Красный закат - валерий болдин. Скачать болдин красный закат бесплатно без регистрации читать онлайн

получить представление о жизни первых христиан и познакомиться с житием первомученика архидиакона Стефана

Ожидаемые результаты:

  • умение кратко охарактеризовать особенности жизни и богослужений первых христианских общин
  • знакомство с историей мученической кончины архидиакона Стефана

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.5, глава 1.
  2. Роман Сколота, свящ. История Христианской Церкви. – М., 2015.

Дополнительная литература:

  1. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991, глава IX.
  2. Куломзина С.С. Православная Церковь: история Церкви в рассказах для детей и взрослых. Изд. ЭКСМО, 2013.

Ключевые понятия:

  • Книга Деяний
  • Первомученик
  • Архидиакон Стефан

Словарь урока:

  • Распространение христианства
  • Дидахе
  • Диакон
  • Мученик
  • Терпение в страданиях
  • Любовь к врагам
  • Гонения

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:


Проверочные вопросы:

  • Объясните, кто такой диакон?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме с помощью презентации .

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 223. «Первые христиане»:

  1. Телепроект «Рассказы о святых». «Первомученик Стефан»:

  1. Мульткалендарь. 9 января. «Архидиакон Стефан святой первомученик»:

1) Первые христиане

Жизнь первых христиан сильно отличалась от жизни других жителей Иерусалима. Все члены Церкви были объединены крепкой верой в Господа и любовью к ближним. Жили они очень дружно, как большая семья. Со временем, когда число христиан увеличилось, стали создаваться христианские общины. Апостолы были для всех учителями и наставниками, проповедниками воли Божией. Люди в Церкви заботились друг о друге и не допускали, чтобы кто-нибудь бедствовал или голодал. Всё своё имущество члены Церкви считали общим: никто ничего из имения своего не называл своим (Деян. 4:32). Богатые христиане продавали свою собственность, а деньги приносили апостолам, чтобы они помогали бедным. Поэтому среди первых христиан не было нуждающихся.

2) Собрания первых христиан

Собирались первые христиане под вечер после окончания работы, главным образом, в день Воскресный в противоположность иудеям, собиравшимся на молитву в субботу. Сначала устраивалась общая трапеза, называвшаяся агапой (общением любви), а после нее общая молитва. Вскоре молитвенная часть собрания была перенесена на начало.

Христиане не приносили в жертву Богу животных, как это было принято во времена Ветхого Завета. Вместо этого они совершали преломление хлеба, как повелел Господь Иисус Христос на Тайной вечере. Это священное преломление хлеба стало называться Таинством Причащения. Христиане знали, что под видом хлеба и вина они принимают Самого Сына Божия. Поэтому Причащение стало главным Таинством в христианских собраниях.

О первых христианских богослужениях сохранилось мало сведений. Самые древние молитвы находятся в книге, известной под названием «Дидахи» или учение апостолов. Она была составлена или в конце первого века или в начале второго, как краткое наставление в вере для обращающихся в христианство.

Самым торжественным моментом в жизни христианской общины было принятие новых членов чрез крещение, сопровождавшееся первой для них Евхаристией, участием в таинстве причащения. Поэтому древнейшие чины литургии или связаны с крещением, или являются праздничными, воскресными богослужениями. Крещение приурочивалось обыкновенно к празднику Пасхи и совершалось накануне в Великую Субботу за литургией.

3) Успешность христианской проповеди

Со дня сошествия Святого Духа началась открытая проповедь апостолов об Иисусе Христе. Они проповедовали в Иерусалимском храме и в частных домах, и проповедь их была содействием Божьим чрезвычайно успешна: ежедневно происходило присоединение к Церкви множества иудеев. Чудеса исцелений и воскрешения мертвых, совершаемые апостолами именем Христовым, особенно содействовали евангельской проповеди.

Когда иудейские первосвященники и законники поняли, что из последователей убитого ими Иисуса Христа образуется новое сообщество, не признающее их авторитет, они стали преследовать их. Первой жертвой начатых Синедрионом гонений стал архидиакон Стефан.

4) Первомученик архидиакон Стефан

По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов Цер­ковь ста­ла быст­ро рас­ти, и воз­ник­ла необ­хо­ди­мость за­бо­тить­ся о си­ро­тах, вдо­вах и бед­ных во­об­ще, при­няв­ших Кре­ще­ние. Апо­сто­лы пред­ло­жи­ли хри­сти­а­нам вы­де­лить семь до­стой­ных му­жей для опе­ки нуж­да­ю­щих­ся. По­свя­тив этих семь че­ло­век в диа­ко­ны (что зна­чит по­мощ­ни­ки, слу­жи­те­ли), апо­сто­лы сде­ла­ли их сво­и­ми бли­жай­ши­ми по­мощ­ни­ка­ми. Сре­ди диа­ко­нов вы­де­лял­ся сво­ей креп­кой ве­рой и да­ром сло­ва мо­ло­дой Сте­фан, на­зы­ва­е­мый ар­хи­ди­а­ко­ном, т. е. пер­вым диа­ко­ном. В ско­ром вре­ме­ни диа­ко­ны, кро­ме по­мо­щи бед­ным, ста­ли при­ни­мать бли­жай­шее уча­стие в мо­лит­вах и бо­го­слу­же­ни­ях. Сте­фан про­по­ве­до­вал в Иеру­са­ли­ме сло­во Бо­жие, под­креп­ляя ис­тин­ность сво­их слов зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми. Успех его был очень боль­шой, и это воз­бу­ди­ло про­тив него нена­висть рев­ни­те­лей за­ко­на Мо­и­сея – фа­ри­се­ев. Они схва­ти­ли его и по­влек­ли в си­нед­ри­он – выс­шее су­ди­ли­ще у ев­ре­ев. Здесь фа­ри­сеи пред­ста­ви­ли лож­ных сви­де­те­лей, ко­то­рые утвер­жда­ли, что он в сво­их про­по­ве­дях оскорб­ля­ет Бо­га и про­ро­ка Мо­и­сея. В свое оправ­да­ние свя­той Сте­фан из­ло­жил пе­ред си­нед­ри­о­ном ис­то­рию ев­рей­ско­го на­ро­да, по­ка­зы­вая на яр­ких при­ме­рах, как евреи все­гда про­ти­ви­лись Бо­гу и уби­ва­ли по­слан­ных Им про­ро­ков. Чле­ны си­нед­ри­о­на слу­шая его, все бо­лее раз­го­ра­лись гне­вом.

В это вре­мя Сте­фан уви­дел, как над ним рас­кры­лось Небо, и он вос­клик­нул: «Я ви­жу небе­са от­вер­стые и Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го, сто­я­ще­го одес­ную Бо­га » (Деян.7 :56). Услы­шав это, чле­ны си­нед­ри­о­на при­шли в ве­ли­кую ярость. За­ты­кая свои уши, они бро­си­лись на Сте­фа­на и по­влек­ли его за го­род. Здесь, как за­кон по­веле­вал, сви­де­те­ли, пер­вые об­ви­нив­шие Сте­фа­на, пер­вы­ми ста­ли по­би­вать его кам­ня­ми. Па­дая под гра­дом кам­ней, Сте­фан вос­клик­нул: «Гос­по­ди Иису­се! Не вме­ни им гре­ха се­го и при­ми дух мой ». Со­бы­тие это и речь Сте­фа­на в си­нед­ри­оне опи­сал еван­ге­лист Лу­ка в кни­ге Де­я­ний апо­сто­лов.

Так ар­хи­ди­а­кон Сте­фан стал пер­вым му­че­ни­ком за Хри­ста в 34 го­ду. По­сле это­го на­ча­лось в Иеру­са­ли­ме пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан, от ко­то­ро­го они вы­нуж­де­ны бы­ли бе­жать в раз­ные ча­сти Свя­той Зем­ли и в со­сед­ние стра­ны. Кровь пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на не про­ли­лась да­ром. Хри­сти­ан­ская ве­ра ста­ла рас­про­стра­нять­ся в раз­ных ча­стях Рим­ской им­пе­рии.

5) Нравственные выводы

История страданий святого первомученика архидиакона Стефана, учит нас питать ко врагам своим не чувство ненависти, но чувство христианской любви. Побиваемый камнями, святой Стефан молился за своих убийц Богу. Примеру святого первомученика, который подражал в этом отношении Господу Иисусу, молившемуся на кресте за Своих распинателей, следовали и все христианские мученики. Ему же должны подражать в своих отношениях ко врагам и все мы, именующиеся христианами, если хотим ими не только называться, но и быть.

Слово Божие так учит о любви к врагам:

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:20-21). «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).

Подобным же образом учат о любви ко врагам и святые отцы Церкви:

«Нет ничего более достойного удивления в человеке, как любовь ко врагам », – говорит блаж. Августин. Он же в другом месте пишет: «Есть много видов милосердия, посредством которых мы можем получить от Бога прощение в своих грехах, но вернейший из всех – прощать врагам ». (См. «Исповедь» блаж. Августина).

Проверочные вопросы:

  • Как люди становились членами Христианской Церкви?
  • Чем отличалась жизнь первых христиан от жизни других людей?
  • Объясните, кто такой диакон?
  • За что был мученически убит архидиакон Стефан?

Первомученик Стефан

Дни памяти: Январь 4 (70 ап.), Август 2 (Перенесение мощей), Сентябрь 15 (Обретение мощей), Декабрь 27

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея - фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион - высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.

В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.

Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р. X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом - одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22).

9 января - Первомученик и архидиакон Стефан Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.Стефан особенно выделялся среди других; он с дерзновением проповедовал Христа и Его именем совершал великие знамения и чудеса. Все это возбуждало против архидиакона злобу и ярость фанатичных иудеев. Они искали случая посрамить его и при всяком удобном случае вступали с ним в публичные состязания о предметах веры. Но сами терпели при этом поражение: просвещаемый Духом Святым, Стефан говорил неотразимо убедительно, так что иудеи со стыдом прекращали спор.

Проповедь святого Стефана перед воротами Иерусалима (Витторе Карпаччо, 1514, Лувр) Тогда в озлоблении они возбудили против него народ, схватили и привели на суд архиереев и старейшин; при этом представили лжесвидетелей, которые упрекали Стефана в хулении закона Моисеева и храма Иерусалимского. Обвинение было тяжкое. Взоры всех невольно обратились в сторону подсудимого. Благодать Божия, которою полна была душа Стефана, в эту минуту отразилась на лице его небесным светом; он смотрел, как ангел. Первосвященник потребовал объяснений. Стефан отвечал вдохновенной речью, в которой с силою обличал неверующих иудеев. «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, - вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили».

Первомученик Стефан. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд После этих слов Стефан уже не мог ожидать себе пощады от озлобленных иудеев. Они рвались сердцами от злобы, слушая его, и скрежетали на него зубами. Тогда Господь благоволил подкрепить мужество апостола небесным видением. «Вот, - громко воскликнул Стефан пред свирепевшими злобою врагами, - я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога!» После этого иудеи уже не сдерживали своей ярости. Закричав громкими голосами, затыкая уши, они единодушно устремились на него. Как бы богохульника, его привели за город, в долину Иосафатову, лежащую между горой Елеонской и Иерусалимом, и начали побивать каменьями. Чтобы верхняя одежда не мешала сильней бросать каменья в первомученика Христова, убийцы сняли ее и отдали стеречь юноше Савлу. Этот будущий первоверховный апостол Христов Павел, тогда еще ревнуя ветхому закону, всей душой ненавидел христиан и поощрял убийц на казнь своего родственника, архидиакона Стефана.В отдалении на горе Елеонской стояла на камне Пречистая Матерь Божия с апостолом Иоанном Богословом и, взирая на мученическую кончину Стефана, прилежно молила о нем Сына Своего - Господа Иисуса Христа, чтобы Он укрепил мученика в терпении и принял душу его с миром и любовью. Осыпаемый градом каменьев, Стефан зрел в небесах взирающего на кончину его Господа и предал себя воле Божией. Наконец пришла минута смерти. В ужасном страдании, весь обагренный кровью, Стефан произнес: «Господи Иисусе! Приими дух мой!» и, преклонив колена, громогласно вознес последнее моление об убийцах: «Господи! не вмени им греха сего!» С этими словами на устах он предал святую душу свою Богу. Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.Апостол и архидиакон Стефан в 34 году после Р. X. первый принял мученический венец за Христа, почему и назван первомучеником. Ему было около 30 лет.После кончины мученика в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром и его молитва о невменении греха побивающим его была услышана. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом - одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22, 19).После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Честное тело его лежало без погребения сутки и день: но ничто не коснулось тела, ибо Господь охранял его.Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. V, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. III, 1-21; VII, 50-52; XIX, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены из деревни Кафаргамала в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Севастийским и Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.

Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры. В Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (Украина) хранится большой палец правой руки святого Стефана. Он был привезён в монастырь в 1717 году из Нямецкого монастыря (Румыния) и первоначально хранился в Успенском соборе лавры. В XIX веке для него была изготовлена серебряная рака весом в 150 кг. На её крышке было изображение святого Стефана в полный рост, а на месте руки была помещена реликвия. Раку установили в Стефаниевском пределе Успенского собора. Сейчас эта рака находится в коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990-е годы с неё сделана копия из кипариса, в которой и хранится теперь перст святого.В афонских монастырях Зограф, Ставроникита, Кастамонит хранятся небольшие частицы мощей.

Молитва первомученику Стефану Первый во диаконех, первый и в мученицех показался еси, святый Стефане, апостоле, исполнь бо веры и силы во учении и в знамениих велик явился еси, и никтоже возможе противустати премудрости и духу, имиже глаголал еси, лице же твое на сонмищи видено бысть, яко лице ангела. Темже, исполнен Святаго Духа быв, видел еси отверстое небо и славу Божию и Сына человеча, Господа нашего Иисуса Христа, одесную стояща Бога Отца. Таже и от жестоковыйных и убийц иудеев камением пред лицем Преблагословенныя и молящияся о тебе Девы, Матере Его, побиваемь, преклонь колена, возопил еси гласом велиим: Господи, не постави им греха сего! И тако дух твой Господу Иисусу радостно предал еси. Сего ради молитвенника и предстателя тя стяжахом, колена души и сердца нашего преклоньше, тя молим: воздежи руце твои ко Господу, и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас, присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея в день он, страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет души нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков. Аминь.

Акафист святому первомученику архидиакону Стефану Кондак 1 Избранный от множества ученик Господа и Спаса нашего, яко исполненный веры, Духа Свята и премудрости, на служение вдовицам молитвою и возложением рук апостольских, явился еси первый во диаконех, и тако в сем чину Господу даже до смерти мученическия послужил еси, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас смертоносных бед и скорбей свобождай, да с любовию зовем ти: Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане. Икос 1 Ангелоподобная чистота твоя, серафимская любовь и вера в Господа Вседержителя соделаша тя, святе Стефане, сосудом избранным и жилищем Духа Всесвятаго; сего ради вси в Господа Иисуса Христа верующии дивляхуся святому житию твоему и возглашаху тебе со умилением сицевая: Радуйся, истинный учениче Христов. Радуйся, апостолом единонравный. Радуйся, Духа Святаго исполненный. Радуйся, благодатными дарованиями сияющий. Радуйся, паче всего мирскаго Господа возлюбивый. Радуйся, вся красная мира сего ради Господа оставивый. Радуйся, Небесное Отечество взыскавый. Радуйся, Ангелом собеседниче. Радуйся, добрый воине Царя Небеснаго. Радуйся, не обязавыйся куплями житейскими. Радуйся, истинный Христов служителю. Радуйся, от юности добрый и верный рабе Христов. Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане. Кондак 2 Видел еси архиереев Анну и Каиафу, Иоанна и Александра, и прочия, елицы быша от рода архиерейскаго, на свой нечестивый суд апостолы Христовы позвавшия, и озлобление их на вся ученики Христа Господа ведал еси, Стефане; сего ради в сердце твоем готовился еси стопами апостолов шествовати, всякое безчестие за Господа приимати, и Тому во веки взывати: Аллилуиа. Икос 2 Разум богопросвещен имея, о дивный первомучениче, светло уразумел еси, яко вера во Христа Господа зовет вся за имя Его безчестие и раны всякия от владык и князей мира сего носити, позор на сонмищах и соборищах терпети, и тако был еси предуготовлен всякое поношение за Христа радостно приимати. Сего ради восхваляем тя, глаголюще: Радуйся, юным и чистым сердцем твоим Христа возлюбивый. Радуйся, Того Единаго в житии твоем возжелавый. Радуйся, ангельскую непорочность стяжавый. Радуйся, скверн мира сего не приобщивыйся. Радуйся, в молитве пламенный. Радуйся, в скорбех терпеливый. Радуйся, за имя Христово всякое гонение прияти себе уготовавый. Радуйся, скорбьми многими путь в Царствие Небесное себе устроивый. Радуйся, и нам в скорбех помогаяй. Радуйся, от тяжких искушений нас свобождаяй. Радуйся, престолу Господню предстояй. Радуйся, молитвы о нас грешных Господеви приносяй. Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане. Кондак 3 Силою свыше облечен, подвигом добрым подвизался еси во имя Господа, славный воине Христов Стефане, уготовляя себе быти мучеником за Христа Спасителя, Емуже из глубины сердца твоего выну взывал еси: Аллилуиа. Икос 3 Имея богатство Божиих дарований, святе Стефане, всеми дарами Господу Христу работати восхотел еси, и всем верным ведом был еси, яко добрый ученик Христа и Его славных апостолов. За сие твое благое изволение ублажаем тя сице: Радуйся, добрая лоза винограда Христова. Радуйся, силою Христовою воистинну плодоносен явившийся. Радуйся, Господа Христа путем шествовати восхотевый. Радуйся, истине Христовой всего себе поработивый. Радуйся, житию Христову подражавый. Радуйся, глаголы Христовы в сердце твоем запечатлевый. Радуйся, Духа Святаго жилище. Радуйся, кладезю мудрости Божественныя. Радуйся, яко из чрева твоего реки воды живы истекоша. Радуйся, яко струи воды сия мнозем во спасение послужиша. Радуйся, Божественныя премудрости исполненный. Радуйся, устами твоими Бога во Святей Троице прославивый. Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане. Кондак 4 Буря смущений порази юную Церковь Христову, егда бысть роптание еллинов ко евреем, яко презираеми бываху во вседневном служении вдовицы их. Ты же, святче Божий, веруя мудрости апостолов, усердно взывал еси к Богу чистыми устами своими: Аллилуиа. Икос 4 Слыша святии апостолы роптание еллинов, созвавша множество ученик, реша: «Не удобно есть нам, оставльше слово Божие, служити трапезам.» Верни же, зряще твою верность и любовь ко апостолом святым, единодушно возглашаху тебе, святее Стефане, сице: Радуйся, добрый послушателю апостольских вещаний. Радуйся, любовию ко апостольской проповеди дух твой окрыливый. Радуйся, всякому слову апостольскому всеусердно внимавый. Радуйся, апостолы, устроители Церкви Христовы, почитавый. Радуйся, устами Христовыми апостолов именовавый. Радуйся, таин Божиих строителей в них видевый. Радуйся, яко самовидцы Слова и слуги Христовы тех быти веруяй. Радуйся, никакоже противу апостольских вещаний глаголати дерзавый. Радуйся, яко в руце апостолов Церковь Христова предана, вещавый. Радуйся, Апостольскою сию именовавый. Радуйся, столпе церковный. Радуйся, церковная красото. Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане. Кондак 5 Боготечныя звезды, святии апостоли, верующим во Христа рекоша: «Усмотрите, братие, мужи от вас свидетельствованы седмь, исполнены Духа Свята и премудрости, их же поставим над службою сею: мы же в молитве и служении слова пребудем». Сия слышав святый Стефан, всем сердцем радующеся, возопи премудрому Господу: Аллилуиа. Икос 5 Видеша во Христа верующии Стефана - мужа исполнена премудрости, веры и Духа Святаго, перваго его нарекоша быти достойна службу диаконскую пред лицем апостолов исправляти, и возгласиша ему сицевая: Радуйся, добрый сотрудниче духоносных апостолов. Радуйся, житию их подражателю прилежный. Радуйся, и еллинов и евреев единою и тоюжде любовию питавый. Радуйся, о вдовицах мудре пекийся. Радуйся, нищих кормителю. Радуйся, любве Христовы живый проповедниче. Радуйся, по слову Господа всем служити восхотевый. Радуйся, нозе святых омывый. Радуйся, сирых отец чадолюбивый. Радуйся, нагих одеяние. Радуйся, в печалех утешителю. Радуйся, от напрасныя смерти избавителю. Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане. Кондак 6 Проповедник словом и делом истины Христовы явился еси, святый первомучениче Стефане, егда святии апостолы помолившеся, возложиша руце свои на тя и на соизбранных с тобою, и слово Божие ростяше и умножашеся число ученик во Иерусалиме зело: мног же народ священников послушаху веры. Ты же с прочими диаконы радостно взывал еси Господу Христу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия паче солнца светлейше слово твоея проповеди, святый архидиаконе Стефане, ты бо, исполнь веры и силы, творил еси знамения и чудеса велия в людех, иже познавше тобою Христа распятаго возглашаху тебе благодарными усты со умилением похвалы сицевая: Радуйся, огненный проповедниче Евангелия Христова. Радуйся, чудес великих дивный совершителю. Радуйся, иудейскаго зловерия обличителю. Радуйся, таин Божиих мудрый изъяснителю. Радуйся, Троице Пресвятей покланятися научивый. Радуйся, серафимскую песнь во славу Святыя Троицы во уме, в сердце и устах твоих имевый. Радуйся, Духа Святаго светильниче пресветлый. Радуйся, тогожде Духа Святаго благодати новыя люди причастники сотворивый. Радуйся, златословесный учителю. Радуйся, неустанный проповедниче. Радуйся, Царствия Божия достойный наследниче. Радуйся, и нам молитвою твоею врата райская отверзающий. Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане. Кондак 7 Хотя Христову истину явити всем иудеом, яко избранником Божиим от всея земли, имже и словеса Божия вверена быша, стязался еси, святый апостоле, с мужами от сонма Либертинска, и Киринейска, и Александрска, и от Киликии и Асии, побеждая их глаголами Духа и премудрости, вопиял еси источнику разума и премудрости, Спасителю мира победную песнь: Аллилуиа. Икос 7 Новую благодать и силу в твоих премудрых словесах узреша и невозмогше противостати Христовой истине, великий первомучениче, врази твои подучиша мужи, глаголющия, яко слышаша от тебе глаголы хульныя на Моисея и на Бога изрекающа. Сподвигоша же на тя люди, и старцы и книжники и, нападше на тя, восхитиша и приведоша тя на сонмище свое нечестивое. Мы же, зряще тя на беззаконное судилище влекома, со слезами в похвалу сице тебе глаголем: Радуйся, неустрашимый проведниче Христовой веры. Радуйся, народ твой весь ко Христу привлещи желавый. Радуйся, всякая лживая учения в народе израильском обличивый. Радуйся, противящихся Божией истине к молчанию приведый. Радуйся, яко ложная противу тебе свидетели обличивый. Радуйся, яко влеком на судилище, радостно за Христа позор приимал еси. Радуйся, яко за Господа Иисуса Христа безчестие терпел еси. Радуйся, яко за имя Его пресвятое хулы, и клеветы, и всяк зол глагол приял еси. Радуйся, мучениче Христов неодоленный. Радуйся, врага спасения нашего низложивый. Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане. Кондак 8 Странно бысть неверующим во Христа, злобы сатанинския служителем, юнаго и святаго Стефана на сонмище своем лукавом видети: вси бо сидящии в сонмищи узреша лице его, яко лице Ангела. Мы же верующе в Господа, достойне прославляющаго святыя Своя и, восхваляюще великаго апостола и первомученика, ангельским светом светло озареннаго, радостно вопием нашему Спасителю песнь: Аллилуиа. Икос 8 Весь любовию ко Христу Господу горя, не убоялся еси, первомучениче, лукаваго сонмища иудейскаго, словеса же Господа и Спасителя своего: «Егда приведут вы на соборища, и власти, и владычества, не пецытеся, како или что отвещаете или что речете: Святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи», - памятуя, безбоязненно ожидал еси беззаконнаго судии злаго вопрошения. Сего ради и мы, созерцая лице твое, яко лице Ангела, своими нечистыми устами дерзаем тебе глаголати: Радуйся, ангельским сиянием осиянный. Радуйся, огнь благодати Божественныя яве восприявый. Радуйся, мудрый исповедниче святаго Евангелия Христова. Радуйся, провозвестниче несказанныя Божественныя благодати. Радуйся, яко кроткий агнец волком на съедение отданный. Радуйся, на сем судилище беззаконном безгрешному Агнцу Божию уподобивыйся. Радуйся, сиянием лица твоего вся сидящия в сонмище осиявый. Радуйся, ожесточение сердец их яве уразумевый. Радуйся, мужественный рабе Христов. Радуйся, похвало и главизно мучеников добропобедных. Радуйся, крепкая надеждо к тебе прибегающих. Радуйся, непостыдное упование правды ради гонимых. Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане. Кондак 9 Всякое естество ангельское обрадовал еси, святый первомучениче, егда на лукавое вопрошание первосвященника не токмо не умолчал еси, но Духом Святым водимый, пламенное исповедание любве твоея к закону Божественному, в Ветхом Завете данному, изъяснил еси, пророка Моисея, закон и храм Иерусалимский восхваляя, и вся верныя научая единому во обоих заветах Законодавцу Господу во веки воспевати: Аллилуиа. Икос 9 Витий суемудренных суетным преданиям и злым измышлениям старцев, паче нежели закону Божию и Моисею веровавших, посрамил еси, святый апостоле, архидиаконе и мучениче Христов Стефане: вси бо сущии в сонмищи ясно уразумеша лжу глаголавших о тебе, яко ты словесы хульными Бога, Моисея, Закон и храм поносил еси; изрек бо еси в сонмищи словеса похвальныя и Божию закону в Ветхом Завете данному, и праведником, ради Господа в законе сени и писаний подвизавшимся. Научаемии тобою почитати словеса Завета Ветхаго, яко воистинну словеса Божия, а нечестия иудейскаго отвращатися, сице в похвалу тебе глаголем: Радуйся, всех словес Завета Ветхаго почитателю. Радуйся, яко сей завет ко Христу детоводящий мудре изъяснил еси. Радуйся, доблести веры патриархов Авраама, Исаака и Иакова, яко рабов Божиих послушливых, показавый. Радуйся, скорби Иосифа и мудрость его в Египте прославивый. Радуйся, тяжкия и горькия работы фараоновы народа твоего в Египте живо описавый. Радуйся, молитвы, труды и скорби пророка Моисея во избавление народа израильскаго достойно возвеличивый. Радуйся, пророчество Моисея о Христе Господе лукавому сонмишу изъяснивый. Радуйся, егоже восхождение на гору Синайскую и явления ему Господа красно возвестивый. Радуйся, Моисеево послушание Господу в созидании скинии добре указавый. Радуйся, Иисуса Навина и Давида труды честне изобразивый. Радуйся, мудрость Соломонову воспевый. Радуйся, добрый и послушный рабе Христов. Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане. Кондак 10 Спасения всем сыновом Израилевым желая, ясно учил еси, святый первомучениче, всех сидящих в сонмищи, яко вси пророцы и праведницы словом и делом в Ветхом Завете о Христе Господе прорекоша и к вере во Христа Спасителя вся вел еси, да и вси израильтяне, и вси людие из глубины сердца своего возопиют ко Господу, нас ради на кресте распятому: Аллилуиа. Икос 10 Стеною крепкою во исповедании Христова Евангелия был еси, святый первомучениче и архидиаконе Стефане. Сего ради и в лукавом сонмищи тогожде Христа, яко Праведника, злонравными иудеями убиеннаго, безбоязненно проповедал еси и всех беззаконных убийц Господа - нечестие обличил еси. Таковому твоему великому дерзновению дивящеся, вси христианстии роди велегласно вохваляют тя: Радуйся, беззаконнаго соборища иудейскаго явное обличение. Радуйся, Христа Господа сему сонмищу проповедниче неустрашимый. Радуйся, яко конец почитания храма Иерусалимскаго яве предрекл еси. Радуйся, яко всех иудеев, во Христа неверующих, жестоковыйными именовал еси. Радуйся, яко у тех же неверующих необрезанное сердце и необрезанная ушеса узрел еси. Радуйся, и отцев их, и их самех, яко Духу Святому противящихся, гневно обличивый. Радуйся, оных убийцами пророков наименовавый. Радуйся, яко самех первых убийц Господа, Анну и Каиафу, на сем сонмищи явно обличил еси. Радуйся, яко весь синедрион убийцами и предателями Господа дерзновенно наименовал еси. Радуйся, грехов людских обличителю. Радуйся, покаяния проповедниче. Радуйся, братолюбия наставниче. Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане. Кондак 11 Песни хвалебныя приими от убогих сердец наших и уст наших, дивный мучениче и апостоле Христов Стефане, исполнь бо Духа Святаго, воззрев на небо, видел еси славу Божию и Иисуса одесную Отца Своего стояща, и рекл еси: «Се вижу небеса отверста и Сына Человеча одесную стояща Бога». Таковому видению и гласу твоему дивящеся, радостно восписуем Господу, дающему сладость лицезрения Своего святым Своим: Аллилуиа. Икос 11 Светоноснаго зрака твоего, небеснаго видения и гласа радостнаго, исповедающаго славу Господа, с небес сшедшаго во спасение рода человеческаго, не возмогше понести обличаемии тобою иудее, сердцами своими зле распыхахуся, зубы своими скрежетаху и устремившеся единодушно на тя, и извлекоша тя, блаженне Стефане, из сонмища вне же града поставивше, камением побиваху тя, злонравнии. Мы же, мучениче Христов преславный, с любовию провождающе тя на место блаженныя кончины твоея, прославляем мужество твое, велегласно глаголя: Радуйся, первый в мученицех, кровию своею веру во Христа распятаго запечатлевый. Радуйся, своею кровию землю освятивый. Радуйся, яко и самих апостолов подвигом мученическим предварил еси. Радуйся, яко за собою тысящи и тьмы тем мученик и мучениц за славное имя Христово привел еси. Радуйся, яко за Господом Иисусом Христом безбоязненно шествовал еси и поношение Его славно понесл еси. Радуйся, светом страданий твоих блистаяйся. Радуйся, темже светом и нам путь ко Христу верно показующий. Радуйся, светильниче пресветлый, Божиим несозданным светом озаренный. Радуйся, тьму неверия и всякия нечистоты светом веры твоея разгоняющий. Радуйся, светлых селений райских обитателю. Радуйся, потемненныя и спящия совести нашея добрый пробудителю. Радуйся, яко тобою благочестно имя Христово прославляется. Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане. Кондак 12 Благодать Божия воистину спребываше тебе, славный апостоле и первомучениче Христов Стефане, крестную бо смерть на Голгофе Спаса Господа, в руце Отца Своего дух Свой предавшаго, воспоминая, молился и глаголал еси, камением от рук беззаконных побиваемь: «Господи Иисусе, приими дух мой». Молитву же Спасителя о распинателях своих в сердце своем нося, преклонь колена возопил еси гласом велиим: «Господи, не постави им греха сего». И с сею молитвою славное земное поприще твое скончал еси. Мы же, восхваляя таковое светлое успение твое, Господу Богу, давшему тебе благодать Сыну Божию в кончине твоей уподобитися, из глубины души вопием: Аллилуиа. Икос 12 Поюще славное житие твое, восхваляюще апостольския труды твоя, умильно воспоминающе блаженную во Христе кончину твою, доблестный первомучениче Христов и архидиаконе Стефане, молим тя: дух непоколебимой веры правыя испроси нам от Господа и Спаса нашего, сердце чистое и сокрушенное да пребудет в нас выну, апостольскую ревность в проповеди Евангелия возгревай в нас, да тако будем готовы всякия скорби за Сладчайшаго Иисуса терпети, и тебе, славнаго первомученика, восхваляти сице: Радуйся, великий Христов апостоле. Радуйся, пастырем Церкви Христовы светлый образе. Радуйся, верный Христов свидетелю. Радуйся, славы Божия пламенный ревнителю. Радуйся, добрый вдовиц питателю. Радуйся, нещадный лицемерия искоренителю. Радуйся, истины Христовы крепкий исповедниче. Радуйся, в тяжких обидах наш твердый заступниче. Радуйся, Христу Господу всего себе посвятивый. Радуйся, в кончине твоей вседушно Христов ученик явивыйся. Радуйся, страстотерпче незлобивый. Радуйся, убийцам твоим милости Божией и прощения дивный ходатаю. Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане. Кондак 13 О великий апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане! Приими сие малое, в похвалу тебе составленное, моление наше и, яко велий ученик Сладчайшаго Сына Человеческаго, Спасителя нашего, святыми твоими молитвами споспешествуй и нам добрыми учениками Господа быти, да о Его вечной славе помышляюще, всякаго зла и в сей, и будущей жизни избегнем, и выну хвалебную песнь Ему да воспеваем: Аллилуиа. (Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1) Молитва О великий первомучениче Христов, апостоле и архидиаконе Стефане! Тебе, яко верному Христову подражателю, приносим мы грешнии молитвы своя недостойныя, твоему милостивому предстательству о нас пред престолом Божиим тепле верующе. Ты, еще жив, печать Господа Иисуса Христа в себе всегда имел еси, не токмо своими добродетельми, знаменьми и чудесами, изобильно тобою совершаемыми, сию показуя, но явно на лице твоем, сияющем, яко лице Ангела, печать благодати Божия носил еси. Славу Божию и Сладчайшаго Иисуса, стояща одесную Бога, твоима телесныма очима узрел еси, Духом Святым осияваемый. Еще же печать Божества, в тебе пребывающую, явно показал еси всей вселенней, егда в смертный мученический час твой не токмо о всех людех, но и о вразех усердно молился еси, молитву Сына Божия на Кресте воспоминая. Сию печать Божества в себе богатоносиши, и скорбьми прибегающих к тебе видеши, и к престолу Божию молитву о сих усердно приносиши. Подаждь и нам, Боговидче преславный, Христа Спасителя нашего всем сердцем любити, волю Его вседушно исполняти, во имя Христово вся скорби с терпением носити, и не токмо о присных, но и о всех людех, и о вразех своих уседно молитися, да и наши грехи покрыет Господь твоими теплыми молитвами, наипаче же благодатию и человеколюбием и милосердием Своим: яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Повествование начинается с кошмарного сна Лаврентия Берии, в котором смеющийся Сталин требовал от него рассказать, как тот прислуживал мусаватистами, как арестовывал коммунистов, подводя их под расстрел. Сон оказался пророческим - днем Берии сообщили, что на даче Сталина происходит что-то странное - всю ночь горел свет, под утро слышались какие-то хрипы и к завтраку "хозяин" не вышел. Берия был убежден, что со Сталиным что-то случилось, но никаких мер не принял. Он выжидал, надеясь, что "случилось то, чего он ждал последние годы", и он сможет отвести от себя "угрозу уничтожения, позорного клейма врага народа, что замарает его семью, сына, внуков, всех родственников, которые не вынесут позора".

На короткое время его надеждам суждено было осуществиться - Сталин умер, главой правительства стал секретарь ЦК Георгий Маленков, Берия получил пост министра внутренних дел. Валерий Болдин уверен, что "смерть Сталина стала поворотным пунктом в истории страны. Он навсегда разделила несущих гроб с телом Сталина на друзей и врагов. С этого дня страна покатилась другим путем, который через четыре десятилетия привел ее к развалу".

Отличительной чертой "Красного заката" является то, что автор впервые публикует многие бывшие некогда секретными материалы, такие как записи членов консилиума, ставившего последний диагноз Сталину и пытавшегося найти всевозможные способы спасения безнадежно больного. Основываясь на собственноручных записях Сталина, Валерий Болдин впервые рассказывает о его планах преобразований и в СССР, и в странах "восточного блока". Пользуясь документами, воспоминаниями, автор день за днем восстанавливает ход событий, реконструирует историю постсталинского времени, наполненную многочисленными интригами, которые развернулись в кабинетах новых руководителей партии и правительства после смерти вождя.

Одновременно Болдин пытается разобраться в отношениях ближнего окружения Сталина - Хрущева, Маленкова, Ворошилова, Булганина, Москаленко, каждый из которых искал, если не свою выгоду, то место в новых властных структурах. Все решилось в считанные дни и 14 марта Пленум ЦК КПСС, который Болдин охарактеризовал как самый необычный, назначил первым секретарем ЦК КПСС, а, следовательно - главой партии, Никиту Сергеевича Хрущева. Вольно или невольно Берия стал вторым лицом в государстве и, поздравив Хрущева с назначением, стал готовиться к наступлению широким фронтом, но просчитался. Пользуясь самыми разными мерами, собирая компромат вплоть до прослушки телефонных разговоров "соратников по партийной работе", Хрущев смог "опередить бандитскую свору, которую собирал Берия" и нанести превентивный удар. 26 июня 1953 года Лаврентий Берия был арестован.

В "Красном закате" опубликованы протоколы допросов Лаврентия Берии, его сына Серго, а также министра государственного контроля Всеволода Меркулова, приговоренного к высшей мере. Здесь же - последнее слово подсудимых, как самого Берии, так и его приближенных - министра внутренних дел Грузинской ССР Владимира Деканозова, начальника 3-го отдела МВД СССР Сергея Гоглидзе, министра внутренних дел УССР Павла Мешика.

По мнению автора, драматические события 1953 года "не закончились очередной сменой руководства СССР, но определили историю страны на многие десятилетия вперед". В заключение книги Валерий Болдин делает очень грустный вывод, что ни один из пяти генеральных секретарей ЦК, сменявших друг друга после смерти Сталина "не сумел перестроить политическую и экономическую системы, которые отвечали бы требованиям времени, были направлены н рост темпов развития общества. Те, кто пришел к власти после Сталина, думали не о дальнейшем изменении условий развития страны на основе научно-технической революции, а скорее заботились о том, чтобы удержаться у власти, громко или тихо бранить Сталина и кардинально ничего не делать самим. Занимались отнюдь не перестройкой экономических отношений". По его мнению "Красный закат" характеризовался тем, что "легковесность, побирушничество в последние пять лет советской власти, заигрывание с Западом, сдача позиций привели к ослаблению управления страной и, как следствие расчленению Советского Союза, приходу к власти в России криминальных лидеров. Образованные люди стали разбегаться из России, которой правили дилетанты".

Повествование начинается с кошмарного сна Лаврентия Берии, в котором смеющийся Сталин требовал от него рассказать, как тот прислуживал мусаватистами, как арестовывал коммунистов, подводя их под расстрел. Сон оказался пророческим - днем Берии сообщили, что на даче Сталина происходит что-то странное - всю ночь горел свет, под утро слышались какие-то хрипы и к завтраку "хозяин" не вышел. Берия был убежден, что со Сталиным что-то случилось, но никаких мер не принял. Он выжидал, надеясь, что "случилось то, чего он ждал последние годы", и он сможет отвести от себя "угрозу уничтожения, позорного клейма врага народа, что замарает его семью, сына, внуков, всех родственников, которые не вынесут позора".

На короткое время его надеждам суждено было осуществиться - Сталин умер, главой правительства стал секретарь ЦК Георгий Маленков, Берия получил пост министра внутренних дел. Валерий Болдин уверен, что "смерть Сталина стала поворотным пунктом в истории страны. Он навсегда разделила несущих гроб с телом Сталина на друзей и врагов. С этого дня страна покатилась другим путем, который через четыре десятилетия привел ее к развалу".

Отличительной чертой "Красного заката" является то, что автор впервые публикует многие бывшие некогда секретными материалы, такие как записи членов консилиума, ставившего последний диагноз Сталину и пытавшегося найти всевозможные способы спасения безнадежно больного. Основываясь на собственноручных записях Сталина, Валерий Болдин впервые рассказывает о его планах преобразований и в СССР, и в странах "восточного блока". Пользуясь документами, воспоминаниями, автор день за днем восстанавливает ход событий, реконструирует историю постсталинского времени, наполненную многочисленными интригами, которые развернулись в кабинетах новых руководителей партии и правительства после смерти вождя.

Одновременно Болдин пытается разобраться в отношениях ближнего окружения Сталина - Хрущева, Маленкова, Ворошилова, Булганина, Москаленко, каждый из которых искал, если не свою выгоду, то место в новых властных структурах. Все решилось в считанные дни и 14 марта Пленум ЦК КПСС, который Болдин охарактеризовал как самый необычный, назначил первым секретарем ЦК КПСС, а, следовательно - главой партии, Никиту Сергеевича Хрущева. Вольно или невольно Берия стал вторым лицом в государстве и, поздравив Хрущева с назначением, стал готовиться к наступлению широким фронтом, но просчитался. Пользуясь самыми разными мерами, собирая компромат вплоть до прослушки телефонных разговоров "соратников по партийной работе", Хрущев смог "опередить бандитскую свору, которую собирал Берия" и нанести превентивный удар. 26 июня 1953 года Лаврентий Берия был арестован.

В "Красном закате" опубликованы протоколы допросов Лаврентия Берии, его сына Серго, а также министра государственного контроля Всеволода Меркулова, приговоренного к высшей мере. Здесь же - последнее слово подсудимых, как самого Берии, так и его приближенных - министра внутренних дел Грузинской ССР Владимира Деканозова, начальника 3-го отдела МВД СССР Сергея Гоглидзе, министра внутренних дел УССР Павла Мешика.

По мнению автора, драматические события 1953 года "не закончились очередной сменой руководства СССР, но определили историю страны на многие десятилетия вперед". В заключение книги Валерий Болдин делает очень грустный вывод, что ни один из пяти генеральных секретарей ЦК, сменявших друг друга после смерти Сталина "не сумел перестроить политическую и экономическую системы, которые отвечали бы требованиям времени, были направлены н рост темпов развития общества. Те, кто пришел к власти после Сталина, думали не о дальнейшем изменении условий развития страны на основе научно-технической революции, а скорее заботились о том, чтобы удержаться у власти, громко или тихо бранить Сталина и кардинально ничего не делать самим. Занимались отнюдь не перестройкой экономических отношений". По его мнению "Красный закат" характеризовался тем, что "легковесность, побирушничество в последние пять лет советской власти, заигрывание с Западом, сдача позиций привели к ослаблению управления страной и, как следствие расчленению Советского Союза, приходу к власти в России криминальных лидеров. Образованные люди стали разбегаться из России, которой правили дилетанты".


tanatos.ru