus vult» («Бог этого хочет») на предложение Урбана, который также был французом.

    Энтузиазм был насколько велик, что массы крестьян, вдохновленные проповедями Петра Пустынника и Вальтера Голяка, начали в 1096 году передвигаться через Германию, Венгрию и Балканы к Палестине. Люди были неорганизованны и недисциплинированны, и император Константинопольский попустил оставшимся в живых пересечь проливы и войти в Малую Азию, где они были либо уничтожены турками, либо взяты в плен и проданы в рабство.

    Этот хаотический поход мирян из французских христиан был только прелюдией к координированным усилиям I Крестового похода, организованного знатью Франции, Бельгии и норманнской Италии. Национальные армии и их полководцы прибыли в Константинополь к весне 1097 года. После недолгой осады крестоносцы заняли Никею, а к осени уже продвинулись до Антиохии, которую захватили весной 1098 года. В конечном итоге в июне 1099 года они захватили Иерусалим. Это крестоносцы, которые когда-то были феодальными сеньорами в Европе, поддались искушению устроить феодальные поместья в захваченных районах. К этому же периоду относится строительство замков на Ближнем Востоке. Иерусалим и окружавшие его территории в конце концов были объединены в Иерусалимское королевство при Годфриде Бульонском, который явился моральным руководителем крестового похода. Так были достигнуты цели I Крестового похода. Давление на Константинополь со стороны мусульман ослабилось. Иерусалим снова был в руках христианских правителей. Были образованы ордена рыцарей - тамплиеров и госпитальеров для защиты паломников и помощи им, а также для борьбы с мусульманами.

    Поводом ко II Крестовому походу была мусульманская угроза северо-восточной части Иерусалимского королевства, после того как мусульмане захватили феодальные поместья в Эдессе - восточный форпост крестоносцев. В 1146 году основоположник мистического направления в богословии Бернард Клервосский призвал ко II Крестовому походу. Король Франции и император Священной Римской империи возглавили поход, но не достигли успеха. За этим поражением в 1187 году последовал захват Иерусалима Саладином, предводителем мусульман.

    III Крестовый поход (1189–1192), известный как Королевский, возглавили Филипп Август из Франции, Ричард Львиное Сердце из Англии и император Фридрих. По пути в Палестину Фридрих случайно утонул, а Филипп Август после ссоры с Ричардом повернул домой. Ричард продолжал борьбу. Хотя ему не удалось вновь захватить Иерусалим, он заставил Саладина открыть доступ паломникам в Иерусалим. Вынужденный довольствоваться этим, Ричард вернулся в Англию.

    Иннокентий III, который хотел искупить поражение III Крестового похода, горячо призывал к новому, четвертому походу для захвата Египта как плацдарма для действий против Палестины. Важным результатом этого крестового похода было то, что Греческая Церковь и Византийская империя снова стали подчиняться папе римскому с 1204 до 1261 года после полутора веков религиозного отделения. Этот крестовый поход ослабил Византийскую империю и углубил взаимную ненависть между латинскими и греческими христианами (см. гл. 21).

    Фридриху II, предводителю VI Крестового похода, удалось достичь договоренности, по которой Иерусалим, Вифлеем и Назарет, а также путь от них к морю становились территорией, подчиненной христианам. Однако мусульмане оставили за собой мечеть Омара. Снова Иерусалим стал подчиняться христианскому правителю, однако, несмотря на несколько последующих крестовых походов, территории, захваченные крестоносцами, перешли в руки сарцинов, которые захватили Палестину после турок-сельджуков.

    Детский крестовый поход 1212 года был самым печальным событием в истории крестовых походов. Дети Франции и Германии под руководством двух мальчиков, еще не достигших юношеского возраста, по имени Стефан и Николай прошли через Южную Европу в Италию, предполагая, что праведность их жизни принесет удачу, которой не удалось достичь их более грешным родителям. По пути многие нашли смерть, тогда как оставшиеся в живых были проданы в рабство в Египте. Эпоха крестовых походов закончилась захватом Акры мусульманами в 1291 году.

    1.3. Результаты крестовых походов

    Крестовые походы имели важное политическое и социальное значение для Западной Европы. Феодализм был ослаблен тем, что большая часть рыцарей и дворян, участвовавших в походах, не вернулась домой, и тем, что многие продавали свои земли крестьянам или процветавшему среднему классу горожан, чтобы получить деньги для походов. Города, управлявшиеся феодальными сеньорами, часто могли выкупать хартии, дававшие им право самоуправления. Короли могли централизовать власть, опираясь на средний класс, который благоприятно относился к появлению сильного единого национального государства под управлением монарха, что давало безопасность для их занятий.

    Что касается религиозного значения, то папство упрочило свой престиж, однако соперничавшие с папством усилия наций по ведению крестовых походов привели к возбуждению национального чувства, которое в конечном счете ослабило папскую власть. Создание Латинской империи в Константинополе углубило религиозные противоречия между Западом и Востоком, ослабило Византийскую империю и привело к ее падению в 1453 году. Возникновение военных орденов дало папе новые отряды покорных ему монахов.

    Вместо того чтобы захватить мусульман силой, стало использоваться убеждение. Реймонд Лулл (ок. 1235–1315) - выходец из известного семейства с острова Минорка, изучил арабский язык и арабскую культуру от раба, которого он купил специально для этой цели. Чтобы будущие благовестники среди мусульман могли изучить арабский язык, литературу, культуру, он основал в 1276 году школу в Миромире на юго-востоке Испании и сочинял труды по апологетической аргументации для обращения мусульман. Он принял мученическую смерть в Северной Африке.

    Не менее важны были в экономические результаты. Итальянские города, во главе которых стояла Венеция, начали торговлю с Ближним Востоком, как только это стало возможным после успеха I Крестового похода. Торговля предметами роскоши Ближнего Востока - шелком, пряностями, благовониями - заложила экономические основы для покровительства деятелям искусства в эпоху Возрождения в Италии. Люди, возвратившиеся из крестовых походов, хотели иметь возможности купить все те предметы роскоши, которые они видели на Ближнем Востоке.

    Хотя крестовым походам не удалось в конечном итоге освободить Иерусалим от мусульманского владычества, они принесли много пользы Западной Европы и помогли ей избавиться от культурного провинциализма. Арабская философия, наука, литература распространились в Западной Европе и изучались схоластами, которые пытались синтезировать эти знания с христианским Откровением.

    Монастырская реформа

    В XII веке появилось много новых монашеских организаций, в которых выражалось духовное рвение (проявлявшееся также в крестовых походах и в создании большого количества кафедральных соборов). Дух реформаторства клюнийской конгрегации в X веке исчез, по мере того как этот орден стал процветать, однако появились новые группы реформаторов, например, цистерцианцы в XII веке, собиравшиеся сделать то же, что монастыри Клюни сделали в X веке. Ордена доминиканцев и францисканцев появились для того, чтобы обратить мусульман и еретиков в веру путем убеждения, через обучение или благовестие. Духовное рвение крестоносцев привело к образованию светских рыцарских орденов. Все эти ордена с желанием подчинились папе римскому, равно как аббату или магистру ордена. В этом движении также отразилось средневековое стремление к аскетической жизни. Движение давало возможность людям, заинтересованным в расширении знаний, заниматься научной деятельностью.

    В XI веке были сделаны попытки реформировать орден бенедиктинцев путем возрождения аскетизма этого движения, проявившегося в труде и молитве. Децентрализация прежнего ордена, которая дала автономию местным аббатам, была заменена на централизованную власть. Этой же модели следовали монастыри монахов-картезианцев, организованные Бруноном в 1084 году.

    Орден августинцев появился как попытка подчинить каноников - белое духовенство в соборах, которое помогало епископу, - законам регулярного (черного) духовенства. Примерно в 1119 году в ордене утвердились устав Августина, форма одежды, а также совместная пища и проживание.

    2.1. Орден цистерцианцев

    Орден цистерцианцев был основан в Сито во Франции в 1098 году бенедиктинским монахом по имени Роберт, который хотел покончить с отсутствием дисциплины в монашестве того времени. Монахи-цистерцианцы отличались от монахов Клюни тем, что большое значение придавали аскетическому самоотречению, простоте архитектуры зданий, централизованной организации. Аббаты дочерних монастырей встречались с аббатом в Сито на ежегодных ассамблеях и обсуждали проблемы ордена. Хотя аббат в Сито имел власть над другими монастырями, он не пользовался властью аббата Клюни, но был лишь председателем на ежегодном собрании аббатов. Если монахи Клюни были в основном аристократического происхождения, то орден цистерцианцев был более привлекателен для крестьян. Цистерцианцы больше внимания уделяли сельскому хозяйству, чем научным исследованиям. Их программа реформ стала пользоваться такой популярностью, что к 1200 году орден включал в себя 530 монастырей и с этой точки зрения быстро рос. Он внес свежий дух в разлагающееся монашество.

    Большую часть славы эта организация получила благодаря усилиям Бернарда (1090–1153) из монастыря в Клерво. Он имел знатное происхождение и многим был обязан своей матери Алетте. Он основал монастырь в Клерво в 1115 году, когда ему было 25 лет, и с помощью 30 соратников и пяти своих братьев смог сделать его одним из самых известных центров ордена цистерцианцев. Хотя Бернард Клервосский был смиренным и склонялся к мистицизму, он тем не менее обладал рассудительностью и храбростью. В период расцвета его деятельности в Клерво его совета слушались не только короли, но и папа римский. Проповеди Бернанда Клервосского, в которых он осуждал нападения мусульман на паломников в Палестине и осквернение святых мест, во многом вдохновили II Крестовый поход. Его великолепная способность к гомилетике и умение разбираться в мистицизме отражается в сочинении «Увещевание о песне Соломона». Его мистические склонности привели к созданию таких великих гимнов, как «Иисус, Ты - радость любящих сердец» и «Мысль об Иисусе». Он был далеко не последним богословом, и когда рационалистические взгляды Абеляра начали подрывать основы теологии, Бернард выступил на защиту ортодоксии. Его умственные, мистические, ораторские и практические способности сделали его духовным главой и вторым основателем ордена цистерцианцев, а также авторитетом в Церкви и государствах средневековой Европы.

    2.2. Рыцарские ордена

    Крестовые походы привели к возникновению военного типа монашества, в котором искусство ведения войны сочеталось с аскетичной жизнью. Орден рыцарей святого Иоанна, или орден госпитальеров, был основан в начале XII века, чтобы защищать паломников и заботиться о больных. В начальный период своей истории этот орден был средневековым эквивалентом современного Красного Креста. Монахи давали тройственный обед (воздержания, послушания, нестяжательства), но не отказывались от оружия. Фактически в более позднее время орден стал чисто рыцарской организацией, которая защищала Священную Землю от язычников. Рыцари-тамплиеры, или храмовники, которые называются так по имени их центра, размещавшегося около храма в Иерусалиме (лат. Templum - «храм»), объединились в орден в 1118 году. Официально орден был признан в 1128 году и принял устав цистерцианцев в 1130 году. Его целью была прежде всего защита Священной Земли от нападения мусульман. В 1312 году орден распался, потому что плохо учитывал политику Франции. Эти два ордена представляли находящуюся в боевой готовности армию рыцарей-монахов, подчинявшуюся одному папству и превозносившую выше всего его интересы.

    2.3. Монашеские братства

    Братства представляют еще один тип реформистского монашества XII века. Члены братств давали клятву в бедности, целомудрии и послушании, как и монахи, но вместо того чтобы удаляться в монастыри молиться и трудиться за пределами светского мира, они шли к людям в города, помогали им и проповедовали на их родном языке. Монастыри являлись собственниками, и монахи поддерживали свою жизнь работой, в то время как братья жили исключительно на пожертвования людей или милостыню. Они находились в более прямой зависимости от папы римского, чем монашеские ордена до XII века.

    В этот период к наиболее важным орденам францисканцев и доминиканцев добавились также ордена кармелиток и августинцев. Орден францисканцев был основан Франциском Ассизским (1182–1226), сыном богатого купца, любившим развлечения. Он обратился ко Христу во время болезни, оставил дом своего отца, посвятив себя нестяжательству и служению Господу. Объединившись с несколькими молодыми людьми схожих интересов, он выработал устав жизни. Этот устав предполагал бедность, целомудрие и послушание. Особенное значение придавалось послушанию папе. Иннокентий III в 1209 году одобрил эту организацию. Орден францисканцев стал настолько популярным, что в 1212 году папа римский позволил 18-летней девушке по имени Клара организовать соответствующий францисканскому орден клариссинок для женщин. В 1221 году был основан орден терциариев (лат. tetrius - «третий») для мирян, мужчин и женщин, которые жили по уставу францисканцев, но не могли оставить светскую жизнь из-за семьи или работы.

    Слово «братство», связанное по происхождению с латинским словом «frater», было синонимом не только духовного роста, но и служения Римской Церкви. Францисканцы всегда были в авангарде благовестил Римской Церкви. В течение своей жизни Франциск проповедовал в Испании и Египте. Некоторые члены ордена отправились на Ближний Восток и даже достигли Дальнего Востока. Иоанн из монастыря в Монте-Корвино (1246–1328) незадолго до 1300 года прибыл в Пекин. Он крестил шесть тысяч человек в одном только Пекине и к 1300 году уже имел тридцать тысяч обращенных, но династия Мингов разрушила церковь в 1368 году. Когда Испания и Франция открыли Новый Свет в Западном полушарии, большую часть благовестнической работы там проделали францисканцы. Об их деятельности свидетельствуют руины францисканских миссий XVIII века на Королевской дороге в Калифорнии.

    По мере того как орден расширялся, он становился более централизованным. Им руководил магистр, назначавшийся папой римским. В орден входило много ученых, таких, как Роджер Бэкон, Бонавентура, Дунс Скот и Вильям Оккам. Бэкон стал пионером научного эксперимента, а взгляды Оккама о природе действительности оказали влияние на духовное развитие Лютера и подкрепили экспериментаторский подход к жизни в эпоху Ренессанса.

    Доминиканцы были ниженствующим орденом, то есть жили на пожертвования. Если францисканцы были великими благовестниками, обращавшими людей личным примером и эмоциональным призывом, то доминиканцы были великими учеными, которые пытались отвратить людей от ересей путем логического убеждения. Призыв доминиканцев был обращен к разуму человека, а францисканцев - к его сердцу.

    Доминик (1170–1221), испанский священник благородного происхождения, при посещении Южной Франции сожалел о том, что там распространилась альбигойская ересь, и развил теорию борьбы с ересями путем аскетизма и простоты жизни, путем убеждения. Для этого доминиканцы, или, как их еще называли, «гончие Господа», прежде всего обращались к проповеди. Доминиканский орден был одобрен папой в 1216 году, и в нем развилась в высшей степени централизованная организация. Каждая отдельная группа управлялась приором, который в свою очередь подчинялся приору провинции. Всеобщим советом ордена руководил Верховный магистр, который отвечал перед папой. Это были благовестники и просветители.

    Фома Аквинский и его учитель Альберт Великий были выдающимися учеными, входившими в орден. Современная система богословия Римской католической Церкви была развита Фомой Аквинским. Доминиканцы также занимались благовестием. Именно доминиканский орден в 1233 году получил задание пустить в ход машину инквизиции после того, как она была создана. Несколько ведущих мистиков, таких, как Мейстер Эккарт и Иоанн Таулер, были доминиканскими братьями. К этому же ордену принадлежал и известный флорентийский реформатор Савонарола.

    Монашеские братства подкрепляли веру среди прихожан самоотверженным служением. Их добрые поступки и проповеди на родном языке народа были практическими проявлениями Церкви, которая с готовностью принимала народ. Проповедь заняла достойное место в Римской Церкви благодаря братьям. Подчиняясь непосредственно папе римскому, они пытались усилить власть папства над местными епископами и светскими правителями. Оба ордена посылали много способных благовестников во все части света. Францисканские больницы помогали людям не только в их духовных, но и физических болезнях. Примерно десять тысяч братьев постигла смерть в служении во время эпидемии чумы в 1348 и 1349 годах. Более того, они внесли огромный вклад в образование, особенно в сфере богословия, ведь самым известным ученым среди нищенствующих братьев стал Фома Аквинский.

    Инквизиторская деятельность доминиканцев - другая, печальная сторона их работы. Примерно к середине XIV века в этом движении стали появляться корпорации, которые могли владеть имуществом, и духовное рвение первого поколения братьев исчезло.


    ^ У р о к 26. ПОЛУМЕСЯЦ ПРОТИВ КРЕСТА

    Ключевые понятия и термины: турки-сельджуки, турки-османы, султан, «живой налог», янычары, церковная уния, «Византия после Византии».

    Текущий контроль. Может быть проведен в форме ответов на вопросы к § 24 и проверки выполнения заданий в рабочей тетради. Кроме того, в начале или по ходу урока желательно активизировать знания по истории Византии (§ 5), Болгарии (§ 7) и особенно по истории Четвертого Крестового похода (§ 14), задав детям вопросы: чем закончился для Византии Четвертый Крестовый поход? Когда Византия была восстановлена? Какие территории входили в это время в состав империи ромеев? Когда возникло Второе Болгарское царство?

    План изучения нового материала: 1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии. 2. Болгария и Сербия в XIV в. 3. Возникновение Османской державы. 4. Византия в поисках союзников. Церковная уния. 5. Падение Константинополя. «Византия после Византии».

    Комментарий. Восточная Римская империя, на целое тысячелетие пережившая Западную, не смогла ответить на очередной вызов времени - наступление Османской империи. Однако натиск османов оказался вызовом не только и не столько для Византии, сколько для всего христианского мира, и Запад тоже оказался не на высоте. Сначала он долго медлил с помощью, ожидая от Византии уступок в религиозных вопросах (т. е. церковной унии), а когда дождался, все равно оказался слишком слаб и разрознен для организации эффективного отпора османам, что предопределило огромные проблемы для самой же Западной Европы в XVI-XVII вв. К тому же в критический момент вновь заявил о себе религиозный фактор: уния, не обеспечив Византии реальной помощи Запада, в то же время расколола византийское общество и тем самым ослабила его возможность сопротивляться туркам. Естественно, в этом противостоянии Запада и Востока, отягощенном так и не преодоленными противоречиями между католиками и православными, не могла не звучать и проблематика «своих» - «чужих». Достаточно сказать, что в почти уже осажденном Константинополе многие считали, что лучше чалма султана, чем папская тиара.

    На фоне трагической гибели Византии тем более впечатляюще выглядит возвышение Османской империи, уже в XIV в. ставшей европейской державой. Ее устройство, при всей его нацеленности на войну, стало новым и очень эффективным в условиях позднего Средневековья вариантом развития государственности.

    Наконец, еще одной сквозной темой урока является судьба после 1453 г. византийских традиций, сыгравших важнейшую роль и в истории России. Впрочем, наследницей какой-то части византийских традиций стала и сама Османская империя, которая, как и Византия, претендовала на преемственность по отношению к Риму.

    1. Изучение нового материала целесообразно начать с обращения к карте, на которой учащиеся должны сами найти Балканы и Малую Азию. Учитель предлагает ученикам вспомнить, с какими проблемами столкнулись в тот же период, т. е. в XIV-XV вв., страны Западной и Центральной Европы. Дети, скорее всего, вспомнят «Черную смерть», Столетнюю войну, крестьянские восстания, Гуситские войны, феодальные распри, нарастание в ряде стран нетерпимости к иноверцам. Учитель может пояснить, что некоторые из этих проблем специфичны для Западной или Центральной Европы, другие же относятся ко всей Европе, включая ее юго-восток. Так, эпидемия чумы уничтожила в Византии треть населения, страна была ослаблена народными восстаниями, междоусобицами, борьбой за престол. Ученики находят Византию на картах, относящихся к XIII и к XIV-XV вв., и отмечают сокращение ее территории. Учитель задает вопрос: кто же отбирает у Византии последние ее земли? Дети находят на карте, что на восточных границах появился новый враг - турки-османы. Но Византия теряет земли и на Балканах, причем до того, как турки проникают в Европу. Кто же эти европейские, христианские враги Византии?

    2. Вряд ли целесообразно на уроке останавливаться на истории кратковременного усиления и стремительного ослабления Болгарии и Сербии; учителю следует лишь донести до учеников мысль, что соперничество этих двух государств между собой и с Византией ослабило их и сделало легкой добычей османов.

    3. Учитель спрашивает: почему Османское государство, сначала маленькое и ограниченное в своих ресурсах, быстро усиливалось? Дети, конечно же, вспомнят о противоречиях между его врагами, но тут следует подчеркнуть, что дело еще и в очень хорошо продуманной организации армии и государства. С помощью наводящих вопросов ученики приходят к тому, что агрессивное растущее государство должно организовать пополнение своей армии за счет завоеванных народов, т. е. к идее организации корпуса янычаров. Информацию об успехах османов удобнее всего обобщить в виде таблицы, включающей основные события в строго хронологической последовательности. При этом можно раздать детям заготовки таблицы (начертить на доске), в которой левый столбец заполнен полностью, а в правом заполнена лишь первая строка; остальное учащиеся по ходу урока заполняют самостоятельно.

    Первые завоевания османов в Европе

    Поражение Сербии в битве на Косовом поле

    Поражение крестоносцев под Никополем

    Конец XIV в.

    Захват османами Болгарского царства

    Осада Константинополя султаном Баязидом; его поражение при Анкаре

    1438-1439 гг.

    Ферраро-Флорентийский собор; Флорентийская уния

    Поражение крестоносцев под Варной

    Падение Константинополя

    4. Причины успехов турок-османов изучаются с опорой на источник. Однако и после такого тяжелого поражения Византия получила благодаря разгрому османов при Анкаре около 50 лет передышки. Все ли она сделала, чтобы избежать завоевания? Помогло или помешало ей заключение унии? (В этой связи учитель спрашивает, в каком значении слово «уния» уже знакомо ученикам, и предлагает им самим сформулировать, что может означать понятие «церковная уния».) Почему Запад, несмотря на унию, в 1453 г. фактически не пришел на помощь Византии? Поиски ответа на этот вопрос можно организовать в форме «мозгового штурма». Основной вопрос: кто в Европе мог бы в тот момент прийти на помощь Византии? - разбивается на ряд подвопросов. Дети сами должны вспомнить наиболее могущественных государей тогдашней Европы, а в ряде случаев и сообразить, почему тот или иной монарх не мог послать войско на выручку Константинополю. Папа римский? Но он почти не имел собственных войск и мог выступить лишь организатором. Короли Англии и Франции? Но оба государства были истощены Столетней войной, и в 1453 г. никто еще не мог быть уверен, что война действительно закончилась. Больше возможностей в этом плане было у герцога Бургундии, но Филипп Добрый слишком хорошо помнил, как его отец Иоанн Бесстрашный был разгромлен под Никополем в 1396 г., да к тому же опасался, что его отсутствием воспользуется в своих целях французский король. Германский император? Но, несмотря на громкий титул, его ресурсы были слишком ограничены, чтобы собрать необходимое войско. Пиренейские государи были заняты внутренними распрями и (в случае с Кастилией) борьбой с Гранадским эмиратом. Венецианцы и генуэзцы, располагавшие сильным флотом и деньгами, не хотели ссориться с султаном, рассчитывая вести в его владениях выгодную торговлю. Польша боролась с Орденом, Чехия еще не оправилась после Гуситских войн. Оставалась Венгрия, которая прекрасно понимала опасность, но ее силы были подорваны поражениями от турок в 1444 и 1448 гг. (о последнем, впрочем, в учебнике не упоминается). Совместными усилиями ученики приходят к выводу, что Византия и не могла получить значительной помощи.

    5. Наряду с сюжетом о падении Константинополя, как таковым, который можно изучать с опорой на иллюстрации, пожалуй, еще более важен вопрос об историческом значении этого события. Последний вопрос лучше всего разобрать на материале отрывков из источников, отражающих разные точки зрения на падение Константинополя. Ученикам раздаются распечатки отрывков.

    Византийский историк Дука. «Плач о Константинополе»

    О, город, город, глава всех городов! О, город, город, центр четырех сторон света! О, город, город, гордость христиан и гибель варваров! Где красота твоя, Рай? Где останки святых, где останки мучеников? Где прах великого Константина и других императоров?

    Польский историк Ян Длугош

    Поражение Константинополя, одновременно и жалкое, и печальное, было огромной победой турок и крайним поражением греков, бесчестием латинян. Благодаря этому католическая вера была задета… имя Христа унижено и оскорблено. Один из двух глаз христианства был вырван, одна из двух рук ампутирована.

    Из древнерусской «Повести о взятии Константинополя»

    О, горе тебе, седьмохолмый, что поганые тобой обладают, ибо сколько благодатей Божьих в тебе просияло, порой прославляя тебя и возвеличивая более всех иных городов, иногда самым различным образом и многократно наказуя и наставляя дивными деяниями и чудесами преславными, порой прославляя победами над врагами, и беспрестанно поучая и к спасению призывая, и жизненным обилием радуя и украшая всячески! Ты же, безумный, отворачивался от божественной милости к тебе и щедрот и тянулся к злодеянию и беззаконию. И вот теперь явил Бог свой гнев на тебя и предал тебя в руки врагам твоим. И кто об этом не восплачет или не зарыдает!

    Турецкий историк XVI в. Саад-ад-Дин

    Грабеж продолжался три дня, и не было ни одного воина, который не стал бы богатым благодаря захваченной добыче и рабам. По прошествии же трех дней султан Мехмед запретил под страхом тяжких наказаний продолжать грабеж и резню, которая все еще не утихала. Все повиновались его приказу. Когда наступило полное спокойствие, вместо нелепого колокольного звона раздался приятный голос муэдзина, возвещающий пять раз в день час молитвы. Из церквей выбросили идолов, приделали минареты; одним словом, не забыли ничего, чтобы превратить их в места благочестия для мусульман.

    Работу с этими отрывками можно организовать по-разному. Можно раздать каждому ученику по одному отрывку и предложить объяснить высказанную в нем позицию. Второй вариант - раздать по два отрывка и предложить определить и объяснить различия. Наконец, третий вариант - раздать каждому ученику все четыре отрывка, но без заглавий и предложить ребятам самим определить, где византийский текст, где древнерусский, где польский и где турецкий.

    Второй возможный вариант изучения темы падения Константинополя - заранее дать задание двум командам учеников подготовиться к диспуту по теме «Было ли неизбежным падение Константинополя?» и провести его на уроке.

    Для закрепления этого важного материала можно задать на дом составить рассказ о событиях 29 мая 1453 г. от имени кого-либо из его участников (задание 6 к § 25); при этом круг действующих лиц может быть расширен, например можно включить западноевропейского воина, приехавшего защищать Константинополь (таких было немного, но они были), или паломника из Московской Руси.

    Последний важный аспект данной темы - судьбы византийского культурного и политического наследия. Можно спросить учащихся: как вы думаете, что означает выражение «Византия после Византии»? Ученики приходят к выводам, что в преддверии и сразу после падения Константинополя многие греки должны были покинуть родину и переехать в другие христианские страны, причем как в православные, так и в католические, и что их деятельность на новых местах должна была сыграть немаловажную роль. Можно предложить учащимся сделать предположения, в частности, как могли быть использованы византийцы в Италии раннего Возрождения.

    Работа с источником. При работе с текстом учащиеся могут обратить внимание на численное превосходство турок (хотя на самом деле не столь значительное, как утверждает Шильтбергер), на наличие у турок сильного союзника (Деспота Сербии), на отсутствие у христиан дисциплины. Действительно, хотя официально главой христианского войска считался венгерский король Сигизмунд (тот самый, который позже запятнал себя расправой над Яном Гусом и был главным организатором походов против гуситов), но герцог Бургундии Иоанн Бесстрашный (дед Карла Смелого) не стал его слушаться, даже когда король «умолял его». Следует обратить внимание детей на трагичность положения Деспота Сербии, который через 7 лет после битвы на Косовом поле вынужден был сражаться на стороне турок против христиан, чтобы спасти свою страну от полного порабощения и разорения.

    Работа с иллюстрациями. По иллюстрации на с. 237 можно предложить детям описать систему укреплений Константинополя, при необходимости предоставив им дополнительные сведения (см. Приложение). Сравнение турецкой крепости со стенами Константинополя поможет детям прийти к выводу, что турки к середине XV в. прекрасно умели строить сильные крепости. Наиболее информативна иллюстрация «Осада Константинополя» (с. 239). Можно предложить детям составить на основании иллюстрации, а также плана Константинополя на с. 50 рассказ об осаде; при этом они могут обратить внимание на блокаду города с суши и с моря, на систему укреплений города (стены и башни основной части города и Галаты, а между ними - цепь через залив Золотой Рог), на то, как турки перетаскивают свой флот из Босфора в Золотой Рог (мимо Галаты) по суше (как киевский князь Олег в 907 г.).

    Работа с картой. Сравнение территории Византии на картах на с. 144 (Четвертый Крестовый поход) и на с. 235 показывает, как сократилась эта территория, причем не только из-за наступления османов. Можно предложить детям проследить по карте ход османской экспансии и сделать вывод: возможно ли было удержать Константинополь в условиях, когда османы захватили уже большую часть Балканского полуострова?

    ^ У р о к 27. ИНДИЯ, КИТАЙ, ЯПОНИЯ

    Ключевые понятия и термины: раджа, каста, варна, пещерный храм, Великий шелковый путь, крестьянская война, пагода, икебана, самурай.

    Текущий контроль. Лучше всего организовать контроль по заданиям к § 25. В плане обобщения материала раздела «Осень Средневековья» можно обсудить, наряду с заданиями к главе, задания 5 и 6 на с. 241. Далее детям необходимо вспомнить, в какой связи в курсе истории Средних веков уже заходила речь об Индии и Китае (в связи с арабскими завоеваниями, а о Китае еще и в § 12 в связи с путешествиями Марко Поло).

    План изучения нового материала: 1. Индия. 2. Китай. 3. Япония. 4. Культура стран Востока.

    Комментарий. Следует иметь в виду, что история стран Азии, Африки и Америки сознательно дается в учебнике более сжато, чем история стран Европы. Каждый параграф этой главы охватывает многовековую историю нескольких стран или регионов. В целом в этих параграфах меньше имен и событий, характеризуются лишь наиболее важные черты экономики, общества, государственности и культуры. Для углубленного изучения этих регионов (если будет позволять время) необходимо привлечение дополнительных источников информации. По возможности желательно провести во внеурочное время экскурсию в музей, располагающий соответствующими коллекциями (Музей искусства народов Востока в Москве, Эрмитаж в Петербурге).

    На уроке изучается история трех очень разных стран Востока, которые сыграли и продолжают играть огромную роль в мировой истории; чтобы подчеркнуть для детей их важность, достаточно упомянуть, что в них сосредоточено около 40% населения Земли. К тому же две из этих трех стран являются сухопутными или морскими соседями России.

    Среди множества проблем, которые встают при изучении истории стран Востока, в учебнике выделены несколько наиболее важных. Во-первых, это постоянная борьба с внешней опасностью (меньше выраженная в Японии в силу ее островного положения); особенно показательна в этом смысле борьба Китая с северными кочевниками, которые, естественно, выступают в качестве «чужих». Во-вторых, это постоянное сосуществование разных религий и идеологических систем (индуизм и буддизм, индуизм и ислам в Индии, конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и традиционные верования в Японии), которое, несмотря на все возникавшие проблемы, оказалось очень плодотворным для развития культуры. В-третьих, это особенности развития общества и государства, которые закрепляли сложившийся порядок, делали его, несмотря на внешние опасности, максимально стабильным, подверженным лишь самым медленным и ограниченным переменам (общинное устройство и кастовая система в Индии, роль императорской власти и чиновничества в Китае). Очень показательно, что те китайские изобретения, которые, будучи восприняты или открыты заново в Европе, способствовали там колоссальным переменам (порох, книгопечатание), в самом Китае не оказали такого воздействия.

    1. Целесообразно уделить некоторое время активизации знаний по истории Индии и Китая из курса истории 5 класса. Желательно, чтобы дети вспомнили с помощью наводящих вопросов основные данные о географическом положении и климате Индии и Китая (здесь желательно использование физической карты мира или Азии, из которой школьники, направляемые учителем, могут сами извлечь много информации о природе и климате изучаемых стран, занятиях их жителей), о варнах (которые в некоторых учебниках для 5 класса в дидактических целях названы кастами), о Великой Китайской стене, о самых знаменитых открытиях и культурных достижениях Индии и Китая (индийские цифры, которые мы называем арабскими, бумага, порох, компас и многое другое). Обязательно должны прозвучать такие названия, как Аравийское море, Бенгальский залив, Гималаи, Инд, Ганг, Янцзы, Хуанхэ, Индийский и Тихий океаны. В связи с кастовой системой в Индии можно предложить детям вопрос: а каким образом обосновывалась естественность неравенства в средневековой Европе? (Они могут вспомнить о теории трех сословий.)

    Дальнейшую работу над материалом этого раздела лучше всего организовать в процессе изучения интереснейшего источника, который важен и с точки зрения будущего курса отечественной истории, - «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Богатство Индии и могущество ее правителя предстают здесь в красочном описании торжественного выезда султана.

    2. При изучении этой части материала целесообразно заполнить таблицу (см. ниже). При этом можно записать на доске или раздать детям заготовку таблицы, в которой будет заполнен материал лишь по первой из средневековых династий; остальные части заполняются самостоятельно по учебнику или по ходу объяснений учителя.

    Учителю следует обратить внимание на то, чтобы при характеристике каждого периода явственно звучали проблемы северных кочевников: это подготовит детей к изучению на следующем уроке монгольских завоеваний. Например, при характеристике эпохи Сун можно не только отметить, как это сделано в учебнике, что в XII в. кочевники захватили весь север страны, но и дополнить, что на этих территориях они создали свое государство - империю Цзинь, в которой была воспроизведена китайская система государственного управления. При этом завоеватели (чжурчжэни) демонстративно противопоставляли себя местному населению, в результате чего государство оказалось непрочным и было легко завоевано монголами в 1209-1220 гг. (с захватом Пекина в 1215 г.). Особенно показательно с точки зрения восприятия китайцами «северных варваров» отношение китайцев к монгольской по происхождению династии Юань, вновь объединившей весь Китай в 70-е гг. XIII в. С одной стороны, китайцы никогда не переставали помнить о чужеземном происхождении династии, несмотря на усвоение монголами китайских традиций организации власти. Но с другой стороны, китайские историки ни в Средние века, ни в наше время не рассматривали и не рассматривают эпоху правления монгольской династии как период ига или порабощения. Юань - такая же эпоха собственно китайской истории, как время правления любой другой династии. Желательно пояснить ученикам, что небольшой нахлест дат (династия Сун заканчивается в 1279 г., а династия Юань начинается в 1271 г.) связан с тем, что хан Хубилай принял титул императора на несколько лет раньше, чем монголы окончательно сломили сопротивление династии Сун.

    Династия

    Краткая характеристика периода, его главные события

    Объединение и расцвет страны после периода раздробленности и междоусобиц. Присоединение областей на западе страны. Торговля по Великому шелковому пути со странами, расположенными дальше к западу. Широкое распространение буддизма. Религиозная терпимость. В конце периода - мятежи знати и крестьянская война под предводительством Хуана Чао

    Новое объединение почти всей страны и новый расцвет Китая, но на фоне мятежей знати, восстаний крестьян и постоянной угрозы со стороны северных кочевников. Образование государства у монголов и завоевание ими Китая

    Опустошение страны, гибель населения, но затем восстановление монголами прежней системы управления империей. Установление связей с Европой

    1368-сер. XVII в.

    Свержение власти монголов. Новый расцвет Китая

    3. Поскольку карта в учебнике не включает Японию, для характеристики ее географического положения следует использовать соответствующую физическую карту. Это позволит акцентировать на примере Японии проблематику взаимодействия человека и природы. В то же время история Японии дает возможность проследить, хотя бы пунктирно, еще один региональный вариант возникновения государства. Обычно у детей вызывает интерес история самураев; если время позволяет, можно поручить одному из учеников заранее подготовить короткое сообщение на эту тему, опираясь на дополнительную литературу или ресурсы Интернета.

    4. При рассмотрении материала по истории культуры Индии и Китая важно еще раз подчеркнуть плодотворность сосуществования разных этносов, религий и культур. Целесообразно максимально использовать иллюстративный ряд учебника, при необходимости привлекая и комментарии к иллюстрациям. По возможности желательно использовать слайды, видеофильмы или иллюстративные возможности Интернета.

    Работа с источником. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (отрывок из него приведен в переводе Л. С. Семенова) является одновременно и замечательным памятником древнерусской литературы, и важным источником по истории средневековой Индии. Никитин попал туда более или менее случайно: будучи ограблен по пути в Закавказье, он не мог возвратиться домой, поскольку не имел средств расплатиться с кредиторами. В Индии Никитин рассчитывал поправить свои дела, но в конечном счете остался разочарован возможностями торговли с ней. Пребывание Афанасия Никитина в Индии датируется 1471-1474 гг. Это время он провел в государстве Бахманидов, одном из крупнейших в Индии; в XIV в. оно обособилось от Делийского султаната. В отрывке описывается торжественный выезд юного султана Мухаммеда III, который Никитин наблюдал в городе Бидар в центральной части Индии. Красочное описание боевых слонов показывает, насколько впечатлен был этим зрелищем чужеземец из далекой России. Упоминание «тысячи коней верховых в золотой сбруе» соответствует принятому обычаю включать множество верховых коней без всадников, но в пышной сбруе в торжественный выезд султана, чтобы подчеркнуть его богатство.

    Работа с картой. Помимо уже упоминавшейся работы с физической картой, следует использовать карту в учебнике. В частности, на ней отчетливо видно, что опасность со стороны кочевников угрожала и Индии, и Китаю с севера и с северо-запада. Кроме того, по карте необходимо проследить возникновение, расцвет и упадок Делийского султаната.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    История средних веков. Урок для 6-х классов.

    Тема: Крестовые походы.

    1095 г. призыв папы римского Урбана II к крестовому походу против «неверных» в городе Клермоне.

    « Иерусалим-это пуп земли, край, плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта словно второй рай. Её прославил искупитель рода человеческого своим приходом, украсил её своими деяниями, освятил страданием, искупил смертью, увековечил погребением. И этот царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в плену у своих врагов и уничтожается народами, не ведающими Господа. Он… жаждет освобождения, он не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку… Вступайте же на этот путь во искупление своих грехов …»

    «Так хочет Бог!»

    « Участники 4 крестового похода в 1204 году « Освободители Гроба Господнего» штурмом овладели византийской столицей. Жители города, передавая себя в руки судьи, вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но это не смягчило души латинян. Ворвавшись в христианский Константинополь они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни господни и звуком труб побуждали коней к нападению. Не знаю, с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди? О, ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости! Всякий должен был опасаться за свою жизнь; на улицах плач, вопли и стенания, на перекрестках рыдания, во храмах жалобные стоны. Знатные родом ходили опозоренные, почтенные старцы плачущими, богатые-нищими. Таким-то образом… беззаконничали западные войска против населения христова, не оказывая решительно никому не малейшего снисхождения, но всех лишая денег и имущества, жилищ и одежды и совершенно ничего не оставляя тем, кто имел что- ни будь!.. Неприятели проводили время в непотребствах, забавах, притом в забавах преимущественно бесчестных и в посмеяниях над римскими обычаями… каждый день они пьянствовали и объедались.

    Проблема. Цель: освобождение святых мест от иноверцев. «Так хочет Бог» Итог: разорение святых мест, тысячи погибших и ограбленных. Благородная цель не достигнута. Почему?

    Кластер. Участники походов Цели участников Результаты крестовых походов. Причины крестовых походов Маршруты крестовых походов

    Крестовые походы. Цель: освобождение святых мест от иноверцев. Папа римский, духовенство купцы Рыцари, короли простолюдины Закрепить главенствующее положение христианской церкви. Избавление от беспокойных рыцарей в Европе. Итог: создание монашеско -рыцарских орденов. Разбогатеть за счет дорогих восточных товаров. Итог: активизация торговли с Востоком. Мечтали о новых земельных владениях, о богатстве и славе. Завоевания новых городов и стран. Итог: в 1099 г захватили Иерусалим, основали крепости. В 1291 г мусульмане вытеснили христиан из Палестины Итог: многие погибли, попали в рабство, едва добравшись до малой Азии. Желание избавиться от бедности и поборов сеньоров. Начать новую жизнь.

    Проблема. Цель: освобождение святых мест от иноверцев. «Так хочет Бог» Итог: разорение святых мест, тысячи погибших и ограбленных. Благородная цель не достигнута. Почему? Не может благородная цель быть достигнутой бесчестными методами.

    Текст с ошибками. В 1096 г. Папа римский Климент II призвал всех христиан отправиться в Палестину для освобождения святынь. Первыми в поход отправились рыцари. Тысячи людей погибли, тысячи были проданы в рабство.Затем в крестовый поход отправились бедняки, которые в 1099 г.взяли г.Иерусалим. В 1187 г. египетский султан Мехмет -ад-Дин отвоевал Иерусалимское королевство.