Какие качества личности необходимы предпринимателю. Введение в предпринимательство

Одно из несомненных положительных качеств личности предпринимательства -- это его лидерские качества.

Лидера можно определить как наиболее авторитетную личность в данном социальном сообществе, играющую центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Предприниматель не может не быть лидером, так как он должен сплотить вокруг себя людей и воодушевить их для достижения высокой цели. Он достигнет успеха в бизнесе, только если сможет убедить своих сотрудников в способности достичь такого уровня выполнения заданий, который раньше казался им недоступным. Эта способность лидера тесно связана с такими качествами, как умение создавать оптимистические планы, усиливать надежды на успех, объяснять суть инноваций, сплачивать коллектив в кризисных ситуациях и т. д. По мнению А. Менегетти, лидер -- это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. Развивая собственную деятельность, он распределяет материальные блага и обеспечивает работой сотни людей. При этом попутно лидер стимулирует прогресс в обществе и вносит оживление в экономику, что дает толчок эволюции общества Менегетти А. Психология лидера. -- М., 2001. -- С. 15..

Для удовлетворения интересов общества предпринимателю необходимо:

а) изучить интересы определенной группы людей;

б) предложить какие-то способы удовлетворения существующих интересов или решения актуальных проблем;

в) суметь при помощи предпринимательской активности извлечь собственную выгоду, разрешая социальную проблему.

А. Менегетти считает, что экономический лидер -- это оперативный центр множества отношений и функций, который создает новые рабочие места, приносит прибыль и способствует развитию сферы услуг. По представлениям этого автора, лидер обладает тремя группами качеств, среди которых условно можно выделить интеллектуальные способности, личностные качества и приобретенные умения.

Этот далеко не полный перечень личностных качеств заставляет искать среди них наиболее важные, без которых успех предпринимательской деятельности будет существенно затруднен. Анализ деятельности российских и зарубежных предпринимателей показывает, что среди разнообразных личностных качеств можно выделить пять наиболее важных:

¦ самостоятельность;

¦ амбициозность;

¦ настойчивость;

¦ трудолюбие;

¦ стойкость (Табл. 1).

Таблица 1. Личностные качества успешных предпринимателей

Интеллектуальные способности

Черты характера личности

Приобретенные умения

Развитое логическое

мышление

Проницательность

Оригинальность мышления

Любопытство Способность усваивать новые знания и навыки Интуиция Образованность

Инициативность Гибкость

Склонность к творчеству Смелость

Уверенность в себе Уравновешенность Самостоятельность Амбициозность Адекватность самооценки

Обязательность Энергичность Надежность Властность Работоспособность Независимость

Умение заручаться поддержкой Умение сотрудничать

Умение завоевывать популярность и престиж

Умение выражать мысли

Такт и дипломатичность

Умение брать на себя риск и ответственность

Умение организовывать других людей

Умение убеждать

Умение понимать юмор

Умение разбираться в людях

Первое качество -- самостоятельность в глобальном смысле можно определить как стремление человека самому определять свою жизнь, самостоятельно выбирать цели в работе и средства для их достижения. Наличие таких черт личности -- одно из важнейших условий успеха. Предпринимателями становятся в первую очередь те люди, которых не устраивает их роль наемного работника, которым не хватало самостоятельности на их прежней работе. Если вспомнить концепцию А. Маслоу, то можно сказать, что предприниматели -- это люди с особо выраженной потребностью к самореализации.

Амбициозность также является важным качеством, которое помогает начинающему бизнесмену преодолевать любые преграды на его пути к успеху. Интересно отметить, что отношение людей к данному личностному качеству значительно различается в разных культурах. В США оно оценивается как достоинство, а в России -- чаще как недостаток, по крайней мере, о таких людях нередко говорят с осуждением. Тем не менее, амбициозность, т. е. повышенная самооценка и вера в успех, придает человеку дополнительные силы и помогает справляться с трудностями.

Настойчивость в приложении к предпринимательской деятельности означает желание делать все возможное для достижения успеха и готовность пойти ради него на определенные жертвы. Настойчивость в приложении к бизнесу проявляется в том, что человек живет своим бизнесом, думает только о нем.

Трудолюбие как личностное качество в полной мере характеризует многих успешных людей в бизнесе. Они работают не только потому, что хотят заработать побольше денег, а потому, что им нравится сам процесс труда, потому что он доставляет им удовольствие.

Стойкость к жизненным неурядицам и умение держать удары судьбы состоит из двух компонентов: способности не падать духом при неблагоприятных обстоятельствах и умения извлекать позитивный опыт из неудач.

Еще один важный момент, касающийся эффективного руководства, заключается в том, что успешный руководитель должен всегда уметь находить оптимальный баланс между двумя крайностями. Анализ личностных особенностей наиболее успешных лидеров бизнеса Америки показывает, что большинство из них обладают парами качеств, которые на первый взгляд кажутся взаимоисключающими друг друга:

Амбициозность -- Скромность;

Стратегическое мышление -- Внимание к мелочам;

Энтузиазм -- Внутреннее спокойствие;

Способность идти на риск -- Умение извлекать пользу из ошибок.

Самый интересный момент заключается в том, что любое из данных качеств при своем развитии превращается в недостаток, и только в балансе со своей противоположностью, подобно восточному символу «Инь--Янь», обретает гармонию и ведет к успеху.

Амбициозность -- важнейшее качество предпринимателя, которое дает успешному руководителю ту энергию, без которой невозможна победа в современном бизнесе. В то же время скромность лидера проявляется в том, что он не будет приписывать себе все достижения организации, в противном случае у его подчиненных может возникнуть ощущение, что шеф просто использует их. Следует отметить, что ничто так не окрыляет работников, как демонстрация их достижений руководством.

Удачная стратегическая идея -- это то, что отличает успешную компанию от посредственной, выдающегося лидера -- от подражателя чужим идеям. Главная стратегическая идея многих успешных бизнесменов заключалась в том, что они отталкивались не от своих желаний, а от нужд людей, которые платили за исполнение своих желаний. Так, желание людей общаться между собой привело к росту богатства компаний сотовой связи, стремление людей к здоровью обогатило фармацевтические компании, а жажда развлечений породила индустрию шоу-бизнеса. В то же время, стараясь мыслить масштабно, руководитель должен понимать, что иногда досадная мелкая оплошность может погубить самое грандиозное предприятие. Поэтому мудрый руководитель думает и о мелочах.

Энтузиазм -- это то, что заражает эмоции, что заставляет совершать трудовые подвиги. Ни один великий проект не был выполнен только на основе холодного расчета. Вера в будущее, вера в успех, гордость за свою организацию, радость совместного труда -- все эти факторы значительно усиливают ресурс организации, при этом они исходят от ее лидера. В то же время на одних чувствах и эмоциях далеко не уедешь. Когда время вдохновения и эмоционального порыва заканчивается, наступает время логики и спокойной уверенности в правильности своего пути.

Ведение предпринимательской деятельности невозможно без риска, поэтому повышенная склонность к рискованным поступкам является нормальной особенностью предпринимателя. Однако следует помнить, что риск бывает оправданным и неоправданным. В первом случае человек готов совершить какие-то действия в условиях неопределенности, если видит, что вероятность успеха достаточно велика. Если же человек не оценил вероятность наступления неблагоприятного события или же он начинает дело при крайне низких шансах на успех, риск не оправдан. Поэтому предприниматель должен, с одной стороны, уметь идти на определенный риск, но с другой -- он должен быть достаточно мудрым и осторожным, чтобы не рисковать напрасно. От неудачи никто не застрахован, поэтому для предпринимателя чрезвычайно важно умение спокойно анализировать каждый свой промах и извлекать из него пользу, чтобы не повторять своих ошибок.

" статьёй Качества предпринимателя . Где мы рассмотрим, какие качества необходимы человеку, который собрался вести собственный бизнес.

Качества предпринимателя? Минимальный набор — это интеллект и опыт. Причём опыт — дело наживное. А вот без интеллекта в бизнесе никак. Хотя, как и в жизни в целом 🙂 Естественно, существует множество способов улучшить интеллект, так что данная статья — не про них. Данная статья про те качества предпринимателя, которые необходимы помимо опыта и интеллекта.

В свою очередь, зная качества предпринимателя, можно легко ответить на вопрос "Как стать предпринимателем?" Поскольку проблема становления предпринимателем, вопреки распространённому представлению, не столько правовая и экономическая, сколько психологическая. И в основе её — те или иные качества предпринимателя. Всё это потому, что готовность, желание и способность самостоятельно организовать и развивать собственное дело предполагают, в первую очередь, достаточную степень личностной зрелости человека.

Часто главным условием для организации собственного дела и препятствием для его осуществления считают наличие или отсутствие начального капитала. Но финансовая база сама по себе вовсе не залог бесспорного успеха: капитал может безусловно гарантировать лишь одну-единственную возможность - громко, с треском провалить предприятие и потерять деньги.

Значительно более важным оказывается не столько количество денег, и даже наличие средств вообще, сколько умение эффективно распорядиться ресурсами - в том числе интеллектуальными и организационными, которые могут значительно снизить финансовые затраты.

Недостаток начального капитала с успехом может восполнить способность определить перспективную сферу деятельности и разумно организовать дело (подробнее про начало бизнеса без огромного стартового капитала — в статьях цикла ). Тем более, что эти навыки понадобятся и тогда, когда бизнес станет выгодным и доходным. Не стоит, задумывая собственное дело, новое предприятие, ориентироваться на продвинутый бизнес с многолетней историей становления и развития, на его материальную базу и финансовые обороты. Начинаться всё может (и, как правило, так и происходит) совсем иначе.

Та же самая логика справедлива и в отношении перспективной идеи. Главную роль здесь играет не столько счастливая возможность «схватить за хвост» конкретную многообещающую идею, сколько способность реализовать её в соответствии с требованиями времени :

  • умение быть чутким к современным тенденциям,
  • способность улавливать потребности сегодняшнего дня
  • и понимать, каким образом они могут развиваться завтра.

Для того чтобы стать предпринимателем, в первую очередь, необходимо умение придать единое направление энергетическим и финансовым потокам, разрозненным тенденциям и ресурсам (прежде всего, человеческим), а не удачливость и везение «оказаться в нужное время в нужном месте» (хотя со стороны всё это и может выглядеть именно так). Важно ясно понимать и чётко формулировать, хотя бы для себя самого, - в чём уникальность твоей идеи , её отличительные качества и своеобразие, достоинства и выгоды, особенности её подачи и трактовки.

Обязательно для успешного решения вопроса «как стать предпринимателем?» сочетание

  • таланта координатора,
  • дисциплинированности
  • и целеустремлённости.

Безусловно, необходимы и такие качества предпринимателя, как:

  1. Способности администратора.
  2. Минимальные навыки социального (ведь успешному предпринимателю никак не обойтись без умения установить плодотворный контакт с незнакомыми людьми).
  3. Способность подчинить личные эмоции интересам дела.
  4. Умение справиться с личностными проблемами и комплексами.

Именно поэтому создание и развитие собственного дела, в первую очередь, опирается на базу личностной зрелости будущего предпринимателя - его самостоятельность и ответственность . И, в свою очередь, упорядочивает и чрезвычайно стимулирует дальнейшее личностное развитие - ведь перед ним регулярно и неизбежно возникают новые цели, вопросы, решение которых требует новых навыков, усилий, настойчивости, аналитической и социальной гибкости.

Первооснова и перводвигатель подлинного предпринимательского таланта - способность здраво, но в то же время нестандартно мыслить, искать необходимые перспективы и решения, принимать их и приводить в исполнение. И, если вы ещё следите за мыслью 🙂 — то вы заметите, что перечисленные только что моменты — это не что иное, как применение интеллекта к решению проблем.

Также неплохо было бы для предпринимателя качество в той или иной степени рисковать. Но это уже относится больше к опыту.

Итак, основные качества предпринимателя:

  • достаточная степень личностной зрелости;
  • организаторские способности;
  • активный, деятельный, гибкий и настойчивый ум;
  • обладание творческими способностями - в широком смысле этого слова;
  • личная заинтересованность в собственном начинании и
  • целеустремлённость.

Именно благодаря этим качествам человек способен сформулировать и претворять в жизнь перспективную идею, организовать, поддерживать и развивать собственное дело.

Некоторые недостающие качества деятельного человека начинающий предприниматель может приобретать и развивать в себе постепенно, по мере освоения поля своей деятельности. Если же всё-таки какие-то безусловно необходимые навыки не даются ему самому, он может целенаправленно компенсировать этот недостаток привлечением специалистов - уже точно, конкретно понимая, какой именно помощник, сотрудник, соратник, узкий специалист и профессионал ему необходим - советник, аналитик, стратег или организатор.

Итак, существует огромное количество качеств предпринимателя. Но все они — это лишь следствие правильного применения интеллекта и опыта.

Так что — в начале интеллект, затем опыт. Ну а потом и другие качества подтянутся 🙂

На данный момент в нашей стране, многие люди хотят открыть свой бизнес, но не знают, с чего начать, и как это устроено. Стоит ли Вам как бизнесмену брать на работу друга, готовы ли Вы к этому, есть ли у Вас деньги для начала бизнеса и многое другое. В своей статье, я выделил 10 основных пунктов, над которыми стоит задуматься будущим бизнесменам - это их качества.

  1. Готовность. Настоящий Бизнесмен всегда на готове! Это такое состояние, когда вы понимаете, что вы этого хотите, когда вы определяете, что вы хотите работать на себя или пахать днями и ночами на какого-то дядю, и молиться чтобы этот дядя не урезал твой оклад. Вы готовы посвятить себя своему бизнесу, но вот готовы ли вы столкнуться с проблемами лицом к лицу? Когда вы живёте идеей бизнеса, дышите ею - тогда вы готовы начать свой бизнес и стать профессионалом в нем. Ведь в бизнесе как на войне, побеждает самый сильный.
  2. Уверенность. Настоящий бизнесмен уверен в себе, своем бизнесе и своей успешности! В бизнесе уверенность – залог ваших побед. Бизнес, который Вы хотите открыть - должен быть успешен, иначе большая вероятность, что ваше дело обанкротиться. Вы должны точно сказать всем заинтересованным, всем коллегам, друзьям - ДА, я сделаю это. Я точно сделаю это. Тогда то и нужно брать бизнес-идею за гланды. Если вы не готовы так говорить, если вы не уверены, даже и не пробуйте. В вашем мозгу - мозгу настоящего бизнесмена - должна быть идея-фикс, ноу-хау, креативные решения. При этом говоря себе - мне кажется, я думаю, что я это сделаю – так дело не пойдет. НЕТ. НЕТ! НЕТ!!! Бизнесмен должен гореть идеей, просто обязан, и только когда вы будете уверены в вашей бизнес-идее на все миллион процентов - тогда берите её, и она несомненно принесет вам бизнес-деньги в будущем.
  3. Бизнес-план. У настоящего бизнесмена всегда на готове план действий. Вы просто обязаны написать бизнес-план или его «скелет» - основу. Бизнес-план - это краткая стратегия, по которой вы легко сможете идти вперед. Бизнесмен, не имея бизнес-плана решающий открыть свое дело - делает большую ошибку! Т.к. не имея плана действий, вы не сможете учесть все основные пункты по становлению своего бизнеса. Вы как Бизнесмен должны знать своих клиентов, уметь видеть общую картину бизнеса. Как глупо это бы не выглядело – пишите все, что вам кажется нужным в этом плане. Ведь бизнес-план - это не четко распланированный по минутам график, а пункты развития вашего бизнеса. Самое главное эти пункты соблюдать и проблем не будет.!!
  4. Друзья. Настоящий бизнесмен с друзьями дружит, а не берет их на работу. И Вы тоже не берите друзей к себе в штат. Вы быстро поймёте свою ошибку если это сделаете. Друзья не будут подходить под должности так, как наёмные рабочие, друзья не будут справляться с порученной вами работой. Друзья будут хотеть большего, чем остальные - это ведь друзья!!! Друзья будут тянуть Вашу фирму вниз, и Вы не сможете их уволить из-за чувства долга. Если вы наймёте друга - вы сделаете большую ошибку и, скорее всего, будете обречены на провал. Не берите друзей в бизнес. Вы, конечно, можете с ними сотрудничать, но не брать их в штат своих сотрудников. Нужно держать расстояние. Не подпускать их к себе. Вы – директор, Вы – начальник, Вы главный. Можно не переходить на "ты". Это будет и возвышать вас по отношению к вашим работникам, и они будут чувствовать большую ответственность перед вами как бизнесменом и перед вашим бизнесом.
  5. Экономия. Настоящий бизнесмен экономен! Нам навязывают мнение, что компания - это когда есть корпоративная культура, когда везде евроремонт, белые стены, новая мебель и крутое оборудование! Всё не так! Экономь! Не надо крутого оборудования! Всё по минимуму. Зачем офисы для работников?? Подвал и компьютер. Вот реалии бизнеса. Везде нужно экономить, экономить! Всё должно быть по минимуму, но если есть возможность переехать в трех этажное здание в центре, не тормозите!!! Только так вы будете популярны и на первоначальном этапе вы сможете сберечь немного денег для раскрутки вашей фирмы.
  6. Бережливость. Настоящий Бизнесмен понимает, что легче заработать, чем сохранить заработанное! Не тратьте все деньги - вот закон бизнеса! Если компания приносит хороший доход - не привыкайте к этому и не старайтесь чтобы, компания работала на вас, а вы при этом ничего не делали. Это может быть просто какая-то удача, временный успех или просто попался лох-клиент!! Если вы имеете фирму, вам нужна одежда лучше. Автомобиль круче. Вы займётесь погоней за этим. В этой погоне вы забудете про бизнес и т.д. и.т.п. И помните - "легче заработать, чем сохранить". Самая главная твоя задача, это приумножить свой капитал, а не потратить его как можно скорее!
  7. Осознаваемость. Настоящий бизнесмен - дока в своем деле, знает его от и до. Вы должны знать свою сферу деятельности и быть разборчивым в ней. Должны понимать, что такое ваш бизнес и как он устроен. Превосходно, если сфера деятельности фирмы – ваша любимая. Если вы в этом разбираетесь - у вас больше шансов на успех.
  8. Честность. Настоящий Бизнесмен понимает - честный бизнес живет дольше. Если вы хороший партнёр - на вас можно положиться. При этом вы выполняете обязательства вовремя, вы не подводите никого, вы не кидаете никого. Ваши бизнес - партнёры останутся с вами, а не пойдут к другим. Они отплатят вам той же монетой. Не кидайте и не будете кидаемы! Вы сказали - Вы сделали. Держитесь слова и партнеры к вам потянуться! Но всё - равно не забывайте, что в бизнесе могут «кинуть» и «развести» любого. Осторожность не мешает никогда, всегда будьте начеку.
  9. Ответственность. Настоящий бизнесмен осознает всю меру своей ответственности перед близкими людьми, партнерами, сотрудниками, клиентами, государством. Для бизнеса нужны деньги. Вы должны осознать, что это огромнейший риск. Вы не должны брать денег, не поняв, что это огромнейшая ответственность! От этого разбиваются браки, теряются друзья, отворачиваются близкие. Если вы берёте деньги - вы должны их отдать. Пожалуйста, поймите, что быть бизнесменом - это огромная ответственность и огромные риски! Не берите в долг, если не уверены в возвратности на 100%..
  10. Предприимчивость. Настоящий Бизнесмен инициативен, пронырлив и изворотлив. Вы должны быть "не работником", Вы должны быть Бизнесменом с большой буквы Б. Вы должны организовать дело, поставить его на ноги. Вы должны вести людей за собой и быть примером для других. В вашем лице должны видеть предпринимателя, чувствовать это по разговору и по вашим делам. Вы должны видеть бизнес-идеи, и забирать из них всё нужное вам. Вы должны быть идейным вдохновителем для ваших коллег. Вы должны быть предприимчивым и задорным по отношению к коллективу.
Удачи в мире бизнеса, она еще никому не мешала. Если человек говорит, что он добился результатов без помощи фортуны, не верьте ему, ведь 20% зависит от вас, а 80% это удача.

5.2. Личностные качества предпринимателя

5.2.1 Личностные качества, способствующие и препятствующие успеху в бизнесе

Личностные качества, способствующие успеху в бизнесе

Одно из несомненных положительных качеств личности предпринимательства - это его лидерские качества. Лидера можно определить как наиболее авторитетную личность в данном социальном сообществе, играющую центральную роль в организации совместной деятельности и ре-гулировании взаимоотношений в группе. Предприниматель не может не быть лидером, так как он должен сплотить вокруг себя людей и воодушевить их для достижения высокой цели. Он достигнет успеха в бизнесе, только если сможет убедить своих сотрудников в способности достичь такого уровня выполнения заданий, которые раньше казались им недоступными. Эта способность лидера тесно связана с такими качествами, как умение создавать оптимистиче- ские планы, усиливать надежды на успех, объ-яснять суть инноваций, сплачивать коллектив в кризисных ситуациях и т. д. По мнению А. Менегетти, лидер - это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный ин- терес. Разви-вая собственную деятельность, он распределяет материальные блага и обеспечивает работой сотни лю дей. При этом попутно лидер стимулирует прогресс в обществе и вносит оживление в экономику, что дает толчок эволюции общества.

Для удовлетворения интересов общества предпринимателю необходимо:

а) изучить интересы определенной группы людей;

б) предложить какие-то способы удовлетворения существующих интересов или решения актуальных проблем;

в) суметь при помощи предпринимательской активности извлечь собственную выгоду , разрешая социальную проблему.

По мнению А. Менегетти, экономический лидер - это оперативный центр множества отношений и функций, который создает новые рабочие места, приносит прибыль и способствует развитию сфе-ры услуг. Согласно представлениям А. Менегетти лидер обладает тремя группами качеств, среди которых условно можно выделить интеллектуальные способности, личностные качества и приобретенные умения (Табл.5.2).

Табл. 5.2 Личностные качества успешных предпринимателей.

Интеллектуальные

способности

Черты характера

личности

Приобретенные

умения

Развитое логическое мышление

Проницательность

Оригинальность мышления

Любопытство

Способность усваивать новые знания и навыки

Интуиция

Образованность

Инициативность

Гибкость

Склонность к творчеству

Смелость

Уверенность в себе

Уравновешенность

Самостоятельность

Амбициозность

Адекватность самооценки

Обязательность

Энергичность

Н адежность

Властность

Работоспособность

Независимость

Умение заручаться поддержкой

Умение сотрудничать

Умение завоевывать популярность и престиж

Умение выражать мысли

Такт и дипломатич- ность

Умение брать на себя риск и ответственность

Умение организовывать других людей

Умение убеждать

Умение понимать юмор

Умение разбираться в людях

Этот далеко не полный перечень личностных качеств заставляет искать среди них наиболее важные, без которых успех предпринимательской деятельно будет существенно затруднен. Анализ деятельности российских и зарубежных предпринимателей показывает, что среди разнообразных личностных качеств можно выделить пять наиболее важных :

·Самостоятельность

·Настойчивость

·Трудолюбие

·Стойкость

Первое качество - самостоятельность в глобальном смысле можно определить, как стремление человека самому определять свою жизнь, самостоятельно выбирать цели в работе и средства для их достижения. Наличие таких черт личности - одно из важнейших условий успеха. Предпринимателями становятся, в первую очередь, те люди, которых не устраивает их роль наемного работника, которым не хватало самостоятельности на их прежней работе. Если вспомнить концепцию А. Маслоу, то можно сказать, что предприниматели - это люди с особо выраженной потребности к самореализации.

Амбициозность также является важным качеством, которое помогает начинающему бизнесмену преодолевать любые преграды на его пути к успеху. Интересно отметить, что отношение людей к данному личностному качеству значительно отличается в разных культурах. В США оно оценивается как достоинство, а в России - чаще, как недостаток, по крайней мере, о таких людях нередко говорят с осуждением. Тем не менее, амбициозность - то есть повышенная самооценка и вера в успех - придает человеку дополнительные силы и помогает справляться с трудностями.

Настойчивость в приложении к предпринимательской деятельности означает желание делать все возможное для достижения успеха, и готовность пойти ради него на определенные жертвы. Настойчивость в приложении к бизнесу проявляется в том, что человек живет своим бизнесом, думает только о нем.

Трудолюбие как личностное качество в полной мере характеризует многих успешных людей в бизнесе. Они работают не только потому, что хотят заработать побольше денег, а потому, что им нравится сам процесс труда, потому что он доставляет им удовольствие.

Стойкость к жизненным неурядицам и умение держать удары судьбы состоит из двух компонентов: способностью не падать духом при неблагоприятных обстоятельствах и умением извлекать позитивный опыт из неудач.

Еще один важный момент, касающийся эффективного руководства, заключается в том, что успешный руководитель должен всегда уметь находить оптимальный баланс между двумя крайностями. Анализ личностных особенностей наиболее успешных лидеров бизнеса Америки показывает, что большинство из них обладают шестью нижеприведенными парами качеств, которые на первый взгляд кажутся взаимоисключающими друг друга.

Амбициозность - Скромность

Стратегическое мышление - Внимание к мелочам

Энтузиазм - Внутреннее спокойствие

Способность идти на риск - Умение извлекать пользу из ошибок

Самый интересный момент заключается в том, что любое из данных качеств, при своем развитии превращается в недостаток, и только в балансе со своей противоположностью, подобно восточному символу «Инь-Янь», обретает гармонию и ведет к успеху.

Амбициозность - важнейшее качество предпринимателя, которое дает успешному руководителю ту энергию, без которой невозможна победа в современном бизнесе. В то же время, скромность лидера проявляется в том, что он не будет приписывать себе все достижения организации, в противном случае, у его подчиненных может возникнуть ощущение, что шеф просто использует их. Следует отметить, что ничто так не окрыляет работников, как демонстрация их достижений руководством.

Удачная стратегическая идея - это то, что отличает успешную кампанию от посредственной, выдающегося лидера от подражателя чужим идеям. Главная стратегическая идея многих успешных бизнесменов заключалась в том, что они отталкивались не от своих желаний, а от нужд людей, которые с платили за исполнение их желаний. Так желание людей общаться между собой, привело к росту богатства компаний сотовой связи, стремление людей к здоровью обогатило фармацевтические компании, а жажда развлечений породило индустрию шоу-бизнеса. В то же время, стараясь мыслить масштабно, руководитель должен понимать, что иногда досадная мелкая оплошность может погубить самое грандиозное предприятие. Поэтому мудрый руководитель думает и о мелочах.

Энтузиазм - это то, что заражает эмоции, что заставляет совершать трудовые подвиги. Ни один великий проект не был выполнен только на основе холодного расчета. Вера в будущее, вера в успех, гордость за свою организацию, радость совместного труда - все эти факторы значительно усиливают ресурс организации, при этом они исходят от ее лидера. В то же время, на одних чувствах и эмоциях далеко не уедешь. Когда время вдохновения и эмоционального порыва заканчивается, наступает время логики и спокойной уверенности в правильности своего пути.

Ведение предпринимательской деятельности невозможно без риска, поэтому повышенная склонность к рискованным поступкам является нормальной особенностью предпринимателя. Однако следует помнить, что риск бывает оправданным и неоправданным. В первом случае, человек готов совершить какие-то действия в условиях неопределенности, если видит, что вероятность успеха достаточно велика. Если же человек не оценил вероятность наступления неблагоприятного события, или же он начинает дело при крайне низких шансах на успех - риск не оправдан. Поэтому предприниматель должен, с одной стороны, уметь идти на определенный риск, но с другой он должен быть достаточно мудрым и осторожным, чтобы не рисковать напрасно. От неудачи никто не застрахован, поэтому для предпринимателя чрезвычайно важно умение спокойно анализировать извлекать каждый свой промах и извлекать из него пользу, чтобы не повторять своих ошибок.

Личностные качества, препятствующие успеху в бизнесе

Качествами, которые противопоказаны предпринимателю, являются эмоциональная неуравновешен-ность, ленивость, пассивность, внушаемость, чрезмерная исполнительность и пунктуальность. Последние в этом списке качества традиционно относятся к положительным свойствам человека, однако то, что хорошо у наемного работника, является минусом для предпринимателя, который должен сам давать себе задания, а не ждать, пока кто-то скажет ему, что нужно делать. Пунктуальность хороша у бухгалтера или архивариуса, но в условиях быстро меняющейся рыночной экономики гибкость важней постоянства. Еще одно личностное качество, затрудняющее деятельность предпринимателя - повышенная тревожность. При ее наличии бизнесмен будет слишком долго колебаться, принимая решения, и слишком медленно действовать, а то и вовсе проявлять пассивность. Предпринимательство - это всегда риск и действия в условиях неопределенности. При таких обстоятельствах лучше действовать и ошибаться, извлекая пользу из ошибок, чем бояться провала и ничего не предпринимать. Пока бизнесмен колеблется и размышляет, время работает против него: конкуренты производят товары и захватывают рынки, налоговая служба начисляет налоги и штрафы, а хозяева помещений начисляют арендную плату. Бизнес подобен путешествию вверх по реке: тот, кто бросил весла не стоит на месте, а плывет назад, теряя все свое преимущество.

Специалисты, изучающие психологические особенности современных российских предпринимателей отмечают у них набор далеко не оптимальных личностных качеств, которые, тем не менее, позволяют им вести свой бизнес с учетом российских экономических и социальных реалий.

рационалистичность — стремление все просчитать, пре-дусмотреть и учесть;

недоверчивость — восприятие мира как ненадежного, часто прямо враждебного, что приводит к стремлению усилить контроль за всем, также подозритель-ность по отношению к своим работникам и партнерам по бизнесу;

агрессивность — склонность к решению проблем сило-выми методами вместо поиска компромиссов, а также подвержен-ность аффективным вспышкам во взаимоот-ношениях с персоналом;

суеверно-мистическую настроенность — веры в приметы, гадания, порчу, астрологические прогнозы и т. д., кото-рое объясняется невозможностью пол-ного интеллектуального контроля над социальной, дело-вой и жизненной ситуацией .

Дж. Стивенс выделил ряд личностных качеств характера, мешающих человеку гармонично и успешно жить и действовать. Он назвал их «драконами» и показал, что личностные особенности могут быть как полезными, так и вредными для человека . К числу этих черт Стивенс, в частности, отнес высокомерие , в основе которого может скрываться страх перед собственной незащищенностью, боязнь негативных оценок или завы-шенное представление о собственной значимости. Другая негативная черта - н етерпеливость , которая проявляется в страхе перед возможностью упустить вре-мя. Люди, зараженные подобным страхом, постоянно пребывают в состоянии стресса, пытаются сделать многое за короткий промежуток времени и живут мечтами о будущем, не умея жить в настоящем.

Внешним прояв- лением поведения таких людей будет легкая возбудимость, грубость, раздражительность, вспыльчивость и поспешность в решениях. Внутренние про-явления поведе- ния будут проявляться в беспокойстве, склонности к па-нике, раздражительности и капризности. Еже один «дракон», поедающий человека - это жадность . Внешне она прояв- ляется в эгоизме, скупости, склонности к торгаше-ству и зависти к чужому богатству, а на внутреннем уровне - в чувстве обделенности и ненасытности. Дж. Стивенс полагает, что совсем избавиться от этих черт характера невозможно, но их можно приручить и использовать на благо себе и людям .

Следует отметить, что помимо собственно личностных качеств, предприниматель должен обладать набором специфических знаний, умений и навыков в той области, в которой он работает. Понятно, что для успешного ведения финансовых операций предприниматель должен обладать хотя бы минимальным набором знаний в финансово-кредитной области и бухгалтерского учета, а человек, решивший организовать производство мебели должен иметь минимальное техническое образование. Тем не менее, эти ограничения не являются определяющими. Часто бывало так, что предприниматель получал специальные знания и умения уже в ходе развития своего бизнеса, а на первых его этапах он действовал или интуитивно, или с помощью привлеченных специалистов. Главное здесь - желание учиться и повышать свою квалификацию в целях совершенствования своего бизнеса, а такое желание относится уже к личностным качествам (любознательности, настойчивости, амбициозности).



Вам пришла в голову великолепная идея для бизнеса. Вы даже составили подробный, хорошо обдуманный бизнес-план. Похоже, вы просто обречены на успех! Хотя погодите, возможно, что вдобавок к безупречному бизнес-плану и стартовому капиталу вам придется запастись еще кое-чем. Перед тем, как покорять новые вершины, нужно понять, что для воплощения хорошей идеи в жизнь важнее всего люди, которые будут заниматься ее реализацией. Иными словами - успех вашего бизнеса во многом зависит от вас самих.

Так что же отличает прирожденных предпринимателей от остального человечества? Вот они, качества, которые определяют ваш успех в бизнесе:


Решительность : даже небольшой команде нужен человек, который взял бы на себя роль лидера. Владельцам бизнеса необходимо уметь показать, что они способны нести ответственность за сложные решения. Прислушиваться к советам и быть готовым выслушать мнение других очень важно, но в конечном итоге решение останется за вами.

Креативность : в мире бизнеса мечтатели отнюдь не наивны. Они способны придумывать новые вещи и нестандартно мыслить, находить решение там, где его не стали бы искать обычные люди. Способность интуитивно распознать потенциально успешную идею важна в бизнесе, как ничто другое: хорошая идея и нестандартный подход, красиво упакованные и правильно преподнесенные, – вот залог успеха.

Смелость : даже чтобы начать планировать создание собственного бизнеса, вам уже нужно быть чуточку авантюристом. Если вы не готовы рисковать, многие возможности для роста и развития вашей компании пройдут мимо вас. Но не путайте смелость с безрассудством. Владелец компании должен продумывать все до мелочей и уметь просчитывать риски.

Любовь к делу : если у вас не горят глаза при мысли о том, чем вы занимаетесь, не ждите, что сможете зажечь своей идеей других людей. Занятие бизнесом – дело, связанное с массой сложностей, и единственное, что не даст вам опустить руки и забыть о конечной цели, – это ваш собственный энтузиазм.

Находчивость : как правило, ничто в жизни не происходит точно по плану. Поэтому умение быстро реагировать и принимать решения в непредвиденных ситуациях жизненно необходимо для ведения бизнеса. Не думайте, что можете предугадать все, и будьте готовы импровизировать, когда это будет необходимо.


Честность : будьте честны со своими клиентами, партнерами, сотрудниками и всеми, с кем вам придется работать, а главное, будьте честны с собой. Не ставьте цели и сроки, которые вы не сможете выполнить, и не продавайте продукт, которого у вас нет. Лучшей маркетинговой и брендинговой стратегией будет найти то, что ваша компания действительно может предложить, а затем предоставить это в лучшем виде.

Общительность : совсем не обязательно быть профессиональным оратором или становиться лучшим другом каждого встречного, но вы должны уметь общаться с людьми. Занимаясь своим бизнесом, вам придется встречаться с огромным количеством людей, и, конечно, лучше, чтобы они считали вас профессионалом и человеком, который легко идет на контакт.

Самоотдача : нельзя делать дела наполовину. Вы должны быть готовы отдавать большую часть своего времени и усилий на ежедневные обязанности. Постарайтесь распределить свое время так, чтобы его хватало и на работу, и на личную жизнь, и следите за выполнением задач, которые вы сами себе ставите на день, неделю или месяц.

Умение предугадывать : если у вас есть свой бизнес, вы уже не можете позволить себе жить одним днем. Как минимум, на подсознательном уровне вы должны все планировать и готовить заранее. Как игрок в шахматы, вам следует продумывать свои действия на несколько ходов вперед.

Гибкость : после того, как вы уже все обсудили и подготовили, вам придется критически взглянуть на проделанную работу и проявить здоровый прагматизм. Приверженность начальному плану, не соответствующему текущей ситуации, вряд ли пойдет на пользу вашему бизнесу. В общении с клиентами, подрядчиками, потенциальными партнерами и т.д. гибкость ценится гораздо больше, чем упрямство и желание доказать свою правоту.