Как проявляется радость у человека. Самый радостный человек на земле

Каждый человек в своей жизни стремиться к радости и счастью, но все люди черпают радость из разных источников. А многие ищут радость там, где её и вовсе нет. Но печальнее всего, что большинство людей даже и не задумываются, что главные, вечные источники радости находятся с ними всегда, в их сердце, но у них нет к ним ключа.

Итак, сама радость бывает разная и источников её сотни. И искусство радости не постичь в одночасье. Радость – это путь, это постижение жизни, её правильное понимание и отношение к происходящему.

Что такое Радость?

Радость – это чистая энергия в сердце человека, пробуждающая и усиливающая всё светлое, всё лучшее, что есть в его . Радость – источник жизни и силы для души.

Радость это не просто чистая энергия в сердце, но это ещё и показатель, что человек прав. Когда он принимает какое-то жизненное решение, что-то делает, кому-то что-то говорит – если он испытывает в сердце радость, значит он это делает правильно.

Когда человек поступает правильно – его душа радуется! Энергией радости она поддерживает и усиливает его.

Когда человек поступает не правильно , идёт на сделку с , против Души, против и законов Чести – сердце человека сжимается, в груди появляется тяжесть, а радость – уходит.

Ещё один очень важный Закон Радости! Человек может испытывать радость лишь от того, что он ценит.” Если вы не цените людей и общение с ними – взаимоотношения не будут приносить вам радость. Если для вас не представляет ценности ваша Душа и всё Духовное – соответствующие источники радости для вас будут закрыты, пока вы не пересмотрите своё отношение к духовному. Если для вас не представляют никакой ценности, например деньги, материальные блага или изысканная еда – вы не сможете насладиться всем этим, а ведь это тоже нужно уметь, хотя это и не главное в жизни.

Ценность чего-то или кого-то воспитывается осознанием ценности этого и умением быть благодарным. – умение ценить, и есть один из мощнейших источников радости в душе человека.

Но, так как мир очень разнообразный, так и радость бывает разная. Даже Дьявол может по своему радоваться и Демоны его. То есть, радоваться можно по-разному. Одна радость, истинная – раскрывает и оживляет духовное сердце человека (), возвышает и усиливает его Душу, а другая, тёмная радость – отравляет и убивает его.

Какая бывает радость (источники радости)

Радость – это чувство, энергия, эмоция, она бывает разного качества и цвета, в зависимости от её источника. Источников радости может быть очень много.

Откровенно тёмная, негативная радость – злорадство, др. Когда человек радуется совершая злое деяние, причиняя боль и страдания другому. Если вам радостно от того, что другим людям плохо – у вас проблемы с чистотой ваших помыслов, совести и чувств.

Низменна, недостойная радость – недостойная человеческого существа и божественной Души. Когда человек радуется чему-то тщедушному, подлому: украл и никто не заметил – порадовался, в чёлку посмотрел, подглядел бесстыдно – порадовался, сплетню пустил, люди поверили – порадовался и другая подобная гадость.

Сиюминутная, но позитивная радость – вполне достойная человека: день рождение, свадьба, рождение ребёнка, любое празднование, значимая покупка (материальные подарки), победа в турнире или конкурсе, достижение какой-либо значимой цели, что угодно хорошее, вами желаемое, что произошло в вашей жизни. Всё это источники радости, которая может быть сильной, но она, как правило, кратковременна – от нескольких секунд или минут, максимум до нескольких дней.

Для полноценного Счастья таких источников радости должно быть как можно больше, но этого всё равно не достаточно, потому что это всё равно всего лишь минуты и часы.

Вечная полноценная радость – источники радости, которые присутствуют в душе человека всегда, если он их раскрыл в себе и достаточно усилил. Долговременным источником не может быть нечто материальное ибо этого бесконечно мало, и такие источники радости лишь на чуть чуть затрагивают душу и сердце человека.


Долговременные источники Радости
– даёт чувство , Любовь к Нему, постоянное развития своей Души, Чувства к людям и к этому миру (Любовь, Уважение, Дружба, ), Служение Добру (создавать и дарить благо – это радость).

Но для того кто не верит – эти источники в большинстве своём закрыты. А для того, кто невежественен, безнравственен и подл, такие источники как Любовь, будут давать лишь страдание и боль.

Кстати говоря, чтобы радоваться долго, тоже нужно тренироваться не один день. И для большой радости сердце человека должно быть достаточно чистым. Когда в сердце, в душе накоплено большое количество обид, зависти, злости, боли и других негативных эмоций – он теряет способность радоваться долго. Сердце такого человека темнеет, черствеет, тяжелеет и позитивные источники энергии в нём, такие как радость, закупориваются.

Поэтому во многом, количество и качество радости, которую человек испытывает – напрямую зависит от его и .

Так что же нужно, чтобы радость постоянно росла?

Из количества и качества Радости, которую мы испытываем складывается наше Счастье. И чтобы быть счастливыми наша задача искать и раскрывать максимум источников Радости в себе и в окружающем мире. Это задача №1.

Но так же не стоит забывать, что существуют проблемы, которые разрушают и угнетают эти самые источники радости в нашей душе и в жизни, заставляя нас страдать и испытывать боль.

Поэтому не маловажная задача – найти и убрать все , которые есть у вас внутри и в вашей жизни. Это задача №2.

Есть литература, которую я бы с удовольствием рекомендовал вам, для обучения искусству радости. Это книга “Две Жизни” Коры Антаровой, “Наука Радости” Коры Антаровой и “Крылья Радости” Шри Чинмоя. Подробнее по книгам – .

Вот некоторые цитаты о Радости, выдержки из книги “Две Жизни”:

Помни, что радость - непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят все, за что бы ты ни взялся. Знание растет не от твоих побед над другими, побед, тебя возвышающих. Но от мудрости, спокойствия и радости, которые ты добыл в себе тогда, когда этого никто не видал. Побеждай любя - и ты победишь все. Ищи радостно - и все ответит тебе. Жизнь, вся жизнь Вселенной, всегда утверждение. Строить можно, только утверждая. Кто же не может научиться в своей жизни простого дня, в своих обстоятельствах радости утверждения, тот не может стать светом на пути для других.

С уважением, Василий Василенко

Есть такой стереотип, что христиане очень грустные люди, что им все нельзя, а всего хочется, что они все какие-то забитые, печальные и совсем не умеют радоваться жизни. Но это неправда.

В мире есть тысячи вещей, которым невозможно не радоваться независимо от того, верующий ты или нет. Как не радоваться красоте неба, пению птиц, утренним лучам солнца? Чье сердце не веселят свадебные песни, смеющиеся дети? Кто не утешается встречей с верными друзьями? От всех этих общечеловеческих радостей вовсе не отказываются христиане.

Однако у верующих во Христа людей есть еще особая – христианская радость, которой нет у неверующего человека. О чем же радость христианина? Прежде всего – о Боге. Когда человек чувствует в себе зов Божий и откликается на него верой, он начинает ощущать огромную любовь Всевышнего к себе и замечать ее действие в своей жизни. Это может казаться какой-то сказкой или банальностью для того, кто не верит в Бога. Но достаточно однажды довериться Господу, обратиться к Нему как к живому – а Он и есть живой, личностный Бог – и жизнь изменится.

Не смейте говорить: «Меня никто не любит». Творец пришел на землю и явил Свою любовь человеку. И когда человек отвечает на эту любовь взаимностью, то испытывает ни с чем не сравнимую радость, которую у него никто не может отнять…

Вера в Бога решает фундаментальный вопрос смысла бытия. Христианство дарит жизни подлинный, непреходящий смысл. Он несоизмеримо выше того значения, которое иногда пытаются придать нашей жизни неверующие люди: родить потомство, построить дом и посадить дерево. Бессмертная душа человека решительно отвергает такой примитивный смысл земного существования. «Что же потом? Что ПОСЛЕ потомства, дома и дерева? Что со мной будет дальше?» – вопит наше сознание, предчувствуя бесконечность личностного бытия.

Смысл жизни в том, чтобы мы пребывали в Божьей любви вечно! Понимаете? Мы не для того живем, чтоб на нашей могиле вырос лопух, и корова его съела. Нам обещана вечная радость с нашим Господом! И отчасти мы познаем это состояние еще здесь, на земле. Можно ли об этом не радоваться?

Я не могу не радоваться о том, что я нужен Богу. Здесь, на земле, меня могут предать, оклеветать, обмануть… Но моя бессмертная душа имеет великую ценность в глазах Божиих. И если даже ко мне придет чувство уныния, я все равно помню и знаю, что у меня есть Небесный Отец и я дорог Ему. Нас могут бросить все друзья и близкие, но Господь не бросит никогда.

Верующий человек – это тот, кто уже нашел Царствие Божие и носит его в сердце. Об этом Спаситель говорил в притче: «Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13:44). А что такое Царство Небесное? Это великая радость богообщения. «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17), – писал апостол Павел.

Все общечеловеческие радости, которые имеет в своей жизни неверующий, знакомы и верующему. Но верующий радуется больше! Он видит во всем руку Творца и общается с Ним уже здесь, на земле. Христианин – самый радостный в мире человек. По крайней мере, таким он должен быть.

Радости вам, братья и сестры! Радости жизни и радости веры.

Сергей Комаров
Православная Жизнь

Просмотрено (72) раз

«Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как пОлны их звуки
Безумством желанья!
В них слёзы разлуки,
В них трепет свиданья.
М.Ю. Лермонтов

Маргарита Сабашникова мучилась от того, что, пригласив Макса в Дорнах, не только она, но и он попали в двусмысленное положение под неусыпными взглядами антропософских тёток. До этого «тётки» ревновали Маргариту только к Доктору, а теперь их ревность приобрела краски негодования от распущенности и разврата «этой русской», взявшей себе помимо прочего в любовники и главного инженера стройки.
Волошин, как мог, старался не придавать значения негодующим взглядам и злобным шипеньям «духовных» мадам. Он только сочувствовал Штейнеру: на кого он тратит свои силы и жизнь?!
Чтобы оправдать своё необдуманное решение вызвать Макса в Швейцарию, поближе к себе, Маргарита отдавалась воспоминаниям о первых днях влюблённости в поэта и художника:
«Портрет Волошина. А ведь я помню... На выставке он был рядом с моей картиной... Характерный типаж Латинского квартала - плотная фигура, львиная грива волос, плащ и широченные поля остроконечной шляпы... В жизни он, пожалуй, не таков... Хотя, конечно, все та же косматая шевелюра, неуместные в приличном обществе укороченные брюки, пуловер... Но глаза глядят так по-доброму, по-детски; такой искренней энергической восторженностью лучатся зрачки, что невольно перестаешь обращать внимание на эпатирующую экстравагантность обличья... Мы возвращались вместе, и он раскрывал мне мир французских художников, тогда это был его мир...»
Вокруг неё тогда искрилась и кипела увлекательная жизнь! Ей хотелось всё больше и больше расширить свой мир, серьезно учиться живописи, работать. Но отец и мать Маргариты не собирались отпускать её за границу. Написанная ею картина “Убийство царевича Дмитрия” принесла девушке двести рублей. По закону она уже достигла совершеннолетия. Однако намерение поехать в Париж родители приняли враждебно и не собирались отпускать. Последовали ссоры, неприятные объяснения. Наконец в семье достигнут компромисс: вместе с Маргаритой за границу едет в роли опекунши её тётя Таня, не стеснявшая, однако, свободы Маргариты.
О Волошине заговорили как раз одновременно с тем, как они познакомились.
«Одна из своеобразных черт русского общества того времени: каждое новое лицо встречали с восторженным интересом. Это ни в коей мере не было провинциальным любопытством, о нет, люди просто верили в необходимость и возможность перемен, жаждали обновления... А Макс? Его внешний облик, парадоксальное поведение и, наконец, удивительная непредвзятость по отношению к любой мысли, любому явлению... И эта его радостность, бившая ключом. Он был радостный человек, для России непривычно радостный. Ему уже минуло 29 лет, но детскость, искрящаяся детскость оставалась сутью, основой его личности... Он говорил, что не страдал никогда и не знает, что это такое... Странник... “Близкий всем, всему чужой” - это из его стихотворения, это он сам... Налет импрессионизма отличал его тогдашние стихи. Он великолепно переводил Верхарна».
Как-то вместе С Маргаритой они прочитали у П.Д. Успенского: «Эмоции - цветные стекла души, через которые она рассматривает мир. Задача правильного эмоционального познания заключается в том, чтобы чувствовать не с личной точки зрения, чувствовать не только за себя, но и за других.. И чем шире тот круг, за который чувствует субъект, тем глубже познание, которое дают ему его эмоции. Есть эмоции разделяющие: ненависть, ревность, страх, гордость, зависть; и объединяющие: симпатия, дружба, сострадание, любовь к родине, любовь к человечеству.»
А какие чувства испытывала она, когда решила позвать Максимилиана сюда к Штейнеру и к ней. Пожалуй, что это был сплав противоречивых чувств дружбы и ревности. Да ревности! Написал же он о стёклах её души:
«Много дней с тобою рядом
Я глядел в твое стекло.
Много грез под нашим взглядом
Расцвело и отцвело.

Все, во что мы в жизни верим,
Претворялось в твой кристалл.
Душен стал мне узкий терем,
Сны увяли, я устал...

Я устал от лунной сказки,
Я устал не видеть дня.
Мне нужны земные ласки,
Пламя алого огня.

Я иду к разгулам будней,
К шумам буйных площадей,
К ярким полымям полудней,
К пестроте живых людей...»

В этих стихах были обидные для неё намёки о том, что она – неживая. Какую женщину не затронут слова, высказанные поэтом для всеобщего обсуждения и осуждения. Многие же догадывались, что эти стихи о ней, Сабашниковой, княжне древнего азиатского рода.
И после того, как она изменила ему, он уже не говорил, что не знал страданий. Да, дорого он заплатил за свою искренность тогда! Сказать женщине, что он ещё не страдал, это как бы бросить ей вызов: «А, ну-ка, попробуй. Возьмись, может, у тебя получится научить меня страдать». Сказать это женщине, только недавно получившей равноправие с мужчинами!
О, как они спешили, эти «эмансипе», состояться, свершиться, доказать своё равенство! И потеряли в этой борьбе главное, божеское – сострадание! Заповеди Христа попрали: возлюби, как самого себя…
В тех пытках, что перенёс Макс в своей любви к ней, он стал иным, мудрым и профессиональным, и, как это ни неприятно осознавать, разбитым и больным, с «опрокинутой бездной» в душе.
А время, эпоха торопили её и миллионы других женщин догнать, настигнуть утерянное за годы матёрого патриархата.
Здесь, в Дорнахе в присутствии войны и Маргариты жизнь казалась сном. На подмостках Гётеанума ставились Элевсинские мистерии, культ Аполлона признавался не явно, априори. Волошин знался на культе Аполона, писал об этом.
«Мир Аполлона - это прекрасный сон жизни; жизнь прекрасна, лишь поскольку мы воспринимаем ее как свое сновидение; и в то же время мы не имеем права забыть о том, что это только сновидение, под страхом, чтобы сновидение не превратилось в грубую реальность. Таким образом, душа, посвященная в таинства аполлинийской грезы, стоит на острие между двух бездн: с одной стороны, грозит опасность поверить, что это не сон, с другой - опасность проснуться от сна. Пробудиться от жизни - это смерть, поверить в реальность жизни - это потерять свою божественность.» Макс ощущал, что многие из братства антропософов так же как и он боялись проснуться и увидеть, что жить – страшно.

Радость - это та эмоция, которую хотят испытывать большинство людей. Вам нравится быть радостным. Вы чувствуете себя прекрасно. По возможности вы выбираете для себя те ситуации, в которых вы будете чувствовать себя счастливым. Вы можете организовать свою жизнь таким образом, чтобы испытывать радость как можно чаще. Радость - это позитивная эмоция. В отличие от нее страх, гнев, отвращение и печаль являются негативными эмоциями, и большинство людей не испытывают от них удовольствия. Удивление не является ни позитивным, ни негативным. Чтобы понять опыт радости, нам нужно показать ее отличия от двух родственных состояний, которые часто возникают вместе с ней, - удовольствия и возбуждения.
Хотя наш язык приписывает практически синонимичные значения словам удовольствие, радость и наслаждение , здесь мы хотели бы ограничить использование слова «удовольствие» применением его только к позитивным физическим ощущениям. Такое удовольствие противоположно физическому ощущению боли. Боль приносит страдание, в то время как удовольствие по своей природе воспринимается как нечто, ощущаемое позитивно или получаемое в качестве вознаграждения. Вы цените и предпочитаете именно позитивные ощущения. Мы не знаем всех способов, с помощью которых можно вызывать ощущения удовольствия. Разумеется, тактильная стимуляция, вкус, звуки и изображения способны вызвать приятные ощущения. Обычно вы чувствуете себя счастливым, когда испытываете приятные ощущения, если только вас за это не наказывают и вы не чувствуете вины за то, каким способом вы их себе доставили. Часто вы испытываете радость в предвкушении события, которое, как вам известно, доставит вам приятные ощущения или сделает вас счастливым в скором будущем. Но вам не обязательно испытывать приятные ощущения, чтобы быть радостным. Есть и другие пути к радости, которые не предусматривают получения приятных ощущений.
Возбуждение рассматривается психологом Сильваном Томкинсом как первичная эмоция, отличная от удивления, гнева, страха, отвращения, печали и радости, но равная им по значению. Хотя мы согласны с таким утверждением, все же мы решили не обсуждать здесь эту эмоцию по двум причинам. Во–первых, нет достаточных доказательств того что ее возникновение является универсальным (хотя мы уверены, что так и есть на самом деле). Во–вторых, нам было бы трудно показывать возникновение этой эмоции на статичных по своей природе фотографиях, поскольку сигналы, появляющиеся на лице при возбуждении, часто бывают едва уловимыми. Мы опишем возбуждение для того, чтобы иметь возможность отличать его от радости.
Возбуждение противоположно скуке. Вы становитесь возбужденным, когда что–то вызывает ваш интерес. Часто это бывает что–то новое. Вы становитесь внимательным, заинтересованным и увлеченным тем, что вас возбудило. Когда вы испытываете скуку, то ничто не задерживает ваше внимание, вы не видите вокруг себя ничего нового и интересного. Вы можете быть радостны, видя в перспективе для себя что–то возбуждающее, особенно если это должно вывести вас из состояния скуки; вы можете также быть радостны после испытанного возбуждения. Но это только один тип радости, так как вы можете быть радостны и без возбуждения как аккомпанемента. Вполне возможно быть возбужденным и не испытывать радости; вместо этого возбуждение может смешаться со страхом (как это бывает, когда вы оказываетесь в состояний острой тревоги) или гневом (как это бывает во время припадков ярости).
Во время сексуальных отношений вы можете испытывать и обычно испытываете все три состояния: удовольствие от эротических ощущений до и во время оргазма, возбуждение до оргазма и радость в ожидании следующего полового акта и получения нового сексуального удовлетворения от переживаемого возбуждения, возникшего вслед за испытанным оргазмом. Но это лишь возможная комбинация, и она не обязательно является единственной. Эмоцией, возникающей после оргазма, может быть отвращение или печаль. Или же во время фазы возбуждения–удовольствия вы можете испытывать страх или отвращение, и это может привести к прекращению возбуждения и к невозможности полового акта. Или же гнев может возникнуть вместе с сексуальным влечением, возбуждением и получением удовольствия и помешать или не помешать половому акту.
Многие люди думают о радости либо как о возбуждении, либо как об удовольствии, либо как о том и другом одновременно, не понимая различий между этими видами опыта. Удовольствие и возбуждение - это два разных вида опыта, которые часто ассоциируются с радостью и таким образом могут рассматриваться как два возможных пути к его достижению. Каждый из этих путей подразумевает какой–то особым образом окрашенный опыт радости, что дает нам право говорить об удовольствии–радости или о возбуждении–радости. Третий путь - это облегчение–радость.
Когда прекращается боль, вы испытываете радость. Подобным образом вы испытываете радость, когда утоляете голод или жажду. То же самое обычно справедливо и для других негативных эмоций: когда вы перестаете чего–то бояться, когда прекращается ваш гнев, когда вы больше не испытываете отвращения, когда проходит ваша печаль, то вы обычно чувствуете себя радостным. Это и есть радость от облегчения. Она может также включать в себя и радость от достижения результата, если именно за счет собственных усилий вам удалось устранить негативные эмоции или ощущения. Как и в случае с удовольствием и возбуждением, некоторые люди также не могут отличить облегчение от радости. Есть люди, для которых это единственный часто испытываемый тип радости. Их жизнь ориентирована на получение облегчения, а не удовольствия или возбуждения. Облегчение–радость является особым опытом, отличным по ощущениям, образам, вероятным действиям и общим чувствам от удовольствия–радости, возбуждения–радости или радости, достигаемой четвертым путем.
Четвертый тип радости затрагивает представление о самом себе, Я–концепцию. Время от времени в жизни происходит что–то такое, что развивает ваше представление о самом себе, что подтверждает или укрепляет благоприятное отношение к собственному Я. Если вы обнаруживаете, что кому–то понравились, то можете почувствовать радость - не от ожиданий того, что человек доставит вам приятные физические ощущения или сексуальное возбуждение, а потому, что когда вы нравитесь другим, это позволяет вам лучше думать о себе. Если кто–то хвалит вас за хорошо выполненную работу, вы испытываете радость. Похвала, дружба, уважение других людей воспринимаются как награда и дают возможность почувствовать себя счастливым. Это не тот тип радости, при котором вы обычно смеетесь. Это более содержательная, «улыбающаяся» радость. Этот тип радости первоначально возникает из опыта, при котором люди, которые оказывали вам поддержку (например, родители), также ласкали вас, кормили и облегчали боль. По мере развития ребенка общественное одобрение становится вознаграждением само по себе. Как и при других типах радости, к которым человек приходит иными путями, воспоминание или предвкушение того, что улучшится ваше представление о самом себе, вызывает радостные чувства.
Если вы задумаетесь о ситуациях и событиях, которые позволили вам испытать радость, то вы, вероятно, обнаружите, что они возникали на каком–то (не обязательно одном) из описанных нами четырех путей. Например, удовольствие, испытываемое вами при участии в спортивном мероприятии, может включать в себя возбуждение–радость от участия в соревновании, удовольствие–радость от движений и напряжения мышц, радость от осознания собственного Я, обусловленную вашим хорошим выступлением, и облегчение–радость, возникающую потому, что вы не подвели команду, не получили травму и т. п. Мы не собираемся утверждать, что перечислили все пути к радости - их гораздо больше, но мы уверены в том, что эти четыре являются наиболее распространенными и важными, а их описание должно сделать ясным то, что мы понимаем под опытом радости.
Радость различается не только по типам, о чем мы только что говорили, но и по интенсивности. Вы можете быть умеренно радостны, испытывать веселье или восторг. Радость может проявляться беззвучно и громко. Она может варьировать от полуулыбки до широкой улыбки во весь рот, на каких–то этапах это может быть хихиканье, на каких–то - хохот, в наиболее резкой форме это может быть смех со слезами. Присутствие смеха или хихиканья не является показателем интенсивности радости. Вы можете быть очень радостны и не смеяться; хохот и хихиканье возникают вместе с особыми типами переживаемой радости. Различные виды игр (как детских, так и взрослых), способные вызвать достаточное возбуждение, часто сопровождаются смехом радостных участников. Некоторые шутки вызывают радостный смех.
Улыбка, являющаяся одной из составляющих выражения радости на лице, зачастую возникает, когда человек не испытывает счастья. Вы можете улыбаться, чтобы замаскировать другие чувства или смягчить их. Улыбка может выражать отношение к другой проявленной эмоции: например, улыбка после выражения страха на лице покажет медсестре, что хотя вы и боитесь, но не убежите и позволите ей закончить болезненную для вас процедуру. Улыбка может указывать на покорное отношение к чему–то неприятному, а не только на готовность вытерпеть боль. Улыбка может быть реакцией на агрессию со стороны другого человека и помочь отвести или остановить его нападение. Улыбка может использоваться для того, чтобы разрядить острую ситуацию и сделать ее более комфортной; улыбаясь, вы можете заставить другого человека улыбнуться вам в ответ, потому что подавить в себе желание ответить улыбкой на улыбку довольно непросто.
Радость может сочетаться с любыми другими эмоциями. Далее мы проанализируем, как выглядит смесь радости с удивлением, гневом, отвращением, презрением и страхом. На следующей странице будут показаны различные сочетания радости и печали.
При обсуждении каждой из эмоций мы полагали, что события детства оставляют свой отпечаток, что личности может быть показано то, как именно должна переживаться каждая из эмоций, еще малом возрасте. Мы полагали, что люди отличаются друг от друга тем, насколько они могут наслаждаться, терпеть или вообще допускать чувства удивления, страха, отвращения или гнева (и печали, о чем мы узнаем далее). То же самое справедливо и для радости. Каждый чувствует себя радостным по–своему. Не все четыре пути - приятного ощущения, возбуждения, облегчения и улучшения Я–концепции - доступны каждому. Один путь может использоваться больше других из–за особенностей личности. Другой путь может блокироваться, поскольку человек не способен испытывать радость таким способом. Здесь мы можем привести лишь несколько примеров.
Если ребенок воспитывался в условиях острой критики его действий или пренебрежения к его достоинству, то, став взрослым, он будет испытывать голод на похвалу, одобрение и дружбу. Продвижение по пути осознания собственного Я, возможно, будет для него наиболее трудным, но он может оказаться неспособным испытывать радость подолгу. Получаемые им похвалы всегда будут казаться ему недостаточными, или же он не будет верить в их искренность. Такое же детство, не позволяющее выработать Я–концепцию, у другого человека сформирует совершенно иную программу. Он может быть настолько угнетен и разочарован в своих силах, что путь осознания ценности своего Я не будет использоваться им вовсе. Он может замкнуться в себе, будучи неспособным наслаждаться дружбой, и не станет стремиться к получению похвал и наград за свои достижения.
Много было написано о людях, испытавших во взрослом возрасте трудности в достижении радости в интимных отношениях. Некоторые родители приучают детей презирать «плотские удовольствия». Став взрослыми и вступая в интимные отношения, эти люди могут испытывать беспокойство или вину, а не удовольствие. Подобным образом иные виды чувственного опыта могут быть лишены для них удовольствия или переживаться ими только ценой последующего раскаяния и стыда. Ребенку могут с ранних лет внушать мысль о том, как опасно испытывать возбуждение - потому что оно может не нравиться другим и зачастую не поддается контролю. Для такого человека радость - нежелательное переживание, или наоборот - человек может начать испытывать патологическую зависимость от возбуждения: стремиться к новым острым ощущениям и пытаться найти радость в возбуждении.

Мы будем рассматривать только те проявления радости на лице, которые не сопровождаются смехом, потому что когда человек смеется, определить, что он радостен, совсем нетрудно. Даже при безмолвном выражении радости распознать такое состояние довольно легко за исключением, возможно, тех случаев, когда на лице выражается смесь эмоций. Простота распознавания выражений радости была продемонстрирована в исследованиях, проведенных в самых разных культурах.
Веки и нижняя часть лица имеют характерный внешний вид» в то время как брови - лоб не обязательно участвуют в создания выражения радости. На рис. 1 Патрисия показывает три выражения радости на лице. В каждом случае утолки ее рта оттянуты назад и слегка приподняты. Губы в улыбке могут оставаться сомкнутыми (А), губы могут размыкаться при сомкнутых челюстях и зубах (B) или же рот может быть приоткрыт (C). При улыбке во весь рот могут показываться только верхние зубы или же одновременно верхние и нижние, могут обнажаться также и верхние и/или нижние десны. У шимпанзе эти три типа улыбок могут иметь разные, но родственные значения, но пока что нет доказательств того, что у людей имеются какие–то универсальные различия в значениях разных улыбок. Рисунок 1


У Патрисии также видны морщины, идущие от крыльев носа к области, находящейся за уголками рта. Эти носогубные складки возникают отчасти в результате оттягивания назад и поднятия вверх уголков рта и являются характерным признаком выражения радости на лице. Кроме того, при явно выраженной улыбке щеки приподнимаются, что делает носогубные складки более отчетливыми. Кожа под нижними веками подтягивается кверху, и на ней под глазами появляются морщинки. Морщинки, называемые «гусиными лапками», образуются и у внешних уголков глаз. Такие морщинки появляются не у каждого, они становятся более заметными с возрастом. На фотографии Патрисии они скрыты под ее волосами. Чем сильнее улыбка, тем отчетливее будут носогубные складки, выше поднимутся щеки, будут заметнее «гусиные лапки» и морщинки под глазами. При улыбке во весь рот (рис. 1C) щеки могут приподниматься достаточно высоко, сужая глаза.

Интенсивность

Интенсивность выражения радости определяется главным образом положением губ, но положение губ обычно дополняется углублением носогубных складок и появлением более отчетливых морщинок под нижними веками. На рис. 1C Патрисия выражает более сильную радость, чем на рис. 1B, - ее улыбка шире, носогубные складки отчетливее, глаза уже, а число морщинок под ними больше. Выражение радости на рис. 1А чуть слабее, чем на рис. 1B. Это происходит не потому, что на рис. 1B ее рот открыт, а на рис. 1А закрыт, а потому, что на рис. 1B уголки ее рта оттянуты назад больше (а носогубные складки заметнее), чем на рис. 1А. Если степень оттягивания назад уголков рта и глубина носогубных складок были бы примерно одинаковыми, то независимо от того, был бы рот открыт в улыбке или закрыт, интенсивность выражения была бы примерно одинаковой. На рис. 2 Джон показывает примеры двух улыбок приблизительно одной интенсивности. Рисунок 2


Улыбка радости может быть намного более слабой, чем улыбки, показанные на рис. 1 и 2. На рис. 3 Патрисия демонстрирует две очень легкие улыбки радости, а ниже для сравнения показано ее нейтральное лицо. Отметьте, что обе эти улыбки слабее, чем ее улыбка на рис. 1А, но здесь несомненно присутствует улыбка, потому что оба лица выглядят действительно счастливыми по сравнению с нейтральным лицом на рис. 3C. На фотографиях с изображением улыбающегося лица Патрисии на рис. 3 можно наблюдать легкое напряжение губ и незначительное оттягивание назад уголков рта. Это проще всего увидеть, если вы закроете остальную часть ее лица рукой и сравните губы на всех трех фотографиях. Обратите также внимание на появляющийся след носогубных складок на обеих фотографиях, которого нет на нейтральном лице. Вы можете также заметить, что у Патрисии слегка приподняты щеки по сравнению с положением щек на нейтральной фотографии, в результате чего ее лицо выглядит более округлым. Когда улыбка оказывается такой слабой, заметных изменений в положении нижних век не наблюдается, хотя глаза выглядят более радостными, чем на нейтральной фотографии. Состояние радости выражается только нижней частью лица, поскольку глаза и брови - лоб одинаковы на всех трех снимках. Фотографии с улыбающейся Патрисией являются составными: нейтральные глаза и лоб дополняются на них нижними веками и ртом, взятыми с изображений улыбающегося лица. Рисунок 3

Смешанные выражения

Рисунок 4


Радость часто смешивается с удивлением. Происходит что–то неожиданное, и вы даете случившемуся положительную оценку. Например, ваш друг, которого вы не видели много лет, неожиданно входит в ресторан и садится за ваш столик. На рис. 4А Патрисия демонстрирует одновременно радость и удивление. Сравнивая ее лицо с лицом, выражающим только удивление (рис. 4B), отметьте, что различие есть только в нижней части лица. В случае смешанного выражения рот не только приоткрывается от удивления, но и уголки рта начинают оттягиваться назад в улыбке. Это смешанное выражение получается за счет комбинации элементов удивления и радости в нижней части лица (вы видели пример другого смешанного выражения эмоций на рис. 8).
Выражение радости–удивления появляется только на короткое мгновение, потому что удивление проходит очень быстро. К моменту, когда Патрисия оценит удивившее ее событие и начнет испытывать и выражать радость, ее удивление уже пройдет. На рис. 4C Патрисия показывает комбинацию элементов удивления и радости (удивленные брови - лоб и глаза, радостная нижняя часть лица, нижние веки), но это выражение не является смешанным. Она не испытывает удивления и радости одновременно, потому что выражение радости доминирует на ее лице; Патрисия вовсю улыбается, если она и испытывала удивление, то оно давно уже прошло. Однако этот тип выражения лица возникнет в том случае, если человек добавит к своему радостному выражению восклицательную нотку. Энтузиазм и особое внимание могут быть показаны подобным же образом. Или такое выражение может возникнуть при приветствии: элементы удивления сохраняются для того, чтобы другой человек понял, что встреча с ним - это «нечаянная радость». При таком радостном выражении приподнятые брови и широко раскрытые глаза могут сохраняться в течение нескольких секунд вместе с улыбкой. Рисунок 5


Радость может соединяться с презрением, при этом на лице появится самодовольное или высокомерное выражение. На рис. 5 Джон демонстрирует выражения презрения (5А), радости (5B) и комбинации этих двух эмоций (5C). Отметьте, что его рот неизменно остается в положении, выражающем презрение, при этом его щеки приподняты, а нижние веки сморщены от выражения радости. Смешение радости и презрения может также выражаться с помощью презрительно поднятого левого или правого уголка рта в сочетании с улыбающимися губами. Рисунок 6


Радость совмещается также с гневом. Обычно улыбка или легкая усмешка используются для маскировки гнева, в результате чего человек выглядит не разгневанным, а радостным. Иногда улыбка или легкая усмешка появляются после гневного выражения как комментарий к гневу, указывающий на то, что гнев не следует воспринимать слишком серьезно, либо на то, что человек не собирался после выражения своего гнева переходить к каким–то агрессивным действиям, либо на то, что человек, вызвавший гнев, может считать себя прощенным. В последнем случае улыбка или усмешка не выглядит очень искренней и не смешивается с выражением гнева, а добавляется потом. Однако человек может быть и радостен, и разгневан одновременно, наслаждаясь своим гневом и своим триумфом над противником. Два примера такого удовольствия–гнева приведены на рис. 6. Радость выражает нижняя часть лица, а гнев - брови, лоб и веки. На этих лицах читается: «Ну, я ему показал!» Рисунок 7


Радость также сочетается со страхом. Обычно это выражение является не смесью двух эмоций, а либо комментарием, либо маской. На рис. 7 лицо Джона выражает страх (7А), радость (7B) и сочетание этих двух эмоций (7C) (улыбка с испуганными глазами, бровями и лбом). Это сочетание улыбки с выражением страха может возникнуть, когда Джон, испытывающий страх, садится в кресло стоматолога улыбаясь, тем самым показывая, что он готов терпеть боль. Такое выражение может также возникнуть в результате неудачной попытки замаскировать страх. Оно может быть смесью двух искренних эмоций, если Джон испытывает и страх, и радость - например, катаясь на американских горках. Разновидности смешения радости и печали будут показаны на следующей странице.

Резюме

Радость выражается с помощью нижней части лица и нижних век (рис. 8). Рисунок 8

  • Уголки рта оттянуты назад и вверх.
  • Рот может быть приоткрыт или закрыт; в первом случае будут видны зубы, во втором - нет.
  • Морщины (носогубные складки) идут вниз от носа к областям, находящимся у краев рта.
  • Щеки приподняты.
  • Нижние веки могут быть подняты, но не напряжены; под ними появляются морщинки.
  • Морщинки в виде «гусиных лапок» идут от внешних уголков глаз к вискам (на рис. 8 прикрыты волосами).

«Конструирование» выражений лица

Поскольку движения рта и щек вызывают изменение внешнего вида нижних век и поскольку при проявлении радости на лице отсутствуют заметные движения бровей - лба, то вы не сможете «сконструировать» многие из тех лиц, которые показаны здесь. Но все–таки можно составить несколько лиц, способных продемонстрировать эти выводы.
  1. Наложите часть А на любое из лиц рис. 8. Их выражения не изменятся. Поскольку брови не задействованы в придании этим лицам радостного выражения, то закрытие бровей нейтральными бровями части А не окажет никакого эффекта.
  2. Наложите часть B на рис. 8А. Новое выражение не выглядит странным, но анатомически оно невозможно. Если произойдет движение такого рта вместе с носогубными складками, то нижние веки должны будут сморщиться и приподняться. Наложите часть Б на рис. 8B. Анатомическая невозможность создания такого лица будет здесь еще более очевидной.
  3. Наложите часть D на любое из лиц рис. 8. Вы создали выражение лица с «улыбающимися» глазами. Такой взгляд мог бы возникнуть в результате легкого напряжения век и приподнятия щек, что было бы трудно заметить на статичной фотографии. Или такой внешний вид могли бы придать человеку его постоянные морщины. Но в любом случае указание на то, что человек испытывает радость, будут очень слабыми.

Пять лет назад ушёл из жизни наш любимый певец Эдуард Хиль (во крещении Георгий). Его отпевание прошло 7 июня 2012 года в храме Смоленской иконы Божией Матери, прихожанином которой он был. А похоронен на Смоленском кладбище, недалеко от часовни Ксении Блаженной. Во время похорон на небе появился крест…

На выставке в Смольном соборе Эдуард Анатольевич увидел вышитые бисером иконы и похвалил. Я обещала ему сделать похожую. «Какую же икону мне ему вышить?» – подумала я. И захотелось подарить образ Пресвятой Троицы. Торопилась, чтобы успеть к празднику, в срок. Успела, но в ночь с Троицы на Духов день Господь забрал певца к Себе. Мы часто не успеваем при жизни сделать то, что хотим, не успеваем иногда сделать очень важное, самое главное…

Я запомнила Эдуарда Анатольевича отзывчивым, жизнерадостным человеком, которому интересны люди. Он спрашивал меня: «А как ты пишешь песни? Что появляется сначала – музыка или стихи?» Я отвечала, что одновременно. «Да, понимаю, появляется некая канва, и с ней потом работаешь», – говорил он и называл имена знакомых людей, работавших так же.

Он охотно участвовал в благотворительных концертах, перечислял свои гонорары больным детям, но всё это делал тайно, поэтому об этом мало кто знает. А хотелось бы открыть для людей и эту очень важную сторону его жизни.

14 января 2011 года Хиль выступил на вечере, посвящённом святой блаженной Ксении Петербургской в концертном зале у Финляндского вокзала. Протоиерей Геннадий Беловолов пригласил, Эдуард Анатольевич с радостью согласился, сказав: «Для меня петь на вечере, посвящённом Ксении Петербургской, большая честь». Спел он песню на стихи отца Геннадия «Петербургская странница», положенную на музыку песни «В лунном сияньи свет серебрится». Спел со слезами на глазах, и потом эта песня вошла в «Ксениинский песнослов», изданный специально к вечеру памяти нашей любимой святой. Этот песнослов я передала Хилю четвёртого февраля (этот день в нашей стране считается Днём онкобольных детей) в городской больнице № 31, куда певец пришёл навестить больных детей. Сначала он помолился вместе со всеми прихожанами в храме Святых Космы и Дамиана. После литургии мы все пошли поздравлять деток, собравшихся в игровой комнате. Эдуард Анатольевич спел им песню о Ксении Блаженной, чтобы матушка Ксения помогла, пытался поднять настроение и настроить на выздоровление. «Я знаю, ваши болезни лечатся!» – говорил он. Дети слушали очень внимательно, маленькие бежали к нему проситься на ручки.

…В последний раз он позвонил мне, когда я была в часовне Ксении Петербургской – звуковой сигнал телефона был выключен. Я ответила, когда вышла на улицу. Эдуард Анатольевич обрадовался, узнав, что я у матушки Ксении, и просил помолиться за него. Это было недалеко от того места, где он вскоре нашёл упокоение.

После ухода из жизни Эдуарда Анатольевича мы встретились с его женой, Зоей Александровной Хиль, и я попросила рассказать о великом певце и дорогом мне человеке.

– Зоя Александровна, расскажите, пожалуйста, об истории семьи Эдуарда Анатольевича, о его корнях.

– Бабушки и дедушки Эдуарда Анатольевича были очень верующими людьми. Ещё ребёнком бабушка водила его в церковь, читала над ним молитвы, когда он болел. Он знал какие-то молитвы от бабушки и прабабушки, даже меня спрашивал: «А ты знаешь такую молитву?» Я не знала, а Эдуард Анатольевич помнил с детства. Крещён Эдик был ребёнком, поэтому начало его веры – это начало его жизни. Кстати, родильный дом в Смоленске, в котором он появился на свет, находился в бывшем храме Святых Петра и Павла. И даже если богослужения в церкви прекращаются, остаётся молитва и пение ангелов, ведь правда? Я так думаю, что ангелы возрадовались, когда родился этот ребёнок – будущий русский певец, солнечный голос России. Именно из семьи он вынес свою любовь к Богу. А если в детстве в сердце ребёнка попадёт какая-то капелька веры, она остаётся в душе навсегда.

– Что вспоминал Эдуард Анатольевич о своём детстве?

– Во время войны его детский садик эвакуировали буквально перед самым вступлением немцев в город. А потом их начали перемещать с одного места на другое, и он потерялся. Время это было страшное, голодное. Эдуард Анатольевич часто вспоминал, как они с ребятами – тогда не было ни лекарств, ни бинтов – видели раненых, стонущих, с оторванными руками и ногами – такую страшную картину военного времени. Они тогда приходили к раненым и пели им песню «Священная война». Когда однажды они пели в очередной раз, один раненый, который, казалось, уже умер, вдруг приподнялся и сказал: «Раз у нас даже дети такие песни поют, Россия не погибнет!» Раненые звали ребяток, чтобы они поговорили с ними, подержали голову. Это для них было очень важно, ведь у многих дома остались такие же дети.

– А как удалось найти Эдуарда?

– Эдика искали все родные. Его отчим был военным, и мать просила, чтобы он по своим военным каналам нашёл сына. Делали запросы и, наконец, нашли в детском доме под Уфой в 1943 году. Тогда мама поехала за сыном, забрала его и привезла домой в деревню под Смоленском. В детдоме был ужасный голод, он погибал… Но и на Смоленщине оказалось не лучше. Выходила его бабушка. Она была рукодельницей, но за свои труды денег никогда не брала. Что-то сошьёт или переделает, а ей за работу то молока принесут, то хлеба – кто что мог. Вот таким путём она смогла поднять больного внука.

– Каковы корни его необычной фамилии?

– Как-то раз он услышал, что в одном зарубежном произведении упоминается «Дон Хиль – зелёные штаны», и засмеялся: «Может, и мы от тех Хилей пошли?» Никто не знает, откуда взялась такая фамилия. Существует версия, что, например, было село Бодрово – там жили бодрые и весёлые люди. А в другой деревне жили хилые люди, оттуда и пошла фамилия Хиль. Но достоверно ничего не известно. В Прибалтике, например, есть такая фамилия. Он как-то пел в Эстонии, а к нему после концерта подошли люди и спросили, обращаясь на эстонском языке: «Почему вы не поёте на эстонском?» А он ответил: «Как почему? Потому что эстонский я не понимаю! Ведь я русский!» Много лет назад я встретила артистку по фамилии Хиль, но они с Эдуардом Анатольевичем никак между собой не связаны.

– После окончания школы он приехал учиться в Ленинград. Он уже знал, что будет поступать в консерваторию?

– Бог одарил его талантами – Эдуард хорошо рисовал и пел, с тем и поехал в Ленинград, где жил его дядя. Он хотел поступить в Мухинское училище и даже отдал туда документы. Но когда дядя, который работал в типографии, узнал об этом, то сказал, что не сможет потянуть такое образование. Тогда Эдик поступил в полиграфический техникум и даже закончил его. Но о консерватории мечтать не переставал.

Первое, что сделал Эдуард, когда приехал в Петербург, – пошёл на Смоленское кладбище, побывал в храме и у часовенки блаженной Ксении. Ещё в Смоленске узнал про святую от своей бабушки – она ему о ней рассказала и дала наказ: «Будешь в Ленинграде – обязательно пойди к ней!» Часовня была закрыта, а он всё ходил вокруг, просил Ксеньюшку, чтобы она ему помогла. Рассказывал, что хочет петь… Ему было 16 лет.

В консерваторию он попал не сразу. Однажды узнал, что там появилась подготовительная группа, и чудом в неё попал, не имея никакого начального образования, даже не зная нотной грамоты. Он учился в училище на полиграфиста и одновременно занимался на подготовительных курсах при консерватории: пел, изучал ноты, знакомился с композиторами. И опять пошёл на поклон к Ксеньюшке. И произошло самое настоящее чудо… Его приняли в консерваторию вне конкурса: спел песню на прослушивании – и его сразу же взяли. Так у него и возникла молитвенная связь с нашей Ксенией, она вела его по жизни. Учился с наслаждением.

Когда он приехал в Ленинград, то сразу же начал ходить на оперные спектакли, концерты. С упоением слушал пластинки с записями Шаляпина – у него был патефон. Помню, я подарила ему целую коробку пластинок Шаляпина – это был его любимый певец, которому он в чём-то пытался подражать. Эдуард Анатольевич сначала думал, что у него тоже бас, а когда ему сказали, что баритон, расстроился, начал спорить: «Нет, я не баритон, я – бас!» Тогда очень опытный педагог Ольховский сказал: «Ты вскоре сам увидишь, в какой тесситуре тебе удобнее петь». В итоге он действительно оказался хорошим баритоном, перепел очень много партий: и в «Евгении Онегине», и в «Пиковой даме», и в «Свадьбе Фигаро», а также романсы Чайковского, Мусоргского, Рахманинова…

В Ленинграде он какое-то время жил у дяди, потом перебрался в общежитие, а когда мы поженились, переехал ко мне…

– Вы вместе много лет… Расскажите о себе.

– Когда мы познакомились с Эдуардом, то вместе стали ходить в храм Смоленской иконы Божией Матери и, конечно же, к любимой Ксеньюшке. Однажды пришли туда и попали на праздник в честь канонизации Ксении Петербургской. Помню, было телевидение и много журналистов, в том числе известный в ту пору тележурналист Невзоров – он немедленно оказался в центре внимания, ему задавали разные вопросы. А в это время батюшка пригласил Эдуарда Анатольевича в алтарь. Но Невзоров увидел, только когда тот уже выходил из алтаря. Как же это! – кадр упущен. «Так-так-так, Эдуард, повторите!» – обратился к нему Невзоров. А Эдуард Анатольевич ему: «Что значит “повторите”? Я же не на сцене! Я не могу ничего повторять!» И мы ушли. Эдуард Анатольевич никогда ничего не делал напоказ, от любой «показухи» его коробило.

Как и он, я свою веру тоже вынесла из детства, мне передала её моя няня. Я родилась в Петербурге. На Стремянной улице раньше была Троицкая церковь. В годы моей юности там, в подвале, продавали мороженое – туда люди бегали за эскимо, а сам храм был открыт. И у меня в памяти остались горящие свечи и голос моей няни, сказавшей: «Перекрестись! Давай мы свечечку поставим!» Я что-то просила у Бога, и это воспоминание врезалось в детскую память.

Но крещение я приняла гораздо позже, когда была взрослой. Уже после знакомства с Эдуардом Анатольевичем. Крестили меня в Псковской области. Мы ездили в Пушкинские Горы к Семёну Степановичу Гейченко, он был директором Пушкинского заповедника. У него всегда – и летом и зимой – собирались интересные люди, было много литераторов. Когда мы с Эдуардом Анатольевичем уставали от суеты, то вспоминали про Пушкинские Горы и ехали туда. А там нас ждали Семён Степанович и Любовь Джалаловна (его жена, родом из Абхазии, очень верующая женщина), показывали в который раз свою коллекцию самоваров и колоколов, мы беседовали.

Семён Степанович и Любовь Джалаловна договорились, чтобы нас приняли в Печорах. Мы побывали в пещерах, услышали много интересного. Тогда для нас открылась доселе неведомая страница русской жизни: монастырская жизнь. Потом мы не раз туда возвращались. Со временем в окрестностях монастыря стали художники покупать дома. Есть такая деревня – Бирюли, где было небольшое озерцо с лебедями и где обычно и селились. Там приобрёл дом наш знаменитый художник Мыльников, наша подруга, научный сотрудник Пушкинского музея Ангелина Ивановна Минина, и многие другие. Мы тоже мечтали поселиться, но не сложилось. Любовь Джалаловна говорила, что если перейти мостик через Сороть, то там есть маленькая хорошенькая усадебка. Она объясняла: «Смотрите, стоит никому не нужный дом! Давайте найдём ему хозяина!» Но нам было всё некогда… Семёна Степановича и Любовь Джалаловну я всегда считала своими духовными наставниками.

Так вот, настоятель Святогорского монастыря нас принял и распорядился, чтобы мне дали водителя – очень милую женщину, которая отвезла меня подальше от лишних глаз в деревушку, где имелся храм. Помню, мы ехали по замечательно красивой дороге и звучала песня, которую пел Бюль-Бюль оглы: «Представить страшно мне теперь, что я не ту открыл бы дверь…» У Эдуарда Анатольевича заболел кто-то из музыкантов, и он остался в городе, а я поехала. Тогда я и окрестилась.

И когда у нас родился сын в 1963 году, его крестить сразу же было невозможно – тогда к Церкви относились холодно. Поэтому Дима крестился уже позже – сам.

– А ваши сын и внук идут по стопам Эдуарда Анатольевича?

– Сын Дмитрий закончил сначала капеллу, потом консерваторию – дирижёрско-хоровой факультет. Очень много помог отцу в работе, сделал ему несколько дисков, но и сам пишет музыку и поёт. Внук – Эдуард Хиль – учится в капелле, на сцене чувствует себя уверенно, хорошо. Они часто пели вместе – дедушка, папа и внук.

– Эдуард Анатольевич, мне кажется, был лёгким человеком. Вот бывают тяжёлые люди, с ними не пообщаешься, хочется убежать от них подальше. А он – нет, к нему люди тянулись. Но, конечно, лучше вас его никто не знал. Вы прожили вместе прекрасную жизнь. Легко ли было с ним?

– Он не любил понапрасну грузить людей, отяжелять беседу. Ему хотелось легко и радостно на всё смотреть. На очень ответственных концертах, например в Кремлёвском дворце, все артисты волнуются, думают, как петь, балерины разогреваются – все на нервах. А Эдуард ходит жизнерадостный, как обычно. «А что мне волноваться? В зале сидят такие же люди, как мы. Знаешь своё дело – выходи и работай!» Так всегда и было. Вначале на таких концертах решали, чьим выступлением открыть программу, и приходили к выводу, что Эдуард Анатольевич лучше всего для этого подойдёт. А потом вдруг организаторы начали замечать, что он спел, зал «зажёгся», а затем концерт опять идёт на спад. И тогда Эдуарда Анатольевича на всех концертах стали ставить на финал. Он спрашивал: «Чего же ставите меня всё время в конце?!» «Извините, – отвечали ему, – но вы будете всё время только в финале!» Петь – это была его страсть.

Сначала он думал, что будет выступать на оперной сцене. Но для неё нужно иметь определённую внешность – высокий рост и так далее. А он был среднего роста. Голос, конечно, был замечательный. Он отменно шутил, был очень хорошим артистом – двигался легко, непринуждённо, но, как говорили на телевидении, «неформат» для многих ролей. Ещё он очень любил классическую музыку – пел песни Шуберта. И у него могла бы быть жизнь камерного исполнителя, но как раз в то время камерное пение у нас начало затихать, сам вид этого искусства словно стал уходить в прошлое. Особенно же Эдуарду был близок романс. На Ленинградском телевидении он придумал передачу «У камина» – вёл её, рассказывая о романсе, приглашая коллег на программу, сам пел. Потом её сняли с эфира, а спустя какое-то время такую же передачу стала делать Москва, только теперь она называлась «Романс о романсе».

– Эдуард Хиль пользовался неизменной любовью слушателей, даже тех, кто не очень-то разбирался в музыке. Как вы думаете, откуда эта всенародная любовь?

– Может быть, причина в том, что он никогда не отрывался от народа. Вспоминается такой эпизод… Как-то Эдик проходил мимо пункта, где кормят бездомных, и они его пригласили: «Эдуард Анатольевич! Пообедайте с нами!» Он поблагодарил: «Спасибо! Я уже пообедал. А что вы едите?» – «Так ты попробуй!» И с удовольствием, довольный и радостный, попробовал этот суп. «А чего, нормальный, хороший суп!» – поблагодарил он женщину на раздаче. Она в свою очередь: «Ой, Эдуард, да вы что! Не за что благодарить!» А он говорит: «Как не за что? Хорошо готовите! Молодец!»

– Расскажите, пожалуйста, о его благотворительной деятельности – ведь Эдуард Анатольевич скрывал её, предпочитал творить добро тайно.

– Если он хотел кому-то помочь, то об этом знал только он один. Только потом, случайно встретив людей, благодаривших за помощь, я обо всём и узнавала. А однажды, когда были похороны настоятеля храма Владимирской иконы Божией Матери, произошёл забавный случай. Эдуард вышел на улицу, где его окружили люди. Среди них были и прихожане, и нищие, и просто бомжи… Начали задавать разные вопросы. Кто-то поинтересовался: «А какая у тебя пенсия?» Он сказал: «12 тысяч!» Они засмеялись: «Да ты что! Мы и то больше получаем!» Куда-то отошли. А потом он видит: несут ему деньги… Тут-то он понял, что если какое-то несчастье случится с человеком, то богатые вряд ли в беде помогут, скорее, бедные отдадут последнее.

– Когда человек что-то сам пережил и испытал, как Хиль во время войны, ему проще понять чужую боль…

– Именно чужую боль. Он говорил: «Что такое бомж? Его, может, обманули, напоили, и он остался без жилья, без всего. А почему он таким оказался? Он же не родился таким?» Он всех оправдывал.

– Я слышала, что Эдуард Анатольевич участвовал в восстановлении храма Воскресения Христова у Смоленского кладбища…

– Да, там одно окошечко сделано на его деньги – окошечко Хиля…

– А как он стал помогать онкобольным детям?

– У него все события, как бусинки, нанизывались на нить жизни, всё получалось как-то само собой. Ему о фонде рассказали отец Богдан и друг Николай Соколов, который посвятил всю свою жизнь онкобольным детям и спас жизнь очень многих детишек. Эдуард Анатольевич тоже подключился. Пел на больших благотворительных концертах и посещал детей в больнице – они его ждали, с восторгом слушали его и хлопали в ладошки…

В онкологической больнице малыши бежали к певцу проситься на ручки

В детстве ему досталось, он пережил в детдоме многие лишения, поэтому умел чувствовать чужую боль, знал, как бывает человеку страшно и больно. А к детям он всегда относился очень сердечно. И когда он впервые увидел взрослые глаза больных детей, лысые головушки, маленьких деток в инвалидной коляске, которые сами не могут двигаться, – для него это было… он был согласен на что угодно. Пел им песни, а малыши танцевали, что-то повторяли за ним. Кого-то брал на руки. У него в характере была удивительная жизнерадостность, которой он умел и других заразить. Никогда не сосредотачивал внимание на болезни, а разговаривал с больными как со здоровыми. А когда приходил домой, то признавался: «У меня такое состояние, будто я отработал подряд два концерта». Ему, конечно, было очень тяжело, но дети этого не знали: он веселил их, дарил им праздник, вселял надежду.

– Раб Божий Георгий ушёл от нас в день Святой Троицы, а похоронен и отпет был в день празднования святой блаженной Ксении Петербургской. И нашёл упокоение рядом со своей любимой святой.

– Ему нравилось, когда все вокруг радуются. Он очень не любил слёзы, говорил, например, что женщина никогда не должна плакать. Когда его похоронили на Смоленском кладбище, мы поставили на могилку фотографию, где он весёлый. Вспоминаю, как мы с Эдуардом Анатольевичем там однажды гуляли, и он говорил: «Какое славное здесь место! Вот бы тоже нам сюда!» И получилось, что Ксеньюшка приняла его совсем близко. Мне хотелось, чтобы со временем там появился хороший памятник, чтобы люди знали, что здесь лежит человек, который пел радостные песни. И эта мечта сбылась, памятник появился. Помню, как возле него появился мужчина – такой высокий, сосредоточенный. Слышу, он говорит: «Я пришёл поговорить с тобой, Эдуард!» А я стояла в это время в сторонке. И начался неслышный разговор, а потом мужчина распрямился и сказал громко: «Одним словом, пусто без тебя!» Резко повернулся и ушёл. Это произвело на меня неизгладимое впечатление. В другой раз идёт какой-то бомж, идёт-прихрамывает… Постоял у могилы и вдруг из какого-то немыслимого пиджака достаёт цветок и кладёт Эдуарду на могилку. Постоял ещё немного и пошёл… Это так дорого! Именно этот цветок от нищего – это признание и народная любовь. Она гораздо выше всех званий.

Могила всенародно любимого певца на Смоленском кладбище

– Был ли у Эдуарда Анатольевича духовник?

– У него сложились очень хорошие отношения с отцом Виктором Московским, исповедовался у него. Там, на Смоленке, всегда радостно, тепло, уютно – по-домашнему, все друг друга знают. Всё это благодаря отцу Виктору. Все – отец Богдан, отец Игорь, отец Андрей – все, все очень хорошие. С тех пор как канонизировали матушку Ксению, Эдуард Анатольевич стал прихожанином Смоленского храма и ходил к отцу Виктору.

Господь призвал его к Себе в тот момент, когда он был по-прежнему очень востребован, его приглашали петь во многие страны. На всё воля Божья. Но как же всё-таки светло становится от одной только мысли о нём.