Как называется порт артур. Между подвигом и позором

Любители истории и географии, конечно же, слышали о месте под названием Порт-Артур. Где находится оно, что собой представляет и какие особенности имеет? Во всем этом мы попробуем разобраться в нашей статье.

Общие сведения

Итак, нас интересует Порт-Артур: где находится он и что собой представляет. Под ним, как правило, понимают старый форт, который приютился поблизости одноименного городка в заливе Карнавон (Тасмания, Австралия). Расположился он на площади в сорок гектаров и имеет весьма плохую репутацию. Причина такой славы кроется в том, что раньше он служил тюрьмой для каторжников строгого режима, сбежать из которой было практически невозможно. На сегодняшний момент форт используется в качестве музея. И пусть часть сооружений колонии разрушена и перестроена, остальная часть прекрасно сохранилась и может многое поведать о далеких и смутных временах.

Порт-Артур (где находится он, мы уже выяснили) сегодня включен в список охраняемых объектов ЮНЕСКО как известнейший памятник истории каторжных тюрем. Камеры, церкви, больницы и лечебницы учреждения сохранили свой первоначальный вид, а посему имеют высокую историческую ценность.

Немного истории

Где находится Порт-Артур и что это такое, читатель уже знает. А начиналось все в 1830 году с лесозаготовочной станции: новые земли и колонии-поселения нуждались в строительном дереве. Использовать форт в качестве мужской тюрьмы для отъявленных негодяев решили спустя три года. Сюда свозили преступников со всей и именно благодаря их труду Австралия как колония была самодостаточной. Расцвет каторги приходился на сороковые годы девятнадцатого века, а в 1877 году она официально прекратила свое существование.

Мы знаем уже, где находится Порт-Артур, а вот о жизни заключенных пока не говорили. Эта тюрьма быстро заслужила звание ада на земле. Многие из осужденных специально убивали своих друзей по несчастью или охранников, поскольку только так можно было избавиться от мучений в Австралии (власти им выносили смертный приговор). Тюрьму хорошо охраняли, но попытки побега все же случались. Правда, не многим удалось бежать на волю и скрыться, большинство каторжников были пойманы и отправлены назад.

Сегодня каждый год в знаменитую колонию Порт-Артур приезжает около 250 тысяч туристов.

Описание Порт-Артура

Весь комплекс довольно большой. Наиболее популярной достопримечательностью является каторжная тюрьма - ее развалины расположены сразу у залива. Было время, когда здесь действовала мельница, работающая исключительно за счет труда заключенных, прикованных цепями. Но от этой затеи отказались, поскольку производительность была очень низкой.

Позади каторги возвышается резиденция коменданта. Это одно из первых сооружений на территории форта, и оно не один раз перестраивалось. Несколько комнат тщательно отреставрированы и обставлены оригинальной мебелью, что позволяет узнать, как жило начальство столь печального учреждения. После закрытия тюрьмы в резиденции обосновался отель, действовавший вплоть до тридцатых годов прошлого века.

Еще одной достопримечательностью Порт-Артура является сад, разбитый на месте оригинального сада 19 века после тщательного анализа всех сведений о нем. Таким образом, сотрудникам музея удалось восстановить первоначальный облик места, предназначенного для прогулок дам. Насаждения простираются вплоть до руин церкви и занимают целый холм.

Есть у территории форта еще одно мрачное место - "остров Мёртвых", или тюремное кладбище. Маленький клочок земли, отдаленный от берега всего на две сотни метров, стал последним приютом многих обитателей Порт-Артура. Туристы могут осмотреть эту достопримечательность только в сопровождении гида, а сама экскурсия на островке занимает примерно час.

Отдельную групповую экскурсию стоит заказать и для посещения «Пойнт-Пуэр» - тюрьмы для несовершеннолетних преступников. Хоть дети и содержались отдельно от взрослых заключенных, условия их жизни были практически такими же. Пятнадцать лет действовала эта колония для мальчиков, где они тяжело работали, занимались строительством с девятилетнего возраста. Поездка сюда займет два часа.

Экскурсии и билеты

Увидеть Порт-Артур (где находится город и форт, мы писали выше) может каждый человек. Для посещения комплекса существует несколько типов билетов:

  • "бронзовый", который позволяет находиться на территории форта один день, включает в себя стоимость ознакомительного тура (30 мин.) и короткой прогулки на катере;
  • "серебряный" включает в себя еще аудиотур, обед, поездку на выбор ("Пойнт-Пуэр" или "остров Мёртвых");
  • "золотой" позволяет пребывать на территории форта два дня, посетить и тюремное кладбище, и детскую колонию (в его стоимость также включены два перекуса и обед);
  • вечерний пропуск позволяет попасть в музейный комплекс в конце дня, насладиться ужином и уникальным туром призраков.

Стоит отметить, что не существует отдельных билетов, только один пропуск на территорию огромного музея.

Еще некоторые особенности городка

Музей Порт-Артура - не единственная достопримечательность города. Он имеет еще несколько интересных мест для посещения, не связанных с историей каторги. Например, Мемориальный сад, созданный в память о людях, погибших в 1996 году. Тогда психически нездоровый мужчина открыл стрельбу по жителям города, в результате которой погибло 35 и было тяжело ранено еще 23 человека.

На территории форта открыта галерея «Лотерея жизни». Посетитель может выбрать карточку с именем и описанием судьбы какого-нибудь заключенного. Направляясь вдоль по галерее, можно проследить его судьбу.

Вместо послесловия

Сегодня форт Порт-Артур - история, которую нужно знать, из которой следует извлекать уроки, иначе будущее может напомнить об ошибках прошлого.

Порт-Артур. Сухой док и доковая мастерская. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Железная дорога и вокзал. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Туземный город - китайский. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Набережная. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Внутренний восточный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Общий вид. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Вход в гавань и вид на Большой рейд. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Дворец Наместника на Дальнем Востоке. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Углубленный западный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Расположен на юго-восточной оконечности Ляодунского полуострова в Гуаньдуне (Квантунская область), под 38° 48’ северной широты и 121° 20’ восточной долготы. Порт при довольно мелководной, но достаточно глубокой для крупных океанских судов бухте в 1,5-2 км в поперечнике, образует прекрасную, частью искусственно углублённую гавань с широким рейдом в открытом море. На начало XX века город состоял из двух частей: старый - восточный, новый - западный, с предместьем Тигровый нос .

Возникновение города

Портовый город возник на месте китайского рыбацкого поселка Люйшунь в 1880-е годы («был сооружен для китайцев немецкими инженерами только в 1884»). Английское название Port Arthur получил в связи с тем, что в августе 1860 года в тамошней гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.

Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством, однако 21 ноября в ходе Первой Японско-китайской войны этот район заняла Япония , и база была разрушена. В 1895 году по Симоносэкскому договору Порт Артур перешел к Японии, но из-за сильного давления со стороны России , Германии и Франции (Тройственная интервенция) Япония вскоре была вынуждена вернуть залив Китаю.

Российское владение

С. Ю. Витте протестовал против такого предложения: после российско-китайских секретных договоров об обороне, в которых мы «обязались защищать Китай от всяких поползновений Японии занять какую-либо часть китайской территории… после всего этого подобного рода захват явился бы мерою возмутительною и в высокой степени коварною… Мера эта является опасною… Занятие Порт-Артура или Да-лянь-вана несомненно возбудит Китай и из страны крайне к нам расположенной и дружественной сделает страну нас ненавидящую, вследствие нашего коварства».

Тогда предложение графа Муравьева было отклонено, однако «через несколько дней после заседания… Государь Император, по-видимому немного смущенный, сказал мне <С. Ю. Витте>…: „А знаете ли, Сергей Юльевич, я решил взять Порт-Артур и Да-лянь-ван и направил уже туда нашу флотилию с военной силой, - причем прибавил: - Я это сделал потому, что министр иностранных дел мне доложил после заседания, что, по его сведениям, английские суда крейсируют в местностях около Порт-Артура и Да-лянь-ван и что, если мы не захватим эти порты, то их захватят англичане“».

Китайцам сперва было объявлено, что русские суда с войсками «пришли защищать Китай от немцев и как только немцы уйдут - и мы уйдем… Но вскоре китайское правительство от своего посла в Берлине узнало, что мы действуем по соглашению с Германией и поэтому начало к нам относиться крайне недоверчиво». Китайское правительство сначала не соглашалось на передачу Квантунской области России, но не имело сил воспрепятствовать этому.

Вот что пишет А. В. Шишов в своей книге :

Одновременно Россия разрешила проблему незамерзающей военно-морской базы, что было настоятельной необходимостью в военном противостоянии с Японией. В декабре 1897 года русская эскадра вошла в Порт-Артур. Переговоры о его занятии велись одновременно в Пекине (на дипломатическом уровне) и в самом Порт-Артуре. Здесь командующий эскадрой Тихого океана контр-адмирал Дубасов под «прикрытием» 12-дюймовых орудий броненосцев «Сисой Великий» и «Наварин» и пушек крейсера 1-го ранга «Россия» провел непродолжительные переговоры с начальством местного крепостного гарнизона генералами Сун Цином и Ма Юйкунем.

Дубасов проблему высадки русских войск в Порт-Артуре и уход оттуда китайского гарнизона решил быстро. После раздачи взяток мелким чиновникам генерал Сун Цин получил 100 тыс. рублей, а генерал Ма Юйкунь - 50 тысяч (не ассигнациями, разумеется, а золотой и серебряной монетой). После этого местный 20-тысячный гарнизон покинул крепость менее чем за сутки, оставив русским 59 пушек вместе с боеприпасами. Часть из них потом будет использована для обороны Порт-Артура.

С прибывшего из Владивостока парохода Добровольного флота «Саратов» на берег сошли первые русские воинские части. Это были две сотни забайкальских казаков, дивизион полевой артиллерии и команда крепостной артиллерии.

Статистические данные на начало XX века : 42 065 жителей (на 1903 год), из них 13 585 военнослужащих, 4 297 женщин, 3 455 детей; русских подданных 17 709, китайских 23 394, японцев 678, различных европейцев 246. Жилых домов 3 263. Кирпичные и известковые заводы, спиртоочистительная и табачная фабрики, отделение Русско-Китайского банка, типография, газета «Новый край», конечная станция южной ветви Маньчжурской железной дороги. Городские доходы в 1900 году составили 154 995 руб.

Осада Порт-Артура

Около Порт-Артура ночью на 27 января 1904 года начались первые боевые столкновения Русско-японской войны , когда японские корабли выпустили торпеды по русским военным кораблям, стоявшим на внутреннем рейде Порт-Артура. При этом были серьёзно повреждены броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич» , а также крейсер «Паллада» . Оставшиеся корабли предприняли две попытки вырваться из порта, но обе оказались неудачными. Нападение японцев было совершено без объявления войны и было осуждено большинством стран мирового сообщества. Только Великобритания , являвшаяся в то время союзником Японии, праздновала нападение как «великое деяние».

Широко известен подвиг команды крейсера «Варяг» , потопившей свой корабль для того, чтобы он не достался японцам в гавани Чемульпо (ныне Инчхон, Южная Корея).

Русским тихоокеанским флотом вплоть до своей гибели 31 марта 1904 года командовал вице-адмирал Макаров .

В ходе войны японская армия под предводительством генерала Марэсукэ Ноги, при поддержке японского флота под командованием адмирала Того , начала осаду крепости Порт-Артура, которая длилась целых пять месяцев, несмотря на то, что японцы использовали самые современные на то время гаубицы калибра 280 мм.

Японское владение

После окончания русско-японской войны, по Портсмутскому мирному договору 1905 года арендные права на Порт-Артур и весь Ляодунский полуостров были уступлены Японии. В 1923 году, после окончания срока аренды, территория не была возвращена Японией Китаю, а осталась оккупированной.

Ссылки

  • Ветераны из стран бывшего СССР у памятника павшим советским войнам в Люйшуне. Сентябрь 2005 г. (англ.)

Китайской Народной Республики.

Предыстория

Порт Артур. Внутренний восточный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Общий вид. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (晋朝, 266-420) носило название Машицзинь (кит. упр. 马石津 ). В период Тан (唐朝, 618-907) его переименовали в Дуличжэнь (кит. упр. 都里镇 ). В годы существования монгольской империи Юань (元朝, 1271-1368) город носил название Шицзыкоу (кит. упр. 狮子口 , букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В эпоху империи Мин (明朝, 1368-1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны (кит. упр. 海防哨所 ) Цзиньчжоуского вэя (кит. упр. 金州卫 ), а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя (кит. упр. 金州中左所 ). Тогда же появилось название «Люйшунь» - в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди , возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен (люйту шуньли - кит. упр. 旅途顺利 ), то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»)

Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура (англ. ) . Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского во времена Второй Опиумной войны . Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.

Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством по настоянию Бэйян дачэнь Ли Хунчжана , в 1880-е годы. Уже в 1884 г. для охраны побережья от возможных высадок французского десанта в городе был размещен отряд китайских войск, а командир стоявшего в бухте китайского военного корабля «Вэйюань» Фан Боцянь выстроил одну из первых земляных береговых батарей крепости силами своего экипажа. Батарея получила название «Вэйюань паотай» (букв. «форт Вэйюань»).

В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. Работами руководил немецкий майор Константин фон Ганнекен. В Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота - 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведенные в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6.1 м).

Одновременно Россия разрешила проблему незамерзающей военно-морской базы, что было настоятельной необходимостью в военном противостоянии с Японией. В декабре 1897 года русская эскадра вошла в Порт-Артур. Переговоры о его занятии велись одновременно в Пекине (на дипломатическом уровне) и в самом Порт-Артуре. Здесь командующий эскадрой Тихого океана контр-адмирал Дубасов под «прикрытием» 12-дюймовых орудий броненосцев «Сисой Великий» и «Наварин» и пушек крейсера 1-го ранга «Россия» провел непродолжительные переговоры с начальством местного крепостного гарнизона генералами Сун Цином и Ма Юйкунем.

Дубасов проблему высадки русских войск в Порт-Артуре и уход оттуда китайского гарнизона решил быстро. После раздачи взяток мелким чиновникам генерал Сун Цин получил 100 тыс. рублей, а генерал Ма Юйкунь - 50 тысяч (не ассигнациями, разумеется, а золотой и серебряной монетой). После этого местный 20-тысячный гарнизон покинул крепость менее чем за сутки, оставив русским 59 пушек вместе с боеприпасами. Часть из них потом будет использована для обороны Порт-Артура.

С прибывшего из Владивостока парохода Добровольного флота «Саратов» на берег сошли первые русские воинские части. Это были две сотни забайкальских казаков, дивизион полевой артиллерии и команда крепостной артиллерии.

Статистические данные на начало XX века : 42 065 жителей (на 1903 год), из них 13 585 военнослужащих, 4 297 женщин, 3 455 детей; русских подданных 17 709, китайских 23 394, японцев 678, различных европейцев 246. Жилых домов 3 263. Кирпичные и известковые заводы, спиртоочистительная и табачная фабрики, отделение Русско-Китайского банка , типография, газета «Новый край», конечная станция южной ветви Маньчжурской железной дороги. Городские доходы в 1900 году составили 154 995 руб.

Осада Порт-Артура

Виды Порт-Артура

    Порт Артур. Вход в гавань и вид на Большой рейд. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

    Порт Артур. Дворец Наместника на Дальнем Востоке. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

    Порт Артур. Углубленный западный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

    Порт Артур. Вид на бухту и причалы. Почтовая открытка

Около Порт-Артура ночью на 27 января 1904 года начались первые боевые столкновения Русско-японской войны , когда японские корабли выпустили торпеды по русским военным кораблям, стоявшим на внешнем рейде Порт-Артура. При этом были серьёзно повреждены броненосцы «Ретвизан » и «Цесаревич », а также крейсер «Паллада ». Оставшиеся корабли предприняли две попытки вырваться из порта, но обе оказались неудачными. Нападение японцев было совершено без объявления войны и было осуждено большинством стран мирового сообщества. Только Великобритания , являвшаяся в то время союзником Японии, праздновала нападение как «великое деяние».

В ходе войны японская армия под предводительством генерала Марэсукэ Ноги , при поддержке японского флота под командованием адмирала Того , начала осаду крепости Порт-Артура, которая длилась 11 месяцев, несмотря на то, что японцы использовали самые современные на то время гаубицы калибра 280 мм.

Японское владение

После окончания русско-японской войны, по Портсмутскому мирному договору 1905 года арендные права на Порт-Артур и весь Ляодунский полуостров были уступлены Японии. Позже Япония оказала давление на Китай и вынудила последний продлить срок аренды. В 1932 году город формально вошел в состав Маньчжоу-го , но де-факто продолжал управляться Японией (официально считалось, что Япония арендует Квантунскую область у Маньчжоу-го). При японской власти название города писалось теми же иероглифами «Люйшунь», но читались они теперь по-японски -Рёдзюн (яп. 旅順 ).

Советские морпехи в Порт-Артуре, октябрь 1945

Сталин считал договор, заключённый с Чан Кайши, неравноправным , и в конце 1940-х годов предлагал Мао Цзэдуну передать Порт-Артур, а равно Дальний и Чанчуньскую ЖД обратно Китаю, но Мао опасался, что вывод советских войск из Манчжурии поставит под угрозу позиции КПК на северо-западе Китая, и убедил Сталина отложить передачу .

14 февраля 1950 года одновременно с заключением договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР было заключено соглашение о Порт-Артуре, предусматривающее совместное использование указанной базы СССР и КНР до конца 1952 года.

В конце 1952 года правительство КНР, учитывая обострение обстановки на Дальнем Востоке, обратилось к Советскому правительству с предложением продлить срок пребывания советских войск в Порт-Артуре. Соглашение по этому вопросу было оформлено 15 сентября 1952 года.

12 октября 1954 года правительство СССР и правительство КНР заключили соглашение о том, что советские воинские части выводятся из Порт-Артура. Вывод советских войск и передача сооружений правительству КНР были завершены в мае 1955 года.

В составе КНР

После передачи под юрисдикцию КНР Люйшунь в 1960 году был объединён с Далянем в единую агломерацию, получившую название «город ЛюйДа» (旅大市). Постановлением Госсовета КНР от 9 февраля 1981 года город Люйда был переименован в Далянь; бывший город Люйшунь стал районом Люйшунькоу в его составе.

Современное состояние

Люйшунь и гавань в 2009 году

Железнодорожный вокзал

В настоящее время район Люйшунькоу города Даляня более не является закрытым для иностранцев. Наиболее значительными достопримечательностями на месте бывшего Порт-Артура являются:

  • русская 15-я батарея Электрического утёса
  • форт № 2 - место гибели генерала Р. И. Кондратенко
  • высота 203 - мемориальный музей и русские позиции на горе Высокая
  • Мемориальное русское военное кладбище с часовней (15 тыс. солдат, матросов и офицеров порт-артурского гарнизона и флота; посвящение: «Здесь покоятся бренные останки доблестных русских воинов, павших при защите крепости Порт-Артура»)
  • железнодорожный вокзал (построен в 1901-03 гг.)
  • русская батарея на горе Вантай (Орлиное гнездо).

Кроме того сохранилась значительная часть домов русской постройки 1901-04 гг. и большая часть русских укреплений: фортов, батарей и траншей.

Порт-Артур - посёлок Березенского сельского поселения Чесменского района Челябинской области (изначально – Михайловский). Население 319 чел.(2002), 270 (2010).

Организован казаками при плановом переселении в начале ХХв. и назван в честь героической защиты Китайского города Порт-Артур казаками во время русско-японской войны.

Английское название Port Arthur получил в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.

При обороне Порт-Артура в 1904-1905 годах отличились казаки станицы Санар-2 (ныне село Нижняя Санарка Троицкого района).

Всего из этой станицы на театр военных действий отправилось 35 казаков, многие из них были награждены. Особо отличился казак Тихон Игуменцев (награжден Георгиевским крестом и медалью «За оборону Порт-Артура»). Ему было разрешено сфотографироваться с пленным японцем (тогда это считалось наградой и доказательством храбрости).


Район Люйшунькоу (кит. трад. 旅順口区), до 1980 года - город Люйшунь, в историческом контексте Порт-Артур (англ. Port Arthur), при японской власти Рёдзюн - портовый город (незамерзающий порт, военно-морская база) в Китае на Жёлтом море, с 1950 года - район городского подчинения города субпровинциального значения Далянь.


Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (266-420) носило название Машицзинь. В период Тан (618-907) его переименовали в Дуличжэнь. В годы правления династии Юань (1271-1368) город носил название Шицзыкоу (букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В период Мин (1368-1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны Цзиньчжоуского вэя, а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя. Тогда же появилось и современное название - в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди, возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен, то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»).

Около Порт-Артура ночью на 27 января 1904 года начались первые боевые столкновения Русско-японской войны, когда японские корабли выпустили торпеды по русским военным кораблям, стоявшим на внешнем рейде Порт-Артура. При этом были серьёзно повреждены броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», а также крейсер «Паллада». Оставшиеся корабли предприняли две попытки вырваться из порта, но обе оказались неудачными. Нападение японцев было совершено без объявления войны и было осуждено большинством стран мирового сообщества. Только Великобритания, являвшаяся в то время союзником Японии, праздновала нападение как «великое деяние».


Командующий флотом с 9 февраля вице-адмирал Макаров Степан Осипович вплоть до своей гибели 31 марта 1904 год.После гибели Макарова до 22 апреля 1904 года непосредственно командовал Тихоокеанским флотом адмирал Алексеев Евгений Иванович главнокомандующий всеми сухопутными и морскими силами на Дальнем Востоке. С 22 апреля 1904 года назначен исполняющий на должность старшего флагмана и командующего 1-й Тихоокеанской эскадрой Витгефт Вильгельм Карлович погибший в сражении с японским флотом 28 июля (10 августа) 1904 года в Жёлтом море.

Широко известен подвиг команды крейсера «Варяг», после боя в гавани Чемульпо (ныне Инчхон, Южная Корея) потопившей свой корабль для того, чтобы он не достался японцам.


В ходе войны японская армия под предводительством генерала Марэсукэ Ноги, при поддержке японского флота под командованием адмирала Того, начала осаду крепости Порт-Артура, которая длилась целых пять месяцев, несмотря на то, что японцы использовали самые современные на то время гаубицы калибра 280 мм.

20 декабря 1904 (2 января 1905) года, после гибели генерала Р. И. Кондратенко, крепость была сдана японцам на 329-й день после начала войны генералом Стесселем вопреки решению Военного совета и желанию обороняющих крепость солдат.


Во время советско-японской войны 1945 года советские войска десантом освободили город от японских военных формирований 22 августа 1945 года. По советско-китайскому договору от 14 августа 1945 года район Порт-Артура был передан Китаем Советскому Союзу сроком на 30 лет в качестве военно-морской базы. По другим сведениям, предусматривалось совместное советско-китайское использование базы.

14 февраля 1950 года одновременно с заключением договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР было заключено соглашение о Порт-Артуре, предусматривающее совместное использование указанной базы СССР и КНР до конца 1952 года. В конце 1952 года правительство КНР, учитывая обострение обстановки на Дальнем Востоке, обратилось к Советскому правительству с предложением продлить срок пребывания советских войск в Порт-Артуре. Соглашение по этому вопросу было оформлено 15 сентября 1952 года.

12 октября 1954 года правительство СССР и правительство КНР заключили соглашение о том, что советские воинские части выводятся из Порт-Артура. Вывод советских войск и передача сооружений правительству КНР были завершены в мае 1955 года.


Люйшунь больше не является закрытым городом для иностранцев. Наиболее значительными достопримечательностями являются:

  • русская 15-я батарея Электрического утёса
  • форт № 2 - место гибели генерала Р. И. Кондратенко
  • высота 203 - мемориальный музей и русские позиции на горе Высокая
  • Мемориальное русское военное кладбище с часовней (15 тыс. солдат, матросов и офицеров порт-артурского гарнизона и флота; посвящение: «Здесь покоятся бренные останки доблестных русских воинов, павших при защите крепости Порт-Артура»)
  • железнодорожный вокзал (построен в 1901-03 гг.)
  • русская батарея на горе Вантай (Орлиное гнездо).

Кроме того сохранилась значительная часть домов русской постройки 1901-04 гг. и большая часть русских укреплений: фортов, батарей и траншей.

Д. А. Медведев посещает мемориальное кладбище русских и советских воинов в Порт-Артуре


Порт-Артур, русские 150-мм пушки на горе Высокая

В сентябре 2010 года в присутствии президента России Д. А. Медведева состоялось открытие отреставрированного мемориала русским и советским воинам в Порт-Артуре. С июня по сентябрь 2009 года на мемориале руcским и советским воинам прошли исследовательские работы российских реставраторов. Впервые с 1955 года (времени ухода советских войск) российской стороне были разрешены профессиональные исследования и видеосъемка на мемориале. В ходе исследований были произведены маленькие «открытия» вокруг мифов, которые накапливались вокруг мемориала с начала 20-го века: вокруг т. н. «японской часовни», т. н. «русской часовни», места захоронения адмирала Макарова.

Проект общественный, некоммерческий. Со стороны государства проект курируют Министерство иностранных дел России и Минобороны России, но государственных денег в проекте нет.

Район Люйшунькоу делится на 8 уличных комитетов и 5 посёлков.



По приезду была развернута иконная лавка, и жители Порт-Артура получили возможность заказать требы за своих близких. Кроме того, для сельчан привезли православные книги и образы святых.


Для многих из них это единственная возможность приобрести что-либо в иконной лавке - ведь поселок расположен далековато от районного центра.

У поклонного креста был отслужен молебен с акафистом Порт-Артурской иконе Божьей Матери. После этого батюшка отслужил литию об усопших воинах и всех православных христианах. На богослужении присутствовали не только взрослые жители поселка, но и много детей и молодежи, включая и юных футболистов из обеих команд.


После молебна состоялся первый в истории района товарищеский футбольный матч между командами Свято-Никольского храма и поселка Порт-Артур. В состав чесменской команды вошли настоятель храма иерей Артемий, алтарники Александр и Николай, а также старшие ученики воскресной школы.

Организаторами матча стали служащие Свято-Никольского храма и неравнодушные прихожане из Порт-Артура (Татьяна Бурзайкина и Анастасия Базаркина). Кстати, Татьяна Викторовна является хранительницей старинных икон из разрушенного местного храма во имя Казанской иконы Божьей Матери.


Свято-Николавский храм

Для начала игроки немного размялись на футбольном поле. А для болельщиков в это время были организованы соревнования по прыжкам через скакалку и вращению обруча. Для пожилых жителей поселка под березами был накрыт стол с угощением.

Матч получился очень напряженным: эмоции игроков буквально перехлестывали через край.

Игроки из команды Порт-Артура немного расстроились из-за поражения, но тут же вызвали чесменскую команду на матч-реванш.


После игры и церемонии награждения все были приглашены на совместную трапезу. Затем чесменцы съездили на местное кладбище, на котором уже долгие годы стоит купол разрушенной Порт-Артурской церкви. Татьяна Викторовна - хранительница икон старого храма - рассказала гостям историю этого купола, а потом пригласила к себе домой, поклониться старинной Казанской иконе Божьей Матери.

купол старой церкви на Порт-Артурском кладбище

Порт-Артурская икона Божией Матери («Торжество Пресвятой Богородицы») - почитаемая в Русской церкви чудотворная икона Богородицы. На иконе Дева Мария изображена без младенца Иисуса.

Празднование в честь Порт-Артурской иконы совершается 29 августа (16 августа по юлианскому календарю) - в день Третьего Спаса.

Порт-Артурская икона Божией Матери - первая явленная в XX веке. Пришедший 11 декабря 1903 года в Киево-Печерскую лавру старый матрос Феодор, участник обороны Севастополя, рассказал, что недавно явилась ему Богородица, стоявшая на берегу залива, держащая в руках большой плат с изображением Нерукотворного лика Спасителя. Ногами Богородица попирала мечи, а над её головой ангелы держали корону; выше в облаках восседал Господь Саваоф и над Ним сияла надпись: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Богородица поведала матросу, что вскоре Россию ожидает тяжёлая война, приказала изготовить явленный образ и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая победу, помощь и покровительство в сражениях, если образ утвердится в стенах города.

С началом русско-японской войны в феврале 1904 года были собраны добровольные пожертвования на изготовление иконы. Икона находилась в Санкт-Петербурге, летом 1904 года была доставлена на Дальний Восток, в начале августа икона была поставлена во Владивостокском кафедральном соборе. В связи с осадным положением крепости исполнить завет Богородицы и безопасно доставить икону в Порт-Артур было крайне затруднительно.

В октябре, узнав о судьбе иконы, 50-летний делопроизводитель Императорской охоты, отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Её Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, Николай Николаевич Фёдоров взял на себя смелость доставить икону в Порт-Артур. В начале ноября он прибыл во Владивосток. 21 ноября, в день празднования Введения во храм пресвятой Богородицы был совершён молебен, икона помещена в футляр и доставлена на пароход, а во Владивостоке оставлен список. В начале января была получена первая телеграмма от Фёдорова, где сообщалось, что икона в Порт-Артур доставлена не была, и крепость к тому моменту была уже сдана японцам. Икона была переправлена в ставку главнокомандующего и находилась в его походной церкви. После войны икона вернулась в Успенский собор Владивостока. В 1932 году собор был закрыт, в 1938 году взорван, и дальнейшая судьба иконы оставалась неизвестной долгое время. В феврале 1998 года паломники в Иерусалим обнаружили в антикварном магазине Порт-Артурскую икону. Деньги на выкуп одолжили монахини Горненского монастыря. Экспертиза установила, что это не современный список. 6 мая 1998 года, после оформления всех необходимых документов на вывоз, икона вернулась в Россию. После реставрации икона была отправлена в Свято-Никольский кафедральный собор Владивостока.

В 80-е годы изограф Михаил Осипенко, работая в храме города Киржач на реставрации росписей вместе со своим братом Сергеем, обнаружил необычную икону, копию чудотворной Порт-Артурской иконы. Он приступил к изготовлению списка, но тогда не довершил свою работу. Позже, в год столетия явления иконы, Михаил Осипенко вместе с супругой и детьми возобновили работу, и в феврале 2003 года икона была готова. Тогда же возникла мысль, пусть и спустя столетие, исполнить завет - доставить икону в Порт-Артур (Люйшунь). Икону торжественно провожали в Леушинском подворье Санкт-Петербурга. За две недели на личном автомобиле был проделан путь изКронштадта в Хабаровск до границы с Китаем, где возникла месячная заминка, поскольку в составе группы был иеромонах Георгий, а по законам КНР въезд в страну православных священников запрещён. Священнослужителю пришлось переодеться в светскую одежду, икона была перевезена в упакованном виде, а крестный ход пропустили только для совершения поминовения оборонявших крепость Порт-Артура. На кладбище, где по повелению императора Николая II был установлен шестиметровый каменный памятный крест, перед иконой была совершена панихида и краткий молебен о спасении России. В киоте креста когда-то была расположена мозаичная Казанская икона Божией Матери, позже разобранная. На это место была поставлена Порт-Артурская икона, специально изготовленная и освящённая копия, а икона самолётом доставлена в Россию, где её 18 мая 2003 торжественно встречали в храме Леушинского подворья. Икона была передана в Свято-Троицкий Измайловский собор.