Какое определение понятия чувства наиболее правильно. Какие бывают человеческие чувства: классификация и как в них разобраться

ЧУВСТВО

ЧУВСТВО

ЧУ́ВСТВО

чу́вства, ср.

1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. Чувство зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Органы чувств. «Материя есть то, что́, действуя на наши органы чувств, производит ощущение…» Ленин .

2. преимущ. мн., ед . в том же знач. , что мн. Состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. Лишиться чувств (от какого-н. потрясения). Привести кого-н. в чувство. Прийти в чувство. Упасть без чувств. «Он покачнулся и без чувств повалился на ступени.» Чехов . «Она закрыла лицо обеими руками и упала без чувства.» Пушкин . «Я вскрикнула и упала без чувств в его объятия.» Пушкин .

3. чего . Самый процесс ощущения, восприятия чего-н. (книжн.). Чувство жизни ни когда не покидает его (т. е. он всегда чувствует жизнь). «Чувство жизни вечно ново.» К.Аксаков . Он обладал редкой способностью чувства новизны (умел чувствовать новое).

4. чего и какое . Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает. Чувство голода. Чувство сытости. Чувство холода. Чувство боли .

|| Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни. Чувство любви. Чувство жалости. Чувство гордости. Чувство собственного достоинства. Чувство злобы. Чувство зависти. «Чувство скуки ему незнакомо.» Чехов . «В душе твоей кроткой и нежной злое чувство проснулося вдруг.» Некрасов . «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал.» Пушкин .

5. Любовь, испытываемая кем-н. к кому-н. (разг.). «Выдумал это, чтоб испытать ее, узнать, есть ли в ней чувство к нему.» Гончаров .

6. преимущ. мн . Способность деятельно переживать что-н., откликаться на жизненные впечатления, сочувствовать чему-н. «Нет, рано чувства в нем остыли.» Пушкин .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ЧУВСТВО" в других словарях:

    чувство - Чувство … Словарь синонимов русского языка

    Чувствование, ощущение, впечатление, вкус, смак. Пять чувств: вкус, зрение, обоняние, осязание, слух... излить чувства, потерять чувство меры, потерять чувство стыда, присесть без чувств на месте... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу… … Словарь синонимов

    В психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний Я (радость, печаль, взволнованность, отвращение) в нас самих и в других. Чувства являются особым видом гешталъткачеств и относятся к группе свойств сущности (сущностных… … Философская энциклопедия

    Чувство - Чувство ♦ Sentiment То, что мы чувствуем, то есть осознание того, что происходит в нашем теле, изменяющее, как учит Спиноза, нашу способность существовать и действовать, в частности то, что заставляет нас радоваться или печалиться. Если эти… … Философский словарь Спонвиля

    чувство - беспокойное (Авсеенко); блаженное (Даль); бодрое (Ропшин); вдохновенное (Пушкин); возвышенное (Козлов, Пушкин); восторженное (Л.Толстой); всепожирающее (Орлов); горькое (Немир. Данченко); горячее (Лермонтов, Надсон); жуткое (Андреев);… … Словарь эпитетов

    чувство - ЧУВСТВО, душа, настроение, ощущение, переживание, эмоция, устар. чувствование ЧУВСТВОВАТЬ/ПОЧУВСТВОВАТЬ, ведать/ изведать, испытывать/испытать, осязать, ощущать/ощутить, сов. прочувствовать, сов. услышать, высок.… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    чувство - одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных… … Большая психологическая энциклопедия

    ЧУВСТВО, а, ср. 1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутьё, интуиция). 2. (мн. в одном знач … Толковый словарь Ожегова

    чувство - чувство, мн. чувства (неправильно чувства), род. чувств, дат. чувствам. Произносится [чуство] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Сущ., с., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? чувства, чему? чувству, (вижу) что? чувство, чем? чувством, о чём? о чувстве; мн. что? чувства, (нет) чего? чувств, чему? чувствам, (вижу) что? чувства, чем? чувствами, о чём? о чувствах 1.… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Чувство и чувствительность. Гордость и предубеждение. Нортенгерское аббатство , Джейн Остeн. В данное издание вошли известные романы английской писательницы Д. Остен "Чувство и чувствительность", "Гордость и предубеждение", "Нортенгерское…
  • Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат
  • 6. Ведущие направления психологической науки (краткий обзор).
  • 7. Психофизическая проблема в психологии и варианты ее решения.
  • 8. Методология и методы психологического исследования.
  • 9. Классификация методов психологического исследования (по б.Г. Ананьеву и др.).
  • 10. Специфика психологических законов и их разновидности.
  • 7 Группа – законы, описывающие отношения между разными уровнями организаций психических процессов и свойств.
  • 11. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии эволюционного развития психики.
  • 1 Стадия.
  • Определения
  • 12. Психологические проблемы онтогенеза. Основные закономерности возрастной динамики психики.
  • 13. Человек как индивид. Классификация природных свойств человека.
  • Индивид
  • Третичные свойства.
  • 14. Общее представление о сознании. Сознание и психика.
  • 15. Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория.
  • 16. Категория общения в психологической науке.
  • 1. Предоставление партнеру возможности выговориться.
  • 2. Вербализация эмоционального состояния. У этой техники два подвида:
  • 3. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
  • 4. Активное слушание.
  • 5. Получение утвердительных ответов.
  • 6. «Нога в двери».
  • 7. Техника Франклина.
  • 8. Негативное самооценивание.
  • 9. Техника айкидо.
  • 17. Общая характеристика ощущения как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • Эмпирические характеристики ощущения.
  • 1) Пространственно-временные характеристики ощущения.
  • 3) Модальностные характеристики.
  • 4. Интенсивностные характеристики
  • 18. Общая характеристика восприятия как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • При построении зрительного образа выделяется пять фаз:
  • 1. Пространственные характеристики:
  • 2. Временные характеристики:
  • 3. Модальность и интенсивность.
  • 19. Общая характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
  • 20. Общий обзор теорий памяти: биохимических, физиологических, психологических, кибернетических.
  • 21. Краткая характеристика основных форм памяти: мгновенной кратковременной, промежуточной, долговременной и оперативной. Другие классификации памяти.
  • 3. Есть критерии, которые делят память в связи с произвольностью, и с включением управления. Это непроизвольная и произвольная память.
  • 22. Речь и язык. Сущность и определение речи. Классификация речи.
  • Виды речи.
  • Функции речи.
  • 23. Свойства (характеристики) вторичных образов: «представлений».
  • 24. Воображение: определение, функции, формы проявления, классификация. Способы формирования образов воображения.
  • Люди характеризуются тремя параметрами воображения:
  • 25. Мышление как психический процесс: фазы процесса.
  • Первичные характеристики.
  • Вторичные характеристики. Основные характеристики мысли, как результата мыслительного процесса.
  • Мышление как процесс.
  • 26. Логические формы мышления: понятие, суждение, рассуждение, умозаключение и обозначение. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 27. Общая характеристика мыслительных операций. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 28. Сравнение допонятийного и понятийного мышления.
  • Материал лекции т.И. Сытько.
  • 29. Основные положения культурно-исторической концепции л.С. Выгодского.
  • 30. Творческое мышление. Креативность.
  • 31. Внимание как сквозной психический процесс: определение, функции, классификация.
  • Типы внимания.
  • 32. Основные подходы к исследованию интеллекта.
  • Основные направления исследования интеллекта
  • 33. Описание структуры интеллекта.
  • Определение интеллекта.
  • Теории интеллекта
  • 34. Сущность и функции эмоций. Классификация эмоций.
  • 35. Краткая характеристика основных теорий эмоций.
  • 36. Определение чувств. Соотношение эмоций и чувств. Классификация чувств.
  • 37. Потребности: основные подходы к определению, классификации.
  • Функции потребностей.
  • Классификации потребностей.
  • 38. Мотивация и мотивы.
  • Структура мотива.
  • Характеристики мотивов.
  • Функции мотивов.
  • Мотивационные образования и мотивационные черты личности.
  • 39. Психомоторика как система двигательных реакций: фоновая моторика, двигательные реакции на отдельные раздражители. Общее представление о времени реакции.
  • 40. Общие характеристики (свойства) воли. Структура волевого процесса.
  • 41. Навыки и умения. Общие характеристики. Процесс формирования навыков. Теория н.А. Бернштейна.
  • 42. Понятие адаптации и функциональные состояния организма.
  • 2. Способность опосредованного отражения окружающей действительности.
  • Систематизация психических состояний человека (в.А. Ганзен).
  • Способы описаний психических состояний в психологии.
  • Общая структура психического состояния.
  • Функциональный анализ психического состояния.
  • 43. Теории темперамента.
  • 45. Направленность личности: формы направленности.
  • 46. Характер: структура характера.
  • 47. Общепсихологическая специфика понятия личность.
  • 48. Теории личности. Структура ответа.
  • 49. Самосознание как «ядро» сознания. Образы «я» (элементы я-концепции).
  • Самосознание личности как «ядро» сознания.
  • Структура самосознания личности.
  • Функции и процессы самосознания.
  • О механизмах самосознания.
  • Этапы развития самосознания.
  • О структуре самосознания.
  • О функции самосознания.
  • 50. Формирование и развитие личности в онтогенезе.
  • Причины и механизмы агрессивного поведения человека.
  • Ординарная и парадоксальная социализация агрессии.
  • 51. Статус и социальные роли личности. Взаимовлияние личности и социальные роли.
  • 52. Основные подходы к исследованию индивидуальности.
  • 36. Определение чувств. Соотношение эмоций и чувств. Классификация чувств.

    Главное различие эмо­ций и чувства: эмоции носят характер ориен­тировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избыт­ке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осо­знаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив предметны и конкретны. Эмоции связаны с биологическими процессами, а чувства с социальной сферой. Эмоции связаны с обла­стью бессознательного, а чувства - осознаны.

    Чувства всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции не имеют. Чувства более длительны, чем эмоции, они имеют четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности, которые ему нравятся и вызы­вают позитивные чувства.

    Чувства возникают как обобщение эмоций и отражают устойчивые отношения к предметам и явлениям действительности. Чувства - это внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни. Чувства отражают значимые отношения, они более устойчивые, чем эмоции. Они выделяют объекты, имеющие постоянную мотивационную значимость, описывают нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

    Чувства подразделяются в зависимости от сферы, к которой они относятся: нравственные, эстетические, интеллектуально-нравственные, или моральные. При восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с норма­ми, выработанными обществом: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие. К аморальным чувствам относятся жадность, эгоизм, жестокость и т. д.

    Интеллектуальные чувствами называют переживания возникающие в процессе познаватель­ной деятельности человека. (удивления, любопыт­ства, любознательности).

    Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение челове­ка к прекрасным явлениям природы, в жизни людей и в искусстве.

    Разделение чувств на виды является достаточно условным.

    Высшее проявление чувств представляют собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или пред­мета.

    37. Потребности: основные подходы к определению, классификации.

    Потребности – это субъективные явления, побуждающие человека к деятельности. Слово потребность – означает нужда. Существуют дефициты, которые могут у каждого субъекта, носителя психики быть разными. Например. У индивида не хватает питательных веществ. У субъекта деятельности не хватает знаний. У личности не хватает социальных связей, отношения, статуса.

    Проблема потребностей емкая. Все потребности делятся на биологические и информационные потребности. Биологические (витальные) потребности легко и быстро насыщаются, и носят эгоцентрический характер. Биологические потребности в силу своей эгоцентрической направленности вносят разлад в жизнедеятельность людей. Кроме того, они мотивируют человека на незначительный по длительности период времени. Например. Пока человек годен, он работает. Исследованиями было установлено, что если бы человек действовал исходя только из своих биологических потребностей, его жизнь и активность были бы ограничены.

    Информационные потребности носят другой характер. В информационные потребности лежат в основе социальных потребностей, хотя некоторые авторы выделяют социальные потребности в отдельную группу.

    Информационные потребности связаны с развитием мозга. Одна из первых потребностей младенца – это потребность в новых впечатлениях. Эта потребность в новых впечатлениях и является базисной основой информационной потребности.

    В психологии существует мнение, что информационная потребность прогрессивна по своей природе. На наличие этой потребности указывает определенное эмоциональное состояние. Когда потребность достигает определенного уровня, а удовлетворения нет, дефицит становится выраженным, человек начинает переживать определенное эмоциональное состояние: чувствовать непокой, дискомфорт, беспокойство, тревогу и др.

    Существуют различные теории потребностей . И каждый из авторов делает акцент на какой-нибудь из сторон или аспекте потребностей. Это потому, что в потребности отражается взаимодействие внешнего и внутреннего миров. Одни авторы, разворачивая свою теорию, делают акцент на дефиците. Другие, на объектах, и тогда потребность рассматривается как зависимость. Третьи авторы делают акцент на связи между этими явлениями, то есть на соотношении объекта и субъекта, и тогда речь идет об отношениях.

    Социологи говорят об отсутствии блага, эволюционисты об отклонении от привычного уровня адаптации.

    Познакомиться с книгой Е.П.Ильина «Мотивы и мотивация».

    В современной психологии выделяются следующие трактовки понятия потребности:

    Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов.

    Потребность как зависимость – это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования.

    Приведенные выше два определения потребностей являются наиболее распространенными.

    Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношение между субъектом и миром. Это скорее философский подход к пониманию потребностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственно психологическое содержание потребностей.

    Потребность как отсутствие блага. Состояние отсутствия блага – это и есть потребность. Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Если в предыдущем определении психологический подход заменялся философским, то в этом случае – социально-экономическим.

    Потребность как отклонение от уровня адаптации . Потребность определяется как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности. Человек, например, привык к определенному общению или получает удовольствие от данного вида еды, или определенной обстановки. Отклонение от этого привычного для человека уровня вызывает у него потребность в восстановлении ожидаемого состояния. Другие примеры: привычная обстановка вызывает скуку, которая переживается как потребность в новизне. Достигнутый результат перестает удовлетворять человека, что активизирует потребность в достижении.

    Потребность как состояние . Действительно, переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. Другое дело, является ли это состояние единственным выражением потребности.

    Само по себе потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолкнулось на трудности. Поэтому потребностное состояние заставляет человека лишь искать причину страдания.

    Потребность как динамическое состояние . Курт Левин понимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Очевидно, что всякая потребность стремится к удовлетворению. Процесс удовлетворения состоит в разрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Отсюда вытекает, что динамическое состояние, напряжение является решающим фактором, детерминирующим поведение человека.

    Анализ приведенных определений потребностей показывает, что все они содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для понимания сути потребностей.

    Во-первых, становится очевидным необходимость разделения потребностей на потребности организма и потребности личности. При этом потребности организма (нужды) можно разделить на не осознаваемые (не ощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые). Потребности личности всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности).

    Во-вторых, очевидно и то, что потребность тесно связана с нуждой. Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективную сторону.

    В-третьих, понятно, что из потребности личности невозможно исключить потребностное состояние, отражаемое в сознании субъекта и сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания.

    Наконец, в-четвертых, само возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, способную удовлетворить его потребность.

    Учет перечисленных фактов позволяет Е. П. Ильину определить потребность личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием».

    Потребности формируются поэтапно.

    Были исследования братьев Ривиных, на тему формирования полового влечения у мужчины. Понять процесс формирования потребностей, легко, прослеживая половое влечение – как яркое проявление потребности. Все остальные потребности развиваются по такой же логике.

    На первой стадии (латентной) у молодого человека настраиваются анализаторы. Вначале он плохо осознает свое состояние. Снижаются пороги чувствительности, возрастает острота зрения. Это означает, что потребность проявляется на сенсорном уровне, сам человек еще ничего не осознает.

    На второй стадии он будет чувствовать некое ощущение нового состояния: как бы чего-то не хватает. Психологически это переживается как усиливающееся чувство тревоги. Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иное поведение.

    Третья стадия осознания потребности . Здесь уже ощущается сексуальное влечение. Именно на этой стадии начинают появляться мысли, фантазии, мечтания, вынашиваются планы сексуального характера.

    Потребность рождается в недрах внутреннего мира, но она не всегда бывает осознанна . Иногда бывает так, когда мы на второй стадии, чувствуем дефицит и нужду, усиливается состояние тревоги. Мы не всегда это состояние правильно себе объясняем. Очень часто на этом фоне мы делаем не тот выбор. А дело только в том, что мы не правильно себе проинтерпретировали состояние тревоги.

    Шутка. Мужчина, на фоне возрастающей сексуальной потребности, чувствуя тревоги, вместо того, чтобы идти знакомиться с девушками, пойдет к холодильнику и начнет есть. Он заедает свою тревогу. Так идут отклонения от организмического функционирования.

    Чувства человека - имеют свою энергетику и собственное сознание, программу развития. Работают на подсознательном уровне человека, сильно влияют на поведение и поступки людей независимо от возраста. Чувства дают огромную внутреннюю и внешнюю энергетику и прилив сил и состояние полета и счастья.

    Настоящая природа чувств еще до конца не исследована, однако с атеистической точки зрения, чувства объясняются теми или иными процессами внутри организма человека, а именно всевозможными гормональными установками и химическими процессами.

    Эмоции это энергетические всплески которые генерирует сам человек.

    Как правило Чувства по энергетике гораздо сильнее, мощнее и время жизни практически равняется самой жизни человека. Чувства корректируются в процессе жизни и опыта человека, усиливаются или уменьшаются. Эмоции более слабая энергетика с очень короткой жизнью.

    Валентность или тональность.
    Все Чувства характеризуются валентностью или тоном - то есть могут быть приятными, неприятными или амбивалентными, нейтральными.

    Интенсивность
    Чувства могут различаться по интенсивности и силе. Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека.

    Стеничность
    В зависимости от влияния на активность чувства подразделяются на стенические и астенические т.е это характеристики силы или бессилия. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека - любовь, ненависть и другие. Астенические чувства расслабляют или парализуют силы например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение.

    Чувства очень сильно влияют на судьбу человека. Именно Чувства дарят человеку как истинное счастье так глубокое страдания. Нужно серьезно разделить понятия Чувства и Эмоции, это совершенно разные понятия и определения.

    Определение чувств, их природу, отличия от эмоций в эзотерическом понятии - чувства это сложные энергии , созданные богами, имеющие свою программу развития, усиливают состояние человека, определённые качества, устремления, способности.

    Чувства создаются и даются Богами , чаще всего даются от пожеланий людей и заслуг, как награда или как наказание. Чувства для наказания - даются для осознания и перевоспитания, как правило за совершённые человеком грехи.

    Собственные положительные Чувства человека являются основным источником Счастья как долгосрочного понятия. Перечислим все эти чувства - всего существует 7 основных положительных чувств: , Уважение, . Каждое чувство имеет свое цели и содержит несколько дополнительных, параллельных направления. Чувства можно развивать, тренировать. Чувства это одна из наивысших наград, источник силы и энергии человека. Все остальные 150 чувств являются той или иной разновидностью основных.

    Однако, есть большое количество чувств отрицательной направленности. Здесь Важно в какой Вы позиции находитесь на шкале - Добра и Зла.

    Каждое из этих чувств я рассмотрю более подробно в разделах ниже. Для их развития необходима правильная работа ума и воли. Слабый и безвольный чаще всего, чувства теряет или разрушает. Какие чувства нужны для счастья и как развивать чувства, как с ними работать, как из защитить и усилить - читайте в статьях с описаниями этих чувств.

    Чувства имеют тенденцию менять свою силу в течении жизни. Некоторые чувства обостряются, другие теряют свою силу.

    В от список основных чувств:

    Амбиции, Высокомерие, Апатия, Безнадежность, Безопасность, Безразличие, Беспокойство, Беспомощность, Бессилие, Бешенство, Благодарность, Блаженство, Боль, Боязнь, Брезгливость, Вдохновение, Веселье, Взволнованность, Вина, Влюбленность, Вожделение, Возбуждение, Волнение, Возмущение, Воодушевление, Восторг, Восхищение, Гордость, Горе, Горечь, Грусть, Доверие, Досада, Достоинство, Единство, Жалость, Зависть, Замешательство, Застенчивость, Злорадство, Злость, Интерес, Ирония, Испуг, Ласка, Легкость, Ликование, Любовь, Любопытство, Мстительность, Надежда, Напряжение, Наслаждение, Настойчивости, Настороженность, Недоверие, Недовольство, Негодование, Нежность, Неловкость, Ненависть, Неприязнь, Нерешительность, Нерешимость, Нетерпение, Неуверенность, Обида, Облегчение, Обреченность, Общность, Одиночество, Ожесточение, Оживление, Озадаченность, Омерзение, Опасение, Опустошенность, Отверженность, Отвращение, Отрешенность, Отчаяние, Оцепенение, Паника, Печаль, Подавленность, Поддержка, Подозрение, Покой, Признательность, Приподнятость, Протест, Равнодушие, Радость, Радушие, Раздражение, Растерянность, Ревность, Робость, Сарказм, Сердечность, Симпатия, Скорбь, Скука, Смирение, Смущение, Смятение, Соболезнование, Сомнение, Сопереживание, Спокойствие, Сопричастность, Сострадание, Сочувствие, Страсть, Страх, Стыд, Счастье, Тепло, Тоска, Тревога, Тяжесть, Уважение, Уверенность, Увлечение, Удивление, Удовлетворение, Удовольствие, Ужас, Умиротворение, Унижение, Уныние, Упоение, Ущербность, Уязвленность, Фрустрация, Шок, Ярость

    Вы подозревали о таком количестве? Для чего нам все это?

    http://сайт/chto-takoe-proshhenie/

    Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

    Сортировать Тип публикации

    Post Page Категория

    Мыслительный Процесс Эмоции Характер и качество Личности Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Рекомендации Что значит Основные ценности в жизни Основные ценности Положительные Свойства Характера Полезные Привычки Твои Сильные Стороны Убеждения Основные цели человека Отрицательные Эмоции Положительные Эмоции Как Чувства Отрицательные свойства Характера Положительные Чувства Отрицательные Чувства 7 Смертных Грехов Добро и Зло Поступки Сортировать Название Похожие

    особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

    ЧУВСТВО

    Feeling; Geffihl) - психологическая функция, которая информирует субъекта о ценности для него тех или иных вещей; об их значимости.

    "Чувство есть прежде всего процесс, происходящий между эго и каким-нибудь данным содержанием, притом процесс, придающий содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его ("удовольствие" или "неудовольствие") - но далее, это есть также процесс, который помимо определенного содержания сознания или ощущений данного момента может возникнуть, так сказать, изолированно, в качестве настроения. Этот последний процесс может стоять в причинной связи с более ранними содержаниями сознания, хотя необходимости в этом нет, ибо он столь же легко возникает и из бессознательных содержаний, что вполне доказывается психопатологией. Однако и настроение - будь оно общим или же лишь частичным чувством, - свидетельствует об оценке, но об оценке не определенного, единичного содержания сознания, а всего наличного в настоящий момент состояния сознания, и притом опять-таки в смысле принятия или отвержения его. Поэтому чувство есть прежде всего вполне субъективный процесс, который может быть во всех отношениях независим от внешнего раздражения, хотя он пристегивается к каждому ощущению. Даже "безразличное" ощущение имеет "чувственную окраску", а именно окраску безразличия, что опять-таки выражает известную оценку. Поэтому чувство есть также разновидность суждения, отличающаяся, однако, от интеллектуального суждения постольку, поскольку оно состаивается не для установления логической связи, а для установления прежде всего субъективного принятия или отвержения. Оценка при помощи чувства распространяется на всякое содержание сознания, какого бы рода оно ни было. Если интенсивность чувства повышается, то возникает аффект, который есть состояние чувства с заметными телесными иннервациями. Чувство отличается от аффекта тем, что оно не вызывает заметных телесных иннервации, т. е. вызывает их не больше и не меньше, чем обычный мыслительный процесс" (ПТ, пар. 835).

    Человек, чья повседневная установка ориентируется чувствующей функцией, принадлежит к чувствующему типу.

    ЧУВСТВО

    sentiment) "Организованная система эмоциональных диспозиций, собранных вокруг идеи о неком объекте" - McDougall (1908). Он полагал, что существует три чувства: любовь, ненависть и эгоизм. Относительно некоторых выводов, следующих из положения психоанализа о том, что любовь и ненависть есть инстинкты, а не "организованные системы эмоциональных диспозиций", см. ЛЮБОВЬ; НЕНАВИСТЬ; АФФЕКТ и ЭМОЦИЯ.

    ЧУВСТВО

    одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, - эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению; они представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей. Формирование чувств - необходимое условие развития человека как личности. Само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы ими руководиться; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства общественно обусловлены и историчны, как и сама личность. В онтогенезе чувства появляются позже, чем эмоции ситуативные; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся прежде всего явления и условия, от коих зависит развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально. Возникая как результат обобщения опыта эмоционального, сформированные чувства становятся ведущими образованиями сферы эмоциональной и начинают сами определять динамику и содержание эмоций ситуативных: так, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него; горе при разлуке, радость при встрече; гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и пр. Такие эмоции ситуативные уточняют содержание чувств в сложившихся условиях и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувствами деятельности. Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (-> чувство: амбивалентность). В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, где одни чувства занимают ведущее положение, другие - остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувства определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. Самая распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, где они проявляются:

    1) особую группу составляют чувства высшие, в коих заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности; а) среди них важное место занимают чувства практические, связанные с деятельностью - трудом, учением, спортом; b) сюда относятся также чувства эстетические, предполагающие осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений действительности;

    2) к области чувств нравственных относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к другим людям, к самому себе, и пр.;

    3) деятельность познавательная порождает чувства познавательные, или интеллектуальные; их предмет - как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; их вершина - обобщенное чувства любви к истине;

    4) чувства интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с чувства нравственными и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются так:

    1) конкретные - например, чувства к ребенку, произведению искусства;

    2) обобщенные - чувства к детям вообще, к музыке;

    3) абстрактные - чувства справедливости, трагического. Отсутствие исчерпывающей классификации чувства объясняется их большим разнообразием и исторической изменчивостью.

    ЧУВСТВА

    англ. sentiments) - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, Ч. так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.

    В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Ч. носят отчетливо выраженный предметный характер, но предмет м. б. и весьма обобщенным, и умозрительным.

    Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Напр., Ч. любви порождает спектр "эмоций: радости, гнева, печали, сочувствия, ревности и т. д. В одном и том же Ч. нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицат.) эмоции. Этим объясняется такое свойство Ч., как двойственность (амбивалентность).

    Исторически Ч. формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе Ч. проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

    В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, др. же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих Ч. человека выражаются его мировоззренческие установки, направленность, т. е. важнейшие характеристики его личности. Ч. исключительной силы стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.

    Наиболее распространенная классификация Ч. выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами Ч.: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др. Ч. По степени обобщенности предметного содержания Ч. подразделяются на конкретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.). Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью. (В. К. Вилюнас.)

    Чувство

    См. также подчиненная функция. Я причисляю чувство к четырем основным психологическим функциям. Я не могу примкнуть к тому психологическому направлению, которое рассматривает чувство как вторичное явление, зависящее от "представлений" или ощущений; напротив, я считаю вместе с Гефдингом, Вундтом, Леманом, Кюльпе, Балдвином и другими, что чувство есть самостоятельная функция sui generis (особого рода). [К истории понятия чувства и к теории чувства ср. /78; 94; 127/]

    Чувство есть прежде всего процесс, происходящий между эго и каким-нибудь данным содержанием, притом процесс, придающий содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его ("удовольствие" или "неудовольствие"), но далее это также процесс, который помимо определенного содержания сознания или ощущений данного момента может возникнуть, так сказать, изолированно, в качестве настроения. Этот последний процесс может стоять в причинной связи с более ранними содержаниями сознания, хотя необходимости в этом нет, ибо он столь же легко возникает и из бессознательных содержаний, что вполне доказывается психопатологией. Однако и настроение - будь оно общим или же лишь частичным чувством - свидетельствует об оценке, но об оценке не определенного, единичного содержания сознания, а всего наличного в настоящий момент состояния сознания, притом опять-таки в смысле принятия или отвержения его.

    Поэтому чувство есть прежде всего вполне субъективный процесс, который может быть во всех отношениях независим от внешнего раздражения, хотя он пристегивается к каждому ощущению. [К вопросу о различии чувства и ощущения см. /78- Bd.1. S.350 ff/] Даже "безразличное" ощущение имеет "чувственную окраску", а именно окраску безразличия, что опять-таки выражает известную оценку. Поэтому чувство есть также разновидность суждения, отличающаяся, однако, от интеллектуального суждения постольку, поскольку оно составляется не для установления логической связи, а для установления прежде всего субъективного принятия или отвержения. Оценка при помощи чувства распространяется на всякое содержание сознания, какого бы рода оно ни было. Если интенсивность чувства повышается, то возникает аффект (см.), который есть состояние чувства с заметными телесными иннервациями. Чувство отличается от аффекта тем, что оно не вызывает заметных телесных иннервации, то есть вызывает их не больше и не меньше, чем обычный мыслительный процесс.

    Обычно "простое" чувство конкретно (см.), то есть смешано с элементами других функций, например очень часто с ощущениями. В таком, специальном случае чувство можно обозначить как аффективное или же (как в настоящей работе) чувство-ощущение, причем под этим понятием я разумею прежде всего нераздельное слияние чувства с элементами ощущения. Такое характерное смешение находится везде, где чувство оказывается недифференцированной функцией, яснее всего в психике невротика с дифференцированным мышлением. Хотя чувство само по себе есть функция самостоятельная, однако оно может оказаться в зависимости от другой функции, например от мышления, вследствие чего возникает такое чувство, которое сопровождает мышление и лишь постольку не вытесняется из сознания, поскольку оно укладывается в интеллектуальные сочетания.

    От обыкновенного конкретного чувства следует отличать чувство абстрактное; как абстрактное понятие (см. мышление) отбрасывает отличительные черты охватываемых им вещей, так и абстрактное чувство поднимается над различиями отдельных, оцененных им содержаний и создает "настроение" или такое состояние чувства, которое охватывает все отдельные различные оценки и тем самым снимает их. Как мышление упорядочивает содержания сознания, подводя их под понятия, так чувство упорядочивает сознательные содержания по их ценности для своего носителя. Чем конкретнее чувство, тем субъективнее и персональнее установленная им ценность; напротив, чем чувство абстрактнее, тем более общей и объективной становится устанавливаемая им ценность. Как совершенно абстрактное понятие уже не покрывает единичности и особенности вещей, а лишь их всеобщность и неразличность, так и совершенно абстрактное чувство не покрывается уже единичным моментом и его чувствующей окраской, но лишь совокупностью всех моментов и их неразличностью. Согласно этому, чувство, подобно мышлению, есть функция рациональная, ибо, по свидетельству опыта, ценности, в общем, устанавливаются по законам разума точно так же, как понятия, в общем, образуются по законам разума.

    Понятно, что вышеприведенные определения вовсе еще не характеризуют сущности чувства, а дают лишь внешнее описание его. Интеллектуальная способность понятий оказывается неспособной формулировать на языке понятий сущность чувства, потому что мышление принадлежит к категории несоизмеримой с чувством, как и вообще ни одна из основных психологических функций не может быть сполна выражена через другую. Этому обстоятельству надо приписать и то, что никакое интеллектуальное определение не сможет когда-нибудь передать сколько-нибудь удовлетворительно специфические особенности чувства. Классификация чувств ничего еще не дает для постижения их сущности, потому что даже самая точная классификация сможет передать лишь то интеллектуально постигаемое содержание, с которым или в связи с которым чувства появляются, но не сможет ухватить специфические особенности чувства. Сколько есть различных, интеллектуально постигаемых классов содержаний, столько можно установить и различных чувств, но сами чувства этим отнюдь еще не классифицируются исчерпывающим образом, потому что кроме всех возможных интеллектуально постигаемых классов содержаний существуют еще чувства, не укладывающиеся ни в какие интеллектуальные рубрики. Уже сама мысль о классификации интеллектуальна и поэтому несоизмерима с сущностью чувства. Поэтому мы должны удовлетвориться указанием на границы данного понятия.

    Способ оценки при помощи чувства можно сопоставить с интеллектуальной апперцепцией как апперцепцию ценности. Можно различать активную и пассивную апперцепцию при помощи чувства. Пассивный акт чувства характеризуется тем, что какое-нибудь содержание возбуждает или привлекает чувство, оно вынуждает у субъекта чувствующее участие. Активный же акт чувства, напротив, распределяет ценности от лица субъекта, он оценивает содержания по интенции, притом почувствующей, а не интеллектуальной интенции. Поэтому активное чувство есть направленная функция, волевой акт, например любовь в противоположность к влюбленности, тогда как влюбленость была бы не направленным, пассивным чувством, как на то указывает и само словоупотребление, характеризующее первое как деятельность, а второе - как состояние. Ненаправленное чувство есть чувствующая интуиция. Это означает, что, строго говоря, только активное, направленное чувство можно обозначать как рациональное; напротив, пассивное чувство иррационально, поскольку оно создает ценности без содействия субъекта, а может быть, даже против его намерения. Когда общая установка индивида ориентируется чувствующей функцией, то мы говорим о чувствующем типе (см. тип).

    Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.

    Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.

    Выделяют три критерия чувств:

    1. валентность (тон);
    2. интенсивность (сила);
    3. стеничность (активность или пассивность).

    Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:

    Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.

    Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.

    Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.

    Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:

    • радость;
    • печаль;
    • гнев;
    • страх;
    • удивление;
    • отвращение;
    • презрение.

    Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:

    БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ ПРОИЗВОДНЫЕ
    Страх Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
    Грусть Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
    Злость Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
    Радость Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.

    Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.

    Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств

    На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.

    Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:

    • Моральные

    Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.

    Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.

    • Интеллектуальные

    У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.

    • Эстетические

    Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.

    Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.

    Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.

    Чем отличаются чувства от эмоций

    Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

    Чувства – комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

    Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

    Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

    Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

    • Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
    • Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
    • Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
    • Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
    • Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
    • Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.

    Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

    Как управлять своими чувствами

    Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

    Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

    Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

    1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
    2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
    3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

    Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

    У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

    Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

    Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.