Конфликты структура функции виды конфликтов. Виды, функции, причины и динамика конфликта

18. Конфликт, его структура, виды, функции, стадии протекания

1. Определение понятия «конфликт».

2. Структура конфликта, его виды.

3. Функции конфликта, стадии протекания и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

1. Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами (конкретные лица или группы).

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.

2. Формула конфликта:

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент

1. Участники (противостоящие стороны, оппоненты) – это субъекты (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта (конфликтную ситуацию, инцидент), непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.

2. Объект конфликта – это предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт.

3. Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы.

4. Инцидент – это практические (конфликтные) действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Обычно возникает после резкого обострения противоречия и провоцирует столкновение участников конфликта.

Важно знать не только сущность и структурные элементы конфликта, но и различать типы конфликтов.

По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть подразделены на следующие типы: недовольство, разногласие, противоречие, размолвка, раздор, перебранка, стычка, ссора, скандал, вражда, война.

По проблемно-деятельностному признаку можно выделить следующие типы конфликтов: управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и др.

По степени вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены следующие типы: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межколлективные, межпартийные, межгосударственные конфликты.

По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные.

По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные. Объективным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности – такого рода проблемы относятся к числу конфликтных, т.е. объективно оказываются той почвой, на которой легко возникает напряженная обстановка. Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым.

3. Под функцией конфликта понимается роль, которую играет конфликт по отношению к обществу и его структурным элементам (индивидам, социальным группам и организациям).

Конструктивные функции:

- устранение противоречий в деятельности коллектива;

Социальный контроль;

Улучшение качества деятельности;

Активизация социальной деятельности.

Деструктивные функции:

Большие материальные и эмоциональные затраты;

Разрушение отношений;

Насилие и гибель людей;

Ухудшение качества совместной деятельности.

Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру. Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта обычно проводится по трем основным стадиям: предконфликтной, непосредственного конфликта и стадии разрешения конфликта.

Предконфликтная стадия – это период, в течение которого конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия. К таким ресурсам относятся материальные ценности, информация, власть, связи, престиж и т.д. Для этой стадии также характерен процесс формирования у каждой из конфликтующих сторон стратегии или нескольких стратегий.

Стадия непосредственного конфликта характеризуется наличием инцидента, т.е. социально активных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Условно их модно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей. К первой группе относятся конфликтные действия, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.д. Такие действия легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конфликте. Это скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно открытая борьба, имеющая целью навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основным видом действий здесь является рефлексивное управление – это способ управления, при котором основания для принятия решения предаются одним из действующих лиц другому. Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставит его действовать так, как выгодно тому, кто передал информацию.

Внешним признаком стадии разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Однако для полного прекращения конфликта этого недостаточно. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, т.е. совокупности социальных и психологических условий, вызывающих конфликт. Изменение конфликтной ситуации означает устранение причин конфликта.

Психологи выделяют следующие пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях:

    Приспособление – изменение своей позиции, перестройка поведения сглаживание противоречий в ущерб своим интересам.

    Компромисс – урегулирование разногласий путем взаимных уступок.

    Сотрудничество – совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

    Игнорирование – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.

5. Соперничество – конкуренция, открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы социального конфликта, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.

Виды конфликтов :

1) Внутриличностные конфликты – конфликты между элементами структуры личности. Причинами могут быть противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой, противоречие между различными ролями индивида, трудность выбора между различными вариантами поведения.

2) Межличностные конфликты – столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины могут самыми разнообразными.

3) Конфликты между личностью и группой – это более многоплановые конфликты, которые, кроме внутриличностных и межличностных причин, включают причины, обусловленные групповой организацией.

4) Межгрупповые конфликты – наиболее частый вид конфликтов, который выражается в столкновении интересов различных групп. Причина: экономические, политические, национально-этнические и т.д.

5) Международные – возникают между отдельными государствами или группами государств.

По сферам деятельности выделяют: бытовые, трудовые, семейные, воинские, учебно-педагогические и др.

По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты: статусно-ролевые, ресурсные, социокультурны, идеологические и др.

По временным параметрам: кратковременные, быстротечные, длительные.

По результативности: конструктивные, деструктивные.

По характеру причин: реалистические, нереалистические.

Функции конфликтов . Негативные функции конфликта: - эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте; - представление о побежденных оппонентах, как о врагах; - ухудшение социально-психологического климата в коллективе; - чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе; - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников после завершения конфликта; - сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта).

Позитивные функции конфликта:
- разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
- сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом;
- стимулирование к изменениям и развитию;
- снятие синдрома покорности у подчиненных;
- получение новой информации и диагностика возможностей оппонентов.

Динамика конфликта – это процесс изменения конфликта.

Предконфликтная ситуация – это время вызревания конфликта, развития и обострения противоречий, его вызывающих.

Эскалация конфликта – стадия развернутого конфликта, когда обострение противоречий между его участниками достигает максимума и происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и др.

Завершение конфликта – окончательный этап открытого периода конфликта, который может наступать при явном ослаблении одной или обеих сторон или исчерпании их ресурсов, не позволяющих вести дальнейшее противоборство, очевидной бесперспективности продолжения конфликта и ее осознании его участниками, преобладании одной из сторон и ее способности подавить оппонента или навязать ему свою волю, появлении в конфликте третьей стороны и ее способности и желании прекратить противоборство.

Разрешение конфликтов . Пять основных способов разрешения межличностных конфликтов:

1. Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью). При этой стратегии поведения действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции.

2. Принуждение (противоборство) - в этом случае высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера.

3. Сглаживание (уступчивость) - слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия в ситуации конфликта направлены на сохранение или восстановление хороших отношений, на обеспечение удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий.

4. Компромисс, сотрудничество – высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью. В этом случае действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме.

Встречаются и другие способы разрешения межличностных конфликтов:

- координация - согласование тактических подцелей и поведения в интересах главной цели или решения общей задачи;

- интегративное решение проблемы . Разрешение конфликта основывается на предположении о том, что может существовать такое решение проблемы, которое устраняет все конфликтные элементы и приемлемо для обеих сторон;

- конфронтация как путь решения конфликта - вынесение проблемы на всеобщее обозрение.

Структурные методы разрешения конфликтов:

1. Метод разъяснения требований заключается в объяснении людям результатов, которые от них требуются.

2. Координационно-интеграционные методы – установление иерархии полномочий, упорядочивающей взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации.

3. Общеорганизационные комплексные цели – направление усилий всех участников на достижение общей цели.

4. Структура системы вознаграждений.

62. Общение: структура, виды, функции, средства. Развитие коммуникативной компетентности субъекта деятельности.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

Структура общения .

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Виды общения .

1. "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Функции общения:

1) Информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами.

2) Побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий.

3) Интегративная функция – функция объединения людей.

4) Функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам.

5) Координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности.

6) Регуляционно-коммуникативная функция общения направлена на регуляцию и коорекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

7) Функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации.

8) Аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

Средства общения. К средствам общения относятся:

Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает "общее, разделяемое со всеми". Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

Стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

- "предвзятые представления" – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно ("Мы верим тому, чему хотим верить"). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

Плохие отношения между людьми – поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

Отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;

Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Только зная сущность и функции конфликта, возможно правильное управление им и его позитивное решение. Об этом и пойдет речь в статье.

Определение понятия "конфликт"

Если задаться целью, то из современной психологической литературы можно почерпнуть более сотни определений этого термина с ощутимыми различиями в формулировании.

Из наиболее распространенных стоит упомянуть такие:

  1. Конфликт - это выражение субъективных или объективных разногласий, нашедших выражение в поединке сторон.
  2. Конфликт - это один из острейших способов решения существенных разладов, возникших во время взаимодействия его субъектов и сопряжен с отрицательными эмоциями.

Различие между противоречием и конфликтом

Кроме Юрия Рождественского, никто из специалистов не считает разногласие речевым актом. Знаменитый лингвист определяет три стадии развития схватки интересов, которые стали причиной проблемной ситуации. Он считает, что ими являются:

  • разница во мнениях;
  • разногласия в обсуждениях;
  • неприкрытая борьба в действиях, выраженная конфликтом.

Из этого следует, противоречие - это диалог, иными словами речевой акт, при котором стороны выражают разногласия. Конфликтом же стоит считать речевые акты субъектов, которые обращены на причинение вреда противнику.

Состав, структура конфликта

Для того, чтобы понятие и функции конфликта стали ясными, необходимо ознакомиться с четырьмя основными его составляющими: динамикой, структурой и управлением.

Структура названного понятия состоит из:

  • предмета спора или объекта;
  • субъекта (-ов), то есть конкретных индивидов, организаций, групп, учавствующих в нем;
  • масштаба (он может быть глобальным, региональным, локальным или же межличностным);
  • условий, в которых протекает конфликт;
  • тактики и стратегии сторон;
  • возможных исходов конфликта, результатов, последствий, а также осознания этого.

Настоящий конфликт - это комплексный развивающийся процесс, который следует по таким стадиям:

  1. Предметная ситуация. На этом этапе рождаются объективные причины для его начала.
  2. Конфликтное взаимодействие. Эта стадия представляет инцидент, либо же временное развитие затруднительной ситуации.
  3. Полное или частичное разрешение проблемной ситуации.

Следует также рассмотреть, какие функции выполняет конфликт, в зависимости от последствий для его участников:

  • конструктивную (напряжение, возникшее в ходе затруднительной ситуации, может быть использовано для решения определенных задач или целей);
  • диалектическую (нахождение причин конфликта);
  • деструктивную (устранение проблем затормаживает эмоциональный окрас взаимодействия).

Это основные функции конфликта, выражающиеся в его последствиях, но многие авторы выделяют еще несколько, в зависимости от своих взглядов.

Управление конфликтом

Конфликтом можно управлять - то есть преднамеренно воздействовать на путь развития проблемной ситуации. Существует два аспекта: внешний и внутренний. Первый заключается в том, что руководитель/лидер может выступить субъектом управления. Внутренний же означает контроль собственного поведения в конфликтном взаимодействии.

Трактовка функции конфликтов

Научная литература демонстрирует разное отношение к описываемому вопросу. Как явление отрицательного порядка, проблемная ситуация нуждается в разрешении, а по возможности лучше ее и вовсе избегать. Это мнение содержится в работах авторов административной школы. И группа специалистов, относящихся к школе "человеческих отношений" придерживаются аналогичной мысли. Ведь присутствие проблемных взаимодействий в организации означало неправильное управление и малоэффективную работу.

Сегодня существует мнение, что разногласия возникают, а в отдельных случаях желательны, даже в организациях с продуманным управлением. Позитивные функции конфликта состоят в обнаружении различных точек зрения, множества источников информации, а также вскрытии проблемных мест. Но отрицательные его проявления заключаются в возможном возникновении насилия, дезорганизации, замедлении темпов развития и др.

Следует сделать вывод, что функции конфликтов заключаются в развитии группы или личности, но и могут привести к отрицательному самоощущению, ухудшению работы в группе или организации. Правильное или безграмотное управление проблемной ситуацией решает ее роль для субъектов, деструктивные функции конфликта могут взять верх.

Классификации конфликтов

  • между культурами (типами культур);
  • между государственными формами;
  • между и внутри институций;
  • между ассоциациями.

Группы, втянутые в конфликт, могут разделятся на:

  • группы, основанные на общем положении;
  • этнические;
  • группы интересов;
  • между личностями.

Американский филосов Ральф Дарендорф определил одну из обширнейших его классификаций:

  • по масштабности;
  • по социальным последствиям;
  • по источникам возникновения;
  • по формам борьбы;
  • по отношению субъектов к конфликту;
  • по особенностям условий происхождения;
  • по использованной сторонами тактике.

А. В Дмитров классифицирует социальные конфликты по сферам: на политические, экономические, трудовые, образования, социального обеспечения и др.

  • интегративная;
  • инновационная;
  • активизации социальных связей;
  • преобразования отношений;
  • сигнализации об очагах социальной напряженности;
  • профилактическая;
  • информационная;
  • адаптивная;
  • социальных изменений.

Если стороны социального конфликта в состоянии его урегулировать, то это служит стимулом для прогрессивных изменений в обществе.

Функции социального конфликта служат для определения важности данной затруднительной ситуации. Относительно конкретного субъекта конфликты делятся на:

  • Внешние (межгрупповые, между субъектом и группой, межличностные);
  • Внутренние (личностные конфликты).

Психологи также разделяют взаимодействия подобного рода на мотивационные, ролевые, когнитивные и другие.

Курт Левин считал, что мотивационные конфликты стоит причислить к внутриличностным. Примерами подобных могут быть неудовлетворенность работой, недостаток веры в себя, стрессы и перегрузки на работе. Берковиц, Майерс и Дойч относили эту же категорию к групповым.

Ролевые конфликты, суть которых в проблеме выбора подходящего варианта среди нескольких, рассматриваются на межгрупповом, межличностном и внутриличностном уровне. Согласно работам Фреда Лютенса, внутриличностные конфликты следует разделять на: целевоые, ролевые и фрустрационные.

Межгрупповые и межличностные конфликты

Межгрупповые конфликты возникают при столкновении интересов определенных групп. Толчком для возникновения подобной ситуации может стать схватка за ресурсы или влияние в организации, состоящей из ряда групп с отличающимися интересами.

Наиболее часто встречаются межличностные конфликты. Большая часть их возникает из-за борьбы за материальные ценности, хотя внешне это выглядит, как дисбаланс во взглядах или мировоззрении. Иными словами, это коммуникационные конфликты.

По характеру такие ситуации делятся на:

  1. Объективные - реальные проблемы.
  2. Субъективные - оценка поступков или явлений.

А по последствиям они классифицируются как:

  1. Конструктивные - рациональные изменения.
  2. Деструктивные - разрушение.

Алгоритм действий при управлении конфликтом

Для достижения результата с помощью правильного управления конфликтами, менеджер обязан определить его вид, а также причины и функции конфликтов.

Затем он применяет лучший из возможных способов решения.

Для управления внутриличностным конфликтом целей менеджер должен сопоставить личные и организационные цели. Для конфликта ролей сперва стоит разобраться с типом ситуации. Существует ряд способов разрешения внутриличностных конфликтов:

  • компромисс;
  • сублимация;
  • уход;
  • вытеснение;
  • переориентация;
  • коррекция и др.

Межличностные конфликты могут возникнуть в любой сфере взаимоотношений. Управление ими следует анализировать во внутреннем и внешнем аспектах.

На всех стадиях управления названной ситуацией следует рассматривать симпатии и антипатии, причины и факторы. Известны два способа разрешения такого вида конфликта: педагогический и административный. В большинстве случаев конфликты, к примеру, между подчиненным и начальником, изливаются в уход или борьбу. Оба варианта не подходят для их эффективного решения.

Специалисты рассматривают еще ряд возможных вариантов, как может вести себя индивид. Одним из наиболее популярных считается двухмерная модель Томаса и Киллмена. Она основана на обращении субъектов конфликта к своим интересам и интересам оппозиции. При анализе интересов участники придерживаются одного из пяти видов поведения: уход, борьба, уступки, сотрудничество, компромисс.

Групповые конфликты

Групповые конфликты встречаются не менее часто, но имеют больший масштаб и силу последствий. Менеджер должен учитывать, что причины такого взаимодействия кроются в:

  1. Нарушении норм группы.
  2. Нарушении ролевых ожиданий.
  3. Неправильной внутренней установке личности.

После тщательного анализа ситуации по вышеописанным параметрам необходимо рассмотреть форму, в которой она проявляется.

Конфликт между личностью и группой может быть решен двумя путями:

  1. Личность, открывшая проблему, исправляет признанные ошибки.
  2. Личность покидает группу в следствие несоответствия ее интересов с интересами группы.

Конфликт между двумя группами описывается во многообразии форм и причин возникновения. Он может быть выражен в забастовке, митинге, переговорах или встречах. Подобными ситуациями между группами особо тщательно занимались американские психологии и социологи Арнольд, Гельдман, Дилтон, Роббинс и другие.

Конфликт "группа-группа" может быть решен в процессе переговоров или в заключении договора о сопоставлении позиций и интересов субъектов.

Итак, существуют конструктивные функции конфликта - это фиксация противоречий, их разрешение, снятие напряженности и стабилизация. Их преобладание зависит от правильного управления ситуацией. Только так можно улучшить настоящее положение дел.

Тема: ФУНКЦИИ, ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

Краткий конспект

Вопросы:

  1. Функции конфликта
  2. Классификация видов конфликта

1. Функции конфликта

Для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта.

В повседневной жизни сложилось традиционное отношение к конфликтам как к негативным явлениям.

Конфликты, с одной стороны, выполняют отрицательную функцию по отношению к главным участникам взаимодействия:

  1. Выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников. Так, 79% людей переживают конфликт с испорченным настроением.
    1. Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием. Статистика свидетельствует, что большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликтов. Огромным количеством жертв, как правило, сопровождаются межэтнические и межгосударственные конфликты.

3) Конфликт часто сопровождается стрессом. При частых и эмоциональных напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

4) Конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций в коллективе, организации. Конфликт может отрицательно повлиять на взаимоотношения в коллективе, на его социально-психологический климат. Исследования показали, что в результате деструктивного разрешения конфликтов взаимоотношения ухудшаются в 19 - 30 % случаев.

5) Конфликты негативно отражаются на эффективности деятельности . Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы, поэтому в каждой третьей ситуации ухудшается качество совместной деятельности коллектива.

  1. Деструктивные конфликты:

а) формируют негативный образ другого - "образ врага", который способствует формированию предвзятого негативного отношения к оппоненту;

б) закрепляют в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем;

в) отрицательно влияют на развитие человека .

С другой стороны, конфликт выполняет ряд позитивных функций по отношению к основным участникам .

  1. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития.

При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту; расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных жизненных ситуаций.

2) Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей , участвующих в нем. Конфликт проявляет ценностные ориентации человека, силу его мотивов, его психологическую устойчивость к стрессовым факторам. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только привлекательных черт характера, но и ценного в человеке. Приблизительно в 10 -15 % конфликтных ситуаций взаимоотношения оппонентов после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.

3) Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность . Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций.

Возможность разрядки напряжения, "оздоровления" отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, целенаправленно используют в педагогической и психотерапевтической практике. Прием усиления переживаний инициируют человека к изменениям во внутреннем мире - обретения нового смысла в критических жизненных ситуациях.

4) Конфликт служит источником развития отношений.

Конфликт - это определенное отрицание старых, «отживших» отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия. Конфликтные отношения между партнерами, доведенные до предела могут стать моментом прорыва друг к другу. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу, может стать для них для них последней возможностью взаимопонимания. Социологи чикагской школы назвали " конфликт - возможностью разговора начистоту".

5) Межличностные конфликты служат одним из средств самоутверждения личности , формировании ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты социализации. Необходимость разрешения конфликта приводит к кооперации, к концентрации усилий участников на разрешение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы. Конфликт - это способ самоутверждения личности, особенно у подростка, конфликт - необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе.

6) Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности . Изменение качества деятельности руководителя и подчиненного показывает, что качество индивидуальной деятельности подчиненного значительно чаще (почти в четыре раза) ухудшается в ходе конфликта по сравнению с качеством деятельности руководителя. После конфликта руководитель лучше относится к выполнению обязанностей, чем до конфликта. Объясняется это тем, что руководитель значительно чаще добивается своих целей в конфликте, чем подчиненный.

7) При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих, улучшается отношение сослуживцев к нему. Это происходит в четыре раза чаще, чем в отношении к участнику конфликта, который отстаивал в борьбе сомнительные цели (В.В.Синеок).

Конструктивные функции конфликтов по отношению к социуму следующие:

1) Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества. Так, Б.Ф.Ломов считает, что в совместной деятельности "соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного "катализатора" развития способностей".

Конфликт поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития. Выявлено, что в инновационных конфликтах именно новатор выступает их инициатором и часто добивается изменений.

2) Сигнальная функция конфликта наиболее очевидна. Конфликт (как и боль), есть сигнал о том, что в отношениях и в нас самих (как и в организме) что-то не в порядке. Это сигнал о необходимости изменений в отношениях, что приведет к лучшей адаптации. Поскольку основой возникновения конфликта служит отрицание предшествующих отношений между сторонами, то конфликт может способствовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива.

Межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы.

3) Конфликт оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе. Обычно повышается трудовая дисциплина, руководители более чутко реагируют на нужды подчиненных, снимается напряженность в отношениях, устанавливается более доброжелательная обстановка. Это происходит почти в каждом втором конфликте.

В ходе конфликта появляются такие силы, которые смогут вернуть социальную систему, разъедаемую конфликтом, в состояние баланса и стабильности, а также поддержания ее в устойчивом состоянии:

Конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;

В процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение; находятся средства предотвращения будущих конфликтов.

4) В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследовательского поведения, что способствует поиску продуктивных решений проблем.

5) К онфликт актуализирует гуманистические ценности . Конфликт проявляет общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки, обнажая противоречие,

Таким образом, влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный, противоречивый характер. Необходимо учитывать, для кого из участников он конструктивен, а для кого - деструктивен.

2. Классификация видов конфликтов

Конфликты, представляют собой сложное социально- психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, что позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и оценить возможные пути разрешения.

Основания для классификации конфликтов выделяют следующие:

1) количество субъектов конфликтного взаимодействия;

2) предмет конфликта;

3) социальные последствия;

1-е основание для классификации конфликтов:

I . По количеству субъектов конфликтного взаимодействия выделяют четыре основных типа конфликтов:

1) внутриличностный

2) межличностный

3) личностно-групповой (конфликт между отдельной личностью и группой)

4) межгрупповой

5) социальный

1. Внутриличностный конфликт – противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как актуальная для него психологическая проблема, требующая разрешения, вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на преодоление конфликта.

Сторонами внутриличностного конфликта выступают два или более аспекта личности (например, отдельные черты, типы или инстанции).

В зависимости от того, какие аспекты личности затрагиваются противоречиями, различают: мотивационные, когнитивные и ролевые конфликты.

1) Мотивационные конфликты возникают в результате борьбы мотивов или одновременной актуализации противоречивых друг другу или несовместимых мотивов.

Американский психолог К. Левин выделил и описал 3 типа классических мотивационных конфликтов:

1 тип. Конфликт «стремления-стремления» («приближения-приближения») – состояние, когда человеку приходится выбирать одну из двух в равной степени привлекательных, но взаимоисключающих альтернатив.

Например , возможность посетить долгожданный концерт или провести вечер в кругу семьи. Часто это можно наблюдать при выборе подарков. Причем мотивы несовместимых действий должны одновременно актуализироваться и иметь равную силу.

В психологической литературе данный тип мотивационного конфликта описывают как метания "буриданова осла" между охапкой сена и охапкой соломы.

2 тип. Конфликт «избегания-избегания» («удаления-удаления») - предполагает выбор между двумя в равной степени непривлекательными альтернативами.

Например , нежелание ученика выполнить трудное домашнее задание или получить "двойку" и последующее родительское наказание. Другой пример - зубная боль и страх стоматологического кабинета.

3 тип . Конфликт «стремления-избегания» («приближения-удаления») – одна и та же цель для человека в равной мере и привлекательна и непривлекательна, вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции.

Например , новое повышение на работе может одновременно вызвать радость за новые возможности и опасение за качественное выполнение обязанностей.

Эти конфликты являются мотивационными, так как их содержанием является борьба мотивов.

2) Когнитивные конфликты (2-й вид внутриличностных конфликтов).

В основе когнитивного конфликта находится противоречие несовместимых представлений.

Согласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к согласованности своей системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. В случае возникающих противоречий (рассогласований) человек испытывает дискомфорт.

Например , человек, которого считают близким другом, совершает несовместимый с этим поступок. Возникает противоречие между двумя представлениями: «он мой друг» и «друзья так не поступают».

Данная проблематика внутриличностного конфликта описывается теорией когнитивного диссонанса , разработанной американским исследователем Л.Фестингером.

Основной постулат его теории заключается в том, что «когнитивная система» человека, т.е. система знаний (представлений) человека о себе и о мире находится в некотором равновесии или стремится к согласованию .

При возникновении рассогласованности (дисбаланса) человек стремится снять или уменьшить его, используя один из трех способов:

1) может изменить один из элементов системы знаний (представлений) так, чтобы он не противоречил другому.

Например , человек решает, что «он мне не друг» (пересматривает свое отношение к другу) – это соответствует второму представлению – «друзья так не поступают».

2) может добавить новые элементы в противоречивую структуру знаний (представлений), сделав ее более согласованной.

Например , может попытаться примирить два несоответствующих друг другу представления, включив их в новую систему рассуждений о своих завышенных требованиях к людям, об изменившихся временах и т.д.

3) может уменьшить значимость для человека не согласующихся между собой представлений.

Например , пересмотреть свое отношение к поступку друга, который, может быть, не так уж и плох, как сначала показалось.

Исследования в психологии явлений когнитивного диссонанса популярны, т.к. затрагивают важные и интересные явления как оправдание собственных действий (мы осознаем, что поступили вразрез со своими принципами) или аргументация выбора (приняли решение вопреки логике).

Не все эти явления принимают характер конфликта, а только тогда, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности.

3) Ролевые конфликты (3-й вид внутриличностных конфликтов) – затрагивают деятельностную сферу жизни человека, возникают при наличии противоречий между различными ролевыми позициями человека, соответствующим ролевым поведением и возможностями человека.

Традиционно различают два основных вида ролевых конфликтов:

1) межролевой конфликт – когда разные ролевые позиции человека (и соответственно им ролевое поведение) становятся несовместимыми. Это превращается для человека в серьезную психологическую проблему.

Например , широко распространенный ролевой конфликт – противоречие руководящей профессиональной роли и семейных ролей (жены, матери) для женщины. Чем больше внимания женщина уделяет работе, тем больше переживает за происходящее в семье. Этот внутриличностный конфликт может происходить как переживание чувства вины, неполноценности за семейные отношения и т.д.

2) внутриролевой конфликт – противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности (человек не способен соответствовать требованиям профессиональной роли руководителя, например, он не может быстро, без колебаний принимать решения).

2. Межличностный конфликт (2-й основной тип конфликта по количеству субъектов конфликтного взаимодействия).

Межличностный конфликт – ситуация противоречия, возникающая между двумя (и более) отдельными личностями по поводу конфронтации ценностей, целей, установок, интересов и т.д.

Это противоречие воспринимается и переживается участниками как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление противоречий.

Различают три типа межличностного конфликта (ценностный конфликт, конфликт интересов и конфликт, возникающий из-за нарушения норм и правил взаимодействия):

1) ценностный конфликт – противоречие между участниками связано с несовместимыми представлениями, ценностями.

Система ценностей отражает то, что наиболее значимо для человека, то, что наполнено личностным смыслом.

Например , конфликт между супругами - один из них в работе видит возможность самореализации, а другой переживает за ценности семьи, в чем видят супруги для себя смысл существования семьи, ее задачи и т.д. Нередки семейные конфликты супругов из-за расхождения целей в воспитании детей: у одних представление о строгой дисциплине, у других - избалованность.

В систему ценностей человека может входить мировоззрение, нравственные, политические, религиозные представления.

Конфликт ценностей возникает тогда, когда люди начинают претендовать на ценности друг друга (переубеждать, навязывать свои взгляды, вкусы, точки зрения).

2) конфликт интересов – ситуации, затрагивающие интересы участников (их цели, планы, устремления), которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу.

Например, разные планы супругов по поводу проведения отпуска или обучения детей, (интересы противоречат, но можно найти компромисс).

Бывают конфликты, когда интересы оказываются несовместимыми.

Например , участники претендуют на один и тот же ресурс (единственная путевка на отдел в качестве поощрения, должность на которую претендуют несколько человек). Обе стороны стремятся к одной цели, но в силу единичности или ограниченности ресурса, их интересы несовместимы.

3) конфликты, возникающие из-за нарушения норм и правил взаимодействия.

Эти нормы и правила могут носить:

Имплицитный (скрытый) характер (например, соблюдение норм этики, следование этим нормам считается само собой разумеющимся);

Может быть результатом особой договоренности (м.б. письменной) (н-р, оговоренный вклад каждого из участников в общее дело).

В любом случае их нарушение может повлечь за собой возникновение разногласий, взаимных претензий, что породит конфликт.

Различать характер конфликта (связан ли он с ценностями людей, их интересами, правилами взаимодействия) - считается важным, т.к. это во многом определяет и характер их разрешения.

  1. Личностно-групповой конфликт (3-й основной тип конфликта по количеству субъектов конфликтного взаимодействия) - зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

Формальные и н еформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

Другой распространенный конфликт этого типа - конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

4. Межгрупповой конфликт. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.

Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т.п.), т.е. наличием реальной конкуренции, а также возникновением социальной конкуренции между различными группами.

Например , между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Межгрупповые конфликты сопровождаются:

- проявлениями «деиндивидуализации» , т.е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение. Деиндивидуалиэация облегчает проявление агрессивности к другим группам;

- проявлениями социального, межгруппового сравнения , в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку («они глупые, они подлые, они отсталые» и т.п.). Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, «оправдывать себя» в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как «положительную группу, которая правильно поступает» и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры конфликтующих групп стремятся частично или полностью изолироваться от информации со стороны о чужой группе («железный занавес»), тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой. Для сглаживания конфликта полезен обмен реальной информацией друг о друге;

  • проявлениями групповой атрибуции , т.е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события».

5. Социальный конфликт - это «ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга».

Несмотря на разницу подходов, в имеющихся определениях конфликта можно выделить три ключевых момента:

II . Следующим основанием для классификации конфликтов является предмет конфликта.

В соответствии с классификацией Л.Козера, конфликты могут быть предметными (реалистическими) и беспредметными (нереалистическими).

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации - создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

III . По социальным последствиям к онфликты бывают конструктивными и деструктивными.

Конструктивные конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными ).

В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы.

Признаки деструктивного конфликта:

1) расширение конфликта;

2) эскалация конфликта (т.е. конфликт становится независимым от исходных причин и, даже если причины конфликта устранены, сам конфликт продолжается);

3) увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта;

4) рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.