Карлаг нквд. Карагандинский исправительно-трудовой лагерь

Действовала в 1941-1944 годах на оккупированной части епархий Русской православной церкви : Ленинградской (Санкт-Петербургской) , Псковской и Новгородской . Ранее, в ходе Большого террора 1937-1938 годов высшее духовенство на северо-западе России, как и повсюду в СССР, было частично репрессировано , частично вынуждено перейти на светскую работу, и к лету 1941 года в указанных епархиях (не считая Ленинграда с ближайшими окрестностями) действовало не более 10 храмов. Последняя церковь в самом городе Пскове была закрыта весной 1941 года . За неполных два с половиной года верующему населению с помощью миссии удалось возродить более 300 приходов , согласно другим данным - около 200 .

Для верующих создание Православной миссии объяснялось не только необходимостью быстрого возрождения в «освобождённых областях» церковной жизни, но и тем, что эти области перед войной не имели епископа , ранее ими руководившего.

Основу Псковской миссии составили православные священники из Рижской и Нарвской епархий . 18 августа 1941 года во Псков прибыли первые 14 миссионеров-священников, среди которых были как выпускники православного , так и деятели Русского христианского союза . Первым начальником псковской Православной миссии стал протоиерей Сергий Ефимов, в октябре 1941 года его сменил протоиерей Николай Коливерский, после смерти которого в октябре 1942 года новым начальником был назначен протопресвитер Кирилл Зайц. В новооткрытых храмах за богослужениями поминали митрополита Ленинградского Алексия , в чьей епархии служили миссионеры, подчёркивая, что миссия - часть Русской церкви. (Но когда советские самолёты начали разбрасывать подписанные Алексием антифашистские листовки, оккупационные власти запретили упоминание его имени в храмах .)

При богослужениях на оккупированной территории возносилось не только имя экзарха , но и Местоблюстителя патриаршего престола. Было официально объявлено, что «Высшая церковная власть в Российской православной церкви принадлежит Местоблюстителю Патриаршего Престола Блаженнейшему Сергию и состоящему при нём архирейскому собранию. Но Экзархат в связи с ходом военных событий оказался по эту сторону фронта и поэтому управляется самостоятельно» .

Организация миссии в 1941 году не была инициативой оккупационных властей. Первое время немцы даже не давали прибывшим священникам продовольственных карточек, которые выдавались сотрудникам оккупационных административных структур . Но 12 сентября 1941 года экзарх Сергий обратился к германским властям с просьбой о содействии, где доказывал оккупантам, что Московская патриархия никогда не примирялась с безбожной властью , подчинившись ей только внешне, и что поэтому он, Сергий, имеет моральное право призвать русский народ к борьбе против большевизма . Но, несмотря на все эти заявления, к митрополиту Сергию немцы всё же испытывали недоверие. Так, наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Павел (Горшков) , которому немцы доверяли больше, несколько раз был вызван в гестапо в Псков, где его подробно расспрашивали о политических настроениях экзарха .

Немецкие власти максимально использовали работу миссии для своих пропагандистских целей . Пропаганда активно велась через издаваемые миссией на русском языке газеты и журналы. Священникам предписывалось выявлять неблагонадёжных лиц, враждебно настроенных против немецкой армии и немецких властей, а также партизан и тех, кто им сочувствует . В их обязанность входил и сбор сведений об урожайности того или иного района, количестве зерна, овощей, скота: тыловые подразделения вермахта хотели знать больше о возможностях русского населения увеличить поставки продовольствия для их нужд .

Дни «освобождения от большевизма» немцами других городов тоже отмечались как праздничные: так, 9 августа 1942 года во Пскове состоялся крестный ход в честь годовщины освобождения города от большевизма . После войны миссионеры оправдывались, что в глубине души плохо относились к оккупантам. Один из миссионеров, протопресвитер Алексий Ионов , благочинный Островского округа в 1941-1943 годах, писал в воспоминаниях:

К служению в открытых с помощью миссии храмах вернулось несколько десятков священников, диаконов и псаломщиков , в предвоенные годы вынужденных перейти на гражданскую работу или находившихся за штатом. Рукоположения новых клириков для приходов в зоне действия миссии совершали митрополит Сергий , архиепископ Павел (Дмитровский) и другие архиереи Прибалтийского экзархата. Миссия издала ряд циркуляров по поводу необходимости отбора и проверки всех претендентов в священнослужители новооткрытых храмов. Подобную политику можно объяснить не только опасениями миссии, что среди духовенства могут оказаться противники немцев, но и тем большим количеством самозванцев, которые в условиях массового открытия церквей и нехватки настоящих священников, создавшейся в результате советских репрессий, выдавали себя за священников. Так, благочинный Гатчинского округа самозванец Иван Амозов , бывший коммунист , смог успешно выдать себя за священника при помощи справки об освобождении из заключения, однако на Колыме в 1936 году он оказался не как «гонимый за веру», а за взяточничество и двоежёнство .

С середины 1942 года миссия стала издавать ежемесячный журнал «Православный христианин. Издание православной миссии в освобождённых областях России». В издании принимали участие священники Иаков Начиc, Николай Трубецкой (редактор), Константин Шаховской, Кирилл Зайц, Георгий Бенигсен, Алексий Ионов, Иоанн Лёгкий, Георгий Тайлов, Николай Шенрок, архимандрит Богоявленского монастыря Серафим (Проценко), миряне барон Б. Г. Врангель, Р. В. Полчанинов, Р. И. Матвеева. Все номера этого журнала предварительно проходили цензуру со стороны немецких пропагандистских служб, и если в них было «слишком много православия и слишком мало антибольшевистских материалов», их выпуск не разрешался . Миссия издала «Православный календарь на 1943 год». В условиях оккупации стало возможным производить церковный звон (в СССР к середине 1930-х годов на него были наложены ограничения, а в некоторых регионах полный запрет), совершать крестные ходы под открытым небом, в том числе на большие расстояния. Возрождалась церковно-приходская благотворительность.

Значительным церковным событием того времени была передача Церкви Тихвинской иконы Божией Матери . Икона была спасена из горевшего храма в Тихвине при участии немецких солдат, вывезена во Псков и торжественно передана Церкви немцами 22 марта 1942 года.

Особое внимание священники-миссионеры уделяли духовной помощи военнопленным - в ряде лагерей удалось открыть храмы . Для военнопленных собирали пожертвования, одежда. После молебна священник обязательно выступал с проповедью , объясняя пленным, что эта война послана Богом им в наказание за атеизм большевиков . Миссия заботилась и о сиротах. Стараниями прихожан был создан детский приют при храме святого Димитрия Солунского в Пскове для 137 мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 15 лет. Ради возрождения религиозной жизни в регионе священство стало выступать по радио: еженедельные передачи шли из Пскова .

Приходская жизнь проходила под двойным контролем. С одной стороны, деяния миссионеров-священников курировали оккупационные власти, а с другой - советские партизаны . Отчёт начальника миссии протоиерея Кирилла Зайца немецкому руководству отмечал противоречивость имевшихся сведений: «По словам одних, партизаны считают священников врагами народа, с которыми стремятся расправиться. По словам других, партизаны стараются подчеркнуть терпимое, и даже благожелательное, отношение к Церкви и, в частности, к священникам». Немецкую администрацию интересовало особо, верит ли народ агитационным сообщениям об изменении церковной политики и как он на эти сообщения реагирует. Письменные сообщения стали поступать в Управление миссии регулярно. Содержание их было разнообразным.

В августе 1942 года все священники оккупированных районов Северо-Запада РСФСР получили секретный циркуляр от миссии, подписанный протоиереем Кириллом Зайцем. В нём давались следующие задания: 1) выявлять партизан и лиц, связанных с ними; 2) среди прихожан выявлять всех тех, кто настроен против немцев и высказывает недовольство немецкими порядками: 3) выявлять всех, которые отправляют службы, не имея посвящения в сан, то есть священников-самозванцев; 4) выявлять в своём приходе всех лиц, кто ранее был репрессирован советской властью. В этом же циркуляре были и задания по чисто церковным делам, в том числе по благотворительным сборам прихожан на бедных детей, ремонт храмов и т. д.

Но в глубинке, удалённой от крупных немецких гарнизонов, отнюдь не все священники выполняли распоряжения Православной миссии по содействию оккупантам. Так, священник села Рождествено Пушкинского района Ленинградской области Георгий Свиридов тайком помогал заключённым немецкого концлагеря, а священник деревни Хохлово Порховского района Федор Пузанов сотрудничал с партизанами, а после того как немцы сожгли приход, ушёл в отряд .

После того, как в 1943 году Москве было заключено соглашение между Сталиным и руководством Русской православной церкви, и иерархи, собравшиеся в Москве , подписали воззвание «Осуждение изменников вере и отечеству», где перешедшие на сторону фашизма объявлялись отлучёнными от церкви , а епископы и клирики - лишёнными сана , германское руководство созвало совещание православных архиереев Латвии, Эстонии и Литвы. В совещании принимали участие сам Сергий , митрополит Литовский, экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Иаков Елгавский, Павел, епископ Нарвский и Даниил, епископ Ковенский. Участники совещания высказали мнение по поводу воззваний к русскому народу патриаршего местоблюстителя Сергия , митрополита Московского и Коломенского, о сопротивлении германской армии и угроз отлучения всем сотрудничавшим с немцами:

Высокочтимый иерарх, глава Русской Православной Церкви, не мог составить или по крайней мере добровольно подписать это воззвание. Целый ряд обстоятельств доказывает, что это воззвание сфабриковано кремлёвскими властителями и распространяется от лица патриаршьего Местоблюстителя. … Либо он вовсе его не подписывал, либо подписал под страшными угрозами, желая спасти вверенное ему духовенство от полного истребления. Для нас это воззвание служит ярким доказательством того, что большевики по-прежнему держат Православную Церковь в своих тисках, удушая её и фальсифицируя её голос. Оплакивая участь патриаршьего местоблюстителя, мы решительно отмежовываемся от насильно навязанной ему политической установки и молимся Господу о полном и скором освобождении Православной Церкви от проклятого большевистского гнёта.

Немцы настаивали на непризнании каноничности избрания Архиерейским собором в Москве в сентябре 1943 года Сергия патриархом . Оккупационные власти настаивали на проведении конференции с обязательной резолюцией против патриарха. Но экзарх в проекте резолюции не назвал даже имя первосвятителя, не говоря уже об отмежевании от Московской патриархии . Но упоминание имени Сергия как патриарха на богослужении было прекращено .

Осенью 1943 года, в ожидании контрнаступления советских войск, германское командование осуществило массовую эвакуацию гражданского населения из прифронтовой зоны в Прибалтику. Экзарх митрополит Сергий распорядился, чтобы при вынужденной эвакуации приходы брали с собой святыни и самое ценное церковное имущество (соответствующий потребностям транспорт был предоставлен оккупантами), и распределил эвакуированное духовенство по приходским храмам Эстонии, Латвии и Литвы. Среди ценностей была и Тихвинская икона Божией Матери, которая потом оказалась в США.

В 2010 году Владимир Хотиненко снял художественный фильм «Поп », рассказывающий историю выдуманного героя - священника Псковской миссии.

Последний из остававшихся в живых участников Псковской православной миссии, протоиерей Георгий Тайлов, скончался в Латвии 8 мая 2014 года на сотом году жизни.

В настоящее время деятельность Псковской миссии - тема споров в околоцерковной среде. Их называют и героями антибольшевистского сопротивления, и пострадавшими от лживых обвинений в коллаборционизме , и предателями своей Родины. Официальных заявлений по поводу отношения к деятельности Псковской миссии высшее духовенство Русской православной церкви не делало.

Смотри также

Примечания

  1. «Пастыри и оккупанты, часть 2» Радио Свобода , 06.01.2012: В сети можно увидеть вырезку из псковско-рижской газеты «За родину» декабря 42-го с фотографиями Сергия и с такой «шапкой»: «От имени Русской православной церкви. Господи, ниспошли Адольфу Гитлеру силу для окончательной победы».
В последнее время открылась еще одна святая страница в летописи Великой Отечественной войны. Связана она с Прибалтикой и Псковской землей и, в частности, с историей старинного Псково-Печерского монастыря. Благодаря стараниям многих исследователей восстановлена весьма полная картина существования так называемой Псковской православной миссии в годы 1941-1944 годы. Особенно заметными стали книги Сергея Фомина «Кровью убеленные», Михаила Шкаровского «Церковь завет к защите Родины», а также отдельный выпуск Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей. Сегодня же наибольший интерес представляют исследования в этой области, проводимые замечательным псковским историком Константином Обозным.

Явление это было подлинно удивительным. Хотя бы даже потому, что создана была Псковская православная миссия одновременно стараниями главного идеолога нацизма Альфреда Розенберга с одной стороны и советской разведкой с другой. Пользуясь тем, что за время советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни, с тем чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть.

В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были быть вовлечены в борьбу с фашистскими оккупантами. Основная ответственность была возложена на главного организатора разведывательно-диверсионной работы на оккупированных территориях Павла Анатольевича Судоплатова.

Главным действующим лицом и с той и с другой стороны стал митрополит Виленский и всей Прибалтики Сергий (Воскресенский). Когда наши войска покидали Ригу, Судоплатов, по его личным воспоминаниям, спрятал митрополита, чтобы сотрудники органов не увезли его вместе с отступающими. Далее экзарх должен был действовать по плану, разработанному НКВД. Оставшись в Риге, он приветствовал вступление немцев в Прибалтику. Он же стал и организатором Псковской православной миссии, которая наружно являлась защитницей оккупационной власти, а тайно поддерживала разведывательно-диверсионную работу.

Православные священники, с одной стороны, вынуждены были в своих проповедях призывать народ к смирению и хвалить немцев за то, что они способствуют возрождению христианства на Псковской земле. С другой стороны, те же священники прятали у себя партизан, людей, разыскиваемых гестаповцами, в том числе и евреев. Есть свидетельства, что в Псково-Печерском монастыре людей прятали под куполами. Никто не мог догадаться, что там можно кого-то скрывать. Все привыкли, что могут быть подпольщики, а что бывают и «подкупольщики», не могло прийти в голову! Впрочем, данная тема еще ждет своего более детального изучения.


Одновременно с этим православные священники принимали в свои семьи или пристраивали в семьях своих прихожан многочисленных беженцев, сирот, детей, на долю которых выпали страшнейшие испытания. В 1943 году, благодаря стараниям митрополита Сергия, были отпущены и отданы на воспитание в православные семьи и в семьи священников дети из концлагеря Саласпилс.

Начиная с 1942 года, православные священники организовали постоянный сбор средств для поддержания советских военнопленных, находящихся в фашистских концлагерях. Невозможно без слез читать воспоминания о том, как в таких лагерях проводились церковные службы, как проходили пасхальные литургии. При этом нередко еду и вещи, собранные для узников, гитлеровцы конфисковывали и отправляли на фронт. Обычно это происходило в критические для немцев моменты войны - после разгрома под Москвой, под Сталинградом и под Курском. Впоследствии органами госбезопасности это было поставлено в вину членам Псковской православной миссии, как то, что они сознательно собирали еду и вещи для фашистских солдат!

В вину ставилось и то, что православные священники активно агитировали народ за Гитлера. Но и здесь советские карательные органы были в подавляющем большинстве случаев несправедливы. Да, в присутствии немцев священникам приходилось что-то говорить в их защиту. Но чаще всего они обращались к памяти русских воинов, сражавшихся за Родину, вспоминали священные образы Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Федора Ушакова, Александра Суворова, Михаила Кутузова, вселяли в сердца людей уверенность, что и этих захватчиков рано или поздно сметут с лица земли Русской. В 1942 году предполагалось празднование 700-летия Ледового побоища. А в то время берега Чудского озера были в плену у новых псов-рыцарей. Но русские священники обнадеживали прихожан, говоря, что святой князь Александр Невский незримо явится и вновь одержит победу. Антигитлеровскую пропаганду члены Псковской православной миссии особенно развернули после Сталинградской битвы.

Во время существования Псковской православной миссии Павлом Судоплатовым был проведен в жизнь план спецоперации под кодовым названием «Послушники». В Псково-Печерскую обитель были внедрены два агента наших спецслужб. Они выдавали себя за членов тайного сообщества священников-подпольщиков, действующих против советской власти. Якобы это антисоветское православное подполье столь сильно, что может действовать в Куйбышеве, который стал с конца 1941 года «запасной столицей». С этим «православным подпольем» была налажена связь по рации, двое мнимых послушников получали из Куйбышева сведения и передавали их немцам. На самом деле это была дезинформация, которая сыграла свою роль еще в 1942 году, но особенно помогла во время сражения на Курской дуге. Успех операции «Послушники» получил высокую оценку самого Сталина. О нем Сталин говорил со своими приближенными накануне принятия судьбоносного решения о возрождении патриаршества.

Это великое событие в жизни Русской Православной Церкви отразилось и на судьбах Псковской православной миссии.

До определенных пор между Псковской православной миссией и Московской Патриархией существовали двойственные отношения. Безусловно, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) был осведомлен о том, как и на кого работает экзарх всей Прибалтики Сергий (Воскресенский). Между ними давно существовали дружеские отношения. Но при этом все годы войны и тот и другой, скажем так, по условиям игры вынуждены были явно высказываться негативно в адрес друг друга. Сергий (Страгородский) публично порицал Сергия Воскресенского за сотрудничество с Гитлером, а Сергий (Воскресенский), в свою очередь, публично порицал Сергия (Страгородского) за сотрудничество со Сталиным. При этом, что особенно важно подчеркнуть, Псковская православная миссия оставалась в лоне Русской Православной Церкви Московского Патриархата, а не Зарубежной! И все годы войны на службах священники Псковской православной миссии считали себя под омофором патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского), молились о его здравии.

Когда в Москве произошло избрание Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси, Гитлер потребовал, чтобы все русские священники на оккупированных территориях предали его анафеме и осудили решение Священного Синода Русской Православной Церкви. Представители Русской Зарубежной Церкви собрались в Вене и исполнили волю Гитлера. А митрополит Сергий (Воскресенский) собрал всех представителей Псковской православной миссии, которой тогда руководил отец Кирилл Зайц, обсудил с ними суть вопроса, и далее единогласно было принято решение: никакой анафемы и никакого осуждения! Отныне Псковская православная миссия считала себя в подчинении у патриарха Сергия (Страгородского). Тем самым она сознательно избрала для себя путь мученичества. Немцы начали проводить репрессии против русских православных священников на территориях Прибалтики и Псковщины. Впрочем, особо они в этом не преуспели, поскольку Советская армия стремительно наступала. В начале 1944 года Псковская земля была освобождена от захватчиков, а Псковская православная миссия прекратила свое существование.

Мучеником оказался сам экзарх Прибалтики. Весной 1944 года немцы решились на его уничтожение. Совершить покушение поручено было начальнику полиции Остланда обергруппенфюреру СС Эккельну. На дороге из Каунаса в Вильнюс машина, в которой ехал митрополит Сергий, была изрешечена пулями.

Вскоре после освобождения Псковской земли от оккупантов органы НКВД стали арестовывать всех членов Псковской православной миссии. Приговоры им были суровые - от десяти лет до двадцати. Многие не вернулись потом из лагерей. Начальник миссии протопресвитер Кирилл Зайц, арестованный в Шауляе, получил 20 лет и через четыре года окончил дни свои в казахстанском лагере. Начальник канцелярии Псковской миссии протоирей Николай Жунда также получил 20 лет и умер от туберкулеза в лагере Красноярского края. Печерский епископ Петр (Пяхкель) получил 10 лет и тоже сгинул в лагерях. Такова же судьба многих и многих других, которые подобно им, обрели свою смерть за советской колючей проволокой.

Но многим Бог дал возможность вернуться из мест заточения. Протоиерей Николай Шенрок, получив 20 лет, был освобожден через 11 из того же казахстанского лагеря, в котором скончался Кирилл Зайц. Вернулся из того же лагеря протоиерей Сергий Ефимов. Священник Иаков Начис, получив 10 лет лагерей и отбыв их от звонка до звонка, стал служить в единственном действующем православном храме в республике Коми, потом в Мурманской области, в церкви, превращенной в храм из лагерного барака.

Многие из священников Псковской православной миссии при наступлении советских войск эмигрировали и окончили свои дни за границей, кто в Швеции, кто в Германии, кто в Америке. Такова судьба Рижского митрополита Августина (Петерсона), протоиереев Георгия Бенигсена, Алексия Ионова, Владимира Толстоухова, Иоанна Легкого и десятков других. У кого повернется язык их осудить?..

Среди членов Псковской православной миссии был тогда еще молодой священник Николай Гурьянов. Его рукополагал митрополит Сергий (Воскресенский). В дальнейшем отец Николай служил на острове Залит на Псковском озере и прославился как благодатный старец.

Одним из окормлявших свою паству на оккупированной территории был, как известно и священник Михаил Ридигер, отец незабвенного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. У Святейшего давно зрел замысел реабилитировать тех, кто, как его отец, вынужден был служить Богу при немцах. С его благословения в 2005 году Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» обратился ко мне с просьбой создать литературную основу для фильма, посвященного Псковской православной миссии, и предоставил все необходимые материалы. Так появился мой роман «Поп», вышедший в 2007 году по благословению патриарха Алексия в издательстве московского Сретенского монастыря. На основе этого романа мы вдвоем с кинорежиссером Владимиром Ивановичем Хотиненко, человеком верующим и давно воцерковленным, принялись за создание сценария полнометражного художественного фильма. Одновременно велась подготовка к съемкам. Святейший Патриарх внимательно следил за нашей работой. Прочитав сценарий, он одобрил его. С его одобрения отбирались и актеры на главные роли. В итоге на роль священника Александра Ионина был выбран Сергей Маковецкий, а на роль матушки - Нина Усатова. И он, и она - тоже православные воцерковленные люди. Консультантом фильма Патриархия назначила настоятеля московского храма Святой Троицы в Листах игумена Кирилла (Коровина). Немало добрых советов дал и священник Сергий Вишневский, он же подарил пояс митрополита Сергия (Воскресенского), который ему в свое время передала одна из прихожанок убитого фашистами экзарха.

Съемки проходили в Белоруссии и в окрестностях Псково-Печерского монастыря, а павильонные - на «Мосфильме». Увы, во время съемок в Белоруссии туда пришло печальное известие о кончине главного заказчика фильма - нашего дорогого патриарха Алексия. Причем, что знаменательно, как раз снимался эпизод Пасхи, Светлого Христова Воскресения 1942 года.

Когда фильм был смонтирован, его принимала комиссия во главе с архиепископом Истринским Арсением, викарием Московской епархии. Священноначалие и деятели культуры вынесли весьма высокую оценку фильму. Музыку к нему написал замечательный композитор Алексей Рыбников. Осенью 2009 года фильм выходит на экраны.

Во многих отношениях это должно быть необычное явление в кинематографе. Главное действующее лицо - сельский священник, причем, вынужденный служить во время гитлеровской оккупации. Впервые художественный фильм снят под эгидой Московской Патриархии и при непосредственном попечении патриарха.

И, кроме того, это будет необычный фильм о любви. Не той, которую мы привыкли видеть на экране, чаще всего - мятежной. А о любви двух супругов - батюшки и матушки, попа и попадьи. О любви, которую эти люди пронесли через всю свою жизнь до самой смерти.

Карагандинский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ (1931 - 1959)

В мае года было принято постановление СНК СССР «Об организации Казахского исправительно-трудового лагеря (КазИТЛАГ). Однако через год, 19 декабря года было принято другое решение: «Первое отделение «КазИТЛАГа» - совхоз «Гигант» сего числа реорганизовать в Карагандинский отдельный исправительно-трудовой лагерь ОГПУ, именуемый сокращенно «Карлаг ОГПУ», с непосредственным подчинением «ГУЛАГу» и местонахождением Управления лагеря в селе Долинское».

В одном из первых директивных документах сказано: «Карагандинский совхоз-гигант ОГПУ получает почетное и ответственное задание – освоить грандиозный район Центрального Казахстана». На территории будущего лагеря в то время находилось 4 тысячи казахских юрт и 1200 дворов русских, немцев и украинцев. Началось принудительное выселение людей с обжитых местностей, в котором принимали участие войска НКВД. Немцы, русские и украинцы были переселены, главным образом, в Тельманский, Осакаровский и Нуринский районы Карагандинской области. Выселение совпало с раскулачиванием и с конфискацией домашнего скота. Конфискованный скот передавался совхозу «Гигант». А по обочинам дорог валялись мертвые, погибшие от голода люди, и никто не спешил их хоронить.

После выселения, в конце 1931 г. пустующие земли заняли многочисленные колонны заключенных, прибывающие со всех концов Советского Союза. Первыми насельниками Карлага были, по воспоминаниям старожилов, монахи и священники. Численность заключенных росла из года в год, и вместе с ней рос и развивался "совхоз-гигант".

Административный центр Карлага находился в поселке Долинка , находящийся в 33 км от Караганды. В центре Долинки размещался первый отдел – тюрьма в тюрьме, где заключенным добавляли срок, подвергали пыткам, производили расстрелы. В Карлаге работала выездная коллегия Карагандинского областного суда в составе трех лиц, называемая "тройкой". Приговоры исполнялись на местах. Расстрелянные брались на списочный учет с грифом "Умер", личные дела уничтожались.

«Карлагу» отведено 120.000 га пахотно-пригодных земель, 41.000 га сенокосных площадей. Протяженность территории Карлага с севера на юг - 300 км и с востока на запад - 200 км. Кроме того, вне этой территории имелись два отделения: Акмолинское, расположенное в 350 км от центра лагеря, и Балхашское отделение, расположенное в 650 км от центра лагеря. Одной из главных целей организации Карлага было создание крупной продовольственной базы для бурно развивающейся угольно-металлургической промышленности Центрального Казахстана: Карагандинский угольный бассейн, Жезказганский и Балхашский медеплавильные комбинаты. Кроме того, для создания и развития этих отраслей промышленности необходима была рабочая сила.

Управление Карлага подчинялось только ГУЛАГу ОГПУ (НКВД) в Москве. Республиканские и областные партийные и советские органы влияния на деятельность лагеря практически не имели. Это было образование колониального типа со своей метрополией в Москве. По существу, это было государство в государстве. Оно располагало реальной властью, орудием, транспортными средствами, содержало почту и телеграф. Его многочисленные отделения - «точки» - были увязаны в единый хозяйственный механизм, со своим государственным планом.

Структура Карлага была довольно громоздкой и имела многочисленные отделы: административно-хозяйственный (АХО), учетно-распределительный (УРО), контрольно-плановый (КГТО), культурно-воспитательный (КВО), отдел кадров для вольнонаемных, снабжения, торговли, III-оперчекистский, финансовый, транспортный, политотдел. Последний отдел Карлага ежемесячно отправлял в управление ГУЛАГа 17 видов отчетности, тем же самым занимался весь состав лагерной администрации. Высокая рентабельность (дешевая рабочая сила, минимальная стоимость фондов, низкие амортизационные затраты) способствовала расширению производства.

Основной массив хозяйства Карлага был расположен на территории Карагандинской и Акмолинской областей. Если в 1931 году территория Карлага составляла 53.000 га, то в 1941 г. - 1.780.650 га. Если в 1931 г. Карлаг имел 14 отделений, 64 участка, то в 1941 г. - 22 отделения, 159 участков, а в 1953 г. - 26 отделении, 192 лагерные точки. Каждое отделение, в свою очередь, распределено на ряд хозяйственных подразделений, именуемых участками, точками, фермами. В лагере было 106 животноводческих ферм, 7 огородных участков и 10 пахотных участков.

27 июля года Карлаг был закрыт (реорганизован в УМЗ УМВД Карагандинской области) . Ныне в поселке Долинка организован Музей памяти жертв политических репрессий.

Узники Карлага

Число заключенных иногда доходило по разным данным до 65-75 тысяч человек. За весь период существования Карлага в нем побывали более 1 миллиона заключенных.

В нижеследующем списке мы пытаемся собрать имена Карлагских заключенных, отбывавших наказание по церковным делам. Этот список не претендует на полноту, он будет пополняться постепенно, по мере поступления материала. Даты в скобках - прибытие в лагерь (если не указано иное) и убытие (или кончина). Список упорядочен по последней дате.

  • сщмч. Алексий Ильинский , свящ. (18 июня 1931 - 4 августа 1931), умер в Карлаге
  • сщмч. Михаил Марков , свящ. (22 апреля 1933 - 29 апреля 1934), приговор заменен ссылкой в Казахстан
  • исп. Николай Розов , прот. (1931 - 23 июня 1933), освобожден досрочно
  • сщмч. Леонид Бирюкович , прот. (1935 - весна 1937), освобожден досрочно по крайнему ухудшению здоровья
  • сщмч. Павел Гайдай , свящ. (22 января 1936 - 5 сентября 1937), расстрелян
  • сщмч. Виктор Элланский , прот. (15 апреля 1936 - 8 сентября 1937), расстрелян
  • мч. Димитрий Морозов (16 мая 1937 - 8 сентября 1937), расстрелян
  • мч. Петр Бордан (1936 - 8 сентября 1937), расстрелян
  • прмц. Ксения (Черлина-Браиловская) , мон. (20 ноября 1933 - 15 сентября 1937), расстреляна в Коктун-Кульском отделении Карлага
  • сщмч. Дамаскин (Цедрик) , еп. б. Глуховской (27 октября 1936 - 15 сентября 1937), расстрелян
  • сщмч. Василий Зеленский , свящ. (2 января 1936 - 15 сентября 1937), расстрелян в Коктун-Кульском отделении Карлага
  • сщмч. Виктор Басов , свящ. (12 ноября 1935 - 15 сентября 1937), расстрелян
  • сщмч. Владимир Моринский , свящ. (8 июня 1935 - 15 сентября 1937), расстрелян в Бурминском отделении Карлага
  • сщмч. Феодот Шатохин , свящ. (14 февраля 1936 - 15 сентября 1937), расстрелян в Коктун-Кульском отделении Карлага
  • сщмч. Евфимий Горячев , прот. (6 сентября 1936 - 15 сентября 1937), расстрелян в Бурминском отделении Карлага
  • сщмч. Иоанн Мельниченко , свящ. (14 декабря 1935 - 15 сентября 1937), расстрелян в Бурминском отделении Карлага
  • сщмч. Стефан Ярошевич , свящ. (27 февраля 1936 - 15 сентября 1937), расстрелян в Коктун-Кульском отделении Карлага
  • сщмч. Иоанн Смоличев , свящ. (7 декабря 1936 - 15 сентября 1937), расстрелян в Бурминском отделении Карлага
  • сщмч. Петр Новосельский (16 декабря 1935 - 15 сентября 1937), расстрелян в Коктун-Кульском отделении Карлага
  • сщмч. Евгений (Зернов) , митр. Горьковский (1935 - 20 сентября 1937), расстрелян
  • прмч. Евгений (Выжва) , игум. (1936 - 20 сентября 1937), расстрелян
  • прмч. Пахомий (Ионов) , иером. (25 сентября 1935 - 20 сентября 1937), расстрелян
  • сщмч. Захария (Лобов) , архиеп. Воронежский (8 февраля 1936 - 21 сентября 1937), расстрелян
  • сщмч. Иосиф Архаров , свящ. (8 марта 1936 - 21 сентября 1937), расстрелян
  • сщмч. Стефан Костогрыз , свящ. (10 февраля 1936 - 26 сентября 1937), расстрелян
  • сщмч. Александр Аксёнов , свящ. (5 марта 1937 года - 26 сентября 1937), расстрелян
  • прмч. Николай (Ащепьев) , игум. (16 сентября 1935 - сентябрь 1937 ), расстрелян
  • сщмч. Стефан Крейдич , свящ. (1936 - сентябрь 1937 ), расстрелян
  • сщмч. Феоктист Смельницкий , прот. (10 сентября 1936 - 3 октября 1937), расстрелян
  • прмч. Маврикий (Полетаев) , архим. (9 февраля 1936 - 4 октября 1937), расстрелян
  • мч. Василий Кондратьев (8 января 1936 - 4 октября 1937), расстрелян
  • мч. Владимир Правдолюбов (2 декабря 1935 - 4 октября 1937), расстрелян
  • сщмч. Александр Орлов , свящ. (8 февраля 1936 - 2 ноября 1937), расстрелян
  • сщмч. Зосима Пепенин , свящ. (11 октября 1935 - 2 ноября 1937), расстрелян
  • сщмч. Леонид Никольский (17 октября 1935 - 2 ноября 1937), расстрелян
  • сщмч. Иоанн Ганчев , прот. (1936 - 2 ноября 1937), расстрелян
  • сщмч. Иоанн Речкин , свящ. (25 февраля 1936 - 2 ноября 1937), расстрелян
  • сщмч. Иоанн Родионов , прот. (1933 - 2 ноября 1937), расстрелян
  • сщмч. Николай Фигуров , свящ. (1935 - 2 ноября 1937), расстрелян
  • сщмч. Михаил Исаев , диакон (7 февраля - 2 ноября 1937), расстрелян
  • мч. Павел Бочаров (23 января 1936 - 2 ноября 1937), расстрелян
  • сщмч. Петр Кравец , протод. (13 сентября - 2 ноября 1937), расстрелян
  • мч. Георгий Юренев (27 августа 1936 - 20 ноября 1937), расстрелян
  • сщмч. Сергий (Зверев) , архиеп. Елецкий (1936 - 20 ноября 1937), расстрелян
  • сщмч. Николай Романовский , прот. (1931 - 20 ноября 1937), расстрелян
  • сщмч. Василий Краснов , свящ. (16 декабря 1935 - 20 ноября 1937 ), расстрелян
  • сщмч. Серафим (Остроумов) , архиеп. Смоленский (апрель - ноябрь 1937), арестован в лагере, отправлен в Смоленск, где был расстрелян
  • сщмч. Иоанн Глазков , свящ. (3 июня 1934 - 10 декабря 1937), расстрелян
  • мч. Лео­нид Саль­ков (сентябрь 1935 - 7 марта 1938), расстрелян
  • мч. Петр Антонов (1935 - 7 марта 1938), расстрелян
  • сщмч. Иоанн Преображенский , протодиакон (19 сентября 1937 - 11 июня 1938), умер в лагере
  • исп. Севастиан (Фомин) (1933 - 29 апреля 1939), освобожден
  • сщмч. Павел Добромыслов , прот. (16 июля 1938 - 9 февраля 1940 года), скончался в 8-м Чур-Нуринском отделении
  • сщмч. Иоанн Ансеров , свящ. (27 мая 1938 - 6 мая 1940), скончался в Карлаге, на лагерной командировке Бурма
  • прмц. Марфа (Тестова) , инокиня (3 мая 1938 - 26 апреля 1941), скончалась в лагерной больнице при Спасском отделении Карлага
  • сщмч. Иоанн Спасский (1937 - 10 мая 1941), скончался в лагерной больнице при Спасском отделении Карлага
  • сщмч. Николай Беневоленский , прот. (12 июля 1940 - 16 мая 1941), умер в Спасском отделении Карлага
  • сщмч. Исмаил Базилевский , свящ. (март 1941 - 17 ноября 1941), повторно арестован в лагере и расстрелян
  • Пётр Тверитин , свящ. (25 июля 1936 - 3 декабря 1941), скончался в Карлаге
  • сщмч. Николай Крылов , прот. (2 декабря 1936 - 12 декабря 1941), скончался в Карлаге
  • мч. Димитрий Власенков (11 мая 1941 - 5 мая 1942), скончался в лагерной больнице Эспинского отделения Карлага
  • мц. Наталия Сундукова (9 марта 1941 - 11 января 1942), расстреляна
  • мц. Агриппина Киселева
  • мц. Анна Боровская (11 января 1941 - 11 января 1942), расстреляна
  • мц. Анна Попова (1941 - 11 января 1942), расстреляна
  • мц. Варвара Деревягина (1941 - 11 января 1942), расстреляна
  • мц. Евдокия Гусева (1941 - 11 января 1942), расстреляна
  • мц. Евдокия Назина (1941 - 11 января 1942), расстреляна
  • мц. Евфросиния Денисова (1941 - 11 января 1942), расстреляна
  • мц. Матрона Наволокина (1941 - 11 января 1942), расстреляна
  • мц. Наталия Васильева (30 октября 1940 - 11 января 1942), расстреляна
  • мц. Наталия Силуянова (13 марта 1941 - 11 января 1942), расстреляна
  • мц. Феоктиста Ченцова (19 ноября 1937 - 16 февраля 1942), скончалась в одном из отделений Карлага
  • мц.

В 1931 году в казахской степи был организован совхоз «Гигант» площадью 17 тысяч гектаров. Под этим названием появилось учреждение, которое с 1931 по 1959 годы навсегда исковеркало судьбы 6 миллионов политзаключенных, интернированных и военнопленных. Имя этого кровавого чудовища - Карлаг НКВД...

Коридор цокольного этажа. Здесь располагались пыточные камеры, карцеры и расстрельная стена, из блога , 2015 год

Казахи, немцы, русские, румыны, венгры, поляки, белорусы, евреи, чеченцы, ингуши, французы, грузины, итальянцы, киргизы, украинцы, японцы, финны, литовцы, латыши, эстонцы - адские жернова НКВД перемалывали всех, не разбирая национальностей


Карцер. Заключенному разрешалось спать на ледяном полу 4 часа в сутки. В остальное время он обязан был стоять. За попытку прислониться к стене жестоко избивали, из блога , 2015 год

В систему Карлага входило множество лагерей и зон особого назначения (особлагов). Самые крупные из них Спасслаг (военнопленные), Алжир (Акмолинский лагерь жен изменников Родины) Степлаг (украинцы, прибалты,власовцы). Административным центром Карлага стал поселок Долинка в 50 км от Караганды. Общая территория Карлага по площади сопоставима с территорией Франции...


Особо несговорчивых сажали в яму и не давали воды и пищи несколько дней, из блога , 2015 год

Основной деятельностью заключенных была добыча камня для строительства автодорог. Все работы производились вручную. Люди погибали от холода, голода и физического истощения. Наиболее слабых добивала охрана... На момент создания лагерей уполномоченные спецчасти НКВД насильно выселили с этой территории все местное население. Зачастую с принудительным изъятием скота. Для казахов это означало голодную смерть...


Пыточная камера. Запах крови здесь стоит до сих пор. Людей били, пытали электричеством, разбивали молотками пальцы, из блога , 2015 год

Счет погибшим от болезней не велся, а личные дела после смерти уничтожались. Так человек исчезал навсегда. В Карлаг ссылали интеллигенцию Советского Союза, среди которых фигурировали такие имена, как величайший биолог Чижевский, Лев Гумилев, отец Севастьян...

Участник Кенгирского восстания Иван Иванович Карпинский был заключенным Степлага.

Сам я с Украины. Меня арестовали за чтение буржуазной литературы. Это была книга по истории Украины. За это мне дали 25 лет лагерей. А мне самому было только 19... Так я попал в поселок Кенгир, заключенные которого строили Жезказган. В основном там была молодежь с Украины, прибалты и власовцы.

Охрана лютовала. Заключенных убивали без причины. На Пасху охрана обстреляла колонну с зэками. На следующий день весь лагерь не вышел на работу. К нам в лагерь прислали урок. Уголовников. Для того, чтобы они нас поубивали. Но мы им этого не дали сделать. Тогда в бойне погибло 15 человек. Это был предел...

16 мая 1954 года мы заблокировали лагерь и потребовали смену режима лагеря. 42 дня мы держали оборону. А 26 июня на нас с самолета скинули несколько фугасов. А потом в лагерь вошли танки. Они стреляли по баракам, давили людей. Вся земля была в крови. Не пожалели ни детей, ни женщин.

На вопрос: «Как вы выжили?», Иван Иванович заплакал...

Нас повезли убивать в вагонах для руды. Хотели скинуть в шахту. Пятнадцать минут мы висели над пропастью. Нажали бы кнопку - и 40 метров вниз. Но в последний момент изменили решение. И вот так я выжил...

Полина Петровна Остапчук, бывшая заключенная Карлага.

Я с Украины. После войны голодали мы сильно, и я собирала деньги на государственный заем после войны. По 50 рублей. Большие деньги тогда были. Заступилась перед начальством за вдову с четырьмя детьми, чтобы у нее денег не брали. За это мне дали 10 лет. Приписали мне работу на американскую разведку. Не давали спать неделю, и я все подписала.

В 1948 году меня отправили в Спасск. Там я пробыла 4 года. Выжила чудом. Потом был Актас. Летом стройка, зимой завод. 4 года на отбойном молотке. А вышла я уже в 1956, отсидев 8 лет.

По молодости я была видной девушкой, за мной начал ухаживать комендант лагеря. Четыре месяца ходил за мной, но я на его ухаживания не отвечала, тогда он пригрозил мне устроить «трамвай» - это когда 11 мужчин насилуют, а 12 идет больной сифилисом. Одну девушку так заразили и она вскоре умерла. Мне пришлось согласиться, чтобы сохранить жизнь. Так на зоне я лишилась девственности и родила первого сына... Помирали много. С нашего отделения в Спасске по пять гробов в сутки вывозили. Гробы были легкие - настолько люди были истощены...


Из блога , 2015 год

Зоя Михайловна Слюдова - ребенок Карлага.

Маму выслали из Белоруссии в 1939, ей было 18 лет. Я родилась в 1940 году и росла в Долинке. Воспитателями у нас были «жены изменников Родины». А в 8 лет нас перевели в Компанейский детский дом. Воспитатели у нас хлеб отбирали. Зимой не топили. Детей мы сами мертвых выносили. Много умерло. Хоронили детей в деревянных бочках. Гробов на них не выделяли. Мы были детьми врагов народа, нас было не жалко...

____________________________

Фотограф-путешественник :

Продолжаю лагерную тему, начатую - Акмолинский лагерь жён изменников родины. Только из Астаны теперь перенесёмся в Караганду - благо, это совсем не далеко по меркам Казахстана.

В 1930 году посреди Великой Степи возник совхоз «Гигант», год спустя превратившийся в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь - один из крупнейших, наряду с Воркутой и Колымой, «островов» ГУЛага, простиравшийся на сотни километров и содержавший единовременно до 65 тысяч з/к (а также ещё от 12 до 40 тысяч в «особлагах»). Уже тогда было ясно, что внутренние районы Казахстана по своей неосвоенности и ресурсному потенциалу достойны Крайнего Севера, уже были планы грандиозные освоения здешних рудников, и на Карлаг была возложена задача подготовить Степь к освоению. В 1931 году с территории Карлага было выселено всё гражданское население (в основном переселенцы начала ХХ века), а на их место повезли заключенных - изначально крестьян русского Черноземья, затем - всех остальных. Карлаг действовал до 1959 года, за это время его узники построили Караганду, Экибастуз, Джезказган, Балхаш и десятки других городов и посёлков, соединили их железными и автомобильными дорогами, наладили мелиорацию, устроив в степи поля и пастбища. Среди них были Лев Гумилёв, Чижевский, Солженицын.

Центром Карлага была не Караганда, а посёлок Долинка (5,7 тыс. жителей) в 45 километрах западнее последней. Или даже не центром - столицей: здесь жили не заключённые, а начальство. И что ещё удивительнее, посёлок с той поры почти не изменился...


, 2012 год

Обратите внимание на памятник - символ уже знаком по мемориалу АЛЖИРа. До недавнего времени Управление пребывало в таком же запущенном виде, как сам посёлок, окультуривать его взялись, видимо, к 80-летию Карлага, а музей открыли 31 мая 2010 года - в День памяти жертв политических репрессий. Что тут всё «с иголочки», видно невооружённым глазом:


, 2012 год

У музея Карлага вообще много общего с музеем АЛЖИРа - только здесь всё гораздо хуже. Сам музей сделан ещё сильнее - с длинными коридорами, опорами в форме виселиц, пугающей тусклой подсветкой, чуть слышными голосами, рассказывающими по-русски о творившихся здесь злодениях - действует очень сильно и как-то неявно: беспокойство и подавленность нарастают постепенно и незаметно, и в полной мере ощущаешь их, лишь вновь выйдя на свет божий, а уж задуматься о достоверность предлагаемых фактов и вовсе кажется кощунством. Оценить это можно, например, здесь (там же воспоминания заключённых), мне же что-то толком заснять не удалось: как и в большинстве музеев Казахстана, здесь запрещено фотографировать, но в отличие от того же АЛЖИРа, по карлаговскому музею ещё и нельзя ходить без сопровождения. В итоге я ходил в группе из четырёх человек с двумя экскурсоводами, которые с меня практически глаз не спускали, будто бы я не сфотографировать что-нибудь пытался, а украсть. На самом деле, тут очень много интересного - документы, вещи, интерьеры (в том числе кабинет начальника с картиной на тему Ленина, написанной одним из узников)... Кое-что я всё-таки заснял:


, 2012 год

Лаборатория тут не случайна - Карлаг имел два десятка «шарашек», в которых опять же подневольным трудом, но по специальности трудились учёные - в освоении такого сложного района одной лишь силы рабочих рук было мало. С этим, возможно, связана такая концентрация интеллигенции в Карлаге - например, биофизик Чижевский или генетик Эфраимсон. А заброшенный в глубину Великой Степи Лев Гумилёв не мог не почерпнуть здесь новых идей для своих теорий (учитывая, что в лагерях он был не новичок - до этого успел пережить несколько лет в Норильске).

Почему-то больше всего заснять мне удалось в подвале Управления, где воссозданы интерьеры различных камер - размещавшихся, само собой, не здесь, а в бараках других лагерей. Точнее, я заснял только мужскую и женскую камеры:


, 2012 год

И камеру пыток... Многое из представленного здесь мне показалось достаточно спорным. Например, в карцере здесь имеется яма с решёткой наверху, в которую якобы сажали провинившихся. В камере пыток какие-то уж очень средневековые орудия вроде крючьев для подвешивания человека к потолку. У меня невольно возник вопрос - а применялись ли в ГУЛаге подобные технологии? По крайней мере в таких количествах, чтобы быть системой?..

А в целом, было очень приятно выйти из этих залов на воздух. По мрачноватым и пыльным улицам Долинки я направился куда глаза глядят. На многих заборах - колючая проволока. Прежде я видел такое только в Республике Коми, и мне сразу вспомнилось, что Караганда и Воркута - в сущности, родные сёстры. В бараках, построенных заключёнными для своих надзирателей, теперь живут потомки заключённых... От названия становится не по себе. Говорят, первоначально здесь хоронили детей - в Долинке был ещё и детский дом, ведь некоторые узницы попадали сюда беременными, другие подвергались насилию, и многие дети умирали от болезней и голода.


, 2012 год

Их могилки олицетворяют гнутые кресты чуть выше бурьяна... Лишь уезжая отсюда на ПАЗике, я вдруг заметил, что в Долинке мне не встретилось, кажется, ни одного казаха. Здесь живут русские, украинцы, немцы, литовцы, но они совсем непохожи на тех, кто живёт в России или Украине. Здесь по сей день действуют три зоны - правда, в них содержатся вполне обычные уголовники. Как и Пермь-36 с его гуляющими по деревне помешанными, Долинка оставила чувство «проклятого места».

    КарЛАГ - (Карагандинский исправительно трудовой лагерь) один из крупнейших исправительно трудовых лагерей в 1930 1959 годах, подчинявшийся ГУЛАГу НКВД СССР. За годы своего существования Карлаг принял около миллиона человек. К началу 1950 х Карлаг… … Википедия

    Карлаг - Карагандинский лагерь г. Караганда … Словарь сокращений и аббревиатур

    Карагандинский исправительно-трудовой лагерь - Карлаг (Карагандинский исправительно трудовой лагерь) один из крупнейших исправительно трудовых лагерей в 1930 1959 годах, подчинявшийся ГУЛАГу НКВД СССР. За годы своего существования Карлаг принял около миллиона человек. К началу 1950 х Карлаг… … Википедия

    ГУЛАГ - а; ГУЛАГ, а; м. Государственное управление исправительно трудовых лагерей, поселений и мест заключения. Узники ГУЛАГа. ● Существовало в 1934 1956 гг. при НКВД. / О социалистических странах Восточной Европы. Социалистический г. Восточноевропейский … Энциклопедический словарь

    исправительно-трудовой лагерь - (ИТЛ), в СССР в 1929 56 одно из мест отбывания наказания в виде лишения свободы. Система ИТЛ под несколько иным названием существовала в 1918 19, включала особые лагеря принудительных работ, куда направлялись лица, представлявшие опасность для… … Энциклопедический словарь

    Караганда - У этого термина существуют и другие значения, см. Караганда (значения). Город Караганда Қарағанды Герб … Википедия

    Акмолинский лагерь жён изменников Родины - Запрос «АЛЖИР» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «АЛЖИР» Климат казахской степи очень суров. Испепеляющая 40 градусная жара и тучи насекомых … Википедия

    СВИТЛ - (Северо восточный исправительно трудовой лагерь) подразделение, действовавшее в структуре ОГПУ НКВД СССР. Содержание 1 История 2 Производство 3 Руководство … Википедия

    ГУЛаг - У этого термина существуют и другие значения, см. Гулаг (рок группа). Главное управление лагерей и мест заключения (ГУЛаг) подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство мест массового… … Википедия

    Караганды - Город Караганды Қарағанды Герб … Википедия

Книги

  • , Алевтина Окунева , Архимандрит Исаакий, в миру Иван Васильевич Виноградов, прожил долгую, богатую событиями жизнь. С детства он мечтал стать священнослужителем, но в Первую мировую войну, будучи еще юношей,… Категория: Религия Издатель: Паломник , Купить за 511 руб
  • Весна моего монашества. Жизнеописание и духовное наследие архимандрита Исаакия (Виноградова) , Окунева А.В. , Архимандрит Исаакий, в миру Иван Васильевич Виноградов (1895-l981), прожил долгую, богатую событиями жизнь. С детства он мечтал стать священнослужителем, но в Первую мировую войну, будучи еще… Категория: Православная литература Серия: Издатель: Паломник ,