Карта горьковской ж д. Схемы железных дорог россии

В 17 веке в Германии жил выдающийся ученый-энциклопедист Афанасий Кирхер. В сфере его интересов были чуть ли не все известные тогда науки — от египтологии до метеорологии. Особенно любопытно, что в его сочинениях поразительные по точности и проницательности гипотезы соседствовали с чудовищными несуразностями и выдумками. Один из таких примеров — старая карта морских течений 1665 года.

Похоже, что именно эта Кирхера стала первой, на которой были изображены океанические течения. Кстати, название ее по своей длине вполне подошло бы в качестве регалий для какого-нибудь восточного шейха: Tabula Geographico-Hydrographica Motus Oceani, Currentes, Abyssos, Montes Igniuomus in Universo Orbe Indicans Notat Haec Fig. Abyssos Montes Vulcanios.

Но течения — это лишь “верхушка айсберга” масштабной гидро-географической теории Кирхера, и вот тут начинается самое интересное. Кирхер предполагал, что приливы-отливы и течения вызываются перемещениями водных масс огромного подземного океана. Ученый считал, что вода поступает в этот океан и вытекает из него через несколько глубочайших впадин (абиссальных областей), расположенных в разных частях света. Соответственно, это движение воды и вызывает главные течения. На данной старой карте как раз и показаны иллюстрирующие теорию Кирхера впадины, течения, а также несколько крупных вулканов.

Кирхер также полагал, что между Средиземным, Черным и Каспийским морями, а также Персидским заливом существуют огромные туннели и сложная система пересекающихся водных потоков. На карте видны эти тоннели — особенно между Черным и Каспийским морями и между Средиземным морем и Персидским заливом.

Что еще примечательного на карте? Во-первых, . Во-вторых, показана Новая Гвинея и даже , свидетельствующий о том, что о существовании этого континента уже тогда ходили смутные представления. Удивляет также сравнительно точное для того времени изображение Африки (не все картографы так правильно рисовали карту Африки и столетие спустя) — особенно речных систем Нила и Нигера. Северная и Южная Америка, напротив, показаны очень неточно. Корея изображена в виде острова, а Япония как один большой остров.

Мореплаватели о наличии океанических течений узнали практически сразу, как только начали бороздить воды Мирового океана. Правда, общественность обратила на них внимание лишь тогда, когда благодаря движению океанических вод было сделано множество великих географических открытий, например, Христофор Колумб доплыл до Америки благодаря Северному Экваториальному течению. После этого океаническим течениям не только моряки, но и учёные начали уделять пристальное внимание и стремиться исследовать их как можно лучше и глубже.

Уже во второй половине XVIII ст. моряки довольно хорошо изучили Гольфстрим и успешно применяли полученные знания на практике: из Америки в Великобританию шли по течению, а в обратном направлении придерживались определенного расстояния. Это позволяло им на две недели опережать судна, капитаны которых не были знакомы с местностью.

Океаническими или морскими течениями называют крупномасштабные перемещения водных масс Мирового океана со скоростью от 1 до 9 км/ч. Движутся эти потоки не хаотично, а в определённом русле и направлении, что является главной причиной того, почему их иногда называют реками океанов: ширина самых крупных течений может составлять несколько сотен километров, а длина достигать не одну тысячу.

Установлено, что водные потоки движутся не прямо, а отклоняясь немного в сторону, подчиняются силе Кориолиса. В Северном полушарии почти всегда движутся по часовой стрелке, в Южном – наоборот . В то же время течения, находящиеся в тропических широтах (их называют экваториальными или пассатными), перемещаются в основном с востока на запад. Самые сильные течения были зафиксированы вдоль восточных берегов континентов.

Водные потоки циркулируют не сами по себе, а их приводит в движение достаточное количество факторов – ветер, вращение планеты вокруг своей оси, гравитационные поля Земли и Луны, рельеф дна, очертания материков и островов, разница температурных показателей воды, её плотности, глубины в различных местах океана и даже её физико-химический состав.

Из всех видов водных потоков наиболее выражены поверхностные течения Мирового океана, глубина которых нередко составляет несколько сотен метров. На их возникновение повлияли пассатные ветра, постоянно движущиеся в тропических широтах в западно-восточном направлении. Эти пассаты формируют возле экватора огромные потоки Северного и Южного Экваториальных течений. Меньшая часть этих потоков возвращается на восток, образовывая противотечение (когда движение воды происходит в противоположную от движения воздушных масс сторону). Большая часть, сталкиваясь с материками и островами, поворачивает в северную или южную сторону.

Теплые и холодные водные потоки

Необходимо учитывать, что понятия о «холодных» или «тёплых» течений являются условными определениями. Так, несмотря на то, что температурные показатели водных потоков Бенгельского течения, которое протекает вдоль мыса Доброй Надежды, составляют 20°С, оно считается холодным. А вот Нордкапское течение, которое является одним из ответвлений Гольфстрима, с температурными показателями от 4 до 6°С, является тёплым.

Происходит это потому, что холодное, тёплое и нейтральное течения получили свои названия исходя из сравнения температуры своей воды с температурными показателями окружающего их океана:

  • Если температурные показатели водного потока совпадают с температурой окружающих его вод, такое течение называют нейтральным;
  • Если температура течений ниже окружающей воды, их называют холодными. Обычно они текут из высоких широт в низкие (например, Лабрадорское течение), или из районов, где из-за большого стока рек океаническая вода имеет пониженную солёность поверхностных вод;
  • Если температура течений теплее окружающей их воды, то их называют тёплыми. Они двигаются из тропических в приполярные широты, например, Гольфстрим.

Основные водные потоки

На данный момент учёные зафиксировали около пятнадцати основных океанических водных потоков в Тихом, четырнадцать – в Атлантическом, семь – в Индийском и четыре – в Северном Ледовитом океане.

Интересно, что все течения Северного Ледовитого океана движутся с одинаковой скоростью – 50 см/сек, три из них, а именно Западно-Гренландское, Западно-Шпицбергенское и Норвежское, являются тёплыми, и лишь Восточно-Гренландское относится к холодному течению.

А вот почти все океанические течения Индийского океана относятся к теплым или нейтральным, при этом Муссонное, Сомалийское, Западно-Австралийское и течение Игольного мыса (холодное) движутся со скоростью 70 см/сек., скорость остальных варьирует от 25 до 75 см/сек. Водные потоки этого океана интересны тем, что вместе с сезонными муссонными ветрами, которые два раза в год меняют своё направление, океанические реки также изменяют свой ход: зимой они в основном текут на запад, летом – на восток (явление, характерное только для Индийского океана).

Поскольку Атлантический океан протянулся с севера на юг, его течения также имеют меридиональное направление. Водные потоки, расположенные на севере, движутся по часовой стрелке, на юге – против неё.

Ярким примером течения Атлантического океана является Гольфстрим, который начинаясь в Карибском море, несёт тёплые воды на север, распадаясь по дороге на несколько боковых потоков. Когда воды Гольфстрима оказываются в Баренцевом море, они попадают в Северный Ледовитый океан, где охлаждаются и поворачивают на юг в виде холодного Гренландского течения, после чего на каком-то этапе отклоняются на запад и опять примыкают к Гольфстриму, образуя замкнутый круг.

Течения Тихого океана имеют в основном широтное направление и формируют два огромных круга: северный и южный. Поскольку Тихий океан чрезвычайно велик, не удивительно, что его водные потоки оказывают значительное влияние на большую часть нашей планеты.

Например, пассатные водные потоки перегоняют тёплые воды от западных тропических берегов к восточным, из-за чего в тропической зоне западная часть Тихого океана намного теплее противоположной стороны. А вот в умеренных широтах Тихого океана, наоборот, температура выше на востоке.

Глубинные течения

Довольно длительное время учёные считали, что глубинные океанские воды почти неподвижны. Но вскоре специальные подводные аппараты обнаружили на большой глубине как медленно, так и быстротекущие водные потоки.

Например, под Экваториальным течением Тихого океана на глубине около ста метров учёные определили подводный поток Кромвель, движущийся в восточном направлении со скоростью 112 км/сутки.

Подобное движение водных потоков, но уже в Атлантическом океане, нашли советские учёные: ширина течения Ломоносова составляет около 322 км, а максимальная скорость в 90 км/сутки была зафиксирована на глубине около ста метров. После этого был обнаружен ещё один подводный поток в Индийском океане, правда, скорость его оказалась намного ниже – около 45 км/сутки.

Открытие этих течений в океане послужило поводом к возникновению новых теорий и загадок, основной из которых является вопрос – почему они появились, как сформировались, а также вся ли площадь океана охвачена течениями или существует точка, где вода неподвижна.

Влияние океана на жизнь планеты

Роль океанических течений в жизни нашей планеты трудно переоценить, поскольку движение водных потоков непосредственно влияет на климат планеты, погоду, морские организмы. Многие сравнивают океан с огромной тепловой машиной, которую приводит в движение солнечная энергия. Эта машина создаёт беспрестанный водообмен между поверхностными и глубинными слоями океана, обеспечивая его растворённым в воде кислородом и влияя на жизнь морских обитателей.

Этот процесс можно проследить, например, рассматривая Перуанское течение, что находится в Тихом океане. Благодаря подъёму глубинных вод, которые поднимают наверх фосфор и азот, на океанической поверхности успешно развивается животный и растительный планктон, в результате чего организовывается пищевая цепь. Планктон поедает мелкая рыбка, та, в свою очередь, становится жертвой более крупных рыб, птиц, морских млекопитающих, которые при таком пищевом изобилии поселяются здесь, делая регион одним из самых высокопродуктивных районов Мирового океана.

Случается и так, что холодное течение становится тёплым: средняя температура окружающей среды повышается на несколько градусов, из-за чего на землю проливаются теплые тропические ливни, которые, оказавшись в океане, губят рыбу, привыкшую к холодной температуре. Результат плачевный – в океане оказывается огромное количество дохлой мелкой рыбы, крупная рыба уходит, рыбный промысел прекращается, птицы покидают свои гнездовья. В результате местное население лишается рыбы, урожая, который побили ливни, и прибыли от продажи гуано (птичьего помёта) в качестве удобрения. На восстановление прежней экосистемы нередко может уйти несколько лет.

Сеть железных дорог Российской Федерации достаточно обширна. Она состоит из нескольких секций магистралей, владеет которыми ОАО «Российские Железные Дороги». При этом все региональные дороги формально являются филиалами ОАО «РЖД», в то время как сама компания выступает монополистом в России:

Дорога пролегает по территории Иркутской и Читинской областей и республик Бурятия и Саха-Якутия. Протяженность магистрали составляет 3848 км.

Дорога проходит по двум параллельным широтным направлениям: Москва - Нижний Новгород - Киров и Москва - Казань - Екатеринбург, которые связаны между собой рокадами. Дорога связывает Центральный, Северо-Западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Горьковская дорога граничит с железными дорогами: Московской (ст.Петушки и Черусти), Свердловской (ст. Чепца, Дружинино), Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча), Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна). Общая развернутая длина дороги составляет 12066 км. Протяженность главных железнодорожных путей - 7987 км.

Ж/д проходит по территории пяти субъектов Российской Федерации - Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской и Еврейской автономной областям, Республике Саха (Якутия). В зоне ее обслуживания находятся также Магаданская, Сахалинская, Камчатская области и Чукотка - свыше 40% территории России. Эксплуатационная длина - 5986 км.

Забайкальская железная дорога пролегает на юго-востоке России, по территории Забайкальского края и Амурской области, расположена рядом с границей КНР и имеет единственный в России прямой сухопутный пограничный железнодорожный переход через станцию Забайкальск. Эксплуатационная длина - 3370 км.

Западно-Сибирская железная дорога проходит по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края и частично Республики Казахстан. Развернутая длина главных путей магистрали составляет 8986 км, эксплуатационная - 5602 километра.

Дорога работает в особых геополитических условиях. Через Калининград пролегает кратчайший путь из центра России в страны Западной Европы. Дорога не имеет общих границ с Российскими железными дорогами. Развернутая длина магистрали составляет 1100 км, длина главных путей - свыше 900 километров.

Магистраль проходит через четыре крупных региона - Кемеровскую область, Хакасию, Иркутскую область и Красноярский край, связывая Транссибирскую и Южносибирскую магистрали. Образно говоря - это мост между европейской частью России, ее Дальним Востоком и Азией. Эксплуатационная длина Красноярской дороги составляет 3160 км. Общая протяженность - 4544 километров.


Ж/д протянулась от Подмосковья до Уральских предгорий, связывая центр и запад Российской Федерации с крупными социально-экономическими регионами Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Дорога представляет собой две почти параллельные линии, пролегающие с Запада на Восток: Кустаревка - Инза - Ульяновск и Ряжск - Самара, которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор. Две другие линии дороги Рузаевка - Пенза - Ртищево и Ульяновск - Сызрань - Саратов проходят с Севера на Юг.

В текущих границах Московская ж/д организована в 1959 году в результате полного и частичного объединения шести дорог: Московско-Рязанской, Московско-Курской-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и Северной. Развернутая длина - это 13000 км, эксплуатационная длина 8800 км.

Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Российской Федерации - Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия. Эксплуатационная длина - 10143 км.

Приволжская (Рязано-Уральская) железная дорога расположена на юго-востоке европейской части России в районе Нижней Волги и среднего течения Дона и охватывает территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а также несколько станций, находящихся в пределах Ростовской, Самарской областей и Казахстана. Протяженность дороги составляет 4191 км.

Магистраль соединяет европейскую и азиатскую части России, с запада на восток тянется на полторы тысячи километров и в северном направлении пересекает Полярный круг. Проходит через Нижний Тагил, Пермь, Екатеринбург, Сургут, Тюмень. Обслуживает также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Эксплуатационная длина - 7154 км. Развернутая длина - 13 853 км.

Магистраль берет начало в центре России и простирается далеко на север страны. Большая часть Северной магистрали эксплуатируется в суровых условиях Крайнего Севера и Заполярья. Развернутая длина - 8500 километров.


В зоне обслуживания дороги располагаются 11 субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, она непосредственно граничит с Украиной, Грузией и Азербайджаном. Эксплуатационная длина магистрали составляет 6358 км.

Юго-Восточная железная дорога занимает центральное положение по сети железных дорог и связывает восточные районы и Урал с Центром, а также районы Севера, Северо-Запада и Центра с Северным Кавказом, Украиной и государствами Закавказья. Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины. Эксплуатационная длина - 4189 км.

Южно-Уральская железная дорога расположена в двух частях света - на стыке Европы и Азии. В ее состав входят Челябинское, Курганское, Оренбургское и Карталинское отделения. Несколько железнодорожных линий магистрали проходят по территории Казахстана. Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины. Эксплуатационная длина - 4189 км. Развернутая длина свыше 8000 км.

Горьковская магистраль обслуживает Среднее Поволжье и Предуралье. Связывает центральные и северо-западные районы России с Уралом, открывая выход в Сибирь и на Дальний Восток. В основном обслуживается Приволжский федеральный округ, но несколько сотен километров ее линий проходят по соседним Центральному и Уральскому округу, одна станция есть в Северо-Западном.

Всего в зону обслуживания Горьковской железной дороги попадает 15 регионов России, среди которых6 респуб-лик:

  • Республика Мордовия;
  • Чувашская Республика;
  • Удмуртская Республика;
  • Республика Татарстан;
  • Республика Марий-Эл;
  • Республика Башкортос-тан.

И8 областей:

  • Московская;
  • Вла-димирская;
  • Нижегородская;
  • Киров-ская;
  • Свердловская;
  • Вологодская;
  • Рязанская;
  • Ульяновская;
  • Пермс-кий край.

Нижегородская область - 77 тысяч кв.км. территории и 3,5 млн. жителей.

ВНижнем Новгороде находитсясамый крупный на Горьковской железной дороге железнодорожный вокзал.

Рядом с центром региона находится лидер дороги по погрузке(станция Зелецино) .

Важный грузоотправитель региона -ОАО "Выксунский металлургический завод" - крупнейший в мире производитель колес для рельсового транспорта.

На станции Нижний Новгород - Сортировочный формируется до 70 поездов.

Республика Марий Эл - 23 тысячи кв.км. и 750 тысяч жителей. Из республики отправляют стройматериалы, лес, стекло, нефтепродукты.

Чувашская Республика - 18 тысяч кв.км. и 1,35 млн. жителей. Химическое, литейное, машиностроительное производства, вагоностроение и вагоноремонт получают продукцию, сырье железнодорожным транспортом.

Кировская область - 120 тысяч кв.км. и 1,5 млн. жителей. Железнодорожный вокзал, который расположен в центре Кирова входит на дороге в первую тройку по числу отправляемых пассажиров. Крупная сотрировочная станция - Лянгасово.

Удмуртская Республика - 42 тысячи кв.км. и 1,6 млн. жителей. Многие предприятия, расположенные в Ижевске, Глазове, Сарапуле ежедневно отправляют и получают десятки вагонов с грузами.

Владимирская область - линии дороги проходят по центру, южной и восточной частях региона. Станции находятся в крупнейших городах: Владимир, Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный. Предприятия строительной индустрии, стекольной промышленности и машиностроительной получают продукцию железнодорожным транспортом.

Республика Татарстан - 67,8 тысяч кв.км. и 1,1 млн. жителей. Две крупные сортировочные станции - Агрыз и Юдино. ГЖД работает с предприятиями города Зеленодольска, с производителями сельхозпродукции.

В настоящее время в состав магистрали входит 5 региональных центров:

  • Муромский;
  • Горьковский;
  • Кировский;
  • Казанский;
  • Ижевский.

Главные пути магистрали - это два параллельных широтных направления, связанные между собой:

Москва - Нижний Новгород - Киров ;

Москва - Казань - Екатеринбург.

Главные пути дороги оснащены в основном рельсами тяжелого типа Р-65.

По ГЖД проходит нейтральный участок Транссибирской магистрали, отсюда ее большое транзитное значение. Тем не менее, зона ответ-ственности ГЖД также является тер-риторией значительного исходного отправления грузов, среди которых- нефть и продукты ее переработки, продукции химических предприятий и предприятии, производящих сельхозудобрения, предприятий металлургического комплекса и машиностроения, предприятий по заготовке и переработке лесной продукции, строительные грузы.

Услугами дороги пользуются 205 административно-территориальных районов , где проживает более 14 миллионов человек . Проходя по территориям, где сосредоточено наи-большее количество российских городов-миллионников, ГЖД явля-ется одной из дорог с наибольшим пассажиропотоком.

На Горьковской железной дороге действует 377 станций . Выше 250 станций ведут грузовые операции. Крупные сортировочные станции сети ОАО "Российские железные дороги" - Нижний Новгород-Сортировочный, Лянгасово, Агрыз, Юдино.

ГЖД - одна из самых техничес-ки оснащенных дорог Российской Федерации. Удельный вес электротяги в перевозках составляет около 90 процентов . Ежегодно дорога пе-ревозит более 90 млн пассажиров и отправляет более 44 млрд тонн гру-зов . Дорожный фирменный центр транспортного обслуживания может выполнить заказ по отправке груза в любую страну мира.

Эксплуатационная длина дороги - 5 331,4 км.

Общая развернутая длина путей - 11 873,2 км.

Развернутая длина подъездных путей - 677,84 км.

Развернутая длина станционных путей - 3 129,98 км.

Общая длина электрифицированных путей - 7 318,1 км.

74 города стоят на линиях ГЖД, в непосредственной близости с ними или на подъездных путях, ведущих к ее станциям.

Общая протяженность главных железнодорожных путей - 7 959,4 км (это сопоставимо с общей длиной сети железных дорог в Венгрии).

Площадь территории, которую обслуживает Горьковская железная дорога - 390 000 м2 (это больше по размерам, чем, например, Япония, Германия или Финляндия).

ГЖД - это наглядный пример того, как уникальный опыт старейших представителей отрасли умело дополняется новыми технологиями и современными подходами к управлению бизнес-процессами.

Горьковская - единственная в мире железная дорога, которая носит имя писателя. Но также справедливо утверждение, что она названа в честь железнодорожника. Ведь свой первый опублдикованный рассказ "Макар Чудра" Максим Горький написал летом 1892 года, работая в мастерских Закавказских железных дорог в Тифлисе. Кстати, один из самых любимых пассажирских фирменных поездов - "Буревестник" - тоже получил свое имя в память о писателе.

Новую страницу в истории маги-страли открыл проект скоростного движения на линииНижний Новгород- Москва- Санкт-Петербург. До запуска проекта скоростного движения время курсирования поездов составляло от 5 часов 20 минут до 8 часов. Сегодня оно составляет3 час. 50 мин.

28 апреля 2013 года на Горьковской магистрали запущен скоростной электропоезд "Ласточка", преодолевающий расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода за 4 часа.

1 июня 2015 года на Курском вокзале Москвы состоялось торжественное мероприятие, посвященное отправлению в первый рейс с пассажирами нового скоростного электропоезда Talgo 250 под брендовым названием"Стриж" по маршруту Москва - Нижний Новгород. Поезд "Стриж" Москва - Нижний Новгород способен перевозить за рейссвыше 400 пассажиров . В состав поезда включены вагоны с местами для сидения 1-го и 2-го классов, вагоны СВ (VIP), вагон-буфет и вагон-ресторан. Все вагоны оснащены системами кондиционирования воздуха и экологически чистыми туалетными комплексами. Время в пути составляет3 часа 35 минут .

3 августа 2014 года, в первое воскресенье августа - день, когда работники железных дорог России традиционно отмечают свой профессиональный праздник, - открылся Музей истории и развития Горьковской железной дороги.

Основные задачи Горьковской железной дороги - своевременное и качественное обеспечение во взаимодействии с другими организациями потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, связанных с ними работах и услугах, предоставление услуг пользователям инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Горьковская дорогаграничит с железными дорогами:

  • Московской (ст.Петушки и Черусти);
  • Свердловской (ст. Чепца, Дружинино);
  • Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча);
  • Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна, Алнаши).

Горьковская магистраль обслуживает Среднее Поволжье и Предуралье. Связывает центральные и северо-западные районы России с Уралом, открывая выход в Сибирь и на Дальний Восток. В основном обслуживается Приволжский федеральный округ, но несколько сотен километров ее линий проходят по соседним Центральному и Уральскому округу, одна станция есть в Северо-Западном.

Всего в зону обслуживания Горьковской железной дороги попадает 15 регионов России, среди которых6 респуб-лик:

  • Республика Мордовия;
  • Чувашская Республика;
  • Удмуртская Республика;
  • Республика Татарстан;
  • Республика Марий-Эл;
  • Республика Башкортос-тан.

И8 областей:

  • Московская;
  • Вла-димирская;
  • Нижегородская;
  • Киров-ская;
  • Свердловская;
  • Вологодская;
  • Рязанская;
  • Ульяновская;
  • Пермс-кий край.

Нижегородская область - 77 тысяч кв.км. территории и 3,5 млн. жителей.

ВНижнем Новгороде находитсясамый крупный на Горьковской железной дороге железнодорожный вокзал.

Рядом с центром региона находится лидер дороги по погрузке(станция Зелецино) .

Важный грузоотправитель региона -ОАО "Выксунский металлургический завод" - крупнейший в мире производитель колес для рельсового транспорта.

На станции Нижний Новгород - Сортировочный формируется до 70 поездов.

Республика Марий Эл - 23 тысячи кв.км. и 750 тысяч жителей. Из республики отправляют стройматериалы, лес, стекло, нефтепродукты.

Чувашская Республика - 18 тысяч кв.км. и 1,35 млн. жителей. Химическое, литейное, машиностроительное производства, вагоностроение и вагоноремонт получают продукцию, сырье железнодорожным транспортом.

Кировская область - 120 тысяч кв.км. и 1,5 млн. жителей. Железнодорожный вокзал, который расположен в центре Кирова входит на дороге в первую тройку по числу отправляемых пассажиров. Крупная сотрировочная станция - Лянгасово.

Удмуртская Республика - 42 тысячи кв.км. и 1,6 млн. жителей. Многие предприятия, расположенные в Ижевске, Глазове, Сарапуле ежедневно отправляют и получают десятки вагонов с грузами.

Владимирская область - линии дороги проходят по центру, южной и восточной частях региона. Станции находятся в крупнейших городах: Владимир, Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный. Предприятия строительной индустрии, стекольной промышленности и машиностроительной получают продукцию железнодорожным транспортом.

Республика Татарстан - 67,8 тысяч кв.км. и 1,1 млн. жителей. Две крупные сортировочные станции - Агрыз и Юдино. ГЖД работает с предприятиями города Зеленодольска, с производителями сельхозпродукции.

В настоящее время в состав магистрали входит 5 региональных центров:

  • Муромский;
  • Горьковский;
  • Кировский;
  • Казанский;
  • Ижевский.

Главные пути магистрали - это два параллельных широтных направления, связанные между собой:

Москва - Нижний Новгород - Киров ;

Москва - Казань - Екатеринбург.

Главные пути дороги оснащены в основном рельсами тяжелого типа Р-65.

По ГЖД проходит нейтральный участок Транссибирской магистрали, отсюда ее большое транзитное значение. Тем не менее, зона ответ-ственности ГЖД также является тер-риторией значительного исходного отправления грузов, среди которых- нефть и продукты ее переработки, продукции химических предприятий и предприятии, производящих сельхозудобрения, предприятий металлургического комплекса и машиностроения, предприятий по заготовке и переработке лесной продукции, строительные грузы.

Услугами дороги пользуются 205 административно-территориальных районов , где проживает более 14 миллионов человек . Проходя по территориям, где сосредоточено наи-большее количество российских городов-миллионников, ГЖД явля-ется одной из дорог с наибольшим пассажиропотоком.

На Горьковской железной дороге действует 377 станций . Выше 250 станций ведут грузовые операции. Крупные сортировочные станции сети ОАО "Российские железные дороги" - Нижний Новгород-Сортировочный, Лянгасово, Агрыз, Юдино.

ГЖД - одна из самых техничес-ки оснащенных дорог Российской Федерации. Удельный вес электротяги в перевозках составляет около 90 процентов . Ежегодно дорога пе-ревозит более 90 млн пассажиров и отправляет более 44 млрд тонн гру-зов . Дорожный фирменный центр транспортного обслуживания может выполнить заказ по отправке груза в любую страну мира.

Эксплуатационная длина дороги - 5 331,4 км.

Общая развернутая длина путей - 11 873,2 км.

Развернутая длина подъездных путей - 677,84 км.

Развернутая длина станционных путей - 3 129,98 км.

Общая длина электрифицированных путей - 7 318,1 км.

74 города стоят на линиях ГЖД, в непосредственной близости с ними или на подъездных путях, ведущих к ее станциям.

Общая протяженность главных железнодорожных путей - 7 959,4 км (это сопоставимо с общей длиной сети железных дорог в Венгрии).

Площадь территории, которую обслуживает Горьковская железная дорога - 390 000 м2 (это больше по размерам, чем, например, Япония, Германия или Финляндия).

ГЖД - это наглядный пример того, как уникальный опыт старейших представителей отрасли умело дополняется новыми технологиями и современными подходами к управлению бизнес-процессами.

Горьковская - единственная в мире железная дорога, которая носит имя писателя. Но также справедливо утверждение, что она названа в честь железнодорожника. Ведь свой первый опублдикованный рассказ "Макар Чудра" Максим Горький написал летом 1892 года, работая в мастерских Закавказских железных дорог в Тифлисе. Кстати, один из самых любимых пассажирских фирменных поездов - "Буревестник" - тоже получил свое имя в память о писателе.

Новую страницу в истории маги-страли открыл проект скоростного движения на линииНижний Новгород- Москва- Санкт-Петербург. До запуска проекта скоростного движения время курсирования поездов составляло от 5 часов 20 минут до 8 часов. Сегодня оно составляет3 час. 50 мин.

28 апреля 2013 года на Горьковской магистрали запущен скоростной электропоезд "Ласточка", преодолевающий расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода за 4 часа.

1 июня 2015 года на Курском вокзале Москвы состоялось торжественное мероприятие, посвященное отправлению в первый рейс с пассажирами нового скоростного электропоезда Talgo 250 под брендовым названием"Стриж" по маршруту Москва - Нижний Новгород. Поезд "Стриж" Москва - Нижний Новгород способен перевозить за рейссвыше 400 пассажиров . В состав поезда включены вагоны с местами для сидения 1-го и 2-го классов, вагоны СВ (VIP), вагон-буфет и вагон-ресторан. Все вагоны оснащены системами кондиционирования воздуха и экологически чистыми туалетными комплексами. Время в пути составляет3 часа 35 минут .

3 августа 2014 года, в первое воскресенье августа - день, когда работники железных дорог России традиционно отмечают свой профессиональный праздник, - открылся Музей истории и развития Горьковской железной дороги.

Основные задачи Горьковской железной дороги - своевременное и качественное обеспечение во взаимодействии с другими организациями потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, связанных с ними работах и услугах, предоставление услуг пользователям инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Горьковская дорогаграничит с железными дорогами:

  • Московской (ст.Петушки и Черусти);
  • Свердловской (ст. Чепца, Дружинино);
  • Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча);
  • Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна, Алнаши).