Какая тетрадь на печатной основе. «Сначала заплати за учебники, а потом вдвое больше – еще и за рабочие тетради

Не первый год в наших школах ломаются копья по поводу использования рабочих тетрадей на печатной основе.

Правомерно ли их приобретение за счет родителей? — самый актуальный вопрос, задаваемый на школьных родительских собраниях в мае, то есть в конце учебного года. Одни папы и мамы готовы потратиться. Они доверяют советам учителей, их профессионализму. Если педагоги говорят приобрести учебные комплекты — значит, купим. Пусть тетради разнообразят и дополняют учебный процесс, делают его более эффективным. Для части родителей тысяча рублей — не та сумма, из-за которой надо спорить, если речь идет о качестве знаний их детей, лишь бы обожаемые чада достойно учились и развивались. Оно и понятно: образованный ребенок — надежда на хорошие дивиденды в будущем.

У других родителей каждая копейка на счету. Они готовы пойти на конфликт: раз среднее образование в нашей стране бесплатное, то не только учебники, но и прилагающиеся к ним рабочие тетради на печатной основе тоже должны быть бесплатными! Никакие доводы школьных педагогов на таких родителей не действовали, они обращались с жалобами в департамент образования мэрии, в прокуратуру, дело доходило до судебных разбирательств. Поскольку бесплатных тетрадей их детям дать никто не поторопился, нервов и здоровья на восстановление справедливости у борцов ушло много.

Как нам пояснили в департаменте образования, рабочие тетради на печатной основе относятся к вспомогательной учебной литературе индивидуального (одноразового) использования и не обязательны для применения в образовательном процессе. Они предназначены для организации самостоятельной деятельности учеников с целью закрепления полученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Для организации самостоятельной работы детей учителя могут также предусмотреть и другие дидактические материалы.

Так как рабочие тетради на печатной основе не входят в федеральный перечень учебников, их нельзя заказать на средства, выделяемые из областного бюджета. Рабочие тетради на печатной основе могут покупаться родителями на добровольной основе по решению классного родительского собрания. Администрация и учителя школы не вправе требовать от родителей обязательного приобретения рабочих тетрадей.

Как рассказала мне одна знакомая мама, в конце каждого учебного года в ее квартире накапливается увесистая стопка под названием «Рабочие тетради», которая все лето стыдливо перекладывается из угла в угол, но в итоге все равно перекочевывает к мусорным бакам. Перешел сын-школьник в очередной класс — покупаем новые рабочие тетради.

По ее мнению, рабочие тетради — изумительное изобретение, призванное облегчить труд учителя и сделать учебу для ребенка более интересной. В начальных классах действительно дети работают в этих ярких пособиях с кроссвордами, ребусами, логическими задачками и раскрасками довольно активно. В пятом и шестом классах рабочие тетради заполнены от силы процентов на 40, а по некоторым предметам — и того меньше. Каждое лето мама пытается заставить сына дорешать задания в рабочих тетрадях, чтобы выбросить их со спокойной совестью. Удается не очень.
— Итак, что такое рабочие тетради? — задала вопрос родительница и сама же на него ответила: это тонны бумаги и трудозатрат. Это приличные суммы (от 1500 до 2500 рублей), которые ежегодно тратят на них родители. Это утяжеление и без того неподъемного школьного портфеля. И самое печальное — это неуважение к чужому труду, вложенному в издание.

— А вот издателей жалеть не надо, — высказала мнение моя подруга, у которой дочь-десятиклассница. По ее мнению, выпуск различных книг для чтения, хрестоматий, задачников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературы, облегчающей работу и учителю, и ученику, — это отличный бизнес, приносящий издателям неплохие доходы. Иначе их просто-напросто не печатали бы и не продавали, спрос рождает предложение. Логика этой мамы проста: считаете, что рабочие тетради стоят дорого? Можете не сдавать деньги в общий котел после родительского собрания в классе. Покупайте все сами или распечатывайте из Интернета, а еще можно ксерокопировать тетради у одноклассников.

А что думают по поводу поднятой проблемы сами учителя? По мнению заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы № 61 Татьяны Купаевой, рабочие тетради на печатной основе помогают разнообразить учебный процесс, менять вид деятельности. Там напечатаны задания разных уровней — для слабых и сильных учеников, есть база, которая требуется по действующим федеральным государственным общеобразовательным стандартам (ФГОС), хорошие подборки проверочных работ по вариантам. Учитель не пишет задания контрольной работы на доске, они перед каждым учеником лежат на парте. Есть формы работы над ошибками. Это удобно и полезно. Но без этого можно обойтись.

Еще один заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 61 Татьяна Юдина считает, что от каждого учителя зависит, насколько грамотно он повернет работу с рабочей тетрадью. Например, в 1-2-м классах материал учебника маленький, в помощь ему и существуют рабочие тетради на печатной основе. В 4-м классе объем учебника, наоборот, большой, поэтому времени на рабочие тетради не хватает. Тетради правильно разработаны, грамотно составлены. Учителям английского языка трудно отказаться от рабочих тетрадей из-за ограниченности материала в учебниках.

Принуждать к покупке рабочих тетрадей, однако, никто никого не собирается. На следующий учебный год в школе № 61 заказали много учебной литературы, в частности — бесплатных учебников, фонд библиотеки постоянно пополняется. Если родители пожелают добровольно приобрести рабочие тетради — это их дело. Они должны обсудить вопрос на классном собрании и принять общее решение.

Интересно:
С 1 сентября 2015 года первые тысячи российских школьников начнут получать знания через компьютер. Издательство «Просвещение» для будущей апробации подготовило 415 электронных учебников по всем предметам и для всех классов. Электронные учебники можно будет поставить на любое устройство — от настольного компьютера до смартфона. Они будут работать в трех наиболее распространенных операционных системах: Windows, iOS и Android.

При тестировании электронного учебника на разных устройствах был установлен такой стандарт: любая страница или раздел приложения должна открываться максимум за 15 секунд.

Специально для 14 миллионов российских школьников одна из компаний разработала планшетный компьютер стоимостью 8 тысяч рублей. Кто будет снабжать ребят техникой, пока неизвестно.

Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы»

Родители сетуют: список этих тетрадей у каждой школы разный, а за последние экземпляры в книжных дело доходит до скандалов. Дети жалуются: не будет рабочей тетради, причем свежего года издания – учитель напишет замечание. Опять же – вопрос цены: порой в списке по 9-10 тетрадей, каждая из которых стоит минимум 2 рубля. А если семья многодетная? И зачем вообще нужны рабочие тетради на печатной основе, если есть учебник с заданиями по каждой теме? Ответить на эти вопросы нам помогла заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе, кандидат педагогических наук Валентина Гинчук .

Рабочие тетради на печатной основе обязательны или нет?

Рабочая тетрадь может быть обычной, а может быть на печатной основе. Последние учитель может порекомендовать, но не требовать.

Если есть учебник, а в нем задания, для чего покупать еще и рабочую тетрадь с аналогичными заданиями?

Рабочая тетрадь на печатной основе - один из компонентов учебно-методического комплекса по предмету вместе с учебником, учебно-методическим пособием и др . В ней предложена авторская модель изучения учебного материала. Разрабатывая такую тетрадь, автор скрупулезно продумал, какие задания предложить ученику для усвоения содержания каждого параграфа. Заданий в рабочей тетради больше, чем в учебнике, они позволяют детально проработать учебный материал. Для учителя, особенно начинающего, это хорошее подспорье. Если педагог считает, что рабочая тетрадь на печатной основе поможет лучше организовать обучение, он может предложить ее купить. Тетради есть почти по всем предметам, а по некоторым (например, химии и географии) - разных авторов. Учитель может выбирать автора по своему усмотрению.

Учитель потребовал купить рабочую тетрадь по английскому языку и задает домашнее задание по ней. Тем, кто не купил, снижает оценку. Это законно?

Повторюсь, использование рабочей тетради на печатной основе не является обязательным. Учитель должен проявить гибкость в организации образовательного процесса, в частности предложить ученику выполнить похожие задания из учебника. Ни делать замечания, ни снижать отметку за отсутствие тетради на печатной основе учитель не имеет права.

Если у части класса рабочая тетрадь на печатной основе есть, а у кого-то нет, как учитель должен задавать домашнее задание?

В этом случае учитель может задавать домашнее задание и по учебнику, и по рабочей тетради, предлагая ученикам выполнить одно из них по выбору.

Если есть учебник, а в дополнение к нему еще и рабочая тетрадь на печатной основе, в которой расписано, по сути, как усвоить материал учебника, в чем тогда роль педагога?

Не хотелось бы, чтобы роль учителя на уроке понималась упрощенно. Урок, большую часть которого учитель стоит у доски и рассказывает учебный материал, современной педагогикой признается неэффективным. Современные научные исследования доказывают: лучше всего учебный материал усваивается, когда ученик работает с ним - читает, решает, выполняет задания. Учитель в этой ситуации - помощник. Ученик задает вопросы, если что-то непонятно, учитель объясняет. В конце урока важно оценить, что усвоили ученики. Если предложенное учителем в конце урока задание Петя выполнил без ошибок, а Вася допустил ошибки, то домашнее задание у них может быть разным. При этом важно помнить, что большую часть нового учебного материала ученик должен усвоить на уроке. На дом нужно задавать задания, которые помогут закрепить учебный материал.

Сегодня в рюкзаке у школьника учебники, рабочие тетради на печатной основе, которые по формату часто не меньше учебника, плюс обычные тетради. Порой ощутимый груз!

По одному учебному предмету ученик должен носить одну рабочую тетрадь: обычную либо на печатной основе.

У кого-то в классе есть тетрадь на печатной основе, а у кого-то возможности купить ее просто нет. И даже если педагог не ругает, ребенок без тетради будет чувствовать себя ущербно. Что делать?

Проблема не возникнет, если учитель будет предлагать задания из учебника и рабочей тетради на выбор. С другой стороны, многие проблемы решаются в ходе общения родителей и педагогов - на родительском собрании учитель может объяснить преимущества рабочей тетради на печатной основе. Но решение о ее покупке остается за родителями.

Если педагоги решают, что рабочие тетради им нужны, может, выдавать их вместе с учебниками и платить за них централизованно?

Обязательными сегодня являются рабочие тетради на печатной основе по предметам «Беларуская мова », «Русский язык», «Математика» только для 1 класса, их выдают централизованно и стоимость их включена в стоимость комплекта учебников для 1 класса. Во всех остальных случаях использование рабочих тетрадей на печатной основе является необязательным.

У всех родителей на руках разный список рабочих тетрадей. Часто их на всех не хватает. Либо же они есть, но не того года издания…

Списки разные, потому что учителя составляют их на свое усмотрение. Относительно года издания: в образовательном процессе могут использоваться рабочие тетради, имеющие гриф «Рекомендовано научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования РБ». Гриф присваивается рабочим тетрадям на время действия учебной программы. За это время рабочая тетрадь может доиздаваться, но меняется только год издания. Другое дело, если обновляются учебные программы - под них разрабатываются новые учебники и новые рабочие тетради. Обновленные учебные программы вводятся поэтапно: в прошлом учебном году – 1, 5, 10 классы, в этом году – 2, 6, 11 классы.

КОМПЕТЕНТНО

«Рабочие тетради – не высасывание денег, а вложение в образование ребенка»

В нашей стране хорошие учебники, но помимо учебника изучение любого школьного предмета требует еще и наличия методики для учителя, рабочей тетради, сборника самостоятельных и контрольных работ, сборника задач и пр. - считает Александр Таранда, главный редактор издательства «Аверсэв », пособия которого в основном и покупают школьники. - Рабочие тетради – это мировой опыт. Они не дублируют задания из учебников. Это заблуждение. В них предлагаются задания по интенсивной многоуровневой работе с учебником, они дают практические навыки, позволяют более глубоко усвоить материал и экономят время: не нужно переписывать задание из учебника, оно уже напечатано в тетради.

- Родители жалуются, что такие рабочие тетради не всем по карману…

Если взять полный комплект наших пособий на год обучения, получится порядка 30-40 рублей. Не секрет, что многие школьники занимаются с репетиторами, посещают факультативы. Месяц школьных факультативов стоит примерно столько же, а для репетитора это стоимость одного занятия. Да, есть категория людей, для которых эта сумма может оказаться большой, но если говорить о многодетных семьях, им оказывает помощь государство. С другой стороны, родители должны быть заинтересованы в хорошем образовании детей. Кстати, за границей комплект учебников стоит порядка 600 долларов. Да, у нас другой уровень жизни, но даже если разделить эту сумму на 10, наши пособия все равно дешевле. А ведь себестоимость сырья у нас европейская - оснований, чтобы книга стоила дешево, нет.

Доводилось слышать обвинения в ваш адрес, мол, интересы издательства кто-то лоббирует, чтобы печатный станок был загружен…

Мы 22 года на рынке, каждый наш продукт прошел экспертную оценку, мы единственное издательство, которое отзывает учебную литературу, переставшую соответствовать учебной программе. И мы можем говорить, что в большинстве случаев наши пособия лучшие. Так что обвинения в лоббировании интересов беспочвенны.

Есть вопросы о школе? Присылайте по адресу: 220005 Минск, а/я 192 или по электронной почте: [email protected] с пометкой «Педсовет».

________

Урок №1. Корень. Однокоренные слова.
корень
13 SHAP
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Вставь в стихотворение пропущенные слова:
_________ слова - значимая часть.
Над словами _________________
Держит власть.
____________ умело линию родства –
_______________ подбери слова. (Волина)

Упражнение №1
____________________________
___________________________

________________________________
Упражнение № 2

синквейн

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
корень

Растения слова

___________________
____________________
_____________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
На каждой строчке найди однокоренные слова. Помни, что однокоренные слова похожи по смыслу и имеют одинаковый корень.
Учить, школьник, ученик.
Свобода, свободный, победить, освободить.
Сила, силач, спортсмен, сильный.
Лень, ленивый, лентяй, бездельник.
Вода, подводник, подводный, моряк.
Подчеркните однокоренные слова, выделите корень.

Упражнение № 2
Игра «Третий лишний»
Найди лишнее слово. Вычеркни его.
Желток, железо, жёлтый.
Часовщик, часть, час.
Циркуль, циркач, цирк.
Печурка, печать, печка.

В однокоренных словах выдели корень.
Упражнение № 3
Подбери к данным словам однокоренные. Напиши их. Выдели корень.
Холод, холодить, _____________________________________________
Свет, светить, _________________________________________________
Кипяток, кипятить, ____________________________________________
Ель, _________________________________________________________
Берёза, _______________________________________________________

Урок № 2 Сложные слова
Упражнение № 1
Выдели в сложных словах корни (дугой) и соединительную гласную Е или О между корнями (кружочком).

Паровоз, полотёр, самолёт, вертолёт, ледокол, пылесос, сталевар, сенокос, мышеловка, бурелом, сухостой, книголюбы, пчеловоды.

Упражнение № 2
Найди в тексте сложные слова, укажи из каких корней они образованы.

На Волге начался ледоход. Вчера был снегопад. Пчеловод показал нам пасеку. Уже начался сенокос. Красив осенний листопад. Лесорубы
вернулись домой. Издалека слышен шум водопада. Рыболов проверил удочки. Пешеход прошёл пять километров.

Упражнение № 3
Укажи в тексте сложные слова.

Семеро в отделе - Пустотёс
все при деле! заострял вопрос,
Пустовед пустомол
поправлял берет. наполнял котёл,
Пустодел пустовар
горделиво глядел. нагонял жар.
Пустолей Пустосчёт
Призывал: «Быстрей!» вёл всему учёт
К небу дым густой,
а котёл пустой! В. Иванов
Каким одним словом можно заменить все сложные слова?
Упражнение №4
Составь и запиши сложные слова с корнем лес. С одним из слов составьте предложение.
Лесовоз, лесопарк, лесосплав, лесоруб,________________________________

Упражнение №5
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Выдели корни и соединительные гласные (кружком)
Мухед, дымход, лессплав, водвоз, землделие, полкводец, чужстранец, пешход, птицлов, овцбык.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
__________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Составь и запиши сложные слова. Выдели корень, подчеркни соединительные гласные.
Носит оружие, мух ловит, овец разводит, звёзды падают, землю копает, волны режет, кашу варит.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 2
Отгадай загадки, напиши отгадки.
1. Наведёт стеклянный глаз, щёлкнет раз и помнит вас. ________________
2. Чудо-дворник перед вами,
С загребущими руками.
За одну минуту сгрёб,
Преогромнейший сугроб. _____________________________
3. Пыль увижу - заворчу,
Заворчу и проглочу. ___________________________
4. Не птица, а летает.
Не жук, а жужжит. _____________________
5. Сверху дыра, снизу дыра,
А в середине огонь да вода. __________________
Нарисуй отгадку!
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Упражнение № 3
Вставь в слова пропущенные буквы.
Пулмёт, очвидец, уткнос, овощвод, мухловка, дружлюбие, землройка, водкачка, землкоп, рыблов.

Выдели корни, подчеркни соединительные гласные.

Урок №3 Окончание. Основа слова.
1.Вставь в стихотворение пропущенные слова:
Часть слова, которая изменяется
_______________ называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы __________.
2. Подчеркните слова с нулевым окончанием.
Стол, лиса, берег, река, мыло, звон, дом, подруга, ваза.

Отличие
¬ стоят
·
_________________________
________________________
________________________
_________________________
_______________________________

Общее: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 1 Прочитай.
Чеснок
В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель.

Выпиши слова, которые повторяются во всех трёх предложениях. Выдели в нём основу и окончание.

Упражнение № 2
Закончи предложения изменяя слова по образцу.
Образец: Лодки плывут - лодка плывёт
I вар II вар
Ракеты летят - ракета Сады цветут – сад
Машины стоят – машина Плащи висят - плащ
Ветры гудят - ветер Толпы спешат - толпа
Сугробы растут - сугроб Телята мычат - телёнок

Выдели основу и окончания в словах.

Упражнение № 3
Измени слова в скобках соответственно вопросам. Выдели в этих словах окончание и основу.
1.Хорошо относился (к чему?)
Аккуратно обращался (с чем?) (книги)

2. Предъявлять требования (к кому?)
Особый спрос (с кого?) (отличник)

3. Любоваться (кем?)
Заглядеться (на кого?) (бабочка)

4.Спастись от (чего?)
Избежать (чего?) (гибель)

5. Платить (за что?)
Оплатить что (проезд)

Синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
__________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Напиши у кого какие детеныши? Выдели окончание.
Образец: Жеребёнок у лошади.

котёнок у ____________ щенок у ______________
козлёнок у _____________ поросёнок у ____________
медвежата у ____________ телёнок у ____________
зайчата у ______________ бельчата у _____________
волчата у _____________ гусята у _____________

Упражнение № 2
Вставь, пропущенные окончания используя вопросы какой? какая? какое? Вопрос ставь от выделенного слова. Выдели окончание и основу этого слова.
В ручье чист вода. Мальчик набрал полн ведро грибов. Красн ягода смотрит из травы. В стене было кругл окно. На хорош цветок и пчёлка летит. Детям дали нов мяч. Добр слово всякому приятно. Добр слова дороже богатства.

Урок № 4 Приставка
1.Вставь в стихотворение пропущенные слова

Перед корнем есть ___________.
___________ пишется она,
А при помощи приставки
Образуются ____________.

2.В буквенном тексте найди приставки и выдели их
(¬) БПОЮРПЕРЕЮВВЫШДОФЗАКНПНАДУЦЛЖПРОЭНОТДРОЗ
3. Выдели приставки и корни в словах:
Перераспределение (делить), перераспределять (делить), перевыборы, вперемешку (мешать), вперегонки (гонки), убежать (бег).
Отличие:
¬ образуют
·
________________________________
_________________________________
_________________________________Сходство: ___________________________________________________
_______________________________________________________________
Упражнение №1
Назови противоположные действия, используя приставки от -, вы -.
приклеить - отклеить внести - вынести
принести - вложить -
привязать - впустить -
привыкнуть - влезть -
пристегнуть - вкатить -
привезти - влететь -
пригнуть - вползти -
Составь с некоторыми из них словосочетания.

Упражнение № 2
Какими приставками можно выразить начало, а какими - конец действий, обозначенных данными ниже глаголами (за -, по -, от -, пере -, на -).
Гремел, сиял, волновался, шумел, стучал, цвёл, смеялся, точил.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 3
Выписать в две колонки слова с приставками:
по - под-
Подложил, подвинул, подушка, подножка, подорожник, поделил, подумал, подоконник, подружился, подул, пододеяльник, подлокотник, подремал, подрезал, подровнял, подавился, подавать.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 4
Выборочный диктант (запиши глаголы, имеющие приставки)

Солнце нещадно жгло землю. Листья берёз завяли. Лошади забились в кусты. Показалась синяя тучка. Она подвигалась быстро, точно кто подталкивал её, и скоро закрыла всё небо. Налетел ветер, заклубилась пыль, закланялись, застонали берёзы, задрожали стёкла в окнах (По Г. Маркову)

____________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
__________________

Образуй новые слова
________________________
________________________
________________________
________________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Запиши словосочетания, подобрав к глаголу соответствующую приставку (в -, из -, под -, за -, у -, пере -, на -, рас -, с -)
__ бежать в комнату, __ ставить стул, __ писать письмо, __брать грибов, __ вязать рану, __ колоть орех, __бить гвоздь, __ кутать куклу, __качаться на качелях, __ путать буквы.

Упражнение № 2
Запиши, выбрав подходящее по смыслу слово
Машина _______________ мимо дома.
К нам в гости ____________ бабушка. (приехала, проехала)

Самолёт сделал ______________.
В Москве пассажиры сделают _________. (посадку, пересадку)

С деревьев _____________ листья.
Птицы ______________ на юг. (улетают, слетают)

Выдели в словах приставку.
Упражнение № 3
Нарисуй рисунок к понравившемуся выше предложению, спрячь в нём приставку.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Урок № 5 Предлоги и приставки.
Запиши словосочетания
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравни приставку и предлог:

Вопросы
Приставка
Предлог

1. Что это такое?

2. Для чего служит?

3. Как пишется?

4. Можно ли вставить слово между ¬ и
·, словом и предлогом?

5. Может ли стоять перед глаголом?
да
Никогда не стоят перед глаголом.

Подчеркни слова с приставкой до - в буквенном тексте
ДОРАДОШЛАДОДОМАДОНЕСЛАДОПЛАТУ
Упражнение №1
Запиши отрывок из стихотворения С. Я. Маршака и проследи соотношение предлогов и глагольных приставок. Обрати внимание на слитное и раздельное написание. Вспомни, бывают ли перед глаголами предлоги?
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
докатился до ворот,
подкатился под ворота,
добежал до поворота
___________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 2
Спиши текст, раскрывая скобки. Подчеркни предлоги, выдели приставки.

Проказы старухи – зимы
_______________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Домашнее задание
Упражнение № 1
Найди в стихотворении каламбуры, укажи предлоги и приставки. Определи, какой части речи эти слова принадлежат.

Я влез однажды на подводу Решили лисы кролика запечь,
и с неё нырнул под воду. А кролик из духовки прыг за печь.

Зависело б от мыла - Сугробы снега вьюги намели,
Веснушки я б отмыла. И грузовик, как баржа на мели.

(Я. Козловский)
Упражнение № 2
Исправь ошибки в выделенных словах, подбери подходящую по значению приставку.

Картинку нужно вклеить на картон. Попробуй слезть на это дерево. Комар прилетел в комнату. Собака повела мальчика из леса. Наш дом выделяется от соседних небольшим ручьём. Надо расписаться под заявлением.
Упражнение № 3
Спиши, раскрывая скобки. Подчеркни предлоги, выдели приставки.
- Мне бы тоже хотелось (по) рисовать, - сказала Алиса наконец.
- (У) колодца.
- (По) рисовать и (у) колоться? – переспросил Заяц.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нарисуй рисунки к словам:
1) уколоться 2) у колодца

Урок № 6 Суффикс

1. Разбери слова по составу:
Ладошки, щёчки, спинки и животики.

2. В буквенном тексте найдите и выделите суффиксы (^)

ЕНЬКРЮВНПИКОНЬКЮУЧИКУШКОНОКФЛЁНОКНОЧЬФЩЕК

3. Вставьте в стихотворение пропущенные слова:
__________ - важная часть слова
Им кончается ________________.
После __________ он стоит
Превращая дом в домишко,
А ружьё друзья в ружьишко.
Кота Мурзика в __________,
А собаку в ____________.

4. Выдели суффиксы в словах:
Писал, героический, рисовал.

Сравнение ¬ и ^.
Сходство:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отличие:

¬ ^
_____________________________
______________________________

Упражнение № 1
Найдите лишнее слово
Избушка, садик, крылечко, деревце, окно, дворик, скамеечка, дверца.

Упражнение № 2
Какие из слов не только называют предмет, но и указывают на его величину? В какой части слова заключено значение величины:
Лесенка, река, болотце, ручища, прудик, ножичек, сапожищи, куст, домина, дынька, бусы, ручонка, клюв, туфелька, шнурочек, забор, ямина, мешок, зерно, книжица, паучище, мост.
Выпиши в первый столбик слова, имеющие увеличительное значение, а во второй столбик слова, имеющие уменьшительное значение и выдели суффиксы:
увеличительное уменьшительное
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение №3
Образуй слова с помощью суффиксов -ок или - ик.

Город - городок, дуб, ветер, гриб, шар, мяч, мост, куст.
Напиши слова. Выдели суффиксы. Сравни слова без суффиксов и с суффиксами. Как изменился смысл слова?
Синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
__________________
Образуйте новые слова
класс + н _________________
город + ск __________________
север + н _________________
сентябрь + ск __________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Используя суффиксы, образуй от данных существительных слова со значением очень маленькие и очень большие.
Образец: человек - человечек – человечище
Кулак - , нос - , голос - ., ., нога - ,
рука - .., ., сапог - .., ......,
глаза - ., .., волосы - , .,
усы - ., ..
Упражнение № 2
К данным ниже схемам подберите из книг слова соответствующей структуры по образцу и нарисуй рисунок к слову.

1.
·^
· -

3.
·^ -

Упражнение № 3
Чего не бывает, обведи карандашом:


·
·,
·¬¬
·,
·е
·^
·, ^
· о
·¬
·

Урок № 7 Состав слова (морфемный анализ и синтез)
Упражнение № 1.
Выпиши словосочетания, которые допустимы в речи. Выдели корень.
Маслить маслом, старый старик, варить варенье, делать дело, работать работу, угощать гостя, петь песни, жарить жаркое, писать письмо, красить краской, криком кричать, глазеть глазами.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 2
Выпиши в 2 столбца слова с приставкой пере-
а) в значении повторности действия;
б) в значении чрезмерного действия (очень)
Перевыборы, перегрелся, переутомился, переписал, перезарядил, переполошил, перезрели, перерос, перестановка, перепроверил, перенёс, пересолил, пересадил, пересмотрел, переварил, переставил, передвинул.
повтор очень

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Упражнение № 3
Выпиши слова-отгадки и разбери их по составу:
1. Не спорю, не белый – 2. Из – под снега расцветает
Я, братцы, попроще Раньше всех весну встречает
Расту я обычно (..)
В берёзовой роще.
3. Ночью в полдень на рассвете
Службу он несёт в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу. (..)

_________________________________________________________________

ёжик – ёж

Упражнение № 4
Прочитай. Какие слова выделены? Являются ли они родственными словами? Почему? Какое слово первичное, а какое вторичное? Выпиши пару ближайших родственников.
Фонтан
Вижу дождик
За версту -
Дождик
Сыплет в высоту!
Эй, послушай,
Дивный дождь.
Почему ты
Вверх идёшь? (С. Протасевич)

дождик - дождь (..)

Домашнее задание
Упражнение № 1
Разгадай морфологические шарады и разбери эти слова по составу.
Корень тот же, что в слове сказка,
Суффикс тот же, что в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход. ()

Корень тот же, что в слове зимовать,
Суффикс и окончание как в слове дедушка. (.)

Корень такой же, как в слове садовник,
Приставка – как в слове переход,
Суффикс и окончание - как в слове погрузка (..)
Упражнение № 2
Выдели ту часть в составе вторичного слова, с помощью которой оно образовано, напиши первичное слово.
Образец: лосёнок – лось
Волчонок - __________, ветерок - _________, страусёнок - _______________,
ноченька - ______________, листик - ____________.

Урок № 8 Интересный корень

+ -
________________________
_________________________
__________________________

Лук - оружие для метания стрел. У него есть изогнутая часть.
Лукошко - корзиночка из прутьев. Их сгибают, когда плетут лукошко.
Лукавый человек кривит душой, хитрит. А лукоморье - это кривой морской берег, морской залив.

+ -
________________________
_________________________
__________________________
Синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
____________________
Домашнее задание
Попробуй сделать свои маленькие «открытия»: от каких слов происходят слова околица, метель? (Вспомни урок про лук)
Околица ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Метель ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 9 Морфемный (словообразовательный) повтор
Упражнение № 1
Спиши. Найди и выдели приставку повторяющуюся у слов. Какое значение придаёт она всем этим словам?

Лес зазвенел, застонал, затрещал, _________________________
Зиму послушал и вон побежал. (Н. Некрасов)_______________________
Буря мглою небо кроет _________________________
Вихри снежные крутя, __________________________
То как зверь она завоет, __________________________
То заплачет как дитя; __________________________
То по кровле обветшалой ___________________________
Вдруг соломой зашуршит. ___________________________
То, как путник запоздалый ___________________________
К нам в окошко застучит (А. Пушкин)__________________________

Упражнение № 2
В каких произведениях устного народного творчества используется словообразовательный повтор? (Русские народные песни, сказки, былины, загадки, пословицы).
Выпиши из текстов слова, образованные одной словообразовательной моделью.

Уж я сеяла, сеяла ленок, ______________________________
Я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
По лугам вода разливалася, ______________________________
По садам пташки разлеталися
Одна пташка там осталася,
раскичалася.

(((
Приутихло, приуныло море синее, ______________________________
Приутихли, приуныли реки быстрые,
Приутихли, приуныли облака ходячие,
Благоверная царица преставлялася

Упражнение №3.
Спиши. Найди в тексте однокоренные слова, выдели корень.
Не вернусь я в отчий дом,
Вечно странствующий странник
Об ушедшем, над прудом
Пусть тоскует конопляник (С. Есенин)

И даже ивам у пруда
Не дам я быть плакучими.
Пусть только дождик иногда
Расплачется под тучами (Л. Зубкова)

Я строил окопы и доты
Железо и камни тесал.
И сам я от этой работы
Железным и каменным стал (Я. Смеляков)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словообразовательный повтор

__________________________________
__________________________________
___________________________________
__________________________________
__________________________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Прочитай отрывок из сказки А. Толстого. Какой художественный приём использован в тексте? Выпиши слова с повторяющейся приставкой, выдели её.

Буратино взобрался по смолистому стволу на вершину итальянской сосны, одиноко стоявшей на поле и оттуда, закричал, завыл, запищал во всю глотку.
__________________________________________________________________
Приём ____________________________________________________________

Упражнение № 2
Прочитай стихотворение В. Иванова. Какой художественный приём использован. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

О пане Злодиевском
В чудном городе Хищенске
В тихой улочке Крадевской
Жил один злодей известный
Пан Злодислав Злодиевский.
И супруга - Злодеюга,
И дочурка - Злодеюрка,
И сыночек - Злодеёчек,
И собачка - Злодеячка,
А котёнок? И котёнок
По прозванью - Злодеёнок.
Есть ещё и канарейка
Презабавная злодейка.
Нарисуй любой персонаж из стихотворения.

Урок № 10 Слова с суффиксами оценки.
оценка

+ -
_________________________
_________________________
__________________________
Упражнение № 1.
Выпиши из текста былин слова, имеющие суффиксы оценки и выдели их (^).

Он заседлывал коня, улаживал
Подкладывал он потничек шелковенький
Покладал на потничек седелышко черкесское

(((
В нём силушка великая не уменьшалась,
И в нём сердце богатырское не ужаснулось,
В двадцать четыре часика положенных
Побил он эту силушку великую.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 2.
В русском языке суффикс - ин – выделяется в некоторых существительных, которые называют медикаменты (аспирин, эфедрин, амидопирин, анальгин). Как эта особенность языка используется в стихотворении, отрывки из которых приведены?

Хитрая аптека
Немало в мире есть аптек,
Полезных человеку.
Но я хочу открыть для вас
Особую аптеку

От дождевого червяка
Бежит он без оглядки.
В углу заметил паука –
Дрожит как в лихорадке.
Тут не поможет аспирин
Бедняге от озноба.
В моей аптеке есть «храбрин»
Для этого больного

Трудолюбин мальчишку спас
От лени и от барства,
Но дома держат про запас
Волшебное лекарство.

Выпиши слова с суффиксами - ин – , выдели суффикс.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 3.
А теперь, представь, что ты врач и тебе нужно выписать лекарство необычным больным.
Приходите, хвастунишки,
И лентяи и лгунишки,
И грязнули, с плаксами
Я вас мигом выручу,
Приходите, вылечу (Л. Зубкова)

Хвастунишкам - .., лентяям - ., лгунишкам - , грязнулям - ., задирам - .
Синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
____________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Выпиши из текста русской песни слова, имеющие уменьшительно-ласкательные суффиксы, выделите их.
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала
Чашечку собачка
Моет язычком.
Мышка собирает
Крошки под окном.
По столу котище
Лапою скребёт.
Половичку курочка
Веничком метёт.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 2
Какую оценку имеют суффиксы в словах работушку, котище. Разберите эти слова по составу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 3
Нарисуй любой персонаж из песни.

ОТ АВТОРА
Творческая тетрадь «Состав слова. Словообразование» создана с целью повышения уровня знаний и умений учащихся по морфемике, в результате выполнения упражнений, направленных на концентрацию внимания и памяти.
В тетради дано поурочное планирование 10 уроков («Корень», «Однокоренные слова», «Сложные слова», «Окончание. Основа», «Приставка», «Суффикс», «Состав слова (морфемный анализ и синтез)», «Интересный корень», «Морфемный словообразовательный повтор», «Слова с суффиксами оценки»). К каждому уроку разработано домашнее задание из 2-3 заданий.
Творческая тетрадь содержит разнообразные практические задания по морфемике, предполагающие активную деятельность школьников, которые должны не только читать и писать, но рисовать, отгадывать, работать со словарём строения слов. В тетради представлены упражнения, связанные с разделением слов на группы, подбором однокоренных слов, нахождением 3-го лишнего, вписыванием пропущенных слов, букв, нахождением в тексте и выделением приставок, суффиксов; выборочным списыванием и другие. Следует отметить, что содержание упражнений ориентированы на активизацию внимания и памяти учащихся.
Для увеличения объёма внимания в творческой тетради я использовала приём сравнения нового понятия с ранее изученным, чтобы особенности каждого понятия выступали ясно. Я сравнивала приставку и корень, приставку и окончание, где находили общее и различное.
В тетради есть упражнения, которые направлены на концентрацию внимания и помехоустойчивости. Например: Среди буквенного текста найди и выдели приставки, суффиксы, подчеркни слова с нулевым окончанием.
Послепроизвольное внимание развивали упражнения, рассчитанные на выполнение домашнего задания, где учащиеся включались в активную мыслительную деятельность, прелагаются задания: игра «Третий лишний», найди в стихотворении каламбуры, укажи предлоги и приставки, исправь ошибки в выделенных словах, подбери подходящую по значению приставку; найди схемы, которых не бывает и обведи их карандашом; выпиши слова с повторяющейся приставкой и другие.
Произвольное внимание развивают упражнения заставляющие группировать слова по определённым признакам. Например: Выпишите в первый столбик слова, имеющие увеличительное значение, а во второй столбик слова, имеющие уменьшительное значение и выделите суффиксы.
Зрительную память я активизировала у детей, используя схемы. Например, схемы сложных слов
·е
·,
·о
· помогали выполнить следующие упражнения: составить слова по схеме, вставить пропущенные буквы в словах.
Слуховая память помогает запомнить материал, рассказанный учителем, другими учащимися. Не случайно после знакомства с правилом в творческой тетради есть задание: Вставь в стихотворение пропущенные слова. Для восстановления в памяти учащихся правила.
Ассоциативную память помогает младшему школьнику запомнить сложные грамматические понятия, с этой целью я использую в творческой тетради приём «двойной дневник», который помогает за счёт установления положительных и отрицательных ассоциаций запомнить материал. Я использовала этот приём при изучении корня слова, слов с суффиксами оценки, при знакомстве с многозначным корнем «лук» Например:
оценка

+ -
пятёрка двойка
похвала наказание
праздник грусть
Рукодвигательную память я развивала при заполнении концептуальной таблицы, где сравнивали приставку и предлог; при раскрашивании рисунка на обложке творческой тетради, помогающего запомнить условные обозначения приставки, корня, суффикса и окончания(¬
·^
·).
мультики 1607по русскому языку"Состав слова"

Текст просто для быстрого ознакомления с темой в общих чертах (формулы и чертежи могут отображаться не точно). Качественнее отображаются в PDF файле выше):

Чрезвычайно полезны, хотя, к сожалению, и не получили
еще должного распространения в преподавании математики, материалы
с печатной основой, предназначенные для заполнения
учеником пробелов в текстах и чертежах. Тетради с печатной основой
(ТПО)-наиболее ценный из таких материалов.
1. В настоящее время, как и 5-6 лет назад, материалы с
печатной основой все еще являются новым видом учебного оборудования.
Существует необходимость перейти к массовому их
изготовлению. Разумеется, при этом следует критически осмыслить
тот опыт, который уже накоплен.
а) Например, в Латвийской ССР были недавно изданы тетради
по математике. В левой половине каждой страницы ‘этих
тетрадей напечатаны примеры. Правая половина каждой страницы
пустая. Например! (4а+36)3=….
Примеры расположены по одному на строке. Ученик, получив
на уроке такую тетрадь, накладывает на пустую половину
страницы чистый лист бумаги и против заданий пишет свои ответы.
Тем самым становится ненужным бессмысленное переписывание
условий. Ответы оказываются записанными в форме,
удобной для проверки. Одна и та же тетрадь может использоваться
многократно.
Однако это пособие имеет. ограниченное применение: оно
может содержать лишь такие задания, в которых нас интересует
только ответ. Между тем в тетради с печатной основой можно
включать и гораздо более разнообразные задачи.
б) Интересной модификацией материалов с печатной основой
являются перфорированные карточки, разработанные сотрудниками
НИИ педагогических наук Узбекской ССР. При работе
ученик скрепляет карточку с подложенным под нее листом
бумаги и вписывает недостающий текст в «окна». И здесь материалы
могут использоваться многократно, но характер заданий
становится более разнообразным.
Оба эти вида пособий роднит одно важное свойство: ответы
и тексты заданий находятся на разных листах, отозваны другот
друга, и для прочтения требуется их совмещать. Например, это
может оказаться неудобным при анализе в классе результатов
работы. И уж, конечно, работа, выполненная по этим заданиям,
не может быть использована в дальнейшем (скажем, для повторения
материала).

82 . Материалы заданий.

Дополнительным недостатком перфорируемых карточек является
сложность их изготовления: каждая карточка перфорируется
по-своему, с. изменением формы и расположения
«окон».
2. Тетради с печатной основой отличаются от описанных
перфорированных карточек тем, что ученик, работая с ними, вписывает
свои ответы прямо в тетрадь, заполняет оставленные для
этой цели пробелы. Уже одно это делает использование ТПО
предпочтительным перед описанными видами пособий: ТПО
удобна для проверки и может быть использована учеником для
анализа и повторения материала, так как и задания, и ответы
ученика расположены слитно. Кроме того, ТПО может содержать
и принципиально иные задания, требующие изменения отпечатанного
в ней материала. Это задания такого же типа, как
при работе с контурными картами по географии, - задания на
достраивание чертежей, подчеркивание и зачеркивание, надписей,
раскраску и т. д. В описанных выше материалах такие задания
невозможны. Правда, это делает использование ТПО одноразовым,
что удорожает их. Однако эти затраты оправданны,
так как ТПО несравненно богаче по своим дидактическим возможностям
и изданных в Латвии тетрадей, и разработанных в
Узбекистане карточек. Вместе с тем необходимо отметить, что
ТПО просты в производстве и не отличаются в этом смысле от
обычной брошюры.
3. Среди включаемых в тетради с печатной основой задач
существенное место занимают такие, которые «избавляют учащихся
от неоправданного с педагогической точки зрения копирования
условий, чертежей и т. п.,
Именно такими задачами укомплектована тетрадь с печатной
основой, составленная К. С. Муравиным {82}: Вот характерное
задание этой тетради. На координатной сетке изображен
квадрат» Предлагается заштриховать ту область квадрата, в
которой находятся все точки, сумма координат каждой из которых
больше 9.
Здесь все вспомогательные,’ не существенные с точки зрения
данного задания построения сделаны заранее; ученик может, не
отвлекаясь, приступать к его выполнению. Работа с чертежом -
органическая часть решения, причем его копирование в тетрадь
из учебника было бы малоценной для данного случая операцией.
4. С помощью тетрадей с печатной основой могут быть даны
образцы деятельности.
а) В каждом из разработанных нашей лабораторией ком
плексов учебного оборудования тетрадям с печатной основой
принадлежит особо важная роль. В частности, задания, помещенные
в них, помогают учащимся усваивать новые понятия.
Приведем в качестве примера первые два задания тетради
с печатной основой по теме «Прямоугольный параллелепипед и
и его объем».

83 . Материалы заданий.

Задание 1. Заполни пропуски в следующих
предложениях.
Чтобы узнать, является ли тело прямоугольным
параллелепипедом:
1) нужно сосчитать, сколько у него граней.
У прямоугольного парраллелепипеда;_________
граней;
2) нужно посмотреть, являются ли все

Рис. 15 грани тела прямоугольниками. У прямоугольного
параллелепипеда все грани
Задание 2. Определи, является ли это тело прямоугольным
параллелепипедом (рис. 15).
Решение. Сосчитаем, сколько граней у этого тела. У этого
тела граней. У прямоугольного параллелепипеда
__________ граней.
Ответ. Это тело не является _________________ .
Хотелось бы обратить внимание читателя на следующие особенности
приведенных заданий.
В них пропущено сравнительно немного слов: мы стремились
максимально освободить учащегося от непроизводительного
для урока математики труда. Конечно, пропущены не случайные
слова, а такие, которые заставят ученика лишний раз
обратиться к определениям, задуматься над последовательностью
операцйй и т. д.
Задачи представляют образцы и оформления, и рассуждений
и одновременно требуют выполнения строго определенной
деятельности. При этом учащиеся вынуждены работать с определением,
которое в рассматриваемой тетради приводилось здесь
же, перед заданиями. В ходе выполнения этих (и других) заданий
определение запоминалось. Как показал эксперимент, никакого
предварительного заучивания не потребовалось.
Итак, в тетрадь с печатной оснбвой полезно включать разъяснение
того, каким образом и в какой последовательности
должны выполняться операции, в ходе которых усваиваются
знания. Это разъяснение часто содержится в целых циклах заданий.
Например, при изучении темы «Прямоугольный параллелепипед
и его объем» учащиеся должны получить представление
об объеме как о числе, показывающем, сколько единиц объема
содержится в данном теле.
Деятельность, необходимая для усвоения понятия «объем
прямоугольного параллелепипеда», заключается в подсчете единичных
кубов, на которые может быть «разрезано» данное тело.
В ходе этой деятельности должен быть открыт удобный способ
подсчета: формула для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.

84 . Материалы заданий.

В комплексе учебного оборудования по этой теме деятель-
лость по пересчету единичных кубов осуществляется при помощи
разных предметов учебного оборудования, в том числе и при помощи
заданий 32-34 тетради с печатной основой, которые мы
приводим.
Задание 32. Определи объем тела (рис. 16).
Решение. Чтобы узнать объем тела, нужно сосчитать, сколько
в этом теле содержится В этом теле содержится 4
единиц объема. Значит, объем его равен_______________ ______ .
Ответ. Объем тела равен.
Задание 33. У этого куба одно из ребер увеличили в три
раза, а остальные измерения не меняли. Нарисуй получившийся
прямоугольный параллелепипед (рис. 17).

параллелепипеда.
Решение. Чтобы узнать объем прямоугольного параллелепипеда,
нужно подсчитать__________5 Ответ. Объем тела равен ________ ,
Задание 34. У этого куба два измерения увеличили в два
раза, а третье измерение не меняли. Нарисуй получившийся прямоугольный
параллелепипед (рис. 18).
Считая куб единичным, определи объем прямоугольного
параллелепипеда.
Ответ. Объем прямоугольного параллелепипеда равен.
Однако пересчет по одному единичных кубов, из которых
сложено тело, - нерациональный способ определения объема.
Нужны средства’обучения, которые позволили бы разъяснить
идею опосредованного подсчета числа единичных кубов, составляющих
прямоугольный параллелепипед. Эта задача также решается
при помощи различных предметов учебного оборудования,
и в частности заданий 35-37 тетради с печатной основой.
Задание 35. Найти объем этого прямоугольного параллелепипеда
кубических сантиметрах) (рис. 19).
Решение. Объем одного слоя равен куб. см. Всего ело-*
ев ____ . Объем прямоугольного параллелепипеда равен_________
куб. см.
Ответ _________ .

85 . Материалы заданий.

Задание 36. Длина прямоугольника 5 см, ширина 2 см.
Сколько кубиков с ребром в 1 см можно разместить на этом прямоугольнике
в один слой? в четыре слоя? Нарисуй получившиеся
при этом прямоугольные параллелепипеды и определи их
объемы (рис. 20).
Решение. В один слой на прямоугольнике можно разместить
кубиков. В четыре слоя на прямоугольнике можно разместить
_____ кубиков-.
Ответ. Объем прямоугольного параллелепипеда, составленного
из кубиков в четыре слоя, равен_________ куб. см,
Задание 37. Каждое измерение куба уменьшили в три раза
(рис. 21).
1) Нарисуй получившийся куб.
. 2) Разбей нижнее основание на такие квадраты, чтобы на
каждой квадрат можно было положить малый куб.
3) Сколько малых кубов можно уместить на нижнем основании
большого куба?
На нижием основании большого куба можно уместить _____
малых кубов.
4) Сколько малых кубов можно уместить на передней грани
большого куба? —
На передней грани большого куба можно уместить
малых кубов. ■
5) Считая малый куб единичным, определи объем большого
куба.
Ответ. Объем большого куба равен „
Учащимся легко подсчитать число единичных кубов, составляющих
данный прямоугольный параллелепипед, в том случае,
когда он разделен на кубы. Учителю нетрудно объяснить и то, что
объем прямоугольного параллелепипеда получается перемножением
его измерений или умножением площади основания
на высоту. Однако если этим ограничиться и сразу перейти к вы—
числению объемов с помощью формул, причем тренировать учащихся
лишь в перемножении чисел, то они очень скоро забудут
все наши рассуждения: в их сознании подсчет кубов не будет связан
с вычислением объемов по формулам. Но комплекс предусматривает
постепенное «снятие материализации». Например,
некоторое время учащиеся должны определять объем прямо-

86 . Материалы заданий.

угольного параллелепипеда, у которого указаны измерения, рассказывая
и показывая, каким образом подсчитывать единичные
кубы. Даже после того, как учащиеся успешно вычислили несколько
раз объем по формулам, полезно возвратиться (и не один
раз) к подсчету единичных кубов. Для этой цели могут быть использованы,
в частности, задания, аналогичные заданию 40 тетради
с печатной основой.
Задание 40, Измерения прямоугольного параллелепипеда
равны 6, 3 и 2 единицам длины (рис. 22).
1) Определи объем этого прямоугольного параллелепипеда.
Объем прямоугольного ^параллелепипеда ‘равен»
Получившееся число показывает _______________________ _.
2) Начерти единицу объема, с помощью которой измерен
объем данного прямоугольного параллелепипеда.
б) Тетрадь с печатной основой дает возможность отрабатывать
понятия и прививать учащимся навыки решения типовых
задач. Она же может подсказать пути решения нестандартных
задач.-Вот, например, два задания из той же тетради.
Задание 14. Сколько сантиметров проволоки пошло на изготовление
каркаса этого прямоугольного параллелепипеда
(рис. 23)? Реши задачу двумя способами.
Первый способ:
1) На ребра нижнего основания пошло см.
2) На ребра верхнего основания пошло ___ см.
3) На вертикальные ребра пошло см.
,4) Всего на каркас пошло _____ см.
Второй способ: —
1) На три неравных ребра пошло. ____ см.
‘ 2) Всего на каркас пошло см.
Задание 44. Объемпервого куба равен сумме объемов трех
остальных (рис. 24). Чему равно ребро первого куба?
Решение. По таблице кубов (смотри обложку1) находим,
что:
Объем куба с ребром 3 равен
1 На обложке напечатана таблица кубов чисел первой сотни.

87 . Материалы заданий.

Объем куба с реб,ром 4 равен _____ г
Объем куба с ребром 5 равен _____ *
Значит, сумма объемов всех трех кубов {равна 27+’________ +
4- - а это и есть объем первого куба.
По таблице кубов находим, что его ребро ‘равно
Ответ. Ребро первого куба равно
5. Использование материалов с печатной основой приводит
к большой экономии времени ученика и учителя, позволяет учителю
осуществить индивидуальный подход на каждом уроке, вовремя
помочь отстающим ученикам, «догрузить» сильных дополнительными
заданиями.
Приведем задание, которое может быть использовано с указанными
выше целями, из той же ТПО по теме «Объем прямоугольного
параллелепипеда».
Задание 28. По данным таблицы вычисли площадь пола
каждой комнаты, а затем объем каждой комнаты. Подсчитай
общий объем всех трех комнат

Тетрадь с печатной основой успешно используется и тогда,
когда формулировка задачи, связанная, например, с чертежом,
отнимает непропорционально много труда и времени по сравнению
с процессом решения. Вот пример.
Задание 7. Дорисуй изображение куба (рис. 25),

88 . Материалы заданий.

Задание 8. Обведи ребра изображенного
здесь прямоугольного параллелепипеда,
чтобы они оказались окрашенными в!
один цвет (рис. 26).
6. Важной особенностью тетради с печатной
основой является ее ярко выраженная
дидактическая направленность. С хорошо
составленной тетрадью ученик может
работать дома. Нам известны случаи, когда
ученики IV класса совершенно самостоятельно выполнили все
задания тетради «Объем прямоугольного параллелепипеда».
Подбирая правильную последовательность заданий и освобождая
ученика от выписывания части текста решения (предлагая
этот текст в готовом виде), мы тем самым даем ему направление
в решении задачи. Такое руководство необходимо при первоначальном
обучении новым понятиям и операциям.

89 . Материалы заданий.

,

Начнём с того, что в ч.1 ст. 34 (пункт 20) «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» закреплено право обучающихся «на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации». Важность и значимость данного вопроса подчеркивается и тем, что он рассмотрен в отдельной статье 35 «Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания»:

1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

К огромному сожалению, но Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не даёт определения таким понятиям как «учебник», «учебное пособие», «учебно-методические материалы», но при этом в статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» есть определение понятий «средства обучения и воспитания», которые определены как «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».

В связи с тем, что федеральным законодательством в области образования не дано определений таким понятиям как «учебник», «учебное пособие», «учебно-методические материалы», это и порождает ситуацию, когда родители отказываются приобретать тетради на печатной основе на личные средства, указывая на то рабочая тетрадь является учебным пособием, без применения которой невозможно усвоить материал по учебнику или относят рабочую тетрадь к учебно-методическим материалам, что весьма затруднительно.

Если законодательство в сфере образования не вводит понятий «учебник» и «учебное пособие», то наверняка есть толкование данных определений в других нормативно-правовых актах РФ? Да, существуют документы, в которых зафиксированы такие понятия. Рассмотрим самый важный из них — Государственный стандарт «ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», (введён Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст).

В данном документе даются следующие определения: «Учебный комплект — набор учебных изданий, предназначенный для определённой ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание». «Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, её раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утверждённое в качестве данного вида издания». «Учебное пособие — это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утверждённое в качестве данного вида издания». «Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета». изображениеРассмотрев данные определения, становится очевидным, что рабочая тетрадь на печатной основе (мы даже не рассматриваем вопрос «обычной» школьной рабочей тетради обучающегося) рассматривается как отдельная категория учебных пособий и выделяется как самостоятельный компонент учебного комплекта. Теперь вернёмся к формулировке части 1 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и внимательно прочитаем — «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия». Итак, на законодательном уровне никто не гарантировал предоставление учебных комплектов, отдельным компонентом которого является рабочая тетрадь. На что ещё стоит обратить внимание — «в пользование на время»! С трудом представляется пользование рабочей тетрадью «на время».

До декабря 2014 года на основании СанПиН 2.4.7.1166-02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделялись на: учебник; учебное пособие; практикум. Учебные издания нового поколения — учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т. п. — следует относить к практикумам. На сегодняшний день пункт 2.2 СанПиН 2.4.7.1166-02 утратил свою силу на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2014 № 78. Но и в этом документе, рабочая тетрадь не относилась к учебному пособию, а рассматривалась как отдельная категория. изображение Теперь вернёмся к определению «учебник» и «учебное пособие». И то, и другое определение заканчивается фразой «официально утверждённое в качестве данного вида издания». На федеральном уровне установлен порядок формирования перечня учебников и иных учебных пособий (приказ Министерства образования и науки РФ от 18.07.2016 г. № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Таким образом, не каждую изданную учебную книгу можно считать учебником, и тем более, использовать в учебном процессе. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда учитель-предметник предлагает родителям (законным представителям) учащихся купить пособие, которое, по его мнению, позволит лучше подготовить ребят к государственной итоговой аттестации, глубже раскрыть содержание предмета на углублённом уровне изучения предмета (профильное обучение, углублённое изучение отдельных предметов). Именно такие ситуации и начинают порождать всевозможные жалобы в органы исполнительной власти различных уровней. Давайте разберёмся и с этой ситуацией. За счёт средств бюджета гарантировано только то, что разрешено (рекомендовано!) Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. от 21.04.2016 г.) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» утверждён такой список учебников и учебных пособий, которые закупаются за счёт средств бюджета и выдаются обучающимся бесплатно в пользование на время. В данном перечне мы никогда не найдём пособий, которые могут быть рекомендованы учителем для использования в учебной деятельности (например, «ЕГЭ на 100 баллов» и пр.), тем более рабочих тетрадей. изображение Это абсолютно не означает, что такие пособия использовать нельзя или то, что они не соответствуют каким-то требованиям, просто они не входят в федеральный перечень учебников и учебных пособий, а, следовательно, не могут закупаться за бюджетные средства.

Требовать от образовательной организации выдавать такие пособия бесплатно во временное пользование — абсурд! Отдельного внимания заслуживает гарантия бесплатности пользования учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания. Данная гарантия установлена исключительно для обучающихся, осваивающих основные образовательные программы, реализуемые в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. В части 3 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Из этого следует, федеральный закон даёт право образовательной организации самостоятельно установить такой Порядок и что самое главное — не регламентирует вопросы платы за пользование учебниками и учебными пособиями. Анализ подобного регулирования позволяет сделать вывод о том, что оно может осуществляться как платно, так и бесплатно по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В связи с этим, рекомендуем образовательной организации разработать и утвердить локальный акт, который регулировал бы Порядок пользования библиотечным фондом. Напомним, что такой локальный акт должен быть согласован со всеми сторонами участников образовательных отношений, чьи интересы он затрагивает. Как же избежать ситуации, когда учитель рекомендует (порой настаивает) на необходимости купить то или иное пособие, а родители отказываются и жалуются на учителя, образовательную организацию во всевозможные органы исполнительной власти.

Во-первых, такие жалобы — показатель низкого уровня разъяснительной работы образовательной организации с родителями (начиная от рядового учителя, заканчивая директором школы), во-вторых, это показатель низкого уровня юридической грамотности самих педагогических работников, которые, выступая с такими инициативами и просьбами на родительских собраниях, не разъясняют родителям, что никто не обязан закупать за счёт средств бюджета такие рабочие тетради, пособия, а также и то, что это только может быть организовано на добровольной основе (не будем в этой публикации рассматривать вопросы незаконного сбора денежных средств). Чаще всего учителем фактически диктуется необходимость покупки тех или иных тетрадей, пособий, а родители только успевают подсчитывать объём необходимых «вложений».

Вот такой стиль работы только способствует тому, что школа «тонет» в разборках по письмам недовольных родителей. Понятно, что самое важное в решении таких конфликтных ситуаций — их профилактика, т. е. разъяснительная работа, которую необходимо грамотно организовать в образовательной организации: администрации с учителями, а последним в свою очередь с родительской общественностью. Администрация школы имеет в арсенале своих средств общедоступный информационный ресурс — официальный сайт образовательной организации, на котором необходимо разместить требуемые в соответствии с законодательством документы, в том числе и образовательную программу ОО, рабочие программы по предметам. Надеюсь, всем становится понятным, что в данных документах должны быть чётко обозначены все пособия, которые используются при реализации образовательной программы, рабочей программы по предмету.

И если возникает конфликтная ситуация, которую порождает сам учитель, то его за такие действия можно привлечь к ответственности. Другое дело, когда в документах образовательной организации указаны все учебные пособиях (сейчас даже не рассматриваем вопрос «почему» учитель их указал в рабочей программе), а директор школы всё утвердил…. Если образовательная организация для реализации стандарта указала в перечне обязательных иные учебные пособия (именно для учащихся), то здесь уже родители вправе задавать другие вопросы!

Последняя рекомендация — разработать локальный акт образовательной организации, который регулировал вопрос пользования библиотечным фондом, тем более, что частью 1 статьи 30 указано на необходимость иметь в наличии такой документ, так как он регулирует образовательные отношения. Итак, в «сухом остатке» — рабочая тетрадь на печатной основе не относится к перечню учебных пособий, которые предоставляются обучающемуся бесплатно. Использование таких пособий в учебном процессе может быть только на добровольной основе, при этом не может создавать ситуаций ограничения права обучающихся на получение бесплатного образования. Рабочая тетрадь на печатной основе оплачивается родителями (законными представителями). http://eduface.ru/consultation/pravo/rabochaya_tetrad_na_pechatnoj_osnove_kto_zhe_platit/