Краткий курс социологии. Типы властных структур

Названием наука социология обязана своему создателю Огюсту Конту (1798–1857). Термин «социология» состоит из двух корней. Первый происходит от латинского societas, т. е. «общество», второй – от греческого loros, означающего в узком смысле «слово», а в широком – «учение», «наука». Таким образом, термин «социология» переводится как «наука об обществе».

Следовательно, объектом изучения социологии, как и других общественных, социальных наук, является человеческое общество.

Но человеческое общество изучают и другие общественные и гуманитарные науки, например философия, история, экономика, политология и т. д. Каждая из них изучает свою сферу общества, т. е. имеет свой предмет исследования. Есть он и у социологии.

Разные социологи имеют различные взгляды на предмет исследования своей науки. Как полагал основатель социологии О. Конт, предметом исследования социологов должны являться законы общественного развития, из которых бы вытекали практические рекомендации, полезные во всех отраслях деятельности людей. О. Конт уподоблял социологию естественным наукам, называя ее иногда социальной физикой. Законы развития общества, подобно естественным, природным законам, носят, по его мнению, строгий, однозначный и объективный, не зависимый от воли людей характер.

Макс Вебер (1864–1920) считал предметом социологии так называемое социальное действие, т. е. такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них. Предмет социологии у М. Вебера субъективируется, «привязывается» к человеку.

Эмиль Дюркгейм (1858–1915) пошел по другому пути. Он объявил предметом науки об обществе социальные факты, под которыми он понимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде, например, зданий, сооружений и т. д. Каждое поколение индивидов застает свой набор социальных фактов, который и определяет поведение людей. Подход Э. Дюркгейма к предмету социологии носит объективный, не зависимый от конкретного человека характер.

Подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма объединяет то, что они, как и подавляющее число других социологов, считают поведение человека в обществе обусловленным связями, которые он имеет с окружающими его людьми и предметами, его предыдущим опытом общения, образованием, воспитанием, местом в общественной жизни, общественных институтах и т. д.

предметом социологии являются социальные связи, общественные отношения .

1.1.1. Место социологии в системе наук

Теоретической основой, фундаментом социологии является философия, в рамках которой социологическая проблематика решалась в течение 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не стала самостоятельной наукой. Именно из философии черпает социология парадигмы, концепции, подходы, отдельные идеи, методы и терминологию. Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать история, этика, правовая наука. Наиболее близкими к социологии науками и по возрасту, и по историческому развитию, и по отношению к философии как к прародительнице можно считать психологию и политологию. Очень тесные связи социология имеет с такими науками, как экономика, этнография, антропология. Менее тесные, хотя и не менее значимые для своего развития связи у социологии с физиологией, математикой, статистикой, географией и другими науками (рис. 1).

1.1.2. Функции социологии

Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Социология как наука является не только элементом системы наук, но и частицей всеохватывающей системы человеческого общества. Какие функции выполняет социология в обществе?

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, выработать общий взгляд на общество, его социальные связи.

Информационная функция дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности.

Управленческая функция не означает, что социологи непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выработке рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений.

Организационная функция социологии заключается в организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, на отдыхе и т. д.

Прогностическая функция позволяет предсказывать будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, принимает ответственные решения, касающиеся отдаленного будущего.

Пропагандистская функция социологии дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере.

Наличие этих функций показывает значимость, полезность социологии для общества, ее функциональность.

1.1.3. Методы социологии

Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др.

Кроме того, социология выработала и собственные специфические методы исследования :

наблюдение;

изучение документальных источников;

тестирование;

социометрия;

социальный эксперимент.

Таким образом, социология имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. Социология не дублирует и не отменяет других наук. Это самостоятельная наука и учебная дисциплина, занимающая достойное место в системе научного знания.

1.2. История социологии

Изучение социальных явлений и процессов имеет давнюю традицию. Уже в трудах философов Древнего мира были предприняты первые попытки решения таких проблем, как построение идеального государства и совершенствование социальной структуры общества (Платон), политическая стабильность в небольших (Аристотель) и сверхбольших государствах (Полибий, Цицерон), воспитание и социализация личности (Сократ) и др.

Социальные проблемы в эпоху античности решались в рамках таких наук, как история, философия, софистика, этика, право, а также в литературе, поэзии и мифологии. В Средние века сложными социальными вопросами занималось в основном богословие, которое многое взяло из Античности, но при этом отталкивалось в первую очередь от христианских догматов. Проблемы повседневной жизни решались на основе традиций, привычек и предрассудков.

В Новое время с расширением географических и интеллектуальных границ познанного мира значительно расширяется и круг социальных проблем. Особую остроту они приобретают в эпоху бурного развития капитализма в начале XIX в. Третьему сословию, представлявшему собой наиболее активную и предприимчивую часть общества, кроме религиозных потребовались и научные представления об обществе.

Идею возможности разработки естественных законов бытия впервые высказал Сен-Симон (1760–1825) с позиций «физических» (т. е. естественных) наук, противопоставляя их теологии и метафизике. Ученик и последователь Сен-Симона О. Конт развил идею своего учителя и разработал концепцию позитивной науки, которая должна занять место богословия и старой философии. Он считал, что позитивная наука об обществе должна зиждиться на тех же принципах, что и физика, физиология, биология, и сначала называл ее «социальная физика». В своем капитальном труде «Курс позитивной философии», состоящем из шести томов, выходивших последовательно с 1830 по 1842 г., Конт создает стройную теорию зарождения науки об обществе, доказывает необходимость ее построения на позитивных принципах, определяет ее место в иерархии наук и, наконец, дает ей название. Если Сен-Симона можно считать «предтечей» социологии, то Конта мы с полным правом можем назвать ее «отцом».

СОЦИОЛОГИЯ

Курс лекций

СОЦИОЛОГИЯ 1

Курс лекций 1

Введение 4

Тема 1.Социология и ее изучение в высшей школе 5

Предпосылки возникновения и развития социологии как науки и учебной дисциплины. 5

Вопросы для самопроверки 12

Тема 2.История становления и развития социологии 13

1. История становления учений об обществе. Возникновение социологии. 13

2. Классический период в развитии социологии. 13

3. Социология в России. 13

4. Развитие социологии в современных условиях. 13

Вопросы для самопроверки 23

Тема 3.Общество - целостная социокультурная система 24

1. Понятие общества. Общество как субъект социальной жизни. 24

2. Структура и исторические типы обществ. 24

3. Цивилизационный подход к анализу общества. 24

Вопросы для самопроверки 32

Тема 4.Социальные изменения и социальный прогресс 33

1. Социальные изменения, их формы. 33

2. Социальный прогресс. Проблема его критериев. 33

3. Современное общество: тенденции и перспективы развития. 33

Вопросы для самопроверки 39

Тема 5.Социология личности 40

1. Социологическое понятие личности, ее структура. 40

2. Социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты. 40

3. Личность и общество: проблемы взаимоотношений. 40

4. Личность в современном обществе. 40

Вопросы для самопроверки 48

Тема 6.Социальная стратификация 49

1. Равенство и неравенство как социологическая проблема. 49

2. Социальная дифференциация как основа социальной стратификации. 49

3. Социальная стратификация современного российского общества: особенности и тенденции развития. 49

Вопросы для самопроверки 55

Тема 7.Социально-этнические общности и отношения 57

1. Социально-этнические общности. 57

2. Этносоциальные процессы и межнациональные отношения. 57

3. Социальные аспекты этнонациональных конфликтов. 57

Вопросы для самопроверки 66

Тема 8.Поколения как субъекты общественной жизни 67

1. Понятие поколения: сущность и содержание. 67

2. Возрастная стратификация общества. 67

3. Отношения поколений: преемственность и конфликты. 67

4. Социальные проблемы молодежи. 67

Вопросы для самопроверки 75

Тема 9.Социология семьи 76

1. Социальная сущность и функции семьи. 76

2. Классификация семейно-брачных отношений. 76

3. Кризис семьи и ее будущее. 76

Вопросы для самопроверки 83

Тема 10. Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация 84

1. Объективная необходимость и сущность социального управления. 84

2. Основные функции и принципы управления. 84

3. Методологические подходы к регулированию социальной жизни. Уровни управления. 84

Вопросы для самопроверки 88

Тема 11.Политическая система общества как регулятор социальной жизни 89

1. Политическая система общества: структура и функции. 89

2. Гражданское общество и правовое государство, 89

3. Политическое сознание и политическая культура. 89

Вопросы для самопроверки 96

Тема 12. Культура как социальное явление 97

1. Понятие и сущность культуры. Ее структура и функции. 97

2. Культура и личность. 97

3. Тенденции развития культуры в современном мире. 97

Вопросы для самопроверки 102

Тема 13. Социология воспитания. Социализация личности 103

1. Социологическое понятие воспитания. Содержание и цели воспитания. 103

2. Социализация и самовоспитание. 103

3. Роль педагогической деятельности в системе воспитания. 103

Вопросы для самопроверки 108

Тема 14. Девиантное поведение 109

1. Понятие и природа девиаций. 109

2. Основные виды девиантного поведения. 109

1.Вопросы для самопроверки 117

Тема 15. Социология образования 118

1. Предмет социологии образования. История ее развития. 118

2. Образование и общество. Социальная сущность образования. 118

3. Система образования: ее структура и функции. 118

Вопросы для самопроверки 124

Тема 16. Методология, методика и техника конкретных социологических исследований 125

1. Социологические исследования как направление социологического знания. Классификация социологических исследований. 125

2. Программа социологического исследования. Методика, техника и процедура социологического исследования. 125

Вопросы для самопроверки 129

Рецензенты: кафедра политологии и социологии МПГУ им. В. И. Ленина (зав. кафедрой профессор Л. К Зыбайлов).

кафедра социологии и политологии ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова

(зав. кафедрой профессор Л. Н. Панкова)

Социология. Курс лекций

Под редакцией Анатолия Васильевича Миронова, Валентины Васильевны Панферовой, Вячеслава Матвеевича Утенкова

Редакторы: И. А. Алифанова, Ю. В. Лазарева

Технический редактор Т. Н. Гризунова

Сдано в набор 04.06.96. Подписано в печать 04.07.96

Формат 84x108 1 / 32 . Гарнитура «TextBook». Печать офсетная.

Цена свободная. Объем 8 л. л. Тираж 10 000 экз. Зак. 1465

Оригинал-макет изготовлен 000 «Ин-фолио-1»

107005, Москва, Денисовский пер., 30.

Отпечатано в Орехово-Зуевской типографии.

Московская обл., г. Орехово-Зуево, ул. Дзержинского, д. 1.

Введение

Тема 1.Социология и ее изучение в высшей школе

Тема 2.История становления и развития социологии

Тема 3.Общество - целостная социокультурная система

Тема 4.Социальные изменения и социальный прогресс

Тема 5.Социология личности

Тема 6.Социальная стратификация

Тема 7.Социально-этнические общности и отношения

Тема 8.Поколения как субъекты общественной жизни

Тема 9.Социология семьи

Тема 10. Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация

Тема 11.Политическая система общества как регулятор социальной жизни

Тема 12. Культура как социальное явление

Тема 13. Социология воспитания. Социализация личности

личности

Тема 14. Девиантное поведение

Тема 15. Социология образования

Тема 16. Методология, методика и техника конкретных социологических исследований

Литература

Введение

Социология читается в настоящее время практически во всех высших учебных заведениях страны. Социологическое образование является неотъемлемой составляющей социально-гуманитарной подготовки специалистов любого профиля. Опираясь на факты, конкретные данные, оно позволяет дать объективный научный анализ социальной реальности, выходя на самые актуальные проблемы общественной жизни.

Данный курс лекций подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом, в нем нашли отражение основные темы курса, что позволяет использовать его в любом высшем и среднем специальном учебном заведении. Вместе с тем курс написан на основе Программы для педагогических институтов и имеет профессиональную направленность. Это нашло отражение и в разработке тематики курса, и в его содержании.

Наряду с такими темами, как «Социология личности», «Социология семьи», «Социология образования», традиционно включаемыми в абсолютное большинство программ и курсов, в данном пособии достаточно широко раскрыты темы, которые редко или вообще не представлены в программах и пособиях. Сюда можно отнести темы «Поколения как субъекты общественной жизни», «Девиантное поведение», «Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация». Они представляются важными для любого специалиста, но для учителя - особенно.

В лекциях широко использован фактический материал. При раскрытии тем особое внимание уделяется анализу современных социальных проблем в России.

Губина С. А., Ерофеева С. И., Козлова О. Н., Ланцова Л. А., Мечников М. А., Миронов А. В., Панферова В. В., Руденко Р. И., Серебряков С. Л., Спасибенко С. Г., Тавадов Г. Т., Утенков В. М., Шурупова Н. Ф.

В пособии использованы материалы Голода С. И., Закалина А. С., Комаровой Э. И., Кучина Г. В., Мокина С. В., Свинцова Н. Н., Субочева Н. С., Тюленева А. Е., Усиковой Л. Ф., Фетисова В. Я.

Тема 1.Социология и ее изучение в высшей школе

Предпосылки возникновения и развития социологии как науки и учебной дисциплины.

1. Объект, предмет, структура и функции социологии.
2. Место социологии в структуре современного знания.

1. Почему и когда возникает социология как самостоятельная наука, каковы предпосылки и условия ее развития, возрастающего значения в жизнедеятельности людей, своего рода «второго рождения» в конце XX в. в нашей стране? Ответы на эти вопросы во многом предопределяют понимание сути и содержания этой науки.

Всякая новая теория общественного развития является, с одной стороны, отражением качественного изменения социальных отношений, реальных возможностей и потребностей людей, с другой - следствием прогресса самого научного знания. Необходимо разрешение вновь возникающих противоречий, диагностика социальных болезней, поиск методов их излечения.

Случайно ли социология как автономная наука возникает в середине XIX в.? Следствием вызревания каких социальных явлений она стала?

Знания об обществе, вернее о разрозненно существовавших многие тысячелетия обществах-государствах, могли превращаться в единую науку о социуме лишь в условиях промышленной революции, перерастающей в научно-техническую и затем информационную.

Выделим особенно значимые условия развития социологии.

Первые предпосылки развития социологии связаны с первоосновой жизни человека - с биосферой, природой, материальными, экономическими, производственно-техническими, энергетическими факторами.

Именно благодаря гигантскому росту производительных сил в условиях промышленной революции возникает возможность создать материальный базис свободного человечества и осуществить переход от системы с преобладанием естественной обусловленности к социально-исторической, социально-культурной.

Научно-техническая революция XX в., информатизация общества означают следующий качественный скачок в развитии производительных сил. Конец XX в. отмечен глобальным экономическим бумом, когда от торговли, экономического взаимообмена между отдельными странами мир втягивается в процесс становления единой экономики. Но на фоне колоссальных достижений в сфере материального производства ужасает пропасть в уровне жизни людей в разных регионах мира, да и неблагополучие многих членов общества в самых развитых странах. Гонка вооружений и «гонка за комфортом», часто бессмысленным и даже отягощающим жизнь, варварское отношение к природе, эгоцентрическое потребительство со всей очевидностью обнаружили пределы экстенсивного роста производства, антигуманизм технократической парадигмы развития общества. Экологический кризис может быть преодолен, а человечество спасено, если мы научимся заботиться не только о своем превосходстве, но и о сбережении, возвышении природы, если победит гуманистический тип отношения к ней.

Таким образом, к концу второго тысячелетия меняются приоритеты: не экономика, а социокультурные факторы прежде всего определяют прогресс человечества, в том числе и в сфере природных, производственных процессов.

Другие предпосылки становления и возрастания роли социологии в жизни общества связаны непосредственно с системой общественных связей, с особенностями политических, правовых, нравственных отношений, их демократизацией. Организуется, вернее самоорганизуется социум в масштабах всего человечества в направлении к единению многообразного бытия разных народов и наций, в борьбе сил централизации и децентрализации, демократии и тоталитаризма, национальных и транснациональных тенденций. Меняются временные, пространственные характеристики развития коммуникативных связей. Жилище человека все более включается во всеобъемлющую информационную сеть, охватывающую всех людей планеты независимо от национальности, верования, языка. Возникает универсальный образ жизни. Мир становится космополитичным. Мы все заметнее влияем друг на друга. Острой становится нужда в мировом универсальном языке.

Однако наряду с возникновением в современном мире межнациональных сообществ обостряются и националистические настроения. Нарастание «тесноты» общественных связей, создание всечеловеческого экологического, экономического, информационного пространства превращаются в основание разрешения глобальных проблем. Становится ясно, что освобождение человека в одной части Земли без свободы всех землян так же невозможно, как наличие чистого воздуха во всей акватории. Гармонизация тенденций к универсальности, с одной стороны, и к культурному национализму, уникальности - с другой - условие существования и развития мирового сообщества.

К следующим предпосылкам развития социологии относятся идейные, культурные, собственно научные, духовные факторы. Сфера духовных отношений наиболее заметно влияет на социальное знание, на выработку парадигмы современной социологии. Информационный прогресс касается в большей степени интеллектуальной деятельности и делает приоритетными образование, науку, культуру, в целом сферу Разума и шире - сферу Духовного.

Проблема выживания общества, в частности российского, упирается в способность людей достаточно оперативно перестроить систему нравственных мотивов и ценностей, норм отношения к природе и друг к другу.

Возникновение коллективных форм сознания, преодолевающих границы локальных общностей, развитие символического и культурного взаимодействия, сотрудничество, сотворчество в деле реализации всеобщих интересов человеческого рода - все это сочетается (хотя и крайне противоречиво) с тенденцией возрастания роли субъективного фактора, с «триумфом личности». Отдельные личности в настоящее время способны осуществлять изменения в обществе значительно эффективнее, чем большинство социальных институтов. На XII Всемирном социологическом конгрессе подчеркивалось, что в постмодернистском обществе ведущую роль играет социальный субъект. Именно субъект как личность, как социальная общность (народ, территориальная общность, профессиональная или любая другая), руководствуясь своими интересами, определяет цели и средства их достижения. Отсюда идея субъективации всех социальных процессов, движение в направлении большей свободы любого социального субъекта, но в первую очередь личности. Отсюда и структура предлагаемого курса социологии: после историко-методологической части следует раздел, посвященный анализу субъектов социальной жизни, а затем раскрываются проблемы их взаимодействия, механизма регуляции, организации, управления социальной жизнью.

Развитие социологии связано и с ее институализацией, общественным признанием, возникновением исследовательских центров в отдельных странах и международных центров, а также с утверждением этой науки как предмета преподавания в учебных заведениях практически всех стран мира. Богатые традиции имеет социологическая мысль в России, которая развивалась как часть общеевропейской и в то же время отличалась яркой самобытностью. Она представлена именами известных русских социологов: Н. И. Кареева, М. М. Ковалевского, Н. Я. Данилевского, Н. К. Михайловского, П. А. Сорокина и др.

В первые годы советской власти, как и в дореволюционный период, развитию теоретической и прикладной социологии уделялось большое внимание. Перед Социалистической академией общественных наук одной из первоочередных стала задача организации ряда социальных исследований. Были созданы кафедра социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1920 г. в Петроградском университете открылся первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П. А. Сорокиным. Строительство нового общества нуждалось в многосторонней информации о сложных социальных процессах, в социальных экспериментах.

В условиях командно-административной системы, сложившейся в 30-е годы, социология практически была «упразднена». Для тоталитарного государства социология, ее принципы, методы, теория познания объективной реальности оказались не только излишними, но и опасными. Поэтому социологию объявили буржуазной лженаукой, а на фундаментальные и научно обоснованные прикладные исследования наложили запрет. Отставание в социологии, углубленное изоляцией от мирового опыта, не преодолено до сих пор. Это одна из причин того, что мы недостаточно знаем наше общество, у нас неадекватное представление о его социальной структуре, социальных отношениях и связях.

В 60-е годы социология начала возрождаться. В 1958 г. возникла Советская социологическая ассоциация, в 1968 г. создается Институт конкретных социальных исследований, который в результате преобразований ныне именуется Институтом социологии. Но развитие социологии в 60- 70-е годы было трудным и противоречивым. Конфликтные ситуации в социальной жизни в условиях нарастания застойных явлений замалчивались, эмпирические исследования, к которым часто сводилась суть социологии, нередко носили формальный апологетический характер, увеличивался разрыв между теоретической и прикладной социологией.

Решающий перелом в судьбе социологии произошел в конце 80-х годов, когда ясной стала гибельность пренебрежения социальной политикой, социальным управлением, социальной наукой. Социология становится предметом академического преподавания. В Америке она преподается более ста лет не только в высшей, но и в средней школе.

Пройдя сложный драматический путь, социология как общеобразовательная дисциплина получает в России «второе рождение». Однако, складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, «мода» на социологию растет, но с другой - снижается ее престиж, она как и прежде часто отождествляется с эмпирическими исследованиями, к чему в немалой степени причастны средства массовой информации. В газетах постоянно публикуются результаты опросов общественного мнения, появились рубрики «Глазами социолога», «В зеркале социологии» и др. Использование социологических данных стало «козырной картой» в политических передачах по радио и телевидению. Такая информация о наблюдаемых в обществе воззрениях, оценках, предпочтениях используется как мощное средство формирования массового сознания нередко в определенном направлении. Что касается серьезных теоретических исследований, то они пока должного развития не получили.

Социология, в том числе и теоретическая, фундаментальная, является научным основанием практических об щественных преобразований. Социология - своего рода учебник жизни. Она помогает лучше узнать реальный мир, понять общество, в котором мы живем, определить свое место в нем, свои возможности самосовершенствования и влияния на социальный прогресс.

2. «Социология» в буквальном переводе означает «учение об обществе» (от латинского «общество» и греческого «слово, учение»). Это наука, изучающая общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты и социальные процессы в их связи с общественным целым. Предпосылкой и условием социального анализа является взгляд на общество как на систему, состоящую из объективно взаимосвязанных элементов.

Любая отрасль науки имеет свой объект и предмет. Объект науки понимается нами как определенная область действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. В качестве наиболее общих объектов наук выступают природа и общество, откуда и вытекает деление всех наук на естественные и социально-гуманитарные. Из вышесказанного ясно, что объектом исследова ния социологии как науки является общество. В этой связи вполне правомерно мнение Ф. Гиддингса, считающего социологию наукой об обществе, которая «вмещает в себя всю область специальных социальных наук». Социология - обществоведческая наука, задача которой состоит в познании необходимых свойств и условий коллективной человеческой жизни, вытекающих из духовной природы человека (С. Франк).

Но ограничиться определением объекта науки, конечно, недостаточно хотя бы потому, что целый ряд наук может иметь один и тот же объект. Философия, история, политология, правоведение - все это науки, изучающие общество. Поэтому ученый-социолог должен найти ту грань, «срез», специфическую качественную определенность, которая была бы интересна именно ему в отличие от историка, юриста, философа. Иначе говоря, он должен определить предмет социологии.

Предмет науки предполагает, что объективная реальность берется не целиком, а лишь той стороной, которая определяется спецификой данной науки. Остальные стороны рассматриваются как условия существования объекта. Обычно предмет науки есть результат теоретического аб страгирования, позволяющий выделить вполне определенные закономерности функционирования и развития изучаемого объекта.

Проблема предмета социологии впервые остро встала в XIX в., когда наука создавалась и обособлялась. Точное определение предмета было основным условием существования и обоснованием ее претензий на самостоятельность. На современном этапе уже никто не сомневается в том, что социология отстояла право на самостоятельное существование как наука, что она имеет свой предмет исследования и характерный лишь ей метод постановки проблем. Сейчас скорее преобладает тенденция не обособления, а интеграции различных социологических школ и направлений, сближения общественных наук и появления на их стыке интересных исследований. Но это не исключает необходимости определения предмета социологии.

Большинство ученых считают, что предметом социоло гии является совокупность проблем социальной сферы общественной жизни.

В западной литературе социология понимается чаще как наука о социальных общностях или социальных системах.

Другие социологи считают главным предметом исследования социальные отношения.

Представление о предмете социологии было бы не полным, если бы мы не учитывали, что исходной клеточкой исследования общества является человек. Проблема личности не может не волновать социолога, так как именно человек является субъектом социальных отношений и социального поведения. Социология идет от анализа личности к исследованию закономерностей функционирования общества и социальных общностей.

Обобщая вопрос о предмете социологии, хочется отметить, что разнообразные подходы к этой проблеме не столько противоречат друг другу, сколько взаимно дополняют социологияДокумент

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ... значительные развитие также экономическая наука и социология (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М. ... науки развивали историки П.Н. Милюков, Г.В. Вернадский, социолог П. Сорокин и др. философы Н.А. Бердяев...

Лекция 1. Предмет социологии

Социология в переводе на русский язык означает «наука об обществе». Ключевым понятием социологии является «сообщество», т. е. группа, коллектив, нация и т. п. Сообщества бывают разного уровня и типа, например, семья, человечество в целом. Социология изучает различные проблемы, связанные с сообществом, т. е. социальные проблемы. Социология - это наука о социальной структуре, социальном взаимодействии, социальных отношениях, социальных взаимосвязях, социальных преобразованиях. Социология также изучает отношения людей к различным проблемам общества, исследует общественное мнение. Социология, как наука, обладает определенной структурой. В зависимости от содержания социология состоит из трех частей 1. Общая социология. 2. История социологии и современные социологические теории. Работы по социологии прошлых лет - это не архив, а важный источник научных знаний, информации о важных общественных проблемах. Различные социологические теории современности позволяют по-разному толковать проблемы, находить новые грани, аспекты изучаемых явлений. Если раньше существовала единственно верная, непогрешимая марксистско-ленинская социология, то сейчас нет истины в последней инстанции. Различные теории конкурируют между собой, стремясь точнее и полнее отразить реальность. 3. Методика социологических исследований. В этой части рассматриваются задачи как, какими способами провести исследования.

В зависимости от типа сообщества, которое изучает социология, наука делится на макросоциологию и микросоциологию. Макросоциология изучает общество в целом, крупные общественные группы, такие как класс, нация, народ и т. п. Микросоциология изучает небольшие сообщества, такие как семья, трудовой коллектив, студенческая группа, спортивная команда. В зависимости от уровня рассмотрения социальных проблем социология делится на: 1. социальную философию, рассматривающую наиболее общие социальные закономерности. 2. Теорию среднего уровня. Здесь теоретически рассматриваются отдельные социальные процессы, например, социальное развитие коллектива; отдельные социальные и демографические труппы, например, молодежь, рабочие; отдельные социальные явления, проблемы, например, преступность, забастовки. Теорию среднего уровня, изучающую отдельно взятую проблему, явление, процесс называют отраслевой социологией. Существуют десятки отраслевых социологий, например, социология молодежи, социология преступности, социология города и т. д. 3. Эмпирическую и прикладную социологию. Здесь рассматриваются конкретные проблемы отдельных сообществ. Эти проблемы изучаются эмпирическим, т. е. опытным путем, с помощью опросов, наблюдений и других методов. Прикладная означает необходимая, полезная для конкретных нужд экономики, политики, культуры. Прикладная социология служит базой для создания социальных технологий, т. е. специальных разработок, в которых содержатся рекомендации о том, как поступать, что делать, что говорить в конкретных проблемных ситуациях.

Социология изучает социальную динамику, т. е. формы, способы развития общества. Различают революцию, как относительно быструю, коренную ломку общественного строя. Эволюция - это медленное, постепенное развитие общества, когда каждый новый этап появляется, после вызревания объективных условий. Трансформация - это процесс переход от одной стадии развития общества к другой. В настоящее время Украина испытывает социальную трансформацию, т. е. переход от плановой экономики и авторитарного политического строя к рыночной экономике и демократическому строю.

Таким образом, социология - это наука, которая стремится изучать всесторонне социальные взаимосвязи. Знание социологии позволяет более рационально учитывать поведение людей в различных проблемных ситуациях жизнедеятельности общества.

Социология тесно связана с другими науками. Социология и математика. Социология - это конкретная наука об обществе Она стремится свои положения подкреплять количественными данными. Кроме того, практически все выводы социология основывает на вероятностных суждениях. Например, если социолог утверждает, что инженер культурнее рабочих, то это значит, что данное суждение справедливо с вероятностью выше 50%. Может быть множество конкретных примеров, когда какой-нибудь рабочий культурней некоего инженера. Но, вероятность таких случаев меньше 50%. Таким образом, социология тесно связана с теорией вероятности и математической статистикой. Для целей социального моделирования используется весь математический аппарат. Для обработки социологической информации используется математическое программирование, вычислительная техника. Психология. Изучая поведение людей, социология тесно контактирует с психологией. Общие проблемы концентрируются в рамках социальной психологии.

Философия обеспечивает социологию познанием наиболее общих законов общества, социального познания, человеческой деятельности. Экономика позволяет глубже изучить причины социальных отношений, различных ситуаций жизнедеятельности общества. Социальная статистика, социальных явлений и процессов. Социологический маркетинг позволяет более эффективно регулировать рыночные отношения. Обширная область отношений людей на производстве изучает социология труда. География связана с социологией, когда поведение людей, этнических сообществ объясняется с учетом среды обитания. Имеет значение, живут ли люди на берегу океана, речки, в горах, в пустыне для объяснения характера социальных общностей. Есть теории, связывающие социальные конфликты с периодом неспокойного солнца, космическими факторами. С юридическими дисциплинами социология связана при объяснении причин преступления, социальных отклонений, изучения личности преступников. Существуют отраслевые социологические дисциплины: социология права, социология преступности, криминология.

С историей социология связана при объяснении исторических корней социальных явлений. Существует также социология истории, когда социологические проблемы изучаются на материале прошлых веков. Например, изучаются социальные взаимосвязи, особенности социального поведения. Социология связана с различными видами деятельности через свои специфические методы изучения общественного мнения. Роль социологии в обществе. В определении роли социологии в обществе есть две позиции, имеющие свою традицию. Так, О. Конт полагал, что позитивная наука об обществе должна быть полезной, использоваться для целей прогресса. Тогда как Г. Спенсер полагал, что социологии не надо вмешиваться в ход общественных процессов. Социолог должен наблюдать и анализировать общество и делать свои выводы о его закономерностях. Вмешиваться же в общественные дела нет необходимости. Эволюция сама проложит путь общества к прогрессу без постороннего вмешательства. В современной социологии более распространено позитивистское отношение к социологии. Она должна служить делу преобразования общества, социальным реформам, способствовать оптимальному социальному управлению. В демократическом обществе управление государством, принятие важных для общества решений должно осуществляться с опорой на общественное мнение, которое изучается социологией. Без социологических исследований общественное мнение не сможет выполнять свойственные ему функции контроля, консультирования. Социология придет общественному мнению институциональный статус, благодаря чему оно становится институтом гражданского общества. Социология позволяет понимать процессы, происходящие в обществе. Важным признаком современного общества является осознание целей и последствий своей деятельности, понимание сущности и свойств общества, что позволяет сознательно относиться к своей деятельности. Это отличает современное общество от традиционного, в рамках которого социальные процессы являются спонтанными и неосознанными. Таким образом, роль социологии в обществе заключается в следующем. 1. Социология способствует демократической трансформации общества благодаря изучению общественного мнения и способствуя его институализации. 2. Социология способствует более глубокому осознанию сути общественных процессов, что позволяет сознательно подходить к социальной деятельности. 3. Социология повышает уровень рациональности социальной деятельности на всех уровнях социальной организации.

Лекция 2. Культура социологического мышления

Важной задачей курса социологии является формирование культуры социологического мышления. Это также важный компонент культуры современного руководителя. Культура социологического мышления зависит от того, в какой мере усвоена специфика социологии. Важна профессиональная осведомленность социолога, умение активно использовать основные методы исследования. Важный аспект социологического мышления предполагает умение оперировать количественными данными, составлять исследовательские документы, проводить эмпирические исследования, обрабатывать их и уметь интерпретировать полученные результаты. Необходимо понимание того, что социология опирается на количественные данные, что полученные результаты имеют вероятностный характер. Объективность, отсутствие стремления подогнать результаты под заказанные параметры или заранее подготовленные выводы характеризует культуру мышления социолога. Специфика социологического мышления предполагает интерес к массовым процессам и явлениям, к тем закономерностям, которые присуще не отдельному индивиду, а группе, коллективу, сообществу. Важен интерес социолога к взаимосвязям социальных явлений и процессов, присущих разным, пересекающимся плоскостям социального пространства, например, к связям между экономическими, политическими, социальными, культурными процессами. Интерес к общественному мнению и внимание к процедурным аспектом его изучения, таким как выборка, ошибка выборки важная составляющая социологического мышления. Социолог стремится к сопоставимости полученных ими результатов с данными аналогичных исследований. Культуре социологического мышления чужд узкий эмпиризм, неприемлема также чрезмерная абстрактность суждений без определенного соответствия с позитивным знанием. Специфика социологии предполагает сочетание социальной ответственности, заинтересованности в судьбах общества и строгость аналитических суждений, опирающихся на научно обоснованные эмпирические данные. Социолог должен соблюдать этические требования, такие как уважение к респондентам, соблюдение конфиденциальности, не действовать во вред респондентам.


Конспект лекций по курсу «Социология» составлен для студентов 3 курса очного обучения горного, химико-металлургического и энерго-механического факультетов Навоийского государственного горного института в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой курса, утвержденного Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.

Утверждено на заседании № _1 __ кафедры «Педагогика и гуманитраные науки» от «_27 _»__08 __2009 г.

Составители: Эшонкулова Н.А.

Юсупова Ф.З.

Введение

Социологическая культура выпускника высшей школы - понятие весьма актуальное и практически необходимое. Рыночная экономика и социально-производственная сфера требуют постоянного исследования, контроля и прогноза в организации деятельности специалистами, овладевшими, в достаточной степени, социологическим знанием. Социологическая культура - это способность осуществлять деятельность на основе научного планирования, прогнозирования, управления отраслью, изучения потребностей, интересов и запросов населения в различных областях, а также на основе мнений, суждений, оценок и предложений по различным социальным вопросам, явлениям и процессам.

В последние годы издано несколько учебников и учебно-методических пособий для высших учебных заведений по социологии, где наибольшее внимание уделено методологическим проблемам социологии, основным направлениям развития современной социологии и общему социологическому анализу состояния общества. Это, безусловно, необходимая часть социологического знания. Но в условиях технического вуза более целесообразно построить курс таким образом, чтобы студенты научились применять социологическое знание в практической деятельности.

Акцент на прикладную социологию оправдан практической потребностью в применении социологических данных в управлении, организации, прогнозировании и в работе с отдельными социальными группами и населением в целом. Таким образом, цель конспектов лекций - способствовать процессу формирования социологического мышления будущих специалистов как в части анализа и осмысления социальных проблем, так и в части получения социальной информации об этих проблемах и явлениях социальной жизни. Конспект лекций в целом носит ориентировочный, информационно-познавательный характер, отвечает логике изучения материала и задачам развития самостоятельности и активности студентов. В работе над лекционным материалом авторы обращались к монографиям, учебникам, научным статьям по теоретической и прикладной социологии, социологической публицистике отечественных и зарубежных авторов последних лет, а также использовали личный опыт преподавания в вузе.

Лекция №1. Социология как наука, ее предмет, структура

и роль в общественной жизни.

Цель занятия: обсудить особенности социального знания в сравнении с другими видами гуманитарного знания; сформулировать фундаментальные вопросы социологии и рассмотреть их постановку и решение разными теоретическими традициями в социологии; определить значение социального воображения для личностного и социального развития человека.

П л а н:

1. Социология как наука. Структура социологии.

2. Объект и предмет социологии.

3. Фундаментальные вопросы социологии.

4. Функции социологии.

5. Место социологии в системе общественных наук.

Опорные слова: социальное общество, социальный факт, стабильность, устойчивость, фундаментальные вопросы, социологическое воображение, социальная проблема, теория, научный метод.

1.Социология как наука.

ВОПРОС : Что такое социология?

Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействий и взаимосвязей между индивидами и группами. (Волков Ю.Г.)

По мнению американского социолога Нейла Смелзера - это, попросту говоря, один из способов изучения людей. Философа интересует человек с точки зрения его сущности, его назначения на земле, его места в мире. Философы всех времен рассуждают о смысле человеческой жизни, о связи человека с космосом, о человеке как о символе Вселенной, о его разуме и душе. Психология рассматривает человека в системе физиологических, биологических, генетических детерминант, хочет понять, что, как и почему думает человек, что он чувствует, каким образом чувства связаны с деятельностью человека и т.д. Культурология исследует то, как человек усваивает историко-культурный опыт человечества, что он связывает с культурной традицией, в какой мере цивилизован, в какой степени культурен и какое место занимает в духовном производстве. Этика исследует человека с точки зрения его морального выбора, ценностных ориентаций, свободы и ответственности.

ВОПРОС: А что интересует социологию как науку?

Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, какие они образуют группы и почему - экологические движения, сексуальные меньшинства, матери-одиночки, хиппи, панки и прочие.? Почему люди отправляются на войну, на демонстрации, на концерты? Почему создают социальные феномены предпочтений некоторых художественных или политических явлений? Почему все стремились в свое время посмотреть фильм "Москва слезам не верит", "Доживем до понедельника", "Просто Мария" и др.? Почему поклоняются чему-либо, женятся или, наоборот, не женятся, разводятся, покупают то, а не другое? Почему голосуют, бастуют? То есть социологию интересует все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом или с социальными объектами.

Исходя из этого, социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из сочетания латинского слова « societas » (общество) и греческого « logos » (учение). Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798 - 1857), которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Своеобразные, порой весьма оригинальные взгляды на развитие общества, проблема политики, морали, науки, религии, искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей средних веков и Нового времени.

ВОПРОС: Кто же такой социолог? Чем он занимается?

Кто такой социолог? В самом расхожем представлении - это человек с анкетой, с которой он обращается к окружающим его людям по месту работы, жительства, а то и просто на улице, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. Такой подход, с одной стороны, придает социологу имидж человека, который не теряет связи с реальностью (другое дело, как эти усилия оцениваются в обществе). С другой стороны, нет ничего печальнее, сводить социологию к сбору случайных мнений по случайным (а нередко и глупым) вопросам, что дискредитирует социологию как науку и низводит ее до некоего вспомогательного средства познания, да еще и такого, которым можно манипулировать.

Социологи исследуют общество на двух уровнях: микро- и макроуровне. Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный предмет их исследования – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значение, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. Основное внимание она уделяет моделям поведения, помогающим понять любого общества. Эти модели, или структуры, представляют собой такие социальные институты, как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй. Люди, вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают на себе их глубокое влияние. Микросоциологии изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений.

Между тем, если говорить о социологии, то это теория. И наука не об обществе вообще,

(общество изучают и социальная философия, и история, и политология, и юридические науки, и культурология), а общество в его социально-человеческом обличии. Даже не просто общество для человека, а человек в обществе - вот что составляет суть социологии. А с чего начинается человек в своем социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать, исходя из определенных ценностей, окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние, как макросреды (всех общественных отношений), так и микросреды (непосредственное окружение).

2. Объект и предмет социологии.

Социология, как и другие науки, имеет вполне определенный предмет исследования. Объект социологии - общество и люди. Общество изучается сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, которые составляют основное содержание социальной реальности. Социология - это научное изучение общества и социальных отношений.

Многие представители социологии претендовали на то, что социология является своего рода метанаукой и, опираясь на данные других социальных и гуманитарных наук, строит свою концепцию, свое понимание происходящих процессов в обществе. Естественно, что такая постановка вопроса вызывала возражение представителей смежных наук.

В поисках собственной специфики социология сталкивалась с серьезными трудностями. Определения типа «социология есть наука о законах и движущих силах развития общества» ничего не проясняли, поскольку с таким же успехом можно было бы утверждать, что физика изучает физические законы, химия – химические и т. д.

ВОПРОС: Что же в таком случае призвана изучать социология?

Прежде всего, следует обратить внимание на многочисленные попытки найти самые различные формы компромисса между определениями истмата и социологии. В марксистском обществознании до недавних пор лишь болгарские ученые различали исторический материализм как философскую науку об обществе и социологию как нефилософскую, специфическую науку об обществе.

Между тем в истории научной мысли известен подход, направленный на более четкое выделение объекта социологии – гражданского общества.

Необходимо подчеркнуть, что гражданское общество смогло возникнуть лишь на определенном этапе развития человечества. Хотя на ранних ступенях и существовали его элементы, незрелые формы, но как самостоятельное явление оно сформировалось на том рубеже, когда человек стал демонстрировать принципиально новые черты поведения и образа жизни. Это было вызвано процессом становления и развития буржуазного общества, когда человек получил возможность действовать как самостоятельная общественная сила, влияние которой в значительной степени зависело от уровня и степени сознательности, творчества участников реального исторического процесса.

В отличие от условий рабовладельческого и феодального общества человек в массовом порядке оказывался ответственным за судьбу экономических преобразований, а впоследствии и за устройство политической жизни буржуазного общества.

О том, что появление человека как гражданина связано лишь с определенным этапом развития общества, свидетельствует и замечание К. Маркса, что «быть рабом или быть гражданином – это… отношения человека А к человеку Б», которые устанавливаются в обществе, посредством и при помощи общества.

Именно при появлении капитализма люди на качественно новой основе стали воздействовать на ход общественной жизни. Резко возросло участие отдельного человека в решении самых различных жизненных проблем. Вместе с тем люди все чаще начинают действовать сообща – не как одиночки в древние эпохи или средние века, а как классы, социальные группы и слои, включаясь в политические другие объединения и организации.

Все это позволяет утверждать, что гражданское общество – это совокупность соответствующим образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческих ценностей, которыми руководствуются люди и каждый человек во всех сферах общества - экономической, социальной, политической и духовной.

Логика общественного развития подтверждает необходимость постоянного сопоставления жизнедеятельности классов, социальных групп и слоев не только внутри определенного общества, но и между различными типами обществ.

Этот импульс – нахождение и сравнение различных видов жизнедеятельности с учетом специфики каждой страны – может характеризовать вклад социологии в решение как глобальных, так и конкретных проблем, волнующих все человечество или отдельные его слои и группы. «С точки зрения основных идей марксизма, интересы общественного развития выше интересов пролетариата…»

Нахождение и выявление таких показателей жизнедеятельности людей – членов различных общественных систем, которые их объединяют, и только за тем на базе этого осуществляется исследование специфических особенностей каждого общества. Именно это характеризует сущность социологии как науки при определении основного объекта ее исследования – гражданского общества, в котором общее находится в органическом единстве с особенным, специфическим. В условиях, когда общество преследует общечеловеческие, гуманистические цели, значение социологии как науки, изучающей эти объединяющие различные социальные силы характеристики, становится показателем общественного прогресса в самом широком смысле слова.

Предмет социологии. Исследуя общественные процессы и явления, социологи в центр своего внимания все чаще ставят человека, его сознание, отношение к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определенной общественной группы, социального слоя, института. Огромное значение приобретают также мотивы его поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, интересы, жизненные ориентации. Даже статистика для социологии важна не как информация о количественных процессах, а как показатель, по которому можно судить о состоянии внутреннего мира людей.

Объектом изучения становилась все большая группа вопросов, характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и региональное их звучание.

Кроме того, реальное сознание и поведение присущи не только отдельной личности или случайным группам людей. Они – продукт коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социально-классовых групп, слоев и общностей. Возникая, как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение эмпирических условий существования, реальное сознание и поведение приобретают самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.

Реальное, живое сознание и поведение – самые «богатые» по своим проявлениям общественные процессы. Фактически они отражают на эмпирическом уровне состояние общественного сознания и общественной деятельности в целом во всем его многообразии, противоречивости, случайности и необходимости. Именно они выступают чутким показателем состояния, хода развития и функционирования общественных процессов. Поэтому их исследование представляет важный инструмент для принятия научно обоснованных решений во всех без исключения сферах общественной жизни – от экономической до духовной.

Обобщая сказанное, можно сказать, что социология – это наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей.

3. Фундаментальные вопросы социологии.

Изучение истории социологии приводит к выводу о том, что социологическая мысль направлена на поиск ответов на два фундаментальных вопроса :

1.Что представляет собой общество (что делает общество устойчивым целым; как возможен социологический порядок)?

2. Каков характер отношений между обществом как упорядоченной структурой, с одной стороны, и действующими в ней индивидами - с другой?

Социология исходит из принципиального дуализма отношения человека к реальности. Каждый человек свободен. В принципе в любой момент он может поступить иначе, чем он это делал раньше. Однако большинство людей, ощущают достаточно сильную зависимость от своего социального положения, от сложившихся обстоятельств. Проблема в целом состоит в том, чтобы понять, как эти две формы существования относятся друг к другу: индивидуальные субъекты, действующие на микроуровне, с одной стороны, и общество, состоящее из социальных институтов – с др.

При ответе на первый фундаментальный вопрос выявляются 2 направления: 1) Одни социологи следуют в русле системно – функционального подхода, исходя из предложения, что общество складывается в устойчивую целостность автоматически. Это происходит благодаря процессу саморегуляции социальной системы, когда её различные части выполняют взаимодополняющие функции и тем самым способствуют социальной интеграции.

2) Сторонники теории конфликта считают, что естественным состоянием общества является конфликт между разными людьми, группами и организациями, стремящимися к власти.

При ответе на второй фундаментальный также выявляются два направления:

1) По структурному подходу (Э. Дюркгейм) поведение индивида или группы объясняется социальными обстоятельствами и социальной структурой, в которой они находятся. Иначе говоря, положение индивида в обществе предопределяет то, что он делает, - от языковых предпочтений до принятых форм этикета.системно – функционального подхода , исходя из предложения, что общество складывается в устойчивую целостность автоматически.

Это происходит благодаря процессу саморегуляции социальной системы, когда её различные части выполняют взаимодополняющие функции и тем самым способствуют социальной интеграции.

Сторонники теории конфликта считают, что естественным состоянием общества является конфликт между разными людьми, группами и организациями, стремящимися к власти.

По структурному подходу

(Э. Дюркгейм) поведение индивида или группы объясняется социальными обстоятельствами и социальной структурой, в которой они находятся. Иначе говоря, положение индивида в обществе предопределяет то, что он делает, - от языковых предпочтений до принятых форм этикета.

Сторонники теории действия (понимающая социология) (М. Вебер и

Г. Зиммель) полагают, что социальная система создаётся действующими в ней индивидами. По их мнению, ошибочно рассматривать общество как жесткую внешнюю структуру. Оно возникает благодаря сознательным целенаправлен-ным действиям.

4. Функции социологии.

Функции социологии делятся на две группы: 1. Гносеологические – проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. 2. Социальные – раскрывают пути и способы их оптимизации.

Эти функции существуют и действуют только во взаимосвязи и взаимодействии. В свою очередь эти две подгруппы включают в себя следующие более конкретные функции социологии:

а) теоретико-познавательная и критическая – основные из гносеологических функций социологии. Эта функция состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функций.

б) описательная функция – это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения.

в) прогностическая функция – это выдача социальных прогнозов изучаемого объекта.

г) преобразовательная функция – состоит в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений.

д) информационная функция – представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация концентрируется в памяти ЭВМ.

е) мировоззренческая функция социологии

Информационная функция

Мировоззренческая функция социологии

5. Место социологии в системе общественных наук.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра «Управление персоналом и социология»

Н. А. Александрова

А. Д. Галюк

О. Н. Шестопалова

СОЦИОЛОГИЯ

Конспект лекций для студентов всех специальностей

и форм обучения

Екатеринбург Издательство УрГУПС 2013

ББК С 5 УДК 316 (075.8)

С 69

С 69 Социология : конспект лекций / Н. А. Александрова, А. Д. Галюк,

О. Н. Шестопалова. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013. – 134, с.

Конспект лекций по курсу «Социология» составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и может служить надежным подспорьем в учебном процессе. Структура лекций такова, что позволяет получить глубокие знания о сущности социологической науки, ее роли в современном обществе, о задачах, стоящих перед социологами. Особое внимание уделено таким понятиям социологии, как социальное развитие общества, социальная стратификация, социальные институты, семья и брак и др. В конце каждой лекции приводятся контрольные вопросы и задания.

УДК 316 (075.8)

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета

Составители: Н. А. Александрова, доцент кафедры «Управление персоналом и социология», канд. филос. наук, УрГУПС

А. Д. Галюк, доцент кафедры «Управление персоналом и социология», канд. социол. наук, УрГУПС

О. Н. Шестопалова, доцент кафедры «Управление персоналом и социология», канд. социол. наук, УрГУПС

Рецензенты: Н. И. Шаталова, зав. кафедрой «Управление персоналом и социология», д-р социол. наук, профессор

Р. А. Ханеев, зам. начальника Свердловской Дирекции инфраструктуры по кадрам и социальным вопросам

© Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2013

Предисловие...................................................................................................

Лекция 1. Социология как наука...................................................................

Лекция 2. История становления и развития социологической мысли.......

Лекция 3. Общество как социальная система..............................................

Лекция 4. Социальная структура общества и ее элементы..........................

Лекция 5. Социальная стратификация и мобильность...............................

Лекция 6. Социальные взаимодействия и социальные отношения...........

Лекция 7. Социальный контроль и девиация..............................................

Лекция 8. Личность как социальный тип и деятельный субъект................

Лекция 9. Молодежь как специфическая социально-

демографическая группа..............................................................

Лекция 10. Семья как социальный институт...............................................

Лекция 11. Образование как социальный институт....................................

Лекция 12. Общественное мнение как институт гражданского общества.82

Лекция 13. Социальное движение как вид коллективного действия..........

Лекция 14. Социальные процессы и изменения..........................................

Лекция 15. Культура как фактор социальных изменений.........................

Лекция 16. Глобальное общество: понятие и разновидности.

Место России в мировом сообществе.....................................

Лекция 17. Методология и методы социологических исследований........

Словарь терминов.......................................................................................

Библиографический список.......................................................................

ПРЕДИСЛОВИЕ

Зачем существует социология, когда уже и так есть столько наук об обществе? – может спросить любой, не очень любопытный человек. В самом деле, общество и человека изучает множество наук – история, политология, экономика, психология, философия… Зачем понадобилась еще одна наука?

Социология – это наука о социальной реальности как таковой. Предметом ее исследования является социальная жизнь, социальные изменения в обществе и события, с которыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе, и, возможно, на их судьбе.

Социология тщательно анализирует структуру общества и его элементы, диапазон ее научных интересов простирается от небольшой семьи или дружеской компании до крупных человеческих объединений, будь то социальные классы, аудитории или толпа. Социологию интересуют профессиональные группы или политические партии, возможно, организованная преступность или религиозные культы, поскольку и те и другие выступают проявлением человеческого поведения и взаимодействия.

Социология как наука уникальна тем, что ею разработано несколько стратегических теорий развития общества, с позиций которых можно по-разному взглянуть и различным образом объяснить окружающий мир. Это функциональный структурализм и гуманистическая перспектива, гендерная и феноменологическая социология, марксизм и позитивизм и др.

Многообразие социологических подходов вызвано сложностью, многомерностью самого человеческого общества, равно как и сложностью внутреннего мира человека, который оценивает и познает реальность с самых разнообразных точек зрения. Только физический мир однозначен и последователен, поскольку он создан природой, а не человеческими существами. Социальная же реальность не только многомерна, но и многозначна. Создавая ее, человек не

только измеряет и анализирует, он еще оценивает, переживает, критикует, принимает и отвергает, наделяет окружающее символическим знанием, порождает иллюзии и вымыслы.

Одной из основных задач изучения социологии в высшей школе является формирование социологического мышления, предусматривающее адекватное понимание существующих социальных проблем, источников возникновения и механизма их эффективного разрешения. Информация о социальных явлениях и процессах позволяет студентам правильно их оценивать, формировать собственное мнение, вырабатывать стратегию и тактику в деловой, политической, социальной, семейной и других сферах.

Конспект лекций по курсу «Социология» составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и может служить надежным подспорьем в учебном процессе.

ЛЕКЦИЯ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Объект и предмет социологии. Функции социологии.

2. Место социологии в системе наук.

3. Структура социологического знания.

Объект и предмет социологии

Впервые термин «социология» был введен в научный оборот французским философом Огюстом Контом в 1840-х годах. Буквально он означает «учение об обществе» или «науку об обществе» (societas – общество, logos – слово, учение). Этот термин применим и во многих других науках, например, в философии, истории, политологии и др. социальных науках. Специфика социологии заключается в объекте и предмете исследования.

Итак, что такое социология? Чем отличается ее предмет исследования от предметов других социальных наук?

Так, по мнению основателя социологии О. Конта, предметом исследования должны статьзаконы общественного развития, из которых бы вытекали практические рекомендации, полезные во всех отраслях деятельности людей. О. Конт уподоблял социологию естественным наукам, иногда называя ее социальной физикой. Законы развития общества, подобно естественным, природным законам, имеют, по его мнению, строгий, однозначный и объективный, не зависимый от воли людей характер.

М. Вебер считал предметом социологии так называемоесоциальное действие, то есть такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них. Как видим, у Вебера предмет социологиисубъективируется, «привязывается» к человеку.

Э. Дюркгейм объявил предметом науки об обществесоциальные факты, под которыми понимал нормы, законы, ценности, пред-

Социология как наука

ставления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде зданий, сооружений и т. д. Каждое поколение задает свой набор социальных фактов, который и определяет поведение людей. Подход Дюркгейма к предмету социологии имеет объективный характер, не зависимый от данного человека характер.

Но подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма объединяет то, что они, как и подавляющее число других социологов, считают поведение человека в обществе обусловленным связями, которые этот человек имеет с окружающими его людьми и предметами, своим предыдущим опытом общения, образованием, воспитанием, местом в общественной жизни, общественных институтах.

Следует отметить, дискуссия о предмете и объекте велась на протяжении всего развития науки. Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос «что такое социология». Вместе с тем в современной науке, несмотря на многообразие теорий, концепций и подходов, доминируют две основные парадигмы –социологический реализм (объекты исследования – общество, социальная структура, социальные институты) исоциологический номинализм (объекты исследования – индивид, личность, человек). Они продолжают существовать, олицетворяя ту или иную методологическую стратегию. В соответствии с этим структура, уровни и понятийный аппарат социологии зависят от того, что считается объектом и предметом социологии как науки.

Тогда самое распространенное представление о социологии как науке об обществе следует дополнить рядом уточняющих моментов: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях.

Итак, можно сказать, что социология – это наука о структуре, функционировании и развитии социальных систем разного масштаба.

Исходя из этого определения, объектом социологии является мир социальных отношений и действий людей, из которых складываются формы организации социальной жизни, т. е. современное общество, и соответственнопредметом являются закономерности развития и функционирования человеческого общества в целом, социальных общностей, групп, систем и организаций, наполняющих общество.

Характерные черты социологии как науки:

системность – социология изучает всю совокупность реально существующих сфер, в которых действует человек, и создает полную картину современного мира;

изучение механизма функционирования систем или общно-

единство теоретических и эмпирических основ;

осмысление противоречий современного общества;

социология едина и неделима для всего человечества, так как ее главная цель – получение объективной информации о жизни людей.

Функции социологии

Как общественная наука социология выполняет ряд функций, которые доказывают ее значимость, полезность для общества.

1. Гносеологическая (теоретико-познавательная) – позволяет получать новое знание, создавать и уточнять теории, концепции, общий взгляд на общество, его социальные связи.

2. Информационная (мировоззренческая) – дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности; а социальное знание способствует оценочной деятельности человека, т. е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

3. Управленческая – суть заключается в том, что социологические выводы, рекомендации, предложения, оценки состояния социального объекта служат основанием для выработки и принятия решений.

4. Прогностическая – позволяет предсказать будущее, сформулировать научные прогнозы относительно развития тех или иных социальных явлений и процессов в жизни общества.

5. Пропагандистская – дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения; особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой коммуникации, в военной сфере.

Место социологии в системе наук

Социология тесно связана с целым рядом наук – как социальногуманитарных, так и естественных.

Теоретической основой, фундаментом социологии является философия, в рамках которой она развивалась 2,5 тыс. лет, пока в XIX в.

Социология как наука

не стала самостоятельной наукой. Именно из философии социология черпает парадигмы, концепции, подходы, отдельные идеи, методы и терминологию.

Опираясь на философию, социология рассматривает жизнь общества и личности как целостный процесс. Но в отличие от философии, для социологии принципиальное значение имеет возможность соотнесения понятий с эмпирически проверяемыми фактами. Поскольку социология изучает реальные общественные системы, она является и своеобразной базой для углубления смысложизненных проблем самой философии.

Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать история, этика, правовая наука. Именно благодаря истории социология раскрывает общие тенденции современного развития общества. Социология использует описание конкретных общественных явлений, фактов, процессов, которые ей дает история, история же исходит (точнее должна исходить) из знаний и обобщений, вырабатываемых социологией.

Наиболее близкими к социологии науками и по возрасту, и по историческому развитию, и по отношению к философии как к прародительнице можно считать психологию иполитологию. Психология также изучает человеческое поведение, но в ее фокусе находится отдельный индивид. Политическая наука имеет дело с тем, как человек управляет собой. Ее интересуют формальные политические организации и политическое поведение, которое формируется и определяется этими организациями, а также культурными верованиями и философией правительства, наконец, социальной структурой общества в целом.

Очень тесные связи социология имеет с такими науками, как экономика, этнография, антропология. При исследовании отдельных общественных отношений социология опирается на законы и тенденции, открываемые этими науками.

Менее тесные, хотя и не менее значимые для своего развития связи социология имеет с физиологией, математикой, статистикой, географией и другими науками. Сегодня невозможно представить подготовку и проведение конкретных социологических исследований без использования математических и статистических методов обработки и анализа полученной информации. Да и сам ее сбор основан на расчетах выборочной совокупности, которые требуют определенных математических и статистических знаний.

Социология сегодня тесно связана с информационными технологиями. Любой специалист в области социологии, прежде всего

прикладной, не сумеет обойтись без использования программного обеспечения, высоких технологий, электронно-вычислительной техники.

Все это говорит о том, что социология включена сегодня в систему не только социально-гуманитарного, но и естественнонаучного знания.

Структура социологического знания

Социология – наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды классификации:

1) п о масштабу изучаемого социального взаимодействия– макросоциология (ориентация на анализ социальных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов, в них происходящих), микросоциология (обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам групповых, общностных поступков и т. п.);

2) п о степени обобщенности знания– общая социологическая теория

(представление об обществе как целостном организме, системе социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы социального познания, основные методологические подходы к социологическому анализу), отраслевые социологические теории или теории среднего уровня (касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов; познавательный ракурс намного уже, чем общесоциологической теории и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества), конкретно-социологические исследования (составляют важную область эмпирической социологии, позволяют получить материал

о различных сторонах социальной действительности, выявить общественное мнение о тех или иных событиях общественной жизни, социальных проблемах, способах их решения и т. д.);

3) п о целям исследования – теоретическая социология(обобщает накопленный фактический материал и создает теории и концепции, объясняющие закономерности развития социальных явлений и процессов, концентрирует свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийно-