Как составлять путеводители школьных походов. Школьный туризм


Школьный туризм является могучим средством воспитания. Тяга к походам у подростков настолько сильна, что они в подавляющем большинстве предпочитают их любой другой форме летнего отдыха.


Работая с классом, можно использовать туризм для решения многих педагогических задач, например, по перевоспитанию «трудных».


Эффективность проведенных походов трудно переоценить: заметно обогащаются знания, умения и навыки учащихся, улучшается их отношение к учению; формируются такие черты, как дисциплинированность, чувство дружбы, трудолюбие, инициативность, смекалка, выносливость, смелость, любовь к природе и др.


Но без научно обоснованного педагогического руководства, правильной методики подготовки и проведения походов и путешествий туризм школьников в лучшем случае оказывается лишь оздоровительной прогулкой. В худшем же случае туризм может превратиться в свою противоположность – в бессмысленное бродяжничество, способствующее появлению отрицательных черт у учащихся.


Туристский поход должен быть максимально подчинен идее всестороннего развития личности. Для этого необходима продуманная система воздействия на учащихся, включающая в себя нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и политехническую подготовку. Поход должен способствовать с одной стороны углублению и расширению уже имеющихся у ребят знаний, а с другой – получению новых в процессе наблюдений различных явлений природы. Во время походов и путешествий надо вырабатывать у детей исследовательский подход к окружающему. Так, например, во время нашего путешествия одна группа учащихся должна была сделать характеристику экономики многоотраслевого колхоза-миллионера «Трудовик» Курдайского района, Джамбулской области. Учащиеся заранее были обучены методам целенаправленного наблюдения, ведения бесед с представителями колхоза, использования статистических данных и др. Другая группа изучала городище древнего города Якалыга, на территории которого был расположен колхоз.


Третья группа собирала данные о революционном прошлом села, об участниках Великой Отечественной войны, о первых пятилетках. Четвертая группа изучала природные данные колхоза и его окрестностей. Эти задания по всем объектам, намеченным для изучения на маршруте учащиеся получили задолго до начала путешествия, а потому успешно их выполняли. При объединении ребят в отдельные группы, учитывались их индивидуальные особенности, их склонности.


Физическое воспитание в походе планировалось по трем направлениям:


1. Санитария и гигиена.


2. Физический труд.


3. Физкультурные упражнения.


Задача санитарно-гигиенической работы – привитие ряда знаний, умений и навыков, обеспечивающих предупреждение заболеваний, оказание необходимой помощи в случае недомогания, разумный учет погодных условий днем и ночью, содержание в чистоте мест стоянок и т. д. Физический труд в походе – это в основном труд по самообслуживанию (заготовка дров, приготовление пищи, приведение в порядок инвентаря и др.). Вместе с тем, на длительных стоянках школьники могут оказывать посильную помощь труженикам села. Так, например, в колхозе «Трудовик» мы в течение трех дней по несколько часов работали на колхозном току, а также помогали собирать яблоки в колхозном саду. Физкультурно-спортивные мероприятия в походе не должны занимать слишком много времени. Обязательной должна быть утренняя зарядка, после дневного отдыха – непродолжительная (около часа) игра в мяч, организованное купание в водоемах, не очень утомляющие подвижные игры в конце рабочего дня. А в некоторые дни у нас, например, совсем не было никаких спортивных игр, но ребята не замечали этого, потому что были заняты интересной работой.


Планируя физическое воспитание учащихся в походе, надо исходить из данных о состоянии их здоровья, учитывать уровень санитарно-гигиенической культуры, отношение к труду. Все это необходимо учитывать как при подготовке к походу, так и во время похода.


Походы имеют большое значение и для нравственного воспитания школьников. Они заключают в себе поистине неограниченные возможности для выработки и закрепления нравственных норм и правил поведения, помогают предупреждать и преодолевать отрицательное в поведении учащихся, например, антиколлективизм, безынициативность, застенчивость, лень, трусость и др. Готовясь к походу, надо постараться продумать, предусмотреть различные ситуации, которые помогли бы учащимся выработать положительные и искоренить отрицательные черты своего характера.


Миша Д. был слабым учеником, с трудом успевал на тройки, в классе у товарищей не пользовался авторитетом. Вместе с тем у мальчика были, что называется, «золотые руки»: он хорошо владел плотницким инструментом, мог починить разорвавшийся ботинок, проявлял завидную сообразительность в бытовых ситуациях. Надо было сделать так, чтобы ребята увидели и по достоинству оценили все его умения и навыки. Поэтому для Миши заранее были подобраны соответствующие поручения, такие, например, как установка стенда для походной газеты, устройство «печки» для приготовления пищи, контроль за правильностью установки палаток и т. п.



Большое внимание в походе уделялось трудовой и политехнической подготовке учащихся. Маршрут разрабатывался с таким расчетом, чтобы ребята имели возможность познакомиться с рядом промышленных и сельскохозяйственных объектов. Так, например, в одном из походов предполагалось тщательно изучить Чумышскую водоподпорную плотину, посетить высокомеханизированные молочно-товарные фермы в колхозах и совхозах и т. д. Большие возможности предоставляют туристские походы для организации встреч с представителями различных профессий. Во время нашего похода внимание ребят особо обращалось на наиболее существенные стороны деятельности механизаторов, врачей, садоводов, зоотехников, инженеров, агрономов, рабочих, ученых, с которыми приходилось встречаться в путешествии.


При разработке маршрутов путешествий проводились консультации с учителями-предметниками, которые дали очень много ценных советов. Так, например, географ рекомендовал обратить внимание ребят на результаты действия сил выветривания в Курдайских горах; учительница литературы советовала прочитать с ребятами повесть Д. Фурманова «Мятеж», где очень интересно описан Курдайский перевал, а также другие места, которые должен был посетить отряд; биолог подсказала, где можно увидеть рисовые плантации, дала перечень названий многих растений, животных, птиц, насекомых, которые могут встретиться в пути; учитель пения разучил с ребятами походные песни.


Такие консультации – важнейшее условие результативности походов в познавательном и в воспитательном отношении.


Перед каждым походом необходимо проводить и соответствующую работу с родителями, чтобы они дома следили за подготовкой детей к походу, например, напоминали, чтобы регулярно делалась физзарядка, чтобы готовились атрибуты личного походного снаряжения и т. д. Главная помощь родителей в подготовке к походам заключается в полном информировании классного руководителя об особенностях своих детей.


Подготовка к летнему походу должна вестись длительное время. Об этом забывают иногда в школах: ни в одном из просмотренных семидесяти трех планов классных руководителей, планов руководителей географических и исторических кружков за первые три четверти учебного года мы не встретили упоминания о подготовке к походу. Об этом руководители начинают думать буквально за несколько дней до окончания учебного года.


Подготовку к летнему походу по родному краю мы начинали уже в сентябре и вели ее весь год. Следует обратить внимание на отличие подготовки к первому походу от подготовки к последующим. Готовясь к походу впервые, особое значение надо придавать дисциплинированности учащихся, их послушанию и исполнительности. Чтобы привить ребятам умения и навыки целенаправленного наблюдения, можно в течение учебного года проводить экскурсии по городу, выходы в его окрестности. Так, например, мы с классом проводили экскурсии на промышленные предприятия, изучили все исторические места и памятники г. Алма-Аты, сделали несколько тренировочных выходов в окрестности города. Каждая экскурсия проводилась под девизом: «Больше видеть – больше знать». Ребята приучались вести дневниковые записи, фотографировать, делать фотомонтажи об экскурсии, учились наблюдать и осмысливать увиденное и услышанное. После каждой экскурсии по городу или выхода в его окрестности учащимся обязательно давалась оценка поведения.


Многое из того, что делается при подготовке «первому походу впоследствии не требует уже времени и усилий, однако начатая работа по воспитанию дисциплинированности, навыков исследования обязательно должна продолжаться и в дальнейшем. Подготавливая поход, классный руководитель должен помнить о том, что живой интерес учащихся к походу, желание принять в нем участие зависят во многом от того, какое представление составится у ребят о предстоящем походе. Так, например, при подготовке к двадцатидневному туристскому путешествию по маршруту Алма-Ата – Фрунзе – Джамбул – Таласская долина ребята прочитали соответствующую литературу, встретились с археологами из Академии наук КазССР, узнали, что они увидят следы раскопок древнего Тараза, гробницы Айша-Биби и Бобаджи-Хатум, дойдут до знаменитого кумбеза Манаса, будут любоваться чарующим зрелищем истока реки Талас и многое другое. Готовясь к путешествию по маршруту Алма-Ата – Пржевальск, наши ребята из литературы и из рассказов сведущих людей узнали, что на их пути встретится древнее тюркское городище Баласагун, его предместье Кирмирау, где вот уже более тысячи лет стоит знаменитая башня Бурана, незабываемое по своей красоте Боомское ущелье, множество населенных пунктов, санаториев и т. п. Из работ Семенова-Тян-Шанского ребята узнали, что на дне Иссык-Куля в ясный, погожий день можно видеть следы затопленного в древние времена города. Узнали они и о том, что в районе села Богатыровки можно под водой найти предметы, свидетельствующие о том, что на месте нынешнего Иссык-Куля когда-то жили люди. Во время предварительного изучения маршрута мы переписывались со школьниками тех мест, которые собирались посетить. На протяжении всего учебного года ребята получали очень интересные письма. Нам писали, что с радостью встретят нас и помогут лучше изучить достопримечательности села или города, сообщали очень ценную информацию. Каждое из таких писем было праздником в жизни класса, и чем больше ребята узнавали о маршруте, тем сильнее становился их интерес к походу.


Проведение похода требует от классного руководителя огромного педагогического мастерства.


Как показывает опыт, всю жизнь путешествующего отряда следует строить на принципах самоуправления.


В походе, как правило, из числа наиболее опытных, сообразительных ребят выбирается командир отряда. Ему подчиняются старшие групп. Каждый из участников похода четко знает круг своих обязанностей. Все это обеспечивает довольно слаженные действия отряда. На первый взгляд может показаться, что в таком случае роль классного руководителя заключается лишь в факте его присутствия в отряде. Но это только на первый взгляд! При подготовке к походу невозможно предусмотреть все неожиданности, все трудные ситуации, а они возникают на каждом шагу. Задача руководителя состоит в том, чтобы быстро, правильно, педагогически оправданно действовать в таких случаях.


Закончен трудовой день в походе. Каждая группа сделала общий обзор района вокруг стоянки, редколлегия вывесила первый номер стенной газеты «Юный путешественник». Некоторые ребята показывают сделанные зарисовки. Приближается отбой. Командир отряда показывает список ночных дежурств. Юру М., помня о его боязливости, решили поставить не в два часа ночи, а в двадцать три часа сегодняшнего вечера. Все разошлись по палаткам. Сначала на посту стоит бесстрашный Витя С., Юра его сменяет. Он берет у Вити карманные часы, фонарик, свисток, альпеншток. Пост в десяти метрах от палаток. Мальчик как-то странно озирается вокруг, потом, переступая с ноги на ногу, поворачивается несколько раз на триста шестьдесят градусов и таким образом движется все ближе и ближе к палаткам. Не справляется с нашедшим на него страхом! Приходится, умышленно громко кашлянув, выйти из палатки. Юра мгновенно оказывается на положенном месте.

– Все в порядке?

– Не страшно?

– Чуть-чуть.

– Мне тоже было страшно первый раз в армии, потом ничего, привык. Надо учиться подавлять страх.

До смены Юра стоял не подвинувшись в сторону палаток ни на один метр. Со временем он стал значительно смелее. А после окончания школы, будучи солдатом-пограничником, в первом же письме вспомнил о наших походах и, между прочим, написал: «Тут некоторые солдаты сначала боялись не меньше, чем я тогда на озере. Те дежурства пошли мне впрок».


О подведении итогов похода надо думать не после его окончания, а... задолго до его начала. Учащиеся должны заранее знать, что по окончании похода предстоит сделать отчетную выставку, пополнить экспонаты школьного музея.


По возвращении из похода весь собранный материал мы оставляли в школьном музее. С первых же дней сентября приступали к его обработке, приглашая на помощь учителей, обращаясь к ученым. После обработки материала устраивали выставку, на которой экскурсоводами были участники похода. На выставку приглашались не только учащиеся, но и родители. После выставки часть находок передавалась в Республиканский краеведческий музей, остальные оставались в школе.


В заключение проводился пионерский сбор или, когда ребята стали взрослее – классное комсомольское собрание, на котором анализировался поход, подводились его итоги, утверждался план подготовки к новому путешествию.


Некоторые из наших находок хранятся и экспонируются в Республиканском краеведческом музее КазССР. Там можно увидеть фрагменты древних водопроводных труб, тюргешские монеты, керамическую плиту с изображением человеческих фигур, свидетельствующую о том, что в Чуйской долине жили когда-то тюрки-несторианцы, с которыми встречался французский посланник Вильгельм Робрук, следующий в резиденцию монгольского хана Менке и оставивший запись об этом в своем дневнике; свистящую монгольскую стрелу, проторчавшую в стене башни Бурана свыше семисот лет и обнаруженную нами во время одного из походов; фрагменты древней керамической посуды. В Джамбулском областном краеведческом музее экспонируется найденный нами в пойме реки Чу бронзовый рыцарский шлем.


В альбомах школьного музея хранится множество снимков. На многих фотографиях интересные люди, с которыми юные туристы встречались в походах. Среди них писатели С. Муканов, М. Зверев; М. Горшкова, лично знавшая Пржевальского и много о нем рассказавшая ребятам; прославленный альпинист Р. Маречек; председатель колхоза-миллионера П. Зайцев и другие.


В классе, с которым мы побывали в пяти многодневных путешествиях (от 20 до 35 дней), было девять «трудных» подростков. Все они успешно закончили школу, стали хорошими людьми. Конечно, перевоспитание этих подростков оказалось возможным не только благодаря организации туристских походов. Но не будь их, притягательность жизни класса была бы слабее, а возможностей воздействовать на учащихся значительно меньше.


А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что человека надо не лепить, а ковать, то есть создавать цепь таких трудностей, таких упражнений, благодаря которым формируются положительные качества личности. Школьный туризм при условии использования всех его педагогических возможностей можно считать поистине кузницей по выковыванию многих черт подрастающего поколения.



Туризм всегда привлекал школьников. В походы они ходят с огромным удовольствием. Что их притягивает? Скорее всего, неформальная обстановка общения, новизна впечатлений, романтика и дух приключений.

Однако поход – это не только удовольствие, но и большая работа. Прежде всего, необходимо определиться, какой именно поход устроит весь класс, с какой целью в него отправляются?

Самое главное при организации похода – найти интересную, значимую цель. Это могут быть походы приключенческие (например, джиппинг), научные (орнитологические, этнографические и т.д.), познавательные (узнать о местности новые факты, посетить местные музеи, исторические места). А могут быть просто прогулки с попутным сбором ягод, грибов, рыбной ловлей, или целью может быть элементарный отдых на природе.

Интересно узнать, увидеть свой родной край не из окон квартиры или транспорта, а воочию? Поэтому столь непривлекательные, на первый взгляд, походы по пригородам оказываются на самом деле увлекательными и познавательными.

Можно просто идти в поход, а можно – в составе научной экспедиции. И помогать специалистам в их научной работе: археологических раскопках, восстановлении исторических объектов, наблюдении за животными, птицами и протоколировании этих сведений и т.д.

Интересны и походы с образовательной целью: пройти, к примеру, по пушкинским местам в Ленинградской и Псковской областях. Притом по дороге, по которой проезжал сам великий поэт, зайти на почтовую станцию (ныне – музей станционного смотрителя), где он отдыхал. Пройти пешком, прочувствовать, впитать красоту края, вдохновлявшего великого художника слова. Тогда его стихи и прозаические произведения будут восприниматься совсем по-другому.

Можно наметить несколько провинциальных городков и поставить цель изучить их достопримечательности.

Можно отправиться в пеший поход и по совершенно незнакомой местности, предварительно добравшись к началу намеченного пути на каком-либо виде транспорта (автобусе, поезде, самолете). Очень популярны походы школьников в любое время года по Кавказу. Дети возвращаются домой усталые, но довольные: иной климат, экзотическая местность, масса новых впечатлений – все загадочно и интересно.

При финансовой доступности познавательны и увлекательны походы в других странах.

Пользуются популярностью лыжные походы, велосипедные, конные, на джипах, на байдарках по реке. Но в этом случае требуется хорошая специальная физическая подготовка.

С какой бы целью ни отправились школьники в поход, это всегда незабываемые впечатления, новые знакомые, приобретение полезных навыков, умений, знаний. К примеру, если ребята были в пешем походе, то умение ориентироваться, быстро разжечь костер, поставить палатку, приготовить пищу из того, что имеется под руками.

Чтобы поход прошел успешно и все участники остались довольными, организаторам этого мероприятия нужно проделать огромную предварительную работу.

Сложно выбрать цель и маршрут. Чтобы их приняли все ребята класса, которые собираются участвовать в походе, взрослым необходимо правильно и доступно представить выбранную большинством программу, подчеркнуть особо интересные моменты, заинтересовать. Цель и схема маршрута должны быть объяснены всем ребятам и поняты ими: сколько километров планируется преодолеть за день, каков распорядок дня, что каждый должен делать на привалах. Иначе кто-то думает, что идет прогуляться, кто-то – знакомиться с достопримечательностями и т.д. Начнется недовольство, недопонимание.

Каждый ребенок должен понимать свою роль в походе. Кто будет помощником руководителя, кто казначеем, поваром, завхозом и т.д.

Каждый поход, сколько бы он ни продолжался: день, неделю – должен логично завершиться отчетом. Это могут быть фотографии, короткие заметки, интересные зарисовки.

Поход для учащихся 6 - 7 классов, Конспект

Сценарий похода "Кто куда, а мы в поход!"

Автор :заместитель директора по ВР, учитель географии и истории, ОГКОУ Чернцкая школа - интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, Ивановская область.
Описание: сценарий похода будет полезен для учителей физкультуры, классных руководителей и воспитателей в ходе проведения недели физкультуры и спорта, а также в целях сплочения детского коллектива.
Цель: вызвать у ребят положительный эмоционально - психологический настрой и желание вести здоровый образ жизни.
Задачи:
познакомить детей с основами отдыха в природных условиях, назначением определенных предметов, необходимых в походе;
закрепить на практике знаний основ безопасного поведения на природе;
воспитывать бережное и внимательное отношения к окружающей среде, пробудить чувства любви к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Уважаемые ребята, здравствуйте! Настает удивительное время - время походов.
Поднимите руку, кто хотел бы отправиться в поход по родному краю?
Сегодня мы с вами отправляемся в поход.
Много нас открытий ждет.
А поход наш не простой,
Слет туристов, вот какой!
С вами мы сейчас не дети
Взрослые туристы мы.
Справимся со всем отважно
Все преодолеем на пути.
Наш туристический поход
Нам здоровье принесет.
Чтобы стать туристом, знающим и любящим природу, надо ходить в походы. Сегодня мы поиграем, проведем соревнования, чтобы проверить вашу готовность к настоящему походу.
Сейчас, мы с помощью считалки разделимся на две группы.
Туристическая считалка.
Чуть свет,
А он уж на ногах.
С душою в рюкзаке,
Горами, тропами,
Мечтами,
И ветром в голове.
Мы пройдем путь по лесным тропам и победит в нашей игре та команда, которая первой пройдет этот путь.
В заданиях за каждый правильный ответ команды будут получать жетоны в километрах (1 км). В конце игры подведем итог. Команда «прошедшая» больше «километров», будет победительницей.
Итак, испытания начинаются. Нужно собраться в поход. Что взять с собой? Сейчас мы это узнаем.
Задание 1. Собираемся в поход.
Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ жетон.
1.Качается стрелка туда и сюда,
Укажет нам север и юг без труда. Компас


2. Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
А в поход пойдешь со мной –
Я повисну за спиной. Рюкзак


3. На что взглянет этот глаз -
Все картинке передаст. Фотоаппарат


4. В поход идут и дом берут,
В котором люди, не живут. Палатка


5. Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху сварить,
Чай душистый кипятить. Котелок


6. Отдельно - я не так вкусна,
Зато красива, солона,
И в пище - каждому нужна. Соль


7. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. Хлеб


8. Море - мелко.
Берега - тарелка.
Посреди кипучих вод
В море тонет пароход.
Зачерпнул картошку-
Накормил Антошку.
Ура! Мель видна!
Море выпито до дна! Ложка


В походе очень важно вкусно и разнообразно питаться. Кулинарные навыки отдельных туристов, иногда превращаются в увлечение, приятное и для себя и для товарищей по походам.
Задание 2. Туристическая кухня.
За правильный ответ участники получают жетон.
1. Какой способ используют туристы для того, чтобы испечь картошку с румяной и хрустящей корочкой? Вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу. Менее известный способ: в большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок, закрывают в него картошку и обкладывают его горячими углями; примерно через час картошка готова.
2. Как испечь в походе рыбу, используя деревянные или металлические пруты? Насадить рыбу на пруты и поместить над горящими углями костра.
3. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. Щавель
4. Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? Иван-чай; листья брусники
Еще в походе для приготовления пищи можно использовать грибы.
Задание 3. Грибное ассорти.
От каждой команды выходят знатоки грибов и по иллюстрациям определяют съедобные и несъедобные грибы.
Задание 4. Экологические задачи.
1. В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает до 9 деревьев.
Решение. 2 часа=120 мин. 120: 10 = 12 12 * 9=108 (деревьев)
Ответ: за 2 часа погибнет от пожара 108 деревьев.
(Запомните! Стекло, оставленное в лесу, может стать причиной пожара. Почему?)


2. В нашем Лежневском районе живёт около 81800 человек. Представим, что каждый двадцатый из них, побывав в соседнем лесу, бросит там пакетик из-под чипсов и пластиковую бутылку. Сколько всего пакетов и бутылок будет под каждым деревом, если в лесу 100 елей, 100 берёз, 100 осин и 100 клёнов.
Решение. 81800:20=4090 (мусора) 100+100+100+100=400(деревьев)
4090:400=10(шт.)
Ответ: под каждым деревом приблизительно 10 штук мусора.
3. Одна бабочка, в среднем, чтобы быть сытой, должна пробовать нектар семи цветков. Сколько бабочек останутся без обеда, если гуляя по лугу, мы сорвем для букета 56 цветков?
56:7=8 (бабочек)
Ответ: 8 бабочек останутся без обеда.


4. При правильном ведении лесного хозяйства после вырубки леса просеку полностью очищают от хвороста и остатков древесины. Срубленные стволы, временно на лето оставляемые в лесу, полагается очищать от коры. Какое значение для леса имеют эти правила?


Ответ: выполнение описанных правил предотвращает возникновение очагов насекомых-вредителей, которые в дальнейшем могут переселиться на живые деревья.
А сейчас проверим, как вы знаете растения нашего леса.
Задание 5. С какой ветки – детки?
Давайте найдем, с какой ветки эти детки.
У каждой команды есть плоды различных растений. Я буду поднимать вверх веточку любого растения со словами:"У кого детки с этой ветки?" У чьей команды есть плоды этого растения, поднимают руки. Так веточка найдет свой плод.
В походе предсказывать погоду можно по различным признакам. Сейчас проверим, умеете ли вы делать это?
Задание 7 .Погода.
1. Воробьи купаются в пыли. Будет жарко.
2. Идет дождь, и в лужах пузыри. Дождь затяжной.
3. Комары, лета¬ю¬щие тучами после захода солнца. К хорошей погоде.
4. Ласточки летают низко над землей. К дождю.
5. Обильная роса по утрам. К хорошей погоде.
6. Муравьи закрывают ходы в муравейнике. К дождю.
Молодцы! Уверенна, что плохая погода не застанет вас врасплох. Туризм и природа – понятия неразделимые. Природа прекрасна – она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче и богаче. Важно не только самому стать на защиту живой природы, важно убедить в этом своих товарищей, важно уметь сказать «нельзя», когда это необходимо.
Задание 7. Правила поведения в походе.
После произнесения мной фразы вы должны сказать соответствующее слово – «нельзя» или «нужно».
1. Разрушать памятники природы. Нельзя
2. Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам. Нужно
3. Оборудовать и очищать места отдыха. Нужно
4. Выкапывать растения. Нельзя
5. Загрязнять природную среду. Нельзя
6. Оберегать и подкармливать животных и птиц. Нужно
7. Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда. Нельзя
8. Сохранять и охранять памятники культуры и природы. Нужно
Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Испытания вы выдержали, а теперь проверим, сколько «километров» преодолела каждая команда. Членам команды – победительницы вручаются медали «Бывалому туристу», а второй команде, тоже успешно прошедшей путь, вручаются медали «Начинающему туристу».
Объявляются итоги конкурсов, вручаются медали и сладкие призы. Теперь вы настоящие туристы, счастливых вам дорог, ребята!
Источники:
Волина В. Загадки от А до Я. – М.: ОЛМА – Пресс, 1999. – 316с.
Если вы в лесу…Вам поможет лесная кухня// Юн. Натуралист, - №8 2001
Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // Нач школа №6 2000
Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М.: Просвещение, 1996. - 220с.

Помнится, закончил я девятый класс, и нам, в качестве награды и поощрения за прилежную учёбу (ну, хотя, как прилежную, вероятнее терпимую), нас наша классная руководительница решила наградить совместным походом в лес. После последнего звонка и торжественных мероприятий весь класс, одетый в старую спортивную форму (видок ещё тот), с рюкзаками, палатками и провизией выступил в пеший поход к ближайшему лесу. Наша классная руководительница, Татьяна Даниловна, обременённая социальной нагрузкой в виде похода, без особого энтузиазма замыкала шумную колонну, мнивших себя взрослыми, девятиклассников. Её окружали девочки из числа так называемых отличниц, которые вели с ней увлекательную беседу на отвратительно скучные темы.

Неизменным атрибутом каждого похода в лес является котелок для приготовления походной каши.

Этот тяжёлый, снаружи испачканный толстым слоем сажи, предмет, все наотрез отказывались нести. Тяжёлая участь передвигать этот злополучный котёл выпала мне и моему соседу по парте.

Сначала мы вместе с остальными ребятами шли и оживлённо рассказывали анекдоты, но с каждым десятком метров, нас все сильнее и сильнее стал беспокоить один вопрос: «Почему от котелка у двух спортивных ребят стали постепенно «отваливаться» руки?». Было принято судьбоносное решение заглянуть в эту металлическую ёмкость. Каково было наше удивление, когда внутри, вместо неочищенного картофеля и пшенной каши мы обнаружили впечатляющий своими размерами, украшенный кремовыми розочками и шоколадными лепестками, манящий до изнеможения, торт.

К этому времени мы изрядно проголодались. Искушение попробовать это чудо кулинарного искусства всё больше и больше нарастало с каждым шагом. Мы переглянулись, и наши ноги стали инстинктивно ускоряться, так что вскоре мы обогнали всех наших одноклассников на добрых полкилометра.

Спрятавшись за ближайшим кустарником, мы сначала бережно, пальчиком, сняли с верхушки торта по розочке. Потом, наверно уже не контролируя себя, достали ложки из походных рюкзаков и аккуратно, ложка за ложкой, стали дегустировать торт. Изначально задумывалось, что этого никто не заметит, но в конце дегустации, торта осталось чуть меньше половины. Хотя, в этом были и свои плюсы: котелок заметно убавил в весе, и нести его было намного легче. До того, как мы пришли в назначенное место в лесу, мы ещё несколько раз делали подобные марш-броски, так что, в конечном результате, торта осталось примерно пару кусочков.

Конечно, выслушивать упрёки и морали по этому поводу не особенно хотелось. Мы стали ныть, что нести эту ношу у нас вообще нет сил, а потому учительница поручила оставшийся отрезок пути нести котелок ещё кому-то... Наконец-то свершилась наша мечта! Карта путешествий привела нас на обширную поляну, на которой одноклассники с туристическим опытом стали разбивать палатки.

Так как я в этом не сильно разбирался, то решил заняться разжиганием костра и собиранием хвороста.

Вскоре, девочки расстелили покрывала и накрыли стол. Так как кашу сразу варить не планировали, то к нашему великому счастью, злополучный котёл, поставили за одной из палаток и на этот вечер о нём забыли.

Впрочем, как и на следующее утро, из-за насыщенного событиями и впечатлениями отдыха, о торте никто и не вспомнил, или не придали этому значения. Дальше всё было по стандартной схеме: какие-то банальные детские игры, типа «в прятки», песни с гитарой у костра и какие-то нудные истории нашей классной руководительницы.

Самое интересное началось только тогда, когда кроваво-яркое солнце скрылось за верхушками ближайших деревьев.

Игры стали заметно взрослеть. Вместо пряток и салочек, закрывшись в палатке и предварительно проследив, где находится недремлющее око нашего преподавателя, прислушиваясь к малейшим шорохам, мы открыли бутылку с водкой. Фотоотчёт этой части путешествия, в отличие от официальных мероприятий, к сожалению, не сохранился. Это был первый раз, когда я, с видом матёрого знатока и ценителя, пробовал спиртное.

Её было мало, на каждого из присутствующих, совсем по чуть-чуть. Но она настолько сильно подействовала, что остальную часть ночи я помню смутно. Помнится, что почти не спал, вроде бы ходили купаться на речку. Запомнилось только, как жёлтый диск луны освещал на водной глади длинную золотистую дорожку. Потом была ещё одна игра, по крайней мере, для меня, она была на то время слишком взрослой. Это игра «в бутылочку». Уже осмелев, и не боясь преподавателя, которая предусмотрительно не замечала наших, мягко говоря, нетрезвых разговоров, мы играли всё той же бутылкой из под спиртного.

Утро было не таким феерическим, как вечер и ночь.

Мне пришлось испытать ещё одно новое ощущение, когда, после «вчерашнего», болела голова, и сильно хотелось пить. Я, в отличие от моих, более-менее опытных одноклассников в этом деле, чувствовал себя ужасно. Вскоре, после завтрака, у учительницы появились какие-то неотложные дела, и мы поспешно стали собираться домой.

После этого было ещё много походов, и с палатками, и просто на шашлыки в лес, но этот был неповторимым, по крайней мере, таким он останется в моей памяти.

Введение.

Для любителей активного отдыха, стремящихся к расширению внеурочной деятельности, усилению мотивации к занятиям физической культурой и спортом рекомендую обратить внимание на организацию туристских походов в каникулярное время. Некоторые практические рекомендации помогут правильно подготовить и провести поход.

Цели походов:

Спортивные – получение туристского опыта у членов группы, приобретение высотной акклиматизации, выполнение спортивных разрядов.

Воспитательные – воспитание чувства ответственности за бережное отношение к природе (экологическое воспитание). Работа над нравственными категориями (ответственность, добро, справедливость, долг, достоинство, совесть, взаимовыручка).

Оздоровительные – повышение физических и моральных качеств участников похода, закаливание организма.

Учебные – изучение и освоение новых районов, посещение природных, культурных, исторических памятников.

Форма организации детского коллектива.

Перед проведением многодневного похода необходимо организовать несколько походов выходного дня, где участники знакомятся друг с другом, получают первичные туристские навыки. Здесь, в процессе коллективной творческой деятельности, можно пронаблюдать за особенностями характера воспитанников, составить психологическую характеристику для каждого. Это имеет большое значение, так как главным достижением в организации походов является создание группы, способной к самостоятельной совместной деятельности, где принятие коллективного решения происходит с учётом индивидуального мнения каждого.

Перед походом необходимо выбрать, с учётом склонностей и желания, командира группы, завхоза, ответственных за общественное снаряжение, ответственных за ремонтный набор, ответственных за аптечку, казначея (ответственного за финансовые расходы на маршруте), летописца (ведение путевого дневника), фотографа (составление фотоотчёта).

Группа планирует график дежурства на время проведения похода, составляет меню, закупает продукты.

В походе каждый участник отрабатывает навыки по передвижению на маршруте, установке лагеря, заготовке дров, воды, приготовлению пищи. А главное – учится жить в коллективе, нести ответственность за порученное ему дело.

Правовая база:

  1. Закон РФ “Об образовании” от 13.01 1996г. №12 ФЗ.
  2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования от 7.03.1995г. №233 и изменениями и дополнениями от 22.02.1997г. 212.
  3. Приказ Минобразования РФ от 13.07.1992г. №293.
  4. Приложение к приказу №293 от 13.07.1992г. – “Инструкция по организации и проведению тур.походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ.

Подготовка похода.

1. Приказ о выходе группы на маршрут (по учебному учреждению с печатью и подписью директора).

В приказе указывается:

  1. Цели и задачи похода (оздоровительная, воспитательная, обучающая).
  2. Состав участников, руководителей и заместителей руководителей (согласно инструкции приказа №293 от 13.07.1992г. по Минобразованию РФ).
  3. Географический район путешествия.
  4. Сроки проведения похода.
  5. Ответственность со стороны руководителя и заместителя за жизнь и здоровье участников.

2. Разработка маршрута, оформление маршрутных документов.

  1. Комплектование и подготовка группы (в соответствии со сложностью маршрута и климатическими условиями географического района путешествия), выполняется исходя из “Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками студентами РФ” – п.3 – “Требования к руководителю, (помощнику) руководителя и участникам туристкого похода, экспедиций и экскурсий”.
  2. Выбор района похода.
  3. Подготовка картографического материала.
  4. Проведение занятий “Элементы топографии и ориентирования на местности” (в помещении и на местности).
  5. Оформление маршрутного листа.

5.1 Приказ о походе;

5.2 Состав участников и руководителей;

5.3 Нитка маршрута с указанием дат и мест ночёвок;

5.4 Отметки МКК (если требуются);

5.5 Даты начала и окончания туристского похода;

5.6 Печать и подпись руководителя учреждения, выпускающего туристскую группу;

5.7 График дневных переходов с указанием мест и дат ночёвок.

3. Разработка графика дневных переходов (в соответствии с готовностью группы, учётом рельефа, климатических особенностей географического района путешествия).

Снаряжение.

Пример личного и общественного снаряжения в пешем туристском походе в тёплое время года в равнинном районе (Московская область).

Личное снаряжение:

  1. Рюкзак с вкладышем (в качестве вкладыша можно взять плотный мешок для мусора объёмом 50 л или гермомешок для водных походов).
  2. Коврик туристский.
  3. Накидка от дождя.
  4. Спальный мешок;
  5. Посуда личная (ложка, нож, миска, кружка).
  6. Спички.
  7. Фонарь.
  8. Головной убор.
  9. Штормовой костюм.
  10. Свитер.
  11. Куртка лёгкая.
  12. Брюки тренировочные.
  13. Бельё – два комплекта.
  14. Рубашка (футболка).
  15. Носки простые – 3 пары.
  16. Носки шерстяные – 3 пары.
  17. Ботинки туристские.
  18. Запасная обувь (кеды или кроссовки).
  19. Умывальные принадлежности.
  20. Средства от комаров.

Общественное снаряжение:

  1. Компас – не менее двух.
  2. Карта, схемы.
  3. Сухое горючее (оргстекло).
  4. Аптечка медицинская.
  5. Ремонтный набор.
  6. Котелки 2-3 штуки (на 5-6 литров).
  7. Половник.
  8. Костровое снаряжение (таганок, тросик).
  9. Палатки туристские с тентами.
  10. Тент костровой.
  11. Топор, ножовка (на случай дождя).
  12. Сапёрная лопатка.

Медицинская аптечка:

  1. Перевязочный материал (бинты, вата, салфетки).
  2. Антисептики (йод, перекись водорода, мозольная жидкость, марганцовка).
  3. Пластыри (бактерицидные, ленточный, мозольные).
  4. Ножницы, жгут кровоостанавливающий медицинский.
  5. Фонарь, спички.
  6. Крем обычный, заживляющий.
  7. Мумиё.
  8. Жаропонижающие (аспирин, парацетамол, эффералган).
  9. Сердечные (валидол, нитроглицерин).
  10. Болеутоляющие (анальгин, баралгин, солпадеин).
  11. Желудочные (фталазол, бисептол, но-шпа, фестал, активированный уголь).
  12. Противоаллергические (супрастин, тавегил, диазолин).
  13. Противопростудные, от кашля (бромгексин, лакричные таблетки (палочки), фарингосепт, стрептоцид, стрепсилс).
  14. Согревающие растирки (“звёздочка”, финалгон, випроссал, эфкамон).
  15. Бинт эластичный.
  16. Пакет для охлаждения (заморозка).
  17. Аммиак (держать отдельно от аптечки и продуктов).;

Ремонтный набор:

  1. Иглы разные в футляре.
  2. Напёрстки – 2 шт.
  3. Нитки разные – 2,3 катушки.
  4. Шнурки, верёвочки (много).
  5. Клей универсальный.
  6. Проволока стальная.
  7. Шило в футляре.
  8. Изолента.
  9. Тесьма.
  10. Пуговицы.
  11. Булавки.
  12. Пассатижи.

Питание на маршруте.

Наименование продукта Вес в граммах

1.Хлеб чёрный и белый или 500
Сухари, галеты 200
2.Крупы, макаронные изделия 100-200
концентраты супов 50
3.Мясо тушёное 150
или мясо сублимированное 50
или соя 50
4. Сахар 80-100
Конфеты, шоколад 70-100
5.Колбаса сырокопчёная, копчёное мясо 50
6.Молоко сухое 30
или молоко сгущённое 50
или яичный порошок 5
7.Чай 4
или кофе 3
или какао 10
8.Соль 10-12
9.Витамины, глюкоза 3
10.Масло сливочное, топлёное, растительное 50-60
11.Рыбопродукты 50
12.Сыр разный 20-40
13.Фрукты свежие 100
14.Сухофрукты 30
15.Специи 30-40
16.Овощи свежие 100
17.Овощи сублимированные 50