Что же хорошо воспитанный человек. Что значит быть воспитанным человеком

Инна Васильева
Консультация для родителей «Что значит быть воспитанным человеком?»

«Что значит быть воспитанным человеком Воспитанность есть усвоение хороших привычек. Платон – Как вы ответите на этот вопрос? В толковом словаре сказано, что «воспитанный – это умеющий хорошо вести себя» . – Кого мы считаем воспитанным ? Может быть , того, кто получил высшее образование?

Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным . Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности , хотя и создает для этого благоприятные условия. Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя : он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Но воспитанность – это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое и существенное в человеке . Этим «нечто» является внутренняя культура и интеллигентность, основой которой являются радушие и уважение к другому человеку .

Быть воспитанным – это значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, не мелочным.

Вывод : подлинная воспитанность и культура не могут сочетаться с барским высокомерием.

Совершенно несовместим с понятием воспитанного человека цинизм – наглое , бесстыдное поведение, проникнутое презрением к людям. Цинизм – это глубокое проявление невоспитанности , отсутствие подлинной внутренней культуры, неуважение к людям и обществу. «Цинизм опасен, прежде всего, потому, что он возводит злобу в добродетель» (Андре Моруа, фр. писатель) . Люди с циничным поведением способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей; а главное – они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

– Какое главное качество отличает воспитанного человека от невоспитанного ? Отношение к людям, внимание к ним, уважение их индивидуальности. Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир , у него свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба. Какое это богатство – внутренний мир человека ! Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет : У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. Е. Евтушенко Как важно понимать и постоянно помнить, что такой сложный внутренний мир имею не только я, но и каждый из окружающих меня людей. И если человек , который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит , что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами. Нужно исходить из того, что другой человек – самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение. Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон и т. п. несовместимы с понятием «воспитанный человек » . Воспитанный человек не только умеет разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать их интересы, желания, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания.

Понять особенности человека не так уж просто . Мы часто объясняем поступки, настроения и отношения других, исходя из своих собственных представлений об их причинах. Надо сказать, что хороший человек в поступках и отношениях людей обычно видит хорошие побуждения. А плохой – плохие. Хороший человек обычно доверчив . В своих отношениях с людьми он исходит из представления о том, что каждый добр, честен, порядочен, и очень удивляется и огорчается, когда в ком-то этих качеств не обнаруживает. Плохой человек подозрителен , он в каждом видит жулика, карьериста, любую удачу другого человека он объясняет хитростью того, лестью, обманом; и его очень трудно убедить в порядочности данного человека . Вообще умение понять наиболее существенные особенности другого человека , определить истинный смысл его поступков, настроений, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей, свидетельствует о достаточно высоком культурном развитии человека . Культурный, воспитанный человек , прежде всего, заботится о том, чтобы не унизить достоинство другого человека . Хочется обратить внимание еще на одно качество, о котором мы стесняемся говорить вслух, которое многие, к сожалению, считают старомодным. Это благородство. Истинное благородство – приходить на помощь к человеку , какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность человека сострадать , сопереживать, сочувствовать, содействовать – признак духовной зрелости личности. Благородство – высокая нравственность человека , соединенная с самоотверженностью и честностью. Нам иногда выпадают счастливые моменты встречи с благородным человеком , но эти моменты бывают очень редки. Почему? Наверное, потому, что действительно очень мало в жизни благородных и истинно культурных людей. Ну, а мы-то сами? Почему-то смеем требовать благородства и великодушия, сочувствия и понимания, прощения и помощи от других людей по отношению к нам. А сами? Давайте зададим себе несколько вопросов и попытаемся ответить на них. Что для нас главное – «быть » или «казаться» ? Интересны ли нам люди сами по себе, вне их должности, места работы и материальных возможностей? Уважаем ли мы окружающих или только делаем вид?

Любим ли кого-нибудь, кроме себя? Иными словами, каковы наши внутренние, самые сокровенные потребности, желания и ценности? Как бы мы ни ответили на эти вопросы, наши слова, действия, поступки и отношения выдают нас. Великий И. Гете писал, что «поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ Совершенно естественными стали для нас фразы : “Он - воспитанный человек” , “Она - просто хамка” и т. д. Но часто мы сами затрудняемся определить, что вкладываем в понятие “воспитанный человек” . А, между прочим, неплохо бы знать, из чего именно складывается воспитанность , хотя бы для того, чтобы самому быть именно таким , каким хотят нас видеть окружающие. Вежливость. Древние греки утверждали, что надо быть очень выдающимся человеком , чтобы позволить себе быть невежливым . Именно вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляет сдерживаться, способствует возникновению любви и уважения.

Вежливости можно научиться, но существует и врожденная вежливость, идущая от души, а не от воспитания . Правила вежливости запрещают : - входить в официальное учреждение в шляпе (мужчинам) и громко разговаривать (лицам обоего пола) ; - шуметь, тревожить и раздражать окружающих; - критиковать чьи-либо религиозные убеждения; - унижать чью-либо национальность; - смеяться над ошибками и промахами других людей; - наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами; - отсылать по обратному адресу письмо или подарок; - в неуважительном тоне отзываться о близких собеседника; - коверкать фамилии и имена; - открывать чужую сумку, заглядывать в нее, если она открыта, исследовать содержимое чужих карманов; - самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф, буфет, кладовку. Тактичность. Такт - это моральная интуиция воспитанного человека , как бы подсказывающая ему наиболее верный подход, наиболее тонкую, деликатную, осторожную линию поведения по отношению к окружающим.

Такт предполагает в нас терпимость, великодушие, внимание и глубокое уважение к внутреннему миру других людей, искреннее желание и умение понять их, почувствовать, что может доставить им радость, а что - огорчить. Тактичность - это чувство меры, которое следует соблюдать в разговоре, в любых отношениях с людьми, умение не переходить границу, за которой всегда стоит обида собеседника. Тактичность также предполагает умение вовремя определить реакцию собеседника на наши слова или действия

и в нужных случаях - самокритичность и способность вовремя извиниться за допущенную оплошность. Такт не отменяет принципиальности, прямоты, честности, да и правила тактичного поведения далеко не первые в моральном кодексе. Но очень часто именно отсутствие тактичности ранит близких нам людей. Пунктуальность. Именно она свидетельствует о хороших манерах. Только уважительная причина может извинить опоздание.

Намеренно заставлять себя ждать (даже юным особам, приглашенным на первое свидание) - невежливо. Скромность. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство над ними, не говорит о своих качествах, не требует никаких привилегий, особых услуг, удобств. Вместе с тем скромность - это не робость и не застенчивость. Обычно по-настоящему скромные люди в критических ситуациях оказываются намного тверже других в отстаивании своих принципов. Услужливость. Это добродетель до тех пор, пока она не становится навязчивостью. Лучше всего взять себе за правило оказывать услуги только тогда, когда вас об этом попросят. Если же к вам обращаются с просьбой, которую вы не в состоянии выполнить, лучше отказаться сразу, чем дать слово и не сдержать его. Хорошие манеры. “Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение” утверждал Джонатан Свифт. Не принято в обществе : - приводить себя и свою одежду в порядок, поправлять галстук, прическу, чистить ногти; - причесываться и вообще трогать волосы; - использовать ноготь мизинца в качестве зубочистки; - щелкать суставами пальцев; - потирать руки; - одергивать одежду; - постоянно что-то “мурлыкать” себе под нос; - бурными проявлениями, оскорбительными, грубыми словами обнаруживать свой гнев и негодование. А теперь посмотрите на свое поведение и подумайте, насколько вы вежливы.

Это тот, кто овладел им в совершенстве. Благодаря хорошим манерам можно наладить благоприятные отношения с социумом, что значительно повышает комфортность жизни для каждой личности.

Отличительные черты

Это личность, употребляющая в беседе выражения, интонацию и тон, располагающие к благожелательному общению. Также большую роль играют жесты, походка, мимика. Следует быть в меру скромным, но не зажатым и скрытным. Давая слово, за него нужно быть в ответе, исполнять свои обещания, ведь нужно не только произвести хорошее впечатление, но и закрепить его, поддерживать долгое время.

Качества воспитанного человека помогают ему общаться с окружающими тактично. Существуют конкретные инструкции и советы, благодаря которым можно составить довольно ясное представление о рамках этикета, находясь в которых, вы прослывете приятным собеседником и желанным гостем в любой компании.

Правильное общение

Для начала не стоит говорить слишком громко и использовать грубые выражения, ведь ваша цель - не перекричать оппонента. Если у вас возник с кем-то спор, стоит всецело положиться на логичность и аргументированность собственной позиции. Воспитанный человек - это личность, способная самоутвердиться за счёт спокойной уверенности в собственных доводах, а не эмоционального давления на конкурента. Жесты должны быть спокойными и плавными, не стоит делать чрезмерно резких движений, они обычно оставляют не самое приятное впечатление.

На самом деле окружающие люди желают настроиться на волну покоя и гармонии, в глубине души они не простят вас, если вы захотите нарушить это состояние. Кроме того, что вы не должны мешать спокойно жить остальным, стоит подумать и о себе. Следите за своим гардеробом. Не обязательно одеваться по последней моде в новинки самых дорогих брендов, но воспитанный человек должен, по крайней мере, контролировать чистоту и опрятность собственной одежды. Нет ничего сложного в том, чтобы надевать только чистые вещи, проглаживать их перед тем, как надеть, чистить обувь.

Важность самоконтроля

Жизнь не всегда течет по тому сценарию, который мы рисуем в своем воображении. Подчас она загоняет нас в тупик, вызывает стресс, заставляет покинуть зону комфорта, но даже тогда не стоит терять самообладания, списывая всё на обстоятельства.

Какого человека называют воспитанным? Пожалуй, того, кто, наступив в темном коридоре на кошку, называет ее именно кошкой. То есть хорошие манеры не должны быть для вас маской, с помощью которой вы пытаетесь втереться в доверие к окружающим. Они должны стать нормой, привычкой, единственно допустимым путем общения.

Даже если вы что-то с кем-то не поделили, ваши мнения разошлись с чьими-то в диалоге, вы столкнулись с полным нежеланием принять во внимание ваши аргументы, не стоит терять контроль. В таких ситуациях наилучшим советчиком является голос разума, а также усвоенные ранее которые помогут не завести ситуацию в еще больший тупик.

Правила воспитанного человека исключают проявление недоброжелательности к другим людям. Можно сказать, что у вас иная точка зрения, но ни в коем случае не переходить на личности. Достаточно заключить, что вам не по пути, и разойтись, не вдаваясь в дальнейшие подробности.

Проявляйте уважение и учтивость

Уважение в обществе нужно заслужить и, что самое главное, не потерять в будущем. Какого человека называют воспитанным? Того, кто всегда готов внимательно выслушать всякого, кто обращается к нему за советом или во всяком случае не выказывать явного пренебрежения. Порой это сложно.

У каждого встречаются ситуации, когда нет ни времени, ни желания общаться с какой-то конкретной личностью. В такие моменты очень важно отклониться от беседы тактично, чтобы у собеседника не осталось неприятного осадка на душе.

Уметь следовать своим интересам, при этом не обижая окружающих, - великое искусство, достойное того, чтобы в нем разобраться и освоить, ведь оно значительно упрощает жизнь и открывает многие возможности.

Не унижайтесь и не навязывайтесь

Можно рассмотреть и обратную ситуацию, когда вам что-то требуется, но общаться не хотят уже с вами, за неимением всё того же свободного времени или банальной к этому тяги. Воспитанный человек - это тот, кто не станет навязываться и ставить свои интересы во главе угла. Вы можете лишь предложить собственное общество.

Нет ничего зазорного в том, чтобы попросить окружающих об услуге, но истинной бестактностью будет ее вымогать, упрекать в безразличии и прочее. В сущности, обвинение других людей - это и есть отсутствие такта. На деле такие люди винят других в том, чем немало грешат сами.

Если пытаться достигнуть желаемого такими методами, можно очень низко пасть в глазах окружающих, а позитивное о себе впечатление потом будет вернуть очень непросто.

Улучшение социальной жизни личности

Благодаря правилам этикета можно получить представление о том, как же стоит себя вести, чтобы не возникало неловких ситуаций и конфликтов с другими индивидами. В общих чертах они подразумевают уважительность и благожелательность во время общения. При этом не должны значительной роли играть общественное положение или должность собеседника. Каждый одинаково достоин того, чтобы с ним обращались должным образом.

В рамках гуманизма считается, что каждое человеческое творение является изначально чистым. Этикет помогает не растерять этот внутренний свет, поддерживать его в себе и заботиться о благосостоянии окружающих.

Человек - существо, для которого оптимальной считается жизнь в обществе себе подобных. Все мы тесно связаны. Нанося оскорбление кому-то, вы порочите себя же. Так никогда не поступит человек, чье воспитание и манеры не позволят столь опуститься.

Поддерживая доброжелательные отношения с другими людьми, личность обеспечивает собственный покой. Уважая других, вы ставите и себя высоко. Те, кто самоутверждается за счет грубости и унижений, как правило, обладают низкой самооценкой и не считают себя важными.

И наоборот, индивиды, проявляющие почтительное отношение к тем, кто находится рядом, чувствуют себя довольно уверенно и комфортно в социуме. Выбор за вами.

МАТЕРИАЛ

к внеклассной работе

«Что значит быть воспитаннымчеловеком»

Преподаватель:

Вдовиченко Н.Н.

Что значит «воспитанный человек»?

Воспитанность есть усвоение хороших привычек.

Платон

Как вы ответите на этот вопрос?

В толковом словаре сказано, что «воспитанный - это умеющий хорошо вести себя».

Кого мы считаем воспитанным? Может быть, того, кто получил высшее образование?

Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным. Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.

Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Но воспитанность - это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое и существенное в человеке. Этим «нечто» является внутренняя культура и интеллигентность, основой которой являются радушие и уважение к другому человеку.

Пример (воспоминания народной артистки СССР):

«Мне представляется эталоном таких качеств актер Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он - и то залюбуешься. И скромно, и празднично... Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчина чувствовал себя умным и очень ему (Качалову) нужным в данный момент. Василий Иванович как бы «впитывал» в себя чужие жизни, лица, характеры и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство».

В связи с этим хочется вспомнить о таком качестве личности, как обаяние. Обаятельный человек обладает притягательной силой, он всегда приветлив, предусмотрителен, его улыбка светла и естественна, встреча и разговор с ним доставляют удовольствие. А быть воспитанным - это значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, не мелочным.

Пример. В письме к своему брату Николаю Антон Павлович Чехов пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди. Думается, нам полезно прислушаться к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!» Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...

Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужой души, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», - потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями... Делая дело на грош, они не носятся со своей палкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили...»

Вывод: подлинная воспитанность и культура не могут сочетаться с барским высокомерием.

Совершенно несовместим с понятием воспитанного человека цинизм - наглое, бесстыдное поведение, проникнутое презрением к людям. Цинизм - это глубокое проявление невоспитанности, отсутствие подлинной внутренней культуры, неуважение к людям и обществу.

«Цинизм опасен, прежде всего, потому, что он возводит злобу в добродетель» (Андре Моруа, фр. писатель).

Люди с циничным поведением способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей; а главное - они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

Какое главное качество отличает воспитанного человека от невоспитанного?

Отношение к людям, внимание к ним, уважение их индивидуальности.

Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба. Какое это богатство - внутренний мир человека!

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет:

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Е . Евтушенко

Как важно понимать и постоянно помнить, что такой сложный внутренний мир имею не только я, но и каждый из окружающих меня людей. И если человек, который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами. Нужно исходить из того, что другой человек - самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение. Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон и т. п. несовместимы с понятием «воспитанный человек».

Воспитанный человек не только умеет разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать их интересы, желания, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания.

Пример. «Бывает и так, - пишет писатель С. Шуртаков, - в дороге ли, в дальнем селе повстречаешь нового человека, незнакомого; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же, поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощание руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания - не очень-то огорчишься, не загрустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце - нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разговоров в нем не отозвалось».

Действительно, как хочется каждому из нас встретить в собеседнике созвучие мыслей, чувств, настроений. Мы благодарны тем людям, которые участливо выслушивают нас, пытаются понять, что занимает нас и волнует. Нам часто и не нужны конкретные советы, а нужно «выговориться» в присутствии человека, доброжелательность которого в себе ощущаем. А обратная связь?

Но ведь и другие от нас ждут того же! Они надеются на понимание и интерес к ним с нашей стороны. А понять особенности человека не так уж просто. Мы часто объясняем поступки, настроения и отношения других, исходя из своих собственных представлений об их причинах. Надо сказать, что хороший человек в поступках и отношениях людей обычно видит хорошие побуждения. А плохой - плохие.

Хороший человек обычно доверчив. В своих отношениях с людьми он исходит из представления о том, что каждый добр, честен, порядочен, и очень удивляется и огорчается, когда в ком-то этих качеств не обнаруживает. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика, карьериста, любую удачу другого человека он объясняет хитростью того, лестью, обманом; и его очень трудно убедить в порядочности данного человека.

Вообще умение понять наиболее существенные особенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей, свидетельствует о достаточно высоком культурном развитии человека.

Культурный, воспитанный человек, прежде всего, заботится о том, чтобы не унизить достоинство другого человека.

Хочется обратить внимание еще на одно качество, о котором мы стесняемся говорить вслух, которое многие, к сожалению, считают старомодным. Это благородство.

Истинное благородство - приходить на помощь к человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность человека сострадать, сопереживать, сочувствовать, содействовать - признак духовной зрелости личности.

Благородство - высокая нравственность человека, соединенная с самоотверженностью и честностью.

Нам иногда выпадают счастливые моменты встречи с благородным человеком, но эти моменты бывают очень редки. Почему? Наверное, потому, что действительно очень мало в жизни благородных и истинно культурных людей.

Ну, а мы-то сами? Почему-то смеем требовать благородства и великодушия, сочувствия и понимания, прощения и помощи от других людей по отношению к нам. А сами? Давайте зададим себе несколько вопросов и попытаемся ответить на них.

Что для нас главное - «быть» или «казаться»? Интересны ли нам люди сами по себе, вне их должности, места работы и материальных возможностей? Уважаем ли мы окружающих или только делаем вид? Любим ли кого-нибудь, кроме себя? Иными словами, каковы наши внутренние, самые сокровенные потребности, желания и ценности?

Как бы мы ни ответили на эти вопросы, наши слова, действия, поступки и отношения выдают нас.

Великий И. Гете писал, что «поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ

Совершенно естественными стали для нас фразы: “Он - воспитанный человек”, “Она - просто хамка” и т.д. Но часто мы сами затрудняемся определить, что вкладываем в понятие “воспитанный человек”. А, между прочим, неплохо бы знать, из чего именно складывается воспитанность, хотя бы для того, чтобы самому быть именно таким, каким хотят нас видеть окружающие.

Вежливость. Древние греки утверждали, что надо быть очень выдающимся человеком, чтобы позволить себе быть невежливым. Именно вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляет сдерживаться, способствует возникновению любви и уважения. Вежливости можно научиться, но существует и врожденная вежливость, идущая от души, а не от воспитания.

Правила вежливости запрещают:

Входить в официальное учреждение в шляпе (мужчинам) и громко разговаривать (лицам обоего пола);

Шуметь, тревожить и раздражать окружающих;

Критиковать чьи-либо религиозные убеждения;

Унижать чью-либо национальность;

Смеяться над ошибками и промахами других людей;

Наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами;

Отсылать по обратному адресу письмо или подарок;

В неуважительном тоне отзываться о близких собеседника;

Коверкать фамилии и имена;

Открывать чужую сумку, заглядывать в нее, если она открыта, исследовать содержимое чужих карманов;

Самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф, буфет, кладовку.

Тактичность. Такт - это моральная интуиция воспитанного человека, как бы подсказывающая ему наиболее верный подход, наиболее тонкую, деликатную, осторожную линию поведения по отношению к окружающим.

Такт предполагает в нас терпимость, великодушие, внимание и глубокое уважение к внутреннему миру других людей, искреннее желание и умение понять их, почувствовать, что может доставить им радость, а что - огорчить. Тактичность - это чувство меры, которое следует соблюдать в разговоре, в любых отношениях с людьми, умение не переходить границу, за которой всегда стоит обида собеседника. Тактичность также предполагает умение вовремя определить реакцию собеседника на наши слова или действия и в нужных случаях - самокритичность и способность вовремя извиниться за допущенную оплошность.

Такт не отменяет принципиальности, прямоты, честности, да и правила тактичного поведения далеко не первые в моральном кодексе. Но очень часто именно отсутствие тактичности ранит близких нам людей.

Пунктуальность. Именно она свидетельствует о хороших манерах. Только уважительная причина может извинить опоздание. Намеренно заставлять себя ждать (даже юным особам, приглашенным на первое свидание) - невежливо.

Скромность. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство над ними, не говорит о своих качествах, не требует никаких привилегий, особых услуг, удобств.

Вместе с тем скромность - это не робость и не застенчивость. Обычно по-настоящему скромные люди в критических ситуациях оказываются намного тверже других в отстаивании своих принципов.

Услужливость. Это добродетель до тех пор, пока она не становится навязчивостью. Лучше всего взять себе за правило оказывать услуги только тогда, когда вас об этом попросят. Если же к вам обращаются с просьбой, которую вы не в состоянии выполнить, лучше отказаться сразу, чем дать слово и не сдержать его.

Хорошие манеры. “Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение”, - утверждал Джонатан Свифт.

Не принято в обществе:

Приводить себя и свою одежду в порядок, поправлять галстук, прическу, чистить ногти;

Причесываться и вообще трогать волосы;

Использовать ноготь мизинца в качестве зубочистки;

Щелкать суставами пальцев;

Потирать руки;

Одергивать одежду;

Постоянно что-то “мурлыкать” себе под нос;

Бурными проявлениями, оскорбительными, грубыми словами обнаруживать свой гнев и негодование.

А теперь посмотрите на своеповедение и подумайте, насколько вы вежливы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эссе

на тему «Кто такой воспитанный человек»

В разное время люди вкладывали разный смысл в понятие воспитанного человека, потому что «хорошее» воспитание людям разных эпох представлялось по-разному. Даже и в настоящее время существует множество понятий, определяющих воспитанность того или иного человека. Например, для кого-то воспитанный, значит, легко управляемый человек, а для кого-то воспитанный, значит соблюдающий все правила общества. Как говорится, сколько людей, столько и мнений.

Я считаю, что воспитанный человек -- это сложившаяся личность, которая соблюдает все нормы морали и поведения в обществе, а также уважает интересы других людей как свои собственные. Воспитанный человек способен не только совершать поступки, но и отвечать за содеянное. Вежливость и чувство такта являются неотъемлемой частью его личности. Такой человек должен быть толерантен ко всем людям, не зависимо от их положения в обществе, возраста или пола. Воспитанный человек не станет указывать окружающим на их недостатки, напротив, постарается всячески сгладить ситуацию, чтобы не причинить кому-то неудобство. Он никогда никому не грубит, даже своим недругам. Воспитанный человек не показывает неприязнь к тем, кто ему не подуше, а проявляет уважение так же, как и с другими людьми. воспитанный человек поведение

Все мы получаем воспитание, в первую очередь, в своей семье. От поведения родителей зависит и поведение их детей. Также воспитание дается и воспитателями, педагогами в детских садах и школах. Но я думаю, что воспитанность -- это не только результат воздействия вышеперечисленных людей. Безусловно, они играют огромную роль в становлении личности воспитанного человека, главная их задача -- привить интерес к тому, чтобы быть воспитанным, сделать это желаемой целью. Если воспитатели выполнили свою работу успешно, то в дальнейшем человек будет и самовоспитываться, совершенствоваться, что и является второй составляющей воспитанности, по моему мнени.

Таким образом, воспитанный человек -- это не только личность, обладающая всеми вышеупомянутыми качествами, но и личность, постоянно самосовершенствующаяся и занимающаяся самовоспитанием.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека. Принципы семейного воспитания, влияние родителей на становление полоролевого поведения. Типология современных отцов и матерей, отличительные особенности их методов воспитания детей.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Семья как социальный институт. Специфика современной семьи. Особенности речевого поведения дошкольников. Апробация эксперимента по выявлению влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников. Определение уровня речевого поведения.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2013

    Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении. Организация обучения детей разного возраста в малокомплектных детских садах. Методика организации занятий в разновозрастных группах. Планирование занятий по изобразительной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2014

    Культура поведения - показатель воспитанности ребенка. Нормы и правила поведения детей дошкольного возраста. Опыт работы воспитателей по воспитанию культуры поведения у детей в детском саду. Методы и приемы формирования культуры поведения у дошкольников.

    реферат , добавлен 21.08.2013

    Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании младших дошкольников. Методы их формирования в детских садах и семье. Выявление отношения родителей к развитию у детей навыков личной и общественной гигиены. Применения в работе с детьми игровых приемов.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2017

    Открытость детского сада для семьи. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. Художественно-эстетическое воспитание.