Как называется порт артур. Между подвигом и позором

В настоящее время этот небольшой китайский город на побережье Желтого моря носит название Люйшунь. Чем примечателен этот город? Начиная с 1898 года, согласно конвенции между китайским императором и Николаем II, эта местность на 25 лет переходила в пользование России. После город стал главной базой российского флота в Тихом океане и получил нынешнее название. Где находится Порт-Артур, город русских моряков? А какова его история? Об этом далее в статье.

Где находится г. Порт-Артур? Как туда добраться?

Туристам, желающим посетить музей-крепость, следует приготовиться к тому, что дорога не будет легкой. Имеются ввиду затраты по времени.

У жителей Владивостока дорога займет немного, всего пять-шесть часов. Авиарейс с пересадкой в Сеуле из Владивостока доставит путешественников в Далянь за четыре часа. Оттуда следует сесть на рейсовый автобус в Люйшунь, время в пути один час. Можно отправиться на такси, но это будет дороже.

Такой же маршрут, но на автомобиле займет практически целый день. Для путешествия по Китаю следует заранее подготовить маршрут или воспользоваться местными интернет-картами.

Жителям средней полосы России предстоит сначала авиаперелет до Пекина, это около восьми часов. Дальше тоже можно продолжить путешествие на самолете. Рейс "Пекин - Далянь", время в пути составит 1,5 часа. Поездка на автобусе или автомобиле займет не менее девяти часов, плюс еще час до того места, где находится Порт-Артур.

И для осмотра достопримечательностей понадобится как минимум три-четыре дня. Город растянулся по побережью, памятники и исторические места расположены далеко друг от друга, за пару дней не управиться.

История города

На месте китайского рыбацкого поселка Люйшунькоу в 1880-х годах началось строительство города с таким же названием. Двадцатью годами ранее поселок получил название Порт-Артур, после того как там был произведен ремонт корабля английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название и было принято впоследствии Россией и европейскими странами.

Решение построить город было продиктовано желанием Китая защитить свои подступы с моря от европейских держав, которые живо интересовались местом, где находился Порт-Артур.

В ходе первой китайско-японской войны в 1894 году город заняла Япония. Через год, благодаря давлению России, Франции и Германии Порт-Артур был возращен Китаю.

В конце 1897 года первые русские корабли появились в Желтом море. Еще через год было заключено соглашение между Китаем и Россией о том, что два портовых города, Люйшунь и Далянь (Порт-Артур и Дальний), на 25 лет отдаются в аренду российскому государству. Однако Япония не стала терпеть у себя под боком российский флот и в 1904 году без предупреждения напала на Порт-Артур.

Там, где находится Порт-Артур, история хранит память о героизме русских солдат.

Отвага российских моряков в японско-русской войне

Порт-Артур действительно является китайским городом русской славы. По количеству памятных мест, связанных с Россией, это место можно считать уникальным. В этой войне русские солдаты и офицеры проявили невиданную отвагу, героизм и преданность родине. После окончания, в 1905 году конвенция прекратила свое существование. Тогда Россия потерпела поражение, и город снова заняли японцы.

Осада Порт-Артура длилась почти целый год. В этой войне погибло более четырнадцати тысяч советских воинов. Их мужеством восхищались враги, которые понесли потери в несколько раз больше. Потери противника составили более ста тысяч человек. В 1908 году было проведено торжественное открытие памятного мемориала, посвященного отваге павших в той войне. Русское кладбище и памятная часовня возникли благодаря японским властям. Они приняли решение с почестями захоронить русских солдат и сохранить в истории память об их подвигах. На территории кладбища двенадцать братских могил, офицерские могилы украшают кресты из белого камня, солдатские - чугунные кресты. Японцы немало потрудились для того, чтобы собрать останки русских солдат на всей площади боевых действий. Пятью годами позже, в 1913 году, они обследовали затонувший в боях броненосец «Петропавловск». На нем были найдены останки погибших моряков. Они также были захоронены на Русском кладбище.

Позже на кладбище появились могилы советских солдат, памятники, которые венчают красные звезды. На некоторых надгробиях сделаны надписи на двух языках, по-русски и по-китайски, иероглифами. На этом же кладбище есть детские могилы. Вспышка чумы в Порт-Артуре унесла жизни целого поколения, родившегося от смешанных браков русских солдат с местными женщинами.

На территории кладбища установлен памятник советским летчикам, погибшим при освобождении города в 1945 году.

Там же, где находится Порт-Артур, на Перепелиной горе был создан комплекс в честь японских солдат. Были воздвигнуты памятник-мавзолей и храм на холмах горы.

Борьба за форт

Порт-Артур, согласно Питсмутскому договору, отходил Японии на 40 лет на правах аренды, так же, как когда-то России. По истечении срока Япония оккупировала эту территорию, не желая уходить из форта. В 1945 году Красная Армия выгнала оккупантов из Порт-Артура. Был подписан советско-китайский договор, по которому город передавался в аренду Советскому Союзу на тридцать лет под военно-морскую базу. Но через десять лет под влиянием Запада российское правительство вернуло город Китаю.

На Русском кладбище в 1955 году жители страны построили памятник советским воинам-освободителям от японских оккупантов. Скульптуры солдат со знаменами китайские мастера создавали с реальных участников боевых действий.

Музей-крепость Порт-Артур

Русской колонией этот город был недолго. Однако присутствие русских ощущается до сегодняшнего дня. В городе сохранились постройки времен дореволюционной России и времен СССР. Некоторые кварталы города целиком и полностью напоминают русские. Есть в этом месте и железнодорожный вокзал постройки 1903 года. В настоящее время он не действует. Десять лет назад была запущена новая ветка метро, по которой из Даляня можно доехать до Порт-Артура.

Есть в городе здание тюрьмы. Строительство ее начали русские в 1902 году, а завершили ее в 1905 году победившие японцы. В настоящее время в тюремном комплексе расположен музей. Тюрьма носила название русско-японской. Туда отправлялись в заключение русские пленные, местное китайское население и даже японские военнослужащие.

Самое заметное место в Порт-Артуре - это мемориал, возведенный в честь японской боевой славы на Перепелиной горе. Памятник сделан в виде артиллерийского снаряда.

«Большое орлиное гнездо»

Сопка «Большое орлиное гнездо» - одна из основных точек обороны Порт-Артура. Здесь можно посмотреть разрушенные военные постройки, японские памятники и музей. На вершине сопки установлены русские пушки. Они были сняты с одного из броненосцев при подготовке к обороне крепости.

На склонах сопки «Большое орлиное гнездо» расположены полуразваленные сооружения форта. Стены и укрепления сохранены в том виде, в котором они остались после первой войны с японцами. Множество следов от снарядов и пуль. В некоторых местах форта сохранились остатки казематов.

С вершины этой сопки открывается отличный вид на город Люйшунь. Становится понятно, что такое Порт-Артур. Эта местность имела огромное значение в обороне побережья.

Русское кладбище. Описание памятного места

Главное историческое место в Люйшуне - это Русское кладбище. Самое крупное захоронение русских воинов за пределами государства. На кладбище захоронено семнадцать тысяч человек. При входе на кладбище установлен памятник русским воинам-освободителям Китая от японских оккупантов. Внутри мемориала расположен музей. Его открыли стараниями китайских граждан. В музее много фотографий и экспозиций, посвященых послевоенному времени. Россия помогала Китаю восстанавливаться после оккупации. В музее все тексты выполнены на русском и китайском языках.

Общая площадь кладбища составляет 4,8 га. На его территории расположено 1600 скульптур и памятников. Это кладбище признано самым большим российским мемориалом на территории Китая. Весь комплекс признан объектом, имеющим большое историческое значение. В 1988 году правительство Китая приняло решение, что мемориал будет сохранен как памятник провинциального значения.

Наиболее значительные достопримечательности

Ранее город Люйшунь был закрыт для иностранцев. В настоящее же время посетить историческую местность, где находится Порт-Артур, не составит трудности.

Туристам обязательно стоит посетить:

  1. Русскую 15-ю батарею Электрического утеса.
  2. Форт на сопке «Большое орлиное гнездо».
  3. Гору Высокая, легендарная высота 203.
  4. Русское кладбище с часовней.
  5. Железнодорожный вокзал, построенный русскими в 1903 году.

Отдельно хотелось бы сказать о высоте 203. Именно после того как была она взята в 1905 году, русские войска капитулировали. Тогда победа осталась за Японией. За эту высоту велись отчаянные бои в течение полугода. Солдаты с обеих сторон проявляли невообразимую отвагу и преданность своему делу.

Постройки того времени. Сохранились или нет? Особенности

В городе сохранены постройки, дома, усадьбы начала двадцатого века. Правда, большая часть из них не отреставрирована и находится в запущенном состоянии, за исключением редких зданий, которые облюбовали современные китайцы.

Некоторые кварталы в китайском городе выглядят совсем как в России: жилые дома «сталинки» и «хрущевки», административные строения в советском стиле. Улицы Ленина и Сталина, после того как прекратил свое существование Советский Союз, никто не переименовывал. Все скорее наоборот. Здесь, вдали от России, эти улицы сохранили свои исторические названия. Отметим, что находятся в отличном состоянии.

Небольшое заключение

Теперь вы знает, что Порт-Артур - китайский город русской славы. Надеемся, что информация о нем была вам интересна и полезна.

Дальний: фото 2004 Порт-Артур: фото 2004

Порт-Артур: наша слава и позор

Самая мощная военно-морская база КНР находится в местечке Люйшунькоу, которое в настоящее время административно является районом Даляня.

Однако этот закрытый для иностранцев, а потому захолустный (по сравнению с Далянем) город в остальном мире знаменит по своему прежнему названию Порт-Артур.

Расположенная в западной оконечности Ляодунского полуострова гавань с узким входом, со всех сторон окруженная сопками, будто специально созданная для укрытия военных судов от противника, издавна, со времен династии Хань, использовалась по прямому назначению. В конце 19 в., когда Китай решил обзавестись нормальным броненосным флотом, Люйшунь стал главной базой для северной флотской группировки. Захваченный японцами в войну 1894-95, он был ими же арендован по Симоносекскому договору. Поведение Японии не понравилось Германии, России и Франции, которые убедительно попросили вернуть Китаю полуостров.

Развивая свое присутствие на Дальнем Востоке, русское правительство предприняло ряд некоторых шагов для приобретения в аренду Ляодунского полуострова (в число шагов, увы, входили и взятки китайским чиновникам на местном и правительственном уровне). Договоренность была достигнута в 1898 году. С этого времени Порт-Артур начал усиленно развиваться в качестве основной базы российского флота на Тихом океане.

Излишне говорить, что такое положение вещей не понравилось Японии. 8 февраля 1904 года японские вооруженные силы сыграли с порт-артурской эскадрой в свою любимую национальную игру, известную после 1941 года под названием «Перл-Харбор». Результаты из-за отсутствия в то время военной авиации были не столь оглушительны, как в сорок первом. Так началась русско-японская война. О ходе боевых действий можно почитать в разделе Русско-японская война на сайте с названием «Как наши деды воевали» . Описание гораздо более подробное, чем мог бы сделать я, поэтому не буду заниматься пересказом.

Скажу только, что в этой войне русские солдаты и моряки проявляли традиционный героизм. Однако жизнь устроена так, что подвиг одного — это преступление другого. Военное командование совершило все ошибки, какие только можно было совершить.

Самая главная ошибка, однако, была сделана на самом верху. Правительство и военное ведомство считали вероятным, что Япония прибегнет к военной силе для восстановления своего влияния в Маньчжурии. Развитие Порт-Артура и меры по качественному и количественному улучшению тихоокеанской эскадры собственно и были подготовкой к возможному нападению Японии. Однако, как считают некоторые историки, предполагалось, что произойдет оно не ранее 1910 года.

Расплата за недалекость военно-политического руководства была ужасающей. Помимо людских и материальных потерь в ходе боевых действий, России еще пришлось принять условия Портсмутского договора. По нему Японии отошли: Ляодунский полуостров, Южно-Маньчжурская железная дорога, плюс пол-Сахалина впридачу. А еще позорное поражение вызвало череду беспорядков, в которые с готовностью вмешались революционеры. Последствия расхлебываем до сих пор.

Сатисфакции за позорную сдачу Порт-Артура пришлось ждать сорок лет.

В ночь 9 августа 1945 года заблаговременно сосредоточенные на Дальнем Востоке и в Забайкалье силы (Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточные фронты, Тихоокеанский флот) начали боевые действия против Японии. А войну объявили по московскому времени.

Между прочим, американцы и англичане годами воевали с японскими сухопутными войсками на атоллах Тихого океана и в Юго-Восточной Азии. По результативности своих действий они делали вывод, что война продлится минимум до 47-го года. А Квантунская армия была самой мощной и боеспособной войсковой группировкой Японии.

Однако войска, выступившие против Квантунской армии, несколько отличались от порт-артурского гарнизона. Солдаты — забайкальцы и дальневосточники со знанием местности, заложенным на генетическом уровне, обильно усиленные фронтовиками, сумевшими выжить и победить в кровавой мясорубке Великой Отечественной. Командиры, приобретшие самый современный по тому времени опыт ведения войны не на академической скамье, а на сиденье «Виллиса» с многократно простреленным тентом. Не генералы Куропаткин и Стессель, а маршалы Василевский, Малиновский и Мерецков. Быстроходные, хорошо бронированные и крепко вооруженные танки Т-34, полноприводные американские бронетранспортеры M3, те же «Виллисы» и «Студебекеры». Штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2 и Ил-4, истребители Bell P-63 «Kingcobra» (разработанные по спецификациям советских ВВС — в других странах они на вооружении не состояли).

Японцы сопротивлялись умело и ожесточенно. Однако после того, как наши войска взломали Хайларский укрепрайон и преодолели казавшийся неприступным Большой Хинган, их мораль покатилась вниз. Высадку 23 августа русских бойцов на парашютах и посадочным способом (с гидросамолетов) в Порт-Артуре и Дальнем японцы восприняли как логичное следствие прокатившегося с севера сквозь укрепленные позиции наступления, и отдали порты без боя.

Об августовской войне 45-го пишут незаслуженно мало. А ведь это, наверное, единственный раз в недавней истории, когда русские военачальники показали, как надо воевать. Наверное, оттого, что никому в голову не пришло приурочивать взятие оккупированных японцами китайских городов к каким-нибудь праздникам, и потому не было давления сверху, наши маршалы организовали действия как надо, а не как партия прикажет. Может, кто-нибудь знает и другие примеры, но, мне кажется, это единственная крупномасштабная операция, блестяще проведенная от самого начала и до конца, против реального, а не номинального противника. К сожалению, мы слишком любим обсасывать поражения и из-за этого не замечаем, что у нас были и победы.

В 1945 году Советский Союз заключил с гоминьдановским правительством договор, по которому военно-морская база Порт-Артур сдавалась в аренду на 30 лет. Но через несколько лет Чан Кай-ши убежал на Тайвань, а некоторые товарищи из руководства КПСС, чтобы не обижать товарищей из братской КПК, в 1955 году вывели из Порт-Артура все войска.

Кто знает, как развивались бы отношения с Китаем, если бы договор об аренде Порт-Артура не был изменен. Я, например, думаю, что если бы в шестидесятых годах ракетные корабли и бомбардировщики базировались менее чем в часе полета до Пекина, Мао Цзэдун вряд ли осмелился затевать свару на Даманском. Вот когда англичане разгоняли хунвэйбинов в Гонконге, официальные власти Китая предпочли не заметить этого — ведь границу с Китаем охраняли гурки, а в порт, помимо английских кораблей, захаживали и американские авианосцы с вьетнамской войны.

Сейчас в Порт-Артур иностранных граждан не пускают. Доступ открыт только на русское кладбище и высоту 203.

Могилы на кладбище различаются по датам. Отдельно стоят кресты Русско-японской, отдельно — Второй мировой, их немного. Зато очень много умерших в 1950-53. Осмелюсь предположить, что это жертвы Корейской войны.

На кладбище, кроме могил, два памятника. Крест защитникам Порт-Артура и обелиск освободителям. Перед входом в 1999 году поставили большой памятник советским воинам, который перетащили из Дальнего.

К высоте 203, она же гора Высокая, китайцы организовали платный доступ. Пока я там находился, прибыли два автобуса японцев. Для них это святыня — очень много японских солдат оросили кровью ее склоны. На вершине установлен памятник погибшим японцам в виде патрона. Возле него стоит спаренная японская зенитка. Своего предназначения она не выполнила — в сорок пятом по «Каталинам» Тихоокеанского флота не было сделано ни одного выстрела. Памятника русским солдатам нет. Зато на склоне, обращенном к гавани, стоит советская радарная антенна. Рядом бетонный барак, в котором размещался расчет РЛС. Сейчас там лавчонка, где китаец преклонных лет торгует сувенирами.

Китаец этот недобро зыркал на японских туристов, а со мной разговорился. Рассказал, что в пятидесятых годах служил в Порт-Артуре и обучался у советских инструкторов. Восторженно отзывался о российской оружейной мысли — тыкал пальцем в рубашку гранаты Ф-1 и уверял, что японцы не додумались до такой гениальной штуки. В целом он прав — ручные гранаты были придуманы защитниками Порт-Артура. И об осаде Порт-Артура у него было свое мнение: мол, русские не ждали нападения (это верно), и на базе были только моряки (это не совсем верно), а против сухопутной армии японцев держались долго.

Порт-Артур я смог сфотографировать только с высоты 203. Аппарат — простейшая мыльница, так что за качество снимка не взыщите. Вообще-то жители города ждут, что правительство откроет Порт-Артур для иностранцев. Тогда, наверное, мы сможем увидеть здания, построенные нашими предками до 1904-го и после 1945-го.

Про копирайт:

© Дмитрий Алемасов

Все тексты на сайте сочинил я сам - за исключением раздела "Просто приколы". Если появится не мой текст, то имя автора обязательно будет указано.

Любители истории и географии, конечно же, слышали о месте под названием Порт-Артур. Где находится оно, что собой представляет и какие особенности имеет? Во всем этом мы попробуем разобраться в нашей статье.

Общие сведения

Итак, нас интересует Порт-Артур: где находится он и что собой представляет. Под ним, как правило, понимают старый форт, который приютился поблизости одноименного городка в заливе Карнавон (Тасмания, Австралия). Расположился он на площади в сорок гектаров и имеет весьма плохую репутацию. Причина такой славы кроется в том, что раньше он служил тюрьмой для каторжников строгого режима, сбежать из которой было практически невозможно. На сегодняшний момент форт используется в качестве музея. И пусть часть сооружений колонии разрушена и перестроена, остальная часть прекрасно сохранилась и может многое поведать о далеких и смутных временах.

Порт-Артур (где находится он, мы уже выяснили) сегодня включен в список охраняемых объектов ЮНЕСКО как известнейший памятник истории каторжных тюрем. Камеры, церкви, больницы и лечебницы учреждения сохранили свой первоначальный вид, а посему имеют высокую историческую ценность.

Немного истории

Где находится Порт-Артур и что это такое, читатель уже знает. А начиналось все в 1830 году с лесозаготовочной станции: новые земли и колонии-поселения нуждались в строительном дереве. Использовать форт в качестве мужской тюрьмы для отъявленных негодяев решили спустя три года. Сюда свозили преступников со всей и именно благодаря их труду Австралия как колония была самодостаточной. Расцвет каторги приходился на сороковые годы девятнадцатого века, а в 1877 году она официально прекратила свое существование.

Мы знаем уже, где находится Порт-Артур, а вот о жизни заключенных пока не говорили. Эта тюрьма быстро заслужила звание ада на земле. Многие из осужденных специально убивали своих друзей по несчастью или охранников, поскольку только так можно было избавиться от мучений в Австралии (власти им выносили смертный приговор). Тюрьму хорошо охраняли, но попытки побега все же случались. Правда, не многим удалось бежать на волю и скрыться, большинство каторжников были пойманы и отправлены назад.

Сегодня каждый год в знаменитую колонию Порт-Артур приезжает около 250 тысяч туристов.

Описание Порт-Артура

Весь комплекс довольно большой. Наиболее популярной достопримечательностью является каторжная тюрьма - ее развалины расположены сразу у залива. Было время, когда здесь действовала мельница, работающая исключительно за счет труда заключенных, прикованных цепями. Но от этой затеи отказались, поскольку производительность была очень низкой.

Позади каторги возвышается резиденция коменданта. Это одно из первых сооружений на территории форта, и оно не один раз перестраивалось. Несколько комнат тщательно отреставрированы и обставлены оригинальной мебелью, что позволяет узнать, как жило начальство столь печального учреждения. После закрытия тюрьмы в резиденции обосновался отель, действовавший вплоть до тридцатых годов прошлого века.

Еще одной достопримечательностью Порт-Артура является сад, разбитый на месте оригинального сада 19 века после тщательного анализа всех сведений о нем. Таким образом, сотрудникам музея удалось восстановить первоначальный облик места, предназначенного для прогулок дам. Насаждения простираются вплоть до руин церкви и занимают целый холм.

Есть у территории форта еще одно мрачное место - "остров Мёртвых", или тюремное кладбище. Маленький клочок земли, отдаленный от берега всего на две сотни метров, стал последним приютом многих обитателей Порт-Артура. Туристы могут осмотреть эту достопримечательность только в сопровождении гида, а сама экскурсия на островке занимает примерно час.

Отдельную групповую экскурсию стоит заказать и для посещения «Пойнт-Пуэр» - тюрьмы для несовершеннолетних преступников. Хоть дети и содержались отдельно от взрослых заключенных, условия их жизни были практически такими же. Пятнадцать лет действовала эта колония для мальчиков, где они тяжело работали, занимались строительством с девятилетнего возраста. Поездка сюда займет два часа.

Экскурсии и билеты

Увидеть Порт-Артур (где находится город и форт, мы писали выше) может каждый человек. Для посещения комплекса существует несколько типов билетов:

  • "бронзовый", который позволяет находиться на территории форта один день, включает в себя стоимость ознакомительного тура (30 мин.) и короткой прогулки на катере;
  • "серебряный" включает в себя еще аудиотур, обед, поездку на выбор ("Пойнт-Пуэр" или "остров Мёртвых");
  • "золотой" позволяет пребывать на территории форта два дня, посетить и тюремное кладбище, и детскую колонию (в его стоимость также включены два перекуса и обед);
  • вечерний пропуск позволяет попасть в музейный комплекс в конце дня, насладиться ужином и уникальным туром призраков.

Стоит отметить, что не существует отдельных билетов, только один пропуск на территорию огромного музея.

Еще некоторые особенности городка

Музей Порт-Артура - не единственная достопримечательность города. Он имеет еще несколько интересных мест для посещения, не связанных с историей каторги. Например, Мемориальный сад, созданный в память о людях, погибших в 1996 году. Тогда психически нездоровый мужчина открыл стрельбу по жителям города, в результате которой погибло 35 и было тяжело ранено еще 23 человека.

На территории форта открыта галерея «Лотерея жизни». Посетитель может выбрать карточку с именем и описанием судьбы какого-нибудь заключенного. Направляясь вдоль по галерее, можно проследить его судьбу.

Вместо послесловия

Сегодня форт Порт-Артур - история, которую нужно знать, из которой следует извлекать уроки, иначе будущее может напомнить об ошибках прошлого.

Китайской Народной Республики.

Предыстория

Порт Артур. Внутренний восточный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Общий вид. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (晋朝, 266-420) носило название Машицзинь (кит. упр. 马石津 ). В период Тан (唐朝, 618-907) его переименовали в Дуличжэнь (кит. упр. 都里镇 ). В годы существования монгольской империи Юань (元朝, 1271-1368) город носил название Шицзыкоу (кит. упр. 狮子口 , букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В эпоху империи Мин (明朝, 1368-1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны (кит. упр. 海防哨所 ) Цзиньчжоуского вэя (кит. упр. 金州卫 ), а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя (кит. упр. 金州中左所 ). Тогда же появилось название «Люйшунь» - в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди , возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен (люйту шуньли - кит. упр. 旅途顺利 ), то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»)

Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура (англ. ) . Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского во времена Второй Опиумной войны . Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.

Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством по настоянию Бэйян дачэнь Ли Хунчжана , в 1880-е годы. Уже в 1884 г. для охраны побережья от возможных высадок французского десанта в городе был размещен отряд китайских войск, а командир стоявшего в бухте китайского военного корабля «Вэйюань» Фан Боцянь выстроил одну из первых земляных береговых батарей крепости силами своего экипажа. Батарея получила название «Вэйюань паотай» (букв. «форт Вэйюань»).

В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. Работами руководил немецкий майор Константин фон Ганнекен. В Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота - 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведенные в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6.1 м).

Одновременно Россия разрешила проблему незамерзающей военно-морской базы, что было настоятельной необходимостью в военном противостоянии с Японией. В декабре 1897 года русская эскадра вошла в Порт-Артур. Переговоры о его занятии велись одновременно в Пекине (на дипломатическом уровне) и в самом Порт-Артуре. Здесь командующий эскадрой Тихого океана контр-адмирал Дубасов под «прикрытием» 12-дюймовых орудий броненосцев «Сисой Великий» и «Наварин» и пушек крейсера 1-го ранга «Россия» провел непродолжительные переговоры с начальством местного крепостного гарнизона генералами Сун Цином и Ма Юйкунем.

Дубасов проблему высадки русских войск в Порт-Артуре и уход оттуда китайского гарнизона решил быстро. После раздачи взяток мелким чиновникам генерал Сун Цин получил 100 тыс. рублей, а генерал Ма Юйкунь - 50 тысяч (не ассигнациями, разумеется, а золотой и серебряной монетой). После этого местный 20-тысячный гарнизон покинул крепость менее чем за сутки, оставив русским 59 пушек вместе с боеприпасами. Часть из них потом будет использована для обороны Порт-Артура.

С прибывшего из Владивостока парохода Добровольного флота «Саратов» на берег сошли первые русские воинские части. Это были две сотни забайкальских казаков, дивизион полевой артиллерии и команда крепостной артиллерии.

Статистические данные на начало XX века : 42 065 жителей (на 1903 год), из них 13 585 военнослужащих, 4 297 женщин, 3 455 детей; русских подданных 17 709, китайских 23 394, японцев 678, различных европейцев 246. Жилых домов 3 263. Кирпичные и известковые заводы, спиртоочистительная и табачная фабрики, отделение Русско-Китайского банка , типография, газета «Новый край», конечная станция южной ветви Маньчжурской железной дороги. Городские доходы в 1900 году составили 154 995 руб.

Осада Порт-Артура

Виды Порт-Артура

    Порт Артур. Вход в гавань и вид на Большой рейд. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

    Порт Артур. Дворец Наместника на Дальнем Востоке. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

    Порт Артур. Углубленный западный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

    Порт Артур. Вид на бухту и причалы. Почтовая открытка

Около Порт-Артура ночью на 27 января 1904 года начались первые боевые столкновения Русско-японской войны , когда японские корабли выпустили торпеды по русским военным кораблям, стоявшим на внешнем рейде Порт-Артура. При этом были серьёзно повреждены броненосцы «Ретвизан » и «Цесаревич », а также крейсер «Паллада ». Оставшиеся корабли предприняли две попытки вырваться из порта, но обе оказались неудачными. Нападение японцев было совершено без объявления войны и было осуждено большинством стран мирового сообщества. Только Великобритания , являвшаяся в то время союзником Японии, праздновала нападение как «великое деяние».

В ходе войны японская армия под предводительством генерала Марэсукэ Ноги , при поддержке японского флота под командованием адмирала Того , начала осаду крепости Порт-Артура, которая длилась 11 месяцев, несмотря на то, что японцы использовали самые современные на то время гаубицы калибра 280 мм.

Японское владение

После окончания русско-японской войны, по Портсмутскому мирному договору 1905 года арендные права на Порт-Артур и весь Ляодунский полуостров были уступлены Японии. Позже Япония оказала давление на Китай и вынудила последний продлить срок аренды. В 1932 году город формально вошел в состав Маньчжоу-го , но де-факто продолжал управляться Японией (официально считалось, что Япония арендует Квантунскую область у Маньчжоу-го). При японской власти название города писалось теми же иероглифами «Люйшунь», но читались они теперь по-японски -Рёдзюн (яп. 旅順 ).

Советские морпехи в Порт-Артуре, октябрь 1945

Сталин считал договор, заключённый с Чан Кайши, неравноправным , и в конце 1940-х годов предлагал Мао Цзэдуну передать Порт-Артур, а равно Дальний и Чанчуньскую ЖД обратно Китаю, но Мао опасался, что вывод советских войск из Манчжурии поставит под угрозу позиции КПК на северо-западе Китая, и убедил Сталина отложить передачу .

14 февраля 1950 года одновременно с заключением договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР было заключено соглашение о Порт-Артуре, предусматривающее совместное использование указанной базы СССР и КНР до конца 1952 года.

В конце 1952 года правительство КНР, учитывая обострение обстановки на Дальнем Востоке, обратилось к Советскому правительству с предложением продлить срок пребывания советских войск в Порт-Артуре. Соглашение по этому вопросу было оформлено 15 сентября 1952 года.

12 октября 1954 года правительство СССР и правительство КНР заключили соглашение о том, что советские воинские части выводятся из Порт-Артура. Вывод советских войск и передача сооружений правительству КНР были завершены в мае 1955 года.

В составе КНР

После передачи под юрисдикцию КНР Люйшунь в 1960 году был объединён с Далянем в единую агломерацию, получившую название «город ЛюйДа» (旅大市). Постановлением Госсовета КНР от 9 февраля 1981 года город Люйда был переименован в Далянь; бывший город Люйшунь стал районом Люйшунькоу в его составе.

Современное состояние

Люйшунь и гавань в 2009 году

Железнодорожный вокзал

В настоящее время район Люйшунькоу города Даляня более не является закрытым для иностранцев. Наиболее значительными достопримечательностями на месте бывшего Порт-Артура являются:

  • русская 15-я батарея Электрического утёса
  • форт № 2 - место гибели генерала Р. И. Кондратенко
  • высота 203 - мемориальный музей и русские позиции на горе Высокая
  • Мемориальное русское военное кладбище с часовней (15 тыс. солдат, матросов и офицеров порт-артурского гарнизона и флота; посвящение: «Здесь покоятся бренные останки доблестных русских воинов, павших при защите крепости Порт-Артура»)
  • железнодорожный вокзал (построен в 1901-03 гг.)
  • русская батарея на горе Вантай (Орлиное гнездо).

Кроме того сохранилась значительная часть домов русской постройки 1901-04 гг. и большая часть русских укреплений: фортов, батарей и траншей.